Налоги и налогообложение юридических лиц. Налогообложение юридических лиц: основные виды

Осуществление юридическими лицами коммерческой деятельности на территории РФ предполагает исчисление и оплату различных сборов в пользу государства. Особенности учета определяются на основании налогового режима, вида деятельности, наличия в штате фирмы работников, а также организационной формы. Правильный выбор особенно важен в условиях жесткой конкуренции.

Налоговым кодексом России предусматриваются несколько режимов обложения, которые вправе применять юридические лица:

1. Стандартная система (ОСНО)

Общий режим предполагает оплату фирмой , налога на прибыль и имущество организации. Ведение бухгалтерского учета, в данном случае, считается особенно сложным и громоздким. Обязательное предоставление налоговой отчетности, строгие требования к форме, срокам – все это характерные черты системы.

Переход на рассматриваемый режим предполагается при отсутствии особых заявлений от руководителей юридического лица с момента регистрации в реестре. Переход на систему предусматривается при нарушении требований к налогоплательщикам, применяющим упрощенные варианты. Обязательность работы по ОСНО устанавливается в отношении крупных промышленных компаний, добывающих производств и пр.

Юридические лица признаются плательщиками косвенных налогов (НДС, акцизы), поэтому получают возможность претендовать на возмещение излишне оплаченных сумм из бюджета. Такое право возникает при отрицательной разнице между размерами оплаченных налогов и объемами поступлений от контрагентов. Возврат осуществляется только при наличии документального подтверждения данного факта. Налоговые органы предъявляют строгие требования к форме первичных бухгалтерских документов, поэтому нередко в возмещении фирмам отказывают.

Кроме того, юридические лица обязаны представлять в территориальные инспекции декларации по земельному, а также транспортному налогу, отчитываться перед внебюджетными фондами (страховые взносы).

2. Упрощенные варианты (УСН, ЕСХН, ЕНВД, патенты)

Каждая из систем отличается определенными требованиями и уровнем сложности. Их применение осуществляется в добровольном порядке, при соблюдении сроков подачи уведомлений. Правом использования упрощенных режимов наделены только определенные юридические лица. Требования устанавливаются в соответствующих главах НК РФ.

УСН

Предприятия имеют право перейти на УСН:

  • в течение 5 суток с даты внесения сведений о них в реестр (ЕГРЮЛ);
  • ежегодно с начала нового налогового периода.

Юридическое лицо не может использовать упрощенный режим, если за 9 месяцев получило более 45-ти миллионов рублей дохода. Влияет на право применения род деятельности. Закрыт режим для банков, ломбардов, страховых компаний, инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов.

Налогоплательщик может выбрать тип обложения в зависимости от правил определения расчетной базы и ставки. Законодатель установил:

  • 15 процентов для доходов, уменьшенных на размер документально подтвержденных, целевых расходов;
  • 6 процентов со всех доходов, полученных за отчетный период.

Декларация подается представителями юридического лица всего один раз в год. Кроме того, налогоплательщик обязан вести книгу учета (расходов и доходов) стандартного образца.

ЕНВД

Применение единого налога (ЕНВД) допускается предприятиями, осуществляющими указанную в статье 346.26 НК РФ деятельность. Законодателем устанавливает широкий ряд требований, обеспечивающий применение режима лишь представителями среднего и малого бизнеса.

Характерной чертой системы является применение фиксированной ставки базовой доходности. Ее устанавливают для каждого типа коммерческой деятельности, а при составлении отчетов корректируют при помощи специальных коэффициентов-дефляторов (К1, К2). Первый коэффициент вводится ежегодно Правительством РФ (в 2013 году – 1,569), второй устанавливается региональными властями.

Ежеквартально налогоплательщики обязаны направлять декларации в территориальные инспекции и оплачивать исчисленный налог. Юридические лица, применяющие ЕНВД, не признаются плательщиками НДС, акцизов, а также иных сборов ОСНО.

Патентная система и ЕСХН являются специальными режимами. Их применяют строго определенные хозяйствующие объекты, требования к которым установлены в НК РФ.

Таким образом, выбор системы налогообложения является важной и ответственной задачей. От решения зависит объем обязательств юридического лица, а в конечном счете, успех коммерческого проекта.

Все налогоплательщики разделяются на физических и юридических лиц. (О физических лицах разговор пойдет в § 49 учебника.) Здесь же мы рассмотрим налогообложение юридических лиц, обязанных по нормам НК РФ уплачивать налоги, идущие в бюджеты разного уровня.

Напомним, что юридические лица – это предприятия, объединения, учреждения, общественные организации, которые обладают имущественной самостоятельностью, имеют свое имущество на праве собственности, самостоятельный баланс, свой счет в банке, отличаются организационным единством. У них есть устав или учредительный договор, учредительные документы. Они зарегистрированы в установленном законом порядке. Имея официальное наименование, в обороте они выступают от собственного имени. Юридические лица несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам (государство по их долгам не отвечает). Юридические лица делятся на коммерческие (деятельность которых направлена на получение прибыли) и некоммерческие (не имеющие главной целью извлечение прибыли) организации.

Налоги с юридических лиц взимаются на основании НК РФ и ряда законов Российской Федерации: «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О подоходном налоге с предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др. В них определен порядок взимания налогов, дающих до 90 % общей суммы налоговых поступлений.

Большое значение имеет налог на добавленную стоимость (НДС). Он взимается на всех стадиях производства с разницы между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат на их производство и обращение. Приведем пример. На производство одной электроплитки затрачено 100 руб., в торговую сеть плитку отпустили по цене 250 руб. Вычитая из последней цифры первую, получаем сумму, с которой надлежит взимать НДС. Естественно, в торговлю отпущена не одна, а несколько сотен плиток. Умножив 150 руб. на количество плиток, определяем сумму, с которой предприятию предстоит уплатить НДС.

В соответствии с российским налоговым законодательством НДС платят все организации, независимо от форм собственности, имеющие статус юридического лица; предприятия с иностранными инвестициями; индивидуальные (семейные), частные предприятия; филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации; международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.

Объектами обложения НДС являются оборот по реализации товаров, работ и услуг; товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с российским таможенным законодательством.

Другой вид налога с юридических лиц – акцизы. Это налоги, включаемые в цену товаров и услуг и оплачиваемые покупателями, клиентами. В соответствии с законодательством акцизами облагаются не все товары, а те, которые приносят высокую прибыль и предназначены для населения. Это, в частности, этиловый спирт, водка, пиво, табачная продукция, легковые автомобили, бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла. Акцизы введены и на импортные товары. Перечень этих товаров постоянно уточняется в подзаконных нормативных актах. С помощью акцизов государство регулирует спрос и предложение и таким образом обеспечивает эффективность пополнения государственного бюджета.

Нельзя забывать о главном: о гражданских и моральных правах, которые дает статус налогоплательщика. Это не государство «заботится» о вас, а вы кормите государство. Вы с вашими налогами нужны государству не меньше, чем оно вам. Вы платите налоги, а потому вы – хозяева в своей стране, и для реализации этих хозяйских полномочий у вас есть многочисленные средства и права. Надо их знать и уметь ими пользоваться.

Домашняя юридическая энциклопедия

Уместно напомнить, что НДС и акцизы – налоги косвенные. В отличие от них прямым является налог на прибыль предприятий и организаций, один из важнейших в нашей стране, взимаемый в соответствии с НК РФ и Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Его размер целиком и полностью зависит от конечного результата деятельности предприятий.

Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия, измеряемая разностью между затратами и полученным доходом. Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), определяются соответствующим подзаконным актом.

Ставка этого налога высока, в среднем она может колебаться от 20 % (налог на прибыль предприятий и иностранных юридических лиц) и выше для бирж и брокерских контор, а также для предприятий по прибыли от посреднических операций и сделок.

Некоторые организации и предприятия получают налоговые льготы. Это установленное законом полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Например, не подлежит налогообложению прибыль религиозных организаций (объединений) от культовой деятельности и реализации предметов, необходимых для совершения культа (например, свечей, икон, украшений храмов и т. д.). Имеют льготы общественные организации инвалидов и принадлежащие им предприятия, если доход от реализации продукции этих предприятий идет на уставную деятельность (проведение собраний, конференций и т. д.).

Для юридических лиц очень важно правильно вести бухгалтерские документы, в которых находят отражение все хозяйственные операции, фиксируется прибыль и другие важные сведения.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определяется понятие «юридическое лицо» в налоговом праве?

2. Какие законы определяют порядок взимания налогов с юридических лиц?

3. Что такое налог на добавленную стоимость (НДС)?

4. Что такое акцизы?

5. Что такое налог на прибыль?

6. Что такое льготы по налогу?

7. Какими налогами – прямыми или косвенными – являются НДС, акцизы и налог на прибыль?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

В случае расхождения в оценке подлежащих налогообложению доходов между налогоплательщиком и налоговой инспекцией первый вправе обратиться в вышестоящую организацию налоговой службы. Если ответ налогового инспектора налогоплательщика не удовлетворит, он может обратиться в суд.

Исследуем документы

Налоговый кодекс Российской Федерации (Извлечения)

Статья 137. Право на обжалование

Каждый налогоплательщик или иное обязанное лицо имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или иного обязанного лица, такие акты, действия или бездействие нарушают их права…

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Акцизы – «за» и «против».

2. Государство и юридические лица: налоги, налоговые отношения, налоговые льготы.

Налоги с физических лиц

Физическое лицо в налоговом праве – это человек, обладающий налоговой дееспособностью, т. е. способностью своими действиями приобретать объект налогообложения (получать доходы от трудовой деятельности, принять в наследство дом, автомашину и т. д.).

Статус физического лица имеют:

Работники, получающие доход в форме заработной платы, гонорара;

Индивидуальные предприниматели, получающие доход от предпринимательской деятельности без привлечения наемного труда;

Собственники недвижимого имущества;

Наследники (правопреемники) произведений науки, литературы, искусства, за которые они получают вознаграждение.

Налоги с населения – обязательные сборы, взимаемые государством с граждан в целях покрытия общегосударственных и местных (муниципальных) расходов. В настоящее время с населения взимаются: на федеральном уровне – налог на доходы физических лиц, при необходимости государственная пошлина, таможенный сбор; на региональном – транспортный налог; на местном – земельный и на имущество. Местные сборы устанавливаются органами местного самоуправления в пределах их компетенции и направляются на финансирование нужд местного хозяйства.

Сегодня подоходный налог с точки зрения числа налогоплательщиков и по сумме поступлений можно рассматривать как массовый налог, более половины поступлений от которого приходится на налогоплательщиков, получающих заработную плату или жалованье.

Ф. Ноймарк, экономист

Налог на доходы физических лиц взимается на основании второй части Налогового кодекса РФ. Основой для его исчисления является сумма общего (совокупного) дохода из всех источников в истекшем календарном году. Заработок за каждый следующий месяц определяется нарастающим итогом с начала года. Из дохода вычитается по одному необлагаемому минимуму заработной платы на самого налогоплательщика и на каждого иждивенца. Облагаемым доходом считается разность между налоговым доходом и документально подтвержденными расходами.

Закон не освобождает какие-либо категории граждан от уплаты налогов, но предоставляет, как уже было отмечено ранее, определенные льготы участникам военных действий, инвалидам и некоторым другим гражданам.

В Налоговом кодексе РФ учитывается, что некоторые из этих заслуженных пенсионеров могут работать или получать иной доход, например от коммерческой деятельности. Для тех из них, кто так или иначе трудится, кодекс предусматривает льготы в виде налоговых вычетов. Например, из доходов (зарплат) инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены при подсчете налогов ежемесячные налоговые вычеты в размере 3000 руб. Следовательно, на 3000 руб. сокращается налогооблагаемая база и уменьшаются налоги. У участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, Героев России ежемесячные вычеты составляют 500 руб. Это значит, что и данные лица будут платить значительно меньше налогов, чем обычные налогоплательщики.

Налоги с физических лиц взимаются, если ими получены доходы от соответствующих законодательству источников в Российской Федерации или за ее пределами. Не может, например, возникнуть вопрос о необходимости уплаты налога с дохода, полученного от наркоторговли или продажи краденого. Этими «доходами» и теми, кто их получает, занимаются правоохранительные органы.

Налоговый кодекс относит к доходам от источников в Российской Федерации:

Дивиденды и проценты;

Страховые выплаты при наступлении страхового случая;

Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;

Доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, прав требования к организации, иного имущества;

Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия;

Доходы, полученные от использования любых транспортных средств и др.

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов:

Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за больным ребенком);

Государственные пенсии;

Все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия, оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения и т. д. для спортсменов, увольнением работников, гибелью военнослужащих и др.

С трудовых доходов установлена единая ставка 13 %. Но в отношении пассивных доходов: а) выигрышей и призов, по вкладам в банках (в части, превышающей установленные размеры) – 35 %; б) в отношении дивидендов, процентов по облигациям – 9 %.

Некоторым налогоплательщикам (предпринимателям без образования юридического лица, частным нотариусам и др.) необходимо ежегодно представлять в налоговые инспекции по месту жительства налоговые декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с Указом Президента РФ все лица, замещающие государственные должности РФ и государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах и принадлежащем им имуществе. Они заполняют декларацию, в которой два раздела: сведения о всех видах доходов; сведения об имуществе, включая недвижимое имущество (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и др.) и транспортные средства (автомобили, водный транспорт, воздушный транспорт и др.).

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (за исключением некоторых, освобождаемых от налогообложения, оговоренных в НК РФ), источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (ст. 229 НК РФ). В настоящее время государство возвращает налогоплательщикам часть налогов, которые они уже уплатили в течение года, если они оплачивали учебу детей в вузах, лечение или при покупке квартиры.

Чем лучше идут дела у предпринимателей и бюджетников, получающих зарплату из госбюджета, чем богаче они становятся, тем больше налогов получает государство. Чем богаче государство, тем больше у него возможностей содержать мощную армию, сильные органы правопорядка и действенный суд, поощрять предпринимательство, развивать культуру, строить стадионы, бассейны, клубы, помогать социально обездоленным слоям населения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое физическое лицо в налоговом праве? Кто имеет статус физического лица?

2. Какие основные налоги взимаются в настоящее время с населения в России?

3. На основе какого закона взимается налог на доходы населения?

4. Каков порядок исчисления и взимания налога на доходы?

5. Кто имеет налоговые льготы?

6. Кто должен ежегодно декларировать свои доходы и каков смысл декларирования доходов?

7. Что Налоговый кодекс РФ относит к доходам от источников в России?

8. Какие ставки подоходного налога установлены Налоговым кодексом РФ?

9. Какие сведения обязаны сообщать о себе лица, замещающие государственные должности?

Это интересно

Поступления от подоходного налога (сейчас «налог на доходы физических лиц». – Т. Н.) в большей мере зависят от того, что с точки зрения закона следует считать доходом, подлежащим налогообложению. На практике же до сих пор законодательство повсеместно воздерживается от того, чтобы дать понятию «доход» исчерпывающее однозначное толкование… И все-таки в современном подоходном налогообложении в принципе господствует идея, согласно которой все доходы, независимо от источника, из которого они поступают, должны облагаться налогом (Ф. Ноймарк, экономист).

Создавая юридическое лицо, нельзя забывать о периодических платежах в бюджет государства. Налогообложение юридических лиц включает в себя несколько видов платежей. Наиболее часто встречающиеся и важные среди них: налог на прибыль, налог на имущество, на добавленную стоимость, акцизы.

В данной статье рассмотрим каждый из этих налогов более детально.

Налог на прибыль

Эта разновидность налога с юридических лиц представляет собой личный прямой налог, который основан на принципе резидентства. Это значит, что юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, обязаны платить процент с прибыли. В этом случае не важно, получило ли юр. лицо прибыль в России или за границей.

Иностранные юр. лица перечисляют в Федеральную налоговую службу часть прибыли, полученной от работы представительства в РФ, либо от иных источников на территории России.

Причем, под прибылью понимается доход за минусом осуществленных расходов (например, зарплата). Периодом для налогообложения служит год.

Налог на имущество предприятий

Этот вид платежа начисляется на все имущество предприятий, которое числится на балансе. Исключение составляют: денежные средства на расчетном счете и перечень того, что освобождено от налогообложения законом.

Полная стоимость подлежащего налогообложению имущества определяется с помощью сложения стоимости всего имущества, причем на начало месяца. Затем вся сумма делится на общее количество рассматриваемых месяцев.

Вся налоговая база рассчитывается исходя из цены основных средств, запасов и затрат, нематериальных активов, которые видны из соответствующих разделов баланса.

НДС и налог на сделки с ценными бумагами

Налогообложение юр. лиц часто включает в себя такой вид, как НДС – это один из косвенных платежей. Он взимается на всех без исключения стадиях производства и продажи товаров. Сегодня ставка по НДС равна 18 % . Она применяется по умолчанию, если сделка не входит в законодательный перечень тех, что облагаются 10 % или вовсе не подлежит начислению процентов на добавленную стоимость.

Налог на операции с ценными бумагами оплачивается при эмиссии. Плательщиками выступают эмитенты этих бумаг, а объект – номинальная стоимость выпуска, которую заявил сам эмитент.

В этом случае платеж в бюджет осуществляется вместе с предоставлением всех документов, регистрируя эмиссию.

Введение


Налоговая система РФ как новый правовой институт сейчас находится в стадии формирования. Ее основы были заложены в начале 90-х годов, и становление идет очень трудно. Поэтому можно сказать, что тема работы, посвященная основным налогам, на сегодняшний день довольно актуальна. Значительное место в теории налогов занимают вопросы их классификации, т.е. системной группировки по различным признакам.

Изначальное общественное назначение налога - обеспечивать казну, и в докапиталистических формациях налоги рассматривались и существовали только как податные системы. В капиталистическом мире периода совершенной конкуренции налоги также интересуют правительство как единственно возможная форма трансформации доходов населения в доходы государства.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же относительно самостоятельное значение. Мало того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

) четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

) ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них;

) проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

) оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

) анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

) анализ исходных условий;

) корректировка политики с учетом национальной специфики и момента времени.

Использование налогов в качестве эффективного средства регулирования предпринимательской деятельности требует проведения гибкой налоговой политики, суть которой состоит в том, чтобы с одной стороны, обеспечить пополнение доходов бюджета, а с другой - стимулировать деловую активность, оздоровление финансового положения предприятий, развитие предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Цель данной работы - выявить основные особенности налогообложения юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством РФ.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать задачи данной работы:

.Выявить основные принципы налогообложения юридических лиц в Российской Федерации;

.Дать анализ основных видов налогов, уплачиваемых субъектами бизнеса (преимущественно юридическими лицами, хотя плательщиками НДС и акцизов могут быть также физические лица);

.Сопоставить основные черты налогообложения юридических лиц в России с налоговыми системами развитых стран и определить основные положения международной гармонизации налоговых систем.


1. Налоги как паритет интересов государства и бизнеса


.1 Сущность и принципы налогообложения


Проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективных налоговых систем. Они - основной проводник государственных интересов при формировании доходов бюджетных фондов и регулировании экономики во всех государствах с социально-рыночной ориентацией. Современное толкование понятия «налогообложение» имеет много слагаемых: налоговое право, налоговая политика, налоговое законодательство, налоговое планирование, регулирование и контроль, налоговый механизм. Все они - разные аспекты одной из сфер общественного воспроизводства: распределения и перераспределения стоимости, формирования доходов хозяйствующих субъектов, потребителей и государства.

Анализ сущности налоговых отношений как объективного экономического процесса важен не только с научной точки зрения, но и с практической. Начинать его надо, как и любое научное исследование, с единичной клеточки, каковой для налоговой системы является налог. К сожалению, пока в российском налоговом процессе не существует разграничений между понятиями «налог как форма движения денежных средств от их создателей в пользу государства» и «налог как экономическая категория». Однако это неоднозначные понятия, образующие двуединое целое.

Исторически возникновение налогов относится к разделению общества на классы и появлению государства. Однако связывать появление налогов исключительно с зарождением института государства было бы не совсем верно по двум причинам. Во-первых, в таком случае происходит затушевывание истинных причин, порождающих налоги, когда единственной причиной, порождающей налоги, становится государство. Во-вторых, и это особенно важно, налоги рассматриваются как неизбежное зло для граждан, которые обязаны отдавать часть своих доходов в силу того, что существует государство.

По своей сути налоги - это не порождение государства. Хотя без развитого государства налоговая система не может нормально функционировать. Первоначально налоги возникли из необходимости покрывать общественные потребности, которые, неизбежно возникают у совместно проживающих людей. В этом смысле налоги - это прежде всего общественное благо и непременное условие развития человеческого общества. И лишь во вторую очередь - это результат существования государства.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. О принципах налогообложения писали еще Фома Аквинский (1226-1274), Ф. Бекон (1561-1626), Ш. Монтескье (1689-1755), Д. Рикардо (1772-1823). Известный шотландский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал общие принципы налогообложения:

«Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим возможностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

  1. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица…»
  2. «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его…»
  3. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства…»

Как видно из приведенного выше текста, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

  1. определенность, означающая четкость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения;
  2. простота и удобство, означающие, что установление налогов должно осуществляться таким образом, чтобы их уплата производилась максимально удобным для налогоплательщика образом;
  3. неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика;
  4. экономность - сборы от взимания налога должны превосходить затраты на его функционирование.

Все эти принципы актуальны и сегодня для построения эффективной модели налогообложения. Однако в большинстве развитых стран стремление придать национальной налоговой системе идеальные черты в соответствии с указанными принципами чаще всего оказываются недостижимыми, Так, чрезмерное увлечение принципом свободы налогоплательщика (который А. Смит считал первичным по отношению к другим принципам) чреват уменьшением собираемости налогов, что особенно недопустимо в условиях кризиса экономики. Принцип справедливости, наиболее наглядной реализацией которого является система прогрессивного налогообложения, заставляет некоторых граждан скрывать часть своих доходов. Стремясь сделать налог «удобным» для налогоплательщиков, государство повышает административные издержки на обслуживание данного налога, нарушая принцип экономии. Поэтому выделенные принципы - это идеальная модель построения налоговой системы, к которой в той или иной степени стремятся все страны, но при этом исходят из необходимости решения задач, являющиеся для них в настоящий момент наиболее актуальными.

С экономической точки зрения, налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги - это устанавливаемые законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.

Наиболее важными характерными чертами налогов, составляющими их юридическую сущность, являются безвозмездность налоговых платежей, принудительность их выплат, порядок их установления и введения, определение конкретного размера налога и точного срока его внесения.

Безвозмездность налоговых платежей означает, что денежные средства, вносимые в бюджет в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они переходят от юридических и физических лиц в собственность государства безвозмездно и направляются им на нужды, связанные с финансированием экономики, социально-культурных мероприятий, обороны, содержанием государственного аппарата. Государство не предоставляет никаких непосредственных компенсаций налогоплательщикам за вносимые ими в бюджет средства, т.е. не существует прямой, непосредственной связи между величиной налога, уплаченного конкретным плательщиком и объёмом общественных благ, которые предоставляются ему за счёт того же налога. Этим налог отличается от цены (как платы за добровольное потребление товара или услуги), или компенсационного сбора, которые могут быть обязательными и добровольными, но которые всегда связаны с извлечением определённой выгоды или пользы из предоставленной государством услуги.

Безмездный характер налоговых платежей не означает, однако, что государство, взимая налоги, не предоставляет их плательщикам определенные материальные блага. Как известно, средства на бесплатное образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т.д. выделяются из доходной части государственного бюджета, которая, формируется в основном за счет налогов.

Отсутствие прямой, зримой для каждого налогоплательщика связи между объемом уплачиваемых государству налогов и получаемых от него материальных благ дает ему повод рассматривать налоги как бремя, хотя они могут и одобрять направление государственных расходов, финансируемых за счет этих платежей. Отсюда зачастую и стремление отдельных плательщиков уклонится от уплаты налогов, занижать свои доходы.

Принудительный характер юридической сущности налога состоит в том, что в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществить уплату налогов. В соответствии со статьей 51 Конституции Республики Узбекистан обязанность по уплате налога является конституционной. Конституции большинства развитых стран также придают налоговым обязательствам своих граждан и подданных конституционный характер, что демонстрирует особую важность налогов и их значение для государства.

Обязательность налогов обеспечивается силой государства в лице его соответствующих органов, наделенных властными полномочиями, и поэтому уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер. По словам Поля Мари Годме, «элемент принуждения настолько велик в понятии налога, что это влечет за собой исключение из налоговой сферы поступлений, не носящих принудительного характера».

Современным налоговым системам некоторых стран известен так называемый необязательный налог и в частности, церковный, установленный не законодательными актами, а исполнение, которых обеспечивается моральным авторитетом религиозных норм. Например, в мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит (Йемен, Саудовская Аравия, Пакистан и др.), религиозные налоговые нормы, санкционированные государством, становятся общегосударственными. В частности, такие платежи, как исламские налоги, взимаются в соответствии с Кораном и направляются на поддержку мусульманских общин за рубежом, оказание помощи бедным и т.д.

Однако такая практика не является общепринятой, так как, например, в Исландии церковные налоги распространены даже на неверующих, которые уплачивают их в один из стипендиальных фондов Исландского университета.

Важнейшим юридическим признаком налогов является порядок их установления и введения. Установление налогов, а также их взимание осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В связи с этим любые обязательные платежи, не предусмотренные законодательством, не могут считаться налогом.

И, наконец, еще одна черта, составляющая юридическую сущность налогов, заключается в том, что через их уплату в пользу государства взимается часть дохода, которая заранее определена в законном порядке. Государство определяет размер налога, и сроки его внесения в доходную часть бюджетной системы государства, устанавливает меры ответственности к тем субъектам налоговых отношений, которые нарушают предписания, содержащиеся в законе.

Наряду с понятием «налог» существуют еще такие понятия, как «пошлина» и «сбор», которые являются похожими, но не одинаковыми. Все эти понятия сближает принудительный характер изъятия. Однако, в отличие от налога, пошлина - это обязательный платеж, взимаемый государственными и иными уполномоченными органами за совершение в отношении плательщика юридически значимых действий. Таким образом, пошлина собирается не со всех, а только с тех, кто вступает с соответствующими органами власти в отношения по поводу получения определенных услуг. В этом смысле пошлина отличается от налога отсутствием такой характеристики, как безэквивалентность. Вместе с тем лицо, воспользовавшись услугой, уже не может отказаться от уплаты соответствующей пошлины. Здесь и проявляется принудительный характер платежа, сближающий пошлину и налог.

То же относится и к понятию «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, сбор - это целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в его названии (целевой сбор на содержание милиции, сбор на нужды образовательных учреждений и т.п.). Либо это безадресный платеж с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, проведение местных аукционов и т.п.). В отношении сбора также не действует принцип безэквивалентности. Однако, так же как пошлину, лицо, получившее разрешение, обязано уплатить сбор.

Поэтому не все обязательные платежи следует рассматривать как налоговые. Существуют, например, такие, как пошлина, сбор, которые занимают определенное место в фискальной системе, но в строгом смысле налогами не являются.

Налоговым можно назвать только такое движение денежных средств, которое отвечает следующим основным требованиям:

  1. это движение представляет собой смену форм собственности. Только тогда принудительное изъятие средств в казну государства является налоговым; когда часть денежных средств переходит из корпоративной или индивидуальной собственности в государственную. Это очень важная характеристика. Например, можно ли назвать налогами то, что платили предприятия государству в СССР? Представляется, что нет. В условиях СССР существовала только одна форма собственности - государственная

Предприятия тоже принадлежали государству, поэтому движение средств между предприятиями и государством в СССР не представляло собой смену форм собственности. Платежи, которые осуществляли государственные предприятия в государственную казну, по своему экономическому содержанию налоговыми не являлись.

  1. налогообложение основывается на рентной составляющей, будь то добавочный доход от использования земли, недр, труда или капитала. Только в этом случае изъятие государством денежных средств будет восприниматься налогоплательщиком как справедливое, не относящееся к тем средствам, которые используются им для собственного воспроизводства;
  2. это система денежных взаимоотношений, которая строится в пределах вновь созданной стоимости. При этом налоговые от ношения не должны распространяться на капитал, авансируемый или инвестируемый для расширения производства товаров, работ и услуг. В этом смысле данная система взаимоотношений является своеобразным индикатором достигнутого или не достигнутого согласования личных, корпоративных и государственных интересов. Она может нарушать либо, наоборот, защищать права собственности;

4)денежные средства, которые перераспределяются посредством налогов и поступают в казну государства, должны использоваться исключительно на общенациональные нужды. Если налогоплательщики не ощущают такой взаимосвязи, то это приводит к укрытию доходов и уклонению от уплаты налогов.

Налоги весьма разнообразны и образуют сложную систему. Они делятся на многочисленные группы по самым разным признакам. Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности. Например, в Римской империи взимались и налоге наследства, и налог с оборота. Позднее, в XVII в. в основу классификации налогов был положен критерий перелагаемости налогов. Считалось, что доходы землевладельцев должны облагаться «прямым налогом», а все остальные являются перелагаемыми (косвенными). А. Смит, исходя из теории факторов производства (труд, земля, капитал), добавил к числу прямых налогов (с доходов землевладельцев) еще два налога - налог на предпринимательскую прибыль владельца капитала и заработную плату наемных рабочих. К косвенным налогам он относил все те налоги, которые связаны с расходами и которые перелагались на потребителей товаров и услуг. Таким образом, деление всех налогов, на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от источника взимания.

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющиеся в способе действий или непосредственно через их свойства. Налогам свойственны две основные функции:

фискальная;

экономическая или регулирующая.

Фискальная функция - предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, т.к. именно она формирует основную часть бюджета.

Экономическая или регулирующая функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве.


1.2 Основы налогового законодательства Российской Федерации

Правовое регулирование налоговой системы РФ регламентировано законодательством России, включающим в себя Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы современной России определены НК РФ, введенным в действие с 01.01.1999 г. и обозначившим начало нового этапа реформирования.

Основные начала законодательства о налогах и сборах устанавливают принципы построения российской налоговой системы, заключающиеся в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате; налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут иметь дискриминационный характер, а также нарушать единое экономическое пространство России; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности" актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно НК, законы о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 - го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Налоговый кодекс РФ должен стать в значительной части законом прямого действия. Прежде всего это касается установления видов налогов и их перечня на всех уровнях (федеральном, субъектов Федерации и местном); процедур введения и механизмов исполнения налогового обязательства; обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений; осуществления налогового контроля, формы его проведения, ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и следующие элементы:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога;

налоговые льготы.

Кодекс определил специальные налоговые режимы, т.е. особый порядок уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Это может быть:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В правилах исполнения обязанности по уплате налога НК дается понятие реализации товаров, работ или услуг.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в некоторых случаях - на безвозмездной основе.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что это цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность цен по сделкам лишь в следующих случаях:

) при совершении сделки между зависимыми лицами;

2) при совершении внешнеторговых сделок;

3) при совершении товарообменных (бартерных) операций;

) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), в пределах непродолжительного периода времени.

В случае, когда цены товаров, работ или услуг, применяемые сторонами сделки и подлежащие проверке налоговыми органами, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени с применением рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Налоговый кодекс содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете. В случае уплаты налогов и сборов в более поздние сроки, нежели установленные законодательством, налогоплательщики обязаны выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора в проценте от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

НК РФ гарантирует права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, которым посвящены разделы II и III Кодекса. Более совершенная система ответственности за налоговые правонарушения, установленная НК, учитывает формы вины налогоплательщиков; смягчающие и отягчающие обстоятельства; виды нарушений и конкретную ответственность по каждому из них.

Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер; в соответствии с Налоговым кодексом налоги Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Трехуровневая система была определена также Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ», однако сам перечень налогов был несколько иным. Классификация налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ приводится в приложении. Как можно видеть, перечни налогов существенно различаются и в Налоговом кодексе РФ число налогов значительно сократилось.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов. Власти, за исключением Федерального собрания России, не может изменить перечень налогов и ввести налог, не предусмотренный перечнем: в целях сохранения единства экономического пространства страны налоговый перечень является закрытым.

В отношении исполнительных органов власти НК РФ регламентирует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральная налоговая служба (ФНС), выполняющая функции налогового контроля, издает для своих подразделений приказы, инструкции, методические указания по вопросам налогообложения, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Однако эти документы не являются нормативами, обязательными для выполнения налогоплательщиками. Их задача - обеспечение единообразного применения норм НК РФ и осуществления налогового контроля. В настоящее время в связи с проводимой административной реформой все функции по разъяснению законодательных актов переданы Минфину РФ, в структуру которого вошла ФНС. Налогоплательщики могут использовать необходимые для них документы в своей деятельности в справочном порядке.


1.3 Налоговые режимы, применяющиеся в Российской Федерации


Основных видов систем налогообложения в РФ выделяют четыре. Данное разделение включает в себя:

традиционный (общий) режим;

упрощенный режим;

единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

единый сельскохозяйственный налог.

Традиционный режим предусматривает уплату полного перечня налогов:

налог на прибыль организаций

налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы

страховые и пенсионные взносы и выплаты

налог на имущество

обязательное страхование от профессиональных болезней и несчастных случаев на производстве.

Обязательным пунктом данного режима является постоянное ведение бухгалтерского и налогового учета, по которым ежеквартально происходит отчет в налоговой инспекции. Также полный комплект документов в те же сроки необходимо предоставлять в статистику и фонд социального страхования.

Основным преимуществом выбора данного вида налогообложения является отсутствие ограничений на работу с юридическими лицами, которые применяют традиционный (общий) режим (т.е. также являются плательщиками НДС). Или если есть необходимость ввозить продукцию в таможенную зону (тогда выплаты НДС необходимы при любом виде налогообложения в России). Довольно серьезным преимуществом является возможность не платить налог на прибыль, если организация получает убыток, а также можно учесть этот убыток в дальнейшем и уменьшить сумму налога на сумму убытка.

Упрощенный режим уже по названию кажется более привлекательным. Почему же до сих пор большое количество организаций применяет традиционный? На самом деле не все так просто. Существует масса ограничений на применение данного вида налогообложения в РФ, которые обязательно надо учесть еще перед регистрацией организации.

При выборе системы налогообложения в виде упрощенной схемы необходимо точно определиться с численностью работников (она не должна превышать 100 человек), остаточной стоимостью основных средств (не более 100 млн. руб.) и годовой выручкой (ее значение индексируется ежегодно).

Помимо этого запрещено применять данный режим налогообложения банкам; страховым компаниям; инвестиционным фондам; негосударственным пенсионным фондам; фирмам, которые на профессиональном уровне участвуют в рынке ценных бумаг; ломбардам; организациям, имеющим различные филиалы и представительства; организациям и ИП, занимающимся добычей с дальнейшей реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных); организациям, занимающимся производством подакцизных товаров, игорным бизнесом; адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой; организациям, которые являются участниками соглашений о разделе продукции; а также, организациям, в которых участие бюджетных организаций более 25%.

Принято выделять два вида данной системы налогообложения. Их отличия заключаются в объекте налогообложения и процентной ставке:

налог на доходы (ставка 6%; объектом являются только доходы) - этот вид налогообложения считается более подходящим для ИП;

налог на разницу доходов и расходов (ставка до 15%, при этом 5% относятся к компетенции Федерации, а за счёт остальных 10% субъектам Федерации предоставлено право снижения ставки; объект - разница между доходами и расходами).

Система налогообложения в виде ЕНВД, как и единый сельскохозяйственный налог, является специальным режимом налогообложения, который применяется для определенных видов деятельности. Как правило, он уплачивается в твёрдой сумме в зависимости от видов деятельности.


2. Основные виды налогов в Российской Федерации, уплачиваемые юридическими лицами


2.1 Налог на прибыль организаций

налог юридический законодательство режим

Прибыль является важнейшим показателем финансовой деятельности предприятия. В то же время прибыль - одна из основных экономических категорий товарного производства.

Налог на прибыль - это прямой налог. Его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли.

декабря 1991 года был принят Закон №2116-6 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». За последующие 10 лет было принято около 25 поправок и изменений. С 1 января 2002 года при вступлении силу главы 25 Налогового кодекса РФ действует новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

Плательщиками налога являются российские организации, а так же иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Российские организации определяют прибыль как разницу между полученными доходами и производственными расходами. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Величину доходов определяют исходя из цен сделки. Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы исчисленной амортизации, прочие расходы). Так же стоит отметить, что начисление амортизации может производиться двумя способами: линейным и нелинейным методом. Норма амортизации при линейном методе определяется по формуле - К= (1/n)*100%, а при нелинейном - К= (2/n)*100%, гда К - норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта имущества при линейном методе и к остаточной при нелинейном методе, n - срок полезного использования данного объекта в месяцах.

Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена НК РФ в размере 24% (статья 284, п. 1). В федеральный бюджет поступает 6,5% налогооблагаемой прибыли.

По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

·9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, физическими лицами

·15% - по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

Сумма налога определяется умножением налоговой базы на соответствующую ставку. Налоговым периодом признается один календарный год. А отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и 9 месяцев. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Завершающим этапом отчетности является предоставление в налоговые органы налоговой декларации.


2.2 Налог на имущество организаций


Плательщики налога - российские и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, преданное в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, а так же совместную деятельность.

Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемая объектом налогообложения. Базой для расчета авансовых платежей по налогу является средняя стоимость имущества. Средняя стоимость имущества определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на 1.

Отчетным периодом по данному налогу считают первый квартал, полугодие и девять месяцев, а налоговым периодом считается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ и не могут превышать 2,2%. Организации имеют право воспользоваться налоговыми льготами, установленными НК РФ и льготами субъектов РФ.

К наиболее значимым относятся льготы, направленные на освобождение от налогообложения:

·организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ

·религиозных организаций.

·общероссийских организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%.

·организации, основной вид деятельности которых производство фармацевтической продукции и др.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. По итогам налогового периода определяется сумма авансового платежа по налогу в размере ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.


2.3 Налог на добавленную стоимость


Обратимся к налогам, которые выплачивают и физические и юридические лица.

Для более наглядного ознакомления можно рассмотреть следующую таблицу:


плательщикиОбъект налогообложенияНалоговая базаНалоговый периодСтавкаСроки уплаты1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; 2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.1) при реализации товаров (работ, услуг); 2) при передаче имущественных прав; 3) при получении дохода на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров; 4) при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи; 5) при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса; 6) при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления; 7) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 8) определение налоговой базы налоговыми агентами; 9) определение налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) 10) особенности налогообложения при реорганизации организацийкалендарный месяц или квартал (с 01.01.2008 - квартал)0% 10% 18%Не позднее 20 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом

Не подлежит налогообложению:

·реализация некоторых медицинских товаров

·оказание платных медицинских услуг

·услуги учреждений культуры, искусства, религиозных объединений, развлекательные мероприятия

·услуги в сфере образования (необходимо наличие лицензии)

·услуги по уходу за больными, инвалидами, престарелыми многие другие

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода. Налоговый период устанавливается как календарный месяц; для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товара, без учета НДС, не превышающими один млн. рублей - квартал.


2.4 Акцизы


В соответствии с НК РФ плательщики акцизов - организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

В настоящее время под акцизными товарами признаются:

·спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением коньячного спирта.

·спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%.

·алкогольная продукция.

·табачная продукция.

·автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт.

·автомобильный бензин, дизельное топливо и др.

При этом надо отметить, что к подакцизным товарам не относятся лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.

Налоговая база, согласно статье 53 НК РФ, представляет собой стоимостную, физическую и иную характеристику объекта налогообложения. Существует несколько видов налоговых ставок по данному налогу. По акцизу: твердые (специфические), устанавливаемые в абсолютной сумме (в рублях и копейках) на единицу подакцизного товара; адвалорные ставки, устанавливаемые в процентах к стоимости подакцизного товара; комбинированные ставки.

Порядок исчисления акцизов зависит от видов применяемых ставок: если установлены твердые налоговые ставки, сумма акциза исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы (объемы реализованных или подакцизных товаров); если установлены адвалорные налоговые ставки, сумма акциза исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы; если установлены комбинированные налоговые ставки, акциз рассчитывается как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки объемы реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной налоговой ставке процентная доля стоимости.


3. Основные проблемы и направления совершенствования российского налогообложения юридических лиц


3.1 Отличия налогообложения юридических лиц в развитых странах от российской налоговой системы


В теории и практике налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, которое ложится на производителей и физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.

В 1990-х годах выделились следующие основные черты налоговых систем развитых стран:

) прямые налоги преобладают в Германии, Канаде, США, Японии, косвенные налоги - во Франции и Италии;

) в Германии, Японии и США изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что исходя из прогрессивного налогообложения экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых налогов.

Налоговые проблемы, существующие в развитых странах:

а) все налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и сложны для эффективного управления со стороны налоговых органов. Это порождает способы уклонения от налогов;

б) личное подоходное налогообложение (то есть в противоположность российскому законодательству, преобладает налогообложение физических, а не юридических, лиц), как правило, характеризуется несправедливостью распределения налогового бремени, то есть очень часто одинаковый доход сопровождается разным уровнем налогообложения;

в) большие различия в ставках личного подоходного налогообложения и налогообложения компаний стимулируют компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам. Дискриминация дивидендов ведет к тому, что новые инвестиции предпочтительнее финансировать за счет заемных средств;

г) налоговые системы развитых стран тяготеют к прямым налогам (в России преобладают косвенные налоги).

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное обслуживание прибыли государственной корпорации и др. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций.

Резкий рост бюджетных расходов во многих странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот. Это связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок.

Формирование налоговой базы является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные формы формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, то есть списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит и налоговых выплат. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования.

Совершенствование налоговых систем в развитых странах определяется необходимостью государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений. Противоречия между потребностями государства в налоговых доходах и возможностями их получения являются основными при формировании всех налоговых систем.


3.2 Участие России в практике гармонизации национальных налоговых систем в мировой экономике


Гармонизация - согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений.

К основным принципам гармонизации могут быть отнесены:

·согласованность правового регулирования;

·синхронность принятия гармонизированных актов;

·последовательность этапов гармонизации;

·приоритетность международных договоров над национальным законодательством.

Основаниями гармонизации служат заключенные международные договоры и собственная инициатива государств.

Основой гармонизации являются добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессе сближения, гармонизации и унификации национальных налоговых законодательств, их постепенность и этапность реализации.

Целью гармонизации является установление единообразного (унифицированного) порядка регулирования межгосударственных налоговых отношений.

Для создания реальных условий гармонизации национальных налоговых систем государств - участников ЕврАзЭС на первом этапе было проведено глубокое изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны с точки зрения развитости налоговой системы, достоинств и недостатков. Очередным этапом предусматривалось сравнение, выявление сходств и различий, использование позитивных аспектов налоговых законодательств отдельных стран с целью их гармонизации.

Для работы по координации деятельности налоговых служб Советом глав Правительств было принято решение о создании Совета руководителей налоговых служб (СРНС) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Рабочая группа определила следующие основные направления работы:

·гармонизация налоговых законодательств;

·совершенствование принципов налогового администрирования;

·укрепление информационного обмена между налоговыми службами сторон;

·подготовка кадров.

Системы взимания косвенных налогов подлежат гармонизации в большей степени, так как они оказывают наибольшее влияние на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств - участников Таможенного союза.

Основными направлениями гармонизации являются исключение двойного налогообложения при переходе на взимание по принципу «страны назначения», выравнивание ставок акцизного налога на импортируемую и производимую продукцию, унификация методики исчисления и перечня подакцизных товаров.

Работа по гармонизации прямых налогов ведется по следующим направлениям:

·построение рациональных систем налогообложения, направленных на стимулирование эффективного развития экономик, снижение налоговой нагрузки для товаропроизводителей, поощрение инвестиций в производственный сектор;

·формирование согласованной системы налогового администрирования;

·отмена нерыночных налогов (отчисления в различного рода фонды и т.д.);

·снижение количества налоговых льгот;

·упрощение налогообложения малого предпринимательства и др.

Одним из завершающих этапов гармонизации является подготовка предложений по основным (модельным) принципам налогового администрирования. Итогом проводимой работы по гармонизации налогового законодательства стала разработка конкретных предложений и рекомендаций по корректировке национальных налоговых законодательств, а также подготовка и принятие в перспективе Налогового кодекса стран - участниц интеграционного взаимодействия.


Заключение


Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и основные элементы (объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога)

Организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (иностранные организации). Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Основные особенности налогообложения юридических лиц заключаются в следующем:

.постановка на учет в налоговых органах предполагает обязанность по уплате налогов и сборов;

.предприятие самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги.

В Российской Федерации при налогообложении юридических лиц действует принцип территориальности (места получения доходов, - в противоположность применяемому к налогообложению физических лиц принципа резидентства - места нахождения налогоплательщика). С рядом государств у Российской Федерации есть соглашения об устранении двойного налогообложения.

Для снижения налоговой нагрузки на предприятии в НК РФ введены специальные налоговые режимы.

В отношении юридических лиц применяют такие налоги как налог на прибыль, НДС, акцизы, налог на имущество организаций, земельный налог, а также: налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В настоящее время в рамках вступления России в ВТО и укрепления Таможенного союза основной задачей является гармонизация налоговых систем в отношении налогообложения юридических лиц, особенно субъектов внешнеэкономической деятельности.


Список использованной литературы


.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части I и II. М.: 2012 - 784 с.

3.Аврова И. Налог на прибыль в вопросах и ответах. М.: Статус-Кво97, 2009. - 248 с.

.Андреев В. Налог на прибыль: арбитражные споры: Справочное пособие. М.: Статут, 2009. - 460 с.

.Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. СПб.: Питер, 2010. - 416 с.

.Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - СПб.: Питер, 2011

.Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. - М.: Финстатинформ, 2011. - 222 с.

.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ, Издательство: МЦФЭР, - 2011.

.Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2008.

.Соколов А.А. Налоги и налогообложение. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008 - 258 с.

.Толкушкин А.В. История налогов в России. - М.: «Юристъ», 2010. - 432 с.

.Топорнин Б.Н Комментарий к Налоговому кодексу РФ. - М.: Юристъ, 2011

.Федеральный налоги и сборы с организаций / под редакцией Павловой Л.П., Гончаренко Л.И. // М.: Статус-Кво 97, 2009.

.Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. - 383 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Налоги юридических лиц
Наиболее важные налоги, взимаемые с юридических лиц, это налог на прибыль, налог на добавленную стоимость(НДС), акцизы, налог на имущество.

Налог на прибыль - прямой личный налог, основанный на принципе резидентства. Резидентами, уплачивающими данный налог с прибыли, полученной как в России, так и за рубежом, являются юридические лица, зарегистрированные в РФ. Иностранные юридические лица уплачивают в РФ налог на прибыль, полученную от деятельности через постоянное представительство, а также налог на доходы, полученные из источников на территории РФ. Прибыль предприятия, выступающая объектом налогообложения, представляет собой доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Налоговым периодом считается год, исчисляется налог нарастающим итогом.

Налог на имущество предприятий . Налог начисляется на имущество предприятий-резидентов, находящееся на их балансе, за исключением денежных средств на счетах и имущества, освобожденного от налогообложения. Среднегодовая стоимость облагаемого имущества определяется путем сложения стоимостей имущества на начало каждого месяца и деления полученного результата на число месяцев. Налоговая база определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия установлен на федеральном уровне и не может превышать 2%. Конкретная ставка устанавливается представительными органами власти субъектов РФ. Налоговым периодом является календарный год, налог исчисляется нарастающим итогом.

Налог на добавленную стоимость(НДС) - косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров.

Налог на операции с ценными бумагами . Уплачивается только при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Его плательщиками являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг. Объект налогообложения - номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии.

Налоги с физических лиц
К этой группе налогов относятся: налог на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, а также ряд других, менее значительных налогов.

Налог на доходы физических лиц. Этот налог традиционно считается центральным среди налогов с населения. Налог на доходы - государственный налог, взимаемый на всей территории РФ по единым ставкам. Большая сумма поступлений от налога на доходы зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налог на доходы построен на резидентском принципе, для определения налогового статуса физического лица используется тест физического присутствия. Полную налоговую обязанность несут лица, проживающие на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Налогообложению подлежит доход, полученный как в денежной, так и в натуральной форме, а также в форме материальной выгоды. Ставки налога на доходы установлены по пропорциональному принципу. Доходы основных видов облагаются по ставке 13% независимо от общей суммы совокупного дохода. Ряд доходов облагается по ставке 35% - доходы от выигрышей в лотереи, сверхвысокие доходы по банковским вкладам и некоторые другие.

Налоги на имущество физических лиц. В настоящее время объем поступлений в бюджет от налогов на имущество физических лиц незначителен. Налоги на имущество физических лиц базируются на территориальном принципе. Налогообложению подлежат два вида объектов: недвижимость, находящаяся на территории РФ; транспортные средства, зарегистрированные в РФ независимо от национального или юридического статуса собственника. Налоговая база определяется на основе стоимости недвижимого имущества и мощности двигателей транспортных средств, количества пассажиромест, вместимости. В отношениях объектов недвижимости ставки налогов изменяются в зависимости от размера базы, т. е. налог является в этой части прогрессивным. Для транспортных средств установлены различные ставки в процентах от МРОТ.

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения , учитывает особенности получения дохода, более дифференцированно подходит к обложению имущества в конкретной ситуации. Налог уплачивает новый собственник имущества. Имущество оценивается на момент открытия наследства или удостоверения сделки дарения. Ставки налога строятся по системе сложной прогрессии с применением налоговых разрядов плательщика.