Зона специального назначения сельхоз земли

Особенности правового режима отдельных видов земель специального назначения.

Вопрос № 1.

Глава 16 ЗК РФ.

Статья 87 ЗК РФ определяет земли специального назначения как земли, расположенные за границами населенных пунктов, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Это самостоятельная категория в соответствии со ст. 7 ЗК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 84 ЗК в федеральной собственности располагаются объекты атомной энергетики, федеральной энергетической системы и иные объекты, отнесенные к ведению РФ в соответствии со ст. 71 К РФ.

1. Земли промышленности.

2. Земли энергетики.

3. Земли транспорта.

4. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики.

5. Для обеспечения космической деятельности.

6. Земли обороны и безопасности.

Общие характеристики видового режима отражены в статьях 80-83 ЗК РФ, а особенности отражены в специальных НПА.

Общие черты земель специального назначения:

1. Выполняют функцию пространственного базиса, т.е. они предназначены для размещения объектов различных отраслей экономики РФ и эксплуатации этих объектов. Эти объекты не являются землями сельскохозяйственного назначения, плодородие для этих земель важным не является.

2. Земли специального назначения не являются единым массивом. Задачей является рациональное использование земель для обеспечения сохранности более ценных земель.

3. В качестве субъектов прежде всего выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Граждане выступают в качестве вторичных землепользователей. Например, работники транспорта имеют право на получение служебного земельного надела.

4. Нормирование земель осуществляется при предоставлении земельных участков на основании утвержденных норм отвода, либо в соответствии с проектно-технической документацией.

5. Перевод земельных участков из состава этой категории осуществляется без ограничений, кроме случаев, предусмотренных пп. 2,3 ст. 9 ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» - перевод земельных участков, загрязненных или застроенных зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу, допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации. Аналогичное правило предусмотрено для перевода земельных участков с нарушенным почвенным слоем, который осуществляется только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации за исключением случаев, когда такой перевод инициируется органами государственной власти или МСУ.

6. В состав земель специального назначения включаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования. Эти зоны устанавливаются для обеспечения безопасности населения (например, санитарно-промышленные зоны предприятий обязательно устанавливать как элемент правового режима). Второй целью является обеспечение нормального функционирования эксплуатации объектов транспорта, телевидения и иных объектов на этих землях. Земельные участки, которые находятся на этой территории, в этих зонах, не изымаются у собственников, землевладельцев, землепользователей. Однако в границах этих участках устанавливается особый режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления этих зон (например, рядом с газопроводом нельзя проводить взрывные работы, разводить костер и т.д.).

7. Порядок использования земель специального назначения и установления особых зон определяется в отношении федеральных земель Правительством РФ, в отношении земель субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов, в отношении муниципальных земель – органами МСУ.

Правовой режим земель специального назначения – это установленный законодательством порядок должного поведения субъектов земельных правоотношений, направленный на обеспечение рационального использования земель данной категории, экологической безопасности населения, реализацию специальных задач организаций различных отраслей экономики, безопасную и эффективную эксплуатацию их объектов.

Согласно ст. 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов промышленности и права на которые у участников земельных отношений возникли по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. На данных землях размещаются промышленные объекты, промышленные здания и сооружения, их промышленные объекты, средства внутризаводского транспорта, объекты инженерных коммуникаций, складские и иные вспомогательные подсобные помещения. Именно промышленные объекты являются источниками повышенной опасности с точки зрения экологических требований, поэтому правовой режим данных земель включает в себя нормы экологической безопасности.

Весь хозяйственный процесс подразделяется на три этапа:

1. Доэксплуатационный (размещение объекта, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию).

2. Эксплуатационная стадия (включает в себя деятельность, связанную с экологической паспортизацией предприятий, получением разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов.

3. Размещение утилизации отходов.

Экологические требования при размещении объекта предусмотрены статьями с 34 по 38 Закона об охране окружающей среды:

· При размещении объекта должны учитываться требования экологической безопасности населения, охраны здоровья населения, мероприятия по охране природы, мероприятия по охране природы, рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства, оздоровление окружающей среды.

· При предоставлении земельного участка должны учитываться как ближайшие, так и отдаленные экологические, демографические, экономические перспективы. Экологическая емкость территории – определенная территория может выдержать только определенную антропогенную нагрузку.

Определение места строительства осуществляется с учетом требований ЗК РФ (ст. 30-32 ЗК РФ), санитарного законодательства, экологического законодательства и зависит от класса опасности предприятия, степени вредных выбросов этого предприятия. Например, предприятия 1 и 2 класса опасности могут строиться и размещаться только за пределами городов (нефтеперерабатывающие предприятия, химические комбинаты, некоторые предприятия добывающей промышленности и т.д.). Порядок установления функционирования санитарно-защитных зон утвержден Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 в ред. От 10.04.2008 года – утвержден САНПИН 2.2.1/2.1.1. 1200-03. В соответствии с п. 2.1. этого САНПИНа санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Критерием определения размера зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных веществ в атмосферном воздухе и ПДУ (предельно допустимый уровень) воздействия на атмосферный воздух. Все предприятия с опасным производством обязаны отделять промышленные объекты от территорий жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, санаториев и т.д. Для промышленных объектов 1 класса опасности СЗЗ устанавливается в 1 тысячу метров, 2 класс – 500 метров, 3 класс – 300 метров, 4 класса – 100 метров, 5 класса – 50 метров.

Земли энергетики.

Ст. 89 ЗК РФ определяет земли энергетики как земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных правоотношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В этой статье говорится и о целях предоставления земельных участков. Земельные участки предоставляются для:

1. Размещения, установки электростанций.

2. Для размещения объектов электросетевого хозяйства (ЛЭП).

Существует три вида электростанций: Гидроэлектростанции (ГЭС), теплоэлектростанции (ТЭС), Атомные электростанции (АЭС).

Положительным для ГЭС является то, что в результате работы этих станций получается дешевая электроэнергия, при работе ГЭС происходит экономия не возобновляемых природных ресурсов. Отрицательным является то, что при строительстве ГЭС необходимо затопление огромных массивов земель для создания водохранилищ, в результате происходит создание огромных водохранилищ, созданных на лесных землях, землях с/х назначения и т.д.

Правила создания, строения и проектирования ГЭС предусмотрены в п. 3 ст. 40 ФЗ «Об охране окружающей среды». При размещении проектировании ГЭС необходимо учитывать реальную потребность региона в электроэнергии, ландшафт, обеспечивать сохранность природных ресурсов и т.д.

Специальные требования функционирования ГЭС предусмотрены в ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года – обязательным условием функционирования этих объектов является наличие декларации безопасности гидротехнического сооружения, которая содержит сведения о соответствии объекта критериям безопасности. Декларация является основанием для внесения ГЭС в Российский регистр гидротехнических сооружений.

ТЭС для РФ считаются основными источниками электроэнергии, но при этом существуют две большие экологические: уничтожение не возобновляемых природных ресурсов (уголь, газ, нефть и т.д.), а также загрязнение окружающей среды, т.к. в результате деятельности ТЭС происходит загрязнение.

Закон предусматривает правила размещения, строительства и проектирования ТЭС, существует требование оснащения ТЭС высококачественными, чувствительными фильтрами, существуют и требования по использованию безопасных видов топлива и безопасного размещения отходов.

В АЭС опасно все! АЭС, являясь опасными источниками, функционируют на основании общих требований МАГАТЭ – АЭС не могут размещаться на территориях с большой концентрацией населения, а также в курортных, рекреационных зонах, сейсмически опасных, а также вблизи крупных водоемов. Кроме того, МАГАТЭ требует обеспечить экологическую надежность атомных реакторов. П. 4 ст. 40 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает конкретные требования:

1. Охрана окружающей среды от радиационного воздействия.

2. Соблюдение норм и нормативов технологического процесса.

3. Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии и обеспечение мер полной радиационной безопасности окружающей среды и населения.

4. Подготовка и поддержание квалификации работников таких станций.

Размещение АЭС возможно только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В ФЗ от 21.11.1995 года «Об использовании атомной энергии», в котором предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения о месте размещения ядерных установок, находящихся в федеральной собственности или имеющих межрегиональное значение, проводят государственную экологическую экспертизу и принимают решения о размещении таких объектов. Для АЭС должны быть санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в целях обеспечения безопасности населения и окружающей среды. Их размеры определяются в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного Санэпиднадзора. В санитарных зонах запрещается размещение жилых зданий, детских учреждений, лечебно-оздоровительных и т.д., а в зоне наблюдения ведется наблюдение за радиационным уровнем.

Земли, на которых располагаются объекты электросетевого хозяйства. К системе электросетевого хозяйства относят следующие объекты: воздушные (надземные) линии, подземные (могут быть и подводными) линии, опоры воздушных линий, специальные устройства, здания, сооружения для обслуживания этих линий. Правила определения размеров земельных участков утверждены постановлением Правительства РФ № 486 от 11.08.2003 года. Трассы должны располагаться, как правило, вдоль дорог и линий севооборота (расположения с/х культур). К этому постановлению есть приложение и градация размеров от мощности. Для обеспечения безопасности населения, а также безопасности объектов устанавливаются охранные зоны. Порядок установления определяется Правительством РФ (постановление Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 года): в пределах этих зон устанавливаются ограничения и запреты на определенные виды деятельности. Так, например, п. 8 этих Правил предусматривает, что запрещается размещать любые объекты, которые могут препятствовать доступу объектов электросетевого хозяйства, запрещается размещать свалки, работать электроударным механизмом. Все лица обязаны обеспечивать доступ работников электросетевого хозяйства для предотвращения или устранения аварий, а также для ремонта хозяйства.

Земли транспорта.

Ст. 90 ЗК РФ определяет земли транспорта как земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов транспорта и права на которые у участников земельных отношений возникли по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов.

Земли транспорта подразделяются на подвиды:

1. Земли железнодорожного транспорта.

2. Земли автомобильного транспорта.

3. Земли морского и внутреннего водного транспорта.

4. Воздушного транспорта.

5. Трубопроводного транспорта.

Земли железнодорожного транспорта. ФЗ «О железнодорожном транспорте» от 10.01.2003 года в ст. 10 определяет, что земли железнодорожного транспорта используются в соответствии с земельным, санитарным, экологическим и противопожарным законодательством, а размеры земельных участков, в том числе и полосы отвода определяются проектно-сметной документацией. Данные земли предоставляются для размещения железнодорожных путей, для эксплуатации, расширения, реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе и железнодорожных вокзалов и станций, различных устройств и объектов, обслуживающих железнодорожный транспорт, для установления полос отвода и охранных зон). Порядок установления полос отвода и охранных зон определяется Постановлением Правительство № 611.

Полоса отвода – это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных систем, защитных полос лесов, производственных зданий, строений и сооружений, иных объектов железнодорожного транспорта. Свободные временно не используемые участки могут предоставляться гражданам, юридическим лицам, для оказания услуг пассажирам, разгрузочно-погрузочных работ и т.д. (эти участки предоставляются гражданам и ЮЛ в аренду). В границах полосы отвода в соответствии с Постановлением Правительства № 611 устанавливаются определенные ограничения в целях обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта.

Для земель железнодорожного транспорта характерны охранные зоны, создаваемые в целях обеспечения безопасности движения, работников, пассажиров, населения, в местах, подверженных оползням, селям, размывам, а также в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны. Охранные зоны – это земельные участки, которые необходимы для обеспечения сохранности, прочности, устойчивости объектов железнодорожного транспорта, а также участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта. В п. 10 данного Положения установлен перечень видов деятельности, запрещенных в охранных зонах.

Земли автомобильного транспорта предоставляются:

1. Для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов.

2. Для размещения автовокзалов, автостанций, других объектов автомобильного транспорта.

3. Для установления полосы отвода автомобильных дорог.

ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» № 257-ФЗ от 8.11.2007 года – автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода, а также конструктивные элементы, дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью. Дороги могут находиться в соответствии с этим законом в государственной собственности, муниципальной собственности, в частной собственности.

Ст. 5 предусматривает классификацию дорог:

1. Автомобильные дороги федерального значения.

2. Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения.

3. Дороги местного значения.

4. Частные автомобильные дороги.

В зависимости от вида разрешенного использования выделяют автомобильные дороги общего пользования и не общего пользования.

Полоса отвода автомобильных дорог – это совокупность земельных участков, предназначенных для размещения конструктивных элементов, а также инженерных сооружений автомобильной дороги, а также иных объектов, являющихся ее технологической частью.

Запрещается в пределах полосы отвода выполнять работы, не связанные со строительством дорог, а также их ремонтом, реконструкцией, размещением объектов дорожного сервиса.

Запрещается размещение зданий. Строений, сооружений, не предназначенных для обслуживания автомобильных дорог, запрещается распашка земель и т.д.

В отличие от иных видов транспорта, для автомобильных дорог предусматриваются придорожные полосы – территории, которые прилегают к автомобильной дороге с обеих сторон, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения безопасности.

В зависимости от класса дороги устанавливаются размеры придорожных полос.

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Статья 87 ЗК РФ. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:

1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

  • 10. Понятие, основные признаки и содержание права собственности на землю.
  • 11. Частная собственность на землю и ее особенности.
  • 12. Государственная собственность на землю, ее виды и особенности.
  • 13. Муниципальная собственность на землю и ее особенности.
  • 14. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
  • 15. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 17. Аренда земельных участков.
  • 18. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
  • 19. Основания возникновения прав на землю.
  • 20. Регистрация прав на землю.
  • 21. Особенности купли-продажи земельных участков.
  • 22. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
  • 23. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  • 24. Особенности предоставления земельного участка для жилищного строительства.
  • 25. Выбор земельных участков для строительства.
  • 26. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
  • 27. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения.
  • 28. Права и обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
  • 29. Основания прекращения права собственности на земельный участок.
  • 30. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 31. Основания прекращения аренды земельного участка.
  • 33. Отказ собственника от права собственности на принадлежащий ему земельный участок.
  • 34. Условия и порядок отказа землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.
  • 35. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
  • 36. Конфискация земельного участка. Основания и порядок реквизиции земельного участка.
  • 37. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
  • 38. Ограничение прав на землю.
  • 39. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
  • 40. Возмещение убытков при ограничении прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
  • 41. Государственное управление землей: понятие, органы государственного управления, Росреестр и его функции.
  • 42.Мониторинг земель: цели, задачи, организация.
  • 43.Землеустройство: цели и проведение (исследования, оценка качества земель, инвентаризация, межевание).
  • 44.Государственный кадастр недвижимости: основные понятия, состав сведений и документов, ведение кадастра.
  • 45. Органы государственного контроля за исполнением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль).
  • 46. Охрана земель: цели и содержание.
  • Глава 2 зк рф Статьи 12 - 14:
  • 47. Мелиорация, рекультивация и консервация земель.
  • 48. Платность использования и оценка земли.
  • 49. Понятие, признаки, состав земельного правонарушения.
  • 50. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
  • 51. Административная ответственность за земельные правонарушения.
  • 52. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.
  • 53. Защита прав на землю. Понятие, виды и порядок разрешения земельных споров.
  • 54. Земли сельскохозяйственного назначения: понятие, состав, особенности использования
  • 55. Оборот земель сельскохозяйственного назначения
  • 56. Земли населенных пунктов: понятие, состав и зонирование. Правовой режим земель поселений
  • 57 Земли специального назначения: понятие, состав, правовой режим
  • 58. Земли особо охраняемых территорий и объектов: понятие, состав и правовой режим
  • 59. Земли лесного фонда: понятие, состав и правовой режим
  • 60. Земли водного фонда: понятие, состав и правовой режим
  • 57 Земли специального назначения: понятие, состав, правовой режим

    В зависимости от целевого использования земли специального назначения подразделяются:

    1) земли промышленности

    2) энергетики

    3) транспорта

    4) земли связи, радиовещания, телевидения

    5) земли для обеспечения космической деятельности

    6) земли обороны и безопасности

    7) земли иного специального назначения

    Общая характеристика правового режима земель специального назначения.

      особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88, 93 и учитываются при проведении зонирования территорий.

      состав земель промышленности, иного специального значения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий эксплуатации объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

    Земли промышленности и иных спец земли являются федеральной собственностью.

    Определяются правительством РФ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ.

    Земли промышленности и иного спец назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственных нужд.

    Земли промышленности - земли, которые используются и предназначены для обеспечения деятельности организации, эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников ЗПО по основаниям, предусмотренным ЗК, ФЗ и законами субъектов РФ.

    Размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденным в установленном порядке нормами или проекта технической документации.

    Организации горнодобывающей и нефтедобывающей продукции земельные участки предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее обработанных земель.

    В соответствии со статьей 89 землями энергетики признаются - которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников ЗПО по основанию предусмотренным ЗК, ФЗ и законами субъектов РФ.

    Особенности правового режима:

      для обеспечения деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения ГЭС, АЭС, ТЭС и тд.; размещения объектов электросетевого хозяйства

      для безопасного и безаварийного функционирования устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории, в состав которых входят эти земельные участки.

      правила определения размера земельных участков для размещения воздушных линий электропередач и т.д. устанавливаются правительством РФ.

    Земли транспорта – земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организации, эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных форм транспорта и права на которые возникли по основаниям ЗК, ФЗ и законами субъектов РФ.

    Особенности правого режима:

      в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться дорожные участки для размещения автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, стационарных постов ОВД, установления полос отвода автомобильных дорог.

      земельные участки могут предоставляться в установленном ЗК порядке гражданам и юр лицам для размещения объектов дорожного сервиса

      для создания необходимых условий использования автомобильных дорог, обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.

    Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли , которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

    1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

    2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

    3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

    4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;

    5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

    Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

    Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

    Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.

    В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

    1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

    2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

    3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).

    При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.