Урок по экономике типы экономических систем. Рыночная экономическая система

На данном уроке мы познакомимся с понятием «экономическая система» и выясним отличительные особенности каждого из основных типов экономических систем. Также мы рассмотрим их сильные и слабые стороны, поразмышляем о том, почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой.

Тема: Экономика

Урок: Экономическая система

На сегодняшнем уроке речь пойдёт о тех способах, при помощи которых экономика пытается решить насущные проблемы человека. Определение этих способов образует так называемую экономическую систему.

Способы хозяйственной жизнедеятельности человека зависят от трёх основных вещей. Первое - от того, кому принадлежит собственность, ресурсы, ведь это один из фундаментальных и важнейших вопросов. Тот, кому принадлежит ограниченный ресурс (а мы говорили о том, что ресурсы всегда ограничены), в значительной степени определяет характер экономики в целом. Но есть ещё две важные составляющие. Вторым важным фактором выступает тот метод, с помощью которого мы налаживаем взаимосвязи между различными элементами экономической деятельности. Третье - это тот способ, которым людей мотивируют к участию в экономической деятельности. Таких мотивов на самом деле не так уж много. Это материальный мотив, то есть мотив материальной заинтересованности, когда человек работает ради получения прибыли; энтузиазм, когда человек работает, удовлетворяя свой интерес, считая это необходимым; и организованное насилие, когда человека принуждают к работе. Все из вышеперечисленных способов мотивации человека к работе имели место быть и приводили к достаточно интересным результатам. Например, в период рабовладения были построены грандиозные сооружения, но всё это было сделано под влиянием принуждения.

Так или иначе, человечество научилось решать свои экономические проблемы, выстраивая определённые системы. Эти системы принято называть экономическими системами. Экономическая система - это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов: что, как и для кого производить. Как правило, современные экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная. Однако стоит отметить, что в современном обществе очень сложно будет найти данный тип экономических отношений в чистом виде. Наши общества слишком связаны друг с другом, поэтому ни одна из экономических моделей не сохранилась в первозданном виде. Но для нас совершенно необходимо познакомиться с основными чертами каждой из этих моделей.

Рис. 2. Типы экономических систем ()

Итак, традиционная экономика. Уже само название данной экономической модели намекает на то, что она ориентируется на обычаи и традиции, изначально установившиеся в этом обществе. Как правило, экономика традиционного типа ориентируется на сельское хозяйство: производство зерновых, домашнее скотоводство. Сельское хозяйство в такой экономике зиждется на широком применении ручного труда, технологии либо совсем не развиты, либо развиты очень слабо. Кажется странным, что такой тип экономической модели существует до сих пор. Но он существует в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, где человеческие общества организованы именно по этой экономической модели. В своём роде она совершенна. Дело в том, что традиционная экономика, как правило, отвечает тем природно-климатическим условиям, тем вызовам, с которыми сталкивается человек, обитающий в определённой среде. Современные технологии и средства производства в этой среде, возможно, и не нужны. Люди достигли совершенного производства, исходя из того, что у них есть. Они добывают необходимое количество пищи, умеют произвести на свет необходимое для них количество товаров, в данном смысле традиционная экономика представляет собой завершенный цикл. Менять в ней ничего не нужно, ведь потребности людей, которые живут по принципам данной экономики, весьма ограничены.

Понятно, что такая экономическая система возможна далеко не везде. Если вы живёте в умеренном климатическом поясе, где вызовы для человека постоянные, вам необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться. Европейцы, живущие в умеренной зоне, постоянно придумывали что-то новое, решали те проблемы, которые перед ними возникали. Вот так постепенно сложилась иная форма экономического взаимодействия.

Её принято называть рыночной экономикой. В какой-то степени рынок - это стихия, вместе с тем у этой стихии есть очень чёткий порядок. Рыночная экономика - это специфическая модель, где экономическая жизнь основана на нескольких важных принципах, а именно:

1. Многообразие форм собственности;

2. Обязательное частное предпринимательство;

3. Свободное ценообразование.

Вообще рынок представляет собой очень тесную взаимосвязь между предпринимателями и покупателями. Только этот тандем определяет и цену товара, и необходимость производства этого товара. Определяется, сколько товара производить, какого качества, в каких точках земного шара он более необходим, а в каких - менее необходим.

В условиях рыночной экономики существуют только те товары и услуги, которые приносят прибыль по той простой причине, что человек, производящий эти товары и услуги, изначально тратит свои деньги. Рыночная экономика - это, прежде всего, экономика частного бизнеса. Безусловно, если человек вкладывает в производство товара свои средства и ресурсы, он хочет как компенсировать затраты этих ресурсов, так и получить прибыль. Для того чтобы это произошло, необходимо быть очень грамотным стратегом: понимать, какие потребности на данный момент существуют в обществе, и сможешь ли ты их грамотно удовлетворить. Для того чтобы достичь наилучших результатов, предприниматель постоянно стремится уменьшить свои издержки. Это возможно в том числе и с использованием новых технологий, которые позволяют удешевить производство. Значит, изобретение новых технологических процессов, изобретение новых машин позволяет предпринимателю увеличить свою прибыль. Это лежит в основе прогресса, именно в этом суть рыночной экономики. Мы улучшаем окружающий мир, получая прибыль для себя.

Однако и у рыночной экономики есть свои слабые стороны. Главная из них - проблема распределения средств, проблема распределения материальных ресурсов. К сожалению, рыночная экономика приводит к значительному внутреннему расслоению в обществе: у одних социальных групп скапливаются большие состояния, они имеют возможность приобретать больше товаров, потреблять большее количество благ, пользоваться более качественными услугами, чем другие. Но все мы так или иначе имеем чувство справедливости и хотим получать по заслугам, а рыночная экономика - очень жесткая модель, которая пренебрегает такими вещами как честь, справедливость, достоинство. Речь идёт только о прибыли.

Довольно давно люди стремились создать экономическую модель, которая отвечала бы интересам большинства, а в идеале - всех. Существовали различные варианты, как решить эту проблему. Наиболее примитивный способ - тот, который предлагал знаменитый литературный персонаж Шариков из «Собачьего сердца», а именно: взять всё и поделить. К сожалению, такой раздел благ и ресурсов между всеми невозможно произвести.

Постепенно родилась идея о создании общества, где бы главным регулятором экономики выступало государство. Такая экономическая модель получила название командно-административной . В такой экономической системе собственность принадлежит государству в большинстве своём. Государство принимает основные экономические решения, а, значит, оно распределяет ресурсы, отвечает за ценообразование. Получается, что можно создать условия, когда большинство населения будет иметь возможность приобретать необходимые товары и услуги. Но вместе с тем такая экономическая модель имеет и существенные недостатки. Главный из них - отсутствие массовой заинтересованности людей в производстве качественных товаров и услуг.

История нашего государства изобилует тому примерами. Значительный промежуток исторического времени наше государство входило в состав Советского Союза, и в этом государстве господствовала командно-административная система. Ведутся споры по поводу того, было ли это ошибкой или достижением, у обеих сторон есть убедительные доводы. В Советском Союзе была построена мощнейшая индустрия, он производил всю номенклатуру необходимых товаров, начиная от иголки и заканчивая космическими аппаратами; такого не могла позволить себе ни одна экономика мира. Однако ваши родители могут рассказать вам о том, что в Советском Союзе существовал жуткий дефицит товаров, зачастую в магазинах не было колбасы. Таковы реалии командно-административной системы.

Современный мир очень сложен, большинство экономик мира являются смешанными. Смешанная экономика - это экономика, в которой равномерно представлены как государственная, так и частная собственность. Иногда это логично пересекается и взаимодействует в том числе и с экономикой традиционного типа. В современной России есть элементы всех трёх основных типов экономических отношений.

Скорее всего, за экономиками смешанного типа и будет ближайшее будущее человечества. Конечно, мы не можем с уверенностью предсказывать продолжительный период будущей истории человечества, потому что человеческое общество слишком непредсказуемо и довольно быстро меняется. В том числе это касается и экономики. Но это уже проблема будущих поколений.

Как уже упоминалось, традиционные экономики по-прежнему существуют. Самое интересное, что некоторые из них весьма успешны и, самое главное, вполне лаконично вписались в экономические модели иного типа. В качестве примера рассмотрим экономику африканского племени масаи.

Масаи - охотники и скотоводы, они живут на традиционном уровне развития. Они носят национальную одежду, как правило, используют исключительно свои орудия труда, технологии изготовления которых перешли им по наследству, и по-прежнему ведут своё хозяйство на том уровне, который был достигнут очень давно. Но масаи научились продавать свой стиль жизни для современного общества. Сейчас толпы европейских туристов специально едут в Африку, чтобы посмотреть, как живут люди на традиционном уровне развития. При этом они платят большие деньги, в том числе и масаям. За вырученные деньги масаи приобретают те вещи, которые сами они произвести не в состоянии. Перед иностранцами же они устраивают различные обряды, ритуалы, танцы, чтобы подогреть интерес иностранных туристов. Подобный тип экономических отношений достаточно характерен для традиционных экономик, именно поэтому они и живут.

Давайте рассмотрим парадокс. Командно-административная система - это попытка человека создать справедливое общество. На практике же оказывается, что когда люди пытаются с помощью команд и распоряжений регулировать экономические отношения, возникает жуткий дефицит товаров, многие из них не отличаются высоким качеством. Проблема здесь в мотивации. Если человек не заинтересован в результате своего труда, а иных форм принуждения (насилие) в государстве нет, он работает из рук вон плохо.

К сожалению, история обществ с командно-административной системой всегда была очень похожей. Людям доставалось по необходимому количеству экономических благ, какие-то товары и услуги были доступны всем, но отвечать всем интересам общества, быть качественными эти товары не могли. Нынешняя ситуация в мире показывает, что даже там, где до сих пор сохранена командно-административная система, государства характеризуются экономической отсталостью. Это государства, где население по-настоящему не живёт в экономическом смысле. Оно лишь существует.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

2. Крымский агропромышленный колледж ().

Домашнее задание

1. Объясните, какими способами людей можно мотивировать к труду.

2. Почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой?

3. * Составьте сравнительную характеристику всех трёх основных типов экономических систем в виде таблицы. Критерии для сравнения выберите самостоятельно.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

На данном уроке мы познакомимся с понятием «экономическая система» и выясним отличительные особенности каждого из основных типов экономических систем. Также мы рассмотрим их сильные и слабые стороны, поразмышляем о том, почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой.

Тема: Экономика

Урок: Экономическая система

На сегодняшнем уроке речь пойдёт о тех способах, при помощи которых экономика пытается решить насущные проблемы человека. Определение этих способов образует так называемую экономическую систему.

Способы хозяйственной жизнедеятельности человека зависят от трёх основных вещей. Первое - от того, кому принадлежит собственность, ресурсы, ведь это один из фундаментальных и важнейших вопросов. Тот, кому принадлежит ограниченный ресурс (а мы говорили о том, что ресурсы всегда ограничены), в значительной степени определяет характер экономики в целом. Но есть ещё две важные составляющие. Вторым важным фактором выступает тот метод, с помощью которого мы налаживаем взаимосвязи между различными элементами экономической деятельности. Третье - это тот способ, которым людей мотивируют к участию в экономической деятельности. Таких мотивов на самом деле не так уж много. Это материальный мотив, то есть мотив материальной заинтересованности, когда человек работает ради получения прибыли; энтузиазм, когда человек работает, удовлетворяя свой интерес, считая это необходимым; и организованное насилие, когда человека принуждают к работе. Все из вышеперечисленных способов мотивации человека к работе имели место быть и приводили к достаточно интересным результатам. Например, в период рабовладения были построены грандиозные сооружения, но всё это было сделано под влиянием принуждения.

Так или иначе, человечество научилось решать свои экономические проблемы, выстраивая определённые системы. Эти системы принято называть экономическими системами. Экономическая система - это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов: что, как и для кого производить. Как правило, современные экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная. Однако стоит отметить, что в современном обществе очень сложно будет найти данный тип экономических отношений в чистом виде. Наши общества слишком связаны друг с другом, поэтому ни одна из экономических моделей не сохранилась в первозданном виде. Но для нас совершенно необходимо познакомиться с основными чертами каждой из этих моделей.

Рис. 2. Типы экономических систем ()

Итак, традиционная экономика. Уже само название данной экономической модели намекает на то, что она ориентируется на обычаи и традиции, изначально установившиеся в этом обществе. Как правило, экономика традиционного типа ориентируется на сельское хозяйство: производство зерновых, домашнее скотоводство. Сельское хозяйство в такой экономике зиждется на широком применении ручного труда, технологии либо совсем не развиты, либо развиты очень слабо. Кажется странным, что такой тип экономической модели существует до сих пор. Но он существует в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, где человеческие общества организованы именно по этой экономической модели. В своём роде она совершенна. Дело в том, что традиционная экономика, как правило, отвечает тем природно-климатическим условиям, тем вызовам, с которыми сталкивается человек, обитающий в определённой среде. Современные технологии и средства производства в этой среде, возможно, и не нужны. Люди достигли совершенного производства, исходя из того, что у них есть. Они добывают необходимое количество пищи, умеют произвести на свет необходимое для них количество товаров, в данном смысле традиционная экономика представляет собой завершенный цикл. Менять в ней ничего не нужно, ведь потребности людей, которые живут по принципам данной экономики, весьма ограничены.

Понятно, что такая экономическая система возможна далеко не везде. Если вы живёте в умеренном климатическом поясе, где вызовы для человека постоянные, вам необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться. Европейцы, живущие в умеренной зоне, постоянно придумывали что-то новое, решали те проблемы, которые перед ними возникали. Вот так постепенно сложилась иная форма экономического взаимодействия.

Её принято называть рыночной экономикой. В какой-то степени рынок - это стихия, вместе с тем у этой стихии есть очень чёткий порядок. Рыночная экономика - это специфическая модель, где экономическая жизнь основана на нескольких важных принципах, а именно:

1. Многообразие форм собственности;

2. Обязательное частное предпринимательство;

3. Свободное ценообразование.

Вообще рынок представляет собой очень тесную взаимосвязь между предпринимателями и покупателями. Только этот тандем определяет и цену товара, и необходимость производства этого товара. Определяется, сколько товара производить, какого качества, в каких точках земного шара он более необходим, а в каких - менее необходим.

В условиях рыночной экономики существуют только те товары и услуги, которые приносят прибыль по той простой причине, что человек, производящий эти товары и услуги, изначально тратит свои деньги. Рыночная экономика - это, прежде всего, экономика частного бизнеса. Безусловно, если человек вкладывает в производство товара свои средства и ресурсы, он хочет как компенсировать затраты этих ресурсов, так и получить прибыль. Для того чтобы это произошло, необходимо быть очень грамотным стратегом: понимать, какие потребности на данный момент существуют в обществе, и сможешь ли ты их грамотно удовлетворить. Для того чтобы достичь наилучших результатов, предприниматель постоянно стремится уменьшить свои издержки. Это возможно в том числе и с использованием новых технологий, которые позволяют удешевить производство. Значит, изобретение новых технологических процессов, изобретение новых машин позволяет предпринимателю увеличить свою прибыль. Это лежит в основе прогресса, именно в этом суть рыночной экономики. Мы улучшаем окружающий мир, получая прибыль для себя.

Однако и у рыночной экономики есть свои слабые стороны. Главная из них - проблема распределения средств, проблема распределения материальных ресурсов. К сожалению, рыночная экономика приводит к значительному внутреннему расслоению в обществе: у одних социальных групп скапливаются большие состояния, они имеют возможность приобретать больше товаров, потреблять большее количество благ, пользоваться более качественными услугами, чем другие. Но все мы так или иначе имеем чувство справедливости и хотим получать по заслугам, а рыночная экономика - очень жесткая модель, которая пренебрегает такими вещами как честь, справедливость, достоинство. Речь идёт только о прибыли.

Довольно давно люди стремились создать экономическую модель, которая отвечала бы интересам большинства, а в идеале - всех. Существовали различные варианты, как решить эту проблему. Наиболее примитивный способ - тот, который предлагал знаменитый литературный персонаж Шариков из «Собачьего сердца», а именно: взять всё и поделить. К сожалению, такой раздел благ и ресурсов между всеми невозможно произвести.

Постепенно родилась идея о создании общества, где бы главным регулятором экономики выступало государство. Такая экономическая модель получила название командно-административной . В такой экономической системе собственность принадлежит государству в большинстве своём. Государство принимает основные экономические решения, а, значит, оно распределяет ресурсы, отвечает за ценообразование. Получается, что можно создать условия, когда большинство населения будет иметь возможность приобретать необходимые товары и услуги. Но вместе с тем такая экономическая модель имеет и существенные недостатки. Главный из них - отсутствие массовой заинтересованности людей в производстве качественных товаров и услуг.

История нашего государства изобилует тому примерами. Значительный промежуток исторического времени наше государство входило в состав Советского Союза, и в этом государстве господствовала командно-административная система. Ведутся споры по поводу того, было ли это ошибкой или достижением, у обеих сторон есть убедительные доводы. В Советском Союзе была построена мощнейшая индустрия, он производил всю номенклатуру необходимых товаров, начиная от иголки и заканчивая космическими аппаратами; такого не могла позволить себе ни одна экономика мира. Однако ваши родители могут рассказать вам о том, что в Советском Союзе существовал жуткий дефицит товаров, зачастую в магазинах не было колбасы. Таковы реалии командно-административной системы.

Современный мир очень сложен, большинство экономик мира являются смешанными. Смешанная экономика - это экономика, в которой равномерно представлены как государственная, так и частная собственность. Иногда это логично пересекается и взаимодействует в том числе и с экономикой традиционного типа. В современной России есть элементы всех трёх основных типов экономических отношений.

Скорее всего, за экономиками смешанного типа и будет ближайшее будущее человечества. Конечно, мы не можем с уверенностью предсказывать продолжительный период будущей истории человечества, потому что человеческое общество слишком непредсказуемо и довольно быстро меняется. В том числе это касается и экономики. Но это уже проблема будущих поколений.

Как уже упоминалось, традиционные экономики по-прежнему существуют. Самое интересное, что некоторые из них весьма успешны и, самое главное, вполне лаконично вписались в экономические модели иного типа. В качестве примера рассмотрим экономику африканского племени масаи.

Масаи - охотники и скотоводы, они живут на традиционном уровне развития. Они носят национальную одежду, как правило, используют исключительно свои орудия труда, технологии изготовления которых перешли им по наследству, и по-прежнему ведут своё хозяйство на том уровне, который был достигнут очень давно. Но масаи научились продавать свой стиль жизни для современного общества. Сейчас толпы европейских туристов специально едут в Африку, чтобы посмотреть, как живут люди на традиционном уровне развития. При этом они платят большие деньги, в том числе и масаям. За вырученные деньги масаи приобретают те вещи, которые сами они произвести не в состоянии. Перед иностранцами же они устраивают различные обряды, ритуалы, танцы, чтобы подогреть интерес иностранных туристов. Подобный тип экономических отношений достаточно характерен для традиционных экономик, именно поэтому они и живут.

Давайте рассмотрим парадокс. Командно-административная система - это попытка человека создать справедливое общество. На практике же оказывается, что когда люди пытаются с помощью команд и распоряжений регулировать экономические отношения, возникает жуткий дефицит товаров, многие из них не отличаются высоким качеством. Проблема здесь в мотивации. Если человек не заинтересован в результате своего труда, а иных форм принуждения (насилие) в государстве нет, он работает из рук вон плохо.

К сожалению, история обществ с командно-административной системой всегда была очень похожей. Людям доставалось по необходимому количеству экономических благ, какие-то товары и услуги были доступны всем, но отвечать всем интересам общества, быть качественными эти товары не могли. Нынешняя ситуация в мире показывает, что даже там, где до сих пор сохранена командно-административная система, государства характеризуются экономической отсталостью. Это государства, где население по-настоящему не живёт в экономическом смысле. Оно лишь существует.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

2. Крымский агропромышленный колледж ().

Домашнее задание

1. Объясните, какими способами людей можно мотивировать к труду.

2. Почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой?

3. * Составьте сравнительную характеристику всех трёх основных типов экономических систем в виде таблицы. Критерии для сравнения выберите самостоятельно.

Экономическая система

Система (от др.греч.σύστημα – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Экономическая система – это совокупность вза-

имосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Основные критерии классификации экономических систем

Способы координации экономической деятельности:

1) на основе традиций;

2) командный (плановый);

3) рыночный.

Традиционная координация предполагает действие на основе традиций, предписанных как поступать в тех или иных случаях.Командный (плановый) способ координации основан на иерархии – системе приказов и поручений, идущих сверху вниз, от центра к непосредственному исполнителю (производителю). Основан на власти в лице руководителя фирмы или государственного органа. В основерыночного способа лежит экономическая свобода хозяйственных субъектов.

Собственность – это присвоение благ в определенной форме.

Частная собственность означает, что её объект находится в распоряжении конкретного (физического) лица или группы лиц (юридических), что способствует эффективной и ответственной экономической деятельности. Частная собственность есть собственность негосударственная.

Индивидуальная собственность – это такой тип собственности, когда право собственника на имущество принадлежит одному лицу.

Коллективная собственность означает, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. В рамках общей собственности различают общую долевую и совместную собственность.

Государственная собственность – это имущество, которое принадле-

жит на правах собственности государству или его субъектам.

Имущество, принадлежащее району, городским и сельским поселени-

ям, называют муниципальной собственностью.

Традиционная экономическая система – это экономическая система с натуральной формой хозяйствования, где распределение и потребление экономических благ производится, основываясь на традициях и обычаях.

Черты традиционной экономической системы:

1. Основа экономики – натуральное хозяйство (продукция производится не на продажу, а для собственного потребления).

2. Прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении.

3. Внеэкономическое принуждение к труду.

4. Координация экономической деятельности осуществляется на основе традиций.

5. Отсталые технологии и ручной труд.

6. Распределение труда, в основном, по половозрастному принципу.

Административно-командная (плановая) экономическая система –

это такая экономическая система, в которой экономическая деятельность всех субъектов жестко регулируется из единого экономического центра в соответствии с народно-хозяйственным планом.

Черты плановой экономической системы:

1. Государственная собственность на все материальные ресурсы и их централизованное распределение

2. Вмешательство государства во все сферы экономической жизни

3. Государственное принятие решений посредством централизованного планирования

4. Все предприятия являются собственностью государства и должны выполнять план

5. Отсутствие материальной заинтересованности в результатах труда

Рыночная экономическая система – это экономическая система, в

которой решения принимаются самостоятельными экономическими субъектами на основе свободы выбора.

Черты рыночной экономической системы:

1. Преобладание частной собственности.

2. Наличие свободной конкуренции (множество продавцов и покупателей)

3. Свободное ценообразование (на основе спроса и предложения)

4. Роль государства ограничена

5. Свобода предпринимательской деятельности.

Смешанная экономическая система – это экономическая система,

сочетающая в себе элементы всех трёт типов экономических систем.

Черты смешанной экономической системы:

1. Разнообразие форм собственности

2. Координация экономической деятельности осуществляется на основе рыночных механизмов и дополняется активной ролью государства

3. Свобода предпринимательской деятельности

4. Материальная заинтересованность в результатах труда

5. Разветвленная система социальных гарантий

Смешанная экономическая система – это экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов, в обществе наряду с частной собственностью присутствует государственная собственность, экономическая система управляется и координируется не только системой рынков, но и государством. В смешанной экономике (как и в рыночной системе) доходы в обществе распределяются неравномерно, но при этом государство стремится сгладить это неравенство и создать приемлемые условия жизни всем членам общества. В рамках смешанной экономической системы сложились несколько наиболее характерных моделей: американская, японская, шведская и немецкая.

1. Вид собственности, при котором имущество принадлежит государству или его субъектам.

2. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

3. Тип экономической системы, основу экономики которой составляет натуральное хозяйство.

4. По горизонтали. Тип экономической системы, который сочетает элементы традиционной, плановой и рыночной экономики.

По вертикали. Вид собственности, при котором имущество принадлежит двум или нескольких лицам на праве общей собственности без определения доли каждого.

5. Тип экономической системы, которая характеризуется вмешательством государства во все сферы экономики.

6. Вид собственности, при котором имущество принадлежит двум или нескольких лицам на праве общей собственности с определения доли каждого.

7. Присвоение благ в определенной форме.

8. Вид собственности, при котором имущество принадлежит двум или нескольких лицам на праве общей собственности.

9. Тип экономической системы, характеризующийся преобладанием частной собственности.

Конкурс планов конспектов «Мой лучший урок»

Номинация: экономика

Название работы:

«Типы экономических систем.
Их преимущества и недостатки» (проект урока экономики в 8 классе)

Долинина Наталья Леонидовна, учитель экономики первой квалификационной категории, филиала МКОУ Кудринской ООШ «Пелеговская ООШ», электронный адрес: ndlb 35@ yandex . ru

Пояснительная записка

Тема «Экономические системы. Их преимущества и недостатки»

    входит в стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), обязательный минимум содержания основных образовательных программ,

    включена в требования к уровню подготовки выпускников как элемент содержания, проверяемых на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию и элемент содержания, проверяемый на едином государственном экзамене по обществознанию.

Данная тема является базовой для успешного освоения такой темы, как «Экономическая роль государства», понимания особенностей развития современной российской экономики.

    Цель данной методической разработки - раскрыть формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме учебной программы.

    Содержание методической разработки направлено на то, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов,формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

    Данная методическая разработка содержит конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (поурочные разработки, тесты, задания с кратким и развернутым ответом, структурно -логические схемы, выход на цифровые образовательные ресурсы)

    В рамках Областной программы экономического образования школьников (5-11 классы) данная тема изучается на всех трех ступенях обучения: 6 класс (по примерному тематическому планированию отводится 2 часа); 8 класс (3 часа); 10 класс (2 часа). Программой предполагается на каждой ступени экономического образования школьников формирование основных знаний и умений.

Главные вопросы экономики.

Понятие экономической системы.

Традиционная экономика.

Рыночная экономика.

Сравнительная характеристика экономических систем.

Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики.

Российская экономика на современном этапе.

Выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем.

Аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике.

Выделять особенности современной российской экономики, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной.

Мною разработан проект урока экономики по теме «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки» в 8 классе. В зависимости от подготовленности класса проект реализуется за 1-2 урока. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, формированию навыков работы с различными источниками информации, грамотному использованию информационных ресурсов, подготовке к ГИА.

С учетом возраста обучающихся, их исходного уровня развития работа на уроках должна быть направлена не только на изучение новых знаний, но и формирование навыков самостоятельного получения знаний обучающимися, умению сотрудничать и работать в группах. С этой целью был разработан проект урока на тему «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки.» А также в ходе урока были использованы различные виды работ.

На данный момент учащиеся знают:

Понятия экономика, микроэкономика, макроэкономика, отраслевая и региональная экономика,

Потребности, их безграничность, классификация потребностей,

Ресурсы и их ограниченность, блага, проблема и цена выбора,

Главные вопросы экономики и типы экономических систем (из курса экономики 6 класса).

Умеют:

Самостоятельно работать с учебником,

Работать в группах,

В предложенном тексте определять главную мысль.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки»

Задачи урока:

Образовательные : обобщить и систематизировать знания учащихся об экономических системах, определить преимущества и недостатки каждой системы, выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем, научить аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной.

Развивающие : развивать навыки учебной деятельности (заполнение таблиц и схем), работы с различными источниками информации; развивать умения размышлять, сравнивать, обобщать, формировать умение принятия нестандартных решений, формировать познавательный интерес.

Воспитывающие : прививать навыки грамотного использования информационных ресурсов, умения сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.

Оборудование.

Компьютер;

Медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной
презентации;

Карточки – задания.

Карточки – схемы.

Учебник И.В. Липсица «Экономика»

Хронометраж урока

N

п / п

Этапы урока

Время

Организационный момент.

4 мин.

Сообщение темы урока.

1 мин.

Формирование новых знаний.

5 мин.

Самостоятельная работа обучающихся по карточкам

а) работа обучающихся в группах

- (заполнение таблицы)

Проверка

в) самостоятельная работа обучающихся

Заполнение схем

Проверка

8мин. 6 мин.

4 мин.

3 мин.

Знакомство с новым понятием

6 мин.

Закрепление материала.

6 мин.

Подведение итогов.

1 мин.

Домашнее задание

1 мин.

45 мин.

План-конспект урока.

N

п / п

Содержание урока.

Теоретиче-ское обоснование

1

Организационный момент.

Формулировка темы урока. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок экономики.

У вас на партах лежат карточки с текстом, в котором вам нужно исправить ошибки. Для этого вы должны вспомнить понятия, которые изучали раньше в младших классах.

Текст: При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами. Но не все продукты способствует снижению производительности труда. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для собственного потребления . Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый современный вид торговли - бартер.

(слайд № 4)

Ошибки: При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами . Все продукты , производимые в натуральном хозяйстве, потребляются его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для продажи. Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый древний вид торговли - бартер.

(слайд № 5)

Натуральное или товарное хозяйство существует сейчас? (И то, и другое. Но натуральное хозяйство постепенно себя изживает, а товарное хозяйство все больше развивается.)

Почему главная роль в настоящее время принадлежит товарному хозяйству?

(Этому способствуют разделение труда, технический прогресс, потребность людей в боле разнообразных товарах, увеличение численности населения и т.д.)

Настрой учащихся на учебную деятельность.

Умение применять полученные знания, размышлять, систематизировать материал.

Подведение к теме урока.

Активизация внимания и нацеленность на работу во время урока.

Переход

от повторения к изучению нового материала.

2

Сообщение тему урока.

Остановимся подробнее на товарном хозяйстве. Существуют различные способы организации товарного хозяйства, т.е. различные экономические системы. Наша с вами задача сегодня - познакомится с различными типами экономических систем, определить их достоинства и недостатки.

3

Формирование новых понятий.

Каждая экономическая система в первую очередь отвечает на три главных экономических вопроса:

Что следует производить (какие товары и услуги)?

Как их производить (каким способом)?

Для кого эти товары и услуги производить (кто их будет
потреблять)?

(Слайд № 6)

Общество отвечает на эти вопросы разными способами. Способ ответа общества на эти вопросы и есть его экономическая система.

Экономическая система - это форма организации хозяйственной жизни общества, различающаяся по:

    Способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм, государства.

    Типу собственности на экономические ресурсы.

(Слайд № 7)

Существуют следующие типы экономических систем:

Традиционная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии длительно существующими традициями.

Командная система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а ограниченные ресурсы распределяются по указаниям центральных органов управления в соответствии с планами.

Рыночная система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.

(Слайд № 8)

Давайте определим, как же данные экономические системы отвечают на главные вопросы экономики? Что производить? Как производить? Для кого производить?

Изучение новых знаний.

Знакомство учащихся с новыми понятиями.

4

Самостоятельная работа учащихся.

Каждый учащийся получает карточки с характеристиками экономических систем и таблицу, которую должен заполнить.

Карточки

1. Традиционная экономическая система.

На протяжении большей части истории человечества вопросы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решались в соответствии с традициями и обычаями («так, как раньше»). В настоящее время в чистом виде такая экономическая система сохранилась у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго - Восточной Азии, долины Амазонки. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию, человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение самых важных в ту пору ресурсов – трудовых – диктовалось нерушимыми многовековыми традициями. .
То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад.
С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой – не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Распределение и обмен продуктов также решались согласно обычаям.

2. Командная экономическая система .

В этой экономической системе решения о том, ЧТО,КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства. Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, в государстве древних инков. Через много веков похожая экономическая система сложилась в СССР и других социалистических странах.В настоящее время такую экономику можно найти лишь на Кубе и в Северной Корее.
В централизованной экономике все материальные ресурсы и продукты производства обычно принадлежат государству.
Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов (плановая экономика). Расчет плана в реальной жизни происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают наверх, сколько они могли бы произвести в будущем году. Эти цифры суммируются и с небольшими поправками составляют план, который затем возвращается на те же предприятия.
Все работники подчинены государственному чиновнику, тот – более важному чиновнику, и так далее по административной лестнице вплоть до верховного правителя, как бы он ни назывался: фараоном, императором или генеральным секретарем правящей партии. Технология производства определяется государством, потому что ему принадлежат все здания, сооружения, станки, ресурсы и т.д. Для работы сложного механизма централизованной экономики требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников.

3. Рыночная экономическая система.

В рыночной экономической системе действуют люди, свободные от власти традиций и не подчиненные единому центру. Факторы производства и его результат – продукт – принадлежит не общине и не государству, а частным лицам.

Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый из них сам решает, что изготовлять, как и в каком количестве, исходя при этом из одной единственной цели – личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производители связаны друг с другом через обмен товарами. Эта система не гарантирует каждому, что он всегда сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Только обменивая товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей.

Таблица для заполнения.

Экономическая система

Способ принятия решений

Что производить?

Как производить?

Для кого

производить?

Традиционная

Командная (плановая)

Рыночная

(слайд № 8)

Теперь проверим. У вас вот что должно было получиться.

(слайд № 10)

Каждая из данных экономических систем имеет свои плюсы и минусы. Класс делится ни 3 группы. Сейчас вы самостоятельно будете работать с учебником. А затем заполните следующие схемы.

Схема 1.

Схема 2.

Схема 3.

Для этого каждая из групп получает по одной схеме и карточке, в которых указаны вперемешку положительные и отрицательные черты экономических систем. Их задача: определить. К какой экономической системе нужно отнести данный пункт и в какой столбик – положительная или отрицательная это черта.

(слайд № 11)

Карточки. Для учителя.

Традиционная экономическая система.

Преимущества:

1.Стабильность общества.

2.Высокое качество производимых благ.

Недостатки:

1.Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.

2.Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.

3.Ограниченность числа производимых благ.

Командная экономическая система.

Преимущества:

1.Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.

Недостатки:

1.Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

2.Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.

3.Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

Рыночная экономическая система.

Преимущества: 1.Большая свобода выбора для производителей и потребителей. 2.Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников. 3.Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товаров и услуг. 4.Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. 5.Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. 6.Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей. 7.Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.

Недостатки: 1.Неравенство. Значительная разница в доходах граждан. Неудовлетворительное решение проблемы социальной справедливости. 2.Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. 3.Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. 4.Безработица. 5.Неустойчивость цен. 6.Неуверенность в завтрашнем дне. 7.Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан. 8.Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. 9.Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. 10.Помощь малоимущим людям оказывает не рынок, а государство. 11.Рынок не обеспечивает оборону страны. 12.Рынок не в состоянии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде производством продукции.

Для обучающихся:

1. Ограниченность числа производимых благ.

2. Помощь малоимущим людям оказывает не рынок, а государство.

3.Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.

4.Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.

5. Стабильность общества.

6. Безработица.

7.Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

8. Не равенство. Значительная разница в доходах граждан. Неудовлетворительное решение проблемы социальной справедливости

9.Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

10.Большая свобода выбора для производителей и потребителей. 11.Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников. 12.Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товаров и услуг.

13. Рынок не в состоянии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде производством продукции.

14.Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. 15.Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей. 16.Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.

17. Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения..

18.Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. 19.Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады.

20. Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.

21.Неустойчивость цен. 22. Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. 23.Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан. 24.Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. 25.Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. 26. Высокое качество производимых благ.

27.Рынок не обеспечивает оборону страны.

28. Неуверенность в завтрашнем дне.

Теперь давайте проверим, что у вас должно было получиться.

(слайд №12)

(слайд №13)

(слайд №14)

Но также остановиться еще на одном моменте. В настоящее время в чистом виде данных экономических систем почти не существует.

Практически все существующие в современном мире экономические системы следует отнести к смешанному типу.

Развитие мышления.

Развитие умения систематизи-ровать учебный материал.

Развитие навыков самостоятель-ной работы, умение работать с учебником.

Формирование умения работать

в группе.

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Умения сотрудничать.

Развивитие чувства коллек-тивизма, трудолюбия.

Развитие умения сравнивать, обобщать. Систематизи-ровать, выделять главное. Умения применять полученные знания на практике.

Наглядность увеличивает продуктив-ность урока. Темп урока увеличивается.

5

Смешанная экономика - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а ограниченные ресурсы распределяются как рынками, так и при значительном участии государства.

(слайд № 15)

Смешанная экономика призвана использовать сильные стороны и преодолеть недостатки рыночной и централизованной экономик. Главные экономические вопросы в основном решаются рынком, но общенациональные и региональные экономические проблемы решаются государством. .
Основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах существует достаточно крупный государственный сектор. .
Часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.

(слайд № 16)

Знакомство с новым понятием.

При работе с информацией на слайде, учитель акцентирует внимание учеников на примерах из жизни.

6

Закрепление материала.

Чтобы закрепить знания, полученные на уроке, сделаем следующее задание: в карточках -задания отметьте, какие утверждения, по вашему мнению, являются верными, а какие - нет.

1. Традиции и опыт как составные механизма принятия решения сегодня используют в большей степени, чем в предыдущие исторические периоды.

2. Политика, основанная на принципах свободной конкуренции, означает, что правительство мало вмешивается в экономику.

3. Проблемы «что, как, кто» в командной экономике решаются автоматически.

4. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это – редкость ресурсов.

5. Проблема «как производить» не существует, если количество производственных ресурсов строго фиксировано и «привязано» к конкретным товарам.

6. Проблема «что производить» может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом.

7. Экономика страны является рыночной, потому что ее правитель владеет и распоряжается всеми ресурсами данной страны.

8. Смешанная экономика основана на натуральном хозяйстве и главенствующей роли государства.

(слайд №17)

(ответы: 1- неверно, 2- верно, 3- неверно, верно, 5- неверно, 6- неверно, 7 – неверно, 8- неверно)

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте оценку.

Проверка степени усвоения материала.

Практическое использование полученных знаний.

Развитие логического мышления, сообразительности, умения выделять существенное.

7

Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

(Главные вопросы экономики, какие существуют типы экономических систем, как решают главные вопросы экономики в традиционной, командной, экономической системах, преимущества и недостатки различных типов экономических систем.)

Что было особенно трудным на уроке? Что вам далось легко?

Что было интересным?

Вы много работали в группах и самостоятельно. Давайте дадим оценку каждого из вас сегодня на уроке.

(выставление оценок)

(слайд №18)

Развитие умения делать выводы, обобщать.

Рефлексия.

Развитие умения давать оценку своей работе на уроке и работе одноклассни-ков.

8

Домашнее задание.

Работа по учебнику: определить, к какой экономической системе относится современная Россия. Проанализировать особенности этой экономической системы в тетрадях .

(слайд №19)


Список используемой литературы и ресурсов интрнета:

    Азимов Л.Б. Преподавание экономики в школе: Основные экономические понятия.- М.:Финансы и статистика,2008

    Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ: Пособие для 10-11 классов.-М.:Вита-Пресс, 2010

    Преподавание курса «Основы экономической теории». Пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Под ред. С.И. Иванова – М.: Вита-Пресс, 2010