Нормативно правовое регулирование бухгалтерского учета история. Необходимость установления централизации в ведении бухгалтерского учета достигается тем, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Ф

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В данной презентации мы рассмотрим следующие темы: Понятие правового регулирования бухгалтерского учета Виды нормативно-правовых актов в области правового регулирования бухгалтерского учета Порядок и правила правового регулирования бухгалтерского учета Налоговый учет

3 слайд

Описание слайда:

Понятие правового регулирования бухгалтерского учета. Правовое регулирование бухгалтерского учета - это процесс воздействия государства на общественные отношения в области бухгалтерского учета с помощью юридических норм (норм права). Методы правового регулирования: Императивные Диспозитивные - способ властного воздействия на участника общественных отношений в области бухгалтерского учета, урегулированных нормами права. - способ регулирования отношений между участниками бухгалтерского учета, являющимися равноправными сторонами.

4 слайд

Описание слайда:

Виды нормативно-правовых актов в области правового регулирования бухгалтерского учета.

5 слайд

Описание слайда:

Система нормативных актов Главная задача - создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. Первый уровень - законы Российской федерации о бухгалтерском учете, устанавливающие единые правовые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К ним относятся Гражданский кодекс РФ Федеральный закон "О бухгалтерском учете"; Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, определяющие правовую основу хозяйствования отдельных экономических субъектов, а также их взаимоотношения.

6 слайд

Описание слайда:

Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учёта отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определённому виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчётности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирования с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ министерство ориентируется на международные стандарты финансовой отчётности (МСФО). В настоящее время принято 20 положений по бухгалтерскому учёту.

7 слайд

Описание слайда:

Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учёта, в том числе инструкции, указания и т. п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании). К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

8 слайд

Описание слайда:

Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационных аспектах. К таким документам по учету финансовых результатов деятельности организации можно отнести: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учета по счетам 90, 91, 99 и др.

9 слайд

Описание слайда:

В настоящее время основу правового регулирования бухгалтерского учета определяет Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями). 1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. 2. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

10 слайд

Описание слайда:

Порядок и правила правового регулирования бухгалтерского учета. Граждане, ведут учет доходов и расходов в интересах налогообложения в порядке, установленным налоговым законодательством. Применение правил бухгалтерского учета является обязанностью всех организаций. Уклонение от их выполнения признается нарушением закона.

11 слайд

Описание слайда:

Основные правила ведения бухучета: а) обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов; б) осуществление бухгалтерского учета обязательно на русском языке; в) в валюте РФ. Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Раздел определяет состав бухгалтерской отчетности, правила расчета статей этой бухгалтерской отчетности, порядок ее предоставления и хранения.

12 слайд

"Международный бухгалтерский учет", 2011, N 47

В статье рассмотрена система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Нормативно-правовые акты представлены в виде иерархической системы, что позволяет учетным работникам решать проблемы, связанные с их взаимными противоречиями, и отдавать предпочтение нормам, имеющим большую юридическую силу.

Предложенная классификация законодательных и подзаконных нормативных актов имеет важное народно-хозяйственное значение в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство и совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Информация, полученная на основании данных бухгалтерского учета, в настоящее время является основной для большинства пользователей. Данные учетных регистров, которые сгруппированы и детализированы по определенным признакам, позволяют оценивать финансовые риски, составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность, которые, в свою очередь, формируют мнение пользователей о финансовом состоянии организации, перспективах ее развития.

Развитие рыночных отношений, усложнение задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, предъявляют повышенные требования к квалификации и профессионализму учетных работников.

Таким образом, бухгалтерский учет представляет сферу общественных отношений, в которой практическое применение правовых норм является особо актуальным.

Требования к бухгалтерскому учету и возможность осуществления контроля за их выполнением содержит система нормативно-правового регулирования.

Вместе с тем существуют определенные проблемы, которые связаны с взаимными противоречиями нормативных актов.

Различают следующие основные принципы для определения того, какой из взаимоисключающих норм пользоваться <1>.

<1> Енгибарян Р.В. Теория государства и права: Учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. С. 478.

  1. Если противоречия содержатся в двух актах разной юридической силы, то используют норму, введенную актом большей юридической силы.
  2. Если противоречия встречаются в актах равной юридической силы, то используют норму, введенную более поздним нормативным актом.
  3. Если противоречия встречаются в актах одной юридической силы, то акты разделяют на "общие" и "специальные" и используют специальные нормы.

Нормативно-правовому регулированию подлежат отношения различной степени сложности - этот факт определяет многоступенчатость, иерархическую систему нормативно-правовых актов России.

Определение иерархии нормативных актов, в каком соотношении они находятся, позволяет решить ряд проблем, связанных со взаимными противоречиями, и отдать предпочтение норме, имеющей большую юридическую силу.

В общем виде систему нормативно-правовых актов России представляют в следующем виде <2>:

I. Конституция (Основной Закон) РФ.

II. Федеральные законы; подзаконные правовые акты.

III. Указы Президента РФ.

IV. Постановления Правительства РФ.

V. Нормативные акты министерств и ведомств.

VI. Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов <3>.

VII. Локальные нормативные акты государственных и негосударственных организаций различных форм собственности.

<2> Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов и факультетов, под ред. проф. С.С. Алексеева / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский, В.И. Леушин, В.Д. Перевалов, О.А. Пучков, Р.К. Русинов, А.П. Семитко, Н.Н. Тарасов, А.С. Шабуров. М.: Норма, 2005. 496 с.
<3> Учитывая, что правовое регулирование учета на муниципальном уровне представлено единичными правовыми актами, уместно не осуществлять дифференциации правотворчества органов государственной власти и управления субъектов РФ и муниципалитетов.

Конституция (Основной Закон) РФ является основой всего законодательства России.

Федеральные законы принимаются в РФ Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в их подписании в течение 14 дней и обнародовании. В особую группу выделены федеральные конституционные законы , которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком принятия - необходимо 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.

Указы Президента РФ (главы государства) занимают следующее после законов место в системе нормативных актов и обязательны для исполнения на всей территории РФ.

В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. Указы Президента РФ как устанавливают самостоятельные нормы права, так и носят ненормативный характер, включая поручения органам управления разработать нормативные акты в пределах своей компетенции.

В случае противоречия указа Президента РФ Конституции РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и, по обыкновению, они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством РФ.

Постановления Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, которые издаются в форме постановлений. Особенность постановлений Правительства РФ состоит в том, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств (иные федеральные органы исполнительной власти). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов.

Акты этой группы очень многочисленны и разнообразны. К ним относятся:

  • приказы и инструкции;
  • постановления;
  • положения;
  • письма и т.д.

Они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, должностных лиц.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее 10 дней после регистрации.

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов. Органы власти и управления субъектов Федерации согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

Локальными нормативными актами государственных и негосударственных организаций различных форм собственности называются юридические акты, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления организации. К таким актам относятся издаваемые руководителем организации уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов.

Общим для всех видов подзаконных актов РФ является то, что они, наряду с законами, регулируют отношения между субъектами гражданского оборота. Граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства.

Согласно п. "р" ст. 71 Конституции РФ официальный бухгалтерский учет находится в ведении РФ. Частью 1 ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. Таким образом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ вопросы бухгалтерского учета регламентированы быть не могут.

Учитывая тот факт, что Конституцией РФ не предусмотрено принятие по вопросам официального бухгалтерского учета федерального конституционного закона, принят Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Закон N 129-ФЗ регулирует организацию бухгалтерского учета и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории РФ. Статьей 3 законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете рассматриваемому Закону определено центральное место в системе законодательства РФ о бухгалтерском учете. Закон N 129-ФЗ устанавливает единые правовые нормы и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Другие федеральные законы содержат лишь отдельные положения, регулирующие бухгалтерский учет.

Например , Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в котором ст. 57 определено: "Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами".

Другим примером регулирования бухгалтерского учета федеральными законами является Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в соответствии с п. 1 ст. 28 которого "страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового регулирования в соответствии с законодательством".

Указы Президента РФ (третий уровень нормативного регулирования) в части бухгалтерского учета могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В условиях реформирования, административной реформы указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо.

Одним из указов Президента РФ, относящихся к законодательству о бухгалтерском учете, является Указ "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" (далее - Указ о первоочередных мерах). Данным Указом о первоочередных мерах определен Перечень поручений Правительства РФ, во исполнение которых утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Другими примерами являются указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны иных отношений. При необходимости более полного правового регулирования общественных отношений, которые были урегулированы Указом о первоочередных мерах, могут разрабатываться как нормативные акты, обладающие большей юридической силой, так и акты, которые обладают меньшей юридической силой. Если разрабатываются акты, обладающие большей юридической силой, в виде законов, то они принимаются Федеральным Собранием РФ, после чего указ Президента РФ отменяется и начинают действовать нормы закона.

Нормативные акты министерств и ведомств в области бухгалтерского учета представлены положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и актами методического характера - указаниями, рекомендациями, инструкциями по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ, которое делегировало эту функцию Минфину России. В структуре Минфина России этими вопросами занимается Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Как отмечено ранее, подзаконные правовые акты этого уровня приобретают статус нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования.

Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере их применения, условно можно разделить на три группы:

  1. Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации (табл. 1).

Таблица 1

Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации

Номер ПБУ Наименование ПБУ Дата утверждения
и номер Приказа
Минфина России
Положение по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в РФ
29.07.1998, N 34н
ПБУ 1/2008 Учетная политика организации 06.10.2008, N 106н
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации 06.07.1999, N 43н
ПБУ 7/98 События после отчетной даты 25.11.1998, N 56н
ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные
обязательства и условные активы
13.12.2010, N 167н
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах 29.04.2008, N 48н
ПБУ 12/2010 Информация по сегментам 08.11.2010, N 143н
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности 02.07.2002, N 66н
ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений 06.10.2008, N 106н
ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете
и отчетности
28.06.2010, N 63н
ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств 02.02.2011, N 11н
  1. Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств (табл. 2).

Таблица 2

Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств

Номер ПБУ Наименование ПБУ Дата утверждения
и номер Приказа
Минфина России
ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость
которых выражена в иностранной валюте
27.11.2006, N 154н
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов 09.06.2001, N 44н
ПБУ 6/01 Учет основных средств 30.03.2001, N 26н
ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов 27.12.2007, N 153н
ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам 06.10.2008, N 107н
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические
работы
19.11.2002, N 115н
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений 10.12.2002, N 126н
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной
деятельности
24.11.2003, N 105н
Положение по бухгалтерскому учету
долгосрочных инвестиций
30.12.1993, N 160
  1. Положения, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных групп хозяйственных операций, доходов и расходов (табл. 3).

Таблица 3

Положения, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных групп хозяйственных операций, доходов и расходов

Акты методического характера - указания, рекомендации, инструкции, утвержденные Минфином России, Центральным банком РФ, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами, носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Акты методического характера обязательно должны проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ, для того чтобы их использование организациями в виде нормативных стало правомерным. Исключение составляют акты, содержащие предписания, установленные для определенных лиц и означающие обязательность их исполнения такими лицами.

Разница между указаниями и рекомендациями состоит в степени обязательности практического применения их требований. Как правило, требования методических указаний являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны к исполнению. При наличии указаний по соответствующему поводу (по ведению учета на отдельных участках и т.д.) организация не имеет права применять другие подходы к отражению урегулированных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета в учете или отчетности.

Таким образом, на основе методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием ценностей.

Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого или ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной деятельности отдельных отраслей.

Акты методического характера условно можно разделить на две группы:

  1. Разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, на основе ПБУ. Например , Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (МПЗ) определяют порядок организации бухгалтерского учета МПЗ на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01.
  2. Устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета - неурегулированные ПБУ.

В частности, к первой группе можно отнести:

  • Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (на основе Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99));
  • Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н));
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (на основе ПБУ 5/01);
  • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01).

Ко второй группе относятся:

  • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды;
  • Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций;
  • Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
  • формы бухгалтерской отчетности;
  • Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом.

Рассмотренный уровень нормативного регулирования более детально раскрывает основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету законодательными и подзаконными актами более высоких уровней. Кроме того, осуществляемое реформирование бухгалтерского учета в РФ, его трансформация к МСФО определяют объективную необходимость в дополнительных разъяснениях требований отдельных законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета по их применению в конкретных условиях хозяйственной деятельности.

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов РФ или муниципалитетов могут регулировать финансовые, бюджетные или налоговые отношения в пределах своих полномочий. Например , перечень видов деятельности, которые подлежат переводу на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), отражен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, а обязанность по применению ЕНВД при осуществлении вида деятельности из утвержденного перечня вводится соответствующими нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом на ЕНВД могут быть переведены как все виды деятельности из перечня, так и только отдельные виды деятельности (т.е. выборочно). Кроме того, при расчете облагаемой базы по ЕНВД применяется корректирующий коэффициент базовой доходности (К2), учитывающий влияние на размер дохода от деятельности разных особенностей, связанных с ее ведением (например, ассортимент товара, сезонность, режим работы, место ведения деятельности и пр.). Значения коэффициента также устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Локальные нормативные акты регламентируют бухгалтерский учет и составление бухгалтерской отчетности в самой организации. Они состоят из внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевую принадлежность, структуру, размеры организации и другие факторы. Эти документы носят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формируют ее учетную политику.

Согласно п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя, при этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации и прочих особенностей.

Приведенная классификация законодательных и подзаконных нормативных актов условна и основана на их юридической силе. У различных авторов можно встретить подразделение нормативных актов на четыре-пять уровней. Как представляется, приведенная классификация является наиболее полной.

Список литературы

  1. Енгибарян Р.В. Теория государства и права: Учеб. пособ. / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. 576 с.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ; от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 22.11.2011).
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010).
  5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (в ред. от 27.06.2011).
  6. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. от 18.07.2011).
  7. О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)": Указ Президента РФ от 03.04.1997 N 278.
  8. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (в ред. от 28.06.2005).
  9. О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих: Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 (в ред. Указа Президента РФ от 06.12.2007 N 1643).
  10. Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: Приказ Минфина России от 21.03.2000 N 29н.
  11. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н (в ред. от 24.12.2010).
  12. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина России от 13.10.2003 N 91н (в ред. от 24.12.2010).
  13. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды: Приказ Минфина России от 26.12.2002 N 135н (в ред. от 24.12.2010).
  14. О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности: Приказ Минфина России от 30.12.1996 N 112 (в ред. от 24.12.2010).
  15. Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций: Приказ Минфина России от 20.05.2003 N 44н (в ред. от 25.10.2010).
  16. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283.
  17. О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
  18. Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом: Приказ Минфина России от 28.11.2001 N 97н (в ред. от 25.10.2010).
  19. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
  20. Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 19.06.1995 N 07-01-389-95.
  21. Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. С.С. Алексеева / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский, В.И. Леушин, В.Д. Перевалов, О.А. Пучков, Р.К. Русинов, А.П. Семитко, Н.Н. Тарасов, А.С. Шабуров. М.: Норма, 2005. 496 с.

А.Н.Кизилов

профессор,

заведующий кафедрой аудита

Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ)

Основой существования и функционирования любого правового государства является его Конституция. Согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ официальный бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Это положение имеет крайне важное значение для его регулирования.

  • 1. Нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету вправе издавать только федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Ни один губернатор, ни один представительный орган субъекта Федерации не вправе издавать нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет.
  • 2. Правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется только федеральными законами и федеральными подзаконными нормативно-правовыми актами. Следовательно, бухгалтерский учет не может регулироваться законами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Краснодарского края и т.д.
  • 3. На всей территории нашей страны действуют единые правила бухгалтерского учета. Не может быть бухгалтерского учета Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Краснодарского края и т.д.

Следующим документом, устанавливающим основы нормативноправового регулирования бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете). Согласно ст. 4 указанного Закона законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов. Согласно п. 1 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете к документам, регулирующим бухгалтерский учет, относятся федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. С целью более глубокого понимания системы нормативно-правового регулирования организации и ведения бухгалтерского учета остановимся на этих документах более подробно.

С 1 января 2013 г. федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) являются основными нормативно-правовыми актами в области его регулирования. В настоящее время в силу п. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете роль ФСБУ выполняют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 Закона о бухгалтерском учете исключительным правом по утверждению ФСБУ обладает федеральный орган государственного регулирования бухгалтерского учета, которым является Министерство финансов Российской Федерации (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 329).

Следующий уровень нормативно-правовых документов, регулирующих организацию и ведение бухгалтерского учета, составляют отраслевые стандарты (ОСБУ). В соответствии с нормами ст. 23 Закона о бухгалтерском учете ОСБУ, так же как и ФСБУ, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Из этого правила законодателем сделано исключение лишь для кредитных организаций, в отношении которых ОСБУ утверждаются Центральным банком Российской Федерации. Наиболее важным отличием ОСБУ от ФСБУ является то, что ОСБУ устанавливают особенности применения ФСБУ в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете), в то время как ФСБУ носят универсальный характер: они не учитывают вид деятельности хозяйствующего субъекта (п. 3 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Таким образом, ОСБУ обязательны для применения только теми организациями, которые осуществляют виды деятельности, регулируемые этими ОСБУ.

Вторым важным отличием ОСБУ от ФСБУ, как уже отмечалось выше, является то, что ФСБУ наделены более высокой юридической силой, т.е. ОСБУ не могут противоречить ФСБУ. При наличии подобного противоречия должны применяться нормы ФСБУ.

Следующим видом документов, регулирующих бухгалтерский учет на подзаконном уровне, являются рекомендации в области бухгалтерского учета (далее РОБУ). Закон о бухгалтерском учете прямо указывает, что данные документы в отличие от ФСБУ и ОСБУ носят рекомендательный характер, т.е. они не обязательны к применению и, как следствие, не содержат правовых норм и нормативно-правовыми актами не являются.

В отличие от ФСБУ, утверждаемых Минфином России, и ОСБУ, утверждение которых поделено между Минфином РФ и ЦБ РФ, Закон о бухгалтерском учете (п. 2 ст. 22) предоставляет право разрабатывать РОБУ фактически неограниченному кругу лиц: саморегули- руемым организациям, а также ассоциациям, союзам и иным некоммерческим организациям, преследующим цели развития бухгалтерского учета. Всех этих лиц закон называет субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Несмотря на то что РОБУ, утверждаемые этими субъектами, носят рекомендательный характер, их создание и применение будет выполнять такие важные функций, как:

  • восполнение законодательных пробелов в тех видах деятельности, регулирование которых не установлено ФСБУ и ОСБУ. В дальнейшем РОБУ могут лечь в основу подготовки или внесения дополнений в ФСБУ и ОСБУ;
  • обобщение и систематизация опыта ведения бухгалтерского учета отдельных операций, регулирование которых не предполагается осуществлять посредством ФСБУ или ОСБУ;
  • восполнение нехватки нормативно-правовых документов, регулирующих бухгалтерский учет в конкретной организации. Известно, что круг вопросов, которые должны быть урегулированы учетной политикой организации, достаточно широк даже у субъектов малого предпринимательства. РОБУ позволят существенно снизить трудоемкость создания нормативно-правовой базы регулирования бухгалтерского учета в самой организации. Хозяйствующий субъект сможет либо сделать такие документы обязательными для себя, либо использовать их содержание для создания внутренних стандартов.
  • использовать их в случаях, когда это необходимо и целесообразно;
  • защитить систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета от попадания неэффективных, некорректных либо ошибочных правил его организации и ведения.

Несмотря на то что РОБУ утверждаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, придать им статус нормативно-правовых актов может лишь сама организация. Для этого в своей учетной политике ей следует сделать соответствующую оговорку. Поэтому субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета в институциональную структуру органов регулирования бухгалтерского учета не попадают.

Последний уровень нормативно-правового регулирования составляют стандарты экономического субъекта. Здесь необходимо обратить внимание на то, что законодатель не называет в качестве нормативно-правового документа данного уровня учетную политику. Данный факт объясняется тем, что круг локальных нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, может быть в организации гораздо шире, чем приказ об утверждении учетной политики организации. Более того, стандарты экономического субъекта могут иметь свою внутрикорпоративную иерархию (т.е. одни стандарты могут иметь более высокую юридическую силу, чем другие).

Наделение организации полномочиями в части издания локальных нормативных актов, регулирующих порядок организации и ведения бухгалтерского учета, означает, что организация является полноправным участником нормативного регулирования бухгалтерского учета в рамках предоставленной ей компетенции, а стандарты экономического субъекта - составным элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Вышеизложенное позволяет определить институциональную структуру нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета следующим образом:

Вместе с тем классификация нормативно-правовых актов, которые могут регулировать порядок ведения бухгалтерского учета, по юридической силе более обширна и включает:

  • ГК РФ, Федеральные законы: от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 06.12.2011 г. № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете». С точки зрения бухгалтерского дела последний занимает особое место;
  • федеральные стандарты бухгалтерского учета;
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета (если учетной политикой организации предусмотрено, что они имеют для организации обязательную силу);
  • стандарты экономического субъекта.

Вконтакте

Одноклассники


Понятие и источники правового регулирования бухгалтерского учета

Понятие бухгалтерского учета. В условиях рыночной экономики для принятия правильных решений различным категориям пользователей необходимо наличие достоверной, достаточно полной информации о хозяйственной деятельности субъекта. Такой информацией являются бухгалтерский учет и отчетность.

Легальное определение бухгалтерского учета дано в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями) (далее - Закон о бухгалтерском учете). Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и др.;

2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Из данного выше определения бухгалтерского учета следует, что деятельность по бухгалтерскому учету представляет собой упорядоченную процедуру, которая состоит из пяти основных этапов:

1. наблюдение объектов учета и их измерение в денежном выражении;

2. закрепление в специальной форме (форме первичных учетных документов) результатов наблюдения и измерения хозяйственных операций - юридических фактов в бухгалтерском учете;

3. обработка информации, содержащейся в первичных учетных документах - ее группировка и систематизация в определенных разрезах, формирование на ее основе регистров бухгалтерского учета;

4. формирование бухгалтерской отчетности на основе сводной информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета;

5 передача документов внутренней и внешней бухгалтерской отчетности ее пользователям.

Бухгалтер имеет дело с различными документами: первичными учетными документами, учетными регистрами, бухгалтерской отчетностью.

Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете записывают на основе оправдательных документов, которые являются первичными учетными документами. Сведения из них переносятся в учетные регистры, там они систематизируются, т. е. записываются на бухгалтерских счетах. В конце отчетного периода по данным учетных регистров заполняется бухгалтерская отчетность организации.

К учету принимаются только документы, которые имеют юридическую значимость, т. е. документы определенной формы и правильно заполненные. Документы по своему назначению классифицируются на распорядительные и исполнительные. К распорядительным относятся документы, в которых содержится распоряжение о выполнение конкретной операции (приказы и распоряжения руководителей, наряды на выполнение работ и др.). В исполнительном (оправдательном) документе (накладная, расписка и др.) изложена сама операция. Данные виды документов могут быть сведены в единый документ. Формы первичных документов содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В ряде случаев бухгалтер может разработать форму самостоятельно. Первичные учетные документы должны быть составлены либо в момент совершения операций, либо сразу же после ее окончания. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером (бухгалтером). Эти лица несут ответственность за своевременное и качественное заполнение данных документов, достоверность указанных в них данных, передачу их в установленные сроки для записи в учетные регистры. Никакие исправления в кассовых и банковских первичных учетных документах не допускаются.

Первичные документы либо хранятся вместе с учетными регистрами, либо подшиваются в отдельные папки. Изъять первичные документы могут только органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суды, налоговые инспекции и органы внутренних дел в установленных законом случаях.

Для получения необходимых сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации следует данные о хозяйственных операциях, содержащиеся в первичных учетных документах, зарегистрировать и записать на соответствующих бухгалтерских счетах в учетных регистрах.

Учетные регистры - это специальные формы, приспособленные для регистрации и группировки в них сведений о хозяйственных операциях. Учетные регистры подразделяются на бухгалтерские книги (журналы), карточки и свободные листы (ведомости).

Для записи хозяйственной операции используются бухгалтерские счета.

Одной из наиболее важных классификаций счетов бухгалтерского учета является их классификация по степени обобщения содержащейся в них информации на синтетические и аналитические счета.

Синтетические счета - это наиболее высокий уровень обобщения в учете движения средств, изменения источников покрытия. Синтетический счет используется для учета общей стоимости определенного вида хозяйственных средств организации. Систематизированный перечень этих счетов называется Планом счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета вместе с Инструкцией по их применению в качестве нормативных правовых актов утверждается органом, которому предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Содержащийся в Плане счетов бухгалтерского учета перечень синтетических счетов является исчерпывающим.

План счетов бухгалтерского учета является систематизированным перечнем, в котором каждому синтетическому счету присваиваются порядковый номер (двузначный код) и определенное наименование. Примером синтетического счета первого порядка может служить синтетический счет 01 «Основные средства», предназначенный для учета стоимости всех принадлежащих на праве собственности или на ином вещном праве основных средств.

Для более детального учета средств и их источников используются аналитические счета, которые открываются на каждое наименование хозяйственных средств (или их источников) с количественными характеристиками, ценой за единицу и другими показателями. Перечень аналитических счетов не является исчерпывающим. Аналитические счета открывают в развитие соответствующего синтетического счета, и в них делают те же записи, что и в синтетическом счете, но в разрезе тех детальных показателей, которые оказываются необходимыми. Аналитические и синтетические счета имеют дебет и кредит, по ним выводят дебетовые и кредитовые остатки. Данные счета могут быть активными и пассивными.

Помимо синтетических и аналитических счетов в учете используются субсчета, которые занимают промежуточное положение между синтетическими и аналитическими счетами. Учет в них ведется в денежных измерителях. Вопрос о виде субсчетов и их количестве решается бухгалтером в зависимости от характера деятельности организации.

Все объекты хозяйственного учета рассматриваются с двух позиций: с позиции самих хозяйственных средств и с позиции источников их приобретения. На этом строится двойная запись, которая позволяет создать законченную схему контроля за правильностью ведения учета, так как одна и та же хозяйственная операция записывается дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета. В случае расхождения сумм по данной операции выявляются ошибки и устанавливается ответственность за них.

В Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета для каждого конкретного синтетического счета (исходного счета), кроме перечня конкретных типов имущества или обязательств, которые должны учитываться на этом счете, устанавливается также и корреспонденция счетов. Корреспонденция счетов представляет собой исчерпывающий перечень тех синтетических счетов, на которые вправе при ведении учета осуществляться проводки с исходного счета. Нормы, регулирующие данные проводки, являются по своему содержанию техническими нормами. Они закрепляют в правовой форме стандартную сетевую модель хозяйственной деятельности организации.

Источники правового регулирования бухгалтерского учета. Прежде всего источником права, который имеет наивысшую юридическую силу и нормы которого регулируют отношения по бухгалтерскому учету, является Конституция РФ. Пункт «р» ст. 71 Конституции РФ относит бухгалтерский учет к ведению Российской Федерации.

Закон о бухгалтерском учете является основным источником права, регулирующим деятельность по бухгалтерскому учету.

В соответствии со ст. 3 и 5 Закона о бухгалтерском учете источники права в сфере бухгалтерского учета по юридической силе можно разделить на следующие группы:

законодательство РФ о бухгалтерском учете, состоящее из: Закона о бухгалтерском учете и других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ;

положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Правительством РФ. В настоящее время издано 20 положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;

методические указания, инструкции, рекомендации и иные документы, которые разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, профессиональными объединениями бухгалтеров на основе и в развитие федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, положений по бухгалтерскому учету. В эту группу входят планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению;

локальные нормативные акты самой организации, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые ее руководителем в пределах принятой учетной политики. Данные документы, их форма, содержание, порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

Пункт 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете закрепляет положение о том, что регулировать бухгалтерский учет своими подзаконными актами могут только те органы, которым такое право предоставлено федеральными законами. Центральное положение в системе этих органов занимает Министерство финансов РФ.

В настоящее время к органам, регулирующим бухгалтерский учет, относятся: Центральный банк РФ; Федеральная служба по финансовым рынкам; орган по надзору за страховой деятельностью.

В п. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете приведен перечень правовых актов, которые вправе принимать органы, регулирующие бухгалтерский учет. Этот перечень не является исчерпывающим.

Система номативно-правового регулирования в РФ

Нормативно-правовое регулирование в России имеет иерархическую структуру, в которой все правотворческие акты располагаются по убыванию юридической силы. Нормативно-правовая база в РФ представлена на рисунке 1.

В Российской Федерации бухгалтерский учет строго регламентируется на государственном уровне. Законодательная база учетной деятельности является составной частью нормативно-правового регулирования страны в целом.

На рисунке 2 представлена структура нормативной базы бухгалтерского учета.

Каждый последующий уровень находится в подчиненном положении перед предыдущим и не должен ему противоречить. Рассмотрим более подробно каждый из уровней.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Нормативно-правовые документы данного уровня, прежде всего, определяют политику государства в отношении бухгалтерского учета всех экономических субъектов, действующих на территории нашей страны или находящиеся под ее юрисдикцией. Обязанность подчиняться федеральным стандартам бухгалтерского учета распространяется в частности на следующих лиц:

  • экономические субъекты всех форм собственности - частной, государственной и т. д.
  • субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы – ООО, АО и т.д.
  • компании вне зависимости от участия в уставном капитале собственности российских или иностранных лиц;
  • индивидуальных предпринимателей и частнопрактикующих специалистов – граждан РФ, иностранных государств, лиц без гражданства.

Правоустанавливающие документы данного уровня касаются следующих моментов:

  • Категории, которые необходимо рассматривать в качестве объектов учета, их классификации по различным признакам, правила относительно отражения в учете их поступления, движения и выбытия;
  • Валюта, в которой должен вестись учет в РФ, и правила пересчета объектов, которые выражены в иностранной валюте;
  • Содержание учетной политики, порядок ее разработки, принятия и изменения;
  • Допустимые способы ведения документооборота и требования к ним;
  • Общий план счетов учета и регламент его применения;
  • Отчетность - перечень ее показателей, правила составления, критерии оценки ее достоверности, состав отчетных форм;
  • Ведение бухгалтерского учета и представление отчетности в упрощенной форме для отдельных категорий экономических субъектов.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Данные стандарты представляют собой совокупность нормативно-правовых актов отраслевых ведомств, которые адаптируют федеральные стандарты под особенности экономических субъектов различного профиля деятельность. Различные направления бизнеса имеют свои особенности в части организации протекающих в нем процессов.

Например, оптовая торговля продовольственными товарами кардинально отличается от производства мебели, сельское хозяйство не похоже на банковскую деятельность и так далее. В виду специфики различных отраслей экономики предусмотрены соответствующие бухгалтерские стандарты.

Данный уровень является необязательным к применению. В настоящее время примерами таких документов являются методические рекомендации по учету отдельных категорий активов и письма Минфина. Хотя подобные документы носят рекомендательный характер - на что указывает их наименование, экономические субъекты в своей практической деятельности стараются им следовать.

Замечание 1

Чаще всего субъекты хозяйствования ориентируются на данные документы при возникновении сложных или спорных моментов в учетной практике. Особенно это касается ситуаций на стыке бухгалтерского и налогового учета, так как ошибки могут привести к денежным потерям в виде штрафных санкций и пеней. Также аудиторы при проведении аудита дают рекомендации ориентироваться на данные документы.

Стандарты экономического субъекта

Данный уровень стандартов действует только в ранках конкретного экономического субъекта, а также при наличии на его филиалы, представительства и подобные обособленные части.

В специальном распорядительном документе должны быть прописаны все правила ведения учета и составления отчетности внутри организации, которые не вступают в противоречие с вышеназванными стандартами. Экономические субъекты могут выбрать алгоритмы учета конкретных объектов в соответствие со своими особенностями.