Социально-экономическое и политическое развитие Нидерландов в п.п. XVI в

В состав Нидерландов входили 17 провинций, расположен- ный по нижнему течению Шельды, Мааса и Рейна. Самыми крупными из них были Фландрия, Брабант, Голландия, Зе- ландия, Фрисландия, Артуа и Геннегау.

На небольшой терри- тории, компактным треугольником расположившейся между Францией и Германией, в древности проживали кельтские и германские племена, давшие начало современным народнос- тям валлонцев, фламандцев, голландцев и фризов. Название «Нидерланды», что значит «низовые земли», эти провинции получили из-за того, что почти вся их территория представ- ляет собой низменную равнину, причем 1/3 территории совре- менных Нидерландов расположена ниже уровня моря. Лишь юго-восточная часть современной Бельгии и северная часть Люксембурга покрыта Арденнскими горами. Выгодное гео- графическое и стратегическое положение этих провинций на перекрестке речных и морских торговых путей сделало их в средние века предметом борьбы королей Франции, Англии, Австрии и Испании. Феодальные распри привели к тому, что отдельные города и целые провинции Нидерландов приобрета- ли особые права и привилегии, заложившие вольнолюбивые традиции. Вмешательство великих держав наложило серьез- ный отпечаток на процесс формирования государственности Нидерландов, Бельгии и Люксембурга и на всю их историю вообще.

С 1519 г. Нидерланды были включены в огромную империю Карла V Габсбурга, а после его отречения от престола в 1555 г., как особый имперский округ, попали под власть сына Карла V испанского короля Филиппа II.

В середине XVI в. Нидерланды переживали период рас- цвета и являлись самой густонаселенной страной Европы. На сравнительно небольшой территории было расположено более 300 городов. В руках нидерландских негоциантов сосредоточи- лась практически вся торговля с испанскими колониями. Для испанской короны такая провинция представляли огромную ценность. В одном лишь 1552 г. Нидерланды принесли импе- рии Карла V 6692 тыс. ливров.

Основной тенденцией социально-экономического развития Нидерландов являлось быстрое складывание условий для фор- мирования капиталистического уклада, процесс первоначаль- ного накопления капитала. По динамике экономического рос- та и отраслевой специфике хозяйства в составе Нидерландов выделялось три региона. Первый из них - это центральный промышленный район, т. е. Фландрия и Брабант. Второй - это северный промышленный район с ядром, в которое входили Голландия и Зеландия. Третью группу составляли окраинные и по преимуществу сельскохозяйственные провинции - Ар- туа, Люксембург, Намюр, Гельдерн. Все остальные провинции по своему хозяйственному развитию занимали промежуточное положение между тремя основными.

К середине XVI в. голландская цеховая система пришла в упадок. В особой степени это было заметно на примере таких мощных городов как Гент, Ипр, Брюссель, которые находи- лись во Фландрии и Брабанте. На протяжении длительного времени их городские цеховые организации были центрами ре- месленного производства европейского масштаба и вели с помо- щью корпораций негоциантов активную торговлю. Теперь же их постепенно начали вытеснять новые, более восприимчивые к требованиям времени мануфактуры.

Причин постепенного упадка цехового строя было несколь- ко. Подмастерья оказались низведены до положения бесправ- ных наемных рабочих, а многие цеховые мастера сами обед- нели и лишились былой самостоятельности, попав в цепкие руки ростовщиков и скупщиков. Таким образом, значитель- ная часть вчерашних мастеров потеряла интерес к конечному результату своего труда. Наиболее влиятельные и экономичес- ки мощные цеховые организации, например суконщиков, под влиянием конкуренции мануфактурного производства поте- ряли свое былое значение. В свою очередь производство, осно- ванное на новых капиталистических началах, особенно по из- , отовлению шерстяных, льняных, хлопчатобумажных тканей, ковров, гобеленов, кружев, стекольных, кожевенных и метал- лических изделий стремительно захватывали новые рынки,

н том числе и в других странах.

Самый крупный портовый город Брабанта - Антверпен пре- кратился в важный центр торговой и финансовой деятельности. К Антверпену тяготели мануфактуры городов Фландрии и Бра- банта, которые, прежде всего, были связаны с экспортом. В ант- иорпенский порт заходили тысячи кораблей из всех стран света, и постепенно порт стал огромным и хорошо устроенным. Особен- ное его значение состояло в том, что в гавани Антверпена соби- рались суда с грузами колониальных товаров из Америки, Ин- дии Юго-восточной Азии и отсюда потоки весьма ликвидных и ценных товаров расходились по странам Европы. В Антверпе- не были сосредоточены конторы всех крупнейших финансистов Ивропы. Ежедневно на биржу для заключения сделок сходилось несколько тысяч купцов, иногда числом до 5 тыс., именно на это количество купцов в 1531 г. магистрат построил новое здание биржи, причем негоцианты были разных национальностей, и разноязыкая речь и пестрота обычаев никого не удивляла.

На севере страны, в Голландии, Зеландии и Утрехте также происходили значительные изменения. Цеховое производство уступало место капиталистическим мануфактурам. В Лейде- не в больших количествах производились шерстяные и льня- ные ткани. Но ключевой отраслью экономики северных терри- торий было кораблестроение и связанное с ним рыболовство. В середине XVI в. флот небольшой страны насчитывал 15 тыс. кораблей и 150 тыс. моряков. В процентном отношении флот Нидерландов в общем составлял 75% мирового флота. Толь- ко в двух городах - Амстердаме и Зандаме - насчитывалось около 130 верфей. Интересно, что строительство кораблей об- ходилось в 1,5-2 раза дешевле, чем, например, в Англии, и во много раз дешевле, чем в других странах Европы. Именно поэ- тому в Нидерландах строили корабли почти для всех европей- ских стран. Практически в каждом городе, особенно на севере, существовали канатные, парусные, бумажные, стеклянные, деревообрабатывающие мануфактуры, а также лесопилки. В рыболовстве было занято более 100 тыс. человек, а в море, в среднем, за год выходило до 2 тыс. кораблей.

В сельском хозяйстве Нидерландов также происходили зна- чительные изменения. Во Фландрии и Брабанте на смену цен-

зиве постепенно приходит краткосрочная феодальная арен- да. Постепенно распространяется и капиталистическая арена. В среде крестьянства, по большей части свободного, происходи- ло расслоение. Все более динамичное развитие товарно-денеж- ных отношений привело к тому, что увеличивалась масса ма- лоземельных и безземельных крестьян. Более того, лишенные основного средства производства - земли, крестьяне превра- щались в наемных работников мануфактур, батраков, поден- щиков, что значительно меняло социальную структуру нидер- ландского общества в середине XVI в.

Постепенно менялась и роль дворянства в экономическом развитии страны. Разбогатевшие фермеры и богатые горожане все больше вытесняли представителей аристократии из хозяйс- твенной и политической жизни. Обедневшие дворяне вынуж- дены были продавать свои земли. Наиболее предприимчивые из них пытались вести хозяйство по новому, по буржуазному образцу, но не все преуспели на этом поприще. Лишь немногие представители дворянства, располагая значительными средс- твами, заводили на своих землях крупные молочно-животно- водческие хозяйства предпринимательского типа.

В целом, утверждение капиталистического уклада привело к подъему сельского хозяйства в Нидерландах. Здесь сущест- вовала передовая для своего времени агротехника, в том чис- ле система многопольных севооборотов, происходила товариза- ция всего сельскохозяйственного производства. В Голландии и Зеландии проводились работы по осушению болот, а с помо- щью плотин и дамб у моря были отвоеваны тысячи гектаров земли, получившие название польдеры. Эти земли также ис- пользовались для нужд сельского хозяйства. В частности, на этих плодородных землях, представлявшие собой замечатель- ные луга, откармливались тысячи быков из Дании, которые потом с выгодой продавались на европейских рынках.

Таким образом, на протяжении XVI в. в недрах феодально- го общества в Нидерландах сложились буржуазные отношения. Общий объем годового производства в Нидерландах в середине века оценивался суммой около 100 млн гульденов. Примерно половину из них давало сельское хозяйство, половину - торго- во-промышленная деятельность. Но ускорение экономического развития вело к усилению региональных диспропорций. Цен- тральные, северные и южные группы провинций развивались крайне неравномерно, что впоследствии и привело к выбору различных путей социально-экономического и политического развития. Мануфактуры Фландрии и Брабанта ориентирова- лись на ввозимое из Испании сырье, и были связаны с традици- онно подчиненными испанцами рынками. В этих провинциях крестьянство было все также опутано различными феодальны- ми повинностями, а дворянство сохраняло свое привилегиро- ванное положение и политический вес. Городская и сельская верхушка, скупившая земли продолжали обрабатывать землю посредством принуждения крестьян, основываясь на феодаль- ных методах. Кроме того, единый внутренний рынок, в отличие от севера еще не сложился, например, только на речном пути но Маасу от Намюра до устья реки существовало более трех де- сятков застав, которые взимали пошлину за провоз товаров. На севере даже отсталые сельскохозяйственные провинции были втянуты в товарно-денежные отношения. Дворянство владело сравнительно незначительной частью земли, крестьяне, свобод- ные в своем подавляющем большинстве, владели собственной землей на правах собственности. Наличие мощного торгового флота и ориентация на европейский рынок и Англию в качест- ве поставщика сырья делали северные провинции независимы- ми от Испании. Таким образом, на территории Нидерландов об- разовались два полюса во главе с Антверпеном и Амстердамом, которые так или иначе стали соперниками и имели различную внешнеполитическую ориентацию.

Благодаря своему расположению в середине Западной Европы Нидерланды имеют выгодную исходную позицию. Экономика Нидерландов ориентируется на зарубежные страны. Торговля и транспорт являются важными секторами экономики. Благодаря удачному расположению Нидерландов здесь обосновываются многие промышленные предприятия. Много крупных международных предприятий имеют в Нидерландах дистрибуционные центры для Европы. Помимо этого, в Нидерландах часто размещаются те предприятия, которые зависят от транспортировки крупных партий сырья морским путем (например: нефтехимическая промышленность).

Нидерланды привлекают многие производственные предприятия также благодаря следующим факторам: надежная индустрия поставок, благоприятная для предпринимательства атмосфера и рынок труда с высококвалифицированным персоналом. Высокая международная оценка видна из большого числа расположенных в Нидерландах транснациональных предприятий и исследовательских центров.

По рейтингу экономической свободы Нидерланды являются 13-ой страной среди 157, где проводилось исследование. Экономика страны является 16ой по величине в мире. В период с 1998 по 2000 год годовой прирост ВВП составлял 4%, но затем темпы прироста несколько снизились. Инфляция в среднем составляет 1,3 – 1,5% в год. Безработица В Нидерландах одна из самых низких в Европейском союзе: по данным Евростата, она составляет 2,9%, а по данным Голландского Агентства Статистики 4%.

Промышленность Нидерландов

Промышленность Нидерландов специализируется на выпуске высококачественной и конкурентоспособной продукции. Ведущие отрасли промышленности - это газо- и нефтедобывающая и перерабатывающая промышленность, металлургия, металлообработка, химическая промышленность, электротехника. Из старых, традиционных отраслей большое значение имеют: судостроительная, пищевая, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности. В текстильной, швейной и кожевенно-обувной отраслях наблюдается спад производства.

Одна из важнейших отраслей нидерландского хозяйства - это энергетика. Основную массу электроэнергии вырабатывают тепловые станции. На уголь сейчас приходится 25 % первичного потребления энергоносителей, но основную роль играет газ - 63 %, нефть и нефтепродукты - только 5 %. Ежегодно в Нидерландах производится 60 млрд. кВт в час.

Сейчас действуют две атомные электростанции - в Додеварде (50 мВт) и в Борсселе (440 мВт). Правительство одобрило строительство ветряных генераторов электроэнергии. В 1983 году в Ветте установлен пробный солнечный коллектор площадью 2 500 квадратных метров. внешнеэкономических связей.

Нефть и нефтепродукты составляют 1/4 общего объема нидерландского импорта. Она используется не только как энергоноситель, но и как важнейшее сырье для химической и нефтехимической промышленности. Основные поставщики - Великобритания, Иран, Ливия, Норвегия, Нигерия, Алжир, Саудовская Аравия, Россия.

Черная металлургия получает все большее распространение и развитие. Ее главный центр - город Эйлейден. Более 45 % продукции металлургии экспортируется в страны ЕЭС, 10 % - в США, а 30 % идет на внутренний рынок. Цветная металлургия производит алюминий (270 000 тон), цинк (170 000 тон), свинец (7 000 тон), а также олово, кадмий и различные полуфабрикаты. Цветная металлургия сосредоточена в Делфзяйле, Юренене, Хогезанде, Хардервайде, Рурмонде, Тегелене, Фриссингеме, Арнеме, Бюдере.

Статистические показатели Нидерландов
(по состоянию на 2012 год)

Хорошо развивается машиностроение. Производится оборудование для газовой, нефтяной, химической, электротехнической, пищевой, текстильной и строительной промышленности. Важное значение производство транспортных средств, сельскохозяйственного оборудования и машин. Крупнейшая нидерландская монополия - «Philips». Крупные электротехнические предприятия находятся в Роттердаме, Эйндховене, Зволле, Херлине, Хортогенбоссе, Ситторде, Рурмонде, Леувардене и других городах. Нидерланды - один из крупнейших поставщиков аудио - и видеоаппаратуры.

Тракторное машиностроение объединяет более 470 предприятий. Центры судостроения находятся на морском побережье, наиболее крупные - Роттердам, Амстердам, Схидам, Мааслейс, Фриссенген и другие.

Автомобилестроение сложилось лишь в послевоенный период. Существует шведско-нидерландская компания «Вольво - кар». Но собственное машиностроение развито плохо. Авиационная промышленность представлена фирмой «фоккер». Пищевая промышленность имеет широко разветвленную сеть предприятий. Нидерланды поставляют 60 % производимого в стране молоко и молочных продуктов более чем в 100 стран мира. На долю Нидерландов приходится 20 % мирового экспорта сливочного масла, 55 % сгущенного и 25 % сухого молока, 55 % сыра.

Основные статьи импорта: нефть, автомобили, чугун и сталь, одежда, цветные металлы, пищевые продукты, различное транспортное оборудование.

Основные статьи экспорта: продукты химической промышленности, мясо, парниковые овощи, цветы, природный газ, изделия из металла.

Транспорт Нидерландов

Плоский рельеф создает благоприятные условия для развития сети дорог, но большое число рек и каналов создает определённые трудности и риски в дорожном строительстве.

Общая длина железнодорожной сети составляет 2753 километра (из них электрифицированы 68 % - 1897 км).

Общая длина автомобильных дорог - 111 891 км.

Общая длина судоходных рек и каналов - 5052 км.

Важную роль в экономике страны также играет океанское судоходство. Нидерланды перерабатывают значительную часть европейских грузопотоков. Авиакомпания KLM обслуживает многие международные маршруты.

Географическое положение Нидерландов, а также особенности предшествующего экономического развития способствовали развитию Голландии как торговой державы. В результате образования Европейского сообщества, которое позитивно сказалось на голландской экономике, Нидерланды стали воротами европейского континента и главным распределительным центром Западной Европы.

Параллельно возросла транзитная функция Голландии, в результате чего Нидерланды стали важнейшим в Европе перевалочным пунктом нефти и нефтепродуктов, газа, металлов, какао, других сельскохозяйственных продуктов.

Нидерланды располагают развитой транспортной системой и специальной дистрибуторской инфраструктурой. Голландские транспортные компании превратили Нидерланды в четвертую по величине транспортную страну мира. Принимая во внимание размеры Нидерландов, приходящиеся на их долю 6,5% международного транспорта можно считать значительным достижением. Сфера услуг охватывает транспорт товаров, пассажирский транспорт и вспомогательные транспортные услуги. Роттердам продолжает оставаться самым крупным портом мира по грузообороту и вторым по переработке сырой нефти, а также основным европейским распределительным центром.

Центральное место в стране по грузообороту занимает водный и автомобильный транспорт. Вследствие благоприятного налогового законодательства количество судов под нидерландским флагом увеличилось в последние годы примерно в шесть раз, а Роттердам продолжает оставаться самым крупным портом мира по грузообороту и вторым по переработке сырой нефти, а также основным европейским распределительным центром. И на внутренних водах голландский флот - крупнейший в Европе.

На долю голландских морских портов приходится около 40% западноевропейского рынка. По внутренним водам Западной Европы Нидерландами осуществляется также 40% транспортных перевозок.

Продолжает расти роль Нидерландов и в международных автоперевозках. Протяженность автомобильных дорог страны составляет около 115 тыс. км, и на долю Нидерландов приходится около четверти всех автомобильных перевозок Европейского сообщества.

В результате либерализации мирового воздушного транспорта особый рост произошел в авиатранспорте. В конце 90-х годов воздушный транспорт стал основным источником дохода от экспортируемых транспортных услуг, заняв место морского транспорта. В стране в настоящее время насчитывается 12 международных и 10 внутренних аэродромов. Гражданская авиация представлена главным образом компанией KLM, занимающей двенадцатое место среди крупнейших авиакомпаний мира.

Сельское хозяйство Нидерландов

Сельское хозяйство в Нидерландах является высокоинтенсивным и значимым сектором экономики, хотя в нём в 2005 году было занято всего около 1,0 % населения страны и производилось не более 1,6 % ВВП. В 2005 году сельскохозяйственный экспорт превысил 17 млрд евро (более 6 % товарного экспорта страны), около 80 % экспорта потребляют страны Евросоюза (Германия - 25 %, Великобритания - 12 %). В структуре аграрного экспорта преобладают овощи и цветы (12 млрд евро) и продукты молочного животноводства (5 млрд евро).

Земельные угодья. Земли сельскохозяйственного назначения занимают около 65 % территории страны. Около 27 % сельскохозяйственных угодий занято пахотными землями, 32 % - пастбищами и 9 % покрыто лесами. Доля пастбищ непрерывно падает, с 1995 по 2005 года эти угодья сократились на 8,2 %, что связано в основном с расширением жилищного строительства.

За почвой в Нидерландах ухаживают тщательно, кроме того, по количеству вносимых минеральных удобрений на 1 гектар страна в 2005 году занимала первое место в мире.

Растениеводство. В некоторых районах страны преобладает цветоводство. Выращивается также картофель, сахарная свекла и зерновые культуры. Важная статья экспорта - высококачественные парниковые и консервированные овощи. Животноводство. Пятое место в Европе по производству масла и четвёртое по производству сыра. Наиболее распространено пастбищное животноводство, на польдерах выпасается более 4,5 миллиона голов крупного рогатого скота (около 3,5 % от скота ЕС). Молочное стадо в 2005 году насчитывало около 1,4 миллионов голов (в середине 1980-х было около 2,5 миллионов голов), продуктивность стада очень велика - средние надои составляют более 9 тысяч литров молока в год.

Тепличное хозяйство. По площадям, отведённым под тепличное хозяйство, Нидерланды занимают первое место в мире. С 1994 года по 2005 год площадь теплиц возросла с 13 до 15 тысяч гектаров, обогреваются теплицы обычно при помощи местного природного газа. 60 % защищённого грунта отведено под цветоводство.

Королевство Нидерланды расположено на Северо-Западе Европейского континента. В переводе с немецкого означает «низкая земля» или, проще говоря, низменность. Территория страны в 41 кв. км, треть ее расположена ниже уровня океана, защищена от Северного моря системой дамб, плотин, шлюзов и этим полностью оправдывает свое название. Жители этой страны шаг за шагом отвоевывали у воды клочки суши, чтобы сделать их пригодными для жизни.

В Нидерландах возник международный термин «польдер» - осушенный участок морского дна, который можно использовать для строительства поселения или для сельского хозяйства. Поэтому у голландцев есть поговорка: «Бог создал землю, а голландцы - Голландию».

Здесь часы на башнях банков и учреждений показывают точное время. Пешеходы быстры, а служащие почты, банков и государственных учреждений обслуживают население быстрее, чем в других странах Европы. Все это характеризует деловой климат и темп жизни Нидерландов.

В просторечии страну до сих пор называют Голландией, но это не так. Голландия Северная и Южная - это лишь две из 12-ти провинций Королевства Нидерланды. Однако в 16-18 веках, во времена существования Республики Соединенных Провинций, именно Голландия была главной и самой богатой областью. Здесь возникло производство товаров, развивались способы оказания услуг.

В столице Голландии Гааге заседал первый парламент в мире - Генеральные штаты. В этот период их корабли уже бороздили моря и океаны, открывая новые материки и острова, создавая на них колонии. Именно поэтому Петр I посетил с боярами известную своим кораблестроением страну в 1697 году. Нидерланды уже тогда имели статус нейтрального государства, мы с ними никогда не воевали и, в отличие от других, они могли научить строительству кораблей.

Но целью было не только перенять опыт, надо было установить связи с Европой и укрепить российское государство. Все морские термины: док, фарватер, наименования элементов такелажа парусного судна пришли к нам из голландского языка. Вместе с технологиями в России оказались и сами голландцы. В частности их колонии-поселения разместились в Поволжье.

Экономика Нидерландов является 16-й по величине в мире и пятой по величине в зоне евро. Высокое 13 место страна занимает по рейтингу экономической свободы среди 157 государств, где проводились исследования. В последние годы годовой прирост ВВП снизился с 4% до 2,6% в год. Инфляция не превышает 2,5% в среднем за год.

Занимая небольшую территорию и 59-е место по численности населения, Нидерланды входят в двадцатку государств-лидеров по совокупному объему ВВП, который по данным Центрального бюро статистики Нидерландов, составляет около 700 млрд долларов. А по расчету на душу населения (40,7 тыс. евро) в десятку самых благополучных государств мира.

Постиндустриальная экономика Нидерландов развивается по шестому экономическому укладу. Развито: машиностроение, нефтехимия, судостроение, черная металлургия, пищевая индустрия и др. На морском побережье множество ветровых электроустановок. Славится обработка и огранка алмазов в Амстердаме. В 2002 году центральный банк провел вступление страны в еврозону, упразднив гульден.

Базовой отраслью остается энергетика, главным образом добыча газа и его использование. Это имеет большое значение для сельского хозяйства. Например, выпуск экономичных тепличных комплексов. Голландцы люди не гордые, невзирая на высокий уровень жизни, самое популярное транспортное средство - велосипед.

Экономика Нидерландов считается экспортной, т.к. она в основном ориентируется на внешние рынки. Например, по экспорту продовольствия маленькая Голландия стабильно входит в пятерку мировых лидеров. Популярны поставки тюльпанов, являющиеся своеобразным символом Нидерландов. Красные тюльпаны, высаживаемые в Кремле, были специально отселекционированы голландскими специалистами.

При всей грандиозности проектов, которые реализуют голландцы, они не любят привлекать особое внимание к уровню своего технического развития. Немногие знают, что американские «шатлы» на 70% оснащались электроникой нидерландской фирмы «Филипс», уникальная операция, не имевшая аналогов в мире, по подъему атомной подводной лодки «Курск» была осуществлена голландской фирмой «Маммоет».

Еще в прошлом столетии страна реализовала проект «Дельтаплан», построив дамбы в регулярно затапливаемом устье Шельды, самой крупной реки Нидерландов. Здесь были применены уникальные технологии, устелены подвижные грунты при впадении реки в море высокопрочными матами. Такая технология позволила бы развернуть аэродром для тяжелых самолетов в песках Сахары.

Нидерланды - один из мировых лидеров в области правового регулирования торгово-экономических отношений. Гражданский кодекс разрабатывался в течение 40 лет с обсуждением каждой статьи в парламенте. Голландские профессоры участвовали и в составлении российского Гражданского кодекса.

Исторически Нидерланды - страна торговцев и мореплавателей, в прошлом колониальная держава, опираясь на зарубежные активы, создала второй производственный комплекс за пределами своей территории. В последние годы они интенсивно работают и на рынках России. По данным Минэкономразвития РФ, за последнее десятилетие Нидерланды увеличили объем инвестиций в нашу экономику в 10 раз.

Они стали акционерами газопровода «Северный поток». Газпром и голландский консорциум «Проект Дельта Групп» договорились о совместной разработке нефтегазовых месторождений Ямала и шельфа Карского моря. На следующем месте по инвестициям - оптовая и розничная торговля, а также химическая и пищевая промышленность. На пример в группу компаний «Хенейкен» в России входит 10 пивоваренных заводов.

В 50-е годы прошлого века Нидерланды с Бельгией и Люксембургом стояли у истоков организации Евросоюза, первыми создав таможенный союз стран Бенилюкса. Расширение ЕС на Восток они считают политическим, а не экономическим решением. После прошедшего референдума премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что страна не одобрит ассоциацию Украины с ЕС.

В Гааге расположен Международный суд, созданный еще в 19 веке после разгрома Наполеона по решению европейских правительств. У входа во Дворец мира, а это здание суда, до сих пор стоят красивые китайские вазы, подарок Александра Первого. Экспортно-ориентированная экономика Нидерландов очень заинтересована в расширении рынков сбыта. Россия в этом плане представляет огромные возможности, но, в связи с санкциями, доля России в голландском экспорте составляет всего 1,5%.

Мы поставляем партнерам сырую нефть, нефтепродукты, газ, металлы и изделия из них. Сырье для химической промышленности и удобрения Нидерланды закупают еще со времен СССР. К нам из Голландии поставляется продовольствие, корма для животных, пальмовое масло, цветы и луковицы, оборудование для птицефабрик, племенной скот, медицинская техника и лекарства и продукция машиностроения.

В 2011 году голландская компания заключила договор о строительстве в Мурманской области ветроэнергетического комплекса мощностью 200 МВт. В России работает российско-голландское производство по созданию компьютерных томографов для оснащения медицинских учреждений. В целом в голландской экономике простая и благоприятная процедура для регистрации компаний с участием иностранного капитала в форме ОАО или ООО.

В сельском хозяйстве Нидерланды специализируются на сравнительно дешевой, но качественной продукции для европейского потребителя, наращивая выпуск экологически чистых продуктов, упор делается на развитие семеноводства, разведение элитных пород скота и птицы. В экономику России голландцы инвестировали более 21 млрд долларов, но в сельское хозяйство всего 4 млн. И это не радует.

Сельское хозяйство в Нидерландах высокомеханизированное, высокопроизводительное, в этом секторе экономики занято всего 2% трудоспособного населения. Но сельхозпродукция - важнейшая статья экспорта страны. По вывозу семенного картофеля Нидерланды занимают 2-е место в мире, уступая только США. Большинство сортов картофеля, возделываемых в России, - голландские.

Помимо этого в сельском хозяйстве реализуется проект по обмену знаниями и программы по практической подготовке кадров в области молочного животноводства и свиноводства на базе Экспертного центра животноводства - «Л.Е.Ц»., а также программа в области точного земледелия.

Особо ценятся сельхозмашины голландского производства. Техника эта компактна, но работает четко по технологии: если необходимо высеять редис через одно семечко, то так и будет сделано. Если расстояние между редисками должно быть 5 см, то оно в точности таким и будет. То же касается и ее роста. Несмотря на небольшие земельные наделы, каждый фермер обеспечивает продовольствием около 100 своих земляков и производит экспортный товар.

Урожайность высокая, по зерновым в пределах 60 центнеров с гектара. Продается продукция в соответствии с ранее заключенными договорами торговым или заготовительным фирмам. Продукцию животноводства также поставляют по договорам закупочно-заготовительным организациям и фирмам и только незначительную часть реализуют перед выходными прямо на рынке.

При поломке техники по телефонному звонку на ферму прибывает сервисная служба и прямо в поле устраняет неисправность, заменит сломанную деталь или целый блок. Создана служба, которая может подменить заболевшего фермера на любой работе. Фермеры проживают в добротных благоустроенных, со всеми удобствами, домах в зелени и цветах.

Подворья покрыты асфальтом или бетоном. Тут же расположены скотные дворы, сараи, навесы для хранения техники, зерна, кормов, сенажные траншеи и навозохранилища. В поселениях действуют бытовые службы и магазины. Все как в наших колхозах и совхозах в былое время. Везде чистота и аккуратность. Голландские деревни больше похожи на маленькие городки - все из камня, везде благоустройство, ухоженность и чистота.

Но рабочий день у фермера не нормирован, он работет с 6 часов утра и до 9-10 часов вечера, а в страдную пору и до 12 часов ночи. Он не знает отпусков, и даже выходные у него редкость. Если заболеет, то бюллетень ему никто не оплачивает. Единственное, что он может себе позволить, - это в субботний день посидеть в кафе или ресторане за кружкой пива, а в воскресенье - сходить на стадион, посмотреть футбол местных команд.

Фермеры - люди в возрасте около 50 лет и старше. Их сыновьям трудно создать семью, из сельской местности девушки уезжают учиться, а горожанки жить на ферме соглашаются неохотно. На наш взгляд, фермерам недостает товарищества, душевности, деревенской простоты и взаимопонимания, как у нас, но часто проявляется ревнивая конкуренция и постоянная озабоченность.

Каждый стремится раньше и выгоднее заключить контракты, лучше и дороже продать свою продукцию, своевременно уплатить налоги, погасить кредит и т. д. Любая ошибка или задержка чревата убытками в бизнесе. Законодательство строгое. Простое загрязнение леса, реки или озера может привести к крупному штрафу.

При развороте плугом случайно упавшая на асфальт дороги почва убирается щеткой, моется моющим раствором и насухо вытирается тряпкой. Поэтому фермеры и все граждане этой страны крайне бережно относятся ко всему тому, что их окружает. Земли сельскохозяйственного назначения занимают около 65% территории Нидерландов. Из них 27% - пахотные угодья, 32% - пастбища, 9% занято лесонасаждениями. Доля пастбищ постоянно снижается примерно на 8% в среднем за год, это в основном происходит из-за интенсивного жилищного строительства.

Почвы представлены малоплодородными подзолами, но за ними тщательно ухаживают, а по количеству вносимых минеральных удобрений на 1 гектар страна занимает первое место в мире. Наиболее широко возделываемые культуры: рожь, пшеница, ячмень, картофель, сахарная свекла. В отдельных районах преобладает цветоводство. Важная статья экспорта - свежие парниковые и консервированные овощи.

Наиболее распространено пастбищное животноводство, на польдерах, где созданы культурные пастбища, выпасается более 4,5 млн голов крупного рогатого скота. Молочное стадо насчитывало в середине восьмидесятых около 2,5 млн голов, сейчас сократилось до 1,5 млн. Продуктивность - более 9 тысяч литров в год, второе место в мире, после Израиля.

Голландия занимает пятое место в Европе по производству масла и четвертое по выработке сыра. Развито тепличное хозяйство, площади защищенного грунта самые большие в мире и продолжают расширяться, составляя более 15 тысяч га. Обогрев осуществляется на местном природном газе. Примерно 60% теплиц отведено под цветоводство.

Таким образом, экономика и сельское хозяйство Нидерландов высоко интенсивны и самодостаточны. Сельскохозяйственный экспорт приближается к 18 млрд евро - около 6% товарного экспорта страны. В структуре аграрной экспортной продукции преобладают овощи (12 млрд евро) и товары молочного животноводства (более 5 млрд евро).

В.А. Зальцман, к.э.н.

- 157.00 Кб


3.1 Проблемы экономики

После Второй мировой войны экономика Голландии составляла всего 40% от довоенного уровня. В восстановлении разрушенного войной хозяйства активное участие принимало государство, направляя основные ресурсы на развитие промышленности, особенно выделяя при этом новые отрасли, такие как электротехника, электроника, органический синтез. В те годы были созданы несколько крупных компаний, где государству принадлежало до 100 % акций. Благодаря целенаправленной политике правительства и трудолюбию голландцев стране удалось достичь довоенного уровня развития промышленности уже к 1948 году.

В начале 1960-х годов в Нидерландах случился кризис, получивший название "голландская болезнь". Тогда открытие колоссальных запасов природного газа на севере страны и нефти в голландском секторе Северного моря привело к изменению структуры ее экспорта. В нем стала доминировать продукция не обрабатывающего сектора, а добывающего, который создает в экономике гораздо меньшую добавленную стоимость, не стимулирует развитие других отраслей, не ведет к переориентации на высокотехнологичный сектор. В результате возросшего притока в страну валютной выручки национальная валюта укрепляется, а иностранная обесценивается. В зависимости от монетарной политики того или иного государства это может считаться для его экономики как очевидным благом, так и очевидным злом. В Нидерландах это позволило развить новые отрасли промышленности и увеличить число рабочих мест. Но тем не менее больше оказалось отрицательных последствий. «Голландская болезнь» привела к значительному подорожанию голландского гульдена, тем самым сократив объемы экспорта товаров и услуг, что в свою очередь привело к процессам деиндустриализации всей экономики страны. При анализе экономических показателей Нидерландов в 1960-е годы обнаруживается, что величина экспорта заметно уменьшилась по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Растущий экспорт газа не только вытеснил экспорт промышленных товаров и услуг, но также уменьшил общие объемы экспорта. Естественно, появились большие опасения относительно возможной деградации структуры не только экспорта, но и всей промышленности в целом. Тем не менее “болезнь” продлилась недолго. Уже к концу 1960-х удельный вес товаров и услуг в общем объеме экспорта увеличился с 40% до 60%.

Говоря о развитии промышленности Голландии в 1998-1999 гг., следует отметить, что прирост промышленного производства (горная промышленность, обрабатывающая отрасль промышленности и предприятия коммунального хозяйства) несколько сократился по сравнению с предыдущими годами. Так, обрабатывающая промышленность, являющаяся самым важным компонентом промышленного сектора, увеличила объем производства на 2,4% по сравнению с приростом в 4,3% в 1997 году.

Замедление роста было обусловлено падением международных цен на полуфабрикаты и экономическим кризисом, разразившимся в странах Азии и России. Особенно сильно пострадали продовольственный и химический сектора, но в итоге объем производства в пищевой промышленности возрос на 0,9%, а в химической промышленности - на 1,2%. Металлоиндустрия оказалась в лучшем положении по сравнению с промышленностью и в среднем и увеличила объем своего производства на 3,1%. Этот прирост приходится на металлургическую промышленность (+3%) и сектор транспортного оборудования (+9,3%). Сектора, которые ориентируются больше на внутренний рынок, такие как текстильная промышленность, полиграфия и смежные торговые отрасли промышленности, развиваются стабильно. В то же время особенности экономики Нидерландов делают нецелесообразным и неэкономичным стремление к самообеспечению всеми видами продукции машиностроения.

В 2001-2004 годах произошло значительное замедление экономического роста. Однако это случилось из-за глобального экономического кризиса, а в предшествующие этому периоду четыре года экономика Нидерландов ежегодно росла в среднем почти на 4 %, что намного выше средней цифры по ЕС.

Однако, начиная с 2003г. Нидерланды не выполняют условия Пакта о росте и стабильности, согласно которому дефицит государственного бюджета стран-членов ЕС не должен превышать 3 % ВВП.

В течение последних полутора лет динамика банкротств в Нидерландах по-прежнему остается на самом высоком уровне за последние годы – в среднем в месяц голландские суды рассматривали 450 дел о банкротстве. В 2004г. в Нидерландах существенно повысился уровень безработицы. Если в 2003г. число трудоспособных голландцев, не имеющих работу, составляло 396 тыс. чел., то в 2004г. величина данного показателя достигла 479 тыс. чел., что соответствует 6,4 % от общей численности трудоспособного населения. Вместе с тем, в последние годы Нидерланды занимают одно из ведущих мест в Евросоюзе по уровню занятости населения. В стране действует развитая система обеспечения временного трудоустройства, благодаря которой Нидерланды в течение длительного периода сохраняют лидерство по численности временно занятых работников.

В Нидерландах наблюдается долгосрочная тенденция роста численности населения – за последние 14 лет количество жителей страны увеличилось на 9 %. В настоящее время людей, живущих ниже черты бедности, в Нидерландах нет.

По данным крупнейшего в Европе статистического агентства Eurostat, уровень безработицы в ЕС только за первый месяц наступившего 2009 года поднялся на 1,3%. Так, в январе показатель составлял 7,2% от общего числа трудоспособного населения, а уже к февралю он достиг показателя в 8,5%. В абсолютных цифрах это означает, что с момента начала финансового кризиса работы остались 19 миллионов человек.

При этом в Нидерландах остается уровень безработицы остается одним из самых низких в Европе - всего 2,7% от тех, кто ходил на службу. Напротив, самый высокий показатель в этой области демонстрирует Испания - там без работы остались уже 16% трудоспособных граждан.

Ассоциация риэлторов Нидерландов NVM сообщает о том, что цены на жилье в стране снижаются третий квартал подряд.

В первом квартале текущего года стоимость жилья в Нидерландах упала на 3,1% по сравнению с предыдущим кварталом. Количество объектов жилой недвижимости, проданных в первом квартале, сократилось на 43% относительно аналогичного периода 2008 года.

Увеличился промежуток времени, в течение которого продавцам удавалось реализовать свое имущество: до 105 дней с 84 в последнем квартале прошлого года.

Частный ипотечный страховой фонд WEW сообщил, что в первом квартале этого года количество собственников жилья, испытывающих затруднения с выплатой ипотечных кредитов, выросло на 25% по сравнению с предыдущим кварталом.

В конце ноября 2008 голландское правительство объявило о выделении 6 миллиардов евро на стимуляцию потребительской активности и промышленного производства. Правительство также решило допустить компании, которые были вынуждены сократить работников или уменьшить количество их рабочих часов к использованию фондов по безработице. Сейчас идет обсуждение о выделении дополнительных денег на поддержку безработных, либо тех работников, которым были сокращены рабочие часы.

В Голландии сокращение рабочего времени регулируется при помощи коллективных договоров на межотраслевом, отраслевом уровнях и уровне отдельных компании. Различные способы регулирования также имеются на законодательном уровне в соответствии с Законом о Безработице. Под этот закон подпадают работники, которым на ограниченный период времени были сокращены рабочие часы. В общественных фондах, управляемых этим законом, содержится около 9 миллиардов евро, а в ноябре 2008 правительство добавило к ним еще 200 миллионов. Более того, правила о регулировании ситуации с уменьшением рабочих часов при форс мажорных ситуациях были изменены - в них была включена ситуация с возникновением экономического кризиса.

В ноябре 2008 года Министр Труда и Соцзащиты временно расширил сферу применения этих правил. Компании, которые смогут доказать снижение дохода на 30 процентов - ранее было 20 процентов - в течение двух месяцев до подачи соответствующего заявления на введение правил регулирования уменьшения часов рабочего времени, получают разрешение на использование фондов по безработице полностью либо частично на период от 6 до 24 недель. Временное пособие по безработице оплачиваемое из общественных фондов покрывает 75% зарплаты первые два месяца, а после этого срока - 70%. Профсоюзы выражают несогласие с тем, что только постоянные работники могут получать подобное пособие, а временные и состоящие на учете в агентствах по трудоустройству - не могут. Правительство продлило последний срок подачи заявок от компаний на переход на сокращенное рабочее время до 1 марта 2009 года. К середине января было подано 223 заявления на 334.000 часов, от металлургических, автопромышленных и информационных компаний.


На сегодняшний момент для нидерландской экономики характерна тенденция размещения голландского производства за пределами Нидерландов (прежде всего, из-за дорогого рынка рабочей силы в Голландии, суровых экологических требований, дефицита производственных площадей и т.д.). Именно в связи с перспективой дальнейшего развития тенденции «вынужденной экспансии» нидерландского производства на Восток Европы, российский промышленный потенциал предоставляет большие возможности для голландско-российского сотрудничества в области создания совместных форм «многоотраслевого» промышленного производства.

В последнее время экономика Нидерландов направлена на усиление позиций (прежде всего Амстердама) в области виртуальной экономики, основанной на развитии технологий в области интернета. Данный сектор виртуального бизнеса, по ожиданиям экспертов, должен принести в ближайшей перспективе не виртуальные, а вполне реальные дивиденды.

Опыт иностранных программистов и специалистов в области новых технологий, может быть охотно востребован нидерландскими предприятиями. Создание совместных экспертных центров в этой области может создать благоприятную почву для реализации взаимовыгодных проектов. С учетом многообразия промышленного производства в Нидерландах, можно так же предположить увеличение объемов инвестиций в различные новаторские области мирового рынка технологий.

Эффективное развитие сельского хозяйства позволяет развивать смежные отрасли. В перспективе остается дальнейшее развитие био-технологических, био-индустриальных и биогенетических секторов в современной технологической промышленности.

Вследствие избытка производимой мясной и сельскохозяйственной продукции, жестких норм и требований со стороны Европейского Союза и постоянного роста удельного веса голландского индустриального сектора внутри страны в Нидерландах, уже длительное время, наблюдается тенденция роста дефицита на земельные угодья, и как следствие этого, ограничение возможностей для экстенсивного роста агропродукции. Сложившаяся тенденция заставляет многие фермерские хозяйства задуматься о закрытии фермерского бизнеса в Голландии и открытие такового в других странах.

Также в перспективах остается задача по увеличению оборота экспортной продукции на основе синтеза голландской торговли за пределами Голландии. Одним из лучших примеров данного подхода является самая крупная в мире цветочная биржа в г. Алсмеере, где представлены цветы и саженцы не только голландского производства, но и со всего мира. Несмотря на продажу всемирной продукции, главную прибыль имеют Нидерланды (доходы от хранение на складах, транспортных перевозок, оптовой торговли иностранной продукцией). Такая же система торгового синтеза характерна и в агропромышленном или животноводческом комплексах.

Так как экономика Нидерландов в значительной мере зависит от развития мировой экономики, то здесь важной перспективой является увеличение представительского соотношения нидерландских предприятий в международной промышленности для уменьшения степени зависимости от международной тенденции развития. К этому можно также отнести:

 увеличение финансовых интересов в зарубежных фондовых рынках для распределения по всему миру равномерной степени риска (а стало быть, его сокращения);

 укрепление позиций Амстердама, как важного «международного финансового центра»;

 стимулирование развития нидерландского «сектора коммерческих услуг», ставшего в последнее время одним из основных источников дохода нидерландского бизнеса на основе перераспределения и координации зарубежного спроса и предложения;

 позиционирование Нидерландов как главной транзитной страны – транспортного дистрибьютора на западе Европейского континента. Развитые инфраструктуры портового обслуживания, морского и речного судоходства. Где особое место занимает транспортировка энергоресурсов.


Заключение

Нидерланды несомненно являются одной из высокоразвитых стран мира, имеет за собой впечатляющий исторический путь. Эта страна не обладает какими-либо значительными запасами природных ресурсов (за исключением природного газа), не находится в зоне благоприятного климата. Но тем не менее, в мире фактически не существует высокоразвитых или высокотехнологичных отраслей производства, в которых бы нидерландские транснациональные компании не занимали бы лидирующие позиции.

Если говорить о внешнеэкономической деятельности, то можно заметить, что Нидерланды являются единственной страной в мире, где доля экспорта в национальной экономике превышает 56%, эта страна входит в десятку самых крупных экспортеров мира и является крупнейшим инвестором. Однако несмотря на то, что Нидерланды, по объему накопленных инвестиций в России занимают одно их лидирующих мест – объем инвестиций нидерландских предприятий в российскую экономику не превышает 5% от общего объема нидерландских зарубежных инвестиций, что, наверное, может привести к выводу о существовании огромного потенциала для взаимовыгодного сотрудничества в различных областях.

Как и любая другая страна, у Нидерландов есть некоторые проблемы в экономике. Прежде всего, это большая открытость экономики и зависимость от внешнего мирового рынка. Экономика Нидерландов, ориентированная вовне, особенно экспортные компании, в ходе нынешнего кризиса подверглись серьезному удару. В этом вопросе Нидерланды принимают меры для укрепления своих позиций в международном бизнесе, для снижения степени зависимости, роста представительности своих компаний в различных отраслях.

2.2 Торговые отношения России и Нидерландов
Современное состояние экономики Нидерландов
3.1 Проблемы экономики
3.2 Влияние мирового финансового кризиса на трудовые ресурсы
Перспективы развития экономики Нидерландов
Заключение
Список литературы

Политический строй Нидерландов при Габсбургах. После гибели бургундского герцога Карла Смелого в 1477 г. его дочь и единственная наследница Мария вышла замуж за молодого Макси­милиана Габсбурга, позже ставшего германским императором. Бургундско-нидерландские земли сделались достоянием этой династии, хотя Максимилиану пришлось выдержать за них нелегкую борьбу с французскими королями. Внук Максимилиана, император Карл V Габсбург, в 1523-1543 гг. расширил свои нидерландские владения за счет присоединения к ним новых территорий, расположенных к северу от низовий Рейна. По Прагматической санкции 1549 г. весь этот комплекс из 17 провинций был выделен в особый наследствен­ный габсбургский округ, не подлежащий разделению. Он входил в состав империи и должен был платить небольшой имперский налог, но фактически жил своей жизнью, и, например, юрисдикция импер­ского суда на него не распространялась.

Нидерланды занимали тогда территорию современных Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части Северной Франции. В состав округа входили на юге земли Фландрии, Брабанта, Геннегау Оно), Артуа, Намюра, Люксембурга, Лимбурга и другие, а на севере - Голландия, Зеландия, Утрехт, Фрисландия, Гельдерн, Гронинген и Оверейсел. К Нидерландам примыкало большое епископство Льеж-ское, обладавшее как духовное княжество автономным правовым положением. Габсбургский округ просуществовал всего 30 лет: по­сле отречения Карла V от престола он перешел в 1555 г. под власть его сына, испанского короля Филиппа II, а в 1579 г. в ходе войны за независимость от Испании распался на две части: провинции севера и юга.

При Карле V и Филиппе II политический строй Нидерландов отличался двойственностью. Габсбурги насаждали в стране абсолю­тистские порядки, а провинции, города, местная знать отстаивали свои прежние свободы и привилегии.

Управление Нидерландами возглавлял наместник императора, затем испанского короля - генеральный статхаудер. Преимущест­венно из состава высшей местной знати, узкого круга придворных - кавалеров ордена Золотого Руна - формировался Государственный совет. Он ведал вопросами безопасности, состояния войск, назначе­ния на высшие должности, арбитража в случае конфликтов центра и провинций. Финансовый совет занимался поступлением сборов, причитавшихся королю, состоянием денежного хозяйства, чеканкой монеты. В его состав входили поровну знать и специалисты по финансам, а также чиновники-служащие. Третий совет - Тайный - подготавливал законы, распоряжения, следил за текущими делами. Здесь работали прежде всего королевские легисты и другие образо­ванные чиновники. Легисты заседали и в верховном суде для апел­ляций, который находился в городе Мехельне. Генеральному стат-хаудеру были подчинены органы центральной власти на местах - статхаудеры - управители провинций.



Рядом с этим крепнувшим аппаратом централизации страны существовала хорошо сохранившаяся традиция представительных учреждений и местного самоуправления: Генеральные штаты и шта­ты отдельных провинций. Они вотировали дополнительные сборы с населения и устанавливали их квоты. Значительной автономией в самоуправлении обладали города с их выборными магистратами, бургомистрами, судьями-шеффенами. Городское управление было, как правило, олигархическим: все основные должности прочно дер­жали в своих руках патрициат, купечество, цеховая верхушка. Этот же круг поставлял офицеров стрелковых гильдий, возглавлявших в случае необходимости набранное из цеховых ремесленников город­ское ополчение. Такая система власти оказалась чрезвычайно ус­тойчивой и упорно сопротивлялась попыткам унифицировать пест­роту местных особенностей и привилегий.

Экономическое развитие Нидерландов в XVI в. К началу XVI в. Нидерланды были одной из самых густонаселенных и хозяй­ственно развитых областей Европы. На небольшой территории стра­ны проживали 2 млн человек, к концу столетия - до 3 млн. В Нидерландах насчитывалось около 300 городов и 6500 деревень.

Крупнейшим городом и портом стал Антверпен, расположенный в устье Шельды, соединенный с гаванью 8 каналами. В первые две трети века он бурно развивался как центр мирового рынка, посред­нической торговли и финансового дела. Это был город необычайной хозяйственной динамики и резких контрастов богатства и нищеты. В его гавани собиралось до 2500 судов со всех концов света, в том числе с грузами колониальных товаров из Америки, Индии, Юго-Восточной Азии. Отсюда их потоки расходились по разным странам Европы.

Наиболее развитыми провинциями Нидерландов в промышлен­ном производстве и торговле были на юге Фландрия и Брабант, на севере - Голландия и Зеландия. Обе южные провинции издавна славились высококачественным экспортным сукноделием.

Реформационное движение в Нидерландах . Реформационное движение в Нидерландах началось под воздействием выступления Мартина Лютера. С самого начала оно встретило резкое противодействие властей. В соответствии с Вормским эдиктом императора Карла V о борьбе с новой ересью уже в июле 1521 г. было проведено публичное сожжение в Генте "еретических" книг, на котором присутствовал i сам император вместе с королем Дании. В дальнейшем сожжения запрещенных книг проходили систематически. Собственно лютеранство не получило большого распростране­ния в Нидерландах во второй четверти XVI в. Спецификой этого времени стала множественность видов сектантской религиозной оп­позиции Риму и католицизму. При этом границы между учениями отдельных проповедников и сектантских групп часто были размыты, сами учения - эклектичны по программам, расходясь лишь комби­нациями составляющих их элементов. Типичной, однако, оказалась нетерпимость к инакомыслию даже в своей среде, что приводило общины сектантов к неоднократным расколам.