Национализация обществознание. Значение слова национализация

процесс институционального изменения, в котором режим частной или коммунальной собственности трансформируется в режим государственной собственности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

англ. nationalization) – отчуждение или передача имущества частных лиц в собственность государства. Осуществляется на основании специального акта компетентного государственного органа или выкупа государством имущества компаний, фирм, домашних хозяйств. Н. затрагивает преимущественно отрасли и произ-ва, требующие больших и долгосрочных вложений, либо где ведение хоз-ва на основе коллективной и частной собственности становится неэффективным, так что оно находится под угрозой закрытия. К широкой практике Н. отд. произ-в или отраслей пром-сти прибегали мн. европ. гос-ва после 2-й мировой войны; эта мера используется и в наст. время. Законодательство определяет порядок Н., проводимой в обществ. интересах, с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации зачастую в форме облигаций, дающих право на часть прибыли; стоимость акций оценивается по биржевому курсу на определ. базисный период, процентная ставка и сроки погашения полученных взамен имущества ценных бумаг определяют условия возмещения убытков прежним акционерам (практика Великобритании, Франции, Италии). Помимо обычной конфискации имущества, принадлежащего частному лицу или соц. группе (напр., духовенству), Н. отд. отраслей может преследовать и др. цели: передачу в коллективную собственность получаемой прибыли, если гос-во находит, что прибыль неправильно используется, неправильно распределяется, незаконно переводится за границу, защиту потребителей от злоупотреблений, к к-рым может привести существование частных монополий; контроль за использованием финанс. ресурсов, к-рыми располагает компания; осуществление структурных реформ в нек-рых областях деятельности; осуществление намеченных планом производств. и инвестиционных задач в ключевых отраслях; пресечение утечки доходов пр-тий с участием иностранного капитала за границу; переход к иному социально-экономич. строю. Статус национализированных пр-тий осуществляется в формах: смешанного об-ва с преобладающим участием гос-ва и меняющейся в размерах долей частного капитала; государственной компании, в к-рой весь капитал принадлежит гос-ву (банки); нац. пр-тия. Контроль за ними осуществляются в соответствии с целями финанс. и экономич. политики гос-ва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

национализация

национализации, ж. (фр. nationalisation) (полит.).

    Изъятие имущества из частной собственности и обращение его в собственность государства. Национализация земли. Национализация фабрик и заводов.

    Организация чего-н. на национальных основах, силами данной национальности (нов.). Национализация аппарата. Национализация прессы. Национализация школы.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

национализация

    Передача из частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики, земель, банков, жилых и общественных зданий.

    Организация чего-н. на национальной основе.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

национализация

ж. Передача из частной собственности в собственность государства или общества предприятий, банков, отраслей производства и т.п.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

национализация

переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства.

Большой юридический словарь

национализация

мера социально-экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, является бесспорной прерогативой суверенного государства. В демократических государствах Н. производится только на основании закона и при условии адекватной компенсации собственнику национализируемого имущества.

Национализация

переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленности, транспорта, связи, банков и т.д. Н. имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в интересах какого класса и в какую историческую эпоху она проводится. В феодальную эпоху огосударствление служило централизации власти в борьбе с отдельными феодалами, укреплению монархии, сосредоточению в руках государства главного богатства ≈ земли. В ходе буржуазных революций Н. земель способствовала ликвидации экономической базы феодализма и ускорению капиталистического развития. Во 2-й половине 19 в. быстрое развитие капиталистических производительных сил привело к тому, что отдельные сферы и отрасли экономики по своим масштабам стали перерастать рамки частной собственности, что привело в ряде стран к Н. путей сообщения и средств связи в интересах развития экономики или в политических (военно-стратегических) и фискальных целях. По своему характеру Н. при капитализме может носить как прогрессивный, так и реакционный характер, на что указывал Ф. Энгельс. Прогрессивна лишь та Н., которая вызвана потребностями развития производительных сил, «... так как лишь в том случае, когда средства производства или сообщения действительно перерастут управление акционерных обществ, когда их огосударствление станет экономически неизбежным, только тогда ≈ даже если его совершит современное государство ≈ оно будет экономическим прогрессом, новым шагом по пути к тому, чтобы само общество взяло в свое владение все производительные силы» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 289, прим.). Энгельс подчёркивал, что Н. при капитализме не уничтожает капиталистического характера производительных сил и производственных отношений, ибо буржуазное государство «... есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист» (там же, с. 290). Однако уже в тот период он показывал, что Н. крупных предприятий ≈ свидетельство ненужности буржуазии для управления современными производительными силами.

Переход от капитализма к социализму предусматривает ликвидацию частной капиталистической собственности и установление общественной собственности на средства производства. Обязательной предпосылкой для проведения социалистической Н. является победа социалистической революции и установление власти рабочего класса и трудового крестьянства. Теоретически необходимость социалистической Н. глубоко обоснована в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, развита применительно к современной эпохе в программных документах КПСС, коммунистических и рабочих партий, подтверждена опытом социалистического строительства в СССР и др. социалистических странах. После победы социалистической революции, ≈ писали Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» , ≈ «пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» (там же, т. 4, с. 446).

При ликвидации капиталистической собственности пролетарское государство допускает выплату компенсации владельцам национализированных средств производства. Маркс и Энгельс указывали, что при определённых условиях выкуп не только возможен, но и целесообразен. Закономерностью социалистической революции научный коммунизм считает сам факт перехода средств производства в общественную собственность, а формы и методы этого перехода зависят от конкретных условий. Это важное положение полностью разделял В. И. Ленин. Он считал, что преобразование буржуазной частной собственности в социалистическую общественную собственность может быть осуществлено мирным путём, без лишения буржуазии всех имущественных прав и с привлечением её на службу государства рабочих и крестьян. В. И. Ленин указывал, что в период революции сопротивление капиталистов можно сломить, национализировав собственность нескольких сот, самое большее одной-двух тыс. миллионеров. «Даже и у этой горстки богачей не нужно отнимать ""все" их имущественные права, можно оставить им и собственность на многие предметы потребления, и собственность на известный, скромный доход» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 32, с. 122).

Марксизм-ленинизм строго разграничивает крупную и мелкую частную собственность на средства производства. Если крупная капиталистическая собственность, имеющая нетрудовой характер, подлежит в ходе социально-экономических преобразований Н., то мелкая собственность крестьян, кустарей и ремесленников не национализируется, а обобществляется в процессе кооперирования. Марксизм не только обосновал закономерность ликвидации капиталистической собственности на средства производства и замены её общественной собственностью, но и указал пути осуществления этого революционного переворота в социально-экономических отношениях. Маркс и Энгельс учитывали, что частную собственность нельзя уничтожить сразу, что экспроприация экспроприаторов ≈ не единовременный акт.

Ленин, разрабатывая в новых исторических условиях программные вопросы социалистической революции, определял основные пути и методы социалистического обобществления средств производства: Н. собственности крупных и средних капиталистов и постепенное преобразование частной собственности мелкой буржуазии в общественную собственность. Н. основных средств производства, проводимая пролетарским государством, ≈ важнейшая революционная мера, приводящая производственные отношения в соответствие с уровнем и характером развития производительных сил. Она передаёт средства производства в руки подлинных хозяев ≈ трудящихся и обеспечивает реальное освобождение их от эксплуатации. Используя Н., рабочий класс овладевает производственным аппаратом, завоёвывает командные высоты, лишает буржуазию и помещиков экономической базы их господства, осуществляет коренные преобразования социально-экономического строя общества. Пролетарское государство в первую очередь завоёвывает ключевые позиции в экономике путём Н. самых важных отраслей хозяйства.

Важнейшую роль в создании социалистической собственности играет Н. банков, без которой невозможно лишить буржуазию её экономического могущества и организовать социалистическое производство и распределение продуктов по единому плану. Н. внешней торговли и установление монополии внешней торговли позволяют социалистическому государству оградить себя от проникновения иностранного капитала и проведения им экономических диверсий, укрепить свою независимость и самостоятельность. Важное место занимает Н. земли, которая ликвидирует остатки феодальных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве и создаёт большие возможности для развития социалистического сельского хозяйства на основе кооперирования крестьян. Н. промышленности, транспорта и связи ≈ необходимая мера, без которой невозможно создать материальную базу социалистической экономики. Н. важнейших отраслей народного хозяйства закладывает основу экономической самостоятельности социалистического государства, ускоряет его социально-экономическое развитие.

Национализация в Советской России. После победы Октябрьской революции 1917 рабочий класс приступил к осуществлению социалистических преобразований. Н. Земли и её недр, вод и лесов была провозглашена Декретом о земле . Частная собственность на землю была отменена. Земля объявлена государственной (общенародной) собственностью. В пользование крестьян бесплатно перешло 150 млн. га. Социалистическая Н. земли была проведена в интересах трудящихся и эксплуатируемых масс деревни. Она стала экономической основой кооперирования крестьянских хозяйств (см. Коллективизация сельского хозяйства). Социалистическая Н. земли «... обеспечила доведение до конца буржуазно-демократической революции... кроме того... дала наибольшие возможности пролетарскому государству переходить к социализму в земледелии» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 37, с. 327). Она имела большое значение не только для периода строительства социализма, но и для дальнейшего развития советского общества, для решения современных проблем сельского хозяйства.

Важнейшим мероприятием стала Н. банков, которая началась с овладения Государственным банком России и установления контроля над частными банками. Ленин видел в таком контроле лишь переходную форму к Н., которая позволила бы трудящимся освоить управление финансами для социалистического строительства. Однако вследствие саботажа банкиров Советская власть была вынуждена ускорить Н. банков. Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 частные коммерческие банки были национализированы. Установлена государственная монополия на банковское дело. Декретом СНК от 23 января (5 февраля) 1918 их капиталы полностью и безвозмездно передавались Государственному банку. Слияние национализированных частных банков с Государственным банком в единый Народный банк РСФСР было завершено к 1920. Такие звенья банковской системы царской России, как ипотечные банки, общества взаимного кредита и др., были ликвидированы. Н. банков облегчила Советскому государству борьбу с голодом и разрухой. В процессе Н. начала создаваться социалистическая банковская система (см. Банки).

Н. банков явилась важнейшим шагом на пути подготовки Н. промышленности. В руках государства оказался могучий рычаг воздействия на развитие промышленности, транспорта и др. отраслей хозяйства. 14 (27) ноября 1917 ВЦИК и СНК издали Положение о рабочем контроле, который являлся подготовительным мероприятием к Н. промышленности, прошедшей несколько этапов.

Первый этап (ноябрь 1917 ≈ февраль 1918) характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении Н. Первой была национализирована 17 (30) ноября 1917 фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917 до марта 1918, по данным промышленной и профессиональной переписи 1918, национализировано 836 промышленных предприятий. В этот период, получивший название «Красногвардейской атаки на капитал», темпы отчуждения фабрик и заводов обгоняли темпы налаживания управления национализированными предприятиями.

На втором этапе Н. (март ≈ июнь 1918) центр тяжести экономической и политической работы партии был перенесён с экспроприации буржуазии на закрепление завоёванных позиций, налаживание учёта и контроля, организацию управления национализированной промышленностью. Особенностью этого этапа Н. было обобществление целых отраслей промышленности и создание условий для Н. всей крупной промышленности. 2 мая 1918 СНК принял декрет о Н. сахарной промышленности, 20 июня ≈ нефтяной. В мае 1918 конференция представителей национализированных машиностроительных заводов, в работе которой участвовал Ленин, приняла решение о Н. заводов транспортного машиностроения. Всего за этот период национализировано 1222 промышленных предприятия.

Третий этап Н. продолжался с июня 1918 (декрет от 28 июня) по июнь 1919. Он характеризовался усилением организующей, руководящей роли Советского государства и его хозяйственных органов в проведении социалистической Н. К осени 1918 в руках государства было сосредоточено 9542 предприятия. Вся крупная капиталистическая собственность на средства производства была национализирована методом безвозмездной конфискации. С лета 1919 темпы Н. резко возросли. К государству перешли не только крупные, но и средние и большая часть мелких промышленных заведений. Форсирование процесса Н. было вызвано необходимостью мобилизовать все наличные производственные ресурсы в период Гражданской войны 1918≈20. На территориях, освобожденных от контрреволюционных сил и интервентов, восстанавливалось действие законов, связанных с Н.

Н. основных средств транспорта была осуществлена в короткие сроки 1917≈18. Этому способствовали высокий уровень концентрации капитала и преобладание государственных (казённых) железных дорог. В январе 1918 была завершена Н. морского и речного транспорта; осенью 1918 национализированы частные железные дороги.

Н. положила начало созданию социалистического уклада в экономике Советской страны, утверждению социалистических производственных отношений, содействовала становлению системы планомерного развития народного хозяйства. Наряду с монополией внешней торговли и аннулированием иностранных займов она заложила основу экономической независимости СССР.

Национализация в зарубежных социалистических странах имеет особенности, определяемые как международным положением этих стран, так и спецификой перехода к социализму, расстановкой классовых сил, историческими и экономическими особенностями. Н. земли в этих странах (за исключением МНР) в силу длительной традиции и глубокой привязанности крестьян к частной собственности на землю проведена лишь частично. Конфискованная в ходе аграрных реформ земля помещиков и крупных землевладельцев в основном была передана в собственность трудящихся крестьян (см. Конфискация земли).

Н. банков осуществлялась с учётом опыта СССР. В большинстве стран она происходила в два этапа. На первом этапе, когда проводились демократические, антиимпериалистические и антифеодальные преобразования, были национализированы эмиссионные банки и крупные коммерческие банки, принадлежавшие буржуазии, связанной с иностранным капиталом. Все др. кредитные учреждения были взяты под контроль государственных эмиссионных банков. На втором этапе ≈ этапе социалистических преобразований, была завершена Н. банков и установлена государственная монополия банковского дела. В Болгарии в 1946 были национализированы все иностранные и частные банки, принадлежавшие буржуазии, сотрудничавшей с фашистами, а в декабре 1947 ≈ все частные банки. В Венгрии в 1945 национализирован эмиссионный банк и введён контроль над частными банками, в 1948 их Н. была завершена. В Румынии в 1946 национализирован эмиссионный банк и введён контроль над более чем 450 частными банками и банкирскими конторами, которые в 1948 были национализированы. После образования ГДР частные банки продолжали деятельность под контролем народной власти. С переходом к строительству социализма за период 1952≈53 они были национализированы. В Польше в период фашистской оккупации большинство банков прекратили свою деятельность. Декретом от 25 октября 1948 все частные кредитные учреждения были ликвидированы и установлена государственная монополия на банковское дело. В Чехословакии Н. банков была осуществлена в 1945. В Югославии в 1944 были национализированы банки, принадлежавшие фашистским оккупантам и коллаборационистам, а в 1945 ≈ все частные коммерческие банки. В КНР большая часть банков была национализирована сразу после установления народной власти, некоторые мелкие частные банки были преобразованы в смешанные государственно-частные, которые функционируют под контролем Народного банка Китая. На Кубе все частные банки страны, включая и филиалы крупнейших американских банков, были национализированы сразу после установления народной власти (1960). В ДРВ государственная банковская система начала создаваться ещё в период антиимпериалистической революции, когда иностранные банки начали прекращать свою деятельность. Особенность Н. банков в ряде стран (в частности, в Чехословакии, Венгрии, Румынии) состояла в том, что владельцы банков, поддерживавшие мероприятия народной власти, получали частичную компенсацию в форме выкупа акций народным государством.

В промышленности в большинстве стран в первую очередь национализированы предприятия, составлявшие собственность монополий Германии и её союзников, коллаборационистов. В результате экономическая власть крупного капитала была в значительной мере подорвана, что облегчило подготовку и проведение дальнейшего обобществления средств производства. В результате Н. промышленности в законодательном порядке закреплялись экономические завоевания трудящихся, осуществленные в 1944≈45 в период освобождения. Крупная промышленная буржуазия лишилась средств производства. Темпы Н. промышленности в отдельных социалистических странах были различными. В отличие от СССР, где крупная и средняя промышленность была национализирована почти одновременно, в зарубежных социалистических странах Н. проводилась постепенно, как правило, по этапам, с более широким использованием рабочего контроля, государственного капитализма и др. переходных форм. Законы о Н. в европейских социалистических странах предусматривали выплату собственникам предприятий известного возмещения.

Благодаря Н. был создан социалистический уклад, который стал господствующим в народном хозяйстве.

Национализация в развитых капиталистических странах ≈ одно из проявлений государственно-монополистического капитализма. Она вызвана рядом причин ≈ концентрацией производства, давлением трудящихся масс и др. Усиление государственного монополистического капитализма в связи с общим кризисом капитализма активизирует вмешательство буржуазного государства в процесс воспроизводства в интересах монополий, финансовой олигархии. Национализируются в первую очередь отрасли военной промышленности, важнейшие для народного хозяйства отрасли, а также отрасли, требующие огромных капитальных вложений на длительный срок (топливно-энергетическая, в том числе атомная энергетика, транспорт и др. отрасли инфраструктуры). Как правило, бывшим владельцам предприятий выплачивается значительная компенсация, иногда превышающая стоимость национализируемого имущества. Буржуазная Н. не изменяет существа капиталистического строя, так как не обращает национализированные средства производства в общественную собственность, следовательно, не обеспечивает планомерного развития народного хозяйства, не меняет характера распределения продукта. Часто она представляет собой способ переложения бремени финансирования капиталоемких и малоэффективных отраслей и производств на плечи трудящихся масс.

Коммунистические партии исходят из возможности использования при определённых условиях Н. для ограничения всевластия монополий и улучшения положения трудящихся, для осуществления демократического контроля над национализированными секторами производства и демократизации управления ими. В 50≈60-е гг. коммунистические партии капиталистических стран разработали программы реформ, важной составной частью которых стало требование демократической Н. Последовательное осуществление этих программ путём классовой борьбы призвано подорвать власть капитала и создать предпосылки для социалистических преобразований.

Теоретической основой Н. земли при капитализме явилось учение К. Маркса о земельной ренте. При капитализме земельная частная собственность крупных землевладельцев препятствует рациональному ведению хозяйства, отвлекает от производства значительную часть общественного продукта, поступающую им в виде арендной платы, и понижает среднюю норму прибыли. Маркс показал, что в условиях капитализма путём Н. к государствупереходит лишь право собственности на землю, т. е. право получать земельную ренту. Хотя от Н. земли при капитализме прежде всего и больше всего выигрывает буржуазия, пролетариат также заинтересован в ней, так как она уничтожает остатки феодализма, ускоряет развитие капитализма в земледелии со всеми присущими ему противоречиями. Н. земли в условиях капитализма ставит задачу укрепления позиций буржуазии и имеет характер буржуазной реформы. Однако буржуазия ни в одной стране не решилась на осуществление Н. земли, поскольку она сама имеет в собственности значительную часть земли и боится всякого на неё покушения.

В. И. Ленин установил, что Н. земли возможна лишь в молодом буржуазном государстве, поскольку с развитием капитализма и особенно в эпоху империализма происходят переплетение и сращивание интересов финансовой буржуазии и крупных землевладельцев. Развивая марксистскую теорию аграрного вопроса, Ленин подчёркивал, что Н. земли в ходе буржуазной революции есть последовательная демократическая мера, окончательно уничтожающая остатки феодальных отношений и создающая широкие возможности для развития производительных сил в сельском хозяйстве. Однако в зависимости от степени развития капитализма в сельском хозяйстве, соотношения классовых сил и наличия определённых традиций частной собственности на землю сроки и формы Н. земли в различных странах могут существенно различаться.

Как часть общего комплекса мероприятий по государственно-монополистическому регулированию экономики осуществляется Н. банков. Она носит частичный характер, не затрагивает основных принципов организации кредитных систем и не влечёт за собой существенных изменений в их политике, структуре, характере связей с др. кредитными учреждениями. В советах директоров и на руководящих постах остаются крупные акционеры, тесно связанные с финансовым капиталом. Национализируются, как правило, только эмиссионные банки; коммерческие банки, за редким исключением, остаются в частном секторе. Так, в Великобритании при национализации Английского банка в 1946 коммерческие банки не были национализированы. Во Франции, которая имеет наиболее развитый государственный сектор в банковский системе, в 1945 наряду с Банком Франции были национализированы лишь 4 коммерческих банка из более чем 300.

Н. частных предприятий практиковалась многими государствами ещё в 19 в. Огосударствление отдельных промышленных предприятий осуществлялось в Великобритании, Франции, Бельгии и др. капиталистических государствах в 20≈30-х гг. 20 в., проводилось без участия рабочего класса и сопровождалось выкупом государством у буржуазии средств производства. Такая Н., естественно, не затрагивала капиталистических производственных отношений.

Несколько иной характер первоначально носила Н. промышленности в ряде стран Западной Европы после окончания 2-й мировой войны 1939≈45. В сложившейся тогда политической и экономической обстановке важнейшей движущей силой Н. стал рабочий класс. В 1944≈46 Н. ряда отраслей производства была осуществлена во Франции. Коммунисты, входившие в состав правительства, стремились провести её в интересах трудящихся. В декабре 1944 был сделан первый шаг по этому пути ≈ национализированы шахты крупнейшего угольного бассейна департаментов Нор и Па-де-Кале. В январе 1945 конфискованы автомобильные заводы Рено, владелец которых в годы оккупации активно сотрудничал с гитлеровцами. В марте 1945 проведена Н. авиамоторных заводов «Гном и Рон». В 1946 во Франции были национализированы все крупные предприятия по производству электроэнергии и газа, завершена Н. угольной промышленности. Профсоюзы получили доступ в административные советы национализированных предприятий. Н. сделала возможным улучшение условий труда, частичное повышение заработной платы.

Острая борьба развернулась после войны вокруг Н. промышленности в Австрии. В результате разгрома фашистской Германии здесь происходил подъём рабочего движения. Австрийские рабочие в середине 1945 потребовали конфискации собственности военных преступников, Н. промышленности и банков. Проведённая в соответствии с законами от 26 июня 1946 и 26 марта 1947 Н., хотя и создала довольно обширную государственно-капиталистическую собственность, однако не затронула многих ключевых позиций австрийских монополий и иностранного капитала.

Н. в Великобритании, осуществленная лейбористским правительством в 1945≈51, охватила угольную, энергетическую и газовую промышленность, предприятия связи, транспорт (ж.-д., почти весь воздушный, частично речной и автомобильный) и часть металлургических предприятий. Владельцы национализированных предприятий получили значительную компенсацию.

В развитых капиталистических странах более всего Н. охвачены ж.-д. и воздушный, в небольшой степени ≈ морской, речной и автомобильный транспорт. Н. транспорта широко распространена в Западной Европе и в Японии, менее ≈ в Северной Америке (США, Канада). Магистральный ж.-д. транспорт везде, кроме США и Канады, принадлежит в основном национальным компаниям (государственным или смешанным). В США все ж.-д. компании ≈ частные, в Канаде примерно половина магистральной сети принадлежит государственной национальной компании, объединяющей ряд железных дорог, построенных государством. В Японии и в некоторых странах Западной Европы в частной собственности находятся лишь железные дороги местного значения. Во всех развитых капиталистических странах (кроме США, где все авиакомпании ≈ частные) большая часть воздушного транспорта сосредоточена в руках крупных национальных компаний (государственных, реже смешанных). Н. слабо затронула морской и речной транспорт, однако внутренние водные пути, речные и морские порты, как правило, принадлежат государству или местным органам власти. Государственные предприятия (национальные компании) грузового автомобильного транспорта существуют в немногих странах развитого капитализма (Великобритания, Нидерланды). Но и там они охватывают лишь небольшую часть парка грузовых автомобилей и перевозок. Значительно шире национализирован автобусный транспорт. Основные автобусные компании в капиталистических странах, кроме США, принадлежат государству или муниципалитетам. Большая часть сети трубопроводов в развитых капиталистических странах принадлежит частным компаниям. В государственной собственности находятся в Западной Европе трубопроводы стратегического значения, обслуживающие базы НАТО.

Национализация в развивающихся странах направлена, как правило, против иностранных монополий и политики неоколониализма. В результате Н. промышленных и др. предприятий создаётся государственный сектор, который играет важную роль в становлении и развитии национальной экономики, в укреплении независимости. Н. в этих странах проводится, как правило, с предоставлением компенсации прежним владельцам. Н. банков даёт возможность молодым государствам создать национальную кредитную систему, освободиться от давления иностранного капитала. В большинстве этих стран после завоевания независимости созданы государственные эмиссионные банки, регулирующие денежное обращение и осуществляющие политику правительства в области кредита. По мере экономического развития в ряде стран национализируются не только иностранные, но и национальные частные банки и др. кредитные учреждения. Так, например, в Сирии Н. частных банков была проведена в 1961≈63, в Бирме ≈ в 1963, в Индии в 1969 национализированы 14 крупнейших коммерческих банков, а в 1971 ≈ 42 крупные страховые компании. В ходе проведённых здесь аграрных реформ часть земли перешла в государственный сектор, однако, широкая Н. земли тормозится помещичьим землевладением. Н. транспорта в развивающихся странах ≈ важное средство борьбы против засилья иностранного капитала, которому в прошлом принадлежали основные сооружения и средства транспорта. В этих странах Н. транспорта способствует развитию государственного сектора, завоеванию экономической самостоятельности.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же; Маркс К., Национализация земли, там же, т. 18; Ленин В. И., Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905≈1907 годов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16; его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; его же, Доклад о земле 26 октября (8 ноября), там же, т. 35; его же, Речь о национализации банков на заседании ВЦИК 14 (27) декабря 1917 г., там же, т. 35; его же, Тезисы банковой политики, там же, т. 36; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Основы земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик, «Ведомости Верховного Совета СССР», 1968, ╧ 51, с. 485; Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. 1917≈1954, М., 1954: Национализация промышленности в СССР. Сб. док-тов и мат-лов, М., 1954; Виноградов В. А., Вопросы теории и практики социалистической национализации промышленности, М., 1965; Атлас М. С., Национализация банков в СССР, М., 1948; её же, Развитие банковских систем стран социализма, М., 1967; Гиндин А. М., Как большевики овладели Государственным банком, М., 1961; его же, Как большевики национализировали частные банки, М., 1962; Дьяченко В. П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, ч. 1, М., 1947; Яворский В., Кредитная система народной Польши, пер. с польск., М., 1961; Кочетковская Е., Национализация земли в СССР, 2 изд., [М.], 1952; Турубинер А. М., Право государственной собственности на землю в Советском Союзе, М., 1958; Яковец Ю. В., Теория и практика социалистического обобществления земли, М., 1960; Ленинский декрет «О земле» и современность, М., 1970; Ардаев Г. Б., Национализация в Австрии, М., 1960; Государственная собственность в странах Западной Европы, М., 1961; Иноземцев Н. Н., Современный капитализм: новые явления и противоречия, М., 1972; Государственная собственность и антимонополистическая борьба в странах развитого капитализма, М., 1973; Красавина Л. Н., Новые явления в денежно-кредитной системе капитализма. На материале Франции, М., 1971; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 1≈2, М., 1971; Селихов Е. И., Международные банки и банковские группировки, [М., 1973]; Транспортная система мира, М., 1971; Розин М. С., Василевский Л. И., Вольф М. Б., География мирового хозяйства (Ведущие отрасли), М., 1971 (гл. «Транспорт»).

Г. Б. Ардаев, М. С. Атлас, В. З. Дробижев, Л. И. Василевский, Н. К. Фигуровская, О. М. Шелков.

Википедия

Национализация

Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию - конфискацию, а также через полный или частичный выкуп - реквизицию.

В Российской Федерации, согласно ст. 235 ГК РФ, национализация должна проводиться в порядке, установленном федеральным законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, национализация в России проводиться не может. Однако на практике это относится лишь к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли/продажи.

В ряде справочных изданиях (например - Новейший энциклопедический словарь. ISBN 978-5-271-08330-3) указано также, что различия национализации зависят от того, в какую историческую эпоху, кем и в интересах каких классов она проводилась.

Примеры употребления слова национализация в литературе.

Кроме того, предполагались конфискация помещичьих земель, национализация всех земель в стране, передача права распоряжаться землей местным Советам батрацких и крестьянских депутатов, выделение Советов батрацких депутатов.

После национализации предприятий он по уполномочию рабочих и служащих отправляется в Москву ходатайствовать о пуске заводов и довивается успеха.

Созданный летом семнадцатого года Союз московских дворников с утра и до вечера занимался массой самых разнообразных и самых неотложных дел: деятельно участвовал в муниципализациях и национализациях домовладений, сборе с жильцов квартплаты, которая частично шла на содержание Союза, засыпал Совдеп ходатайствами о выдаче дворникам оружия и увеличения им пайка.

Излюбленным приемом такого замазывания является ссылка на национализацию земли и на рост кооперации, которые якобы сами по себе являются незыблемыми оплотами социализма в деревне.

Добросовестное проведение национализации советского, а также партийного, профессионального и кооперативного аппаратов, при дейст вительном учете классовых и междунациональных взаимоотношений.

Не находите ли Вы в самих этих акциях сходства с действиями лидеров Грузии и Молдовы, объявивших о национализации военного имущества на территории республик?

В Англии, например, действует преимущественно порабощение поземельное, и вопрос национализации земли состоит только в том, чтобы подтянуть винт податной, чтобы ослаб винт поземельного порабощения.

Национализации наряду с банками подлежат ссудосберегательные кассы, страховые общества, ломбарды и сейфы частных лиц.

Национализация земли в советском государстве, даже на бумаге проведена далеко не в полной мере, ибо ни один закон не формулировал до сих пор с достаточной точностью принадлежность земли государству, а новейшие проекты основных начал землепользования идут по линии сокращения и суживания понятия государственной собственности на землю.

Необходимо, чтобы наши требования - национализация шахт, фабрик и заводов, раздел земли между беднейшими крестьянами - нашли дорогу к сердцу каждого рабочего, каждого докера, каждого батрака.

Сталин видел один выход и радикально его провел: коллективизация крестьянского имущества и национализация крестьянского труда.

На заседании, на котором председательствовал Ленин, Сталин, выступая в прениях по аграрному вопросу, не поддержал ни ленинскую концепцию национализации земли, ни меньшевистский план ее муниципализации, а высказался за конфискацию помещичьих земель и распределение их среди крестьян.

В Лондоне простые англичане, поглощенные забастовками, экономическими проблемами, вопросами национализации , муниципализации и т.

Лозовскому, защищавшему лозунг национализации отдельных отраслей промышленности: Ни национализация для капиталистических стран, ни передача от частных капиталистов в руки государства, ни лозунг рабочего контроля, ни весь этот комплекс государственно-капиталистических лозунгов не приемлемы с точки зрения Коминтерна.

Нам удалось правильной политикой повести дело так, что самое большое вторжение в область частной собственности, а именно национализация промышленности, была проведена как защитная мера в войне против интервенции, т.

мера социально-экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, является бесспорной прерогативой суверенного государства. В демократических государствах Н. производится только на основании закона и при условии адекватной компенсации собственнику национализируемого имущества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

в СССР отмена рабочим классом, завоевавшим власть, права частной собственности на землю, орудия и средства производства и на другие объекты права частной собственности с установлением на них права государственной социалистической собственности. Опираясь на экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, Советская власть обобществила средства производства, сделала их собственностью всего народа и тем уничтожила систему эксплуатации, создала социалистические формы хозяйства. Таким образом, экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил получил у нас полный простор.

Проведенная Советским государством Н. земли с ее недрами, лесами и водами, Н. заводов, фабрик, рудников, основных средств транспорта, банков утвердила социалистическую собственность на орудия и средства производства и, ликвидировав тем самым капиталистическую систему хозяйства, заложила основу социалистической системы хозяйства.

Н. земли была проведена в России декретом о земле от 26 октября 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 1, ст. 3) в первый же день завоевания власти пролетариатом (см. Национализация земли). Вслед за И. земли последовали: 14 декабря 1917 г. Н. банков (СУ РСФСР 1917 г. № 10, ст. 150); в январе 1918 г. Н. торгового флота (СУ РСФСР 1918 г. № 19, ст. 290); 22 апреля 1918 г. Н. внешней торговли (СУ РСФСР 1918 г. № .33, ст. 432). Н. промышленности предшествовал декрет 14 ноября 1917 г. о рабочем контроле (СУ РСФСР 1917 г. № 3, ст. 35). Рабочий контроль явился подготовительным мероприятием к переходу частнокапиталистических предприятий в собственность Советского государства и одновременно – школой для подготовки будущих хозяйственников из среды рабочего класса, организаторов социалистического производства.

Утвержденной III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в подтверждение отмены частной собственности на землю весь земельный фонд объявлялся общенародным достоянием; объявлялись национальным достоянием леса, недра и воды, а также образцовые поместья с их живым и мертвым инвентарем и с.-х. предприятия; подтверждался переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства, а также вводился закон о рабочем контроле, как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог, прочих средств производства и транспорта в собственность Советской республики.

Сначала Н. подвергались отдельные фабрики и заводы, брошенные их владельцами, а также предприятия, собственники которых отказались подчиниться рабочему контролю. 28 июня 1918 г. была декретирована Н. всех крупных промышленных предприятий, предприятий коммунальных и ж.-д. транспорта.

На базе обобществления средств производства в социалистическом обществе возник экономический закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, как противовес закону конкуренции и анархии производства при капитализме.

Н. в корне изменила экономическую структуру страны. Капиталистические производственные отношения, основанные на частной собственности, были заменены социалистическими производственными отношениями, в основу которых положена государственная социалистическая собственнвсть на орудия и средства производства. Государство и право как часть новой надстройки стали величайшей силой, которая активно содействовала оформлению и укреплению экономического базиса нового, социалистического государства.

И. земли, банков, крупной промышленности, предприятий, транспорта была проведена в дальнейшем и в новых республиках, вошедших в состав СССР, а также на воссоединенных территориях. В июле 1940 г. декларациями сеймов Литвы и Латвии и государственной думы Эстонии земля была объявлена государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием; одновременно была декларирована Н. банков и крупной промышленности. В конституциях Литовской, Латвийской и Эстонской республик говорится о ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмене частной собственности на орудия и средства производства в промышленных предприятиях и Н. этих предприятий, банков, транспорта и средств связи в целях полного уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социалистического общества.

15 августа 1940 г., в связи с воссоединением Бессарабии с Советским Союзом, указами Президиума Верховного Совета СССР («Ведомости Верховного Совета СССР» 1940 г. № 29) установлено на всей территории Бессарабии действие советских законов о Н. земли, а также установлена Н. банков, промышленных и торговых предприятий, железнодорожного и водного транспорта и средств связи. Одновременно, в связи с включением северной части Буковины в состав УССР, установлено, что на территории северной части Буковины вся земля с ее недрами, лесами и водами является государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием, а также являются национализированными банки и другие кредитные учреждения, промышленные предприятия, железнодорожный и водный транспорт, средства связи, электростанции, трамваи и автобусы, учебные заведения, кинематографы, театры, музеи, крупные гостиницы, крупные домовладения. Аналогичные мероприятия проведены на территории Южного Сахалина.

При Н. происходит прекращение частной собственности и возникновение новой, государственной социалистической собственности. Право собственности государства не является производным от прав предшественника. В частности, при Н. предприятий к государству не переходят долги национализируемых предприятий.

Переход к государству имущества национализированных предприятий не зависит от того, где это имущество находится. Имущество национализируемого предприятия является единым имущественным комплексом. Из этого следует, что к Советскому государству перешло все имущество национализированных предприятий, в том числе и находящееся за границей. Это положение подтверждается текстом самих декретов о Н. Переход имущества национализированного юридического лица определяется законом того государства, которое прекратило существование этого юридического лица. Декреты о Н. распространяются и на те предприятия, участниками которых являются иностранцы. В постановлении СНК РСФСР 2 декабря 1918 г. (СУ РСФСР 1918 г. № 90, ст. 907) указывалось, что русские акционерные банки подходят под действие декрета 14 декабря 1917 г. (этот декрет установил Н. банков) независимо от национального состава их акционеров или вкладчиков.

Декреты о Н. были встречены буржуазными государствами враждебно. Суды буржуазных стран в первые годы существования Советской власти неоднократно пытались отрицать право собственности Советского государства на национализированное имущество, даже и в том случае, если это имущество фактически уже перешло в руки Советского государства. Делалось это нередко со ссылкой на то, что декреты о Н. не могут применяться за границей ввиду их противоречия «публичному порядку». Таким образом, прежний собственник за границей признавался сохранившим свое право собственности. Очевиден классово-враждебный по отношению к пролетарскому государству характер ссылок на «публичный порядок» как на основание непризнания права собственности Советского государства на национализированное им имущество. Однако буржуазные суды в связи с укреплением международного положения Советского государства и развитием советской внешней торговли вынуждены были изменить свою позицию непризнания советской Н. Так, уже в 1921 г. английский апелляционный суд по делу Лютера – Сэгора вынужден был признать право собственности Советского государства на вывезенное в Англию национализированное имущество.

В наст, время национализированное имущество, вывезенное советскими органами за границу, повсеместно признается собственностью Советского государства. Таким образом, иностранные суды признали экстерриториальное действие советских декретов о Н. Что же касается национализированного имущества заграничных отделений русских банков, морских судов и т. п., то буржуазные суды по общему правилу не признавали права собственности СССР на это имущество. Эти суды произвольно ограничивали смысл советских декретов о Н., признавая СССР собственником лишь того имущества, которое находилось в момент Н. на территории Советского государства. Ограничение действия декретов о Н. является нарушением общепринятых начал международного частного права, актом борьбы против советских законов о Н. СССР никогда не отказывался и не отказывается от своих прав на это имущество.

Опыт строительства социализма в СССР был широко использован государствами народной демократии при проведении мероприятий, направленных на ликвидацию капиталистической частной собственности. Основные орудия и средства производства в этих странах стали государственной всенародной собственностью. Н. командных высот народного хозяйства и использование их в общенародных интересах обеспечили социалистический путь развития государств народной демократии. В конституциях народных республик всенародная собственность провозглашается главной опорой государства в развитии народного хозяйства и является материальной основой экономического процветания и национальной независимости народной республики.

И. В. Сталин учит, «... что пока существует государство, передача в собственность государства является наиболее понятной первоначальной формой национализации. Но государство будет существовать не на веки-вечные. С расширением сферы действия социализма в большинстве стран мира государство будет отмирать и, конечно, в связи с этим отпадет вопрос о передаче имущества отдельных лиц и групп в собственность государству. Государство отомрет, а общество останется. Следовательно, в качестве преемника общенародной собственности будет выступать уже не государство, которое отомрет, а само общество в лице его центрального, руководящего экономического органа» (Сталин И. В., Экономические проблемы социализма в СССР, 1952, стр. 87–88).

Т. н. Н., проведенная после второй мировой войны в ряде буржуазных стран – Англии, Франции, Австралии, Австрии, – не имеет ничего общего ни с экспроприацией капиталистической частной собственности на орудия и средства производства, ни с социализмом. После Н. английского банка в кредитной системе Англии все осталось по-старому. В результате Н. угольной промышленности и железных дорог владельцы получили от государства гарантированный доход в государственных облигациях.

Национализация

(Nationalization)

Национализация - это передача в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам

Национализация банков, методы национализации, формы национализации, национализация земли, промышленности и транспорта

Национализация (Nationalization) - это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства

Национализация — это передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Национализация - это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства , осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа. Затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике Национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации

За период с 1917 по 1975 общий размер доходов иностранных нефтяных корпораций в республике Венесуэле превысил $200 млрд, тогда как государство получило лишь около $45 млрд.

История экономического развития. Валовой внутренний (ВВП) республики Венесуэлы - совокупность произведенных в стране товаров и услуг - составил в 2002 приблизительно 131,7 млрд. долл., а средний профит на душу населения был самым высоким в Латинской Америке. Столь резкое преображение страны объясняется одной причиной - высоким уровнем добычи земляного масла.

С начала 1920-х до конца 1960-х годов происходил быстрый рост нефтяной индустрии. обеспечивала более 90% доходов республики Венесуэлы от экспортирования и 60% государственных доходов, составляя почти 25% ВВП ; именно черным золотом объясняется большой объем иностранных инвестиций. и различные отчисления, выплачиваемые предприятиями нефтяной промышленности, позволили развернуть обширную программу общественных работ и предоставить займы многим частным предпринимателям. Валютные поступления от экспортирования черного золота позволяют закупать за рубежом не только потребительские товары , но и товары производственного назначения в достаточном объеме, что способствует быстрому росту производства.

После падения диктатуры Хименеса в 1958 правительство взяло курс на более сбалансированное экономическое развитие. Увеличились на образование, поощрялись капиталовложения в обрабатывающую промышленность, часть средств была направлена на развитие внутренних областей страны. В период с 1958 по 1970 темп экономического роста составлял 6,1% в год. С 1961 по 1971 количество людей, занятых в обрабатывающей промышленности и торговле, удвоилось.

В 1959 правительство республики Венесуэлы повысило налог на прибыль нефтяных компаний с 26 % до 45 %, а к началу 1970-х — до 50 % и выше. Стал меняться и порядок определения цен на , после того как в 1960 была образована ОПЕК, одним из создателей которой стала республика .

В 1976 при президенте Карлосе Пересе нефтяная промышленность республики Венесуэлы была национализирована, однако республика Венесуэла не смогла эффективно использовать создавшиеся возможности и возросшие поступления от экспортирования черного золота для увеличения собственного нефтедобывающего потенциала, развития обрабатывающей промышленности, создания многоотраслевого хозяйства, снижения зависимости экономики республики Венесуэлы от черного золота.

Государственная нефтяная организация Petroleos de Republic Venezuela SA (PDVSA) работала крайне неэффективно, расходуя значительные средства на дорогостоящие и амбициозные проекты, жалование высокопоставленным работникам. Несмотря на высокие цены на нефть, вырос внешний .

В конце 1980-х резкое снижение нефтяных цен на мировом рынке привело к экономическому коллапсу. В 1989 президент Карлос Перес, вновь избранный на этот пост, начал осуществление программы экономической стабилизации и структурной перестройки, разработанной по инициативе МВФ, однако предпринятая им шоковая терапия вызвала массовое недовольство населения, и Перес был отстранен от власти.

Недостаток собственных ресурсов для развития нефтяной промышленности вынудил президента Рафаэля Кальдера вновь открыть эту для иностранных консорциумов, которые занялись разведкой и разработкой месторождений легкой и средней черного золота на условиях раздела продукции.

В 1973-1974 цены на нефть на мировом рынке , а следовательно, и доходы республики Венесуэлы от экспортирования черного золота выросли на 400%. Это дало правительству средства для осуществления далеко идущих планов, включавших развитие сельского хозяйства, гидроэнергетики и новых отраслей тяжелой промышленности, особенно металлургической; строительство промышленных предприятий предполагалось в восточной части республики Венесуэлы - в Сьюдад-Гуаяне и других городах. Темп экономического роста в 1970-1977 составлял 5,7% в год. После 1977 в экономике наблюдался застой. В 1986 объем ВВП республики Венесуэлы был даже ниже, чем в 1977. Снижение ВВП по сравнению с предшествующим годом зафиксировано в 1989 и еще раз - в 1994. За период с 1965 по 1979 ВВП вырос на 93%, однако с 1979 по 1995 прирост составил лишь 25%. Пытаясь добиться стабилизации в экономике, сменявшие друг друга правительства принимали меры по усилению рыночного сектора в экономике. В 1989 администрация Переса приняла программу жесткой экономии и сокращения расходов, что привело к волнениям и вспышкам насилия. В 1994 и 1995 правительство Кальдеры следовало провозглашенной им во время избирательной кампании более либеральной программе (отчасти имевшей популистский характер), однако в 1996 приняло неолиберальную программу, предусматривавшую новые договора о кредитах с Международным валютным фондом и проведение структурной перестройки экономики.

С приходом к Власти Уго Чавеса (1999) был принят , предполагающий усиление роли Государства и увеличение налогообложения в нефтяной сфере (2002). Доля Государства в нефтеразведке и Добыче земляного масла была установлена на уровне не ниже 51 %. Значительно увеличена и плата за Недра — роялти. Недовольный реформами персонал PDVSA начал бастовать, но в длившейся почти два года борьбе с забастовщиками Чавесу удалось одержать победу: в начале 2003 около 18 000 работников Фирмы (то есть почти половина персонала) были уволены. Чавесу удалось полностью поставить деятельность Фирмы под свой .


Что такое Национализация? Значение слова «Национализация» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Национализация» в словарях

Национализация

Экономический словарь

(фр" англ. nationalisation) - общая мера государства по осуществлению социально-экономических изменений, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства (за выкуп или без выкупа); одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной собственности, в т.ч. и принадлежащей иностранцам, - бесспорная прерогатива суверенного государства. Право государства на Н., признаваемое международным правом, включает его право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами. В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. предусмотрено, что каждое государство имеет право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность. В этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его соответствующих законов и постановлений и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными. Компенсация должна быть адекватной размерам национализированной собственности, эффективной и осуществляться достаточно быстро. В любом случае, когда вопрос о компенсации вызывает спор, он должен урегулироваться, согласно внутреннему праву национализирующего государства и его судами, если только все заинтересованные государства добровольно и по взаимному согласию не достигнут договоренности в отношении поисков других мирных средств урегулирования на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободы выбора средств. Государство, принимающее решение о Н., может урегулировать вопрос о взаимных имущественных претензиях, возникающих при Н., путем заключения международных соглашений. СССР в свое время заключил международные соглашения такого рода с США (1933 и 1937 гг.). Великобританией (1968 г), Данией (1964 г), Нидерландами (1967 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.). Аналогичные соглашения были заключены Болгарией, Польшей, Венгрией, Румынией, Чехословакией и Югославией. Многие зарубежные государства стремятся обеспечить интересы своих транснациональных корпораций путем заключения двусторонних соглашений о гарантиях, предусматривающих обязанность возмещения инвестиций в случае Н. Значительное число таких соглашений было заключено США и ФРГ с другими странами, прежде всего с развивающимися. Принятый государством закон о Н. имеет экстерриториальное действие, т.е. должен признаваться и за пределами этого государства. Российская доктрина исходит из того, что условия проведения Н. определяются не только международным правом, но и внутренним правом государства, ее осуществляющего. В соответствии с российским законодательством и международным правом Н. может осуществляться только при условии справедливого возмещения собственнику национализируемого имущества. В российском законодательстве об иностранных инвестициях есть положения, регулирующие вопрос о Н. Обратный процесс - денационализация, суть которой заключается в распродаже по дешевым ценам государственных предприятий фирмам и корпорациям.