Снятие с учета коммунальной собственности жилого дома. Сроки рассмотрения ходатайства

Подлежат такие виды недвижимости:

  • земельный надел;
  • строение, предназначенное или не предназначенное для жилья;
  • квартира;
  • помещение в строении;
  • отдельные помещения в квартире или частном доме (комнаты).

Одного желания собственника для прекращения кадастрового учета мало. Причин, которые могут служить основанием для снятия с ГКУ может быть несколько:

  • гибель (т.е. такое повреждение, при котором затраты на восстановление превысят фактическую стоимость) недвижимости;
  • реконструкция недвижимости, после которой формируются новые помещения;
  • соединение нескольких сооружений в одно здание;
  • разделение сооружения на несколько отдельных зданий;
  • реконструкция коммунальной квартиры в обычную;
  • изменение границ земельного надела.

Обобщенно можно сказать, что для прекращения ГКУ фактически прежний объект недвижимости должен перестать существовать в том виде, в котором был внесен в кадастровый реестр.

Некоторые операции, проводимые с недвижимостью, не могут быть основанием для прекращения кадастрового учета. В частности, если помещения внутри строения вносятся в кадастровый реестр, то здание, в котором они находятся, с кадастра не снимается. Также реконструкция помещения, когда его площадь увеличивается, не может быть поводом для снятия с ГКУ.

Более подробно об этом написано в ФЗ о государственном кадастре недвижимости в 3-й главе 26 и 27 статьях:

Статья 26. Приостановление осуществления кадастрового учета

1. Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее- решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);

4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

3. Орган кадастрового учета при принятии в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).

4. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.

5. Решение о приостановлении должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

6. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).

7. Орган кадастрового учета обязан выдать решение о приостановлении соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.

8. Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, исправление таких ошибок осуществляется в установленном статьей 28 настоящего Федерального закона порядке.

9. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.

10. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 27. Отказ в осуществлении кадастрового учета

1. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком преобразовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таком преобразуемом объекте недвижимости или таких преобразуемых объектах недвижимости носят временный характер;

5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

1) размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;

2) такой земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и размер последнего в связи с этим преобразованием не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков;

3) доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;

4) такой земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и к последнему в связи с этим преобразованием не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута;

5) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

6) такой земельный участок образуется в результате преобразования земельных участков, и эти преобразуемые земельные участки не относятся к одной категории земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

4. При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено преобразованием земельного участка или уточнением его границ.

5. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

6. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.

7. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

8. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

9. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

10. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).

11. Орган кадастрового учета обязан выдать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.

12. Если решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, одновременно с таким решением должен быть возвращен документ, представленный с соответствующим заявлением и подтверждающий уплату государственной пошлины за кадастровый учет. Данный документ может быть представлен повторно с заявлением о кадастровом учете соответствующего объекта недвижимости после доработки документов в соответствии с рекомендациями органа кадастрового учета.

13. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Когда основания для прекращения кадастрового учета недвижимости достаточные, то первое по , что необходимо сделать – пригласить кадастрового инженера для подтверждения обследования недвижимости и создания акта по полученным результатам. Такие специалисты могут быть как индивидуальными предпринимателями, так и работать на организацию. В любом случае, у инженера должен быть аттестат, подтверждающий его полномочия.

Но случается, что в акте обследования нет необходимости. К примеру, если собственник зарегистрировал права на строение, то он может снять с ГКУ помещения, которые в нем находятся. Для этого нужно предоставить исключительно заявление собственника строения и документы для кадастрового учета. Собственник может заявить об аннулировании ГКУ любого числа помещений внутри указанного здания.

После того, как акт составлен, необходимо собрать документы.

  1. Заявление. Его подают в орган кадастра того региона, где расположен объект недвижимости. Бланки такого заявления можно взять в офисе Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, Кадастровой палаты или МФЦ, а также найти на электронном ресурсе Росреестра. На этом же сайте можно подать электронную заявку на снятие с ГКУ.
  2. Заключение кадастрового инженера для построек; акт землеустроительных работ для земельных наделов, с подтверждением того, что объект недвижимости прекратил существование.
  3. Документация, которая подтверждают полномочия заявителя требовать снятие указанной недвижимости с ГКУ (свидетельство о правах собственника на объект). Кроме этого кадастровый паспорт и кадастровый номер.
  4. Документы, по которым можно идентифицировать заявителя для физических лиц и ОГРН и учредительную информацию для юридических лиц.

В некоторых случаях необходимо приложить решение суда о прекращении кадастрового учета объекта. Этот документ может понадобиться, если заявителем выступает не собственник недвижимости, а тот, чьи интересы были нарушены предварительным внесением объекта в кадастровый реестр.

Стоит обратить внимание, что на все документы нужно сделать заверенные копии.

После того как заявление заполнено и собран пакет документов, следующим действием будет отправить этот пакет в областную Кадастровую палату. Это можно сделать:

  1. Лично принести заявление и подготовленную документацию в Кадастровую палату. Кстати, на сайте Росреестра можно записаться на прием.
  2. Выслать документацию почтой с извещением о вручении. В таком случае подпись заявителя необходимо заверить у нотариуса.
  3. Сделать электронную заявку на сайте Росреестра. Для этого у заявителя должна обязательно быть электронная подпись.

Сроки рассмотрения ходатайства

Заявление будет зарегистрировано в Кадастровой палате в тот день, когда поступит сотрудникам управления. Расписка об этом сразу будет направлена заявителю.

В соответствии с ФЗ N 221 «О государственном кадастре недвижимости» решение о прекращении кадастрового учета принимается не дольше 20 рабочих дней с того дня, когда заявление зарегистрировали в Кадастровой палате. Решение предоставляется заявителю на 21 рабочий день. Тот же срок предусмотрен и для предоставления отказа. До 26 дня с момента подачи положительное или отрицательное решение могут высылать по почте с уведомлением.

Как узнать собственника квартиры по кадастровому номеру — читайте .

Могут ли отказать?

Отказать в прекращении ГКУ объекта недвижимости могут в двух случаях:

  1. Если акт обследования недвижимого имущества был оформлен лицом, которое не имеете достаточных на то полномочий. Проще говоря, документ составлял не кадастровый инженер. Стоит обратить внимание, что на сайте Росреестра есть список всех аттестованных специалистов;
  2. Если в органы кадастрового учета обратились заявители, не имеющие достаточных прав на имущество, учет которого они намереваются прекратить.

Если документы будут поданы не в полном объеме или оформленные не правильно, то сотрудники учетного кадастрового органа имеют право приостановить рассмотрение заявления до исправления указанных погрешностей заявителем.

Если же заявитель считает, что ему отказали неправомерно, то он может оспорить решение кадастрового органа в суде.

Как оформить кадастровый план земельного участка — читайте .

Поставленный на учет в кадастровой базе земельный участок (ЗУ) становится самостоятельным правовым объектом. Им можно пользоваться на законных основаниях: дарить или продавать. На всем протяжении правоспособности земельного надела за него нужно платить налог. Но иногда возникают обстоятельства, вынуждающие лишить юридической значимости отдельный участок.

Основания для прекращения существования земельного надела

Процедура извлечения из учета кадастрового реестра участка земли является юридическим действием, которое констатирует факт утраты участком правоспособности. Этот процесс осуществляется при наличии следующих оснований:

  1. Если земельный надел предстоит объединить с другими участками или разделить на более мелкие, и новообразованные наделы необходимо .
  2. Если земля физически утрачена в связи с техногенными, природными катастрофами или военными событиями.
  3. При временном характере внесенной информации об участке земли в базу Госкадастра.
  4. Если был произведен кадастровый учет ЗУ, но на протяжении двух лет так и не было оформлено право собственности на него.
  5. Если год назад земельный надел поставлено на учет, но не зарегистрировано существующее обременение права.
  6. При наличии спорных обстоятельств дело рассматривается в суде, который выносит решение об извлечении земельного надела с регистрации в единой государственной кадастровой базе данных.

Если определенный участок земли предусматривается реорганизовать путем размежевания или слияния с другими наделами, необходимо провести процедуру снятия его с учета Государственного кадастра. В ином случае вновь созданные участки будет невозможно зарегистрировать, им не будет присвоен кадастровый номер, и они не смогут выполнять свои функции. Использование таких участков будет незаконным.

Кто имеет право обратиться с заявлением о снятие участка с госрегистрации?

Правовой акт о снятии с учета проводится в кадастровой палате, находящейся в регионе, где расположен данный участок земли.

Инициировать процедуру извлечения с Госреестра ЗУ могут следующие субъекты:

  • владелец земельного надела;
  • арендатор или иной титульный владелец;
  • административный орган конкретного населенного пункта.

Землевладелец обращается с заявлением, которое подает лично, или отправляет документ почтой в форме заказного письма.

Допускается обращение с данной просьбой через своего представителя, который должен иметь на руках соответствующую доверенность.

На основании гл. 3 и 4 Земельного кодекса РФ, прекращение правового существования участка земли вменяется собственникам. При решении проблемы снятия с учета муниципальных земель привлекается администрация населенного пункта.

Ходатайство арендатора также может быть удовлетворено, если передача аренды санкционирована муниципалитетом.

Законодательной базой для осуществления снятия с учета земельного надела являются:

  • ФЗ от 24.07.2007 г. № 221
  • ФЗ от 13.07.2015 г. № 218
  • ст. 131 ГК РФ

Неукоснительное следование требованиям действующего законодательства гарантирует избежания судебного разбирательства. Причем законные требования должны соблюдать обе стороны: представители регистрационного органа и владелец участка земли.

Процедура снятия с учета

Процесс снятия производится непосредственно в кадастровой палате Росреестра. Подготовленные документы заявитель может подать самостоятельно, обратившись лично в территориальный отдел регистрационной службы. Можно также воспользоваться услугами многофункционального центра, сотрудник которого передаст пакет документов в Росреестр, вручив заявителю расписку о принятии документации. Заявителю будет сообщено о дате следующего визита в центр.

Жители сельских населенных пунктов могут отправить пакет документов заказным письмом по почте. Однако при такой форме подачи подпись заявителя и все документы должны иметь нотариальное заверение.

Полезную информацию о проведении процедуры снятия с учета и о перечне необходимых документов можно найти на официальном сайте Росреестра.

Для успешного проведения процесса извлечения из кадастрового учета земельного надела понадобятся такие документы :

  • заявление, составленное с учетом законных требований;
  • правоустанавливающий документ;
  • свидетельство о праве собственности на данный надел (оригинал) и документ, разрешающий проведение процедуры снятия;
  • при реорганизации подается отчет кадастрового специалиста, который осуществлял размежевание или слияние;
  • при «гибели» участка земли нужен акт кадастрового инженера, свидетельствующий о причине (пожар, природная или техногенная катастрофа);
  • доверенность и документы, удостоверяющие личность представителя, если владелец земли по уважительной причине не может сам заниматься данной процедурой;
  • документы, свидетельствующие о правомерности обременения вещного права, если оно установлено в пользу заявителя;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины (ее размер может быть разным, в зависимости от региона, в среднем – это 2,5 тыс. руб.).

Если прекращение существования земельного надела связано с техногенными или природными чрезвычайными событиями, последствием которых является непоправимый ущерб, заявитель должен предъявить акт обследования данного участка земли. Такой документ составляется только путем выезда инженера на место.

Сведения о земельном участке должны быть исключены из Госкадастра недвижимости не позднее, чем через 18 календарных дней.

Если такая процедура проводится в соответствии с решением суда, срок для снятия продлевается до 2-3 месяцев. В этом случае заявитель ограничивается заявлением и приложенным к нему вступившим в силу судебным решением.

Как составить заявление?

Если прекращение фактического существования земельного надела осуществляется без привлечения судебных инстанций, процесс начинается с подачи заявления. Собственник обращается с этим документом лично или отправляет его по почте. Однако в случае его смерти, придется это сделать наследнику, который оформил документально наследование права на участок земли.

Остальные родственники не имеют права обращаться с подобным заявлением. Если заявитель на момент подачи не может явиться сам, он передает полномочия доверенному лицу, для чего оформляется доверенность.

Заявление – первичный документ, на основании которого будет произведено снятие с учета, поэтому к его составлению необходимо отнестись с повышенной ответственностью. Для заявления подобного рода существует специальный бланк, который предусматривает несколько важных разделов :

  • название инстанции, куда подается документ;
  • личные данные (в соответствии с паспортом) заявителя;
  • причина, по которой предстоит снятие с учета;
  • число, месяц, год, подпись.

При подаче заявления доверенным лицом в бумаге следует указать реквизиты доверенности и личные данные представителя.

Снятие с учета через суд

Если ситуация сложилась таким образом, что процесс снятия с учета земельного надела невозможно осуществить обычным способом, истец может обратиться в судебные органы. Заявитель должен собрать необходимый пакет документов, подтверждающих законные основания для снятия с кадастрового учета. Заявление в суд должно содержать следующую информацию:

  1. Название судебной инстанции, куда направляется иск.
  2. Паспортные данные истца.
  3. Подробное изложение всех деталей сложившегося обстоятельства: условия, при которых земельный надел прекратил свое существование; перечислить все подтверждающие документы.
  4. К заявлению прилагаются документы и копия платежного свидетельства об уплате государственной пошлины за проведение судебного процесса.
  5. Выписка об отказе Росреестра в снятии с учета участка земли, в которой изложена причина такого решения.

Для рассмотрения поданных документов суду дается срок до 2-х недель. Далее суд назначает заседание, где будет рассматриваться поданный иск и, в случае надобности, будут учтены показания сторон.

Если суд выносит решение в пользу истца, этот документ подается для исполнения в соответствующую инстанцию. Таким образом, восстанавливаются права заявителя, и процедура снятия с учета осуществляется в обычном режиме.

При вынесении решения не в пользу истца, он вправе обратиться с апелляцией в вышестоящий суд.

Иск принимается только в том случае, если заявитель не способен выполнить предъявленные требования Росреестра. Однако если причиной отказа является недостающая документация, суд не обязан решать подобного рода конфликты. Только в случае, если представитель регистрирующего органа допустил нарушения и неправомерно отказал заявителю, суд примет к рассмотрению такую ситуацию.

По каким причинам могут отказать в снятии с учета?

Самыми частыми являются следующие 5 причин:

  1. Если снятию с учета мешает невозможность преобразовать земельный участок в соответствии с законными требованиями.
  2. Если заявитель не является лицом, которому разрешено обращаться с вопросом о снятии с учета земельного надела.
  3. В случае если окажется, что данный земучасток не состоит на кадастровом учете.
  4. Поданные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства (неточности, недостоверность, ошибки, исправления, в пакете документов есть недостающие экземпляры).
  5. Если учет земельного участка был приостановлен, но после истечения трех месяцев не были устранены причины приостановки.

После завершения процедуры снятия ЗУ с учета Госкадастра, он прекращает свои функции. Дальнейшее использование земли в конкретных целях, в частности, получения прибыли, не допускаются.

Чтобы процедура снятия с кадастрового учета земельного надела прошла успешно, главным критерием является правильная подготовка необходимых документов. Требуется также выполнение всех условий, которые соответствуют законным требованиям. Если для осуществления процесса снятия с учета существуют веские основания, можно избежать крайних мер – подачи иска в суд.

Получите ответ юриста за 5 минут

Есть большое количество операций с недвижимостью, например, такие как: раздел, слияние, реконструкция или же его гибель, когда требуется снятие его с кадастрового учета, и поставноки на учет нового объекта недвижимости. Но, т.к. пока старый объект стоит на кадастровом учете, новый не может быть поставлен документально, а следовательно — законно.

Отношения в сфере недвижимости регулируются ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости». Он является основным нормативным актом в вопросах регистрации земельных участков и объектов капитального строительства и их снятии с учета. Итак, давайте разбираться подробнее, в каких случаях может поребоваться снятие недвижимости с учета, и в какой поледовательности его осуществить.

Когда требуется снятие недвижимости с учета?

Несмотря на то, что закон разрешает снятие с недвижимости с учета по разными причинам, основной можно считать полную гибель объекта. Здание может быть уничтожено в результате природных факторов, например, пожара, наводнения. Владелец может принять решение о его сносе. Это часто делается для подготовки площадки для нового строительства. Снести дом можно и по решению муниципальных органов. Чаще всего основанием для этого служит сильный износ и признание объекта аварийным или непригодным для проживания.

Важно различать понятия «уничтожение» и «повреждение». Недвижимость считается уничтоженной в том случае, если она полностью прекратила свое существование. Например, дом сгорел или был демонтирован.

В случае повреждения объект изменяет свои свойства, что делает его непригодным для эксплуатации. Примером повреждения могут служить последствия наводнений. Фактически объект продолжает существовать, но из-за значительного ущерба, нанесенного водой, эксплуатировать его нельзя. Иногда ущерб бывает настолько сильным, что восстанавливать дом нецелесообразно экономически. В то же время, фактически он не уничтожен. В этом случае дом сначала необходимо снести, а только потом инициировать процедуру снятия его с учета.

Внимание! То, что дом фактически прекратил существование, не является основанием для снятия с учета. То есть до тех пор, пока собственник не обратится в кадастровые органы, недвижимость будет стоят на Кадастре и существовать с юридической точки зрения.

Помимо гибели закон определяет и другие основания для снятия недвижимости с Кадастра:

  • Уничтожение части здания. Губительное воздействие было оказано не на весь дом, а на его часть. В результате некоторые помещения были полностью утрачены. Такая ситуация - основание для снятия с кадастрового учета отдельных помещений.
  • Раздел ОКС на самостоятельные части. Здание сначала снимается с учета, а затем регистрируются вновь образованные объекты недвижимости.
  • Постановление суда. Одно из самых частых оснований, по которым суд выносит такое решение - признание регистрации незаконной. Допустим, с нарушениями закона был узаконен самострой. В этом случае в суд подается иск, выносится решение о снятии дома с кадастра и его демонтаже.

Как снять дом с кадастрового учета

Для снятия дома, или любого другого объекта недвижимости с учета, необходимо подать заявление в органы кадастра и приложить к нему пакет документов, включающий в себя акт обследования. После принятия положительного решения здание снимается с учета, а владелец получает выписку из Кадастра.

Рассмотрим эти этапы снятия подробнее. Самым важным и времязатратным этапом является подготовка акта обследования . Это упрощенная разновидность техплана . Право составить такой документ имеют только аттестованные кадастровые инженеры. Составить акт самостоятельно, сэкономив на услугах, не получится. Во время подготовки акта специалист обязательно выезжает на объект. Он сравнивает фактическое состояние дома с данными, содержащимися в ЕГРН. После обследования инженер составляет в электронном формате акт и заверяет его своей электронной печатью.

Акт обследования является основанием для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета. Закон определяет случаи, когда снять ОКС с учета можно без акта.

После получения акта можно обращаться в органы кадастра. Подать заявление может владелец земли или объекта недвижимости, с приложением правоустанавливающих документов к заявлению.

Если вы не знаете, подходит ли ваша ситуация под исключения, проконсультируйтесь со специалистами «Геомер групп» бесплатно. Мы ответим на все ваши вопросы, и подскажем, что делать дальше.

Способы подачи заявления о снятии дома с кадастрового учета

Заявление можно подать разными способами:

  1. В электронном виде. Сделать это можно на сайте Росреестра. Этот способ имеет один нюанс. Владелец недвижимости должен иметь ЭЦП. Ее можно получить в Росреестре. Выписка из Кадастра после снятия с учета будет выслана владельцу на указанный им адрес электронной почты.
  2. Заказным письмом. Заявление подается в органы кадастра по месту расположения объекта недвижимости. Это не всегда бывает удобно для владельца. Если нет ЭЦП, чтобы заверит электронную версию документов, можно воспользоваться почтовым отправлением. Документы отправляют заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
  3. При личном обращении. В органы кадастра можно прийти лично. Заявление будет зарегистрировано в день вашего обращения. Минус этого метода - временные потери и необходимость подстраиваться под график работы кадастровых органов.
  4. Через МФЦ. Документы подаются заявителем в многофункциональном центре, в удобное для него время. Этот способ тоже имеет свои недостатки, связанные с особенностями межведомственного взаимодействия. Ваше заявление попадет в Росреестр примерно через 10 дней после подачи. Это увеличит срок снятия недвижимости с учета.

Существует и еще один метод, позволяющий сократить временные потери и сберечь ваши нервы. Снять недвижимость с учета может кадастровый инженер, оформлявший акт обследования. Закон наделяет его таким правом.

Заключив договор с компанией «Геомер групп», вы полностью переложите все заботы на плечи специалистов, а вам, останется только получить выписку в указанный срок.

Сроки снятия объектов недвижимости с кадастрового учета

Срок для снятия с учета составляет 18 дней. Этот период устанавливает закон, и по его истечению органы кадастра должны дать ответ по заявлению. После рассмотрения документов может быть принято одно из решений:

  • Признание дома уничтоженным и снятие его с учета. Это самый лучший исход. После такого решения вам останется только получить выписку из Кадастра.
  • Приостановление рассмотрения. Чаще всего рассмотрение заявления приостанавливают, если были обнаружены ошибки или оформление документов не соответствует требованиям закона.
  • Отказ в снятии недвижимости с учета.

Какие могут быть основания для отказа снятия с учета?

Основания для отказа также регламентирует закон. Отказать могут по следующим причинам:

  • Инженер, составивший и заверивший акт обследования, не имел на это права.
  • Заявление было подано человеком, не имевшим на это права по закону.

Снять недвижимость с учета можно и по суду. Подать иск можно в следующих случаях:

  • В действии сотрудников кадастровых органов прослеживается нарушение закона.
  • Недвижимость фактически уничтожена, но ее собственник никак на это не реагирует.
  • Споры из-за постановки на учет незаконной постройки.

Есть и другие ситуации, когда можно обратиться за помощью в суд. Об этом обязательно уведомляются органы кадастра и собственник недвижимости. Они имеют право высказать свои возражения.

Документы для снятия дома с кадастрового учета

Для снятия дома с кадастрового учета, который был снесен, сгорел или иным способом разрушен и не подлежит дальнейшему восстановлению, заявитель обязан подать в представительство кадастровой палаты следующий пакет документов:

  1. Заявление о снятии с кадастрового учета дома или другого объекта недвижимости;
  2. Акт обследования, составленный кадастровым инжинером;
  3. Паспорт заявителя. Если заявителем является не собственник дома (объекта), то необходимо наличие нотариально заверенной доверенности;
  4. Если заявитель обязан исключить сведения о постройке из кадастрового реестра по решению суда, то в пакет документов прикладывают решение суда.

Как быстро снять недвижимость с кадастрового учета в Москве и Московской области?