Опыт по работе родителями доу. Взаимодействие с семьей

Сюваткина Анна Сергеевна
Воспитатель МБДОУ д/с №42 г. Тимашевска, Краснодарского края.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. При этом цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, должны быть едины.
Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень россиян, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. В данном случае, речь идет о формировании интереса к изодеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель обязан систематически и активно распространять педагогические знания в формировании интереса к изодеятельности среди родителей, помогать семье, правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между приобретением опыта в стенах детского сада и семейным воспитанием.

Такие условия обеспечивают чувство безопасности и позволяют участникам получить представление о себе и своих эмоциях, а также поделиться и обменяться опытом. Вспомним, что и родители, и педагоги, и психологи сами являются инструментом собственной работы. Поэтому важно, чтобы человек, который проводит ребенка с селективной мутационной терапией, чувствует себя хорошо с самим собой.

Во многих случаях контакты с семьями детей, пострадавших от избирательного мутизма, но и со специалистами, не заканчиваются обучением. Очень часто, даже спустя долгое время после сотрудничества, мои родители все еще поддерживают связь со мной, чтобы обратиться за профессиональным советом или поделиться своими успехами. Семьи могут сообщать о себе, по просьбе офицеров пробации, школьных консультантов и комиссий по решению проблем с алкоголем. Консультативный центр также реализует рекомендации, вытекающие из решения суда о принятии семьи или детей в терапевтические вмешательства.

Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития ребенка, так как формирование интересов ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Важной задачей воспитания дошкольников является формирование эстетических качеств. Художественно-эстетическое воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и умственное, и эстетическое развитие.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Виды работы дошкольных учреждений с родителями по формированию интереса к изодеятельности разнообразны: мини-семинары, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями - это беседы, консультации, поручения родителям, круглый стол и т. п.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является тесное общение с семьёй. Оно позволяет воспитателю познакомиться с жизнью ребёнка, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей о художественном воспитании детей, оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми, а так же ежеквартально выходит мини – газета для родителей в которой также затронуты вопросы о здоровье и воспитании детей.
Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей - широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.
Консультации для родителей по вопросам художественного воспитания ребенка могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее. О сроках и теме консультации оповещают родителей. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе заведующего, или воспитателя, так и по просьбе самих родителей.
Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал. На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя о достижениях их детей в формировании интереса к изодеятельности (подводятся итоги работы за определенный период). Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.
Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, экскурсией по детскому саду или группе, там, где была «приложена рука их ребенка». Будь то оформительская деятельность детей (например, актового зала), аппликаций «Овощей» и «Фруктов» и т. д. Таким образом, происходит стимулирование родителей, которые с охотой приобретут необходимые материалы для создания таких же мини-выставок в домашних условиях.
Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы относительно изобразительной деятельности. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.
На общих родительских собраниях выносятся решения, которые доводятся до сведения всех родителей. Особое место в пропаганде педагогических знаний о художественном воспитании, занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть - в зависимости от условий - самым различным; стенд, полка или стол для демонстрации детских работ. Чтобы систематизировать содержание уголка, можно расположить материалы по разделам, а для обновления текстов установить примерное время их сменяемости.
Так, в разделе «Чем мы сегодня занимались» кратко рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы (рисование, лепка, аппликация и т. д.) Материалы раздела сменяются ежедневно.
В разделе «Чем живет группа» воспитатели рассказывают, и показывает, какие интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в этом месяце. Материал этого раздела можно обновлять раз в месяц.
Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Так же могут быть даны рекомендации родителям, по формированию интереса к изодеятельности, рассказ об успехах других родителей в этой деятельности, показ лучшего опыта родителей. Материалы этого раздела меняются раз в 2-3 месяца.
Самой большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, научились делать.
Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей в области формирования интереса к изодеятельности, становятся организуемые многими детскими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного художественно-эстетического воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний.
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей - не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это, прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя в области изобразительной деятельности, его манерой общения с детьми может многому научить родителей, поможет продолжить такую работу с детьми в семье.
Работа с родителями, их педагогическое просвещение по формированию интереса к изодеятельности в семье должны осуществляться в определенной системе. В годовом плане работы с родителями, прежде всего, определяются ведущие задачи, которые должны быть тесно связаны со всей воспитательной работой детского сада в очередном году. Так, если детский сад ведет углубленную работу по изобразительной деятельности и художественно-эстетическим воспитанием, это должно найти отражение и в работе с родителями: вопросы художественно-эстетического воспитания будут включены в тематику общих и групповых собраний, групповых и индивидуальных консультаций; знакомя родителей с жизнью детского сада. Можно будет шире показать им процесс художественно-эстетического воспитания, организовать специальные открытые занятия; этой же теме будут посвящены тематические выставки, демонстрационные стенды, занятия-практикумы; можно запланировать и подбор специальной тематической библиотечки, папки-передвижки и т. д. Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического блока является задача привлечения родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку
Приложение №1

Предложение адресовано семьям, ищущим краткосрочные, а не одноразовые консультации для облегчения кризисной ситуации или информации о развитии и воспитании детей, в том числе в подростковом возрасте. Специальный вид социальной помощи представляет информацию о формах социальной помощи, руководстве при составлении официальных писем и запросов.

Клиника реализует рекомендации Суда, вытекающие из решения о принятии семьи или ребенка в терапевтические вмешательства. Кроме того, терапевтические вмешательства проводятся по просьбе людей, желающих воспользоваться услугами клиники. Вышеупомянутые формы воздействия охватываются семьями, возглавляемыми семейными кураторами и школьными педагогами.

Раздел «Чем занимаемся в детском саду?»

Основная задача - развитие у детей интереса и желание заниматься изобразительной деятельностью. Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов дети познают, прежде всего в процессе собственного художественного опыта. Орудийно-материальный характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной деятельности. Особое внимание педагог уделяет формированию у детей основ культуры в изобразительной деятельности: выполнению элементарных требовании к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правил поведения при выполнении художественной работы, обращении с материалами и орудиями художественного труда.
Художественная деятельность. В разных видах изобразительной деятельности создавать образы объектов, которые вызвали интерес, радость, удивление, используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения.
В предметном изображении осваивать навыки и умения передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре поверхности, используя цвет как средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа, а также своего отношения к образу. Выделять главное пространственным построением, цветом, элементами динамики; в сюжетном изображении - построением на всем листе бумаги или полосе, изображающей землю.
В аппликации создавать образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы; осваивать последовательность работы: разложить формы, посмотреть, красиво ли, затем последовательно брать формы, намазывать их клеем на клеенке и аккуратно класть на прежнее место, прижимая салфеткой.
В лепке закреплять знакомые способы и осваивать новые, включающие работу пальцев: раскатывание пластилина (глины) под углом ладонями рук; раскатывание и соединение различных форм; скатывание и вдавливание пальцем пластилина (глины); соединение нескольких частей в один образ.
Владея основными изобразительными и техническими навыками всех видов детской изобразительной деятельности, помогает передать некоторое сходство с реальным объектом, обогащая образ выразительными деталями, цветом, расположением.
Приложение №2

Во время занятий используются активные формы работы и личный опыт участников. Подробнее о семинаре. Услуга осуществляется на основании решения суда в случае, если стороны не могут общаться с контактами с несовершеннолетними детьми. Время приближения к работе приближается. Кажется, что вопрос: кто должен оставаться с ребенком: бабушки и дедушки, опекун, а может, и пойти в детскую? Когда питомник считался наихудшим решением, а среди родителей были ужасающие рассказы о негативном влиянии отправки ребенка слишком рано в такое учреждение и способов функционирования яслей.

Раздел «Чем живёт группа?»

Для детей дошкольного возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, строения, окраску, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Основной заботой педагога является развитие интересов, способностей каждого ребенка, стимулирование активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проверять пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Когда лучше всего отправить ребенка в детскую?

Многие родители предполагают, что ребенок нигде не хорош, как дома, и что было бы лучше, если бы ребенку не приходилось ходить в детскую. По мнению детских психологов, все наоборот. Да, ребенок дома знает лучшую заботу, и нигде никто не будет уделять ему столько внимания, но ребенок, который закончил полтора года, должен иметь контакт со своими сверстниками. Это помогает развивать навыки межличностных отношений, беседы, обращать внимание на потребности других и общую способность двигаться в обществе.

Скачать полный текст статьи с фотографиями

МДОУ «Детский сад № 10 КВ»

Опыт работы по теме:

«Социальное партнерство и взаимоуважение

педагогов и родителей – основного принципа

благоприятного эмоционального состояния детей в условиях семьи и дошкольного учреждения»

Ребенок должен находиться в питомнике, даже если мать не работает и всегда присутствует дома. Два-три часа в день, проведенных среди других детей, без присутствия родителей рядом, для малыша достаточно иметь возможность адаптироваться к новым условиям.

Место, безусловно, важно в этой теме. Хорошо, когда детская комната находится рядом с домом, работа одного из родителей или, по крайней мере, на пути между этими двумя местами. Благодаря этому будет устранена необходимость организации поездок на работу, потери времени в пробках в час пик или подключения ребенка к детской с рабочим днем ​​родителей.

Подготовил: старший воспитатель

Т.Э. Кирьянова

2016г.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Также стоит осмотреть конкретные учреждения. Говоря со своими сотрудниками и просматривая условия, существующие в детских садах, вы узнаете, в каких из них вы хотели бы оставить своего ребенка. Детское оборудование - очень важный вопрос. Хорошо смотреть не только на комнаты и спальни, чистоту в них, на имеющиеся игрушки, условия, преобладающие в ванных комнатах, но и ознакомиться с предложением меню, которое подается детям.

Важнейшим критерием, который следует учитывать при выборе этого типа объекта, являются мнения об этом. Самым ценным является мнение других родителей. Это лучшая рекомендация. Для этого перейдите в питомник и поговорите с родителями, которые получают своих детей. Также полезно искать мнения родителей в Интернете. Анонимно, легче выразить эти отрицательные, поэтому вы можете узнать много интересного, о котором никто не будет открыто говорить.

В.А.Сухомлинский.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Как подготовить ребенка к питомнику?

Прежде всего, это стоит подрагивать с другими людьми и с тем фактом, что родители не всегда рядом с ними. Многие дети остаются в своей компании в первый раз в своей жизни, и даже если есть гости, всегда есть мама и папа. Начните с того, что оставите своего ребенка с близкими вам людьми. Во-первых, вам просто нужно исчезнуть в течение нескольких минут, но со временем вы можете продлить свое отсутствие до нескольких часов. Ребенок получит четкий сигнал о том, что с вашим отсутствием ничего не случилось, и что вы всегда возвращаетесь к нему.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Также ознакомьтесь с ребенком с довольно странными лицами. Возьмите их в магазины, детские площадки, посещение семьи и друзей. Малышу будет легче наладить контакты и привыкнуть к изменениям. Также хорошо работать над возможностью засыпать в местах, отличных от вашей собственной кроватки. В детском саду ребенок должен будет уснуть без вашего пения, чтения или качания. Работайте над этим в течение нескольких недель в первый день вдали от дома.

Сколько няни в детской?

С уходом режима также были забыты государственные детские сады, в которых бездушные опекуны оставили своих детей наедине в течение всего дня. Родители очень часто беспокоят этот вопрос. Предполагалось, что группе двадцатых следует заниматься двумя преподавателями и двумя людьми, которые помогают им.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, воспитатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Родители также обеспокоены тем фактом, что их ребенок будет заниматься случайно принятыми людьми без опыта. Эта возможность не является вариантом, поскольку этот вопрос также регулируется законом о детском саду. Опекуном может быть человек с квалификацией: учитель дошкольного возраста, учитель начальной школы или воспитатель по вопросам образования и образования, няня, медсестра или акушерка.

Ухаживающий в питомнике также может быть лицом без вышеуказанных квалификаций, однако, имея по крайней мере среднее образование и не менее двух лет опыта работы с детьми в возрасте до нескольких лет. Если у них нет такого опыта, они могут быть допущены к работе в качестве опекуна, если работа предшествовала завершая 280-часовой учебный курс, из которых по меньшей мере 80 часов были в форме практических занятий.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2008 году, набрав группу малышей, я начала работу над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Социальное партнерство и взаимоуважение педагогов и родителей – основной принцип благоприятного эмоционального состояния детей в условиях семьи и дошкольного учреждения» . Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ запланировала по четырем направлениям.

Кто-нибудь обнят моего ребенка?

Родители обеспокоены тем, что потребность в близости их малышей не будет удовлетворена, если у лиц, ухаживающих за руками, будет много работы и что это негативно повлияет на умственное развитие ребенка. Это правда, что у воспитателей и их помощников, заботящихся о нескольких детях на одного человека, меньше времени для удовлетворения индивидуальных потребностей каждого. Тем не менее, они обязательно позаботятся о вашем ребенке, когда он заплачет и вытащит руки, чтобы взять его на руки. Ухаживающие знают, что делать, чтобы дети чувствовали себя хорошо, они профессионально подготовлены к этому.

    Информационно – аналитическое;

    Познавательное направление;

    Наглядно – информационное;

    Досуговое.

Но знакомство наше началось немного раньше. В конце июля 2008 году я пришла работать в ДОУ №10 КВ. Группа, в которую мне предстояло набрать детей, только открывалась, раньше в ней был спортивный зал, и перейти мы должны были в нее к 1 сентября. Поэтому первейшими задачами передо мной и родителями стали: ремонт и подготовка группы к новому учебному году. Вот с этого и началось наше непосредственное знакомство. А уже потом я стала воплощать свой план по взаимодействию с родителями в жизнь.

Концепции воспитания ребенка было, есть и будет много. Однако, как и во всех этих советах, подходы, надежные рецепты, находят способ воспитывать ребенка? В каждом из этих подходов мы находим: забота о добре и безопасности ребенка и подготовка его к самостоятельной работе в обществе. С чем нужно сосредоточиться в своем развитии?

Потребность в отношениях на практике может поддерживаться на ежедневной основе. Он заключается в обеспечении ребенка эмоциональной близостью через. Поддерживает социальное развитие, мин. открытость для других людей позволяет вам проявлять заботу, заботу и интерес у других людей, взаимный интерес к мнениям и переживаниям, когда ребенок получает сообщение о том, что то, что он чувствует, важно для формирования просоциального отношения. Благодаря этому ребенок понимает причины поведения родителя и узнает о пережитых им эмоциях.

В 2012 году меня назначили на должность старшего воспитателя. И я решила продолжать эту тему в работе с педагогами, повышая их профессиональное мастерство в общении с родителями.

1. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей и установления контакта с её членами, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка, мы начинаем работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику общения педагогов с каждым родителем. Это помогло всему коллективу лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывая ее индивидуальные особенности.

В то же время он учится у своего родителя, как говорить о своих эмоциях. Практически независимым выбором того, что лучше для кого-то, является необходимость автономии. Потребность в автономии на практике может поддерживаться на ежедневной основе. Это влияет на реальность вокруг и имеет способность выбирать и действовать в соответствии с индивидуальными желаниями.

Он начинается с того, что вы хотите сегодня одеть в детский сад, заявив, что мне не нравится что-то, что мне нравится кататься на велосипеде, мне нравятся приключенческие книги. Слушать, говорить, предлагать различные решения, спрашивать, вдохновлять деятельность ребенка на контакт с социально-культурной, природной и технической реальностью, поощрять независимость и решать новые задачи, организовывать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Открытость к опыту, способность делать выбор, партнерский стиль отношений с ребенком, большее чувство безопасности, саморешение проблем, участие в принятии решений. Потребность в компетентности на практике может поддерживаться на ежедневной основе.

Для себя я разработала критерий, который назвала «вовлечение» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях ДОУ:

    посещение родительских собраний и консультаций;

    присутствие родителей на детских праздниках;

    Как поддержать развитие потребностей в компетенции. Переводчик, какая неудача и какую роль она играет в процессе приобретения навыков. Выучьте навыки, такие как езда на велосипеде, приготовление куки-файлов, доступ к различным книгам, подготовка альбома с уроками и все, что приходит вам на ум.

    • В конце концов, у Эдисона было много неудач на работе.
    • Поддержка ребенка в процессе обучения навыкам или конкретному поведению.
    • Поговорите со своим ребенком о прогрессе и ошибках.
    • Способность адаптироваться и эффективность деятельности во взрослой жизни.
    • Чувство безопасности.
    • Готовность исследовать мир, не опасаясь совершить ошибку.
    Создание авторитета в глазах ребенка означает быть подлинным, спонтанным, говорить о ваших чувствах, называть их, говорить о реальности и обеспечивать чувство безопасности.

    участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;

    участие в выставках;

    выпуск газет;

    посещение «Дня открытых дверей»;

    помощь родителей в обустройстве группы и участка.

Позднее выделила для себя качественные показатели в работе : инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

    Родители лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

    Родители исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

    Родители критические наблюдатели .

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

    активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;

    заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью воспитателя, других родителей или специалистов;

    равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же и моему ребенку сойдет».

У педагогов появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2. Познавательное направление.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и медицинской сестры) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из задач всего учреждения, мной и педагогами были сформулированы задачи :

    Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

    Установление социального партнерства, доверительных и партнерских отношений с родителями.

    Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы работы с родителями:

    посещение семей воспитанников на дому;

    общие и групповые родительские собрания;

    консультации;

    занятия, досуги и праздники с участием родителей;

    участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

    выставки детских поделок, изготовленных вместе с родителями;

    Дни общения;

    Дни открытых дверей;

    оформление праздничных стенгазет и групповой комнаты;

    совместное создание предметно-развивающей среды;

    работа с родительским комитетом группы;

    беседы с детьми и родителями;

    семинары-практикумы;

    родительские гостиные;

    почта Доверия и тетрадь отзывов и пожеланий.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию и активизации их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» педагоги проводят в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовятся, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирают музыку, готовят угощение, подарки или сюрпризы, стараются создать в группах атмосферу добра, уюта и тепла. Начинаются такие собрания с приветствия и благодарности за проведенную работу в подготовки групп и участков к началу учебного года. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить» объединяет взрослых (все встают в круг и рассказывают немного о себе). Сначала все родители смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе, да и многие из них пришли в группы на собрание первый раз и не были еще знакомы.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.

К собраниям педагоги постоянно готовят выставки детских работ или стенгазеты на различные темы. На каждом собрании выражают благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям, группе и помогают в совместной работе. Всегда очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности, в стихотворной форме:

Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясный.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут.

Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!

В группе папы есть у нас,
Они помощники - просто класс.
Пилят, чинят и строгают,
Во всем нам очень помогают.

Папы, мамы – молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И с нами поиграют.

Родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большую работу с родителями коллектив ДОУ запланировал на 2016-2017 учебный год по подготовке детей к школе.

Разработаны конспекты совместных мероприятий «День матери», «Страна Знаний» - поход на экскурсию в школу, практикумы по оригами, родительские собрания за круглым столом «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу». В результате таких мероприятий еще больше обогатится воспитательный опыт родителей и повысится эффект семейной подготовки к школе.

Тему родительских собраний подсказали волнительные беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях. Планируется провести анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью и тесты с детьми «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе».

Совместная работа и подготовка к различным мероприятиям сблизила педагогический коллектив ДОУ и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группах. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришли к нам в ДОУ.

На собрания воспитатели стараюсь приглашать специалистов: учителей школы, медсестру, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

Если в наших первоначальных встречах между педагогами и родителями ощущалось некоторое напряжение, чувства неуверенности, беспокойства, то сейчас на различных мероприятиях царит веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа в ДОУ будет способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомятся с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получат рекомендации по развитию речи, им будут предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

3. Наглядно – информационное направление.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

    стенды для родителей;

    папки-передвижки;

    фотостенды;

    библиотека для родителей

    фотомонтажи;

    семейные поделки;

    стенгазета для родителей;

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала педагогам активизировать родителей, они используют стенды: «Для Вас, родители»», «Домашнее задание», «Визитная карточка», «Поздравляем», «Это интересно». На них воспитатели помещают практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть дома или по дороге из детского сада, советы, небольшие консультации, рекомендации, задания.

Активность родителей в создании фотостендов и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4. Досуговое направление.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось для педагогов ДОУ самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группах проведены и запланированы:

    праздники «День Матери», «А ну-ка, мамы и бабушки», «День рождения»;

    развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»

    спортивные досуги «Здоровый образ жизни», «День Взросления»;

    выставки работ «Дары осени», «Вот, что мы умеем», «Новогодние игрушки от моей семьи»;

    фотостенд «Мы и природа»;

    совместные походы «В мир прекрасного»;

Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями и другими специалистами (музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре).

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

    Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

    Консультации для родителей;

    Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

    Распределение ролей взрослых;

    Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

    Индивидуальные встречи и консультации;

    Изготовление атрибутов, пособий.

Данная работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник во второй группе раннего возраста: дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

Весь праздник был построен на играх «родители-дети», потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Некоторые праздники заканчиваются словами:

Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минуту досуга -
Рядом, вместе побудьте!
0. Высоцкая

При подготовке к праздникам педагогами ДОУ подбирается совместно с музыкальным руководителем музыка, проводится консультирование с инструктором по физкультуре об интересных играх, готовятся призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень рады и счастливы.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому мы с педагогами ДОУ решили – пусть праздничные встречи проходят в нашем детском саду постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты не только с ними, но и с нами, воспитателями.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями . Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда советую педагогам хвалить родителей при любом удобном случае, и они отплатят им тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в ДОУ сделано руками пап и мам наших детей. Они помогают нам сделать ремонт в группах, пособия и материалы для проведения НОД, пошив штор в группы и спальни, покрывала на кровати, помогают очистить от поросли и ненужных деревьев наши участки для прогулок, оборудуют их различным игровым и спортивным инвентарем. С помощью родителей группы ДОУ оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, посуда, машины, куклы.

Прежде чем начать работу над какой–нибудь темой или проектом, с каждым из родителей педагогами ДОУ проводятся индивидуальные беседы, показываются образецы конечного результата. Родители сначала говорят, что не смогут, очень сложно. Но стоит появиться первым поделкам или первому помощнику, как сразу же все остальные включаются в процесс.

Дети очень радуются, что их родители принимают участие в жизни группы. Сейчас наши группы просто не узнать – они очень яркие и уютные.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателями. На таких мероприятиях, как ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами ДОУ и родителями. Мы вместе стремимся, чтобы детям в ДОУ было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляется график помощи родителей, обговаривается каждое мероприятие, решаются проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.

Итог наших совместных усилий – уютные отремонтированные группы и спальни с красивыми шторами и нежными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми, деликатными, уважительными, любящими и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у нашего педагогического коллектива сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает желаемые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения и партнерства во всем.

Опыт работы показал : позиция родителей, как и воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании и образовании своих детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 80% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни групп и ДОУ, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. В группах нет теперь родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

Семья и детский сад – два социальных партнера, каждый из которых по-своему дают ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают благоприятные эмоциональные условия для вхождения маленького человека в большой мир, мир семьи и детского сада.

Для нашего ДОУ и для меня лично это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничества наших педагогов с родителями. Постепенно ушли их непонимание и недоверие к детскому саду и к педагогическому коллективу. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы решила не останавливаться на достигнутом, а продолжать искать новые пути совершенствования сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни, и хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут верить в доброту, уважать, любить и оберегать своих близких.

Принципы взаимодействия

педагога с родителями.

    Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу

    Внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям.

    Гибкость, подвижность образовательной стратегии.

    Способность к оказанию психологической поддержки.

    Ориентация на стимулирование самообразования родителей.

    Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успех.

    Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме (даже самой острой).

    Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями.

    Искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.

    Недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими.