Зао "стратегия-центр". Исследование региональных различий в уровне социально-экономического развития регионов приволжского федерального округа
Тухватуллин Рафаэль Фазылович , аспирант кафедры «Муниципальный менеджмент», Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия
Methods for assessing the social and economic development of a region’s real sector (evidence from the Volga Federal District)
Но судить по одному показателю уровень развития региона не рационально, он дает обобщенную оценку. Вследствие этого, делают оценку по нескольким показателям, которые отражают основную экономическую жизнь региона и берут усредненное значение.
Рисунок 1. Динамика роста валового регионального продукта Приволжского федерального округа и России, в целом на 1997 – 2010 гг
В экономических кругах существует мнение, что при оценке уровня социально-экономического развития региона при помощи различных методов, все они дают разные результаты.
В частности, некоторые методы дают конечную оценку, а не показывают интегральное развитие региона. Для этого разберем несколько методов оценки социально – экономического развития региона и сделаем соответствующие выводы.
Существует достаточно много методов оценки социально – экономического развития региона:
– комплексная оценка социально-экономического развития регионов;
– качество жизни как комплексный показатель;
– индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП);
– всемирный индекс конкурентоспособности IMD;
– индекс конкурентоспособности роста;
– оценка эффективности развития регионов и т.д.
Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных методов, которые наиболее часто используются на практике.
В Приволжский федеральный округ входят 14 субъектов Российской Федерации (табл. 1 ).
Для начала используем комплексную оценку социально – экономического развития региона. На основании нескольких индексов, путем вычисления среднего значения, получим уровень социально – экономического развития. Для сравнения используем основные микроэкономические показатели, в число которых входит: валовый региональный продукт (ВРП), инвестиции в основной капитал на душу населения, оборот розничной торговли на душу населения, среднедушевые денежные доходы населения.
Ввиду большого количества показателей данного подхода возникает проблема единой измеримости средней величины. Представленные показатели развития региона представляют частные индексы по отдельным показателям и измеряются в рублях, что упрощает решение проблемы о единой измеримости индексов при обобщении результатов (табл. 2 ).
Таблица 1
Состав и структура округа Приволжского федерального округа
№ п/п |
Субъекты РФ |
Площадь (км 2) |
Население региона (чел.) |
Город - центр |
Население административного центра |
142 947 |
4 071 987 |
Уфа |
1 105 667 |
||
120 374 |
1 304 348 |
Киров |
493 336 |
||
23 375 |
687 435 |
Йошкар-Ола |
263 190 |
||
26 128 |
808 888 |
Саранск |
302 285 |
||
76 624 |
3 270 203 |
Н. Новгород |
1 267 760 |
||
123 702 |
2 001 110 |
Оренбург |
561 279 |
||
43 352 |
1 355 618 |
Пенза |
522 823 |
||
160 236 |
2 637 032 |
Пермь |
1 036 469 |
||
53 565 |
3 212 676 |
Самара |
1 171 820 |
||
101 240 |
2 493 024 |
Саратов |
842 097 |
||
67 847 |
3 855 037 |
Казань |
1 205 651 |
||
42 061 |
1 517 472 |
Ижевск |
642 024 |
||
37 181 |
1 262 549 |
Ульяновск |
619 492 |
||
18 343 |
1 238 071 |
Чебоксары |
473 895 |
Если делать оценку социально – экономического развития только по ВРП, как обычно это принято, то Республики Татарстан на 2012/2013 гг. является самым развитым регионом. Второе место занимает Республика Башкортостан, третье – Самарская область. Что же касается менее развитых регионов по ВРП, то к ним следует отнести Кировская область, Республика Мордовия и Республика Марий Эл. В экономике говорят, что эти регионы находятся в депрессивной зоне и являются реципиентами. На основе же усредненного значения представленных микроэкономических показателей, получаем, что Республика Татарстан также находится в лидерах, второе место занимает Самарская область и третье место Республика Башкортостан. Последние места в рейтинге занимают Кировская область, Республика Мордовия и Республика Марий Эл.
Таблица 2
Основные индексы региона и усредненный показатель
|
ВРП 2012 году, млн. руб. |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, млн. руб. (2012г/2013г) |
Оборот розничной торговли на душу населения, руб. (2012г/2013г) |
Среднедушевые денежные доходы населения, месяц, руб. (2012г/2013г) |
В итоге средний показатель за 2012г. – рейтинг в ПФО |
Республика Башкортостан |
1 154 056 - 2 |
57521/ 65489 |
156044/ 177555 |
21267/ 23892 |
347 222 – 3 78 277,3 - 5 |
Республика Марий Эл |
117 598 - 14 |
45787/ 65446 |
81095/ 92500 |
12532/ 14517 |
64 253 – 14 46 471 - 14 |
Республика Мордовия |
132 474 - 13 |
60613/ 65859 |
70185/ 77284 |
13081/ 14433 |
69 088,3 – 13 47959,7 - 13 |
Республика Татарстан |
1 436 933 - 1 |
123472/ 135825 |
170670/ 186147 |
24004/ 26161 |
438 769,8 -1 106 048,7 - 1 |
Удмуртская республика |
371 498 - 8 |
42309/ 47332 |
103388/ 116969 |
16694/ 18660 |
133 472,3 – 8 54 130,3 - 9 |
Чувашская Республика |
217 034 - 11 |
52404/ 47627 |
87331/ 96535 |
13759/ 15264 |
92 632 -11 51 164,7 - 12 |
Пермский край |
897 598 - 4 |
61624/ 71612 |
152587/ 172008 |
23329/ 26054 |
283 784,5 – 4 79 180 - 4 |
Кировская область |
212 370 - 12 |
38191/ 43221 |
99190/ 113482 |
16733/ 18012 |
91 621 – 12 51 371,3 - 11 |
Нижегородская область |
838 599 - 5 |
78173/ 82848 |
146559/ 164303 |
21732/ 24503 |
271 265,8 – 5 82 155,7 - 3 |
Оренбургская область |
629 370 - 6 |
74881/ 75819 |
105992/ 119649 |
16542/ 18628 |
206 696,3 – 6 65 805 - 6 |
Пензенская область |
240 335 - 10 |
52705/ 59192 |
102798/ 118598 |
15924/ 17815 |
102 940,5– 10 57 142,3 - 8 |
Самарская область |
941 611 - 3 |
66286/ 81665 |
156220/ 173881 |
24696/ 26865 |
352 203,3 – 2 82 400,7 - 2 |
Саратовская область |
477 352 - 7 |
46945/ 48874 |
97340/ 106880 |
14280/ 16035 |
158 979,3 – 7 52 855 - 10 |
Ульяновская область |
244 230 - 9 |
57095/ 59987 |
103846/ 116681 |
16375/ 18580 |
105 386,5 – 9 59 105,3 - 7 |
Следует заметить, что при оценке развития региона по ВРП и комплексной оценкой получаются разные результаты по одной области. Республика Татарстан, согласно таблице 1, по численности населения и по площади занимает не первые места, но благодаря наличию природных ресурсов и правильной инновационно – инвестиционной политике руководства региона занимает лидирующие позиции в рейтинге по экономическому развитию.
Для следующей оценки используем метод – качество жизни как комплексный показатель. Уровень жизни населения или качество жизни, в принципе, являются показателем социального развития региона, но так как социальный и экономический показатели развития имеют похожие функциональные значения, часто по индексам уровня жизни судят о социально – экономическом развитии региона. Для данного подхода вычисляются самые разнообразные индексы качества жизни с применением в вычисления разных показателей. Существуют полный и кризисный индексы вычисления. Используем кризисный индекс. Данный индекс представляет собой среднее арифметическое значение четырех вычисляемых индексов, который в конце объединяется индексами ожидаемой продолжительности жизни и младенческой смертности. Для упрощения расчетов значения индексов переведены в проценты. Кризисный индекс I с вычисляется по формуле (Светуньков, Заграновская, Светуньков, 2012) :
I с=А+В+С+0,5 D +0,5 E / 4,
где
А - индекс отношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму;
В – индекс доли населения с доходами выше прожиточного минимума;
С – индекс уровня занятости населения;
D – индекс ожидаемой продолжительности жизни;
E – индекс младенческой смертности.
Расчеты для определения кризисного индекса по регионам Приволжского федерального округа (в соответствии с данными, приведенными в таблице 3):
Ic (Республика Башкортостан) = = 3,706+89,7+ 44,3+0,5х69,63+0,5х0,79/4=43,2 - 7
Ic (Республика Марий Эл) =
2,342+80,0+ 45,6+0,5х69,30+0,5х0,83/4=40,75 - 12
Ic (Республика Мордовия) =
2,306+82,0+ 46,3+0,5х70,56+0,5х0,80/4=41,6 -11
Ic (Республика Татарстан) =
4,167+93,5+ 47,7+0,5х72,12+0,5х0,64/4=45,4 - 1
Ic (Удмуртская республика) =
2,927+82,0+ 49,8+0,5х69,92+0,5х0,85/4=42,5 - 9
Таблица 3
Исходные данные для определения кризисного индекса
Приволжский Федеральный округ |
Среднедушевые денежные доходы населения, мес. руб. (2013г) |
Величина прожиточного минимума за 4 квартал 2013г. руб. в мес. (все население) |
Индекс отношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму - А |
Индекс доли населения с доходами выше прожиточного минимума (в %) - В |
Республика Башкортостан |
23892 |
6446 |
3,706 |
89,7 |
Республика Марий Эл |
14517 |
6198 |
2,342 |
80,0 |
Республика Мордовия |
14433 |
6260 |
2,306 |
82,0 |
Республика Татарстан |
26161 |
6278 |
4,167 |
93,5 |
Удмуртская республика |
18660 |
6375 |
2,927 |
88,9 |
Чувашская Республика |
15264 |
6049 |
2,523 |
|
Пермский край |
26054 |
7361 |
3,539 |
87,8 |
Кировская область |
18012 |
6905 |
2,609 |
87,6 |
Нижегородская область |
24503 |
6488 |
3,777 |
89,7 |
Оренбургская область |
18628 |
6131 |
3,038 |
87,3 |
Пензенская область |
17815 |
6057 |
2,941 |
86,9 |
Самарская область |
26865 |
7482 |
3,591 |
87,7 |
Саратовская область |
16035 |
6126 |
2,618 |
84,1 |
Ульяновская область |
18580 |
6472 |
2,871 |
86,7 |
Продолжение Таблицы 3
Приволжский Федеральный округ |
Численность населения (тыс. чел.) 2012г. |
Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.) 2012г. / % соотношение от общей численности - С |
Индекс ожидаемой продолжительности жизни (в %, учитывая 100 лет – 100%), все население - D |
Индекс младенческой смертности до 1 года, на 1000 родившихся живыми, 2012 г., % - E |
Республика Башкортостан |
4061 |
1797,1/44,3 |
69,63 |
0,79 |
Республика Марий Эл |
314,4/45,6 |
69,30 |
0,83 |
|
Республика Мордовия |
379,6/46,3 |
70,56 |
0,80 |
|
Республика Татарстан |
3822 |
1821,8/47,7 |
72,12 |
0,64 |
Удмуртская республика |
1518 |
755,9/49,8 |
69,92 |
0,85 |
Чувашская Республика |
1244 |
569,7/45,8 |
70,79 |
0,53 |
Пермский край |
2634 |
1298,7/49,3 |
68,75 |
0,85 |
Кировская область |
1319 |
642,0/48,7 |
70,26 |
0,71 |
Нижегородская область |
3290 |
1703,2/51,8 |
69,42 |
0,88 |
Оренбургская область |
2016 |
1070,6/53,1 |
68,90 |
0,97 |
Пензенская область |
1369 |
665,8/48,6 |
71,54 |
0,72 |
Самарская область |
3213 |
1507,3/46,9 |
69,40 |
0,70 |
Саратовская область |
2503 |
1201,5/48,0 |
70,67 |
0,70 |
Ульяновская область |
1274 |
608,7/47,8 |
70,50 |
0,69 |
Ic (Чувашская Республика) =
2,523+84+ 45,8+0,5х70,79+0,5х0,53/4=41,9 - 10
Ic (Пермский край) =
3,539+87,8+ 49,3+0,5х68,75+0,5х0,85/4=43,9 - 4
Ic (Кировская область) =
2,609+87,6+ 48,7+0,5х70,26+0,5х0,71/4=43,6 -5
Ic (Нижегородская область) =
3,777+89,7+ 51,8+0,5х69,42+0,5х0,88/4=45,1 - 2
Ic (Оренбургская область) =
3,038+87,3+ 53,1+0,5х68,90+0,5х0,97/4=44,6 - 3
Ic (Пензенская область) =
2,941+86,9+ 48,6+0,5х71,54+0,5х0,72/4=43,6 - 5
Ic (Самарская область) =
3,591+87,7+ 46,9+0,5х69,40+0,5х0,70/4=43,3 - 6
Ic (Саратовская область) =
2,618+84,1+ 48,0+0,5х70,67+0,5х0,70/4=42,6 - 8
Ic (Ульяновская область) =
2,871+86,7+ 47,8+0,5х70,50+0,5х0,69/4=43,2 –7
Согласно данному методу, к наиболее развитому региону можно отнести Республику Татарстан, Нижегородскую и Оренбургскую области. Республика Башкортостан находится на 7 месте. В число отстающих попадают Республики Мордовия и Марий Эл.
Наблюдается общая закономерность результатов оценок развития регионов, но в методах, все – таки, бывают расхождения. К сожалению, на данный момент нет единой системы оценки развития регионов, которые 100% давали бы полную оценку со всех сторон и показывали бы интегральное развитие региона во времени. Исследователи предлагают различные решения данной проблемы, и на сегодня она является актуальной.
Интересное решение представлено в монографии «С.Г. Светунькова, А.В. Заграновской, И.С. Светунькова – «Комплекснозначный анализ и моделирование неравномерности социально-экономического развития регионов России. – СПб.» (Светуньков, Заграновская, Светуньков, 2012) , в котором предлагается разделение оценки на социальный показатель и экономический. Согласно основной идеи монографии, в данной ситуации, «когда уровень социального развития является предметом тщательного контроля со стороны государства, и он примерно одинаков в регионах страны, а уровень экономического развития различен, говорить о социально-экономическом развитии регионов, как показателе деятельности региональных властей и диагностики состояния региона, не совсем корректно.
Имеет смысл говорить о двух составляющих – социальном развитии региона и его экономическом развитии» (Светуньков, Заграновская, Светуньков, 2012; Шамардин, 2013) . К сожалению, на сегодня современная региональная экономика этого не делает – все существующие подходы по исследованию и оценке уровня развития регионов в территориальном разрезе основаны на обобщенных индексах с выводами на усредненный показатель. И именно поэтому в регионалистике используются большое число основных индексов развития, представляющие собой совокупность многочисленных индексов экономического и социального развития, которые измеряются к тому же в разных шкалах.
Заключение
Согласно Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа одной из основных задач является решение вопроса «ожидаемой новой волны технологических изменений, усиливающей роли инноваций в социально-экономическом развитии и снижение влияния многих традиционных факторов роста». Следовательно, необходимо более серьезное отношение со стороны государства в вопросе социально-экономического развития и необходимости более подробного рассмотрения существующих проблем для выявления факторов, снижающих развитие регионов и введений инноваций в социально – экономическую жизнь регионов, как для ее оценки, так и для перспективного долгосрочного развития.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
Москва + 7 495 648 6241
Кроме того , см. фрагменты Отчета Стратегия-Центр а о результатах макроэкономических изысканий от 30.01.2009 « Анализ тенденций и прогноз основных макроэкономических показателей , характеризующих уровень социально-экономического развития Российской Федерации в 2009-2030 годы. Экспертная оценка значений макроэкономических показателей на постпрогнозный период (до 2045 года) » и ежеквартальных дополнений « Результаты критической оценки и переоценки № _ оригинальных макроэкономических прогнозов на 2009-2030 годы и на постпрогнозный период с учетом итогов и вновь выявленных тенденций развития мировой экономики и экономики Российской Федерации в ___ 20 __ года. По состоянию на 01. __ .20 __» к Отчету Стратегия-Центр а от 30.01.2009
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 07.02.2011 №165-р
Стратегия
социально-экономического развития
Приволжского федерального округа
на период до 2020 года
Введение
2. Базовые положения Стратегии
2.1. Цели, задачи, сценарий развития Приволжского федерального округа
2.2. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа
2.3. Основные направления пространственного развития Приволжского федерального округа
3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Приволжского федерального округа
4. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики. Приоритетные межотраслевые направления развития Приволжского федерального округа
5. Основные направления социального развития Приволжского федерального округа и создания в федеральном округе комфортной среды обитания
6. Механизмы реализации Стратегии
Заключение
Приложение . Прогнозные показатели социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года
Введение
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее – Стратегия ) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года и предусматривает реализацию мер по преодолению следующих факторов и проблем:
усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;
ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста;
возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;
исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта.
Стратегией предусмотрено решение социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются:
значительный уровень социального неравенства, достаточно большая доля населения, находящегося в состоянии бедности;
высокие риски ведения предпринимательской деятельности;
низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;
недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса. Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных и др.) Приволжского федерального округа, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.
Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных и др.) Приволжского федерального округа, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.
1. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы
В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.
Территория федерального округа занимает около 6% территории Российской Федерации (более 1 млн. кв. км), на ней проживает более 20% населения страны (более 30,2 млн. человек). Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15%.
Приволжский федеральный округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России.
Приволжский федеральный округ обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.
Традиционной специализацией федерального округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность. Предприятия этих отраслей, расположенные в регионах Приволжского федерального округа, вносят наибольший вклад в добавленную стоимость продукции этих отраслей в стране – их доля составляет более 33%. Доля в валовом региональном продукте Приволжского федерального округа этих отраслей близка к 9%.
Округ является одним из лидеров по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды, имеет высокий потенциал движения вверх по цепочке добавленной стоимости, многократного расширения номенклатуры выпускаемой продукции.
Приволжский федеральный округ находится на втором месте среди федеральных округов по добыче нефти и природного газа. Добываемые углеводороды не только являются сырьем для нефтехимической промышленности, но и экспортируются.
В округе значительны запасы лесных ресурсов.
Природные условия на большей части территории округа одни из наиболее благоприятных в России для жизни и ведения бизнеса. Агроклиматический потенциал территории позволяет вести продуктивное сельское хозяйство разных типов: выращивать зерновые, технические, плодоовощные культуры, заниматься продуктивным животноводством.
Приволжский федеральный округ занимает лидирующие позиции среди федеральных округов по производству многих видов сельскохозяйственной продукции.
Важную роль в экономике округа играют пищевая и перерабатывающая промышленность, в значительной степени обеспеченные продукцией сельского хозяйства и имеющие значительный потребительский спрос.
В округе расположено значительное число крупных центров высшего образования, которые обладают достаточным потенциалом, чтобы стать ведущими направлениями специализации регионов. Наиболее конкурентоспособны высшие учебные заведения, имеющие технологическую специализацию, что определило высокую концентрацию подготовленного персонала для промышленности в округе. В 2009-2010 годах восьми университетам округа установлена категория «национальный исследовательский университет».
Приволжский федеральный округ занимает близкое к географическому центру России положение с достаточно плотным расселением населения во многих регионах округа. Такое положение определяет потенциальные обширные рынки потребительских товаров, произведенных на территории округа.
Особенностью географического положения округа является отсутствие выходов к мировому океану, относительная удаленность от морских портов. Однако такое положение не препятствует торговле на внутренних и международных рынках. Округ конкурентоспособен по поставкам готовой продукции не только в центральные, южные и собственные регионы с высоким потребительским спросом, но также в страны Европейского союза и Ближнего Востока.
Приволжский федеральный округ обладает уникальным транзитным положением, так как расположен на перекрестке международных транспортных коридоров (МТК), соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с европейской частью России и государствами Европы. По территории округа проходит большинство трубопроводов из Западной Сибири, что способствует развитию нефтехимической промышленности, снижает издержки на обеспечение регионов топливными ресурсами, в том числе газом. Транзитом через Приволжский федеральный округ идут крупнейшие в стране потоки угля – из Кузбасса в северо-западные и черноморские порты.
К конкурентным преимуществам географического положения округа относится также наличие удобных выходов на Западный Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.
Минерально-сырьевой потенциал округа значителен, практически в каждом регионе имеются ресурсы углеводородного сырья, характеризующиеся высокой геологической изученностью и инфраструктурной освоенностью. В северо-восточной части Приволжского федерального округа имеются уникальные в мировом масштабе месторождения калийных солей, крупные месторождения титана, меди. На их основе сформировались стабильно работающие отрасли. Достаточно высоким потенциалом обладают месторождения строительного сырья.
Одним из важнейших конкурентных преимуществ Приволжского федерального округа является человеческий капитал. Наиболее многолюдные регионы округа – Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область – входят в десятку по индексу развития человеческого потенциала.
Приволжский федеральный округ имеет самобытный в этнокультурном отношении состав населения, характеризующийся этническим, религиозным и языковым многообразием (около 170 народов и более 6000 религиозных организаций) при бесконфликтном и органичном сосуществовании разных культурных традиций. На территории округа расположено 6 национально-территориальных административных образований: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика. Многими зарубежными странами и международными организациями (Организация Объединенных Наций, Совет Европы и др.) Приволжский федеральный округ воспринимается как уникальная модельная площадка по продвижению межкультурного и межрелигиозного диалога.
Вызовы и угрозы
Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Введение
1. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы
2. Базовые положения Стратегии
2.1. Цели, задачи, сценарий развития Приволжского федерального округа
2.2. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа
2.3. Основные направления пространственного развития Приволжского федерального округа
3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Приволжского федерального округа
4. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики. Приоритетные межотраслевые направления развития Приволжского федерального округа
5. Основные направления социального развития Приволжского федерального округа и создания в федеральном округе комфортной среды обитания
6. Механизмы реализации Стратегии
Заключение
Приложение. Прогнозные показатели социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года
Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года и предусматривает реализацию мер по преодолению следующих факторов и проблем:
Усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;
Ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста;
Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;
Исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта.
Стратегией предусмотрено решение социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются:
Значительный уровень социального неравенства, достаточно большая доля населения, находящегося в состоянии бедности;
Высокие риски ведения предпринимательской деятельности;
Низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;
Недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.
Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных и др.) Приволжского федерального округа, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.
В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.
Территория федерального округа занимает около 6% территории Российской Федерации (более 1 млн. кв. км), на ней проживает более 20% населения страны (более 30,2 млн. человек). Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15%.
Приволжский федеральный округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России.
Приволжский федеральный округ обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.
Традиционной специализацией федерального округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность. Предприятия этих отраслей, расположенные в регионах Приволжского федерального округа, вносят наибольший вклад в добавленную стоимость продукции этих отраслей в стране – их доля составляет более 33%. Доля в валовом региональном продукте Приволжского федерального округа этих отраслей близка к 9%.
Округ является одним из лидеров по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды, имеет высокий потенциал движения вверх по цепочке добавленной стоимости, многократного расширения номенклатуры выпускаемой продукции.
Приволжский федеральный округ находится на втором месте среди федеральных округов по добыче нефти и природного газа. Добываемые углеводороды не только являются сырьем для нефтехимической промышленности, но и экспортируются.
В округе значительны запасы лесных ресурсов.
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
С Т Р А Т Е Г И Я
социально-экономического развития
Приволжского федерального округа на период до 2020 года
I. Общие положения
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года и предусматривает реализацию мер по преодолению следующих факторов и проблем:
усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;
ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста;
возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;
исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта.
Стратегией предусмотрено решение социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются:
значительный уровень социального неравенства, достаточно большая доля населения, находящегося в состоянии бедности;
высокие риски ведения предпринимательской деятельности;
низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;
недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.
Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных) Приволжского федерального округа, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.
II. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы
1. Общая характеристика
В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации - Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.
Территория округа занимает около 6 процентов территории Российской Федерации (более 1 млн. кв. километров), на ней проживает более 20 процентов населения страны (более 30 млн. человек). Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15 процентов.
Приволжский федеральный округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России.
Приволжский федеральный округ обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.
Традиционной специализацией округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность.
Округ является одним из лидеров по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды.
Приволжский федеральный округ находится на втором месте среди федеральных округов по добыче нефти и природного газа. Добываемые углеводороды являются не только сырьем для нефтехимической промышленности, но и экспортируются.
В округе значительны запасы лесных ресурсов.
Природные условия на большей части территории округа являются одними из наиболее благоприятных в России для жизни и ведения бизнеса. Агроклиматический потенциал территории позволяет вести продуктивное сельское хозяйство разных типов - выращивать зерновые, технические, плодоовощные культуры, заниматься продуктивным животноводством.
Важную роль в экономике округа играют пищевая и перерабатывающая промышленность, в значительной степени обеспеченные продукцией сельского хозяйства и имеющие значительный потребительский спрос.
В округе расположено много крупных центров высшего образования, которые обладают достаточным потенциалом, чтобы стать ведущими направлениями специализации регионов. Наиболее конкурентоспособны высшие учебные заведения, имеющие технологическую специализацию, что определило высокую концентрацию подготовленного персонала для промышленности в округе. С 2009 - 2010 годов 8 университетов округа являются национальными исследовательскими университетами.
Приволжский федеральный округ занимает близкое к географическому центру России положение с достаточно плотным расселением населения во многих регионах округа, что определяет потенциальные обширные рынки потребительских товаров, произведенных на территории округа.
Особенностью географического положения округа является отсутствие выхода к Мировому океану и относительная удаленность от морских портов. Однако такое положение не препятствует торговле на внутренних и международных рынках. Округ конкурентоспособен в отношении поставок готовой продукции не только в центральные, южные и собственные регионы с высоким потребительским спросом, но также в страны Европейского союза и Ближнего Востока.
Уникальность округа в том, что он расположен на перекрестке международных транспортных коридоров, соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с европейской частью России и государствами Европы. По его территории проходит большинство трубопроводов из Западной Сибири, что способствует развитию нефтехимической промышленности, снижает издержки на обеспечение регионов топливными ресурсами, в том числе газом.
Минерально-сырьевой потенциал округа значителен, практически в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в Приволжский федеральный округ, имеются ресурсы углеводородного сырья, характеризующиеся высокой геологической изученностью и инфраструктурной освоенностью. В северо-восточной части Приволжского федерального округа имеются уникальные в мировом масштабе месторождения калийной соли, крупные месторождения титана, меди.
Одним из важнейших конкурентных преимуществ Приволжского федерального округа является человеческий капитал. Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область входят в десятку субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала.
Округ имеет самобытный в этнокультурном отношении состав населения, характеризующийся этническим, религиозным и языковым многообразием (около 170 народов и более 6000 религиозных организаций) при бесконфликтном и органичном сосуществовании разных культурных традиций. На территории округа расположено 6 национально-территориальных административных образований - Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика и Чувашская Республика.