Типология и классификация инженерных сооружений. Инженерные сооружения

Инженерные сооружения

возводимые на местности объекты, предназначенные для обозначения ГГ на местности, фиксации следов и других признаков нарушения рубежей охраны, создания благоприятных условий для эффективного применения вооружения и военной техники, обеспечения устойчивости управления подразделениями и повышения их защиты от средств поражения противника. К И.с. относятся: пограничные знаки, контрольно-следовые полосы, сооружения (позиции) для наблюдения (наблюдательные пункты, позиции для радиолокационных и прожекторных станций), дороги, колонные пути и тропы, контрольные пункты, мосты и переправы, посадочные площадки для вертолетов, причалы для малых катеров (шлюпок), обогревательные пункты и другие сооружения.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Инженерные сооружения" в других словарях:

    Инженерные сооружения - возводятся при инженерном оборудовании местности в различных видах боя (операции). Включают фортификационные сооружения, военные дороги, мосты, аэродромы, макеты ложных объектов и др. Для их возведения всё большее применение находят сборно… … Словарь военных терминов

    Инженерные сооружения - ИНЖЕНÉРНЫЕ СООРУЖÉНИЯ. Создавались при инж. оборудовании местности в разл. видах боя и операции для повышения эффективности применения оружия и воен. техники, обеспечения устойчивого управления войсками, защиты войск от средств поражения и т. д.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности - (далее инженерные сооружения ТБ) части конструкции ОТИ или ТС (заграждения, противотаранные устройства, решетки, двери, люки, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону… … Официальная терминология

    Кафедра Строительные конструкции и инженерные сооружения ЮУрГУ - Кафедра «Строительные конструкции и инженерные сооружения» одна из кафедр Архитектурно строительный факультета Южно Уральского государственного университета. На кафедре работает 3 секции: * секция металлических конструкциий; * секция… … Википедия

    Транспортные инженерные сооружения - мосты, путепроводы и трубы на автомобильных дорогах... Источник: Положение городского округа Дзержинский МО от 07.06.2010 N 1/8 ПД Об организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных… … Официальная терминология

    Сооружения фортификационные - инженерные сооружения, обеспечивающие надёжное управление войсками (силами, формированиями) и защищённость войск (населения) от воздействия поражающих факторов оружия, природных и техногенных катастроф. Подразделяются на сооружения для защиты… … Словарь черезвычайных ситуаций

    СООРУЖЕНИЯ ВОДОЗАБОРНЫЕ - инженерные сооружения для захвата подземных вод или воды из реки и водохранилища и подачи ее в водопроводные, оросительные, гидроэнергетические и др. системы. Подземные С. в. устраивают в виде единичных скважин или колодцев или системы скважин,… … Геологическая энциклопедия

    Инженерные и военно-строительные войска - Инженерные войска подразделения, части и соединения специальных войск (специапьного назначения (спецназ)) в Вооружённых Силах государств, предназначенные для инженерного оборудования территории боевых действий, инженерной разведки и… … Википедия

    инженерные системы центра обработки данных - [Интент] Инженерные системы — наиболее дорогостоящая составляющая ЦОД, но именно благодаря ей удается обеспечить надлежащее функционирование размещаемого оборудования. При строительстве центра обработки данных (ЦОД) приходится учитывать… … Справочник технического переводчика

    Инженерные войска в РФ - Инженерные войска специальные войска, предназначенные для выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий, требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Инженерные сооружения в транспортном строительстве. В 2 книгах. Книга 2 , . Приведены основные сведения об инженерных сооружениях на автомобильных дорогах: мостах, трубах, тоннелях. Рассмотрены основные системы, конструкции этих сооружений, особенности расчета и… Купить за 1093 руб
  • Инженерные сооружения в транспортном строительстве. Учебник. В 2-х книгах. , Павел Саламахин,Лев Маковский,Виктор Попов,Александр Васильев,Шерали Валиев,Валерий Кухтин. 352 ст. Приведены основные сведения об инженерных сооружениях на автомобильных дорогах: мостах, трубах, тоннелях. Рассмотрены основные системы, конструкции этих сооружений, особенности…

Промышленные сооружения

сооружения, выполняющие определённые функции в производственном процессе либо предназначенные для восприятия нагрузок от технологического оборудования, сырья, коммуникаций и пр. В современном промышленном строительстве доля П. с. в общей стоимости строительно-монтажных работ составляет более 25%. Номенклатура типов и видов П. с. включает более 100 наименований. Условно их подразделяют на следующие основные группы: сооружения коммуникационного назначения (тоннели (См. Тоннель); каналы и трубопроводы для прокладки технологических коммуникаций, сетей энергоснабжения, перемещения сырья и материалов; Опоры линий электропередачи , освещения и связи; дымовые трубы (См. Дымовая труба) и др.); сооружения транспорта (Путепровод ы, разгрузочные и крановые эстакады (См. Эстакада), транспортёрные и конвейерные галереи); ёмкости для газообразных и жидких продуктов и сыпучих материалов, сооружения систем водо- и газоснабжения, вентиляции и канализации (Бункер ы, Газгольдер ы, нефтехранилища (См. Нефтехранилище), силосы, Водонапорные башни и резервуары , бассейны брызгальные (См. Бассейн брызгальный), градирни (См. Градирня), Отстойники , водозаборные и Очистные сооружения и т.п.); сооружения (устройства) для опирания и размещения технологического оборудования (фундаменты под оборудование и машины, постаменты для установки технологической аппаратуры, опускные колодцы (См. Опускной колодец), этажерки (См. Этажерка) и др.).

П. с. наиболее характерны для химической, металлургической и горнорудной промышленности. В связи с усиливающейся тенденцией к размещению технологического оборудования вне производственных зданий - на открытых площадках (см. Открытая установка) - и повышением степени насыщенности промышленных предприятий оборудованием объём применения П. с. непрерывно возрастает. Большая часть П. с. выполняется с преимущественным использованием железобетонных и стальных конструкций и изделий (опоры, эстакады, дымовые трубы, силосы, резервуары и т.п.). В ряде случаев целесообразны деревянные клеёные конструкции (галереи, вентиляционные башни и др.).

Повышение эффективности строительства П. с. достигается на основе применения конструкций заводского изготовления, типизации и унификации П. с. в целом и их отдельных конструктивных элементов. Для многих П. с. разработаны типовые проекты, обеспечивающие внедрение прогрессивных технических решений и наиболее полное использование производственнойбазы строительной индустрии.

Е. Г. Кутухтин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Промышленные сооружения" в других словарях:

    Инженерные сооружения, выполняющие определенные функции в производственном процессе (трубопроводы, бункеры, водонапорные башни и др.) либо предназначенные для восприятия нагрузок от технологического оборудования (постаменты, конвейерные галереи и …

    Инженерные сооружения, выполняющие определенные функции в производственном процессе (трубопроводы, бункеры, водонапорные башни и др.) либо предназначенные для восприятия нагрузок от технологического оборудования (постаменты, конвейерные галереи… … Энциклопедический словарь

    Сооружения, выполняющие определ. функции в производств. процессе либо предназнач. для восприятия нагрузок от технологич. оборудования, сырья, коммуникаций и пр. К П. с. относятся: сооружения коммуникац. назначения (туннели; каналы к коллекторы… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Производственные здания промышленных предприятий, здания, предназначенные для размещения промышленных производств и обеспечивающие необходимые условия для труда людей и эксплуатации технологического оборудования. Как… …

    Производственные зоны границы зон преимущественного размещения производственных объектов, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих их функционирование. Промышленные зоны часть территории города Москвы в пределах… … Википедия

    Выбор архитектурно планировочных решений. способа строительства, вида конструкций и их крепления, гидроизоляции, системы кондиционирования воздуха и т.п. определяется в основном назначением П. с. и свойствами массива вмещающих горных… … Большая советская энциклопедия

    В настоящее время жить в доме без удобств считается невозможным, ведь современный человек просто не может представить свою жизнь без хорошо обустроенного душа, удобной туалетной комнаты и комфортной кухни. Однако при отсутствии центральной… … Википедия

    Сооружения различного назначения, создаваемые в массивах горных пород. Под землёй прокладывают транспортные и гидротехнические тоннели, строят метрополитен, электростанции, склады, газо и нефтехранилища, гаражи, коллекторы, промышленные… … Энциклопедический словарь

    Объекты промышленного, сельскохозяйственного, культурного, оборонного и коммунального назначения, создаваемые в глубине грунтового массива. Первые искусственные сооружения в недрах Земли были связаны с разработкой полезных ископаемых подземным… … Энциклопедия техники

    Специально оборудованные горные выработки в толще горных пород, имеющие различное назначение: транспортные и гидротехнические тоннели; метрополитен; электростанции; холодильники; пешеходные переходы, гаражи и другие объекты городского хозяйства;… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • , Акимов П.А.. В книге описан неоценимый опыт ведущей корпорации Китая по проектированию, изготовлению и монтажу уникальных стальных конструкций. Это высотные здания, включая самые высокие в Китае, здания…
  • Особенности проектирования и возведения. Высотные здания и другие уникальные сооружения Китая , . В книге описан неоценимый опыт ведущей корпорации Китая по проектированию, изготовлению и монтажу уникальных стальных конструкций. Это высотные здания, включая самые высокие в Китае, здания…

Всё построенное человеком в процессе его трудовой деятельности для обеспечения материальных и духовных потребностей общества и личности называется сооружениями. Особое место среди разнообразных сооружений занимают здания - надземные сооружения, имеющие внутренний объем, предназначенный и приспособленный для всевозможной деятельности человека. Все прочие сооружения (надземные, подземные, надводные и подводные) называются инженерными. Инженерные здания и сооружения могут классифицироваться по различным признакам. По функциональному назначению - на промышленные, гражданские, сельскохозяйственные, гидротехнические, транспортные и др. К промышленным инженерным сооружениям относятся заводы, фабрики, предприятия топливно-энергетического комплекса. Гражданские (общественные) сооружения - это жилые дома, здания культурно-бытового назначения, административные здания. Сельскохозяйственные здания и сооружения - это элеваторы, животноводческие и птицеводческие комплексы, сооружения для ремонта и хранения техники и переработки сельскохозяйственной продукции. Гидротехнические сооружения - это плотины, каналы, трубопроводы, водозаборы, насосные станции, порты и т. д. К транспортным сооружениям относятся железные и автомобильные дороги, мосты, судоходные каналы, линии электропередач, аэропорты. Приведенное деление в некоторых случаях условно, так как одно и то же сооружение может быть отнесено как к одной, так и к другой группе. Например, судоходные каналы и шлюзы отнесены к транспортным сооружениям по своему назначению, вместе с тем они являются гидротехническими сооружениями, поскольку связаны с использованием воды. Кроме того, ряд инженерных сооружений вообще не подходит ни под одну из названных категорий. В зависимости от материалов, из которых они возведены - на металлические, железобетонные, бетонные, кирпичные, деревянные, грунтовые и др. В зависимости от положения уровня поверхности земли или воды - на надземные, надводные, подводные, периодически затопляемые. В зависимости от срока службы - на временные и постоянные. Постоянные сооружения возводятся на длительный срок эксплуатации, например, железные дороги, заводы, фабрики, электростанции и др.

Временные сооружения строятся на вполне определённый небольшой период, это, например, дамбы обвалования и перемычки котлованов строящихся гидротехнических сооружений, подсобные помещения строительных площадок и др. В зависимости от геометрической формы в плане - на линейные и площадные. К линейным сооружениям относятся дороги, линии электропередач, трубопроводы, каналы, линии связи. К площадным сооружениям относятся узлы гидротехнических сооружений, комплексы промышленных сооружений и населённых мест, аэропорты и др.



№25 Виды инженерных изысканий. Инженерно-геодезические изыскания.

Инженерные изыскания для строительства - работы, проводимые для комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения и получения необходимых и достаточных материалов для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений при проектировании и строительстве объектов с учётом рационального использования и охраны окружающей среды, а также получения данных для составления прогноза изменений окружающей среды под воздействием строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений.

Виды: инженерно-топографические изыскания; Инженерно-геодезические изыскания; инженерно-геологические изыскания; инженерно-геофизические изыскания; инженерно-гидрометеорологические изыскания; инженерно-гидрологические изыскания; инженерно-метеорологические изыскания; инженерно-экологические (мобилизационные, полевые, лабораторные и камеральные работы); инженерно-геотехнические изыскания; изыскания грунтовых строительных материалов (опытные полевые работы; обследование земляных сооружений при их реконструкции); почвенно-геоботанические изыскания; археологические изыскания; геофизические работы; землеустроительные и кадастровые работы; обследование строительных конструкций

Инженерно-геодезические изыскания для строительства - это работы, проводимые для получения топографо-геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности (в том числе дна водостоков, водоемов и акваторий), существующих зданиях и сооружениях (наземных, подземных, надземных) и других элементах планировки (в цифровой, графической, фотографической и иных формах), необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий территории (акватории) строительства и обоснования проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации объектов. Инженерно-геодезические изыскания являются разновидностью инженерных изысканий.

В гражданском, земельном и градостроительном российском праве отсутствуют такие отдельные понятия как «здание», «строение», «сооружение». И это ведет к многочисленным спорам во время строительства, а также признания вышеуказанных понятий объектами недвижимости. Еще одной проблемой является выяснение: какие из этих зданий, сооружений и строений относятся к объектам а какие - нет.

Здание. Что это такое?

Технически и нормативно давно определены понятия «строение», «здание» и «сооружение». Что такое здание, описывает ОК 013-94 (Общероссийский классификатор основных фондов). Это архитектурно-строительный объект, предназначенный для создания определенных условий с целью хранения ценностей, работы, культурного и социального обслуживания народонаселения. Здания должны иметь основную часть (крыша и стены), а также внутренние коммуникации для обеспечения нормального эксплуатационного периода.

К внутренним коммуникациям относят:

  • системы водопровода и канализации;
  • систему отопления;
  • осветительную систему и сеть электропроводки;
  • вентиляционные механизмы, установленные по общесанитарным нормам;
  • лифты и подъемники (при многоэтажном строительстве).

Сооружение. Что такое этот

Сооружение - это инженерно-строительный объект, предназначенный для создания условий процессу производства без изменений предмета труда, но с выполнением некоторый необходимых технических функций. Каждое одиночное сооружение, которое входит в число основного сооружения, составляя при этом единый объект, тоже носит название сооружение .

Элемент, покажут следующие примеры:

  • Мост (единый объект), и его элементы: мостовое полотно, опоры и пролетное строение - это тоже сооружения;
  • Нефтяная скважина - состоит из вышки и обсадных труб;
  • Эстакада - состоит из фундамента, настила, опор, пролетных строений и ограждений.

Также и линии электропередачи, кабельные линии связи, трубопроводы и тому подобные объекты подпадают под определение «сооружение». Что такое этот вид построек, можно коротко все построенное людьми с целью удовлетворения материальных и духовных нужд.

Строение. Что это такое?

Согласно российскому гражданскому праву, цивилистике строение - это объединяющий термин, который включает понятия здание и сооружение . можно сказать еще и другими словами, - это постройка, закрепленная на земельном участке юридически. То есть, в российском законодательстве есть форма построек - строение, которое имеет два вида: здание и сооружение. И многие люди, не имея технического образования, все эти три понятия воспринимают как синонимы.

Цели классификации

Самой главной задачей проведения данной классификации является содействие экономичному решению при их проектировании, и не проблемное строительство сооружений и зданий.

Основой для разделения строений на классы служат их назначение и значимость. Также устанавливаются:

Разделение по классам зданий и сооружений происходит отдельно по каждой группе их видов, похожих своим назначением (жилые здания, технические сооружения, линии электропередач, мосты и так далее).

Основная классификация

По назначению может быть:

  • теплоэнергетическое сооружение - это линии электропередач, столбы и опоры и так далее;
  • гражданское и промышленное;
  • техническое сооружение (примером такого строения может быть дамба);
  • дорожно-транспортное (сюда можно отнести эстакаду, трассу, дорожный мост и развязку).

По такому же признаку здания разделяют на:

  • жилые (предназначенные для временного или постоянного проживания);
  • производственные - где размещаются разного вида производства;
  • общественные - служат для размещения учреждений административного характера и для социального обслуживания.

Дополнительная классификация

В зависимости от материала, из которого изготовлены, делятся на:

  • деревянные;
  • бетонные;
  • каменные;
  • железобетонные.

По способу строительства данные объекты разделяют на:

  • монолитные;
  • сборные;
  • из объемно-пространственных блоков.

В зависимости от геометрии:

  • точечные;
  • площадные;
  • линейные.

В зависимости от характера применения объекты принято делить следующим образом:

  • постоянная эксплуатация сооружений и зданий;
  • временное использование.

В зависимости от значения делят на:

  • вспомогательные;
  • основные.

По величине ответственности:

  • высший уровень;
  • нормальный уровень;
  • пониженный уровень.

В зависимости от этажности разделяют на:

  • малоэтажные, которые имеют один или два этажа;
  • средней этажности, имеют от трех до пяти этажей;
  • повышенной этажности (6-7 этажей);
  • многоэтажные (от восьми до 29 этажей);
  • высокоэтажные (от 30 до 100).

Разделяют также данные объекты и на степени в соответствии с долговечностью, то есть способностью элементов конструкции не терять положенные качества для нормального процесса эксплуатации:

  • первая степень (больше чем сто лет);
  • вторая степень (от 50 до 100 лет);
  • третья степень (от 20 до 50);
  • четвертая степень (менее 20 лет).

Также существует классификация по огнеупорности, которая обуславливается длительностью в минутах:

  • утраты целостности;
  • утраты несущей способности;
  • утраты теплоизоляции.

Древний Рим славился не только храмами и дворцами, но и портами, гаванями, мостами, тоннелями и т. д.
В период становления и во времена Республики (III-I в. до н. э.) Древний Рим проводил завоевательную политику, главным образом с помощью сухопутных войск. Военно-морской флот был слабым и развивался медленно. Это и обусловливало длительные сроки строительства портов, причалов, волнорезов, маяков и других подобных сооружений. Однако впоследствии все меняется. Захват большого количества заморских владений и развивающаяся торговля требовали расширения сети гидротехнических сооружений. В конце республиканского периода в первые два века Империи (I-II в. н. э.) закладывается строительство новых портов и гаваней, разворачиваются работы по всей прибрежной полосе итальянского «сапога».
Гавани были призваны защищать корабли от неприятеля и от разрушительного действия морских штормов. Они во многом походили друг на друга. Обычно гавани представляли собой водный бассейн, защищенный со стороны моря естественными или чаще искусственными ограждениями - молами и волноломами. Молы представляли собой как бы две вытянутые руки, охватывавшие всю акваторию порта. На уровне входа в гавань, чуть дальше в море устраивался третий мол.
Подводная часть молов и волноломов обычно устраивалась в виде каменной насыпки, надводная - из тесаного камня, а средняя сооружалась из бетона. Иногда в приливных портах (Остия, Антиум, Поццуоли и др.) в целях свободного входа и выхода воды оградительные сооружения возводились в виде арочных мостов-молов.
Много полезных советов по поводу строительства портов и гаваней дает Витрувии. Так, по экономическим соображениям, он требует начинать возводить такие сооружения с выбора места, чтобы по возможности избегать строительства искусственных молов. При этом он обращает особое внимание на устройство входа в гавань, который должен быть с мощными крепостными строениями и обязательно с цепью, перегораживающей вход кораблям противника.
В период Республики ведущим портом Италии становится город Путеол. Позднее, на рубеже двух эр, значение его падает и переходит к новому городу - воротам Рима - Остии, расположенной в одной миле от устья Тибра. Акватория порта представляла собой громадный по тем временам бассейн размером 760 X 970 м, окруженный молами шириной по 48 м каждый. Римский историк Светоний пишет, что «гавань в Остии соорудил (Клавдий), проведя справа и слева рукава, а у входа в самом глубоком месте выстроил мол. Чтобы придать ему более солидное основание, он предварительно затопил корабль, на котором был привезен в Рим большой обелиск из Египта, потом, набив сваи, он построил на них высочайшую башню по образцу Фарозского маяка в Александрии, дабы по его огням корабли направляли свой бег ночью».
Впоследствии в зоне порта произошло постепенное обмеление из-за наносного ила Тибра, поэтому император Траян в период с 100 по 106 г. строит практически новую, еще большую по размерам гавань, названную его именем. Она включает в себя шестиугольный док-бассейн площадью 322 тыс. м 2 и примыкающий к ней канал.
На территории порта и гавани произведены громадные по объему строительные работы. По оценкам специалистов там было переработано 2,4 млн. м3 грунта и возведено 550 тыс. м3 строительных конструкций из римского бетона, включая 1970 подпорных стенок для набережной.
Витрувий в своем трактате (кн. V, гл. 12) описывает способы производства работ при сооружении бетонных молов подобных им конструкций. Это способ подводного бетонировани, способ сооружения крупногабаритных бетонных элементов, способ ряжевой перемычки.
По первому способу «...в спокойно воде,- пишет Витрувий, где хотели вывести мол, место окружалось шпунтовой стенкой из вбитых в дно моря дубовых свай с заложенными в их пазы крепкими досками». После устройства такого ограждения «...на небольших судах подвозили заранее перемешанный раствор, составленный в пропорции 1: 2 (известь: песок из района Кум) и битые камни. В раствор добавляли камни, и всю массу высыпали на место укладки с помощью ящика без дна...»
В местах, где море было неспокойно и где этот способ был неприменим, римляне пользовались другим способом - изготовлением крупногабаритных бетонных элементов на берегу моря. На берегу устраивалась деревянная платформа, одна из частей которой делалась строго горизонтальной, а другая - наклонной. Эта наклонная часть платформы обшивалась до уровня горизонтальной платформы досками и в образовавшееся пространство засыпался песок, с тем чтобы получилась большая общая горизонтальная поверхность. На этой поверхности с помощью деревянной или чаще каменной опалубки формовали из римского бетона любой требуемый элемент - большой прямоугольный блок или тетрапод и оставляли их для последующего твердения и набора прочности на два месяца. Затем по истечении указанного срока доски, удерживавшие песчаную засыпку, разбирали, песок высыпался, а готовый бетонный элемент плавно «сходил» в море, где его с помощью «силы волн» устанавливали на нужное место.
Есть сведения, что в период правления императора Калигулы (37-41 гг. н. э.) в Неаполе был сооружен большой причал из бетонных блоков, изготовленных на берегу. Если это было действительно так, то можно считать, что в порту Калигулы 1950 лет назад впервые в мировой строительное практике были изготовлены и использованы крупногабаритные массивные сборные бетонные блоки.
В местах, где не было пуццоланы, римляне при изготовлении молов и волноломов применяли третий способ - с помощью «ряжевой перемычки». Для этого они, как пишет Витрувий, огораживали место строительства двойной стеной («ряжевой перемычкой») из свай и шпунтовых досок. Образовавшийся промежуток между досками заполняли глиной, которую забрасывали в воду в травяных мешках и затем плотно утрамбовывали. «Окружив таким образом часть моря водонепроницаемой перемычкой из двух стенок с глиняным заполнением, они удаляли воду с помощью гидравлических машин, осушали это место, вырывали для фундамента ров до материка и возводили бетонный массив (мола) или стену из камня на обыкновенном известковом растворе».
Был и еще один очень простой, но более дорогой способ сооружения больших молов и маяков, о котором уже упоминалось раньше - это затапливание старых кораблей. Для этого отслужившие свой век суда доставлялись к месту будущего строительства, заполнялись камнями или бетоном и затапливались. В наше время археологами были не раз обнаружены останки таких затопленных кораблей, например в Остии и других местах.
Наиболее сохранившийся античный мол из монолитного римского бетона существует в испанском городе Ампуриасе. Сохранились остатки волнолома с руинами маяка и полуразрушенными складами в Лептис Магна (Ливия). Ряд подобных гидротехнических сооружений «уцелел» в городе Сиде (южная Турция).
Крайне любопытны в смысле долговечности бетона сооружения старой итальянской гавани Чивита-Веккия. Она расположена на открытом побережье и все ее портовые сооружения находятся под защитой бетонного мола. Этот бетонный мол, как обычно, с каменной облицовкой, построенный в период 75-78 гг. н. э., имеет длину 85 м, ширину 6 м и высоту 7 м. Несмотря на то, что он изо дня в день подвергается действию соленых морских волн, против которых современный портландцемент без специальной защиты бессилен, он не только простоял более 1900 лет, но и в большинстве своем сохранился. Недаром исследователи разных стран пытаются на его примере изучать долговечность современного гидротехнического бетона.
Мосты и тоннели относятся к наиболее сложным и ответственным инженерным сооружениям. Однако при их строительстве римляне также использовали бетон. Уже один этот факт показывает, какое большое доверие приобрел этот материал в то время.
Мосты, как любые строительные системы, прошли очень длинный путь развития, начиная от перекинутого над пропастью ствола дерева, и до громадных железобетонных исполинов, переброшенных сегодня через многокилометровые препятствия. В римской истории мост из-за сложности возведения считался чем-то символическим, поэтому даже высшие священнослужители, а впоследствии и римские папы носили дополнительный титул «pontifex maximus», т. е. высший, заслуженный мостостроитель, опекун мостов.
Особую сложность при строительстве мостов представляло возведение сухих фундаментов и опор. Примерно с I в. н. э. их начинают строить в основном из бетона с каменной облицовкой, хотя есть примеры и более раннего использования бетона в мостостроении. Предполагают, что бетон был использован в опорах известного акведука Понт-дю-Гар, построенного в конце I в. до н. э. При низком уровне воды в реках были обнаружены остатки бетонных фундаментов римских мостов в Италии, ФРГ и на территории Австрии.
В 101-103 гг. по приказу императора Траяна известным древнеримским инженером-строителем Аполлодором Дамасским был возведен мост через Дунай. Общая длина моста составляла 1071 м, он имел 20 бетонно-каменных опор и деревянные пролетные строения. По своим размерам мост являлся одним из крупнейших инженерных сооружений того времени.
К сожалению, описание моста, сделанного Аполлодором, было утрачено и напоминанием о нем служат оставшиеся бетонные опоры, которые показываются из Дуная при падении уровня его вод. Свидетельством существования моста служит медаль, выбитая Траяном в честь окончания его строительства, барельеф колонны Траяна в Риме, а также небольшие заметки очевидцев.
По всем этим документам можно сделать вывод о том, что мост был арочный. У Прокопия и Диона Каасия (примерно 220 г. н- э.) можно найти незначительные сведения о применявшихся при его строительстве материалах. Так, по описанию Диона Каасия, мост Траяна через Истр, как тогда называли Дунай, состоял из «...20 быков, сделанных из тесаных камней, высота их 150 футов (45 м), не считая фундаментов, толщиной 60 футов (18 м). Эти были расположены друг от друга на расстоянии 170 футов (51 м), соединены арками...»
Теофил (прибл. IV в. н. э.) указывал, что для возведения Фундаментов и опор моста применялись большие короба, которые «заливались смесью крупных камней и цемента...» Таким образом, можно предположить, что опоры моста выполнены из бетона, заливавшегося в большие деревянные короба по методу «опускного колодца» или в опалубку, образованную каменной кладкой, т. е. по первому способу, описанному Витрувием.
Исследования опор моста, выполненные уже в наше время, показали, что использованный в бетоне цемент с современных позиций можно отнести к романцементу, полученному путем обжига местных мергелистых пород. Это уже второй случай, подтверждающий применение в качестве вяжущего вещества в римских бетонах романцемента. В зерновом составе бетона обнаружено, что 1/3 его занимал песок и 2/3 крупный заполнитель. При этом общее весовое соотношение материалов в бетоне было следующим: 1: 2,1: 2,6 (цемент: песок: битый кирпич). Количество цемента на 1 м 3 бетона составляло примерно 300 кг. Прочность бетона на сжатие в возрасте более 1830 лет (испытания проведены в 1935 г.) составила 30,5 МПа. Разрушение проезжей части моста, видимо, произошло не вследствие низкого качества бетона, а скорее из-за конструктивных особенностей моста - низкорасположенного от воды основания, деревянных пролетных строений и т. п., хотя есть предположение, что император Адриан отдал приказ уничтожить его, опасаясь наступления варваров. Можно отметить также мост св. Ангела, построенный в Риме из камня и бетона в 134 г. Мост переброшен через Тибр и ведет к мавзолею императора Адриана. Он имеет восемь арок, три средние из них имеют пролет по 18 м. В настоящее время итальянскими инженерами исследуется бетон этого моста. Семь из девяти сохранившихся опор моста в Трире, построенного в 140 г., сделаны из римского бетона, облицованного базальтовыми квадрами. По свидетельству современных исследователей, на сегодня по всей территории бывшего древнеримского государства известно более 1000 мостов, значительная часть которых выполнена с бетонными опорами.
Во II-I вв. до н. э. потребность римлян в дорогах настолько возросла, что удовлетворять ее пришлось не только за счет строительства мостов, но и тоннелей. До наших дней сохранились развалины нескольких древнеримских тоннелей, часть из которых выполнена с применением бетона.
В конце I в. до н. э. римский архитектор Коккеус получил от императора Агрипны срочный заказ на строительство сразу нескольких тоннелей. Один из них, названный впоследствии «грот Коккеус», был длиной в километр. Как и дороги, он был строго прямолинеен, имел две полосы движения и шесть вентиляционных шахт, через которые осуществлялась подача свежего воздуха, а заодно н освещения тоннеля. Глубина заложения этого тоннеля составляла 30 м. В дальнейшем Коккеус построил еще несколько тоннелей, хотя и меньшей длины. Предполагают, что в последних из ннх бетон использовался при возведении внутренней отделки со специальной трехслойной штукатуркой в качестве гидроизоляции. Позднее, во времена Клавдия (1в. н. э.), была осуществлена проходка очень большого гидротехнического тоннеля, предназначенного для спуска вод Фуцинского озера в реку. Общая длина тоннеля составляла более 5600 м, а перепад высот 8,4 м. Часть строительных элементов этого тоннеля была также выполнена с применением римского бетона.
Это был самый длинный искусственный подземный тоннель до 1876 г.. до тех пор пока не был сооружен тоннель Мон-Сени (Mont Ceiiis). Причем тоннель Клавдия функционировал до 1875 г., после чего на его месте был построен новый.
С падением Римской империи (в начале V в. н. э.) дороги перестали строиться и постепенно приходили в негодность. Вместе с ними на длительное время прекратилось и строительство инженерных сооружений.