Экономика семьи. Семья и деньги

В некоторых странах предпринимались попытки ликвидации хозяйств отдельных семей и объединения их в одно общинное хозяйство, где все будут одинаково работать и делить поровну всё произведённое. Какими, по-твоему, могут быть положительные и отрицательные последствия подобных преобразований?

Имущество и доходы семьи

Мы знаем, что без человека экономика невозможна - она появилась вместе с человеком, для удовлетворения его потребностей. При этом сама экономика, развиваясь, оказывает влияние на жизнь общества в целом, на становление каждой личности, на деятельность человеческих коллективов, важнейшим из которых является семья.

У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются имущество, денежные средства. Члены семьи зарабатывают деньги, выполняют домашние обязанности, организуют своё питание, отдых, пополняют и обновляют имущество.

Имущество семьи - это квартира, дом, дача, приусадебное хозяйство, садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и т. д.

На благополучие семьи влияют профессиональные навыки, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения себя и своих родственников средствами к существованию и выполнения домашней работы.

Для семьи важны знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ, возможности для пополнения этих знаний. Например, чтобы готовить еду, необходимо помнить рецепты или иметь под рукой поваренную книгу.

Доход семьи - это все денежные средства, получаемые её членами из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии.

Для семей, ведущих фермерское хозяйство или владеющих каким-либо бизнесом (например, рестораном), основным источником дохода может стать часть прибыли предприятия.

Подспорьем для многих является личное подсобное хозяйство, в котором производятся продукты питания, например овощи и фрукты. Это позволяет сократить расходы семьи на питание, а при продаже излишков получить дополнительный доход.

Семья фермера

Во многих странах существует прослойка людей, которых называют рантье. Они нигде постоянно не работают, а безбедно живут на проценты от банковских вкладов, сделанных подчас ещё их предками. А кто-то может получать средства за счёт сдачи внаём квартиры или дома, которыми семья не пользуется.

Доход семьи бывает фиксированным и переменным.

Члены семей с фиксированным доходом получают установленные, не зависящие от качества труда выплаты: денежные оклады, стипендии, пенсии. А достаток семей с переменным доходом может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменении количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности своего предприятия, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи, и т. п.

Как связаны между собой доходы, потребности и трудовая деятельность членов семьи? Большинство семей живут в условиях ограниченных доходов, не позволяющих удовлетворить постоянно растущие потребности домочадцев. Естественным в данной ситуации может стать усиление трудовой активности, т. е. поиск возможностей для дополнительного заработка, или отказ от удовлетворения каких-то потребностей.

    Семья должна соотносить свои доходы и потребности, выстраивая их по степени важности.

К сожалению, в современной России многие семьи живут бедно. Неудивительно, что подростки хотят помочь родителям, заработав дополнительные средства. В свою очередь, есть фирмы, предлагающие им эту возможность.

В соответствии с Трудовым кодексом подросток может с 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время трудиться по договору, выполняя лёгкую работу. При этом продолжительность трудовой смены 14-16-летнего подростка, совмещающего работу с учёбой, не должна превышать 2,5 часа, 16-18-летнего - 3,5 часа в день. Ночной труд запрещается. Работа по договору подростков моложе 14 лет с согласия одного из родителей допускается только в сфере искусства (например, кино, театр, цирк).

Дополнительная работа подростка не должна угрожать его здоровью, мешать обучению в школе.

Что такое семейный бюджет

В выпусках телевизионных новостей, заголовках газет ты наверняка встречал слово «бюджет» (от англ. budget - денежная сумка, кошелёк). Когда-то в Англии бюджетом называли сумку, в которой министр финансов носил деньги и свои отчёты. Со временем словом «бюджет» стали называть отчёт министра финансов перед парламентом.

Рассмотрим современное значение этого слова. Семейный бюджет - предварительно составленная роспись будущих доходов (зарплаты, пенсии, стипендии и т. д.) и расходов (оплата квартиры, покупка продуктов, одежды и проч.) семьи на некоторый период времени.

Бюджетом называют также сумму доходов и расходов, рассчитанную на какое-то время - обычно на месяц, квартал (3 месяца) или год. Таким образом, это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени. Разумеется, бюджет существует не только у семьи, он есть у любого предприятия, у каждого государства.

Твой бюджет составляют карманные деньги, выдаваемые родителями на неделю или на месяц. Ты можешь истратить их в первый же день, а потом горько сожалеть, что не удалось сходить с друзьями в кино, купить красивую ручку, заколку или компьютерную игру. В решении этой проблемы может помочь составление личного бюджета, т. е. соотнесение предполагаемых доходов и расходов.

    Попытайся представить, что произойдёт, если семья не будет заботиться о своём бюджете.

На что расходуются деньги

Все расходы семьи можно разделить на две группы: обязательные и произвольные.

К обязательным относятся расходы на питание, одежду, оплату жилья и коммунальных услуг (электричества, газа, отопления, водоснабжения), транспорт, лекарства.

Произвольные расходы связаны с повышенным количеством и качеством всего перечисленного, а также с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и домашними животными, с организацией досуга и отдыха, с коллекционированием, приобретением предметов роскоши.

Например, затраты на хлеб и молоко являются обязательными, а на экзотические фрукты - произвольными, на телефонную связь (если дома есть телефон) - обязательными, а на услуги сотовой связи и Интернета - произвольными. Необязательными являются затраты на путешествия, приобретение личного автомобиля или драгоценностей.

«Без нужды живёт, кто деньги бережёт» - эта русская пословица в полной мере относится к ресурсам семьи. Возможности каждого отдельного человека и семьи в целом ограничены. Лимитирован не только доход, но и физические, интеллектуальные, материальные возможности, свободное время домочадцев.

Главное направление рационального ведения домашнего хозяйства - строгий учёт доходов, экономное расходование средств с целью достичь наилучших результатов с наименьшими затратами. Этой цели можно достичь, действуя в двух направлениях: организуя хозяйство совместными усилиями семьи так, чтобы каждый выполнял посильную работу, экономя время и силы остальных; разумно сберегая деньги, имущество семьи и пополняя знания о способах ведения хозяйства. Особенно сложно действовать в первом направлении.

Было бы неправильно относиться к хозяйственным делам в семье как тяжкой повинности, ведь это и забота членов семьи друг о друге, и форма выражения взаимной любви и привязанности, и способ проводить больше времени вместе. Взаимовыручка и полная отдача каждого сплачивают семью и сохраняют силы и средства для совместного досуга (спорт, путешествия, походы в театр и кино, экскурсии и т. п.).

    Сравни, какие виды домашней работы ты мог бы выполнять и какие выполняешь на деле. Есть ли разница?

Проверим себя

  1. Из чего состоит имущество семьи? 2. Из чего складываются доходы семьи? 3. О каких значениях понятия «бюджет» ты узнал? 4. Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?

В классе и дома

  1. Выясни основные источники дохода твоей семьи. Этот доход является фиксированным или переменным и почему?
  2. К какой группе расходов можно отнести затраты на приобретение книг, посещение кинотеатров, выставок, занятия плаванием в бассейне? Свой ответ объясни.
  3. Вспомни и запиши свои расходы за последнюю неделю (месяц). Какие из них были неотложными, какие можно было бы отложить, а какие вообще являются ненужными? Соотнеси расходы по этим трём группам и подумай, рационально ли ты планируешь свой бюджет.
  4. В России традиционно главой дома считался мужчина (старший мужчина в доме), а остальные домочадцы должны были подчиняться его воле. Подумай, почему установился такой обычай. Применим ли данный принцип к организации быта современной семьи? Поясни свой ответ.
  5. Одна семейная пара в течение 40 лет вела книгу учёта семейных разногласий. Были зарегистрированы 9192 ссоры, из которых 1879 произошли из-за недовольства мужа качеством приготовленной женой пищи, 1450 - из-за его же претензий к расходованию женой средств семейного бюджета, 981 - из-за обиды жены на мужа, нарушающего чистоту в квартире. Что ты можешь сказать о распределении обязанностей в этой семье? Подумай, как можно было бы уменьшить количество ссор.
  6. Можно ли выделить исключительно «мужские» и «женские» сферы в ведении семейного хозяйства? Свой ответ поясни.
  7. Вспомни сказку про Золушку, которую злая мачеха заставляла без устали трудиться по дому. Подумай, кому мачеха причиняла больший вред - Золушке или своим дочерям. Свой ответ объясни. Прочитай краткие характеристики домашнего хозяйства известных персонажей произведений Н. В. Гоголя. Насколько рационально велось хозяйство? Мог бы ты предложить какие-нибудь усовершенствования? Свои выводы объясни.
    1. «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении и варении бесчисленного множества фруктов и растений. Её дом был совершенно похож на химическую лабораторию». Б. «Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться. Когда после того вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор... В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щётка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна была даже на скатерти».
    2. «У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у другого столько хлеба... у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин... высушенными рыбами и всякой овощью... наготовлено было на запас всякого дерева и посуды... Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни... и всё, что ни попадалось ему... тащил к себе».

Практикум

  1. Подготовьте и проведите в классе конкурс плакатов «Товар XXI века». Дайте обоснование экономических и потребительских преимуществ выбранного товара.
  2. Подготовь сообщение на тему «Использование информационных технологий в школе». Узнай о возможностях использования интернет-ресурсов в образовании. Как информационные технологии помогают учащимся в обучении, преподавателям в разработке и реализации учебных планов, администрации в усовершенствовании организации учебного заведения?
  3. Разработайте с одноклассниками «Памятку покупателю», в которой поместите советы, как себя рационально вести при покупке товара. В ней могут быть следующие разделы: «Как купить товар», «Как сэкономить деньги», «Права и обязанности потребителя» и др. В устной презентации обоснуйте разработанные рекомендации.
  4. Посети различные торговые организации в своём районе: рынок, продовольственный магазин, крупный универсам. Узнай цены на чаще всего приобретаемые твоей семьёй товары: молоко, хлеб, картофель. Сравни полученные данные. Объясни, почему цены на одни и те же товары разные. Сделай выводы о том, что влияет на цену того или иного товара.
  5. Исследователи российского предпринимательства выделяют основные мотивы участия в этой деятельности: обретение самостоятельности и независимости, реализация профессиональных способностей, достижение материального успеха, полезность выполняемой работы и авторитет в глазах окружающих.
    Проведи опрос среди сверстников: что может привлекать сегодня молодёжь в бизнесе? Каковы главные мотивы участия в предпринимательстве? Что препятствует выбору этой деятельности? Нужно ли уже сегодня школьникам овладевать знаниями и умениями, необходимыми для самостоятельной, инициативной деятельности? Где и как можно начать к ней готовиться?

Московская область, Ленинский район, г. Видное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская СОШ №4

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«Экономика семьи»

7 класс

Подготовила:

учитель истории

Мазуряк Виктория Михайловна

г.Видное

2015

Урок по обществознанию (с элементами математики).

7 класс.

«Экономика семьи»

Цели :

    подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны;

    познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;

    продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.

Оборудование : учебник, презентация, проектор.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним.

Выполним следующее задание. Задание: « Верно или неверно»:

если вы согласны с высказыванием полностью – « в», если нет – «н».

(в каждом ряду по 4 вопроса, всего 3 ряда). Слайды 3,4,5,6.

1-ый ряд:

1.Эквивалент – это товар-посредник.

2.Деньги могут определить стоимость любого товара.

3.Деньгами можно оплатить товар или услугу.

4.Одна из функций денег является быть мерой стоимости.

2-ой ряд:

1.К безналичным деньгам относятся монеты.

2.Роль денег в прошлом могли играть раковины и кусочки меха.

3.Валюта – это денежный знак (бумажные деньги) с обозначенной на ней номинальной стоимостью.

4.Первые монеты в истории появились в Лидии.

3-ий ряд:

1.В нашей стране валюта иностранных государств принимается в магазинах наравне с рублями.

2.Название «копейка» связано с изображением на монете всадника с копьем.

3.Все больше людей в нашей стране пользуются пластиковыми банковскими картами.

4.Купюра – это денежная единица страны, используемая в данном государстве.

Проверим ваши ответы. Выставьте себе оценки самостоятельно. Слайды 7,8.

2. Изучение новой темы. Актуализация знаний.

Исходя из названия темы, давайте вспомним, что такое экономика? (Экономика - ведение домашнего хозяйства; Экономика как наука - наука, изучающая способы распределения ограниченных ресурсов для полного удовлетворения потребностей людей ).

Вспомним, что такое семья? Что она в себя включает? Для этого составим кластер со словом семья. Слайд 9.

В кластере записываются мысли (ассоциации к термину) детей.

Семья объединяет близких людей – родителей, детей. Важнейшим признаком семьи является ведение общего хозяйства. Вы все являетесь участниками этого процесса. В каждой семье приобретаются те или иные предметы, производится ремонт квартиры, мебели; бывает, что семья что – то продает из своего имущества. Взрослые, часто и дети, в семье работают, чтобы принести домой деньги.

Общее хозяйство семьи или экономика семьи складывается из определенных ресурсов.

После заполнения и обсуждения кластера, учащимся предлагается заполнить схему (на слайде 10 ). Схема "ресурсы семьи". Работа по тексту, стр. в учебнике 150. На заполнение схемы отводится 6-8 минут. Учащиеся работают по учебнику, заполняя каждую ступеньку схемы, приводя пример. После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов.

Итак, назовите ресурсы семьи

1. материальные ресурсы

2. трудовые ресурсы

3. энергетические ресурсы

4. информационные ресурсы

5. финансовые ресурсы.

Физкультминутка.

Мы с вами сегодня остановимся на финансовых ресурсах. Вот послушайте рассказ.

В одном большом портовом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос. Слайд 12.

    Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед?

«Так, разберёмся» - сказал отец. Велосипед стоит 7 000 рублей. Он взял листок и написал на нём: Ежемесячно на работе я получаю 30 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 26 000 рублей. Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 8000 рублей». Бабушка получает (пенсию)…. Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи. О каких деньгах говорит сын – студент? (о стипендии ) Его стипендия составляет 3 000 рублей. Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар (авторское вознаграждение) 1 000 рублей.

Зарплата, пенсия, стипендия, гонорар – это виды доходов. Слайд 13.

Доходы семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников, а также материальные ценности, получаемые от какой – либо деятельности. Слайд 14 .

Доходы бывают фиксированные и переменные. Слайды 14, 15.

Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия).

Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке).

Вопрос: Так какой доход у семьи?

Доходы:

Зарплата папы: 30 000 рублей.

Зарплата мамы: 26 000 рублей.

+ Пенсия бабушки: 8 000 рублей.

Стипендия брата: 3 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

_________________________

Итого: 68 000рублей.

Итак, к важнейшим источникам дохода семьи отнесем :

1. заработная плата ее членов,

2. социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия)

3. доход с предпринимательской деятельности

4. доход с операций с личным имуществом и денежными накоплениями

5. натуральный доход (приусадебное хозяйство, выигрыши)

Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед. А мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой же список составила она. Слайды 17-20.

Продукты– 25 000 рублей

Оплата обедов – 3 000 рублей

Оплата за квартиру, свет - 7 000 рублей.

Оплата за детский сад – 4200 рублей.

Оплата занятий-5000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

Итого: 50 000 рублей

Все что записала мама – это расходы семьи.

Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Расходы делятся на две группы: обязательные и произвольные.

Обязательные

Произвольные

Оплата за квартиру

Циклические: одежда 2-3 сезона, подписка 2 раза в месяц.

Проездной билет

Непредвиденные: сломалась бытовая техника, лекарства, обувь, украшение.

Покупка основных продуктов питания

Сезонные: закупка семян, крышки, сахар, специи.

Сосчитайте, пожалуйста, каковы расходы семьи? Чего больше? Доходов или расходов? Слайд 21.

Папа посмотрел на эти два числа и сказал: «Сейчас подведём баланс». Папа из числа 68 000 отнял число 50000, и получилось? (18000). Вера и Анфиса опять обрадовались: «Осталось ещё велосипедных 18000 рублей.»,- сказали они. «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения» - сказал папа. Хорошо сказал папа, на 7000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение.

Что составила семья? Так вот, совокупность доходов и расходов за определенный период времени называют бюджетом. Слайд 22.

Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.

Вопрос: А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство).

Учитель представляет вниманию учащихся следующие формулы:

Д > Р = Профицит бюджета

Д< Р = Дефицит бюджета

Д= Р = Равноценный (равный) бюджет.

3. Рефлексия.

Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

Примерный ответ:

    Квартира, домик в деревне - материальные ресурсы

    Родители и старший сын - трудовые ресурсы

    Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов - информационные

    Зарплата родителей и сына - финансовые ресурсы

    Проценты - доход от сбережений в банке

    Рента за земельный участок - собственность.

Крепкая семья держится на чувствах любви, взаимоуважения, взаимопомощи родителей, детей. Но эта духовная основа семьи должна иметь под собой прочную материальную базу – экономику семьи. Чтобы любовь, которая создает семью, не разбилась о трудности быта нужно учиться вести семейное хозяйство.

4. Домашнее задание. Слайд 23.

§ 18, задания 1-3 (в классе и дома) - письменно

Доход

Расход

обязательные платежи

Питание

Промтовары

Культурно-бытовые услуги

Экономика семьи во многом напоминает экономику предприятий. Это своеобразная уменьшенная копия. Ее состояние существенным образом влияет на дальнейшее существование семейной пары как единого целого.

Главные составляющие

В ней так же, как и в других экономиках, есть такие составляющие, как:

  • Дефицит;
  • Фонды;
  • Средства движимо-недвижимые;
  • Валютный фонд;
  • Золотой запас;
  • Перспективы развития;
  • Собственная бухгалтерия;
  • Ежемесячны подсчеты баланса;
  • Кредитная история;
  • Налогообложения;
  • Бонусы для «сотрудников» (в нашем случае членов семьи).

Бюджет — основа семейной экономики

Развития семейной экономики напрямую зависит от правильно запланированного бюджета. Если в семье умеют пользоваться экономией в разумных пределах, то такой брак будет существовать без наличия конфликтов на данной почве. Жизнь всех членов семьи будет слаженной.

Действительно, хорошее планирование должно направлять расходы в четыре направления:

  • Питание;
  • Одежда, обувь;
  • Товары для хозяйственных нужд;
  • Досуг.

Для того чтобы начать планировать расходы семьи, нужно вначале посчитать все её доходы. Для этого берем определенный период времени (можно неделю, но удобнее брать месяц) и подсчитываем сумму доходов всех членов семьи за это время. В доходы входят не только заработные платы всех членов семьи. Это и стипендия, и пособие на ребенка, и пенсия, прибыль от подсобного хозяйства, помощь родителей, деньги, подаренные на день рождения или свадьбу. Те средства, которые поступают в семью не постоянно принято называть нерегулярными доходами. Их суммируют к доходам только за определенный период.

На протяжении этого же срока ведется учет по расходам. В конце учетного месяца будет видна четкая картина по факту доход-расход. Таким образом, можно научиться рационально расходовать семейный бюджет. Учет и планирование семейных денег — это два взаимосвязанных понятия.

Каждая семья должна планировать свою модель семейной экономики, подходящую именно для их варианта жизни. Возможности ни в коем случае не должны расходиться с потребностями или, наоборот, но в любом случаи эти два понятия должны работать в тандеме. Только в такой варианте модель экономики семьи будет признана хорошо спланированной. Первый путь к такой системе — умение распределять средства, поступающие в семейный бюджет.

Определение расходов

В ходе всех процессов, главное, правильно выделить главные и второстепенные направления всех расходов. Главным пунктов в правилах семьи должно быть следующее предложение: ни в коем случае не экономить сильно на еде и досуге. Но и здесь нужно учесть, где экономнее питаться и, возможно, даже извлечь выгоду, так как расходы на питание не должны существенно превышать все остальные пункты расходов.

Опыт правильного планирования семейных средств приходит не сразу. Для начала специалисты советуют завести тетрадь, в которую будут вестись следующие записи:

  • Дата покупки;
  • На что были потрачены средства;
  • Количество купленного товара;
  • Потраченная сумма.

Практически такой же метод предлагают и поляки Г. Сарновская и Б. Киселевская. Их предложением стало ведение хозяйственной и кассовой книги.

Данный способ помогает определять количество расходуемых денег в определенный период. Вырабатывается привычка вести и контролировать бюджет. Все расходы становятся запланированными. За определенное время человек уже сможет сам, без ведения записей, составлять планы на будущее касательно расходов семейного бюджета.

Взаимопонимание

Еще одно правило: бюджет семьи должен наполнятся с помощью всех членов семьи и также учитывать потребности того же количества людей. Если семья живет по принципу «ты зарабатывай, а я потрачу», то модель экономики такой семьи быстро начнет рушиться.

Семейные покупки должны совершаться только по общему согласию. Исключением являются крайние случаи, когда без конкретной покупки просто невозможно обойтись. Приветствуется наличия в семье такой практики, как очередность для приобретения покупок крупных размеров или существенных по отношению к их стоимости.

Если придерживаться таких простых правил, то даже такие серьёзные слова, как «экономика семьи», перестанут пугать супружескую пару.

Составление списков покупок войдет в хорошую привычку. В дом перестанут поступать никому не нужные вещи, на которые обычно тратится большое количество денег. Каждая покупка будет обсуждаться на семейном совете. Супруги начнут понимать, что им не нужны «вещи памятники».

Обязательно нужно сначала попробовать, а в дальнейшем выработать у себя такую привычку, откладывать часть доходов (минимальное количество 10 % от общей суммы).

От ведения семейного бюджета зависит дальнейший рост семейной экономики. Бюджет состоит из планирования доходов семьи и их расходов. Эти две суммы в конечном результате должны совпадать, а в идеале — сумма расходов меньше суммы приходов. Такой подход позволит приумножить капитал семьи.

Лидерская позиция

Многие семьи общим решением отдают управление средствами жене. Социологические исследования показали, что такой подход правильный. Такие же результаты приводятся с жизненного опыта. Но в таком случае получается, что жена тратит больше всех остальных членов семьи. Правильно ли это? Если проследить все расходы, в которых участвует жена, то можно увидеть следующий результат:

  • Покупка продуктов питания для всей семьи;
  • Покупка стиральных средств;
  • Приобретение одежды и обуви;
  • Оплата счетов за коммунальные, детский сад и прочие расходы.

Отсюда вывод, что жена тратит средства не только в свою личную пользу. Ее услугами пользуются все члены семьи. Но не стоит ее одну загружать по полной программе. Для того и существует семейная экономика, чтобы все действия планировались сообща и выполнялись, дополняя друг друга. Спустя некоторое время с таким подходом к делу начинает вырабатываться правильная экономическая политика семьи. Во время соблюдения финансовой дисциплины начинает укрепляться модель семейной экономики. Главное, ставить перед собой цели, которых достичь вполне реально.

Ранее обучение

Исходя и всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что за словосочетанием «семейная экономика» стоят навыки экономить, правильно вести хозяйство, жизнь без долгов, наличие сбережений. А для того чтобы такой опыт приходил не с началом образования семейной пары, а намного раньше, эксперты советуют приобщать к распределению семейного бюджета детей. Они начнут подражать действиям родителей и в результате приобретут жизненно важные навыки.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Доходы любой семьи можно разделить на 5 составляющих.

1. Зарплата членов семьи, которые являются наёмными работниками в фирмах и госучреждениях.

2. Социальные выплаты от государства, например пенсии бабушек и дедушек, пособия на рождение детей, социальная помощь инвалидам.

3. Доходы от предпринимательской деятельности, если кто-то из членов семьи занимается бизнесом или владеет долей в частной компании.

4. Доходы от продажи собственности или сдачи её в аренду. Об этом источнике дохода семьи часто забывают и не используют его в полной мере. Например, некоторые семьи, состоящие из 2-3 человек, живут в больших квартирах, полученных в наследство, и при этом имеют очень низкие доходы. Они могли бы эту квартиру продать и купить более дешёвую. Если же они не готовы на такой шаг (например, хотят сохранить жилую площадь на случай будущего увеличения семьи), то могут временно снимать

маленькую квартиру, а большую сдавать. Полученную разницу они могли бы потратить на повышение своего благосостояния не только сегодня, но и в будущем, например на образование детей.

5. Прочие доходы. К ним, в частности, относятся доходы от инвестиций семейных сбережений в ценные бумаги и другие активы. Это могут быть также доходы в натуральной форме (неденежные) от ведения приусадебного хозяйства.

Давайте обратимся к статистике, чтобы понять, из чего складываются доходы большинства российских семей. Как видно из диаграммы (рис. 1), наибольшую часть доходов россиян (как, впрочем, и жителей других стран) составляет зарплата работающих членов их семей. Однако социальные выплаты и доходы от предпринимательства тоже играют существенную роль.

Рис.1. Объём и структура денежных доходов населения России

По источникам поступления.

Источник: Росстат, предварительные данные за 2012 г.

(9, с. 9 – 11)

Расходы семьи

Денежные расходы домашних хозяйств это сумма фактических затрат, произведенных в течение учетного периода времени; она включает в себя:

§ потребительские расходы, такие, как расходы на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, расходы на оплату услуг;

§ расходы, не связанные с потреблением, такие, как обязательные платежи и различные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, денежные переводы, подарки и пр.)

Как видно, почти треть расходов средней российской семьи составляют продукты питания.



Следующие по величине категории - транспорт (в основном это расходы на приобретение и содержание автомобиля), услуги ЖКХ и топливо, одежда и обувь.

Рис.2. Структура расходов домохозяйств России в 2011 г.

Источник: Росстат.

(9, с. 42-43).

Бюджет семьи (домашнего хозяйства)

Бюджет семьи - это баланс доходов и расходов семьи за определенный период времени.

Под словом «бюджет» имеется в виду (если не вдаваться в излишние тонкости) простая таблица, разделённая на два столбца: левый - «Доходы», правый - «Расходы». Примерно такая:

Таблица 1

ДОХОДЫ В СЛЕДУЮЩЕМ МЕСЯЦЕ РАСХОДЫ В СЛЕДУЮЩЕМ МЕСЯЦЕ
Итого доходов Итого расходов

Сначала в строки раздела «Доходы в следующем месяце» записываются все виды денежных поступлений, которые вы и ваша семья рассчитывают получить в следующем месяце: заработная плата, пособия, плата за различные подработки (если они имеются). В последней строке этого столбца таблицы записывается общая сумма реально ожидаемых доходов в предстоящем месяце (предполагаемый выигрыш в лотерею сюда записывать не стоит!).

В строки раздела «Расходы в следующем месяце» записываются те расходы,

без которых просто нельзя обойтись.

В последней строке этого столбца таблицы записывается подсчитанная общая сумма реально необходимых расходов будущего месяца.

Самое главное правило любого бюджета, будь то бюджет всей Российской Федерации или бюджет семьи: сумма расходов должна быть равна сумме доходов .

Финансовое благосостояние

Финансовое благосостояние– это с тепень бедности или богатства отдельного человека или семьи.

Можно выделить 4 основных типа благосостояния:

1. нищета;

2. бедность;

3. зажиточность;

4. богатство.

Для России границы каждого типа благосостояния примерно следующие:



Нищета. Человек имеет доходы, едва позволяющие поддерживать жизнь крайне ограниченным набором продуктов питания. Зачастую у него нет даже постоянного жилья. По уровню цен в начале нынешнего века к нищим в России относились люди, чей доход в месяц составлял менее 7,4 тыс. р. на человека.

Бедность. У человека есть постоянное жильё, хотя, возможно, и более чем скромное. При этом его денежные доходы так малы, что он вынужден ограничивать себя даже в еде, приобретая только самые дешёвые продукты питания. Он испытывает постоянную нехватку денег на покупку одежды, обуви и лекарств. По уровню цен в начале нынешнего века к бедным в России относились люди, чей доход в месяц составлял от 7,4 до 17 тыс. р. на человека.

Зажиточность . Денежные доходы позволяют получать весь набор товаров и услуг, необходимых для поддержания здоровья или его восстановления в случае болезни. Человек способен приобрести (возможно, с помощью кредита банка) легковой автомобиль и новое просторное жильё. При этом часть доходов он может сберечь для решения важных жизненных задач в будущем. По уровню цен в начале нынешнего века

к зажиточным (в разной, конечно, степени) в России относились люди, чей доход в месяц составлял от 17 до 75 тыс. р. на человека.

Богатство . Денежные доходы позволяют удовлетворять практически все типы потребностей человека. В России нижняя граница доходов богатых семей - 75 тыс. р. на человека в месяц.

На каком уровне благосостояния начинаете жизнь вы, зависит от того, как сложилась жизнь ваших родителей и в каком регионе или городе России вы живёте. Но после окончания школы ваше благосостояние будет всё в большей степени определяться вами самими. (7, с. 8-9)

Семейная экономика

Слово «экономика» произошло от древнегреческого, что переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Дело в том, что первоначально экономика была делом семейным, регулирующим доходы и расходы отдельной семьи. В дальнейшем данный термин стали использовать для обозначения более широкой сферы деятельности.

Из чего складывается семейный бюджет и на что он расходуется?

Бюджет - важная слагающая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Как уже говорилось ранее, семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов. Семейная экономика предусматривает грамотное соотношение доходов и расходов.

Вступая в брак, люди уже заранее знают, из чего будет складываться доходная статья их семейного бюджета. Как правило, это две зарплаты - мужа и жены; или же одна зарплата и стипендия; или же две стипендии; или же две стипендии или две зарплаты и приработки одного или обоих супругов; или, наконец, стипендии и дотации родителей.

Доходы определены в некоторой степени специальностью, которую получили или получат супруги. Чем перспективнее профессия, тем больший заработок будет поступать в доходную статью семейного бюджета, и тем большее количество жизненных благ сможет приобрести семья.

Важное значение для экономического благополучия семьи имеет умение хозяина и хозяйки дома вести хозяйство. Ведь самостоятельно выполняя те или иные домашние дела, супруги экономят средства, которые можно потратить на что-нибудь иное, например на регулярные походы в театр или кино. Значительные средства можно сэкономить, если научиться шить, вязать или самостоятельно делать ремонт квартиры или бытовой техники.

Конечно, те, кто может себе позволить расходы на домохозяйку или покупку вещей в дорогих бутиках, не станут экономить на таких мелочах, но эта книга не для них, а для людей среднего достатка.
Необходимо отметить, что многие прорехи в бюджете, и особенно в бюджете молодой семьи, обусловлены неумением или нежеланием супругов контролировать свои потребности. В этом случае на первое место выдвигается так знакомое всем детям «я хочу!», а здравый смысл остается где-то в стороне.

Только разумный подход к формированию потребностей позволит отказаться от покупки той или иной не столь необходимой в данный момент вещи. Возможно, кому-то в этой фразе послышится призыв к постоянному самоограничению. Однако это не так. Разумное формирование потребностей предполагает наличие четкого представления о том, для чего необходима та или иная вещь. Кроме того, нужно знать реальный бюджет семьи и учитывать имеющиеся в наличии свободные средства.

Иными словами, при формировании потребностей необходимо исходить из доходов семьи, соизмерять расходную статью бюджета с доходной. Особого разговора заслуживают траты на так называемые мелкие расходы. Эти средства расходятся подчас с такой быстротой, что вспомнить, куда была потрачена небольшая денежная сумма, оказывается весьма проблематично.

Экономистам удалось подсчитать, что, если каждый член семьи, состоящей из трех человек, будет ежедневно необдуманно тратить 10 рублей, за год окажется потраченной достаточно крупная сумма, которой хватило бы не только на покупку дорогого мужского или женского костюма, но и бытовой техники, и даже на приобретение какой-нибудь туристической путевки.

Таким образом, еще раз подтверждается знаменитая поговорка «Копейка рубль бережет». Однако это не означает, что следует становиться Скупым рыцарем или Плюшкиным, экономящим на каждой мелочи. Просто необходимо научиться отказывать себе в соблазнах и контролировать свои траты. Ведь, если семейными деньгами распоряжается человек, не имеющий чувства меры, это может обернуться настоящей трагедией для всех членов маленького государства, именуемого семьей. Непродуманные экономические операции, предпринимаемые таким человеком, нередко провоцируют возникновение материальных кризисов в семье.