Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений. Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений

Введение

1. Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений

1.1Понятие, классификация форм и видов инвестиций

1.2 Объекты, субъекты инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений

2. Источники финансирования капитальных вложений

2.1Источники и методы финансирования капитальных вложений

2.2Условия открытия финансирования капитальных вложений

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений

Заключение

Список литературы


Введение

Имевший место в последние годы рост валового внутреннего продукта (ВВП) свидетельствует о подъеме российской экономики. Однако важно, чтобы рост ВВП в экономике страны был обусловлен развитием производств, выпускающих высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию, обеспечивающую спрос на внутреннем рынке и выход на внешний. Важнейшим фактором для решения этой задачи является увеличение масштабов инвестиций и повышение их эффективности.

В результате рыночных реформ в стране произошли значительные изменения в организации и осуществлении инвестиционной деятельности, наряду с государственными инвестициями и инвесторами появились частные и иностранные. Соответственно стали предъявляться новые, повышенные требования к эффективности инвестиционных проектов, формированию источников их финансового обеспечения и оптимизации последних. Под влиянием внутренней и внешней конкуренции неотъемлемым элементом развития бизнеса стали инновации. Был сформирован и функционирует фондовый рынок, что позволяет предприятиям мобилизовать ресурсы или инвестировать их в финансовые инструменты. Однако ключевым вопросом инвестирования остается вложение инвестиций в основные фонды предприятия. Именно инвестиции в развитие, усовершенствование, своевременное обслуживание или замену основных средств дает предприятию возможность для повышения эффективности производства, расширения рынка сбыта, увеличения производственных мощностей и качества производимой продукции.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что анализ инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, дает возможность определить наличие необходимых ресурсов и возможные направления их привлечения для повышения эффективности деятельности предприятия.

Цель курсовой работы - изучить такой вид инвестиций, как капитальные вложения, их классификацию, источники, объекты и субъекты инвестирования, условия открытия финансирования капитальных вложений.


1. Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений

1.1 Понятие, классификация форм и видов инвестиций

Под инвестициями согласно Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» понимают денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. А инвестиционная деятельность , в свою очередь, - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Иными словами, капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Инвестиции осуществляются в различных формах. С целью систематизации анализа и планирования инвестиций они могут быть сгруппированы по определенным классификационным признакам. Классификация инвестиций определяется, таким образом, выбором критерия, положенного в ее основу. Базисным типологическим признаком при классификации инвестиций выступает объект вложения средств.

По объектам вложения средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции выступают как совокупность вложений в реальные экономические активы: материальные ресурсы (элементы физического капитала, прочие материальные активы) и нематериальные активы (научно-техническая, интеллектуальная продукция и т.д.). Важнейшей составляющей реальных инвестиций являются инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, которые в экономической литературе называют также реальными инвестициями в узком смысле слова, или капиталообразующими инвестициями.

Финансовые инвестиции включают вложения средств в различные финансовые активы - ценные бумаги, паи и долевые участия, банковские депозиты и т.п.

По цели инвестирования выделяют прямые и портфельные (непрямые) инвестиции.

Прямые инвестиции выступают как вложения в уставные капиталы предприятий (фирм, компаний) с целью установления непосредственного контроля и управления объектом инвестирования. Они направлены на расширение сферы влияния, обеспечение будущих финансовых интересов, а не только на получение дохода.

Портфельные инвестиции представляют собой средства, вложенные в экономические активы с целью извлечения дохода (в форме прироста рыночной стоимости инвестиционных объектов, дивидендов, процентов, других денежных выплат) и диверсификации рисков. Как правило, портфельные инвестиции являются вложениями в приобретение принадлежащих различным эмитентам ценных бумаг, других активов.

Достаточно часто реальные и финансовые инвестиции рассматривают как соответственно прямые и портфельные. При этом в одних случаях под прямыми инвестициями понимают непосредственное вложение средств в производство, а под портфельными - приобретение ценных бумаг, т.е. критерием классификации служит в этом случае характеристика объекта инвестированияВ других случаях смешение различных групп инвестиций происходит вследствие отсутствия четкого критерия, используемого при их классификации. Как отмечалось выше, выделение реальных и финансовых инвестиций осуществляется в зависимости от объекта вложения средств, в то время как в основе разделения инвестиций на прямые и портфельные используется качественно иной критерий - цель инвестирования.

В частности, прямые инвестиции, представляющие собой вложения, направленные на установление непосредственного контроля и управления объектом инвестирования, могут осуществляться не только в реальные экономические активы, но и в финансовые инструменты. Возможность управления объектом инвестирования достигается через приобретение контрольного пакета акций, другие формы контрольного участия. Портфельные инвестиции представляют собой вложения, ориентированные на получение текущего дохода.

Следовательно, реальные и финансовые инвестиции, с одной стороны, и прямые и портфельные инвестиции, с другой, выступают как различные по типологии группы инвестиций.

По срокам вложений выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции.

Под краткосрочными инвестициями понимаются обычно вложения средств на период до одного года. Данные инвестиции носят, как правило, спекулятивный характер. Среднесрочные инвестиции представляют собой вложения средств на срок от одного года до трех лет, долгосрочные инвестиции - на срок свыше трех лет.

По формам собственности на инвестиционные ресурсы выделяют частные, государственные, иностранные и совместные (смешанные) инвестиции.

Под частными (негосударственными) инвестициями понимают вложения средств частных инвесторов: граждан и предприятий негосударственной формы собственности.

Государственные инвестиции - это вложения, осуществляемые государственными органами власти и управления, а также предприятиями государственной формы собственности.

К иностранным инвестициям относят вложения средств иностранных граждан, фирм, организаций, государств.

Под совместными (смешанными) инвестициями понимают вложения, осуществляемые отечественными и зарубежными экономическими субъектами.

По региональному признаку различают инвестиции внутри страны и за рубежом.

Внутренние (национальные) инвестиции включают вложения средств в объекты инвестирования внутри данной страны.

Инвестиции за рубежом (зарубежные инвестиции) понимаются как вложения средств в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

По отраслевому признаку выделяют инвестиции в различные отрасли экономики: промышленность (топливная, энергетическая, химическая, нефтехимическая, пищевая, легкая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка и др.), сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание и пр.

По рискам различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции. Данная классификация тесно связана с выделением соответствующих типов инвесторов.

Агрессивные инвестиции характеризуются высокой степенью риска. Они характеризуются высокой прибыльностью и низкой ликвидностью.

Умеренные инвестиции отличаются средней (умеренной) степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений.

Консервативные инвестиции представляют собой вложения пониженного риска, характеризующиеся надежностью и ликвидностью.

Важность задач выяснения роли инвестиций в воспроизводственном процессе обусловливает необходимость введения такого классификационного критерия, как сфера вложений , в соответствии с которым можно выделить производственные и непроизводственные инвестиции. Определяющее значение для экономической системы имеют производственные инвестиции, обеспечивающие воспроизводство и прирост индивидуального и общественного капитала.

Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений.

В экономической литературе имеются и другие классификации инвестиций, отражающие, как правило, детализацию их основных форм. В частности, инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, подразделяют на следующие виды:

1. оборонительные инвестиции, направленные на снижение риска по приобретению сырья, комплектующих изделий, на удержание уровня цен, на защиту от конкурентов и т.д.;

2. наступательные инвестиции, обусловленные поиском новых технологий и разработок, с целью поддержания высокого научно-технического уровня производимой продукции;

3. социальные инвестиции, целью которых является улучшение условий труда персонала;

4. обязательные инвестиции, необходимость в которых связана с удовлетворением государственных требований в части экологических стандартов, безопасности продукции, иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента;

5. представительские инвестиции, направленные на поддержание престижа предприятия.

В зависимости от направленности действий выделяют:

1. начальные инвестиции (нетто-инвестиции), осуществляемые при приобретении или основании предприятия;

2. экстенсивные инвестиции, направленные на расширение производственного потенциала;

3. реинвестиции, под которыми понимают вложение высвободившихся инвестиционных средств в покупку или изготовление новых средств производства;

4. брутто-инвестиции, включающие нетто-инвестиции и реинвестиции.

В экономическом анализе применяется и иная группировка инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений:

1. инвестиции, направляемые на замену оборудования, изношенного физически и/или морально;

2. инвестиции на модернизацию оборудования. Их целью является прежде всего сокращение издержек производства или улучшение качества выпускаемой продукции;

3. инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является увеличение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств при расширении спроса на продукцию или переход на выпуск новых видов продукции;

4. инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры продукции, производством новых видов продукции, организацией новых рынков сбыта;

5. стратегические инвестиции, направленные на внедрение достижений научно-технического прогресса, повышение степени конкурентоспособности продукции, снижение хозяйственных рисков. Посредством стратегических инвестиций реализуются структурные изменения в экономике, развиваются ключевые импортозамещающие производства или конкурентоспособные экспортно-ориентированные отрасли.

1.2 Объекты, субъекты инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно - техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно - гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

В одних случаях одноименное имущество, имущественные права являются инвестицией, в других - выступают в качестве объектов инвестиционной деятельности. Например, пакет акций можно передать в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (акции - инвестиция). Приобретая акции акционерного общества, получаем акции - объект инвестиционной деятельности.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними.

Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух субъектов и более, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними.

инвестирование капитальный вложение регулирование


2. Источники финансирования капитальных вложений

2.1 Источники и методы финансирования капитальных вложений

Источники финансирования капитальных вложений тесно связаны с финансово-кредитным механизмом инвестиционной сферы, где происходит их практическая реализация.

Капиталовложения в основные средства финансируются на территории РФ за счет:

Собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвесторов (чистой прибыли; амортизационных отчислений; сбережений граждан и юридических лиц; средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и т.д.);

Заемных финансовых средств инвесторов (банковских кредитов, облигационных займов и др.);

Привлеченных финансовых средств инвесторов (средств, полученных от эмиссии акций, паевых "и иных взносов физических и юридических лиц в уставный капитал);

Денежных средств, централизованных добровольными союзами (объединениями) предприятий и финансово-промышленными группами;

Средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозмездной и возмездной основах; средств бюджетов субъектов РФ;

Средств внебюджетных фондов (например, дорожного фонда);

Средств иностранных инвесторов.

В состав собственных средств инвесторов входят прибыль и амортизационные отчисления.

Прибыль образуется как разница между выручкой от реализации продукции (работ и услуг) и ее полной себестоимостью.

После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятий остается чистая прибыль. Часть ее предприятие вправе направить на капитальные вложения производственного и социального характера, а также на природоохранные мероприятия. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда накопления или другого аналогичного фонда, создаваемого на предприятиях.

Вторым крупным источником финансирования инвестиций в основные средства предприятий являются амортизационные отчисления (как составная часть фонда возмещения). В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются, т. е. утрачивают свои первоначальные физические свойства, в результате понижается их реальная балансовая стоимость.

Различают физический (материальный) износ и стоимостный износ, включающий, кроме денежного выражения физического износа, определенную величину морального износа. Стоимостный износ возмещается путем накапливания средств, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в форме амортизационных отчислений. Величина последних зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных норм их амортизации. Сумма амортизационных отчислений должна быть достаточной для сооружения или приобретения новых объектов взамен выбывающих из эксплуатации.

Стоимостный износ не начисляется по полностью амортизированным объектам, даже если они продолжают нормально функционировать (за исключением зданий и сооружений). В большинстве случаев нормы амортизации были определены по группам основных средств, состоявших из множества инвентарных объектов. При наличии у предприятия оборудования, на которое отсутствуют установленные нормы, амортизация начисляется по нормам на аналогичные объекты.

В целях создания финансовых условий для быстрейшего внедрения в производство научно-технических достижений и повышения заинтересованности предприятий в ускоренном обновлении активной части основных средств им было разрешено применять метод ускоренной амортизации машин и оборудования. Ускоренная амортизация является целевым методом более быстрого по сравнению с нормативными сроками службы основных средств и полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения.

Предприятия вправе применять метод ускоренной амортизации в отношении основных средств, используемых для увеличения выпуска вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов и оборудования, расширения экспорта продукции, а также в случаях, когда осуществляется массовая замена изношенной и морально устаревшей техники на новую, более производительную.

При введении ускоренной амортизации предприятия используют равномерный (линейный) метод ее начисления. При этом утвержденная по соответствующему инвентарному объекту норма годовых амортизационных отчислений повышалась, но не более чем в два раза. Необходимость применения механизма ускоренной амортизации в большем размере согласовывалась с финансовыми органами субъектов РФ. Решение о применении механизма ускоренной амортизации в месячный срок доводилось предприятиями до соответствующих налоговых органов.

Амортизационные отчисления, осуществленные ускоренным методом, использовались предприятиями по целевому назначению. В случае их нецелевого использования дополнительная сумма амортизации, которая соответствовала расчету по ускоренному методу, включалась в налогооблагаемую базу и подлежала налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

При недостаточности собственных источников финансирования капитальных вложений предприятие вправе привлекать долгосрочные кредиты банков, а также средства, мобилизуемые на рынке ценных бумаг.

Финансирование государственных централизованных капиталовложений может осуществляться также за счет бюджетных средств, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе. Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности путем поддержки федеральных целевых строительных программ, направляя па их финансирование бюджетные средства.

Средства федерального бюджета, которые предоставляются на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, выделяются Минфину России Центральным банком России. Минфин России направляет указанные заемные средства застройщикам через коммерческие банки в соответствии с заключенными с этими банками договорами. Перечень коммерческих банков, которые осуществляют операции по финансированию заемщиков (застройщиков), устанавливается Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики по представлению Минфина России, а также с учетом мнения Центрального банка России. Полученные коммерческими банками от Минфина России средства федерального бюджета выделяются заемщикам (застройщикам) на договорной основе.

Возврат заемщиками (застройщиками) средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, осуществляется в сроки, определяемые заключенными договорами. Министерство финансов РФ возвращает кредит (вместе с начисленными процентами) Центральному банку России. Проценты за пользование средствами федерального бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, начисляются с даты их выдачи заемщикам в соответствии с заключенными договорами. Процентная ставка устанавливается в договоре между Минфином России и Центральным банком России.

Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов производится по договоренности сторон. Партнеры по строительству самостоятельно определяют порядок внесения заказчиками (застройщиками) собственных средств на счета в банки для финансирования капиталовложений и взаиморасчетов. Формы оплаты строительно-монтажных работ, поставок материальных, энергетических ресурсов и услуг для строительства объектов определяются договорами подряда (контрактами). Они заключаются заказчиками (застройщиками) и подрядчиками на весь период строительства.

При разработке стратегии формирования инвестиционных ресурсов рассматриваются обычно пять основных методов финансирования инвестиционных программ и проектов:

1. самофинансирование;

2. акционирование (выпуск собственных акций);

3. кредитное финансирование;

4. инвестиционный лизинг и селенг;

5. комбинированное (смешанное) финансирование.

Наиболее перспективным является метод самофинансирования (самоинвестирования). Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансирования.

Ксф = Сс/И,

где Сс - собственные средства предприятия (чистая прибыль и амортизационные отчисления), р.; И - общая сумма инвестиций.

Акционирование как метод финансирования инвестиций обычно используется для реализации крупномасштабных проектов при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности (например, в нефтегазовом комплексе России).

Кредитное финансирование обычно выступает в двух формах: в виде получения долгосрочных банковских ссуд на реализацию конкретных проектов и облигационных займов.

Лизинг и инвестиционный селенг используются при недостатке собственных средств для реальных инвестиций, а также при капитальных вложениях в проекты с небольшим периодом эксплуатации или с высокой степенью изменяемости технологии. Лизинг позволяет предприятию-лизингополучателю быстро приобретать необходимое ему оборудование, не отвлекая единовременно из своего оборота значительные финансовые ресурсы. Инвестиционный селенг - новая форма привлечения денежных ресурсов, используемая рядом компаний в России. Он представляет собой специфическую форму обязательства, состоящую в передаче собственником (юридическим лицом или гражданином) прав на пользование и распоряжение его имуществом на срок за определенную плату. В качестве такого имущества могут выступать как внеоборотные активы (здания, сооружения, оборудование), так и оборотные активы (денежные средства, ценные бумаги и др.). При этом собственник остается владельцем переданного в наем имущества и может по первому требованию возвратить его.

Селенг является эффективным методом финансирования различных сфер хозяйственной деятельности, включая и инвестиционную. С помощью селенга оказывается финансовая помощь компаниям, испытывающим острый дефицит в различных видах ресурсов, включая и денежные средства. Поэтому в зарубежной практике селенг превратился в один из важных методов финансирования инвестиций в различных сферах предпринимательской деятельности.

Смешанное финансирование основано на различных комбинациях указанных методов и может быть реализовано во всех формах инвестирования.

2.2 Условия открытия финансирования капитальных вложений

Правильная организация и планирование капитальных вложений - важные условия открытия процедуры их финансирования. Капитальные вложения планируются как в целом по стране, так и по отраслям и предприятиям. В освоении крупных капитальных вложений могут участвовать ряд организаций: заказчик, подрядчик, генеральный проектировщик и организации-поставщики.

Подрядчик - это организация, подготавливающая и обеспечивающая строительство для себя или для будущего потребителя. Организация-поставщик заключает договор о поставках для строительства. Генеральным проектировщиком является организация, уполномоченная на проведение проектных работ и заключившая договор о разработке проектной документации.

Основным документом является предварительный проект капитальных вложений. Он должен содержать наименование строящегося объекта, схему привязки к местности, обоснование и цель строительства, требования к эффективности и комплексную характеристику технико-экономического уровня строительства. Сюда относятся предполагаемая технология производства, общие расходы на строительство и дополнительные капиталовложения, требуемое количество работников, технико-экономическая характеристика продукции, потребность в сырье, энергии и воде, потребность в транспорте в связи с местоположением данного объекта. Важной частью предварительного проекта является оценка влияния сооружаемого объекта на окружающую среду. В предварительном проекте указываются сроки подготовки проектной документации, начала строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

Предварительный проект составляет основу для разработки проектного задания, в котором капитальные вложения конкретно распределяются и обосновываются по отдельным статьям расходов и функциям. В проектном задании определяются требования к техническому, экономическому и архитектурному уровням строительства и указываются его сроки. В составе проектного задания содержится экономическая часть, в которой должна быть отражена общая эффективность строительства.

В ходе разработки проектного задания необходимо согласовать его отдельные пункты с контролирующими органами. Это, в частности, вопросы производственной гигиены, пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, охраны окружающей среды и т.п. Проектное задание должно быть согласовано с государственными комитетами соответствующего уровня.

Проектная документация делится на пояснительную записку и рабочий проект. Для небольших строек может быть разработан проект, состоящий из одной части, имеющей структуру пояснительной записки, в которой указаны подробности рабочего проекта. В этих случаях разрабатывается простейшая проектная документация, ограничивающаяся описанием хода работ, необходимыми чертежами, перечнем материалов и сметой.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.

Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский и налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.

В нашей стране также приняты специальные законы, постановления, нормативные акты, которые регулируют непосредственно инвестиционный процесс. К ним следует отнести Закон "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

В целом государственное регулирование осуществляется:

В соответствии с государственными инвестиционными программами;

Прямым управлением государственными инвестициями;

Введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

Предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;

Проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

Контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;

Антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

Экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы государственного регулирования:

1) Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путём:

Совершенствования системы налогов, механизма начисления

Амортизации и использования амортизационных отчислений;

Установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

Защиты интересов инвесторов;

Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

Расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

Создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;

Принятия антимонопольных мер;

Расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

Развития финансового лизинга;

Проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

Создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путём:

Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств бюджетов всех уровней;

Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;

Предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;

Размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;

Проведение экспертизы инвестиционных проектов;

Защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоёмких, энергоёмких и ненаукоёмких технологий, оборудования, конструкций, материалов;

Разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

Выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

Вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

Предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

Обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

Гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

Право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

Стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

Защиту капитальных вложений.

Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности:

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности заключается в следующем.

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Заключение

Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, играют очень важную роль в жизни каждого предприятия. Основной возможностью улучшения финансового состояния предприятия являются именно вложения в основные средства организации. Благодаря инвестициям в развитие, усовершенствование, своевременное обслуживание или замену основных средств дает предприятию возможность для повышения эффективности производства, расширения рынка сбыта, увеличения производственных мощностей и качества производимой продукции. Это в конечном итоге может увеличить объем и ассортимент продукции, расширить клиентскую базу, сократить сроки поставки сырья, сроки производства, доставки продукции и, как следствие, увеличить прибыль предприятия.

Однако следует учесть, что для всех этих положительных эффектов от капитальных вложений, необходим всесторонний экономический анализ проекта, который будет ответом на вопрос: сможет ли руководство предприятия контролировать увеличение производства? Ведь концентрация производства может привести к потере управления производством, снижению производительности труда, значительному ущербу в социальном развитии и нарушениям природной среды. Поэтому перед реализацией проекта необходимо не только анализировать ее положительные моменты, но и обращать внимание на управленческие, организационные и оптимизационные возможности управляющих проектом органов.

Опыт экономических реформ в нашей стране свидетельствует о том, что управляющей системе нужно оградить основные источники финансирования реальной экономики от чрезмерного налогообложения, от инфляционных процессов (прибыль и амортизацию) путем принятия в стране соответствующих законодательных актов.

Неправильное, потребительское отношение к основным фондам, использование их «на износ» должно не только осуждаться, следует предъявлять к собственнику фондов санкции вплоть до национализации предприятий с последующей передачей их в надежные руки.

Принципиально новые безотходные и экологически чистые технологии часто «не вписываются» в действующие предприятия и поэтому требуется выход на новые площадки. Поэтому нужно использовать форму «новое строительство», конечно, при высокой эффективности инвестиций.

Нужно изучать положительный и отрицательный опыт организации производства в предшествующие периоды нашей экономики. Лучшее из этого опыта следует полнее использовать в практике развития производительных сил России.


Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)

2. Кикоть И.И. Финансирование и кредитование инвестиций: учебное пособие / И.И. Кикоть. - Минск: 2003. - 256 с.

3. Савчук Т.К. Финансирование и кредитование инвестиций: учебное пособие для вузов / ред. Т.К. Савчук. - Минск: Белорус. гос. экон. ун-т, 2009. - 221 с.

4. Подшиваленко Г.П. Инвестиции: учебник / ред. Г.П. Подшиваленко. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2009. - 485 с.

5. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования / А.Г. Ивасенко; Я.И. Никонова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Омега-Л, 2009. - 261 с.

6. А.С. Нешитой Инвестиции: учебник для ВУЗов / А.С. Нешитой. - 6-е изд., перераб. и испр. - М.: Дашков и К" , 2007. - 371 с.

7. Кузнецов Б.Т. Инвестиции: учебное пособие для вузов / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 679 с.

7. Корнеева Ю.В. Инвестиции: учебное пособие для вузов по специальности 080105 "Финансы и кредит": (новые образовательные технологии) / Ю.В. Корнеева; Рос. ун-т кооп., Чебоксар. кооп. ин-т. - Чебоксары [б. и.], 2006. - 229 с.

9. Ковалев В.В. Инвестиции: учебник / ред. В.В. Ковалев; ред. В.В. Иванов; ред. В.А. Лялин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 584 с.

10. Бочаров В.В. Инвестиции / В.В. Бочаров. - 2-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 380 с.

11. Касимов Ю.Ф. Финансы и инвестиции / Ю.Ф. Касимов. - М.: Анкил, 2008. - 231 с.

12. Валдайцев С.В. Инвестиции: учебник / С.В. Валдайцев; [и др.]; ред. В.В. Ковалев; ред. В.В. Иванов; ред. В.А. Лялин. - М.: Проспект, 2004. - 440 с.

13. Янковский К.П. Инвестиции / К.П. Янковский. - СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 221 с.

14. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование: учебник для вузов / Н.В. Игошин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 447 с.

16. Экономическая энциклопедия на сайте – www.mega.km.ru

17. Официальный сайт Центрального банка РФ – www.cbr.ru

18. Все о бизнесе – www.ru-biznes.ru

19. Финансы и кредит – www.finkredit.com

20. Банки и финансы – www.buzdalin.ru

21. Интернет-портал «Экономический кризис.ру» – www.economic-crisis.ru

22. Информационный Интернет-портал Банки.ру – www.banki.ru

Капитальные вложения представляют собой инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам).

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Их правовой статус не отличается от правового статуса субъектов инвестиционной деятельности в целом.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

Капитальные вложения могут иметь общегосударственное значение. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

– в федеральном бюджете – при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

– в бюджетах субъектов Российской Федерации – при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы. Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы. Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.

Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений. Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.

Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации.Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвестиции в форме капитальных вложений в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете имеют различное толкование. В чем состоят эти различия? Попробуем разобраться в этом далее.

Отличие инвестиций от капитальных вложений

Закон РФ от 25.02.1999 № 39-ФЗ (далее — закон № 39-ФЗ) в преамбуле дает определение инвестиций и капитальных вложений. Согласно определению, понятие «инвестиции» является более широким. Под инвестициями подразумеваются вложения денежных средств или активов, которые приравнены к денежным средствам, включая имущественные права и права, имеющие денежную оценку, в объекты предпринимательства или иной деятельности. Инвестиции совершаются в целях получения прибыли или полезного эффекта (абз. 2 ст. 1 закона № 39-ФЗ).

Капвложения — это один из видов инвестиций. В этом случае вложение денег (или иных активов) производится в основные средства (основной капитал), включая проектно-изыскательские работы (абз. 4 ст. 1 закона № 39-ФЗ).

Таким образом, отличие капвложений от инвестиций состоит в том, что капитальные вложения — это частный случай инвестиций, ограничивающийся вложениями в основные средства.

Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н утверждены ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», которые распространяются на подрядные организации. При этом договоры подряда должны иметь срок исполнения более года либо срок исполнения, затрагивающий разные отчетные периоды. В то же время «строительство объектов» (чему посвящены ПБУ 2/2008) напрямую связано с капитальными вложениями. То, что для подрядной организации является «объектом строительства», для заказчика — объект капитальных вложений.

В бухгалтерском учете у заказчиков строительства (до момента введения основных средств в эксплуатацию) необходимо руководствоваться положениями, регулирующими формирование внеоборотных активов (сч. 08).После ввода актива в эксплуатацию руководствуются положениями по учету основных средств (ПБУ 6/01).

Инвестиционная деятельность в форме капвложений

Закон № 39-ФЗ устанавливает, что объектом инвестиций в форме капитальных вложений может быть вновь создаваемое имущество, а также имущество, модернизирующееся и относящееся к любому виду собственности: государственной, муниципальной, частной, общественной.

Субъектами инвестиций в форме капвложений являются:

  • инвесторы (в том числе и иностранные);
  • заказчики;
  • подрядчики,
  • пользователи объектов капвложений.

Закон не запрещает совмещать роли субъектам инвестиционных отношений. Так, предприятие может быть одновременно и инвестором, и заказчиком, и подрядчиком. На практике очень часто встречается совмещение роли инвестора и заказчика. В случае договора генерального подряда генподрядчик выступает в роли заказчика (для подрядчиков, которых он привлекает) и в роли подрядной организации — перед заказчиком и инвестором строительства.

Сегодня государство влияет на инвестиционную деятельность в форме капвложений косвенно, изменяя налоги, вводя льготирование или, наоборот, дополнительное обложение, снижая или повышая уровень технического контроля в отдельных отраслях строительства.

Участники строительного рынка, а именно там осуществляются инвестиции в форме капитальных вложений , выступающие в роли подрядчиков, организовывают самостоятельный контроль качества строительства. Ответственность за возводимые здания, сооружения, за их соответствие техническим требованиям и стандартам сегодня полностью лежит на подрядных организациях, если не доказано, что вина за нарушение технических требований лежит на другой стороне (инвесторе, заказчике).

Капитальные вложения в балансе

При составлении баланса предприятия, как правило, не выделяют в отдельную строку незавершенное строительство, которое в большей мере отражает состояние капвложений в процессе инвестиционного строительства. Но при условии, что незавершенное строительство составляет существенную часть активов, предприятие может показать этот актив отдельной строкой баланса (п. 6 ПБУ 4/99).

Строка 1150 «Основные средства» суммирует данные о земельных участках, объектах природопользования, зданиях, машинах и оборудовании, прочих ОС и о незавершенном строительстве. Состояние капвложений можно рассчитать, сравнив сумму по строке 1150 на начало периода с суммой по этой строке на конец периода.

Итоги

Капитальные вложения — такой вид инвестиций, при котором создаются материальные ценности в форме зданий, сооружений, иных объектов основных средств, включая результаты проектно-изыскательских работ. В бухучете капвложения отражают по сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы». В балансе капвложения включаются в строку 1150 в составе основных средств предприятия, а при существенности суммы — выделяются отдельной строкой.

Инвестиция - одно из наиболее часто используемых понятий в экономике, в особенности если она находится в процессе трансформации или испытывает подъем. Термин «инвестиция» (от лат. investio - одеваю) подразумевает долгосрочное вложение капитала в экономику.

Инвестиционная деятельность имеет исключительно важное значение, поскольку создает основы для стабильного развития экономики в целом, отдельных ее отраслей, хозяйствующих субъектов. Не случайно поэтому она регулируется на уровне страны (упомянем о Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. №39-Ф3 «Оо инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений») и отдельных субъектов РФ (в частности, в Санкт-Петербурге действуют два закона, принятые Законодательным Собранием, «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» от 8 июля 1998 г. № 185-36 и «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга* от 9 июля 1998 г. № 191-35. Эти законы, в частности, регулируют порядок получения поручительства администрации Санкт-Петербурга в качестве обеспечения обязательств инвестора по возврату заемных денежных средств, привлекаемых для осуществления инвестиционной деятельности, определяют формы бюджетной поддержки, виды налоговых льгот и др.).

Известны различные определения ключевых понятий инвестиционного процесса. В частности, согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. №39-Ф3 под инвестицией понимаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта», а инвестиционная деятельность есть «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта!-. На практике нередко термин «инвестиция» понимается в обобщенном смысле как вкладываемые активы и (или) как процесс вложения.

Традиционно различают два вида инвестиций - финансовые и реальные. Первые представляют собой вложение капитала в долгосрочные финансовые активы-паи, акции, облигации; вторые - в развитие материально-технической базы предприятий производственной и непроизводственной сфер. За реальными инвестициями в российском законодательстве закреплен специальный термин «капитальные вложения», пол которым понимаются «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты».

Реальные инвестиции, как правило, оформляются в виде так называемого инвестиционного проекта - документа, содержащего: (а) обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утвержденную в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), и (б) описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству РФ и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам), запрещены.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторами, т. е. лицами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

В качестве заказчиков по инвестиционному проекту могут выступать как собственно инвесторы, так и уполномоченные ими физические и юридические лица. Непосредственные работы по возведению производственных мощностей в соответствии с требованиями проекта осуществляются подрядчиками, под которыми понимаются физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователями объектов капитальных вложений могут выступать как инвесторы, так к любые физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

Субъекту инвестиционной деятельности законом разрешено совмещение функций двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности, самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами инвестиций, а также осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем инвесторы несут ответственность за нарушение законодательства РФ и обязаны в установленном порядке возместить убытки в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Государство не только регулирует инвестиционную деятельность но и, помимо этого, гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: (а) обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; (б) гласность в обсуждении инвестиционных проектов; (в) право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; (г) защиту капитальных вложений.

Управленческие решения по поводу целесообразности инвестиций (в особенности реальных), как правило, относятся к решениям стратегического характера. Они требуют тщательного аналитического обоснования в силу целого ряда причин. Во-первых, любая инвестиция требует концентрации крупного объема денежных средств. Во-вторых, инвестиции, как правило, не дают сиюминутной отдачи, и вследствие этого возникает эффект иммобилизации собственного капитала, когда средства «омертвлены» в активах, которые, возможно, начнут приносить прибыль лишь через некоторое время. Поэтому любая инвестиция предполагает наличие у компании определенного «финансового запаса», позволяющего ей безболезненно пережить этап становления нового бизнеса (подразделения, технологической линии и т. п.). В-третьих, в подавляющем большинстве случаев инвестиции делаются с привлечением заемного капитала, а потому предполагаются обоснование структуры источников, оценка стоимости их обслуживания и формулирование аргументов, позволяющих привлечь потенциальных инвесторов и лендеров.

В блок «Отбор и ранжирование» входят задачи, обусловленные тем обстоятельством, что условия осуществления инвестиционной деятельности могут быть различными. Чаще всего инвестор, например предприятие, имеет несколько инвестиционных возможностей. В этом случае и возникает проблема выбора. Как правило, имеет место одна из двух ситуаций: (1) выбор проекта (возникает в том случае, если доступные к реализации проекты являются альтернативными, т. е. реализация одного из них автоматически означает отказ от реализации других); (2) ранжирование проектов (эта ситуация появляется в том случае, когда проекты не являются альтернативными, но компания не может реализовать их немедленно, например, в силу ограниченности источников финансирования; поэтому по мере появления источника очередной проект может быть принят к реализации. В этом случае с помощью критериев количественной оценки проекты ранжируются по степени их предпочтительности).

В рамках блока «Оптимизация эксплуатации проекта» обычно решается одна из двух задач. Первая задача предполагает однократную реализацию проекта в течение некоторого времени с последующим высвобождением связанных финансовых ресурсов и вложением их в принципиально новый проект. Здесь основным становится вопрос о том, когда следует «свернуть» проект, т. е. прекратить его, ликвидировать производственные мощности, а высвобожденные средства вложить в новый, более привлекательный проект. Вторая задача предполагает долгосрочную эксплуатацию проекта с возможной периодической заменой основных производственных мощностей. В этом случае главный вопрос - в выборе момента замены базовых активов.

Суть задач блока «Формирование инвестиционной программы» определяется, тем обстоятельством, что любое инвестиционное решение сопровождается многими ограничениями и дополнительными эффектами. Например," инвестор ограничен в источниках финансирования, тогда как вариантов инвестирования много, т. е. возможности инвестирования (приложения капитала) превышают совокупные мощности источников финансирования. Возможна и диаметрально противоположная ситуация, когда инвестор имеет свободные финансовые ресурсы, но удовлетворяющих его вариантов приложения капитала нет. Могут возникать и многопериодные задачи с взаимоувязанными проектами, когда принятие некоторого инвестиционного проекта откладывается во времени и он будет доступен к реализации лишь при поступлении средств, генерируемых одним или несколькими ранее принятыми проектами. Если инвестор пытается учесть и увязать в единое целое подобные факторы и обстоятельства, то в этом случае появляется необходимость в разработке инвестиционной программы.

Методы оценки. Критерии, используемые в планировании и анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: (а) основанные на дисконтированных оценках; (б) основанные на учетных оценках. В первом случае во внимание принимается фактор времени, во втором - нет. Наиболее часто используемыми критериями первой группы являются: чистая приведенная стоимость (Net Present Value, NPV); индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI); внутренняя норма прибыли (Internal Rate of Return, IRR). Во вторую группу входят критерии: срок окупаемости инвестиции (Payback Period, РР) и учетная норма прибыли (Accounting Rate of Return, ARR).