Основные международные финансово-кредитные институты. Международный Банк реконструкции и развития, который выдает кредиты средне богатым государствам

Во всемирном хозяйстве постоянно перемешается денежный капи­тал, формирующийся в процессе воспроизводства отдельных стран. Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг, капиталов. Эти потоки отличаются единством формы (обычно в денеж­ной форме, в виде финансово-кредитных инструментов) и места (ры­нок).

Специфической сферой рыночных отношений являются мировые валютные, кредитные, финансовые рынки, а также рынки золота. Эта система рыночных отношений обеспечивает аккумуляцию и перерасп­ределение мировых финансовых потоков в целях непрерывности и эф­фективности воспроизводства. Движение мировых финансовых пото­ков осуществляется через банки, специализированные финансово-кре­дитные институты, фондовые биржи.

В результате конкуренции в мире на базе ведущих национальных рынков сложились тринадцать мировых финансовых центров – Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур, Бахрейн и т.д. Это центры сосредоточения банковс­ких и финансовых институтов, осуществляющих международные валют­ные, кредитно-финансовые, фондовые операции, сделки с золотом.

Движение мировых финансовых потоков происходит через следую­щие основные рынки.

Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складываю­щемуся на основе спроса и предложения. Институциональная структу­ра валютного рынка включает банки, брокеров, предприятия. На Западе 85-95% валютных сделок производятся на межбанковском рынке. Ва­лютные биржи на Западе сохранились лишь в отдельных странах и иг­рают скромную роль. Специфика России заключается в том, что опре­деленная часть валютных сделок осуществляется на восьми валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже. Однако межбанковский рынок постепенно оттесняет биржевой валют­ный рынок. При валютных ограничениях (например, в России) требу­ется лицензия на проведение валютных операций.

Инструментами сделок на валютных рынках являются банковские векселя, тратты, чеки, банковские переводы, особенно телеграфные (бан­кноты - только при обмене валют).

Валютные операции обеспечивают международные расчеты, стра­хование валютных и кредитных рисков, проведение валютной полити­ки, получение прибыли участниками, а также используются для валют­ной спекуляции. В связи с этим валютные операции, как свидетельствует мировой опыт, давно стали объектом государственного и банковского наблюдения и контроля. Ряд банков испытывает затруднения и терпит банкротство из-за потерь в валютных операциях.

Мировой кредитный рынок - специфическая сфера международного движения ссудного капитала между странами на условиях возвратнос­ти и уплаты процента, где формируются спрос и предложение на заем­ный капитал. Традиционно разграничивались рынок краткосрочных ссудных капиталов (денежный рынок) и рынок средне- и долгосрочных капиталов (рынок капиталов), в том числе финансовый рынок. Мировой финансовый рынок - часть рынка ссудных капиталов, где преимуществен­но производятся эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. На практике это деление постепенно утрачивает значение, так как происходит вза­имный перелив капиталов, а обычные банковские кредиты замещают­ся эмиссией ценных бумаг.

Составной частью мирового рынка ссудных капиталов с конца 50-х гг. стал рынок евровалют, на котором евробанки осуществляют в основном депозитно-ссудные операции в иностранных валютах, при­надлежащих нерезидентам стран-эмитентов этих валют (например, дол­лары на счетах иностранных банков в США и за рубежом).

Рынки золота - специальные центры торговли золотом, где произ­водится его регулярная купля-продажа по рыночной цене.

Таким образом, сложился круглосуточно функционирующий интер­национальный рыночный механизм, управляющий мировыми финан­совыми потоками.

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и ста­билизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые орга­низации. Среди них ведущее место занимают Международный валют­ный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «хо­лодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате ре­форм, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по ана­логии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал опре­деляет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взве­шенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14% количества членов МВФ, име­ют почти 60% голосов, в том числе США - 17,7%, страны ЕС - 26,2%. В ВБ США располагают 17% всех голосов, т.е. столько, сколько 140 раз­вивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую кво­ту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконст­рукции и развития (МБРР) и три его филиала.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-чле­нов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачива­ются полностью (около 25% - СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачи­ваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гаран­тийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмис­сии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.

В дополнение к собственному капиталу международные финансо­вые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

Содействие сбалансированному росту международной торговли;

Предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

Отмена валютных ограничений;

Межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, за­фиксированных в Уставе фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими ус­ловиями:

Лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу.

Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Новым явлением с середины 80-х гг. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабили­зационные программы стали базироваться также и на концепции «эко­номики предложения» и направлены на развитие производства, прове­дение экономических реформ, нейтрализацию их негативных соци­альных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической де­ятельности в России усилил негативные последствия шокового перехо­да к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкрот­ства, неплатежи, коррупция и т.д.).

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономичес­ких миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

Международная ассоциация развития (MAP создана в 1960 г.) пре­доставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наиме­нее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в разме­ре 3/4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельно­сти с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совме­щаются потоки льготных государственных кредитов как формы эконо­мической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышлен­ность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты пре­доставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пят­надцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал пред­приятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе Всемирного банка тенденция сотруд­ничества, а не конкуренции с частными инвесторами.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консуль­тирует правительственные органы по вопросам иностранных инвести­ций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

Международные финансовые институты - МВФ и группа ВБ - игра­ют важную роль в регулировании международных кредитных отноше­ний. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствова­ниям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.

МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Восточной Европы.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - способство­вать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оп­лаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребова­ны, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия рекон­струкции и развитию инфраструктуры (включая экологические програм­мы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекомму­никационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие междуна­родные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разго­сударствлению предприятий, их структурной перестройке и модерни­зации, а также консультации по этим вопросам.

Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Ла­тинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.). Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов разви­тия соответствующих регионов, кредитование региональных объеди­нений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В регио­нальных банках развития установлен одинаковый принцип формиро­вания ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, про­водится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

Еще по теме Тема 16. Международные финансово – кредитные институты:

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги -

Международные финансово-кредитные институты2011 г. Похожие работы на тему "Международные финансово кредитные институты характеристика их видов":
Другие работы:

М. Фрей так объясняет цели Фонда: «... МВФ идет прямо к цели: его подход заключается в том, чтобы побуждать государства-члены проводить здоровую политику и открыть их экономику для торговли и инвестиций. Для этого МВФ настаивает на дисциплинирующей налоговой политике, чтобы гарантировать стабильность цен и сокращение дефицита торгового баланса и государственного бюджета, на здоровых финансовых системах и на стратегии, направленной на дальнейшую либерализацию частного сектора и торговли...» .

Главная задача МВФ — регулирование валютно-расчетных отношении между государствами и оказание финансовой помощи странам (создание валютных резервов, из которых правительства стран-членов МВФ могут заимствовать средства) путем предоставления краткосрочных займов в иностранной валюте при возникновении валютных затруднений, вызванных нарушениями равновесия платежных балансов, поддержание валютных паритетов. Фактически в МВФ закреплялась основа международной валютной системы.

Соглашение о создании МВФ было принято в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции 45 государств в Бреттон-Вудсе (США) и вступило в силу с 27 декабря 1945 г. С тех пор МВФ играет ведущую роль среди всех международных финансово-кредитных организаций (МФКО) в выработке принципов функционирования мировой финансовой системы и контроле за их исполнением. Задачи, стоящие перед ним, в основном оставались одни и те же, но изменялись формы и методы их осуществления вместе с эволюцией мировой финансовой системы. Кроме того, существенно расширился список членов Фонда, который охватывает почти все страны мира.

По оценкам политиков, изначально МВФ создавался как финансовая организация с превалирующей ролью США, которая требовала от своих членов согласования внешней национальной и, что не менее важно, внутренней экономической политики. Великобритания и другие капиталистические страны, зависимые от США, вынуждены были согласиться с этим, поскольку нуждались в средствах для восстановления своей экономики. Это большинство стран Латинской Америки, Филиппины, Либерия и еще шесть стран — частей бывшей Британской империи, в том числе Индия, Канада, Новая Зеландия.

На первом этапе основными задачами МВФ были :

Устранение валютного контроля, который практиковался многими странами до Второй мировой войны;

Обеспечение конвертируемости валют;

Стабилизация валютных курсов в соответствии с основным принципом Бреттон-Вудской системы.

Первые две задачи применительно к основным мировым валютам были в основном решены. В частности, практически обеспечена конвертируемость по операциям спот. В странах ЕС с 1990 г. провозглашена свобода перелива капиталов. В большинстве развитых стран устранен или смягчен валютный контроль, так что в настоящее время МВФ должен способствовать свободе торговли. Однако все же многие развивающиеся страны, страны с переходной экономикой, к которым относится и Россия, продолжают практиковать валютный контроль. Фонд проводит с такими членами консультации не реже 1 раз в год.

До настоящего времени не удалось найти механизм, обеспечивающий относительную стабильность валютных курсов. В современной мировой валютной системе отказались от идеи фиксированных валютных паритетов, но проблема предотвращения резких скачков курсов отдельных валют остается актуальной, поскольку они ведут к дезорганизации экономических отношений, значительным убыткам у ТНК.

Число стран — членов МВФ постоянно растет (в 2006 г. - 185). В 1990-х гг. в МВФ вступили страны СНГ, а также Швейцария, которая ранее придерживалась принципа «конструктивного нечленства». В 2006 г. Черногория стала 185-ым самостоятельным членом МВФ.

Руководящим органом МВФ является Совет гувернеров (управляющих), в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя — в основном министра, отвечающего в своей стране за валютную политику, либо президента эмиссионного банка. Совет гувернеров уполномочен решать важнейшие вопросы, в частности прием новых членов, установление и изменение квот участия, предоставление странам дополнительных СДР. С 1972 г. специальным комитетам Совета гувернеров было поручено контролировать функционирование валютной системы и ее дальнейшее развитие.

До 1974 г. эту работу выполнял Комитет двадцати, названный по числу членов, основной задачей которого была коренная реформа международной валютной системы в связи с разрушением Бреттон-Вудской системы. С 1974 г. текущий контроль за функционированием мировой валютной системы и ее приспособление к изменяющимся условиям осуществляет новый Временный комитет (Interim Committee), который состоит из 24 человек. В настоящее время данный Комитет преобразован в новый орган - Международный валютно-финансовый комитет (МВФК). Заседания проходят 2 раза в год. Формально Комитет не обладал правами принятия решений, являясь консультационным органом. Но фактически ему принадлежит в МВФ ведущая роль.

Имеются также две группы: в первую входят по 8 представителей от континентов Африки, Азии и Латинской Америки, которые встречаются перед заседаниями Временного комитета, во вторую — представители развитых стран. Последняя координирует помощь средне- и восточноевропейским странам.

Текущее хозяйственное руководство МВФ осуществляет Исполнительный директорат, состоящий из 24 исполнительных директоров. Из них 5 определяются членами МВФ с наивысшими квотами, остальные каждые 2 года выбираются гувернерами других стран-участниц, как правило, по региональным группам. Исполнительный директорат выбирает на 5 лет директора-распорядителя, который одновременно является Верховным куратором международного штаба МВФ.

Доля каждой страны как в Совете гувернеров, так и исполнительном Директорате напрямую зависит от финансового участия страны в МВФ. Каждый из членов имеет по 250 основных голосов и 1 дополнительный Голос на каждые 100 000 единиц квоты страны. Последняя квота рассчитывается на основе таких показателей, как ВНП, величина золотовалютных резервов, объем экспорта и импорта и др. Основной долей голосов располагают США (около 20%), а также суммарно страны ЕС (около 30%). Однако в исполнительном директорате действует правило вето, что часто нейтрализует первенство в голосах.

Для каждой страны устанавливается своя квота, в соответствии с которой определяются обязательства членов по платежам (subscription), права заимствования и право голоса. Первоначально одна четвертая часть платежных обязательств стран выполнялась золотом, остаток — валютой страны. Во второй редакции Устава МВФ место золота заняли платежи в СДР. Однако Фонд может разрешить эту часть платежей осуществлять в иностранной или собственной валюте страны. В пределах финансовых платежей по своим обязательствам страна автоматически получает право заимствования в так называемых резервных траншах. Ясно, что резервные транши не представляют фактически кредитование со стороны МВФ. В случае повышения экономической роли стран-участниц их квота возрастает, что увеличивает их возможности заимствования в резервных траншах, а также финансовый потенциал МВФ,

В соответствии с кооперативной основой МВФ стремится осуществлять помощь по финансированию дефицитов платежных балансов в основном за счет платежей своих членов. Однако помимо последних Фонд использует и другие возможности для пополнения своих кредитных ресурсов :

Обязательную продажу членами МВФ своей валюты в установленных границах за предоставленные СДР;

Заимствования у членов МВФ при их согласии;

Операции на международных финансовых рынках;

Процентные платежи по ранее предоставленным кредитам и возврат основных сумм долга;

Кредитные линии, которые открываются отдельными странами или их группами.

До 1993 г. действовала кредитная линия, которая была открыта в соответствии с соглашением 10 стран (США, Германия, Япония, Франция и др.) и первоначально использовалась лишь для кредитования именно этих стран, а затем также и других членов МВФ. В 1970-х — начале 1980-х гг. после двух резких повышений цен на нефть Фонд взял кредиты у нефтедобывающих стран, имевших положительные платежные балансы и значительные валютные резервы.

Возможности привлечения средств на международных финансовых рынках до сих пор практически не используются фондом. Ряд наиболее активных его членов опасается, что операции на них поставят МВФ в сильную зависимость от тенденций развития этих рынков, не всегда бывающих благоприятными.

Кредитный портфель Фонда достаточно широк и постоянно изменяется: одни виды кредитной помощи странам-участницам прекращают свое существование, другие, наоборот, вводятся в практику. Последняя реформа в сфере кредитной политики МВФ произошла в 2000 г., после периода финансовых кризисов, которые затронули многие развивающиеся страны, а также в связи с тем, что возросли масштабы невозврата и задержек погашений кредитов. В результате реформы было уменьшено число кредитных программ Фонда, их размеры, сокращены ожидаемые сроки возврата кредитов, усилен контроль за использованием средств. Число регулярных кредитных линий с этого периода стало равно пяти, и, кроме того, сохраняется кредитная линия, в рамках которой средства предоставляются на более мягких, чем обычно, условиях (табл. 1).

Таблица 1

Кредитные линии МВФ после реформы 2000 г.

Вид кредитной линии

Пределы заимствований, % квоты

Срок возврата средств, годы

Назначение

Кредитыстенд- бай (SBA, Stand -by Arrangement)

100 (ежегодно) 300 (в сумме)

Смягчение проблем краткосрочного дефицита платежного баланса

Расширеннаяфондоваялиния (EFF, Extended Fund Facility)

Финансирование долгосрочного дефицита платежного баланса

Кредиты для пополнения валютных резервов (SRF, Supplemental Reserve Facility)

Нет привязки к квоте

Финансирование особо устойчивого и большого дефицита платежного баланса, особенно в случае угрозы для МВС

Превентивная кредитная линия (CCL, Contingent Credit Lines)

Нет строгой привязки к квоте, но предположительный размер от 300 до 500

Финансирование возможного дефицита платежного баланса в странах, которые проводят обоснованную экономическую политику

Линия компенсационного финансирования (CFF, Compensatory Financing Facility)

От 10 до 55 без учета границ заимствований по линиям SBA

Компенсационное финансирование потерь при экспорте или повышенных затрат при импорте зерновых

Кредиты для борьбы с бедностью и обеспечения экономического роста (PRGF, Poverty Reduction and Growth Facility)

От 140 до 185 независимо от прочих кредитных линий МВФ

От 5,5 до 10

Финансовая поддержка структурно обусловленных проблем с платежным балансом в странах с низким уровнем ВНД

Большинство видов кредитов Фонда имеют ряд общих черт. Во-первых, чаще всего его величина увязывается с размером квоты страны в МВФ, хотя есть и исключения. Во-вторых, кредит предоставляется в форме заимствования, при котором страна покупает у МВФ иностранную валюту или СДР за собственную. По истечении установленного периода страна-участница обязана выкупить национальную валюту в тех средствах, в которых был предоставлен кредит, В-третьих, кредиты даются при условии принятия и выполнения страной определенных обязательств по реформированию экономики, согласованных с Фондом (связанный характер кредитов).

Основными видами кредитов МВФ являются так называемые кредитные соглашения «stand-by» (Stand-By Arrangement - SBA). Главное их назначение - кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-участниц для преодоления дефицита платежного баланса. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами. Каждый последующий транш выделяется только при условии выполнения страной стабилизационных программ. В последних МВФ устанавливает по согласованию со страной-участницей меры макроэкономического характера, например по преодолению дефицита бюджета, снижению уровня инфляции, устранению или смягчению экспортных и импортных квот и пошлин и т.п. Если страна не выполняет условий соглашения с МВФ, то очередной транш может быть задержан или обязательство о его предоставлении аннулировано.

Одним из относительно новых видов кредитов МВФ является предоставление средств на пополнение валютных резервов центрального банка страны (Supplemental Reserve Facility - SRF). Эти средства служат для предотвращения резких колебаний валютного курса, которые могут приводить к большому дефициту платежного баланса

Линии компенсационного финансирования (Compensatory Financing Facility — CFF) открываются для стран — экспортеров сырья и импортеров зерновых. В первом случае компенсируются временные убытки, возникающие у стран, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых экспортных цен, во втором — дополнительные издержки, связанные с повышением импортных цен зерна. Проценты, начисляемые в рамках указанных кредитов, зависят от источника средств, назначения кредита и кредитополучааеля. Кроме того, МВФ взимает со стран-заемщиков комиссионный сбор в размере 0,5% суммы кредита на покрытие организационных расходов.

Для стран, которые имеют низкий уровень дохода на душу населения и испытывают большие проблемы с платежным балансом, МВФ предоставляет кредиты на борьбу с бедностью и обеспечение экономического роста (Poverty Reduction and Growth Facility — PRGF). Ставка процента по ним не превышает обычно 0,5% годовых. Перед предоставлением кредитов страна-заемщик, МВФ и Всемирный банк разрабатывают совместно среднесрочный рамочный план экономического развития (Policy Framework Paper), служащий основой программы структурных преобразований, конкретизируемой в ежегодных соглашениях сторон. В отличие от стабилизационных программ по кредитным траншам, «рамочный» план экономического развития носит менее жесткий характер, в частности, не устанавливаются, как правило, целевые величины уровня инфляции, государственного долга и т.п.

Для облегчения развивающимся странам финансового бремени при получении кредитных траншей и специальных линий (фактически на рыночных условиях), МВФ может предоставлять процентные субсидии со специального счета, достигающие порой половины ставки по кредиту. Средства этого счета формируются в основном от платежей по кредитам Доверительного фонда , а также пожертвований ряда стран. Поскольку МВФ в целом придерживается принципов равного обслуживания своих членов, процентные субсидии являются исключением.

При решении вопроса о предоставлении кредитных траншей и специальных линий исследуется воздействие на платежный баланс страны ряда значимых величин, например таких, как импортные и экспортные цены важнейших товаров, ставки процента на международных финансовых рынках и др. Если они изменяются неблагоприятным образом и это отражается на платежном балансе страны, то по заключению экспертов Фонда может быть принято решение о предоставлении кредита. Если же тенденции изменения изучаемых величин более благоприятные, чем ожидалось, то страна обязана увеличивать свои валютные резервы или сокращать средства, заимствуемые у МВФ.

В связи с тем, что ряд стран не соблюдает свои платежные обязательства, МВФ открыл страховые счета (Special Contingent Accounts). Средства на них поступают в основном из процентов по кредитам МВФ, а также за счет взносов стран-должников и стран-кредиторов.

Таким образом, международный валютный фонд предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

Страны-члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51%, страны Центральной и Восточной Европы - 13%, остальные европейские страны - 11%, неевропейские страны - 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5%).

Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов. Обычные ресурсы включают: 1) уставный капитал ЕБРР; 2) привлеченные заемные средства; 3) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал; 4) прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов фондов технического и инвестиционного сотрудничества. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на реализацию рентабельных проектов развития.

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного секторов, переходящих на рыночные методы хозяйствования:

1) предоставление кредитов на развитие производства;

2) инвестирование в акционерный капитал предприятий;

3) гарантированное размещение ценных бумаг;

4) предоставления различных гарантий;

5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;

6) предоставление займов и оказание технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры.

Таким образом, Европейский банк реконструкции и развития был образован для содействия реформам в странах бывшего социалистического лагеря в связи с переходом к ориентированной на рынок экономике. ЕБРР предоставляет кредитов на развитие производства, предоставляет гарантии, размещает ресурсы специальных фондов в соответствие с их целевым назначением, оказывает содействие развитию инфраструктуры. Европейский инвестиционный банк был создан для содействия развитию экономики наименее развитых районов стран Европейского союза.

Итак, в заключение второй главы можно сделать следующие выводы:

1) Международный валютный фонд предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте;

2) Группу Всемирного банка образуют МБРР, MAP, МФК, МАГИ и МЦУИС. Основными функциями ВБ являются: инвестиционная деятельность в развивающихся странах; аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам; посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами;

3) основными функциями Банка международных расчетов являются: обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнение роли доверенного лица при проведении межгосударственных расчетов участников. Банк проводит депозитно-ссудные, фондовые и другие операции, в том числе с золотом, а также осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений;

4) Европейский инвестиционный банк был создан для содействия развитию экономики наименее развитых районов стран Европейского союза;

5) Европейский банк реконструкции и развития был образован для содействия реформам в странах бывшего социалистического лагеря в связи с переходом к ориентированной на рынок экономике. ЕБРР предоставляет кредиты на развитие производства, предоставляет гарантии, размещает ресурсы специальных фондов в соответствие с их целевым назначением, оказывает содействие развитию инфраструктуры.

Глава 3. Проблемы и пути реформирования международных финансово-кредитных организаций

3.1. Проблемы Международного валютного фонда

Глобализация политических и социально-экономических процессов делает настоятельной необходимость наличия координатора межгосударственных взаимодействий. Но в том виде, в каком МВФ существует сегодня, он не может ответить новым реалиям времени. Характерной особенностью всех кризисов было то, что МВФ и его представители, несмотря на постоянный надзор за положением кредитуемых им стран, не смогли предвидеть негативный ход развития событий. Следующие один за другим кризисы в странах, находящихся под патронажем МВФ, показали следующее.

1. Одномерный монетаристский подход к решению сложных экономических проблем, игнорирующий интересы страны-заемщика и ее граждан, несостоятелен. Экономические проблемы определяются набором детерминант, в числе которых капитал (валюта) — одна из них. Валюта — всего лишь средство обмена, а также средство отчуждения результатов чужого труда.

2. Невозможно решать проблемы стабилизации и «выравнивания платежного баланса» универсальными методами, без учета многогранной специфики каждой страны, ее национальных традиций, природных ресурсов, уровня интеллектуального и научно-технического потенциалов.

3. Снятие национального контроля над операциями с капиталами (под напором требований МВФ) приводит к активизации спекулятивных операций, стремительному росту коррупции, которые нарушают финансовую и экономическую стабильность не только в отдельно взятой стране, но и во всем мире.

4. Требование МВФ от государств-заемщиков гарантий и выполнения специальных условий, привлечение их к ответственности посредством применения экономических и политических санкций налагает и на Фонд свою меру ответственности в случае, если его рецепты наносят ущерб стране или ее населению. Однако механизм такой ответственности Фонда отсутствует.

5. Использование МВФ как инструмента извлечения выгод одними странами—членами Фонда за счет ущемления других снижают доверие к этому международному финансовому институту и эффективность его усилий.

Поэтому в экономической сфере международной системы взаимоотношении актуализируется проблема трансформации МВФ. От того, в каком ключе будет происходить эта трансформация, во многом зависит будущая архитектура международных финансовых и торгово-экономических отношений. Именно эта проблема занимает центральное место в современных дискуссиях Спектр предложений весьма широк: от ликвидации Фонда как самостоятельного учреждения (путем объединения его с Всемирным банком) до значительного расширения его функций.

Таким образом, рекомендации по реформированию фонда состоят в изменении его функций и трансформации из исключительно кредитного учреждения в координационно-аналитическое, способное своевременно информировать сообщество о надвигающихся экономических кризисах.

3.2. Направления модернизации международных финансовых институтов

Многочисленные проекты реформ международной финансовой системы обсуждаются в последнее время на самых разных уровнях и форумах: на совещаниях в рамках «большой восьмерки» и «двадцатки», в международных организациях, исследовательских центрах, в деловых и научных изданиях. Базовая цель таких проектов — интенсивные поиски путей, для того чтобы в дальнейшем предотвращать или хотя бы смягчать финансовые потрясения и их негативные последствия для мировой экономики.

Руководство МВФ не могло остаться в стороне от этих дискуссий. Оно сформулировало свою программу, состоящую из пяти пунктов. Предложения Фонда сводятся к следующему:

Во-первых, придать большую открытость («прозрачность») финансовым отношениям как по линии государства, так и по линии банков и других компаний (в том числе нефинансовых), требуя от них соблюдения принятых стандартов бухгалтерского учета и аудита (это относится и к самому МВФ);

Во-вторых, разработать правила (кодексы) хорошего поведения в области экономики и финансовых рынков;

В-третьих, продолжать либерализацию движения капитала, но упорядоченным образом, учитывая необходимые для этого предпосылки;

В-четвертых, укреплять и реформировать финансовый сектор;

В-пятых, найти оптимальные пути решения сложных проблем, связанных с поддержкой частных финансовых институтов, оказавшихся на грани банкротства.

Наиболее радикальные предложения предусматривают создание в глобальном масштабе таких же институтов и механизмов, которые действуют в рамках каждой отдельной страны и выполняют три главных функции: кредитор в последней инстанции; регулятор финансовых рынков и денежных ссуд; принимающий решения о банкротствах. В системе международных отношений таким банкротом может оказаться целая страна. В некоторых вариантах предлагается дополнить вышеназванные функции «глобальной валютой», которую мог бы эмитировать «глобальной центральный банк», в частности, для того чтобы стимулировать экономический рост.

К сожалению, все заявления и рекомендации имеют общий характер, так как до настоящего времени почти не содержат конкретных деталей. Тем не менее, они дают представление о том, в каком направлении может быть скорректирован в будущем Устав МВФ.

Таким образом, совершенствование международных финансово-кредитных институтов должно идти в следующих направлениях: 1) открытость финансовых отношений; 2) внедрение правил поведения в области экономики и финансовых рынков; 3) упорядоченная либерализация движения капитала; 4) укрепление и реформирование финансового сектора; 4) разработка мер по поддержке частных финансовых институтов, оказавшихся на грани банкротства.

Итак, в заключение третьей главы можно сделать следующие выводы:

1) большинство рекомендаций по реформированию МВФ состоит в изменении его функций и трансформации из исключительно кредитного учреждения в координационно-аналитическое, способное своевременно информировать сообщество о надвигающихся экономических кризисах.

2) для развития международных финансово-кредитных институтов необходимо развивать открытость финансовых отношений, внедрять правил поведения в области экономики и финансовых рынков; регулировать движения капитала; разработать меры по поддержке частных финансовых институтов, оказавшихся на грани банкротства.

Заключение

В результате развития экономики стран и международных торговых отношений были образованы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование МЭО, в том числе валютно-кредитных и финансовых.

Основными причинами появления международных финансово-кредитных институтов является глобализации хозяйственной жизни и необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики.

В состав международных финансово-кредитных институтов входят банковские (например, БМР, ВБ, ЕБРР, ЕИБ) и не банковские институты (например, МВФ).

По направлениям деятельности можно выделить следующие финансово-кредитные институты: осуществляющие регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений, консультационные межправительственные форумы и научно-исследовательские.

Целями деятельности международных финансово-кредитных институтов являются: стабилизации международных финансов и мировой экономики, валютное и кредитно-финансовое регулирование, разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Международный валютный фонд предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Группу Всемирного банка образуют МБРР, MAP, МФК, МАГИ и МЦУИС. Основными функциями ВБ являются: инвестиционная деятельность в развивающихся странах; аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам; посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Основными функциями Банка международных расчетов являются: обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнение роли доверенного лица при проведении межгосударственных расчетов участников. Банк проводит депозитно-ссудные, фондовые и другие операции, в том числе с золотом, а также осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Европейский инвестиционный банк был создан для содействия развитию экономики наименее развитых районов стран Европейского союза, а Европейский банк реконструкции и развития был образован для содействия реформам в странах бывшего социалистического лагеря в связи с переходом к ориентированной на рынок экономике. ЕБРР предоставляет кредиты на развитие производства, предоставляет гарантии, размещает ресурсы специальных фондов в соответствие с их целевым назначением, оказывает содействие развитию инфраструктуры.

Большинство рекомендаций по реформированию МВФ состоит в изменении его функций и трансформации из исключительно кредитного учреждения в координационно-аналитическое, способное своевременно информировать сообщество о надвигающихся экономических кризисах.

Для развития международных финансово-кредитных институтов необходимо развивать открытость финансовых отношений, внедрять правил поведения в области экономики и финансовых рынков; регулировать движения капитала; разработать меры по поддержке частных финансовых институтов, оказавшихся на грани банкротства.

Список литературы

    Авагян Г.Л., Вешкин Ю.Г. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: "Экономистъ", 2005.

    Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит. Учебник. - М.: Высшее образование, 2006. - 575 c.

    Белозеров С.А. Иванов В.В. и др. Финансы в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2004. - 272 с.

    Белотелова Н. П., Белотелова Ж. С. Деньги. Кредит. Банки. - М.: «Издательский дом Дашков и К», 2009. - 483 с.

    Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы. Краткий курс. - СПб.: ПИТЕР, 2007. - 144 c.

    Владимирова М.П., Козлов А.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2006. - 288 с.

    Ефимов В.С. Финансы. Часть 2. - М.: МИЭМП, 2010.

    Жуков Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки. - М.: «ЮНИТИ», 2010. - 783 с.

    Иванов В. В., Соколов Б. И. Деньги. Кредит. Банки. - М.: «Проспект», 2009. - 848 с.

    Красавина Л.Н., ред. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. - М.: "Финансы и статистика", 2006. - 608 с.

    Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки. - М.: «ЮНИТИ». 2007. - 527 с.

    Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс. - М.: «КноРус», 2011. - 320 с.

    Малахова Н. Г. Деньги. Кредит. Банки. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. - 249 с.

    Меркулова И. В., Лукьянова А. Ю. Деньги, кредит, банки. - М.: «КноРус», 2010. - 348 с.

    Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: "Дело и сервис", 2007. - 816 с.

    Перепеченко В. П. Деньги, кредит, банки. - М.: «Экономика», 2008. - 150 с.

    Проданова Н.А., Мульченко Е.В. Деньги, кредит, банки: конспект лекций. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. - 185 с.

    Рабыко И. Н. Деньги, кредит, банки: опорные конспекты. - М.: «Экоперспектива», 2008. - 86 с.

    Романовский М.В., Врублевская О.В., ред. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: "Юрайт-Издат", 2007. - 543 с.

    Рудый К.В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения: учебное пособие. - М.: "Новое знание", 2007. - 426 с.

    Самодурова Н.В. Всемирный банк: кредитование экономики. - М.: Финансы и статистика, 2003.

    Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Проспект, 2007. - 720 c.

    Финансы: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.

    Фрей М. О деятельности институтов Bretton Woods (Всемирного банка и Международного валютного фонда) // Проект доклада на Парламентской Ассамблеи Совета Европы, 1997.

    Щегарцов В.А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль. - М.: Юнити, 2005.

Щегарцов В.А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль. - М.: Юнити, 2005. с. 265 - 266

Фрей М. О деятельности институтов Bretton Woods (Всемирного банка и Международного валютного фонда) // Проект доклада на Парламентской Ассамблеи Совета Европы, 1997.

Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств от стран-кредиторов и установлении контроля над страной-заемщиком в области ее валютно-финансовой политики. Так, для расширения помощи развивающимся странам в МВФ были сформированы " Доверительный фонд " (1976-1981 гг.), финансированный средствами от продажи золота на золотых аукционах; Генеральное соглашение о займах, заключенное с промышленно развитыми странами и странами ОПЕК (середина 70-х гг.); "Нефтяной фонд " (1974-1976 гг.), образованный главным образом за счет средств нефтедобывающих стран для выдачи кредитов странам-импортерам нефти для покрытия дефицита платежного баланса; Фонд Виттевеена (1979-1981 гг.), предназначенный для кредитования стран с дефицитом платежных балансов и исчерпавшим возможности получения обычных ссуд в МВФ, и др.

13 3. Белозеров С.А. Иванов В.В. и др. Финансы в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2004. – 272 с.
4. Белотелова Н. П., Белотелова Ж. С. Деньги. Кредит. Банки. – М.: «Издательский дом Дашков и К», 2009. - 483 с.
5. Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы. Краткий курс. - СПб.: ПИТЕР, 2007. - 144 c.
6. Владимирова М.П., Козлов А.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2006. – 288 с.
7. Ефимов В.С. Финансы. Часть 2. - М.: МИЭМП, 2010.
8. Жуков Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки. – М.: «ЮНИТИ», 2010. - 783 с.
9. Иванов В. В., Соколов Б. И. Деньги. Кредит. Банки. – М.: «Проспект», 2009. - 848 с.
10. Красавина Л.Н., ред. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. - М.: "Финансы и статистика", 2006. – 608 с.
11. Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки. – М.: «ЮНИТИ». 2007. – 527 с.
12. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс. – М.: «КноРус», 2011. - 320 с.
13. Малахова Н. Г. Деньги. Кредит. Банки. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. - 249 с.
14. Меркулова И. В., Лукьянова А. Ю. Деньги, кредит, банки. – М.: «КноРус», 2010. - 348 с.
15. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: "Дело и сервис", 2007. - 816 с.
16. Перепеченко В. П. Деньги, кредит, банки. – М.: «Экономика», 2008. - 150 с.
17. Проданова Н.А., Мульченко Е.В. Деньги, кредит, банки: конспект лекций. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. - 185 с.
18. Рабыко И. Н. Деньги, кредит, банки: опорные конспекты. – М.: «Экоперспектива», 2008. - 86 с.
19. Романовский М.В., Врублевская О.В., ред. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: "Юрайт-Издат", 2007. - 543 с.
20. Рудый К.В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения: учебное пособие. - М.: "Новое знание", 2007. - 426 с.
21. Самодурова Н.В. Всемирный банк: кредитование экономики. - М.: Финансы и статистика, 2003.
22. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Проспект, 2007. - 720 c.
23. Финансы: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
24. Фрей М. О деятельности институтов Bretton Woods (Всемирного банка и Международного валютного фонда) // Проект доклада на Парламентской Ассамблеи Совета Европы, 1997.
25. Щегарцов В.А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль. - М.: Юнити, 2005.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации располагают большими полномочиями и ресурсами и призваны регулировать международные экономические отношения . Общая цель - развитие международного сотрудничества и обеспечение целостности и стабильности всемирного хозяйства. К таким организациям в первую очередь относятся: Международный валютный фонд (МВФ); группа Всемирного банка , включающая Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Банк международных расчетов и Всемирная торговая организация (ВТО).

Международные финансовые институты призваны:

  1. объединять усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики ;
  2. осуществлять международное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
  3. разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Вкратце остановимся на некоторых из них.

Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей 1-22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих. Исполнительный орган - директорат. Штаб-квартира МВФ находится в Нью-Йорке.

МВФ предназначен для:

  • содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества;
  • поддержания устойчивости валютных паритетов и устранения валютных ограничений;
  • оказания финансовой помощи странам-участницам при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте .

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.

Членство в МВФ является обязательным условием для вступления страны в Международный банк реконструкции и развития и другие, близкие ему валютно-кредитные организации.

Группа Всемирного банка (ВБ) - специализированное финансовое учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне. В состав ВБ входят: МФРР, MAP, МФК и МАГИ. У каждого института, входящего в группу Всемирного банка, свои функции, но их деятельность подчинена единой стратегии.

Основными функциями ВБ являются:

  • инвестиционная деятельность в развивающихся странах;
  • аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
  • систематическая корректировка состава и содержания оказываемых услуг и деталей реализуемых программ;
  • посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал свою деятельность с июня 1946 г., МБРР - головной институт в группе Всемирного банка.

Руководящие органы МБРР - Совет управляющих и директорат (исполнительный орган)

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15-17 лет по более низким процентным ставкам , чем коммерческие банки. За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму более 300 млрд. долл.

В МБРР действует в рамках следующих программ:

  • борьба с бедностью и экономическое управление;
  • социальное развитие и экология;
  • финансы, частный сектор, инфраструктура;
  • развитие человеческого потенциала.

МБРР в 1998 г. предоставил кредитов на сумму 19,2 млрд. долл.

Одно из первых мест среди получателей кредитов МБРР занимает Россия, которая за 1993-1998 гг, получила средства в сумме 5,4 млрд. долл.

Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. Кредиты MAP выдаются развивающимся странам на срок от 35 до 40 лет, льготный период - 10 лет. Ссуды - беспроцентные, плата взимается только на покрытие административных издержек в размере 0,5% годовых. Льготные кредиты могут получить только те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими доходами на душу населения. В 1998 г. MAP предоставила кредитов на сумму - 5,6 млрд. долл.

Все страны, являющиеся членами МБРР могут вступить в MAP.

Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора без получения правительственных гарантий.

МФК инвестирует средства в акционерные капиталы предприятий , которым оказывает кредитную поддержку, финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий. Большое внимание МФК уделяет развитию малого бизнеса и охране окружающей среды.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) было создано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков, к которым относятся:

  • отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей ;
  • экспроприация имущества инвестора;
  • военные действия;
  • политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке;
  • невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

МАГИ могут быть гарантированы следующие инвестиции:

  • взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал;
  • ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами;
  • некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.

МАГИ, как правило, предоставляют гарантии сроком на 15 лет, а иногда и до 20 лет. При этом гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций. Деятельность МАГИ координируется с национальными страховыми компаниями.

Банк международных расчетов (БМР) - это первый международный банк, созданный в 1930 г. с целью содействия сотрудничеству центральных банков Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии и обеспечения между ними международных расчетов.

В настоящее время членами БМП являются более 30 государств.

Управление деятельностью БМР осуществляется Общим собранием и Советом директоров.

Основными функциями БМР являются:

  • обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций;
  • выполнение роли доверенного лица, при проведении межгосударственных расчетов участников;
  • проведение депозитно-ссудных, фондовых и других операций, в том числе с золотом;
  • осуществление межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений.

БМР также является крупным мировым экономическим информационно-исследовательским центром. При этом БМР активно сотрудничает с другими международными кредитно-финансовыми организациями.

Всемирная торговая организация (ВТО) - это международная межправительственная организация, созданная в 1994 г. в соответствии с заключительным актом Уругвайского раунда и призванная заменить Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Перед ВТО стоят следующие цели:

  • обеспечение полной занятости;
  • содействие росту производства и торгового обмена товарами и услугами;
  • оптимальное использование источников сырья с целого обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.

Основные функции ВТО:

  • осуществление административных функций в отношении многосторонних торговых соглашений, составляющих Соглашение о ВТО, и организация их выполнения;
  • является форумом для проведения многосторонних торговых переговоров между членами ВТО;
  • содействие разрешению торговых споров между своими членами;
  • осуществление контроля за национальной политикой своих членов в области торговли;
  • развитие сотрудничества с другими международными учреждениями, занимающимися выработкой политического курса в сфере глобальной экономики.

Эриашвили Н.Д. Финансовое право. 2000

Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков.

К ним относятся:

Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-кредитная организация. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение - в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны могут получить кредиты при условии проведения ими определенной эк. политики. Условия получения кредита: сокращение дефицита бюджета, снижение темпа роста ден. массы, поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции. МВФ служит институциональной основой междунар. валютной системы.

Основными целями его деятельности являются: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы и обменных курсов валют; создание благоприятных условий для сбалансированного роста международной торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами - членами МВФ и устранении валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для корректировки их платежных балансов без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; содействие сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов стран - членов МВФ.

Банк международных расчетов (БМР) - Создан в 1930 г. и является старейшим международным финансово-кредитным институтом, деятельность которого направлена на развитие международного сотрудничества в сфере валютных отношений. Учредителями МБР выступили Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония. В настоящее время его членами являются 34 государства. Месторасположение БМР - Базель (Швейцария).

Основными целями деятельности МБР являются содействие сотрудничеству между центральными банками, обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций, а также выполнение функций доверенного лица или агента при проведении международных расчетов его членов.

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Всемирный банк (ВБ). Этот банк является специализированным учреждением ООН, деятельность которого направлена на снижение уровня бедности и повышение качества жизни, а также призвана содействовать устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

ВБ оказывает помощь этим странам в таких областях, где трудно получить финансирование за счет других источников. В частности, это касается развития сельского хозяйства, защиты окружающей среды, улучшения образования и здравоохранения, увеличения производства электроэнергии, расширения сетей связи и т.д. ВБ является крупнейшим в мире инвестиционным институтом, имеющим 40 отделений по всему миру. Он осуществляет кредитование экономики развивающихся стран, однако, в отличие от других банков, ВБ также консультирует страны по вопросам эффективного использования полученных средств, оказывает им техническую и консультационную помощь в реструктуризации и развитии экономики, а также содействует привлечению частных иностранных инвестиций в экономику кредитуемых стран.

Всемирный банк, как и МВФ, был создан в 1944 г. решением Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой конференции. Общей целью этих институтов является содействие стабильному развитию мировой экономики. Их деятельность является взаимодополняющей. Банк предоставляет в основном среднесрочные и долгосрочные кредиты для помощи странам в создании долгосрочных условий экономического роста и повышении жизненного уровня. Он сотрудничает с МВФ по многим направлениям, причем в последнее время это сотрудничество становится все более тесным.

Различают Группу Всемирного банка, которая состоит из ряда тесно связанных между собой межправительственных финансово-кредитных организаций:

1. Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (MAP), Международной финансовой корпорации (МФК), Международного агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). МБРР и его дочернее предприятие MAP образуют Всемирный банк.

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.

2. Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых), к-е не в состоянии брать кредиты у МБРР. В год МАР выдает кредитов на сумму до 5 млрд. долл.

3. Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором. Содействует эк. росту развивающихся стран, поддерживает част. сектор (техническая помощь, консультирование).

Европейский фонд развития (European Development Fund) – предоставляет финансы для стабилизационных фондов и венчурный капитал. Финансирует Стабекс (Stabex) – фонд стабилизации доходов от экспорта, Сисмин (Sysmin) – фонд стабилизации добывающей промышленности, предоставляет чрезвычайную помощь в слуае природных бедствий, финансирует помощь беженцам и структурные преобразования в странах, осуществляющих экономические реформы.

Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank) – образованный в соответствии с Римским договором главный инвестиционный институт ЕС, созданный за счет взносов стран ЕС в уставный капитал и мобилизации средств на мировом рынке капиталов, инвестируемых в приоритетные проекты в странах ЕС. Главная задача банка – способствовать вырвниванию уровней экономического развития стран ЕС путем финансирования проектов в менее развитых странах, а также поддержка проектов общеевропейского масштаба в области транспорта, связи, охраны окружающей среды, энергетики. Помимо стран ЕС банк предоставляет кредиты странам, подписавшим соглашения с ЕС, - странам Ломейской конвенции, странам, находящимся в ассоциации с ЕС, и т.д.

Итак, наиболее развитой интеграционной группировкой в мире является Европейский союз (ЕС). С момента своего образования ЕС прошел все основные этапы интеграционного процесса и в настоящее время находится на этапе развития и совершенствования экономического союза. В рамках 15 стран ЕС обеспечена свобода передвижения товаров и всех факторов производства, проводится единая внешнеторговая политика на базе общего таможенного тарифа, единая политика в области сельского хозяйства, энергетики, транспорта и некоторых других областях. По мере развития валютной интеграции страны ЕС намерены перейти к единой валюте и единому европейскому центральному банку. Для управления ЕС созданы межгосударственные представительные, исполнительный и судебные органы, наделенные некоторыми наднациональными полномочиями по принятию решений от лица ЕС в целом.

30. Международные финансово-кредитные институты и их роль в международных экономических отношениях.

Международные валютно-финансовые и кредитные органи­зации играют все более заметную роль в мировой экономике.

Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регу­лирующее начало и определенную стабильность в функциониро­вание валютно-расчетных отношений.

Во-вторых, они призва­ны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отно­шений между странами, причем эта их функция неизменно уси­ливается.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, ана­лиза и обобщения информации о тенденциях развития и вы­работки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хо­зяйства.

Международный валютный фонд (МВФ) - одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций.

Фонд уч­режден в 1944 г., реально он начал функционировать в 1946 г. Местопребывание - Вашингтон (США).

В МВФ входят 182 стра­ны, в том числе Россия Ресурсы формируются за счет взносов стран - членов Фонда.

Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме про­дажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на наци­ональную валюту страны-должника, а погашается кредит посред­ством выкупа национальной валюты заемщиком за СКВ или СДР

Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой ста­билизации и корректировок платежного баланса. В своей деятель­ности МВФ руководствуется принципом обусловленности, со­гласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

Кредиты М ВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.

Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся стра­нам. В эту группу входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) -главная составляющая группы Всемирного банка. Основан 1945 г. Сосредотачивает свои усилия на предоставлении кредите относительно богатым развивающимся странам. Часто этот банк называют Всемирным.

2. Международная ассоциация развития (MAP). Образована I960 г. Осуществляет предоставление особо льготных кредите беднейшим развивающимся государствам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.

3. Международная финансовая корпорация (МФК). Основан в 1956 г. Занимается содействием экономическому росту развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору.

4. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Создано в 1988 г. Осуществляет поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых не­коммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестицион­ных споров (МЦУИС). Основан в 1966 г. Осуществляет содейст­вие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информа­цией об

инвестиционном законодательстве различных Стран.

МБРР - Всемирный банк

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), как уже отмечалось, часто называют Всемирным банком. Его место­пребывание - Вашингтон (США). В настоящее время он объеди­няет более 180 стран мира.

В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в том числе СНГ. Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в перио­ды кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для МБРР являются такие структурные преоб­разования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляют­ся кредиты по льготным, сильно заниженным процентным став­кам. Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кре­диты предназначаются для финансирования конкретных инвес­тиционных проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций. Программные кредиты призваны помочь прави­тельству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэконо­мических связей. В этом случае кредит - не обеспечение опре­деленного инвестиционного проекта, а средство общего финан­сирования государственного бюджета в соответствии с кардиналь­ным изменением экономической политики.

BMP

Банк международных расчетов (БМР) - первый межгосудар­ственный банк, организованный в Базеле (Швейцария) в 1930 г. как международный банк, координирующий действия националь­ных банков. Его учредителями были банки Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Главной задачей БМР было облегчение расчетов по репатриационным платежам Германии и военным долгам. В его функции входило также содействие сотрудничеству центральных банков и расчетов между ними. Свою основную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор.

ЕБРР

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - третья влиятельная кредитная организация. Он был создан в 1991 г. (при­ступил к операциям в апреле 1991 г.) специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание - Лондон (Великобритания). В ЕБРР входит 59 стран.

Россия является крупнейшим получателем помощи от ЕБРР. В России ЕБРР действует по следующим направлениям: укрепление мелкого бизнеса и новых частных предприятий; укрепление финансовой системы в России; создание возможностей для "ступа российских предприятий к инвестиционному капиталу. Особая роль отведена программам финансирования внешнеторговых операций. ЕБРР взаимодействует со своей родственной организацией – МБРР, с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.Цели ЕБРР заключаются в том, чтобы осуществлять финансо­вую помощь новым государствам Евразии и Восточной Европы в проведении эк-х реформ, в частности в финансирова­нии "программ приватизации" и поощрения "частной инициати­вы" и "духа предпринимательства". Более эффективной была бы деятельность этого банка, если бы его руководство перешло на формы сотрудничества с новыми государствами непосредственно на уровне самих банковских ор­ганизаций, например, через обучение их персонала современным методам работы банков в развитых странах рыночной экономики или в новых инд-х странах, в которых они действуют с высокой эффективностью.