Оперативная информация: понятие, виды. Требования к экономической информации
Оперативно-розыскная информация - это получаемые субъектом оперативно-розыскной деятельности с помощью специальных методов и средств фактические данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для предотвращения и раскрытия преступлений, розыскной работы и решения иных задач борьбы с преступностью. Оперативно-розыскная информация является разновидностью социальной информации, специфичной по цели получения (борьба с преступностью), методам получения и режиму использования, обеспечивающему конспирацию, надежную зашифровку источников, возможность проверки сообщаемых сведений и их применение только заинтересованными работниками 1 .
Анализ литературы показывает, что содержание оперативно-розыскной информации характеризуется широким разнообразием сведений, относящихся также к характеристике оперативной обстановки, основных сил, средств и методов оперативной деятельности, оценке результатов их использования 2 . Оперативно-розыскная информация, являясь производной от оперативно-розыскной деятельности, обладает присущим только ей чертами: спецификой данных, подлежащих поиску, сбору, переработке и использованию; особенностями источников возникновения; спецификой её прохождения от источников к потребителю; особенностями её обработки, использования и правового регулирования; спецификой субъекта получения; способностью объективно отражать реальные факты, явления (процессы), обстоятельства, имеющие значение для борьбы с преступностью.
С точки зрения познавательного назначения используемую в оперативно-розыскной деятельности информацию классифицирует по пяти основным направлениям:
Изучение оперативной обстановки;
Исследование конкретных обстоятельств, требующих мер предотвращения преступления;
Установление обстоятельств совершенного преступления и получение данных о доказательствах;
Установление обстоятельств побега из-под стражи или уклонения от следствия, суда и получения данных о месте нахождения виновных;
Обеспечение тактики предотвращения и раскрытия преступлений. 1
Оперативно-розыскная информация разделяется в зависимости от её соотнесения с целями и решаемыми задачами ОРД на стратегическую и тактическую.
Стратегическая информация определяет цели и содержание процессов управления оперативно-розыскной деятельности. На её основе избираются перспективные направления развития оперативно-розыскной деятельности, определяются наиболее важные цели, устанавливается их иерархия, последовательность, пути и средства достижения. Такая информация позволяет заранее предвидеть отклонения системы от заданной цели и в соответствии с этим повышать степень приспосабливаемости системы оперативно-розыскной деятельности к изменяющейся с течением времени социальной среде. Стратегическая информация содержит вероятную (прогностическую) картину отдаленного процесса и потому является одной из основ стратегических планов.
Стратегическая информация создает предпосылки для успешного решения тактических задач оперативно-розыскной деятельности. Имея общее представление о состоянии и тенденции развития преступности в конкретных регионах (по линиям работы оперативных аппаратов), руководители и работники оперативных аппаратов смогут принимать успешные решения по конкретным делам оперативно-розыскного учета и материалам как в рамках оперативно-тактического планирования, так и в проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.
Практическое значение разделения оперативно-розыскной информации на стратегическую и тактическую состоит в обеспечении полного удовлетворения информационных потребностей оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью.
По своему содержанию оперативно-розыскная информация представляет собой сведения об определенной группе объектов, к которым относятся, во-первых, лица; во-вторых, факты (события); в-третьих, предметы (вещи); в-четвертых, места, представляющие в той или иной степени оперативный интерес, отражение которых в сознании оперативных работников обусловливает возникновение данной информации.
Источниками получения тактической оперативно-розыскной информации сотрудниками оперативных аппаратов могут быть, прежде всего, различные граждане, с которыми оперативные работники вступают в контакт. Их разделяют на:
законопослушных граждан;
маргинальных лиц, которые соприкасаются с преступным миром, но не являются в принципе, его атрибутным элементом;
преступников, занимающихся совершением общеуголовных, насильственных, корыстных и корыстно-насильственных преступлений в составе групп, как правило, с неустойчивой структурой и в одиночку;
организаторов и членов организованных преступных групп, в том числе мафиозного и профессионального типа, для которых устойчивая противоправная деятельность обычно является основным источником существования.
В соответствии с количественной и качественной неоднородностью выше перечисленных категорий лиц определяются и реализуются задачи оперативных аппаратов по обнаружению, сбору, фиксации, закреплению, сохранению оперативно-розыскной информации для последующей её эффективной реализации в целях борьбы с преступностью.
В процессе функционирования оперативные аппараты постоянно взаимодействуют с законопослушными гражданами как источниками информации, необходимой для выявления, предупреждения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников с одной стороны, с другой стороны, их отношения (экономические, политические, социальные, нравственные и т.д.) являются объектом посягательства преступников, и некоторые из них под влиянием криминальных факторов изменяют свое поведение с законопослушного на маргинальное (находящееся на грани преступного поведения) или противоправное. Поэтому, являясь носителем такой информации, они должны оставаться в свою очередь в сфере профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел вообще и оперативных аппаратов в частности.
Маргинальная группа граждан - это бродяги, проститутки, наркоманы, алкоголики и пр., как правило, постоянно соприкасаются с преступным миром, при определенных условиях они могут встать на путь совершения преступлений. В этой связи эта категория лиц как источник оперативно-розыскной информации является для оперативных аппаратов весьма существенной.
Категория общеуголовных преступников по своей численности в общем составе всех преступников занимает абсолютное большинство. Информация о замышляемых преступлениях данной категории лиц представляют значительный оперативный интерес.
Устойчивая противоправная деятельность характерна для преступников мафиозного и профессионального типа. Численность этих представителей преступного мира незначительна, но их общественная опасность исключительно велика. Именно эта категория преступников широко использует в своей деятельности для обеспечения успеха и безопасности тайные методы, включая разведку и контрнаблюдение. Это обстоятельство крайне важно учитывать оперативным аппаратом при организации разведывательной работы в этой устойчивой преступной среде.
Таким образом, с учетом выше названных литературных источников, оперативно-розыскную информацию можно рассматривать как фактические данные, полученные субъектом системы оперативно-розыскной деятельности посредством управления её силами, средствами и методами, объем и содержание которых устраняет неопределенность и обеспечивает функционирование данной системы в решении стоящих перед оперативными аппаратами задач в борьбе с преступностью.
Тема 7. Понятие оперативно-розыскной информации. Обогащение оперативно-розыскной информации.
История исследования сути и содержания понятия оперативно-розыскной информации весьма интересна и поучительна. В теории ОРД вначале обратились к термину «информация», считая его аксиоматичным. Понимая под информацией «данные», «сведения», «факты», «события», «обстоятельства», возникающие в практике борьбы с преступностью, в самом определении информации использовали методы их перечисления.
Например, Д.В. Гребельскип рассматривал оперативно-розыскную информацию как совокупность первичных и выводных данных о лицах, причастных к подготовке и совершению преступлении, фактах преступных проявлений, состоянии оперативно-розыскных сил и средств, а также условий, в которых протекает деятельность - борьба с преступностью. Это определение вызвало полемику, причем она возникла из-за пределов понимания термина «совокупность данных». При таком подходе оперативно-розыскная информация неизбежно охватывает сведения об экономических, демографических и других условиях, учитываемых при изучении оперативной обстановки и организации борьбы с преступностью. В конечном счете специфика методов и тактических приемов получения информации отличает оперативно-розыскную информацию от других видов социальной информации.
В кибернетике и естественных науках возникла множественность аспектов информации как объективного явления: теоретико-отражательный, раскрывающий роль информации в процессах отображения объективной действительности; гносеологический, раскрывающий представление об информации как средстве познания; семантический, предполагающий содержание и значение информации; аксиологический, формирующий концепции ценности информации для различных сфер деятельности; количественный, приобретающий значение для принятия решений при определении, например, емкости «памяти» ИПС; коммуникативный, раскрывающий сложную организационно-техническую природу информационной связи, и др. Все это обусловило большое количество попыток определения информации как научного понятия.
Каждое такое определение, если оно применяется в сфере своего действия, верно отображает какую-то сторону или особенность информации. Однако всякие попытки универсализации частного определения, открывающего один или несколько аспектов информации, как справедливо отмечено в литературе, приводят к неудачным выводам.
В работах философов и кибернетиков с начала 1960-х гг. наметилось стремление отойти от чисто количественного, статистического анализа информации. Появилась тенденция раскрыть ее содержание, смысл, ценность, т.е. перейти к более глубокому, качественному изучению, ибо для решения социальных задач необходимо осмысливать информацию, раскрывать качественные особенности, иод которыми понимают ее смысловое содержание и практическую ценность.
Применительно к специфике оперативно-розыскных задач рассмотрим определения информации, которые, на наш взгляд, способствуют познанию содержательною и коммуникативного назначения оперативно-розыскной информации. Обзор литературы позволяет сосредоточить внимание на следующих определениях: информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира; информация - отрицание энтропии; информация - оригинальность; информация - мера сложности; информация - вероятность выбора. Нетрудно заметить, что данные определения отражают служебное назначение информации - получить какое-то сообщение из внешнего мира, устранить неопределенность, обнаружить связь между фактами, событиями, а также прямую и обратную связь между управляющими и управляемыми элементами различных систем.
Все эти функции свойственны и оперативно-розыскной информации. Она содержит практически неограниченное число разновидностей фактов, явлений, событий, характеристик. Такое положение объясняется не только тем, что преступления могут совершаться во многих сферах общественной жизни на почве случайно или закономерно возникающих отношений между людьми и характеризоваться многообразием мотивов.
Содержание оперативно-розыскной информации отличается широким разнообразием сведений, относящихся также к характеристике оперативно-тактической обстановки, основных сил ОРД, к оценке результатов их использования. Оперативно-розыскная информация отражает не только те явления, события, обстоятельства, изменения в среде, которые возникают в результате преступлений, но и широкий круг явлений, обстоятельств, событий, влияющих на преступное поведение отдельных лиц.
Имея объективный характер, оперативно-розыскная информация возникает в результате действий (преступных, допреступных, антисоциальных), в том числе высказываний (например, аморального, разлагающего содержания), обнаружения объективно сложившихся или умышленно создаваемых условий, которые могут бы и. использованы в преступных целях.
Реальная действительность, явления, имеющие криминогенным или криминальный характер, обстоятельства (изменения в среде), возникающие в связи с общественно опасным поведением, существуют объективно. Устанавливаемые с помощью специальных средств и методов, а следовательно, интерпретируемые через сие тему специальных знаний и оценок, они становятся оперативно-розыскной информацией. В тех случаях, когда эти явления обнаруживаются и фиксируются в процессуальном порядке, появляются доказательства. Однако содержание фактов, событий не изменяется, оно обусловлено их объективной природой.
Поэтому весьма заметна и значима роль оперативно-розыскной информации в процессе доказывания: она определяет вещи, предметы, факты, которые могут быть доказательствами; обладает теми сведениями, которые представляют собой содержание доказательств; указывает на людей, документы, которые становятся источниками доказательств.
Сложность криминалистических и криминологических проблем должна «вынуждать» исследователей проникать в содержание соответствующих социальных, социально-психологических и индивидуально-психологических явлений, возникающих в практике ОРД. Отражательный аспект оперативно-розыскной информации проявляется не только в варианте непосредственного отражения. В любой сфере социальной жизни, а тем более в управлении социальными процессами, для осуществления целей борьбы с преступностью нельзя игнорировать огромный объем знаний, накопленных человеческим опытом. Значительная их часть включается или потенциально может быть включена в процессы управления, регулирования отношений между людьми, познания определенных групп явлений.
Существует быстрорастущий поток информации, вырабатываемой специальными юридическими и смежными науками, который используется для формирования системы принятия решений в борьбе с преступностью. То, что принято в литературе по теории ОРД рассматривать как «характеристику сил и средств», при углубленном подходе оказывается своеобразным (на практике чаще всего несистематизированным) массивом информации, отражающим возможности агентуры, оперативников по негласному получению информации, в том числе и характеристику их разведывательных возможностей. Наконец, отражательный аспект оперативно-розыскной информации не допускает игнорирования возникающего при осуществлении оперативных мер информационного «шума» - следствия ошибочных представлений, неправильного восприятия действительности, которая в практике борьбы с преступностью оказывает влияние на возникновение версий и содержание предпринимаемых действий.
Ряд исследователей справедливо полагают, что во многих областях деятельности человек находится лишь на поверхности обширного моря информации и далеко не исчерпывает ее, принимая свои решения. Это характерно для ОРД, потому что прогресс в развитии общества, социальных наук, переход к изучению все более глубинных законов, определяющих мотивацию, выбор форм индивидуального поведения, групповую психологию и многие другие категории, несомненно, усложняют содержание информации. Возрастают требования к методам ее получения, оценки, систематизации и обработки.
Таковы некоторые исходные положения о сущности оперативно-розыскной информации как «обозначения содержания, полученного из внешнего мира».
Обратимся к другому аспекту - связанному с присущими информации свойствами «отрицания энтропии» и «устранения неопределенности». Изучение практики ОРО дает основание констатировать парадоксальное явление: потребители (оперативники), оценивая поток информации, отмечают, что сведений слишком много (по их общему объему) и слишком мало (по доле доступных для конкретного пользования). Разумеется, не вся ранее накопленная и вновь поступающая информация одинаково ценна и необходима.
В этой связи обозначается разрыв между широкими возможностями в отборе и использовании полезной информации и действительностью - практикой такого сбора и использования. Разрыв тем существеннее, чем ниже специальная подготовка исполнителей (в первую очередь агентов и оперативников), средние показатели их криминалистических, уголовно-правовых, оперативно-тактических знаний.
В теории информации применяется понятие ситуации с неопределенностью. Неопределенность может быть присуща как знаниям об объекте, так и самому этому объекту. Если сообщение не снижает неопределенности, то с позиций рассматриваемой теории предполагается, что в нем не содержится информации. Таким образом, качественная сторона оперативно-розыскной информации раскрывается через ее количество, которое содержит суждения по исследуемой ситуации и обладает степенью истинности (доказанности), в какой-то мере уменьшающей неопределенность в данной частной проблеме.
Следовательно, чем шире возможность выбора, тем неопределеннее его исход. Чем больше неопределенности устраняет сообщение, тем больше содержит оно информации. Эта концепция хорошо объясняет информационные процессы, характерные дли раскрытия преступлений, розыска лиц, их совершивших, когда проверка версий влечет за собой устранение одной неопределенности и возникновение новой до тех пор, пока полученные сведения не снимут общего состояния неопределенности.
Обратимся к следующим определениям: «информация - передача разнообразия», «информация - оригинальность». Данный подход весьма интересен, ибо он раскрывает сущность информации через разнообразные формы и содержания. Речь идет о возможности существования не одного какого-либо вида, а множества видов оперативно-розыскной информации, се специфических проявлений.
Если рассматривать информацию как разнообразие, то можно характеризовать не только содержание отражения, но и его форму, в частности разнообразие носителей информации, способов модуляции и кодирования. В процессе познания явлений, на которые нацелена ОРД, информация характеризует их содержание, а также способы и методы самого познания. Получение информации путем ограничения разнообразия основано на том, что при наличии в данном множестве некоторого разнообразия (фактов, событий) появляется возможность осуществить операцию выбора.
Теоретическая и практическая значимость этого подхода заключается в том, что знание достигается благодаря упорядочению (построению логических структур) содержательных элементов информации - из менее организованного в более организованное состояние, из состояния с большим разнообразием в состояние с меньшим разнообразием.
Таким образом, ограничение разнообразия становится, по существу, подготовкой организационных (управленческих) и тактических решений. Однако это лишь часть решения задачи. Информация, которая распространяется от источника к приемнику (преобразуется, распределяется и используется), содержит в себе как внешнее, так и внутреннее разнообразие. Последнее означает, что в любом социальном и материальном образовании отображается разнообразие его свойств и происходящих в нем процессов. Очевидно, сколь значимо это положение для получения информации о людях, среде, их многоаспектных характеристиках, внутреннем содержании, межличностных отношениях для решения оперативно-тактических задач.
Большое значение для понятия оперативно-розыскной информации имеет подчеркнутая в работах кибернетиков особенность социальной информации «содержать информацию об информации». Эта особенность связана с тем, что человек может познавать самого себя, в том числе собственные познавательные, информационные способности и их результаты, организовывать, упорядочивать информационные процессы. Эта способность выражается в частности, в профессиональном мастерстве оперативников, в определенной мере агентов, с которыми они углубляются в сложные механизмы возникновения информации, дают оценку психологическим и психическим возможностям ее источников, регулируют потоки оперативно-розыскной информации, организуют ее проверку и перепроверку.
Абстрактная категория «разнообразие» материализуется в овеществленных следах преступления, существует в мысленных образах, запечатлевших облик преступников, заложена в памяти людей в виде систематизиронанных или отрывочных суждений утверждений, знаний, смысл которых можно раскрыть и познать лишь при обнаружении связи с другими суждениями, утверждениями, следами. Выбор того или иного элемента из разнообразия уничтожает неопределенность, так как из множества возможностей превращает в действительность какую-то одну. Возникает ситуация фиксирующая получение новых знаний: одна из многих возМожностеи превратилась в действительность.
По мнению кибернетиков, производство информации и есть превращение в действительность одной или нескольких Возможностей из множества других. Принципиальная схема «возникновения» информации, отразившая развитие в теории информации кибернетического направления, вполне приемлема для теории оперативно-розыскной информации. Здесь необходим учет столь значимых категорий, как «достоверность», «ошибка», «дезинформация». Они отражают важнейшие субъективные процессы: особенности восприятия, цели передачи информации или ее «производства». Поэтому устранение неопределенности в оперативной и следственной практике не всегда совпадает с актом ограничения разнообразия (например, при опознании личности). Ограничение разнообразия становится лишь этапом в устранении неопределенности и повторяется на новой информационной основе.
С этой точки зрения в практике ОРД и уголовного судопроизводства состояние неопределенности сохраняется на всех его этапах вплоть до вступления приговора суда в законную силу.
Любая управляемая система реагирует не на всякую информацию, не на все сигналы, а лишь на те, которые необходимы для управления в конкретных условиях. В этом отношении система ОРО не является исключением. Условно можно себе представить набор сигналов, относящихся к криминогенным явлениям и криминальным событиям, на которые эта система реагирует. Такое представление будет действительно условным, ибо невозможно заранее предсказать и ограничить какими-то пределами события, которые могут оказаться значимыми для профилактики, раскрытия преступлений или розыска преступников. Их можно лишь типизировать для того, чтобы вести речь о сигнальной форме информации. Таким образом, если ограничение разнообразия посредством выбора и есть тот порог, за которым возникает информация, то конкретные оперативные действия являются актом (ее производства.
Несмотря на специфику сферы борьбы с преступностью, здесь можно применить общую характеристику ссоциально-информационных процессов. Существует лишь специфика использования этих фрагментов действительности в ОРД Любое: событие политического, экономического, технического, стихийного, а тем более бытового характера может оказаться значимым само по себе, но для обнаружения связи между фактами, воспроизводящими картину преступления: даты встреч, разговоров, событий, которые предшествовали или наступили вслед за совершением противоправного деяния. Таким образом, по содержанию рассматриваемый вид информации может характеризовать любые предметы, явления, отношения и процессы.
Обратимся к источникам оперативно-розыскной информации. В процессах поиска информации, разведываттельных и иных оперативно-тактических действий инициатива исходит от получателя и потребителя информации. Получение и потребление информации, как правило, совпадают. Типичный получатель оперативно-розыскной информации - агент. Но одновременно он и потребитель информации, ибо не может не осмысливать ее, что накладывает отпечаток, во-первых, на поведение агента (например, в среде разрабатываемых), во-вторых, на воспроизведение информации при передаче оперативнику, когда он вольно или невольно прждает ей эмоциональную окраску, сопровождает своим мнением и (оценочными суждениями. Если исходить из того, что потребите/ль тот, кто использует информацию в своих целях, то для агента этот признак характерен. Точно так же и оперативник выступает в роли! получателя информации, но ему в большей степени свойственны признаки потребителя.
Специфика поведения преступников и других лиц, заинтересованных в маскировке своих действий, сокрытии известных им фактов, требует расстановки активных получателей информации (активных источников), что достигается организацией и тактикой. Однако эти мероприятия не устраняют возникновения ее пассивных источников: осведомленных граждан, брошенных, забытых, где-то хранящихся предметов, документов, содержащих важные сведения.
Наконец, активность и пассивность человека как источника информации связана с инициативой передачи информации: если инициатива исходит от него, значит, он активный источник информации, если он не ставит себе цели передачи информации, - в этом случае, если он все же передает информацию по инициативе другого, он - пассивный источник. Из этого следует, что любой гражданин, по собственной инициативе передающий сведения, которые приобретают значение оперативно-розыскной информации, становится активным (хотя и заранее не организованным) источником информации. Таким образом, и в смысле источников оперативно-розыскная информация, по существу, ограничений не имеет.
Таким образом, оперативно-розыскная информация является разновидностью социальной информации, специфичной по цели получения (борьба с преступностью), методам получения и режиму использования, обеспечивающему конспирацию, надежную зашифровку источников, возможность проверки сообщаемых сведений и их применение только заинтересованными работникам.
Отражая сложные социальные процессы и явления, оперативно-розыскная информация требует определенной обработки не только в смысле систематизации (в зависимости от ее назначения), но и в содержательном аспекте. При этом речь не идет о нарушении принципа объективности. Обработка, по существу, характеризует весь процесс получения информации и предполагает отбор тех сведений, которые являются ценными. Термин «обогащение» наиболее точно отражает сущность данною процесса. Актуальность проблемы обогащения информации не вызывает сомнений, если рассматривать ее в аспекте практики информационною обеспечения оперативно-розыскных мер борьбы с преступностью.
Главной причиной «бедности» информации, фиксируемой в ДОУ, является несовершенство практики ее отбора (получения). Активное познание, которым характеризуется ОРД, предполагает и активное выделение, извлечение нужной информации об объекте при исключении ненужной, побочной. (Имеются в виду помехи («шум») и все сведения, не представляющие ценности с точки зрения целей и задач борьбы с преступностью.)
В связи с проблемой извлечения полезной и исключения ненужной информации в теории упоминаются методы селекции, фильтрации, оптимального кодирования и декодирования. В какой-то мере они свойственны ОРД: селекция предполагает отбор ценной информации, фильтрация - ее «очистку» перед направлением в И ПС, кодирование и декодирование в широком смысле - применение юридической, в том числе и оперативно-тактической, терминологии для свертывания при передаче информации и развертывания при ее использовании.
Преступление или процесс формирования преступного поведения в зависимости от вида и содержания противоправной деятельности оставляет изменения в среде, материальные следы (на предметах, в документах), формирует те или иные знания, образы, представления и суждения в сознании людей. Извлечение информации при обнаружении материальных следов имеет главным образом криминалистический аспект. Чем выше избирательные возможности технических средств, тем больше сведений удается извлекать с их помощью. Современные средства позволяют, в частности, оперировать информацией, получаемой при исследовании микроследов. Более сложной представляется проблема получения информации о местонахождении следов, а также определение ее полезного оптимального объема, оперируя образами, представлениями, суждениями, которые имеют, как правило, субъективную окраску.
Критерии ценности информации складываются эмпирически, в них отражен многолетний коллективный опыт, но во многом они определяются индивидуальными программами мышления оперативников. Их мыслительная деятельность осуществляется по «программе», сложившейся в период их развития и становления как личностей. То, что называют специальным, профессиональным опытом, представляет собой систему подпрограмм, которые включаются каждый раз в протекающий процесс мыслей, когда происходят оценка множества и выбор информации.
Учение о категоризации, которое имеет многолетнюю историю, позволяет углубиться в механизм возникновения подпрограмм отбора информации и направить усилия на выделение признаков криминогенных явлений и криминальных событий, определение их значения и использование решающих признаков (сигналов) с целью группировки объектов в соответствующие классы. Категоризация, таким образом, становится необходимым элементом подготовки программ, нацеливающих на отбор всей тактически значимой информации.
Очевидно, что формированию в сознании исполнителей - оперативников необходимых категорий должно способствовать нормативное закрепление и понятий, и наборов сведений, которые требуют фиксации. (Именно в этом заключается современное решение проблемы получения информации в связи с обращением к механизированным и автоматизированным системам ее обработки.) Однако, используя механизм образования необходимых понятий управляя процессом категоризации на профессиональном уровне, расширяя пределы познания по мере углубления в закономерности возникновения преступного поведения, мы не должны игнорировать важнейшего обстоятельства, характерного для ситуации получения информации: у ее источников (граждан) ПОНЯТИЙНЫЙ аппарат и представления о существенном формируются на основе индивидуальных процессов категоризации (вне наших программ). Если для агентов существует возможность переучивания, пересмотра привычной системы оценок социальных явлений, приобретения навыков «опредмечивания» информации о следах, преступных действиях и допреступном поведении, то в отношении первоисточников - граждан необходимо ИСХОДИТЬ из наличия множества личностных подходов при отборе существенных признаков. Поэтому при извлечении полезной информации необходимо учитывать, что наряду с образом существует и другая гносеологическая категория, а именно мысленная (психическая) модель.
Между образом и мысленной моделью возникают отношения субординации: образы первичны, а по своему месту и познании имеют базисный характер; психические же модели вторичны по сравнению с образами, а их функции в познании НОСЯТ производный, подчиненный характер. Психическая модель, будучи оптимальным вариантом осмысливания социальных явлений, становится той категорией, которой оперируют при извлечении полезной информации в общении с ее источником. У людей - носителей знаний формирование образов и психических моделей происходит также на основе информационных процессов. Но даже систематизированные, полные знания остаются лишь информацией «для себя», ибо с точки зрения задач ОРД они не устраняют неопределенности (являются лишь элементами разнообразия). Органы чувств, будучи единственными каналами получения информации, поставляют человеческому мышлению эмпирические данные, которые наряду с существенными содержат и второстепенные сведения, что уже создает помехи. Но это лишь один вариант, увеличивающий многообразие и усложняющий выбор значимых сведений. Знания о фактах, событиях, поведении людей возникают в результате отдельных высказываний или связанных систем, наблюдений, сравнений, соединения различных суждений воедино, построения логических умозаключений. Все это происходит либо в результате продуманной, планируемой деятельности, либо стихийно, когда приобретение знаний (возникновение мысленных моделей) не отделено от практических действий людей, от системы типичных общений.
Сознание человека (в данном случае идет речь о наиболее массовых источниках оперативно-розыскной информации) функционирует как сложное взаимоотношение различных процессов, связанных с индивидуальными особенностями, усвоением опыта, влиянием общественного сознания. Человек в ходе своей жизни усваивает опыт предшествующих поколений, и это происходит в форме овладения системой знаний, нравственных норм, выработанных обществом. Чувствующий, думающий, переживающий индивид не формирует знания механически, а придает им определенную окраску в зависимости от многих факторов: общественного положения; уровня индивидуальных познаний; правосознания; личной активности; наличия или отсутствия солидарности с правонарушителями; личной заинтересованности в связи с представлениями о последствиях передачи и распространения ставших ему известными сведений.
Наконец, у людей возникают оценочные суждения, что связано с определенной степенью абстрагирования, с оперированием идеальными категориями, когда в зависимости от индивидуальности происходит мысленное восполнение недостающих элементов логической схемы (модели). Все это достигается мысленным повторением воспринимавшихся явлений, событий, но с исключением из последних тех материальных ограничений, которые не корреспондируют с индивидуальными представлениями о сущности и оценке наблюдавшихся явлений.
В литературе отмечалось, что само мысленное повторение известных из опыта схем означает аналогичность структуры мыслительной деятельности структуре уже известных решений. В результате создаются имеющие субъективную окраску мысленные модели, постепенно «очищающие» воспринятую в первоначальном виде информацию. Субъективизм проявляется в индивидуальности расчленения явлений на главные и неглавные, значимые и незначимые, первостепенные и второстепенные. Эти мыслительные процессы наблюдаются не только у граждан, которых мы ранее отнесли к категории пассивных источников информации, но и у негласных сотрудников, оперативников. «Очищение» может приводить к полному игнорированию деталей, играющих важную познавательную роль при получении оперативно-розыскной информации, и как следствие - к искажению действительности, неполноте отражения, а в ряде случаев и к возникновению пристрастия, тенденциозности, утрированности, фантазированию. Здесь-то и проявляют себя правовые категории, обращение к которым позволяет не только формулировать адекватные возникшей ситуации оценки, но и принимать тактические решения.
Например, А.Ф. Возный, исследуя моделирующие функции категорий уголовного права, справедливо отмечал, что нормы института соучастия определяют характер мероприятий, проводимых с помощью агентуры. Они позволяют правильно избрать кандидата на привлечение к негласному сотрудничеству из числа соучастников, определить наиболее целесообразную и правомерную линию поведения агента переде разрабатываемых, заранее наметить границы, в которых агент может действовать. Наконец, на формировании знаний сказываются специфика человеческих общений и особенности передачи информации ЯЗЫКОВЫМИ средствами. Языковое выражение понятий и причинных связей приводит к тому, что человек реагирует не только на материальные раздражители объективного мира, но и на ту языковую среду, в которой он находится. Во всех мыслительных операциях внимание направлено па содержание, значимость явлений. С помощью языковых средств формулируется суждение (заключение) ОТНОСИПЛЬНО реально или предположительно существующих фактов, пещей, предметов. При этом люди пользуются понятийным аппаратом, соответствующим их опыту, уровню развития, профессии, возрасту, интеллекту. Языковые средства передачи информации В процессе общения имеют разный уровень и от социальной окраски, эмоционального отношения к различным явлениям. Исследователи-лингвисты отмечают, например, что форма языкового поведения быстро меняется при изменении социального положения говорящего, помимо территориальных диалектов существуют еще и социальные.
В частности, социальный диалект (принятый в той или иной социальной общности субвариант речи) возникает под влиянием этнических особенностей, общения в группах с определенным уровнем и типом образования. В разной социальной среде не только существуют разные оценочные категории, но и используются неадекватные языково-логические конструкции и образы для стандартизации обозначений тех или иных явлений. Так появляется языковая (понятийная) несовместимость, что увеличивает многообразие элементов, усложняя выбор из них тех, которым придается значение оперативно-розыскной информации.
В противовес стихийному образованию «разнообразия» осуществляется упорядочение на основе творческого процесса мышления специалистов - оперативников. Они выступают в качестве познающих субъектов особого рода, формулируют содержание новых знаний о предмете ОРД. Такое познание поднимается на более высокий уровень по сравнению со стихийно-эмпирическим, оно имеет организационное обеспечение и учитывает ряд закономерностей социальной жизни, которые либо затрудняют, либо способствуют «производству» оперативно-розыскной информации.
Рассмотрим практические пути обогащения оперативно-розыскной информации. Если индивидуальный опыт при стихийно-эмпирическом формировании образов, знаний, суждений, мысленных моделей не создает условий для глубокого и всестороннего отражения объективной реальности, то осуществляемый на профессиональном уровне, упорядоченный, логически целенаправленный отбор фактов, наоборот, рассчитан на полное познание соответствующих явлений, связанных и с преступной, и с допреступной деятельностью. В отборе необходимой информации решающую роль выполняют, во-первых, знание закономерное гей возникновения причинных связей между предметами, следами и действиями преступников до, в момент и после совершения преступления и, во-вторых, наличие рациональных элементов, имеющихся помимо чувственного содержания в индивидуальном опыте негласных сотрудников - активных источников информации. Этот опыт складывается у них в рамках стихийно-эмпирического (обыденного) познания с постепенным приобретением некоторых профессиональных навыков отбора информации.
Вполне управляем и механизм возникновения психической модели в сознании любою человека - вероятного источника информации. Для этою и служит тактика опроса, беседы, которая, исключая внушение, навязывание мнений и суждений, импонирующих версии оперативника, призвана способствовать осмысливанию источником информации образов, возникших в результате восприятия событий, рассказов, поведения людей, ИХ действий, ЭМОЦИЙ и других явлений, имеющих уголовно-правовые последствия или носящих криминогенный характер. Тактические приемы во многих случаях «возвращают» мышление источника информации к первоначальным образам, «разрушают» мысленные модели, породившие неверные суждения, и способствуют построению новых моделей на базе тех же, но мысленно упорядоченных образов и исходных знаний. Другими словами, тактика получения информации включает элементы управления мышлением соответствующих лиц - источников оперативно значимой информации.
Для тактики получения информации весьма значимо то, что на объем получаемой информации влияют не только потребности в ее передаче, но и способы их регулирования. Влияние последних сказывается косвенным образом, угнетая или стимулируя мыслительные процессы источника информации. В умении найти стимулы к воссозданию образов и наиболее полной передаче информации и заключается роль тактики. Среди приемов обогащения информации практикуется включение внимания тех лиц, которые привлекаются к проведению ОРМ. Таково, например, восприятие элементов способа совершения преступлений при заранее организованном наблюдении. Участники ОРМ непосредственно воспринимают те или иные явления, события, следы, поступки людей в соответствии с заранее сформулированной целью (программой).
Обращаясь к методам опроса (беседы) как средству получения информации, следует заметить, что живая речь имеет помимо чисто 640
смысловой дополнительную информацию, которую источник сообщает иногда добровольно, а иногда и против своего желания. Так, из характера речи, ее окраски мы можем судить о настроении, душевном состоянии говорящего, его желании или нежелании сообщать известные факты. В ряде случаев можно определить особенности наречия, свидетельствующие о рождении или проживании человека в той или иной местности.
Немецкий исследователь К. Купфмюллер утверждает, что дополнительная информация, содержащаяся в интонации, громкости и особенностях ипдииидуального голоса при нормальном разговоре, составляет примерно 75% от смысловой Информации. Необходимо добавить, что
помимо речи сотрудник, получающий информацию, зрительно воспринимает мимику, жесты, последствия переживаний, имеющие внешние
проявления (состояние испуга, смятения), которые также несут большой объем «психологической» информации, весьма важной в тактическом отношении. Естественно, эта информация непосредственно не «сообщает» о каких-то фактах, но может иметь весьма существенное значение для тактики отбора «Смысловой» информации, а также для построения оперативно-розыскных версий.
Большие потенциальные возможности в смысле обогащения информации заложены в научно обоснованном программировании ее отбора из многообразия фактов и явлении. Речь идет о необходимости создания условий, в которых будет реализован оптимальный вариант получения ценной оперативно-розыскной информации при непосредственных контактах ее источников с получателем. Если представить взаимодействие адресатов - получателей и источников информации - в виде своеобразной замкнутой информационной системы, то, как известно из теории информации, для такого рода систем характерна не только формальная замкнутость (в данном случае но целям, методам и средствам), но замкнутость и по отношению к определенному содержанию информации.
Не всякая информация представляет для адресата ценность, поэтому не вся она воспринимается, а тем более фиксируется. Критерии ценности сложились эмпирически, в них отражен многолетний коллективный опыт, но во многом, как уже говорилось, они определяются индивидуальными программами мышления оперативников.
К числу типовых программ, которыми пользуются практические работники, можно отнести следующие: оценки доказательственного значения информации; позволяющие усмотреть прогностическое назначение информации; нацеливающие на отбор информации для рациональных тактических решений. С годами, опытом эти программы улучшаются, совершенствуются, чему способствуют пополнение знаний и осмысливание достижений науки.
Например, криминологическое учение о стадиях формирования общественной опасности личности представляет достаточно полные данные для возникновения в сознании оперативника подпрограммы обнаружения прогностической информации среди фактов, явлений, с которыми он сталкивается. Проблема заключается не только в том, чтобы все операции выбора, просеивания, осмысливания разного рода явлений способствовали выделению наиболее существенной, значимой информации, ной в ТОМ, чтобы этой значимостью наделить новые элементы, придать им функции ценной информации.
13 специфических условиях ОРД отбор информации происходит оперативниками как непосредственно, гак и опосредованно, через негласных сотрудников. В этой связи перспективно формирование необходимых подпрограмм выбора информации ДЛЯ каждого из адресатов с учетом их тактических возможностей. Решение этой задачи может быть достигнуто несколькими путями. Наиболее продуктивным представляется внедрение стандартных документов программированного сбора информации. Многократная проработка программы, составленной из научно обоснованной совокупности признаков, характеризующих личность, поведение, среду, ситуацию, формирует мышление оперативника, позволяет ему самому глубже познать цели, которые достигаются С помощью оперативно-розыскной информации, и сформулировать эти цели перед другими исполни гелями, составляющими рабочий аппарат ее получения.
Оптимальные варианты получения информации с помощью программирования связаны с воздействием па условия деятельно сти адресата. Известно, что в коллективном опыте той или иной социальной группы рациональное содержание оценок явлений, в том числе криминогенных и криминальных, как правило, значительно обширнее и существеннее, чем в опыте отдельных лиц. Этому способствуют общение, групповые интересы, настроения, коллективные Оценочные суждения, обмен мнениями.
В процессе общения, тем более если он регулируется системой оперативно-тактических действий (например, проведением оперативных комбинаций, побуждающих конкретных лиц к желаемому поведению и высказываниям), обычно возникает новая ситуация, способствующая извлечению полезной оперативно-розыскной информации. В каждом акте общения заключены элементы информативные, эмоционально-действенные и регулятивные. При стихийном общении (с точки зрения оперативно-розыскных целей) доминирует тот или иной элемент. Цель получения информации предопределяет создание условий для доминирования в общении информативных элементов, хотя при реализации этой цели путем 642
применения тактических приемов обязательно используются регулятивные и эмоционально-действенные компоненты. Общение проявляется прежде всею в той стихии многообразных речевых процессов, которая характеризует все виды межличностных контактов: устойчивых и постоянно возобновляющихся. Это житейские разговоры, обмен мнениями в различных формальных и неформальных коллективах, случайные беседы.
В зависимости ОТ Общей позиции, ценностной ориентации люди избирательно ОТНОСЯТСЯ к информации В процессе общения: они отдают предпочтение одному и не фиксируют внимания на другом, охотно вступают в контакт с одними людьми и избегают других. Во многом форма и тип общения зависят от партнеров - их характера, ценностной ориентации, интеллекта, опыта и мотивации поведения. Форма, тип общения влияют на природу (качество, ценность) порождаемой информации. Между формой общения, формой высказывания и их содержанием существует неразрывное единство.
Естественно, тактический замысел, призванный регулировать формы и тип общения, должен ИСХОДИТЬ из создания максимально благоприятных условий получения оперативно-розыскной информации. Соответственно подбирается агентура или-для агентов избираются легенды, отрабатывается ролевое поведение, осуществляются оперативные комбинации. Фактически речь идет о роли партнеров в общении с заранее разработанной программой поведения для отбора полезной информации. При этом необходимо учитывать особенности психологии поведения человека перед лицом других людей, когда проявляются моменты соперничества, корпоративности, подражания, внушения, конформизма.
Так может произойти умножение источников знаний, объективно отражающих реальные факты и события, но могут приумножаться и источники ложной информации, необоснованных слухов, когда высказанные домыслы и предположения трансформируются в уверенное «знание» о якобы имевших место фактах и событиях. Другими словами, приумножается разнообразие, усложняющее получение оперативно-розыскной информации. Выбор и создание ситуаций для общения, определение целесообразных форм поведения и другие приемы создания наиболее благоприятных условий для получения информации составляют предмет оперативно-розыскной тактики. В то же время любое тактическое построение основано опять-таки на исходной информации: знании обстановки, дающем возможность прогнозировать ситуацию, в которой предстоит получим» информации); на предварительных данных о вероятных источниках информации, степени их осведомленности.
Рассмотренные варианты обогащения оперативно-розыскной информации предполагают целесообразные действия в стадии ее получения. Наряду с ними существуют и чисто логические приемы. В качестве ОДНОГО ИЗ вариантов можно предложит!, некоторую стандартизацию критериев ценности в зависимости от целей получения информации.
Абстрагируясь от количественного критерия и сосредоточивая внимание па качественном, можно подойти к определению ценности оперативно-розыскной информации, поставив ее В зависимость от цели. Зная цель, мы получаем возможность пользоваться элементарным логическим критерием: будет ли содержание данной информации способствовать ее достижению, останется ли оно нейтральным или, наконец, помешает ему. В данном случае отбирается полезная информация, игнорируется нейтральная и анализируется происхождение помех. Следовательно, проблема заключается в формулировке целей, которые ДОЛЖНЫ быть представлены не в обобщенном (конечном) варианте, а поэтапно при концентрации внимания на информативно значимых рубежах. Практически это может быть реализовано в перечне методических указаний на то, что необходимо знать для доказывания, профилактики, тактических решений.
В связи с проблемой обогащения возникает вопрос о рациональной классификации информации. Если в основу классификации положить принцип соотнесения целей ОРД, то можно указать на три типа информации.
1. Информации, имеющая универсальное значение для прогнозирования индивидуального поведения, профилактики и раскрытия преступлений. Этот вид информации образуется вокруг факторов, влияющих на оперативную обстановку, и характеристик личности тех, кто при определенном стечении обстоятельств может совершать преступления (лица, представляющие оперативный интерес). Он возникает в связи с социальными явлениями, имеющими криминогенный характер, но наряду с ними отражает объективные явления, остающиеся до поры до времени нейтральными для ОРД (например, описание внешности, увлечений, интересов, круга общения изучаемых лиц).
2. Информация, обеспечивающая уголовное судопроизводство, - доказывание. Она порождается обстоятельствами преступления и 644
последующими действиями преступников, их соучастников и других прикосновенных лиц. Ее содержание - фактические данные, указывающие на событие преступления, действия преступников, обстоятельства, отягчающие или смягчающие их вину, и иные категории, охватываемые предметом доказывания. Если целевое назначение первого вида информации применительно к раскрытию преступлений заключается в том, чтобы заранее определить круг лиц, которые могут оказаться преступниками, то назначение второго вида информации - обеспечить обнаружение лиц, совершивших или совершающих конкретные преступления, получение доказательств их виновности. Ко второму классу следует также отнести информацию, обеспечивающую розыск лиц, уклоняющихся от следствия, суда и совершивших побег из-под стражи.
3. Информация, цель получения которой определяется потребностями оперативно-розыскной тактики. Этот вид информации обеспечивает осведомленность об общей оперативной ситуации (оперативно-тактической обстановке), которую необходимо принимать во внимание при выборе форм и приемов оперативно-тактических действий. Имеются в виду характеристика проверяемых лиц, учет тактических возможностей агентов, особенностей контрмер, предпринимаемых заинтересованными лицами, и целый ряд иных факторов.
Оперативная информация - это сведения, необходимые для текущей деятельности, для принятия оперативных решений.
1. Оперативная информация делится на три вида:
2. 1. Нормативная информация - это нормы, стандарты, эталоны, шаблоны, т. е. информация, которая отработана, рекомендована для постоянного использования, является образцом.
3. 2. Информация-прототип - это планы, проекты, схемы, чертежи, т. е. то, что отражает содержание создаваемого объекта, процесса или ситуации.
4. 3. Информация-факт - это модель реального объекта, процесса, ситуации.
5. Все три вида информации имеют определенные отношения, снимают неопределенность и позволяют принимать соответствующие решения (рисунок 17). Нормативная информация отражает отработанный опыт, научно обоснованные или общепринятые решения, на ее основе создаются информационные прототипы будущего объекта (процесса, ситуации). При его изготовлении (выполнении, формировании) идет сравнение промежуточных и конечных результатов - информация о фактическом состоянии объекта - с информационным прототипом для получения требуемого результата. Такое же сравнение осуществляется с нормативом, и зачастую его приходится корректировать, обновлять.
6. 7. Рисунок 17 - Три вида оперативной информации и отношения между ними
8. Оперативная информация может быть представлена в следующих формах:
а) управленческие регламенты, например должностные и рабочие инструкции, правила поведения персонала;
б) законы, нормы, нормативы, стандарты, нормали;
в) технологические карты производственных (операционных) процессов;
г) характеристики объектов управления, например трудовых, материальных, финансовых ресурсов, а также оперативные сведения о их состоянии;
д) характеристики субъектов и объектов внешней среды, например потребителей, и оперативные сведения о их состоянии.
9. Система управления должна обеспечить постоянное наличие релевантной информации, обладающей такими характеристиками, как адресность, своевременность, достоверность, полнота.
Таможенная оперативно-служебная обстановка (ТОСО): элементы.
Экспертно-аналитические технологии и инструментальные средства подготовки и принятия управленческих решений.
Решение задач позиционирования таможенных систем.
Услуга: понятие. Понятие таможенной услуги. (не прислано)
Административный регламент как инструмент управления таможенными услугами.
Эволюция маркетинга услуг.
Первый этап эволюции маркетинга (1860-1950 гг.), в свою очередь, делится на три последовательных периода:
Первый период (1860-1920 гг.) характеризуется процессами совершенствования производства, основная цель которого заключалась в увеличении объемов и ассортимента выпускаемой продукции;
Второй период (1920-1930 гг.) характеризуется тем, что с учетом достигнутых успехов в области роста объемов производства производители сосредоточили свое внимание на решении проблемы совершенствования выпускаемых товаров за счет повышения их качества и соответствующего изменения товарного ассортимента;
Третий период (1930-1950 гг.) характеризуется решением проблемы организации сбыта за счет интенсификации коммерческих усилий, что означает первоочередное приложение хозяйствующим субъектом финансовых средств и затрат труда в сфере стимулирования сбыта произведенных товаров.
Проблемы маркетинга таможенных услуг.
Проблема маркетинга таможенных услуг
В систем ном плане проблема маркетинга таможенных услуг (в частности, проблема содействия участнику ВЭД, например, путем уменьшения его потерь в та моженном секторе) - это проблема поиска эффективных решений по двум направлениям развития института таможенного администрирования:
По стратегическому направлению - за счет расширения или сужения сектора таможенных услуг, контролируемого таможенными органами, в сфере таможенных услуг (например, путем изменения соотношения ком мерческого и некоммерческого секторов на рынке таможенных услуг);
По оперативно-тактическому направлению - за счет снижения изде ржек внутри сектора таможенных услуг, контролируемого таможенной системой (например, путем снижения потерь непосредственно в процессе таможенного оформления и контроля на основе оптимизации соответст вующих технологий).
Что собой представляет оперативная информация? Где она используется? Какие особенности её применения существуют? Эти и иные подобные вопросы будут рассмотрены в статье.
В целом и общем
То, что информация может быть передана на расстояние, вряд ли у кого-то вызовет возражение. Причем её можно встретить в неживой природе. Она может принимать различную форму. Так, по кольцам деревьев можно судить об особенностях разных годов, ДНК и РНК позволяют наследовать форму и внешность своих предков. Существует и оперативно-розыскная информация, по которой ищут потерявшихся, преступников, украденных людей или же материальные ценности. Она может принимать различные формы, в зависимости от сферы, где используется.
Три вида оперативной информации
Условно выделяют следующие виды:
- Информация-факт. По сути, это модель реальной ситуации, процесса, объекта.
- Информация-прототип. Сюда относят всё, что отражает содержимое процесса, объекта или же ситуации, которые создаются.
- Нормативная информация. Это данные, которые отработаны и рекомендованы для постоянного использования. В качестве примера можно привести эталоны, стандарты, шаблоны и нормы.
Между этими тремя существуют отношения, с помощью которых снимается неопределённость и можно принимать эффективные решения. Так, нормативные данные являются воплощением опыта, научно обоснованных решений и основой для протоколов будущей ситуации (объекта, процесса). Во время активности сравнивается информация про промежуточные и конечные результаты. Она может быть представлена как:
- Управленческие регламенты. Примером в данном случае являются рабочие и должностные инструкции.
- Нормативы, стандарты, нормали, нормы, законы.
- Технологические карты операционных (производственных) процессов.
- Характеристики объектов и субъектов внешней среды.
- Информация про трудовые, материальные и финансовые ресурсы, а также оперативная информация про их сведения.
Необходимо следить за тем, чтобы присутствовала наиболее релевантная информация, которая обладает адресностью, своевременностью, достоверностью и полнотой. Это особенно важно в современных условиях. Сейчас мы страдаем не столько от отсутствия данных, сколько от избытка бесполезной и ненужной информации. Поэтому необходимо учиться отделять её от необходимых нам характеристик, чтобы владеть ситуацией.
Носители
Хранение оперативной информации предусматривает, что она где-то должна размещаться. В качестве носителей могут выступать:
- Отчеты, обзоры, записки.
- Система бумажного и электронного документооборота.
- Базы данных, информационные хранилища, справочники, библиотеки, каталоги.
- Автоматизированная система управления и проектирования.
- Записи работников.
- Интернет-ресурсы вроде корпоративных сайтов, электронных магазинов, почтовой рассылки.
- Информационные странички, размещенные внутри локальных сетей.
Наиболее целесообразным является создание комплексной системы данных, на основании которой можно заниматься автоматизированием деятельности специалистов и менеджеров. Наличие такого инструментария позволяет создавать единое общеорганизационное что позитивно сказывается на результативности деятельности.
Работа с данными
Если есть желание улучшить качество управления, то необходимо хорошо подготовиться к обработке информации. Первоначально для этого нужно провести аудит. Он позволит выявить проблемные места, где появляется противоречивая или же ложная информация. Он же позволяет выяснить, чем же занят отдел ИТ и/или же аналитики, почему затягиваются сроки и нет видимых результатов при решении поставленных задач. Затем следует разработать и внедрить необходимые процедуры и правила работы, для того чтобы формировать оперативные показатели и ситуационные отчеты. Также следует выработать единые стандарты. Так, распространённой является ситуация, когда необходима оперативная информация, но её получение тормозится осмыслением полученных данных. В таких случаях стандартизация позволит нивелировать эту проблему и увеличить скорость обмена аналитическими показателями и принятием решений. Нужно следить и за тем, чтобы была доступной правильная и непротиворечивая информация. Наличие специальных программных моделей позволяет получить фактические данные о положении компании и всех происходящих процессах.
В хозяйственной деятельности
Здесь наибольшую важность имеют данные. Оперативную информацию используют для того, чтобы принимать решения, от которых зависит стабильность, непрерывность и бесперебойность проводимой хозяйственной деятельности, а также выполнение плановых показателей. Это всё может быть реализовано через В таком случае наибольший интерес представляет как непосредственно сама организация, так и отдельные элементы. Если же внимание сосредоточено на бизнес-процессах, то мы имеем реализацию процессного подхода. В таком случае создают информационные потоки данных, которые занимаются его сопровождением. Они выступают в роли пояснения отдельных моментов. Оперативное получение информации выполняет целый ряд важных задач в вопросе обеспечения бесперебойности работы. Возьмем, к примеру, положение со складом сырья. Если вовремя не пополнять запасы, то производство может остановиться. А этого допускать нельзя ни в коем случае. Нельзя исключать и заминок, и человеческого фактора. Поэтому наилучший вариант - это когда при уменьшении количества ресурсов уведомляется автоматикой. И она же следит за тем, чтобы это сообщение не было проигнорировано. В таких случаях, сколько бы оперативной информации получено ни было, всё можно проконтролировать и отследить. Только бы места на сервере хватило.
В природе
Оперативная информация в окружающей среде - эта та, которая передаётся с помощью различных механизмов, но может быть извлечена на основании данных генотипа или же фенотипа. В качестве иллюстрации первого примера можно привести данные, которые содержат в себе ДНК или РНК. Они оказывают влияние на структурную основу биологического формирования. Фенотип - это упомянутые в самом начале статьи кольца деревьев. То есть известен только общий механизм, но детали его реализации или же воплощение скрыты за завесой тайны.
Оперативная информация общественных институций
Получение точных и достоверных данных важно не только в сфере предпринимательства. Эти моменты играют важную роль и в общественных процессах. Вот, к примеру, если в определённом регионе Российской Федерации случилось стихийное бедствие, то следует информацию о нём быстро передать далее, чтобы были выделены необходимые ресурсы для ликвидации последствий. Также, когда принимаются законы, необходимо побеспокоиться о том, чтобы все ответственные работники были проинформированы об изменениях. В таких случаях нужно осуществлять эффективное распоряжение информацией. Как пример можно привести службу информации и международных связей ФСБ РФ.
Передача данных в социальной среде
Как тут не вспомнить слухи! Сколько всего они смогли натворить! Стоило только запустить и раскрутить слух о том, что какая-то компания рухнет, как бывало и такое, что даже крепкие организации не переживали паники. Поэтому оперативная информация может быть и серьёзным оружием. И не всегда нужно верить тому, что можно услышать на улице. Ведь может выйти опровержение, которое покажет, что информация неправдива, но урон от неё возместить уже не получится. Следует всегда помнить, что данные, распространяемые в обществе, не проходят проверку, а иногда могут быть и сознательно сфальсифицированы. То есть относиться к ним с позиции полного доверия, как это возможно на коммерческом предприятии, опрометчиво. Любая оперативная информация должна проверяться каждым человеком с позиции логики и фактов. К тому же следует постараться меньше уделять внимания различным проблемам, которые не относятся непосредственно к человеку. Так, если кому-то незнакомому не повезло, он поскользнулся и получил травму, а кто-то из друзей об этом рассказывает, то ценность этой информации близка к нулю. И её можно проигнорировать. Не забываем, что есть множество малоценной или вообще «мусорной» информации. А вот если стало известно, что были выделены деньги на ремонт дороги у дома, но он проведен не был, а у ответственного лица новая машина - то это уже причина начать активно действовать. И это важная информация, поскольку средства были буквально украдены, и если смолчать, то придётся после этого платить ещё и за ремонт своего автомобиля.
Иные специфичные моменты
Где ещё можно говорить о наличии оперативной информации? В целом вариантов ответов на этот вопрос довольно много, но в массе своей они являются составными частями рассмотренных ранее моментов. Поэтому скажем ещё несколько слов о получении, управлении и Первое и самое важное - необходимо следить за тем, чтобы без проблем приходили наиболее важные данные. К тому же необходимо, чтобы они были правдивыми. Но более-менее этот процесс можно организовать в хорошо контролируемых небольших объединениях, вроде коммерческих предприятий. В плане управления следует позаботиться о том, чтобы информация сразу же попадала к нужному лицу, или хотя бы с минимальным количеством посредников. А храниться она должна таким образом, чтобы её легко можно было бы извлечь и использовать.
Заключение
Оперативная информация - это важный элемент процессов, которые постоянно происходят. Она позволяет узнавать наиболее точные и реальные данные на определённый момент времени, что не может не сказываться на её важности. Ведь, как говорят, тот, кто владеет информацией, владеет и миром. А структурированные и упорядоченные данные делают процесс управления ещё легче и приятней.
Варианты использования оперативной информации. Опосредованное использование оперативной информации
Цель любого оперативно-розыскного мероприятия в конечном счете состоит в получении информации, значимой для пресечения и раскрытия преступной деятельности. Об этом свидетельствует и сам перечень ОРМ, содержащийся в ст. 6 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности": все они решают в информационном плане одну и ту же задачу, хотя средства и процедуры решения задачи могут быть различными.
Информация, получаемая при производстве ОРМ, носит непроцессуальный характер. Это обусловлено тем, что ее источники и способы получения, вообще говоря, не относятся к допустимым уголовно-процессуальным законом. Перечень последних, как указывалось, ограничен следственными действиями, иными процессуальными действиями (в стадии возбуждения уголовного дела и последующих стадиях) и представлением доказательств участниками процесса. Любая информация, полученная иным путем, является непроцессуальной, но при этом следует иметь в виду, что не всякая непроцессуальная информация является оперативной, полученной в итоге ОРД.
Помимо оперативной, к непроцессуальной информации Д.И. Бедняков справедливо относит:
Сведения, полученные субъектами доказывания с нарушением требований закона или с помощью действий, не предусмотренных законом;
Сведения о преступлении, полученные гражданами, организациями, предприятиями приватно или в ходе служебных или иных (например, журналистских) расследований, в том числе с помощью различных технических средств, ловушек и т.п.;
Информацию, собираемую частными сыскными агентствами, охранными, экспертными и иными юридическими фирмами;
Данные, полученные правоохранительными и правоприменительными органами в ходе реализации их административных и административно-процессуальных полномочий*(301).
Для характеристики непроцессуальной информации Д.И. Бедняков использует и второй критерий - характеристику ее носителя. Имеются в виду такие носители информации, которые не могут стать источниками доказательств: показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности или не способен правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; документы, не обладающие требуемыми признаками, и др.*(302)
Мы уже отмечали, что не всякая непроцессуальная информация является информацией оперативной. Точно так же следует заметить, что не всякая процессуальная информация может быть названа доказательственной, хотя Д.И. Бедняков считает, что между понятиями процессуальной и доказательственной информации можно поставить знак равенства: "Информация о преступлении может быть или процессуальной (доказательственной) или непроцессуальной"*(303).
Можно полагать, что доказательственной является лишь та информация, которая составляет содержание доказательств, служит средством доказывания. Эта информация может быть получена в первую очередь путем производства следственных действий, т.е. таких процессуальных действий, целью которых служит собирание, исследование, оценка и использование доказательств, а равно и посредством иных процессуальных действий, производимых с этой же целью.
Не всякое процессуальное действие преследует (и достигает) эту цель, поэтому не всякая информация, полученная путем проведения процессуального действия, может считаться доказательственной. Помимо доказательственной, к процессуальной относится регистрационная информация, розыскная информация, полученная из процессуальных источников, а также ориентирующая информация, если она также получена из процессуального источника. Примером последней служит вероятное заключение эксперта, не имеющее, как известно, доказательственного значения, но могущее играть важную ориентирующую роль при выдвижении следственных версий, определении направления дальнейшего расследования, сужении круга подозреваемых и т.п.
Резюмируя сказанное, можно заключить, что:
а) в сфере доказывания циркулирует информация двух видов: процессуальная и непроцессуальная;
б) в составе процессуальной информации выделяется информация доказательственная, представляющая собой содержание доказательств и служащая целям доказывания;
в) в составе непроцессуальной информации выделяется информация оперативная (оперативно-розыскная). Применительно к процессу доказывания она играет ориентирующую, т.е. вспомогательную, роль. Для субъекта доказывания это ориентирующая информация.
Для того чтобы определить значение ориентирующей информации для доказывания, пути ее использования и связи с доказательственной информацией, следует выяснить, что может составлять содержание ориентирующей информации, полученной оперативным путем.
По мнению А.Р. Ратинова, оперативная информация может охватывать три группы данных. "Первую группу составляют сведения, непосредственно указывающие на фактические данные, которые, будучи закреплены процессуальными средствами, могут служить доказательствами по делу. Эти доказательства существовали объективно вне связи с оперативно-розыскными мероприятиями, которые лишь облегчают их отыскание. Другую группу образуют материалы, которые возникают в результате оперативно-розыскных мероприятий, являются как бы продуктами этой деятельности. Речь идет, например, о выявлении свидетелей... Подобные материалы полезны не столько сами по себе, сколько своими указаниями на объективно существующие доказательства, которые подлежат собиранию процессуальными средствами... Наконец, третью группу образуют сведения, полученные оперативным путем, которые хотя и не содержат указаний на конкретные доказательства и пути их отыскания, но освещают событие преступления и отдельные обстоятельства, ограничивают круг подозреваемых.
Эти данные используются для правильной ориентировки в расследуемом событии, построении версий, определения направления расследования и розыска виновных, для выбора тактических приемов и средств"*(304).
Д.И. Бедняков подходит к определению содержания оперативной информации под углом зрения анализа материалов документирования. Он различает: "а) сведения, указывающие на лиц, могущих быть свидетелями по уголовному делу, местонахождение предметов и документов, поведение и взаимоотношения преступников, воздействие преступников на потерпевших, свидетелей и т.п.; б) предметы и документы, могущие быть доказательствами при соответствующих условиях"*(305).
Мнения А.Р. Ратинова, Д.И. Беднякова, как и других авторов, касающихся вопроса о содержании оперативной информации*(306), в сущности, совпадают. Следует лишь отметить, что и названные, и иные авторы характеризуют оперативную информацию в аспекте целей и задач доказывания, хотя ее содержание не исчерпывается этим. Достаточно, например, упомянуть информацию о формировании преступной группы, еще только замышляющей совершение преступлений, и т.п.
С.С. Овчинский справедливо отмечает, что "при всех вариантах подтверждения оперативно-розыскная информация выполняет свою важнейшую функцию - указывает на факты, которые должны стать доказательствами, на их источники и рациональные тактические приемы получения судебных доказательств"*(307). При дальнейшем использовании этой информации в процессе доказывания она обретает стабильную процессуальную форму*(308).
Д.И. Бедняков коснулся попутно и еще одного заслуживающего внимания вопроса. Речь идет об отмеченном им сходстве доказывания с такой категорией ОРД, как документирование.
Под документированием в теории ОРД обычно понимается совокупность ОРМ, направленных на получение информации об обстоятельствах преступления, лицах, его совершивших, и др. Между тем, по буквальному смыслу, документировать - обосновывать документами, т.е. документально выражать ход и результат какого-то процесса. В сущности, термин "документирование" должен обозначать действия, аналогичные действиям по фиксации доказательств, - фиксацию добытой оперативной информации. В Законе "Об оперативно-розыскной деятельности" термин "документирование" употребляется лишь в названии ст. 10. По смыслу этой статьи под документированием оперативно-розыскной деятельности понимается заведение и ведение дела оперативного учета "в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность". Документирование, опять-таки, выступает как некий процесс не только фиксации добытых данных, но и работы с ними и на их основе.
Сходство "документирования" и доказывания не только в том, что они используют одинаковые познавательные методы, как считает Д.И. Бедняков, и что единым для них является информационный процесс (собирание, исследование, оценка, использование информации). Это сходство гораздо значимее, оно заключается в общности целей, в соблюдении критерия относимости информации, обеспечении ее достоверности. В сущности, оперативная информация должна удовлетворять (с точки зрения содержания) тем же требованиям, что и информация доказательственная, - различия между ними заключаются в источниках информации, средствах ее собирания и, отчасти, исследования и значимости результатов оценки.
Как и доказательственная, оперативная информация имеет своими источниками людей и вещественные образования - предметы, документы, информационные системы. И те и другие могут быть разделены на две группы: те, которые в перспективе могут стать источниками доказательственной информации при выполнении необходимых для этого процессуальных процедур, и те, которые такими источниками не станут и останутся лишь источниками оперативной информации. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет, что результаты этой деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам "в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств" (ст. 11). Основываясь на содержании этой нормы, рассмотрим возможные варианты использования в доказывании оперативной информации, следуя Р.С. Белкину*(309).
1. Оперативная информация, ориентирующая субъекта доказывания о действиях и поведении лиц, причастных к расследуемому событию:
Сведения о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых;
Сведения о действиях различных лиц по сокрытию совершенных преступлений;
Сведения о действиях или о намерениях совершить действия, противодействующие расследованию;
Сведения о лицах - источниках этих сведений - и вещественных образованиях, могущих стать источником этих сведений.
Использование этой информации в доказывании возможно двумя путями: непосредственно и опосредованно, путем преобразования источника оперативной информации в источник доказательства.
Непосредственное использование субъектом доказывания оперативной (ориентирующей) информации заключается:
В ее учете при определении направлений расследования и конструировании версий о личности вероятного преступника;
В определении на ее основе очередности и характера следственных действий;
В обосновании ею решения о проведении конкретных процессуальных (в том числе следственных) действий - задержания, обыска, допроса и др.*(310);
В ее использовании для достижения превосходства в ранге рефлексии над лицом, противостоящим следствию (оперативная информация в этом случае выполняет функции "обратной связи", позволяя следователю оценить свои действия "глазами партнера" по его высказываниям третьим лицам);
В ее учете как компонента следственной ситуации при оценке последней и принятии тактического решения*(311).
Опосредованное использование оперативной информации заключается, прежде всего, в поиске и определении путей придания ее источникам процессуального статуса, а затем уже извлечении из этих источников той же информации, но уже выступающей в качестве доказательственной*(312).
2. Оперативная информация, ориентирующая следователя о местонахождении объектов, имеющих значение для дела. Эта информация используется:
При принятии решения об обыске, выемке, наложении ареста на имущество, аресте корреспонденции и т.п. (едва ли можно согласиться с авторами, считающими, что наличия только оперативной информации недостаточно для производства, например, обыска*(313), т.е. что она не составляет содержания понятия "достаточных оснований" для его производства);
Для производства иных действий, целью которых служит вовлечение указанных объектов в сферу судопроизводства для придания им процессуального статуса: следственного осмотра, проверки показаний на месте, освидетельствования и т.п.
3. Оперативная информация, содержащаяся в материальных образованиях и полученная оперативным работником непосредственно либо с помощью специалиста.
Статья 6 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" содержит перечень ОРМ, в том числе и таких, посредством проведения которых оперативный работник сам, непосредственно получает оперативную информацию: опрос граждан, наведение справок, проверочная закупка, наблюдение, снятие информации с технических каналов связи и др. Проблема использования этой оперативной информации в доказывании сводится к проблеме придания процессуального статуса источникам информации.
Чаще всего это документы, отражающие результаты ОРМ, которые, по нашему мнению, могут быть приобщены к делу в порядке ст. 84 УПК РФ. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о таких носителях оперативной информации, как вещественные образования. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" вообще по поводу реализации результатов ОРМ содержит весьма туманное положение: представление результатов органу дознания, следователю, суду осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.
А что дальше? А дальше - в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ст. 11 Закона). Но все дело-то в том, что эти положения УПК ничего конкретного в отношении оперативной информации не содержат. Ничего не говорится и о придании статуса вещественного доказательства предметам или документам, добытым оперативным путем. Их можно "ввести" в процесс путем проведения оперативно-тактической комбинации или путем представления оперативным работником субъекту доказывания при соответствующем рапорте или отношении.
Оперативная информация может быть использована в уголовном процессе только после ее процессуального закрепления, т.е. прохождения через один из каналов связи, соединяющий непосредственный источник информации с уголовным процессом. К таким каналам можно отнести:
Инициативное представление оперативной информации лицу, в чьем производстве находится уголовное дело (ст. 11 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности");
Истребование следователем, дознавателем, прокурором оперативной информации в целях доказывания (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);
Истребование прокурором и судом оперативной информации в целях проверки законности и обоснованности принятия решения в ходе осуществления ОРД (ст. 9, 21 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности")*(314).
Помимо этих трех возможностей, до определенной степени регламентированных в законе, С.В. Зуев упоминает еще четвертую:
Личное ознакомление лица, производящего расследование, с оперативно-служебными документами - и справедливо отмечает, что "ни одна из формулировок Закона не говорит о праве лица, производящего расследование, на ознакомление с имеющимися у органов дознания материалами оперативно-розыскной деятельности. Не вызывает сомнений тот факт, что в оперативно-служебных документах содержится огромное количество полезной информации"*(315).
Весьма сложным представляется решение вопроса об использовании в доказывании результатов так называемых предварительных исследований предметов и документов, которые могут осуществляться непосредственно оперативным работником или с помощью специалиста (ст. 6 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Эти материальные объекты впоследствии, как правило, фигурируют в качестве вещественных доказательств по делу.
Проблема обусловлена тем, что по действующему законодательству до возбуждения уголовного дела не допускается экспертное исследование материальных объектов, результаты которого приобретали бы доказательственное значение. Иными словами, не допускается производство судебных экспертиз. Между тем, обоснование решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела нередко требует использования специальных познаний именно для выявления признаков преступления.
Этими обстоятельствами и объясняется получившая широкое распространение при производстве доследственных проверок и в ОРД практика проведения так называемых предварительных (непроцессуальных) исследований. Это, как правило, специальные криминалистические, химические, биологические и некоторые иные исследования документов, денежных знаков, ценных бумаг, веществ неизвестной природы, пищевых продуктов и др. Чаще всего такие исследования проводятся сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел. Нередко по своему содержанию, целям и примененным методам исследования они отличаются от соответствующих экспертиз лишь статусом специалиста, производившего исследование, и формой итогового документа, в котором излагаются результаты исследования. С введением в УПК РФ нормы о заключении специалиста как источнике доказательств такой документ уже можно считать имеющим доказательственную силу; однако сам подход по-прежнему представляется вычурным и искусственным.
Проведение предварительных исследований - вынужденная мера, необходимость в которой исчезнет с разрешением производства экспертиз в стадии возбуждения уголовного дела. Ситуация усугубляется еще и тем, что предварительные исследования в большинстве случаев не могут заменить экспертизу, даже если и придать впоследствии их результатам доказательственное значение. Это связано с необходимостью сохранения объекта исследования в неизменном виде с тем, чтобы впоследствии он при необходимости мог быть подвергнут экспертному исследованию. Это обусловлено и тем, что при производстве предварительных исследований решаются, как правило, лишь типичные вопросы, тогда как в ходе расследования могут возникнуть и иные вопросы, которые будут поставлены перед экспертом. Все это чаще всего приводит к тому, что после возбуждения уголовного дела назначается соответствующая экспертиза, дублирующая предварительное исследование, причем документ о производстве последнего нередко к делу не приобщается и вообще в нем не фигурирует.
Иногда в практике возникает такая ситуация, когда встает вопрос об изыскании путей непосредственного использования в доказывании результатов предварительных исследований. Это связано с утратой объекта исследования или его существенным повреждением, делающими невозможным проведение требуемого экспертного исследования этого объекта. В подобных случаях документ, содержащий описание хода и результатов предварительного исследования (справка, заключение специалиста и др.), должен быть представлен субъекту доказывания при рапорте оперативного работника.