Формирование банковской системы рыночного типа. Рыночная банковская система

Распределительная банковская система

Рыночная банковская система

1. по типу собственности

Государство – единственный собственник на банки

Многообразие форм собственности

П. по степени монополизации

Монополия государства на формирование банков

Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк

Ш. по количеству уровней

Одноуровневая банковская система

Двухуровневая банковская система

1У. по характеру системы управления

Централизованная (вертикальная) схема управления

Децентрализованная (горизонтальная) схема управления

У. по характеру банковской политики

Политика единого банка

Политика множества банков

У1. по характеру взаимоотношений банков с государством

Государство отвечает по обязательствам банков

Государство не отвечает по обязательствам банков, также как и банки не отвечают по обязательствам государства

УП. по характеру подчиненности

Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности

Центральный банк РФ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному совету

УШ. по выполнению эмиссионной и кредитной операций

Кредитная и эмиссионная операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионных операций)

Эмиссионные операции сосредоточены только в Центральном банке РФ, операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки

1Х. по способу назначения руководителей банка

Руководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления

Руководитель ЦБ РФ утверждается парламентом. Председатель (президент) коммерческого банка назначается его Советом.

БАНКИ И НЕБАНКОВСКИЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ)

В банковской системе действуют также банки специального назначения и кредитные организации (не банки). Банки специ­ального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными бан­ками, осуществляют финансирование определенных государ­ственных программ. Наряду с данными операциями уполномочен­ные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их ста­туса как банка.

Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они выполняют лишь отдельные операции, в связи с чем не полу­чают от центрального банка лицензии на осуществление совокуп­ной банковской деятельности.

К элементам банковской системы относят и банковскую ин­ фраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агент­ства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методи­ческое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.

Основные функции банков:

    функция аккумуляции средств;

    функция регулирования денежного оборота;

    посредническая функция.

Сущность и функции банка определяют его роль в экономике: концентрация свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства; рационализация денежного оборота.

Виды банков можно классифицировать по типу собственно­сти, правовой форме организации, функциональному назначению,

характеру выполняемых операций, числу филиалов, сфере об­служивания, масштабу деятельности. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим обра­зом.

По форме собственности выделяют: государственные, акци­онерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государ­ственная форма собственности чаще всего относится к централь­ным банкам. Капитал Банка России принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия.

По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных банков. В ряде стран деятельность иностранных банков не огра­ничивается. В России для иностранных банков вводится опреде­ленный коридор, в количественных рамках которого они могут развертывать свои операции. В России совокупный капитал ино­странных банков не должен превышать 15%.

По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов, ограниченной ответствен­ности.

По функциональному назначению банки можно подразде­лить на эмиссионные, депозитные и коммерческие. Эмиссионны­ми являются все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов." Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депо­зитная операция (прием вкладов) служит для данных банков ос­новной операцией. Коммерческие банки заняты всеми операция­ми, дозволенными банковским законодательством. Коммерческие банки составляют основное ядро второго яруса банковской сис­темы рыночного хозяйства.

По характеру выполняемых операций банки делятся на уни­версальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков на­ходятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные банки выполняют определенные виды операций.

В России чаще всего декларируется необходимость развития универсальных банков. Считается, что универсальность деятель­ности способствует диверсификации и уменьшению риска, более удобна клиенту, поскольку он может удовлетворять потребности в более многообразных видах банковского продукта. Универсаль­ным банкам уделяют значительное внимание в большинстве ев­ропейских стран.

Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые и обслу­живающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышлен­ность, сельское хозяйство). В России преобладают многоотрас­левые банки, что более предпочтительно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем в стране достаточно представи­тельна прослойка банков, созданных группой предприятий отрас­лей. Они обслуживают преимущественно потребности своих уч­редителей; у таких банков существенно возрастают риски невоз­врата кредитов.

По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиаль­ные и многофилиальные.

Основные свойства банковской системы

Определение 1

Банковская система является совокупностью коммерческих и национальных банковских учреждений каждого вида, которые в своей деятельности строго придерживаются единого денежного и кредитного механизма.

Основным свойством банковской системы является то, что она не является случайной совокупностью различных компонентов. В нее нельзя на механическом уровне включать субъекты, которые также действуют на рынке , но подчиненные иным целям. Например, на рынке ведет свою деятельность торговая система, система транспорта и связи и многие другие. Каждая из представленных систем имеет свое определенное назначение. Они взаимодействуют друг с другом, но имеют совершенно различные задачи.

Замечание 1

Банковская система является особенной, она выражает свойства, которые характерны только для нее самой, в отличие от остальных систем, которые функционируют в народном хозяйстве. Особенность банковской системы выявляется при помощи ее составных компонентов и отношений, которые складываются складывающимися между ними.

Остальные свойства банковской системы выглядят следующим образом:

  1. Банковской системе присуща иерархичная система построения;
  2. Присутствие взаимоотношений и связей, которые в свою очередь являются системообразующими. Они занимаются обеспечением свойства целостности;
  3. Упорядоченность компонентов, отношений и связей. Данное свойство проявляется в возможности выведения подсистем, для которых свойственны главные системные свойства;
  4. Взаимодействие со средой. В данном взаимодействии система проявляет и создает свои свойства, роще говоря, банковская система дает реакцию на положение экономики;
  5. Наличие процессов управления. Так, существуют процессы управления, которые напрямую связаны с законодательно закрепленным значением центрального банка в урегулировании деятельности каждого коммерческого банка.

Центральный банк как основной компонент банковской системы

Основным компонентом банковской системы каждого государства является центральный банк страны. Центральные банки появились на основе коммерческих банков, которые были наделены правом эмиссии банкнот.

Традиционно, Центральные банки принято делить на:

  1. Государственные. Их капитал принадлежит государству. Примером является Центральный банк в Великобритании и России;
  2. Акционерные. Примером является США;
  3. Смешанные. Сюда входят акционерные общества, определенная часть капитала которых относится к государству. Примером является Япония.

Определенные центральные банки сразу появились в качестве государственных, а другие создавались как акционерные, после чего национализировались.

В каждой развитой стране действуют законы, в которых содержатся основные цели и функции центрального банка, а также выявлены инструменты и способы их осуществления. В некоторых государствах главная цель центрального банка законодательно закрепляется конституцией.

Традиционно главным правовым актом, который регулирует деятельность национального банка, является закон о центральном банке страны. Он определяет организационный и правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимодействия с государством и национальной банковской системой.

На должность руководителя центрального банка назначается претендент, кандидатура которого была одобрена местной или центральной властью. Работа централизованной банковской системы определяется в соответствие с общей нормативной и правой базой.

Банковская система является неотъемлемой составляющей современной экономической системы. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это признак не отдельно взятого экономического региона или страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее значительной финансовой мощью, большими объемами денежных капиталов.

Чаще всего под словом "система" понимают состав чего-либо. Такое толкование не случайно ("система" от англ. System - целое, составленное из частей, соединение). Банковская система состоит из эмиссионного, универсальных и специализированных банков. Центральный банк играет ведущую роль - роль банка банков.

Вместе с тем, сроки "система" и "банковская система" определяют не только состав банков. По содержанию понятие "банковская система" шире, оно включает:

Совокупность элементов;

Достаточность элементов, образующих определенную целостность;

Взаимодействие элементов.

Выделим некоторые свойства банковской системы: Во-первых, банковская система не является случайной совокупностью элементов. В ее структуру нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.

Во-вторых, банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в экономике. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними. Рассматривая банковскую систему, считаем, что она как составляющие элементы включая банки. Содержание банковской системы влияет на состав и значение ее отдельных элементов. В практике известно несколько заборов банковской системы:

Распределительная централизованная;

Рыночная;

Система переходного периода.

В отличие от распределительной системы банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства различных форм собственности (не только государственной) может создать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам банков (таблица 2.1).

Банковская система находится в стадии переходной системы -то содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развита. Известно, что та или иная система так или иначе происходит из предшествующей, поэтому содержит черты прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть наполнена рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействия обязательно должны учитываться особенности и условия рыночной экономики.

В-третьих, банковскую систему можно представить как целое, как совокупность частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить друг друга (в случае ликвидации одного банка, вся система не перестанет быть дееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги).

Таблица 2.1 - Различия между централизованной и рыночной банковской системы

Распределительная (централизованная) банковская система

Рыночная банковская система

I. По типу собственности

Государство - единственный собственник банков

Различные формы собственности

II в. По степени монополизации

Монополия государства на формирование банков

Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут создать свой банк

ИИИ. По количеству уровней системы

Одноуровневая банковская система

Двухуровневая банковская система

IV. По характеру системы управления

Централизованная (вертикальная) схема управления

Децентрализованная схема управления

V. По характеру банковской политики

Политика единого банка

Политика большого количества банков

VI. По характеру взаимоотношений банков с государством

Государство отвечает по обязательствам банков

Государство не отвечает по обязательствам банков, так же как банки не отвечают по обязательствам государства

VII. По характеру подчиненности

Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности

Центральный банк подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному совету, а не правительства

VIII. За выполнением эмиссионной и кредитных операций

Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции)

Эмиссионные операции сосредоточены только в центральном банке; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки

В-четвертых, банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. То есть банковская система как единое целое все время в движении, она дополняется новыми компонентами, другие (банки) исчезают, а также совершенствуется. Кроме того, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи кредитные ресурсы, покупают денежные ресурсы друг у друга. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, например, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы.

В-пятых, банковская система - является независимой, поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации не может повлиять на кардинальное изменение политики центрального банка (исключением могут быть только мировые экономические кризисы, или изменение режима внутри страны: коммунистического на демократический и т.д.). В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система несколько сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. И наоборот, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращение рисков потери, банки активизируют свою деятельность как обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и по долгосрочным кредитованием экономики, получают доходы преимущественно за счет предоставления банковских продуктов и услуг.

В-шестых, эффективное функционирование банковской системы возможно лишь при условии жесткого соблюдения законодательных норм, действующих в стране.

Организация банка в банковской системе представляет собой достаточно сложную процедуру и регулируется, как правило, общим или специальным (для банков) законодательством. В большинстве стран необходимо разрешение на открытие банка, но в ряде случаев учредители могут ограничиться простой регистрации.

В США регистрация нового банка строго регламентирована. Чтобы начать деятельность, банк должен получить чартер или лицензию от власти соответствующего штата (банк штата) или сделать запрос контроллеру денежного обращения о выдаче федерального чартера (национальный банк). При этом следует выполнить ряд условий относительно капитала банка, его будущих операций, качества управления и т.д.

При получении федерального чартера банк может быть организован не менее 5 лицами. Величина капитала должна соответствовать минимальным нормам, которые устанавливаются законодательством и зависят от численности населения пункта, где организуется банк (для национальных банков 100-200 тыс. Амер. Долларов). Далее в заявке, подаваемой на имя контроллера, должны быть указаны фамилии и адреса учредителей, количество акций, на которые подписались учредители, положительное решение (резолюция) трех официальных представителей. Кроме того, добавляется проспект банковского устава, сертификат о структуре капитала и ряд других документов.

При рассмотрении заявлений учитывается много факторов: условия создания, достаточность капитала, перспективы получения прибыли, компетенция руководящего состава, потребность в новом банке, где он создается, и тому подобное.

Органы власти тщательно анализируют конкурентную ситуацию в штате: не грозит создание банка интересам уже существующих банков, не возникнет угроза неподходящей концентрации. В целом почти половина всех заявок, подаваемых принимается контроллером денежного обращения по тем или иным мотивам. Выдача лицензии на право проведения операций действует и во многих других странах.

В Германии, например, разрешение на открытие банка выдает Федеральное ведомство по контролю за банками, которое устанавливает обязательные требования для банковских учреждений. Для получения лицензии учредители должны иметь: начальный капитал не менее 3 млн евро и двух профессионально подготовленных исполнительных директоров. Банк должен быть организован только в форме акционерной компании или партнерской фирмы.

В Швейцарии учредители должны обращаться за лицензией в Федеральную банковскую комиссию. Основные требования к вновь банка:

Банк должен точно определить характер и сферу своих деловых операций и предусмотреть такую систему организации, которая обеспечила бы их выполнения;

Банк должен иметь минимальный капитал, полностью оплачивается;

Лица, которые возглавляют банк, должны иметь хорошую репутацию и квалификацию, необходимую для управления банком;

Большинство руководителей должны быть резидентами Швейцарии. Обычно комиссия требует наличие минимального капитала в размере 29 млн швейцарских франков, который необходим для активной деятельности на международном финансовом рынке.

В Японии ни один банк не может быть основан без специальной лицензии Министерства финансов. Для получения последней учредители должны обеспечить соответствие капитала, активов и пассивов банка установленным стандартам, обладать необходимым опытом и знаниями и иметь определенный социальный статус. Банк должен быть организован в форме акционерного общества и иметь капитал не менее 1 млрд иен. В названии банка должно фигурировать слово "гонка" (банк).

Вместе с заявлением учредители должны представить:

Детальное обоснование необходимости создания банка;

Сертификат об учреждении и копию регистрационного свидетельства;

Протокол учредительного собрания;

Прогноз получения прибыли на ближайшие три года;

Список основных акционеров с указанием места жительства, гражданства, рода занятий и количества приобретенных акций;

Баланс банка;

Перечень всех филиалов банка.

К 1979 году в Великобритании существовала система регистрации. Для организации банка не нужно было особого разрешения, а принципы создания и функционирования регулировались общим Законом "О компании" 1948 года. С 1979 года ни один банк не имеет права начать свои операции по приему депозитов без разрешения Банка Англии. Все банки были разделены на две категории: "признаны банки" и "те, которые лицензируются". "Признанным" лицензии не нужны, но эти банки должны быть признанными Банком Англии по ряду критериев: наличие минимального капитала, выполнения достаточного набора услуг, солидная репутация в деловом мире.

Для удовлетворения просьбы о выдаче лицензии на ведение банковских операций необходимо:

Чтобы директора и менеджеры высших ступеней были высокопрофессиональными лицами, которые проявили себя на предыдущей работе как компетентные работники;

Чтобы был достаточный запас ликвидных активов и резервов для покрытия возможных убытков, велась вся необходимая отчетность;

Минимальный капитал в размере в 1 млн ф.ст.

Итак, эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений, объективно определяет основную роль в регулировании деятельности банковских систем. Поиск форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Денежно-кредитная политика, реализуемая в таких странах, является одной из составляющих экономической политики и позволяет объединить макроэкономическое влияние с быстрым корректировкой регулирующих мероприятий, поддерживая банки внутри системы.

Эффективная деятельность банковской системы обеспечивается, в частности, законодательно закрепленной системой, в основном отражает национальные традиции, исторически сложившиеся организации деятельности банков и управления ими. Обобщая, можно выделить две модели организационного построения банковских систем, функционирующих в условиях рынка, которые отличаются функциями, выполняют банки в системе.

Первая модель характеризуется тем, что центральный банк проводит денежно-кредитную политику, рассматривается как часть инструментария, которым владеет орган власти для регулирования экономики. Денежно-кредитная политика, как и бюджетная политика (структурная, политика доходов), используется для достижения целого ряда экономических и социальных задач правительства. Такая модель организации деятельности центральных банков характерна, например, для Франции, Великобритании, Японии.

Согласно второй модели перед Центральным банком ставится конкретная цель - поддерживать стабильность цен с помощью специально предназначенных для этого инструментов денежно-кредитной политики, которая не зависит от ветвей власти. В рамках такой модели, существует, например, в Германии и Нидерландах, Центральный банк является одновременно и независимым, и исполняющим четко определены задачи. Такую организационную модель деятельности банковских систем, кроме государств с федеративным устройством, в которых Центральный банк, как правило, уже давно является независимым, сегодня используют многие страны мира.

В странах Западной Европы и формирование единой банковской системы на основе единого экономически валютного пространства создается новая, третья модель деятельности банковской системы, обеспечивающей возможность проведения единой денежно-кредитной и валютной политики на большой территории независимых государств.

Таким образом, экономическая природа функционирования банковских систем в удовлетворении постоянно растущих потребностей экономических агентов в продуктах и услугах финансового рынка (рынка денег, капиталов, ценных бумаг и финансовых услуг).

Элементы банковской системы - это банки, специальные финансовые институты с выполнением банковских операций без статуса банка, а гак же дополнительные учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов (банковская инфраструктура).

Функционирование множества банков классифицируют по различным критериям:

  • 1) по форме собственности;
  • 2) по правовой форме организации;
  • 3) по функциональному назначению;
  • 4) по характеру выполняемых операций;
  • 5) по числу филиалов;
  • 6) по сфере обслуживания;
  • 7) по масштабам деятельности;
  • 8) по размерам капиталов;
  • 9) банка специального назначения.

По критерию «форма собственности» выделяют государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государственные - это чаще всего Центральные банки, поскольку их капитал принадлежит государству. Это относится к нашей стране, Германии, Франции, Великобритании и Бельгии. В Японии и Австрии доля государства в капитале Центрального банка составляет половину, в Швейцарии - 47 %.

Коммерческие банки - преимущественно частные. Понятие «частный» по международной терминологии распространяется на банки, принадлежащие отдельным лицам, на акционерные и кооперативные банки. Законодательство ряда стран допускает функционирование и иностранных банков. В нашей стране совокупный иностранный капитал законодательно ограничен 15 %.

По функциональному назначению банки подразделяют на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

Эмиссионные - это все центральные банки, назначение которых - выпуск денег в обращение. Отдельных клиентов эти банки не обслуживают.

Депозитные банки аккумулируют сбережения населения и осуществляют депозитные операции, т. е. прием вкладов, которые для данных банков является основными.

Коммерческие банка заняты всеми операциями, допускаемыми банковским законодательством. Эти банки являются основным ядром второго уровня банковской системы рыночного типа.

Характер выполняемых операций банков позволяет выделить универсальные и специализированные банки.

Универсальные - выполняют весь набор банковских услуг, обслуживают клиентов различного вида деятельности, физических и юридических лиц. В отличие от них специализированные банки заняты определенными видами операций, например, внешнеэкономическими, ипотечными и т. д.

По сфере обслуживания банки делят на региональные, межрегиональные, национальные и международные. Если муниципальный банк обслуживает какой-либо местный регион, то его также относят к региональным банкам.

По масштабам деятельности банки бывают малые, средние, крупные, банковские консорциумы и межбанковские объединения. Банковские консорциумы - это временные соглашения между банками для совместного размещения капитала в целях финансирования единого капиталоемкого объекта. В ряде стран имеются учреждения мелкого кредита, к которым относятся ссудо-сберегательные банки и кредитная кооперация.

Практика показывает, что банки с небольшой капитальной базой имеют больше проблем с ликвидностью и развитием объема операций. Однако малые банки способны успешно работать с малыми производственными структурами, чего избегают крупные банки, имеющие предрасположенность к средним и крупным клиентам.

Банки специального назначения выполняют операции по указанию органов исполнительной власти. Они финансируют определенные государственные программ, но это не освобождает их от выполнения и других операций, входящих в статус банка.

Кредитные организации, не имеющие статуса банка, выполняют отдельные операции без наличия лицензии ЦБ РФ на осуществление совокупной банковской деятельности.

Виды банков можно классифицировать и по обслуживающим ими отраслям. Это многоотраслевые банки или, напротив, обслуживающие какую-либо одну из отраслей или подотраслей промышленности (авиационную, автомобильную, нефтехимическую, сельское хозяйство). В нашей стране преобладают многоотраслевые банки, для которых банковский риск понижен.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров.

Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки).

Банковская система не включает небанковские кредитно- финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании). Данные институты являются частью более общей категории - финансовые институты.

Международная практика знает несколько типов банковских систем:

  • распределительную централизованную банковскую систему;
  • рыночную банковскую систему;
  • банковскую систему переходного периода.

Распределительная (централизованная) банковская система: государство - единственный собственник, монополия государства на формирование банков, одноуровневая банковская система, политика единого банка, государство отвечает по обязательствам банков, банки подчиняются правительству и зависят от его оперативной деятельности, кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке, руководитель банка назначается центральной или местной властью вышестоящими органами управления. Банковская деятельность регулируется нормативноправовыми документами.

В противоположность распределительной (плановоадминистративной) системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банковскую деятельность. Для банковской системы в условиях рынка характерна банковская конкуренция. Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия денег сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков.

Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] Варламова Татьяна Петровна

83. Типы банковских систем. Основные различия между командно-административной и рыночной банковскими системами

Можно выделить два основных типа банковских систем : командно-административную банковскую и рыночную банковскую систему.

Главная особенность рыночной системы – это наличие большого количества негосударственных коммерческих банков, которые сами распоряжаются своими ресурсами, несут ответственность по своим обязательствам и могут конкурировать друг с другом на рынке ссудных капиталов в установленных законодательством пределах. Чаще всего рыночная система имеет двухуровневую структуру, включающую:

1) центральный (эмиссионный) банк ;

2) коммерческие (универсальные) банки ;

3) специализированные банки:

а) инвестиционные;

б) сберегательные;

в) инновационные;

г) ипотечные;

д) потребительского кредита;

е) отраслевые;

ж) внутрипроизводственные.

Отдельно выделяются небанковские кредитно-финансовые институты: инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.

При этом государство, через центральный банк осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков посредством принятия тех или иных нормативных актов, выдачи лицензий на осуществление тех или иных операций и установки обязательных нормативов деятельности и минимального уставного капитала и т. д.

Особый вид государственного вмешательства в функционирование рыночной кредитной системырегулирование процентных ставок , осуществляемое через посредство центрального банка страны путем фиксирования специальной ставки по учету коммерческих векселей, обычно акцептованных первоклассными банками, или установления минимальных ставок по ссудам этого банка, выступившего в данном случае как кредитор последней инстанции. Центральный банк исходя из нужд денежной политики предпринимает соответствующие шаги в области процентных ставок и прежде всего по краткосрочным заимствованиям. Политика высоких процентных ставок, применяемая в течение длительного времени, может создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздействия на инфляционные процессы.

Командно-административная система характерная для стран нерыночной экономики. Командно-административная система основывается на следующих принципах :

1) государственной монополии на банковское дело;

2) слиянии всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк;

3) сосредоточении в банках всего денежного оборота страны.

Результатом подобной организации стало органичное встроение в командно-административную модель управления банковской системы, находящейся в полном политическом и административном подчинении у правительства и прежде всего у министра финансов. Такая структура кредитной системы отражает не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики.

Основные недостатки административно-командной банковской системы:

1) выполнение банками, по сути дела, роли второго госбюджета;

2) списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

3) операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;

4) потеря банковской специализации;

5) монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;

6) низкий уровень процентных ставок;

7) слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер экономики;

8) неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

27. Сущность денежной системы. Основные типы денежных систем Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая

Из книги Балансоведение: учебное пособие автора Заббарова Ольга Алексеевна

3.3. Периодические балансы и различия между ними Периодические балансы в отличие от учредительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), разрабатываются в соответствии с принципом непрерывности деятельности периодически в

автора Уэрта де Сото Хесус

Фундаментальные экономические различия между двумя договорами Различие в правовом содержании проистекает из существенной разницы между этими двумя договорами, которая, в свою очередь, объясняется различием их экономической природы. Так, Людвиг фон Мизес с присущей ему

Из книги Деньги, банковский кредит и экономичские циклы автора Уэрта де Сото Хесус

Фундаментальные правовые различия между двумя договорами Правовой элемент договора иррегулярной поклажи, отражающий его сущность, состоит в хранении и обеспечении сохранности денег, переданных на хранение. Именно в этом состоит мотив, или причина договора, для сторон,

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. Основные типы государств в мировой экономике. Развитые страны с рыночной экономикой. Страны с переходной экономикой В международной практике все страны мира разделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

3. Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы (1917 – 1921) Большевики стремились к полному уничтожению частной собственности.В декабре 1917 г. внешняя торговля была поставлена под контроль Наркомата

Из книги Экономическая теория. Часть 1. Социально-экономические системы автора Чуньков Юрий Иванович

Введение Читателям предложено новое, отличное от общепринятых стандартов, учебное пособие по экономической теории. В чём его новизна? Следует указать на несколько основных положений, выделяющих его из ряда «Экономиксов» и большинства российских учебников. Во-первых,

автора Дусенбаев А А

36. «Военный коммунизм» как этап становления командно-административной системы (1917–1921 гг.) Главным направлением деятельности новой власти после Октябрьской революции 1917 г. стала национализация предприятий. Декретами ВЦИК и СНК за три года были национализированы

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

44. Попытки реформирования командно-административной системы (1953–1964 гг.) В период «хрущевской оттепели» проводилась политика полной «десталинизации» страны, когда культ личности И. В. Сталина всячески искоренялся, реабилитировались политические заключенные. Период

автора

58. ПЕРВЫЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ КАК ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ (1917–1921 ГГ.) На рубеже XIX–XX вв., несмотря на бурные темпы промышленного производства, общий облик страны в значительной мере определяло сельское

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

72. СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА В ЭПОХУ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Анализ развития страны в 1960-1980-е гг. представляет немалую сложность. Это один из наиболее противоречивых периодов в истории Отечества, насыщенный

автора Шевчук Денис Александрович

7.5. Условия формирования командно-административной системы экономики России В конце ХIХ-начале ХХ в. в стране складывается «государст-венный капитализм».«Государственный капитализм» – особая система управления экономикой, сочетающая жесткий бюрократический

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

8.3. Попытки реформирования командно-административной системы в 50-60-е гг Первая попытка реформирования командно-административ-ной системы была тесно связана с окончанием в марте 1953 г. сталинского периода в истории СССР. Политические изменения в стране требовалось

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ИНТЕРВАЛАМИ ЗАРПЛАТЫ Различия между интервалами зарплаты должны позволять распознавать увеличение размера работы между соседними категориями. Если отличительные факторы слишком близко отстоят друг от друга – менее чем на 10%, – то границы между многими

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

3.2. Основные проблемы выбора между централизованными и децентрализованными системами Централизация закупок становится все более и более привлекательной для организаций, работающих в различных отраслях и преследующих разные цели. Выбор между централизацией

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Различия между душой и телом Причина всего, что мы делаем в жизни, – последующие ощущения. Мы часто считаем эмоции и чувства синонимами, однако нейробиолог и бихевиорист Антонио Дамасио проводит важное разграничение между ними, утверждая, что эмоциональная обработка