Практическая работа Анализ размещения населения по карте «Плотность населения мира.

Подробное решение тема Тема 3 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти

Задание 1. Проанализируйте рис. 7. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2010 г. На сколько миллионов человек оно возросло в XIX и XX вв.? Произведите другие расчёты и сравнения для доказательства положений учебника.

Население Земли к 2010 г увеличилось в 30 раз в сравнении с количеством населения в начале нашей эры. Так за 20 век население увеличилось на 4,41 млрд человек (с 1,66 млрд в 1900 г и до 6,07 млрд в 2000 г), а за первое десятилетие 21 века (2000-2010 гг) оно выросло еще на 0,83 млрд человек.

Задание 2. Используя данные учебника, нанесите на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.

Задание 3. Используйте рис. 10 для конкретизации положений учебника. Охарактеризуйте по нему распространение первого и второго типов воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия. Используйте также таблицы 12 и 13 в «Приложениях».

Первый тип воспроизведение характерен для стран Европы, Северной Америки, СНГ, Китая, Австралии и Океании, стран Зарубежной Азии (Китай, Япония, Таиланд), некоторых стран Латинской Америки (Чили, Аргентина, Уругвай). Однако это группа неоднородна по показателю прироста, так стран Европы и СНГ характере практически нулевой или близкий к нему прирост населения, в то время как для стран Северной Америки (США и Канада) прирост составляет от 3 до 6 чел. на 1000 жителей, или 3-6%о. В таких странах (например, США, Австралия, Канада) обеспечивается довольно значительный прирост населения.

Второй тип воспроизведение характерен для стран Африки, большинства стран Латинской Америки, Азии.

Задание 4. Используя данные табл. 2, сравните динамику численности населения отдельных крупных регионов земного шара; рассчитайте, как изменяется их доля в общем населении Земли; объясните эти изменения.

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что население Земли в целом за указанный период (с 1950 по 2010 гг) увеличилось в 2,7 раза. Однако темпы прироста населения в разных регионах мира отличаются. Самые быстрые темпы характерны для Африки (население к 2010 г увеличилось в 4,6 раз), затем идет Латинская Америка (в 3,5 раза) и Зарубежная Азия (в 2,9 раз). Средними темпами прироста отличается Северная Америка и Австралия с Океанией (в 2 раза). Наименьшие темпы характерны для стран СНГ и Европы (в 1,5 раз и в 1,3 раз соответственно).

Задание 5. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в начале XXI в. находятся на разных этапах этого перехода.

Демографический переход включает в себя 4 этапа:

Для 1 этапа характерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и соответственно очень низкий естественный прирост (ныне он уже почти не встречается);

2-ой этап характеризуется резким сокращением смертности (благодаря прежде всего успехам медицины) при сохранении традиционно высокой рождаемости (характерен для Бутана);

При 3-ем этапе наблюдаются низкие показатели смертности (а иногда даже их некоторое увеличение, связанное с «постарением» населения), снижение рождаемости тоже снижается, но обычно она всё же несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения (Турция);

На 4-ом этапе показатели рождаемости и смертности совпадают (страны Европы).

Задание 6. Проанализируйте карту полового состава населения в атласе. Используйте её для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника.

Примерно в 2/3 стран мира женщины численно преобладают. Наиболее значителен такой перевес в ряде стран СНГ, в зарубежной Европе, в Северной Америке, что объясняется тем, что средняя продолжительность жизни у женщин обычно на несколько лет больше. Также на это влияет ряд других факторов: уровень жизни, наличие войн в истории страны/региона и пр. В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова. В зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Касательно половой структуры населения в мировом масштабе, то оно примерно одинаково (100 женщин к 101 мужчине).

Задание 7. Сравните рисунки 10 и 11. Докажите с их помощью положение учебника о влиянии типов воспроизводства населения на его возрастной состав. Как вы объясните это взаимодействие?

Для стран с преобладанием первого типа воспроизводства населения характерно либо одинаковое количество населения детского (0-14 лет) и пожилого (старше 60 лет) возраста, либо незначительное преобладание детей (для Европы 16% детей и 17% людей пожилого возраста). В то время как в странах со вторым типом воспроизводства населения количество детей в общей структуре населения в несколько раз превышает население пожилого возраста (для Азии 28% детей и 6% людей пожилого возраста, Африка 42% и 3% соответственно).

Задание 8. Проанализируйте рис. 9. Объясните различия между возрастно-половыми пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения.

Для стран с первым типом воспроизведения населения характерно примерно одинаковое соотношение мужчин и женщин в возрастно-половой структуре, что объясняется высоким уровнем жизни и медицины. В странах со вторым типом воспроизведения наблюдается преобладание мужчин в возрастных группах от рождения до 30 лет, что объясняется социальным положением женщины в обществе (принижение, ранние браки, предпочтение рождения детей мужского пола в связи с религией и пр.). Затем количество женщин и мужчин в возрастной структуре выравнивается, что можно объяснить повышенной смертностью мужчин в связи с тяжелым физическим трудом и не очень высоким уровнем медицинского обслуживания.

Задание 9. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найдите информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в октябре 2010 г. Постройте по этим данным возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

По результатам переписи населения 2010 г общая численность населения 142 856 536 чел. Данные взяты с http://www.gks.ru

Задание 10. По карте национального состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их распространения по земному шару. Определите, народы каких языковых семей преобладают в зарубежной Европе, зарубежной Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании. Выводы запишите в тетрадь.

Самая распространённая языковая семья - индоевропейская. На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 3 млрд чел., принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения. Примерно 1,8 млрд чел. говорят на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 300 млн - на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше.

Задание 11. Объясните:

11.1. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространён в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах?

Индия, Пакистан, Бангладеш долгое время были колониями Великобритании, в связи с чем там распространен английский язык. А так как Великобритания обладала обширными колониальными владениями и вела торговлю по всему миру, то английский язык стал одним из основных языков для международного общения. США, Канада, Австралия и Новая Зеландия - страны, которые были основаны переселенцами из Старого Света, в том числе и из Великобритании.

11.2. Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки?

Так как с 16 века Испания стала проводить активную политику по завоеванию новых земель в Новом Свете (Латинская Америка), которые затем были колониальными владениями Испании на протяжении нескольких веков.

11.3. Почему арабский язык, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, затем распространился по всей Северной Африке?

Распространение арабского языка в Северной Африке связано с завоеванием этих территорий и включением их в состав арабского государства Халифат (основано в начале 7 века на территории Саудовской Аравии) и распространением ислама как основной религии данного государства.

Задание 12. По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.

Наиболее распространёнными религиями является христианство (католицизм, протестантизм и православие), ислам и буддизм. В Старом и Новом свете преобладает католицизм и протестантизм), также данные ветви христианства распространены в Австралии и Африке, что связано с колониальным прошлым этих регионов. На территории стран СНГ распространено православие. Ислам широко распространен на территории Северной и Центральной Африки, а также Юго-Западной и Центральной Азии. Приверженцы иудаизма главным образом проживают на территории Индии и соседних с ней стран. Также в число наиболее распространённых религий входит буддизм (Китай, восток России).

Задание 13. Проанализируйте карту плотности населения в атласе. Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. Способом наложения физической карты мира и карты плотности населения в атласе определите, какие виды экстремальных условий не благоприятствуют расселению людей. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселённости территории, объясните их причины.

Население мира размещается крайне неравномерно: около 2/3 всех людей проживает на 8% территории суши. Наибольшая плотность населения характерна для Европы, Южной Азии (Индия, Бангладеш), Юго-Восточной Азии. На плотность населения влияют природные и исторические факторы. Люди заселили и освоили в первую очередь наиболее благоприятные для жизни территории: низменности и равнины, расположенные на высоте до 500 м над уровнем моря, регионы с теплым, благоприятным климатом. Также на протяжении всей истории человеческой цивилизации на расселении людей сильно сказывается тяготение к транспортным и торговым путям.

Задание 14. С помощью Интернета найдите сведения о плотности населения стран мира. На их основе составьте классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатели плотности населения (чел./км2): 1) менее 10; 2) от 10 до 100; 3) от 101 до 200; 4) от 201 до 500; 5) свыше 500.

Задание 15. Пользуясь данными выполненной работы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-экономического развития той или иной страны.

Плотность населения в стране никак не связана с уровнем ее социально-экономического развития, так среди стран с максимальной плотностью (>500) есть как развитые страны (Сингапур, Монако), так и развивающиеся (Бангладеш).

Задание 16. Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.

Задание 17. Используя рис. 14 и табл. 16 в «Приложениях», изучите размещение крупнейших городов мира. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.

Наибольшее число крупных городов (более 5 млн чел) расположены в Северной и Латинской Америке, Европе, Юго-Восточной Азии (Индия, Китай), которые представляют собой наиболее густозаселенные регионы мира. Можно выделить тенденцию по формированию таких агломераций (более 5 млн) в Африке (Лагос).

Задание 18. С помощью интернет-сайта googl-maps рассмотрите космические снимки крупнейших городских агломераций мира и проведите сравнение их географического микроположения.

Проанализировав спутниковые снимки крупнейших агломераций мира можно сделать вывод, что зачастую ядрами крупнейших городских агломераций становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

Задание 19. Используйте рис. 15 и карту мировой урбанизации в атласе для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника. Определите, какие показатели уровня урбанизации можно считать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. Покажите это на примерах. Рассмотрите распространение высоко-, средне- и слабоурбанизированных стран, попытайтесь объяснить его.

Наиболее урбанизированные страны характерны для Северной и Латинской Америки, Европы, СНГ, Австралии и Юго-Западной Азии. Средне- и слабоурбанизированные страны характерны для Африки и Азии. Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран: 1 - быстрые темпы роста городского населения (особенно в менее развитых странах), 2 - концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, 3 - «расползание» городов, расширение их территории.

Задание 20. Используя данные табл. 4, постройте на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализируйте её и сделайте выводы.

Вывод: За вторую половину 20 века население Земли увеличилось с 750 млн чел до 3,7 млрд чел. Особенно быстрыми темпами выросло население Азии, Африки и Латинской Америки.

Задание 21. Проанализируйте данные табл. 4. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира в 1950-2010 гг. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей численности городского населения мира. Составьте таблицу в рабочей тетради. Какие положения учебника подтверждают её данные? Используйте также табл. 16 в «Приложениях».

Задание 22. Работа в тетради.

22.1. На основе приобретённых знаний составьте таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация».

22.2. На основе приобретённых знаний назовите причины следующих явлений:

а) Уровень смертности в развивающихся странах в последние десятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой?

Ответ: Снижение смертности наблюдается за счет повышение уровня медицины в развивающихся странах и постепенного улучшения уровня жизни.

б) Китай и Индия наиболее активно проводят государственную демографическую политику?

Ответ: Китай и Индия - мировые лидеры по количеству населения. В связи с этим у них наблюдаются проблемы обеспечения населения продовольствием, рабочими местами, образованием и пр. Проводя плановую государственную политику Китай и Индия стараются регулировать рождаемость и как результат количество населения, чтоб повысить уровень жизни в стране.

в) Население мира размещается неравномерно?

Ответ: Мировое население размещено неравномерно. Так 2/3 всех людей проживает на 8% территории суши.

г) Городское население концентрируется прежде всего в больших городах?

Ответ: Крупные города обладают лучшей инфраструктурой, что привлекает население из сельской местности в города. Однако стоит отметить, что нет единого для всех стран понятия «город». Так для некоторых стран крупный город будет с населением более 100 тысяч человек, а для другой страны с населением 5000 тысяч и меньше.

22.3. Составьте словарик новых терминов, с которыми вы познакомились при изучении темы.

Демографическая политика - система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Демографический переход - исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений.

Экономическая активность населения - степень вовлечения населения в хозяйственное производство.

22.4. Изучите текстовые карты и карты атласа, характеризующие население мира. Определите, какими картографическими способами они составлены. Как по-вашему, какую информацию можно получить в результате их анализа?

При создании карт, характеризующих население мира, используется огромное количество картографических способов, среди которых наиболее распространены:

Способ качественного фона (для обозначения численности и плотности населения, смертности, рождаемости и пр.);

Точечный способ (используется для обозначения населенных пунктов);

Знаки движения (применимы к таким социальным явлениям как миграции населения);

Картодиаграммы и картограммы (служат для перевода в наглядный образ таких статистических данных как уровень рождаемости, религиозный и национальный состав и пр.).

22.5. Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Демографический взрыв и его последствия» или «Урбанизация в современном мире».

Демографический взрыв – образное обозначение быстрого количественного роста мирового населения, начавшегося с 1950-х гг. Основной причиной, которая привела к данному взрыву является снижение уровня смертности при сохранении высоких показателей рождаемости. На снижение уровня смертности повлияло: развитие здравоохранения, распространение мер гигиены, улучшение материальных условий жизни. Темпы прироста населения отличаются в развитых и развивающихся станах. Особенно быстро население растет в развивающихся странах, в то время как в развитых странах темпы ниже.

Следствия демографического взрыва: чрезвычайно быстрый рост населения Земли, усиление неравномерности в размещении населения мира (9/10 населения Земли проживает в развивающихся странах).

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1. Каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения?

Для первого типа воспроизводства населения характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Для второго типа воспроизводства населения типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.

2. Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?

На размещение населения влияют природные факторы, так в первую очередь население заселяет территории с благоприятными условиями. Значительную роль играет исторический фактор. Сегодня на размещение населения влияет уровень экономического развития региона мира, страны.

3. Какие изменения произошли после Второй мировой войны в характере и географии внешних миграций населения мира?

После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать, что привело к новому «миграционного взрыв». Основная причина этих миграций - экономическая, так как в разрушенных после войны странах была плохая экономическая ситуация.

4. Каковы главные общие черты глобального процесса урбанизации?

Главные черты процесса урбанизации: быстрые темпы роста городского населения, концентрация населения в крупных городах с развитой инфраструктурой, расширении городов за счет включения в городскую черту новых территорий с сельским населением.

Как вы думаете:

1. Что имел в виду известный русский географ А.И. Воейков, когда писал: «Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам человек»?

Так как человек может изменить среду обитания под себя, то выбор места проживания человеком может не зависеть от природных условий и основываться только на его предпочтениях.

2. Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденцию к постоянному росту?

Так как население Земли постоянно растет, то увеличивается и средняя плотность населения

3. Почему один из отчётов ООН был назван «Наш демографически разделённый мир»?

Уровень социально-экономического развития страны влияет на рождаемость. Так в развитых странах рождаемость низкая (чуть больше смертности, равна или меньше её). В развивающихся странах ситуация противоположная. Так высокий уровень рождаемости и относительно низкий уровень смертности. Таким образом мир разделен на регионы, которые сильно отличаются между собой по уровню естественного прироста населения.

4. Правы ли те демографы, которые считают, что XXI век будет веком старения населения Земли?

Данное мнение имеет право быть, так как в развитых странах наблюдается нулевой или отрицательный естественный прирост, что приводит к увеличению людей пожилого возраста в возрастной структуре. Так как все больше стран выходит на высокий уровень социально-экономического развития, то можно предположить, что в этих странах также будет увеличиваться доля пожилых людей.

Знаете ли вы:

1. Какая из приведённых ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства: 14-8=6 или 22-8=14?

Вторая формула характеризует страны с вторым типом воспроизведения.

2. Что общего у следующих стран: а) Кения, Кувейт, Индонезия, Вьетнам, Алжир, Никарагуа; б) Франция, Канада, Болгария, Австралия, Куба, Япония?

Страны перечисленные в пункте А - это страны со вторым типом воспроизведения населения. В пункте Б перечислены страны с первым типом воспроизведения населения.

3. Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье языков: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, американцы США, англичане?

Ответ: Хиндустанцы, русские, англичане.

4. В каких из перечисленных ниже стран большая часть населения исповедует католицизм: 1) Украина; 2) Нидерланды; 3) Италия; 4) Греция; 5) Филиппины; 6) Индонезия; 7) Судан; 8) Аргентина?

Ответ: Италия, Филиппины, Аргентина.

Можете ли вы:

2. Дать определение понятий «воспроизводство населения», «урбанизация»?

Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие всё более сложных сетей и систем городов.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

3. Привести примеры стран, находящихся на втором, третьем и четвёртом этапах демографического перехода?

1-ый этап: Судан.

2-ой этап: Бутан.

3-ий этап: Турция.

4-ый этап: Германия.

4. Указать, какие из приведённых ниже стран относятся к первому, а какие ко второму типу воспроизводства населения: Австрия, Индия, Иордания, Италия, Мозамбик, Судан, Таджикистан, Уганда, Филиппины, Австралия?

К первому типу воспроизведения относятся: Австрия, Италия, Австралия, Филиппины.

Ко второму типу воспроизведения: Индия, Мозамбик, Судан, Уганда, Иордания, Таджикистан.

5. Охарактеризовать географические особенности первого и второго типов воспроизводства населения и группировку стран в их пределах?

Первый тип воспроизведения населения характерен для стран Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и некоторых стран Латинской Америки (Аргентина, Уругвай, Чили).

Второй тип воспроизведения: страны Африки, Азии, большинство стран Латинской Америки.

6. Рассказать о значении показателя средней ожидаемой продолжительности жизни и дать его количественную характеристику?

Ожидаемая продолжительность жизни является важным обобщающим критерием состояния здоровья той или иной нации. В начале XXI в. ожидаемая продолжительность жизни для всего мира 69 лет (67 лет для мужчин и 72 года для женщин). Для экономически развитых стран составляют 75 и 81, для развивающихся - 66 и 69, в том числе для наименее развитых стран - 55 и 58 лет.

7. Охарактеризовать этнолингвистическую классификацию народов мира?

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства. Данное родство обычно связано с происхождением нескольких языков от одного праязыка. Самая распространённая из них - индоевропейская семья. На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 3 млрд чел. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения. Примерно 1,8 млрд чел. говорят на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 300 млн - на языках афразийской семьи, в основном арабском.

8. Выбрать правильный ответ: ислам исповедует большинство жителей: Испании, Индии, Ирана, Пакистана, Индонезии, Алжира, Бразилии?

Ответ: Иран, Пакистан, Индонезия, Алжир.

9. Указать, какие из перечисленных ниже регионов и стран являются главными очагами привлечения трудовой миграции населения: Западная Европа, страны Персидского залива, Юго-Восточная Азия, Северная Афри-ка, Северная Америка, Россия, Австралия, Германия?

Ответ: Западная Европа, страны Персидского залива, Северная Америка, Германия, Австралия.

10. Обозначить на контурной карте мира по памяти десять крупнейших городов мира.

(Данные взяты за 2015 г)

11. Распределить перечисленные ниже страны в соответствии с уровнем их урбанизации (по убывающей): Австралия, Китай, США, Великобритания, Эфиопия, Аргентина, ФРГ?

Ответ: Эфиопия – 15% от населения страны, Китай – 47% от населения страны, Германия – 75%, США – 80%, Аргентина – 87%, Австралия – 88%, Великобритания – 89%.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района нижегородской области

«Средняя школа № 1 г. Перевоза»

Составитель: Тарасова И. А.,

учитель географии

Учимся с "Полярной звездой"

Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность

Оборудование: карта плотности населения, физическая карта мира, атласы для 7 класса

выяснить какова численность населения Земли, каковы причины ее изменения; почему плотность населения различна, учиться анализировать диаграммы.

ШАГ 1

Цель: проверка домашнего задания

Задание 1. Ответьте на вопросы теста.

1. Этнос в переводе с греческого означает

    народ

    племя

    группировка

    территория

2. Совокупность языков, произошедших от одного корня называется

    языковая группа

    языковая семья

    фамилия

    родственники

3. Математические способы изображения на плоскости поверхности земного шара называют

    условные знаки

    площадные знаки

    картографические проекции

    внемасштабные знаки

4. Выберите отличительный признак этнасов

    культура

    климат

    растительность

    животный мир

5. Какие религии относятся к мировым

    индуиз

    ислам

    синтоизм

    христианство

6. Международными языками являются

    французский

    немецкий

    испанский

    арабский

7. К национальным религиям относятся

    мусульманство

    конфуцианство

    синтоизм

    иудаизм

8. К городам с численностью свыше 20 млн. человек относится

    Манила

    Лос-Агджелес

    Калькутта

    Хартум

9. Города Токио, Сеул расположены в:

    Азии

    Северной Америке

    Южной Америке

    Африке

10. Компактное расположение городских поселений, объединенных между собой хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми связями называется:

    деревня

    село

    город

    городская агломерация

11. Какие города являются религиозными центрами:

    Иерусалим

    Осака

    Медина

    Сергиев Посад

ШАГ 2

Цель: выяснить, почему население Земли размещается неравномерно.

Задание 1. "Районы с наибольшей плотностью населения" . Для выяснения причин высокой плотности населения необходимо сопоставить карту плотности населения и физическую карту.

Евразия:

Европа

Азия

Африка

Вывод.

Задание 2. Используя карту плотности населения в атласе и заполните таблицу "Районы с наименьшей плотностью населения". Для выяснения причин низкой плотности населения необходимо сопоставить карту плотности населения и физическую карту.

Вывод.

Самооценка. Оцените задание № 1,2 по 3-х балльной шкале.

ШАГ 3

Цель: выяснить как меняется численность населения Земли

Задание 3. Проанализируйте диаграммы на рисунке 12 страница 21 учебника и ответьте на вопросы письменно (ответ полный):

    На каком материке проживает больше всего населения?

    Какой материк занимает второе место по численности населения?

    Численность население какого материка растет быстрее?

    Численность населения какого материка растет медленно?

Самооценка. Оцените задание № 3 по 3-х балльной шкале.

ШАГ 4

Цель: подведение итогов урока

Что узнали сегодня на уроке?

Контроль.

Оценить свои знания и умения следующим образом:

1. «Я все понял/а/, смогу объяснить этот материал другому» (5 баллов).

2. «Я все понял/а/, смогу объяснить этот материал другому, но при некоторой помощи учителя» (4 балла).

3. «Я понял/а/ материал частично» (3 балла).

4. «Я ничего не понял/а/» (0 баллов).

Цель: определение домашнего задания § 6, повторять определения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Тип урока: практическая работа с элементами объяснения (лекции) учителя.

Основные понятия: плотность населения, факторы размещения.

Цель: закрепить понятие о плотности населения, охарактеризовать различия в плотности населения отдельных стран и регионов и причины ее изменения во времени; проанализировать карту плотности населения мира; выявить факторы размещения населения; сформировать умение расчета количественных показателей (на примере плотности населения).

Средства обучения: учебник, атлас для 10-го класса, настенные политическая и физическая, климатическая карты мира, карта плотности населения мира.

I. Объяснение учителя

Размещение населения - это процесс заселения и хозяйственного освоения людьми земной поверхности. Сложившаяся к настоящему времени картина размещения населения мира неоднородна. В мире существуют как густо- так и слабозаселенные территории.

Основным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения. Ее рассчитывают как отношение численности населения (ЧН) в стране (регионе) к площади ее территории (S) и выражают в количестве человек, приходящемся на 1 км2, - чел/км2. Формула для расчета плотности населения имеет вид:


Плотность населения

II. Задания практической работы

1. По табл. 1 приложения учебника проследить изменение средней плотности населения мира при изменении численности населения. Данные таблицы учитель дополняет сведениями за 2000 год и просит рассчитать плотность населения мира:

Площадь территории (без Антарктиды) - 135,8 млн км2.

Население - 6261 млн человек.

Ожидаемый ответ: средняя плотность населения мира в 2000 г. составила 46,1 чел/км2.

Вывод: с увеличением численности населения происходит увеличение плотности.

Как вы думаете, какая еще существует причина изменения плотности населения в пределах одного государства? Такой причиной является увеличение площади территории государства либо за счет захвата новой территории, либо объединения государств, а также наращивания территории путем отвоевывания суши у моря (например, Нидерланды, Япония). В частности, японцы научились увеличивать свою территорию путем создания искусственных островов.

2. Проанализировать карту плотности населения мира и выявить основные регионы с наибольшей и наименьшей плотностью населения.

Результаты этого задания можно оформить в виде таблицы.

Дополнение учителя: существуют страны-рекордсмены по плотности населения. В первую очередь - это государства-карлики (Монако, Сингапур, Ватикан, Бахрейн). Из более крупных государств лидером по плотности населения является Бангладеш.
В 2000 г. плотность населения в этой стране достигла около 900 чел/км2. Если нынешний уровень рождаемости и прироста населения здесь сохранится
в будущем, то, согласно прогнозу, в 2025 г. плотность населения страны приблизится к 2000 чел/км2. Чрезвычайно высокая плотность населения характерна и для некоторых частей государств в городских агломерациях. Например, в районе Шанхая плотность населения превышает 3 тыс. чел/км2.

III. Каковы же причины (факторы) такого неравномерного размещения населения земного шара?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов, а учитель направляет их мысль и делает выводы. Итак, на размещение населения влияют исторические, природные и социально-экономические факторы.

Исторический фактор выражается в истории заселения отдельных территорий - открытии, колонизации и освоении новых земель. Учащиеся приводят примеры государств, опираясь на знания по истории и географии материков, где наиболее ярко проявилось влияние этого фактора (Россия, Канада, США, страны Африки, Латинской Америки, Австралия).

Влияние природных факторов объясняется на основе сопряженного анализа путем наложения друг на друга трех карт - плотности населения мира, физической и климатической. Учитель называет фактор, вместе с учениками объясняет его влияние, а самостоятельно они приводят подтверждающие примеры, объясняя тем самым образование густо- и слабозаселенных территорий. Влияние рельефа на размещение населения выявляется на основе анализа табл. 6 «Размещение населения по высотным зонам» приложения к учебнику. Результаты работы оформляются в виде таблицы.

Дополнение учителя: существуют государства, в которых большая часть населения проживает в горной местности. Таковы Боливия, Эквадор, Мексика, Перу, Непал, Бутан.

Из всех регионов мира наибольшая доля населения, проживающего на высотах более 1000 м, приходится на Африку (23%). Чем можно объяснить этот факт, ведь в Африке нет обширных высоких горных систем?

Ожидаемый ответ: Африка - это материк высоких равнин, средняя высота территории - 750 м.

К социально-экономическим факторам размещения населения относят наличие природных ресурсов (например, Донбасс на Украине, Рур в Германии), транспортных магистралей (Сингапур, Нидерланды, Япония), развитие производства (Западная Европа), рост численности населения как за счет естественного (развивающиеся страны), так и механического (развитые страны) прироста.

IV. Для обобщения и закрепления материала учащимся предлагают выявить, какие из перечисленных факторов оказали существенное влияние на заселение территории своего края.

Ожидаемый ответ : для Молдовы, Приднестровья и города Тирасполя, где плотность населения достаточно высока и в среднем составляет 128 чел/км2, таковыми являются, например, равнинный рельеф, благоприятный умеренно-континентальный климат, плодородные черноземные почвы, наличие рек Днестра и Прута. Из исторических факторов для города Тирасполя главным являлся военный (создание в 1792 г. крепости на берегу Днестра как форпоста России в период русско-турецкой войны). Социально-экономические факторы в прошлом сыграли важную роль в освоении территории и увеличении плотности населения. Но в настоящее время этот фактор оказывает отрицательное влияние, поскольку происходит уменьшение численности населения, а следовательно, и плотности.

Домашнее задание: § 14, до с. 57; вопрос 2 после параграфа.

По данным табл. 3 приложения учебника рассчитать плотность населения в следующих государствах: Ливия, Нидерланды, Норвегия, Индия, Австралия, Бразилия, Япония. Дать анализ факторов, которые определили особенности плотности населения в этих государствах.

Урок о населении мира (10 класс)

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

1. Изучите карту плотности населения мира. Установите ареалы с наибольшей и наименьшей плотностью населения. С помощью физической, климатических карт установите связь между плотностью населения и рельефом Земля, климатическими условиями.

Наибольшую плотность населения мы наблюдаем в Китае и Европе. Рассматривая климатическую карту, мы видим, то Китай расположен частично в умеренном, частично в субтропическом поясах. Можно сделать вывод, что в Китае можно выращивать различные культуры в соответствии с поясами, да и климат там не очень холодный и не очень жаркий, а это является благоприятными условиями для проживания человека, но в принципе высокая плотность населения в Китае объясняется высокой рождаемостью.

В Европе преобладает умеренный пояс: он также благоприятен для проживания людей, так как не очень жаркий и не холодный, также в Европе очень хороший рельеф: не слишком много гор и достаточно равнин для проживания и ведения хозяйства. В Гренландии численность населения достаточно мала, так как там ледники и очень холодно.

2. Почему роль природных условий в размещении населения постепенно ослабевает и соответственно повышается роль социально-экономических факторов?

Это связано с тем, что человек все больше приспосабливается к неблагоприятным условиям жизни, учится их преодолевать, создавать комфорт. В связи с растет значение социальных факторов - окружения человека и возможностей вести эффективную хозяйственную деятельность.

3. Назовите крупнейшие мегаполисы мира. Где они расположены и какие города включают?

1.Чикаго-это третий по числу жителей город США. 2.Сиэтл - крупнейший город, расположен он на северо-западе США. 3.Париж - столица Франции. 4.Гонконг-расположен на Коулунском полуострове и омывается с запада, востока и юга Южно-Китайским морем. 5.Питтсбург - город, расположенный в штате Пенсильвания, который находится в США. 6. Москва – столица России 7.Токио-это столица Японии, которая расположена юго-восточной части острова Хонсю. 8.Дубай - один из крупнейших городов Объединённых Арабских Эмиратов. 9.Лондон-это крупнейший город, расположенный на Британских островах. 10.Сидней - это по сути, самый крупный город Австралии и самый старый.

4. Чем городской образ жизни отличается от сельского?

Ритм жизни города более насыщенный, чем в сельской местности. Также город - источник бОльшего количества внешних раздражителей. Уровень шумов, пробки транспорта, большие скопления людей формируют образ городской жизни, комфортный для гиперактивных людей. Жизнь в селе, наоборот предполагает некую размеренность, больше значение имеет уклад, традиционные формы занятости.

5. Почему жители развивающихся стран стремятся жить в городе, а жители высокоиндустриальных государств нередко пытаются обосноваться ближе к сельской местности?

Развивающиеся страны – источник рабочих мест, которые сконцентрированы в городе и требуют рабочих рук, тогда как высокоиндустриальные страны – наоборот, перенасыщены производством. Люди, занятые в этой сфере, стараются уехать в сельскую местность.

6. Доля городского населения на планете составляет: а) от 1 до 5% б) от 5 до 15% в) от 40 до 55% г) от 75 до 85%

в) от 40 до 55%

7. В каких странах столицы не являются самыми крупными городами этого государства?

Сидней, Белиз, Сан-Паулу, Хошимин, Мумбаи, Торонто, Шанхай, Алма-Ата, Монте-Карло, Лагос, Дубай, Нью-Йорк, Цюрих, Йоханнесбург.

8. Назовите основные черты урбанизации. Подумайте, как урбанизация влияет на возникновение экологических проблем.

Быстрый темп роста городского населения.

Большая концентрация городского населения.

Разрастание городов, формирование городских агломераций. Города очень часто формируют вокруг себя крупные промышленные центры, заводы, фабрики, что не может не сказываться на экологии. Скопление транспорта, выбросы промышленных отходов, городские свалки, негативно влияют на окружающую среду.

9. Автор социолог, рассуждая о присоединении к России Сибири, делает вывод: «в освоении Латинской Америки при создании города первым зданием была церковь, а в освоении Сибири-острог». Как вы объясните такой вывод, имея при этом в виду, что в Сибири сохранились коренные народы, а в Латинской Америке – лишь в малой мере?

Сибирь – издавна являлось местом тюрем и ссылок. Идя на этот шаг, правительство преследовала ряд целей, в первую очередь необходимость вырвать заключенных из привычной социальной среды. Во-вторых, необходимость освоения этих земель, также требовала усиленного заселения этого сурового края.

10. Дайте прогноз, какими будут тенденции урбанизации к 2050 году. Чем вы аргументируете вам прогноз?

Мировая тенденция в отношении городов, формируется в проектах формирования городских агломераций. В первую очередь эти проекты, обусловлены экономической целесообразностью, меньшими затратами на грузоперевозки и обслуживание транспортных сетей между крупными городами. Перспективы роста численности населения, также заставляют людей «потесниться». Города будут больше, что само по себе будет являться стимулом для экономического роста.

11. Подготовьте сообщение об одной из крупных агломераций в мире.

Токио (яп. «Восточная столица»)

Город расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто в бухте Токийского залива Тихого Океана. Площадь - 13,5 тыс. кв. км (площадь города - 2187 кв. км) . Область Большого Токио (под Большим Токио понимается городская агломерация, состоящая из ряда земель префектур Канагава, Сайтама и Тиба с мегаполисом Токио в центре) , с её текущей численностью населения в 35,7 млн. чел. , по всей видимости, и дальше останется номером один как самая густонаселённая городская область. «В 2025 г. Большой Токио, как по-прежнему ожидается, останется самой густонаселённой городской агломерацией с 36 млн. жителей», - сообщается в Ревизии Мировых Перспектив Урбанизации 2007. Такие доклады раз в два года освещают и прогнозируют общую численность городского и сельского населения по всему миру. Предполагается, что хотя Токио и останется самым густонаселённым регионом в последующие 17 лет, но рост численности жителей не будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Однако, согласно оценкам, он превысит 36,4 млн. жителей. Доклад включает в область оценки Токио, а также 87 близлежащих городов и посёлков, а также Иокогаму, Кавасаки и Тибу. Токио составляет 42% от общей численности городского населения Японии. Официально Токио является не городом, а одной из префектур, точнее, столичным округом, единственным в этом классе. Его территория, помимо части острова Хонсю, включает в себя несколько мелких островов к югу от него, а также острова Идзу и Огасавара. Округ Токио состоит из 62-х административных единиц - городов, посёлков и сельских общин. Когда говорят «город Токио» , обычно имеют в виду входящие в столичный округ 23 специальных района, которые с 1889 по 1943 составляли административную единицу город Токио, а ныне сами приравнены по статусу к городам; у каждого есть свой мэр и городской совет. Столичное правительство возглавляет всенародно избираемый губернатор. Штаб-квартира правительства находится в Синдзюку, который является муниципальным центром округа. В Токио также находится государственное правительство и главный императорский дворец. Из за сейсмической активности были разговоры о переносе столицы в другой город. Названы трое кандидатов: Насу (300 км к северу), Хигасино (недалеко от Нагано, центральная Япония) и новый город в провинции Миэ, недалеко от Нагои (450 км западнее Токио) . Токио является самым модным, современным и совершенным городом Японии, он никогда не спит и полон событий. Центр города. На востоке он граничит с префектурой Тиба, на западе - с префектурой Яманаси, на юге - с префектурой Канагава и на севере - с префектурой Сайтама. В него также входят острова в Тихом океане, расположенные от Хонсю прямо на юг. Ближе всего находятся острова Идзу, а острова Осагавара отстоят на целую тысячу км. Самая высокая гора в Токио, Кумотори, имеет высоту 2017 м; среди других гор самые высокие - это Такасу (1737 м) , Одакэ (1266 м) и Митакэ (929 м) . Самое большое озеро в Токио - озеро Окутама на реке Тама близ префектуры Яманаси.