Количество парковочных мест для общественного здания. Какие существуют нормы парковочных мест для жилых многоквартирных домов

Стоянки постоянного и временного хранения ПЗУ
Александр Кравченко 8

Уважаемые ребята главной проблемой при расчете автомобильных стоянок жилого дома зачастую становится терминология о постоянных и временных автостоянках. Я считаю, что есть большая необходимость разобраться в этом вопросе, так как законное разделение экспертным сообществом постоянных и временных стоянок по временной классификации логично но, неокончательно. Согласно определению, прописанному в п.3.16. СП 113.13330.2012
«Постоянное хранение легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, прицепов и т.п.) – длительное круглосуточное хранение автомототранспортных средств на автостоянках, на закрепленных за конкретными автовладельцами машино-местах».
Что конкретно определяет не временной интервал автопарковочного машино-места, а принадлежность его к конкретному хозяину. Что это, по сути, может означать? Только то, что понятия временное хранения зависит от понятия постоянное хранение.
Согласно п.1.1. пособия «Гаражи-стоянки»
«В структуре городской застройки гаражи-стоянки легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, размещают… в жилых районах (районные, внутриквартальные, дворовые)…
…В зонах расположения объектов, активно привлекающих легковой автотранспорт, целесообразно размещение гаражей-стоянок для хранения автомобилей в течение нескольких часов или суток (временное хранение)»
То есть получается, что временное хранение и постоянное хранение это одно, и тоже. Согласно сложившейся исторической справедливости стоянками постоянного хранения принято считать проданные участки конкретным автовладельцам, а стоянки временного хранения, не имеющие конкретного владельца. Ошибка в том, что согласно проектным решениям владелец на временные стоянки определён, а именно организация, учреждение или жилой дом (ТСЖ; МУФЗ ЖКХ) для которых непосредственно организованы эти временные машино-места. Таким образом, согласно п.1.1. пособия «Гаражи-стоянки»:
«…Размещаемые в пределах селитебных территорий гаражи-стоянки, как правило, предназначаются для постоянного хранения автомобилей. Их можно условно разделить на районные, внутриквартальные и дворовые. При строительстве новых жилых районов в проектах детальной планировки и проектах микрорайонов, кварталов и жилых групп в настоящее время предусматриваются, в соответствии с действующими нормативными требованиями, участки для строительства отдельно стоящих многоэтажных гаражей-стоянок. Площадь отводимых для гаражного строительства участков должна обеспечивать стопроцентную потребность жителей в машино-местах на проектный срок с резервированием территории для обеспечения перспективного уровня автомобилизации. Преимущественно участки для нового строительства выбирают на территориях коммунального и общественного назначения или имеющих сложный рельеф»
Можно сделать окончательный вывод, что стоянки временного хранения являются частью не проданных машино-мест постоянного хранения автомобилей конкретным автовладельцам. Количество машино-мест должно быть 100% согласно п.11.3. СП 42.13330.2011, а именно 350 машино-мест на 1000 жителей, не больше и не меньше. И это значит, что расчет автостоянок жилого дома должен представлять следующий вид согласно п.11.19 СП 42.13330.2011
«На селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой; не более 1500 м.
Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать по таблице 3.37, из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе, %:
Таблица 3.37
жилые районы - 25 …»


; для хранения л/а ведомственной принадлежности – 3 а/м;
; для хранения таксомоторного парка – 4 а/м;
; для хранения грузовых автомобилей – 40 а/м

3. Определение общего числа обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г.): 303 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей – 303х260/1000=78 м/мест

3а. Определение общего числа обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома в зоне пешеходной доступности (в м/местах в соответствии п.11.19 СП42.13330.2011г.»): 303х90%=273 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей в зоне пшеходной доступности – 273х260/1000=71 м/мест

3б. Определение общего числа обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома за пределами пешеходной доступности (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г);
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей за пределами пешеходной доступности – 78-71=7 м/мест

4. Определение обеспеченности открытыми автостоянками для временного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома в зоне пешеходной доступности (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г.»): 273х25%=68 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения для объекта на 260 жителей в зоне пешеходной доступности - 68х260/1000= 18 м/мест

4а. Определение обеспеченности открытыми и закрытыми автостоянками постоянного хранения без учета стоянок временного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома в зоне пешеходной доступности (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г.»):
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения для объекта на 260 жителей в зоне пешеходной доступности - 71-18=53 м/мест

И далее в соответствии с примером оформления см. {Расчет автостоянок жилого дома ПЗУ}[ http://www.proza.ru/2015/08/03/1082]

Пособие для проектирования «Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам» изданное АО ЦНИИПРОМЗДАНИЙ в 1998 год;
СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* введен в мае 2011 г;
СП 113.13330.2012 «Свод правил стоянки автомобилей» актуализированная редакция СНИП 21-02-99*; введен в январе 2013 года.

Расчет автостоянок жилого дома ПЗУ
Александр Кравченко 8

В современных условиях расчёт автостоянок для жилых зданий зависит от многих факторов, но поразительно то, что независимо от региона на данный момент принят единый показатель пропускной способности сети улиц, дорог и транспортных пересечений согласно п.11.3 «СП42.13330.2011г»

«Пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок, автомобилей на 1000 чел.: 350 легковых автомобилей, включая 3 - 4 такси и 2 - 3 ведомственных автомобиля, 25 - 40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Число мотоциклов и мопедов на 1000 чел. следует принимать 50 - 100 единиц для городов с населением свыше 100 тыс. чел. и 100 - 150 единиц для остальных поселений.
Число автомобилей, прибывающих в город-центр из других поселений системы расселения, и транзитных определяется специальным расчетом.
В региональных градостроительных нормативах указанный уровень автомобилизации допускается уточнять (уменьшать или увеличивать) в зависимости от местных условий.»

Что меня смущает в подобном показателе, это тот факт, что 350 легковых автомобилей на 1000 жителей скорей всего является нормой для мегаполисов, во вторых как вы увидите из расчета (см.ниже) подобное количество автомобилей будет черезмерным для маленького участка жилого дома. Например ранее в областных нормах Ростовской области «НГП ГОиП РО 2008г.» данный показатель регламентировался 250 л.а. на 1000 жителей что было более реально чем сегодня для данного региона. Использования такой нормы заставляет задуматься чем жертвовать при размещении такого количества транспортных единиц на парковках: площадками для отдыха взрослого населения, площадками для игр детей, спортивными площадками, а может озеленением. При этом согласно п.11.3 на территории должны появится места для мотоциклов или мопедов, это опять камень в огород благоустройства. А что самое непостижимое некоторые эксперты используют п.3.4.1.8. «НГП ГОиП РО 2013г.» где указывается удельный размер открытых автостоянок расположенных на территории земельного участка, это 0,8 м./ чел. Благодаря этому пункту весь излишек автостоянок необходимо располагать за пределами участка причём согласованных с администрацией (это зависит от эксперта: считать это минимум или максимум автостоянок на территории жилого дома). Также на усмотрения эксперта оставили количество такси, ведомственных автомобилей, а также новый показатель – количество грузовых автомобилей на 1000 жителей и числа автомобилей.
Благо что в областных нормах оставили послабления, это:
- п.3.9.1.53.1 «НГП ГОиП РО 2013г.»

«На селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой не более 1500 м.»

П.3.9.1.53.2 «НГП ГОиП РО 2013г.»

«Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать по таблице 3.37, из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе,%:
Таблица 3.37
жилые районы - 25
промышленные и коммунально-складские зоны (районы) - 25
общегородские и специализированные центры - 5
зоны массового кратковременного отдыха - 15
Примечания:
1. Допускается предусматривать сезонное хранение 10-15% парка легковых автомобилей в гаражах и на открытых стоянках, расположенных за пределами селитебных территорий поселения.
2. При определении общей потребности в местах для хранения следует также учитывать другие индивидуальные транспортные средства (мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды) с приведением их к одному расчетному виду (легковому автомобилю) с применением следующих коэффициентов: для мотоциклов и мотороллеров с колясками, мотоколяски -0,5, мотоциклы и мотороллеры без колясок-0,25,мопеды и велосипеды-0,1
3. Допускается предусматривать открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами.»
Но не спешите радоваться, эти пункты эксперты принимают равнозначимыми. А значит это только увеличивает количество машино-мест хотя по логике временные автостоянки должны быть учтены в постоянных!!!
Это расхождение в восприятии моем и экспертизы значима, но ничем не регламентировано, в связи с чем приходится идти на поводу у эксперта.
Итого:90%+90%х25%=112,5% автопарка дома.
{Стоянки постоянного и временного хранения жилого дома ПЗУ}[http://www.proza.ru/2015/08/17/930]
Помимо автостоянок самого жилого дома, в современных домах предусматривают арендные площади под предпринимательство. Это ещё дополнительная нагрузка по размещению автопарка предприятий. Регламентируется по СП42.13330.2011, приложение К.

Кроме всего этого новые нормы регламентируют размещение автостоянок для маломобильных групп населения согласно СП59.13330.2012 п. 4.2.1 (это не окончательно, каждый эксперт имеет хобби пользоваться своим нормативом, благо их немало по ММГН).

«На индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий, учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске, при числе мест:

До 100 включительно 5% но не менее одного места;
От 101 до 2000 – 5 мест и дополнительно 3%
От 201 до 1000 – 8 мест и дополнительно 2%;
1001 – место и более 24 места плюс не менее 1% на каждые 100 мест свыше,»

Также по замечанию эксперта общий недостаток машино/мест определён в границах и за границей участка для определения конкретного количества мест требуемых согласования с владельцами прилегающих земель, где расположены недостающие места.

Пример оформления

Исходные данные:
- общая площадь квартир – 9075,6м2;
- норма жилобеспеченности – 35 м2;
- количество жителей – 260 чел.
- уровень расчетной мобилизации – 350 машин на 1000 жителей (п.11.3 «СП42.13330.2011г»)
- офисные помещения – число работающих 50 человек;
- проектом предусмотрена подземная автопарковка, под жилым зданием, на 51 м/мест в том числе 6м/мест для инвалидов включая 4м/места для инвалидов на кресле-коляске
- проектом предусмотрены в границах земельного отвода открытые стоянки хранения автомобилей на 28 м/мест.
в том числе 4м/мест для инвалидов на кресле-коляске
- проектом предусмотрены открытые стоянки для временного хранения автомобилей на 14м/мест за границей земельного отвода.
- проектом предусмотрены открытые стоянки хранения мотоциклов и мотороллеров без коляски на 26ед/мест в границах земельного отвода

1. Определение расчетного числа автомобилей (для хранения автотранспортных средств) – при уровне расчетной мобилизации 350 а/м на 1000 жителей (п.11.3 «СП42.13330.2011г»): 350-3-4-40=303 а/м (п. 11.3 «СП42.13330.2011 г»), из них:
- для хранения л/а ведомственной принадлежности – 3 а/м;
- для хранения таксомоторного парка – 4 а/м;
- для хранения грузовых автомобилей – 40 а/м

2. Определение обеспеченности стоянками для хранения мотоциклетного парка жителей многоэтажного дома (в ед./местах в соответствии с п. 11.3 «СП42.13330.2011 г»)
Вывод: расчётное количество единиц мотоциклетного парка для объекта на 260 жителей – 100х260/1000=26 ед./мест

3. Определение обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома (в м/местах в соответствии с п.3.9.1.53.1 «НГП ГОиП РО 2013г.»): 303х90%=273 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей – 273х260/1000=71 м/мест

4. Определение обеспеченности открытыми автостоянками для временного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома (в м/местах в соответствии с п.3.9.1.53.2 «НГП ГОиП РО 2013г.»): 273х25%=68 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения для объекта на 260 жителей - 68х260/1000= 18 м/мест

5. Определение обеспеченности открытыми автостоянками временного хранения автомобилей для обслуживающего персонала встроенных помещений:
- для офисных помещений (учреждений управления местного значения) , где работает 50 человек, по СП42.13330.2011, приложение К – на 100 мест принимается 7 м/мест, по расчету 7х50/100= 4 м/места;
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения автомобилей для персонала, работающих в здании–4м/мест.

6. Определение требуемой обеспеченности стоянками мотоциклов и мотороллеров без колясок для многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями - 26 ед./мест
Вывод: Дефицит стоянок для хранения мотоциклетного парка составляет 26-26=0 ед./места.

7. Определение требуемой обеспеченности автостоянками временного хранения для многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями: 18+4=22 м/мест
Вывод: дефицит автостоянок для временного хранения автомобилей составляет
22-14=8 м/мест.

8. Требуемая обеспеченность автостоянками постоянного хранения автомобилей для многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями составляет 71 м/мест
Вывод: профицит автостоянок для постоянного хранения автомобилей составляет
51+28-71= 8 м/мест.

9. Определение требуемой обеспеченности автостоянками многоэтажного жилого дома: 71+22=93 м/места;
Вывод: требуемая обеспеченность автостоянками многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями (всего): 93 м/мест.

10. Определения обеспеченности стоянками инвалидов в соответствии с СП59.13330.2012 п. 4.2.1. из числа стоянок не менее 10%: 93х10/100=10м/мест в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске при количестве м/мест менее 100 единиц: 93х5=5 м/мест

По проекту принято количество единиц мотоциклетного парка в размере 26 ед./мест. Проектом обеспечено размещение мотоциклетного парка в границах земельного участка в полном объеме.

По проекту принято автостоянок в границах земельного участка:
-открытых 28 машино/мест;
- закрытых 51 машино/мест;
-всего 79 машино/мест.
Дефицит составляет: 93-79=14
Дефицит стоянок временного хранения решается путем размещения 14 м/мест за границей отвода.

Ввиду постоянно растущего уровня автомобилизации обеспечение проектируемых объектов необходимым количеством парковочных мест стало важной задачей для архитектора.

СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» устанавливает уровень автомобилизации 350 легковых автомобилей на 1000 жителей, включая 3 - 4 такси и 2 - 3 ведомственных автомобиля. Следовательно количество индивидуальных легковых автомобилей на 1000 жителей составляет 343 легковых автомобиля.

Фактический же уровень автомобилизации еще выше: 400-600 автомобилей на 1000 жителей.

Схема размещения парковочных мест

С точки зрения требований к количеству и размещению, парковочные места можно разделить на 3 типа:

машиноместа постоянного хранения индивидуального автотранспорта - для пребывания автотранспортных средств, принадлежащих постоянному населению города, по месту регистрации автотранспортных средств;

машиноместа временного хранения - для временного пребывания на стоянках автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения;

машиноместа гостевого хранения - предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон.

Количество машиномест постоянного хранения индивидуального автотранспорта определяется на основании уровня автомобилизации. Не менее 90% машиномест для постоянного хранения индивидуального автотранспорта требуется разместить в пешеходной доступности. Радиус пешеходной доступности гаражей и открытых стоянок - не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой - не более 1500 м.

Количество машиномест временного хранения может быть определено двумя способами в зависимости от задач расчета.

Для определения укрупненных показателей СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» приводит укрупненный коэффициент - не менее 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей.

Для каждого конкретного объекта количество машиномест временного хранения можно расчитать по Приложению К СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»:

Нормы расчета стоянок автомобилей
Рекреационные территории, объекты отдыха, здания и сооружения Расчетная единица Число машино-мест на расчетную единицу
Рекреационные территории и объекты отдыха
Пляжи и парки в зонах отдыха 100 единовременных посетителей 15-20
Лесопарки и заповедники То же 7-10
Базы кратковременного отдыха (спортивные, лыжные, рыболовные, охотничьи и др.) « 10-15
Береговые базы маломерного флота « 10-15
Дома отдыха и санатории, санатории-профилактории, базы отдыха предприятий и туристские базы 100 отдыхающих и обслуживающего персонала 3-5
Гостиницы (туристские и курортные) То же 5-7
Мотели и кемпинги « По расчетной вместимости
Предприятия общественного питания, торговли и коммунально-бытового обслуживания в зонах отдыха 100 мест в залах или единовременных посетителей и персонала 7-10
Садоводческие товарищества 10 участков 7-10
Здания и сооружения
Учреждения управления, кредитно-финансовые и юридические учреждения, значений:
республиканского 100 работающих 10-20
местного То же 5-7
Научные и проектные организации, высшие и средние специальные учебные заведения « 10-15
Промышленные предприятия 100 работающих в двух смежных сменах 7-10
Больницы 100 коек 3-5
Поликлиники 100 посещений 2-3
Спортивные здания и сооружения с трибунами вместимостью более 500 зрителей 100 мест 3-5
Театры, цирки, кинотеатры, концертные залы, музеи, выставки 100 мест или единовременных посетителей 10-15
Парки культуры и отдыха 100 единовременных посетителей 5-7
Торговые центры, универмаги, магазины с площадью торговых залов более 200 100 торговой площади 5-7
Рынки 50 торговых мест 20-25
Рестораны и кафе общегородского значения 100 мест 10-15
Гостиницы высшего разряда То же 10-15
Прочие гостиницы « 6-8
Вокзалы всех видов транспорта 100 пассажиров дальнего и местного сообщений, прибывающих в час «пик» 10-15
Конечные (периферийные) и зонные станции скоростного пассажирского транспорта 100 пассажиров в час «пик» 5-10

Расстояние пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей различается в зависимости от назначения объекта:

до входов в жилые дома -100 м;

до пассажирских помещений вокзалов, входов в места крупных учреждений торговли и общественного питания - 150 м;

до прочих учреждений и предприятий обслуживания населения и администартивных зданий -250 м,

до входов в парки, на выставки и стадионы - 400 м.

Количество машиномест гостевого хранения индивидуального автотранспорта нормативно-технические документы не устанавливают. Однако их оно может устанавливаться Местными нормативами градостроительного проектирования для каждого города отдельно.

Следует отметить, что Местные нормативы градостроительного проектирования могут содержать более строгие требования к обеспеченности и размещению парковочных мест: более высокий уровень автомобилизации, меньшие радиусы пешеходной доступности, более высокие нормы обеспеченности машиноместами временного и гостевого хранения.

В отдельных регионах могут содержаться требования по размещению определенного процента машиномест строго в границах земельного участка объекта.

Парковочные места необходимо размещать в соответствии СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», содержащим нормативные разрывы от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения и мест отдыха.

Разрыв от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки
Объекты, до которых исчисляется разрыв Расстояние, м
Открытые автостоянки и паркинги вместимостью, машиномест
10 и менее 11-50 51-100 101-300 свыше 300
Фасады жилых домов и торцы с окнами 10 15 25 35 50
Торцы жилых домов без окон 10 10 15 25 35
Территории школ, детских учреждений,
ПТУ, техникумов, площадок для отдыха,
игр и спорта, детских 25 50 50 50 50
Территории лечебных учреждений
стационарного типа, открытые
спортивные сооружения общего
пользования, места отдыха населения
(сады, скверы, парки) 25 50 по расчетам по расчетам по расчетам

При этом следует обратить внимание на примечания:

Для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.

Разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия - следовательно, может быть уменьшен относительно норматива.

Наземные гаражи-стоянки, паркинги, автостоянки вместимостью свыше 500 м/м следует размещать на территории промышленных и коммунально-складских зон.

Разрыв от территорий подземных гаражей-стоянок не лимитируется. Требования, отнесенные к подземным гаражам, распространяются на размещение обвалованных гаражей-стоянок.

Для подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок регламентируется лишь расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до территории школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, жилых домов, площадок отдыха и др., которое должно составлять не менее 15 метров.

В случае размещения подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок в жилом доме, расстояние от въезда-выезда до жилого дома, не регламентируется. Достаточность разрыва обосновывается расчетами загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами.

На эксплуатируемой кровле подземного гаража-стоянки допускается размещать площадки отдыха, детские, спортивные, игровые и др. сооружения, на расстоянии 15 м от вентиляционных шахт, въездов-выездов, проездов, при условии озеленения эксплуатируемой кровли и обеспечении ПДК в устье выброса в атмосферу.

Вентвыбросы из подземных гаражей-стоянок, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания.

Разрыв от проездов автотранспорта из гаражей-стоянок, паркингов, автостоянок до нормируемых объектов должно быть не менее 7 метров.

С проблемой возрастающего количества автомобилей уже столкнулись практически все крупные города России – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Как шутят сами владивостокцы, на семью приходится два с половиной автомобиля: два личных присутствуют всегда, а третий – то есть, то нет, его берут для продажи, поэтому получается половинка. Перегруженные транспортные пути и развязки, часовые «пробки» и плотно заставленные машинами тротуары и даже газоны во дворах становятся привычным явлением. Остро стоит проблема не только в Москве и Питере, но и других крупных городах, особенно имеющих радиальную планировку. Сказывается тяжелое наследие градостроительной ситуации советского времени, когда на большое количество личных автомобилей просто не рассчитывали. Но даже если автовладельцы привыкли «впихивать» любимого коня в свободный закуток около офиса или дома и научились при этом не возмущаться (или хотя бы возмущаться не каждый день), перед магазином они хотели бы видеть удобную парковку. Магазин – это место, куда покупателей приглашают, где их ждут и готовы обеспечить им всевозможные удобства и радости в обмен на потраченные средства. «Нет парковки – нет торговли» – с этим утверждением сегодня трудно не согласиться. На парковке нельзя экономить и уповать на то, что «ни у кого в нашем городе нет» , или что посетители будут искать места вдоль проезжей части. Покупатели не хотят, чтобы проблема парковки перекладывалась на их плечи: они могут просто развернуться и уехать в более удобное место.

Посетители магазина видят парковку в тот же момент, что и фасад , и часто с нее начинает формироваться впечатление о магазине . Пустая парковка вызывает у покупателя сомнения в том, что магазин популярен. А, испытав трудности в поисках места на неудобной парковке, человек может войти в магазин с плохим настроением. Как же покупатели, приезжающие в магазин , оценивают парковку? Во-первых, их волнует безопасность личного транспорта. Причем, если в Красноярске по большей части опасаются угона, то в Москве – еще и повреждений. Ведь когда автомобили поставлены слишком тесно, а проезды узкие, можно, выйдя из магазина, обнаружить вмятину на крыле или двери. Мы нередко слышим от владельцев торговых центров пожелание расположить кафе или фудкорт таким образом, чтобы посетители могли сидеть у окна и поглядывать на свое авто. Но разве это самое лучшее с коммерческой точки зрения занятие для посетителя? Когда посетитель имеет возможность наслаждаться красивым пейзажем, панорамой или исторической застройкой, это может стать дополнительным фактором привлекательности торгового центра. Нет в окне ничего интересного – можно тогда посмотреть на магазинов, расположенных рядом с фудкортом , полюбоваться новинками или сезонной коллекцией, а, вкусив кофе с пирожными, зайти внутрь или запомнить данный магазин. А когда посетителю приходится смотреть на свой автомобиль, это означает, что задачу охраны автомобилей на парковке пытаются переложить на плечи покупателей, в его душе поселится беспокойство, и он не сможет полноценно отдаться процессу покупок и развлечений. Вновь напоминаем о том, что задача торговой архитектуры – создать хорошее настроение, потому что в хорошем настроении больше тратят, а в приятные места чаще приезжают. Как говорил еще римский император Марк Аврелий, «никто не устает получать для себя пользу, выгоду и наслаждение» .

Другое, о чем думают покупатели, въезжая на парковку , это удобство передвижения. Удобно должно быть и когда покупатель находится внутри машины, и когда выходит из нее. В какое место магазина или торгового центра попадет покупатель, как он будет доставлять до машины купленные товары, сможет ли вывезти их на тележке или подъехать поближе для загрузки крупногабаритных покупок, легко ли будет найти потом свой автомобиль, – все это является значимыми факторами для покупателя. Поэтому поговорим о том, как магазину правильно организовать парковку.

Нормативы и расчетные показатели.

Необходимое количество мест на стоянке магазинов и торговых центров определяется из расчета 1 машиноместо на 15-25 м2 торговой площади. Такой норматив существует в Москве (МГСН 1.01.-99 – «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы», таблица 9.3.2) . Для более точного расчета производится корректировка, и учитывается тип магазина (торгового центра ) и особенности посещения его автомобилистами. На количество мест влияют следующие факторы:

  1. Размер торговой площади. Количество парковочных мест может быть увеличено, например, до показателя 1 место на 10-15 м2 торговой площади . Такой расчет применяется для крупных торговых предприятий гипермаркетов и cash&carry , расположенных на окраине или за городской чертой. Для небольших магазинов , с торговым залом от 500 до 1000 м2 полученное расчетом количество машиномест допускается снизить в 2,5 раза.
  2. Специализация магазина. Наличие в торговом центре предприятий, притягивающих большое количество покупателей и/или «задерживающих» посетителей внутри на значительное время, требует большего количества парковочных мест . Такими предприятиями являются, например, кинотеатр, рестораны, спортивные и развлекательные заведения. Более двух часов могут занимать покупки в гипермаркете , cash&carry или выбор необходимых товаров в строительном магазине .
  3. Равномерность спроса и посещения магазина. Магазин может испытывать значительные пиковые нагрузки – наплыв конечных потребителей или покупателей-профессионалов. Поэтому в это время стоянка магазина должна вместить всех желающих, иначе покупатели, пару раз не найдя места на парковке , приучатся ездить в другие магазины.
  4. Удаленность от жилых или офисных районов, станций и путей движения общественного транспорта. Очевидно, что когда в магазин трудно или невозможно попасть пешком или на автобусе, количество парковочных мест должно быть достаточным.

В торговых центрах и многофункциональных комплексах точный расчет количества мест на парковке производится с помощью выделения функций и подсчета мест для каждой из них. Так, для предприятий общественного питания принимается в расчет количество посадочных мест за столиками, и 1 место на парковке приходится на 6-12 посадочных мест (МГСН 1.01.-99). Уточнения, аналогично торговым предприятиям , производятся в зависимости от типа ресторана или кафе : для ресторана класса «люкс» требуется 1 машиноместо на 6-7 посадочных мест в зале, для ресторана первого класса - 1 машиноместо на 10-12 мест за столиками, для кафе - 1 стояночное место 11-12 посадочных мест. Когда в комплексе присутствует офисная функция, расчет парковки осуществляются по количеству служащих, и 1 машиноместо должно приходиться на 3-5 человек. Данное нормативные значения уже учитывает посетителей офисных зданий. Поскольку бывает трудно определить, сколько работников заселится в офисы и кабинеты, можно произвести расчет по количеству квадратных метров общей площади офисных помещений: 1 машиноместо на 50-60 квадратных метров, в зависимости от удаленности от станций метро.

Коэффициент обеспеченности парковкой показывает, какой процент парковочных мест от требуемого для данной торговой площади имеется в наличии. Например, магазин имеет торговую площадь 3500 м2. Требуемое количество парковочных мест – 140. В проекте имеется возможность для размещения только 110 автомобилей, соответственно обеспеченность парковкой будет составлять 78,6%. Это означает, что из каждых пяти автомобилей потенциальных покупателей один не найдет себе места на парковке этого магазина . Поэтому можно представить себе потерянную прибыль.

В Москве в центральной планировочной зоне или при реконструкции существующих магазинов допускается сокращение расчетного количества парковочных мест на 10%. Возможность сгладить ситуацию при недостаточной обеспеченности магазина или торгового центра парковкой заключается в целенаправленной работе с покупателями, которые могут приходить пешком или приезжать на общественном транспорте. Такая работа включает подбор (отсутствие крупногабаритных товаров или торговля по образцам с доставкой на дом) и два варианта ценовой стратегии . Первый – это ставка на дорогие товары, с расчетом, что число покупателей и их автомобилей будет ограничено. О рисках при выборе такой стратегии мы уже говорили. Второй – более демократичный образ магазина , не пугающий «безлошадных» посетителей. Перспективным второй путь может стать для бывших советских универмагов , занимающих места в центре города на пересадочных узлах общественного транспорта и традиционно посещаемых не только жителями, но и гостями города. Примером такого центра может служить универмаг «Пермь» в Перми, «ЦУМ» в Новосибирске и многие другие. Работу по привлечению можно вести также среди работников расположенных рядом офисов.

В реалиях строительства торговых объектов в Москве и ряде других крупных городов, получила распространение такая негативная практика: при низкой обеспеченности парковкой в состав помещений вводятся офисы, и парковка согласовывается по офисным нормативам, которые значительно ниже, чем торговые . Согласовать-то можно что угодно, но обманывают в итоге самих себя…

В зарубежной практике, например, в США и Канаде, применяется показатель парковочного индекса .

Парковочный индекс (parking index) – это количество парковочных мест на каждые 1000 квадратных футов GLA (общей площади, сдаваемой в аренду). 1000 квадратных футов в пересчете равняется 93 квадратным метрам.
Значение этого показателя зависит:

  1. От размера площади и от типа торгового центра . В США приняты следующие значения:
    • 4 - для торговых центров с размером GLA от 25 000 до 400 000 кв. футов
      (2 350 – 37 200 кв. метров).
    • 4,5 – для торговых центров 400 000 – 600 000 GLA
      (37 200 - 55 800 кв. метров)
    • 5 – при размере GLA более 600 000 кв. футов
      (55 800 квадратных метров)
  2. В Канаде для районного торгового центра приемлемым считается индекс 3,9, для межрегионального – 5,5. Таким образом мы видим, что чем крупнее торговый объект , тем большее количество машиномест должно приходиться на 1000 квадратных метров. Вспомним классическую формулу Рейли – большой размер торговой площади притягивает покупателей с большей территории, и они могут проделать далекий путь, чтобы попасть в магазин или торговый центр .

  3. От специализации предприятий торговли и услуг . Так, в торговом центре , где есть гипермаркет или многозальный кинотеатр , значение индекса может быть равно 6 и даже 7. В США считается, что на 3 места в кинотеатре должно приходиться одно место на парковке . Немного другая ситуация в России и в странах бывшего СССР: основными посетителями кинотеатров является молодежь, которая еще не имеет возможности обзавестись автомобилями.

Преимущество многофункциональных комплексов с градостроительной точки зрения заключается в том, что они позволяют более экономно использовать городское пространство, регулировать потоки людей и автомобилей. Это касается и пространства парковки , которая днем может эксплуатироваться посетителями магазинов , а вечером – развлекательных заведений
(см. рис. 46).

Определив необходимое количество мест, рассчитаем, какая площадь требуется для парковки . Для стоянки одного легкового автомобиля требуется площадь:

  • 20 м2 при поперечной расстановке машин;
  • 23 м2 при расстановке под углом.
  • 25 м2 для крупных автомобилей. При большой площади парковки и наличии магазинов для покупателей-профессионалов (строительные и отделочные материалы , cash&carry ) следует предусмотреть место для крупных машин – микроавтобусов, фургонов, полугрузовых автомобилей. Например, в Германии для них отводится до 20% площади стоянки. Размеры места для такого транспорта - 6 х 2,5 м.

В странах, где интенсивное движение привело к популярности малогабаритных машин, иногда выделяют места для маленьких автомобилей. На парковках выделяются также места для велосипедов, мопедов, мотоциклов. Места для велосипедов актуальны для тех магазинов , которые расположены поблизости от дачных и коттеджных поселков. Правда, такие места нуждаются в надежной охране. Есть даже специальные устройства, поднимающие велосипеды вверх, и получить его можно как пальто в гардеробе – по жетону.

Вышеуказанные расчетные значения включают проезды и развороты внутри парковки , но не включают подъезды к ней. Произведя нехитрый подсчет, мы увидим, что площадь парковки приблизительно равна торговой площади . Необходимо учесть, что на стадии рабочего проекта, при разработке подробной схемы благоустройства территории количество мест, как правило, сокращается за счет различных элементов благоустройства. Поэтому рекомендуется брать значение с запасом. При расчете количества мест на подземной парковке обычно используется значение 35 м2 для одного автомобиля. Колонны «съедают» полезное пространство: если расстояние между осями колонн 6 м, на участке между колоннами помещаются только 2 машины.

Место расположения парковки.

Парковка может находиться на земле, под землей, на крыше здания или примыкать к зданию (многоуровневая парковка ). Очевидно, что наземная парковка более удобна для посетителей и дешевле обходится владельцу. Имеет значение ее форма и конфигурация. Когда определяются постановка здания на участке и место парковки , мы должны принимать во внимание следующее:

  1. насколько парковка видна посетителям, подъезжающим к магазину ;
  2. легко ли контролировать и охранять парковку ;
  3. сколько придется идти посетителям до входа от самых удаленных точек на парковке .

Получается, что наилучший вариантпарковка прямоугольной формы , расположенная перед зданием. Немного уступает прямоугольной Г-образная парковка , она должна быть развернутой к потоку, и место въезда должно находиться в углу. П-образная парковка вокруг здания уже значительно хуже, а самое неудачное решениеотдельные кусочки парковки , расположенные в разных местах. Английский специалист по торговой архитектуре Надин Беддингтон советует размещать парковку таким образом, чтобы расстояние от самых удаленных мест до основных магазинов не превышало 200 м.

Важно отметить, что в темное время суток особое внимание должно быть уделено освещению периметра наземной парковки , ее удаленных участков и «карманов». Минимальная освещенность на открытой парковке не должна быть ниже 50 ЛК (люкс).

Отношение к подземным парковкам у ряда посетителей отрицательное. Встречали пару мест, где откровенно страшно – с потолка капает, сыро, темно, не дай Бог, по голове дадут и отберут покупки вместе с ключами от машины. Основные же опасения посетителей связаны с риском повреждения автомобилей. Даже если подземная парковка комфортная, как, например, в гипермаркете «Южный» в Тюмени, посетители заезжают туда, только убедившись, что на земле нет ни одного места. Но, конечно, в центре города, где ограничено пространство, подземная парковка – обоснованное решение.

Парковка на крыше или в нескольких уровнях может быть значительно, даже в разы дешевле подземной. Это связано с отсутствием дорогостоящим подземных работ: гидроизоляции, сложных систем воздухообмена. К парковке на крыше посетители относятся более спокойно, поскольку пространства там достаточно, и нет колонн, как под землей. Однако, основное препятствие к въезду наверх может представлять слишком большой уклон рампы и маленький радиус поворота при небольшой ее ширине. Продольные и поперечные уклоны рамп в МГСН не нормируются, они должны приниматься в проекте «согласно технологическим требованиям». В зарубежной практике применяются следующие значения уклона рамп:

  1. 10-12% - обычные прямолинейные рампы;
  2. 8,5 % - винтовые рампы;
  3. 15 % - американские крутые рампы.

Если уклон пандуса спокойный, например, в 10-12%, посетитель, последовав по стрелке, может даже удивиться, что оказался на крыше. В Германии уклон рампы для легковых автомобилей не должен превышать 30%. Некоторые российские рампы в торговых центрах явно выбиваются за рамки этих требований и представляют собой «веселый» аттракцион. Особенно любопытно наблюдать за выражением лиц женщин-водителей, когда они, покружив по земле в поисках свободного места, бесстрашно направляют свой автомобиль вверх. Вперед, ребята! Бог не выдаст - свинья не съест! И на обратном пути ваша машина, под завязку загруженная продуктами из супермаркета , все же впишется в поворот и не вылетит с рампы, как в американском боевике. Правда, для людей осторожных и впечатлительных одного посещения такого торгового центра может оказаться достаточно.

Допустимый уклон наземной парковки по американским нормам – 8 %. Это означает, что на 1 метр горизонтальной проекции приходится 8 см подъема или спуска. При большем уклоне парковка делается в виде террас, разделенных подпорными стенками, которые должны быть перпендикулярны фасаду магазина . Эффектным приемом является декорирование разделительных стенок зелеными насаждениями. В последние годы вообще набирает силу тенденция благоустраивать парковку с помощью деревьев. Парковка приобретает более живописный вид, покупателям приятнее дойти от машины до магазина , и летом машины не перегреваются, оставаясь в тени деревьев. Эта тенденция отражает общее развитие «зеленого» маркетинга. Минусы «зеленой» парковки, в целом, не очень серьезные. Для владельца – это незначительные снижение емкости парковки (конечно, при грамотном проектировании ), для посетителей - падающие листья, птичий помет и опасность падения веток при шквалистом ветре и урагане.

При въезде на многоуровневую парковку посетителя магазина волнует вопрос, где он сможет найти место, и не придется ли кружить. На открытой местности, при хорошем освещении обзор гораздо лучше. Электронная система оповещения о количестве свободных мест, в том числе, на каждом уровне, снимает проблему поиска. Для удобства и безопасности передвижения автомобилей между уровнями могут быть разделены пути (рампы) подъема и спуска. Если торговый центр имеет в составе супер- или гипермаркет , покупатели должны иметь возможность подняться на каждый уровень парковки с тележками.

Организация движения на парковке.

Как вход в магазин и переходы на другие этажи, въезд на парковку посетитель должен находить легко. Сообщать посетителям о том, куда и когда повернуть, чтобы заехать на парковку, нужно заблаговременно. На указателе должна присутствовать стрелка и расстояние до поворота. Особенно актуальны четкие указатели для тех магазинов , у которых парковка располагается не перед зданием.

В результате сотрудник автоинспекции составит протоколы и выпишет штрафы всем нарушителям. Иногда автовладельцами не соблюдаются санитарные нормы, тогда стоит также сделать фото и видео неправильно припаркованных автомобилей и обратиться в соответствующие службы.

В идеале на каждый дом должно быть выделено место под парковку от 10 до 50 машин (зависит от количества квартир и этажности), но на самом деле многим, кто работает допоздна приходится бросать свое автомобиля где придется. Если вы никак не можете найти места для своего транспорта, то лучше всего обратиться на ближайшую платную парковку.

Нормы на размеры прилегающей к дому территории и на проектируемое количество машиномест

Однако, не каждый собственник новенькой квартиры готов платить ещё и за «квартирку» для своей машины. Тем более, что аренда парковочного места сегодня стоит бешеных денег (место в подземном паркинге стоит буквально миллионы рублей). Парковки, запланированные застройщиком по проекту, пустуют, а машино-мест по-прежнему не хватает в силу того, что все дворы забиты машинами экономных автолюбителей.

Мы уже посвятили не одну статью теме парковок возле дома. Тем не менее, у читателей возникает много вопросов в каждом конкретном случае. Например, существуют ли нормы на размеры прилегающей к дому территории, а также на проектируемое количество машиномест рядом с домом по количеству квартир? Представьте себе ситуацию - вы въехали в новый дом, но мест для парковки не предусмотрено. Вместо этого застройщик выстроил 3 платных многоэтажных стоянки рядом с домом. Не нарушил ли застройщик в данном случае существующие нормы в свою пользу? Попробуем разобраться.

По каким правилам осуществляется парковка во дворах жилых домов

Каждому автомобилисту необходимо знать правила парковки во дворах жилых домов. Ведь даже если владелец привык ставить машину в гараж, может возникнуть необходимость припарковаться, приехав в гости, например. Что говорит закон о придомовой территории и расположении автомобилей на ней?

  • нельзя парковаться под окнами и в другой части двора, если автомобиль считается грузовым - его масса превышает 3,5 т;
  • недопустимо останавливаться и стоять возле жилого дома с двигателем, который продолжает работать;
  • запрещено ставить транспорт на пешеходной части, то есть на тротуаре.

Минимальные и максимальные размеры мест для парковки установлены с 1 января 2017 года на основании Приказа Министерства экономического развития. Приказ издан 7 декабря 2016 года под названием «Об установлении максимально и минимально допустимых машино-мест» .

  1. Рассмотренный ранее нами документ СанПин №2.2.1/2.1.1.1200-03 запрещает устраивать стихийную или организованную парковку на расстоянии менее, чем 10 метров от жилого дома.
  2. Нельзя парковать грузовой автомобиль в радиусе 50 метров от жилого дома.
  3. Запрещено стоять с включенным в автомобиле двигателем возле жилого дома более пяти минут.
  4. Ни в коем случае нельзя заезжать на благоустроенную придомовую территорию. Заезд машиной на детскую площадку или газон является правонарушением и наказывается штрафом около 2-3 тысяч рублей(зависит от региона).
  5. Также нельзя ставить автомобиль поперек проездов или возле мусорных баков.

Нормы парковочных мест для жилых домов

Разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия - следовательно, может быть уменьшен относительно норматива.

В случае размещения подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок в жилом доме, расстояние от въезда-выезда до жилого дома, не регламентируется. Достаточность разрыва обосновывается расчетами загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами.

Парковочные места: расчет количества и размещение

  • машиноместа постоянного хранения индивидуального автотранспорта - для пребывания автотранспортных средств, принадлежащих постоянному населению города, по месту регистрации автотранспортных средств;
  • машиноместа временного хранения - для временного пребывания на стоянках автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения;
  • машиноместа гостевого хранения - предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон.

Дмитрий, спасибо за комментарий!
Для расчета обеспеченности машиноместами квартала в проекте планировки территории обычно используются приведенные в статье показатели. Поскольку известны параметры размещаемых объектов, использовать укрупненные показатели не целесообразно.
Для расчетов на тех стадиях проектирования, когда состав и вместимость объектов в квартале неизвестны, СП Градостроительство предусматривает возможность определения количества машиномест для временного хранения автотранспорта в процентах от расчетного числа автомобилей. Для жилых районов эта величина составляет 20%. Подробнее смотрите п.11.19 приложенного к статье СП Градостроительство. Нужный абзац выделен цветом.
Если остались вопросы, пожалуйста, пишите.

Законодательно выделять парковочное место для инвалида вблизи подъезда

Сейчас парковочные места для инвалидов отведены на парковках вблизи большинства объектов культурного и социального назначения. А как же быть инвалиду со стоянкой в собственном дворе? Закон гласит, что не менее 10% парковочных мест около любого здания должно быть отведено под места для инвалидов – хорошо, но данная статья работает только в том случае, если во дворе организованы некоммерческие парковочные места (специально обозначенные и оборудованные). Только тогда десятая часть этих парковочных мест должна быть отдана инвалидам. Если же это просто двор жилого дома - то норма закона о 10 процентах парковочных мест для инвалидов не действует (в законе не указано, что десятая часть двора отдается под парковку автомобилей, речь идет только об оформленных парковочных местах). Вывод: если земля находится в собственности жильцов многоквартирного дома, то вопрос о выделении места под парковку инвалида решается на общем собрании жильцов многоквартирного дома, в соответствии с федеральными законами: ЖК РФ Ст. 36 Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, ЖК РФ Ст. 44 Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и ГК РФ Ст. 247 Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности.

Выходит так, что судьбу парковочного места для инвалида, человека, который нуждается в нем больше всех, решает собрание людей, больше заинтересованное в том, чтобы самим парковаться поудобнее, не взирая на чьи-то трудности. А инвалид – не инвалид, никого не волнует, у всех свои проблемы.

Расчет Парковочных Мест Для Жилого Дома

В Тюмени активно ведется строительство домов, офисов, коммерческих площадей. Специалисты градостроительства пытаются заставить строителей обеспечивать здания необходимым количеством парковочных мест, по новым расчётам этот показатель будет даже несколько снижен.

Теоритически соблюсти эти нормы без строительства дополнительных паркингов на участке, выделенном под жилищное строительство, можно за счет уменьшения площади застройки и этажности. Но, при площади застройки 32,6% от участка (а это требование к строительству) для обеспечения жилья парковками, необходимо будет строить паркинги, пояснила докладчик.

Нижегородские депутаты обсудили уменьшение норм парковочных мест у жилых домов

«По СНиП застройщик должен заложить при проектировании дома всего 25 парковочных мест на тысячу будущих жителей, или оставить примерно 10 машиномест на каждые сто квартир. В Нижнем Новгороде действуют правила, по которым парковочными местами обеспечиваются 70% квартир, а в Нижегородском районе города - 100% квартир», - передает слова Андрея Тарарина информагентство NewsNN.ru.

По словам директора департамента градостроительного развития и архитектуры Андрея Тарарина, городские нормы парковочных мест значительно превышают нормы, установленные федеральными СНиП. Если приводить их в соответствие, то количество мест на парковках у объектов административно-бытового назначения должно быть меньше в 8 раз, торгово-коммунально-бытового назначения – в 3 раза, ресторанов и кафе – в 2,5 раза, и так далее. Есть нормы СНиПа и в отношении многоквартирных домов:

Правила парковки и ответственность за незаконную стоянку во дворах жилых домов

Большинство конфликтов и ссор между соседями из-за парковки машины во дворе возникают в связи с тем, что закон не содержит единых парковочных правил, а нормы и критерии постановлений могут несколько варьироваться и двусмысленно трактоваться гражданами. Главными документами, регулирующими обустройство парковки во дворе, являются санитарные нормы. Они гласят, что расстояние от стен дома до небольшой парковки с вместительностью до 10 ТС, должно быть более 10 метров. Стоянки с большим количеством парковочных мест должны быть обустроены согласно требованиям Санэпидемнадзора в отношении элементов благоустройства придомовой территории.

Закон запрещает оставлять машину рядом с мусорными контейнерами. Еще нельзя обустраивать собственное место для парковки, устанавливая ограждения или предупреждающие знаки. Заграждение проезжей части может повлечь не только жалобы, конфликты и штрафы, но и транспортировку авто на штрафстоянку.

05 Авг 2018 3215

Объясните, пожалуйста, какими нормативами следует руководствоваться при расчете количества машино-мест стоянок автомобилей для различных общественных зданий и жилой застройки.

Дата: 30.09.2013

АФАНАСЬЕВА Галина Соломоновна
Начальник управления

За последнее время к нам и в устной, и в письменной форме обращаются проектные организации с просьбой разъяснить этот вопрос.

Вопрос очень важный, актуальный, но ответить на него однозначно не представляется возможным из-за пробелов в нормативно-технической базе проектирования. Попробуем в этом разобраться.

Стоянка для автомобилей - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (п.3.1 СП 113.13330.2012 «СНиП 21-02-99*. Стоянки автомобилей»).

В силу п.4.1 СНиП 21-02-99 размещение автостоянок на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков и расстояния до других зданий и сооружений следует предусматривать с учетом требований строительных норм и правил, определяющих порядок и нормативы при планировке и застройке городских и сельских поселений (СНиП 2.07. 01-89*«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»), а также промышленных предприятий (СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»).

Общий норматив для застройки городских и прилегающих к ним производственных территорий рекомендует проектировщикам предусматривать размещение гаражей и открытых стоянок для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м (п.6.33. СНиП 2.07.01-89*). При проектировании жилой застройки нужно размещать площадки для стоянки машин из расчета 0,8 кв.м на одного человека при минимальном расстоянии 10 м от жилого дома (п.2.13. СНиП 2.07. 01-89*). Указанные нормативы носят обязательный характер.

В этой связи напоминаем, что статьей 5_1 федерального закона от 27.12.2002 г. No184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, федеральный закон от 30.12.2009 г. No 384-ФЗ (далее – Технических регламент).

Статьями 5 и 15 Технического регламента установлено, что соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования Технического регламента, ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в Перечни обязательного и добровольного применения или на требования специальных технических условий.

СНиП 2.07.01-89* (разделы 1-5, 6(пункты 6.1-6.41, таблица 10*), -9; приложение 2) распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. No1047-р включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.

СП 42.13330.2011 (кроме разделов 1-5, 6 (пунктов 6.1-6.4, таблицы 10), 7-9; приложения 2) приказом Росстандарта от 01.06.2010 г. No 2079 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.

Территориальные строительные нормы, в том числе ТСН 30-303-2000 МО «Планировка и застройка городских и сельских поселений» не включены ни в один из указанных выше перечней.

Обращаем Ваше внимание на то, что нормы расчета стоянок автомобилей, указанные в приложении «К» СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»), применяются на добровольной основе, т.е. носят рекомендательный характер. Так, для универмагов, магазинов, чья площадь торговых залов превышает 200 кв.м, должно быть 5-7 машино-мест на каждые 100 кв.м торговой площади, а для спортивных зданий и сооружений, вместимость которых превышает 500 мест, - не менее 3-5 парковочных мест на 100 человек.

Решение о размещении конкретного вида стоянок автомобилей, количестве машино-мест, их удаленности от здания принимается с учетом особенностей застройки и архитектурно-планировочных решений.

Органы власти субъекта федерации и органы местного самоуправления, в рамках предоставленных им полномочий (см. п. 3 статьи 7 и пункт 2 части 1 статьи 8 градостроительного Кодекса Российской Федерации), вправе сами утверждать региональные и местные нормативы градостроительного проектирования.

Нормативы градостроительного проектирования Московской области, утвержденные постановлением Правительства Московской области от 16.01.2012 г. No24/54, содержат расчетные количественные показатели и качественные характеристики обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения региона и применяются при подготовке документов территориального планирования региона и муниципальных образований, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории. Однако конкретных норм расчета стоянок автомобилей в этом документе нет. (К сведению, в ближайшее время должны быть утверждены новые нормы градостроительного проектирования Московской области).

Таким образом, в федеральных и региональных нормативных документах мы не найдем конкретных и четких правил расчета стоянок для автомобилей. Имеющиеся нормативы отнесены к документам, применяемым на добровольной основе, т.е. носят рекомендательный характер.

Обязательные требования установлены только в отношении размещения парковочных мест для инвалидов и маломобильных групп населения.

На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике.

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не далее 100 м от входов в общественные здания, доступные для МГН (см. п. 3.12 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

По нашему мнению, решение о размещении конкретного вида стоянок автомобилей, о количестве машино-мест должно приниматься для каждой конкретной застройки с учетом всех местных особенностей на основании норм, утвержденных органом местного самоуправления.

ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» рекомендует решать вопросы определения необходимого количества стоянок автомобилей на предпроектной стадии, при разработке и утверждении проекта планировки территории, проекта межевания и ГПЗУ, т.к. конкретные нормы градостроительного проектирования устанавливаются и утверждаются органом местного самоуправления, на который возложен также и контроль за их соблюдением. При оформлении ГПЗУ размеры участка должны учитывать размещение не только собственно объекта капитального строительства, но и комплексное благоустройство, необходимое для его полноценного функционирования, включая, конечно, и парковки.

Прошу Вас выслать перечень документов и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства гостиницы площадью 1500 кв.м.

Дата: 30.09.2013

АФАНАСЬЕВА Галина Соломоновна
Начальник управления
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

При представлении проектной документации и результатов инженерных изысканий на экспертизу следует руководствоваться указаниями п.13 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5.03.07 No145.

Проектная документация по составу и содержанию должна соответствовать п. 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ, а также требованиям «Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.08 No87.

Образцы оформления заявления на проведение экспертизы имеются на нашем сайте.

ТСЖ заканчивает строительство жилого дома, брошенного застройщиком ОАО «ХХХ». Нам нужно провести строительную экспертизу, подтверждающую, что дом годен к вводу в эксплуатацию и безопасен для проживания?

Дата: 30.09.2013

АФАНАСЬЕВА Галина Соломоновна
Начальник управления
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» проводит экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. То, что Вы в своём запросе называете экспертизой, точнее будет назвать техническим обследованием объекта незавершенного строительства. Такие обследования вправе проводить любая организация, имеющая соответствующее свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Достаточно ли этого будет для ввода объекта в эксплуатацию, решает администрация муниципального образования, т.к. разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию выдается органом местного самоуправления. Рекомендуем Вам обратиться в администрацию по месту строительства объекта и принимать какое-либо решение по согласованию с администрацией.

Проблема парковки своей машины знакома многим автовладельцам. Далеко не у всех имеется или возможность размещать машину на платных охраняемых парковках. Поэтому большинство стремится занять хорошее местечко возле своего дома. Однако мест всем не хватает, поэтому между соседями возникают споры. Большое количество машин возле дола вызывает недовольство тех лиц, которые не имеет автомобиля.

Для того, чтобы цивилизованно решать эти проблемы, следует знать нормы парковочных мест для жилых домов.

Какими должны быть парковочные места для автомобилей? Фото № 1

Мест для машин во дворах, как правило, не хватает. Поэтому автовладельцы оставляют свой транспорт где придется, даже под окнами домов, на газонах, тротуарах. Это осложняет проезд машин специальных служб (скорая, пожарная, аварийная), а также мешает самим жильцам дома.

К сожалению, вопрос размещения транспорта во дворах на сегодня мало урегулирован законодательством. Но даже существующие нормы расположения парковок во дворах мало кому известны, и не всегда соблюдаются.

Вместе с тем, важно знать, что территория, примыкающая к дому, относится к общему для его жильцов имуществу. Поэтому все вопросы ее использования, в том числе, для размещения парковок должны решаться ими сообща. При решении вопроса о размещении на придомовом участке парковки должны соблюдать предусмотренные правила и требования к парковочным местам. Эти требования устанавливаются санитарными нормами, правилами дорожного движения, а также актами местных властей.

Автомобили возле домов не могут располагаться как попало. Они не должны мешать проезду другого транспорта, особенно служб экстренной помощи. Запрещается размещение автомобилей в пешеходных зонах, на тротуарах.

Автолюбителям также следует соблюдать следующие правила:

  1. Машина не должна оставаться во дворе с включенным двигателем более пяти минут. Исключения составляют случаи, когда в это время осуществлюсь посадка пассажиров или загрузка вещей.
  2. Запрещается стоянка во дворах грузового транспорта. Исключения составляют случаи, когда для этого предусмотрены специальные места.
  3. Запрещается самовольное оборудование места для стоянки автомобиля, создание с этой целью различных ограждений.
  4. Не допускается размещение машин вблизи мусорных контейнеров, поскольку это затрудняет вывоз мусора. Допустимое расстояние не менее пяти метров.
  5. При организации парковки также должны учитывать требования о расстоянии стоянки машин до дома и других во дворах.

Следует иметь в виду, что за несоблюдение указных требований на нарушителей возлагается ответственность. Основной вид наказания при таких нарушениях­ штраф.

Чем установлены нормы расчета при проектировании стоянок? Фото № 2

Ранее, когда автомобили были скорее роскошью, чем средством передвижения, при постройке домов необходимость их размещения не слишком учитывалась. Сегодня при возведении новых домов застройщики должны соблюдать предусмотренные требования к организации парковок.

Нужно установить допустимое количество мест для размещения машин жильцов дома, соблюсти все нормы расстояний от стоянки машин до домов и иных объектов, размеры самих мест для машин. Число конкретных парковочных мест возле дома будет зависеть от количества жителей, площади квартир, наличия возможности расположения парковки на установленное количество жителей с соблюдением требований к их размерам.

В разных городах эти требования могут несколько различаться. Поэтому, решив организовать парковку у своего дома желательно изучить нормативы местных законов.

В общем, механизм расчета выглядит следующим образом:

  1. При дома определяется количество его жителей.
  2. Затем, исходя из уровня автомобилизации, рассчитывается количество машин для данного количества жильцов. Согласно СП 42.133330.2011 обеспеченность транспортном составляет 350 машин на 1000 человек. Хотя на практике этот показатель выше. В нормативных актов некоторых регионов это учитывается.
  3. Фактически предусмотренные места для машин будут составлять 25 процентов от установленного на данное количество жильцов количества машин.
  4. При этом местными актами может устанавливаться допустимое на квартиру количество машино-мест по ее площади. К примеру, для квартиры площадью до 30 кв.м. полагается одно место, свыше 100 ­- два, а от 30 до 100 -­ 1,5.
  5. Не менее 10 процентов от предусмотренного количества мест должны отводиться автомобилистам с инвалидностью

Как далеко от жилых домов должны быть расположены стоянки автомобилей? Фото № 3

Если с количеством мест на парковке определились, то следующим шагом станет организация самой стоянки. Она должна располагаться на определенном расстоянии от дома, иных строений, мусорных баков.

Кроме того, должен быть обеспечен выезд (въезд) со стоянки, соблюдены требования к размерам самих мест для автомобилей. При возведении новостроек все эти параметры рассчитываются и учитываются застройщиками. Если парковка размещается по решению дома, то эти моменты должны учитывать они сами. Для этого нужно с ними ознакомиться. Само место для одной машины не должно быть менее 5 метров в длину и 2,3 метров в ширину.

Если владелец машины передвигается в инвалидном кресле, то ширина должна быть увеличена до 3,5 метров.

При организации парковок должны быть учтены требования к расстоянию от мест хранения машин до домов. Минимальное расстояние не может быть менее 10 метров. Далее это промежуток определяется исходя из количества мест для машин и наличия окон в зданиях:

  • парковка с местами от 10 до 50 должна располагаться на расстоянии 10 метров от зданий без окон и 15 метров от зданий с окнами;
  • стоянка для 50-100 машин ­на расстоянии 15 метров от зданий без окон и 25 метров от зданий с окнами;
  • стоянка для 100-­300 автомобилей ­на расстоянии 25 метров от зданий без окон и 35 метров от зданий с окнами;
  • стоянки с местами до 10 автомобилей должны располагаться от детских и учебных учреждений, площадок для игр, спорта и отдыха на расстоянии не меньше 25 метров;
  • парковки с большим количеством машин -­ на расстоянии не менее 50 метров.

Указанные расстояния призваны обеспечь комфорт для проживающих в доме лиц, а также элементарные требования пожарной безопасности. На территории возле домов не позволяется размещение открытых парковок более, чем на 50 автомобилей. Для большего количества машин нужно организовывать крытые стоянки или гаражные места. При обустройстве любых парковок не должны пострадать иные элементы благоустройства территории у дома.

Нюансы

Кем принимается решение об организации стоянок автомобилей? Фото № 4

При возведении расчетами и обустройством парковочных мест занимаются застройщики. В иных случаях этим вопросом могут заняться собственники квартир в МКД. Ведь прилегающая к дому земля относится к их общему имуществу. Поэтому решение об организации парковки у дома они должны приниматься на собрании.

При размещении во дворе стоянки для менее 100 машин никаких согласований с местными властями не требуется. Хотя на практике такое согласование не повредит. Если высота дома составляет более 28 метров, то требуется организация двух въездов на стоянку.