Фсс внебюджетный фонд. Государственные внебюджетные фонды

По своему назначению внебюджетные фонды довольно разнообразны, они могут создаваться под конкретные цели и программы и функционировать как на федеральном и региональном, так и муниципальном уровне. Классификация внебюджетных фондов осуществляется по разным признакам: цели назначению, уровням управления, срокам действия и т.д.

1. В зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются на:

I. социальные - оказывают социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

II. экономические - влияют на экономические процессы в стране путем субсидирования, кредитования предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществляющие комплекс мероприятий по развитию экономики страны, т.е. одной из важнейших причин создания экономических внебюджетных фондов является сложная экономическая ситуация в стране и необходимость привлечения дополнительных финансовых средств на разрешение экономических проблем;

III. экологические - обеспечивают природоохранные и природа восстановительные мероприятия финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающее среды;

IV. правовые - расходуются на обеспечение и развитие правовой системы страны и судебного производства;

V. прочие - внебюджетные фонды, не относящиеся ни к одной из вышеприведенных категорий.

  • 2. В зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический, долгосрочного действия - фонд регионального развития, краткосрочного - фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условное.
  • 3. По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области).
  • 4. Классификация внебюджетных фондов по уровням государственного управления:
  • 1) Общегосударственные - находятся в федеральном подчинении, решают общегосударственные задачи [Пенсионный фонд].
  • 2) Региональные - находятся под управлением региональной администрации, решают территориальные задачи.

При этом региональные внебюджетные фонды подразделяются на фонды:

  • а) созданные федеральным законодательством [Территориальный фонд обязательного медицинского страхования];
  • б) созданные территориальными органами власти;
  • 3) Местные - находятся под управлением местных органов самоуправления, решают муниципальные задачи;
  • 5. Классификация по способу образования внебюджетных фондов:
  • 1. Вновь образованные внебюджетные фонды.
  • 2. Внебюджетные фонды, образованные за счет выделения из государственного бюджета отдельных расходных статей.
  • 6. Классификация по органам управления фонда:
  • 1. Самостоятельные финансово-кредитные учреждения -- внебюджетные фонды, обладающие правом юридического лица, имеющие одноименный орган управления [Фонд социального страхования РФ].
  • 2. Управляемые сторонними органами государственной власти - внебюджетные фонды, не обладающие правом юридического лица и находящиеся в оперативном управлении других государственных учреждений [Экологический фонд, находящийся в оперативном управлении Комитета по экологии].

Решение задач, связанных с социальным управлением — важнейшая функция государства. В российской модели значимую роль играют специализированные фонды, создаваемые властями с целью оптимизации соответствующего направления государственной политики. Какова специфика их работы?

Специфика деятельности фондов

Государственные внебюджетные фонды — это обособленные от иных структур национальной системы управления финансами организации, которые призваны выполнять специальные задачи в области социального и экономического развития. В российской модели роль подобных структур связана в значительной степени с пенсионным обеспечением, социальным и медицинским страхованием.

Чем отличаются государственные бюджетные и внебюджетные фонды? Основной критерий — автономность управления денежными средствами. Хотя он, как отмечают некоторые эксперты, в достаточной мере условен. В бюджетных фондах предполагается строгая отчетность соответствующих структур перед органами власти. В фондах внебюджетного типа, в свою очередь, возможно более свободное распоряжение денежными средствами, выражаемое, в частности, в аспекте их инвестирования.

Основные фонды РФ

В России есть три основных, функционирующих на федеральном уровне, внебюджетных структуры соответствующего типа. Во-первых, это Пенсионный фонд РФ. Его деятельность связана с важнейшей с точки зрения социально-экономического развития страны задачей — начислением и распределением государственных пенсий. Во-вторых, это Фонд социального страхования. Он, в свою очередь, решает задачи, связанные с начислением и выплатой различного рода пособий. В-третьих, это Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Он обеспечивает функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания.

ПФР, ФСС и ФОМС — это государственные социальные внебюджетные фонды. Но есть и другая категория структур соответствующего типа. А именно экономические внебюджетные фонды. Их задачи, в свою очередь, связаны с хозяйственным развитием государства. Одна из крупнейших организаций такого типа — Российский фонд технологического развития. Также существуют различные отраслевые структуры, призванные решать экономические задачи.

Статус фондов

Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

Однако фонды наделены также полномочиями, отражающими широкий круг возможностей для самостоятельной деятельности. Так, в частности, ПФР, ФСС и ФОМС могут в достаточной мере независимом порядке решать вопросы, связанные с оперативным руководством, а также управлением финансовыми ресурсами. Фонды утверждают внутренние бюджеты, сметы различных расходов, нанимают в штат компетентных специалистов. При этом в некоторых случаях в структурах управления фондами могут присутствовать представители органов государственной власти.

Источники финансирования фондов

Рассмотрим то, каким образом государственные внебюджетные фонды получают финансирование. Основные источники доходов соответствующих структур представлены в следующем спектре.

Во-первых, это некоторые виды налогов и сборов, которые установлены федеральными, региональными и муниципальными законами. Например, для ПФР, ФСС и ФОМС — это страховые взносы во внебюджетные фонды соответствующих наименований. Во-вторых, это бюджетные ассигнования. В-третьих, это может быть прибыль от коммерческих активностей, которые фонды, как самостоятельные юридические лица, могут осуществлять.

Также в некоторых случаях перечисление в фонды денежных средств осуществляют граждане и другие организации на правах добровольного спонсорства. Возможны варианты с кредитованием деятельности соответствующих структур со стороны ЦБ РФ и коммерческих банков.

Классификация фондов

Система государственных внебюджетных фондов предполагает классификацию структур рассматриваемого типа в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть соответствующего типа организации, статус которых зависит от уровня политического управления. Есть, таким образом, фонды федеральные и региональные.

Другой критерий классификации организаций — специфика задач. Есть государственные социальные внебюджетные фонды, а есть те, которые решают преимущественно экономические задачи. Организации могут различаться также и по правовому статусу. Так, есть полностью или частично самостоятельные фонды и структуры, которые посредством того или иного механизма интегрированы в бюджет.

Целевые бюджетные фонды

Государством могут создаваться также и целевые внебюджетные фонды, создаваемые, как правило, с целью формирования наиболее эффективных механизмов управления деятельностью каких-либо отраслей экономики или сфер политического управления. Вместе с тем, некоторые эксперты относят к категории целевых, собственно, ПФР, ФСС и ФОМС, так как их деятельность предполагает решение специализированных задач.

Вместе с тем в российской практике есть примеры существования также и целевых бюджетных фондов. Так, например, в 90-х годах такие организации были представлены в политической системе РФ в самом широком спектре.

Фонды, относимые к целевым бюджетным, решали задачи в сфере дорожного строительства, экологии, обеспечения правопорядка, развития атомной энергетики и иных направлений социального и экономического развития. Структуры со схожим правовым статусом были сформированы также и в регионах РФ.

Рассмотрим специфику деятельности трех основных российских внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и ФОМС - подробнее.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ — это ключевая государственная структура, которая обеспечивает начисление и распределение пенсий граждан РФ. Это один из важнейших социальных институтов. Пенсионный фонд — вертикально интегрированная организация. То есть вышестоящие структуры его управления функционируют на федеральном уровне, и им подчиняются региональные отделения ПФР. Каковы основные функции ПФР?

Во-первых, данная организация собирает страховые взносы, предназначенные для обеспечения функционирования пенсионной системы государства. Во-вторых, ПФР ведет персонифицированный учет граждан на предмет корректного начисления пенсий. В-третьих, Пенсионный фонд занимается капитализацией и инвестированием денежных средств в рамках механизмов, предусмотренных законодательством.

Доходы ПФР

За счет каких финансовых источников функционирует ПФР? С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах.

Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам:

Страховые взносы во внебюджетные фонды, перечисляемые работодателями и индивидуальными предпринимателями;

Ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации;

Добровольные взносы граждан и организаций.

Рассмотрим теперь структуру расходов ПФР.

Расходы Пенсионного фонда

Специфика распределения расходов ПФР определяется положениями ФЗ «О трудовых пенсиях» и релевантных ему федеральных правовых актов, а также Указами Президента. В числе ключевых направлений финансирования Пенсионного Фонда:

Выплата пенсий, в том числе россиянам, живущим за рубежом;

Выплата декретных пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

- материальная помощь престарелым, а также нетрудоспособным гражданам;

Решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности внутренних структур организации.

Законом могут быть предусмотрены также и иные направления расходов, осуществляемых ПФР.

Деятельность ФСС

Государственные внебюджетные фонды РФ представлены также такой структурой, как ФСС. Данная организация решает задачи, связанные с предоставлением гражданам социальной помощи. Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства, направляемые гражданам и организациям с целью решения соответствующих задач.

Так же, как и в случае с деятельностью ПФР, формирование финансового ресурса ФСС осуществляется на страховой основе, однако распределение средств — по территориальному или отраслевому критерию. В российской модели, таким образом, управление государственными внебюджетными фондами не всегда осуществляется соотносительно структуре политических институтов.

Так, исполнительные структуры ФСС представлены региональными отделениями, а также отраслевыми структурами, заведующими распределением денежных средств, соответственно, на уровне субъектов РФ и в различных сферах экономики. Также есть филиалы отделений обоих типов структур.

Каковы ключевые задачи ФСС? К таковым эксперты относят, прежде всего, выплату больничных, декретных и иных пособий, связанных с материнством. Также Фонд Социального Страхования отвечает за разработку и практическую реализацию программ по охране здоровья трудящихся граждан и за совершенствование системы распределения финансовых ресурсов, используемых при решении задач в своей компетенции.

Доходы и расходы ФСС

Каковы основные источники финансирования деятельности ФСС? Так же, как и в случае с ПФР, денежные средства в Фонд Социального Страхования поступают за счет страховых взносов, ассигнований из бюджета, а также в виде дохода от инвестирования и добровольного спонсорства граждан и организаций. Расходы ФСС отражают специфику задач, решаемых организацией. Таким образом, это выплата больничных, декретных и оказание иных мер социальной поддержки различным категориям граждан РФ.

Работа ФОМС

Другая важнейшая структура в российской системе государственных внебюджетных фондов — ФОМС. Ключевые задачи данной структуры связаны с обеспечением оптимальных условий деятельности, в свою очередь, территориальных организаций, функции которых предполагают решение вопросов в области обязательного медицинского страхования. То есть, так же как и в случае с ФСС, прямая вертикальная субординация в данной области социального управления не настолько сильно выражена, как в ПФР.

ФОМС и регионы

В каждом регионе РФ, таким образом, есть территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые, собственно, органами власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством. Данные структуры аккумулируют посредством закрепленных в различных правовых актов механизмов денежные средства и направляют их с целью эффективного решения задач, связанных с обеспечением бесплатного медобслуживания.

Основные источники финансирования ФОМС и соответствующих территориальных структурособого рода страховые взносы, ассигнования из бюджета, а также добровольная помощь граждан и организаций. Расходы соотносятся с ключевыми задачами организации.

Роль государства в работе фондов

Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности — одна из ключевых задач российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы. На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает необходимость в постоянном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения.

Государство предоставляет автономию ПФР, ФСС и ФОМС, но в то же время поддерживает в финансовом плане эти фонды. Денежных средств, которыми они располагают, может быть недостаточно, и в этом случае возникает необходимость в дополнительном финансировании за счет ассигнований из бюджета.

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели - страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах - ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации - фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя-зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци-ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов - развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

С помощью государственных социальных целевых внебюджетных фондов можно решать ряд задач:

    оказывать социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

    обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;

    оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;

    финансировать пенсионное обеспечение.

Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны.

Правом образовывать целевые социальные внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и республиканские и местные органы самоуправления.

Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориальных органов.

Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов является, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1.

Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

В зависимости от целевого назначения государственные внебюджетные фонды делятся на две группы: целевые социальные фонды и целевые экономические фонды.

К государственным целевым социальным внебюджетным фондам относятся:

    Пенсионный фонд Российской Федерации;

    Фонд социального страхования Российской Федерации;

    фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

К государственным целевым экономическим фондам относят: территориальные дорожные фонды; внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др.

Пенсионный фонд формирование и использование

Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчи нам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при об щем трудовом стаже не менее 20 лет.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионные отношения в РФ регулируются Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 г. № 340-1. Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансо во-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятель ность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) , утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 декабря 1997 г.).

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:

получение от плательщиков страховых взносов, необх одимых для финансирования выплат государственных пенсий;

организацию банка данных по плательщикам страхо­ вых взносов в Пенсионный фонд РФ;

индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взно­сов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров госу дарственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собра нию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности и не входят в состав феде рального и территориальных бюджетов.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

В целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионного фонда России с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах Правление Пенсионного фонда приняло постановление от 9 октября 2000 г. создать управления Пенсионного фонда РФ во всех федеральных округах России.

Основными задачами Управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:

* координация и контроль за деятельностью отделения Пенсионного фонда в федеральном округе;

* взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;

* координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

* взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам России, государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Денежные средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

    работодателей - предприятий и организаций, которые вносят в Фонд денежные средства в виде страхового взноса по установленным ставкам;

    взносов граждан, занимающихся индивидуальной тру­ довой деятельностью;

    дотаций из федерального и республиканского бюджетов , добровольных взносов физических и юридических лиц.

Предприятия и организации-работодатели уплачивают взносы в Единый социальный налог (взнос) один раз в месяц - в сроки, установленные для получения заработной платы.

При недостатке поступления средств в Пенсионный фонд РФ Банк России обязан предоставлять ему кредит для обес­ печения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.

Кроме налоговых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страхо вых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Средства Пенсионного фонда РФ используются на:

    выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

    выплаты пособий на погребение получателям пенсий;

    финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;

    прочие расходы.

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ подавляющую часть (до 78%) составляют страховые взносы предприятий и организаций.

В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 97% (с доставкой и пересылкой пенсий).

С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

Целями индивидуального учета являются:

    создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

    обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

    развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

    создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным стра ховым номером.

Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.

Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.

Новая функция Пенсионного фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений страховых взносов предприятиями и организациями.

Фонд социального страхования Российской Федерации, его функции, формирование и использование

Социальное страхование - один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия и т. п.).

Фонд начал действовать с 1 января 1991 г. До принятия постановления вопросы социального страхова­ния находились в ведении профсоюзов.

В настоящее время Фонд государственного социального страхования Российской Федерации действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоя тельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования РФ, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго целевым фондом. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Отделения данного фонда созданы во всех субъектах Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и т. д.).

Управление Фондом государственного социального страх ования РФ возложено на правление фонда и его председателя. Председатель Фонда социального страхования РФ и его з аместители назначаются Правительством Российской Федерации .

Фонд государственного социального страхования РФ выполняет следующие функции:

    концентрацию денежных средств государства на социал ьное страхование;

    обеспечение гарантированных государством пособий граж данам по временной нетрудоспособности, беременности, родам и другим законным основаниям;

    участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхо вания;

    частное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального страхования РФ - централизованный фонд денежных ресурсов общегосудар ственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Денежные средства и санаторно-курортные учреждения фонда являются государственной собственностью.

Источниками образования фонда являются:

    взносы предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде страхового взноса по установленным ставкам;

    средства государственного бюджета (в форме дотаций);

    частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;

    прочие поступления.

Все организации и предприятия независимо от форм собственности вносят страховые взносы на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние производят отчисления в Фонд государственного социального страхования РФ в установленном размере.

Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования РФ, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ.

Средства Фонда социального страхования РФ использу ются на следующие цели:

    на выплату пособий по больничным листам (по времен ной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%;

    финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;

    частичное финансирование содержания санаториев- профилакториев и оздоровительных детских лагерей;

    выплаты пособий сверх норм на лечение и оздоровлен ие трудящихся;

    финансирование исполнительной дирекции фонда.

С 1 января 1994 г. введена усовершенствованная система государственных ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий.

1. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

2. Пособие по беременности и родам.

3. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности.

4. Единовременное пособие при рождении ребенка.

5.Единое ежемесячное пособие на ребенка.

Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребенком (от 1,5 до 3 лет) производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда.

Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим матерям осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным законом . Бюджеты региональных отделений фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.

Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1993 г. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан.

Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан. Поэтому и стороны при договоре медицинского страхования аналогичны договору обычного страхования.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в РСФСР", вступившим в действие с 1 января 1993 г., в России созданы фонды обязательного медицинско го страхования: Федеральный фонд обязательного медицин ского страхования; территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхо вания является юридическим лицом, подотчетным Правитель ству РФ. Средства фонда находятся в государственной соб ственности. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правитель­ства РФ 29 июня 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

Руководство деятельностью Федерального фонда осуществляют правление и исполнительная дирекция во главе с генеральным директором, который назначается Правительством РФ по согласованию с правлением фонда. Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия,

Отче ты о доходах и расходах Федерального фонда пред­ ставляют сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:

    обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР», достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

    финансирование целевых программ.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

* аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;

* осуществляет финансирование территориальной про граммы обязательного медицинского страхования;

* осуществляет финансово-кредитную деятельно обеспечению системы обязательного медицинского страхо вания;

* выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

* совместно с налоговыми органами осуществляет конт роль за своевременным и полным поступлением в территори альный фонд страховых взносов;

* осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.

Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы.

Финансовые средства Федерального фонда обязательно го медицинского страхования образуются за счет:

* части страховых взносов по ставкам, уста

* части единого налога на вмененный доход для опреде ленных видов деятельности в установленном законодатель ством размере;

* иных поступлений, предусмотренных законодатель ством РФ;

Финансовые средства территориальных фондов обяза тельного медицинского страхования образуются за счет:

* части страховых взносов по ставкам уста новленным законодательством РФ;

* части единого налога на вмененный доход для определ енных видов деятельности в установленном законодатель ством размере;

* страховых взносов на обязательное медицинское страх ование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправлен ия с учетом программ обязательного медицинского стра хования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;

* иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ .

Уплата страхового взноса, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в частях, зачисляемых в Феде­ральный и территориальные фонды, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 48-ФЗ "О Едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования.

Порядок зачисления сумм страховых взносов в Федеральный фонд медицинского стра­дания определен Правилами зачисления взносов на счета органов федерального казначейства Минфина России и пере­числения этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхов ание неработающего населения уплачивают правительства субъектов Федерации и местная администрация за счет средств, предусматриваемых в бюджетах.

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на ФФОМС.

ЛЕКЦИЯ 8

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

    Пенсионный фонд РФ.

    Фонды обязательного медицинского страхования.

    Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев государственных финансов.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в процессе перераспределения которого создается преобладающая часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в Россий­ской Федерации в период перехода страны на новые экономические от­ношения на основе Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», что привело к появлению нового звена общегосударственной системы фи­нансов. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу (отменен).

Следовательно, государственные внебюджетные фонды - это государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управ­ляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для осуществления расходов в интересах граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социаль­ном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Специфической особенностью внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое исполь­зование средств.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса РФ) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему Российской Федерации, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием Бюджетного кодекса федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, а фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются ст. 143-150 Бюджетного кодекса РФ, а порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении - нормами бюджетного процесса Российской Федерации. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Социальные внебюджетные фонды являются относительно самостоя­тельными финансово-кредитными учреждениями. Эта самостоятельность имеет свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, коопе­ративных, частных предприятий (организаций). Функции внебюджетных социальных фондов заключаются в мобилизации и использовании имею­щихся в их распоряжении средств, в размерах и на цели, регламентирован­ные государством. Последнее законодательно устанавливает размеры страховых взносов, подлежащих зачислению в каждый внебюджет­ный фонд социальной направленности, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Федеральным законом РФ № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (в ред. от 02.07.2013 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлены следующие категории плательщиков:

1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Для лиц, производящих выплаты физическим лицам, применяются следующие тарифы страховых взносов.

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 процента;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (в ред. Федерального закона от 16.10.2010 N 272-ФЗ).

    Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды. Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%. Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

    учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

    назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

    назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

    персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

    взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

    выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

    управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

    реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Доходами бюджета ПФР являются налоговые платежи, а также поступления недоимок, пени и иных финансовых санкций по взносам в этот Фонд; неналоговые поступления; безвозмездные перечисления (субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ).

    Фонд социального страхования РФ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Фонд социального страхования РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1922 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 10 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему соз­даваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, необходимости получе­ния медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рис­ков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Действие обязательного социального страхования распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и другие категории граж­дан, но только в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов или налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательною социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

На Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверж­даются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении - правлением данного Фонда и его председателем.

Основная задачаФСС - выплата страхового обеспечения по следу­ющим видам социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахо­ванного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фонда социального страхования являются:

    страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

    доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

Основными направлениями использования средств Фонда являются выплаты пособий:

По временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Социальное пособие на погребение.

В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

4. Фонды обязательного медицинского страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования занимают значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Они были учреждены в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного соци­ального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Фе­дерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объемах и на условиях соответствующих программ.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.

Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в Федеральную программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, утверждается приказом Министерства здравоохранения и со­циального развития РФ (Минздравсоцразвития России). В соответствии с ним граждане Российской Федерации бесплатно пользуются, например, услугами скорой и неотложной помощи, при плановой госпитализации.

Доходы бюджета Фонда формируются за счет следующих источников:

1) налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, установленном Федеральным законом "О федеральном бюджете".

Они направлены на:

а) обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);

б) реализацию мероприятий в рамках базовой Программы обязательного медицинского страхования;

в) проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;

г) дополнительную диспансеризацию работающих граждан;

д) диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

е) финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи;

ж) оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Среди основных функций фонда выделяют:

Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование – одна из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных ФОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется путем предоставления денежных средств Федерального ФОМС бюджету территориального ФОМС на безвоз­мездной и безвозвратной основе (субвенции) на осуществление целевых расходов по финансированию территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае отсутствия на счете Федерального ФОМС достаточных денежных средств, а также в случае возникновения критических ситуаций с финансированием территориальных программ ОМС для предоставления субвенций привлекаются ресурсы норми­рованного страхового запаса Федерального фонда. Принятие решения о предоставлении территориальному ФОМС субвенции осуществляется комиссией Федерального ФОМС при условии соблюдения критериев, характеризующих финансовую деятельность территориального фонда.

Гражданам Российской Федерации гарантируются предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объеме и на условиях действующей на территории субъекта РФ территориальной программы ОМС, которая является составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обяза­тельного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления меди­цинской помощи в них.

В 2012 году в сфере обязательного медицинского страхования участвовали 8 059 медицинских организаций.

В 2012 году в медицинские организации поступило 727,2 млрд. рублей, в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 725,5 млрд. рублей. Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 70 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 216 филиалами СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 января 2012 года составила 141,2 млн. человек; в том числе 54,6 млн. работающих граждан и 86,6 млн. неработающих граждан.