Предпринимательские ресурсы и ресурсы знаний в мире. расходы на образование на душу населения

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия основных экономических ресурсов: труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций.

Предпринимательский ресурс способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов.

Предпринимательские ресурсы включают в себя:

1)Предпринимателя. Лицо осуществляющий деятельность на свой страх и риск

2)Предпринимательскую инфраструктуру (рыночная) такие институты и нормы рыночной экономики, которые обеспечивают предпринимательскую деятельность

3)Этика и культура бизнеса

Предпринимательский ресурс обмен в различных странах в первую очередь в странах Европы и в странах наследницах старой предпринимательской культуры (северная Америка, Израиль, Австралия)

Кроме того предпринимательские ресурсы богаты ряд новых развитых и индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в странах с высокой степенью либерализацией хозяйственной деятельности.

В предпринимательский ресурс входят его носители – предприниматели, его инфраструктура – рыночные институты, его этика и культура.

В современных условиях большое значение приобретает предпринимательский ресурс. Это объясняется следующим:

1) по мере большей доступности экономических ресурсов разных стран в хозяйственной жизни возрастает значение трудовых ресурсов и особенно знаний и предпринимательского ресурса.

2) даже компании не связанные с внешним рынком, испытывают все большее давление со стороны иностранных конкурентов на внутреннем рынке.

У России состояние ее предпринимательского потенциала обусловлено переходным характером экономики. С одной стороны, быстро растет численность и квалификация предпринимателей, расширяется предпринимательская инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.

Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с госаппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий(«Газпром», «ЕЭС России»). Во-вторых очень высока зависимость даже целиком частных компаний от госаппарата из-за высокой бюрократизации жизни в стране. В- третьих значительная часть предпринимателе являются выходцами из госаппарата.

Ресурсы знаний в мире.

Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире. Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации.

Научные ресурсы мира

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР. НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте

Образовательные ресурсы мира

Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов

Информационные ресурсы мира

Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек

Динамика и структура населения мира характеризуется прежде всего следующими показателями: среднегодовыми темпами роста и долей отдельных стран в общей численности населения планеты.

Население земли точно посчитать невозможно, так как в 40 странах мира более 10 лет не проводилось переписи. В настоящее время население земли увеличилось до 6 млрд. человек и темпы прироста его замедлились. В развитых странах они остаются стабильно низкими, в странах с переходной экономикой они замедлились, а в России, странах Балтии, СНГ и Восточной Европе наблюдается процесс естественной убыли населения. Замедлились темпы роста населения и в развивающихся странах, в основном за счет Восточной и Юго - Восточной Азии, Латинской Америки. Примерно 76 % населения живет в развивающихся странах. В развитых – 15,9 %, остальное в странах с переходной экономикой (8,1 %).

Естественное воспроизводство населения - основной процесс, который регулирует динамику его численности. Среди основных показателей естественного воспроизводства населения выделяют следующие:

Абсолютное число естественного прироста населения;

Коэффициент естественного прироста населения;

Индекс жизненности;

Суммарный коэффициент рождаемости;

Брутто-коэффициент воспроизводства населения;

Нетто-коэффициент воспроизводства населения.

10 Вопрос Демографическая политика

Демографическая политика - это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

В настоящее время широко обсуждаются экономические и социальные последствия роста численности населения. Динамика населения тесно связана с рядом глобальных проблем, прежде всего с проблемой бедности, продовольственной и экологическими проблемами. Значительная часть населения мира уже теперь испытывает недостаток основных условий, необходимых для здоровой жизни.

11. Предпринимательские ресурсы мира.

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия основных экономических ресурсов: труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители - предприниматели, его инфраструктура - рыночные институты, его этика и культура. К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. Таким образом, предприниматель - это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне., составная часть национального предпринимательского потенциала - это этика и культура, сам предпринимательский дух общества.Знания - это совокупность сведений в различных областях. Главный источник знаний для хозяйственной жизни - это наука. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т.д.), диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе. 12 вопрос Ресурсы знаний в мире Знания –

Ресурсы знаний в мире Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире. Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации.

Научные ресурсы мира Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР. НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте

Образовательные ресурсы мира Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов

Информационные ресурсы мира Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек

Слайд 2

Понятие предпринимательского ресурса (предпринимательства), его место в ряду других экономических ресурсов, его составные элементы

Предпринимательство (предпринимательский ресурс, предпринимательские способности, менеджмент) – способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов -труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности. В состав этого ресурса входят: - предприниматели (владельцы фирм и менеджеры) - предпринимательская инфраструктура (институты и нормы рыночной экономики) - предпринимательская культура

Слайд 3

Возможности для развития предпринимательства в разных странах и регионах мира

Слайд 4

Воздействие глобализации на предпринимательство

1.Растущая доступностьтаких экономических ресурсов, как труд (малоквалифицированный), земля и капитал повышает значение остальных ресурсов – предпринимательства, знаний, труда (квалифицированного) 2. В условиях растущей внешней конкуренции уровень менеджмента выступает как все более важный элемент национальной конкурентоспособности

Слайд 5

Понятие теневой экономики, ее виды

Теневая экономика – экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Имеет три формы: 1.Неформальная («неофициальная») экономика, которая охватывает нефиксируемую официальной статистикой (но включаемую в ВВП на основе оценки) хозяйственную деятельность, -неоформленную в личных подсобных хозяйствах, торговле, строительстве и др. отраслях

Слайд 6

Понятие теневой экономики, ее формы (окончание)

2.Криминальная («нелегальная», «подпольная») экономика, охватывающая запрещенные и неучитываемые в ВВП виды хозяйственной деятельности (проституция, нелегальное производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда) 3.Фиктивная экономика, охватывающая незаконное перераспределение ВВП в виде взяточничества, рэкета, мошенничества и т.д.

Слайд 7

Теневая экономика: методы оценки масштабов

Монетарный метод Анализ занятости Метод технологических коэффициентов

Слайд 8

Причины теневой экономики

Традиционный неохват статистикой Размеры налогового бремени Чрезмерное госрегулирование Уровень хозяйственной этики в стране Состояние экономики

Слайд 9

Новый подход

СНС в редакции 2008г. называет эту экономику ненаблюдаемой (non-observed economy) и включат в нее следующие части: -продукция домашних хозяйств для собственного использования (в осн. с/х продукция и стр-во) -неформальная экономика, которая работает на рынок, но не ведет бухгалтерского учета, потому что принадлежит обычным домашним хозяйствам (это часть продукции подсобных хозяйств населения, небольшие фермы и семейные предприятия, работающих и на себя и на рынок -стат. пропуски из-за плохого стат. наблюдения

Слайд 10

Теневая экономика, т.е. разрешенная, но уходящая от налогов, лицензий, административных норм; -незаконная экономика, т.е. производство товаров и услуг, запрещенное законом. Таким образом, во многом совпадает с прежним подходом, но не включает коррупцию, взятки, воровство, т.е. перераспределение доходов и имущества. Как и при прежнем подходе, включает все части в ВВП, кроме незаконной экономики (подробнее см. ВЭ 2009, №8)

Слайд 11

Размах ненаблюдаемой экономики

Доля ненаблюдаемой экономики в ВВП: Россия (2003)- 24 (в т.ч. неформ. сектор- 40% теневой сектор – 60 %) Белоруссия 11 (99 и 1 %) Болгария 10 Молдавия 32 (80 и 20%) Румыния 17 Армения 29 (30 и 70%) Испания 11 Казахстан 22 (40 и 60%) Бельгия 3-4 Эстония 10 США 1 Мексика 12

Слайд 12

Роль и последствия ненаблюдаемой экономики в различных странах и регионах мира

Позитивная и негативная роль и последствия: -экономия на налогах для фирм - потеря налогов для бюджета -экономия на издержках - уход от любого госрегулирования -повышение занятости – потери для системы государственного соцстрахования -приспособление к депрессивной ситуации – падение хозяйственной этики

Слайд 13

Ресурсы знаний в мире

Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации

Слайд 14

Научные ресурсы мира

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы

Слайд 15

Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте

Слайд 16

Научные ресурсы

  • Слайд 17

    Образовательные ресурсы

    Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов

    Слайд 18

    Слайд 19

    Информационные ресурсы мира

    Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек

    Слайд 20

    Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отн-е 20ч. в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек

    Посмотреть все слайды