Виды государственных и муниципальных услуг

Тема 3 Классификация государственных и муниципальных услуг

В связи с новизной понятия ещё не существует официально приня­той классификации государственных и муниципальных услуг, а имеются лишь различные авторские подходы. Так согласно классификации, пред­ложенной профессором Ю.А. Тихомировым, государственные услуги подразделяются на публичные и административные.

Услуги, направленные на внешних (по отношению к государству) клиентов, называются государственными публичными услугами. Публич­ные услуги могут носить принудительный характер, налагая обязанность физических или юридических лиц вступить во взаимодействие по определенному поводу с государственным органом для того, чтобы избежать санкций или иных негативных последствий.

Если государственные услуги направлены на другие государствен­ные и муниципальные органы, то они считаются государственными адми­нистративными услугами. К ним относится подготовка документов для государственных органов, согласование, представительство.

В этой связи выделим отличительные признаки государственной административной услуги: 1) индивидуальность предоставления; 2) обра­щение (в связи с реализацией прав и обязанностей) пользователей государ­ственных услуг в государственный орган; 3) предоставление услуги непо­средственно в государственном органе; 4) осуществление услуги в силу объективных социально-экономических причин не может быть передано коммерческим или некоммерческим организациям и их объединениям.

Можно дать следующую классификацию государственных услуг:

1. По наличию промежуточного результата: I) государственная ус­луга простая - подразумевает однократное обращение в исполни­тельный орган государственной власти с получением конечного результата; 2) государственная услуга сложная - подразумевает множественное обращение в исполнительный орган (органы) го­сударственной власти с получением промежуточных результатов имеющих самостоятельную ценность.

2. По содержанию результата: 1) информационно-консультационные; 2) коммуникационные; 3) финансовые; 4) пре­доставление правообеспечивающих документов.

3. По условиям оказания: 1) программные; 2) нормативно-правовые.

4. По потребителям: 1) для граждан; 2) для предпринимателей (юридические и физические лица).

Вместе с тем следует различать элементарные государственные ус­луги и композитные (межведомственные) государственные услуги:

элементарные государственные услуги – услуги, запрошенные гражданами, бизнесом или другими ведомствами, которые реали­зуются и оказываются в рамках взаимодействия с одним ведом­ством. Примерами таких услуг являются, например, выдача сви­детельства о рождении или общегражданского паспорта.

композитные (межведомственные) государственные услуги – услуги, которые состоят из нескольких элементарных услуг (то есть оказывается различными ведомствами).

Как отмечает Экс-заместитель Председателя Правительства РФ С.И. Нарышкин, в условиях отсутствия четких правовых основ предостав­ления государственных услуг, согласно сложившейся практики государст­венный орган сам определяет (по существу, назначает) исполнителя услу­ги, принимает решение об отнесении услуги к категории бесплатной или платной (за исключением услуг, являющихся платными по закону, напри­мер, экологическая экспертиза), разрабатывает систему ценообразования, порядок и форму предоставления услуги и т.д. В результате таких дейст­вий органов исполнительной власти получили широкое распространение фиктивные и избыточные государственные услуги.

Первая подразумевает услугу, установленную в нормативно-правовом акте, но не осуществляемую в реальной практике деятельности органов исполнительной власти, вторая же – услугу, частные издержки от введения которой для хозяйствующего субъекта, подпадающего под её действие, превышают его частные выгоды и общественные выгоды с уче­том эффекта дохода.

Профессор кафедры судебной власти и организации правосудия Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) А.В. Нестеров отмечает, что могут существовать услуги, которые необходимы, но нет услугодателей. С дру­гой стороны, есть услуги, которые предлагаются, но у услугополучателей нет в них потребности. Такие услуги называются навязанными. Навязан­ные платные услуги, если они оказываются с использованием ресурсов ис­полнительных органов власти, должны быть ликвидированы.

Существует ещё одно понятие лишних, т.е. дублирующих услуг, у ко­торых несколько услугодателей. В первом случае имеются силы, заинтере­сованные в существовании таких услуг, причиной которых является рен-тоориентированное поведение субъектов, связанных с такими услугами. Во втором случае причиной существование данного класса услуг является инерция, и возможно, определенные социальные причины. В третьем слу­чае, когда для одной услуги не находится услугодателя, или одну услугу оказывают два услугодателя, причиной является исторически сложившаяся ситуация, либо переходный период. Естественно, общество и государство заинтересованы в том, чтобы одномоментно или постепенно исключить все избыточные обязательные услуги либо путем их перевода в класс не­обязательных, либо полным их исключением.

Наличие избыточных и дублирующих услуг государственных орга­нов исполнительной власти приводит к тому, что эти органы отвлекают ресурсы от выполнения необходимых функций. Кроме того, государствен­ные служащие, обладая административным ресурсом, связанным с наличи­ем властных полномочий, имеют возможность устанавливать требования и накладывать санкции за их несоблюдение. Так как исполнительные органы власти фактически являются монополистами при оказании данных услуг, то считается, что с целью экономии ресурсов один вид услуги должен ока­зываться одним услугодателем. С этим трудно согласиться, т.к. у услуги должна быть единая (типовая, унифицированная, стандартная) процедура, но точек доступа к данной услуге должно быть много. При этом под точ­кой доступа к услуге подразумевается пункт, где осуществляется взаимо­действие услугодателя и услугополучателя. Данная точка доступа должна быть единой для услугополучателя в смысле, что он не должен ещё куда-то обращаться для получения данной услуги (например, идти фотографиро­ваться, получать справки).

По нашему мнению весьма важно выделить еще такой признак ус­луг, как доступность, то есть возможность гражданами беспрепятственно получить ту или иную услугу. Наличие услуги является необходимым, но не достаточным свойством при их потреблении. Если перед заинтересо­ванным в услуге лицом возникают барьеры (ценовые, временные или свя­занные с удаленностью продуцента), либо эти барьеры носят другой дис­криминационный характер, то фактически услуга становится доступной только определенному кругу лиц. В связи с этим выделяются: 1) доступ­ные услуги (приемлемы для всех граждан); 2) малодоступные услуги (при­емлемы для определенных категорий лиц).

При этом можно говорить о доступности: физической (физическая возможность для разных категорий граждан, в том числе инвалидов, полу­чить услугу, которая определяется наличие лифтов, пандусов и пр.); вре­менной (определяется удобством для потребителя режима работы органа, оказывающего услугу); территориальной (транспортная и пешеходная дос­тупность); информационной (достаточность и удобство получения инфор­мации об услуге, способах и условиях её получения степень информиро­ванности потребителя о характере услуги и возможности её получения); финансовой (объём финансовые расходы, связанные с получением услуги стоимость самой услуги и предваряющих её действий).

Государственные услуги должны обладать свойством универсально­сти требований ко всем услугополучателям (отсутствие дискриминации), а технологически процесс оказания универсальных услуг не должен созда­вать технологических барьеров (производительность услуги должна обеспечивать отсутствие очередей). Исключением может быть лишь опреде­ленный круг лиц, отмеченный в законодательстве.

В зависимости от причины обращения за государственной услугой их можно разделить на вынужденные и добровольные. В случае вынуж­денного обращения услуга должна оказываться только на бесплатной ос­нове, за исключением услуг, реализующих юридически значимые дейст­вия, когда взимается государственная пошлина.

Подчеркнём, что в идеале ни о каких предварительных обязанностях услугополучателей государственных и социальных услуг не может быть и речи, тем более о плате за эти услуги. Данные виды услуг должны оказы­ваться только на добровольной основе. Другое дело, что услугополучатели социальных услуг должны подтвердить своё право на данный вид услуг, а получатели государственных услуг должны предоставить идентифици­рующие их документы. Но, к сожалению, на сегодня государство не пре­доставляет такую возможность и за оказание услуг предусмотрена плата. Во многих случаях эта плата устанавливается руководителями ведомств без каких-либо обоснований и оснований. Имеются примеры того, что пла­та за одни и те же услуги в соседних регионах различается в несколько раз. Поэтому в ближайшее время предстоит провести анализ и ревизию всех платных государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, а также их подведомственными учреждениями и предприятиями.

Следующим шагом должна стать подготовка мер по сокращению этих платежей, а в тех случаях, когда они действительно необходимы, оп­ределение порядка установления платы. Это будет способствовать умень­шению административных издержек граждан и бизнеса, а также ликвида­ции «серых» и «черных» рынков посреднических услуг, снижению уровню коррупции.

Необходимо различать возмездностъ и платность услуг. Безвоз­мездных услуг не может быть вообще, а бесплатные услуги могут быть. Даже если услуга бесплатна для услугополучателя, она обязательно долж­на быть эквивалентно возмещена либо из ресурсов государственного бюд­жета, либо страховой компании, либо спонсорской помощи.

Исходя из целей услугополучателей услуг по закону, их можно раз­делить на три вида: 1) бесплатные услуги, реализующие конституционные права граждан; 2) бесплатные услуги, обеспечивающие содействие услуго-получателям в реализации их законных обязанностей; 3) услуги, реали­зующие законные интересы услугополучателей на платной основе.

В этой связи можно рассмотреть еще три класса услуг по закону, об­разованных пересечением категорий государственных, публичных и обще­ственных услуг. Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.Е. Шаститко отмечает, что пересечение государственных и публичных услуг возможно при оказании уполномоченным по закону услугодателем платных услуг по реализации законных интересов услугополучателей, если для их оказания требуются государственные ресурсы. Пересечение государственных и об­щественных услуг образует категорию социальных услуг, которые оказы­ваются за государственный счет. Пересечение общественных и публич­ных услуг создает категорию услуг, которые реализуют общественно зна­чимые законные интересы услугополучателей. Общественно значимые услуги связаны с положительными эффектами для всего общества.

Вместе с тем, с учетом принимаемых и разрабатываемых админист­ративных регламентов, а также стандартов качества и комфортности ока­зания государственных услуг, целесообразно разделить государственные услуги на регламентированные (подразумевающие наличие администра­тивного регламента) и нерегламентированные; стандартизированные (под­разумевающие наличие стандарта качества и комфортности оказания госу­дарственных услуг) и нестандартизированные.

На основе вышесказанного нами предлагается обобщенная классификация государственных и муниципальных услуг (таблица)

Таблица – Обобщенная классификация услуг

Критерий Вид услуги
По сфере оказания - Публичные - Социальные (общественные) - Административные
По наличию промежуточного результата - Простые - Сложные
По содержанию результата - Информационно-консультационные - Коммуникационные - Финансовые - Предоставление правообеспечивающих документов
По условиям оказания - Программные - Нормативно-правовые
По взаимодействию с ведомствами - Элементарные - Композитные (межведомственные)
По основанию оказания - Платные - Бесплатные
По практике применения - Избыточные - Фиктивные - Навязанные
По целям услугополучателей - Реализующие конституционные права граждан - Обеспечивающие содействие услугополучателям в реализации их законных обязанностей - Реализующие законные интересы услугополучателей
По причине обращения - Вынужденные - Добровольные
По доступности - Доступные - Малодоступные
По количеству услугополучателей - Массовые - Индивидуальные
По наличию стандартов - Стандартизированные - Не стандартизированные
По наличию регламентов - Регламентированные - Нерегламентированные

1. по природе:

а) государственные:

Их предоставление – это функция государственных и региональных органов

Субъектами их предоставления являются: ОИВ, государственные внебюджетные фонды, ОМС в случае делегирования им полномочий, подведомственные гос.органам учреждения и предприятия (такие предприятия и учреждения создаются в целях отделения административных функций от хозяйственно-эксплуатационных). Гос. учреждения и предприятия – это инструмент по оказанию услуг. Также субъектами являются негосударственные организации, привлеченные для оказания государственных услуг в рамках размещения государственного заказа (это значит, что на основе конкурсных процедур с ними заключается гос.контракт, они получаются финансирование и предоставляют услуги третьим лицам).

б) муниципальные:

Их предоставление – это обязательная муниципальная функция

Субъектами их предоставления могут выступать: ОМС (Местная администрация прежде всего), если речь идет об административных услугах; подведомственные учреждения и предприятия; привлеченные негосударственные предприятия в рамках размещения муниципального заказа (см.выше).

? (под вопросом) в) сопутствующие услуги – эти услуги не признаются государственными и муниципальными, но они необходимы и обязательны для получения государственной муниципальной услуги (ФЗ №210 ст. 9). Н-р, для того чтобы получить разрешение на строительство (в администрации) необходимо произвести государственную экспертизу о проверке документации (сопутствующая услуга); без прохождения экспертизы строительства не будет.

Изначально предполагалось что такие государственные и муниципальные услуги (сопутствующие) будут предоставлять только гос. и мун. учреждения и предприятия, частный сектор не будет допускаться. НО Верховный суд предоставил такое право частному сектору тоже.

2. по заинтересованности частных лиц:

а) «навязанные» государственные (муниципальные) услуги – к ним относится большая часть административных услуг (услуг, предоставляемых органами власти). Нет подлинного интереса частного лица (н-р, лицензирование, аккредитация, регистрация), оно вынуждено прибегать к получению услуги, поскольку в ином случае оно либо лишается возможности реализации определенных прав, либо может быть привлечено к ответственности, либо может испытать иные негативные последствия. Такие услуги носят к тому же эксклюзивный характер, опираются на суверенные властные полномочия, которые не могут осуществлять негосударственные субъекты, а конкретную услугу конкретному лицу может предоставить ТОЛЬКО один орган.

б) гарантированные услуги – к ним относится основная масса социальных услуг. Нет эксклюзивных полномочий у гос. органов и созданных или привлеченных ими организаций, т.е. такие услуги могут предоставлять любые лица, но государство гарантирует их оказание, доступность (н-р, образование, здравоохранение).

а) государственные (муниципальные) услуги, которые заключаются в осуществлении юридически значимых действий – большая часть административных услуг. Т.е. принятие какого-либо административного решения (н-р, о регистрации).

б) которые заключаются в фактических действиях – важен сам процесс. Т.е. это социальные услуги.

Виды государственных и муниципальных услуг по целям и содержанию. Особенности информационного обеспечения их реализации

Стратегические решения в области развития информационного общества и укрепления национальной безопасности Российской Федерации обязывают привести в соответствие законодательство и обеспечить реализацию мер по усилению инноваций на основе развития и использования отечественных ресурсов информационно-компьютерных технологий. Комплексные решения в области обеспечения доступности технологий, информационных ресурсов и коммуникаций для граждан и организаций в процессе реализации их прав и обязанностей берет на себя государство. За последнее время принят ряд правовых актов по проблемам оказания государственных и муниципальных услуг, как показано в предыдущем параграфе настоящей главы, и одновременно не снижается значение федерального закона, генерирующего все проблемы в этой области.

Одним из центральных вопросов дискуссии и альтернативного проекта федерального закона об услугах являлся и вопрос о подходе к классификации государственных и муниципальных услуг .

Этот вопрос связан с более глубокой структуризацией услуг с учетом их целей и содержания юридического оформления. Государственные услуги как единая и целостная область деятельности социального государства, реализуемая через систему государственных органов и доверенных организаций, по своему составу неоднородны. В концепции федерального закона о государственных и муниципальных услугах ИГП РАН было предложено различать услуги по трем блокам. Это: услуги информационного и консультативного характера; услуги правоустанавливающего значения для граждан и организаций; услуги правореализующие, т.е. подтверждающие юридически значимым документом правомочие конкретного гражданина или организации пользоваться установленными законом правами в конкретной ситуации.

Учет такой классификации услуг позволил бы более основательно дифференцировать обязанности различных органов исполнительной власти и не заниматься всем спектром услуг сразу. Очевидно, что наиболее распространенными и применяемыми в настоящее время являются услуги чисто информационные – по предоставлению уточняющей и разъясняющей информации пользователю. На очереди более активное отношение к услугам консультационного характера по правовым вопросам. Президент РФ обратил на это внимание и обозначил форму бесплатного оказания таких услуг.

В настоящее время классификация услуг по уровням управления предусмотрена в системе реестров: Реестре государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти; Реестре государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; Реестре муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления. Для реализации работы по указанным реестрам в электронной форме создается федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" . Этим же документом предусмотрено и осуществление функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее – функции).

Классификация услуг по предложенной схеме потребует учесть разные организационные и юридические формы их предоставления и оформления документов, результирующих решение соответствующего органа по услуге. Не на всех документах потребуется электронная подпись. Но на правоустанавливающих документах (например, о регистрации новорожденного или умершего человека, регистрации юридического лица и т.п.) такое подтверждение необходимо. Правовое оформление и соблюдение юридической техники по услугам правореализующим (например, выписка о регистрации имущества, автомобиля, подтверждение страховых операций) также потребуют соответствующей формы и подтверждения действительности документа от органа, предоставляющего такую услугу.

Вопрос о различении видов услуг пока остался за пределами содержания и структуры Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Область предоставления государственных и муниципальных услуг формирует и особое правовое регулирование деятельности структур, обеспечивающих технологическое взаимодействие различных полномочных субъектов. Повышается значение многофункциональных, межрегиональных центров (МФЦ) информатизации, их технологического взаимодействия в процессе подготовки и предоставления ответа на обращение пользователя. В связи с развитием электронных (компьютерных, сетевых) форм реализации государственных услуг предстоит разработка и утверждение положений или уставов федеральных и муниципальных многофункциональных центров услуг. Предстоит и уточнение компетенции общегосударственного информационного центра (ОГИЦ) в сфере организации и обеспечения государственных услуг и услуг муниципального уровня.

Несмотря на все сложности, связанные с выделением сферы государственных и муниципальных услуг в самостоятельную технологическую зону информационной инфраструктуры, необходимо позитивно оценить сдвиги в этой области информационных технологий. В России создается национальная операционная система. Программное обеспечение для компьютеров в зоне "Информационное общество" будет базироваться на кодах разработчика свободного программного обеспечения – LINUX. Для области услуг очень важна типизация систем, отвечающих за медицину, библиотечное дело в рамках информационного общества. При этом, по словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций, формат обмена данных между ведомствами и организациями будет единым. Этому способствуют так называемые облачные технологии. В рамках электронного правительства создается единый классификатор данных. Запланированы серьезные мероприятия согласования действий с Министерством финансов. Минкомсвязь России выделяет такие направления внимания, как: 1) повышение качества жизни граждан; 2) улучшение условий для бизнеса; 3) безопасность в информационном обществе; 4) активизация деятельности электронного правительства; 5) скоростной Интернет, а для бизнеса – широкополосный доступ в Интернет. Особое внимание в этой связи – к управлению. Инвестиции – государственно- частные .

Процесс реализации Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" потребовал принятия ряда подзаконных актов, в их числе уже упомянутое постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" . Этим постановлением решены важные вопросы путем утверждения: 1) Положения о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"; 2) Правил ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"; 3) Положения о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"; 4) требований к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).

В основе перехода к электронным услугам остается решение вопроса на законодательном уровне об электронном документе и электронном документообороте. В определенной степени этот вопрос затронут и в данном проекте. Однако это не снимает проблемы иметь отдельный федеральный закон об упорядочении электронного документооборота в системах органов государственной власти и местного самоуправления. Как видим, в связи с принятием конкретного закона затрагиваются почти все проблемы общей части информационного права.

  • О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций): постановление Правительства РФ от 24.ίθ.2011 № 861 (в ред. о́т 28.11.2011) // СЗ РФ. 2011. № 44. Ст. 6274; № 49 (ч. 5). Ст. 7284.
  • См.: Шадрина Т. Министру – на "мыло" // РГ. 2010. 23 июля.
  • Все же заметим, что редакция совмещения терминов "услуги" и в скобках "функции" не очень удачна. Речь идет о функциях, связанных с предоставлением услуг, а не вообще обо всех функциях. Помещение слова "функции" в скобки позволяет толковать последние как "услуги".

Процесс совершенствования правового регулирования функционирования учреждений имеет значение только в увязке с системным развитием организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций в целях повышения их качества.

Задача развития системы предоставления государственных (муниципальных) услуг предполагает улучшение взаимодействия с гражданами и организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступности для граждан и организаций информации о порядке и ходе исполнения государственной (муниципальной) функции на каждой стадии, контроль за ее исполнением.

Информационные и телекоммуникационные технологии широко используются органами государственной власти в целях повышения качества оказания услуг населению. Без современных электронных технологий невозможно соответствовать запросам и ожиданиям потребителей.

Несмотря на активное развитие телекоммуникационных технологий во всем мире, в России население до сих пор не имеет полноценной возможности получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме. В лучшем случае потребители могут рассчитывать на получение в электронном виде информации об услугах. Запросы по Интернету о предоставлении справок, выписок и прочих документов, электронная очередь в детские сады, электронные медицинские карты -- все это только начинает воплощаться в жизнь.

Одним из приоритетных направлений административной реформы выдвинута задача повышения качества государственных и муниципальных услуг. Концепция административной реформы в Российской Федерации, разработанная в 2002 году, предусматривала три основных направления: (1) изменение структуры органов исполнительной власти, (2) изменение состава их функций и его распределения (в том числе -- сокращение несвойственных и избыточных функций), (3) регламентацию деятельности госслужащих и упорядочение их статуса. Последнее направление, в частности, предполагало обеспечить прозрачность в работе органов власти, их открытость для общества. Таким образом, введение в практику работы государственных органов и их учреждений стандартов государственных (муниципальных) услуг рассматривать как составную часть мер, реализующих третье из названных направлений административной реформы, в целом направленной на совершенствование деятельности государственного аппарата.

Процесс развития системы оказания электронных государственных и муниципальных услуг был осложнен рядом трудностей. Во-первых, по-прежнему существуют значительные различия между органами государственной власти по качеству и количеству использования информационных и коммуникационных технологий, результаты внедрения подобных технологий носят зачастую ведомственный характер. Во-вторых, инфраструктура публичного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения развиты недостаточно. Получение государственных услуг потребителями в большинстве случаев требует личного их обращения в органы государственной власти, что приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства. В-третьих, недостаточно сформирована нормативно-правовая база предоставления электронных услуг, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий. В-четвертых, не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Необходима реализация программно-целевого подхода для обеспечения совместимости государственных информационных систем, разработки стандартов и технологий их взаимодействия.

В целях решения указанных проблем в 2010 году была принята новая редакция Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», где были систематизированы стоящие перед РФ цели, задачи и мероприятия по повышению качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий. Основными целями программы «Электронная Россия» являются:

Повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;

Повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти и органами местного самоуправления информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

Повышение эффективности государственного (муниципального) управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, одна из основных задач, стоящих перед органами государственной власти РФ, -- переход на предоставление государственных (муниципальных) услуг и исполнение государственных (муниципальных) функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Другая важная задача -- развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, необходимо обеспечить решение задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства и развитие инфраструктуры электронного правительства.

Помимо доработки Федеральной целевой программы «Электронная Россия» 27 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее -- Закон № 210-ФЗ). Действие этого закона распространяется на все федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации и иные органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг по запросам заявителя. Закон № 210-ФЗ устанавливает общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти федерального и регионального уровней и местными администрациями, требования к разработке административных регламентов предоставления этих услуг. Кроме того, Закон № 210-ФЗ регулирует процесс предоставления услуг в многофункциональных центрах (МФЦ), процесс организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия государственных и муниципальных услуг:

государственная услуга - это услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;

муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Закон № 210-ФЗ также касается организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. Эта карта представляет собой универсальную систему получения населением услуг в электронном виде. Она должна содержать электронное приложение: уникальную последовательность символов, записанную на электронном носителе универсальной электронной карты и предназначенную для авторизованного доступа пользователя такой картой к получению финансовой, транспортной или иной услуги, в том числе государственной или муниципальной. Универсальная электронная карта может иметь несколько независимо функционирующих электронных приложений.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе определить перечень региональных и муниципальных электронных приложений, обеспечивающих авторизованный доступ к получению государственных, муниципальных и иных услуг. В целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ определяет уполномоченную организацию субъекта РФ. Кроме того, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ устанавливает порядок подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты и порядок доставки универсальных электронных карт, выпускаемых и выдаваемых по заявлениям граждан.

С 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно планируется выдача гражданам универсальных электронных карт на основании их заявлений. Не подавшим заявления гражданам карты все равно будут выдаваться с 1 января 2014 года тоже бесплатно. При этом законом субъекта РФ может быть установлена более ранняя дата выдачи на территории соответствующего субъекта РФ универсальных карт, нежели дата 1 января 2014 года, указанная в Законе № 210-ФЗ.

Также необходимо отметить, что в настоящее время функционирует единый Портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Сегодня справочно-информационный портал «Государственные услуги» -- это единая точка доступа физических и юридических лиц к информации о государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти РФ. Портал служит официальным источником информации о порядке предоставления государственных услуг, а также содержит образцы документов. Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти РФ. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ. В карточке услуги содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, также можно изучить бланки заявлений и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для ее получения. Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, то сведения об определенных законодательно условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение можно найти в соответствующих рубриках.

В ближайшей перспективе будут созданы и введены в эксплуатацию некоторые функциональные элементы инфраструктуры электронного правительства, в частности: МФЦ оказания государственных и муниципальных услуг, единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), региональные порталы и реестры государственных услуг (функций), центры общественного доступа к информации органов государственной власти и к государственным услугам в электронном виде, центры телефонного обслуживания граждан и организаций, разработаны отдельные функциональные элементы по программам ведомственной и межведомственной информатизации.

Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода, утверждаемыми высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р подготовлен Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, которые должны предоставляться органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями. Данное распоряжение направлено на реализацию перевода в электронный формат социально значимых услуг: информатизации сфер образования и науки, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности. Предусмотрен переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в пять этапов.

Первый этап -- до 1 декабря 2010 года. Размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Второй этап -- до 1 января 2011 года. Размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде.

Третий этап -- до 1 июля 2012 года. Обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представить документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Четвертый этап -- до 1 января 2013 года. Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции).

Пятый этап -- до 1 января 2014 года. Обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.