Известны следующие направления борьбы с бедностью. Бедность как социальная проблема - реферат

В экономической психологии при анализе отношения к бедности выделяют три группы причин бедности:

  • - структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество, плохое управление и экономические силы);
  • - индивидуалистические или личностные (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных);
  • - фаталистические (причина бедности видится в отсутствие удачи и поворотах судьбы).
  • - создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;
  • - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам;
  • - должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи;
  • - в сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников;
  • - увеличение занятости населения;
  • - следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост, поскольку именно экономический рост ведет к увеличению валового национального дохода, за счет которого формируется фонд потребления. Вместе с тем вполне возможно сохранение масштабов бедности неизменными на фоне неплохого экономического роста. Это связано как с очень быстрым ростом населения, так и с тем, что экономический рост может обеспечиваться узкой группой отраслей с небольшим спросом на рабочую силу.

В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению. Как показывает опыт развитых стран, на фоне роста этой помощи может возрастать так называемая застойная бедность той части трудоспособного населения, которая отчаялась найти работу и поэтому психологически ориентирована лишь на помощь государства. Как следствие, адресные выплаты пособий бедным должны сопровождаться комплексом социально-экономических мер, нацеленных на их вовлечение в трудовую деятельность (программы профессиональной подготовки и переподготовки, содействие в поиске рабочих мест и др.).

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для смягчения проблемы бедности. Именно поэтому для ликвидации очагов бедности в мировом хозяйстве требуется широкая международная поддержка. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В 2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. вполовину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:

  • · На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%.
  • · На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.

Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:

Мировая практика выработала два главных способа борьбы с бедностью. Первый используется в развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий, обеспечивающих основные минимальные доходы (заработную плату и пенсии), достаточные для действующих в обществе стандартов потребления.

И второй - система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем, относительно других, положении. Он применяется в развитых странах как дополнительная, исключительно для узкого круга лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию.

Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:

  • - создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения;
  • - поддержание макроэкономической стабильности;
  • - проведение антиинфляционной политики;
  • - установление минимального размера оплаты труда;
  • - разработка социальных программ и механизмов их реализации.

Одним из факторов удачной борьбы с бедностью является стабильный экономический рост в стране. Только в этом случае предпринимаемые меры принесут результат. К основополагающим мерам по борьбе с бедностью можно отнести следующие:

По мнению Всемирного банка, для решения проблемы бедности России нужно кардинальным образом пересмотреть политику социальных выплат. Банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности и сфокусировать свои действия на особо бедных гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня - не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами.

В завершение, усилия государственных органов управления должны быть сосредоточены на полном решении задачи сокращения численности бедных в два раза.

В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будет снижать численность бедного населения, не ожидая дополнительной поддержки своим усилиям.

В широком смысле бедность - это ситуация, при которой у человека постоянно не хватает средств, чтобы удовлетво­рить свои нормальные, прежде всего физиологические и со­циальные, потребности. Напомним, что к первым относятся потребности в питье, пище, одежде, укрытии, а также в том, что позволяет эти потребности удовлетворять, - в ра­боте, знаниях, профессиональных навыках и т. п. Ко вто­рым относятся потребности в определенном социальном по­ложении, в деятельности, уважаемой обществом, в общении.

Если человек имеет доступ только к минимальным ресур­сам еды, одежды и других благ, необходимых для поддер­жания физического существования, говорят об абсолютной бедности (нищете). Если же человек не обладает достаточ­ными средствами, чтобы «социально выжить», т. е. обеспе­чить удовлетворение своих насущных потребностей на уров­не, позволяющем сохранить здоровье, нормально работать, то говорят о социальной бедности.

В России бедные были всегда, и к ним, как правило, от­носились сочувственно, считая бедность несчастьем, а не ви­ной человека. «Бедность - не грех», «Бедность - не порок» - говорят русские пословицы. С 1992 г. границей бедности в нашей стране стал прожиточный минимум - стоимость ми­нимального набора продуктов питания, товаров и услуг, не­обходимых для социального выживания. Натуральным вы­ражением прожиточного минимума является минимальная потребительская корзина (она содержит перечень необходи­мых продуктов питания и услуг). В этом же году к бедным было отнесено 33% населения. С этого времени этот пока­затель колебался в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. Сегодня, по разным оценкам, в стране насчитывается от 20 до 25 млн бедных.

Во всех демократических странах ведется борьба с бедно­стью. Пути здесь могут быть различными. Один из них, используемый и в нашей стране, - предоставление пособий малообеспеченным гражданам по программам государствен­ной помощи: социальных пенсий (минимальной пенсии при отсутствии каких-либо оснований для ее назначения),


Пособий одиноким матерям, пособий на детей и т. п. В ря­де случаев поддержка оказывается в натуральной форме (бесплатные школьные обеды, бесплатные лекарства, продо­вольственные талоны и др.).

Другой путь нацелен не столько на смягчение проявле­ний бедности, сколько на искоренение ее причин. Он преду­сматривает создание новых рабочих мест, помощь в овладе­нии востребованной в настоящий момент профессией. Это направление особенно актуально для нашей страны. Вернем­ся к данным, характеризующим стратификацию российско­го общества.

К низшим слоям общества относятся малоквалифициро­ванные работники, а также безработные. Обратим внимание и на то, что среди бедных много сельских жителей. Это тре­бует от государства специальных мер по восстановлению ин­фраструктуры сел и поселков (школ, больниц, транспортно­го сообщения), а также по развитию сельскохозяйственного производства.


Все указанные меры так или иначе связаны с общим уровнем экономического развития. Следовательно, магист­ральное направление преодоления бедности - подъем эконо­мики. Важна, как мы уже видели, и социальная политика государства, направленная на перераспределение доходов в пользу бедных слоев населения.

Помимо практической помощи, эта политика удовлетво­ряет чувство социальной справедливости значительной час­ти нашего общества, поскольку многие расценивают личное обогащение весьма негативно, говорят о нем, как о непра­ведно нажитом.

IB Основные понятия: социальная стратификация, социаль­ное государство, социальная политика, социальное обеспече­ние.

111 Термины: социальное страхование, прожиточный мини­мум, потребительская корзина.

Проверьте себя

1) Чем характеризуется социальная стратификация со­временного российского общества? 2) Какие группы населе­ния относятся к высшему классу? 3) Как и почему меня­лось положение среднего класса в последнее десятилетие?

4) Какие социальные группы образуют «зону бедности»?

5) Покажите основные тенденции развития социальных от­
ношений в нашем обществе. 6) Раскройте понятие «социаль­
ное государство». 7) Что включает в себя социальная поли­
тика государства? 8) Назовите основные социальные права
человека, закрепленные в Конституции. 9) Из чего склады­
вается система социального обеспечения? 10) Каковы глав­
ные направления борьбы с бедностью?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Сравните роль социальных факторов, определявших социально-экономическое неравенство населения в нашей стране в 1992 и в 2001 гг. Как изменилось значение отдель­ных из них? Почему?

Октябрь 1992 г.


Регион проживания



Статус занятости


Возрастной состав

Тип поселения



Образование


Размер семьи


В**

Октябрь 2001 г. I Регион проживания



Образование



Статус занятости


Возрастной состав



Тип поселения


Размер семьи

2. Доходы бедных и богатых, по некоторым оценкам, у нас расходятся в 14 раз (так же в США; в Москве - почти в 50 раз). В Европе доходы богатых в 10 раз превосходят доходы бедных.


Как вы оцениваете такой масштаб социального расслое­ния в нашей стране? Какими причинами, на ваш взгляд, вызвано столь существенное социальное расслоение? Чем вы можете объяснить такую пропасть между богатыми и бед­ными в Москве?

3. Самая опасная форма бедности - застойная бедность.
Эти люди уже не ощущают себя бедными. Таких людей в
России, по оценкам социологов, 6-8%. Вот какие характе­
ристики дает исследователь такой категории людей: «Чем
дольше человек в этом состоянии, тем слабее желание из не­
го выйти. Трехлетнее пребывание в бедности уже меняет
приоритеты: главным становится стремление экономить, ко­
торое оттесняет поиски заработка на второй план. Следую­
щая точка - семь лет: человек уже окончательно погружа­
ется в заботы об экономии и на предложения работать почти
не реагирует. Это социальная деградация, вторая, наряду с
социальной агрессией, серьезная опасность, которую несет с
собой бедность.

4. Обдумайте различные варианты борьбы с бедностью.
Какой путь (или пути) избрали бы вы? Почему?

1) Повысить зарплаты всем работающим.

2) Помочь включиться в трудовую деятельность незаня­
тым трудоспособным - официально зарегистрированным
безработным (учеба на курсах переподготовки, широкое ин­
формирование о вакансиях и т. п.).

3) Оказывать социальную помощь всем малообеспечен­
ным и нетрудоспособным (повысить пенсии, стипендии раз­
личного рода социальные выплаты, предоставлять разнооб­
разные льготы - бесплатный проезд на транспорте,
небольшая квартплата и т. п.).

4) Добиться значительного роста экономики страны, что
позволит реально повысить благосостояние населения.

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги современного отечественного социолога.

Что затрудняет изучение социальной структуры совре­менного российского общества?

К первой группе причин можно отнести принципиальную новизну процессов перехода от государственного социализма к тому или иному типу капитализма, отсутствие опыта их изучения. Не меньшую трудность создает и то, что анали­зировать происходящие сдвиги ученым приходится не из «прекрасного далека», а изнутри самих меняющихся об­ществ, что не может не сказываться на точности оценок. На­конец, исследования практически ведутся «в реальном вре­мени», без достаточного временного лага, требуемого для


Серьезного осмысления событий... Все эти обстоятельства плюс явная незаконченность самих трансформационных процессов существенно ограничивают возможность глубоко­го теоретического осмысления стоящих проблем...

Вторая группа причин, тормозящих развитие российской общественной науки, связана с пережитым в последние го­ды глубоким идейно-методологическим кризисом... Ни клас­сические, ни новые общественные теории не оказались спо­собными объяснить, что представляли собой общества советского типа, во что - при тех или иных условиях - они могли трансформироваться и в каких направлениях движут­ся в настоящее время.

Правда, открывшиеся западные источники обогатили российскую общественную мысль многими ценными и пер­спективными идеями, но ответить на главные из стоящих перед ней вопросов они не смогли, так как описывали прин­ципиально иные типы социальной реальности. Не случайно все большее число исследователей фиксируют, что за анало­гичными процессами в России и на Западе, как правило, скрываются разные отношения и представления. Чтобы эф­фективно использовать западные теории в российских усло­виях, их надо критически переосмыслить...

Сегодня большинство социологов вынуждены ограничи­ваться либо качественными методами сбора информации, либо проведением небольших «пилотажных» опросов. В ре­зультате научная картина трансформации российского обще­ства носит дисперсный, мозаичный характер.

Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации.-М., 2004.-С. 16-19.

Я1Ц Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, на взгляд автора, основные причины, затрудняющие изучение современного россий­ского общества? 2) Как автор расценивает значение и возможнос­ти привлечения западного опыта для исследования нашей действи­тельности? 3) Чем можно объяснить ограничение фронта исследовательских работ по практической социологии небольшими «пилотажными» опросами?

Главное направление преодоления абсолютной бедности - обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание необходимых условий для трудоактивной части населения. Достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий - проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение мер защиты отечественного производителя.

Первым шагом политики в области преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и определение их целевых групп - полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.

Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих семей, исходя из двух критериев:

1) совокупные доходы семьи находятся ниже официально установленной черты (стандарта) бедности;

2) стоимость личного имущества находится ниже некоторого официально установленного регионального минимального стандарта. Только одновременное соблюдение данных двух условий может считаться достаточным основанием для того, чтобы претендовать на получение социальной помощи.

Обеспечение большей избирательности при оказании социальной помощи, преимущественно заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат - один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы - бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».

При выборе среди социально уязвимых групп населения необходимо сопоставлять официально установленную для них черту бедности с их доходами, официально установленный для них минимальный стандарт имущества с их имуществом.

Особого внимания заслуживает изучение проблемы детской бедности, включая бездомность, уличных детей, детей в кризисных семьях.

Важной задачей социальной политики является выявление препятствий к доступу к социальной защите и социальным услугам населения.

Действующая система выявления и социальной поддержки бедных семей и населения в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи нуждается в улучшении и её полной адаптации к условиям рыночной экономики.

Борьба с бедностью в России путём повышения производительности труда

Повышение производительности труда является важной предпосылкой повышения уровня жизни, поскольку именно оно способствует созданию и накоплению национального богатства. Эффект благоприятного воздействия производительности труда можно рассматривать для каждого отдельного работника, для отдельного предприятия, а также в целом на макроуровне. Для работника рост производительности труда означает более высокую заработную плату, а значит, и рост его благосостояния. На предприятии прирост производительности труда ведет к снижению затрат на единицу продукции и увеличению прибыли. На макроуровне эффект роста производительности труда проявляется в росте спроса, который предъявляют потребители, имеющие более высокие доходы, полученные за счет роста заработной платы в результате повышения производительности труда. Таким образом, бедность растет, когда мы мало производим и, соответственно, располагаем лишь ограниченным национальным доходом. Мы становимся богаче, когда производим больше, обеспечивая тем самым больший доход благодаря повышенной производительности.

За последние 10 лет производительность труда в России увеличилась лишь в 1,5 раза, при этом ВВП практически удвоился. Это значит, что экономика развивается экстенсивно, за счет людских ресурсов, на базе старых производственных мощностей. Проблема повышения производительности труда для российской экономики сегодня очень актуальна. В настоящее время руководство страны ставит задачу повысить ее в предстоящие годы в 4 раза. Без этого невозможны ускорение роста производства и удешевление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности. Пока что производительность труда в России ниже, чем в США, в 4-5 раз, а по некоторым отраслям промышленности - в 20 раз по сравнению с развитыми странами.

Для условий России необходима разработка специальной программы борьбы с бедностью, которая должна быть направлена на экономический рост и проведение необходимой промышленной политики для создания условий обеспечения продуктивной занятости. Однако не следует полагать, что экономический рост сам решит проблему бедности. Динамичный экономический рост и снижение уровня бедности необходимо рассматривать как единую проблему, неразрывно связанную с системой социальной защиты населения.

Экономисты Всемирного банка в исследовании «Стимулирование благосостояния: рост производительности в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза» утверждают, что основу экономического роста с 1999 по 2005 год составляла производительность труда. Рост производительности труда стал причиной того, что с 1999 по 2007 год доходы на душу населения выросли более чем на 50%, а около 50 млн. чел. смогло преодолеть бедность.

Экономисты НИИ труда и социального страхования видят причины российской бедности и низкого уровня жизни населения, прежде всего, «в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности ряда отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, существовании значительного количества рабочих мест с низкой заработной платой, не обеспечивающей прожиточный минимум». Для решения этих проблем необходимо сделать достойный высокопроизводительный труд одной из важнейших целей стратегии борьбы с бедностью.

Борьба с бедностью или ее профилактика - важнейшая задача всякой социально ориентированной экономики. В мировой практике широко используются два главных способа. Первый способ заключается в обеспечении и поддержании минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для сохранения действующих в стране стандартов потребления. Такой способ нашел применение в развитых странах с высоким уровнем благосостояния. Другой способ предполагает использование адресной социальной помощи тем, кто находится в существенно худшем, чем остальные граждане, положении. Он применяется в развивающихся странах, где доходы основной массы населения низкие, а распределение социальной помощи (продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой и др.) - основной метод социальной поддержки для значительной части населения страны. Примером первой модели служит Франция, где доля государства в системе борьбы и профилактики бедности весьма значительна. В этой стране для всех работодателей установлена обязательная к применению минимальная ставка заработной платы на уровне, достаточном для удовлетворения основных потребностей работающего, которая регулярно индексируется. Помимо этого для борьбы с бедностью широко используют механизм обязательного социального страхования, предусматривающего высокие трудовые пенсии, пособия по безработице, пособия и льготы на детей, а также качественное медицинское обслуживание. Особую роль во Франции и грают социальные службы при муниципалитетах. В случае отсутствия у человека страхового стажа (молодежь, женщины с детьми), а также в силу особых жизненных ситуаций и обстоятельств (потеря кормильца, недееспособность и т.п.) он имеет право подать соответствующее заявление в муниципалитет, после чего ему будет оказана необходимая помощь, и не только материальная, но и психологическая, правозащитная и т.н.

В США помощь бедным оказывается в рамках специальных программ, которые охватывают от 15 до 20% населения. Основные социальные группы, которые получают субсидии, - это семьи с маленькими детьми, в первую очередь с одним родителем или безработным кормильцем, люди старше 65 лет, инвалиды, слепые, ветераны войны и их семьи, малообеспеченные работающие (через налоговые льготы), а также все граждане, имеющие доход ниже определенного уровня. В США широкое распространение получила помощь в натуральной форме: талоны на питание, дешевое жилье, медицинское обслуживание пожилых, уход за малолетними и другие виды.

В постсоциалистичсских странах гарантированный прожиточный минимум, соответствующий уровню минимальной пенсии, установлен лишь в Чехии. Те граждане, доходы которых ниже прожиточного минимума, получают денежные пособия. На социальную помощь в Болгарии могут рассчитывать лишь тс, кто заявляет об отсутствии минимального гарантированного дохода (его величина ниже физиологического уровня), а также отсутствии источников других доходов (сбережений, своего бизнеса, излишков жилплощади).

В Российской Федерации система социальной защиты бедных, малообеспеченных и семей с детьми функционирует по второй модели - как система адресной помощи.

Проблема бедности в России является одной из приоритетных в сфере социальной политики. Она решается двумя путями. Первый путь предполагает ведение эффективной борьбы с бедностью на основе оживления национальной экономики, ускорения темпов ее роста, наиболее полного использования всех инструментов макроэкономической и региональной политики. Другой путь борьбы с бедностью - это введение пособий всем нуждающимся, доходы которых меньше прожиточного минимума. У такого пути есть сторонники и противники. Раздача денежных пособий по принципу "всем сестрам по серьгам" не стимулирует к труду тех, кому будет предоставлена гарантия получения от государства денежного дохода в размере прожиточного минимума. В то же время иждивенческая нагрузка на тех, кто работает, возрастет, что необоснованно ухудшит условия воспроизводства наиболее активной части населения (сокращение свободного времени, ухудшение здоровья, уменьшение внимания к воспитанию собственных детей и т.н.). Подобный путь к изменению числа бедных в стране мало приемлем и носит исключительно неэффективный затратный характер. Поэтому стратегический путь борьбы с бедностью предполагает прежде всего экономическое оздоровлением экономики на основе ускорения темпов производительности общественного труда, ускорения реструктуризации отдельных народно-хозяйственных комплексов.

Социальные программы ориентированы как на текущую поддержку нуждающихся, т.е. прямую помощь бедным, так и на борьбу с бедностью, направленную на сокращение численности бедного населения, предупреждение его увеличения. Прямая помощь бедным представляет собой распределительную задачу, предполагающую выделять часть национального дохода страны в условиях ограниченных ресурсов и доводить помощь до нуждающихся. Комплексная задача борьбы с бедностью предполагает использование прежде всего перераспределительного механизма, "настроенного" на наименее обеспеченных людей, при охранительных мерах по отношению к среднедоходным группам населения, чтобы восстановить права человека на минимальные стандарты потребления, главные из которых:

  • установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;
  • отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы в форме монопольно низкой цены их труда;
  • установление и введение минимального стандарта налоговых вычетов с целью поддержания величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;
  • обеспечение доступности для всех слоев населения социально значимых товаров и услуг.

Действующая в Российской Федерации система социальных льгот и компенсаций бедным слоям населения в настоящий момент подвергается изменениям. Помощь оказывается социально незащищенным категориям с низкими доходами. В ряде регионов страны были проведены пилотные программы по введению адресной помощи на базе финансирования как федерального, так и регионального бюджетов. Наиболее сложной оказалась оценка нуждаемости семей. Например, в Республике Коми предельной величиной уровня нуждаемости признавался гарантированный денежный доход (ГДД), равный 50% прожиточного минимума, в Волгоградской области - денежный доход также до 50% прожиточного минимума, что привело к значительному отсеву пенсионеров из числа бедных, так как минимальная пенсия плюс компенсации оказались выше этого уровня. Система разного рода ограничений привела к тому, что размер пособий но нуждаемости составил: в Коми - 85 руб., в Волгоградской области - 68 руб. в месяц, выплатами были охвачены лишь 2-6% населения, в то же время, по данным Росстата, численность нуждающихся в этих регионах составляла не менее 20%.

В ходе борьбы с бедностью главное - это создание способов для личной самозащиты от бедности, поощрение стремления зарабатывать свой доход с предоставлением льгот но налогам, развитие обязательного социального страхования, активизация внутрифирменной социальной политики, широкое участие граждан и бизнеса в благотворительности, разработка системы заинтересованности людей в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций, как это делается в цивилизованных странах. Именно это направление будет способствовать в России борьбе с бедностью и вместе с тем укреплять средний класс.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространения такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Это явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

Бедность как социально-экономическое явление присуще всем без исключения обществам. Единых методологических подходов в определении понятия бедности не существует, так как государство, определяя содержание и масштабы бедности, исходит в первую очередь из уровня своего социально-экономического развития. То обстоятельство, что бедность распространилась более чем на четверть населения России, причем при использовании самых низких стандартов для ее измерения, свидетельствует об остроте проблемы бедности в нашей стране. Бедность не сократится автоматически, только на основе экономического роста. Необходимо политическая воля для решения важнейшей задачи - разработки и реализации новой политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).

Борьба с бедностью - это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения, возможность копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства своего населения.

Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Что касается специальных мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:

первое, - это созданий условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам.

Прежде всего, следует обеспечить недопущение дальнейшего роста масштабов бедности.

В этих целях необходимо проводить экспертизу социальных последствий всех масштабных реформ, не принимать мер, которые приведут к росту бедности значительной части населения.

Одновременно надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.

В институциональной сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

В сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников. Реализация этой задачи находится в настоящее время в центре внимания Правительства России и Федерального Собрания Российской Федерации и пока не найдено приемлемого решения. Что касается размера

заработной платы, то действительно, если с 1сентября 2005 г МРОТ равнялся 800 рублей, а с 1 мая 2006г. она повысилась на 300 рублей до уровня в 1100 рублей, то на совещании представителей правительства, «Единой России»,профсоюзов и объединения работодателей КСОРР

в Госдуме принято решение о повышении минимального размера оплаты. Согласно проекту МРОТ с 1 сентября 2007 года повышен до 2300 рублей - на 25% больше, чем предполагалось ранее,а к концу 2008 года - до 4300 рублей.

Одновременно должна быть решена задача легализации заработков и сокращения масштабов «серой» и «теневой» экономики, скрытой оплаты труда в сфере здравоохранения и образования и ее легализация.

Еще одно направление содействия сокращению бедности - это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешевых рабочих мест в малом бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний

рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, совершенствование системы по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных и др.меры. Все эти меры уже применяются, но не в достаточном объеме. К примеру, на общественные работы были привлечены 675 тысяч человек, или почти на 20 процентов больше, чем в 2006 году. Временно трудоустроили 116 тысяч безработных - увеличение на 30 процентов. Дали подзаработать 1 миллиону 100 тысячам ребят 14-18 лет - рост 22 процента. Однако эти оптимистичные рапорты регионов скрывают один нюанс. Проверки Роструда показали, что нередко в договорах на временное трудоустройство детей и безработных работодатели устанавливали зарплату ниже минимального размера оплаты труда. А в Курской области, республиках Северного Кавказа и Якутии она и вовсе не предусматривалась. Выплачивалось только небольшое поощрение от службы занятости, предусмотренное законодательно. Так что увеличение числа трудоустроенных по этим программам пока не говорит о том, что людям дали возможность достойно заработать. По данным органов службы занятости, ежегодно порядка 12-15 процентов безработных готовы пройти профессиональное обучение. В прошлом году услуга была предоставлена 271 тысяч человек-это на треть меньше, чем в 2006 году. Психологическую поддержку оказали 290 тысяч безработных - тут снижение почти на 20 процентов. Впрочем, еще накануне передачи полномочий эксперты предвидели такую ситуацию, полагая, что на «морально-образовательной поддержке» региональные власти наверняка будут стараться экономить. Однако было отмечено, что урезание каких-либо активных программ занятости недопустимо. Есть определенный пакет услуг, предоставляемый службами занятости населения. Деньги на них выделяются их федерального бюджета. И корректировать пакет по личному усмотрению, перераспределять средства региональные власти права не имеют.

Обеспечивая условия для выхода из бедности трудоспособного населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов.

Следует обратить особое внимание на обеспечение доступа бедного населения к минимально необходимым образовательным и медицинским услугам.

Итак, массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности. И еще одним важным обстоятельством, препятствующим проведению полноценной социальной политики, является то, что наше государство слишком мало выделяет средств для проведения социальной политики (в бюджете 2007 года - 0,75 трл. руб.) Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда.