Налоговая нагрузка в разных странах на. Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

Каждый год Всемирный экономический форум публикует свой отчет о глобальной конкурентоспособности мировой экономики. ВЭФ просматривает самые разные данные, от количества преподавателей математики в школах до уровня инфляции в каждой стране. Эти данные используются для того, чтобы создать целостную картинку по каждой стране. Одним из показателей, который использует ВЭФ, является уровень налогов, что указывает на низкую конкурентоспособность. Для измерения налога используют общую налоговую ставку Всемирного банка.

В принципе, все эти налоги взимаются с предприятий, но они отличаются от тех, которые берутся с людей, работающих на них. Мы рассмотрим страны с общей суммой налоговых ставок более чем 50%.

Япония - 51,3%

Япония имеет одну из крупнейших экономик, несмотря на то что налоговая ставка равна более чем 50%. Эта страна - пятая в Азии по величине налога.

Мексика - 51,8%

Она входит в незначительное количество стран Латинской Америки, в которых налоговая ставка превышает 50%. Ставка налога для корпораций находится на уровне 30%.

Кот-д`Ивуар - 51,9%

Берег Слоновой Кости требует 25% основного налога от прибыли компаний и около 30% от сфер телекоммуникаций, IT и коммуникаций.

Австрия - 52%

Одна из шести стран Европы с налоговой ставкой более 50%. Налоговая система Австрии имеет некоторые странности. К примеру, пары облагаются налогом отдельно даже после женитьбы.

Украина - 52,9%

Предпринимателям на Украине приходится бороться не только с серьезными геополитическим проблемами, но и практически с самыми высокими налогами в Европе. Только четыре европейские страны имеют более высокую налоговую ставку.

Шри-Ланка - 55,6%

Базовая ставка налога на Шри-Ланке для корпораций составляет 28%, но она вырастает до 40% для любого предприятия, которое решает заниматься алкоголем или табачными изделиями. Общая ставка налога гораздо выше из-за многих дополнений.

Бельгия - 57,8%

Эта страна Европейского Союза имеет четвертые по величине ставки налога в Еврозоне и самые высокие среди стран, которые не входят в большую пятерку.

Коста-Рика - 58%

В Центральной Америке немного стран, налоговая ставка в которых существенно превышает показатель в 50%. Но Коста-Рика оказалась одной из них. Частично это происходит благодаря высокому уровню налоговой активности в последние годы, что заставило политиков принять закон о повышении общих налогов.

Испания - 58,2%

Только две европейские страны большой пятерки смогли обогнать Испанию по показателям налоговой ставки для предприятий.

Индия - 61,7%

Политика Министерства финансов Индии сейчас направлена на то, чтобы сократить корпоративный уровень налогов более чем на пять процентных пунктов в течение четырех лет.

Тунис - 62,4%

Хотя есть много других стран, расположенных южнее, которые имеют более высокие цены, общая налоговая ставка в Тунисе занимает почетное второе место по величине в Северной Африке.

Бенин - 63,3%

Всемирный банк говорит о том, что подоходный налог для предприятий в стране составляет только 15,9%. Но множество других налогов значительно поднимают уровень отчислений, которые должна совершать фирма.

Гамбия - 63,3%

Без основных природных ресурсов эта страна входит в число самых бедных в мире. Налоги на оборот, а не на прибыль значительно повышают ставки для бизнеса.

Чад - 63,5%

Чад полагается в большей степени на сельское хозяйство и считается одной из беднейших стран. Налоги здесь равняются 1,5% от оборота или 40% от прибыли, в зависимости от того, что выше.

Китай - 64,6%

Как и во многих других странах из нашего списка, Китай взимает налоги не с прибыли предприятий, а с их оборота.

Италия - 65,4%

Она известна своими высокими налоговыми ставками, хотя все равно не является первой в Европе по этому показателю.

Венесуэла - 65,5%

Правительство этой страны во главе с Уго Чавесом внедрило в жизнь новую налоговую модель и резко увеличило размер ставки для иностранных компаний.

Никарагуа - 65,8%

В 2012 году МВФ предложил, чтобы страна упростила свою корпоративную налоговую систему.

Франция - 66,6%

Она возглавляет соответствующий список стран Европы, хотя нынешнее правительство пообещало отрегулировать систему и сократить корпоративные налоги.

Гвинея - 68,3%

Большинство корпоративных налогов Гвинеи оплачиваются за счет налога по фиксированной ставке на оборот предыдущего года.

Бразилия - 69%

Экономика этой страны считается самой крупной в Латинской Америке. Бразилия в прошлом году ликвидировала налог в размере 20% на бизнес-платежные ведомости в рамках реформирования налоговой системы.

Мавритания - 71,3%

В 2013 году эта страна, которая зависит от сельского хозяйства, утвердила удерживаемый налог в размере 15%, чтобы остановить проведение платежей в пользу нерезидентов.

Алжир - 72,7%

Эта страна имеет самую высокую общую налоговую справку в Африке.

Колумбия - 75,4%

В стране приняли новый налог на богатство. Хотя она занимает четвертое место в мире по размеру налогов, в Латинской Америке Колумбия лишь на третьей ступеньке.

Таджикистан - 80,9%

Эта страна в Центральной Азии имеет 2% законодательно установленной ставки налога на весь оборот, который занимает значительную часть средней прибыли компании.

Боливия - 83,7%

3%-й налог Боливии по операциям уничтожает 60% прибыли компании еще до того, как учитываются другие налоги. Но она по-прежнему проигрывает еще одной латиноамериканской стране.

Аргентина - 137,3%

Поразительно, но общая налоговая ставка в Аргентине превышает 100%-й доход корпораций. Только налог с оборота съедает 90% прибыли, и это еще до того, как учитываются налоги на оплату труда и финансовых операций!

1

Настоящая статья посвящена сравнительному анализу налоговой системы Российской Федерации и зарубежных стран. В последние годы все активнее аналитики, экономисты и ученые обращают свое внимание на налоговое бремя в России. Этот вопрос представляется актуальным на фоне введения новых налогов, как на федеральном, так и на местном уровне. В статье рассматриваются четыре модели налоговых систем, которые различаются по уровню сложности налоговой нагрузки. В рамках исследования опирались на данные сайта РБК и постарались детально проанализировать механизм налогообложения в 5 странах из 178 возможных. Проанализированы налоговые системы следующих государств: Италия, Венгрия, Молдова, Россия и Сент-Винсент. Оценили налоги и обязательные платежи, установленные правительством данных стран на государственном, а также местном уровне, которые необходимо заплатить каждому предприятию.

налоговая система

налог на прибыль

налог на доходы с физических лиц

кривая лаффера

1. Балакин Р.В. Анализ налоговой системы Италии в сравнении с налоговой системой РФ // Финансы и управление. – 2014. – № 3. – С. 44–81.

2. Булычева Т.В. Проблемы трансформации российской финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами // Микроэкономика. – 2014. – № 2. – С. 6–10.

3. Имяреков С.М., Щанкин С.А. Деловая активность региональных хозяйствующих субъектов в условиях экономического кризиса // Регионология. – 2009. – № 2. – С. 91–99.

4. Минаков А.В. Методология управления бюджетно-налоговой системой России в условиях изменения макроэкономической среды: дис. канд. экон. наук. – М. 2011. – С. 46–50.

Научно обосновано? если увеличивается налоговая нагрузка на плательщика (возрастает количество налогов и увеличиваются ставки налогов, отменяются льготы), то сначала мы наблюдаем действенность налоговой системы, а позже постепенное её снижение. В результате чего происходят невосполнимые потери бюджета, потому что некоторая часть налогоплательщиков становятся банкротами, другая часть вынуждена свернуть производство, иные же плательщики ищут различные пути, чтобы свести сумму подлежащих к уплате налогов к минимуму. А для восстановления эффективного производства при снижении налогового давления необходимы многие годы.

Помимо этого, налогоплательщик, нашедший достижимый путь ухода от налогообложения, уже не будет готов платить налоги в полном объеме, если в результате всё вернется к прежнему уровню налогового изымания. Сразу же возникает проблема в построении и улучшении налоговой системы любой страны – развитой или находящейся в переходном периоде .

Налоговая система является совокупностью налогов, всевозможных сборов и платежей, различных форм, принципов и способов их установления, трансформирования или отмены актов, обеспечивающих их оплату, поверку и ответственность за несоблюдение налогового законодательства.

В последние годы все активнее аналитики, экономисты и ученые обращают свое внимание на налоговое бремя в России. Этот вопрос представляется актуальным на фоне введения новых налогов, как на федеральном, так и на местном уровне. Однако прежде чем делать выводы относительно чрезмерности налоговой нагрузки в Российской Федерации, имеет смысл рассмотреть опыт зарубежных стран в данном вопросе, а также общемировые показатели.

В настоящее время в мировой практике выделяют четыре модели налоговых систем, которые различаются по уровню налоговой нагрузки: англосаксонскую, континентальную, латиноамериканскую и смешанную. Целесообразно остановиться на каждой из них, поскольку каждая объединяет достаточно внушительные блоки стран.

Англосаксонская модель: налоговое бремя несут граждане.

Данная модель ориентирована преимущественно на прямое налогообложение, а основная часть налогового бремени возложена на физических лиц. Основным источником доходов государственного бюджета в таких странах является подоходный, который формирует в бюджете долю размером:

60 % – в Австралии;

44 % – в США;

40 % – в Канаде;

36,7 % – в Великобритании.

Средний размер налоговой нагрузки в таких странах по всем категориям налогоплательщиков в 2015 году составил 30,5 %.

Континентальная модель: приоритет косвенных налогов.

В странах с континентальной системой налогообложения можно отметить значительную долю отчислений на социальное страхование. Число косвенных налогов больше, чем прямых. Центральное место в вопросе финансирования бюджета занимает НДС, который был изобретен во Франции. Там ныне сборы от НДС образуют более 50 % бюджетных доходов. Похожая ситуация складывается в Нидерландах, Франции, Австрии и Бельгии.

Средний размер налоговой нагрузки в этих странах в 2015 году составил 42,2 %, в основном из-за скандинавских стран, которые собирают значительное число налогов для выполнения масштабных социальных программ.

Латиноамериканская модель: поиск равновесия в условиях инфляции.

Экономики этих стран отличаются существенными инфляционными тенденциями, поэтому правительства активно манипулируют соотношением прямых и косвенных налогов, чтобы защитить государственные доходы от влияния инфляции.

Упор при этом делается преимущественно на косвенные бюджетные поступления, которые более приспособлены к условиям высокой инфляции, в то время как прямые привязываются к конкретным функциям государства. Например, на протяжении последних трех лет косвенные налоги составляли порядка 46 % бюджетных поступлений в Чили, 42 % – в Перу и 49 % – в Боливии.

Средняя налоговая нагрузка в странах с латиноамериканской моделью в 2015 году составила 29,3 %.

Смешанная модель: манипуляции с бюджетными доходами.

Данная модель характерна для стран, которые крайне часто диверсифицируют структуру доходов своего бюджета и активно манипулируют налоговыми и неналоговыми источниками и перекладывают нагрузку с одних налогоплательщиков на других. К числу таких стран относятся США, Аргентина, Италия и Россия.

Показатель налогового бремени в этих странах в 2015 году был оценен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) на уровне 33,8 %.

Следует отметить, что по данным все той же ОЭСР в 2015 году налоговое бремя сократилось в 9-ти странах-членах, а в 21-й стране, наоборот, возросло. Прирост затронул Португалию, Турцию, Словакию, Данию и Финляндию, а уменьшение было отмечено в Норвегии, Чили, Новой Зеландии .

Рассмотрим налоговые системы следующих государств: Италия, Венгрия, Молдова, Россия и Сент-Винсент.

Двухуровневая налоговая система Италии представлена на рис. 1.

Рис. 1. Налоговая система Италии

Рис. 2. Налоговая система Молдовы

Рис. 3. Налоговая система Венгрии

Двухуровневая налоговая система Молдовы представлена на рис. 2.

Налоговая система Сент-Винсент, являющейся оффшорной зоной, предполагает: фиксированный правительственный сбор с компаний, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль компаний, но также предполагается отсутствие налога на прирост капитала, отсутствие налога на прибыль нерезидентов, отсутствие налога на прибыль корпораций, отсутствие налога на трансферты и гербовые сборы.

Двухуровневая налоговая система Венгрии представлена на рис. 3.

Трёхуровневая налоговая система России представлена на рис. 4.

Рис. 4. Налоговая система России

Проанализировав налоговые системы стран, представленные на рисунках, можно сделать вывод о том, что налоговые системы Италии, Венгрии и Молдовы между собой немного схожи, но все-таки есть и принципиальные различия, как в количестве уплачиваемых налогов, так и структурной организации. Налоговая система Российской Федерации является не менее сложной и имеет уже трехуровневую систему организации установления и изъятия налогов. Такая организация присуща государствам, имеющим федеральное устройство, к которым и относится Россия. И наконец, система налогов Сент-Винсента является наиболее привлекательной и достаточно стабильно развивающейся офшорной зоной, имеющей преимущества и огромные возможности в минимизации уплачиваемых налогов.

К примеру, для того, чтобы оплатить все необходимые 24 налога в Венгрии, нужно потратить 340 часов, то есть чуть больше 14 дней. Италия, хотя и требует оплатить «всего» 15 налогов, но на их полное погашение необходимо истратить чуть больше времени, нежели в Венгрии, а именно 360 часов. Среди представленных участников рейтинга есть страны, превысившие 50 % полную налоговую ставку, за исключением России – это представители Южной Европы – Италия, и Центральной Европы – Венгрия. Лидером является Италия, в которой бизнесмен обязан отдавать 76,20 % своего заработка для того, чтобы к нему не было налоговых претензий со стороны государства.

Налоговая система России в окружении аутсайдеров, к примеру таких, как Белоруссия (124 налога и 1188 часов на их погашение); Украина (99 налогов и колоссальное время на их погашение – 2084 часов, то есть больше, чем полугодие), выглядит не так печально: порядка 22 налогов и около 19 дней в год на полное погашение. Хотя ставка неслишком отстает от венгерской – 55,1 %. Для примера, самая низкая фискальная ставка согласно рейтингу РБК – 8,4 % принадлежит такому островному государству, как Вануату.

На рис. 5 представлена диаграмма, наглядно демонстрирующая, какое место занимает то или иное государство в общем рейтинге организации системы налогообложения во всем мире.

Общий индекс в рейтинге налоговых систем был рассчитан по нескольким показателям: общее количество налогов, затраты времени, частота и методы оплаты, индикаторы налоговых ставок, а также количество государственных органов, которые задействованы в процессе.

Оценили налоги и обязательные платежи, установленные правительством данных стран на государственном, а также местном уровне, которые необходимо заплатить каждому предприятию. В своём исследовании рассматривали следующие налоги: налог на прибыль, подоходный налог и НДС.

Среди других стран мира по уровню налоговой нагрузки Россия сегодня занимает серединное положение. Существенно опережают её страны скандинавской модели, которые отличаются весьма существенным налоговым бременем на налогоплательщиков. Тем не менее и система социального обеспечения в этих странах – одна из самых развитых в мире.

В то же время опасение вызывает тот факт, что меньшим давлением на налогоплательщиков отличаются те страны, которые проводили в течение последнего года реформы по увеличению объема налогообложения граждан.

Например, в 2011–2013 годах правительство Мариано Рахоя в Испании провело более 30-ти налоговых реформ, большая часть которых была направлена на увеличение налогового бремени. Так, налог на прибыль возрос с 15 до 21 %, а НДС – с 18 до 21 %. Эти реформы вызвали социальное недовольство.

В Израиле, где положено платить налог с абсолютно любого дохода, подоходный налог взимается по прогрессивной шкале и составляет 10, 20, 30, 46 % с разных сумм дохода. При этом эта страна также в рейтинге оказалась на 5 позиций лояльнее России по степени налоговой нагрузки.

Россия опережает по налогам даже страны-партнеры по Таможенному Союзу. Например, в Казахстане НДС ныне взимается по ставке 12 %, в то время как в России она закреплена уровне 18 %, а подоходный налог и налог на прибыль у южного соседа РФ составляет 10 и 15 % соответственно .

В то же время в России в последнее время власти все чаще вспоминают о необходимости усиления фискального бремени в стране. Это вполне закономерно, поскольку на фоне падения темпов экономического роста, снижения цен на нефть и падения валютного курса рубля в бюджете образуется существенный дефицит, который придется покрывать.

Умеренность налогового бремени экономисты привыкли измерять по кривой Лаффера. Её суть сводится к тому, что существует некоторая пороговая точка налоговой ставки, до которой увеличение налогов приведет к росту доходов бюджета, а после – наоборот, к уменьшению. По мнению многих аналитиков, Россия уже преодолела эту пороговую точку.

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, что наибольшая налоговая нагрузка характерна для стран континентальной модели налоговой системы, среди которых особенно выделяются скандинавские государства. Уровень налогового бремени в среднем по миру ныне составляет 33–34 %.

Одним из важных направлений развития и усовершенствования любой системы, а в частности системы, касающейся налогообложения, является изучение содержательной стороны, которая направлена непосредственно на выявление как сильных, так и слабых сторон в каждом аспекте её изучения: организационном, компонентном и функциональном. В ходе проведения анализа уместно применять метод сравнения данной системы с подобными моделями других систем, чтобы сопоставить частные системные характеристики и определить их соответствие миссии и назначение анализируемого объекта .

Рецензенты:

Имяреков С.М., д.э.н., доцент, профессор кафедры менеджмента и торгового дела Саранского кооперативного института (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск;

Колесник Н.Ф., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск.

На протяжении последнего года в России остро обсуждается тема введения прогрессивного подоходного налога. Напомним, сегодня действует плоская шкала – все платят единую ставку в 13%, независимо от размера получаемых доходов. Прогрессивная же шкала позволяет повысить ставку для тех, кто получает сверхприбыли. Данный вопрос достаточно противоречив – большинство провластных чиновников против такой «дискриминации» богатых, в то время как общественность уже «созрела» и требует повышения налоговой нагрузки для того меньшинства, которое обладает огромными капиталами.

В любом случае этот остросоциальный вопрос пока остается лишь на этапе дискуссии. И пока в правительстве и парламенте продолжают спорить на эту тему, Карьерист.ру решил выяснить, как данный налог уплачивается гражданами других стран мира. И мы были немало удивлены, ибо в мире существует множество моделей, которые российская налоговая система могла бы с успехом позаимствовать. Более того, мы найдем чем удивить и вас: есть немало откровенно счастливых стран, граждане которых вообще не платят налоги ! С них, пожалуй, и начнем.

Налоговый рай

Среди наиболее счастливых государств, которые освободили своих граждан от подоходного налогообложения, прежде всего, фигурируют богатые сырьевые страны, вроде Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Омана и Кувейта. Часто встречается мысль о том, что от них также освобождены жители Саудовской Аравии, что является заблуждением. Пусть налог небольшой – всего 2,5% с любой получаемой прибыли, но он все-таки существует. Кроме них, на статус настоящего «налогового рая» претендует княжество Монако, Багамы и Бермуды. Там, безусловно, есть некоторые налоговые исключения. Например, на Багамах и Бермудах гражданам приходится самостоятельно уплачивать страховые взносы, а в Монако налогами облагаются граждане Франции. Однако в общем порядке подавляющее большинство граждан от налогов фактически освобождено . Но повезло ни им одним.

Во многих странах, где действует прогрессивная шкала налогообложения, граждане с низкими доходами также подоходный налог не платят. Правда, к числу «везунчиков» их в таком случае можно отнести с большой натяжкой. Таковыми, в частности, считаются австралийцы, чей доход ниже 4,6 тыс. $ в год, австрийцы с ежегодным доходом ниже 12,5 тыс. $, бразильцы, зарабатывающие в год менее 5,3 тыс. $, немцы с доходом менее 9 тыс. $ и многие другие. Например, шведы, которые заработали за год менее 2,2 тыс. $. Сумма, откровенно говоря, ничтожная для Швеции, но кто заработал меньше, тот налоги не платит. Определены подобные необлагаемые налогом пределы и в чудо-стране Сингапуре. Там используется территориальная система налогообложения, однако в общих случаях, все, кто заработали менее 16 тыс. $ в год или заработали доход за пределами Сингапура, от налогов освобождаются.

Похожая схема действует и в Великобритании – у англичан также есть минимум, который налогом не облагается – это 11 тыс. £. При этом примечательно то, что данная сумма не облагается налогами, даже если гражданин зарабатывает значительно больше: при доходе до 100 тыс. £, необлагаемая налогом сумма вычитается из налоговой базы. Подоходный же налог уплачивается лишь с оставшейся суммы. Например, заработав за год 15 тыс. £, налоги будут платиться всего с 4 тыс. £. При этом ставки прогрессивного НДФЛ очень даже существенные и составляют 20% при доходе до 35 тыс., 40% при доходе до 150 тыс., 45% для всех доходов, которые выше указанного ценза.

Прогрессивные лидеры

Необходимо отметить, что прогрессивные ставки подоходного налога определены во многих развитых странах как Европы, так и Запада в целом. Например, США, где колебания налоговых ставок происходят в пределах от 10 до 39,6% , естественно, в зависимости от получаемого дохода. По нижней налоговой ставке платят все те, чей годовой доход не превышает 9,2 тыс. $. Верхние пределы для откровенных богачей, чей доход превышает 418 тыс. в год. Это, кстати, пределы для одиноких граждан, семейные пары платят по совершенно другим ставкам и лимитам. Кроме того, в США есть множество поводов для налоговых вычетов. Это, в частности, наличие иждивенцев, оплата образования (своего или ребенка), наличие ипотечных займов или оплата налога на недвижимость. При этом «фишка» в том, что граждане обязаны одновременно платить налоги как в федеральный бюджет, так и бюджет штата. Более того, налоговая система США настолько запутана, что для ее описания не хватить и целой заметки, поэтому мы описываем ее лишь в общих чертах.

Не менее жесткой считается налоговая система Франции. Сами граждане постоянно жалуются на огромные налоговые поборы, от которых многие даже успели сбежать из страны (как, например, Жерар Депардье, который получил российское гражданство). Декларация о налогах традиционно подается практически всеми гражданами в феврале, и в ней обычно указываются совершенно все доходные поступления. Сокрытие доходов, вроде поступлений от сдачи имущества в аренду или продажи машины обычно обнаруживается налоговиками, после чего гражданам приходится платить серьезные штрафы.

Как и в Америке, подоходный налог во Франции имеет некоторые специфические особенности, которые во многом весьма логичны. Так, налоги на доходы взимаются не с конкретного гражданина, а с домохозяйства . То есть налог уплачивается с общего дохода семьи. Причем от количества членов семьи применяются отдельные коэффициенты. Так, к одиноким применяется коэффициент 1, к супружеским парам соответственно – 2, если у них есть ребенок – коэффициент будет 2,5 и т.д. данный коэффициент применяется для деления на него налогооблагаемую базу домохозяйства, после чего высчитывается налог. Получается, что чем больше членов семьи без дохода, например, детей, то тем меньше будет налогооблагаемая база, а следовательно и уплаченные налоги. Кроме этого, налоговые вычеты предоставляются для благотворителей и инвесторов, тех, кто оплачивает обучение, имеет иждивенцев, участвует в системах энергосбережения и т.д.

Что касается прогрессивных ставок: при годовых доходах в 9,7 тыс. € налог не оплачивается; при доходе до 26 тыс. € – 14%, до 71 тыс. € – 30%, до 153 тыс. € и выше – 41%. Интересно, что для тех, кто имеет высокий доход в 250, 500 и выше тыс. €, предусмотрен еще и дополнительный налог в 3-4%. Ранее действовал еще и специальный налог для миллионеров, однако от него решили отказаться.

А что у нас?

Анализ западных налоговых систем позволяет сделать очевидный вывод – в прогрессивном подоходном налоге нет ничего страшного – большинство развитых стран использует именно такую схему. Что у нас? Для постсоветских стран больше характерна плоская шкала налогообложения. В России, например, все платят 13% от зарплаты. Столько же платят белорусы. В Литве, например, платят уже 15%, в Украине 18%, в Эстонии 21%, а в Латвии так и вообще 23%. В некоторых странах, в частности, в России, уже пытались ввести прогрессивный подоходный налог – он действовал до 2001 года . Но общество, как объясняют чиновники, оказалось не готово. Крупный капитал, не желающий платить больше, чем и так бедное население, попросту начал массово уходить в тень. Чем в это время занимались контролирующие налоговые органы, никто не поясняет.

В любом случае налог отменили, все стали платить одинаковую ставку и капиталы стали постепенно выходить из тени. Однако в последние годы, на фоне огромного разрыва в доходах у основной части населения и «верхушки», связанного с этим классового неравенства, внезапно пришедшего в страну экономического кризиса и дефицита бюджета, вопрос прогрессивного налогообложения вновь стал актуальным . Об этом снова заговорили не только общественники, но и депутаты и даже отдельные правительственные чиновники. В правительстве, например, все уверены, что это полная бессмыслица. Мол, у нас 15 млн людей не платит налоги с зарплат, и лучше разобраться с ними, чем… получить недостающие средства с крупных капиталов. Впрочем, логика чиновников понятна – платить-то больше придется именно им и их окружению…

Парламентарии, наоборот, настаивают на таких новациях. Например, недавно представители КПРФ . По их предложениям, граждан, в зависимости от размера их дохода, необходимо разделить на 4 категории. Самым бедным предлагается платить всего 5%, в то время как гражданам, которые получают сверхдоходы, предлагается платить 1,6 млн + 25% от дохода, свыше 10 млн рублей . В сравнении с некоторыми налоговыми ставками западных стран подход, кстати, весьма либеральный. Такие меры, по мнению авторов, позволили бы за счет ограниченного числа лиц – всего около 35 тыс. россиян, поднять собираемость НДФЛ на 1,25 трлн рублей ! Это притом, что сегодня совокупная собираемость всего 3 трлн рублей. Но чиновники, как мы видим, против. Что тут скажешь, общество опять не готово, так ведь?!

Это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В мире есть счастливчики, которые вообще не платят налог на доходы — это жители богатых нефтедобывающих стран (ОАЭ, Катара, Кувейта), Багамских и Бермудских островов, княжества Монако и др. В и ряде других стран Восточной Европы - плоская шкала налогообложения. То есть ставка одинакова для человека с любой величиной дохода. У нас в стране это 13%, столько же в Белоруссии, в Литве - 15%, на Украине - 18%. Самый низкий в Казахстане - 10%. Но в большинстве стран - прогрессивный налог на доходы: чем выше заработок, тем выше ставка.

Подоходный налог в мире

Подоходный налог – в налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

На протяжении последнего года в России остро обсуждается тема введения прогрессивного подоходного налога. Напомним, сегодня действует плоская шкала – все платят единую ставку в 13%, независимо от размера получаемых доходов. Прогрессивная же шкала позволяет повысить ставку для тех, кто получает сверхприбыли. Данный вопрос достаточно противоречив – большинство провластных чиновников против такой «дискриминации» богатых, в то время как общественность уже «созрела» и требует повышения налоговой нагрузки для того меньшинства, которое обладает огромными капиталами.

В любом случае этот остросоциальный вопрос пока остается лишь на этапе дискуссии. В мире существует множество моделей. Более того, мы найдем чем удивить и вас: есть немало откровенно счастливых стран, граждане которых вообще не платят налоги! С них, пожалуй, и начнем.


Где не нужно платить налоги?

Среди наиболее счастливых государств, которые освободили своих граждан от подоходного налогообложения, прежде всего, фигурируют богатые сырьевые страны, вроде Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Омана и Кувейта. Часто встречается мысль о том, что от них также освобождены жители , что является заблуждением. Пусть налог небольшой – всего 2,5% с любой получаемой прибыли, но он все-таки существует. Кроме них, на статус настоящего «налогового рая» претендует княжество Монако, Багамы и Бермуды. Там, безусловно, есть некоторые налоговые исключения. Например, на Багамах и Бермудах гражданам приходится самостоятельно уплачивать страховые взносы, а в Монако налогами облагаются граждане Франции. Однако в общем порядке подавляющее большинство граждан от налогов фактически освобождено . Но повезло ни им одним.

Во многих странах, где действует прогрессивная шкала налогообложения, граждане с низкими доходами также подоходный налог не платят. Правда, к числу «везунчиков» их в таком случае можно отнести с большой натяжкой. Таковыми, в частности, считаются австралийцы, чей доход ниже 4,6 тыс. $ в год, австрийцы с ежегодным доходом ниже 12,5 тыс. $, бразильцы, зарабатывающие в год менее 5,3 тыс. $, немцы с доходом менее 9 тыс. $ и многие другие. Например, шведы, которые заработали за год менее 2,2 тыс. $. Сумма, откровенно говоря, ничтожная для Швеции, но кто заработал меньше, тот налоги не платит. Определены подобные необлагаемые налогом пределы и в чудо-стране Сингапуре. Там используется территориальная система налогообложения, однако в общих случаях, все, кто заработали менее 16 тыс. $ в год или заработали доход за пределами Сингапура, от налогов освобождаются.

Похожая схема действует и в – у англичан также есть минимум, который налогом не облагается – это 11 тыс. £. При этом примечательно то, что данная сумма не облагается налогами, даже если гражданин зарабатывает значительно больше: при доходе до 100 тыс. £, необлагаемая налогом сумма вычитается из налоговой базы. Подоходный же налог уплачивается лишь с оставшейся суммы. Например, заработав за год 15 тыс. £, налоги будут платиться всего с 4 тыс. £. При этом ставки прогрессивного НДФЛ очень даже существенные и составляют 20% при доходе до 35 тыс., 40% при доходе до 150 тыс., 45% для всех доходов, которые выше указанного ценза.

А как у них?

Необходимо отметить, что прогрессивные ставки подоходного налога определены во многих развитых странах как , так и Запада в целом. Например, где колебания налоговых ставок происходят в пределах от 10 до 39,6% , естественно, в зависимости от получаемого дохода. По нижней налоговой ставке платят все те, чей годовой доход не превышает 9,2 тыс. $. Верхние пределы для откровенных богачей, чей доход превышает 418 тыс. в год. Это, кстати, пределы для одиноких граждан, семейные пары платят по совершенно другим ставкам и лимитам. Кроме того, в США есть множество поводов для налоговых вычетов. Это, в частности, наличие иждивенцев, оплата образования (своего или ребенка), наличие ипотечных займов или оплата налога на недвижимость. При этом «фишка» в том, что граждане обязаны одновременно платить налоги как в федеральный бюджет, так и бюджет штата. Более того, налоговая система США настолько запутана, что для ее описания не хватить и целой заметки, поэтому мы описываем ее лишь в общих чертах.

Максимальная ставка подоходного налога зафиксирована в социально ориентированной Швеции – 56.4%, которая заняла первое место в рейтинге. Во многом эта ставка в последние годы приводит к оттоку из страны некоторых востребованных на рынке профессий с высокой зарплатой. Вторую строчку рейтинга занимает Бельгия, где максимальная ставка налога на доходы физических лиц равняется 53.7%, на третьем Нидерланды (52.0%), далее следуют и со ставками налогов 51.5% и 50.0% (столько же в Великобритании). Россия с ее плоской шкалой налогообложения и ставкой в 13% расположилась на скромном 34 месте из 37 позиций рейтинга (4 место с конца рейтинга). Ниже нашей страны подоходный налог только в Беларуси (12.0%), Болгарии и Казахстане (по 10.0%).

Не менее жесткой считается налоговая система Франции. Сами граждане постоянно жалуются на огромные налоговые поборы, от которых многие даже успели сбежать из страны (как, например, Жерар Депардье, который получил российское гражданство). Декларация о налогах традиционно подается практически всеми гражданами в феврале, и в ней обычно указываются совершенно все доходные поступления. Сокрытие доходов, вроде поступлений от сдачи имущества в аренду или продажи машины обычно обнаруживается налоговиками, после чего гражданам приходится платить серьезные штрафы.

Как и в Америке, подоходный налог во Франции имеет некоторые специфические особенности, которые во многом весьма логичны. Так, налоги на доходы взимаются не с конкретного гражданина, а с домохозяйства . То есть налог уплачивается с общего дохода семьи. Причем от количества членов семьи применяются отдельные коэффициенты. Так, к одиноким применяется коэффициент 1, к супружеским парам соответственно – 2, если у них есть ребенок – коэффициент будет 2,5 и т.д. данный коэффициент применяется для деления на него налогооблагаемую базу домохозяйства, после чего высчитывается налог. Получается, что чем больше членов семьи без дохода, например, детей, то тем меньше будет налогооблагаемая база, а следовательно и уплаченные налоги. Кроме этого, налоговые вычеты предоставляются для благотворителей и инвесторов, тех, кто оплачивает обучение, имеет иждивенцев, участвует в системах энергосбережения и т.д.

считается страной с одной из самых жестких налоговых систем. Сами французы на величину своих налогов постоянно жалуются, а некоторые из них даже сбегают в другие страны и платят налоги там. Декларацию о своих доходах французы обычно заполняют в феврале и отсылают в местную налоговую по почте. В ней нужно указать абсолютно все виды доходов: зарплаты, пособия, прибыль от сдачи квартир и т. д. Указывать все нужно максимально честно, потому что налоговики неучтенный доход все равно найдут и выставят солидный штраф за неверно указанные сведения.

Главная особенность налога на доходы во Франции - то, что для его расчета берется не конкретное физлицо, а домохозяйство. Одинокие люди считаются семьей из одного человека. И для расчета налогов для них применяется коэффициент 1. Если в семье - муж и жена, то коэффициент будет 2. Супруги с одним ребенком - коэффициент 2,5 и т. д. Общая сумма доходов делится на этот коэффициент, и уже из нее рассчитывают налог по ставке. То есть во Франции очень невыгодно быть холостым и бездетным. Налоги будут максимально высокими. Чем больше в семье детей - тем налог ниже. Вот такая форма поддержки рождаемости.

Помимо этого величину налогооблагаемой базы и сумму налога можно уменьшить и другими способами. Например, вычеты можно получить, если делать благотворительные взносы или инвестировать в средний и малый бизнес, платить за обучение детей в детсадах и школах, содержать недееспособных родственников, тратить на покупку энергосберегающих приборов в доме и пр. Что касается ставок, годовой доход домохозяйства до 9710 евро (или 809 евро в месяц) не облагается налогом.

Домохозяйства с доходом до 26 тыс. евро в год (2234 евро в месяц) платят налог по ставке 14%, до 71898 евро - 30%, до 152898 евро - 41%, свыше 152260 -41%. Помимо этого доходы богатых французов облагаются дополнительным налогом. От 250 до 500 тыс. евро - 3%, от 500 тыс. евро - 4%. Знаменитый налог на миллионеров, по которому у обладателей дохода свыше 1 млн. евро, государство забирало 75% доходов, отменен.

Что касается прогрессивных ставок: при годовых доходах в 9,7 тыс. € налог не оплачивается; при доходе до 26 тыс. € – 14%, до 71 тыс. € – 30%, до 153 тыс. € и выше – 41%. Интересно, что для тех, кто имеет высокий доход в 250, 500 и выше тыс. €, предусмотрен еще и дополнительный налог в 3-4%. Ранее действовал еще и специальный налог для миллионеров, однако от него решили отказаться.

Порядок взимания подоходного налога в каждой конкретной стране индивидуален. Так, например, в России действует единая для всех (вне зависимости от уровня дохода) ставка 13%. Это так называемая плоская шкала подоходного налога. В России перечисление данного налога в бюджет осуществляет непосредственно организация, в которой трудится сотрудник.

В большинстве развитых стран действует прогрессивная ставка подоходного налога. Т.е. чем выше годовой доход, тем выше ставка.

Также существуют страны, где подоходный налог и вовсе отсутствует. В основном это либо крохотные княжества на территории Европы, либо небольшие островные государства, либо страны Ближнего Востока.

Некоторые страны, которые желают привлечь больше иностранных инвестиций и состоятельных граждан, могут предлагать специальные налоговые режимы. Эти специальные льготные налоговые режимы для новых налоговых резидентов могут длиться сколько угодно долго ( , Великобритания, Мальта) или быть ограниченными во времени (например, или Португалия).

Подоходный налог в странах мира. Таблица:

Страна Последний Предыдущий Наивысший Самые низкие
Швеция 61.85 2018-12 61.85 61.85 51.5 % Ежегодный
Чад 60.00 2018-12 60 60 60 % Ежегодный
Берег Слоновой Кости 60.00 2018-12 60 60 60 % Ежегодный
Аруба 59.00 2018-12 59 60.1 59 % Ежегодный
Япония 55.95 2018-12 55.95 55.95 50 % Ежегодный
Дания 55.80 2018-12 55.8 65.9 55.4 % Ежегодный
Австрия 55.00 2018-12 55 55 50 % Ежегодный
Бельгия 53.70 2018-12 53.7 60.6 53.7 % Ежегодный
Нидерланды 52.00 2018-12 52 60 52 % Ежегодный
Финляндия 51.60 2018-12 51.6 62.2 49 % Ежегодный
Израиль 50.00 2018-12 50 50 45 % Ежегодный
Словения 50.00 2018-12 50 50 41 % Ежегодный
Зимбабве 50.00 2018-12 50 51.5 36.05 % Ежегодный
Люксембург 48.78 2018-12 48.78 51.3 39 % Ежегодный
Ирландия 48.00 2018-12 48 48 41 % Ежегодный
Португалия 48.00 2018-12 48 48 40 % Ежегодный
Германия 47.50 2018-12 47.5 57 44.3 % Ежегодный
Исландия 46.30 2018-12 46.3 46.9 35.7 % Ежегодный
Австралия 45.00 2018-12 45 47 45 % Ежегодный
Китай 45.00 2018-12 45 45 45 % Ежегодный
Франция 45.00 2018-12 45 59.6 45 % Ежегодный
Греция 45.00 2018-12 45 45 40 % Ежегодный
ЮАР 45.00 2018-12 45 45 40 % Ежегодный
Испания 45.00 2018-12 45 56 43 % Ежегодный
Тайвань 45.00 2018-12 45 45 40 % Ежегодный
Великобритания 45.00 2018-12 45 50 40 % Ежегодный
Италия 43.00 2018-12 43 51 43 % Ежегодный
Папуа-Новая Гвинея 42.00 2018-12 42 47 42 % Ежегодный
Зона евро 41.50 2018-12 42.4 49 38.8 % Ежегодный
Гвинея 40.00 2018-12 40 40 40 % Ежегодный
Мавритания 40.00 2018-12 40 40 33 % Ежегодный
Республике Конго 40.00 2018-12 40 50 40 % Ежегодный
Сенегал 40.00 2018-12 40 50 40 % Ежегодный
Южная Корея 40.00 2018-12 40 40 35 % Ежегодный
Швейцария 40.00 2018-12 40 40.4 40 % Ежегодный
Уганда 40.00 2018-12 40 40 30 % Ежегодный
Евросоюз 38.60 2018-12 39.2 47 38 % Ежегодный
Норвегия 38.52 2018-12 38.52 47.5 38.52 % Ежегодный
Марокко 38.00 2018-12 38 44 38 % Ежегодный
Суринам 38.00 2018-12 38 38 38 % Ежегодный
Замбия 37.50 2018-12 37.5 37.5 35 % Ежегодный
Намибия 37.00 2018-12 37 37 37 % Ежегодный
Соединенные Штаты 37.00 2018-12 39.6 39.6 35 % Ежегодный
Армения 36.00 2018-12 36 36 20 % Ежегодный
Хорватия 36.00 2018-12 36 56.1 36 % Ежегодный
Уругвай 36.00 2018-12 36 36 0 % Ежегодный
Индия 35.54 2018-12 35.54 35.54 30 % Ежегодный
Алжир 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Аргентина 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Камерун 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Чили 35.00 2018-12 35 40 35 % Ежегодный
Кипр 35.00 2018-12 35 40 30 % Ежегодный
Эквадор 35.00 2018-12 35 35 25 % Ежегодный
Экваториальная Гвинея 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Эфиопия 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Габон 35.00 2018-12 35 50 35 % Ежегодный
Мальта 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Мексика 35.00 2018-12 35 35 28 % Ежегодный
Филиппины 35.00 2018-12 32 35 32 % Ежегодный
Сьерра-Леоне 35.00 2018-12 35 35 30 % Ежегодный
Таиланд 35.00 2018-12 35 37 35 % Ежегодный
Тунис 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Турция 35.00 2018-12 35 40 35 % Ежегодный
Вьетнам 35.00 2018-12 35 40 35 % Ежегодный
Венесуэла 34.00 2018-12 34 34 34 % Ежегодный
Барбадос 33.50 2018-12 33.5 35 33.5 % Ежегодный
Канада 33.00 2018-12 33 33 29 % Ежегодный
Колумбия 33.00 2018-12 33 38.5 33 % Ежегодный
Новая Зеландия 33.00 2018-12 33 39 33 % Ежегодный
Пуэрто-Рико 33.00 2018-12 33 33 33 % Ежегодный
Свазиленд 33.00 2018-12 33 33 33 % Ежегодный
Мозамбик 32.00 2018-12 32 32 32 % Ежегодный
Польша 32.00 2018-12 32 45 32 % Ежегодный
Латвия 31.40 2018-12 23 31.4 23 % Ежегодный
Бангладеш 30.00 2018-12 30 30 25 % Ежегодный
Конго 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Сальвадор 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Гамбия 30.00 2018-12 30 35 30 % Ежегодный
Индонезия 30.00 2018-12 30 35 30 % Ежегодный
Ямайка 30.00 2018-12 30 35 25 % Ежегодный
Кения 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Лесото 30.00 2018-12 30 35 30 % Ежегодный
Малави 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Никарагуа 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Перу 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Руанда 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Танзания 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Малайзия 28.00 2018-12 28 28 25 % Ежегодный
Бразилия 27.50 2018-12 27.5 27.5 27.5 % Ежегодный
Самоа 27.00 2018-12 27 27 27 % Ежегодный
Азербайджан 25.00 2018-12 25 35 25 % Ежегодный
Ботсвана 25.00 2018-12 25 25 25 % Ежегодный
Доминиканская Республика 25.00 2018-12 25 30 25 % Ежегодный
Гана 25.00 2018-12 25 25 25 % Ежегодный
Гондурас 25.00 2018-12 25 25 25 % Ежегодный
Мьянма 25.00 2018-12 25 25 20 % Ежегодный
Панама 25.00 2018-12 25 33 25 % Ежегодный
Словакия 25.00 2018-12 25 42 19 % Ежегодный
Тринидад и Тобаго 25.00 2018-12 25 25 25 % Ежегодный
Лаос 24.00 2018-12 24 28 24 % Ежегодный
Лихтенштейн 24.00 2018-02 24 24 17.01 % Ежегодный
Нигерия 24.00 2018-12 24 24 24 % Ежегодный
Албания 23.00 2018-12 23 25 10 % Ежегодный
Узбекистан 23.00 2018-12 23 29 22 % Ежегодный
Египет 22.50 2018-12 22.5 34 20 % Ежегодный
Чешская республика 22.00 2018-12 22 43 15 % Ежегодный
Сингапур 22.00 2018-12 22 22 20 % Ежегодный
Сирия 22.00 2018-12 22 22 20 % Ежегодный
Афганистан 20.00 2018-12 20 20 20 % Ежегодный
Камбоджа 20.00 2018-12 20 20 20 % Ежегодный
Эстония 20.00 2018-12 20 26 20 % Ежегодный
Фиджи 20.00 2018-12 20 31 20 % Ежегодный
Грузия 20.00 2018-12 20 25 12 % Ежегодный
Остров Мэн 20.00 2018-12 20 20 18 % Ежегодный
Иордания 20.00 2018-12 20 25 14 % Ежегодный
Ливан 20.00 2018-12 20 20 20 % Ежегодный
Мадагаскар 20.00 2018-12 20 30 20 % Ежегодный
Пакистан 20.00 2018-12 20 30 20 % Ежегодный
Молдова 18.00 2018-12 18 20 18 % Ежегодный
Украина 18.00 2018-12 18 20 13 % Ежегодный
Ангола 17.00 2018-12 17 17 15 % Ежегодный
Шри Ланка 16.00 2018-12 16 35 15 % Ежегодный
Коста-Рика 15.00 2018-12 15 15 15 % Ежегодный
Гонконг 15.00 2018-12 15 16 15 % Ежегодный
Венгрия 15.00 2018-12 15 44 15 % Ежегодный
Ирак 15.00 2018-12 15 15 15 % Ежегодный
Литва 15.00 2018-12 15 33 15 % Ежегодный
Маврикий 15.00 2018-12 15 30 15 % Ежегодный
Сербии 15.00 2018-12 15 15 10 % Ежегодный
Сейшельские острова 15.00 2018-12 15 15 15 % Ежегодный
Судан 15.00 2018-12 15 20 15 % Ежегодный
Йемен 15.00 2018-12 15 20 15 % Ежегодный
Беларусь 13.00 2018-12 13 30 12 % Ежегодный
Боливия 13.00 2018-12 13 13 13 % Ежегодный
Россия 13.00 2018-12 13 13 13 % Ежегодный
Таджикистан 13.00 2018-12 13 13 13 % Ежегодный
Макао 12.00 2018-12 12 12 12 % Ежегодный
Босния и Герцеговина 10.00 2018-12 10 10 5 % Ежегодный
Болгария 10.00 2018-12 10 50 10 % Ежегодный
Казахстан 10.00 2018-12 10 20 10 % Ежегодный
Косово 10.00 2018-12 10 10 10 % Ежегодный
Ливия 10.00 2018-12 10 15 10 % Ежегодный
Македония 10.00 2018-12 10 24 10 % Ежегодный
Монголия 10.00 2018-12 10 10 10 % Ежегодный
Румыния 10.00 2018-12 16 48 10 % Ежегодный
Черногория 9.00 2018-12 9 9 9 % Ежегодный
Гватемала 7.00 2018-12 7 31 7 % Ежегодный
Багамские острова 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Бахрейн 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Бермудские острова 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Бруней 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Каймановы острова 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Кувейт 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Оман 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Катар 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Саудовская Аравия 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Объединенные Арабские Эмираты 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный

Международные компании уделяют все больше внимания тому, какие налоги существуют в разных странах. И даже больше: правительства часто соперничают между собой в плане ввода налоговых ставок на бизнес.

Не так давно опубликованный отчет, в котором освещается способность государств конкурировать друг с другом на глобальном уровне, использует общую ставку налога для иллюстрации того, какие страны имеют самые низкие уровни налоговых сборов.

Как проводятся расчеты

Общая налоговая ставка фактически определяется Всемирным банком. Она высчитывается на основании нескольких видов налогов. Всего их пять, включая трудовое налогообложение работодателей, но исключая налог работников на доход.

Страны с низкой ставкой налогообложения

18. Гонконг: 22,8%. Это одно из самых привлекательных мест для бизнеса, налоговая ставка в котором сохранилась с 1960-х.

17. Черногория: 22,3%. Налог на прибыль в этой небольшой стране составляет всего 9%.

16. Канада: 21%. Для малого бизнеса налоги здесь небывало низкие - их фактически нет.

15. Камбоджа: 21%. В последние 20 лет в Камбоджу вливается много иностранных инвестиций, и низкая налоговая ставка является резонной причиной для этого явления.

14. Намибия: 20,7%. Вторая африканская страна в этом списке.

13. Армения: 20,4%. У Армении нет сложностей с системой налогов, однако она вызывает затруднения при определении доходности.

12. Люксембург: 20,2%. В 2014 была даже скандал, связанный с масшатбностью частных налоговых соглашений страны с крупнейшими компаниями всего мира.

11. Хорватия: 18,8%. После вступления в ЕС Хорватия в короткие сроки уменьшила налоговые ставки.

Топ-10

10. Сингапур: 18,4%. Многие операции ведущих стран Азии проводятся через Сингапур, благодаря его налаженой системе низкого налогообложения.

9. Грузия: 16,4%. Одна из стран постсоветского пространства, которая не только оставила низкие налоговые ставки, но и уменьшила само количество налогов.

8-7 (совместно). Объединенные Арабские Эмираты: 14,8%. ОАЭ занимает 4 место в аналогичном списке для Ближнего Востока.

8-7 (совместно). Замбия: 14,8%. Хотя правительство и делало попытку поднять налог на доходность с 9 до 20%, после протестов населения оно было вынуждено вновь урезать ставку до прежнего значения.

6. Саудовская Аравия: 14,5%. Нефтяной гигант, позволяющий себе держать низкую налоговую ставку при высокой доходности.

5. Лесото: 13,6%. Как ни странно, Лесото - очень бедная страна. Но повышать налоги из-за этого она не намерена. По крайней мере, пока.

4. Бахрейн: 13,5%. Не столь богатая нефтью, но в то же время "никаких поборов на доходы".

Тройка лидеров

3. Кувейт: 12,8%. Государство недавно не стало слушать совета МВФ по поводу ввода налога на бизнес-прибыль для решения проблемы своего финансового дефицита.

2. Катар: 11,3%. Катар потеснил в рейтинге многие другие государства, но все же проигрывает налоговой ставке еще одной страны, оказавшись на втором месте.
1. Бывшая югославская Республика Македония: 7,4%. Будучи единственной страной с налоговой ставкой менее 10% для своего бизнеса, Македония имеет значительный государственный долг, как утверждает Международный валютный фонд, увеличившийся в два раза с 2008 года. Отчасти это результат именно низких налогов.