Механизмы экономической координации рыночной и плановой. Понятие экономической координации

В течение длительного времени стандартная экономическая теория отвлекалась от реальных процессов, влияющих на действия и выбор экономических агентов. Однако в последнее время обнаружился постоянно растущий интерес экономической науки к изучению институциональной структуры общества. Обычно изучением институтов общества занимаются ученые-социологи и антропологи. Зачем же экономистам понадобилось изучать институты, которые регулируют обмен в обществе?

Экономика - это наука, которая изучает, каким образом общество с ограниченными ресурсами решает, что, как и для кого производить. Ресурсы, необходимые для производства материальных благ, рассредоточены весьма широко, а спрос на материальные блага чрезвычайно разнообразен. Поэтому появляется необходимость скоординировать использование ресурсов с тем, чтобы оно соответствовало спросу на материальные блага. В обществе действуют определенный механизм, координирующий деятельность людей и побуждающий их к сотрудничеству. На вопрос о том, что представляет собой этот механизм, экономист-теоретик ответит, что это механизм рыночной координации с присущими ему институтами, Однако стандартная экономическая наука пред-полагает заданными и не изучает. С подобными предложениями, например, выступил О. Ланге, когда в 1920-1930-х годах возникла дискуссия о том, каким образом должна быть организована социалистическая экономика. О. Ланге, поляк по происхождению, заведовал кафедрой в Чикагском Университете. Он был социалистом по своим убеждениям и экономистом-неоклассиком по образованию и теоретическим взглядам. О. Ланге предложил осуществлять координацию социалистической экономики с помощью ценового механизма. Цены, которые свидетельствуют об относительной редкости благ, как он предполагал, могут быть рас-считаны вне рыночной системы без актов непосредственного обмена при помощи специального планирующего органа, который должен был взять на себя роль рынка.

Могут ли рынки решить все проблемы координации деятельности людей? Даже в странах с развитой рыночной экономикой рыночные отношения - это лишь некоторая составляющая часть общественных отношений. Даже в странах с развитой рыночной экономикой существуют чужеродные нерыночные элементы, функционирование которых основано на других принципах, например, семья и домашнее хозяйство, профсоюзы, фирма, государство. Их объединяет то, что распределение ресурсов и координация деятельности внутри них осуществляется не рыночными способами. И, наконец, функционирование самого рынка зависит от наличия большого числа разнообразных конвенций и институтов: прав собственности, механизмов защиты контрактов, денег, единой системы мер и весов и т.д. Люди реагируют не только на цены и количество товаров. Их поведение в значительной степени определяется институциональной средой, в которой они действуют и принимают решения.

В реальной жизни существуют механизмы, которые распределяют блага и услуги там, где конкурентные рынки не работают. Рассмотрим в качестве иллюстрации следующую ситуацию :

Два автомобиля - С и D едут навстречу друг другу и одновременно приближаются к перекрестку. Оба водителя торопятся:

С хочет повернуть налево, а D - проехать прямо. Выигрыши, которые они получат, отражены в матрице. Эта игра представляет собой разновидность игры «борьба полов». В описанной ситуации игрокам нужен какой-то механизм, который координировал бы определенным образом их действия и не требовал бы чрезмерных затрат на свою организацию.

Каков же должен быть механизм, который поможет скоординировать действия водителей? Экономист-теоретик, конечно же, предложит рыночный механизм координации. Необходимо, скажет он, создать рынок, который будет на платной основе распределять права пользования перекрестком. Пусть права будут распределяться с помощью аукциона. Представим себе аукциониста, который стоит в центре перекрестка и мгновенно принимает заявки с ценами от обоих водителей. Водитель С торопится сильнее и готов заплатить до 7 долл. за право проехать первым. Если он приедет вовремя, то его выигрыш составит 7 долл. Водитель D торопится в меньшей степени и готов заплатить за право проехать первым до 5 долл. Аукционист продаст первоочередное право проезда водителю, предложившему максимальную цену, и водитель С получит это право. Но очевидно, что этот механизм распределения прав проезда не бесплатный, напротив, он весьма дорогостоящий и громоздкий.

Однако можно предложить другой путь для решения проблемы координации действий водителей. Мы разрабатываем правила дорожного движения, заставляем водителей выучить их, прежде чем выдать им разрешение на вождение транспорта. Вводится некоторое произвольное решение, например, водитель, желающий повернуть на перекрестке, должен ждать, пока проедут встречные автомобили. Координация движения в данном случае осуществляется бесплатно (если не принимать во внимание издержки, связанные с разработкой системы правил).

Это пример показывает, что во многих случаях ценовой механизм является не бесплатным, а, напротив, неудобным и дорогостоящим механизмом координации деятельности людей. Институты во многих ситуациях - более эффективный механизм координации деятельности людей. Институты, координирующие деятельность людей, и являются предметом изучения институци-ональной экономики. Институциональная экономика пытается дать экономическое объяснение возникновения институтов и выяснить, как институты влияют на богатство общества.

1.3 Хозяйственный механизм в экономической системе. Способы координации экономической деятельности

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет рад особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Экономические системы в реальной жизни развиваются и изменяются. Общим для разных экономических систем является то, что они проходят со временем одинаковые этапы: возникновения, утверждения, расцвета, увядания, умирания. Но история разных систем, тем не менее, различна. Основополагающая прогрессивная тенденция развития экономических систем связана со способностью системы обеспечить условия для большей развитости и совершенства людей.


2.1 Типы экономических систем

Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

В основе классификации экономических систем лежат два основных признака:

форма собственности на средства производства;

способ координации и управления экономической деятельностью.

На основе этих признаков выделяют четыре основных типа экономических систем:

Традиционная экономика;

Административно-командная экономика;

Рыночная экономика;

Смешанная экономика.

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в сознании людей.

В странах с традиционной системой большую роль играет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их хозяина. Сюда относится крестьянское и ремесленное хозяйства.

В основе жизнедеятельности традиционной системы лежат передающиеся из поколения в поколение традиции и обычаи, религиозные и культовые ценности, кастовое и сословное деление, выступающие тормозом социально-экономического прогресса.

В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры.

В этих странах в условиях относительно слабого развития национального предпринимательства большую роль играет иностранный капитал.

Административно-командная экономика определяется как такой ее тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и самопроизводство определяется административным центром на основе системы его команд.

Рыночный тип экономики - это такая экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само- производство осуществляются под воздействием рыночного механизма регулирования, изменения спроса, предложения и цен, а также экономической выгоды.

Рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку.

Особенности современной рыночной экономики: гибкое адаптивное производство; повышение качества, снижение затрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса; государственное регулирование конкуренции; формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности, в управлении производством рабочих.

Смешанная экономика. В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность - гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в независимости от вида экономической системы, она никогда не может быть идеальной, то есть – без проблем. Совершенные, общества не существуют. Любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно убедиться на опыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность, отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства.


Кто же осуществляет координацию выбора, реализуемого людьми в процессе их повседневной хозяйственной деятельности? Ведь каждый человек – неповторим, у каждого свои вкусы и предпочтения, свои представления о способах, которыми необходимо осуществлять производство и распределение благ.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный, или стихийный порядок и иерархия.

В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой системе производитель должен осуществлять расчет своих издержек (затрат) и получаемых выгод. Это относится и к потребителю. Но как это возможно осуществить, если человек, ведущий домашнее хозяйство или руководитель предприятия не в состоянии окинуть взглядом весь «экономический космос»? Конечно, в хозяйстве Робинзона на маленьком острове или в рамках относительно небольшого первобытного племени количество имеющихся ресурсов и комбинации их альтернативного использования, представляют собой (количественно) величину, поддающуюся учету. Но как возможно рассчитать соотношение выгод и издержек не в малых группах, а при «расширенном порядке человеческого сотрудничества», как именует Ф.Хайек современную хозяйственную систему, называемую капитализмом? Ведь информация об имеющихся ресурсах, о вкусах и предпочтениях потребителей рассеяна, рассредоточена, она не находится в некоем Центре. В таких условиях только механизм колебания цен, или альтернативных издержек, может скоординировать экономический выбор людей. Такая хозяйственная система названа Ф.Хайеком спонтанным (самопроизвольным) порядком, что подчеркивает эволюционный, независимый от чьих-либо намерений или планов характер ее возникновения. Спонтанный порядок возник естественным путем, в ходе развития человеческой цивилизации.

Но есть и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю). Такая система называется иерархией. Примером иерархического порядка может быть первобытная община, где вождь племени решал, кому, как и чем заниматься в процессе хозяйственной деятельности. Иерархия – это и командно-административная система, или социализм, где государство в лице Госплана или высших партийных инстанций отдавало приказы, что именно производить, распределяло ресурсы, прикрепляло поставщиков к потребителям. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, где руководитель предприятия отдает приказы своим подчиненным. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального управляющего государственного органа.


В реальном мире наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий. Но от чего зависит сам факт той или иной организации общества?

Для этого важно ввести новую категорию, которая используется экономической теорией, а именно, трансакционные издержки. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержки заключения хозяйственного договора, контроль за его исполнением и т.д. Здесь перечислены далеко не все компоненты трансакционных издержек. Однако уже из этого краткого определения ясно, что та или иная система будет функционировать как иерархия или как спонтанный порядок во многом в зависимости от величины трансакционных издержек.

Представим себе, что в «расширенном порядке человеческого сотрудничества» необходимо собрать информацию о потенциальных контрагентах обменных сделок, проконтролировать исполнение договора и т.п. Наиболее дешевым способом окажется здесь спонтанный порядок, ибо «собрать в единый кулак» всю рассеянную информацию окажется непосильной никакому Центру задачей. А вот в рамках фирмы способом, экономящим трансакционные издержки, оказывается иерархия. Здесь работники взаимодействуют друг с другом не при помощи ценовых сигналов; о том, чем ему заниматься и что производить, работник (например, рабочий при сборке автомобилей или клерк в банке) узнает от своего непосредственного начальства.

Таким образом, мы подошли к интересному выводу: оценивать эффективность спонтанных порядков или иерархий необходимо не с точки зрения нормативных оценок (плохо или хорошо), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Конечно, это не единственный критерий, но он очень важен. Этот подход помогает понять, почему оказалась неэффективной социалистическая система хозяйства: попытка построить все общественное производство по типу фирмы, или «единой фабрики», как писал В.И.Ленин, оказалась несостоятельной из-за огромных трансакционных издержек, с которыми связано регулирование из Центра (Госплана).

Читайте также:
  1. B. метода разделения смеси веществ, основанный на различных дистрибутивных свойствах различных веществ между двумя фазами - твердой и газовой
  2. V. В области социально-экономических проблем северных регионов России.
  3. А30. Эллинистический Египет (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  4. А31. Держава Селевкидов (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  5. Абсорбционный чиллер предназначен для получения холодной воды, которая в последующем может использоваться в качестве хладагента в системах кондиционирования.
  6. АДАПТАЦИЯ К ЗУБНЫМ ПРОТЕЗАМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ. МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ. РОЛЬ РЕЦЕПТОРОВ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА В АДАПТАЦИИ К ЗУБНЫМ ПРОТЕЗАМ.
  7. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии.
  8. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ДИНАМИКЕ
  9. Анализ основных финансово-экономических показателей предприятия

Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В результате выделяются 4 типа экономических систем:

1. традиционная экономика;

2. административно-командная экономика;

3.рыночная экономика;

4.смешанная экономика.

Традиционная экономика – замкнутая система натурального хозяйства, характеризующаяся ручным трудом, рутинными технологиями, многоукладностью в экономике, низким уровнем развития производительных сил, активной ролью государства в экономике и т. д.

Административно-командная экономика – экономика с господствующей государственной собственностью, государственным монополизмом, где товарно-денежные отношения носят формальный характер, движение ресурсов осуществляется административным центром, жесткий централизм всей экономики.

Рыночная экономика – экономика с преобладанием частной собственности, ограниченностью вмешательства государства в хозяйственные процессы и рыночный механизм координации.

Смешанная экономика – имеет несколько линий формообразования, то есть сочетание частного и государственного секторов, сочетание рынка и государственного регулирования, сочетание капитализма и социализации жизни. Кроме того, в смешанной экономике существуют разнообразные элементы, например: акционерное общество, социальное партнерство, контрактные отношения и т. д.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный (стихийный) и иерархический (централизованный).

В стихийных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывают хозяйствующим субъектам, в каком направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой экономической системе производитель должен осуществлять расчет своих затрат и полученных выгод. Но рассчитать соотношение выгод и затрат можно только с помощью механизма цен . Этот механизм и координирует экономический выбор людей. Такой механизм или порядок называется спонтанным (самопроизвольным). Спонтанный порядок возник естественным путем в ходе развития человеческой цивилизации. Рынок – это и есть спонтанной порядок.

Имеется и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственному производителю. Такая система называется иерархией . Примером иерархии является первобытная община, где вождь определяет все и вся. Иерархия – это и командно-административная система (государство с помощью Госплана). В форме иерархии осуществляет свою деятельность и предприятие. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти руководителя или центрального государственного органа.

В реальной действительности наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий.


| | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

В течение длительного времени стандартная экономическая теория отвлекалась от реальных процессов, влияющих на дей­ствия и выбор экономических агентов. Однако в последнее время обнаружился постоянно растущий интерес экономической нау­ки к изучению институциональной структуры общества. Обычно изучением институтов общества занимаются ученые-социологи и антропологи. Зачем же экономистам понадобилось изучать ин­ституты, которые регулируют обмен в обществе?

Экономика - это наука, которая изучает, каким образом об­щество с ограниченными ресурсами решает, что, как и для кого производить. Ресурсы, необходимые для производства материаль­ных благ, рассредоточены весьма широко, а спрос на материаль­ные блага чрезвычайно разнообразен. Поэтому появляется необ­ходимость скоординировать использование ресурсов с тем, чтобы оно соответствовало спросу на материальные блага. В обществе действуют определенный механизм, координирующий деятель­ность людей и побуждающий их к сотрудничеству. На вопрос о том, что представляет собой этот механизм, экономист-теоретик ответит, что это механизм рыночной координации с присущими ему институтами, Однако стандартная экономическая наука пред­полагает заданными и не изучает. С подобными предложениями, например, выступил О. Ланге, когда в 1920- 1930-х годах возник­ла дискуссия о том, каким образом должна быть организована социалистическая экономика. О. Ланге, поляк по происхожде­нию, заведовал кафедрой в Чикагском Университете. Он был со­циалистом по своим убеждениям и экономистом-неоклассиком по образованию и теоретическим взглядам. О. Ланге предложил
осуществлять координацию социалистической экономики с по­мощью ценового механизма. Цены, которые свидетельствуют об относительной редкости благ, как он предполагал, могут быть рас­считаны вне рыночной системы без актов непосредственного об­мена при помощи специального планирующего органа, который должен был взять на себя роль рынка.

Могут ли рынки решить все проблемы координации деятель­ности людей? Даже в странах с развитой рыночной экономикой рыночные отношения - это лишь некоторая составляющая часть общественных отношений. Даже в странах с развитой рыночной экономикой существуют чужеродные нерыночные элементы, функционирование которых основано на других принципах, на­пример, семья и домашнее хозяйство, профсоюзы, фирма, госу­дарство. Их объединяет то, что распределение ресурсов и коор­динация деятельности внутри них осуществляется не рыночными способами. И, наконец, функционирование самого рынка зависит от наличия большого числа разнообразных конвенций и институ­тов: прав собственности, механизмов защиты контрактов, денег, единой системы мер и весов и т.д. Люди реагируют не только на цены и количество товаров. Их поведение в значительной степени определяется институциональной средой, в которой они действу­ют и принимают решения.

В реальной жизни существуют механизмы, которые рас­пределяют блага и услуги там, где конкурентные рынки не рабо­тают. Рассмотрим в качестве иллюстрации следующую ситуацию :

Два автомобиля - С и Б едут навстречу друг другу и одно­временно приближаются к перекрестку. Оба водителя торопятся:

С хочет повернуть налево, а Б - проехать прямо. Выигрыши, ко­торые они получат, отражены в матрице. Эта игра представляет собой разновидность игры «борьба полов». В описанной ситуации игрокам нужен какой-то механизм, который координировал бы определенным образом их действия и не требовал бы чрезмерных затрат на свою организацию.


Каков же должен быть механизм, который поможет скоор­динировать действия водителей? Экономист-теоретик, конечно же, предложит рыночный механизм координации. Необходимо, скажет он, создать рынок, который будет на платной основе рас­пределять права пользования перекрестком. Пусть права будут распределяться с помощью аукциона. Представим себе аукциони­ста, который стоит в центре перекрестка и мгновенно принимает заявки с ценами от обоих водителей. Водитель С торопится силь­нее и готов заплатить до 7 долл. за право проехать первым. Если он приедет вовремя, то его выигрыш составит 7 долл. Водитель D торопится в меньшей степени и готов заплатить за право проехать первым до 5 долл. Аукционист продаст первоочередное право про­езда водителю, предложившему максимальную цену, и водитель С получит это право. Но очевидно, что этот механизм распределе­ния прав проезда не бесплатный, напротив, он весьма дорогостоя­щий и громоздкий.

Однако можно предложить другой путь для решения пробле­мы координации действий водителей. Мы разрабатываем правила дорожного движения, заставляем водителей выучить их, прежде чем выдать им разрешение на вождение транспорта. Вводится не­которое произвольное решение, например, водитель, желающий повернуть на перекрестке, должен ждать, пока проедут встречные автомобили. Координация движения в данном случае осущест­вляется бесплатно (если не принимать во внимание издержки, связанные с разработкой системы правил).

Это пример показывает, что во многих случаях ценовой ме­ханизм является не бесплатным, а, напротив, неудобным и до­рогостоящим механизмом координации деятельности людей. Институты во многих ситуациях - более эффективный механизм координации деятельности людей. Институты, координирующие деятельность людей, и являются предметом изучения институци­ональной экономики. Институциональная экономика пытается дать экономическое объяснение возникновения институтов и вы­яснить, как институты влияют на богатство общества.