Экономические теории в порядке их возникновения. Контрольные вопросы и задания

Зарождение и развитие экономической теории

Экономическая теория как наука возникла в XVI-XVII веках, несмотря на то, что экономическая мысль возникла еще в античности. Однако в античный период экономические представления о хозяйственной деятельности были разрозненными, и лишь с зарождением первых экономических школ знания были упорядочены и систематизированы, появились первые современные строгие экономические концепции.

На протяжении всей истории развития экономической теории сменяли друг друга различные экономические школы (рис. 1):

Краткая характеристика отдельных направлений экономической теории

По рисунку 1 видно, что экономических школ существовало множество, однако можно выделить основные направления развития экономической мысли (табл. 1):

    Меркантилисты были первооткрывателями в разработке концепции о богатстве. Они полагали, что богатство нации зависит от объемов золотых запасов и степени развития торговли, поэтому практическими рекомендациями для страны в то время были как можно меньший импорт и как можно больший экспорт товаров. Большего объема вывоза товаров можно было добиться за счет поощрения развития национального производства.

    Физиократы , в отличие от меркантилистов, основным источником богатства нации считали не торговлю, а сельское хозяйство. По их мнению, дополнительный продукт, то есть превышение произведенного продукта над потребленным, за счет чего и образуется богатство страны, создается именно в сельском хозяйстве. Производительным трудом физиократы считали лишь труд в сельском хозяйстве. Все остальные отрасли, как полагали представители данного направления, являются пользователями плодов сельского хозяйства.

    Классицизм раскрывал внутренние зависимости товарно-капиталистического общества и существо прибавочной стоимости. Классики придерживались трудовой теории стоимости и в основе анализа они рассматривали наиболее общие, сущностные формы общественного производства. Кроме того, они поддерживали невмешательство государства в экономику.

    Марксизм критиковал взгляды меркантилистов и классиков. Основное внимание в рамках данного учения уделялось комплексному изучению рабочей силы как специфического товара, теории прибавочной стоимости и различным формам экономической эксплуатации.

    В рамках неоклассицизма воспевалась свободная конкуренция как естественная сила регулирования экономики.

    Кейнсианство поддерживало активное участие государства в экономике страны, что стало следствием Великой депрессии, показавшей несостоятельность экономической мысли того времени.

    Институционализм рассматривал политическую организацию общества как комплекс различных объединений – институтов, поэтому сторонники учения не ограничивались анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включали в анализ институты и учитывали не только экономические факторы.

    Сторонники монетаризма считали определяющим фактором развития экономики количество денег в обращении. Примечательно, что основоположник данного учения стал впоследствии нобелевским лауреатом.

Экономическая теория изучает социальные и экономические процессы и явления экономических систем. Эти процессы и явления, как и мир в целом, находятся в постоянном развитии, изменении. Соответственно этому развивается и экономическая теория, появляются все новые ее направления и школы, в основе которых лежат различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования.

Это деление в значительной мере условно.

Экономическая теория – одна из древнейших наук, прошедших в своем развитии долгий путь. Можно выделить следующие этапы развития экономической науки: экономические учения древнего и античного мира, политическая экономия, экономикс, современная экономическая теория.

Истоки экономической теории мы находим в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока, которые называют колыбелью мировой цивилизации. До нас дошли законы царя Хаммурапи XVIII в. до н. э. (Вавилон), законы Ману IV–III вв. до н. э. (Индия), учения Конфуция VI–V вв. до н. э. (Китай). Известны экономические учения древнегреческих философов Ксенофонта, Платона, Аристотеля (IV–III вв. до н. э.)

Ксенофонт первым вводит понятие “экономия”. Слово “экономика” первоначально означало – учение о ведении домашнего (рабовладельческого) хозяйства. Затем этот термин употребляли Платон и Аристотель.

Среди мыслителей древности особое место занимает Аристотель, который первым в экономической науке поставил задачу: выяснить универсальные правила ведения домашнего (рабовладельческого) хозяйства. Зная эти правила, легче обеспечить более эффективное развитие хозяйства. Аристотель различал два понятия: 1) экономику – учение о богатстве в натуральной форме, которое создается рабами, работающими на земле, и 2) хрематистику – учение о денежном богатстве, которое создается торговлей и ростовщичеством. Экономику Аристотель одобрял, а деньги считал злом. Чтобы быть богаче, надо захватывать земли и рабов, что он считал истинным богатством. Однако в историю экономических учений Аристотель вошел благодаря исследованиям процесса обмена и денег, т. е. за хрематистику. Он первым поставил вопрос: что лежит в основе обмена товара на товар (Т – Т).

Экономические взгляды Аристотеля разделяли мыслители средневековья, одним из видных представителей которых был Фома Аквинский (XIII в. н. э.). Он развивал учение о справедливой цене, по которой должен продаваться товар. Цена должна включать в себя затраты на производство товара и доход продавца, позволяющий ему вести обеспеченный образ жизни.

К этапу становления экономической науки следует отнести экономические учения мыслителей Древнего Рима: Каттона Старшего, Варрона, Лукреция, Сенеку. Они защищали рабство, но говорили и о равенстве, особенно Сенека (I в. н. э.). Его идеи оказали влияние на христианство, которое возникло при зарождении феодализма и проповедовало необходимость труда (“если кто не хочет трудиться, то не ешь”) и любви к ближнему.

Разные взгляды по экономическим вопросам находим в Библии, Евангелии, Талмуде, Коране. К тому времени все эти взгляды еще не сложились в самостоятельную науку, поэтому этот этап называют экономическим учением.

Второй этап в развитии экономической науки – политическая экономия.

В XVI веке зарождается капитализм, появляется рыночная экономика. Возникает мануфактура, углубляется общественное разделение труда, товарные отношения приобретают всеобщий характер, а феодальная раздробленность сменяется укреплением государства. В связи с этим появляется потребность в правилах ведения не домашнего хозяйства (рабовладельческого и феодального), а государственного. И как ответ на эту потребность появляются работы ученых, которые исследуют экономические процессы, происходящие в рамках экономики государства, а понятие “ойкономия” сменяется новым понятием “политическая экономия”, – т. е наука об экономических процессах. Это понятие впервые ввел француз Антуан Монкретьен в книге “Трактат по политической экономии” (1615). А. Монкретьен был представителем первой школы в политэкономии – школы меркантилистов (XVII–XVIII вв.). Возникновение меркантилизма считается началом собственно экономической теории.

Суть теории меркантилизма состоит в учении о богатстве страны и способах его увеличения. По этой теории, источником богатства является торговля (внешняя), т. к. символом богатства является золото (золотые деньги). Внешняя торговля дает приток золота.

Представители меркантилизма (У. Стаффорд, Т. Мен, Д. Юм, В. Петти, И. Т. Посошков) говорили о важной роли государства в экономике, которое должно поощрять вывоз готовой продукции, покупать как можно дешевле в одних странах и продавать как можно дороже в других, проводить политику протекционизма, в том числе иметь закон, согласно которому экспортер товара должен на вырученные от продажи деньги закупить отечественный товар и вывозить этот товар, но не деньги.

Таким образом, основные позиции меркантилистов – приоритет сферы обращения, рассмотрение производства лишь как одного из факторов увеличения денежного богатства во внешней торговле.

Лишь представитель позднего меркантилизма В. Петти ясно поставил вопрос о связи процессов обращения и производства, несводимости богатства к деньгам. Именно он провозгласил в качестве источников богатства землю и труд. Он говорил, что труд – отец богатства, земля – его мать.

Второй школой в политической экономии является школа физиократов (XVIII в.), основателем которой был Фр. Кенэ и ярким ее представителем – Ж. Тюрго. Эта школа выражала интересы крупных землевладельцев.

Суть теории физиократов состоит в признании того, что богатством являются продукты земли, а не деньги, источником же богатства – сельскохозяйственное производство, где создается прибыль и создается она только тогда, когда произведено больше, чем потреблено. Экономика развивается гармонично по естественным законам природы. И в этот естественный ход экономической жизни государство не должно вмешиваться. Должно только создавать законы, которые соответствовали бы естественным законам природы.

В 1758 г. издана книга Фр. Кенэ “Экономическая таблица”, в которой впервые в экономической науке была предпринята гениальная попытка создать модель движения всего общественного воспроизводства. В противовес меркантилистам Фр. Кенэ утверждал, что торговля только перемещает богатства, создается же оно в производстве, но только там, где сама природа увеличивает количество продукции. Поэтому единственный производительный класс, считал он, – земледельцы, а промышленники – бесплодный класс, землевладельцы же существуют за счет земельной ренты, взимаемой с земледельцев. Отсюда вывод: поскольку весь чистый доход достается землевладельцам, все налоги должны платить они – собственники земли.

Идеи Кенэ попытался внедрить в жизнь Жак Тюрго, который занимал пост генерального контролера финансов Франции. Он сократил государственные расходы, ввел налоги на дворян и собирался отменить налоги с крестьян, но не успел. Его отправили в отставку.

Ж. Тюрго вошел в экономическую науку как разработчик двух вопросов. Во-первых, он сформулировал закон убывающего плодородия почвы, суть которого в том, что каждая последующая затрата труда при обработке земли оказывается менее производительной. Этот закон в современной экономической теории звучит как закон убывающей отдачи. Во-вторых, в отличие от Кенэ, Тюрго выделял в обществе четыре класса: земледельцы, землевладельцы, предприниматели (трудолюбивы), наемные рабочие (расточительны и ленивы). Исследовав зарплату наемных рабочих, Тюрго пришел к выводу, что она равна минимуму средств существования.

В трудах Кенэ и Тюрго зародилась, по сути, экономическая наука. Их книги и личное общение с ними вызвали интерес к экономической науке у Адама Смита, который стал основателем третьей школы в экономической науке – английской классической политэкономии. В 1776 г. была опубликована книга А. Смита “Исследование о причинах и природе богатства народов”, в которой он изложил свою теорию наиболее рационального социально-экономического устройства общества – теорию рыночной экономики. Суть этой теории состоит в том, что рыночная экономика саморегулируется путем установления рыночных цен под влиянием колебаний спроса и предложения товара. Если спрос на товар растет, растет и цена на него, и производитель знает, что именно нужно обществу и увеличивает производство. И наоборот. Таким образом, цены сигнализируют, что и сколько производить. “Невидимая рука рынка” – регулятор всей хозяйственной жизни. Государству не надо вмешиваться в экономику. Правительство своими действиями нарушает эффективную работуневидимой руки рынка” и приводит к замедлению роста производительности труда. Смит поддерживал лозунг: “Предоставьте людям делать свое дело, предоставьте делам идти своим ходом”.

Подобно представителям меркантилизма и физиократов, Смит искал ответ на вопрос: что является богатством общества и его источником. Он считал, что богатством является простой продукт труда, созданный в сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве, как полагали физиократы. А источником богатства является труд, затраченный в материальном производстве. Причем рынок учитывает не индивидуальные затраты труда данного производителя, а общественно необходимые, под которыми Смит понимал средние затраты при данном состоянии производства.

Как определить уровень богатства страны и как сравнить страны по степени богатства? По показателю производительности труда: , где W – богатство (от англ. welth), Q – количество созданной в стране продукции (от англ. Quantity), n – численность населения страны (от англ. number – число). Чем выше производительность труда, тем богаче нация.

На производительность труда влияет специализация, в основе которой лежит общественное разделение труда. Чем глубже общественное разделение труда (специализация), тем выше производительность труда и благосостояние народа.

Общественное разделение труда вызывает потребность в обмене. При обмене товары приравниваются друг к другу. Что лежит в основе обмена, т. е. что лежит в основе цены? Стоимость, которая создается трудом в сфере материального производства. В этом суть трудовой теории стоимости, которую создал А. Смит и зачатки которой имелись у меркантилистов и физиократов. Завершил разработку трудовой теории стоимости К. Маркс.

Идеями А. Смита увлекались не только в Европе, но и в России, что отразил А. С. Пушкин в “Евгении Онегине”. Характеризуя Онегина, он писал:

“Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет

И чем живет, и почему

Не нужно золото ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог”.

В 1817 г. была издана книга представителя классической политэкономии Д. Рикардо “Начала политической экономии и налогового обложения”, в которой он с позиций трудовой теории стоимости объясняет земельную ренту и подчеркивает, что капитал и земля стоимости (ценности) не создают, следовательно, прибыль капиталиста и земельная рента – вычеты из стоимости, созданной трудом наемных рабочих. Часть этой стоимости – зарплата рабочих, величина которой обеспечивает лишь прожиточный минимум. Если зарплата превысит этот минимум, это приведет к увеличению числа детей в семье и, в конечном счете, – к избыточному предложению рабочих рук и падению зарплаты. Рикардо, по существу является автором так называемого “железного” закона зарплаты.

Заслугой Д. Рикардо является также создание теории “сравнительных издержек”, которая стала основой политики свободной торговли (фритрeдерства), называемой теперь политикой открытой экономики. Суть теории: каждая страна должна специализироваться на производстве той продукции, которая имеет минимальные издержки производства. Это обеспечивает эффективное использование ресурсов во всех странах и в конечном итоге приведет к снижению цен.

Основные положения трудовой теории стоимости в классической политэкономии развивали французский экономист Жан-Батист Сэй, английский ученик А. Смита Т. Р. Мальтус, ученики Д. Рикардо Джеймс Милль, Н. У. Сениор, Джон Стюарт Милль, социалисты-утописты Р. Оуэн, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а также К. Маркс.

Ж-Б. Сэй высказал идею о том, что в основе цены товара лежат издержки производства, в которые входит цена факторов производства: зарплата (доход на труд), прибыль (доход на капитал), земельная рента (доход на землю). Тем самым он отрицал классическую британскую трудовую теорию стоимости.

В своей книге “Трактат политической экономии” (1803 г.), Ж-Б. Сэй изложил теорию рынков, базирующуюся на утверждении, что поскольку обмен включает как покупку, так и продажу, постольку не может существовать избытка спроса или предложения. Эта теория получила название закона рынков Сэя, или просто закона Сэя, сущность которого сводится к утверждению, что предложение само создает для себя спрос. Чем больше производство (предложение), тем больше спрос, т. к. с ростом производства предложение какое-то время опережает спрос и цены снижаются. А чем ниже цена на товар, тем выше на него спрос. Отсюда вывод: надо стимулировать рост производства и страна будет богаче. Это утверждение (особенно применительно к рынку капитала) подверглось критике основоположником одного из направлений экономической науки XX в. (кейнсианства) Дж. Кейнсом как ошибка, которая пропитала всю экономическую теорию и практику “классической” эпохи до середины XX в.

Т. Р. Мальтус (священник и профессор политической экономии) продолжил начатый А. Смитом анализ проблемы соотношения количества созданного в стране общественного продукта и численности населения . Он, в отличие от А. Смита, сосредоточил внимание на изучении динамики и закономерностей развития численности населения. В своей книге “Опыт о законе народонаселения” (1798 г.), он сформулировал закон народонаселения: население растет в геометрической прогрессии, а предложение продуктов питания – в арифметической. В этом и заключается главная причина бедности, а не в плохом правлении и не в несправедливом распределении богатства. В условиях действия этого закона, утверждал Мальтус, каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Мальтус изложил свою теорию зарплаты, согласно которой величина зарплаты должна быть равна прожиточному минимуму. Если она становится выше этого минимума, то рождаемость в среде наемных рабочих увеличивается, что ведет к безработице. Однако вопреки предсказаниям Мальтуса в развитых странах в XX в. доходы населения росли, а коэффициент рождаемости снижался в связи с НТП, роль которого Мальтус недооценивал. В то же время в развивающихся странах, особенно в связи с “импортом медицины” и господством мусульманства, коэффициент смертности падал, а коэффициент рождаемости либо увеличивался, либо был стабильным. В результате обострилась проблема в мировом масштабе – рост населения и промышленного производства ведет к истощению ресурсов.

Если основоположники трудовой теории стоимости А. Смит, Д. Рикардо и их последователи видели в капиталистических рыночных отношениях “естественный порядок”, то некоторые последователи этой теории делали из нее антикапиталистические выводы. Это, прежде всего, социалисты-утописты: Р. Оуэн, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а также Ж. Сисмонди, К. Марск, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Английский социалист Р. Оуэн считал, что частная собственность и личный интерес уже себя изжили и говорил о необходимости перехода к новому обществу, которое он называл “коммунизмом” и которое основано на кооперативной собственности, общем труде и равенстве в правах и обязанностях.

Французский социалист К. А. Сен-Симон главным пороком капиталистического общества считал анархию производства. Мечтал об обществе, которое он называл “индустриализмом”, где сохраняется частная собственность, но все подчиняются централизованно разработанному народнохозяйственному плану и каждый лично участвует в труде.

Французский социалист Ж. Фурье видит эксплуатацию рабочих в продаже рабочей силы, по цене ниже ее стоимости, из-за чего они беднеют и возникают экономические кризисы. Фурье предсказывает, что конкуренция приведет к монополии и капитализм превратится в торговый феодализм.

Он предлагал разумное общество, называемое “гармонией”, экономика которого состоит из самоуправляющихся небольших общин (фаланг), ведущих в основном натуральное хозяйство. В фаланге нет частной собственности, каждый работает исходя из своих способностей и склонностей, в течение дня осуществляется перемена труда, на смену конкуренции приходит соревнование, от которого выигрывают все. Каждый от труда получает удовольствие.

Экономическая теория, разработанная К. Марксом, при участии Ф. Энгельса, генетически связана с английской классической школой, с трудовой теорией стоимости. К. Маркс завершил разработку трудовой теории стоимости. Открыв двойственный характер труда и объяснив противоречия, заложенные в товаре, он рассмотрел процесс возникновения денег и выяснил их сущность. Все это позволило ему создать теорию прибавочной стоимости. По Марксу, капиталист покупает не труд, а рабочую силу, т. е. способность к труду. Рабочий, конкретным трудом создавая потребительную стоимость товара, переносит стоимость средств производства в стоимость товара, и абстрактным трудом он создает новую стоимость, которая тоже входит в стоимость товара. Часть этой вновь созданной стоимости капиталист отдает рабочему в форме зарплаты, которая должна быть равна стоимости рабочей силы (стоимости средств существования: на питание, одежду, духовные потребности, образование, воспитание детей). Другая часть вновь созданной наемным рабочим стоимости является прибавочной стоимостью, которая присваивается капиталистом. Таким образом, прибыль капиталиста возникает без нарушения эквивалентного обмена на рынке труда.

К. Маркс вводит деление капитала на постоянный (затраты на средства производства) и переменный (затраты на покупку рабочей силы – на зарплату). Всю стоимость товара он представляет схемой с + v + m, где с – постоянный капитал, v – переменный капитал, m – прибавочная стоимость. Вновь созданная стоимость (v + m) присоединяется абстрактным трудом к стоимости средств производства (амортизации основных фондов, сырья, топлива, энергии и т. д.), которая входит в стоимость любого товара.

Отношение между с и v Маркс называет органическим строением капитала, которое в ходе НТП растет, т.е. спрос на рабочую силу, определяемый переменным капиталом (v), растет медленнее, чем спрос на капитал (с), что порождает массовую безработицу и обнищание.

К. Маркс создал теорию издержек производства и средней нормы прибыли, теорию абсолютной земельной ренты, учение об общественно экономической формации (ОЭФ), сформулировал закон соответствия производительных сил и производственных отношений, реализация которого приводит к смене ОЭФ и в конечном итоге приведет к переходу от капиталистической ОЭФ к коммунистической, имеющей свою низшую стадию – социализм. К. Марксом была разработана теория воспроизводства и экономических кризисов и др.

В середине XIX в. в Германии возникла так называемая историческая школа. Ее представитель Ф. Лист утверждал, что каждая нация имеет свой путь экономического развития и поэтому не может быть универсальной экономической теории. А представители этой школы К. Бюхер, Л. Брентано считали, что экономические процессы являются результатом воздействия внеэкономических факторов: психологических, этических, религиозных и др.

На рубеже XIX и XX вв. в США зародилось новое направление в экономической науке – институционализм, которое возродилось после второй мировой войны в виде институционально-социологической школы.

Институциональная экономическая теория – это тип экономического анализа, который делает упор на роль социальных, политических, экономических процессов и явлений.

Представители этой школы изучают человека как социальную личность, т. е. действующую под влиянием не только экономических факторов, но и всех социальных институтов: государства, законов, обычаев, семьи, моральных и правовых норм, профсоюзов, корпораций, религии, культуры, политического устройства общества, опыта и т. д.

В зависимости от того, какой именно фактор (институт), влияющий на поведение человека, берет ученый за основу анализа, складываются различные виды институтционализма.

Так, Т. Веблен, создатель институциональной экономической теории, анализирует влияние социально-психологических факторов. Он отвергает господствовавшее со времен А. Смита представление, что вся хозяйственная деятельность основана на личной выгоде. Учитывая НТП на рубеже XIX и XX вв., Веблен выделяет в экономических отношениях, наряду с капиталистами и рабочими, социальную группу инженерно-технических

работников (ИТР). Он отмечает, что капиталисты являются собственниками ценных бумаг, а управляют производством ИТР. Интересы у них различны, что ведет к конфликту между бизнесом и индустрией. Выход он видит в передаче власти над экономикой ИТР, установлении технократии, чего можно добиться всеобщей стачкой специалистов.

Д. Коммонс анализирует влияние социально-правовых факторов на поведение человека в экономике. Поскольку участниками хозяйственной деятельности все чаще выступают не индивидуумы, а их объединения, достижение компромисса между ними становится все труднее и требуется вмешательство государства. В итоге на смену существующему порядку, по его мнению, придет административный капитализм.

Дж. Гэлбрейт за основу анализа взял влияние социально-органи- зационных факторов. Основная его идея заключается в том, что индустриальные общества, а особенно американское, уже не соответствуют модели конкурентного рынка, где фирмы максимизируют прибыль, а независимые потребители – полезность. В эпоху НТП и крупномасштабных предприятий главную роль в обществе играет институт управления, институт менеджеров, которые руководствуются надклассовыми интересами. Отделение собственности от управления привело к тому, что экономические решения принимаются бюрократией экспертов, или так называемой техно- структурой. Целью этой структуры является уже не максимизация прибыли, а выживание, безопасность и исключение риска.

В 70-х гг. XIX в. возникает австрийская школа маржинализма, или теория предельной полезности, основы которой заложил К. Менгер.

Суть теории предельной полезности: в основе цены лежит не стоимость, определяемая трудом, а полезность товара. Чем полезнее для человека товар, тем больше денег он заплатит за него. Ценность блага зависит от субъективной его оценки потребителем и от количества имеющихся экземпляров этого блага. Чем их больше, тем меньше полезность каждого дополнительного (предельного) экземпляра.

Эта добавочная (приростная) полезность каждого дополнительного экземпляра называется предельной полезностью (МU)1. Цена товара определяется предельной полезностью последнего из имеющихся экземпляров. Чем больше экземпляров, тем ниже цена.

Итак, в середине XIX в. в экономической науке господствовало два направления: английская классическая школа и маржинализм, между представителями которых шли споры и прежде всего по вопросу, что лежит в основе цены – трудовые затраты или полезность, подобно спорам философов, что появилось раньше, яйцо или курица.

Попытка соединить эти два направления была предпринята английским экономистом А. Маршаллом, который в конце XIX в. сформировал кембриджскую неоклассическую школу. Он никогда не отрицал свою связь с классической экономической школой. Маршалл создал свою теорию ценности, которая называется “теорией неоклассического синтеза”, и заложил методологические основы микроэкономики. Он примирил представителей двух направлений, сказав, что их спор аналогичен спору по вопросу, каким лезвием ножниц разрезается бумага: верхним или нижним. Он рассуждал так. Если продавец и покупатель товара находятся в равных условиях (государство им не мешает, никто не имеет власти в установлении цен), то цена – это результат соглашения между ними.

Цена для продавца (цена предложения) определяется издержками производства, т. е. затратами (стоимостью). Он не может продать по цене ниже затрат, хотя хотел бы продать по максимальной цене, рискуя вообще не продать.

Цена для покупателя (цена спроса) определяется предельной полезностью товара и он хотел бы купить как можно дешевле.

Торг между ними идет до тех пор, пока цены, применяемые для продавца и покупателя, не совпадут. Эта равновесная цена и становится ценой товара. При этом государство не должно вмешиваться в процесс ценообразования.

Новым в экономической науке А. Маршалла стал и метод анализа. Он использовал не причинно-следственный подход к анализу, как было до него, а функциональный. Он не искал причину и следствие в экономическом явлении, а выяснял функциональную зависимость, т. к. считал, что все факторы в экономическом процессе – это взаимозависимые величины: цена – функция спроса, но и спрос – функция цены. Он видел задачу экономической науки в изучении механизма рыночного хозяйства, а не в выяснении причины роста богатства.

Учение А. Маршалла (в 1890 г. была издана его книга “Принципы экономикс”, и с 1902 г. он стал читать курс экономикс в Кембриджском университете, вместо курса политэкономии, который читал его учитель Дж. Милль) господствовало до 30-х гг. XX в., воспевая свободную конкуренцию и отрицая роль государства в экономике.

Затем разразился мировой экономический кризис (Великая депрессия 1929–1933 гг.), который показал, что экономика сама себя регулировать не может, вопреки утверждениям классиков и неоклассиков. Длительное время имел место спад производства, массовые банкротства, безработица, падение цен и т.д.

Реальность подтверждала предсказания марксистов о крахе капитализма, переросшего в свою последнюю стадию – империализм. Наступает переход к новой общественно-экономической формации – коммунизму.

И в это время, в 1936 г., выходит книга ученика А. Маршалла Дж. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, в которой был дан немарксистский анализ экономических процессов на макроуровне, высказаны новые идеи, выводы и конкретные предложения правительствам по вопросу выхода из кризиса и обеспечения экономического роста.

Возникло новое направление в экономической науке – кейнсианство или кейнсианская экономическая теория, которая включает в себя макроэкономические теории, использующие методы, разработанные Дж. Кейнсом. В центре внимания кейнсианской экономической теории находились три проблемы: 1) стабильность рыночной системы и особенно ее способность к поддержанию полной занятости; 2) роль денег в такой системе; 3) долгосрочная положительная динамика рыночной экономики.

По существу, Дж. Кейнс является основоположником макроэкономики, несмотря на то, что попытки анализа на уровне макроэкономики имеют место у Ф. Кенэ и К. Маркса.

Политической проблемой, волновавшей Дж. Кейнса в 30-е годы, была массовая безработица. Поэтому он сконцентрировал внимание на анализе факторов, определяющих уровень производства, и пришел к выводу, что уровень занятости определяется не уровнем реальной зарплаты, как считали в то время экономисты, а уровнем совокупного спроса, который очень чувствителен к инвестициям. Кейнс утверждал, что закон Сэя (предложение определяет спрос) в капиталистической экономике не работает, а работает следующая схема. Совокупный спрос населения зависит от совокупного дохода. Доход делится на потребление и сбережение. Сбережения хранятся в банках в виде вкладов и выдаются в кредит фирмам, которые таким образом превращают их в инвестиции, т. е. капиталовложения в экономику.

Люди обладают склонностью к сбережению, отмечал Кейнс. По мере роста доходов склонность к сбережению растет. Поэтому при росте доходов, сбережения растут быстрее, чем растет потребление. В результате падает совокупный спрос, что влияет на объем производства в сторону его сокращения, вызывая рост безработицы. Из этого Дж. Кейс делает вывод: правительство должно проводить бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, стимулирующую рост платежеспособного спроса населения. Чем больше совокупный спрос, тем больше совокупное предложение, вопреки закону Сэя.

Рыночный механизм не может идеально выполнять роль саморегулирования экономики, нужна помощь государства. Государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу, т. к. рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества.

Теория Дж. Кейнса широко использовалась в странах Запада на практике до 70-х гг. XX в., пока не появилось новое явление (впервые в США) – стагфляция – спад производства, сопровождающийся инфляцией (раньше при спаде производства, цены снижались). Это явление с позиций кейнсианской экономической теории объяснить было невозможно. В результате появилось новое направление в экономической науке – монетаризм в виде Чикагской школы, создателем которой стал Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г.

Монетаристы доказывают, что государственное вмешательство по кейнсианским рецептам, т. е. в основном через бюджетную политику может дать лишь кратковременный эффект, но в долгосрочной перспективе оно вредно, т. к. мешает действию рыночных регуляторов. Напомним, что по теории Кейнса, при спаде производства и росте безработицы происходит падение совокупного спроса, поэтому государство должно осуществлять социальную программу, стимулирующую рост доходов (пособия по безработице, продовольственные карточки и т. д.), что сдерживает падение спроса. В результате цены не снижаются и даже растут.

Экономическая роль государства, подчеркивают монетаристы, должна ограничиваться управлением денежным обращением, т. к. главную роль в экономике играют денежные факторы:

1) количество денег в обращении, которое должно соответствовать уравнению , или ,

где М – количество денег в обращении;

Р – уровень товарных цен;

Q – количество обращающихся товаров;

V – скорость обращения денег;

2) уровень цен (темп инфляции), который зависит от количества денег в обращении: . Чем больше М при фиксированных Q и V, тем выше цены (Р). М. Фридмен утверждал, что все изменения в экономике связаны с эмиссией денег. Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяя его танец. Чем больше выпущено денег по сравнению с потребностью в них, тем выше темп инфляции и ниже экономический рост. В нарушениях нормального денежного обращения монетаристы видят причины кризисов. Они опровергают кейнсианский тезис об инфляции как стимуле роста занятости, а все учение Кейнса считают ошибочным.

Разработанная М. Фридменом количественная теория денег развивает идею А. Смита о саморегулировании рыночной экономики, о существовании автоматической стабильности экономической системы. Начиная с 70-х гг. XX в. идеи монетаристов стали широко использоваться в практике многих стран. В Англии в период правления Маргарет Тетчер, в Израиле, в странах Юго-Восточной Азии, в Венгрии, Чехии, России в период, когда премьер-министром был Егор Гайдар.

В Республике Беларусь создается модель социально ориентированной рыночной экономики. В этой связи заслуживает внимания теория социального рыночного хозяйства, которая сформировалась в середине XX в. и основные положения которой изложены в книге немецкого экономиста, государственного и политического деятеля Людвига Эрхарда “Благосостояние для всех”, опубликованной в 1956 г.

Для создания подобной модели в стране необходимо обеспечить свободное ценообразование, свободную конкуренцию, равновесие в экономике (равенство спроса и предложения), государственное регулирование, направленное на борьбу с монополизмом и на обеспечение социальных гарантий малоимущим группам населения.

В 70-х гг. эта теория несколько видоизменилась – расширились рамки государственного вмешательства в экономику. Признается целесообразным регулировать цены на экономически и социально важные товары (электроэнергию, транспортные услуги, хлеб, лекарства и т. д.), а также осуществлять государственные инвестиции в приоритетные отрасли экономики.

  • 1.2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
  • 2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
  • 1.Предмет экономической теории. История возникновения и развития экономической теории. Современные направления экономической теории…………………………...…3

    2.Производство как основа развития общества. Факторы производства. Закон редкости ресурсов…………………………………………………………………………………...….6

    3.Потребности и их виды. Закон возвышения потребностей…………………………....10

    4.Типы и модели экономических систем……………………………………………...…..11

    6.Основные формы и виды собственности. Разгосударствление и приватизация. Особенности приватизации в России…………………………………………………...…19

    7.Рынок: сущность, элементы и функции……………………………………………...….23

    8.Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса. Исключение из закона спроса………………………………………………………………………………………...25

    9.Эластичность спроса и её виды…………………………………………………………..27

    10.Взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки………………………………..32

    11.Предложение и факторы, его определяющие. Закон предложения………………......33

    12.Эластичность предложения и факторы, его определяющие…………………………..34

    13.Рыночное равновесие и случаи его нарушения. Прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование………………………………………………...35

    14.Сущность и структура издержек производства. Бухгалтерский и экономический подходы к расчету издержек производства……………………………………………….40

    15.Издержки производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи…......42

    16.Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства. Аутсорсинг………………………………………………...……………………………...…44

    17.Выручка и прибыль. Виды прибыли…………………………………………….…...…45

    18.Сущность конкуренции, её виды. Формы конкурентной борьбы………………….....47

    19.Характерные черты совершенной конкуренции. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции………………………………………………………………….48

    20.Особенности рынка монополистической конкуренции…………………………....….50

    21.Олигополия и виды ценообразования……………………………………………...…...52

    22.Монополия и ее виды. Общественные издержки от монополизации рынка………...54

    23.Антимонопольное законодательство в развитых странах (в США самостоятельно). Антимонопольная политика в России……………………………………………………...54

    1.Предмет экономической теории. История возникновения и развития экономической теории. Современные направления экономической теории.

    Экономическая теория – это наука о системе экономических отношений в обществе, которая исследует экономические явления и процессы.

    Предмет экономической теории включает совокупность производственных, организационно-экономических и социально-экономических отношений. Экономические отношения проявляются в общих принципах, закономерностях и тенденциях экономического развития общества. Цель экономической теории заключается в создании упрощённых моделей экономических явлений, описывающих взаимосвязи между экономическими переменными, в определении закономерностей экономического развития общества, а также в научном обосновании направлений экономической политики государства.

    История возникновения и развития экономической теории.

    Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Представления древних обществ об экономическом устройстве являлись составной частью различных религиозных или философских систем.

    Натурально-хозяйственная концепция была характерна для экономических взглядов Платона. В своём проекте о государственном устройстве он отвёл государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошёл к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.

    Аристотель внёс большой вклад в развитие экономической науки своим анализом природы и форм стоимости. Интересы его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей людей.

    Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землёй, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений.

    Вместе с тем как наука экономика оформилась сравнительно поздно, на рубеже XVII-XVIII вв. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм. Первоначально экономическая наука развивалась под названием «политическая экономия». Этот термин впервые ввёл в 1615 г. француз Антуан де Монкретьен. Название «политическая экономия» произошло от греческих слов «политикос», что значит государственный, общественный, «ойкос» - домашнее хозяйство, дом, «номос» - правило, закон. В конце XIX – начале XX столетия это название всё больше заменяется термином «экономическая теория» (Economics). Впервые его ввел в 1890 г. Известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течении четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории.

    Современные направления экономической теории.

    Первой школой экономической теории был меркантилизм. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в XVI-XVIII вв. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Пётр I.

    Одним из известнейших представителей меркантилизма был английский экономист Томас Ман (1571-1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Главным объектом наблюдений меркантилистов являлись внешняя торговля, движение товаров и денег между странами. По их мнению, важнейшим источником богатства страны была внешняя торговля. Само же богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение экспорта над импортом, другими словами, необходим активный торговый баланс. Государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы обеспечить приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, т.е. политику протекционизма. В частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт местной продукции.

    В середине XVIII в. Во Франции сложилась ещё одна известная экономическая школа – школа физиократов . Физиократия буквально означает «природовластие». Это была группа учёных, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ. Мировую известность Ф.Кенэ принесла его важнейшая работа «Экономическая таблица». Учение физиократов возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали, что правительство должно обращать внимание не на торговлю и накопление денег, а прежде всего на развитие земледелия. Источник богатства они видели в земледелии. Только труд в сельском хозяйстве является производительным трудом.

    Промышленный переворот в конце XVIII-начале XIX столетия привёл к созданию материально-технической базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией.

    Классическая политическая экономия , сформировавшись в конце XVIII в., была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части XIX столетия. Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит и англичанин Давид Рикардо. Также большой вклад в развитие классической экономической теории внесли Т.Мальтус, Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль.

    А.Смит был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главный, всемирно известный труд называется «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества; рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы; представляет развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось соединить большинство существующих направлений экономических исследований. В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

    А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества: прибыли, заработной платы и земельной ренты, и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь, производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации. При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция «экономического человека» и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения – стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание.

    В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония»……

    Экономическую теорию можно смело назвать наиболее древней из всех наук, которая даже в древние времена привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Интересно, что ученые доказали тот факт, что даже первобытные люди имели основы экономических знаний, обладали определенными представлениями о ведении хозяйства, об отношениях, которые складываются между членами общины во время и в итоге добывания и распределения благ, а также обмена созданной продукцией. В этой статье мы расскажем о том, как строилась история развития экономической теории.

    Возникновение экономической теории

    Тем не менее в первобытном обществе такие представления еще не были выделены в самостоятельную область знаний, а существовали лишь в рамках нерасчлененного общественного сознания, то есть были составляющей частью мировоззрения людей в целом.
    История экономической теории берет свое начало в недрах философии. Через некоторое время она отделилась от философии в процессе дифференциации наук и специализации учёных, которые вызваны беспрерывным накоплением знаний и невозможностью охватить весь их массив отдельными исследователями.
    Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в XVI-XVII веке. Это время характеризуется становлением капитализма, зарождением мануфактуры, углублением общественного разделения труда, расширением рынков, а также интенсификацией денежного обращения.
    В XIX веке экономическая теория начала появляться в программах университетов в виде обособленных курсов на юридических факультетах. В следующем столетии уже начали появляться особые экономические факультеты, а также специализированные экономические высшие и средние специальные учебные организации. В это же время экономика внедрилась и в средние школы, лицеи, гимназии, колледжи, сформировался круг профессиональных экономистов.
    К примеру, А.С. Пушкин, которому царь Николай I приказал сформировать принципы воспитания молодежи, первым делом призывал к отказу от домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук называл политическую экономию.
    И даже сегодня интерес образованных граждан к экономической теории не уменьшается. Известный американский ученый П. Самуэльсон сказал, что экономика - «королева наук», а создатели пролетарской политэкономии называли ее «анатомией человеческого общества». Ведь правда, как не может быть хорошего врача без знания анатомии, так не может быть хорошего экономиста, бизнесмена без знания основ экономической теории.
    Многие ученые ищут начало экономической науки в учениях древних мыслителей, главным образом, стран Древнего Востока. К примеру, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV-III вв. до нашей эры) прописано существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.
    Кроме этого, экономическую мысль развивали и в Древней Греции. Мнения древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля сегодня называют исходными пунктами современной экономической науки. А экономические взгляды мыслителей Древнего Рима являются продолжением экономической мысли древних греков.

    Экономические школы

    Экономика — это наука, изучающая применение разнообразных ограниченных ресурсов для того, чтобы удовлетворить потребности человека и всех людей.
    Экономика состоит из двух частей:

    • научная. Это экономическая теория, то есть наука о том, как люди выбирают метод использования дефицитных ресурсов, обладающих многоцелевым назначением
    • прикладная часть экономики занимается изучением возможностей применения экономических законов, теорий для деятельности различных экономических систем.

    Первые экономические школы появились примерно в XVI-XVII веке. В истории экономической теории насчитывается 8 экономических школ:

    • меркантилизм. Самая первая школа политической экономии сформировалась во времена падения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Это произошло примерно в середине XVI в. - середине XVII века. В то время заговорили об экономической теории как самостоятельной науке, поскольку образовалась первая система экономических взглядов, центром которой стала проблема богатства. Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) были уверенны, что прибыль формируется в сфере обращения, а богатство нации состоит в деньгах - золоте и серебре. Источником богатства для них стала внешняя торговля. Меркантилизм зародился в период великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов. После написания книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория свыше трех веков развивалась в русле политической экономии
    • физиократизм. Следующее веяние в развитии политической экономии представлено физиократами, выражавшими интересы крупных землевладельцев. Физиократы пытались объяснить влияние природных явлений на экономику общества. Они были уверенны, что источник богатства - это исключительно земледельческий труд, сельскохозяйственное производство, а промышленность они называли "бесплодной" сферой, не создающей "чистого продукта". Известными представителями этой школы был Франсуа Кенэ и Робер Тюрго
    • классическая политэкономия. Далее экономическая теория развивалась в работах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). Именно Адама Смита считают основоположником классической политической экономии. Главная идея в работах Адама Смита заключалась в либерализме, минимальном вмешательстве государства в экономику, рыночном саморегулировании на основе свободной стоимости. Смит сформулировал азы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда в качестве условия для роста производительности. На его работах учились ученых-экономисты Западных стран. Давид Рикардо говорил, что стоимость и цена товара находятся в прямой зависимости от количества труда, потраченного на его создание. А прибыль он характеризовал как результат неоплаченного труда работника. На основе его работы был сформирован утопический социализм
    • утопический и научный коммунизм (марксизм). Взяв за основу высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) разработали теоретическую концепцию, которую позже назвали марксизм. Также марксизм называли теорией научного социализма (коммунизма). В этой школе формировали социалистические принципы, к примеру, общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, одинаковая плата за одинаковый труд, всеобщая и полная занятость. Люди пытались построить общество, в котором отсутствовала бы частная собственность. Создавалась экономика государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются сотрудниками центрального аппарата
    • маржинализм. Примерно во второй половине XIX века состоялось формулирование теории маржинализма, возникшей как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое переосмысление. Отметим, что маржинализм стал основой современного неоклассического направления экономической мысли. Известные представители маржинализма (школы предельного анализа) - это Менгер, Визер, Вальрас. Главная идея их работ заключалась в использовании предельных крайних величин или состояний, характеризующих цену любой услуги или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя. К примеру, теория предельной полезности изучает сферу ценообразования в связи с эффективностью использования продуктов и говорит о том, как изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого товара в отличие от затратной концепции
    • неоклассицизм возник на базе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма. К известным представителям можно отнести Альфреда Маршала и Артура Пигуна. Главная идея их работ состояла в рассмотрении экономического хозяйства представителями этого направления в качестве совокупности микроэкономических агентов, которые хотят добиться максимальной полезности при условии минимальных издержек
    • кейнсианство. Кейнсианское ответвление экономической теории основал Джон Кейнс (1883-1946). Эта работа является крайне важным теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики при помощи наращивания или снижения спроса методом изменения наличной и безналичной денежной массы. При помощи такой системы регулирования можно оказывать влияние на инфляцию, занятость, ликвидировать неравномерный спрос и предложение товаров, подавлять экономические кризисы. Последователи Кейнса изучали влияние спроса на поток инвестиций, а также на формирование национальной прибыли. Позже Дж. Кейнса назвали "спасителем капитализма", а его теорию провозгласили "кейнсианской революцией в политической экономии". В то же время некоторые теоретические положения своей работы Кейнс позаимствовал в классической политической экономии А. Смита и Д. Ридардо, а также в экономической теории марксизма
    • институционализм является экономическим учением, в котором главное значение уделено роли институтов в сфере принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Эта школа основана на изучении населения, институтов управления и права, общества в целом. Идея институционального подхода заключается в том, чтобы не ограничивать себя анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а подключить к анализу институты, принимать во внимание внеэкономические факторы
    • неоконсерватизм, который еще называют монетаризмом, теорией предложения, теорией рациональных ожиданий, заключается в защите идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Согласно учению этой школы рынок - это самый эффективный метод организации хозяйства, а государство играет роль обеспечителя условий для свободной конкуренции. Основал школу неоконсерватизма Милтон Фридмен.

    К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

    Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся

    1) неоклассическое;

    2) кейнсианское;

    3) институционально-социологическое.

    Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали неспособность свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы. Вследствие этого появляется новое экономическое учение - кейнсианство, требующее серьезного вмешательства в экономику государства. Когда в 70- 80-х годах чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова приобрело актуальность и сохраняет ее до настоящего времени. В западной экономической литературе это направление получило название «новый классический экономике».

    Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

    Монетаризм - теория, исходящая из представления о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

    Американский ученый Милтон Фридмеп (род. в 1912 г.) - один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике, проводимой Р. Рейганом в США. На обложке книги М. Фридмена «Свобода выбора» Рейган написал: «Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки», По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

    Неолиберализм - течение, согласно которому необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип, еще заложенный А. Смитом), ибо частное предпринимательство способно вывести из кризиса экономику и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности. Из современных экономистов представителем этого направления является

    Фридрих А. фон Хайек (1899-1984), который родился в Германии, а работал в Англии. Он стал проповедником рыночной экономики XX в., лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. В книге «Дорога к рабству» Хайек доказывает, что отказ от экономической свободы, от рыночного ценообразования ведет к диктатуре, к экономическому рабству, утверждает превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной и «командной» экономикой, подчеркивает, что социалистические идеи государственной экономики обречены на полный провал.

    Направление экономической теории , основателем которого является англичанин Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), теоретически обосновывает государственное регулирование развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. По его мнению, с помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Дж.М. Кейнс - выходец из научной среды, его отец был ученым-экономистом. Кейнсианские идеи в течение нескольких десятилетий оказывали воздействие на развитие экономики и политики первой половины XX в. во всем мире. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К. Маркса. В главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложены его теория и программа государственного регулирования экономики. Он был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианс-кой революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства).

    Третьим направлением современной зарубежной экономической мысли является институционально-социологическое, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт. Его сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Под институтами они подразумсвают корпорации, профсоюзы, государство. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капиталистического общества: засилье монополий и издержки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки «общества потребления» (например, бездуховность) и др. Американский экономист Торстейн Веблен (1857-1929) прославился на весь мир книгой «Теория праздного класса» (1899), в которой он опроверг попытки политэкономов упростить действительность и мнение, что поведение человека можно описать математически, с помощью уравнений. Он считал, что в обществе возможна лишь временная стабильность. В результате революции богатые беспрепятственно улучшают свое положение, а нищие слои населения и далее будут терпеть лишения. В связи с тем, что потребление в современном обществе становится средством повышения статуса, количество товаров при высоких ценах будет возрастать скорее, чем при низких. Жажда предпринимателей к наживе толкает их на беспринципные поступки: попытки устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров. Его нападки на капитализм вызывали по отношению к нему почти личную враждебность. Ему были закрыты при жизни дороги к академическим почестям и престижу в ученом мире. Веблен был обречен на духовное одиночество и смерть в нищете, но его теории и сегодня остаются актуальными.

    В данном направлении важное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что НТП ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или «неоиндустриальному (т. е. информационному)» обществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Дж. Гелбрейт, П. Сорокин - США, Р. Арон - Франция, Я. Тинберген - Нидерланды).

    Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы. Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа). Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа - предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.
    Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если предоставить каждому из ее субъектов максимальную экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямые последователи А. Смита.