Значение показателя убыточности в страховой деятельности. Расчёт основных статистических показателей убытков

К совокупной всех застрахованных объектов. Теоретически показатель убыточности страховой суммы выражает вероятную величину той доли принятой страховщиком на ответственность совокупной страховой суммы, которая выбывает в связи с наступлением (за год или за тарифный период).

Показатель убыточности страховой суммы принимался в отечественной практике за основу при определении страхового тарифа. Убыточность страховой суммы исчисляется в денежном выражении с единицы страховой суммы или в процентах.

Показатель убыточности страховой суммы имеет синтетический характер, его величина отражает как вероятность наступления страхового случая, так и ожидаемую величину ущерба. В связи с этим убыточность страховой суммы используется для оценки риска и применяется в анализе страховых операций, прежде всего для контроля за адекватностью обязательствам страховщика. С этой целью фактический показатель убыточности страховой суммы сопоставляется с величиной применяемой страховщиком нетто-ставки. Если фактическая величина убыточности страховой суммы приближается к величине нетто-ставки или превышает ее, проводят анализ ее элементов для выявления факторов, определяющих высокий уровень. Затем либо добивается снижения фактического уровня убыточности страховой суммы путем , либо пересматривает размер нетто-ставки.

При проведении экономического анализа убыточности страховой суммы учитывается присущая страхованию временная и территориальная раскладка ущерба. Для регионов с повышенным значением показателя разрабатываются программы его снижения.

Динамические ряды показателя убыточности страховой суммы характеризуют временную раскладку ущерба, создающую основу для прогнозирования выплат страхового возмещения и обеспечения. Показатель убыточности страховой суммы определяется по каждому или в целом по виду страхования в зависимости от наличия статистической информации. Развернутый анализ убыточности страховой суммы эффективен преимущественно в массовых видах страхования.

Принцип временной раскладки ущерба требует изучения динамических рядов убыточности страховой суммы и ее элементов. Показатель убыточность страховой суммы формируется под влиянием следующих факторов: числа застрахованных объектов и их страховой суммы, числа страховых случаев, числа пострадавших объектов и суммы страхового возмещения.

Применяются три элемента убыточности страховой суммы:

  1. частость, определяемая отношением числа страховых случаев к числу всех застрахованных объектов;
  2. опустошительность как отношение числа пострадавших объектов к числу страховых случаев;
  3. отношение рисков: средняя страховая сумма пострадавших объектов к средней страховой сумме застрахованных объектов.

Произведение частости, опустошительности и отношения рисков представляет собой убыточность страховой суммы. Элементы убыточности позволяют более глубоко анализировать синтетический показатель убыточности страховой суммы.

Убыточность страховой суммы определяется по каждому виду ответственности или в целом по виду страхования в зависимости от того, как построена нетто-ставка. Фактические показатели сопоставляются со средними, заложенными в тарифах. Если показатели убыточности страховой суммы приближаются к нетто-ставке или превышают ее размеры, это говорит о высоком уровне убыточности страховой суммы. По тем видам ответственности, по которым выплаты проводятся за счет резерва взносов (например, по дожитию в смешанном страховании жизни), синтетический показатель убыточности страховой суммы не анализируется.

Страховые риски и тарифы ГО

5 (100%) 1 vote

Страховые риски:
повреждение или гибель транспортных средств третьих лиц;
повреждение или гибель имущества, находившегося в транспортных средствах третьих лиц;
повреждение или гибель иного движимого или недвижимого имущества при столкновении с ними
движущихся транспортных средств;

смерть или утрата трудоспособности (временной или постоянной) третьих лиц.
Страховые тарифы не зависят от марки автомобиля. Они зависят от возраста и водительского
стажа застрахованного лица. Базовые тарифы по ГО устанавливаются при условии, что возраст
водителя больше 23 лет и стаж водителя больше 2 лет. Если возраст водителя меньше 23 или
больше 60 лет, то стоимость полиса увеличивается. При страховании гражданской ответственности
одновременно с риском «Ущерб» размер страховых премий по гражданской ответственности
уменьшается.

При признании факта наступления страхового случая потерпевшим лицам выплачивается страховое
возмещение в размере реального ущерба, причиненного их жизни, здоровью и/или имуществу,
но не более страховой суммы по договору страхования (или не более установленного в договоре
страхования лимита по одному страховому случаю).
Компенсация ущерба пострадавшему лицу производится в денежной форме - путем оплаты
соответствующих счетов.

Договор может быть заключен в отношении транспортных средств, срок эксплуатации которых не
превышает 10 лет (в случае первоначального заключения договора страхования).
Договор может быть заключен на срок, кратный 1 месяцу - от 30 дней до 1 года.
Если страхуются все водители данного автомобиля - доверенные лица или сменные водители служебных машин, то все они должны быть указаны в договоре страхования. Если застрахованное лицо в полисе не названо отдельно, то считается застрахованным риск ответственности Страхователя - предприятия или частного владельца автомобиля.

Объектом страхования гражданской ответственности владельцев средств транспорта является
ущерб, который может быть причинен при использовании застрахованного средства транспорта.
В соответствии с договором страхования Страховщик возмещает ущерб, причиненный
Страхователем жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, в результате аварии (столкновения,
наезда, опрокидывания, падения).
Размер суммы возмещения определяется Страховщиком в соответствии с действующим
законодательством и настоящими Правилами.

Не подлежит возмещению по страхованию гражданской ответственности ущерб:
транспортному средству Страхователя;
жизни и здоровью водителя и пассажиров, находившихся в средстве транспорта Страхователя
в момент наступления страхового случая;
имуществу водителя и пассажиров, которое находилось в средстве транспорта Страхователя в
момент наступления страхового случая;
возникший в результате действия непреодолимой силы. При продлении договоров страхования
применяется система скидок и надбавок к страховой премии в зависимости от результатов
прохождения предыдущего страхового периода.

Каждому транспортному средству в договоре присваивается определенный разряд по системе,
определяющий коэффициент скидки (надбавки). Разряд определяется отдельно по страхованию
«автокаско» и гражданской ответственности. При первоначальном заключении договора
транспортному средству присваивается разряд, соответствующий нулевой скидке.
При продлении страхования разряд может измениться в зависимости от результатов прохождения
предыдущего страхового периода. Изменение разряда происходит, если с момента предыдущего
изменения разряда или с момента присваивания первоначального разряда до даты продления прошло
12 или более месяцев (включая перерывы в страховании). Правила изменения разряда определяются
с помощью специальных таблиц, на основании коэффициента убыточности, который вычисляется отдельно по рискам «каско» и ГО.

Коэффициент убыточности рассчитывается по предыдущим договорам за период 24 месяца до даты
продления. Разряды сохраняются при переносе страхования с одного средства транспорта на
другое. По просьбе Страхователя или страховой организации Страховщик может выдать документ,
подтверждающий безаварийное прохождение страхования в Страховщике.
Документ выдается только в том случае, если за весь период страхования у Страхователя не
было ни одного страхового случая. В договорах страхования установлены «коэффициенты
страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении
страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства)
в период действия предыдущих договоров обязательного страхования».
Смысл коэффициентов - чем чаще человек попадает в аварию, тем больше он платит за следующую
страховку.

При заключении договора страхования в первый раз всем водителям присваивается третий класс
и коэффициент стоимости страховки равняется 1. Если водитель в течение года не совершил ни
одного ДТП, то ему дают пятый класс и коэффициент понижается до 0,95. Если страхователь в
течение 10 лет будет ездить аккуратно, то в конце концов коэффициент упадет до 0,5.
То есть за страховку человек будет платить в два раза меньше.

Если же в первый год страхования будет одна страховая выплата, то на следующий год
коэффициент стоимости страховки составит 1,55 и владелец автомобиля будет платить за
страхование в 1,55 раза больше. Даже если во второй год страхования ДТП не было, то
коэффициент на третий год составит 1,4. Если же в первый год страхования было два ДТП,
то коэффициент для второго года станет 2,45. Если этот год водитель проездит без аварий,
то коэффициент для третьего года будет 2,3, а чтобы вернуться к коэффициенту 1, нужно будет
ездить без ДТП четыре года, при этом оплачивая полис по завышенному тарифу.

Только при большом ущербе и при наличии пострадавших есть смысл официально оформлять аварию.
Если же нет уверенности, что больше ДТП ты не совершишь, то проще расплатиться с пострадавшим.
При небольших повреждениях урегулировать без оформления ущерб потерпевшего выгодно обоим
участникам аварии: виновнику не повысят коэффициент, а потерпевший избавится от волокиты,
предусмотренной ОСАГО.

Страховые компании предпочитают заключать договоры страхования с собственниками автомобилей,
а не с теми, на кого выписана доверенность.
При заключении договора страхования будьте внимательны - честно указывайте свой
водительский стаж, условия хранения и эксплуатации автомобиля, его оснащенность
противоугонными средствами, не забудьте указать людей, которым доверяете управление
автомобилем. Если сведения точны, у страховщика не будет повода отказать в возмещении
ущерба, сославшись на недостоверность сведений, сообщенных вами при заключении договора
страхования.

Поскольку страховых компаний много и не все готовы работать полностью добросовестно,
следует проверять договор страхования на соответствие его условий условиям, установленным
в ст. 927-970 ГК РФ и с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 263.

Коэффициент «бонус-малус» существенно влияет на стоимость ОСАГО. КБМ меняется в зависимости от частоты аварий по вине страхователя, а данные по показателю годами накапливаются в единой электронной базе РСА. Однако случается, что страховая история теряется или искажается. Как восстановить справедливость в этом случае?

Убыточность автолюбителя по ОСАГО влияет на величину расчётного коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Значение этого коэффициента используется при определении стоимости полиса. Каждому из значений КБМ соответствует свой «класс»:

Таблица 1. Классы страхователя ОСАГО.

таблица скроллится вправо
Начальный
класс КБМ (по
предыдущему
договору)
Значение
КБМ
Класс КБМ по новому договору по окончанию срока страхования
предыдущего договора, после
0
страховых
выплат
1
страховой
выплаты
2
страховых
выплат
3
страховых
выплат
4 и более
страховых
выплат
  • При безубыточной езде класс увеличивается каждый год на один (становится четвёртым, пятым и так далее). Вместе с ним растёт и скидка – на пять процентов от базового расчёта за каждые двенадцать месяцев страхования. Максимальная скидка – 50%. Пример: водитель с тринадцатым классом КБМ платит за ОСАГО в два раза меньше, чем водитель с третьим классом.
  • Если по полису были убытки, класс уменьшается (вместе со скидкой). Например, если при оформлении договора актуален пятый класс (КБМ 0,9), то после страхового случая класс понизится до третьего (КБМ 1,0). То есть, скидки при пролонгации полиса уже не будет. Если же по такому полису было два убытка, класс снижается до первого. Коэффициент бонус-малус составит 1,55, что при пролонгации увеличит базовый ценник ОСАГО на 55%. Максимально возможное значение КБМ составляет 2,45.

Разумеется, случаи, когда страхователь при ДТП является потерпевшей стороной, не влияют на значение КБМ. Не влияют на него и размеры выплат. Поэтому клиенты с одним крупным убытком платят за полис меньше, чем автолюбители с множеством мелких возмещений «за плечами». Даже если последние в сумме оказываются финансово менее убыточными.

Объектом применения КБМ является:

  • Водитель , если договором ОСАГО предусмотрен ограниченный список лиц, допущенных к управлению авто. При этом расчёт стоимости страховки осуществляется исходя из худшего значения КБМ из всех водителей, «вписанных» в полис.
  • Собственник машины в «привязке» к транспортному средству, если полис не предусматривает ограничений по водителям. Таким образом, к примеру, автовладелец может иметь разный КБМ по двум своим машинам.

Следует понимать, что страховая история автолюбителя как собственника транспорта никак не связана с его же страховой историей в качестве водителя. Эти две величины учитываются параллельно и не влияют друг на друга.

Например, если водитель с максимальной скидкой застрахует по ОСАГО собственный автомобиль без ограничений по допущенным к управлению лицам – ему по такому договору будет присвоен третий класс с базовым КБМ.

Несложно догадаться, в каких случаях придётся доплатить при попытке вписать нового водителя в действующий полис. Так произойдёт, если КБМ нового водителя выше, чем у лиц, уже вписанных в страховку. Размер дополнительной премии определяется пропорционально оставшемуся сроку страхования. Аналогично, при исключении «дорогих» водителей из ОСАГО премия по страховке может быть уменьшена (и частично возвращена).

Важно понимать и особенности учёта коэффициента бонус-малус:

  • Скидка КБМ увеличивается только по результатам годового периода страхования. Если полис расторгается досрочно, при оформлении новой страховки безаварийность по нему учитываться не будет.
  • Страховая история водителя (при страховании с ограниченным списком водителей) учитывается по фамилии, имени и отчеству, дате рождения и номеру водительского удостоверения.
  • КБМ собственника (при страховке «без ограничений») привязывается к его фамилии, имени и отчеству, серии и номеру паспорта, а также VINу авто. При отсутствии последнего используется госномер, номер кузова или шасси. Юридические лица «опознаются» по ИНН.

Стоит отдельно обратить внимание, что запрашивать КБМ следует именно на дату начала действия будущего полиса. В противном случае результат может оказаться некорректным.

Недостатки системы

Данные о страховой истории всех водителей (автовладельцев) содержатся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). Инструмент обеспечивает доступ к сведениям как страховщикам, так и страхователям. Тем не менее, ряд особенностей этой базы приводит к многочисленным случаям её некорректного использования.

«Обхитрить» электронный алгоритм

Известны способы избежать повышающего коэффициента за аварийную езду. Для этого при пролонгации полиса выполняются простые действия:

  1. Один из вариантов – использование вместо русских букв фамилии, имени или отчества латинских аналогов по написанию. К ним относятся, например, «а», «х», «с», «о» и другие. Программа воспринимает соответствующие знаки как разные символы. Достаточно лишь одной замены, чтобы система не нашла запрашиваемого водителя и «выдала» третий класс (КБМ=1). При этом в полисе всё будет выглядеть совершенно естественно. Конечно, для реализации здесь придётся договариваться с сотрудником страховой компании. Но порой продавцы готовы пойти навстречу в таких вопросах для удержания клиента.
  2. Другой способ доступен любому автолюбителю без обращения к иным лицам. Достаточно заявить очередной срок начала страхования на день более ранним, чем следующая дата после окончания «убыточной» страховки. То есть, на этот день сроки страхования двух полисов будут «пересекаться». АИС РСА при этом не учтёт страховые случаи по текущему договору, поскольку на момент начала нового он ещё не закончится.

Возможно, существуют и иные варианты подобных «подтасовок». Так или иначе, использовать их не рекомендуется: фактически речь идёт о недобросовестности со стороны клиента. К тому же, в результате происходит недобор премии по убыточным водителям (собственникам), что влияет на повышение тарифов.

Потерянные скидки по ОСАГО

Невозможно полностью исключить ошибки при внесении сведений по десяткам миллионов договоров, оформляемым ежегодно.

В базу попадают данные с многочисленными неточностями, которые впоследствии не позволяют идентифицировать автолюбителей.

Наиболее распространены следующие причины потери страховой истории:

  • Ошибки операторов при вводе данных. Здесь речь идёт о человеческом факторе. Перепутанные цифры даты рождения или номера паспорта сводят на нет будущие усилия по поиску автолюбителя в базе.
  • Смена фамилии, замена паспорта (для страхования «без ограничений») или водительского удостоверения. Часто страхователи не тратят время на внесение соответствующих корректировок в полис. Как правило, с ГИБДД в этих случаях не возникает проблем:
    • Несовпадение фамилии вполне объясняется копией документа о её замене.
    • В новом водительском удостоверении обычно указываются старые права.
    • Данные паспорта собственника авто в страховке вообще не фигурируют.

В то же время, такая ситуация ведёт к отсутствию новой информации в АИС РСА. При продлении по новым «характеристикам» автолюбителя накопленная скидка не будет найдена. Избежать этого можно, официально изменив соответствующие сведения на актуальные по текущему договору.

  • Непередача данных о КБМ страховыми компаниями. Наиболее часто встречается среди уходящих с рынка организаций. Впрочем, здесь всё зависит от добросовестности страховщика.

К перечисленному добавляются программные сбои, а также упущения на этапе передачи сведений страхователем. В результате многие тысячи автолюбителей сталкиваются с незаслуженно завышенной стоимостью «автогражданки».

Где искать потерянную страховую историю?

К сожалению, на сегодняшний день нет чёткого успешного алгоритма для восстановления данных о КБМ. Но существуют некоторые варианты действий, которые могут дать положительный результат:

  • Привлечение официальных надзорных органов. В первую очередь данным вопросом занимаются РСА и Центробанк. Необходимо чётко изложить суть проблемы и предоставить всю имеющуюся информацию, включая копии документов. Обратиться в данные организации можно письменно или электронно.
  • Официальное обращение в страховую компанию, в которой оформлялся последний договор ОСАГО. Добросовестный страховщик произведёт проверку на основании подобного заявления. Бывает, это приводит к возвращению заслуженной скидки. В крайнем случае, организация может выдать справку о КБМ установленного образца.
  • Неофициальное обращение в страховую компанию. Порой специалисты страховщика идут навстречу, помогая выяснить причину возникшей ситуации или даже исправить её.

Рынок страхования не остается в стороне и в настоящее время в большинстве страховых компаний наблюдается рост убыточности. Убыточность складывается из множества мелких и крупных факторов, и борьбу с ней страховщики начинают еще при разработке продуктов. Проанализируем убыточность ОАО «СГ МСК» по различным видам страхования за период 2008, 2009, 2010 года. Для целей максимально объективного анализа совокупность различных видов страхования по убыточности будем рассматривать и по обязательным видам и по добровольным. Структура убыточности ОАО «СГ МСК» по различным видам страхования за 2008, 2009, 2010 г. представлена в таблице (2.11).

Таблица 2.11

Структура убыточности компании за период 2008-2010 года

Как показывают данные таблицы (2.11) у ОАО «СГ МСК» высокий процент убыточности по многим видам страхования. В 2008 году наиболее убыточным являлось обязательное медицинское страхование - 85,3%, обязательное страхование гражданской ответственности ОСАГО - 61,39% и добровольное страхование гражданской ответственности транспортных средств КАСКО - 46,44% также имеют высокий уровень убыточности. В 2009 году наиболее высокого уровня убыточности достигло страхование жизни, составив 86,84%, на втором месте по убыточности было обязательное медицинское страхование - 86,73 %, что выше показателя 2008 года, добровольное имущественное страхование и добровольное страхование гражданской ответственности транспортных средств КАСКО имели значительный уровень убыточности. В 2010 году ситуация не изменилась и обязательное медицинское страхование по убыточности составило 84,91 %, второе место заняло добровольное страхование гражданской ответственности транспортных средств КАСКО - 67,87 %. За анализируемый период особенное внимание следует уделить убыточности по добровольному страхованию КАСКО. Данный вид страхования наиболее подвержен росту убыточности, что является далеко неположительным моментом для ОАО «СГ МСК». Наибольшие убытки страховщикам приносит страхование автокаско (последствия увеличения тарифов и агентский комиссий). Убыточность ОСАГО несколько снизилась по сравнению с 2008 и 2009 годом после корректировки поправочных коэффициентов.

Рассмотрим какую долю убыточности занимает каждый вид страхования в 2010 году. Показатели убыточности представлены на рисунке(2.23).

Рис.2.23.

Наибольший удельный вес по убыточности принадлежит обязательному медицинскому страхованию, добровольному страхованию транспортных средств автовладельцев, обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев. Главной причиной завышенной убыточности данных видов страхования является количество страховых выплат по отношению к страховым взносам. Убыточность страховой компании главным образом влияет на получаемую ею прибыль. Необходимо снизить показатели убыточности по некоторым видам страхования.

Во второй главе дипломной работы было проанализировано финансовое состояние рассматриваемой компании. Были проанализированы показатели прибыли и рентабельности компании, рассмотрены наиболее затратные статьи расходов. В компании увеличились страховые выплаты, что говорит об увеличении показателей убыточности и как следствие снижение показателей рентабельности компании. По анализу платежеспособности и ликвидности компания показала себя финансово-устойчивой и способной погашать свои обязательства. Наиболее перспективным видом страхования для компании является добровольное страхование ответственности - Каско. Уровень убыточности к 2010 году вырос по многим видам страхования, что говорит об увеличении страховых выплат. Чистая прибыль компании к 2010 году увеличилась. Необходимо увеличить значение чистой прибыли, чтобы компания могла выходить на лидирующие позиции на рынке и выживать в конкурентной борьбе. Показатели деловой активности компании находятся в рисковом диапазоне, что говорит об ухудшении развития компании.

В следующей главе мы рассмотрим варианты повышения показателей прибыли и рентабельности.

прибыль рентабельность страховой рынок