Огонь, вода и трубы: каким должен быть жилищно-коммунальный комплекс. общественный - фонд, являющийся собственностью общественных объединений

Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который состоит из жилищного хозяйства и коммунального хозяйства (рис. 2.8).

Рис. 2.8.

Жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций. Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупных подсистемы:

  • ? системы инженерного обеспечения (ресурсообеспечения): холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;
  • ? общегородское коммунальное хозяйство, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.

Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.

Жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.). квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда повышаются, соответственно, изменяется и структура жилищного фонда города.

Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением с различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и т.п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то места общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) требуют специального обслуживания. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.

Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не должно создавать неудобств для жильцов.

Инженерное обеспечение поселений. Инженерное хозяйство - одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации инженерного хозяйства, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования эффективных аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.

Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, то вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Проблему составляет также неравномерность потребления воды в дневное, вечернее и ночное время. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих предприятиях действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления воды на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

Водоснабжение может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

Не менее сложна система водоотведения города. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная и горячая вода. Система водоотведения состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений по санитарной очистке сточных вод и сбросу их в водоемы.

Теплоснабжение. Система теплоснабжения решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона существенно зависит от климатических условий.

Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения - химводоочистки.

Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной схеме горячая вода для отопления и для горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах - бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например, природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.

Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения.

Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.

Понятие "жилищно-коммунальный комплекс", получило широкое распространение в России и в странах СНГ, вошло в научный и практический оборот. В советской экономике жилищные и коммунальные услуги были в равной степени монополизированы и зачастую оказывались в рамках одного многоотраслевого предприятия. Ныне производственная структура жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России интегрирует более 30 видов деятельности.

В экономической литературе к жилищно-коммунальной инфраструктуре городского хозяйства относят три подсистемы: жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), социальный (бюджетный) сектор и сектор благоустройства. По мнению автора работы применительно к ЖКХ достаточно разделение на обслуживание зданий и объектов городского хозяйства. Главная сфера деятельности ЖКК - предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, включающая: техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий проживания и работы.

По составу основных фондов жилищно-коммунальный комплекс включает в себя:

объекты жилого фонда, производственных предприятий и культурно-бытового фонда;

инженерные системы водоснабжения, отопления, канализации, вентиляции, освещения;

3) объекты коммунальной энергетики, подготовки и подачи потребителям воды, тепла и др. коммунальных услуг.

На жилищно-коммунальный комплекс приходится около 5,9% валового внутреннего продукта российской экономики. По объемам реализации продукции эта отрасль в России входит в ведущую тройку после газовой и нефтяной отраслей.

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания.

Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей; численность работников составляет более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.

Тем не менее, это самая неразгосударствленная отрасль экономики Российской Федерации. Износ основных фондов превышает 60%. Ветхий и аварийный фонд - 93 млн. м2, кредиторская задолженность - 302,1 млрд. рублей.

Становление рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг в России - одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования.

В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Следует учитывать, что решение собственника имущества о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в хозяйственном ведении у государственного или муниципального предприятия, либо заключение собственником имущества договора о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в казне, без проведения торгов содержит признаки нарушения статей 15 или 16, а также 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО), проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в 45% городов от общего количества обследованных городов с населением более 100 тысяч жителей на рынке услуг действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО и они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.).

В 39% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тысяч жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия.

Исходя из этого, анализируемый рынок услуг нельзя считать конкурентным.

Вместе с тем, при достаточно большом количестве действующих на рынке частных управляющих организаций (1238) доля жилищного фонда, управляемого этими организациями (29,48%), невелика. Большая часть жилищного фонда (46,4%) обслуживается по «историческому принципу» муниципальными унитарными предприятиями, созданными органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ.

Обращает на себя внимание небольшая доля жилищного фонда (12,97%), собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, что, в частности, может осложнить реализацию Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».

Следует отметить, что сохраняется доля (19,68%) жилищного фонда, находящегося преимущественно в муниципальной собственности, что делает выбор управляющей организации для обслуживания такого жилищного фонда, за исключением многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (статья 163 ЖК РФ), фактически предопределенным в пользу муниципальных управляющих организаций.

2. Анализ законодательства РФ в сфере конкуренции и в ЖКХ

Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

Формирование конкурентных отношений является центральной идеей Концепции реформы ЖКХ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №425. Только работоспособные конкурентные механизмы в отрасли могут повысить инвестиционную активность, от которой зависит обновление основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, качество и бесперебойность поставки коммунальных ресурсов.

Законодательно закрепленные механизмы становления конкуренции в ЖКХ систематизированы в таблице 1. Обращает на себя внимание тот факт, что только по прошествии почти 10 лет с момента утверждения Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства страны, на федеральном уровне были приняты необходимые отрасли ключевые законы и постановления правительства.

Таблица 1

Основные федеральные нормативно-правовые акты, направленные на стимулирование конкурентных отношений в ЖКХ

Механизм развития конкурентных отношений

Федеральные нормативно-правовые акты

Заключение концессионных соглашений уполномоченным органом исполнительно власти региона (органа местного самоуправления) с заинтересованной коммерческой организацией в отношении систем коммунальной инфраструктуры

Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. №748 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий». Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. №747 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении гидротехнических сооружений»

Конкурсное размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в сфере ЖКХ для государственных и муниципальных нужд, в том числе с привлечением малого бизнеса

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. №642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)»

Выбор собственниками помещений многоквартирного дома способа управления этим домом

Жилищный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ)

Проведение органом местного самоуправления конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом

Постановление Правительства РФ от 06 февраля 2006 г. №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»

По сути дела, указанные в табл.1 законы и подзаконные акты нацелены на формирование многостороннего прессинга на предприятия жилищно-коммунального хозяйства, заставляя их конкурировать друг с другом (рис. 1).

Рисунок 1 – Области применения нормативно-правовых актов, направленных на формирование конкурентного рынка в ЖКХ

Таким образом, принятые нормативно-правовые акты направлены на стимулирование конкурентных отношений в жилищно-коммунальном комплексе как снизу (со стороны потребителей), так и сверху (со стороны государственных и муниципальных органов власти). В этом смысле на плечи государства (муниципальных образований) ложится двойная задача. Во-первых, необходимо «плотно» работать с населением, то есть конечным потребителем ЖКУ, чтобы граждане своими осознанными действия формировали конкурентную среду в отрасли, например, в сфере обслуживания многоквартирных домов, выбора поставщиков коммунальных услуг. В случае пассивности населения конкурентные отношения внедряются соответствующим государственным или муниципальным органом управления волевым путем без участия потребителей. Во-вторых, государственные (муниципальные) органы ведут работу непосредственно с предприятиями ЖКХ, развивая конкурентную борьбу между ними за право заключения договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, важное место занимает институт концессий, как механизм точечного оздоровления коммунального комплекса региона или муниципального образования.

В то же время конкуренция между предприятиями ЖКХ прямого нормативного регулирования не имеет, что отвечает общему принципу рыночной экономики. Косвенным образом Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» поощряет деятельность малого бизнеса с жилищно-коммунальной сфере. Те не менее, необходимо отдавать отчет в том, что с точки зрения развития конкуренции малый бизнес может играть положительную роль в жилищной сфере (в частности, уборка мусора, обслуживание многоквартирных домов), но не предоставление коммунальных услуг. Это сфера остается прерогативой крупного бизнеса.

Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, оно обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.

Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.

До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

Материально-техническая база жилищно-коммунального ком­плекса жестко привязана к местным условиям и призвана удовлетво­рять потребности одного и того же состава потребителей. Поэтому модели управления предполагают передачу функции распоряжения ресурсами ЖКХ, в том числе и денежными, на местный уровень. Ос­новная часть расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг обеспечивается местными хозяйствующими субъектами и му­ниципальными бюджетами.

Жилищное строительство переведено на рыночную основу с привлечением незначительных объемов бюджетных средств. Такая же перспектива ожидает обеспечение потребности в жилье, доступ к которому опосредуется преодолением рыночных барьеров.

Организационные структуры управления формируются главным образом непосредственно собственниками жилья, обслуживающими и снабжающими предприятиями.

Функции государства в управлении ЖКК сводятся к законода­тельному регулированию жилищных отношений и прав на недви­жимость, градостроительной деятельности, установлению техниче­ских регламентов, обеспечению социальных гарантий, утверждению стандартов финансовых нормативов и др.

На местное самоуправление возлагаются, прежде всего, создание условий для жилищного строительства и развития коммунального хозяйства, содержание жилищного фонда социального назначения.

Жилищный кодекс РФ установил компетенцию в области жи­лищных отношений органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления (табл.).

Местное самоуправление

Исходным является положение о том, что за состояние жилищ­ного фонда отвечают его собственники. Они формируют порядок управления жилищным фондом, заключают договоры найма и аренды жилья, финансируют его содержание.

Муниципальные органы в управлении ЖКХ сочетают админи­стративные и хозяйственные функции, административный ресурс и договорные отношения. Они управляют и распоряжаются жилищ­ным фондом, ведомственным и муниципальным коммунальным хозяйством; обеспечивают действие хозяйственных механизмов в жилищной сфере и договорные отношения в ЖКХ.



С 2006 г. федеральные и региональные органы власти снимают с себя ответственность за коммунальные службы, функции финан­сирования и контроля в основном переходят к муниципальным об­разованиям. На них ложится основная нагрузка по управлению и эксплуатации ЖКХ. Функции местного самоуправления по видам муниципальных образований приведены в табл. .

На местное самоуправление непосредственно возлагается орга­низация:

Управления муниципальными жилыми домами, помеще­ниями (учет жилья, перевод жилых помещений в нежилые и обратно, согласование переустройства и перепланировки жилья, призна­ние жилья непригодным для проживания, контроль за использова­нием и сохранностью жилищного фонда);

Управления специализированным жилищным фондом, в том числе служебным жильем, общежитиями, маневровым фондом, домами социального обслуживания, домами для беженцев и переселенцев;

Управления общим имуществом в многоквартирных домах на праве собственника помещений;

Конкурсного отбора управляющих организаций.

Органы местного самоуправления обязаны создавать условия для эффективного управления многоквартирными домами, а именно:

Обеспечивать равные условия деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;

Предоставлять (по возможности) управляющим домами бюджетные средства на капитальный ремонт;

Обучать лиц, осуществляющих управление домами.

Управление многоквартирным домом, как правило, осуществля­ется путем заключения договора с управляющей организацией, вы­бираемой по результатам открытого конкурса или, если такой кон­курс признан несостоявшимся, без его проведения.

Муниципальные управляющие организации выступают в виде службы заказчика, другого муниципального учреждения, многоот­раслевого или специализированного предприятия. Жилищный фонд передается в управление муниципальным унитарным предприятиям на правах хозяйственного ведения или муниципальным учреждени­ям на праве оперативного управления. При этом заключение дого­воров на управление необязательно. Технологические фонды (ин­женерная инфраструктура) коммунального хозяйства передаются с правом оперативного управления муниципальному учреждению. Службы заказчика сочетают административные и хозяйственные функции. Районные (городские) службы заказчика административ­но подчинены главе администрации, а в ряде мест - областной службе заказчика.

В городах используются отраслевой и территориальный прин­ципы управления ЖКХ. В сельских населенных пунктах действуют многоотраслевые предприятия ЖКХ по территориальному (посе­ленческому) принципу. Здесь разделение заказа и подряда нецеле­сообразно во избежание конфликта интересов, когда управление домом заинтересовано в минимизации потребления тепла, воды и т.д., а производители (поставщики) - в максимизации их продажи. Это не исключает создания двух предприятий: по управлению до­мами и снабжению ресурсами с открытием участков в населенных пунктах.

Местное самоуправление, выступая в роли «единого заказчика», предлагает подряды на обслуживание жилых домов, устанавливает плату подрядчикам за обслуживание. Подрядные организации бо­рются за подряд, что способствует снижению тарифов.

Орган местного самоуправления должен ежегодно созывать об­щее собрание собственников жилых помещений для принятия ими решения о способе управления жилым домом либо для подтвер­ждения полномочий управляющей компании, выбранной органом местного самоуправления.

Право собственности на квартиру оформляется свидетельством. Пока хотя бы 50% собственников его не получили и не провели собрание, управление домом регулирует местное самоуправление. После избрания жильцами формы управления местное самоуправ­ление прекращает свои функции по управлению домом. Однако жильцы могут поручить управляющей компании заключить с мест­ным самоуправлением договор о взаимодействии.

В случае если жильцы не определятся с выбором, то местное самоуправление назначает управляющую компанию на основе про­ведения конкурса.

Многоквартирные дома не имеют, как правило, единого собствен­ника и находятся в хозяйственном ведении жилищных предприятий. Выделяется и муниципальная доля, которая учитывается на балансе городской казны, управления ЖКХ. Местное самоуправление может заключить договор с управляющей компанией на управление муници­пальным жилищным фондом, как и другие собственники.

По линии обеспечения нуждающихся в жилье местному само­управлению поручен наиболее сложный участок - определение контингента малоимущих граждан и изыскание и предоставление им жилья. В этих целях местное самоуправление:

Устанавливает уровень дохода семьи для признания граждан малоимущими;

Учитывает нуждающихся в жилье на условиях социального найма;

Определяет порядок предоставления жилья муниципального специализированного жилищного фонда;

Предоставляет малоимущим жилье по договору социального найма в муниципальном жилом фонде.

Управление ЖКК на уровне субъектов РФ

Управление государственным жилищным фондом и коммуналь­ной инфраструктурой осуществляется исключительно органами го­сударственной власти. В структуре управления субъектов РФ созда­ются департаменты, комитеты или министерства жилищно-коммунального хозяйства, формирующие собственную норматив­ную базу проводимых преобразований на основе разработанных на федеральном уровне законодательных и нормативных документов. Решения региональной власти в сфере управления ЖКХ являются для местного самоуправления рекомендательными. Наряду с этим на уровне субъекта РФ функционируют государственные организа­ции, обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство муници­пальных образований.

Так, в жилищно-коммунальный комплекс Московской области входит около 1500 предприятий разных форм собственности и заня­то более 160 тыс. чел. Предприятия жилищно-коммунального ком­плекса по специализации подразделяются на:

Многоотраслевые - 395;

Водопроводно-канализационного хозяйства - 133;

Электроснабжения - 67;

Вывоза твердых и жидких бытовых отходов - 27;

Жилищного хозяйства - 134;

Ритуальных услуг - 78;

Теплоснабжения - 207;

Механизированной уборки территорий - 18;

Озеленения - 13;

Осуществляющих капитальный и текущий ремонт жилого
фонда - 290;

Банно-прачечного хозяйства - 50.

Непосредственно в ведении областных органов находятся наи­более крупные государственные организации для обслуживания жилищно-коммунальных нужд муниципальных образований, пере­чень и предмет деятельности которых представлен в табл. .

С июня 2004 г. функционирует Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В структуру министерства входят пять управлений и четыре само­стоятельных отдела:

Управление по обеспечению деятельности министерства;

Управление координации и развития инженерной инфра­структуры;

Управление жилищного фонда и внешнего благоустройства;

Финансово-экономическое управление;

Управление перспективного технического развития;

Отдел оперативного контроля;

Отдел межбюджетных отношений и взаиморасчетов;

Отдел мобилизационной и кадровой работы;

Отдел бухгалтерского учета и отчетности.

Штатная численность министерства составляет около 100 человек.

Министерство разрабатывает основные направления техниче­ского развития ЖКХ и коммунальной энергетики, повышения ка­чества и надежности, предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, проводит государственную политику в сфере ЖКХ и ком­мунальной энергетики, содействует созданию условий, обеспечи­вающих эффективное функционирование предприятий ЖКХ, уча­ствует в финансировании и ценообразовании, разработке и реали­зации областных целевых программ развития жилищной сферы.

Министерство координирует деятельность органов власти и го­сударственных учреждений в жилищной сфере, осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с дру­гими органами государственной власти и местного самоуправления.

Федеральное управление ЖКК

В СССР большое значение придавалось централизованному управлению жилищно-коммунальной сферой, так как ЖКК финанси­ровалось преимущественно за счет бюджетных средств.

В течение 50 лет существовало министерство жилищного и коммунального хозяйства (под разными наименованиями). После ликвидации Минжилкомхоза РСФСР в 1990 г. образован Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству при Совете Министров РСФСР, а в 1991 г. - Госкомитет ЖКХ, преобразованный в 1992 г. в Комитет ЖКХ в структуре Минстроя РСФСР. В 1993 г. вновь образо­ван Комитет по коммунальному хозяйству Российской Федерации (Роскоммунхоз), а в 1994 г. на базе Росстроя и Роскоммунхоза - Ми­нистерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хо­зяйства.

Подразделение по управлению ЖКХ до недавнего времени вхо­дило в структуру Минпромэнерго России, а сейчас в качестве Фе­дерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) - в Министерство регионального разви­тия РФ.

Министерство регионального развития РФ не имеет полномо­чий непосредственной организации жилищно-коммунального хо­зяйства. Органом исполнительной власти, осуществляющим функ­ции управления государственным имуществом в сфере строительст­ва, градостроительства, промышленности стройматериалов и жи­лищно-коммунального хозяйства, является Росстрой. Бюджет Рос­строя на 2006 г. составляет 65 млрд руб., кроме того, агентство управляет кредитами ЕБРР и Всемирного банка на сумму 120-150 млн долл. в год. Деньги расходуются на строительство, жилищные сертификаты для военнослужащих и другие цели. В фи­нансовом управлении участвует также Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК). В бюджете АИЖК на 2006 г. предусмотрено 14 млрд руб. гарантий по кредитам и 3,7 млрд руб. на увеличение уставного капитала.

Функции контроля в жилищной сфере выполняют Главная государ­ственная жилищная инспекция России (ГЖИ) и ГЖИ субъектов РФ.

Общеизвестно, что не везде качество строительства жилья нахо­дится на должном уровне, отсутствует ответственность собственни­ков за содержание индивидуальных домов и общего имущества многоквартирных домов (свою квартиру содержат в чистоте и по­рядке, а в коридорах грязь, стены разрисованы, двери не закрыва­ются). Рублем не наказываются ни граждане, ни компании, ули­ченные в причиненном вреде, строительном браке.

ГЖИ призваны контролировать состояние жилищного фонда, благоустройства территории, инициировать принятие мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

В целом государственное управление ЖКК разобщено, административная вертикаль не работает. Местные органы претензии адресуют Центру, прежде всего по поводу урезания трансфертов, так как местные финансы во многом зависят от них. Политика Федеральной власти в отношении управления ЖКК противоречива. С одной стороны, на местное самоуправление возлагаются дополни -тельные обязательства, а с другой - его монополия на управление разрушается. Центральные органы не справляются в должной мере даже с обеспечением экономически обоснованными нормативами, например по предоставлению социального жилья, классификации жилищно-коммунальных услуг, их оплате и т.д. Вместе с тем ecли претензии и к муниципальным органам, особенно в отношении затрат на управление: даже создание службы заказчика чиновники склонны рассматривать как возможность получения дополнитель­ных ставок, а не как инструмент повышения эффективности ЖКХ.

Жилищное самоуправление

Жилищный кодекс РФ ввел принципиально иные формы управ­ления ЖКК, базирующиеся не только на децентрализации, но и на жилищном самоуправлении. Прежде жильцы платили небольшие деньги, а государственные и муниципальные организации обеспечи­вали весь комплекс услуг. Теперь большинство жильцов стали собственниками со всеми вытекающими последствиями, ответственность за состояние дома возлагается на них. Организованные собственники определяют, кому доверить управление своей недвижимостью и об­служивание квартир, за какую сумму или управлять самим.

Для домов частного жилого фонда предлагается выбор из трех вариантов:

Домовой комитет из состава жильцов на условиях прямой демократии (домком);

Профессиональная управляющая компания на условия найма (УК);

Товарищество собственников жилья на правах некоммерческой организации (ТСЖ).

Жилищное самоуправление несет выгоду государству и муници­палитетам в части:

Снижения бюджетной нагрузки;

Передачи части рисков негосударственному сектору;

Повышения эффективности контроля над затратами (кон­троль сверху заменяется контролем снизу потребителями, который по существу не требует затрат).

Однако предпринимателю безразлично, кто платит ему за услу­ги: государственная, муниципальная организация, управляющая компания или непосредственно жильцы.

Управляющая компания. Общее собрание жильцов для управле­ния домом может выбрать по конкурсу или пригласить специаль­ную компанию, способную решать все необходимые управленче­ские задачи, т.е. управляющую компанию.

К деятельности управляющей компании предъявляются сле­дующие основные требования:

Неделимость муниципального имущества;

Повышение качества услуг;

Недопущение роста тарифов;

Прозрачность процесса управления.

Компания обеспечивает управление, внедрение новых техноло­гий, снижение издержек. Контроль за тарифами оставляет за собой местное самоуправление. В контракте, заключенном между мест­ным самоуправлением и управляющей компанией, оговариваются


все условия передачи управления и формы контроля за исполнени­ем соглашения.

Управляющая компания может работать по двум вариантам:

Берет на себя управление и эксплуатацию домов;

Создает менеджерскую группу, которая только управляет, а
для эксплуатации домов привлекает другие подрядные организации

(аутсорсинг).

При первом варианте необходимы единовременные расходы на приобретение техники, наем значительного числа работников, что связано с риском. Вариант оправдает себя при обслуживании цело­го микрорайона. При втором варианте технические функции пере­даются на аутсорсинг, управляющая компания только организует работы и распределяет финансовые потоки. Недостатком данного варианта является зависимость от подрядчиков.

При разделении функций управления и исполнения услуг управляющая компания от имени жильцов заключает договоры с предприятиями на поставку коммунальных услуг и обслуживание жилья, собирает с жителей плату и расплачивается с поставщиками за предоставленные услуги, т.е. выполняет функции службы заказчи­ка, расчетно-кассового центра, социальной защиты населения, заказ­чика-застройщика, координирует работу жилищно-коммунальных предприятий. В качестве посредника между управляющей компани­ей и конкретным жилым домом может быть назначен управляющий домом (управдом). Ему выделяется определенная сумма на мате­риалы и оплату труда. С учетом потребности управдом набирает штат работников, обеспечивает текущее содержание и обслужива­ние дома и придомовой территории, поддерживает связи с жильца­ми по вопросам платежей и качества услуг.

Дня учреждения управляющей компании нужно иметь немалый пер­воначальный капитал, представление о размерах которого дает табл.

Годовые издержки вместе с другими расходами (стартовыми, непредвиденными и т.д.) составят 150-175 тыс. долл., а с учетом долгосрочных вложений - 220-230 тыс. долл.

Для получения гарантированного дохода надо брать на обслу­живание не менее 10 домов. При платежах в 24 тыс. долл. на один дом в год выручка составит 240 тыс. долл., срок окупаемости - 5 лет. При обслуживании новостроек затрат требуется меньше (деньги нужны на первый месяц работы, а потом для финансирова­ния используются платежи за ЖКУ).

Сравнение экономической и социальной эффективности управ­ляющей компании с ЖЭК или ДЕЗ можно провести по следующим показателям:

Количество поступавших от населения жалоб по поводу обслуживания;

Экономия (перерасход) средств;

Соотношение капитальных и текущих затрат;

Внедрение приборов учета и регулирования расхода энер­гии, воды и др.;

Уровень тарифов на обслуживание населения.

Кроме того, надо учесть риски, которые не все формы управле­ния несут в равной мере. Так, на рынке уже действуют крупные компании, обслуживающие элитные дома, дома бизнес-класса, при этом обслуживание, как правило, осуществляют «дочки» девелоперов. Элитные дома поделены между крупнейшими участниками рынка. Доступ новичкам практически закрыт. Для новых участни­ков рынка остаются дома эконом-класса, массовой застройки. До­ходность управления здесь низка. К тому же малой управляющей компании и весьма сложно обеспечить качественное обслуживание современных инженерных сетей и оборудования.

В обслуживании домов эконом-класса управляющие компании могли бы конкурировать с ЖЭКами и ДЕЗами. Но, с одной сторо­ны, такие недорогие подряды частным компаниям невыгодны (что­бы заработать, надо брать на обслуживание много домов), а с дру­гой - к малоизвестным управляющим компаниям существует на­стороженное отношение заказчиков (если бизнес, то неизбежен об­ман), а репутация зарабатывается долгое время.

Кроме того, управляющая компания несет риски, связанные с льготированием платежей населения за ЖКУ. Льготы должны быть компенсированы за счет бюджета, иначе льготники окажутся не­плательщиками. Вероятность, что частная управляющая компания получит компенсацию льгот, меньше 1 .

Поэтому исключение муниципальных структур из числа потенциальных управляющих компаний преждевременно. Муниципальные управляющие компании конкуренции в принципе не мешали. Не нужно однопорядковые формы противопоставлять. Муници­пальный ЖЭК выполняет функции не хуже частной управляющем компании. Управляющую компанию можно считать перспективной формой управления, существующей наряду с его другими формами.

Возможны большие сложности с регистрацией прав собст­венности на землю, передачей на баланс ТСЖ зданий и нежилых помещений, гарантированным законом бесплатным оформлением земельных участков, входящих в состав кондоминиумов;

Дом исключается из планов капитального и текущего ре­монтов;

Чтобы зарегистрировать ТСЖ в Москве, надо согласовать вопрос в 22 городских комитетах и ведомствах, заполнить около 150 форм и документов. Процедура растягивается на 7-9 месяцем вместо ме­сячного срока согласно Закону. Обязательным условием при этом является наличие поэтажного плана здания, составление которого стоит недешево. Органы санэпидемконтроля, пожарного надзора и другие инспекционные службы, как правило, оставаясь равнодушными к нарушениям в домах муниципального фонда, сразу же на­чинают проявлять принципиальность в отношении вновь создан­ных ТСЖ. Оснащение бывшего муниципального дома и соответст­вии с предъявляемыми требованиями обходится членам товари­ществ в значительную сумму.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) идеально подходит на роль организованного собственника жилья.

ТСЖ учреждается как некоммерческая организация. На общем собрании за это должно проголосовать более 50% жильцов. Член ТСЖ должен быть собственником помещения в многоквартирном доме независимо от места жительства. Членство, вступление, выход из товарищества могут быть только добровольными.

В ТСЖ может участвовать местное самоуправление как собст венник дома или отдельных квартир. Внося в уставный капитал свою часть жилого фонда, местное самоуправление оставляет за собой ответственность за оплату ЖКУ и содержание домов.

ТСЖ формирует имущество и может заниматься предпринима тельством.

При учреждении ТСЖ проводится инвентаризация жилищного фонда с целью определения домов, более 50% площади которых находится в собственности физических и юридических лиц, для создания на их базе товариществ собственников жилья.

ТСЖ интенсивнее создаются на базе новостроек с участием мест­ного самоуправления. Уже при покупке квартиры подписывается договор о вступлении в кондоминиум. Это обусловливается тем, что в новостройках жильцы сравнимы по доходам, и, кроме того, про­блемы с капитальным ремонтом отсрочены во времени.

ТСЖ снимают с местных органов власти большую долю ответ­ственности за состояние и перспективы развития ЖКХ, одновременно добиваясь снижения стоимости услуг, повышения требований к подрядчикам. Поэтому органы власти способствуют организации ТСЖ по линии упрощения регистрации, получения нрав на нежилые помещения, земельные участки под дома и придомовые территории, возмещения дотаций, льгот, субсидий.

ТСЖ получает дом в управление на основе решения органа местного самоуправления после окончания его строительства. Для обслуживания дома ТСЖ нанимает собственный штат работников или заключает договор с жилищно-эксплуатационной организацией. Во втором случае договор заключается с каждым собственником квар­тиры. В обоих случаях жильцы имеют дело с подрядчиками, т.е. исполнителями работ.

С правовой точки зрения никаких серьезных препятствий для развития ТСЖ нет. Федеральный закон «О товариществах собствен­ников жилья» от 15 июня 1996 г. гарантирует им право на бюджет­ные дотации, а малообеспеченным членам ТСЖ - еще и право на жи­лищные субсидии. Однако на практике возникают проблемы как до, так и после регистрации. Для жильцов они заключаются в том, что:

Возможны большие сложности с регистрацией прав собственности на землю, передачей на баланс ТСЖ зданий и нежилых помещений, гарантированным законом бесплатным оформлением земельных участков, входящих в состав кондоминиумов;

Дом исключается из планов капитального и текущего ремонтов;

Необходимо вести бухгалтерский баланс, платить налоги;

На ТСЖ удобно переложить управление ветхим жильем, т.е. осуществить своего рода жилищно-коммунальную приватизацию.

Чтобы зарегистрировать ТСЖ в Москве, надо согласовать вопрос в 22 городских комитетах и ведомствах, заполнить около 150 форм и документов. Процедура растягивается на 7-9 месяцем вместо ме­сячного срока согласно Закону. Обязательным условием при этом является наличие поэтажного плана здания, составление которою стоит недешево. Органы санэпидемконтроля, пожарного надзора и другие инспекционные службы, как правило, оставаясь равнодушными к нарушениям в домах муниципального фонд, сразу же на­чинают проявлять принципиальность в отношении вновь создан­ных ТСЖ. Оснащение бывшего муниципального дома и соответст­вии с предъявляемыми требованиями обходится членам товари­ществ в значительную сумму.

Простая замена субъекта управления ничего не изменит на рынке жилищно-коммунальных услуг, если не появятся новые уча­стники рынка. В противном случае муниципальную монополию заменит частная монополия, свободная от социальной ответствен­ности. Поэтому для развития конкуренции на рынке ЖКУ необходимо присутствие управляющих компаний разных форм собствен­ности.

В России годовой оборот денежных средств в сфере ЖКХ приближается к более чем 4 трлн рублей. При этом платежи населения составляют примерно половину – 2 трлн рублей. Другая половина формируется за счет предоставления коммунальных ресурсов хозяйствующими субъектами и бюджетными организациями. В докладе «Жилищно-коммунальный комплекс: между политикой и экономикой» эксперты ЦСР разбираются, как эффективно распределять эти средства и какие механизмы позволят изменить экономику этой сферы.
Учитывая, что сфера ЖКХ формирует около 3% ВВП страны, неудивительно, что государство старается уделять повышенное внимание этому сектору экономики. Так, для решения накопившихся проблем президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был одобрен запуск проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг».

Однако успешной реализации этих инициатив мешает ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки организовать эффективное и качественное снабжение населения и других потребителей коммунальными услугами. В первую очередь речь идет о критическом уровне физического и морального износа коммунальной инфраструктуры: нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. Причиной такого высокого уровня износа стало хроническое недофинансирование отрасли.

Помимо недостатка выделяемых бюджетных средств авторы доклада отмечают их неэффективное распределение. В развитых странах расходы на содержание жилой недвижимости равны расходам на коммунальные услуги. В России 20% уходит на недвижимость, а 80% – на коммунальные услуги. Еще одна проблема связана с государственным регулированием отрасли – излишняя централизация полномочий по принятию решений вместо формирования институтов и «правил игры» на рынке. Отсутствуют условия для формирования автономного, саморегулирующегося механизма жилищно-коммунальных услуг.

Эксперты ЦСР полагают, что для решения этих и других проблем необходимо в первую очередь сформировать стратегический план развития отрасли. Основная идея плана заключается в том, чтобы без существенного изменения объема финансирования совершить финансовый маневр, в результате которого расходы на недвижимость и коммунальные услуги выровняются до соотношения 50%/50%. Авторы доклада выделяют следующие направления работы для достижения такого результата: модернизация жилищного и коммунального сектора, поддержка инициативы частных собственников, помощь домохозяйствам с низкими доходами, изменение роли государственных финансовых институтов развития жилищно-коммунального комплекса.
Подробно ознакомиться с конкретными мерами, предложенными ЦСР для развития сферы ЖКХ, можно в докладе.

Жилищно-коммунальный комплекс.

Муниципальное управление жилищно-коммунальным комитетом.

Государственная политика реформирования ЖКХ.

Задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКХ.

Участие граждан в управлении жилищным фондом.

Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством.

Жилищно-коммунальный комплекс

Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который, в свою очередь, включает ряд под­отраслей и хозяйств (рис. 1):

Жилищное хозяйство, т. е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживаю­щих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций;

Инженерное обеспечение (ресурсообеспечение) города: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, элект­роснабжение;

Общегородское коммунальное хозяйство, объединяющее системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т. п.), а также банно-прачечное, гос­тиничное, ритуальное и другие хозяйства.

Рис. 1. Состав жилищно-коммунального комплекса города

Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство города включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жи­лищный фонд и нежилые здания.

В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд города представляет собой совокупность жилых помещений независимо от форм собственности: жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренно­го фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и т. п.), квартиры, служеб­ные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда города повышаются, соот­ветственно изменяется и структура жилищного фонда города.

Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением насы­щенным различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснаб­жение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллек­тивных антенн), вентиляционные системы и т. п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то для мест общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) не­обходимо специальное обслуживание. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.

Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия тор­говли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосред­ственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не долж­но создавать неудобства для жильцов.

Инженерное обеспечение поселений. Инженерное хозяйство - одна из самых слож­ных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации ин­женерного хозяйства, большого объема ремонтных, очистительных и профилакти­ческих работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования эффектив­ных аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.

Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к ка­честву воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если сис­тема водоснабжения в городе единая, вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих предприятиях действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не слива­ется в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления воды на че­ловека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

Водоснабжение города может осуществляться из открытых водоемов и из под­земных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водо­заборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

Не менее сложна система водоотведения города. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная, и горячая вода. Система водоотведения состоит из са­мотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений по сани­тарной очистке сточных вод и сбросу их в водоемы.



Теплоснабжение. Система теплоснабжения города решает две задачи: отопле­ние и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем по­требление горячей воды, поскольку в летний период помещения не отапливают­ся. Продолжительность отопительного сезона зависит от климатических условий.

Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые элект­ростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные со­оружения - химводоочистки.

Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Суще­ствуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной схеме го­рячая вода для отопления и для горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подо­грева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специаль­ных котлах - бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.

Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабже­ния. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо заво­зиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В час­тном секторе распространена баллонная система газоснабжения.

Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляет­ся от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Сис­тема электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пунк­ты и другие сооружения.

Общегородское коммунальное хозяйство включает в себя ряд подсистем.

Дорожное хозяйство. Улицы и дороги города также являются сложными ин­женерными сооружениями. На дорожной сети имеются мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки. В ряде городов имеются обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремон­тировать.

Санитарная очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилиза­цию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее реше­ние предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.

Ливневая канализация для сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система коллекторов, ливневых насосных станций и очистных сооруже­ний. Современные технические требования не позволяют смешивать ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая, так называемая об­щесплавная система канализации.

Инженерная защита территории необходима городам, расположенным на за­болоченных территориях или на территориях с высоким уровнем грунтовых вод, чтобы защитить подземные сооружения от разрушений. Другой вид инженерной защиты территории - ограждающие дамбы по берегам рек, необходимые в пери­оды паводков. Серьезную проблему в ряде городов представляет повышенный уровень сейсмичности.

Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонта­ны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектур­ный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдель­ных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

Зеленое хозяйство. Оно во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют боль­шое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, снижают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха лю­дей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия го­родского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны от­дыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных про­мышленных предприятий позволяет минимизировать вредное воздействие этих предприятий на жилые массивы города. Озеленение территории и поддер­жание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важ­но правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответ­ствующих условиям конкретного города.

Гостиничное хозяйство. Большинство гостиниц в российских городах частные. К за­дачам городской власти относится обеспечение достаточного количества гостиниц.

Банно-прачечное хозяйство. Потребность в его услугах снизилась. Услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гости­ницы, предприятия общественного питания и т. п.

Ритуальное хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функ­ционирование служб оказания ритуальных услуг. В большинстве городов ри­туальное хозяйство относится к частному сектору, хотя есть и муниципаль­ные предприятия.