Социально – экономические методы в практике социальной работы. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях

Социально-экономические методы предполагают такие способы взаимодействия, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности субъектов социальной работы. Эти методы играют ведущую роль в процессе воздействия системы социальной работы как на отдельного индивида, так и социальных групп. Социально-экономические методы применяются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкции и т.д.

В технологии социальной поддержки социально-экономические методы есть способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, они воздействуют на основные аспекты системе социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.

К основным экономическим методам можно отнести следующие:

1) Введение системы минимальных социально-экономических гарантий . Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Этот показатель официально обозначает границы бедности. Он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия.

2) В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов . Компенсация расходов - это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен, что может быть связано с:

Катастрофами природного или антропогенного характера;

Затратами на рождение детей;

Уходом за инвалидами.

Современное российское государство пока еще является государством переходного типа. В условиях перехода от плановой экономики к рыночным отношениям произошел спад производства, сельского хозяйства, в результате которого резко уменьшилось потребление продуктов питания, выросла безработица, снизился уровень жизни населения.


В сложившихся социально-экономических условиях особенно уязвимыми, нуждающимися в социально - экономической помощи оказались такие категории населения как:

Одинокие и одиноко проживающие престарелые пенсионеры;

Инвалиды (граждане с ограниченными возможностями);

Многодетные семьи;

Неполные семьи;

Молодые семьи с детьми;.

Семьи, имеющие детей-инвалидов;

Семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Семьи с низким уровнем дохода;

Семьи несовершеннолетних родителей;

Матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

Беременные женщины и кормящие матери;

Самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов;

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний;

Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;

Лица без определенного места жительства.

Одним из эффективных решений по оказанию социально-экономической помощи нуждающимся являются целевые федеральные и региональные программы.

Особенности предоставления социально - экономической помощи заключаются в том, что:

Предоставление социально - экономической помощи обусловлено ситуацией, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (вследствие инвалидности, неспособности к самообеспечению) в связи с болезнью или в силу преклонного возраста, сиротства, безнадзорности, малообеспеченности, безработицы, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую не может преодолеть самостоятельно.

Вне зависимости от форм и видов социально - экономическая помощь предоставляется малоимущим слоям населения.

В настоящее время государственная социально-экономическая помощь как в денежной форме, так и в натуральной - это дополнение к пенсии, заработной плате, но не заменяет ее полностью.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или Центры социального обслуживания (ЦСО),) входящие в единую государственную структуру социальное защиты населения. При организации системы органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой «шаговой доступности», что предполагает такое развитие и размещение системы учреждений и предприятий социального обслуживания, до которой мог бы более или менее самостоятельно добраться человек с ограничением жизнедеятельности (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и т.п.). К сожалению, это относится только к городским жителям. На селе жители обслуживаются в основном УСЗН или ЦСО, расположенными в городах или районных центрах; практикуются также небольшие комплексные центры социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов.

При оказании экономической помощи главное состоит в том, чтобы объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и состоят как из ряда предварительных процедур, так и из отмеживания образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращения по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, изыскать невозможно. Это сложная задача не только экономического, но и морально-этического плана. Надо взять на себя груз моральной ответственности как за предоставление помощи, так и за отказ в ней, т.к. в условиях недостатка ресурсов определение числа нуждающихся строго ограничено.

Ряд тенденций, наблюдаемых в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, выдвигают демографическую безопасность в ранг приоритетов национальной безопасности страны. Это, в первую очередь, связано с закреплением в обществе норм ма-лодетности, ослаблением брачно-семейных отношений, невысоким уровнем жизни семей с детьми по сравнению с другими типами семей. Результатом этого становится низкий уровень рождаемости (в 2009 г. — 1,44 ребенка на женщину), не обеспечивающий даже простого воспроизводства населения страны.

Республика Беларусь относится к странам, позиционирующим политику стимулирования рождаемости путем ряда мер экономической поддержки семей с детьми. Вместе с тем проблема их малообеспеченности и невысокого уровня жизни, в особенности многодетных семей, сохраняется. Высокий риск попадания семьи в разряд малообеспеченных при рождении детей, особенно третьего и следующих, наряду с другими факторами снижает для семей привлекательность рождения ребенка.

Такая ситуация обусловливает необходимость более подробного рассмотрения зарубежных стратегий экономической поддержки семей с детьми, направленных на стимулирование рождаемости, для поиска наиболее успешных из них и обоснованного определения перспективных ориентиров развития пронаталистской политики в Республике Беларусь.

К настоящему времени с проблемой низкого уровня рождаемости столкнулись многие страны Европы. В то же время страны Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского региона, Океании, напротив, имеют довольно высокий уровень рождаемости и принимают меры по его снижению. 57 % стран Европы применяют политику, направленную на стимулирование рождаемости и повышение ее уровня, 16 % поддерживают уже достигнутый уровень рождаемости, 27 % стран оценивают реализуемую ими политику в отношении рождаемости как политику невмешательства.

Политика невмешательства в процессы рождаемости или поддержания уже достигнутого уровня характерна странам, уровень рождаемости в которых наиболее высок. В основном это страны Северной и Западной Европы (Дания, Финляндия, Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Великобритания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды), где значение суммарного коэффициента рождаемости колеблется от 1,7 до 2,1 ребенка на женщину. Кроме того, политику невмешательства реализуют Швейцария и Лихтенштейн, несмотря на низкий уровень рождаемости (соответственно, 1,5 и 1,4 ребенка на женщину). Для решения демографических проблем и нивелирования последствий низкой рождаемости данные страны активно применяют политику замещающей миграции.

Страны Прибалтики, Австрия, Германия, а также большинство стран Южной и Восточной Европы характеризуют проводимую политику как пронаталистскую, однако значимых результатов в деле повышения рождаемости не достигают. Значение суммарного коэффициента рождаемости у них не превышает 1,6 ребенка на женщину.

Единственная страна, реализующая политику стимулирования рождаемости и при этом достигшая значимого результата — Франция, где на протяжении последних лет рождаемость увеличивалась, достигнув в 2010 г. одного из самых высоких значений в Европе — 2,0.

Для повышения рождаемости страны Европы используют различные меры экономической поддержки семей с детьми, включающие разнообразные пособия, налоговые льготы и вычеты, меры жилищной политики, развитие инфраструктуры социального обслуживания семьи и детей и т.д. Смещение активности в применении тех или иных мер определяет особенности национальной системы мер экономической поддержки семей. При этом ее гармоничность, согласованность отдельных мер между собой, а также объем финансовых ресурсов, направляемых на поддержку семей, определяют ее (системы) эффективность в деле стимулирования рождаемости.

В Европе можно условно выделить три кластера стран: страны с малыми расходами на поддержку семей и низкой рождаемостью; страны с высоким уровнем расходов на поддержку семей и высокой рождаемостью; страны с высоким уровнем расходов на поддержку семей и низкой рождаемостью.

В первую группу стран входят страны Южной и Восточной Европы, страны Прибалтики. Для них характерно ограничение объема средств на поддержку семьи до 1,9 % от валового внутреннего продукта (ВВП) и невысокий уровень рождаемости (от 1,25 до 1,6). Гораздо более высокие объемы ресурсов эти страны концентрируют на политике преодоления бедности населения.

Помимо невысокого уровня расходов на поддержку семьей, для этих стран характерны низкие расходы на уход за детьми и дошкольное воспитание. Эти страны, как правило, направляют средства на развитие либо сферы ухода за маленькими детьми, либо сферы воспитания детей старшего дошкольного возраста. Например, Болгария, Румыния, Латвия, Литва, Мальта, Словения, Португалия, Эстония и Польша не имеют государственных расходов, связанных с уходом и присмотром за детьми младшего возраста, финансируя лишь сеть учреждений образования для детей старшего дошкольного возраста. В результате охват детей, в особенности детей младшего дошкольного возраста, дошкольным воспитанием крайне низок. Например, в Польше только 8 % детей в возрасте до 3 лет охвачены профессиональным уходом и дошкольным воспитанием, в Мальте — 7 % детей, в Румынии и Литве — 14 % детей, в Болгарии 15 % детей, в Латвии — 16 % детей, в Эстонии — 17 %.

Таким образом, в данных странах не наблюдается развитость преемственности ухода, воспитания и обучения детей на протяжении всего периода их взросления, что создает барьеры для совмещения родительских функций и занятости. Именно здесь отмечается наибольший разрыв между уровнем занятости среди всех женщин и уровнем занятости среди женщин с детьми. Ограничение возможности материнской занятости означает снижение дохода семей с детьми, который не может быть компенсирован незначительными для семей размерами пособий. В целом это делает семьи крайне зависимыми от государственной материальной поддержки. Такая ситуация снижает привлекательность рождения детей в семьях, в особенности детей высоких очередностей.

Вторую группу составляют такие страны, как Исландия, Ирландия, Норвегия, Финляндия, Дания, Швеция, Бельгия, Франция, Великобритания, Нидерланды. Они направляют большой объем ресурсов на поддержку семей с детьми (от 2 до 3,7 % ВВП) и достигают более высоких показателей рождаемости (1,7-2,1 ребенка на женщину).

Эта группа стран, реализуя семейную политику, использует более широкий спектр мер экономической поддержки семей. В целом, отличительными чертами семейной политики этих стран является ее направленность на предоставление семьям благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности родителей с воспитанием детей; на компенсацию семьям затрат или части затрат, связанных с рождением и воспитанием ребенка; распределение семейных обязанностей по уходу за детьми, их содержанию и воспитанию между родителями; поощрение активности родителей и социально ответственного ро-дительства; осуществление семьями выбора между самостоятельным уходом за ребенком и использованием услуг квалифицированных специалистов.

В результате реализации таких мер родители активны в трудовой деятельности, что поддерживает приемлемый уровень доходов. Удельный вес занятых женщин, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет, довольно высок. Например, в Нидерландах, Швеции, Дании он превышает 70 % (для сравнения, в Словакии он составляет 22 %, в Эстонии — 27 %, в Болгарии — 41 %, в Польше — 48 %). Соответственно, высок и охват детей дошкольным воспитанием. Например, в Дании 66 % детей в возрасте до 3 лет охвачены профессиональным уходом и 92 % детей в возрасте от 3 до 6 лет — дошкольным воспитанием, в Норвегии — 51 % и 95 % соответственно, в Бельгии — 48 % и 99 %, в Швеции — 47 % и 91 %, во Франции — 42 % и 99,9 % детей соответствующего возраста.

Собственные доходы семьи дополняются существенной денежной помощью со стороны государства. Кроме того, уровень доходов семей повышается за счет налоговых льгот и вычетов, распространяемых на семьи, воспитывающие детей. В результате уровень детской бедности в этих странах наиболее низкий по сравнению с другими европейскими государствами. Так, если в странах Южной и Восточной Европы, а также в странах Прибалтики масштабы детской бедности высоки: 16-17 % — в Италии, Испании и Литве, 19 % — в Латвии и Португалии, 21 % — в Болгарии, 26 % — в Румынии, то во Франции, Швеции, Дании, Бельгии, Норвегии, Исландии, Финляндии, Нидерландах этот показатель находится в пределах от 5 до 10 %.

Необходимость комплексного подхода к построению системы мер экономической поддержки семей с детьми подтверждается примером тех стран, где проблемы детской бедности и низкого уровня рождаемости остаются актуальными. Это страны третьей группы: Германия, Австрия, Венгрия, Чехия, Люксембург. Доля расходов на поддержку семей в ВВП этих стран находится в пределах от 2,5 % в Чехии до 3,3 % в Венгрии. Особенностью этих стран в сравнении со странами, высокие расходы которых на поддержку семей сопровождаются высокими показателями рождаемости, заключается в крайне низких расходах на развитие сферы услуг для детей и семей с детьми. Доля расходов, направляемых на эти цели, составляет 0,45 % ВВП в Австрии, 0,47 % -в Люксембурге, 0,5 % — в Чехии, 0,75 % — в Германии, 1,1 % — в Венгрии (во Франции, для сравнения, доля этих расходов составляет 1,7 % ВВП, в Швеции — 1,9 %, в Дании — 1,8 %, в Норвегии — 1,5 %).

Охват детей-дошкольников квалифицированным уходом в этих странах крайне низок, он составляет только 2,2 % детей в возрасте до 3 лет в Чехии, 8,8 % — в Венгрии, 12,1 % — в Австрии, 17,8 % — в Германии. Только в Люксембурге он достигает более высокого значения — 39 %. Однако именно в этой стране появление ребенка существенно снижает уровень материальной обеспеченности семьи. Так, детская бедность составляет 11 %, с середины 1990-х гг. она возросла практически в 2 раза. Поэтому финансовые средства, направляемые на поддержку семьи, скорее являются инструментом снижения бедности, чем стимулом для рождения детей.

Более подробное изучение особенностей систем экономической поддержки семей с детьми в странах, которые достигли наибольших показателей в повышении рождаемости (страны второй группы), свидетельствует о разнообразии используемых ими инструментов экономической поддержки семей с детьми. В этих странах, среди национальных моделей систем экономического стимулирования рождаемости, выделяются две наиболее эффективные:

  • система экономической поддержки семей с детьми, основанная на принципах повышения трудовой активности родителей и успешного совмещения ими занятости и исполнения семейных обязанностей;
  • система экономической поддержки семей с детьми, основным инструментом которой являются пособия и выплаты, дифференцированные в зависимости от количества детей.

Наиболее ярко первая модель представлена в скандинавских странах и Дании. При этом основная идея, положенная в основу данной модели, — идея гендерного равенства, предполагающая равное распределение обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию между родителями и равные возможности их занятости. Страны не предпринимают активных мер, напрямую направленных на стимулирование рождаемости, и не позиционируют семейную политику как пронаталистскую. Вместе с тем сложившиеся национальные системы экономической поддержки семей наилучшим образом позволяют им реализовать свои репродуктивные установки.

Системы экономической поддержки семей с детьми в этих странах основаны на сочетании двух элементов: программы поддержки сети субсидируемых государством дошкольных учреждений; программы по сокращению издержек семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка, рассчитанные на всеобщий охват (денежные выплаты семьям в период беременности и ухода за детьми).

Особенностью рассматриваемых стран является законодательно закрепленное право детей на дневной уход в местных муниципальных дошкольных учреждениях. Например, в Финляндии в детские учреждения принимают детей с 10-месячного возраста. Всеобщий охват детей дошкольного возраста услугами по уходу, воспитанию и обучению позволяет осуществлять широкая сеть государственных учреждений, что создает родителям благоприятные условия для продолжения трудовой деятельности и совмещения ее с выполнением семейных обязанностей.

Денежные выплаты включают в себя оплату материнского отпуска в связи с беременностью и родами, отцовского отпуска в связи с рождением ребенка, родительского отпуска (отпуска по уходу за ребенком младшего возраста), детские пособия, а также пособия по уходу за ребенком на дому.

Материнский отпуск в рассматриваемых странах непродолжительный, по его окончании (иногда и во время него) возникает право на предоставление родительского отпуска, возможность использования которого предусмотрена для каждого из родителей. Особенностью данной модели поддержки семей является привлечение обоих родителей к уходу за детьми младшего возраста путем предоставления отцовского отпуска в связи с рождением ребенка (в Дании, Финляндии, Швеции), предоставления права одновременного использования родительского отпуска двумя родителями (например, в Норвегии), квотирования части родительского отпуска, обязательной для использования каждым из родителей (Норвегия и Швеция).

Размеры оплаты отпусков в рассматриваемых странах различны и напрямую зависят от заработной платы родителей. Доля замещения временно утраченного заработка варьируется в зависимости от величины дохода (в Финляндии), от типа предоставляемого отпуска (Швеция, Финляндия), от продолжительности отпуска (в Норвегии). В рассматриваемых странах применяются гибкие системы отпусков, позволяющие распределять нагрузку по уходу за детьми между родителями, а также разделять родительский отпуск на части до достижения ребенком определенного возраста и комбинировать, таким образом, занятость и родительские обязательства. При этом размеры пособий позволяют обеспечить приемлемый уровень жизни семьи в период ухода за ребенком.

Детские пособия, в отличие от оплаты родительского отпуска, в рассматриваемых странах выплачиваются на каждого ребенка и не зависят от доходов семьи. Финансирование детских пособий осуществляется из средств государственного бюджета (налоговых отчислений). Таким образом, осуществляется регулирование доходов семей и выравнивание доходов семей с детьми и бездетных. Детские пособия выступают основным инструментом компенсации семьям их расходов, связанных с содержанием детей.

В рассматриваемых странах не получили распространения длительные отпуска по уходу за детьми, предоставляемые в связи с ограничением занятости родителя либо полным прекращением им трудовой деятельности. Вместе с тем широкое распространение получили пособия, компенсирующие семьям расходы, связанные с постоянным пребыванием детей, не посещающих дошкольные учреждения, в доме родителей. Такие пособия выплачиваются в Дании, Финляндии и Норвегии.

Вторая успешная модель системы экономической поддержки семей с детьми, основным инструментом которой являются пособия и выплаты семьям с детьми, дифференцированные в зависимости от числа детей, наилучшим образом представлена во Франции.

Францию относят к одной из стран Европы, где ранее других социальная политика приобрела пронаталистский характер. Продолжительный характер и последовательная поэтапная интенсификация государственной политики, направленной на повышение рождаемости, обеспечили Франции сохранение длительных положительных тенденций рождаемости.

Основными формами экономической поддержки семей с детьми во Франции являются программа по поддержке и повышению доходов семей, воспитывающих детей (разветвленная система семейных пособий), а также программа создания и поддержания инфраструктуры по уходу за детьми.

Система семейных пособий включает в себя оплату материнского и отцовского отпуска, пособие по приему малышей (в пособии объединены несколько видов пособий, связанных с рождением (усыновлением) и уходом за детьми), семейное пособие и надбавки к нему, школьное пособие, пособие по поддержке неполной семьи.

Отличительной особенностью французской системы пособий является ее адресный характер (предоставление материальной помощи наименее обеспеченным семьям), а также дифференциация их размера в зависимости от числа детей в семье. Приоритетом прона-талистской политики во Франции в настоящее время являются семьи с двумя и более детьми, поэтому ряд пособий предусмотрен только для этих семей. С целью стимулирования рождения детей в семьях со средним уровнем доходов и высокодоходных семьях, действует ряд мер по их экономической поддержке. Основной из них является семейная квота — льгота по подоходному налогу.

Следует отметить, что существующая в настоящее время во Франции система мер экономической поддержки семей с детьми стала результатом ее длительной эволюции. К числу последних ее реформ относятся изменения размеров и условий выплаты пособий в 2004 г., когда акцент в проводимой поли-тике сместился с поддержки исключительно третьего ребенка на поддержку семей с одним и тремя детьми, а также в 2008 г., когда уклон сменился в сторону второго и третьего ребенка в семье. В результате этих двух реформ были усилены также следующие меры: расширен спектр помощи на содержание ребенка, акцент в развитии услуг по уходу за детьми был сделан на частные способы, а не на содержание детей в государственных дошкольных учреждениях. Этим правительство стремилось повысить уровень занятости среди женщин, предоставить родителям большую свободу выбора способов ухода за детьми, а также повысить статус профессиональных нянь.

В настоящее время во Франции функционируют различные типы государственных и частных учреждений для содержания детей: коллективные, семейные, родительские ясли, детские площадки, детские сады. Помимо услуг различных детских учреждений родители могут воспользоваться услугами няни на дому, в доме няни, либо осуществлять самостоятельный уход за ребенком.

Таким образом, Франция, как и рассмотренные выше скандинавские страны и Дания, применяет широкий спектр инструментов экономической поддержки семей с детьми. Если отдельные меры и инструменты французской системы нередко подвергаются критике, например, отсутствие родительского отпуска или предоставление пособий только семьям с низкими доходами, то вся система в целом охватывает различные типы семей с разным уровнем доходов и оценивается положительно. Ориентация при этом на усиленную экономическую поддержку семей с двумя и более детьми придает всей системе мер пронаталистский характер.

Анализ зарубежных стратегий экономической поддержки семей с детьми позволяет сделать вывод о том, что европейская практика показывает разнообразие применяемых странами мер и механизмов их реализации. В равной степени эффективными являются: модель, основанная на принципах повышения трудовой активности родителей и успешного совмещения их занятости и семейных обязанностей (скандинавские страны и Дания), и модель, основным инструментом которой выступает разветвленная система пособий семьям с детьми (Франция).

Общей характеристикой данных моделей является их направленность на системную и последовательную реализацию долгосрочных целей. Каждая из моделей предусматривает постепенное совершенствование системы мер экономической поддержки семей с детьми в направлении формирования благоприятных условий для совмещения родительства и трудовой деятельности, а также обеспечения гендерного равенства в вопросах воспитания детей.

Страны, характеризующиеся высокими показателями рождаемости, не применяют активных пронаталистских мер, как например, материнский капитал в Российской Федерации, а постепенно совершенствуют всю систему мер экономической поддержки семей.

Вовлечение обоих родителей в процесс ухода за детьми и их воспитание является отличительной чертой стран, характеризующихся высокими показателями рождаемости. При этом разные страны применяют разные механизмы: непродолжительный оплачиваемый отцовский отпуск, квотирование части отпуска по уходу за ребенком для каждого из родителей, предоставление гендернонейтрального родительного отпуска. Подобные механизмы могут быть применены в Республике Беларусь с целью вовлечения отцов в процесс ухода за детьми, а также с целью достижения в стране гендерного равенства в сфере воспитания детей.

В рассмотренных моделях систем экономической поддержки семей с детьми не практикуются продолжительные отпуска по уходу за ребенком. Сокращение периода их оплаты позволяют существенно увеличивать размеры соответствующих пособий и максимально поддерживать уровень жизни семей во время ухода за детьми младшего возраста. Эта идея после глубокой проработки также может быть применена при совершенствовании системы мер экономической поддержки семей с детьми в Республике Беларусь.

Статья 31. Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления
[Закон «О некоммерческих организациях»] [Глава VI] [Статья 31]

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку.

2. Оказание экономической поддержки некоммерческим организациям осуществляется в различных формах, в том числе в следующих формах:

1) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

3. Не допускается предоставление льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом.


« Следующая

Предыдущая »

Поделись с Друзьями

1 комментарий к записи “Статья 31 Закон о Некоммерческих организациях. Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления”

    Комментарий к ст. 31

    1. По сравнению с ГК РФ комментируемая статья является новой. В ней идет речь о своего рода внешней поддержке некоммерческих организаций. Ее оказывают органы государственной власти и органы местного самоуправления. К числу первых относятся прежде всего федеральные органы исполнительной власти — Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, агентства. В их число входят органы государственной власти субъектов РФ — законодательные органы республик, областей и других субъектов Федерации, правительства, губернаторы, главы администраций и подчиненные им органы. Статус государственных органов и их функции в отношении некоммерческих организаций определяются в законах и положениях об этих органах, в других нормативных правовых актах.
    К органам местного самоуправления в соответствии со ст. 131 Конституции РФ и ст. 14-17 ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506; 1996, N 17, ст. 1917; N 49, ст. 5500; 1997, N 12, ст. 1378; 2000, N 32, ст. 3330), законами о местном самоуправлении субъектов Федерации относятся представительные органы районов, городов (собрания представителей, городские думы), главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления, а также исполнительные органы (функциональные и отраслевые).
    Экономическая поддержка некоммерческих организаций со стороны указанных органов рассчитана на создание благоприятных финансовых, имущественных и иных условий для деятельности этих организаций. Поддержка не умаляет самостоятельности последних и не является средством вмешательства в их деятельность.
    В зависимости от характера субъекта собственности могут образовываться государственные или муниципальные учреждения. Природа учреждения как юридического лица определена в ст. 120 ГК РФ и ст. 9 комментируемого Закона. В решении о создании учреждения устанавливаются его цели, объем и состав имущества, структура, штатная численность работников, назначается руководитель, определяется место нахождения и разрешаются иные основополагающие вопросы, имеющие значение для учреждения как юридического лица.
    Учреждение занимает свое место в системе соответствующего органа — по подчиненности. Орган, образовавший учреждение, утверждает положение о нем. В положении, которое в ряде случаев должно соответствовать типовому или примерному положению, устанавливаются задачи, функции, права и обязанности учреждения, порядок назначения (избрания) руководителя, состав имущества, порядок организации деятельности.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления закрепляют за государственным и муниципальным учреждением имущество. Это — важнейшее полномочие указанных органов и основное условие существования и деятельности учреждения. Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения им. Причем необходимо при этом следовать трем правилам: действовать сообразно установленным целям, выполнять задания собственника и учитывать назначение имущества.
    Нужно руководствоваться правилами распоряжения имуществом предприятия, установленными ст. 296 и 298 ГК РФ.
    Во-первых, учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Ведь оно не является собственником такого имущества. Поэтому встречающиеся на практике подобные случаи являются нарушением законности.
    Во-вторых, учреждение может самостоятельно распоряжаться доходами и приобретенным за их счет имуществом в случае, если в соответствии с учредительными документами ему предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы. По этой причине можно рекомендовать при подготовке учредительных документов тщательно урегулировать цели и содержание подобной деятельности.
    В-третьих, следует учитывать право собственника изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество соответствующего учреждения. В этом случае именно орган государственной власти или орган местного самоуправления может распорядиться таким имуществом по своему усмотрению. Данная норма служит стимулом для надлежащего использования имущества государственных и муниципальных учреждений и контроля со стороны соответствующих органов.
    Естественно, важнейшим условием функционирования государственных и муниципальных учреждений является их финансирование. Оно осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления по сметам учреждений в пределах общих бюджетных ассигнований того или иного органа. Финансирование может быть полным, когда учреждение получает причитающиеся ему средства систематически и в том объеме, который покрывает все его расходы и заранее был предусмотрен его сметой. Оно может быть и частичным, когда орган государственной власти или орган местного самоуправления не в состоянии обеспечить своими средствами все расходы того или иного государственного или муниципального учреждения. В таких случаях учреждение может пользоваться средствами внебюджетных фондов, спонсоров — юридических и физических лиц, а также средствами, поступающими в виде грантов (по конкурсу). Использование других доходных источников допустимо в порядке, о котором говорилось выше.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку некоммерческим организациям в пределах своей компетенции. Их компетенция установлена в Конституции РФ и конституциях, уставах субъектов Федерации, в федеральных законах и законах субъектов Федерации о правовом положении этих органов, в положениях о министерствах и иных органах исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также в законах и иных нормативных правовых актах тематического содержания. Это значит, что указанные органы обладают полномочиями решать вопросы экономической поддержки некоммерческих организаций, т.е. они вправе и обязаны принимать соответствующие меры. Уклонение от их осуществления следует рассматривать как управленческое бездействие.
    Причем экономическая поддержка может оказываться в различных формах. В комментируемом Законе выделяются ее наиболее важные формы: органы государственной власти и органы местного самоуправления могут предоставлять некоммерческим организациям льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей. Определены три условия для предоставления льгот:
    а) строгое соблюдение налогового, таможенного и иного законодательства. Льготы по налогам предоставляются по правилам, установленным в Налоговом кодексе Российской Федерации (СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 14, ст. 1649; N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3340);
    б) предоставление льгот организациям, которые созданы и действуют в строго определенных целях (благотворительных, образовательных, культурных и научных), что подтверждается анализом их уставов и соответствующей деятельности;
    в) учет специфики организационно-правовых форм некоммерческих организаций (см. ст. 6-12 Закона и комментарии к ним).
    Сделаем пояснения. Согласно ФЗ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм освобождаются от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами (п. 3 ст. 40). НДС не взимается при оказании ими услуг в сфере образования, связанных с учебно-производственным и воспитательным процессом. Льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.
    Тем самым органы государственной власти и органы местного самоуправления стимулируют общественно полезную деятельность школ, вузов и других учебных заведений. Такой же смысл эта поддержка имеет и для учреждений культуры и науки, хотя здесь сфера ее использования пока очень узкая.
    Чаще всего налоговые льготы предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Федерации. Эти органы «ближе» к социально-культурным учреждениям и лучше знают условия их деятельности, что необходимо для обоснованных адресных решений.
    Например, Закон г. Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 г. «О налоговых льготах» установил нормы об освобождении от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в отраслях здравоохранения, физической культуры и спорта, народного образования, культуры и искусства, социального обеспечения, а также творческих и научно-технических организаций, общественных организаций инвалидов, участников Великой Отечественной войны и др. Примерно такой же круг организаций освобожден от уплаты целевого сбора на содержание правоохранительных органов, на приобретение автотранспортных средств, а от уплаты земельного налога — налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность в сфере социального обеспечения, занимающиеся исключительно организацией питания детей и подростков в образовательных организациях, фонды социальной поддержки населения, городские и районные центры социальной и гуманитарной помощи, если последние не занимаются предпринимательской деятельностью.
    20 декабря 1995 г. был принят Закон г. Санкт-Петербурга «О льготном налогообложении участников благотворительной деятельности в Санкт-Петербурге». В ст. 2 и 3 определены виды благотворительной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами, общественными объединениями, созданными для осуществления указанных видов деятельности. Урегулирован порядок и критерии предоставления налоговых льгот для общественных объединений. Для подтверждения права на налоговые льготы налогоплательщики представляют в государственный налоговый орган в установленном порядке необходимые документы и сведения (ст. 6).
    Показателен в этом же плане и Закон Воронежской области от 19 октября 1995 г. «О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц». Согласно ст. 3 от уплаты сбора освобождаются учреждения, организации, осуществляющие свою деятельность за счет бюджетного финансирования, общественные организации инвалидов, ветеранов труда и Вооруженных Сил, Союза ветеранов Афганистана, общественные организации, содержащиеся за счет членских взносов и не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Причем представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по сбору в пределах сумм платежей, направляемых в их бюджеты.
    Следовательно, в законодательстве субъектов Федерации целесообразно четко регламентировать порядок предоставления льгот некоммерческим организациям в разных сферах их деятельности. Допускается предоставление льгот по уплате таможенных сборов и платежей. Согласно ТК РФ и раздела VI Закона РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» (Ведомости РФ, 1993, N 23, ст. 821; СЗ РФ, 1995, N 32, ст. 3204; N 48, ст. 4567; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 6, ст. 709; 1999, N 7, ст. 879; N 18, ст. 2221; 2000, N 22, ст. 2263) льготы могут быть выражены в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный (тарифная льгота) ввоз или вывоз товаров, возврата ранее уплаченной пошлины. Важно, чтобы таможенные органы и должностные лица хорошо знали и правильно применяли подобные льготы, а некоммерческие организации умело отстаивали свои права.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе освобождать некоммерческие организации от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом. В соответствующих федеральных законах и законах субъектов Федерации о государственной и муниципальной собственности обычно устанавливаются порядок и основания предоставления таких льгот. Эти нормы служат основой для решения главы областной администрации, губернатора, мэра о льготах тем или иным некоммерческим организациям. Подчеркнем — критерием для принятия таких решений служит оценка полезности их деятельности и необходимости ее стимулирования.
    Возможно предоставление и иных льгот, что регулируется чаще всего законодательными актами субъектов Федерации и актами местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут размещать среди некоммерческих организаций социальные заказы. Основой для таких заказов служат нормы федеральных законов о государственном и оборонном заказе, нормы законов субъектов Федерации о муниципальных заказах. В некоторых случаях в соответствующих бюджетах (областей, городов и др.) могут предусматриваться гарантии и поручительства государственных и муниципальных органов для обеспечения таких заказов.
    Социальные заказы размещаются на основе конкурсов, порядок и условия их проведения устанавливаются соответствующими органами. Целевой смысл социальных заказов выражается в их ориентации на участие некоммерческих организаций в выполнении работ и оказании услуг, полезных для городского хозяйства, сферы обслуживания, культуры и т.п.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Технологии социально-экономической поддержки населения в современных условиях

социальный экономический государственный обслуживание

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или Центры социального обслуживания (ЦСО),) входящие в единую государственную структуру социальное защиты населения. При организации системы органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой "шаговой доступности", что предполагает такое развитие и размещение системы учреждений и предприятий социального обслуживания, до которой мог бы более или менее самостоятельно добраться человек с ограничением жизнедеятельности (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и т.п.). К сожалению, это относится только к городским жителям. На селе жители обслуживаются в основном УСЗН или ЦСО, расположенными в городах или районных центрах; практикуются также небольшие комплексные центры социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов. Осуществляется также прием на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способны оказать помощь своим соседям.

Социально-экономическая поддержка осуществляется через различные отделения ЦСО. Обычно самыми крупным функциональным подразделением ЦСО по количеству сотрудников и клиентов является отделение социальной помощи на дому. И это свидетельствует о большом значении данной социально-экономической технологии.

Сотрудники отделения осуществляют постоянное или временное социальное обслуживание в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и проживающих на территории обслуживания ЦСО. В ЦСО имеется картотека учета всех лиц, нуждающихся в социально-бытовой помощи. Население оповещается о предоставлении социально-экономических услуг через местные газеты, радио, кабельное телевидение, объявления и устно. Как показала практика, подавляющее число клиентов этих служб - женщины, в основном старше 70-75 лет. Около трети из них с трудом передвигаются в пределах жилого помещения, полностью обслуживают себя сами не более половины стоящих на учете.

Даже те, кто реально получают помощь в реализации своих важнейших социальных потребностей, не получают достаточного их удовлетворения. Кроме того, надомное обслуживание предоставляется не более чем 30-35% тех, которые в нем нуждается в связи с тем, что осуществляется оно в основном бесплатно или не более чем за 25% суммы, выплачиваемой престарелому за уход службой собеса. Государственные же и муниципальные органы хронически не имеют средств для полноценного развертывания системы социальных услуг.

Наиболее полно удовлетворяется нуждаемость в доставке продуктов питания, медикаментов, оплате коммунальных услуг. Надомное обслуживание позволяет одиноким людям получать помощь в привычном для них домашних условиях, без переезда в интернат. Тем самым экономятся государственные средства и улучшаются условия проживания в самих интернатных учреждениях.

Во многих территориях используются полустационарную форму социально-экономической поддержки граждан в виде "отделений дневного пребывания". Основной задачей деятельности этих отделений является предоставление социально-экономической помощи в виде питания, медицинского обслуживания; организации досуга, расширении круга общения и пр. Пользуются этим видом помощи пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Основанием для предоставления этого вида социально-экономической помощи является личное заявление и медицинская справка об отсутствии противопоказаний. Время пребывания в группе в основном колеблется от 10 до 24 дней. Во многих центрах обслуживаемые лица при их добровольном согласии могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских, являющиеся своеобразными центрами трудовой реабилитации. Время пребывания в таких центрах регламентировано как по количеству путевок в год на одно лицо, так и по времени пребывания в течение года.

С первой половины 90-х годов практически повсеместно начал внедряться такой метод экономической поддержки населения, как оказание неотложной материальной помощи разового характера. Возникновение такой службы скорой помощи было вызвано резким ухудшением социально-экономических условий жизни населения, появлением большого количества беженцев из бывших республик СССР, безработных, бродяг и лиц без определенного места жительства (БОМЖ), т.е. лиц, по объективным, а иногда и по субъективным причинам оказавшихся в экстремальной ситуации.

Срочная помощь состоит в следующем: разовое обеспечение остро нуждающимся бесплатным горячим питанием или продуктовым набором, выдача одежды, обуви и предметов первой необходимости; содействие в получении временного жилья, оказание психологической, юридической и другой помощи обусловленной региональными особенностями. Как показала практика, невозможно искусственно ограничить круг кандидатов на получение срочной помощи заранее определенными нормативными рамками. Основным критерием для ее оказания должен быть критерий острой нуждаемости. Все обращения, как и виды помощи, регистрируются в журнале.

Возможность оказания такого вида помощи реализуется за счет средств и материалов, выделяемых государственными организациями и предприятиями, различными негосударственными межправительственными благотворительными организациями, фирмами, компаниями и фондами, а также за счет вещей, собранных у населения и хранящихся на складе. Фонды вещевой помощи работают во многих ЦСО.

Срочная социально-экономическая помощь оказывается также гражданам, которые не могут лично обратиться в службу. На дом к нуждающемуся выезжает социальный работник для выяснения необходимого вида помощи. Эта помощь оказывается также и таким категориям нуждающегося населения, как многодетные семьи, малоимущие пенсионеры и инвалиды, семьи безработных и т.п. Наряду с перечисленными, во многих регионах, особенно в малых городах, поселках и сельских районах применяются такие виды адресной социально-экономической помощи, как бесплатный или частично оплачиваемый ремонт жилых помещений, обработка огородов, помощь в заготовке солений, обеспечения дровами и т.п.

При оказании экономической помощи главное состоит в том, чтобы объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и состоят как из ряда предварительных процедур, так и из отмеживания образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращения по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, изыскать невозможно. Это сложная задача не только экономического, но и морально-этического плана. Надо взять на себя груз моральной ответственности как за предоставление помощи, так и за отказ в ней, т.к. в условиях недостатка ресурсов определение числа нуждающихся строго ограничено.

Рассмотрим конкретно технологию оказания социально-экономической помощи в регионе.

Администрация субъекта Федерации принимает постановление, которое может носить название типа "О временном положении по оказанию социально-экономической помощи на основе совокупного среднедушевого дохода наиболее нуждающимся категориям граждан, с учетом физиологического прожиточного минимума". В положении перечислены категории, имеющие право на экономическую поддержку при условии, что их совокупный среднедушевой доход ниже прожиточного (физиологического) минимума, чаще всего:

Дети (до 16 и продолжающие обучение до 18 лет) одиноких матерей, из неполных или многодетных семей, а так же сироты, находящиеся под опекой (попечительством) и дети, чьи родители лишены родительских прав;

Женщины беременные и имеющие детей до 1,5 лет;

Больные сахарным диабетом;

Одинокие пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;

Трудоспособные лица, осуществляющие в установленном законом порядке уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами до 16 лет, престарелыми гражданами старик 80 лет.

В отдельных регионах в категорию лиц, имеющих право на получение социально-экономической помощи, включаются также дети до 16 лет, страдающие лейкозом и онкологическими заболеваниями и дети из студенческих семей, в которых оба родителя обучаются на дневных отделениях средних специальных или высших учебных заведений.

Положением предоставляется право органам исполнительной власти, с учетом местных условий и возможностей, из средств местного бюджета и собственных средств районного (Фонда социальной поддержки определять дополнительные категории получателей помощи и устанавливать ее размер с учетом фактически сложившегося в районе (городе) прожиточного минимума, но не ниже, чем в среднем по области.

Помощь предоставляется обратившимся за ней после проверки фактических доходов.

Определен перечень необходимых документов:

Заявление, где указан состав семьи;

Справки о доходах каждого члена семьи за последнее три месяца текущего года и о наличии собственности, приносящей доход, от исполнительного органа власти по месту жительства;

В случае необходимости акт обследования материально-бытовых условий, медицинские справки и др.

При оформлении заявлений на получение социально-экономической помощи граждане освобождаются от уплаты пошлины при получении справок.

В положении определен порядок расчета совокупного дохода как отношение совокупного дохода семьи к числу ее членов. При этом учитываются граждане, проживающие совместно, в соответствии со справкой о составе семьи. Из расчета исключаются трудоспособные неработающие, если они не зарегистрированы в органах занятости, а также дети и подростки, находящиеся на полном государственном обеспечении.

При подсчете совокупного дохода учитываются:

Все денежные доходы членов семьи, включая заработную плату, премии, пенсии, алименты, пособия по безработице и на детей (включая компенсирующие выплаты) и т.п. за последние три месяца, кроме выплат из фонда социальной поддержки.

Принимаются во внимание наличие в хозяйстве скота, птицы, пчелосемей, земельного участка не менее 0,06 га на семью, а также недвижимого имущества, сдаваемого в наем или аренду, и занятие любым видом промысла, преумножающим доход. При подсчете совокупного дохода ежеквартально определяются и корректируются суммы ежемесячного дохода от земли и скота. Для одиноких инвалидов I и II группы и граждан старше 75 лет доход от приусадебного участка не учитывается.

Размер адресной помощи определяется как разница между совокупным среднедушевым доходом семьи и установленной на данный период времени стоимостью прожиточного минимума. В отдельных регионах (напр. Воронежской обл.) определено, что размер помощи не может быть выше компенсации 50% необходимых затрат на питание семьи.

Формы и виды помощи (деньги, продукты, товары или др.) определяются с учетом фактора нуждаемости граждан и возможности получения ими помощи со стороны детей и близких родственников, исходя из местных условий. Возможно предоставление одновременно нескольких видов помощи с учетом их стоимости в денежном выражении.

Положение определяет конкретные виды помощи.

1. Денежная помощь:

Условие компенсационных выплат на приобретение продуктов питания, топлива, одежды и обуви, лекарств и др.;

Дотации на лечение;- помощь при экстремальных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.).

2. Натуральная помощь:

В виде продуктов питания и предметов первой необходимости;

Гарантированный продуктовый набор особо нуждающимся;

Бесплатная выдача лекарств, топлива и т.п.

Выдача талонов на бесплатное питание, доставки горячих обедов или продуктов на дом.

3. Помощь в виде услуг и льгот:

Прикрепление к магазину по продаже продуктов питания, одежды, обуви и др. предметов первой необходимости по социальным ценам;

Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, медикаментов, за пользование баней, прачечной, парикмахерской, химчисткой и другими бытовыми учреждениями, а также общественным транспортом;

Зачисление на временное проживание в отделения сестринского ухода участковых больниц, пансионатов ветеранов войны и труда;

Выделение путевок в пансионаты, дома отдыха, центры "Забота" и т.д.

Постановление администрации обычно содержит указание на источник финансирования программы адресной помощи и определяет порядок контроля за выполнение программы.

К сожалению, адресная помощь не оказывает решающего значения в улучшении жизнеобеспечения граждан.

Таким образом, в технологии социальной поддержи населения применяются различные социально-экономические методы. Выбор их зависит от объективной ситуации, наличие средств, желания и умения специалистов социальной работы на всех уровнях.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика развития интернет–технологий. Направления социальной защиты населения г. Пензы. Организация социального обслуживания граждан. Информационные технологии и автоматизированные системы поддержки региональных программ социальной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2015

    Исследование сущности технологического процесса в социальной сфере и классификация социальных технологий. Особенности социально-экономической поддержки населения в современных условиях. Формы и методы социально-педагогических приемов в социальной сфере.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2010

    Государственные органы социальной защиты населения. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти, анализ ее реализации. Повышение эффективности системы социальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2007

    Сущность и принципы социальной защиты. Принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты. Субъективная сторона социально незащищенных групп. Формы и методы социальной поддержки и защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2016

    Общие сведения об УСЗН: цели, задачи и выполняемые функции. Исполнение УСЗН администрации г. N государственных полномочий по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания населения. Проблемы в сфере социальной защиты населения, пути их решения.

    отчет по практике , добавлен 11.08.2016

    Реализация мероприятий по совершенствованию системы предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста. Правовые основы и социальная практика поддержки пожилых людей. Предмет и методы социологического исследования предоставляемых услуг.

    реферат , добавлен 13.10.2013

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Понятия социального обеспечения и социальной защиты населения. История возникновения и развития социального обеспечения населения КБР. Современное состояние социальной сферы и уровень жизни населения, анализ основных социально-экономических показателей.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Социально-экономическое развитие Апанасенковского района и принципы организации социальной поддержки населения в данном муниципальном образовании. Рекомендации по развитию соответствующей системы и анализ деятельности центра социальной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Суть и принципы социальной защиты. Формы государственной социальной поддержки и защиты населения. Деятельность, цели и задачи общественных организаций, участвующих в социальной защите населения: Всероссийского общества глухих, слепых, общества инвалидов.

Оценка социально-экономического состояния семей и отдель­ных лиц является сложной проблемой, особенно на начальном этапе становления социальной службы. Тем не менее эта оценка дает необходимую информацию, которая позволяет повысить точ­ность прогнозирования развития и функционирования сферы ус­луг, их ассортимента и объема. Таким образом обосновывается необходимый базовый уровень создания всей структуры социаль­ных услуг на данной территории.

Исследование рынка социальных услуг преследует две задачи:

Прогнозирование численности клиентов, их категорий, объе­ма и ассортимента бесплатно (в соответствии с законодатель­ством, действующим на момент исследования) предоставля­емых услуг;

Сбор информации о потенциальных потребителях (покупате­лях) социальных услуг и возможных конкурентах.

Как и любой процесс сбора информации, исследование рын­ка социальных услуг предусматривает четкую формулировку во­просов и знание вспомогательных структур, в которых следует искать ответы.

В частности, необходимо выяснить:

1) сколько людей, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание, проживает на территории региона, области, города, района;

2) сколько пенсионеров проживает на территории города, в том числе одиноких, из них - лиц старше 80 лет и ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны (эти категории имеют установленные законом льго­ты);

3) сколько проживает инвалидов, в том числе с детства, одино­ких, инвалидов вследствие военных конфликтов;

4) сколько проживает семей с детьми, сколько из них относятся к категории неимущих и сколько семей смогут оплатить со­циальные услуги;

5) каким должен быть перечень необходимых платных услуг, на какие суммы оплаты можно рассчитывать;

6) каковы тенденции дальнейшего развития рынка платных и бесплатных социальных услуг.

Кроме того, определяется возраст, уровень доходов, образ жизни потенциальных клиентов, их потребности; что они хотят получить от системы социального обслуживания, каким образом можно добиться удовлетворения запросов потенциальных и ре­альных покупателей услуг и т.д.

Существуют первичное и вторичное исследования рынка . Пер­вичное исследование предполагает непосредственное общение с клиентами службы социального обслуживания, участковыми вра­чами, работниками домоуправлений и жилищных контор, учите­лями и др. Первичные исследования особенно важны при поста­новке на обслуживание новых клиентов, о которых еще не имеет­ся данных в других структурах системы.

Исследование должно быть простым, недорогим и входить в перечень обязанностей социальных работников. Предварять иссле­дование должно письменное заявление посетителя с подробным указанием причин испытываемой нужды и желательной формы удовлетворения своей потребности.

Наиболее распространенными методами первичного обследо­вания являются наблюдение, интервьюирование, письменное об­следование. Объем вопросника должен быть кратким, а формули­ровки вопросов должны предполагать ясные и недвусмысленные ответы. По возможности следует указать варианты ответов, что в дальнейшем поможет при необходимости расширить обследова­ние и проанализировать результаты. Используя вопросник, следу­ет получить максимум информации о конкретном клиенте, а при анализе вопросников за какой-либо период (полугодие, год, квар­тал) - выявить динамику развития социальных проблем (нарас­тание или снижение). При проведении первичного обследования надо иметь информацию о том, какие данные уже имеются во вторичных источниках, чтобы их не дублировать.

Чрезвычайно содержательным в информационном плане мо­жет стать личное интервью - первый этап установления рабочих взаимодействий с клиентом. Этот метод не только предоставляет подробную информацию относительно намерений и возможно­стей клиента, но и создает представление о профессионализме и намерениях специалиста социальной работы, возможностях служ­бы в целом.

Вторичное исследование подразумевает изучение данных, уже собранных кем-то другим. Этот тип исследований в большинстве случаев дает возможность при наименьших затратах получить не­обходимую информацию, в частности управление социальной за­щитой населения имеет статистико-демографические сведения о количестве пенсионеров, получающих трудовую и социальную пенсию, пенсию по случаю потери кормильца; многодетных се­мей, неполных семей; одиноких и одиноко проживающих и т.д.; сведения об уровне душевых доходов; возрастном распределении.

Школа может предоставить сведения о семьях с асоциальным поведением родителей и семьях, в которых дети не получают надлежащего питания, не обеспечиваются по причине бедности одеждой, учебниками и т.д. В службе занятости можно получить данные о безработных, в муниципальных администрациях - сведения о наличии предпри­ятий, их типах, форме собственности, доходности и, соответст­венно, возможностях как потенциальных благотворителей.

Источники вторичных данных разнообразны, и, в сущности, наиболее сложным аспектом вторичного исследования является их установление. Поскольку вторичной информации оказывается недостаточно, требуется самостоятельное исследование социального пространства.

После проведенного первичного и вторичного исследования необходимо заключить с клиентом договор-контракт , в котором следует определить обязанности службы и права клиента. Чтобы сохранить доверие клиента и не дискредитировать социальную службу, весьма важно не брать на себя обязательств, которые не могут быть выполнены.

Технологиями социально-экономической поддержки занима­ются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или центры социального обслуживания (ЦСО), входя­щие в единую государственную структуру социальной защиты населения. Органы социального управления должны руководство­ваться принципом так называемой шаговой доступности: система учреждений и предприятий социального обслуживания должна быть размещена таким образом, чтобы до нее мог более или менее самостоятельно добраться человек, жизнедеятельность которого ограничена, или испытывающий дефицит времени (престарелый, инвалид, многодетная мать и др.). К сожалению, это предусматривается только для городских жителей - сельские жители обслуживаются УСЗН или ЦСО, в основном расположен­ными в городах или районных центрах; практикуются также соз­дание небольших комплексных центров социального обслужива­ния или регулярное выездное обслуживание с периодическим по­сещением отдаленных или малонаселенных пунктов, а также при­ем на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способ­ны оказать помощь своим соседям.

Социально-экономическую поддержку осуществляют различ­ные отделения ЦСО. Обычно наибольшее количество сотрудни­ков и клиентов насчитывает отделение социальной помощи на дому, что свидетельствует о важном значении данной социально-экономической технологии.

Сотрудники отделения осуществляют постоянное или времен­ное социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и проживающих на территории обслуживания ЦСО, в котором имеется картотека учета всех лиц, нуждающихся в социально-бытовой помощи. Население оповещается о предо­ставлении социально-экономических услуг посредством местных газет, радио, кабельного телевидения, объявлений.

Как показала практика, подавляющее число клиентов этих служб - женщины, в основном старше 70-75 лет. Около трети из них с трудом передвигаются в пределах жилого по­мещения, а полностью обслуживают себя не более половины стоящих на учете. Обследование, проведенное в одном из мик­рорайонов Москвы (опрошено 3000 человек), выявило нуж­даемость в различных видах бытовых услуг и степень ее удов­летворения (табл. 13).

Таблица 13