Налог на добавленный доход. Опасный эксперимент: чем плох налог на добавленный доход

После многолетних дискуссий правительство решило реализовать инициативу введения налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли в пилотном режиме. Данный режим налогообложения пока будет действовать в качестве эксперимента на некоторых месторождениях «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа и «РуссНефти» – по соответствующим заявкам нефтяных компаний. О том, что это за налог, рассказывает юрист КСК групп Павел Приходько.

Добавленный доход представляет собой разницу между доходами от продажи нефтересурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налогом на добавленный доход будет облагаться выручка от продажи нефтепродуктов за вычетом эксплуатационных затрат, капитальных вложений, транспортных расходов. То есть налог будет взиматься не с объема добытой нефти, а с финансового результата от ее продажи. Предполагается, что ставка данного налога составит 50%.

Вопрос введения НДД давно циркулирует в околовластных ведомствах с теми или иными коррективами. Так, в «Энергетической стратегии России до 2035 года», подготавливаемой Минэнерго и анонсированной 20 сентября 2017 на VIII Нефтегазовом форуме в Тюмени, отмечается, что введение налогообложения дополнительного дохода (НДД) от добычи является ключевым элементом «новой налоговой системы» и имеет первоочередное значение для развития энергетической отрасли. Как планирует законодатель, это обеспечит гибкость и адресность налогообложения за счет введения зависимости уровня налогообложения от экономического результата разработки нефтяной скважины.

Минэнерго считает, что это создаст условия для введения в экономический оборот малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, трудноизвлекаемых запасов, месторождений на континентальном шельфе, а также завершит модернизацию нефтеперерабатывающих производств.

Данная законодательная инициатива получила значительный отклик в отечественных СМИ и вызвала оживленную экспертную дискуссию. Анализ публикаций и мнений показал, что единообразной позиции по данному вопросу не выработано, не говоря об оценке последствий вступления в силу данных поправок. Предлагаем разобраться в особенностях налога на добавленный доход и вероятных последствиях.

Налог на добычу полезных ископаемых

Сложившаяся к текущему моменту система налогообложения добываемых природных ресурсов предусматривает налогообложение объема добытой нефти. Она очень эффективна и выгодна для бюджета в России, что обусловило ее широкое применение в РФ. Однако эффективность данной системы налогообложения заканчивается, когда речь заходит о начале эксплуатации скважин, в особенности, скважин с трудноизвлекаемыми запасами, высокообводненных скважин.

Существующий НДПИ фактически дестимулирует нефтяные компании разрабатывать и эксплуатировать новые скважины с трудноизвлекаемыми запасами, что влечет невостребованность повышения эффективности нефтедобычи.

Сложилась система, в которой нефтяные компании не заинтересованы в инвестировании в трудноизвлекаемые запасы (а большинство из них именно такие), что консервирует технологическое отставание российского нефтяного сектора и хроническую зависимость от зарубежных технологий разведки, бурения и эксплуатации подобных нефтяных месторождений.

Налог на добавленный доход

Планируемый к введению с 1 января 2018 года НДД принципиально отличается от НДПИ. Так как базой для взимания НДД станет прибыль, то это позволит снизить налогообложение для всех новых месторождений. Это происходит из-за того, что на начальном этапе затраты на бурение и разработку и эксплуатацию скважин (в особенности труднодоступных) крайне высоки, а объем продаж нефтепродуктов с таких скважин очень мал.

Однако после того, как объем добычи со скважины выходит на полную мощность, налог на добавленный доход позволяет собирать значительно больше сумм налогов и тем самым компенсировать потери бюджета в виде выпадающих платежей из-за больших расходов на разработку и запуск трудноизвлекаемых месторождений на начальном этапе. Иными словами, доход от такой скважины фактически многократно «добавляется» с существующему.

Такая же картина справедлива и для заключительных этапов разработки скважины, когда расходы на ее содержание возрастают, а добыча с такого месторождения снижается. Введение НДД снизит налогооблагаемую базу для таких скважин и как следствие – налоговую нагрузку на компанию в данном отчетном периоде.

Эффективность применения НДД, как и прочих других позитивных инициатив, целиком и полностью зависит от успешности реализации данного законопроекта. В отличие от простого НДПИ, рассчитываемого от оборота нефтепродуктов, НДД сложно администрировать. Дело в том, что НДД рассчитывается, исходя из прибыли, поэтому нефтяные компании заинтересованы в «раздувании» расходов, даже когда уже добыча со скважины вышла на проектную отметку.

С подобной ситуацией столкнулась Великобритания, где действует аналогичный налог, и компании стремятся максимально увеличивать расходы. Данный фактор, что очевидно, повышает риск снижения бюджетных доходов, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, и повышает нагрузку на налоговые органы.

Однако ни для кого не секрет, что откладывание реформ в нефтяной сфере консервирует экстенсивный путь развития отрасли, купирует хроническое отставание в передовых технологиях добычи нефти, в том числе трудноизвлекаемой, и снижает эффективность эксплуатации существующих месторождений.

Поэтому сегодня никто не ручается, что российская экономика выдержит очередной эволюционный скачок в нефтедобыче, сродни тому, который случился в США и обрушил стоимость нефти в 3 раза, а следовательно – и российский бюджет. Речь идет о «сланцевой» революции. Поэтому грамотная и взвешенная реализация НДД видится как болезненный для бюджета в краткосрочной перспективе, но крайне необходимый шаг в стратегии реализации энергоэффективности России.

xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

Новости в России и в мире - Newsland - информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика.

Законопроект по налогу на добавленный доход (НДД) в ближайшее время будет внесён правительством России в Госдуму. Об этом в кулуарах Восточного экономического форума сообщил министр энергетики Александр Новак.

По его словам, на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича проект был одобрен. Налог на добавленный доход в отличие от налога на добычу полезных ископаемых взимается с дохода от продажи сырья за вычетом расходов на добычу и транспортировку.

Внесенный в правительство законопроект предполагает добровольный переход на НДД разработчиков новых месторождений и нефтепроизводителей на скважинах с добычей не более 15 млн т.

Сейчас в правительстве на рассмотрении находятся два законопроекта, которые, по сути, дают льготы низкорентабельным месторождениям нефти для стимуляции их добычи.

Как сообщалось, на Гайдаровском форуме министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что, в ведомстве выступают за срочную замену налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на добавленный доход (НДД).

Налог на добавленный доход: что это значит для бюджета

http://bujet.ru/article/276098.php

В начале мая СМИ сообщили о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил ввести для новых нефтяных месторождений, разрабатываемых в России, налог на добавленный доход. Однако против реформы выступило Министерство финансов.

«Бюджет» подготовил материал о том, что такое НДД и чем эта форма налогообложения добывающей отрасли отличается от двух уже применяемых в России – таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ «РОСНЕФТИ» И ОТВЕТ МИНФИНА

По данным СМИ, «Роснефть» уже подготовила законопроект по НДД. При этом сам И. Сечин описал реформу в письме заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу.

В свою очередь, в Минфине эксперимент с НДД назвали несвоевременным. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Илья Трунин 8 мая заявил агентству ТАСС, что вопрос срочного введения НДД не проработан.

В целом НДД обладает теми же недостатками, что и налог на финансовый результат (НФР), эксперимент по введению которого сейчас прорабатывается Минэнерго, добавил он.

«Сейчас не время для экспериментов в отрасли, которая в целом обеспечивает до 50% доходов бюджетной системы», - приводит агентство его слова. И. Трунин подчеркнул, что действующая система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы пополнилась огромным количеством льготных режимов и был проведен налоговый маневр, который привел к снижению нагрузки на нефтедобычу.

И. Трунин пояснил, что НДД устраивает нефтяные компании, так как даст им дополнительные льготы, позволит стимулировать инвестиции и увеличивать капиталовложения. Но оценка НДД с точки зрения влияния на экономику в целом неоднозначна.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННЫЙ ДОХОД

НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налог облагает не всю выручку компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат. Переход на НДД обсуждается уже несколько лет.

Ранее неоднократно сообщалось, что новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями, но не снизит доходы федерального бюджета. НДД позволяет сделать ставки для всех новых месторождений ниже.

Этот эффект получается за счет того, что на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин - низкие. Однако после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе.

То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.

Чем плох НДД? Его сложно администрировать. В отличии от этого налога, действующие в России экспортные таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых взимать очень просто.

КАК НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГАМИ СЕЙЧАС

НДПИ взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки.

Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости. Налог с нефти и газа взимается по специфическим ставкам.

Это значит, что компании платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов. Второй инструмент - таможенные пошлины - используется в том случае, если добытые в России ресурсы экспортируются.

Пошлины взимаются по тому же принципу, что и НДПИ – для нефти это определенная сумма с тонны ресурса.

ЧТО ПРОИСХОДИТ СО СБОРАМИ С ОТРАСЛИ СЕЙЧАС

Предложение «Роснефти» прозвучало на фоне масштабных изменений ставок таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые произошли 1 января.

В рамках нового правила пошлины резко сократятся, а НДПИ, напротив, вырастет.

Изменения предполагают, что за три года вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты - в 1,7-5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть возрастет в 1,7 раза, а на газовый конденсат - в 6,5 раза.

newsland.com

Минфин подготовил законопроект о налоге на добавленный доход

Министерство финансов разработало законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли, пишет газета «Ведомости».

В распоряжении издания оказалась копия презентации с параметрами законопроекта, которую Минфин разослал компаниям и министерствам. Согласно законопроекту ставка НДД будет фиксированной на уровне в 70%. Налоговой базой станет расчетная выручка от добычи сырья минус расчетные транспортные затраты, экспортная пошлина и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а также минус фактические операционные расходы (кроме транспортных) и капитальные вложения.

Как уточняют «Ведомости», взиматься НДД будет только тогда, когда окупятся все затраты компании, а также когда она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. НДД применяется и для старых и для новых месторождений, но исторические затраты учитываются только для новых - до года введения налога. Кроме того, сохранятся экспортная пошлина, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка - 30%, а при достижении положительной базы по НДД она повышается до 40%.

Как отмечает издание, ограничение заключается в том, что все затраты с учетом убытков прошлых лет не должны превышать за период $20 за баррель. Федеральный чиновник, имя которого издание не называет, пояснил «Ведомостям», что они постепенно списываются и переносятся в базу будущего периода. По словам чиновника, этот законопроект хорошее предложение для нефтяников.

Как ранее писали «Ведомости», в мае президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился в правительство с предложением поддержать НДД для новых и НФР (налог на финансовый результат) для выработанных месторождений.

Как ранее писал РБК, глава департамента экономики геологоразведки и добычи нефти и газа ЛУКОЙЛа Алексей Зиганшин говорил на слушаниях в Госдуме в марте, что, по расчетам его компании, в период с 2016-го по 2043 год только от внедрения НФР на шести предложенных ЛУКОЙЛом месторождениях (Лазаревское, Красноленинское, Нивагальское, Лас-Еганское, Имилорское, Апрельское в ХМАО) добыча нефти вырастет на 32,934 млн т, притом с 2016-го по 2020 год прирост составит 3,819 млн т, а доходы бюджета вырастут на 350 млрд руб.

Советник по GR генерального директора «Газпром нефти» Павел Карчевский рассказывал РБК, что из почти 5 тыс. скважин компании при действующей налоговой системе рентабельны лишь 1143. Он ожидает, что если налоговый эксперимент по предложенным компанией проектам внедрят с 2016 года, то к 2033 году при ценах на нефть $60 за баррель компания добудет на пилотных месторождениях 60 млн т нефти, а при сохранении НДПИ - только 40 млн т. Доходы государства в виде налогов при этом возрастут на 200 млрд руб.

www.rbc.ru

Правительство одобрило законопроект о налоге на добавленный доход

Правительство России одобрило законопроект о введении налога на добавленный доход (НДД), сообщил ТАСС в кулуарах Восточного экономического форума министр энергетики Александр Новак.

«Было совещание у вице-премьера России Аркадия Дворковича, на котором было принято решение», - сказал глава Минэнерго. В ближайшее время, по его словам, документ будет внесен на рассмотрение Госдумы.

Ранее замминистра энергетики Алексей Текслер заявил, что ведомство рассчитывает на принятие закона об НДД для нефтяной отрасли до 1 декабря. Для этого Минэнерго инициировало изменение Бюджетного кодекса.

Налог на добавленный доход в отличие от налога на добычу полезных ископаемых будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Внесенный в правительство законопроект предполагает добровольный переход на НДД разработчиков новых месторождений и нефтепроизводителей на скважинах с головой добычей не более 15 млн т.

Заявки на участие в пилотном проекте по переходу месторождений на НДД подали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть». Все они расположены в Западной Сибири, их совокупная добыча составляет около 7 млн т.

www.novayagazeta.ru

Правительство одобрило реформу налогового законодательства для нефтяной отрасли, которая заработает в 2019 году. Доходы бюджета от введения нового налога, по оценке Минэнерго, составят почти 1 трлн руб.

Михаил Абызов (Фото: Станислав Красильников / ТАСС)

Законопроект о налоге на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли был одобрен правительством, рассказал журналистам министр Михаил Абызов, передает корреспондент РБК. Предполагается, что новый налоговый режим будет одобрен Госдумой в первом квартале 2018 года и вступит в силу с 1 января 2019 года, говорится в сообщении Минэнерго.

«Для отрасли это важный шаг, который позволит решить проблему поддержания уровня добычи в соответствии со стратегическими документами в условиях постоянно ухудшающегося качества минерально-сырьевой базы, в том числе с акцентом на зрелые месторождения в Западной Сибири. Новый налоговый режим учитывает как интересы отрасли, так и бюджета», — отметил первый замминистра энергетики Алексей Текслер.

Инициатива была одобрена «с учетом доппоручений по итогам совещания [у премьер-министра Дмитрия Медведева] в Ханты-Мансийске», — сказал Абызов. На совещании по развитию нефтяной отрасли и ее налоговому стимулированию с участием Медведева и глав нефтяных компаний, которое состоялось 21 ноября в ХМАО, министр энергетики Александр Новак позволит получить в 2019-2035 годах бюджетные отчисления почти на 1 трлн руб. и принесет 100 млн т дополнительной добычи нефти по сравнению с текущими объемами на проектах-пилотах (в 2016 году добыча на этих участках составила 14,7 млн т).

Нефтяные компании сейчас платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины. Эти налоги взимаются с выручки компаний. Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на добавленный доход. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. Переход на эту систему носит добровольный характер.

Налоговая реформа с введением НДД обсуждается минимум с 2012 года, но из-за разногласий Минфина и Минэнерго несколько раз откладывалась. В понедельник, 20 ноября, Текслер , что ведомства не успевают внести законопроект об НДД в Госдуму, чтобы он заработал с 1 января 2018 года, поэтому начало эксперимента перенесли на 2019 год. ​На совещании во вторник Новак заявил, чтоу​же сформирован перечень пилотных проектов по НДД в Западной Сибири из 35 лицензионных участков, разрабатываемых «Роснефтью», ЛУКОЙЛом, «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом» и независимыми нефтяными компаниями.

Как следует из письма Текслера в Минфин от 20 октября (копия есть у РБК, источник в правительстве подтвердил его подлинность), 15 из 35 пилотных проектов достались «Роснефти». Большинство из них находится в ХМАО, и только участки «Газпром нефти» — в Ямало-Ненецком автономном округе. Согласно письму Текслера, совокупный уровень добычи по участкам «Роснефти» в 2016 году составил 6,13 млн т, ЛУКОЙЛа (семь участков) — 2,73 млн т, «Сургутнефтегаза» (шесть участков) — 2,32 млн т, «Газпром нефти» (четыре участка) — 2,77 млн т. В эксперимент также попали один участок «РуссНефти» (добыча в 2016 году составила 0,067 млн т) и два участка независимых компаний с совокупным объемом добычи 0,74 млн т нефти.

Ранее газета « » и источники РБК , что переход на НДД сильно зависит от позиции «Роснефти». Но в итоге «Роснефть» по НДПИ для одного из своих крупнейших месторождений — Самотлора — в размере 350 млрд руб. за десять​ лет. Взамен компания обязалась увеличить добычу на 50 млн т за этот срок (на 5 млн т ежегодно). А трем крупнейшим после «Роснефти» нефтяным компаниям (ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть»), которые добивались аналогичных льгот для своих обводненных месторождений, было отказано. Минфин , чтобы оценить эффект от льгот для Самотлора. ​

В ближайшие три—пять лет введение НДД принесет меньше выпадающих доходов для бюджета, чем если бы правительство одобрило льготы по обводненным месторождениям для всех желающих компаний, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. А в дальнейшем доходы бюджета увеличатся, считает он. К тому же, по мнению Полищука, в среднесрочной перспективе НДД для нефтяников выгоднее, чем точечные льготы.

Если эксперимент оправдает себя, то НДД будет понятным механизмом налогообложения по всей отрасли, позволяющим прогнозировать инвестиции в разного рода проекты, вне зависимости от региона и обводненности месторождения, заключает эксперт.

По мнению главного экономиста Vygon Consulting Сергея Ежова, механизм налога на дополнительный доход, хотя и является более прогрессивным, не отменяет необходимость льгот. Пока речь идет о применении НДД только к ограниченному количеству проектов, напоминает он: решение же объективно существующих проблем сверхвысокого налогообложения отложено.

15.06.2018

15.06.2018; Портал для недропользователей - dprom.online: https://dprom.online/2018/06/15/ndd-plyusy-i-minusy-eksperimenta/

Российская экономика всегда серьёзно зависела от добычи углеводородного сырья. При этом в нынешних условиях наращивать свои объёмы нефтяным компаниям всё сложнее. Недропользователям стало невыгодно инвестировать в старые проекты, а разрабатывать новые для большинства — дорого . Исправить ситуацию призван налог на добавленный доход. По задумке, он частично заменит налог на добычу полезных ископаемых, обогатив казну на триллион рублей, а запасы нефти на 100 млн тонн. Отрабатывать пилотный вариант нового закона решено в 2019 году. А пока реформа ждёт своего принятия в Госдуме, вокруг неё продолжаются дискуссии.

«Индивидуальный» налог

Налог на добычу полезных ископаемых стал ведущим в нефтяной отрасли в 2001 году. За 16 с лишним лет неоднократно вскрывались его несовершенства, но кардинально систему никто не менял. Главный недостаток НДПИ в том, что он не учитывает затраты компаний на разработку месторождений, а взимается, исходя из объёмов добытой или экспортируемой нефти. Такой подход неизбежно ведёт к нерентабельности разработки как нетрадиционных запасов углеводородного сырья, так и новых месторождений со сложными климатическими условиями. Не способствует он и увеличению добычи на выработанных участках. Потому выгодным вариантом для компаний стало браться только за прибыльные и нерискованные проекты. Чтобы избежать серьёзного падения добычи и сокращения бюджетных доходов, Минфин ввёл для нефтяников сложную систему льгот. Схему вскоре логично прозвали «лоскутным одеялом». Вместо стимула для разработки трудных запасов, она разыграла борьбу среди компаний за новые и новые преференции. В итоге почти каждое месторождение фактически стало рассчитываться по индивидуальному налогу. Из-за сложностей фискального администрирования перестали учитываться многие нюансы. В стратегическом плане двигаться по этой модели налогообложения губительно для нефтяной отрасли, потому внедрение НДД разумно и оправдано, считает руководитель аналитического управления фонда энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Как известно, компании порой получали послабления по тем или иным месторождениям на определённый период - ставки НДПИ ниже, или нулевые, всё зависело от конкретных решений и конкретных компаний. Если оставлять НДПИ, мы увидим ещё больше частных историй, частных запросов. Система принятия точечных льгот будет в авангарде, то есть мы увидим шквал таких просьб. Чтобы избежать этих административных частностей, мы идём к переходу на НДД. Это уже системное решение, пускай, пока пилотное, но оно заместит точечные фискальные запросы от нефтегазовых компаний», - говорит эксперт.

Что-то с чем-то

В течение двух последних лет параметры нового налога несколько раз изменяли и пересчитывали. В итоге НДД в предлагаемом формате - это что-то между налогом на прибыль и НДПИ. Он не является налогом на финансовый результат в классическом понимании, так как сохраняет многие элементы рентной системы налогообложения. Ставка НДПИ не исчезнет, но будет снижена. А НДД начнут взимать по следующей схеме: выручка минус фактические и расчётные расходы, умноженная на ставку в 50%.

В пилотном режиме НДД коснется четырёх категорий участков недр . К ним относятся: вновь разрабатываемые месторождения в отдельных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока ; участки, пользующихся льготами по вывозной таможенной пошлине; выработанные на 20-80% месторождения в традиционных регионах добычи ; вновь разрабатываемые участки недр с незначительными запасами также в традиционных регионах добычи.

Вступление в систему НДД добровольное. На данный момент участие в пилоте заявили 35 лицензионных участков. Известно, что их разрабатывают «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз».

Плечо от государства

Очевидный плюс при переходе на НДД для нефтяных компаний в том, что расходы на капитальные вложения могут быть приняты государством в полном объёме в момент их возникновения. Кроме того, повысится налоговая эффективность для гринфилдов: лимит фактических расходов не будут применять в течение 7 лет.

«Налог будет исчисляться с учётом экономики разработки месторождений за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволяет ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе ТРИЗы. До окупаемости проекта налоговая нагрузка для нефтяных компаний будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения , что позволяет повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объёмы и сроки привлечения заемных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр », - объясняет советник по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», доктор экономических наук Маргарита Козеняшева.

К слову, эксперт разделяет расчёты Минэнерго по ожидаемым сборам от НДД. До 2035 года доход должен составить порядка 1 трлн рублей, то есть в среднем, это около 50-60 млрд рублей ежегодно в течение 18 лет. Однако, по словам Козеняшевой, коррективы в этих прогнозах не исключены, так как никто не может точно предсказать, как в перспективе поведут себя цены на нефть, доллар, а также другие важнейшие валюты.

Опасения и риски

Компании, имеющие льготы по НДПИ и экспортной пошлине, боятся их потерять, потому особо не приветствуют переход на новый налог. Пока им действительно выгоднее оставаться в старой системе налоговых координат, уверена Маргарита Козеняшева . «Налоговые органы опасаются, что нефтяные компании будут необоснованно завышать свои затраты, занижая налогооблагаемую базу. Но эти опасения быстро развеются, как только система начнёт работать. Сегодня при том уровне контроля со стороны учёта, который есть, трудно сильно завысить затраты. В ходе реализации проекта перехода на НДД, что-то будет подкорректировано. Но в целом это, безусловно, нужно делать», - заключила профессор .

О том, что этот стратегический подход в виде НДД необходим для развития отрасли, говорят многие эксперты. Однако принимать новый налог правительство не спешит. Рассмотрение законопроекта годами откладывается. В этом прослеживается явный недостаток доверия государства к бизнесу, а также неготовность властей разделить с нефтяниками коммерческие риски при разработке сложных проектов. Именно поэтому предложенный НДД выглядит как модификация НДПИ.

«Тенденции по оптимизации налогообложения всегда существовали. Понятно, что Минфин и надзорные службы не могут слепо приветствовать инновации нефтяной отрасли. Хотя, в любом случае, стратегия развития нефтяной отрасли подразумевает фискальные перемены, в том числе и в пользу нефтяников. Баланс он всё ещё ищут. Поэтому мы видим насколько это всё туго движется с позиции нефтяников, потому и наши фискальные службы выступают за консерватизм подходов. Но я замечу, что у Минфина игры в стратегии не приоритет, им надо по факту работать и показывать чуть ли ни ежемесячный положительный результат, удерживать в рамках дефицит и сохранять в приемлемом русле годовой бюджет», - высказал свою точку зрения Александр Пасечник.

Мировая практика

В мировой практике рентные системы налогообложения остались в странах, где проблема истощения ресурсов и увеличения доли ТРИЗ неактуальна: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ. Например, в Канаде для стимулирования разработки ТРИЗ одновременно с рентной системой устанавливаются специальные правила налогообложения, фактически аналогичные налогу на финансовый результат. Другие нефтедобывающих страны, такие как Англия и Норвегия, отошли от роялти ещё в начале 2000-х, что позволило им существенно увеличить налоговые поступления в бюджет за счёт увеличения объёма добычи сырья. Опыт Норвегии аналитики приводят отдельно. Нефтяную отрасль там облагают налогом на прибыль, к которому прибавлен специальный налог по ставке 78%. По такой же ставке, в случае убытков, государство из бюджета возмещает компаниям расходы на геологоразведочные работы.

Ставку НДД в России неоднократно пытались завысить, однако все же остановились на 50. Роман Шумяцкий, государственный советник РФ, доцент кафедры общественных финансов НГУЭУ, считает такой процент вполне адекватным.

«Понятно, что все организации и налогоплательщики не только в нашей стране, но и во всём мире, не хотят платить налоги, потому что это - часть имущества. Поэтому и должно быть разумным соотношение. В своё время американский экономист Лаффер выяснил, какая максимальная налоговая нагрузка может быть на бизнес, чтобы и государство не в проигрыше оставалось и бизнесу было бы нормально. Так вот, он определил ставку в 40-50% налоговых изъятий. Если больше - бизнес либо затухнет, либо уйдёт в тень», - уверен советник.

Как на самом деле на нефтяной отрасли отразится НДД, станет понятно только в 2020-22 годах. Потому как должен пройти хотя бы один финансовый год в новой налоговой системе. Напомним, что заработать она сможет лишь в 2019 году, при условии, что законопроект примет Государственная Дума.

Из-за высоких рисков для бюджета и нефтяной отрасли разумнее было бы унифицировать льготы по НДПИ, нежели вводить налог на добавленный доход

В конце августа правительство поручило Минфину временно скорректировать норму Бюджетного кодекса, по которой новые налоговые законы должны быть приняты не менее чем за месяц до внесения в Думу проекта федерального бюджета (1 октября). Это позволит уже с 2018 года ввести налог на добавленный доход (НДД), который, в отличие от НДПИ, будет взиматься не с количества добытой нефти, а с доходов от ее продажи за вычетом расходов на добычу и транспортировку. НДД будет действовать на западносибирских месторождениях «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа и «РуссНефти» с общей добычей около 7 млн т: эти компании подали заявки на участие в пилотном проекте.

Стимул для расходов

Конфигурация НДД активно обсуждалась Минфином и Минэнерго в течение последних двух лет. В апреле реформа наконец была одобрена правительством. Однако в последний момент ее чуть было не сорвала еще одна налоговая новация: в июне Минэнерго внесло в правительство законопроект, по которому «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» могут получить право платить лишь половину НДПИ с добычи на обводненных месторождениях. Категорически против выступил Минфин: по его оценке, в случае принятия законопроекта федеральный бюджет в 2018 году потеряет свыше 150 млрд руб. доходов. В итоге решение по льготам не было принято.

Впрочем, риск снижения бюджетных доходов есть и в случае внедрения НДД. Базой для его взимания станет прибыль, а потому у компаний будут стимулы ее занижать. В Великобритании, где также действует НДД, эта проблема получила название gold plating («золочение»): компании стремятся раздувать издержки, правда, там с этим борются не только налоговики, но и акционеры, дивиденды которых зависят от рентабельности добычи. В России у акционеров зачастую мало реальных рычагов воздействия на менеджмент, причем не только у миноритарных, но даже у мажоритарных. Свидетельство тому — безуспешные попытки Росимущества заставить «Роснефть» направлять на дивиденды 50% чистой прибыли по МСФО — по итогам 2016 года компания согласилась заплатить лишь 35%.

Внедрение НДД будет сопровождаться отменой экспортных пошлин, поэтому реформа несет с собой еще один риск — снижение рентабельности нефтепереработки. Сейчас к пошлинам привязана внутрироссийская цена на нефть: она рассчитывается как экспортная цена минус пошлины и затраты на транспортировку. В случае отмены пошлин цена на нефть автоматически вырастет, что ударит по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Обнулится и таможенная субсидия (разница между более высокими пошлинами на нефть и более низкими на нефтепродукты), за счет которой НПЗ удается экспортировать нефтепродукты с низкой глубиной переработки.

В ответ Минфин предлагает ввести отрицательный акциз на нефть: НПЗ смогут получать вычет на сумму акциза, которую добывающие компании будут выставлять при продаже нефти. Однако размер компенсации переработчикам придется ежегодно выторговывать при утверждении бюджета, и не факт, что она не будет быстро отменена. На практике Минфин не очень благосклонен к любым компенсациям: например, в 2016 году правительство пошло на повышение НДПИ, но при этом отказалось от запланированного ранее снижения пошлин с 42 до 36% — рост налоговой нагрузки компаниям ничем тогда компенсирован не был. Наконец, реформа несет с собой еще один риск — сосуществования в отрасли двух налоговых режимов, что вряд ли добавит удобства как компаниям, так и регуляторам.

Другой путь

Впрочем, это не означает, что от изменений в налогообложении нефтянки следует полностью отказаться. Решения требует вопрос бессистемной выдачи льгот по НДПИ — на это отчасти и направлена реформа. За 2007-2015 годы доля льгот в сборах НДПИ выросла с 2 до 16% (оценка VYGON Consulting). Сюда относятся льготы и для шельфа, и для высоковязкой нефти, и для истощенных месторождений, и для трудноизвлекаемых запасов. Унифицировать их выдачу поможет автоматизация сбора информации с добывающих скважин. Такая автоматизация, к примеру, была проведена в алкогольной отрасли: с 2005 года информация о каждой произведенной в стране бутылке любого алкогольного напитка фиксируется в ЕГАИС.

Отменять нужно и экспортные пошлины, поскольку они консервируют отсталость российской нефтепереработки. Однако делать это надо лишь после 2021 года: к тому моменту, по данным Минэнерго, большинство компаний закончит программу модернизации НПЗ, потому им проще будет сохранить рентабельность в новых условиях. Постепенное обнуление пошлин вкупе с систематизацией льгот по НДПИ сделает систему налогообложения отрасли более нейтральной, при этом Минфин сможет минимизировать риск выпадения бюджетных доходов. В случае же с НДД этого риска не избежать, а потому эксперимент с его внедрением вряд ли окажется для отрасли последним.

В 2018 году в РФ состоится очередная налоговая реформа. На этот раз она коснется нефтяной отрасли, а именно налога на добавленный доход нефтяников. Сам законопроект могут принять уже в нынешнем году, но законную силу он получит только в следующем.

Новый порядок начисления НДД подразумевает смену существующих льготных условий для некоторых месторождений на определенные налоговые ставки НДД, которые будут взиматься с общего финансового потока.

Сам НДД пока имеет ограниченное влияние, но принятие нового варианта его начисления предоставит Министерству финансов возможность убрать пошлину на экспорт российской нефти. По мнению экспертов, такое нововведение должно привнести в бюджет РФ дополнительную прибыль в размере 600 миллиардов рублей.

Суть вопроса и порядок его реализации

Согласно результатам совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, Минфин должен разработать проект закона о переходе на новый налог на добавленный доход до первого октября, а его официальное действие начнется с .

Если судить по протоколу совещания, на нем удалось решить ряд особо спорных вопросов между государством и нефтедобытчиками.

Большая часть принятых решений должна положительно сказаться на работе последних. В частности, МФ и нефтяные компании уже несколько лет не могут прийти к единому решению, каким образом взимать налог не с общих объемов добытой и экспортированной нефти, а с финансовых оборотов каждого отдельно взятого месторождения.

Теперь появилась реальная надежда на то, что данный спор, в конце концов, разрешиться на условиях, устраивающих обе стороны.

Новая реформа не будет нести глобальный характер. Существующий на добычу полезных ископаемых снизят, но он все равно останется. Роль НДД заключается только в замене экспортных льгот и НДПИ для недавно открытых участков нефтедобычи (гринфилдов).

Кроме того, планируется создать несколько экспериментальных проектов по внедрению реформы на давно работающих участках (браунфилдах), которые не имеют льгот, но при этом совокупный годовой объем их добычи меньше или равен 15 миллионов тонн.

Фактически государство предложило нефтяникам обменять льготные условия на введение НДД с определенными послаблениями.

Такой шаг очень важен для Министерства финансов, так как позволит в ближайшее время полностью отменить пошлину на экспорт нефти, переведя ее в формат НДПИ или НДД. Как следствие бюджет получит достаточно серьезную статью дополнительных доходов.

Организационные и технические моменты

Еще одним важным моментом спора была возможность добровольного перехода на новые условия работы. Позиция Минфина заключалась в реформировании всех льготных месторождений, кроме тех, кто уже пользовался экспортной льготой до 2016 года.

Нефтяные компании хотели сохранить за собой право выбора между внедрением НДД и сохранением имеющихся льгот. Вице-премьер встал на защиту интересов нефтяников, поэтому в течение всего 2018 года они смогут самостоятельно решать этот вопрос. Причем льготы все еще можно будет оформлять до конца 2017 года. По данным издательского дома «Коммерсантъ», уже подано около пятнадцати заявок.

Как считают некоторые аналитики, реальный выигрыш работников нефтяной отрасли здесь невелик. В случае полной отмены пошлины, нефтяники будут вынуждены принять НДД, так как льготы просто потеряют смысл.

Помимо выше перечисленного, обсуждались также некоторые вопросы технического плана. Было решено установить уровень выработки браунфилдов, дающий им право участвовать в экспериментальных проектах, в диапазоне от 20 до 80 процентов. Министерство предлагало нижний порог поднять до 25 процентов.

Параллельно Дворкович обязал Минфин разработать специальный порядок начисления НДД для западносибирских месторождений с выработкой менее пяти процентов. Из полученной «Коммерсантъ» информации следует, что речь идет в основном о попытке компании «ЛУКОЙЛ» внедрить НДД на Имилорском месторождении, а также месторождении им. Шпильмана, которые льготных условий сейчас не имеют. Поэтому нефтекомпании попросту нечего предложить взамен.

Скорее всего, данный вопрос не решится в пользу «ЛУКОЙЛ», так как он противоречит сути законопроекта, заключающейся в недопустимости выдачи льгот избирательным образом.

Несмотря на плодотворную работу чиновников Министерства и представителей нефтяной отрасли некоторые вопросы все еще несут спорный характер.

Первое, каким образом будет определяться налоговая база по НДД. Нефтяники хотят производить расчет по конкретному месторождению, а Минфин – по лицензионному участку. Этот момент по поручению Дворковича должен быть отдельно проработан финансовым ведомством.

Второе, какой итоговый объем нефтедобычи предусматривают пилотные проекты для браунфилдов. Здесь мнения разделились между 10 миллионами тонн (Минфин) и 15 миллионами тонн (нефтяники). Министерству поручено рассчитать оба варианта и предоставить результаты вместе с законопроектом. Поэтому окончательного решения следует ждать не ранее октября текущего года.

Подводя итог, можно сказать, что новый законопроект об НДД теперь действительно может воплотиться в жизнь, так как дает возможность государству отделить льготные условия для конкретных месторождений от судьбы пошлины на экспорт нефти. И как результат в будущем полностью убрать эту самую пошлину.

С другой стороны, нефтяным компаниям в ближайшие несколько лет все равно будут грозить внеплановые расходы, но при этом они получают более конкретную и прозрачную, чем сейчас, систему налогообложения. Правда, многие аналитики смотрят на это с большой долей скептицизма, ведь при текущей скудности бюджета любые меры, которые даже в теории могут ему навредить, будут обязательно переноситься или откладываться на неопределенное время.