Принцип единства кассы предусматривает. Принцип единства кассы

Принцип подведомственности расходов бюджетов

Принцип адресности и целœевого характера бюджетных средств

Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателœей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целœевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателœей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Из этого принципа вытекают следующие два приниципа

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителœей и получателœей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 БК.

Распорядитель и получатель бюджетных средств бывают включены в перечень подведомственных распорядителœей и получателœей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителœем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Принцип единства кассы означает зачисление всœех кассовых поступлений и осуществление всœех кассовых выплат с единого счета бюджета͵ за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Вопрос 2. Бюджетное устройство и бюджетная система, принципы построения бюджетной системы .

Центральным звеном государственных финансов выступает бюджет. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, политической и социальной функций.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы ее построения и функционирования.

Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определœены права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Вместе с тем, бюджетное устройство предусматривает распределœение доходов и расходов между отдельными видами бюджета.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах существует два звена бюджетной системы (государственный бюджет и местные бюджеты), в федеральных государствах - три (государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты). РФ имеет федеративную систему и до 2005 ᴦ. бюджетное устройство имело 3 уровня.

Бюджетное устройство РФ включает:

1.один федеральный бюджет.

2.83 бюджетов субъектов РФ, в том числе:

· 21 республиканский бюджет республик;

· 55 краевых и областных бюджетов;

· 10 окружных бюджетов автономных округов;

· 1 областной бюджет автономной области;

· бюджеты городов Москва и Санкт-Петербурᴦ.

3. местный (муниципальный) уровень бюджетной системы представлен с традиционной точки зрения 29 000 местными бюджетами, но на практике 17 000 территориальных образований обладают бюджетами и 12 000 – сметами.

Среди территориальных образований, которые имеют сметы, а не бюджеты, выделяют:

· закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), которые финансируются напрямую из федерального бюджета и за счёт средств военных министерств и ведомств;

· военные городки.

Особенности бюджетного устройства:

ü 1 субъект федерации (Калининградская область) расположен на территории иностранных государств;

ü ЗАТО Байконур расположено на территории иностранного государства Казахстан;

Через понятие бюджетное устройство конкретизируется такое понятие как бюджетная система. В случае если бюджетная система отвечает на вопрос: ʼʼКакие бюджеты бывают в стране?ʼʼ, то бюджетное устройство – отвечает на вопрос ʼʼСколько таких бюджетов? И какие между ними имеются взаимосвязи? На каких принципах они строятся?ʼʼ

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета͵ бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

До конца 2004 ᴦ. бюджетная система (по Бюджетному кодексу) - это совокупность бюджетов и внебюджетных фондов 3 х уровней . С 2005 ᴦ. количество уровней бюджетной системы увеличилось и не должна быть однозначно определœено во всœех субъектов РФ. Это связано с усложнением уровня муниципальных финансов. В соответствии с Законом ʼʼОб общих принципах организации местного самоуправленияʼʼ от 06.10.2003 ᴦ. № 131 – ФЗ предусмотрено разделœение местных бюджетов на бюджеты двух уровней: первый уровень – бюджеты муниципальных районов и городских округов, второй уровень – бюджеты сельских и городских посœелœений. По этой причине на современном этапе государственная бюджетная система должна быть перестроена и включать четыре звена. Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет

Структура бюджетной системы РФ:

Современная бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

Ø федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Ø бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Ø местные бюджеты, в том числе:

Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

Бюджеты городских и сельских посœелœений.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ

Бюджет субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Местный бюджет. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Бюджетную систему характеризует понятие консолидированный бюджет , который состоит из одного собственного бюджета государства – федерального бюджета и 87 бюджетов субъектов РФ (эти бюджеты также консолидированные).

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает:

· собственный бюджет субъекта РФ;

· консолидированный или собственный бюджет города областного или краевого значения, республики;

· консолидированные или собственные бюджеты районов области, края либо республики.

К примеру, в 2004 ᴦ. консолидированный бюджет Омской области состоял из областного бюджета Омской области, бюджета города Омска и 32 районных бюджетов районов Омской области (1 – бюджет субъекта РФ и 33 местных бюджета), каждый из которых принимался и исполнялся. До конца 2004 г округа ᴦ. Омска наделялись сметой.

С 2005 года в рамках реформы межбюджетных отношений местные бюджеты будут иметь сложную структуру. Самостоятельно формироваться и исполняться будут бюджеты

Ø муниципальных районов

Ø городских округов

Ø внутригородских муниципальных образований ᴦ. Москвы и С-Петербурга,

Ø городских и сельских посœелœений.

К 2006 ᴦ. в Омской области предполагается создать 438 местных бюджетов.


Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы.


Комментируемая статья устанавливает исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на основе принципа единства кассы. Данный принцип предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов бюджета с единого счета бюджета, каким в РФ является единый казначейский счет. Исключение составляют операции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ.
Принцип единства кассы предполагает слияние расчетных счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и услуг. На этот же счет зачисляются поступающие доходы бюджета.
Применение принципа единства кассы при исполнении бюджета дает ряд преимуществ. Во-первых, появилась возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. Предварительный контроль невозможно было реализовать при существовании банковской системы исполнения бюджета. Сейчас осуществление предварительного контроля - контроля над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения - дает возможность предотвращения нарушений бюджетно-финансового законодательства. Текущий контроль осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств. Совершение платежа возможно только после получения разрешительной надписи.
Во-вторых, достигается экономия времени за счет минимизации прохождения средств по расчетным счетам.
В-третьих, появляется возможность перераспределения средств. Средства находятся на счете бюджета в распоряжении органа, исполняющего бюджет. Это позволяет учитывать остатки на расчетном счете при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов.
Кассовое исполнение бюджетов включает в себя операции со средствами на бюджетном счете по зачислению доходов бюджетов и платежам по подтвержденным обязательствам бюджетов. Кассовое исполнение федерального бюджета возлагается на Федеральное казначейство. Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства, находится в ЦБР. В территориальных учреждениях ЦБР функционируют управления организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Они обеспечивают достоверность передаваемых кредитными органами данных об использовании средств бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляют надзор за исполнением кредитными организациями и расчетно-кассовыми центрами банковского законодательства в части исполнения бюджетов и внебюджетных фондов. В соответствии с Законом о ЦБР ЦБР без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и бюджетами муниципальных образований. Департамент организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов ЦБ РФ организует в банковской системе кассовое исполнение федерального бюджета и составляет бюджетную отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета и об остатках средств на счетах местных органов власти и государственных внебюджетных фондов.

Исполнение бюджета - это процесс, который обеспечивает полное своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Исполнение бюджета охватывает 2 стадии бюджетного процесса : выполнение бюджетного закона (исполнение бюджета в узком смысле слова) и составление и утверждение отчетности об исполнении бюджета.

Принцип единства кассы.

При банковской системе исполнения бюджета бюджетные средства распределялись по сети счетов бюджетополучателей. Принцип единства кассы предполагает слияние расчетных счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и услуг.

Однако следует уточнить, что единство кассы не предполагает единственность расчетного счета для казначейского органа. Казначейский орган может иметь несколько счетов для хранения различных типов бюджетных средств (например, валютные счета). Единство кассы состоит в едином расчетном счете хранения данного типа бюджетных средств, с которого перечисляются средства поставщикам товаров, работ или услуг.

Благодаря этому принципу достигаются следующие положительные изменения.

Во-первых , появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств.

Во-вторых , минимизируется прохождение средств по расчетам счетам из-за отсутствия операций движения средств между расчетными счетами бюджетных учреждений и органа казначейства.

В-третьих , появляется возможность перераспределения средств.

Принцип исполнения бюджета через органы федерального казначейства означает, что регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной подписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагается на центральные и территориальные ОФК.

35. Стадии исполнения бюджета по расходам. Санкционирование и финансирование расходов бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

    составление и утверждение бюджетной росписи;

    утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

    утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

    принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

    подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.