Приватизации имущества государственных предприятий. Приватизация предприятия

Приватизация – процесс, противоположныйнационализации , т. е. превращению частной собственности в государственную. Приватизация тесно связана сразгосударствлением – передачей от государства юридическим и физическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, замена вертикальных связей между министерствами, другими органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т. е. связи между самими предприятиями.

Приватизация в России – процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществляется с начала 1990-х годов (после распада СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация в России часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация – захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счёт создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определённых сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность - их директоров. Сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что один из видов приватизации - залоговые аукционы были проведены, в том числе, с целью не допустить прихода коммунистов к власти.

Подготовительный этап. Первый проект перехода к рыночной экономике, путем массовой приватизации государственного имущества, был предложен в рамках программы «500 дней», разработанной в 1990 году группой экономистов под руководством Станислава Шаталина. В частности, к 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. На союзном уровне, однако, программа была отклонена.

24 декабря 1990 года, после принятия закона РФ N 443-1 «О собственности в РСФСР», на территории России была узаконена частная собственность. Там же (статья 25) было законодательно закреплено понятие приватизации, как передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность.

3 июля 1991 года принимается закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», согласно которому приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России).

В ноябре 1991 года председателем Госкомимущества был назначен Анатолий Чубайс.

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации.

1992 - июнь 1994: массовая приватизация (малая и ваучерная). В июне 1992 года Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации на 1992 год, определившая возможные способы приватизации для предприятий в зависимости от их размера.

Согласно программе,

Малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях («малая» приватизация).

Крупные предприятия, как и часть средних, должны были быть обязательно преобразованы в акционерные общества открытого типа, и затем пройти через продажу акций. При этом не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки, в обиходе называемые ваучерами («чековая» или «ваучерная» приватизация).

В ряде особо значимых отраслей (недра, лесфонд, шельф, трубопроводы, автодороги общего пользования, телевизионные станции и т.д.) приватизация была запрещена. В то же время, обязательной приватизации подлежали предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой и легкой промышленности.

Малая приватизация. Приватизация малых предприятий (торговля, бытовое обслуживание и т.д.) была запущена правительством с начала 1992 года, не дожидаясь одобрения Верховным Советом Госпрограммы по приватизации на 1992 год (которое произошло только в июне).

В апреле 1992 года первый в России аукцион по продаже предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания, на который приехали Гайдар и Чубайс, был проведён в Нижнем Новгороде.

К 1 ноября 1994 года, было приватизировано 60-70 % предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Ваучерная приватизация. Предприятия, проходящие приватизацию через продажу акций, могли выбрать один из трех вариантов. Обязательным этапом приватизации при продаже за акции была продажа части уставного капитала, не менее 29 %, за ваучеры на публичных аукционах. Для этого необходимо было обеспечить население достаточным количеством ваучеров, к моменту начала аукционов.

С 1 октября 1992 г. приватизационные чеки (ваучеры) начали выдаваться населению. Чеки распространялись через отделения Сбербанка РФ, при их получении необходимо было заплатить 25 рублей; номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей, что соответствовало стоимости основных фондов предприятий на душу населения в ценах января 1992 года. Ваучеры были анонимизированы и могли свободно продаваться и покупаться, как напрямую между гражданами, так и через специально созданные чековые инвестиционные фонды. Фактическая стоимость ваучеров определялась балансом спроса и предложения и варьировалась от 500 до 29 тыс. рублей (от 5 до 24 долларов США по курсу).

Первые 18 аукционов были проведены в декабре 1992 года. Всего по февраль 1994 года было проведено 9342 аукциона, на которых было использовано 52 млн ваучеров.

Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило.

Критики чековой приватизации считали её нечестной и несправедливой, так как по их мнению она привела к незаслуженно быстрому обогащению узкой группы лиц. Например, существовало мнение, что принятый порядок приватизации давал серьёзные преимущества так называемым «красным директорам» (руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена). Используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а также выкупать акции у работников предприятий по заниженным ценам.

1995: Залоговые аукционы. Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»). Правительство не возвратило кредиты, таким образом, пакеты акций перешли в собственность кредиторов. Сумма средств, которые должно было получить правительство, составляла около 1,85 % доходной части федерального бюджета.

Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициатива была поддержана тогдашним первым вице-премьером правительства Анатолием Чубайсом и вице-премьером Олегом Сосковцом (именно последний, по словам тогдашнего председателя ЦБ РФ Сергея Дубинина, первым поставил вопрос о проведении аукционов на заседании кабинета министров). Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.

В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).

Залоговые аукционы подвергались критике в связи с тем, что:

Отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер

Результаты залоговых аукционов в глазах значительной части общества были нелегитимными и подорвали доверие к приватизации в целом

Доля госсектора и планы дальнейшей приватизации.

С 1996 года принимаются годовые программы приватизации.

Доля госсектора в экономике России сейчас составляет, по разным оценкам, от 50% до 71%.

В январе 2014 года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, выступая на Гайдаровском форуме, заявил что необходимо сократить долю госсектора с текущих 50% до 25% к 2018 году. Согласно программе приватизации на 2014-16 годы, утвержденной правительством 1 июля 2013 года, приватизации (полной или частичной) подлежат госпакеты акций в 514 ФГУПах и 436 акционерных обществах. В целом, доходы от приватизации ожидаются на уровне 1,7 триллиона рублей.

Последствия

В России произошёл переход от социализма (или, согласно терминологии К. Маркса, государственного капитализма) к капитализму.

В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.

Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.

На начало 2008 года на повестке дня те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (государственные именные финансовые обязательства - ГИФО), или по-другому - Государственные сертификаты (например, Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.

Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.

С 1992 по 2006 г. в России было приватизировано 119 951 государственное и муниципальное предприятие, за которые в бюджет поступило 505,9 млрд рублей, или (в расчёте по усредненному курсу 30 рублей за 1 доллар США) 16,9 млрд долларов. Из них больше трети (42 924 предприятий) было приватизировано в 1993 году, принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов.

Одним из итогов приватизации в России стало незаконное включение жилого фонда советских предприятий и строительных трестов в уставной капитал новообразованных частных компаний. По закону, этот жилой фонд (общежития и общежития квартирного типа) должен был быть передан в ведение города, однако в большинстве случаев новые собственники воспользовались слабостью законодательства, чтобы выкупить эти общежития вместе с живущими там людьми. В итоге, в течение многих лет жильцы сталкиваются с постоянными угрозами выселения. Срок исковой давности по делам о незаконной приватизации в большинстве случаев уже истек, поэтому суды и прокуратура просто игнорируют проблему.

Последствия для охраны труда, здоровья работающих и продолжительности жизни.

Новые собственники предприятий были в первую очередь озабочены получением прибыли, а сохранение жизни и здоровья обобранных ими рабочих (невольных и не желательных свидетелей ограбления) их мало беспокоило. Это привело к неуклонному ухудшению условий труда, развалу системы охраны труда и медицины труда, ослаблению контроля за условиями труда, и связанному с этим ростом числа профзаболеваний и сокращением продолжительности жизни работающих и увеличению смертности.

По данным за период 1943-1992 (49 лет) произошло 47 аварий на угольных шахтах с гибелью людей, погибло 917 человек. За 1992-2012 (20 лет) произошло 99 таких аварий, погибло 834 человека. То есть, вопреки интенсивному развитию новых технологий за более чем полвека, число аварий и число погибших (за год) во второй период возросло в среднем в 5.2 раза и в 2.2 раза соответственно.

Падение уровня жизни и начало вымирания России.

В результате присвоения узким кругом лиц доходов от продажи природных ресурсов государство лишилось главного источника дохода. По доходам на душу населения РФ опустилась ниже уровня Индии, Бразилии и Мексики. Не хватало денег на выплату пенсий и зарплат, финансирование здравоохранения, культуры, армии, правоохранительных органов. Распад системы здравоохранения, нехватка денег на нормальную еду и лекарства, рост потребления алкоголя и резкий рост наркомании, преступность привели к росту смертности. К концу 1990-х ежегодное количество абортов, финансируемых государством, составляло 3 млн, что почти в три раза больше рождаемости. Ветераны войны продавали свои награды, чтобы купить продукты. Быстрый рост смертности и падение рождаемости привели к демографическому кризису - если бы не приток мигрантов, население РФ сократилось бы в 1990-е на ~6 млн человек.

Коррупция в ходе приватизации.

Приватизация сопровождалась масштабной коррупцией. Ответственность за использование служебной информации в целях личного обогащения несут не только российские чиновники, но и американские советники, гарвардская команда, или так называемые «гарвардские мальчики», которые оказались подвержены коррупции. Профессорам Гарвардского университета Андрею Шлейферу и Джонатану Хэю, помогавшим Анатолию Чубайсу в приватизации промышленности, министерством юстиции США был предъявлен иск и в 2005 году суд присудил им штраф в размере 28,5 миллионов долларов. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц считает, что роль как отдельных личностей, так и США в целом в процессе обогащения российских олигархов при приватизации осталась неисследованной. В 2003 году он называл российскую приватизацию 90-х «нелегитимной».

Отношение населения.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян (2008 г.) считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов.

Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно, и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

Сотрудник «Левада-центра» Н. Зоркая в 2005 году писала, что с начала ваучерной приватизации в общественном мнении почти сразу возобладало недоверчивое или резко отрицательное отношение. По данным опросов 1993 года, более половины респондентов (50–55%) считали раздачу ваучеров «показухой, которая реально ничего не изменит». Большинство опрошенных (по данным 1993 года, 74%) изначально полагали, что в результате приватизации основная часть государственных предприятий перейдёт в собственность «ограниченного круга лиц», а не «широких слоёв населения». Подавляющее большинство населения выступало за пересмотр результатов приватизации, считая, что приватизация госсобственности, особенно крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной.

В Законе о приватизации указаны 4 способа приватизации предприятий - это:

1. Продажа предприятия по конкурсу.

2. Продажа предприятия на аукционе.

3. Продажа долей (акций) в капитале предприятия.

4. Выкуп имущества предприятия.

Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает соответствующий комитет по управлению гос. имуществом по результатам работы комиссии по приватизации, созданной на предприятии в соответствии с гос. и местными программами приватизации, нормативными актами. При выборе рекомендуемого способа учитываются: мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия, предложения покупателей, отраслевые особенности объекта приватизации, оценка его уставного капитала, социально-экономическое значение предприятия для территории, мнение представителя фонда имущества.

До продажи предприятия или его имущества соответствующий комитет по управлению имуществом осуществляет в предусмотренных законом случаях реорганизацию или ликвидацию предприятия, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя, либо приватизируемое предприятие, либо ликвидированного предприятия Российскому фонду федерального имущества или другим соответствующим фондам имущества. Последние выступают в качестве продавца предприятия или его имущества. В частности, обязательному преобразованию предприятий в акционерные общества подлежат гос. и муниципальные предприятия, имущество которых будет приватизировано в форме продажи акций (долей капитала) акционерного общества. Положение о продаже акций в процессе приватизации утверждено распоряжением Госкомимущества России от 4 ноября 1992 г.

Успешное проведение приватизации гос. собственности во многом зависит от своевременного, полного, достоверного информирования широких слоев населения об объектах, подлежащих приватизации, сроках и способах приватизации. В ст. 18 Закона о приватизации установлено, что информация о предлагаемых к продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества. Информация о приватизации предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млрд. руб., публикуется в бюллетене федерального фонда имущества.

Публикация должна состояться не позднее чем за один месяц до даты конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу. При приватизации объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом может устанавливаться более короткий срок, но не менее 2 недель.

а) величина площади земельного участка и характеристика расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;

б) состояние денежных средств;

в) наличие принадлежащих предприятию долей в капитале др. предприятий;

г) нематериальные ценности (патенты, торговые марки и др.);

д) обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);

е) балансы предприятия за последний год;

ж) укрупненная номенклатура выпускаемой продукции;

з) среднесписочная численность работников.

Кроме этих сведений могут быть предусмотрены и иные данные, определяемые Госкомимуществом. Последнее утверждает и форму предоставления необходимых документов.

По предоставлению Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных органов публикуются сведения о доле продукции (работ, услуг) приватизируемого предприятия на соответствующем товарном рынке. Эти данные нужны покупателям потому, что Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 года предусматривает для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (если его доля превышает 35%), определенные ограничения, и покупатели таких предприятий должны сознавать возможность применения к ним предусмотренных законом мер.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. на всех предприятиях и в организациях независимо от форм собственности должна производиться переоценка основных фондов (средств) по состоянию на 1 июля 1992 г. Утвержден специальный порядок проведения переоценки основных фондов с применением коэффициента перерасчета балансовой стоимости в восстановительную стоимость. В постановлении указано, что приватизация предприятия и организаций в соответствии с Государственной программой приватизации на 1992 г. осуществлялась без учета переоценки.

Приобретение предприятий по конкурсу

Продажа предприятий по конкурсу встречается сравнительно редко, хотя регулирование в Законе способов приобретения предприятий начинается со статьи о конкурсе.

По конкурсу продаются предприятия, а также имущество (активы) ликвидируемых предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом. Такими условиями могут быть:

* сохранения профиля предприятия или назначения объекта;

* числа рабочих мест;

* финансирование объектов социальной сферы;

* необходимые размеры инвестиции.

Например, в конкурсах, проведенных при приватизации предприятий в Нижнем Новгороде, в качестве условий встречалось сохранение исторического облика зданий, профиля и др.

Общий порядок проведения конкурса регулируется "Временным положением о приватизации гос. и муниципальных предприятий в РФ по конкурсу", являющимся приложением №5 к Указу Президента РФ от 29 января 1992 г. "Об ускорении приватизации гос. и муниципальных предприятий". Следует различать коммерческий конкурс, в том числе с ограниченным числом участников, и некоммерческий инвестиционный конкурс (инвестиционные торги).

Приобретение предприятий на аукционе

Продажей на аукционе является приобретение гражданами или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. При этом право собственности передается покупателю, который предложил в ходе торгов максимальную цену. В настоящее время подавляющее большинство (70-80%) предприятий торговли, сферы услуг, бытового обслуживания приватизируется путем продажи их на аукционе.

Продаже на аукционе подлежат:

а) предприятия, подразделения предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия;

б) оборудование, здания, сооружения, лицензии, др. активы ликвидированных предприятий и их подразделений;

в) объекты незавершенного строительства;

г) доли, паи, акции акционерных обществ, создаваемых при преобразовании гос. и муниципальных предприятий. Открытый аукцион проводится, как правило, при продаже активов ликвидированного предприятия, небольших предприятий (с численностью менее 200 человек), акций акционерных обществ.

Решение о приватизации конкретных предприятий принимает соответствующий комитет по управлению государственным имуществом, а продавцом на аукционе выступает соответствующий фонд имущества. Последний составляет и публикует информационное сообщение об объекте, предлагаемом для продажи на аукционе не позднее, чем за три недели до объявления даты продажи. В сообщении указываются все основные сведения о реализуемом товаре, в том числе наименование, местонахождение, площадь земельного участка, объем и основная номенклатура выпускаемой продукции, услуг, работ, численность и состав работающих, перечень и оценочная стоимость основных фондов, состояние финансов, запасов материальных ценностей и др. Возможные покупатели могут предварительно за плату (не более 500 руб.) осмотреть и ознакомиться с приватизированным объектом.

В качестве участников аукциона допускаются граждане и юридические лица, своевременно подавшие заявку, представившие необходимые документы и внесшие сумму залога в размере 10% от начальной цены объекта приватизации. Им выдается билет участника аукциона установленного образца. Другим лицам, желающим только присутствовать на аукционе, продаются входные билеты. Аукционы могут быть открытыми и закрытыми (закрытый тендер). Проведение закрытого тендера имеет свои особенности, которые регулируются правилами Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом.

Приобретение акций открытых акционерных обществ

Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, является Госкомимущество, его территориальные агентства или соответствующие комитеты. Учредитель в соответствии со ст. 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" представляет для регистрации в Совет народных депутатов по месту нахождения предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав и свидетельство об оплате государственной пошлины. На этой стадии приватизации выпуск акций является предметом заботы учредителя.

После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества. До момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом.

Последнее становится правопреемником преобразованного предприятия. Общество выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.

Выпуск и регистрация акций производится в соответствии со специальным Положением о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации. Для выпуска акций необходимо представить в органы Министерства финансов копию Устава, заявку на регистрацию выпуска акций с указанием определенных данных или план приватизации (проспект эмиссии), утвержденный Комитетом по управлению имуществом в соответствии с типовым планом приватизации.

Выпуск и регистрация выпусков акций специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, осуществляется на основании специального Положения утвержденного распоряжением Госкомимущества России 4 ноября 1992 г.

После регистрации выпуска акций на основе указанных документов в средствах массовой информации публикуется сообщение о выпуске акций. Часть акций (хозяйственного имущества) распределяется на льготных условиях между членами трудового коллектива и лицами, имеющими право на получение льгот. Остальные акции поступают в открытую продажу.

Фонд имущества продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии с избранным трудовым коллективом вариантом. Продажа осуществляется в течение месяца после учреждения акционерного общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия - ФАРП или обменена на акции инвестиционных фондов. Реализация акций осуществляется в соответствии с Положением о продаже акций в процессе приватизации, утвержденный распоряжением Госкомимущества России в ноябре 1992 г.

Нереализованные акции остаются в распоряжении Российского фонда Федерального имущества или фондов имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований.

Акции, безвозмездно полученные и приобретенные возмездно, могут продаваться акционерами без ограничений.

Средства, поступившие от продажи акций открытых акционерных обществ, образованных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, перечисляются покупателями на специальные счета продавцов объектов приватизации, открываемые в учреждениях банка по месту их нахождения, и распределяются затем в установленном законом порядке.

Выкуп государственного и муниципального имущества арендным предприятием

Возникновение арендных предприятий было одной из важных мер радикальной экономической реформы, начатой в конце 80-х годов, и одним из первоначальных этапов разгосударствления и коммерциализации государственных и муниципальных предприятий, предоставления им широкой хозяйственной самостоятельности. Особенностью арендных предприятий является наличие у них двух форм собственности - государственного и муниципального имущества, взятого в аренду, и собственных средств. Выкуп арендным предприятием гос. и муниципального имущества, взятого в аренду, был наиболее распространенным способом приватизации. По сравнению с продажной ценой, образующейся при других способах приватизации, средняя цена при выкупе арендного предприятия примерно в 10 раз ниже, чем при продаже предприятия по конкурсу или на аукционе.

Правовое регулирование арендных отношений в РФ определялось Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик и Указом Президента РФ "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" от 14 октября 1992 г., а также другими нормативными актами.

Выкуп государственного и муниципального имущества арендным предприятием обусловлен:

а) сроком заключения договора аренды;

б) общим положением о выкупе в договоре;

в) конкретными положениями о сроках, величине, порядке и условиях внесения выкупа.

Согласно ст. 15 Закона о приватизации выкуп гос. и муниципального имущества, сданного в аренду, производится в случаях, если договор аренды с правом выкупа был заключен до вступления в силу Закона. Поскольку официальная публикация Закона в "Российской газете" состоялась 17 июля 1991 г., то, следовательно, Закон имеет в виду договоры, заключенные до 17 июля 1991 г.

Выкуп имущества осуществляется арендаторами, которые создали самостоятельное предприятие - юридическое лицо. На приватизацию имущества, путем выкупа, должно быть согласие трудового коллектива предприятия-арендатора, утвержденное решением не менее половины его членов. В Указе Президента РФ от 14 октября 1992 г. специально определено, что граждане - члены трудового коллектива подразделений предприятий, работающих на основе аренды, учреждают товарищество или акционерное общество без согласия всего трудового коллектива этого предприятия в порядке выделения своей доли из собственности предприятия.

Товарищество или акционерное общество является правопреемником арендатора в отношении имущества, выделенного в пределах его доли по разделительному балансу. Оно выкупает долю арендованного имущества пропорционально его доле в общем объеме производства (реализации) товаров, работ, услуг со скидкой 30% от стоимости имущества, предусмотренной договором аренды.

При выкупе имущества арендного предприятия нужно учитывать, что выкупу подлежит лишь арендованное имущество, так как продукция и иные доходы, полученные арендатором после заключения договора аренды или безвозмездно переданные ему арендодателем при заключении договора, являются собственным имуществом арендного предприятия, следовательно, выкупу не подлежат.

Споры об условиях дополнительных соглашений при выкупе государственного и муниципального имущества по договору аренды подведомственны арбитражному суду. Договоры аренды признаются недействительными исключительно в суде и в арбитражном суде.

10.1. Приватизация государственного имущества и порядок ее проведения.

10.2. Способы приватизации имущества государственных предприятий.

10.3. Определение стоимости объектов приватизации.

10.4. Способы продажи государственной доли акций ОАО.

Приватизация государственного имущества и порядок ее проведения

В условиях перехода к рыночной экономике важным направлением экономических преобразований является проведение приватизации государственного имущества. Программы приватизации имеют комплексный характер и связаны с изменениями не только в экономической, но и в политической, социальной, правовой и других сферах. Существенные сдвиги при этом происходят и в сфере финансовых отношений. Уменьшаются объемы государственного сектора экономики, растет величина финансовых ресурсов, находящихся в собственности физических и юридических лиц. На основе приватизации привлекаются иностранные инвестиции, происходят преобразования отношений собственности. Государственные органы управления начинают использовать экономические рычаги в регулировании экономических процессов.

Характерно, что процессы приватизации в последние десятилетия в промышленно развитых странах являются постоянными. По тем или иным причинам определенные отрасли и предприятия приватизируются. В то же время, некоторые из них подлежат реприватизации. Особое распространение приватизация приобрела в бывших посткоммунистических странах. При этом проводится она в разных направлениях: приватизация имущества государственных предприятий и учреждений, государственного жилищного фонда и государственного земельного фонда (рис. 10.1). Такие преобразования, как правило, проводятся быстрыми темпами и в массовых размерах.

Рис. 10.1. Сферы проведения приватизации государственного имущества в Украине

В Украине приватизацию начато с 1992 г.. До сих пор большая часть государственного имущества (по расчетам экспертов около 70%) уже приватизирована. Но есть еще важные стратегические объекты, которые предполагается приватизировать в будущие периоды. Незавершенным является процесс приватизации государственного земельного фонда и государственного жилищного фонда. Особое значение приобретает завершение программ приватизации имущества государственных предприятий и учреждений.

Приватизация имущества государственных предприятий - это отчуждение имущества, находящегося в общегосударственной, республиканской и коммунальной собственности, в пользу физических и негосударственных юридических лиц. Приватизация проводится с целью повышения социально-экономической эффективности производства и привлечения средств на структурную перестройку экономики Украины. Для этого на основе определенных законодательством принципов осуществляются мероприятия, направленные на достижение такой цели.

Целями проведения приватизации государственного имущества в зарубежных странах являются: содействие развитию конкуренции, стимулирование менеджмента для повышения эффективности производства, формирование слоя акционеров и др. Приватизацию в Украине направлено на оптимизацию государственного сектора экономики, создание конкурентной среды, привлечение инвестиций, обеспечение поступления средств в бюджет.

Характерно, что с переходом ко второму этапу приватизации в Украине, начатого в 2000 p., Ее принципы существенно изменились. Так, на первом этапе доминировали следующие принципы: предоставление льгот членам трудовых коллективов, обеспечение социальной защищенности прав граждан, приоритетное предоставление гражданам Украины права на приобретение имущества, безвозмездная передача части имущества каждому гражданину, проведения приватизации по использованию приватизационных бумаг и др. Но, начиная с 2000 г.., Положение о безвозмездной передаче имущества и использования приватизационных бумаг были отменены.

Государственной программой приватизации на 2000-2002 pp. основной целью приватизации определено повышение эффективности деятельности предприятий и создание конкурентной среды, а также обеспечение поступления средств в Государственный бюджет Украины, полученных от приватизации. Основными задачами приватизации стали: проведение ее исключительно за денежные средства и с учетом индивидуальных особенностей предприятий; максимальное использование институтов инфраструктуры рынка ценных бумаг; создание условий для появления частных собственников, имеющих долгосрочные интересы в развитии объекта и осуществляют эффективное управление им; создание условий для дальнейшего развития фондового рынка; повышение заинтересованности инвесторов относительно украинских предприятий на международных рынках и др.

К объектам приватизации относятся:

1) имущество предприятий, цехов, производств и других подразделений, которые являются едиными (целостными) имущественными комплексами (ЦИК)

2) незавершенное строительство и законсервированные объекты;

3) доли (паи, акции) хозяйственных обществ и объединений предприятий, принадлежащих государству;

4) земельные участки, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации.

В состав объектов, подлежащих приватизации, входят предприятия и учреждения, которые целесообразно превратить из государственной в частную или коллективную собственность с целью обеспечения их эффективной работы в условиях рыночной экономики. В собственности государства остаются объекты, которые по тем или иным причинам целесообразно удерживать под непосредственным контролем государственных органов управления. Это предприятия и учреждения, развитие которых имеет общегосударственное значение. В частности, к такой группе относятся объекты, которые обеспечивают выполнение государством своих функций (обороноспособности, экономической независимости, суверенитета); создание условий для социального, культурного и научного развития; изготовление вооружения, наркотических веществ, радиоактивных материалов и др. Перечень объектов, которые не подлежат приватизации, утверждаются Верховной Радой Украины.

Характерно, что с каждым годом в список предприятий, подлежащих приватизации, вносятся все новые и новые объекты. Такое увеличение проводится за счет уменьшения количества предприятий и учреждений, не подлежащих приватизации. Наряду с этим, Верховная Рада утверждает списки государственных, которые подлежат корпоратизации. Это предприятия, которые превращаются в открытые акционерные общества при условии передачи всех акций (100%) в собственность государства. Таким образом создаются основы для адаптации их работы в условиях рыночной экономики, а также для их последующей приватизации.

К субъектам приватизации относятся: государственные органы приватизации (продавцы), покупатели и их представители, финансовые посредники. Государственные органы приватизации осуществляют подготовку объектов к приватизации, выполняющих функции продавцов государственного имущества и осуществляют контроль за проведением приватизационных процессов. Государственными органами приватизации являются: Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства в областях, городах и районах Украины, а также органы управления коммунальной собственностью.

Покупателями объектов приватизации могут быть граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица Украины, юридические лица других государств. Не могут быть покупателями юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25%; органы государственной власти, работники государственных органов приватизации.

При этом, законодательством Украины предусмотрены льготы для граждан Украины, которые принимают участие в приватизации государственного имущества. Дополнительные льготы получают также общества покупателей, которые создаются членами трудового коллектива приватизируемого. Льготы членам трудовых коллективов предприятий устанавливаются в соответствии с определенными объектов и способов приватизации.

К источникам, которые используются покупателями в процессе приватизации, относимые собственные и заемные средства. Стоит заметить, что покупатели могут осуществлять оплату приобретенных объектов приватизации только с помощью безналичных перерасчетов из открытых в банках Украины счетов.

При приобретении объекта приватизации за счет денежных средств на сумму, превышающую 50 минимальных доходов граждан, гражданин должен подать в орган приватизации декларацию о доходах. Покупатели - иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями получают государственное имущество с оплатой его стоимости в национальной валюте и с представлением сведений об источниках поступления средств.

К финансовым посредникам и представителей, участвующих в приватизации, относятся: доверительные общества, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, торговцы ценными бумагами, регистраторы именных ценных бумаг, депозитарии, хранители и другие субъекты финансовой деятельности. Они выполняют посреднические и представительские функции. Например, доверительные общества могут проводить операции, которые осуществляются по поручению клиентов. К ним относится управление денежными средствами доверителя, пакетами ценных бумаг и др. Инвестиционные фонды имеют право производить обмен своих ценных бумаг (инвестиционных сертификатов) на акции приватизированных предприятий. Торговцы ценными бумагами уполномоченные покупать акции приватизируемых предприятий на организованных фондовых рынках.

Помимо решения задач, возникающих в процессе формирования рыночной экономики, проведения приватизации государственного имущества целью привлечения средств в Государственный бюджет Украины. Но принятые программы не всегда выполняются. В частности, на 2006 г.. Было запланировано привлечь в государственный бюджет (с целью финансирования дефицита) 2120000000 грн. Фактическое выполнение этого показателя составило лишь 0560000000 грн, или 26,4%. Законом "О государственном бюджете Украины на 2007 г.". предусмотрено привлечение средств от приватизации на сумму 10590000000 грн.

С целью ускорения приватизационных процессов в Украине Президентом Украины в декабре 1999 г.. Был издан Указ "О неотложных учреждения по ускорению приватизации имущества в Украине". Указом было введено более гибкое ценообразование при продаже объектов приватизации, учета индивидуальных особенностей объектов, проведения реструктуризации долговых обязательств предприятия перед приватизацией с целью повышения привлекательности объекта, создание условий для появления собственников, имеющих долгосрочные интересы в развития предприятия, совершенствование механизма защиты мелких инвесторов, привлечения промышленных инвесторов в процессе приватизации стратегических предприятий, сокращение распыленности акций и др. Реализация таких мер вызвала внесения существенных изменений в приватизационные процессы, которые были изложены в "Государственной программе приватизации на 2000- 2002 pp."

Согласно Программе осуществлен переход к проведению приватизации на индивидуальной основе. Индивидуальная приватизация предусматривает изучение уровня спроса на конкретный объект, учета конъюнктуры рынка, определение способа продажи, максимально отвечающий особенностям предприятия. Продажа пакетов акций рекомендуется проводить ведущим, в том числе, промышленным инвесторам. Промышленный инвестор - это отечественный или иностранный инвестор, заинтересованный в сохранении доли предприятия на рынках продукции, организует не менее трех лет производство продукции, потребляет продукцию объекта и осуществляет непосредственный контроль над предприятием не менее одного года. К проведению приватизации осуществляется предприватизационная подготовка объекта. В целях совершенствования организационной структуры предприятия, оздоровления его финансового состояния и обеспечения инвестиционной привлекательности может проводиться реструктуризация предприятия или реорганизация ОАО.

Приватизация имущества государственных предприятий проводится также с учетом отраслевых и региональных особенностей. Так, согласно законодательству Украины в АПК установлен порядок приватизации, отличный от других отраслей. Такой порядок включает: безвозмездной передаче 51% акций ОАО, созданных в перерабатывающих отраслях, негосударственным сельскохозяйственным предприятиям, предоставление права выкупа акций, которые остались нереализованными, на льготных условиях работникам, а также сельскохозяйственным предприятиям; безвозмездной передаче имущества (акций) работникам совхозов и приравненным к ним и др. Также имеются особенности приватизации объектов, расположенных в зоне отселения с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. При этом определяются зоны гарантированного добровольного отселения и безусловного (обязательного) отселения. Несколько отличным является процесс приватизации отдельных ОАО, действующих в г.. Харькове.

С целью проведения рационального и эффективного применения способов приватизации все объекты разграничены на несколько групп. Каждая из групп приватизируется только определенными способами. Выбор способов приватизации проводится на основе учета многих факторов. К ним, в частности, относятся: стоимость объекта и возможность приобретения его полностью или частично различными инвесторами; предоставление льгот для приобретения объекта или долей его стоимости членам трудового коллектива предприятия, увеличение поступлений денежных средств, полученных от приватизации в государственный бюджет, состав имущества, которое предлагается к продаже и др.

Все объекты приватизации разделены на группы А, В, Г, Д, Б и Ж. В состав Группы А входят ЦИК государственных и арендных предприятий с численностью работающих до 50 человек. Такие предприятия считают малыми предприятиями. Соответственно, и объекты группы А называют объектами малой приватизации. В группу А могут быть причислены и предприятия с числом работающих более 50 человек, но при условии, что стоимость основных фондов объекта недостаточно для формирования уставного капитала ОАО. В группу А могут принадлежать также структурные подразделения предприятий, выделенные в самостоятельные объекты. В состав этой группы также входят гостиницы, объекты санаторно-курортных учреждений и дома отдыха, которые находятся на самостоятельных балансах, отдельное индивидуально определенное имущество и др.

Как правило, в группу А относятся предприятия перерабатывающей и местной промышленности, промышленности строительных материалов, легкой и пищевой промышленности, строительства, отдельных видов транспорта, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения, жилищно-эксплуатационного и ремонтного хозяйства. Важную роль в структуре объектов группы А играет незавершенное строительство. Не могут быть объектами малой приватизации здания, или их отдельные части, которые составляют национальную, культурную и историческую ценность и находятся под охраной государства.

Группа В - это ЦИК предприятий со средне-учетной численности работающих более 50 человек, стоимость основных фондов которых является достаточным для формирования уставных капиталов ОАО. В качестве объекта приватизации в таком случае рассматривается стоимость зарегистрированных и выпущенных акций ОАО, созданного на основе ЦИК предприятия. Продажа таких объектов осуществляется, как правило, пакетами с учетом особенностей формирования структуры собственников в процессе приватизации.

В группу Г принадлежат ЦИК предприятий или пакеты акций ОАО, что на момент принятия решения о приватизации занимают монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке соответствующих товаров и услуг. Предприятие, причислено к группе Г, может и не быть монополистом, но должно иметь стратегическое значение для государства. Это значит, что оно соответствует следующим условиям: осуществляет реализацию значительных технических проектов (аэрокосмические исследования, освоения космоса, выполнение энергетических и экологических проектов), привлекается к разработке уникальных месторождений полезных ископаемых (урана, титана, золота, алмазов, янтаря, гранита), производства стратегически важной продукции экспорта и разработки новых технологий, изготовления продукции, необходимой для выполнения международных соглашений Украины и др.

В состав группы Д входят объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты. К незавершенного строительства относится стоимость незавершенных капитальных вложений в строительство, создание, изготовление, реконструкция, модернизация, приобретение необоротных активов, учитывая необоротные материальные активы, предназначенные для замены действующих, и оборудование для монтажа. К незавершенного строительства также причисляют авансовые платежи, которые проводятся с целью финансирования капитального строительства. Такие инвестиции направлены на создание объектов, которые должны использоваться в хозяйственной деятельности предприятий. Но такие объекты не являются завершенными и находятся в процессе создания. Законсервированные объекты - это завершенные объекты, которые временно не используются.

Группа Е - это государственные пакеты акций (паев), принадлежащих государству в уставных капиталах хозяйственных обществ (в том числе предприятий с иностранными инвестициями), расположенных на территории Украины или за и границей. Это могут быть акции или доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, которые были приобретены государственным предприятием в предыдущие периоды за счет государственных средств. их стоимость может включаться в состав цены ЦИК. Вместе с тем, орган приватизации может установить, что акции изымаются из состава ЦИК в отдельный объект и подлежат приватизации по особой схеме.

В группу Ж принадлежат (независимо от стоимости): объекты здравоохранения, образования, культуры, искусства и прессы, физической культуры и спорта, телевидения и радиовещания, издательского дела, а также объекты санаторно-курортных учреждений, профилактории, дома и лагеря отдыха. Это также объекты социально-бытового назначения, находящихся на балансе предприятий в случае, если они не переданы в коммунальную собственность, либо не приватизируются в составе ЦИК. В данную группу не входят объекты санаторно-курортных учреждений и домов отдыха, которые находятся на самостоятельных балансах и входят в состав группы А.

В случаях, когда трудовые коллективы предприятий, приватизируемых отказываются от приватизации объектов социально-бытового назначения, они могут быть использованы иным образом. Орган приватизации может принять решение о передаче таких объектов в коммунальную собственность соответствующих территориальных общин. В случае невозможности их содержание за счет средств местного бюджета такие объекты (в условиях их строительства за счет средств социального развития предприятия) могут передаваться в бессрочное безвозмездное пользование ОАО, созданном в процессе приватизации. Условием такой передачи является целевое их использование и надлежащее содержание без права продажи.


Приватизация государственных предприятий осуществляется путем продажи их по конкурсу или на аукционе, а арендных - путем выкупа арендованного имущества трудовым коллективом.
Продажа по конкурсу - это такой способ приватизации, при котором покупатель приватизируемого объекта определяется на основе конкурсного отбора. Им становится победитель конкурса, предложение которого отвечает условиям конкурса и наилучшим образом соответствует критерию, установленному продавцом государственного имущества.
Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда от будущего собственника требуется выполнение определенных требований (условий конкурса) по дальнейшему использованию объекта
Условия и критерии конкурса определяются органами приватизации для каждого объекта с учетом его особенностей. Они, как правило, содержат следующие требования: Выполнение условий конкурса обязательно для всех участников. При этом предложение более качественного выполнения требований, чем предусмотрено условиями конкурса, не дает преимуществ перед другими участниками. Победитель определяется по критерию конкурса.
В качестве критерия конкурса по продаже объектов государственной собственности используются:
. наивысшая цена, предложенная участником конкурса;
« объем и эффективность обоснованных в бизнес-плане инвестиций, которые участник конкурса намерен использовать на развитие приватизируемого объекта.
Первый критерий используется при продаже по конкурсу тех объектов, в развитии и повышении эффективности которых заинтересовано государство.
Второй критерий целесообразно применять в тех случаях, когда уровень развития и эффективность приватизируемого объекта удовлетворяют общественным потребностям, однако существует необходимость соблюдения определенных требований при его эксплуатации.
Использование наивысшей цены в качестве критерия конкурса по продаже объектов государственной собственности делает этот способ приватизации на первый взгляд похожим на продажу на аукционе.
Продажа на аукционе - это такой способ приватизации, при котором объекты государственной собственности продаются на открытых торгах.
В зависимости от механизма проведения торгов различают аукционы на повышение («английский») и на понижение цены («голландский»).
На аукционах на повышение цены продаются, как правило, действующие предприятия или другие объекты, представляющие интерес для потенциальных покупателей, в результате чего цена на торгах повышается. Покупателем становится участник аукциона, предложивший максимальную цену. Начальная цена при продаже объекта на аукционе принимается равной его оценочной стоимости, рассчитанной имущественным методом. Если объект выставляется на торги вторично, то стартовая цена снижается на 20 %, а если в третий раз, на 50 % оценочной стоимости.
На «голландских» аукционах продаются неиспользуемые или неэффективно используемые объекты. Процедура проведения торгов зависит от поведения участников аукциона. Если при объявлении стартовой цены один из участников аукциона изъявляет желание купить объект, он становится победителем. Если при объявлении стартовой цены купить объект хотят два и более участника, аукционная цена повышается. Победителем аукциона становится участник, предложивший максимальную цену. Если при объявлении стартовой цены нет желающих купить объект, цена снижается. Победителем становится участник аукциона, первым изъявивший желание купить объект по объявленной аукционной цене. Если в ходе торгов при снижении цены два и более участника изъявляют желание купить объект, цена повышается. Победителем аукциона становится тот, кто согласен купить по максимальной цене. При продаже объектов на «голландском» аукционе цена в ходе торгов может снижаться на 80 %.
Различают аукционы без условий и с условиями. Аукционы без условий проводятся в том случае, если от будущего собственника не требуется соблюдения каких-либо условий по дальнейшему использованию приватизируемого объекта. Это отличает продажу на аукционе от продажи по конкурсу по критерию наивысшей цены. Кроме того, эти способы приватизации отличаются процедурой выявления победителя. При продаже по конкурсу цена определяется каждым участником исходя из личных соображений (оценка объекта, перспектив его развития, финансовых возможностей и т.п.) без учета предложений других покупателей. На заседании конкурсной комиссии вскрываются конверты с предложениями участников конкурса и определяется победитель, предложения которого соответствуют условиям конкурса и содержат наивысшую цену. В этом смысле конкурс является закрытым. При продаже на аукционе цена формируется под влиянием поведения всех участников торгов.
Процедура проведения отличает продажу по конкурсу по критерию наивысшей цены от продажи на аукционе с условиями, который проводится в тех случаях, когда спрос на объект высокий и от будущего собственника требуется выполнение определенных условий по его использованию.
При продаже объектов государственной собственности на аукционе с условиями покупателю могут предъявляться следующие требования:
  • сохранение назначения или профиля объекта приватизации;
  • сохранение или создание новых рабочих мест;
  • выполнение инвестиционных программ;
  • сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью.
Предъявление других условий на аукционах не допускается.
Аукцион начинается с оглашения правил проведения аукционных торгов и шага аукциона. Шаг аукциона определяется аукционистом в пределах от 5 до 15 % от предыдущей названной цены. Торги продолжаются до тех пор, пока остается только один участник, желающий приобрести объект по новой объявленной цене.
Продажа по конкурсу, на аукционе обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами приватизации. Она способствует формированию реального единоличного хозяина, особенно в том случае, когда объекты приобретаются физическими лицами. Эти способы обеспечивают равные права прямого участия в приватизации всем гражданам, как работающим, так и не работающим на данном предприятии. При продаже по конкурсу, на аукционе проходит одномоментная смена собственника, в результате чего ускоряются процессы перехода к рынку.
Вместе с тем продажа по конкурсу, на аукционе требует наличия у покупателя большого количества денежных средств, что ограничивает участие в приватизации малообеспеченных слоев населения. Эти способы приватизации наименее предпочтительны для трудовых коллективов, так как снижается вероятность приобретения объектов в собственность юридического лица, созданного членами трудового коллектива, вследствие роста цены.
Продажа по конкурсу и на аукционе ограничивает возможности участия в приватизации широкого круга граждан и не позволяет практически реализовать чековую приватизацию.
Выкуп трудовым коллективом - такой способ приватизации, при котором трудовой коллектив, внеся в бюджет сумму, равную стоимости арендованного имущества, становится его собственником.
Выкуп арендованного имущества представляет собой типичный акт купли-продажи, при котором государство-собственник продает сданное ранее в аренду, но принадлежащее ему имущество. При этом трудовой коллектив выступает в роли покупателя.
В зависимости от способа платежа различают единовременный выкуп и выкуп в рассрочку. При единовременном выкупе денежные средства и приватизационные чеки вносятся в бюджет одноразово в полной сумме, после чего трудовой коллектив становится собственником приватизируемого предприятия.
При недостаточности средств для разовой выплаты стоимости арендованного имущества может использоваться выкуп в рассрочку.
Выкуп в рассрочку - такой способ платежа, при котором денежные средства и приватизационные чеки вносятся в бюджет по частям. Свидетельство о праве собственности выдается трудовому коллективу после внесения первого взноса. Выкуп в рассрочку используется в тех случаях, когда у покупателя недостаточно средств для единовременного выкупа.
Выкуп арендованного имущества в рассрочку осуществляется на следующих условиях:
  • первый взнос должен быть не меньше 30 % стоимости имущества;
  • продолжительность рассрочки не может превышать один год;
  • стоимость имущества, подлежащего оплате в течение периода рассрочки (за исключением первого взноса), индексируется с учетом инфляции в порядке, установленном действующим законодательством, и в сроки, оговоренные договором купли-продажи; покупатель сохраняет за собой право досрочной оплаты;
  • до полной оплаты продажной цены покупатель не имеет права распоряжаться основными фондами и объектами незавершенного строительства.
Недостатком оплаты в рассрочку в отличие от единовременного выкупа является рост вследствие инфляции неоплаченной стоимости имущества в течение периода приватизации, что практически означает увеличение его продажной цены. Эта ситуация идентична той, которая складывается при использовании для разового выкупа заемных средств. В этой связи возникает необходимость экономического обоснования каждого способа платежа и выбора из них наиболее предпочтительного для трудового коллектива.
Преимуществом данного способа приватизации является то, что он позволяет реально соединить в одном лице наемного работника и собственника, что способствует согласованию их интересов и повышению на этой основе эффективности хозяйствования.
Кроме того, выкуп арендованного имущества организацией арендаторов позволяет сохранить после приватизации сложившийся трудовой коллектив и накопленный им производственный опыт, что способствует повышению эффективности производства в послеприватизационный период.
В отличие от преобразования предприятия в акционерное общество этот способ приватизации обеспечивает трудовому коллективу наибольшие выгоды в распределении дохода. В этом случае отпадает необходимость делиться прибылью с другими собственниками (акционерами).
Существенным преимуществом для членов трудового коллектива является и то, что после выкупа арендованного имущества предприятие функционирует как общество с ограниченной ответственностью, участники которого имеют в его имуществе пай, а не акцию, как акционеры, то есть владеют реальным, а не фиктивным капиталом.
Вместе с тем выкуп арендованного имущества трудовым коллективом как способ приватизации имеет и негативные последствия. Прежде всего существует опасность неполучения от приватизации ожидаемого результата. Это связано с тем, что имущество, не будучи государственным, передается в собственность тех же трудовых коллективов, которые владели им и использовали до приватизации на правах аренды. Этот способ приватизации не позволяет вовлечь в хозяйственную деятельность других собственников (нечле- нов трудовых коллективов), в том числе иностранных инвесторов, способных существенно повысить технологический и организационный уровень производства, реформировать механизм функционирования предприятия.
Функционирование выкупленного трудовым коллективом предприятия как общества с ограниченной ответственностью в отличие от акционерного общества не позволяет привлекать дополнительные инвестиции, необходимые для обновления и расширения производства. В результате сдерживается движение капиталов, что является важнейшим элементом саморегулирования в рыночной экономике.

(от лат. privatus - частный) - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Первым нормативным актом в этой области стал закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" , принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Указ президента РФ Бориса Ельцина "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" .

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций - чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам , используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году - до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился .

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года".

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ" от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным "продлить" денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества". Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников