Страны "социалистической ориентации".

Социализм приобретает большую популярность во многих странах Азии и Африки после Второй Мировой войны. Эта идея приобрела развитие с использованием опыта СССР - активно создавались основы тяжелой индустрии, готовились кадры специалистов, а коллективизация должна была повысить производительность сельского хозяйства.

Социалистическая ориентация идей в Азии и Африке

Однако большая часть населения сопротивлялась уничтожению традиционной жизни, а помощь других стран была довольно ограниченной для того, чтобы во многих странах этого региона окончательно сформировалась коммунистическая модель развития государства.

Но такие страны, как Вьетнам, Северная Корея и Китай послужили действующей ареной борьбы между сверхдержавами США и СССР, а азиатские страны в этот период были охвачены гражданской войной. Для Китайской Народной Республики был характерен культ лидера, активно развивающаяся индустриализация и повсеместная коллективизация.

С 1949 года Китай стал полностью контролироваться Коммунистической партией, исключением стали территории Тайваня и Гонконга. Корейский полуостров становится прифронтовой зоной "холодной войны". Другие страны частично отошли от социализма или постоянно переживали гражданские войны, порожденные как и внутренними, так и внешними конфликтами.

Это обусловлено тем, что социалистическая ориентация возникла сразу после заката тоталитаризма и вела к уменьшению производительности труда, а не к повышению и улучшению экономического положения. Такая модель развития привела лишь к голоду и упадку сельского развития.

Это касается таких стран, как Эфиопия, Бирма, Ангола, Индонезия, Танзания и Гана. Аграрные реформы лишь ухудшали ситуацию, а течение культурного развития полностью трансформировалось.

Развитие идей социалистической ориентации в любом случае приводили к неудовлетворительным результатам. Население протестовало против такой модели развития и во многих странах постоянно происходили гражданские, междоусобные войны - Эфиопия, Камбоджа, Афганистан, Никарагуа.

В некоторых странах такая модель социально-экономического развития терпела крах по воле бюрократии, которая постоянно обогащалась и желала получить доступ к большинству товаров развитых стран.

Независимые модели развития

С 1970-х гг. в Китае начинают внедрять рыночные реформы, ликвидируют коммуны, новые условия развития способствуют производству потребительский товаров. Происходит существенная модернизация, которая влечет за собой образование свободных экономических зон.

Но Коммунистическая партия Китая старается сохранить свое влияние на развитие экономики, и продолжает руководить политической жизнью страны. Со временем происходит сокращение вооруженных сил, в страну постоянно привлекают иностранный капитал, за счет чего укрепляется хозяйственная самостоятельность.

Стабильность политической ситуации в стране и открытая экономика для инвесторов делает Китай одной из наиболее быстро развивающихся стран во всем мире.

Многие другие страны, как Япония, Южная Корея, Сингапур, изначально выбирают независимую модель социально-экономического развития. Но несмотря на это, опыт модернизации в этих странах довольно ограничен. Прежде всего, это обусловлено особенностью условий жизни людей в таких государствах.

МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ
Рубрика (тематическая категория) История

Идеи социализма и социалистической ориентации в Азии и Африке. После второй мировой войны во многих афро-азиатских странах большую популярность приобрела идея ускоренного развития по пути социализма (или социалистической ориентации) с использованием помощи и опыта СССР. Теоретически эта модель выглядела для части весьма еще немногочисленной прослойки интеллектуалов, военных, создававших так называемые авангардные политические партии, привлекательной. Она предполагала, что с помощью СССР и его союзников создаются основы тяжелой индустрии, готовятся кадры квалифицированных специалистов, за счёт коллективизации (обобществления) сельского хозяйства повышается его производительность. Это, в свою очередь, должно было высвободить рабочую силу, пополняющую ряды промышленных рабочих.

Многим лидерам ʼʼтретьего мираʼʼ импонировала идея создания партии - инструмента абсолютной власти, правящей от имени так называемого передового класса (который во многих из освободившихся стран вообще еще не сложился). При этом ограниченность масштабов помощи, недостаточной для решения проблем развития, крайне важно сть выполнять рекомендации советских советников, как правило не знающих местных условий, сопротивление значительной части населœения попыткам разрушения традиционного образа жизни, опасения, что страна станет ареной соперничества СССР и США, помешали распространению коммунистической тоталитарной модели развития.

Единственными странами, где она смогла утвердиться, были Китай, Северная Корея и Вьетнам. В условиях ʼʼхолодной войныʼʼ они стали ареной противоборства сверхдержав, были охвачены гражданской войной между сторонниками социалистической и капиталистической ориентации развития.

В Китае Коммунистическая партия (КПК), поддерживаемая СССР по линии Коминтерна, вела вооруженную борьбу за власть с 1920-х гᴦ. С нападением Японии на Китай в 1937 ᴦ. было заключено соглашение всœех политических сил о создании единого национального антияпонского фронта. При этом с капитуляцией Японии в 1945 ᴦ. гражданская война возобновилась. Советский Союз, нанеся поражение японским войскам на территории Маньчжурии, передал ее КПК, равно как и трофейные запасы вооружения. В октябре 1949 ᴦ. вся территория Китая, за исключением острова Тайвань, куда под прикрытием флота США эвакуировались антикоммунистические силы, и британской колонии Гонконг (передан Китаю в 1998 ᴦ.), оказалась под контролем КПК, провозгласившей создание Китайской Народной Республики (КНР). Черты ее развития были характерными для коммунистических тоталитарных режимов: культ лидера (Мао Цзэдуна), индустриализация, коллективизация.

В Северной Корее коммунисты пришли к власти после ее освобождения от японских войск Советской Армией. При этом их попытка в 1951-1953 гᴦ. военным путем распространить свою власть на юг полуострова, где на территории, освобожденной США, сложился авторитарный режим, завершилась неудачей. В итоге Корейский полуостров стал прифронтовой зоной ʼʼхолодной войныʼʼ. Во Вьетнаме воссоединœение Севера и Юга страны произошло лишь в 1975 ᴦ. после многолетней войны.

Остальные страны, провозглашавшие социалистическую ориентацию, либо отошли от нее, либо были охвачены хаосом, анархией гражданских войн, стали жертвами внешних и внутренних конфликтов.

Свою роль сыграл тот фактор, что идея социалистической ориентации родилась в период общего заката тоталитаризма. Вместе с тем, она оказалась экономически несостоятельной. Попытки перехода к коллективным формам обработки земли при сохраняющемся примитивном уровне техники землепользования вели не к повышению, а падению производительности труда. Работая не на собственные нужды, а на ʼʼколлективʼʼ, крестьяне утрачивали стимулы к трудовой деятельности. Национализация крупных хозяйств, принадлежавших колонизаторам или местной знати, и передача их под управление мало заинтересованных в хозяйственных успехах чиновников, тем более уравнительное распределœение земли среди крестьянства, вели к ликвидации единственного более или менее современного производительного сектора земледелия.

В целом аграрные реформы советского типа привели к резкому упадку сельского хозяйства, голоду в странах, где был взят курс на социалистические преобразования: Гане, Танзании, Эфиопии, Бирме, Индонезии, Анголе, Мозамбике. Даже Китай столкнулся с проблемой голода из-за того, что с 1957 ᴦ. КПК перешла к политике, получившей название ʼʼБольшого скачкаʼʼ. Эта политика включила создание аграрных коммун, форсированное развитие промышленности. Вслед за ухудшением экономического положения последовала ʼʼкультурная революцияʼʼ: идеи Мао Цзэдуна были провозглашены высшей истиной, началась кампания массовых репрессий против ʼʼвнутренних враговʼʼ, высылавшихся из городов в сельские коммуны на ʼʼперевоспитаниеʼʼ. Ускоренными темпами осуществлялась милитаризация страны, было создано собственное ядерное оружие. В итоге, к концу 1970-х гᴦ. усилилась зависимость от ввоза аграрной продукции, начался спад в экономике.

Индустриализация в дружественных СССР странах оказалась ограниченной по масштабам. Ресурсы и возможности СССР были далеко не безграничны. Крупные производства, созданные при содействии Советского Союза (Бхилайский металлургический комплекс в Индии, Асуанская плотина в Египте), сыграли важную роль в модернизации национальных экономик. При этом чаще возникали ситуации, при которых продукция созданных предприятий металлургии и тяжелого машиностроения не находила спроса ни на крайне ограниченном внутреннем, ни на мировом рынке. Сами эти производства постепенно приходили в упадок, отнюдь не становясь центрами подготовки кадров квалифицированной рабочей силы.

Авангардные партии, монополизировавшие власть, очень скоро утрачивали нацелœенность на какие-либо преобразования, становились инструментом господства клановых, племенных вождей, быстро растущей всœевластной прослойки бюрократии.

Итог развития по пути социалистической ориентации был чаще всœего плачевен. В одних случаях это развитие пресекала обогатившаяся бюрократия, нередко с помощью армии. Она стремилась вложить накопленные средства в прибыльные предприятия, получить доступ к товарам развитых стран. Так, в начале 1970-х гᴦ. произошел поворот Египтак капиталистическому пути развития и его разрыв с СССР. В других случаях нарастающий протест населœения против разрушения традиционного образа жизни и ухудшающегося положения, в сочетании с обострением межклановых, межплеменных трений, ввергали страну в пучину междоусобных, гражданских войн, усугублявшихся вмешательством сосœедних государств. Так было в Афганистане, Эфиопии, Анголе, Камбодже и Никарагуа. Наконец, Китай и Вьетнам показали возможность постепенного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффективной модели социализма.

В Китае с конца 1970-х гᴦ. стали развиваться рыночные реформы. Были ликвидированы коммуны, что отчасти вернуло крестьянству возможность работы на себя, реализации произведенных излишков на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, приоритетом стало производство потребительских товаров, к модернизации был привлечен иностранный капитал, созданы свободные экономические зоны. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность, разрешено развитие кооперативного и частного секторов в сфере кустарного производства, торговли и обслуживания. При этом Компартия Китая стремилась сохранить за собой руководящую роль в политической жизни. Выступление в Пекинœе интеллектуалов, студенчества с требованием о переходе к демократии в 1989 ᴦ. было подавлено военной силой.

Сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производимого ВНП на душу населœения в Китае 1980 - 1990-х гᴦ. были самыми устойчивыми и высокими в мире - 8,2% . Китай в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии.

Опыт новых индустриальных стран. Для многих государств Азии, вступивших на путь независимого развития, большую притягательность имел опыт послевоенного восстановления и модернизации Японии, ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга (четырех азиатских тигров, как их называли). При этом данный опыт имел весьма ограниченное значение в силу уникальности условий этих стран.

Япония, несмотря на большие разрушения от бомбардировок в годы войны, располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, традициями индустриального развития. Благодаря низкому уровню военных расходов, притоку капиталов из США, удачно проведенным социальным и структурным реформам, эта страна к концу века стала одной из самых высокоразвитых в мире.

Сингапур и Гонконг (последний в 1998 ᴦ. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) также еще до второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей. В этих городах-государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. Создание в дополнение к ним промышленности с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из сосœедних стран, выпускающей продукцию, в т.ч. высокотехнологичную, предназначенную для экспорта͵ не составляло больших проблем.

Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они были колониями Японии, последняя создала систему обслуживания тылов своих войск - зачатки промышленности, транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее 1950-1953 гᴦ. в Южной Корее и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они объективно играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие социальной опоры власти (до 1993 ᴦ. - диктаторский режим).

Для Южной Кореи еще в 1960-е гᴦ. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объёмы американской помощи, приток капиталов сперва из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, четкая политика правительства в отношении использования средств - всœе это облегчило модернизацию. В частности, продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вторгнувшихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, жизни, характеру социальной структуры населœения. Появление внутренних факторов стабильности открыло путь к демократизации, позволило в 1993 ᴦ. провести свободные президентские выборы.

Специфика стран Южной Азии. Те крупнейшие страны Азии, которые были ориентированы на цели модернизации (Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Таиланд и др.), но не обладали особо благоприятными для нее условиями и не поддались соблазну социалистической ориентации, выбрали, часто методом проб и ошибок, единственно возможный для них путь развития.

Этот путь предполагал осторожность в проведении социально-политических преобразований, ограничение их мерами, необходимыми для преодоления наиболее архаичных форм общественной жизни. Так, в Индии была отменена кастовая система, формально уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населœения). Была ликвидирована основа феодальных порядков - система помещичьего землевладения, земли князей перешли в собственность обрабатывавшим их арендаторам. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы натурального и полунатурального хозяйства.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии и Пакистане составляет всœего 4,7 к 1, в Индонезии 4,9: 1, на Филиппинах 7,4 к 1, что близко к показателям развитых стран. Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительства проводили продуманную стратегию модернизации. Она сочетала правительственные инвестиции в перспективные секторы экономики, протекционистскую политику, создание стимулов национальному и иностранному капиталу для вложений в те отдельные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках.

Итогом модернизационной политики, проводившейся наиболее крупными странами Азии, стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В этих странах выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия и Пакистан самостоятельно овладели технологией производства ядерного оружия, ракетной техники.

Очаги модернизации сосœедствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда от трети до половины взрослого населœения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное населœение, а не крайне малочисленный пока ʼʼсредний классʼʼ, обеспечивает в развивающихся странах Азии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает партию или лидера, которые стали привычными, традиционными. Показательно, что в Индии партия Индийский национальный конгресс (ИНК) стала терять влияние лишь вследствие того, что ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости (в 1976 ᴦ. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин). Подобные меры были расценены сельскими избирателями как покушение на те устои жизни, к изменению которых они не были готовы.

Исламский мир.
Размещено на реф.рф
Важность учета для модернизирующихся аграрных стран приверженности сельского населœения традиционным верованиям, жизненному укладу наглядно показал провал политики модернизации в Иране. Так, в 1960- 1970-е гᴦ. монархический, шахский режим, используя огромные доходы от продажи нефти, щедрую помощь США, которые видели в Иране бастион своего влияния, вступил на путь модернизации.

По темпам экономического роста (13-14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы ʼʼэкономического чудаʼʼ. Создавалась не только современная индустрия, осуществлялись далеко идущие перемены. Была создана европейского типа система образования, предоставлены равные права женщинам, в деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства капиталистического типа. Проводившиеся мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни и, несмотря на рост благосостояния населœения, вызывали недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. Массовое движение протеста под лозунгом возвращения к традиционным, исламским ценностям и образу жизни охватило в 1979 ᴦ. всю страну. Шах вынужден был бежать за границу, власть перешла к исламскому, религиозному руководству. Иран был провозглашен исламской республикой, значительная часть плодов модернизации оказалась утрачена.

Показательно, что власти многих стран с сильным влиянием ислама, в т.ч. и идущие по пути модернизации (богатые нефтью Саудовская Аравия, Объединœенные Арабские Эмираты), как правило, не затрагивают образа жизни и традиций относительно малочисленного коренного населœения. В развиваемой нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей, строительной и иной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих (в частности, арабов - выходцев из Палестины, эмигрировавших после оккупации их земель Израилем).

Учитывая опыт исламской революции в Иране, правящие элиты большинства стран Ближнего и Среднего Востока, а также близких к ним по многим показателям развития государств Северной Африки, проводя политику модернизации ведущих секторов экономики, не только не противостоят росту фундаменталистских настроений, но и подчеркивают свою солидарность с течениями воинствующего ислама. Это нередко осложняет их отношения с развитыми странами мира, питающими недоверие к режимам, отвергающим либеральную демократию. И всœе же подобная солидарность обеспечивает внутреннюю стабильность страны с ограниченными ресурсами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие модели модернизации, избранные странами Азии и Африки, вы знаете?

2. Раскройте итоги развития азиатских стран социалистической ориентации и государств, осуществлявших модернизацию с учетом исторических традиций народов. Сравните эти итоги, определите эффективность принятых моделœей развития.

3. Какую роль играл традиционализм в модернизационном процессе у государств ʼʼЮгаʼʼ?

4. Назовите особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки. Чем объясняется подъем исламского фундаментализма в этих странах?

МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ" 2017, 2018.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ занимают важное место в современной идеологической борьбе. Буржуазные идеологи и политологи, пытаясь опорочить идеи социализма и навязать освободившимся странам путь зависимого развития в качестве аграрно-сырьевого придатка империалистических держав, прилагают значительные усилив, чтобы дискредитировать марксистско-ленинскую теорию некапиталистического пути развития к социализму, минуя капитализм, и извратить положительный опыт государств социалистической ориентации.

Возникновение этих государств в буржуазной политологии трактуется как якобы "случайное явление" или "продукт экспорта революции". В последнее время активно разрабатывается новое направление антикоммунистических исследований в буржуазном обществоведении, так называемая "тропическая советология". Ее авторы сосредотачивают усилия на том, чтобы извратить политику СССР в Африке, очернить процесс развития государств социалистической ориентации во главе с авангардными партиями, который они обозначают как "афрокоммунизм 80-х годов".

Давайте разберемся, какие процессы в действительности происходят в странах социалистической ориентации, и прежде все- что представляет собой социалистическая ориентация.

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Под социалистической ориентацией понимается длительный целенаправленный процесс создания в освободившихся странах под руководством революционно-демократических партий необходимых социально-политических, материально- технических и духовных предпосылок для перехода к строительству основ социализма.

Движущей силой этого процесса является широкий блок классов и социальных групп, включающий рабочих, крестьян, прогрессивные круги интеллигенции, учащуюся молодежь, представителей армии, служащих, мелкую национальную буржуазию, полупролетарские слои городского населения.

Идейно-политическая программа революционной демократии базируется на антиимпериализме, антифеодализме, антикапитализме, глубоком демократизме, отдельных положениях научного социализма. По мере реализации этой программы в ходе национально-демократической революции происходит дальнейшее сближение революционной демократии с марксизмом-ленинизмом.

Очевидно, что приход к власти во многих освободившихся странах революционной демократии, выражающей коренные интересы трудящихся, глубоко закономерен, объективно обусловлен характером и степенью развития революционных процессов в Азии, Африке и Латинской Америке.

Социалистическая ориентация ряда развивающихся стран является ярким подтверждением характера современной эпохи - эпохи перехода человечества от капитализма к социализму.

За истекшие два десятилетия в Азии и Африке образовалась обширная зона государств социалистической ориентации с населением около 130 млн. человек. Наибольшее число этих государств насчитывается ныне в Африке. На них приходится 26% территории и почти 22% населения континента (см. таблицу).

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Социалистическая ориентация - длительный и сложный процесс. Было бы неверно смешивать его с непосредственным строительством социализма, который может быть осуществлен только в рамках государства диктатуры пролетариата, под руководством партии марксистско-ленинского типа и при наличии необходимых материально-технических предпосылок. Было бы также неправильно рассматривать социалистическую ориентацию как некий "третий путь" между капитализмом и социализмом.

Социалистическая ориентация - это не стихийный, а сознательно управляемый процесс. Он имеет свои этапы развития. Одни государства только недавно избрали путь социалистической ориентации, другие уже несколько лет осуществляют прогрессивные преобразования с социалистической перспективой, третьи вступили на этом пути во второе десятилетие развития.

Важным этапом в жизни народов части этих государств стало создание авангардных партий трудящихся (см. "АиФ", 1984, NN 39, 41), которые провозглашают идеи марксизма- ленинизма своей идеологической основой и могут рассматриваться как прообраз будущих партий нового типа. Однако и этом случае речь, разумеется, идет не о строительстве социализма, а лишь о завершении сложного и многообразного процесса формирования необходимых предпосылок для перехода к созданию основ социализма.

Принято условно выделять две основные разновидности стран социалистической ориентации: в первой группе во главе стоят авангардные партии трудящихся, а во второй - революционно-демократические организации или партии, воспринимающие пока лишь отдельные элементы научного социализма. К первой группе можно отнести Анголу, Афганистан, НДРЙ, Народную Республику Конго, Мозамбик, Эфиопию; ко второй - остальные страны, перечисленные в таблице.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Закономерности и основные направления социалистической ориентации состоят в следующем:

Приход к власти революционной демократии, ее постепенный переход на позиции научного социализма;

Создание революционно-демократического государства, повышение в нем роли трудящихся;

Формирование массовых организаций трудящихся, повышение их роли в общественно-экономической жизни;

Осуществление глубоких аграрных преобразований в интересах трудового крестьянства при его непосредственном участии, последовательная политика кооперации;

Национализация крупной и средней иностранной и местной частной собственности, создание прочного государственного сектора;

Планомерное развитие хозяйства, направленное на формирование материально-технических предпосылок, необходимых для создания основ социализма, на повышение жизненного уровня трудящихся;

Осуществление культурной революции, означающей борьбу с неграмотностью, формирование новой интеллигенции, воспитание трудящихся для решения задач социалистической ориентации, распространение научной идеологии;

Антиимпериалистическая внешняя политика, дружба и тесное сотрудничество со странами социализма.

Глубокие преобразования, происходящие в странах социалистической ориентации при участии и в интересах широких народных масс, - это отнюдь не "случайные явления", за которыми скрывается пресловутая "рука Москвы", как утверждает буржуазная пропаганда, а выражение воли миллионов людей в освободившихся странах, отвергающих империализм с его политикой эксплуатации и выбравших иной путь развития - путь социализма.

Ю. ИРХИН, кандидат исторических наук

О том, как на практике осуществляются прогрессивные преобразования в странах социалистической ориентации, "АиФ" подробно рассказывал на своих страницах. Это материалы об Эфиопии ("АиФ", 1984, NN 3, 41), Алжире ("АиФ", 1984, N 13), Афганистане ("АиФ", 1984, N 38), НДРЙ ("АиФ", 1984, N 33).

История повторяется три раза: первый раз как трагедия и ещё пару раз - для тупых. Анекдот.Ру

В предыдущих статьях я говорил о том, какие теоретические ошибки совершили Маркс и Энгельс, почему Ленин ненавидел царскую семью, какие теоретические ошибки совершил Владимир Ульянов/Ленин, как в результате февральской революции феодализм должен был закончиться, и о том как октябрь вернул и развил феодализм в России. В этой статье мы поговорим о «Социализме-феодализме» в других странах.

Страны, избравшие путь социализма

Если верить Марксу, коммунизму соответствуют следующие обязательные моменты:


  1. Коммунистическая революция должна побеждать там, где капиталистические производственные отношения вступают в противоречие с развитием производительных сил. То есть там, где капитализм (производительность труда, пролетариат - могильщик капитализма) достиг своего максимального развития.

  2. Всякий новый строй только тогда является прогрессивным, когда увеличивает производительность труда. Соответственно, новый прогрессивный общественный строй должен, во-первых, высвободить производительные силы, и, во-вторых, должен резко увеличить производительность труда. Увеличить настолько, что коммунистическая страна уходит в отрыв по производительности труда.

  3. За счет увеличения производительности труда, а также за счет перераспределения прибавочной стоимости в пользу трудящихся классов жизнь трудящихся должна кардинально улучшиться.

  4. Государство должно исчезнуть, поскольку является инструментом эксплуатации одного класса другим.

Если по первому пункту Ленин расходился с Марксом (по его утверждению коммунистическая революция должна побеждать в наиболее слабом месте капитализма), то в остальном он вполне соглашался с Марксом.

В любом случае, государство, перешедшее в коммунизм/социализм, уже никогда не должно возвращаться в капитализм.

Что мы видим на практике (что показали последние 95 лет «так называемого социализма»).


  1. Коммунистическая революция побеждает не там, где капитализм достиг своего максимального развития, а, наоборот, только там, где феодальные отношения себя еще не изжили и еще могут перейти на новый глобально-государственный феодальный уровень.

  2. Государства, перешедшие к коммунизму/социализму (а точнее, к высшей стадии феодализма), не получают резкого увеличения производительности труда. Они получают его только в одном случае, если допускают капиталистические элементы в стране.

  3. Государства, перешедшие к коммунизму/социализму получают шанс один раз с совершить рывок выдавливанием части крестьянства в промышленность (так называемая индустриализация).

  4. Государства, перешедшие к «коммунизму/социализму» редко задерживаются в этом состоянии, а достаточно быстро (чем более развиты капиталистические отношения в стране - тем быстрее) переходят к капиталистическим отношениям.

Первой страной в мире, перешедшей к коммунизму, оказалась отсталая феодальная Россия. Посмотрим на другие страны, перешедшие за прошедшие 100 лет к социализму.

Монголия

На примере второй в мировой истории социалистической страны - Монголии видно, что в стране с переходом к социализму мало что изменилось.

В 1924-ом году Монголия провозглашена социалистической, в 1990-ом году отказалась от социалистического пути, перешла к президентскому правлению, разрешив оппозиционные партии, выборы.

Поголовье верблюдов, которое значительно увеличилось в Монголии за годы социализма, не говорит о новой экономической формации.

Страны социалистической ориентации

Это видно на примере тех отсталых феодальных стран, которые следом за Монголией у нас было принято было считать «социалистической ориентации»: Никарагуа , Гренада , Алжир , Ангола , Эфиопия , Мозамбик , Народная Республика Конго , Сомали , Гвинея , Гвинея-Бисау , Кабо-Верде , Бенин , Зимбабве , Мадагаскар , Сан-Томе и Принсипи , Сейшельские острова , НДРЙ , Афганистан , Лаос, Бирма , Ливия , Сирия , Ирак , Египет (при Насере и раннем Садате), Буркина-Фасо , Танзания , Сан-Томе и Принсипи , Замбия , Зимбабве . и т.д.

Лидерам этих феодальных стран чтобы стать социалистическими достаточно было что-нибудь максимально приватизировать в стране, затянуть гайки диктатуры и получить кредит или партию оружия из России. После чего можно было называться социалистической страной.

Иногда для отсталой страны переход к от феодализма к социализму или от социализма обратно к феодализму заключался только в смене названия.

Ирак

В 1979-ом году президент Ирака аль-Бакр ушёл в отставку, якобы по болезни (утверждали, что он посажен под домашний арест). Его преемником был объявлен Саддам Хусейн, возглавлявший в то время региональное руководство партии «Баас» (Партия арабского социалистического возрождения). Режим Саддама остался другом России, но с этого момента Россия перестала называть Саддама товарищем, а стала называть господином. А режим в Ираке хоть и продолжал называть себя социалистическим, но для России режим Ирака стал опять считаться феодальным.

Ливия (Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия)

В 1969-ом году в результате военного переворота к власти в Ливии пришел Муамар Каддафи.

Он решил, что ему удобнее называть свое правление социалистическим. Страна стала называться название Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии.

В результате страна стала другом России. Страна получила от России многомиллиардные поставки оружия. В апреле 2008-го года за неделю до ухода с поста Президента России Владимир Путин посетит Ливию и за завтраком простит Муамару Каддафи долг Ливии в 4,5 миллиардов долларов. Это позволило Владимиру Путину неплохо позавтракать, но не спасло Каддафи от гибели в октябре 2011-го года. Какое-то время Россия называла Ливию социалистической, но позднее переименовала ее в феодальную диктатуру. Несмотря на это Ливия до самого момента гибели Муамара Каддафи оставалась другом России. Сейчас Ливия является феодально-исламским государством.

Алжир

В 1965-ом году в Алжире произошел военный переворот, к власти пришел Хуари Бумедьен , установивший в стране однопартийную систему и курс на «социализм». С этого времени и до настоящего момента страна является одним из лучших друзей России. После смерти Бумедьена с 1980-го года страна взяла курс на умеренный исламизм. Сейчас Россия не называет Алжир социалистической страной, а опять считает феодальной. В экономике Алжира около 60% национального дохода составляет экспорт нефти, и около 23-х процентов населения находятся на грани бедности. В настоящее время феодально-мусульманский Алжир является другом России и занимает второе место,

По экспорту оружия из России - 4,7 млрд. долларов в год (первое место занимает Индия - 8,2 млрд. третье место занимает - Китай - 3,5 млрд. долларов).

Сирия

В 1963-го в Сирии произошел военный переворот. Формально в Сирии стала править партия БААС (в переводе на русский - Партия арабского социалистического возрождения, ПАСВ), и основные отрасли народного хозяйства были национализированы. В феврале 1966 года Сирию потряс уже пятый за 4 года переворот. Какое-то время Россия называла Сирию социалистической страной. Сейчас феодальная Сирия является другом России, но остается отсталой феодальной страной, власть в которой в ближайшие годы может перейти к радикальным исламистам.

Египет

Отсталая феодальная страна, основной доход - плата за проход судов по Суэцкому каналу, на втором месте - туризм, на третьем - нефтедобыча.

В 1961-ом году после военного переворота Сирия выходит из Объединенной Арабской Республики. Египет проводит национализацию 82-ух процентов промышленных предприятий. Россия начинает называть Египет социалистическим и делает ставку на Насера в «социализации» арабского востока. Однако, после поражения Египта в шестидневной войне 1967-го года позиции арабского социализма резко ослабевают.

В 1970-ом году после смерти Насера Египет переориентировался с СССР на США. С этого момента опять Россия начинает считать Египет феодальной страной.

Лаос

В декабре 1975-го года в Лаосе произошел военный переворот. При поддержке СССР и Вьетнама была образована Лаосская Народно-Демократическая Республика, которая формально вошла в социалистический лагерь. Страна остается феодальной. Основу экономики страны составляет сельское хозяйство (80% работающих), промышленность и контрабандная торговля опиумом.

Ниже уровня бедности находятся 26% населения.

Кампучия

В 1975-ом году к власти в Кампучии пришли «красные кхмеры». Крестьянский социализм упорно выстраивался Пол Потом, и Кампучия была объявлена Россией социалистической страной. Государственное устройство мало чем отличалось от политической системы большинства социалистических стран. Пол Пот был премьер-министром и генеральным секретарем компартии, Иенг Сари — заместителем премьера и министром иностранных дел, Сон Сен — министром обороны. Существовал парламент — Палата народных представителей. Но в 1978-ом году Пол-Пот развязал войну против Вьетнама, что и решило его судьбу. В 1979-ом году силами Вьетнам режим Пол-Пота был свергнут, и с октября 2004-го года Россия стала считать Кампучию феодальной монархией.

И т.д.

Хорошо, что в свое время СССР в разряд социалистических не согласился включить заодно и Центрально Африканскую Республику, президент которой Жан-Бедель Бокасса долго колебался между советским блоком, Западом и Движением Неприсоединения , но так и остался людоедом и многоженцем.

Все эти страны - отсталые родовые и феодальные общества, руководству которых социализм с его феодальным лицом показался особенно подходящим.

Страны, «выбравшие» социалистический путь развития после Второй мировой войны

То, что феодализм под названием «социализм» является временным регрессивным периодом видно и на примере тех немногих стран, которые после второй мировой войны силой оказались в социалистическом лагере, но с ростом производительности труда и развитием производственных отношений в стране поспешили покинуть социалистический лагерь:


  • Народная Республика Болгария (НРБ)

  • Венгерская Народная Республика (ВНР)

  • Германская Демократическая Республика (ГДР)

  • Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР)

  • Польская Народная Республика (ПНР)

  • Социалистическая Республика Румыния (СРР)

  • Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР)

Следует отметить судьбу следующей страны:


  • Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ)

После ослабления финансовой поддержки со стороны СССР в 1990-ом году, в 1991-ом году государство распалось. Югославия была единственной успешной моделью реализации федерализма (в отличие от СССР, а теперь России, которые фактически являются унитарным государством), но сама федерация держалась на авторитете Броз Тито. После его смерти в 1980 году все решения, которые там принимались, смогли только немного отсрочить развал федерации. Сепаратизм, спад производства, массовые банкротства компаний, ориентированных на экспорт, рост внешней задолженности и чудовищная безработица привели в 1990 году к тому, что наиболее развитые регионы захотели выйти из федерации. Механизма решения этих проблем не существовало. Это привело к тяжелым последствиям, поскольку народы там перемешаны, говорят на разных языках, исповедуют разные направления религии и не желают договариваться. Началась кровопролитная война всех со всеми.

В связи с неравномерностью развития России, возможно, такая же судьба может ждать и Россию.

Отдельно стоит отметить две существующие социалистические страны:


  • Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)

В этой стране феодализм проявляет себя в полной мере, не увеличивая производительности труда и не улучшая жизнь граждан. В стране нет еды, все ходят строем, страна делает ракеты и строит бомбоубежища и побеждает на некоторых спортивных соревнованиях.


  • Республика Куба

Эта страна в последние годы потеряла мощную поддержку из России и вынуждена изыскивать собственные способы для выживания - здесь власть вынуждена разрешить некоторые элементы капиталистических отношений. Стране уже не до борьбы за олимпийские медали.


  • Беларусь,

  • Кыргызстан,

  • Узбекистан,

  • Таджикистан,

  • Туркменистан.

В этих бывших российских республиках феодальная власть сохраняет свои позиции в связи с тем, что на момент отделения от России эти республики не были достаточно экономически развиты для введения капитализма. Здесь феодализм сохранил свои позиции, и он будет сохранять их еще какое-то время.

Особо следует отметить Китай. Эта страна выбрала своеобразный способ перехода от феодализма (в его последней стадии - «социал-коммунизм») к капитализму. Страна не вышла из феодализма. В стране идет стремительный переход крестьянства из земледелия в промышленность (индустриализация).

Не везде и не полностью возобладали капиталистические отношения. В этой ситуации руководство Китая делает капиталистические преобразования, до последнего момента не отказываясь от имеющихся феодальных рычагов. С одной стороны, в стране используются сохранившиеся феодальные рычаги управления для ускоренного развития капиталистических отношений в стране. С другой стороны, в стране идет борьба с теми пережитками феодализма (коррупция, бюрократия, воровство), которые мешают развитию капитализма в стране.

Такая ситуация (капиталистические преобразования, проводимые с помощью феодальных рычагов) чревата кризисом на самом верху. Китай, в отличие от России не имеет такого стратегического источника богатства, как сибирские залежи нефти и газа. Поэтому в Китае кризис феодализма и переход к капитализму возможны ранее, чем в России.

Как «социалистические» страны переходят к капитализму

Со временем в любой «социалистической» стране, несмотря на замороженность отношений, развивается экономика и товарно-денежные отношения. Класс эксплуататоров все больше обогащается, все больше усиливается расслоение общества. Рано или поздно появляется частный капитал связанные с этим капиталистические экономические отношения: продажа трудящимися своей рабочей силы не только государству, но и частному капиталу.

«Социалистические» отношения требуют, чтобы все граждане частично или полностью трудились на государство и государственных чиновников, а часть продукта своего труда отдавали или государству или чиновникам. Такие отношения становятся тормозом развития производительных сил.

В результате конфликта «социалистических» производственных отношений и состояния производительных сил в «социалистической» стране происходит революция.

Такая революция по своим конфликтам (конфликт между развитием производительных сил и феодальными производственными отношениями) своим лозунгам (свобода граждан и свобода предпринимательства, ликвидация кабальных поборов, равенство граждан перед законом, взаимная ответственность государства и граждан, парламентский контроль над исполнительной властью и т.п.), своим движущим силам (трудящиеся, предприниматели, капиталисты) и своему результату (победа капиталистических отношений) является буржуазной революцией.

Развитие социализма в мире в настоящее время

«Развивающиеся страны - это страны, которые не развиваются». Теодор Шанин

В мире осталось немного стран, где еще сохранились феодальные отношения под видом социалистических или коммунистических: Россия, Китай, Куба, Северная Корея, Сирия, некоторые страны Средней Азии, Вьетнам, Албания.

В этих странах так или иначе развиваются капиталистические отношения. И вопрос перехода от феодальных (вертикальных/сословных/бесправных) отношений к капиталистическим (горизонтальным/партнерским/законным) - это вопрос времени.

Заключение

Последние 100 лет развития в мире «социализма» показали, что:


  1. «Социализм» побеждает не в развитых капиталистических странах (где созрел конфликт между развитием производительных сил и капиталистическими производственными отношениями). «Социализм» побеждает или в отсталых феодальных странах, или в тех странах, где феодальные отношения недавно сменились на капиталистические, но капитализм не успел укрепиться.

  2. «Социалистические» производственные отношения по сути своей остаются феодальными отношениями, отличающимися монополией государства на эксплуатацию труда и получение прибавочной стоимости и обязанностью трудящихся работать на государство, а крестьян отдавать часть произведенной сельскохозяйственной продукции государству.

  3. Со временем, с развитием производительных сил страна «социализма» переходит к капитализму.

  4. Переход «социализма» к капитализму является по своей сути буржуазной революцией.

  5. Чем сильнее развита экономика в «социалистической» стране - тем скорее, легче и бескровнее страна переходит от «социализма» к капитализму.

  6. При переходе от «социализма» к капитализму в стране происходят преобразования, ликвидирующие в государстве остатки феодальных отношений.

О том, что может ждать Россию в ближайшие годы, мы поговорим в .

Подробное решение параграф § 22–23 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011

Вопросы и задания:

1. Как вы думаете, от чего зависела последовательность освобождения стран Азии и Африки? Почему в числе первых освободились народы Юго-Восточной и Южной Азии?

Последовательность освобождения стран зависела от степени приближенности к метрополии. Чем дальше находилась страна, тем меньший над ней был контроль. Поэтому первыми получили независимость страны Юго-Восточной и Южной Азии, в вот страны Юго-западной Азии и Африки государства-метрополии долго не хотели «отпускать».

2. Объясните, чем определялся выбор социально-экономической ориентации в освободившихся странах.

Выбор социально-экономической ориентации в освободившихся странах определялся тем, что мир был в те годы расколот на западный и восточный (капиталистический и социалистический) блоки. Освободившимся странам предлагались соответственно два пути – капиталистический или социалистический.

Выбор освободившихся стран часто являлся прежде всего политической ориентацией на ту или иную группу государств. Политика в таких случаях «шла впереди» экономики.

В странах Юго-Восточной Азии, освобождение которых происходило в конце Второй мировой войны и сразу после её завершения, размежевание течений и группировок внутри освободительного движения, их сотрудничество с разными внешними силами привели к расколу одних стран (Вьетнам, Корея), нарушению территориальной целостности других (отторжение Тайваня от Китая).

В конце 1950-х – 1970-е годы большая часть молодых государств сохранила «капиталистическую ориентацию», унаследованную от бывших метрополий. Это были в первую очередь страны, где индустриальный уклад оказался относительно продвинутым. В то же время в их развитии проявились новые черты – создание значительного государственного сектора, государственное регулирование экономики, введение долгосрочного планирования, государственных экономических и социальных программ.

«Некапиталистическая», социалистическая ориентация принималась меньшим числом освободившихся стран. В 1960-е годы о таком выборе заявили около 30 государств, к концу 1980-х годов их насчитывалось около десяти. Часто это были страны с преобладанием доиндустриальных, порой общинных отношений. Переход от общинной собственности к обобществлённой представлялся для них наиболее быстрым и безболезненным способом решения своих экономических и социальных проблем.

В странах, вступивших на этот путь в 1960-е годы (Алжир, Сирия и др.), был принят курс на постепенные преобразования общедемократического характера. Пришедшие к власти силы чаще всего стояли на революционно-демократических позициях и не разделяли марксистских идей. Государства, избравшие «некапиталистическую» ориентацию в 1970-е годы (Ангола, Афганистан, Эфиопия), возглавлялись политиками, которые заявляли, что «руководствуются идеями научного социализма». Соответственно и ставившиеся ими задачи носили более радикальный характер. В реальности эти страны столкнулись с множеством проблем. Они были слаборазвитыми, здесь практически отсутствовал рабочий класс, который согласно идеологическим концепциям должен был бы стать опорой нового строя, не сформировалось и крестьянство в его современном понимании, значительную роль играли общинно-племенные отношения, не были преодолены этнические, племенные, религиозные противоречия. Всё это создавало разрыв между выдвигавшимися лозунгами и действительностью.

Среди стран Азии и Африки были и те, что выбирали не один из двух предложенных европейским миром, а собственный («третий», «четвёртый») путь развития.

3. Что такое исламское государство? Назовите известные вам государства этого типа.

Исламское государство – это государство, в основу законодательства, внутренней жизни страны положены установления священной книги мусульман – Корана и свода бытовых норм – шариата. Примером исламского государства является Иран. В 1979 в Иране была принята новая конституции, согласно которой руководящая роль в обществе принадлежит мусульманскому духовенству, законодательная власть стала принадлежать меджлису (парламенту), а исполнительная – президенту и совету министров, которым контролировался высшим духовным и политическим авторитетом - велает-и-факихом (им был вплоть до своей смерти один из руководителей иранской революции аятолла Р. Хомейни).

Также примером является Саудовская Аравия, где шариат остается единственной правовой системой.

4. Выскажите своё суждение о том, почему одни из развивающихся стран избрали эволюционный тип развития, а другие – «скачок». Приведите примеры.

Выбор пути развития зависел от исторического опыта государства. Те страны, которые видели необходимость в сохранении своих традиций, выбирали путь гармоничного сосуществания достижений Запада с собственной культурой и традициями – эволюционный путь развития. Так, Дж. Неру отмечал, что история Индии «представляет собой процесс непрерывного приспособления старых идей к меняющемуся окружению, старых форм к новым. Ввиду этого в индийской истории не наблюдается перерывов в развитии культуры и, несмотря на неоднократные перемены, существует непрерывность начиная с давних времён Мохенджо-Даро и кончая нашим веком». Данная страна выбрала путь постепенного реформирования жизни общества с сохранением национального колорита.

Ряд других государств хотели получить результаты более быстрым способом, поэтому они просто перенимали модели реформирования более развитых стран, что приводило к разрыву с прежним исторически опытом. В Китае это проявился в «большом скачке» конца 1950-х годов, в других азиатских странах в так называемом «прыжке тигров» - «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии в 1970 – 1980-е годы, экономическом подъёме в эти же годы в ряде нефтедобывающих арабских государств. Источники «скачка» в отдельных странах были различными – капиталовложения извне, прибыли от эксплуатации природных богатств, дешёвой рабочей силы и др. Различались и его методы (использование передовых технологий, организация производства, трудовая политика и т. д.).

Вопросы и задания:

1. Объясните, что лежало в основе «японского чуда» второй половины XX в.

В основе «японского чуда» второй половины ХХ в. лежало несколько факторов:

1. Способность Японии к модернизации, при этом быстрое, динамичное развитие осуществлялось на базе традиционных для данного общества отношений.

2. Широкое применение новейших технологий, расширение внешнеэкономических связей.

3. Традиционная культура труда японцев, воспитанных в течение столетий трудолюбия, дисциплинированности, стремления к общему успеху. На средних и мелких предприятиях в Японии отношения работников строятся как в большой семье - с подчинением младших старшим, заботой старших о младших.

4. последовательная политика поддержки среднего и высшего образования.

2. От чего зависело изменение социально-экономической политики в Китае во второй половине XX в.? *Какую роль при этом играли объективные и субъективные факторы?

Социально-экономической политики в Китае во второй половине XX в. зависело от того, кто находился во главе страны. После того как 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика был принят курс на построение социализма по советскому образцу. При этом учитывалось своеобразие Китая, предусматривалось сохранение мелкой частной собственности на средства производства, допускались элементы смешанной экономики и др. Но поднять огромную страну из разрухи и бедности было непросто. И тут сыграли историческую роль субъективные черты характера китайского лидера Мао Цзэдуна не хватало. Уже в 1955 г. началось «подхлёстывание» темпов коллективизации и индустриализации. После XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, Мао Цзэдун, стремясь сохранить свою власть в партии, свернул контакты с советским партийным и государственным руководством.

В мае 1958 г. был провозглашён курс «трёх красных знамён», включавший «новую генеральную линию», «большой скачок» и «народные коммуны». Лозунгом нового курса стало изречение: «Три года упорного труда – десять тысяч лет счастья!»

Следующая революционная кампания охватила политико-идеологическую сферу. В 1966 г. была провозглашена «великая пролетарская культурная революция». Во исполнение этой задачи проводились чистки руководящих партийных и государственных органов, изгонялись преподаватели из высших учебных заведений, представители интеллигенции направлялись «на перевоспитание» в деревню. Главной движущей силой «культурной революции» стала студенческая и рабочая молодёжь – оснащённые цитатниками Мао Цзэдуна хунвэйбины («красные охранники») и цзаофани («бунтари»). «Великий кормчий», как называли Мао Цзэдуна, говорил: «Нам нужны решительные люди, молодые, без особого образования, имеющие твёрдые позиции и политический опыт, чтобы взять дело в свои руки».

После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) власть перешла к его вдове и нескольким соратникам – так называемой «группе четырёх». Не желая что-либо менять в стране, они попытались сделать ставку на концепцию «бедного социализма», но вскоре были свергнуты. Перед новыми руководителями встал вопрос о том, каким курсом идти дальше.

С 1977 года во главе страны стал Дэн Сяопин, который использовал переворот для того, чтобы совершить поворот в развитии страны. Вместе с тем он сохранил убеждение, что экономическое развитие будет успешным, если его направляет сильная партия. Далее в основу социально-экономического развития КНР легли его взгляды.

С 1979 г. под лозунгом «социалистической модернизации» в Китае началось проведение экономических и социальных реформ. На селе «дворовый подряд» (крестьяне могли брать землю в аренду на 15 лет), разрешалось закупать технику, использовать наёмную рабочую силу. В промышленности расширялась самостоятельность предприятий в планировании, организации производства и сбыте продукции. Осуществлялся переход к многоукладной экономике. Наряду с государственной узаконивалась акционерная и частная собственность. Провозглашалась политика открытых дверей во внешнеэкономических связях: были разрешены иностранные капиталовложения в китайскую экономику, создавались свободные экономические зоны.

Реформы конца 1970 – 1980-х годов принесли и явно положительные результаты, и некоторые проблемы. Критериями для оценки является реальная результативность и влияние на дальнейшее развитие Китая.

В первой половине 1980-х годов отмечен значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства (в 1984 г., например, прирост производства составил 14,2%). Страна с миллиардным населением впервые за много десятилетий решила продовольственную проблему и даже стала экспортировать продукты питания. Улучшилось благосостояние людей. Вместе с тем после отмены централизованного государственного управления выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников.

Политико-идеологические основы общества в ходе реформ почти не подверглись изменениям. КПК следовала учению марксизма-ленинизма и идеям Мао Цзэдуна (правда, в уставе партии была сделана оговорка о недопустимости культа личности). В 1987 г. партийный съезд поставил задачу движения «по пути социализма с китайской спецификой».

Таким образом реформы 1970 – 1980-ых годов в КНР имели двоякий результат: с одной стороны были решены ряд экономических вопросов, с другой стороны выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников, кроме того никаких изменений не происходило в политической среде, где сохранялась монопартийность и засилие КПК.

4. В чём заключалось сходство, а в чём различие исторических судеб народов Вьетнама и Кореи во второй половине XX в.?

Схожесть исторических судеб Вьетнама и Кореи в том, что обе страны стали жертвами биполярного мира и были разделены на два враждующих лагеря с различной идеологией. В 1953 году в Северной Корее был утвержден социалистический строй, а в Южной Корее - капиталистический. Также в 1954 году был разделен и Вьетнам по 17 параллели – на социалистический Запад и капиталистический Юг.

Но различия между этими двумя странами есть – Вьетнам в результате Вьетнамской войны 1964 – 1973 года был объединен и провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам.

Корея же так и не смогла объединиться вплоть до настоящего времени. В Северной Корее утвердилась огосударствленная централизованная экономика. В Южной Корее развивается рыночное хозяйство на основе частной собственности на средства производства.

5. Дайте характеристику «новых индустриальных стран». Каковы были источники их экономического «скачка»?

«Новые индустриальные страны» - азиатские государства, которые активно начали развиваться в 1970-ые годы и буквально ворвались на мировые рынки с широким ассортиментом своей продукции – от компьютеров и морских судов до одежды и обуви. Это Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур. Западная пресса окрестила их «молодыми тиграми» или «драконами».

Их путь во многом напоминал то, что было сделано ранее в Японии. В основу экономической политики названных государств легли следующие источники: использование государственного регулирования экономики; поощрение внутреннего накопления капитала; внедрение новейших технологий путём изучения мировых новинок, приобретения лицензий, совершенствования организации производства; поэтапная индустриализация; всемерное стимулирование экспорта продукции.

В 1980-е годы подобным путём пошли ещё несколько государств этого региона – Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд.

6. Назовите основные преобразования, проведённые в Индии за годы независимости.

Основными мероприятиями правительства Дж.Неру были: реорганизация штатов страны по национально-этническому признаку; аграрная реформа, в результате которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, часть земли передавалась малоземельным крестьянам создание государственного сектора в промышленности и введение планирования в экономике; начало индустриализации. Во внутренней политике упор был сделан на сочетание принципов демократии и централизма. Выражением внешнеполитического курса независимой Индии стало её участие в организации Движения неприсоединения. И. Ганди, продолжая курс отца, стремилась усилить экономические позиции государства, в 1969 г. была проведена национализация крупных банков. Р. Ганди основными задачами своей политики считал обеспечение национального единства и территориальной целостности страны, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоев населения, модернизацию производства.

7. Благодаря чему сложилась политическая династия Неру – Ганди? Что было общим для входивших в неё деятелей?

Благодаря правильно выбранному курсу, который пользовался популярностью и поддержкой у населения. Общим у обоих лидеров было желание обеспечить национальное единство и территориальную целостность Индии, повысить жизненный уровень наименее обеспеченных слоев населения, модернизировать производство.

8. *Выскажите ваше суждение о том, в чём заключаются уроки афганских событий конца 1970-х – начала 1990-х годов.

Уроки афганских событий конца 1970-х – начала 1990-х годов говорят о том, что ни одно государство не должно вмешиваться в дела другого. То, что СССР поддержал курс руководителей Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти после Апрельского восстания 1978 г., на «установления диктатуры пролетариата» и (в после¬дующие пять лет) «перехода к социализму», было большой ошибкой.

Государство Афганистан не было готово к таким преобразованиям и построению социализм, а попытка насильственно удержать НДПА у власти с помощью ввода войск, обернулась трагедией для жителей СССР.

Реформами социалистического правительства было недовольно большинство населения страны, как и нахождением чужой армии на своей территории.

Оппозиционные силы начали открытую борьбу против власти. Стали создаваться вооружённые отряды моджахедов (борцов за веру). На территории Пакистана и Ирана было организовано более 100 лагерей и учебных центров, где с помощью западных инструкторов велась подготовка военных формирований. Начавшаяся гражданская война, в которой на стороне правительства приняли участие советские войска, привела к гибели сотен тысяч людей, разрушению городов и деревень. Оказавшись не в состоянии справиться с оппозицией, правительство предприняло ряд шагов для примирения. В 1987 г. новым президентом страны стал Наджибулла. В 1988 г. был заключён ряд соглашений о политическом урегулировании в Афганистане с участием Пакистана, СССР и США. В соответствии с ними все советские войска к 15 февраля 1989 г. были выведены из Афганистана (в том же году Верховный Совет СССР осудил принятое в 1979 г. решение о вводе войск в Афганистан).

Но гражданское противостояние в Афганистане продолжается по настоящее время, несмотря на многочисленные примирения. Усугубляется борьба внутри страны постоянным вмешательством войск других государств. Но война за влияние на правительство Афганистана продолжается по настоящее время.

Мне кажется, что опыт войн в Афганистане говорит о том, что нужно оставить данную страну в покое и перестать вмешиваться в ее дела, так как победить пока там никто не смог.

9. Какие социальные и политические силы решали судьбы народов Азии во второй половине XX в.? Покажите на примерах. *Чем вы объясните то обстоятельство, что смена лидера в странах Востока часто ведёт к полному изменению государственной политики?

В разных странах Азии события вершили различные политические силы. В одних странах, значительную роль играли патриотически настроенные армейские офицеры (например, в Египте в 1952 г., Ираке в 1958 г.). В других странах, революции вершились силами всего народа. Так случилось в Алжире, где борьба за независимость с 1954 г. переросла в народное восстание, охватила все слои населения, а организующей силой стал Фронт национального освобождения. Провозглашение в 1962 г. Алжирской Народной Демократической Республики означало победу революции.

Тот факт, что смена лидера в странах Востока часто вела к полному изменению государственной политики объясняется, как внутренними, так и внешними причинами. Внутри стран Востока многообразие интересов отдельных социальных групп - предпринимателей и интеллигенции, исламского духовенства, ремесленников и торговцев, рабочих и крестьян – делало политическое развитие этих стран очень противоречивым и переменчивым. С другой стороны на курс лидеров оказывали влияние внешние силы и стремление ведущих мировых держав укрепить свои позиции в этом стратегически важном регионе.

Так было в Египте, где пребывание у власти трёх лидеров – Г. А. Насера (1954-1970), А. Садата (1970 – 1981) и М. X. Мубарака (с 1981 г.) – сопровождалось значительными изменениями во внутренней и внешней политике. Другой пример переменчивости политического развития даёт послевоенная история Ирака.

10. Объясните, почему возник и почему так долго длится ближневосточный кризис?

Ближневосточный кризис возник после того, как 29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины, освобождающейся от английского управления, и образовании на её территории двух независимых государств – еврейского и арабского. 14 мая 1948 г. было провозглашено еврейское государство Израиль. Арабы Палестины при поддержке ряда арабских стран тут же объявили войну новому государству. Арабо-израильская война 1948 – 1949 гг. закончилась поражением арабских сил. В дальнейшем столкновения между Палестиной и Израилем продолжались, а окончательно вопрос не решен и по сей день, несмотря на многочисленные договоренности. Переговорный процесс постоянно подвергается угрозе срыва из-за террористических акций исламских боевиков и противодействия переговорам со стороны части израильского общества.

11. *Как вы думаете, почему в политической истории многих стран Азии и Африки во второй половине XX в. значительную роль играют военные? Чьи интересы они представляют?

Потому что большая часть населения стран Азии и Африки была неграмотным или малограмотным. Военные начальники же имели образованием, часто проходили подготовку либо в США, либо в СССР. Кроме того у военных было вооружение, которое они могли использовать для достижения своих целей. В борьбе за власть в странах Азии и Африки побеждали те, на чьей стороне стояла армия. Сами военные утверждали, что представляют интересы своего народа, но фактически их поддерживали западные страны и США либо СССР. Ярким примером вышеназванного являются перевороты в Египте и Ливии.

12. Объясните, что такое «исламский фундаментализм». К чему стремятся и какими методами действуют его приверженцы?

Исламские фундаменталисты – сторонники возвращения к «исконным нормам ислама», их идеология в различных интерпретациях основана на обращении к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен пророка Мухаммада, Исламские фундаменталисты выступают за строгое следование Корану и исламским законам (шариату). Их методы достижения цели радикальны, часто используются террористические методы (теракты и др.).

13. В чём вы видите значение событий, происшедших в конце 1980-х – 1990-е годы в ЮАР? Какие трудности предстоит преодолеть народам этой страны на избранном пути?

До 1961 г. это ЮАР являлась британским доминионом и называлось Южно-Африканский Союз, это было многорасовое государство. ЮАР, обладающая богатейшими природными ресурсами – месторождениями золота, алмазов, каменного угля и редких металлов, - в послевоенный период стала индустриально развитым государством. Но политика апартеида, нещадного угнетения и эксплуатации чёрного и цветного населения вызывала осуждение со стороны международного сообщества и введение экономических санкций против ЮАР. В самой стране возникло мощное освободительное движение чернокожего населения, в котором выделились несколько организаций. Наиболее влиятельными из них являлись Африканский национальный конгресс (основан в начале XX в.) и организация Инката (в неё входили представители народности зулусов). В 1983 г. был создан Объединённый демократический фронт всех сил, выступавших против режима апартеида.

Большую роль в ослаблении, а затем отмене системы апартеида, демократизации политической жизни сыграл Ф. де Клерк, возглавивший в 1989 г. Националистическую партию и. ставший президентом страны. По его инициативе были сняты расовые ограничения, начаты переговоры с лидерами движения чёрного населения. Достижение договорённостей было непростой задачей не только из-за разногласий между правительством и АНК, но и из-за столкновений между сторонниками АНК и Инката. Речь шла о преодолении как расовой, так и межплеменной розни. В 1994 г. в ЮАР состоялись первые в её истории свободные президентские выборы. На них победил лидер АНК Н. Мандела.

Таким образом, события, происшедшие в конце 1980-х – 1990-е годы в ЮАР свидетельствуют об утверждении в данной стране общечеловеческих ценностей и о постепенном решении проблемы расовой дискриминации. Но признать права меньшинств на законодательном уровне – это еще не полное решение вопроса, идея о равенстве всех народов и признание равенства прав всех племен должна закрепится в головах граждан ЮАР.

14.*Можете ли вы назвать определяющие черты лидеров стран Азии и Африки в XX в.? Видите ли вы в них отличия от европейских лидеров?

Определяющей чертой лидеров Азии и Африки, во-первых, можно назвать стремление к авторитарному стилю правления и единоличной власти, во-вторых, чрезмерную жестокость. На пути к достижению своей цели они жестоко убивали соперников, а также мирное население, подавляли любую оппозицию. Ярким примером может быть Китай, когда Мао Цзэдун в процессе построения социализма и «культурно революции» уничтожил десятки тысяч китайцев. Или в рамках реализации Исламской революции в Иране также было уничтожено большое количество критиков и несогласных.

Таким образом, в отличие от Европы людей в Африке и Азии не жалели и умирало их слишком много. Европа была белее гуманна по отношению к населению.