Что такое либерализация цен в политике: Россия и её исторический пример. Что такое либерализация экономики

Либерализация

Либерализация - это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Либерализация цен - это переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию). На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.

Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик, приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д.

В России на приватизированных предприятиях производится ныне около 70 % промышленной продукции. Либерализация принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счет продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране эффективных собственников и поэтому либерализация российской экономики еще далека от завершения.

Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60 %, то к началу 2000-х гг. он снизился до 9,6 %. В 1997 г. в России он составлял 13,4 %. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5 %), США (4,2 %), Японии (2,7 %).

С 1986 по 1995 гг. 72 страны, в том числе 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, то есть отношение объема импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объемов и роли прямых иностранных инвестиций, то есть инвестиций в реальный сектор экономики.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Либерализация" в других словарях:

    либерализация - и, ж. libéralisation f. Предоставление бо льших свобод во всех сферах обществнной жизни страны. Либерализация системы прохождения службы в армии. // Скляревская 1998. ♦ Либерализация цен. Государственная политика ценообразования, направленная на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЛИБЕРАЛИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный; сов. и несов.,что (спец.). Снять (снимать) ограничение, предоставить (влять) свободу действий. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. libera lis касающийся свободы) англ. liberalization нем. Liberalisierung. 1. Процесс расширения определенных прав и свобод и устранение существующих ограничений. 2. Введение и применение принципов либерализма. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    Экономики, цен расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства. Либерализацией цен называют переход от назначаемых государственных цен… … Экономический словарь

    либерализация - — EN deregulation The removal or relaxation of government control over the economic activities of some commercial entity, industry or economic sector. (Source: ODE)… … Справочник технического переводчика

    Либерализация - (от лат. liberalis свободный; англ. liberalisation) отмена или ослабление гос ного контроля над экономической деятельностью и экономическими параметрами (ценой, заработной платой, ставкой процента, обменным курсом); во внешнеторговой сфере… … Энциклопедия права

    ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ Юридическая энциклопедия

    Расширение свободы действий субъектов, снятие или сокращение ограничений на к. л. деятельность, раскрепощение предпринимательства. Л. цен переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Латинская Америка. Финансовая либерализация и перестройка национальных банковских систем. Итоги и проблемы , Н. Н. Холодков. В монографии проводится комплексное исследование основных направлений политики латиноамериканских стран по реформированию национальных банковских систем в контексте рыночных преобразований в…

В плановой экономике существовали товарно-денежные отношения. Но за внешней формой денег, цены, сделок купли-продажи и т.п. не было реального рыночного механизма. Спрос не воздействовал на цену, не было равновесных цен, отсутствовала конкуренция.

Цены формировались централизованно на основе затрат, они были оторваны от цен на мировых рынках. Относительные цены отражали диспропорции производства и т.д. Поэтому главной задачей для перехода к реальным рыночным отношениям становится отказ от планового ведения хозяйства, т.е. либерализация экономики.

Либерализация экономики - это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг предпринимательства, а также открытости экономики.

В переходной экономике задачи либерализации очень разнообразны. Они связаны с созданием институтов рынка и с переводом на рыночные принципы хозяйствования всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственной жизни, либерализация предполагает ликвидацию государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, снижение государственного контроля над обменными операциями, отмену централизованного распределения ресурсами, открытие широких возможностей для освоения различных рынков хозяйствующими субъектами. Это путь формирования конкретных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых была характерна монополия государства. Речь идёт о снятии различного рода запретов и устранения барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок конкурентов. Либерализация экономики, не затрагивая непосредственно собственности государственных предприятий, содействует образованию новых хозяйствующих субъектов, деятельность которых вызывает конкуренцию.

В самом общем виде либерализация экономики протекает по трём направлениям:

Освобождение процесса формирования цен от централизованного регулирования - это важнейший исходный момент либерализации.

Введение свободы торговли для физических лиц.

Подчинение деятельности производителей требованиям рыночного спроса - это наиболее глубокий и сложный момент либерализации.

Все эти преобразования резко меняют систему хозяйствования, сам образ жизни и мышления людей, порождают в обществе сложные проблемы и противоречия.

«Отпуск» цен приводит к их существенному повышению, что вызывает уменьшение реальных доходов населения, снижение жизненного уровня, изменение структуры потребления и т.

В экономической теории выделяют два варианта отпуска цен: одномоментный («шоковый») и постепенный (градуалистский). На деле реальная либерализация, скорее, носит смешанный характер, склоняясь в сторону того или другого варианта. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант.

Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, особенно отраслей военно-промышленного комплекса, работавших на государственный заказ, теряют сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия в рыночных условиях оказываются неконкурентоспособными на рынке. В- третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т.е. проблему самого функционирования предприятий. В-четвёртых, трудное положение производителей усугубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в тяжёлом положении оказываются производства, получавшие субсидии от государства (прежде всего сельское хозяйство). В- шестых, либерализация экономики противоречит сложившемуся менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.

Совершенно необходимым следствием либерализации внутриэкономических отношений является либерализация внешнеэкономических связей страны. Рыночный механизм в экономике может быть создан только при его тесной связи с мировыми рынками. При этом важно единство экономических и правовых форм взаимосвязей между разными странами. Внешнеэкономическая либерализация расширяет возможности помощи при проведении пре-образований в переходном периоде, т.е. как бы ускоряет решение задач переходной эконо-мики.

Основные формы такой либерализации - расширение доступа в страну иностранных инвестиций; устранение централизации внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта (отмена пошлин, квот, лицензий и льгот); обеспечение конвертируемости национальной валюты. Все эти формы усиливают эффективность действующего рыночного механизма.

Однако, политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т. е. с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их включение в мировое хозяйство, а с другой - не допускать ущерба развитию отечественного производства.

Еще по теме 10.2. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ:

  1. Глава 9 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  2. Причины “выборочной” протекционистской политики и общая тенденция к либерализации международной торговли
  3. 2. ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕАКЦИЯ: ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ В ГРУППЕ "ОПРЕДЕЛИВШИХСЯ" СТРАН 2.1. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Либерализация - процесс расширения прав и свобод граждан или подданных какой-либо страны - в первую очередь в политической , экономической , культурной и других сферах общественной жизни. Имеется в виду как соблюдение гражданских прав и свобод в рамках существующего законодательства , так и сокращение сферы действия или отмена запретительных, карательных и репрессивных законов и ограничений, т.е. сокращение сферы государственного контроля отдельной личности, групп общества.

В политической сфере

Права меньшинств

В государствах с жёсткой централизованной структурой власти речь в первую очередь идёт о человеческих и гражданских правах этнических , культурных и сексуальных меньшинств .

В экономическо-хозяйственной сфере

Либерализация в экономико-хозяйственной сфере означает расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Либерализация цен - это переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночного ценообразования).

На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрёл характер глобальной мировой тенденции, охватывающей всё большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путём принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.

Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д.

В России на приватизированных предприятиях производится ныне около 70 % промышленной продукции. Либерализация принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счёт продажи пакетов акций. Однако приватизация не привела к образованию в стране эффективных собственников.

Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 году средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60 %, то к началу 2000-х годов он снизился до 9,6 %. В 1997 году в России он составлял 13,4 %. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5 %), США (4,2 %), Японии (2,7 %).

С 1986 по 1995 годы 72 страны, в том числе 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, то есть отношение объёма импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объёмов и роли прямых иностранных инвестиций, то есть инвестиций в реальный сектор экономики.

См. также

Напишите отзыв о статье "Либерализация"

Ссылки

  • (англ.)
  • (рус.)

Литература

Отрывок, характеризующий Либерализация

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
– Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.
Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.
– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…

Последние годы ознаменованы частым использованием термина «либерализация» применительно к тем рецептам, которые выдвигаются в плане оздоровления и развития российской экономической системы. Много говорится о том, что экономические механизмы современной России не могут быть названы полностью рыночными. При этом не стоит забывать о том, что либерализация экономики - это процесс глобального масштаба, и что он уже затронул Россию в начале девяностых годов прошлого века.

Прежде всего - либерализация собственности

Под либерализацией экономики понимается комплекс преобразований, который ведет к полному или частичному снятию политических, правовых и административных ограничений частной инициативы в сфере экономической деятельности. Другими словами, либерализация - это в большей или меньшей степени следование рыночным принципам организации и функционирования экономической системы. Главной задачей либерализации экономики всегда выступает оживление всех видов экономической деятельности посредством увеличения числа активных и заинтересованных в рентабельности своих деловых мероприятий собственников. Практически всегда такая либерализация обусловлена очевидным тупиком развития командно-административной модели управления экономикой, при которой рано или поздно у большинства участников системы теряются стимулы к эффективной производственной деятельности. Для решения это проблемы необходимо, прежде всего, создать реальную конкурентную борьбу, что невозможно в условиях жесткого государственного регулирования экономики. Процесс полного снятия или существенного смягчения государственного регулирования и составляет основное содержание либерализации.

Либерализация может быть внешнеэкономической и внутриэкономической. Внешнеэкономическая либерализация представляет собой снятие чрезмерных преград на пути мировой торговли, интеграцию в глобальную экономику. Внутриэкономическая либерализация, которая и составляет суть уже проведенных или желательных в России мер, являет собой, прежде всего, изменение характера собственности и создания условий для честной и продуктивной конкурентной борьбы.

Решению задачи по изменению характера собственности и должны были служить экономические и правовые реформы в России 1992-1993 годов. Приватизация предприятий, ранее находившихся в собственности государства - такой путь избрали реформаторы. Приватизация действительно была проведена в масштабах всей страны, однако главная цель достигнута не была: появление многочисленных собственников, ведущих активную экономическую деятельность, оказалось затруднено из-за множества факторов. Основная же причина состояла в том, что недостаточно поменять форму собственности, нужно еще и создать условия для правильной конкуренции. Условий же этих в девяностые создано не было (высокий уровень криминализации экономики, коррупции, сосредоточения собственности в руках монополий и так далее).

Продолжение либерализации предполагало обеспечение условий для появления этой самой конкурентной борьбы. Новый этап либерализации экономики был объявлен одним из приоритетов внутренней политики ставшего в 2000 году Президентом России Владимира Путина едва ли не с первых дней его нахождения на высшем государственном посту. Однако спецификой новой стадии экономической либерализации назывался сильный акцент на социальной политике государства, которая должна была решить обострившиеся в девяностые годы проблемы работников бюджетной сферы, материально-техническое состояние объектов образования, науки, медицины, культуры, обеспечение пенсионным финансированием и так далее. Такую необходимость обусловило то, что даже при самых смелых правительственных планах по либерализации экономики любое заявление сопровождалось упоминанием о необходимости сохранения в той или иной мере государственного регулирования. Основу экономической концепции в начале двухтысячных годов составили инициативы по борьбе с бюрократизацией экономики, по продолжению приватизации предприятий, по либерализации валютного законодательства, а также проведение судебной и пенсионной реформ.

В середине десятилетия основным ориентиром, который должен был продемонстрировать верность курса на либерализацию экономики и успехи на этом пути, стало решение задачи вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В частности, планировалось в течение двух-трех лет подготовиться к полной валютной либерализации, снятию всех ограничений на осуществление капитальных операций, осуществить реструктуризацию естественных монополий и банковского сектора с акцентом на укрепление конкурентоспособности отечественных кредитных организаций. Государство заявляло о готовности передать в частные руки более трех тысяч акционерных обществ и восемь тысяч государственных предприятий, опровергались все слухи о якобы готовящемся в России пересмотре итогов приватизации.

Однако не слишком очевидные успехи этих мероприятий, переориентация экономической политики государства на преодоление особенно актуальных проблем социально-экономического развития (знаменитые «нацпроекты»), а также необходимость применения активных мер государственного регулирования после начала мирового финансового кризиса 2008 года привели к тому, что в настоящее время большинство экспертов говорят о том, что российская экономика еще далека от полноценной и успешной либерализации.

Александр Бабицкий


ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению удельного веса и роли эффективных, т. е. ответственных, собственников в производстве и обществе.

На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрёл характер глобальной мировой тенденции, охватывающей всё большее число стран. Открывается простор для действия механизмов свободной рыночной конкуренции. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования (см. Государственное регулирование экономики). Основной экономической функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путём принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления процесса образования новых частных предприятий, поддержки малого и среднего бизнеса, усиления доступности и качества гражданского судопроизводства и т. д.

Различаются взаимосвязанные и взаимодействующие процессы внутри- и внешнеэкономической либерализации. К внутриэкономической либерализации относятся происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, условий предоставления кредитов и процентных ставок и т. д.

Проведённая более чем в 100 странах мира приватизация охватила ведущие отрасли промышленности, так называемые естественные монополии (связь, газо-, электро- и водоснабжение), сферу услуг, финансовые институты. Как правило, либерализация осуществляется путём акционирования государственных предприятий, внедрения конкурентно-рыночных принципов в их управление.

В РФ на приватизированных предприятиях производится ок. 70% промышленной продукции. Разгосударствление принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий постепенно уменьшается за счёт продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране слоя эффективных собственников, поэтому либерализация российской экономики ещё далека от завершения.

Необходимое условие функционирования рыночной экономики - либерализация цен. Именно колебания цен, свободно складывающихся на рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения, служат регулятором распределения ресурсов; их перелив туда, где они наиболее нужны, приносят наибольшую прибыль, а значит, как правило, наиболее эффективно используются. Либерализация цен - длительный процесс, занявший в послевоенное время в европейских странах и в Японии ок. 40 лет. Она ускорялась в годы экономических подъёмов и замедлялась в кризисных ситуациях. От мер административного контроля над ценами правительства этих стран постепенно переходили к обеспечению условий для формирования свободных рыночных цен на большинство товаров и услуг, к использованию косвенных методов их регулирования (налоговой и кредитно-денежной, антимонопольной, внешнеторговой и др. форм экономической политики).

В 1992 г. в ходе экономической реформы в РФ была проведена широкая либерализация цен. Доля свободных, устанавливаемых по договорённости цен на продукцию производственно-технического назначения достигла 80%. В условиях незрелости рыночных структур и неразвитости механизмов конкуренции произошёл резкий рост цен на все товары и услуги. Борьба с продолжающейся (хотя и различными темпами в разные годы) инфляцией требует применения гибких форм государственного регулирования цен на социально значимые товары (хлеб, молоко, лекарства и др.).

К внешнеэкономической либерализации относятся процессы, диктуемые вхождением страны в мировое сообщество, переходом к открытой рыночной экономике. Действует глобальная тенденция к либерализации международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60%, то к началу 1990-х гг. он снизился до 9,6%. В 1997 г. в РФ он составлял 13,4%, в ЕС - 5%, в США - 4,2%, в Японии -2,7%.

Обобщающим показателем открытости экономики служит внешнеторговая квота, т. е. отношение объёма импорта и экспорта к ВВП страны. В 1986-95 гг. 72 страны, в т. ч. 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате внешнеторговая квота стала быстро расти. Переход от глухого протекционизма к открытой экономике содействовал росту ВВП многих стран Восточной Азии и Латинской Америки.

Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объёмов и роли прямых иностранных инвестиций, т. е. инвестиций в реальный сектор экономики. Открываются отрасли, ранее закрытые для этих инвестиций; создаются поощрительные механизмы, обеспечивающие привлекательный инвестиционный климат: свободные экономические зоны, налоговые льготы, особый режим для компаний, участвующих в разработке природных ресурсов; свободный валютный обмен, необходимый для репатриации прибыли, и др.

За 1985-97 гг. мировой объём прямых иностранных инвестиций вырос с 60 до 315 млрд. долл. Они несут с собой в развивающиеся страны новую технику, технологию, а также новые рабочие места. Поток прямых иностранных инвестиций направляется и в развитые страны. Примером могут служить колоссальные японские инвестиции в экономику США.

Глобальный финансовый кризис 1997-98 гг., затронувший и РФ, выявил насущную необходимость создания условий для привлечения в нашу страну прямых иностранных инвестиций: политической и экономической стабильности, принятия ряда стимулирующих законодательных актов, в т. ч. определяющих условия соглашений о разделе продукции. Быстрый подъём экономики РФ невозможен без поиска и нахождения оптимального сочетания открытости экономики с комплексом взвешенных и гибких мер по защите отечественного производителя.