Хамит Мавлияров: турбулентность в ценообразовании заканчивается. Гис «ценообразование в строительстве» захлебнулась от некомпетентности, а «айтишники» фау «фццс» потихоньку «осваивают» бюджет

Разъяснения о реформе ценообразования, ТЕРах, ФЕР-2017 и ФГИС

Нам задают много вопросов о проводимой Минстроем РФ реформе ценообразования, правомерности использования территориальных сметно-нормативных баз, разрабатываемой федеральной системе ценообразования в строительстве и др.

К сожалению, полной и точной информации по этим вопросам нет, однако на основании имеющихся документов, сведений с сайта Минстроя РФ, анализа положения дел с территориальными и федеральными сметно-нормативными базами мы можем сделать следующие выводы.

1. Смысл реформы системы ценообразования заключается в переходе на ресурсный метод расчетов, при котором используются только элементные сметные нормы (ГЭСН) и текущие цены ресурсов. Базы ФЕР и ТЕР, а также индексы пересчета в текущий уровень цен к этим базам, использоваться не будут. Соответствующие документы приняты Минстроем в начале 2017 г. и опубликованы на сайте Минстроя и во всех справочно-правовых системах. В указанных документах существенно изменено также понятие сметных цен – они теперь не будут включать транспортные и заготовительно-складские расходы, для составления сметной документации надо будет делать транспортные калькуляции. Для реализации этой реформы предполагается организовать мониторинг цен на строительные ресурсы и транспортные услуги по всем регионам, для чего Минстроем РФ должна быть создана специальная автоматизированная система.

2. В начале октября 2017 г. на сайте Минстроя РФ по адресу https://fgiscs.minstroyrf.ru/ начала работать Государственная федеральная информационная система по ценообразованию в строительстве (ФГИС ЦС). В настоящее время она включает действующую федеральную сметно-нормативную базу (только ГЭСН, ФЕР не публикуются, а также укрупненные нормативы цены строительства НЦС) и связанные с ней нормативные документы, каталог строительных ресурсов (без базовых и текущих цен), раздел мониторинга цен ресурсов, в котором должны регистрироваться организации – производители строительной продукции и вводить текущие цены на свою продукцию. На 20.11.2017 в разделе мониторинга текущих цен есть список зарегистрировавшихся организаций, однако собственно текущих цен нет – в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1452 сметные цены, определенные по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут опубликованы 15 декабря 2017 г.

Опубликованные в ФГИС ЦС ГЭСН и каталог ресурсов в точности соответствуют используемой в настоящее время ФСНБ в редакции 2017 г., то есть очевидно, что именно эта база положена в основу проводимой реформы ценообразования.

На совещании, проведенном Минстроем 16.11.2017 для субъектов ЦФО и СЗФО, руководство Минстроя призывало активнее наполнять базу текущих цен строительных ресурсов, однако учитывая, что необходимы десятки тысяч цен по каждому региону, есть все основания полагать, что за прошедшие с момента запуска ФГИС ЦС 2.5 месяца степень заполнения базы текущих цен не будет достаточной для разработки сметной документации по всем регионам.

3. Законом от 26.07.2017 191-ФЗ были приняты поправки в Градостроительный Кодекс РФ. В частности, в статье 3 закона говорится:

"Сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;

2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;

3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)."

Из этого следует, что используемые в настоящее время территориальные базы будут действовать до тех пор, пока в рамках ФГИС ЦС не будет накоплена информация по ценам ресурсов по данному региону, достаточная для составления сметной документации.

4. По имеющейся информации для пилотного запуска новой системы ценообразования будет выбрано 2-3 региона (назывались Башкортостан и Татарстан, однако ситуация может измениться в зависимости от состояния мониторинга текущих цен на 15.12.2017 г.) . Остальные регионы будут пока работать по старым методикам.

5. Часть разработчиков сметных программ готовы к использованию ресурсного метода расчетов, включая составление транспортных калькуляций. Пока не определены правила получения разработчиками сметных программ информации о текущих ценах из ФГИС ЦС, однако все технические и организационные вопросы могут быть решены.

Мы рекомендуем сметчикам продолжать нормальную работу и следить за нашей рассылкой . Обязательно поможем с выбором сметной программы, полностью поддерживающей нововведения и ресурсный метод расчёта (для многих клиентов он в новинку).

По материалам информирования компании НТЦ "Гектор".

О последнем дополнении 2 к ФЕР-2017, комментариях о его применении читайте

Комиссия Общественного совета Минстроя России по вопросам индустрии строительных материалов и технологий на заседании 22 июля обсудила итоги Госсовета по вопросам строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности. Заседание прошло под председательством замглавы Минстроя России Хамита Мавлиярова.

Как отметил замминистра, Госсовет явился «флагманом» законотворческой деятельности Минстроя России. «В поручениях по итогам заседания учтены интересы строительной отрасли, и теперь всем необходимо работать над их исполнением», - подчеркнул он.

Хамит Мавлияров напомнил, что по результатам Госсовета были приняты решения по совершенствованию системы саморегулирования в строительстве, в частности, контролю деятельности коммерческих саморегулируемых организаций. Принятые изменения в законодательство коснулись также ценообразования в строительстве и направлены на переход на ресурсную модель проектирования. «В этой связи Минстроем России совместно с Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов разрабатывается информационная система, содержащая данные по существующим поставщикам ресурсов, средневзвешенным ценам продаж ресурсов в различных ценовых зонах с учетом транспортных затрат», - рассказал замминистра. По его словам, система полноценно заработает в 2018 году. Запуск системы позволит оптимизировать работу отрасли, исключая ошибки в нормировании и урегулирует деятельность поставщиков ресурсов.

Хамит Мавлияров призвал участников профессионального сообщества принять активное участие в формировании данной информационной системы.

Также замминистра отметил необходимость повышения мотивации участников строительной отрасли на развитие эффективного проектирования, подготовку типовых контрактов для госзаказа и использование положительного опыта регионов.

Члены комиссии на заседании также обсудили вопросы, связанные с введением обязательной сертификации цемента. По их мнению, необходимо стимулировать импортных производителей цемента разворачивать локальные производства в России. Кроме того, как сообщил директор ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» Дмитрий Михеев, с целью устранения проблем, связанных с взаимодополняемостью нескольких ГОСТов на цементы, к концу года будет подготовлен проект актуализированного объединенного ГОСТа.

1 декабря 2017 года в выставочном комплексе «Ленэкспо» завершилась тематическая неделя «Строительство», организованная Комитетом по строительству Санкт-Петербурга .

В программе недели было рассмотрено множество вопросов, связанных с государственным регулированием и поддержкой строительного рынка. Наиболее активно обсуждаемой стала тема запуска федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Одной из основных задач данной системы является создание эффективной, прозрачной и понятной системы ценообразования в строительной сфере.

Согласно Правилам мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1452 от 23.12.2016 года, компании, вошедшие в перечень юридических лиц, сформированный ФАУ «Главгосэкспертиза России» на основании данных, предоставленных федеральными органами исполнительной власти, должны предоставлять информацию о ценах на строительные ресурсы. Первый раз представить информацию о ценах на строительные ресурсы в ФГИС ЦС компаниям было необходимо до 15 ноября 2017 года. В дальнейшем сведения в системе необходимо будет размещать ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. На основании представленных сведений Минстроем России будут сформированы и опубликованы на сайте ФГИС ЦС средние сметные цены на строительные ресурсы в разрезе всех субъектов РФ. В соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса РФ данные цены будут в обязательном порядке использоваться при формировании сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

За нарушение установленного порядка предоставления в систему информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, или требований, установленных для предоставления такой информации, юридическое лицо будет привлекаться к административной ответственности.

ФГИС ЦС позволит сделать цены на рынке строящейся недвижимости более прозрачными для населения, а государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти, а также компаний с государственным участием, получит эффективный инструмент для определения достоверной стоимости строительства.

Справочно:

30 сентября 2017 года был запущен в работу сайт федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве. В этот же день, в соответствии со сроками, указанными в Правилах мониторинга, на сайте системы был опубликован Перечень юридических лиц, обязанных предоставлять в систему сведения.

Сведения в систему подаются каждым участником через личный кабинет. Чтобы получить доступ к личному кабинету, необходимо пройти процедуру регистрации, состоящую из 4-х шагов:

1. Первое - необходимо пройти регистрацию на Едином портале госуслуг. Зарегистрировать юридическое лицо.

2. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись. (Список аккредитованных организаций размещен на сайте Минкомсвязи России).

3. Установить специальное криптографическое средство Jinn client, предназначенное для формирования электронной подписи документов в достоверной среде.

4. Установить программное обеспечение Континент-ТЛС, предназначенное для реализации защищенного доступа удаленных пользователей к системе по каналам связи общих сетей передачи данных.

Н адежды и ожидания, которые не так давно давал проект федерального закона о ценообразовании, похоже не сбудутся. В законопроекте центральное место занимает государственная информационная система (ГИС «Ценообразование»), эффективная и профессиональная работа которой = достоверное справедливое ценообразование в строительстве РФ.
П осле ознакомления с , разработанной по госконтракту компанией «КСК-Технологии», очевидно, что о профессиональном подходе и работе профессионалов в данном направлении говорить не приходится. Концепция от «КСК-Технологий» - поток воды более чем на 500 страниц, больше похожий на реферат студента.
Почему же с Концепцией ГИС «Ценообразование» получился такой провал? Куда смотрел заказчик в лице айтишников ФАУ «ФЦЦС»?
С конца 2015 года вопросы АйТи в ФЦЦС и вопросы закупок курирует Голоулина Е.В., прибывшая в столицу из г Санкт-Петербурга. Оттуда же в штат ФЦЦС прибыли руководитель АйТи Полуновский Сергей Борисович и финансист заместитель председателя закупочной комиссии Пейпин Сергей . С этого момента победы в конкурсах стабильно одерживают компании из Санкт-Петербурга , например:
> Передача неисключительных прав и внедрения корпоративного портала . Сумма 3 000 000 рублей. Победитель: ООО «АУДИТ-ЦЕНТР ГРУПП» г. Санкт-Петербург. По данному договору в ФЦЦС за 3 миллиона бюджетных рублей был поставлен продукт 1С:Битрикс:Корпоративный портал, который на сайте разработчика стоит в 10 раз дешевле ! По информации от сотрудников ФЦЦС закупленный портал не работает до сих пор, хотя договор был закрыт и оплачен еще в декабре . За этот проект с "наваром" в 2,7 млн рублей от контракта за счет бюджета, разумеется.
> Поставка серверного оборудования . Сумма 1 000 000 рублей. Победитель: ООО «ЛВКОМ Проект» г. Санкт-Петербург.
> Проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности . Сумма 498 500 рублей. Победитель: ООО «Ассистент» г. Санкт-Петербург.
> Поставка и пуско-наладка телефонного оборудования . Сумма 1 160 000 рублей. Победитель: ООО «ЛВКОМ Проект» г. Санкт-Петербург.
> Обеспечение автоматизированного планирования и управления государственными закупками и контрактами . Сумма 3 860 000 рублей. Объем государственных закупок и контрактов ФЦЦС: 147 закупок за 2 года то есть в среднем 6 закупок в месяц, ОЧЕВИДНО, что автоматизировать тут нечего. 6 закупок в месяц может без всяких средств автоматизации обрабатывать один человек, уделяя этому процессу от силы 1 час в день.
> Внедрение автоматизированной системы планово-финансового управления (бюджетирование) . Сумма 6 730 000 рублей. Из технического задания мы узнаем, что система на платформе 1С: Предприятие 8 и видим описание вполне стандартного функционала для программ 1С по управлению финансами. То есть за 6 730 000 бюджетных рублей ФЦЦС планирует установить один из продуктов 1С, цена которых около 150 000 рублей. Например, БИТ:Финанс .
Итого по скромным подсчетам общее завышение объема государственных закупок (или просто бесхозяйственная трата бюджетных денег) по линии АйТи составляет около 10 миллионов рублей.
10 миллионов для ФАУ «ФЦЦС» в рамках реформы системы ценообразования и реализации Концепции 400 дней, сумма ничтожная. По другим направлениях осваиваются сотни миллионов. Пусть может быть даже и утащили бы АйТи-шники эти миллионы – лишь бы полезное дело сделали: но Концепция ГИС «Ценообразования» провалена, вот в чем удар по государству !
На текущий момент очередное новое руководство в лице Ирины Лищенко ничего для исправления ситуации с провалом Концепции ГИС не предпринимает.

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) - система, которая обещает серьезные перемены строительному рынку: она должна изменить подход к ценообразованию, в первую очередь, на стройках, которые оплачивает бюджет.

Главная цель ФГИС ЦС – сэкономить бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство.

Заказчик

Система была разработана «БАРС Груп» по заказу Главгосэкспертизы России .

Система - масштабное решение, построенное на открытых технологиях. Совместно с Минстроем России и Главгосэкспертизой России мы не просто автоматизировали ранее выстроенные процессы, а фактически с нуля создали инструмент мониторинга цен в строительной сфере, - заявил генеральный директор «БАРС Груп» Тимур Ахмеров .

Задачи ФГИС ЦС

Основная цель создания ФГИС ЦС - информационная поддержка определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета и госкорпораций. Система предназначена для обеспечения открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных заказчиков, исполнителей госконтрактов в инвестиционно-строительной сфере.

  • Повышение достоверности и прозрачности определения стоимости строительства на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта при выполнении государственных
  • и муниципальных контрактов
  • Оптимизация стоимости строительства
  • Повышение стабильности рынка строительства
  • Обеспечение применения современных информационных технологий при расчете стоимости строительства
  • Улучшение конкурентного климата на рынке строительных материалов
  • Сокращение сроков при составлении сметных расчетов без потери точности расчетов
  • Стимулирование импортозамещения в строительстве
  • Стимулирование применения инновационных технологий строительства

По словам первого заместителя начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Ирины Лищенко , разработка и внедрение ФГИС ЦС стали частью многоступенчатой работы, направленной на реформирование системы ценообразования в стране. Ожидается, что её применение участниками строительного рынка позволит повысить его стабильность и конкурентоспособность, будет способствовать прозрачности и оптимизации стоимости строительства на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта.

Как отмечается, ФГИС ЦС - одна из первых государственных информационных систем общего пользования, использующая криптографический протокол защиты информации TLS.

Запланированная система – это, по сути, электронная база цен на строительном рынке. В нее будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, изделия и конструкции, монтируемого оборудования, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровня оплаты труда строителей по всей стране, но с учетом территориальной специфики. Как объяснял глава Минстроя Михаил Мень , планируется, что в целом по стране будет порядка 150 ценовых зон.


Будет организован мониторинг цен производителей. Данные будут обновляться каждый квартал. По данным Минстроя, информацию должны будут предоставлять порядка 6 тысяч организаций.

Минстрой начал думать над модернизацией в этой сфере с 2015 года, посчитав, что действующая система ценообразования устаревшая и непрозрачная. Она представляет собой набор методик, созданных еще в XX веке, и их использование часто становилось поводом для завышения расчетной стоимости строительства еще на этапе технико-экономического обоснования проекта. Вместо «базисно-индексного метода» расчета смет (когда сметные нормативы с помощью определенных индексов переводятся в текущие цены) будет использоваться «ресурсный метод», который предполагает постоянный мониторинг стоимости ресурсов.

Возможности системы

Возможности ФГИС ЦС для профессионального сообщества

  • Доступ к информационным материалам, возможность просмотра новостных материалов
  • Доступ к просмотру информации: о строительных ресурсах, включенных в классификатор строительных ресурсов; о ценах строительных ресурсов; федерального реестра сметных нормативов
  • Возможность просмотра ответов на часто задаваемые вопросы
  • Доступ к обучающим материалам

Возможности ФГИС ЦС для государственного заказчика

  • возможность просмотра сведений реестра производителей, поставщиков услуг с отображением по субъектам российской федерации
  • возможность просмотра актуальных сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и эксплуатацию машин и механизмов с отображением по субъектам российской федерации
  • возможность просмотра актуальных сметных нормативов, в том числе сметных норм и методик применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов
  • федеральный реестр сметных нормативов,
  • укрупненные нормативы цен строительства,
  • методики определения сметных цен строительных ресурсов,
  • классификатор строительных ресурсов,
  • перечень юридических лиц, обязанных предоставлять информацию в ФГИС ЦС.

Порядок формирования сметных цен строительных ресурсов

Размещение сметных цен строительных ресурсов

Преимущества ФГИС ЦС

  • Результаты нагрузочных испытаний показали возможность обеспечения одновременной работы более 1 000 активных пользователей и 240 000 пользователей в течении суток
  • Имеет полнотекстовый поиск по всей публикуемой информации (своего рода «Яндекс » по законодательству в части ценообразования и сметного нормирования)
  • Обеспечивает межведомственное электронное взаимодействие посредством СМЭВ 3.0
  • Не использует в своем составе иностранное коммерческое программное обеспечение
  • Юридически значимый документооборот организован посредством единственного сертифицированного на соответствие требованиям ФСБ России программно-аппаратного комплекса «Jinn-Client»
  • Позволяет вносить сведения в автоматизированном режиме посредством интеграции с программными продуктами,
  • в том числе «1С:Предприятие »
  • Для простоты использования имеет интегрированную справку по всем составляющим системы
  • Адаптирована для работы на мобильных устройствах и планшетных компьютерах
  • Является одной из первых государственных информационных систем общего пользования, для которых разрабатывались и согласовывались с ФСБ России и ФСТЭК России модели угроз безопасности информации
  • Является одной из первых государственных информационных систем общего пользования, использующих криптографический протокол защиты информации TLS

Состав системы

Согласно техническому заданию в документах объявленного конкурса, в состав ФГИС ЦС должны входить семь основных подсистем:

  • Подсистема мониторинга цен строительных ресурсов
  • Подсистема «Федеральный реестр сметных нормативов» (ФРСН)
  • Подсистема «Классификатор строительных ресурсов» (КСР)
  • Портал ФГИС ЦС
  • Подсистема Интеграции ФГИС ЦС
  • Подсистема хранения информации и истории ее изменений
  • Подсистема управления безопасностью

ФГИС ЦС должна быть интегрирована с существующими государственными системами (например, ЕСИА, ФИАС и др.).

В качестве базового ПО для разработки системы в документах техзадания рекомендуется использовать свободное программное обеспечение (с учетом требований соответствующего приказа Минкомсвязи №305 от 19.08.2015).

Система защиты информации ФГИС ЦС

Проведена аттестация ФГИС ЦС по второму классу защищенности в соответствии с приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17.

Разработан комплект документации на создание СЗИ:

  • Модель угроз информации, обрабатываемой в ФГИС ЦС и Модель нарушителя информационной безопасности ФГИС ЦС.
  • Техническое задание на Систему защиты информации ФГИС ЦС.

Разработана Система защиты информации:

  • Используется средство криптографической защиты ПО «Континент TLS VPN ».
  • Формирование и проверка УКЭП осуществляется с помощью ПО «Jinn Client».
  • Управление правами доступа осуществляется с помощью сертифицированного ФСБ России решения BarsUP.AM.
  • Проведены аттестационные испытания специализированной лабораторией и выдан аттестат соответствия № И – 06/17.
  • Проведен анализ кода ФГИС ЦС и тесты на проникновения.

Участники мониторинга цен строительных ресурсов

Главгосэкспертиза назвала новые сроки запуска ФГИС ЦС

К сентябрю 2018 года, то есть до тех пор, пока система ценообразования в строительстве работает в тестовом режиме, в нее могут быть внесены существенные изменения. В частности, Союз инженеров-сметчиков направил в адрес Минстроя и Главгосэкспертизы ряд предложений по совершенствованию ФГИС ЦС.

Так, по существующим сейчас правилам, информацию о ценах должны предоставлять юрлица с годовой выручкой не менее 10 млн рублей. Между тем, эксперты Союза считают, что такой низкий порог приведет к попаданию в систему сомнительных производителей стройматериалов и предлагают увеличить минимальную выручку в 10 раз - до 100 млн руб. Также в Союзе предлагают ввести требование указывать не только юридический адрес компании, но и непосредственные адреса расположения производств, складов готовой продукции.

Кроме того, эксперты обращают внимание на необходимость приведения в соответствие кодов классификаторов стройресурсов. Дело в том, что в новой версии (от 29 сентября 2017 года) не только добавлены новые ресурсы, но изменены многие наименования и коды отдельных разделов и групп, самих ресурсов и единицы измерения. Фактически предыдущую редакцию уже невозможно использовать. Также сейчас при работе с данными ФГИС ЦС часто возникает ситуация, при которой, если конкретный материальный ресурс не производится на территории региона, то производителя приходится искать в других регионах, то есть «блуждать» по ФГИС ЦС. Для решения этой проблемы Союз инженеров-сметчиков предлагает включить во ФГИС ЦС и крупных региональных поставщиков (дилеров, торговых представительств и т.п.), обеспечивающих поставку, комплектацию, промежуточное хранение материалов и оборудование и работающих с производителями напрямую.

Кроме того, как считают эксперты Союза, во ФГИС ЦС по всем регионам должны быть представлены (в разрезе каждого региона) сметные цены по всей номенклатуре ресурсов, независимо от того, является ли конкретный стройматериал привозным с другой территории или местным материалом. Для этого Союз предлагает установить правило, по которому цены для разных регионов будут определяться по-разному - в зависимости от того, есть ли в конкретном регионе производитель указанных стройматериалов или их приходится завозить из другого региона.

2017

Законопроект о штрафах за непредоставление данных во ФГИС ЦС

Первую группу возглавит директор по сопровождению проектной документации и экспертизе ООО « » (подрядчик Керченского моста). Вторую и третью - представители Российского союза строителей. Четвертую - АО «Стройтранснефтегаз ». Курировать их работу будет замглавы Минстроя Хамит Мавлияров.

Внедрение Jinn-Client и «Континент TLS VPN»

«Континент TLS VPN» обеспечивает защищенный доступ удаленных пользователей к ресурсам ФГИС ЦС по сетям связи общего пользования. ИБ-решение является локальным прокси, оно перехватывает трафик браузера к защищаемым веб-серверам и упаковывает его в https-туннель, благодаря чему пользователь может работать с любым веб-браузером .

В результате внедрения продуктов «Кода безопасности» заказчик обеспечил не только юридически значимое взаимодействие с пользователями, но и возможность выполнения требований по эксплуатации средств криптографической защиты информации.

Запуск системы

3 октября 2017 года компания «БАРС Груп » объявила о запуске в промышленную эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Запуску предшествовал период тестирования системы. учреждение – «

В сентябре 2016 года правительство одобрило создание системы: премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о создании ФГИС ЦС. Документ разработан Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законом, направленным на совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве, сообщали в Минстрое РФ.

Решено, что оператором ФГИС станет "Главгосэкспертиза".