Евразийского банка развития еабр. Евразийский банк развития

К Соглашению об учреждении Банка могут присоединяться другие государства и международные организации.

Миссия ЕАБР заключается в содействии развитию рыночной экономики государств - участников Банка, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путем осуществления инвестиционной деятельности.

Уставный капитал Банка составляет 7 млрд долларов США, в том числе оплаченный - 1,5 млрд долларов США и капитал до востребования - 5,5 млрд долларов США. Доли государств-участников в уставном капитале Банка распределены следующим образом: Российская Федерация - 65,97 %; Республика Казахстан - 32,99 %; Республика Беларусь - 0,99 %; Республика Таджикистан - 0,03 %; Республика Армения - 0,01 %; Кыргызская Республика - 0,01 %.

Деятельность ЕАБР регламентируется международным правом. Как субъект международного права Банк:

  • обладает международной правоспособностью;
  • пользуется правами юридического лица на территории государств-участников;
  • располагает особым юридическим статусом, подразумевающим наделение его на территории участников такими привилегиями и льготами, как имущественный и судебный иммунитеты; налоговые и таможенные освобождения; преимущества, позволяющие избегать издержек и рисков, вызванных возможным изменением законодательства и банковского регулирования в государствах-участниках;
  • имеет статус преференциального кредитора.

Штаб-квартира Банка находится в Алматы (Казахстан).

Банк имеет статус международной организации. В январе 2013 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) признала Евразийский банк развития в качестве многосторонней финансовой организации.

Банк имеет статус:

· наблюдателя в Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) (с 2008 года);

· наблюдателя в Совете по торговле и развитию ЮНКТАД ООН;

· наблюдателя в Международном инвестиционном банке (с 2014 года).

ЕАБР является:

  • членом Казахстанской фондовой биржи (KASE), International Capital Market Association (ICMA), International Swaps and Derivatives Association (ISDA);
  • институциональным членом Всемирного экономического форума (ВЭФ) (с 2014 года);
  • членом постоянной рабочей группы Международных банков развития по экологии (с 2012 года).

История создания

Евразийский банк развития создан по инициативе президентов России и Казахстана. Учрежден на основании межгосударственного соглашения, подписанного 12 января 2006 года .

Официально начал свою деятельность в июне 2006 года после подписания президентами России и Казахстана законов о ратификации этого международного соглашения.

Стратегия

Согласно обновленной Стратегии, ЕАБР планирует нарастить объем текущего инвестиционного портфеля к концу 2017 года до уровня 3,3 млрд долларов США. Как наднациональный институт, определяя потенциальные возможности интеграционной кооперации стран, Банк свяжет имеющиеся производственные цепочки в регионе, в том числе в промышленной отрасли наряду с продолжением работы по поиску и участию в инфраструктурных проектах государств-участников. При этом концентрация деятельности на финансировании интеграционных проектов в регионе должна составлять не менее 50 % инвестиционного портфеля.

Согласно Стратегии, ЕАБР сосредоточится на проектах с интеграционным эффектом в следующих отраслях:

Энергетика;

Машиностроение;

Химическая промышленность;

Горнодобывающая промышленность;

Нефтегазовая промышленность;

Инфраструктура.

В развитие поручения Совета Банка в документе предусмотрен новый раздел «Расширение состава акционеров ЕАБР».

Разработаны механизмы выполнения Стратегии, в том числе в части привлечения необходимого фондирования и ликвидности в национальных валютах. В рамках утвержденной Стратегии Правлению ЕАБР было поручено заключить меморандумы о сотрудничестве с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций и Новым банком развития.

Деятельность

Кредитно-инвестиционная деятельность

Банк осуществляет финансирование крупных инвестиционных проектов в евразийском регионе в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий, участия в уставном капитале организаций, выпуска гарантий, прямого или косвенного финансирования частных инвестиционных фондов, а также займов коммерческим банкам для последующего кредитования предприятий.

Приоритетные направления кредитования:

Проекты по развитию инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной и муниципальной);

Развитие производств с высокой добавленной стоимостью;

Программы по повышению энергоэффективности экономики.

Задачи инвестиционной деятельности ЕАБР:

Предоставление технической помощи в рамках программ межгосударственного сотрудничества и развития региональных интеграционных инициатив на евразийском пространстве;

Формирование финансово-инвестиционных механизмов поддержки региональных интеграционных процессов, в том числе инвестиционной деятельности (например, поддержка интеграции через финансирование совместных и трансграничных проектов) и развития финансовых рынков;

Повышение эффективности использования природных ресурсов, охрана окружающей среды и улучшение экологической обстановки.

Ключевые проекты в текущем инвестиционном портфеле:

Улучшение технического состояния станции

и строительство третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан).

Строительство Тихвинского вагоностроительного завода (Россия).

Строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» (проект государственно-частного партнерства, Россия).

Строительство прокатного стана на Белорусском металлургическом заводе (Беларусь).

Строительство Полоцкой ГЭС (Беларусь).

Реконструкция аэропорта Пулково (проект государственно-частного партнерства, Россия).

Создание единой автоматизированной системы управления перевозочным процессом в железнодорожной отрасли Казахстана.

Управление средствами ЕФСР

ЕАБР, как Управляющий средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), занимается подготовкой и воплощением в жизнь проектов ЕФСР.

Государствами - участниками Фонда являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Россия и Таджикистан.

Основные цели ЕФСР - содействие странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечение долгосрочной устойчивости их экономик, содействие интеграционным процессам в регионе.

Фонд имеет два основных инструмента:

Финансовые кредиты на поддержку бюджета, платежного баланса и курса национальной валюты;

Инвестиционные кредиты, финансирующие межгосударственные проекты.

Помимо финансового и инвестиционного кредитования, средства ЕФСР могут использоваться для предоставления грантов государствам - участникам Фонда.

Ранее Фонд носил название Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ). Переименование Фонда обусловлено упразднением ЕврАзЭС в связи с созданием Евразийского экономического союза.

В 2010–2013 годах из средств ЕФСР предоставлены два финансовых кредита: Беларуси (2,56 млрд долларов) и Таджикистану (70 млн долларов).

В 2015–2016 годах Совет ЕФСР одобрил три финансовых кредита: Армении (300 млн долларов, предоставлен 1 транш на 100 млн долларов), Беларуси (2 млрд долларов, предоставлено 2 транша на 800 млн долларов) и Таджикистану (40 млн долларов, предоставлен 1 транш на 20 млн долларов).

Проектный портфель ЕФСР также включает девять инвестиционных проектов на сумму 540 млн долларов. Из них подписаны пять:

«Строительство автодорожного коридора Север - Юг (4-я очередь)» в Армении (150 млн долларов);

«Реабилитация Токтогульской ГЭС. Фаза 2» в Кыргызстане (100 млн долларов);

«Реконструкция участка автомобильной дороги Бишкек - Ош, фаза 4» в Кыргызстане (60 млн долларов);

«Финансирование поставок сельскохозяйственной техники в Кыргызскую Республику» (20 млн долларов);

«Модернизация оросительных систем» в Армении (40 млн долларов).

На стадии подготовки находятся четрые проекта, по которым получено одобрение Совета ЕФСР:

«Ввод в эксплуатацию второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2» в Кыргызстане (80 млн долларов);

«Строительство инфраструктуры товаропроводящей системы Кыргызской Республики по экспорту агропродукции» (25 млн долларов);

«Строительство резервуара Мастара» в Армении (25 млн долларов США) (одобрен предварительно);

«Реабилитация Токтогульской ГЭС. Фаза 3» в Кыргызстане (40 млн долларов США) (одобрен предварительно).

Техническое содействие

Банк оказывает финансовую поддержку в проведении предынвестиционных и инновационных исследований на межгосударственном, страновом и отраслевом уровнях, направленных на углубление интеграционных процессов на евразийском пространстве, укрепление рыночной инфраструктуры и обеспечение устойчивого экономического роста государств - участников Банка.

Информационно-аналитическая деятельность

ЕАБР в лице Аналитического управления и Центра интеграционных исследований:

Реализует крупные исследовательские и прикладные проекты;

Регулярно организует конференции и круглые столы;

Публикует на постоянной основе научно-аналитические издания, отраслевые и тематические аналитические обзоры, макроэкономические доклады с анализом проблем и прогнозами экономического развития стран региона, а также информационные материалы, отражающие события региональной интеграции, деятельность банков развития и финансирование инвестиционных проектов на постсоветском пространстве.

Привлечение финансовых ресурсов

ЕАБР активно работает с финансовыми институтами по привлечению долгосрочных ресурсов на рынках капитала, которые являются основным источником финансирования инвестиционной деятельности Банка.

Инструменты рыночного привлечения средств:

Еврооблигации в рамках программы EMTN;

Облигации на местных рынках;

Ценные бумаги в рамках программы ECP;

Двусторонние банковские займы.

Международное сотрудничество

Одной из стратегических целей ЕАБР является расширение географии операций Банка. В соответствии с ней ЕАБР проводит активную работу по привлечению в Банк новых государств-участников.

Для создания благоприятных условий деятельности Банка как на международной арене, так и в государствах-участниках ЕАБР осуществляет взаимодействие с государственными органами своих участников, устанавливает и развивает отношения с другими международными организациями, национальными и международными институтами развития, научными и общественными организациями, объединениями и ассоциациями.

Экологическая и социальная ответственность

Деятельность Евразийского банка развития основывается на принципах социальной и экологической ответственности и направлена, помимо прочего, на повышение эффективности использования природных ресурсов и охрану окружающей среды, а в целом на устойчивое социально-экономическое развитие.

В своей деятельности, в первую очередь при реализации инвестиционных проектов, Банк не просто учитывает, но системно решает комплекс природоохранных и социальных задач. В рамках этих усилий, направленных на уменьшение и устранение негативных экологических и социальных последствий при реализации проектов, в 2012 году Правлением Банка утверждена «Политика экологической и социальной ответственности».

Банк финансирует проекты, в результате реализации которых не происходит значительного ухудшения среды обитания, социальных условий труда и жизни населения; инвестиции призваны обеспечить повышение уровня жизни населения, уровня занятости и уровня социальной обеспеченности. Важнейшим является и вектор на повышение эффективности использования природных ресурсов.

Банк стремится избежать негативных экологических и социальных последствий при реализации проектов или уменьшить их, способствовать обеспечению вклада финансируемых проектов в устойчивое развитие государств-участников.

Банк не финансирует производство и распространение табачной и алкогольной продукции, игорный бизнес, производство оружия, боеприпасов и торговлю ими, виды деятельности, запрещенные законодательством государств - участников Банка или международными конвенциями, относящимися к защите биологического разнообразия ресурсов или культурного наследия, а также другие виды деятельности по решению Правления и/или Совета Банка.

В 2012 году Банк присоединился к рабочей группе Международных институтов развития по экологии.

Руководство

Управление Банком осуществляют Совет Банка, Правление Банка и Председатель Правления Банка.

Совет Банка является высшим органом управления Банка, осуществляющим общее руководство его деятельностью. Каждый участник Банка назначает в Совет Банка одного полномочного представителя и его заместителя, которые являются членами Совета Банка.

Совет Банка проводит заседания по мере необходимости, но не реже чем два раза в год.

Членами Совета Банка являются:

· от Республики Армении - Гагик Хачатрян , министр финансов Республики Армении (полномочный представитель); Сурен Караян, первый заместитель министра международной экономической интеграции и реформ Республики Армении;

· от Республики Беларусь - Владимир Амарин, министр финансов Республики Беларусь (полномочный представитель); Владимир Зиновский, министр экономики Республики Беларусь;

· от Республики Казахстан - Бахыт Султанов , министр финансов Республики Казахстан;

· от Кыргызской Республики - Адылбек Касымалиев, министр финансов Кыргызской Республики (полномочный представитель); Арзыбек Кожошев, министр экономики Кыргызской Республики;

· от Российской Федерации - Антон Силуанов , министр финансов Российской Федерации (полномочный представитель); Сергей Сторчак, заместитель министра финансов Российской Федерации;

· от Республики Таджикистан - Абдусалом Курбониен, министр финансов Республики Таджикистан (полномочный представитель); Маджиди Юсуф Хайрулло, начальник Управления стратегического планирования и реформ Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан.

Правление Банка является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Банка. Его деятельность регламентируется Советом Банка.

Председатель Правления ЕАБР - Дмитрий Панкин.

«История»

В настоящее время участниками Банка являются шесть государств, в том числе:

Flag of Armenia.svg Республика Армения,
Flag of Belarus.svg Республика Беларусь,
Flag of Kazakhstan.svg Республика Казахстан,
Flag of Kyrgyzstan.svg Кыргызская Республика,
Flag of Tajikistan.svg Республика Таджикистан,
Flag of Russia.svg Российская Федерация.
К Соглашению об учреждении Банка могут присоединяться другие государства и международные организации.

«Менеджмент»

Председатель Правления ЕАБР -

«Совета Банка»

· от Республики Армении - Вардан Арамян, Министр финансов Республики Армения; Караян Сурен, министр экономического развития и инвестиций Республики Армения;

· от Республики Беларусь - Владимир Амарин, министр финансов Республики Беларусь (полномочный представитель); Владимир Зиновский, министр экономики Республики Беларусь;

· от Республики Казахстан - Бакытжан Сагинтаев, Премьер — Министр Республики Казахстан (Председатель Совета Банка); Бахыт Султанов, министр финансов Республики Казахстан;

· от Кыргызской Республики - Адылбек Касымалиев, министр финансов Кыргызской Республики (полномочный представитель); Арзыбек Кожошев, министр экономики Кыргызской Республики;

«Новости»

Евразийский банк развития может инвестировать средства в ряд инфраструктурных проектов Петербурга

Председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин сообщил, что банк рассматривает возможность инвестирования в ряд крупных инфраструктурных проектов Петербурга. «Это Восточная хорда (ВСД — «Ъ-СПб»), магистраль М-49 и проекты с морским портом»,- отметил господин Панкин. По его словам, вторая сфера, интересная банку для инвестирования - отрасль коммунальной инфраструктуры.

Напомним, в рамках Петербургского международного экономического форума, который состоялся в июне 2017 года, Евразийский банк развития подписал соглашение со Смольным о намерениях инвестировать деньги в строительство ВСД.

Морозов приведет в Рязань Евразийский банк развития и продвинет местный бизнес на Ближний Восток

Новый сенатор от Рязанской облдумы Игорь Морозов начал переговоры с Евразийским банком развития о привлечении его средств в регион. Об этом политик рассказал на заседании думы в среду, 25 октября «Сейчас работают итальянцы с нашим минэкономразвития, начали работать белорусы. С Белоруссией я вижу реальный евразийский проект с инвестициями из Евразийского банка развития. Эта работа уже началась, в том числе я встречался с этим банком, они готовы финансировать, скажем так, рязанско-минский проект», - сказал Морозов.

Бывший руководитель российской таможни возглавит Евразийский банк развития

Россия выдвинет кандидатуру бывшего руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова на пост председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР). Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Формально кандидатуру Бельянинова от имени России должен выдвинуть Минфин.

О том, что Бельянинов может перейти на работу в ЕАБР, источники «Ведомостей» рассказывали сразу после его увольнения из таможенной службы. О назначении Бельянинова было принято решение еще до скандала, который устроили силовики, рассказывает федеральный чиновник. «Пришлось подождать, пока все забудется, так как должность международная», — резюмирует он.

Руководство ЕАЭС рассмотрит возможность докапитализации Евразийского банка развития (ЕАБР) в национальных валютах. По словам руководства Банка, ему все труднее найти «охотников за долларами и евро», а переход на расчеты в нацвалютах позволит «уйти от рисков и вызовов».


Евразийский банк развития (ЕАБР) просит рассмотреть вопрос докапитализировать его в национальных валютах из-за избытка долларовой ликвидности. «Охотников за долларами и евро нет, все хотят кредитоваться в национальных валютах»,- заявил председатель правления банка Андрей Бельянинов на заседании Евразийского межправительственного совета в Алматы. Он напомнил, что банк с долларовым собственным капиталом был сформирован более 11 лет назад, поэтому сейчас, без соответствующего дофинансирования, развитие организации может приостановиться. По словам господина Бельянинова, со второго квартала текущего года планируется начать расчеты в национальных валютах внутри самого банка, минуя доллары и евро, чтобы «уйти от тех рисков и вызовов, которые сейчас на пороге».

« Надо подумать, что с этими долларами делать. Может, изъять их вместе с евро и внести в уставной капитал нацвалюты?» - отреагировал премьер-министр России Дмитрий Медведев.

«Это возможный выход, раз никто не хочет кредитов в резервных валютах»,- отметил он.

Несколько замявшись, Андрей Бельянинов признал, что «так будет лучше». «Наш инвестиционный портфель реально вырастет, потому что у половины наших участников оборотный капитал находится в области казначейских операций»,- пояснил он. «Однако если я правильно вас понял - без шуток - вы предлагаете все-таки капитал, который сформирован из резервных валют, оставить, но внести еще и дополнительный в национальных?» - посмеявшись, уточнил российский премьер. «Может быть, как-то дискретно, в соответствии с каким-то графиком, чтобы не наносить ущерба, министерствам финансов рассмотреть такую возможность?» - попросил глава ЕАБР. По его словам, капитал банка, который должен был составить $7 млрд, в реальности был сформирован только на $1,5 млрд. «Давайте подумаем»,- подытожил дискуссию господин Медведев.

Евразийский банк развития - международная организация, созданная для содействия экономическому росту государств-участников. В настоящее время ее членами являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Надежда Краснушкина, Алматы