Зарождение экономических учений. Экономическая мысль древнего мира и средневековья

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские “Законы Ману” (IV-III в. до н. э.) отмечали существование общественного труда, отношений господства и подчинения.

В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особо выделялся Конфуций (551-479 до н. а), проводилось различие умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией “высших” слоев, а второй - уделом “простолюдинов”, основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н. а) высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что “накопленным богатством” должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (ок. 430-355 до н. э.), Платона (427--348 до н. э.), Аристотеля (384-322 до н. э.) можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки.

Аристотель ·- первый экономист, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Наиболее известны его две работы “Этика” и “Политика”, Он первым выделил отдельные категории экономическое теории, поставил вопрос о сравнимости всего, что подвергается обмену; стремился найти закон образования и изменения цен; выделил два рода деятельности: потребление (активная деятельность) и производство (продуктивная деятельность); высказал идеи о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладельчества физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт он оценивал только полезностью, а не трудом.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Bap- рона (116-27 до н. э.), Катона Старшего (234-149 до н. з.), Колумеллы (I в. н. э.), Сенеки (ок. 4-65 до н, э.), Тита Лукреция Кара (99--55 до н. э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь еще обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок и разложение рабовладельчества.

Так, Марк Порций Катон в трактате “О земледелии” и “Си- схеме уроков" 5 утверждает, что рабы должны трудиться постоянно и в дождь, и по праздникам, и дает рекомендации по нормированию труда рабов, а также сезонным нормам натурального довольствия. Марк Теренций Варрон в работе "Сельское хозяйство 5 ’ выступает сторонником мягкого принуждения к труду» Луций Юний Mo дера т Колумелла, признавая ограниченные возможности рабского труда., считал правильными все методы принуждения негодных работников к прилежанию и таким образом ставил проблему качества труда, имеющую огромное значение и в современной экономике, Проблемы собственности исследовались римскими юристами (Институции Гая, Кодексы Грегория и Гермогена, Сборник императорских институций Феодосия Ii i Дигесты, Кодекс Юстиниана). Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство. Он писал, "Они рабы. Но они люди”» Сенека выступал просив ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и бы,·! очень богат. Его идем оказали влияние на к ристиав етво.

Жртспгшшсггте принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность, Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот не ешь”» .Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов» собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в христианском учении (Фома Аквинский. Иоанн Дунс Скот Уильям Оккам и др.)

Ученые-схоласты (преподаватели университетов) рассматривали экономические проблемы в рамках учения о справедливости с позиций Священного Писания, В это время в экономии господствует нормативный аспект (моделирование того, что должно быть) над позитивным (изучением реальной действительности), иррациональный (мифотворческий) - над рациональным (научным). Позднее идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности (равенства) обмена товаров, идея честного труда - в обоснование буржуазного предпринимательства.

Но все эти взгляды и высказывания даже в совокупности не представляли собой систематизированного учения об экономике.

    Экономисты любят спорить. Чаще всего — на темы, которые людям, с экономикой незнакомым, непонятны и малоинтересны. Существует несколько экономических школ, но у каждого уважающего себя экономиста есть еще и свое личное мнение. Два экономиста — пять мнений. Так что если у вас сегодня вечером свидание с экономистом и вы не хотите выглядеть перед ним совсем уж невеждой, то лучшая стратегия — на все, что бы ни сказал вам ваш спутник, отвечать: «Да, конечно, но...» Эту фразу любой уважающий себя экономист закончит сам.

    1. Адам Смит

    Адам Смит был Адамом экономики, т. е. первым экономистом и основателем всей экономической науки.

    В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит предложил концепцию «экономического человека», движимого эгоизмом и стремлением к наживе.

    Этот труд считается краеугольным камнем капитализма. По чистому совпадению он был опубликован в том же 1776 году, в котором появилась главная капдержава мира — США.

    Смит знаменит пресловутой «невидимой рукой рынка». Этой своей «невидимой рукой» Смит объяснил странный парадокс: действуя в своих корыстных интересах, каждый из нас не только богатеет сам, но и приумножает богатство общества.

    Смит был шотландцем, а шотландцы славятся своей скупостью.

    Умер создатель идеи свободного предпринимательства через год после Французской революции, провозгласившей не только свободу, но и равенство с братством, что шло вразрез с идеей индивидуального обогащения.

    Идеи Смита до сих пор вызывают много споров. Наверное, людям не очень понравилась мысль, что нами движет не что-то более возвышенное, а всего лишь вульгарная жажда наживы. Это был первый удар по нашему самолюбию. Теперь-то нам не привыкать: Чарльз Дарвин объяснил нам, что мы произошли от обезьяны, а Зигмунд Фрейд — что мы мало о чем думаем, кроме...

    Смит — один из очень немногих экономистов, попавших в русскую поэзию. Адам Смит не читал «Евгения Онегина», зато Евгений Онегин читал Адама Смита и был глубокий эконом.

    2. Дэвид Рикардо


    Как и многие другие экономисты, Рикардо был евреем и происходил из семьи сефардов, поселившихся в Англии после изгнания из Испании. У него были состоятельные родители, но когда он женился на нееврейке, они лишили его наследства. Рикардо пришлось самому зарабатывать себе на жизнь, и надо сказать, что он в этом весьма преуспел. Он сделал карьеру в банке и был избран в парламент, но ни то ни другое не удовлетворило его интеллектуальных запросов. В результате Рикардо разработал концепцию международной торговли.

    До Рикардо считалось, что нужно экспортировать как можно больше, а импортировать как можно меньше. Поэтому международная коммерция развивалась крайне медленно. Рикардо же доказал, что если каждая страна специализируется на чем-то своем, на каком-то одном товаре, то выигрывают все.

    Более того, страна будет богаче, если решит производить один тип товара, а остальные импортировать, даже если она все вообще товары производит более эффективно, чем ее торговые партнеры. Это объясняет, в частности, почему банкир не станет чинить свой автомобиль, даже если в машинах он понимает лучше, чем иной механик: потому что время, затраченное на починку автомобиля, он может более прибыльно употребить, работая банкиром.

    3. Карл Маркс


    Маркс был многодетен и беден. Ему часто приходилось прибегать к помощи своего друга Энгельса, успешного бизнесмена. Это настораживает, потому что большинство экономистов, открывших законы экономики, сумели свои открытия использовать в корыстных целях.

    Тем не менее, хотя Маркс как экономист периодически объявляется банкротом, его теории все время возвращаются к жизни.

    Маркс считал, что стоимость любого товара определяется затраченным на него трудом. Капиталист может извлекать прибыль, только если цена товара превышает стоимость производства, что достигается исключительно эксплуатацией рабочих. А это рано или поздно должно привести к полному обнищанию пролетариата.

    Тезис Маркса — прямая противоположность теории Адама Смита, который считал, что если мы обогащаемся, то тем самым и пролетариату помогаем заработать доллар-другой.

    Как и Адам Смит, Маркс тоже вошел в русскую поэзию. Причем не раз. Например:

    Маркс со стенки смотрел, смотрел...

    разинул рот,

    да как заорет:

    «Опутали революцию обывательщины нити...» и т. д.

    Во второй половине XX века стало окончательно ясно, что Маркс неправ. В капиталистических странах рабочие достигли невиданного доселе уровня жизни, а в социалистических, построенных по марксистским принципам, население вместо обещанного процветания клало зубы на полку. Правда, после кризиса начала XXI века идеи Маркса могут вновь получить хождение.

    4. Джон Мейнард Кейнс


    Если вы думаете, что экономисты — люди скучные и занудливые, значит, вы ничего не знаете о Кейнсе. Кейнс тусовался с писателями, художниками и прочей лондонской богемой и был женат на русской балерине Лидии Лопуховой. Впрочем, женитьба удовлетворения ему не принесла, поскольку он был гомосексуалистом. Кейнс не только учил других, как управлять экономикой, но и сам изрядно разбогател, играя на бирже.

    До Кейнса была всего одна экономика — классическая, которую придумал Адам Смит. Кейнс придумал новую — экономику Кейнса. Великая депрессия продемонстрировала, что «невидимая рука» Смита не всегда справляется с управлением экономикой и ей нужна тяжелая рука государства. В трудные времена кризиса государству следует тратить больше и тем самым поддерживать уровень занятости населения.

    Кроме того, Кейнс помог создать послевоенный валютный режим, который был сначала привязан к золотому стандарту, а сейчас целиком основан на американском долларе.

    5. Йозеф Шумпетер

    В начале XX века в Вене было множество прославленных художников, писателей, музыкантов, психиатров и шарлатанов. Неудивительно, что в Австрии были и великие экономисты. В бытность свою студентом Венского университета Шумпетер поклялся стать лучшим экономистом, наездником и любовником в столице империи. Уже будучи пожилым, он сожалел, что хороший наездник из него не вышел. В экономике же он преуспел.

    Шумпетер вошел в историю своей теорией «созидательного разрушения», согласно которой капитализм — это поступательное движение, при котором постоянно уничтожается все старое и на его месте создается новое.

    В Силиконовой долине, должно быть, много последователей Шумпетера. Там инвесторы обычно не дают денег предпринимателям, у которых нет за плечами хотя бы одного обанкротившегося проекта. Тех, кто не научился созидательно разрушать, они считают слишком зелеными, чтобы им доверять.

    6. Фридрих Хайек


    Еще один выходец из Австрии, который, как и Шумпетер, был вынужден покинуть страну с приходом Гитлера. Хайек был одним из первых, кто предсказал крах плановой экономической модели. У чиновников просто недостаточно информации для того, чтобы создать мало-мальски функциональный план, утверждал Хайек.

    Хайеку повезло. В отличие от большинства пророков, он дожил до того дня, когда его пророчества сбылись. Он родился в 1899 году, а умер в 1992-м, пережив как рождение, так и распад советского государства с его плановой экономикой.

    Хайек в принципе терпеть не мог государство и не признавал никакого вмешательства в экономику. Поэтому он был ярым оппонентом Кейнса и до сих пор является любимцем консерваторов.

    7. Джон Кеннет Гэлбрейт


    Когда Гэлбрейт был послом США в Индии, президент Кеннеди любил лично читать его депеши. Не потому что Индия была такой уж горячей точкой, а потому что Гэлбрейт всегда писал желчно и остроумно.

    Гэлбрейт был одним из нескольких американских университетских профессоров 60-х годов, которые стали настоящими звездами своего времени. Он был так же знаменит, как, например, Генри Киссинджер и Тимоти Лири. В своих академических трудах (которые читаются не менее легко, чем его депеши из Индии) он критиковал крупные компании за то, что они имеют чрезмерное влияние на рынке, формируют вкусы потребителей и играют большую роль в политике. К экономике же — как, впрочем, ко всему на свете — Гэлбрейт относился скептически. В частности, он как-то сказал, что единственная польза экономических прогнозов состоит в том, что они делают алхимию уважаемой наукой.

    8. Мильтон Фридман


    Если вас спросят, чем знаменит Фридман, скажите: он изобрел монетаризм.

    Экономисты, как уже было сказано, любят спорить друг с другом. Фридман же любил спорить со всеми. Особенно он любил спорить с Кейнсом, хотя Кейнс к тому времени уже умер.

    Не нужно никакого государственного регулирования или вмешательства в экономику, утверждал Фридман. Свободные рынки регулируют себя сами, точно так же, как регулирует себя любой здоровый организм. А для того, чтобы не было экономических кризисов и не возникала инфляция, нужно просто контролировать денежную массу, т. е. следить, чтобы денег в экономике было не слишком много и не слишком мало — примерно так же, как здоровый организм нужно кормить здоровой, полноценной пищей, не перекармливая, но и не держа его на голодном пайке.

    9. Джозеф Стиглиц


    Стиглиц родился в Гари, штат Индиана, — городе, который из процветающего сталелитейного центра его детства буквально за несколько лет превратился в безрадостную трущобу. Тот факт, что Гари — родной город многодетной музыкальной семьи Джексонов, включая великого Майкла Джексона, дела не меняет.

    Стиглиц — один из ведущих представителей посткейнсовской экономики, которая соединяет в себе учение Кейнса с элементами теории Маркса. Стиглиц был экономическим советником президента Клинтона и главным экономистом Всемирного банка, причем на этом посту он выступал с критикой действий международных экономических организаций. Критиковал он и Международный валютный фонд, и свой же Всемирный банк. Стиглиц утверждал, что чрезмерное преклонение перед свободным рынком — причина постоянной бедности в развивающихся странах.

    В 2001 году Стиглиц получил Нобелевскую премию. Нобелевский комитет отметил его исследования, показывающие, что информация на рынке распределяется неравномерно и, следовательно, «невидимая рука» свободного рынка далеко не столь эффективна, как утверждают последователи Адама Смита.

    10. Пол Кругман


    Кругман тоже получил Нобелевскую премию, но за что именно она была ему присуждена — вопрос спорный. Его академические работы в области торговли не очень впечатляют. Во всяком случае, они не кажутся настолько выдающимися, чтобы заслужить главную премию на планете.

    Скорее всего, шведы отметили колонку Кругмана в газете «Нью-Йорк Таймс», в которой он на протяжении всех восьми лет правления Джорджа Буша безжалостно и остроумно критиковал его политику. Колонки были блистательно написаны и невероятно рациональны. Их читала огромная аудитория в Америке и по всему миру, поэтому Кругман остается самым знаменитым современным экономистом. Но на политику администрации Буша колонки Кругмана никак не влияли. В результате страна оказалась на грани финансового краха и банкротства, в точности как Кругман и предсказывал.

    Будучи поначалу горячим сторонником Обамы, Кругман теперь критикует уже его политику. Причем если республиканцы и консерваторы считают, что Вашингтон тратит слишком много, то Кругман утверждает, что даже при дефиците государственного бюджета в 1,3 триллиона долларов государство должно тратить почти на 1 триллион долларов больше, чтобы вывести американскую экономику из застоя.

1.1. Экономическая мысль Древнего мира

Зачатки экономической науки появились еще в Древнем мире. Постепенно возникли определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Однако мыслители древности не выделяли экономические взгляды в специальную область знаний. Их основу составляли религиозные верования, мифы, легенды, сказания. В процессе исторического развития из отдельных идей возникали систематизированные экономические учения, формировалась целостная наука.

В Древнем Египте экономическая мысль была окутана религиозной оболочкой. Главной особенностью религиозного учения являлась вера в загробную жизнь. Значительная часть материальных и духовных ресурсов шла на обеспечение загробного существования (примером может служить грандиозное строительство пирамид, храмов, содержание «дома вечности», расходы, связанные с обслуживанием заупокойного культа).

Административно-хозяйственные документы, сохранившиеся от этого периода, отражают учет материальных и трудовых ресурсов, являются памятниками экономической мысли и позволяют охарактеризовать механизм управления хозяйством в Древнем Египте.

Наиболее известным документом, в котором представлены результаты учета земель, является «Папирус Вильбура ». Это земельный кадастр, где отражены результаты осмотра и обмера государственных земель (выделялись три типа земли в зависимости от урожайности: лучшие, средние и худшие участки).

Вопросы управления наиболее полно рассмотрены в так называемых «Поучениях гераклеопольского царя своему сыну Мерикара » – дидактических сочинениях, где перечислены экономические функции деспота, должностные инструкции верховного сановника. В них также приводятся правила государственного управления и руководства хозяйством, которыми должен был овладеть правитель.

Древнеегипетское понятие «собственность» включало в себя не только те предметы, которые находились в личной собственности, но и те, которыми египтянин мог владеть или пользоваться благодаря своей службе. Должностное владение переходило по наследству лишь в случае назначения сына на эту должность. Многие стремились превратить должностное владение в частную собственность. В целях предотвращения расхищения государственного имущества была создана сложная процедура доказывания прав частной собственности на объект.

Хозяйство Древнего Египта было в основном натуральным. Постепенно отдельные товары стали фигурировать в торговле. В качестве наиболее распространенных товаров-эквивалентов выступало зерно (ячмень). В период Позднего царства роль всеобщего эквивалента закрепилась за серебром. В целом высокая централизация хозяйства тормозила развитие товарно-денежных отношений.

В отличие от Египта Древняя Азия представляла собой совокупность непрочных государственных образований, враждовавших между собой. О развитии экономической мысли Древней Вавилонии свидетельствуют такие памятники культуры, как законы царей Эшнунны (XX в. до н. э.) и Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), особое внимание в них уделялось укреплению власти рабовладельцев, защите частной собственности, формам государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.

Экономика Древней Индии была основана на жертвоприношениях. Накопление не рассматривалось как самоцель. Часть собранного урожая считалось необходимым принести в жертву богам огня, земли, воды (язычество).

В буддийской литературе все беды человека объясняются кармой – воздаянием за его греховодные поступки в прежней жизни. Провозглашается принцип отказа от собственности (только освободившись от имущества как «внешней оболочки тела» можно достичь конечного спасения – нирваны).

В литературе прослеживается отношение к различным сферам экономики. Тексты содержат списки лиц, которых нельзя было приглашать на праздники, а также тех, от которых не принято было принимать подарки, пищу (ростовщики, продавцы мяса, люди, занятые нечистыми промыслами, – игроки).

Основным источником экономической мысли Древней Индии является знаменитый трактат «Артхашастра» (от санскр. artha – учение, sastra – доход), состоящий из 15 книг. Его автором считается Каутилья (IV в. до н. э.) – древнеиндийский государственный деятель, считавший, что накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев; каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время или навсегда. Каутилья выступал за регулируемый государством хозяйственный механизм, подчеркивая, что именно государство обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. (Предписания по образу жизни царя, деятельности руководителей различных ведомств, вопросы организации налогообложения.)

Экономическая мысль Древнего Китая развивалась в рамках основных течений древнекитайской общественной мысли: конфуцианства, легизма, даосизма. Учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.) защищало интересы родовой знати. Будучи сторонником регламентированных патриархально-семейных отношений, Конфуций считал, что только образованный правитель – «отец народа» способен создать систему равномерного распределения общественного богатства.

Легисты выступали за управление страной посредством законов. Основатель легизма Ли Куй (IV в до н. э.) собрал все имевшиеся до него законы и составил «Свод», который стал основой законодательства. Наряду с прямым государственным регулированием, Ли Куй выдвигал мысли о необходимости косвенного регулирования экономики. Он высказал идею «амбаров справедливости», согласно которой государство должно в урожайные годы увеличивать налоги и накапливать запасы продуктов в своих амбарах, а в неурожайные – продавать эти запасы по низким ценам, а при необходимости раздавать нуждающимся.

Сторонники даосизма осуждали стремление к увеличению богатства и призывали ограничивать свои желания и освобождаться от страстей. Лао Цзы (VІ-V вв. до н. э.), основоположник даосизма, выступал против достижений цивилизации, препятствующих естественному, природному развитию вещей. Это учение было социальной утопией.

Ведущее место в истории общественной мысли Китая занимает коллективный трактат «Гуань-цзы» (была создана академия, где усилиями нескольких тысяч ученых написаны 500 сочинений, объединенных в трактат). Авторы «Гуань-цзы» считали необходимым «сделать государство богатым и народ довольным». Наиболее важными мерами по стабилизации натурально-хозяйственных отношений считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных продуктовых запасов, предоставление льготных кредитов землевладельцам, замену прямых налогов косвенными. Изучив действие товарно-денежных отношений, ставили задачу защиты хозяйства от рыночной стихии посредством выравнивания товарных цен. Предлагали ввести «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен – осенью зерно закупать «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого». Наряду с практическими рекомендациями в трактате встречается определение рынка, где просматривается теоретический подход к проблеме экономического равновесия: «Рынок – это то, по чему знают порядок или беспорядок в состоянии хозяйства».

В Древней Греции экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы-мыслители Ксенофонт, Платон, Аристотель по праву могут считаться первыми учеными-экономистами, которые отошли от натурфилософского понимания мира к анализу отдельных категорий. Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) дал начало научной экономике. Термин «экономика » (от греч. oikonomike – домоводство, искусство управления домашним хозяйством) он впервые использовал в названии одного из своих трактатов «Экономикос ». Основное внимание в работе он уделяет полезному богатству, считая, что «экономика есть название науки, а эта... наука есть такая, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство, согласно нашему определению, есть все без исключения имущество, а имуществом каждого мы назвали то, что полезно ему в жизни, а полезное мы как нашли, – это все чем человек умеет пользоваться». В его учении экономика делится на отрасли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда с целью повышения его производительности, считается, что деньги следует накапливать для создания страхового фонда в случае войны или неурожая. По его мнению, это своеобразное концентрированное богатством, которое можно использовать в любое время.

Платон (428–347 гг. до н. э.) развивает учение о разделении труда, видит в нем «основной принцип строения государства», показывает роль специализации, дает понятие профессионального труда. Появление государства Платон связывает с экономической несостоятельностью отдельных субъектов, что вызывает необходимость их объединения для лучшего удовлетворения потребностей. Он отстаивает прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что видно из характеристики двух проектов идеального государства, нашедших отражение в его произведениях «Государство» и «Законы». Деньги же он считал исключительно инструментом обмена и отрицал необходимость их использования в качестве средства накопления.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) (ученик Платона) впервые исследует экономические процессы для выявления общих закономерностей. Он разделил все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их экономикой и хрематисти-кой. Критерием деления была выбрана цель деятельности. В экономику Аристотель включил земледелие, ремесло, торговлю производителей, продающих свои товары с целью приобретения других. К хрематистике он относил профессиональную торговлю, где товары приобретаются для перепродажи, и ростовщичество. Эта концепция носит классификационный характер. Все виды деятельности людей соотносятся с одной из двух сфер:

1) естественной (экономика), которая должна поддерживаться государством, так как способствует удовлетворению жизненных потребностей населения;

2) неестественной (хрематистика), которая основывается на бесчестных торговых, посреднических, ростовщических операциях, целью которых является все большее «обладание деньгами».

Он решительно осуждал использование денег не по истинному назначению, а ростовщичество у него вызывало ненависть. Суть дела состоит в том, что стремление к умножению денежного богатства в этот период еще не стало нормой поведения, поэтому осуждение накопления денег объясняется желанием Аристотеля предупредить угрозу сложившемуся жизненному порядку. В своих исследованиях он приблизился к пониманию стоимости вещей как их ценности с позиции потребления, выявил экономическую сущность обмена, определил цену как денежную меру стоимости.

Среди авторов Древнего Рима , затрагивавших в своих размышлениях экономические проблемы, можно выделить М. Катона (234–149 гг. до н. э.), написавшего трактат «О земледелии», который содержит множество хозяйственных советов и характеризует различные виды экономической деятельности; Л. Колумеллу (I в. н. э.) и его труд «О сельских делах», где представлены идеи о низкой производительности рабского труда, о рациональном использовании земли, позволяющем сохранить плодородие почвы; политического деятеля, оратора, адвоката М. Цицерона (106-43 гг. до н. э.), высказывавшего интересные мысли о собственности. Римские мыслители, досконально разработавшие римское право, дали правовое определение таким экономическим категориям, как деньги, цена, покупка, продажа. Однако после распада Римской империи экономическая мысль практически не развивалась в течение многих веков.

Вклад лучших ученых остается актуальным даже через несколько веков после их смерти. Это касается не только выдающихся физиков или математиков, известные экономисты тоже заслуживают продолжительной славы. Перечислим нескольких самых способных ученых и их достижения.

Адам Смит

Пожалуй, это имя знают даже те, кто далек от финансовых вопросов. Известный экономист Адам Смит появился на свет в 1723 году в Шотландии. Он стал основоположником классической политэкономии, а главные его труды - «Теория нравственных чувств» и «Исследование о природе и причинах богатства народов». Свой путь Адам начал в простой местной школе, с детства он любил читать и активно проявлял себя в занятиях. В 14 лет юноша отправился изучать философию в Глазго, а в 1746 уже закончил Оксфордский колледж, после чего стал читать лекции по литературе, праву и экономике. В 1751 Смит стал профессором логики, материалы его лекций стали основой будущей книги о чувствах. Многие известные экономисты того времени преподавали, но вскоре Адам Смит бросил работу ради заграничной поездки в качестве сопровождающего с сыном герцога Баклю. В путешествии он написал свой главный труд, «Исследование о природе и причинах богатства народов», который принес ему мировую славу.

Генри Адамс

Этот ученый родился в 1851 году в американском городе Девенпорт. Генри увлекся финансами еще в юности, пока обучался в университете, а позже стал преподавать экономику. Кроме того, он работал в комиссии, контролирующей торговлю между штатами. Как и многие другие известные экономисты, Адамс серьезно изменил мировой подход к финансам. Он изучил связи общественного и частного сектора, что позволило государству изменить принципы регулирования экономики. Его теории не совпадали со взглядами Адама Смита. Генри Адамс считал, что общество и государство должны определять экономическую политику общими силами. Помимо всего прочего, Генри повлиял и на развитие железных дорог в Америке, часто выступая в этой сфере в качестве эксперта.

Карл Маркс

Этот уроженец Пруссии определил ход истории, его соображениями вдохновлялись не только известные экономисты России и других стран, но и например, Ленин. в 1818 году в Трире, где получил гимназическое образование, затем учился в Бонне и Берлине. После университета он увлекся революционными идеями. Несколько лет Маркс проработал в газете, а затем занялся Переехав в Париж, он познакомился с Энгельсом, это сильно на него повлияло. В 1864 основал международную рабочую ассоциацию, а вскоре опубликовал «Капитал», важнейшую из своих работ. Самые известные экономисты - Смит, Рикардо стали вдохновением для Маркса, который, основываясь на их теориях, исследовал связь стоимости и труда, денег и товаров. Согласно его убеждениям, страной управляет политически господствующий класс. Такие взгляды стали основой марксистского движения.

Джон Кеннет Гэлбрейт

Многие известные экономисты сильно повлияли на ход истории, но только этот был преподавателем президента США Гэлбрейт появился на свет в простой семье, где было четверо детей, учился в школе и аграрном колледже, а в 1931 стал бакалавром наук в сфере сельскохозяйственной экономики. С 1934 году он начал преподавать в Гарварде. На его взгляды повлияли работы другого известного экономиста - Кейнса. Кроме того, Гэлбрейт работал на правительство, занимаясь регулированием цен и уровня заработной платы. С 1943 года он работал в журнале «Fortune», а в 1949 году вернулся в Гарвард. Во времена Второй мировой состоял в команде экономистов, удерживающих под контролем инфляцию - последствия недавней все еще были крайне значительными для Соединенных Штатов Америки. Когда в 1960 году Кеннеди стал президентом, Гэлбрейт был назначен послом в Индии. За годы своей жизни он написал множество книг, в число наиболее известных входят такие труды, как «Общество изобилия», «Новое индустриальное государство», а также «Экономика и общественные цели». До последних своих дней Гэлбрейт продолжал активно трудиться, публикуя научные статьи, оставаясь влиятельным специалистом и государственным советником, а также сохраняя преподавательскую деятельность, а в 2006 году он умер по естественным причинам.