Электроэнергия как товар. торговую

В остальных разделах исследования будут рассмотрены наиболее ограничительные меры, применяемые правительствами в области торговли в зоне ДЭХ.Такой анализ законодательной базы обеспечит основу для определения того, может ли устранение таких барьеров способствовать созданию более либерального режима торговли и инвестиций в будущем. Провести исчерпывающий анализ законов, нормативных актов и административных решений не представлялось возможным ввиду ограниченности ресурсов, времени и имеющегося объема данных. Вместо этого, в настоящем документе будут определены основные нормативно-правовые барьеры по их основным видам (например, таможенные пошлины, ограничения на импорт или практика государственной торговли), которые будут проиллюстрированы конкретными примерами из практики отдельных стран ДЭХ.

6 Электроэнергия: производство, торговля и регулирование

6.1 Определение электроэнергии: товар или услуга?

Электроэнергия является неосязаемым товаром, который должен производиться по мере его потребления, что придает ему одну из характерных особенностей услуги. С другой стороны, у электроэнергии много функций, аналогичных функциям нефти и газа, чьи «товарные» характеристики никогда не ставились под вопрос (и которые прямо конкурируют с электроэнергией). Разграничение между товаром и услугой имеет исключительно важное значение, поскольку международные договоры предусматривают различные нормы и режим для торговли товарами и торговли услугами. Поэтому режим электроэнергии в том или ином международном торговом споре, будь то в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) или иного инструмента, будет различным в зависимости от того, будет ли электроэнергия сочтена товаром или услугой. В настоящем докладе внимание в основном уделяется товарной компоненте электроэнергетического сектора, но барьеры в торговле электроэнергией как услугой также рассматриваются в Главе 9.

В контексте ВТО, Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994) и другие связанные с товарами соглашения содержат обязательства членов ВТО по торговле товарам, в то время как торговля услугами регулируется Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС). В случае определения электроэнергии в качестве услуги, а не товара, иностранные фирмы, экспортирующие электроэнергию, будут пользоваться правами по ГАТС, а не по ГАТТ-1994 и другим соглашениям Приложения 1А. Аналогичным образом, если члены ВТО предпочтут определить выработку электроэнергии как процесс изготовления, иностранные фирмы, которые желают стать владельцами или приобрести электрогенерирующие объекты, будут наделены правами и привилегиями либо по ГАТС, либо по ГАТТ.

Природа электроэнергии, т.е. вопрос, является ли электроэнергия товаром и должен ли ей предоставляться такой же режим, как всем осязаемым товарам, или услугой, является предметом длительных споров. ГАТТ, созданный в 40-е годы, не содержит перечня товаров, к которым применяются его положения. Тем не менее, с самого начала было ясно, что цель ГАТТ заключалась в закреплении норм и обязательств по торговле товарами, а не услугами, за исключением некоторых аспектов услуг, таких как услуги по транспортировке, режим которых имеет значительные последствия для условий торговли товарами. История создания ГАТТ свидетельствует, что на начальном этапе ГАТТ электроэнергия не квалифицировалась в качестве товара, что можно было бы объяснить невозможностью ее хранения.

Недавние обсуждения в ВТО в отношении электроэнергии отражают тенденцию в направлении общего признания того, что электроэнергия подпадает под сферу товарных соглашений (т.е. ГАТТ и других соглашений, включенных в Приложение 1А ВТО); в то время как деятельность по передаче, распределению и другим смежным услугам подпадает под сферу применения ГАТС. Такое признание также отражается в том, что многие торгующие страны приняли на себя обязательство ВТО по связыванию тарифов на электроэнергию.

Такие несовпадающие мнения о характере электроэнергии не создавали каких-либо крупных проблем, поскольку торговля электроэнергией являлась окказиональной и была закреплена за национальными монополиями. С учетом того, что либерализация электроэнергетики в целом ряде стран и последовавшее открытие доступа на рынки электроэнергии для потенциальных иностранных поставщиков, а также в свете возможной либерализации торговли услугами в рамках ВТО, возникла необходимость найти на многостороннем уровне решение давнему спору о том, является ли электроэнергия товаром или услугой.

В большинстве европейских стран электроэнергия всегда считалась товаром, и большинство европейских таможенных тарифов предусматривали тарифы на электроэнергию. В Европейских сообществах данный вопрос стал предметом нескольких судебных разбирательств, в которых Европейский суд в итоге вынес определение, что электроэнергия является товаром, а не услугой.

Электроэнергия классифицируется в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС/HS) Всемирной таможенной организации (ВТО/WCO) по группе 27.16. Согласно Гармонизированной системе, электроэнергия имеет факультативную позицию, что позволяет членам ВТО/WCO определять, согласны ли они с классификацией электроэнергии в качестве товара для тарифных целей или нет. Такой факультативный характер электроэнергии по Гармонизированной системе, как представляется, отражает тот факт, что некоторые страны считают ее не товаром, а услугой.

Статус электроэнергии по Договору к Энергетической Хартии не подлежит сомнению: она включена в Приложении ЕМ к Договору (и в Приложение ЕМ I к Договору с учетом торговой поправки). Это означает, что все соглашения ГАТТ 1994 года и других соглашений Приложения 1А ВТО, которые включены в ДЭХ путем отсылки, применяются к вывозу и ввозу электроэнергии.

Поскольку ДЭХ инкорпорировал только положения ВТО, касающиеся товаров, вопрос о применимости ГАТС к торговле электроэнергией не встает. Однако "Хозяйственная Деятельность в Энергетическом Секторе", согласно ее определению в статье 1(5) ДЭХ, полностью охватывает услуги в области энергетики, включая услуги, относящиеся к электроэнергии. Своими инвестиционными положениями ДЭХ регулирует одну из четырех форм торговли услугами, относящимися к электроэнергии: торговля через коммерческое представительство, которое, в широком смысле, соответствует так называемому режиму поставки 3 по ГАТС (более подробно см. в главе 9.1).

6.2 Структура отрасли, регулирование и конкуренция

Электроэнергетика состоит из четырех вертикально связанных функций: производство, передача, распределение и снабжение. Производство представляет собой выработку электроэнергии. Оно предполагает преобразование первичных энергоресурсов, таких как уголь или природный газ, в электроэнергию. Производство электроэнергии может осуществляться при использовании мазута, природного газа, угля, атомной энергии, гидроэнергии (падающей воды), возобновляемых источников энергии, ветровых турбин и фотоэлектрических технологий. Передача и распределение объединяют в себе «проводные» функции. Передача - это высоковольтный транспорт электроэнергии. Вместе с тем, передача представляет собой не просто транспортировку, но и включает в себя управление разрозненными электроустановками в рамках сети для поддержания необходимого напряжения и частоты и недопущения отказа системы. Распределение - это низковольтный транспорт электроэнергии. И, наконец, снабжение электроэнергией - это реализация электроэнергии конечным потребителям. Оно включает в себя учет электроэнергии, выставление счетов и оптовый или розничный сбыт.

Регулирование в сфере электроснабжения прежде всего обусловлено наличием условий естественной монополии, внешних факторов и признаков общественного блага. Такие условия объясняют традиционную монопольную структуру рынку отрасли в целом. В большинстве стран традиционно вся электроэнергетика рассматривалась как «естественная монополия», и практически во всех странах электроэнергетика развивалась со структурой, которая представляла собой (и во многих странах по-прежнему представляет) вертикально интегрированные производство, передачу, распределение и розничную реализацию электроэнергии. Эти структуры с вертикальной интеграцией сочеталась либо с горизонтальной интеграцией с включением электростанций, объединяя всю национальную систему в рамках единой фирмы, либо с комплексом кооперативных мероприятий, которые связывали отдельные области контроля, входящие в одну систему. В большинстве стран, включая европейские, такие вертикально интегрированные компании являлись

национальными монополиями, часто государственными, с эксклюзивными правами на обслуживание розничных потребителей: услуги по производству электроэнергии, ее транспортировке и распределению предоставлялись конечным потребителям на комплексной основе.

Однако условия естественной монополии отсутствуют в некоторых отраслях электроэнергетики. Хотя передача и распределение нередко считаются естественной монополией, производство и снабжение потенциально допускают конкуренцию. Объединение в пулы (функционирование рынка) и диспетчеризация также квалифицируются в качестве естественных монополий, хотя имеется мнение, что в них существует возможность развития конкуренции на основе децентрализованной торговли по контрактам. Поэтому реформа в области регулирования имела тенденцию к функциональному разъединению (организационному обособлению по видам деятельности) в отрасли на этих уровнях и открытию некоторых элементов, обычно таких как производство и (розничное и оптовое снабжение для конкуренции.

Одним из основных стимулов к проведению реформ в области регулирования, включая приватизацию и трансграничную конкуренцию, заключается в историческом опыте неэффективного функционирования электроэнергетики во многих странах, в особенности в тех, которые традиционно делали ставку на государственные коммунальные предприятия. Дополнительными стимулами к проведению реформ в области регулирования послужили и общие тенденции к либерализации отечественной экономики и необходимость распространения данного процесса на электроэнергетику. В зоне ДЭХ дополнительные стимулы к дерегулированию и либерализации электроэнергетики включают в себя следующие: необходимость формирования единого рынка Европейского Союза; привлечение прямых иностранных инвестиций путем приватизации производства и распределения электроэнергии в странах с переходной экономикой и, тем самым, высвобождение средств госбюджета; постепенная гармонизация национального законодательства стран-кандидатов в ЕС с директивами единого рынка ЕС (так называемым "acquis communautaire").

| скачать бесплатно Региональные рынки электроэнергии в странах ДЭХ (страница 17 из 34) , Секретариат Энергетической Хартии,

Первоочередная задача энергосбытовой компании - сбор денежных средств за уже отпущенную электрическую энергию. Для этого компания должна предоставлять качественные услуги и использовать инновационное электротехническое оборудование для проведения мониторинга и диагностики объектов электроэнергетики.

Электроэнергетика Кубани

Ситуация с неплатежами - наболевшая проблема: как не прекращающийся шторм, он отрицательно сказывается на развитии всего электросетевого комплекса. Конечно, на рост задолженностей за электроэнергию в значительной мере повлиял кризис, однако, как считает директор сочинского филиала ОАО «Кубанская Энергосбытовая Компания» Мадин Беджаше, это вопрос, скорее, добросовестности и порядочности.

Мадин Довлетович, почему люди не торопятся платить за потребляемую электроэнергию?
- Электроэнергия - товар, как и любой другой, отличие лишь в том, что он не хранится на складах. Покупая продукты в магазине, никто не сомневается в необходимости оплачивать приобретаемый товар. Почему же наши должники электроэнергию воспринимают по-другому? Многие жалуются на финансовую несостоятельность, однако долг никуда не девается, и рано или поздно его все равно надо будет отдавать. Лучше это сделать вовремя, не попадая в долговую яму. Важно не забывать также, что в результате из-за должников страдают зачастую те, кто исправно платит за электроэнергию, и, кстати, основная часть добросовестных плательщиков - не самая состоятельная часть потребителей. Так что дело здесь не в финансовом положении, а в ответственном и добросовестном подходе к своим обязательствам. Деньги, которые платит потребитель за электроэнергию возвращаются в технологическую составляющую энергетической отрасли - идут на модернизацию сетевого хозяйства, строительство и ввод новых мощностей, закупить для измерения сопротивлений изоляции и испытания электроустановок и другого электротехнического оборудования. Так что именно те потребители, которые вовремя расплачиваются за электроэнергию, позволяют энергетикам поддерживать сетевое электрохозяйство, своевременно проводить ремонты, закупать топливо для электростанций, что в конечном результате благотворно сказывается на надежности электроснабжения.

Может, стоит разорвать договоры с недобросовестными плательщиками?
- Конечно, нам хотелось бы выборочно работать только с такими сознательными клиентами. Однако «Кубанская энергосбытовая компания и, соответственно, сочинский филиал имеют статус гарантирующего поставщика: по закону мы обязаны заключать договоры со всеми потребителями, находящимися в зоне ответственности компании. Ответственность за надежность и бесперебойность электроснабжения тоже лежит на нас, и при этом с компании обязанности оплачивать в срок приобретенную на оптовом рынке электроэнергию и услуги электрических сетей никто не снимает. За неоплату в установленные сроки поставленной с оптового рынка электроэнергии ОАО «Кубаньэнергосбыт» может лишиться статуса гарантирующего поставщика, а сетевая компания за просрочку платежа более двух месяцев по закону может ввести ограничения в отношении потребителей-неплательщиков, имеющих договоры с ОАО «Кубаньэнергосбыт», для предотвращения сбоев используются

Кто же вошел в число хронических должников?
- По Сочинскому филиалу наиболее остро стоит вопрос с неплатежами в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по которому только на 2010 год было отпущено 217,9 млн рублей, а оплачено всего 182,8 млн рублей. Задолженность растет, и на 1 января 2011 года составила уже 130 млн рублей. Другие рекордсмены по долгам это - МУП «РЭО Общежитий», МУП «РЭО №19» в Лазаревском, МУП «РЭО №16» в Хосте, Туапсинский водоканал, МУП «ЖКХ села Небугское», ООО «Альянс» в Туапсе. Есть и другие хронические должники, которые в силу своей недобросовестности дестабилизируют энергетическую ситуацию. Не менее остро стоит вопрос с неплатежами от населения. Всего Сочинский филиал обслуживает 155 315 абонентов, которые на 1 января этого года задолжали за уже отпущенную энергию более 113 млн рублей. Для сравнения, на начало прошлого года долг был почти вдвое меньше, около 82,260 млн рублей.

Что же делать с теми потребителями, которые отказываются воспринимать электроэнергию, как товар, считают ее бесплатной?
- Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 в этих случаях предусмотрено предварительное уведомление потребителя о введении ограничения электропотребления. Если задолженность не погашена в указанный срок, мы обязаны сначала частично, а потом и полностью ограничить электропотребление клиента, а в случае отказа в оплате - истребовать задолженность в судебном порядке. Однако от подобных мер страдают и добросовестные плательщики, так что энергосбытовая компания старается избегать подобных мер. Мы достаточно лояльно относимся к своим должникам и в каждом случае стремимся подойти к проблеме неплатежа индивидуально: ведем переговоры с потребителем, рассматриваем варианты рассрочки платежей. Если же не удается достичь соглашения, то приходится вводить ограничения электроснабжения. Надо отметить, что ограничение - во всех случаях мера вынужденная, порядок которой предусмотрен и специально утвержден в действующем законодательстве. И хотя в большинстве случаев мы идем навстречу потребителям, в связи с усложнением экономической ситуации в дальнейшем компания вряд ли сможет позволить себе такие снисхождения в отношении должников.

Существует ли поддержка и понимание со стороны городских властей?
- У нас установилось взаимопонимание с руководством районных администраций, мы тесно сотрудничаем. К примеру, глава администрации Адлерского района Александр Жигалко оказывает нам ощутимое содействие в работе с потребителями. Хотелось бы выразить слова благодарности и главе Лазаревского района Виктору Филонову. Он всегда активно включается в вопросы, связанные с энергоемкими потребителями-должниками, в результате чего проблема, как правило, решается и обстановка стабилизируется без применения жестких мер в виде ограничения потребителей. С большим пониманием относится к проблемам энергокомпании и новый глава Туапсинского района Владимир Лыбанев.

Какие еще существуют методы работы с задолжниками?
- Мы считаем, что необходимо не только наказывать должников подачей судебных исков, но и поощрять подарками граждан, взявших за правило вовремя оплачивать квитанции и своим примером воспитывать уважительное отношение граждан к закону. Сочинский филиал компании «Кубаньэнергосбыт» с 15 декабря 2010 года участвует в общегородской акции «В новый год без долгов!» Она направлена на повышение уровня собираемости платежей за жилищнокоммунальные услуги и стимулирование населения на погашение задолженности перед предприятиями ЖКХ.

Кроме своевременной оплаты, существуют ли иные способы не оказаться в должниках?
- Конечно, есть еще один действенный способ - бережно и экономно относиться к потреблению электроэнергии. В ноябре прошлого года в России принят закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», который обязывает как производителей, так и потребителей энергии внедрять современные сберегающие технологии и использовать инновационное электротехническое оборудование осуществляющее диагностику энергосистем и и другое электроэнергетическое оборудование для проведения диагностики электроэнергетических объектов. Руководство нашей компании вопросам энергосбережения и энергоэффективности уделяет особое внимание. В сфере малого бизнеса компания предлагает использование люминесцентных ламп, перевод на многотарифный учет электрической энергии, установку электронакопителей, также в целях энергосбережения фирмам стоит осуществить замену электромагнитной пускорегулирующей аппаратуры на электронную, использовать устройства автоматического управления освещением, для предотвращения долговременных повреждений электрооборудования, а также приборы релейной защиты. Если говорить об уже упомянутом ЖКХ, то здесь проводимые реформы в жилищно-коммунальном секторе и вовсе невозможны без решения проблем энергосбережения и рационального использования ресурсов. Коммунальным службам предложено использовать освещение мест общего пользования светодиодными светильниками с интегрированными датчиками движения и освещенности, перейти на многотарифный учет электрической энергии, внедрить частотно-регулируемый привод для лифтовых установок. Откладывание реализации энергосберегающих мероприятий наносит значительный экономический ущерб и крупным предприятиям, негативно отражается на общей экологической и социально-экономической ситуации. В качестве подобных мер в промышленности ОАО «Кубаньэнергосбыт» предлагает внедрение энергосберегающего внутреннего и наружного осветительного оборудования, оснащение объектов электрозерительным оборудованием и ультразвуковая диагностика, замену электромагнитной пускорегулирующей аппаратуры на электронную, внедрение частотного регулируемого привода в технологические процессы. Считаю, для таких крупных энергопотребителей рациональное использование энергетических ресурсов является одним из определяющих условий снижения издержек и повышения экономической эффективности в целом.

Сейчас энергосбережению уделяется огромное внимание на высшем уровне. С чем это связано?
- Вопрос об энергосбережении возник не на пустом месте. Богатейшие природные и энергетические ресурсы России - это ее конкурентное преимущество и бесценный капитал. Но этим капиталом надо распорядиться так, чтобы не решать проблемы сегодняшнего дня за счет будущих поколений. С развитием научных достижений энергетика стала ключевым фактором социально-экономического развития страны. В свою очередь, нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных реально-действующих механизмов повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Существенным шагом на пути решения проблем энергосбережения стало принятие в течение последних двух лет и ряда законов на федеральном и краевом уровнях. Сегодня энергосбережение представляет собой реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

У нас, в Хабаровске, 1 киловатт электричества стоит 2,99. А в Китай они гонят по 70 копеек. Спросил почему, а мне ответили, что у нас на Дальнем Востоке переизбыток электричества, а китайцы больше чем за 70 копеек не купят. А нашим, стало быть, деваться некуда – купят. http://gidepark.ru/user/2360575395/article/462004

ИА REX публикует статью правозащитника и журналиста Ефима Андурского .

В России электроэнергию производят в основном атомные, тепловые и гидростанции. Именно последние вырабатывают самую дешёвую электроэнергию. Так, например, Красноярская ГЭС населению электроэнергию поставляет по тарифу от 1,52 до 2,66 рублей. И это притом, что её производство обходится в 33 раза дешевле.

Красноярскую ГЭС мощностью 6000 МВт спроектировал институт Ленгидропроект . Её строительство, начавшись в году, закончилось лишь в 1972 году . Плотина Красноярской ГЭС образовала водохранилище, затопившее 120 тыс. га сельхозугодий. В тело плотины было уложено 5,7 млн м³ бетона, а в ходе её строительства перенесено 13750 строений. При всём при этом доходы из предприятия, созданного усилиями всей страны, извлекает отдельно взятое ОАО «Красноярскэнерго». А специфика коммерческой структуры часто в том и заключается, что до потребителей ей нет дела.

Бездарная реформа электроэнергетики для ЕЭС СССР обернулась катастрофой лишь потому, что идеолог этой реформы Анатолий Чубайс , будучи рыночником до мозга костей, поставил перед отраслью стратегически порочную задачу повышения её эффективности. Анатолий Борисович, разумеется, не вредитель. Он, скорее всего, не отдавал себе отчёта в том, что назначение электроэнергетики отнюдь не сводится к тому, чтобы получить прибыль на каждый вложенный рубль. Задача этой отрасли, с точки зрения интересов общества в целом, заключается в устойчивом обеспечении недорогой электроэнергией общественного производства и населения.

На просьбу министра энергетики Сергея Шматко , попросившего две недели на подробный анализ ситуации, сложившейся в подведомственной отрасли, премьер-министр России Владимир Путин отреагировал в свойственной ему манере: «Вы ещё три года будете разбираться». И потребовал, чтобы согласованный проект был представлен уже к следующему утру.

Надо полагать, что в отведённый срок министр уложился едва ли. И мог ли он уложиться, если исправление стратегических ошибок, допущенных в ходе горбачёвской перестройки, требует самого радикального переосмысления всей российской стратегии. Впрочем, такую задачу перед специалистами в области стратегических исследований и разработок правительство страны пока не поставило. В противном случае им пришлось бы разобраться с намерениями отцов перестройки, в которой, на мой взгляд, не было ни малейшей нужды. Сказанное вовсе не означает, что у предперестроечного СССР не было проблем. Они, разумеется, были. И самая большая проблема заключалась в том, что страна, построив социалистический базис, так и поняла, что теперь ей следует заняться строительством капиталистической надстройки.

Тут-то и подоспел Егор Гайдар со своей идеей перестройки СССР «с социализма на капитализм», требующей развала социалистического базиса, с чем перестройщики успешно справились. Чем для СССР закончилось заманчивое предложение Гайдара — пояснять, наверное, не требуется. И так все знают, что некогда одна из мощнейших держав развалилась, а её правопреемник — Россия превратилась в сырьевой придаток...

Гайдар, по-видимому, не понимал, что доминирующей проблемой предперестроечного СССР оказалось катастрофическое падение производительности общественного производства. Это, по мнению апологетов рыночных отношений, означало, что СССР должен был отказаться от «неэффективного» социализма в пользу капитализма, поскольку тот сулил товарное изобилие.

Из сказанного следовало, что все системообразующие технико-технологические комплексы, включая ЕЭС СССР, следовало передать эффективным частным менеджерам. И тем самым — освободить государство от его природной функции жизнеобеспечения населения.

Политическому руководству СССР, казалось бы, нужно было вспомнить ленинский НЭП. Но оно, к сожалению, о нём не вспомнило...

Возвращаясь к электроэнергетике, следует заметить, что лучше всех устроились энергосбытовые компании, прибыльность которых оказалась на порядок выше, чем у электростанций. Но в этом нет ничего удивительного, если учесть, что сколько-нибудь значительных затрат торговля электроэнергией не требует, в отличие от его производства. Имеет значение и то, что будучи коммерческими структурами, энергосбытовые компании, тем не менее, не испытывают сколько-нибудь серьёзной конкуренции, поскольку являются монополистами. И что интересно, никакая часть доходов торговцев от электроэнергетики ни на поддержку генерирующих мощностей, ни на укрепление сетевых предприятий не идёт. Ограничивать аппетиты торговцев, наверное, необходимо, но для государства, в сущности утратившего бразды правления отраслью, это не может быть самоцелью.

Что же касается общества в целом, то для него наиболее актуальной задачей представляется понуждение государства к исполнению его миссии по жизнеобеспечению граждан. Это касается множества самых разных отраслей. Например, медицины, функцией которой при советской власти была бесплатная медицинская помощь, а при капиталистической — медицинские услуги. Примерно так же обстоит дело и с защитой прав потребителей электроэнергии. Ну, а главная проблема российского общества — это государство. Неуклонно сворачивая социальные программы, оно более или менее успешно справляется преимущественно со сбором налогов и других обязательных платежей.

О контроле общества над государством мы ещё поговорим, а пока продолжим анализ ситуации, сложившейся в отечественной электроэнергетике. Возникает закономерный вопрос: есть ли у нас, по крайней мере, в принципе возможность восстановить единую энергетическую систему страны, тем самым обеспечив государственное управление электроэнергетикой? Да, наверное, такая возможность существует. Однако вне национализации предприятий электроэнергетики эту возможность реализовать не удастся. Но, с другой стороны, если не воссоздать Единую энергетическую систему, то как соединить в единый технико-технологический комплекс генерирующие, электросетевые и электросбытовые предприятия, усилиями Анатолия Чубайса разделённые на структуры, независимые ни друг от друга, ни от государства?

В условиях необъятной российской территории с её непростыми климатическими условиями электроэнергия, конечно же, не может оставаться товаром. А это значит, что нам придётся отказаться от идеи создания в нашей стране рынка электроэнергии. И что у нас нет иного выбора, кроме национализации предприятий электроэнергетики. Только это позволит вернуть электроэнергии статус социально значимой услуги, которую всем, кто в ней нуждается, государство должно оказывать по цене, не зависящей от себестоимости ее производства.

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование электроэнергетики в России привело к образованию такого специфического товара как электроэнергия. Электроэнергия не обладает таким основным свойством присущим остальным товарам, как накопление и возможность удовлетворения растущего спроса запасами. Все это привело к образованию определенного рынка электроэнергии, учитывающего особенности электроэнергии как товара.

Разделение рынка на оптовый и розничный привело к необходимости создания конкурентной среды между производителями на оптовом рынке. В процессе реформирования электроэнергетики рынок постепенно проходит этапы перехода от регулируемого к дерегулируемому, основанному на естественной конкуренции между производителями электроэнергии. Возникают различные виды взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электроэнергии, что на данном этапе развития привело к образованию:

рынка «за день вперед»,

рынка «реального времени».

Постепенно рынок электроэнергии будет усложняться и пополняться новыми инструментами рыночной экономики такими как форвардный рынок и рынок фьючерсных контрактов на электроэнергию.

СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ КАК ТОВАРА

Наиболее важными особенностями экономики энергосистем, вызванными спецификой электроэнергии как товара и которые необходимо учитывать при организации рынка электроэнергии, является следующее:

1) производство, доставка (передача и распределение) и потребление электроэнергии в силу ее физической природы происходят практически одно-временно и ее невозможно складировать (накапливать) в значи-тельных объемах. Другими словами, произведенная продукция не может накап-ливаться на складах производителя, потребителя или в пути, а практически мгновенно доставляется до потребителя и потребляется им;

2) электроэнергия является в высшей степени стандартизированным про-дуктом, поставляемым множеством производителей в «общий котел» (т.е. в общие электрические сети) и мгновенно потребляемым оттуда же множеством потребителей. Поэтому с физической точки зрения невозможно определить, кто произвел электроэнергию, потребляемую тем или иным потребителем -- можно лишь контролировать объемы поставки в общую сеть от каждого производите-ля и объемы потребления из нее каждым потребителем;

3) электроэнергия, получаемая потребителем из энергосистемы, является товаром первой необходимости, только в редких случаях имеющим другие то-вары-заменители (например, переход на электроснабжение от автономной ди-зельной электростанции, перевод электроотопления на газовое отопление и не-которые другие случаи). По этой причине потребители обычно крайне чувстви-тельны к перерывам в электроснабжении, а энергосистема должна обладать не-обходимым запасом надежности.

Попутно отметим, что возможные принудительные отключения части потребителей в условиях дефицита электроэнергии или аварии, ведут к сниже-нию потребления, но не спроса. Иными словами, спрос на рынке электроэнер-гии не всегда равен потреблению;

4) производители выра-батывают и поставляют в общую сеть электрическую мощность точно в соот-ветствии со своими обязательствами (или заданием диспетчера), а все потреби-тели суммарно потребляют электрическую мощность точно в соответствии со своими обязательствами (или прогнозом диспет-чера). Но на практике в силу самого разного рода обстоятельств, как произво-дители, так и потребители допускают отклонения от своих обязательств.

Это влечет за собой дисбаланс между поставкой и потреблением. На любом другом рынке кратковременный дисбаланс между производст-вом и потреблением товара не приводит к потере устойчивости рынка, он легко ликвидируется за счет складского запаса или товаров-заменителей.

Специфика электроэнергии как товара приводит к развитию рынка электроэнергии отличного от обычных товарных рынков.

Представлен российский проект по установке интеллектуальных счетчиков, стартовавших в г. Перми на базе филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермьэнерго» в 2011 г. Отмечается, что в России активно реализуются и другие проекты построения систем учета на розничном рынке. При этом требования к приборам учета и к системам в этих проектах далеко не всегда пересекаются, что говорит об отсутствии единой концепции в области Smart metering. Показано, что способствовать активизации внедрения инноваций в области энергетики может развитие рассмотрения электроэнергии в качестве товара.

В отечественном определении Smart Grid наблюдается одна интересная особенность. Собственно сам термин Smart Grid относят к распределительному сетевому комплексу (зона деятельности в большей степени ОАО «Холдинг МРСК» и ТСО) и базисом этого понятия является Smart metering (по сути это есть отправная точки для ОАО «Холдинг МРСК» в строительстве «умных сетей»). Та же «умная сеть» на более высоких классах напряжения – 220 кВ и выше – в определениях ОАО «ФСК» является активно-адаптивной сетью, где ведущую роль отводят интеллектуальным силовым элементам сети. Рассмотрим Smart Grid как концепцию интеллектуальной, эффективной, надежной, клиенториентрованной энергетики, включающую генерацию, транспорт, распределение и потребление.

В настоящее время в мире активно разрабатываются, проходят опробование и внедряются отдельные технологии «умных сетей». Европа, США, Китай и другие страны вкладывают миллиарды долларов и евро в развитие интеллектуальной энергетики, обозначая в качестве ориентира сокращение выбросов углекислого газа, повышение надежности энергоснабжения, появление новых высокотехнологичных производств и рабочих мест.

В России также разрабатываются инициативы в области Smart Grid. И как следует из разности подходов в определении данного понятия, основными драйверами Smart Grid являются ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК».

Одни из российских проектов, заслуживающих внимания, является проект по установке интеллектуальных счетчиков, стартовавших в г. Перми на базе филиала ОАО «МРСК Урала» – «Пермьэнерго» в 2011 г. Целью данного проекта является отработка механизмов внедрения и функционирования технологии Smart metering с последующей трансляцией опыта по всей стране. Конечные цели внедрения технологии Smart metering представлены в таблице.

Достижение этих целей планируется за счет следующих характеристик системы учета энергоресурсов, построенной на базе технологии Smart metering:

  • интервальный учет мощности (30…60 мин с возможностью установки произвольного периода интеграции мощности);
  • отслеживание превышения лимитов нагрузки потребителей;
  • измерение параметров качества электроэнергии (значение напряжения, частота, длительность провала напряжения, глубина провала напряжения, длительность перенапряжения);
  • активное использование связи с приборами учета по силовой линии (ПЛК);
  • минимальный период опроса приборов учета (общедомовых, предприятий) – 15 мин;
  • удаленное (централизованное) управление приборами учета, в частности, ограничение/отключение;
  • предоставление данных пользователю через Web-интерфейс (включая просмотр данных через мобильные устройства).

Пример целевой архитектуры системы учета энергоресурсов на основе технологии Smart metering представлен на рисунке.

В качестве основных технологических подсистем представленной архитектуры выделим следующие:

  • AMI – (Advanced Metering Infrastructure) модуль обеспечения интеграции данных учета из разнородных приборов учета;
  • MDM – (Metering Data Management) модуль обработки данных учета;
  • OMS – (Outage Management System) подсистема управления сбоями в электроснабжении;
  • DMS – (Distribution Management System) подсистема управления распределительной сетью;
  • SCADA – (Supervisory Control and Data Acquisition System) система консолидации и отображения данных учета и мониторинга.

Подобная архитектура часто фигурирует в иностранных информационных источниках как основа построения масштабных и в то же время гибких систем Smart metering. В частности, гибкость достигается за счет использования унифицированной технологической интеграционной шины, работающей по принципу publisher/subscriber (в качестве аналогии можно привести подписку на новостные rss-каналы). Не уходя в подробности, можно сказать, что построенные по таким принципам системы вполне отвечают принципам открытости, функциональной полноты и клиенториентированности.

Несмотря на понятные цели и доступные ориентиры, пермский проект Smart metering не отрабатывает ряд принципиальных особенностей:

  • возможность двухсторонней циркуляции электроэнергии – когда потребитель время от времени становится поставщиком электроэнергии;
  • функционирование таких «островков» сети, как Microgrids с возможностью включения/отключения от основной сети в определенные промежутки времени;
  • учет не только электроэнергии, но и остальных энергоресурсов (хотя данные цели заявлены);
  • механизм взаимодействия с пассивными по отношению к Интернет потребителями (пенсионеры и т. д.);
  • включение в систему произвольных цифровых счетчиков, устанавливаемых потребителями (в проекте используется лишь пять типов счетчиков – излишне говорить, что на отечественном рынке представлено значительно больше типов приборов учета).

Надо отметить, что наряду с проектом «умного учета» в г. Перми в России активно реализуются и другие проекты построения систем учета на розничном рынке. При этом требования к приборам учета и к системам в целом далеко не всегда пересекаются с аналогичными по пермскому проекту. Стоимости же внедрения подобных проектов – десятки, сотни тысяч, а иногда и миллиарды рублей.

Подобная несинхронность и отсутствие единой концепции построения такой значимой части «умных сетей», как Smart metering ставит под сомнение достижение целей экономии и повышения эффективности производства, транспорта, распределения и потребления электроэнергии, обозначенных в таблице. Несогласованность в действиях и туманность целей порождает волну скепсиса к технологии Smart metering и концепции Smart Grid в целом.

Износ текущего оборудования электрических сетей составляет порядка 60 %. Для решения многих проблем, связанных со сбоями в электроснабжении, вполне достаточно обновить текущую техническую базу электроэнергетики (генераторы, трансформаторы, электродвигатели и т. д.) и внедрить ряд новых методов, например, таких как система плавки гололеда. При этом нет острой необходимости воплощать в жизнь многомиллиардные проекты на основе инновационных (не редко «сырых») технологий с сомнительными преимуществами по сравнению с «классическими».

Возможно ли преодолеть подобные негативные посылы в направлении Smart Grid? Что может способствовать активизации внедрения инноваций в области энергетики?

Объектом воздействия в концепции Smart Grid является электроэнергия. От придания статуса данному объекту, то есть электроэнергии зависит дальнейшее развитие концепции интеллектуальной энергетики вообще. Среди прочих возможных определений электроэнергии можно представить такие:

  • электроэнергия – это товар (продукт);
  • электроэнергия – это одно из составляющих конечного продукта/услуги (свет, тепло, связь и т. п.).

Выбор той или иной концепции определяет ценностную составляющую электроэнергии как предмета товарно-рыночных отношений, а также возможные варианты развития данных отношений и технологий, поддерживающих эти отношения.

Если рассматривать электроэнергию как товар, которым можно торговать (что сейчас активно и происходит, правда с некоторыми оговорками и ограничениями), то вполне закономерно развитие и технологий торговли (биржевая торговля, фьючерсы, опционы, страховой рынок и т. п.), и технологий обеспечения производства и потребления данного товара (в нашем случае Smart Grid) во всем их разнообразии. В этом случае ситуация, когда группа людей объединится в некий кооператив, купит, например, ветрогенератор, будет обеспечивать себя электроэнергией и продавать излишки через сбыт или биржу вовне – выглядит вполне реально и привлекательно. Конечно, без подготовки технологической (стоимость ветрогенератора, технология взаимодействия Microgrid с центральной сетью и т. д.) и организационной (правила розничного рынка, развитость сбытовой деятельности, государственная поддержка и т. д.) инфраструктуры реализовать даже такой относительно простой пример едва ли удастся.

С другой стороны, электроэнергия не является конечной целью для потребителя. Потребителю интересны освещение, тепло, работы электоаппаратуры и т. д. Покупая, например, телефон, потребитель ценит конечный товар, то есть телефон. Безусловно, важно качество материалов, из которых сделан товар. Поэтому потребитель осознает, что материал, из которого сделан экран телефона, участвует в ценообразовании, и качество этого материала – немаловажный аспект. Но конечную роль играет сам товар в целом, со всем комплексом потребительских свойств. Подобные механизмы могут вполне транслироваться и на электроэнергию, когда конечному потребителю продается не количество кВт·ч, а свет, тепло, возможность слушать музыку, пользоваться кондиционером и пр. Элементы этих механизмов прослеживаются уже сейчас: ограничение нагрузки не лишает потребителя возможности использовать электроэнергию вообще, но ограничивает его возможности в части этого использования (свет гореть будет, а вот обогреватель или чайник уже не заработают).

И в том, и в другом случае надежность и эффективность работы энергосистем и ключевая роль оперативно-диспетчерского управления не оспариваются. Тем не менее, первый вариант определения электроэнергии дает несколько больше стимулов для развития Smart Grid.

И, к сожалению, рост цен на электроэнергию неизбежен при любом сценарии. По мнению отдельных авторитетных представителей профессионального сообщества, цена на электроэнергию должна повыситься в 5…6 раз. Решение вопроса с износом основного оборудования и тем более развитие интеллектуальной составляющей энергосистем требует внушительных вложений. В любом случае часть этих затрат будет транслирована на потребителя, что влечет за собой рост ценности товара – электроэнергии.

При принятии концепции «электроэнергия – товар» к ключевым аспектам развития концепции Smart Grid можно отнести:

  1. учет электроэнергии. Как и в любых товарно-денежных отношениях учет товара от стадии производства до стадии потребления (использования и утилизации). При этом будет учитываться количество, качество, характер происхождения (кто производитель, насколько экологично производство и т. п.);
  2. хранение электроэнергии. Большинство товаров от стадии производства до стадии потребления проходят этапы хранения. Электроэнергия в этом плане исключение: генерация и потребления в общем случае должны быть синхронными процессами. С развитием ВИЭ, Microgrids, EV (элеткромобили) и т. п. мы непременно придем к хранению электроэнергии в промышленных масштабах. Тренд очевиден уже сейчас. Безусловно, это станет стимулом к развитию новых технологий накопителей электричества большой емкости;
  3. надежная, гибкая высокоскоростная связь между потребителем и поставщиком;
  4. широкий спектр сырья для производства электроэнергии, а также методов производства. Для устойчивого развития рыночных отношений и возможности формирования более гибких предложений как по цене, так и по характеру поставщикам электроэнергии должны быть доступны широкие возможности по использованию источников генерации. Сосредоточение только на углеродном сырье или атомной энергетике накладывает существенные ограничения;
  5. надежная поставка электроэнергии. К этому вопросу относится весь спектр технологических решений (силовое оборудование, средства автоматизации и т. п.), способствующих надежной гарантированной поставке товара – электроэнергии. При этом уровень надежности поставки тоже может быть оценен и предложен в качестве дополнительной опции;
  6. развитая инфраструктура, сервисы:
  • продажа, сбыт (биржа, финансовые инструменты…);
  • страхование, например, от сбоев в электроснабжении или плохого качества электроэнергии. В настоящее время, по крайней мере, в России довольно трудно получить (в ряде случаев невозможно) компенсацию ущерба в связи с отключениями или некачественной электроэнергией;
  • обслуживание.

Таким образом, указанный вектор развития технологий интеллектуальной энергетики достаточно полно отражает имеющиеся в настоящее время в мире инициативы. Конечно, это один из возможных вариантов. Все построение Smart Grid может ограничиться неким эволюционным развитием текущих технологий с неизбежной «инъекцией» безопасной части инноваций при сохранении консервативного вектора отношений на рынке электроэнергии. Однако мир прекрасен в его разнообразии, и если человечеству представляется возможность построить систему вокруг некоего ценностного ориентира (есть мнение, что изобретение вечного двигателя на воде обречено – нефтяной бизнес не допустит этого), то эта возможность будет непременно использована. Будем надеяться, что во благо.

Ледин С.
Автоматизация в промышленности. №4, 2012