Социально-экономические условия развития ямало-ненецкого автономного округа. История развития региона

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Законодательного Собрания

Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 2009 г. № 000

СТРАТЕГИЯ
социально-экономического
развития

Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года

ВВЕДЕНИЕ

Территория автономного округа занимает арктическую зону Западно-Сибирской равнины, а также восточные склоны гор Полярного и Приполярного Урала. Значительную часть территории автономного округа составляют полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский, разделенные Обской и Тазовской губами. В состав территории автономного округа также включена группа островов в Карском море (Белый, Шокальского, Вилькицкого, Неупокоева, Олений и др.). С севера на юг автономный округ протянулся на 1150 км, с запада на восток – на 1130 км.

Вся территория автономного округа относится к территории Крайнего Севера (более половины территории находится за Полярным кругом). Природно-климатические условия Крайнего Севера оказывают значительное влияние на жизнедеятельность людей, развитие всего комплекса производственной и социальной инфраструктуры .

Северная граница автономного округа (по Карскому морю и Обской губе) является государственной границей Российской Федерации. На северо-западе автономный округ граничит с Ненецким автономным округом Архангельской области , на западе – с Республикой Коми. На юге проходит граница с Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой, на востоке – с Красноярским краем и входящим в его состав Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом.

Климат автономного округа характеризуется суровой продолжительной зимой (в среднем 182 – 224 дня), частым прохождением волн холода, а также циклонами, сопровождающимися сильными бурями и метелями. Суровость климата объясняется положением автономного округа в высоких широтах и близостью Северного Ледовитого океана, что проявляется в неравномерном поступлении суммарной солнечной радиации в течение года, низких зимних температурах воздуха (средняя температура января от – 22°С до – 26°С, средняя температура июля +4°С – +14°С) и больших годовых амплитудах температур.

Территория автономного округа относится к зонам наибольшего (тундра и лесотундра) и повышенного (северная тайга) дискомфорта климата. Вся территория автономного округа входит в зону ультрафиолетового дефицита.

Автономный округ разделен на 58 муниципальных образований (имеющих собственный бюджет), которые включают 6 городских округов , 7 муниципальных районов , объединяющих 45 поселений (7 городских и 38 сельских) (рисунок 1.1).

Рисунок. 1.1. Административное деление автономного округа

1.2. Население

Численность населения автономного округа на 1 января 2008 года составила 542,8 тыс. человек. За последние 49 лет, прошедших после переписи населения 1959 года, население автономного округа выросло более чем в 8 раз (таблица 1.1).

По сравнению с результатами последней переписи населения 2002 года население автономного округа на начало 2008 года увеличилось на 36 тыс. человек, или на 7,1% (таблица 1.2).

В автономном округе достигнут высокий уровень урбанизации населения: так, на начало 2008 года доля городского населения в общей численности населения составила 85%. Современный уровень урбанизации был достигнут еще в конце 1980-х – начале 1990-х годов и на протяжении последних пятнадцати лет постепенно увеличивался (таблица 1.3). Города автономного округа сформировались в 70 – 80-е годы ХХ века в результате развития нефтяной и газовой промышленности и связанных с ними отраслей вблизи крупных базовых месторождений и развивались как центры производственной и социальной инфраструктуры добывающих предприятий. В дальнейшем они стали выполнять функции социального обслуживания прилегающих территорий.

Таблица 1.1

Численность населения автономного округа

по данным переписей населения, тыс. человек

1959 год

1970 год

1979 год

1989 год

2002 год

тыс. человек

Таблица 1.2

Численность населения автономного округа на начало года,

1990 – 2008 годы, тыс. человек

тыс. чел.

Таблица 1.3

Соотношение городского и сельского населения в автономном округе (1959 – 2007 годы), %

Сельское

Городское

Демографическая история автономного округа тесно связана с историей развития газовой и нефтяной промышленности в автономном округе (график 1.1).

За первые годы развития газовой промышленности (1970 – 1979 годы) численность населения автономного округа увеличилась в два раза и в 1979 году достигла 158 тыс. человек. В следующие десять лет численность населения росла еще большими темпами – она увеличилась более чем в три раза и в 1989 году достигла 486 тыс. человек. В 90-е годы прошлого века рост численности населения в автономном округе существенно замедлился: с 1989 по 2002 годы численность населения автономного округа возросла только на 2,5%.

График 1.1. Добыча газа, нефти и изменение численности населения в автономном округе в 1960 – 2007 годы

Рост численности населения автономного округа обусловлен как положительным естественным приростом населения, так и положительным сальдо миграции.

С 1991 по 2007 год баланс естественного движения населения автономного округа является положительным (график 1.2). Таким образом, характерная для Российской Федерации с 1992 года естественная убыль населения в автономном округе пока не регистрируется, что является большим демографическим преимуществом региона. Основными факторами формирования положительного баланса естественного движения населения являются более молодая возрастная структура населения (в 2007 году доля в составе населения лиц в возрасте 20 – 44 лет в автономном округе – 43%) и относительно высокий уровень среднедушевых доходов населения .

График 1.2. Баланс естественного движения населения автономного округа, тыс. человек

Уровень рождаемости в автономном округе по многолетним данным всегда превышал общероссийский уровень. В 2007 году показатель рождаемости по автономному округу составил 14,2%. В Российской Федерации в это же время уровень рождаемости был на 2,9 промилльных пункта ниже.

Коэффициент смертности в 2007 году в автономном округе составил 5,4 человек на 1000 человек населения. Уровень смертности населения автономного округа в связи с более молодой, чем в России, структурой населения ниже среднероссийского уровня в 2,7 раза. Однако в числе умерших в автономном округе преобладают лица в трудоспособном возрасте. Так, в 2007 году в автономном округе 65% умерших – лица в трудоспособном возрасте.

В структуре причин смертности первое место занимают болезни системы кровообращения (36,0%), второе – несчастные случаи , отравления и травмы (25,8%), третье – новообразования (15%).

За период с 1991 по 2007 год в автономном округе значительно снижена младенческая смертность. С 1991 по 2007 год число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми уменьшилось с 18,2% до 13,3%, или в 1,4 раза. Высокой продолжает оставаться смертность новорожденных у коренных малочисленных народов Севера. Младенческая смертность у ненцев и ханты, проживающих в автономном округе, в 2 – 3 раза выше, чем в среднем по автономному округу.

Природно-климатические и социально-экономические условия предопределяют менее комфортные условия жизни для жителей автономного округа, что отражается и на показателях здоровья населения автономного округа (таблица 1.4). Среди факторов, приводящих к снижению уровня здоровья населения автономного округа, следует выделить:

несбалансированное питание населения, особенно коренных малочисленных народов Севера;

широкое распространение метеопатических состояний, вызывающих функциональные и патологические расстройства в организме на фоне перепадов атмосферного давления, снижения или повышения температуры воздуха, геомагнитных возмущений;

невозможность полноценного отдыха, восстанавливающего силы и компенсирующего потери здоровья у значительной части населения.

Таблица 1.4

Показатели заболеваемости населения в Российской Федерации и автономном округе (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни на 1000 населения), 1991 – 2007 годы

ЯНАО

Миграция населения в автономном округе оказала значительное влияние на демографические процессы в автономном округе. Однако в последние годы миграционный прирост (убыль) населения в автономном округе незначителен (график 1.3).

График 1.3. Миграционный баланс населения в автономном округе, 1990 – 2007 годы, человек

С 2000 по 2007 год численность населения автономного округа формируется главным образом под воздействием естественного движения населения (график 1.4).

График 1.4. Динамика естественного и миграционного движения населения автономного округа, 1990 – 2007 годы, тыс. человек

Несмотря на значительные масштабы миграционного движения населения, накопленное сальдо миграции за период с 2000 по 2007 год по автономному округу составило 635 человек (таблица 1.5).

Таблица 1.5

Суммарный миграционный баланс населения автономного округа за период 2000 – 2007 годы, человек

Миграционная убыль

При этом накопленный миграционный оборот населения автономного округа составил за рассматриваемый период времени 245625 человек. Значение показателя в очередной раз демонстрирует масштаб миграции на территории автономного округа.

Наибольшей миграционной подвижностью отличается население в трудоспособном возрасте (с 16 лет до 59 лет – мужчины, с 16 лет до 54 лет – женщины). На конец 2007 года в числе прибывших в автономный округ доля лиц в трудоспособном возрасте составила 79,1%, в числе выбывших – 77,3% (таблица 1.6).

Таблица 1.6

Миграционная подвижность населения автономного округа в трудоспособном возрасте в 2000 – 2007 годы, в % от общего числа мигрантов

В трудоспособном прибыло

В трудоспособном выбыло

Несмотря на то, что автономный округ является зоной абсолютно и экстремально дискомфортной для проживания, в числе прибывших мигрантов все еще наблюдается высокая доля лиц старше трудоспособного возраста, что создает дополнительную нагрузку на бюджет автономного округа (таблица 1.7).

Таблица 1.7

Миграционная подвижность населения автономного округа в возрасте старше трудоспособного населения в 2000 – 2007 годы, в % от общего числа мигрантов

Старше трудоспособного прибыло

Старше трудоспособного выбыло

В автономном округе в миграционном приросте населения в трудоспособном возрасте с 2002 года начинают преобладать женщины. Наметившуюся тенденцию преобладания женщин трудоспособного возраста в миграционном притоке населения данной возрастной группы для автономного округа следует признать как неблагоприятную, так как в автономном округе на рынке труда преобладают рабочие места, предназначенные для мужчин (график 1.5).

График 1.5. Миграционный прирост, убыль (–) трудоспособного населения в автономном округе в разрезе мужчин и женщин, 2000 – 2007 годы, человек

Анализ географии миграционных потоков в автономном округе с 1990 по 2007 год показал, что наиболее значимое влияние на формирование миграционного движения населения автономного округа оказал миграционный обмен населения со странами СНГ и Балтии (график 1.6).

График 1.6. Динамика миграционных потоков за 1990 – 2007 годы в автономном округе, человек

В структуре межрегиональной миграции в автономном округе среди прибывших и выбывших лидируют жители Тюменской области. В миграционном обмене автономного округа со странами СНГ и Балтии за период 2003 – 2007 годов наибольшую долю среди выбывших занимают украинцы (40%), значительна доля русских (29%) и белорусов (8%), в общей массе прибывших абсолютное большинство мигрантов также русской национальности – 34%, доля украинцев – 30%, азербайджанцев – 7%.

Активные миграционные процессы способствовали формированию разнообразного национального состава населения автономного округа. На территории автономного округа проживают представители более 120 национальностей. Однако более 80% населения формируется из представителей четырех народов: русских, украинцев, татар и ненцев.

За период 1959 – 2002 годов в структуре национального состава населения Ямала произошли существенные изменения (график 1.7). Доля русского населения с годами увеличилась: за период 1959 – 2002 годов она увеличилась на 14,3 пунктов и составила в 2002 году 58,8%.

По результатам переписи 2002 года второе место в структуре национального состава автономного округа занимают украинцы. Однако за 1989 – 2002 годы в результате миграционного оттока численность украинцев снизилась на 22,3%, составив в 2002 году в численности населения автономного округа долю в 13%.

График 1.7. Изменение структуры национального состава населения автономного округа, 1959 – 2002 годы, %

Удельный вес татарского населения на протяжении 1959 – 2002 годов оставался на одном уровне (5% – 6%) и в 2002 году составил 5,5%, при этом абсолютная численность татар в автономном округе постоянно увеличивалась.

В 2002 году численность коренных малочисленных народов Севера на Ямале составила 37,1 тыс. человек, увеличившись с 1959 года на 78,4%. Однако их доля в общей численности населения снижалась: 1959 год – 33,6%, 2002 год – 7,3%.

На начало 2008 года в автономном округе численность сельского населения коренных малочисленных народов Севера составила 34,8 тыс. человек, более 40% (14,4 тыс. человек) из которых ведут традиционный кочевой образ жизни.

В целом демографическая ситуация в автономном округе складывается благоприятно и для всего населения, и особенно для коренных малочисленных народов Севера. Численность коренных малочисленных народов Севера в автономном округе в последние годы увеличивается и в абсолютном, и в относительном выражении, что является важнейшим объективным критерием положительных сдвигов в социально-экономическом положении коренного населения. Последнее особенно заметно на фоне российской статистики коренных малочисленных народов Севера: численность коренных малочисленных народов Севера в России в последние годы не демонстрирует положительной динамики.

2. Основные показатели социально-экономического
развития автономного округа: валовой региональный
продукт, инвестиции, среднедушевые доходы, занятость, добыча нефти, газа и газового конденсата

Валовой региональный продукт автономного округа с 2000 по 2007 год в основных ценах увеличился с 117,1 до 647,3 млрд рублей, или на 452,8%. За этот период времени рост валового регионального продукта автономного округа в сопоставимой оценке составил 47,4%. Среднегодовой темп прироста валового регионального продукта автономного округа в сопоставимых ценах за данный период составил 5,9% при 7,0% прироста валового внутреннего продукта в Российской Федерации. Темпы роста валового регионального продукта автономного округа в 2000 – 2004 годы превышали среднероссийские, однако, за счет стагнации производства в добывающих отраслях в 2004 – 2006 годы и снижения производства конечной продукции в строительстве прирост валового регионального продукта в целом за период в автономном округе оказался ниже среднего по стране, что привело к небольшому снижению доли автономного округа в валовом внутреннем продукте Российской Федерации (с 2,7% в 2002 году до 2,3% в 2007 году).

Автономный округ входит в пятерку регионов – лидеров по производству валового регионального продукта. Особенности структуры окружной экономики (доминирование нефтегазового комплекса) определяют значительное превышение валового регионального продукта на душу населения в автономном округе по сравнению с валовым внутренним продуктом на душу населения в Российской Федерации (таблица 1.8).

Таблица 1.8

Динамика валового регионального продукта автономного округа и валовый внутренний продукт Российской Федерации, 2000 – 2007 годы

Валовой региональный продукт, млрд рублей

Динамика валового регионального продукта (в сопостави-мой оценке в % к предыдущему году)

Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. рублей

Динамика валового регионального продукта России (в сопоставимой оценке в % к предыдущему году)

Валовой внутренний продукт России на душу населения, тыс. рублей

Отношение валового регионального продукта автономного округа на душу населения к валовому внутреннему продукту России на душу населения, раз

По сравнению с другими субъектами Российской Федерации в 2007 году автономный округ по уровню валового регионального продукта на душу населения занимал третье место, уступая по этому показателю только Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам.

После значительного роста доли услуг в структуре валового регионального продукта автономного округа, имевшего место в начале 2000-х годов, в последние годы показатель доли услуг в валовом региональном продукте региона существенно не меняется и находится на уровне 27 – 28% (таблица 1.9).

Таблица 1.9

Структура валового регионального продукта автономного округа,

в % к общему объему валового регионального продукта

в основных ценах

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Валовой региональный продукт

в том числе:

производство товаров

производство услуг

Заметим, что в структуре валового внутреннего продукта Российской Федерации доля сектора услуг в 2007 году занимала более 59%. Для моносырьевого региона, каким является автономный округ, достигнутый вес производства услуг в составе валового регионального продукта является достаточно оптимальным. Существенное увеличение доли услуг в структуре валового регионального продукта автономного округа возможно только на основе углубления диверсификации региональной экономики, которая сдерживается низкой конкурентоспособностью несырьевых отраслей.

Основу экономики автономного округа составляет промышленность, которая в период с 2000 по 2006 год обеспечила формирование основной доли валового регионального продукта автономного округа. Так, в 2006 году в промышленности автономного округа создано 62,1% валовой добавленной стоимости (таблица 1.10).

Таблица 1.10

Отраслевая структура валового регионального продукта автономного округа, 2000 – 2006 годы, %

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Валовой региональный продукт

Промышленность

Строительство

Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом

Торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг

Сельское хозяйство

Важнейшим показателем эффективности производства валового регионального продукта является энергоемкость валового регионального продукта. Энергоемкость валового регионального продукта автономного округа, рассчитанная в текущих ценах, в последние годы снижается (таблица 1.11).

Таблица 1.11

Энергоемкость производства валового регионального продукта регионов Тюменской области, тонн условного топлива/тыс. рублей

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Энергоемкость валового регионального продукта автономного округа

Энергоемкость валового регионального продукта Ханты-Мансийского автономного округа

Энергоемкость валового регионального продукта Тюменской области (юг)

Использование валового регионального продукта в автономном округе имеет существенные особенности. Так, на валовое накопление основного капитала расходуется больше половины валового регионального продукта автономного округа. Сопоставление структуры использования валового регионального продукта автономного округа и валового внутреннего продукта Российской Федерации позволяет сделать однозначный вывод о высоком инвестиционном потенциале организаций автономного округа, который закладывает прочную основу дальнейшего развития экономики автономного округа (таблица 1.12).

Таблица 1.12

Структура использования валового регионального продукта автономного округа и валового внутреннего продукта Российской Федерации в текущих ценах, в % к итогу

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

ЯНАО

ЯНАО

ЯНАО

ЯНАО

ЯНАО

ЯНАО

Валовой регио-

нальный продукт

Валовое накоп-ление основ-ного капитала

Расходы на конеч-ное потреб-ление

Прочие расходы

2.1. Инвестиции

Перспективы экономического развития автономного округа во многом определяются характером инвестиционного процесса. Автономный округ располагает высокими инвестиционными возможностями: на его долю в течение 2000 – 2007 годов приходилось 5,1% инвестиций, освоенных в Российской Федерации.

Инвестиционная привлекательность автономного округа обеспечена стабильностью положительной динамики производства валового регионального продукта (в расчете на душу населения), заметно превышающего среднероссийский уровень; высоким (по сравнению с другими регионами России) уровнем среднедушевых денежных доходов населения (таблица 1.13). По объему инвестиций в основной капитал на душу населения автономный округ уверенно лидирует среди регионов России.

Таблица 1.13

Динамика основных показателей инвестиционной привлекательности автономного округа, 2000 – 2007 годы

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Валовой региональный продукт на душу населения,

тыс. рублей

Изменение производства валового регионального продукта, в % к предыду-щему году (в сопоставимых ценах)

Среднедушевые доходы населения (в месяц), рублей

Сальдированный финансовый результат в экономике на душу населения, тыс. рублей

Удельный

вес прибыльных организаций,

в % от общего числа организаций

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), %

Инвестиции в основной капитал на душу населения, рублей

С 2000 по 2007 год в автономном округе наблюдался рост инвестиций в основной капитал с 82,5 до 269,5 млрд рублей (таблица 1.14). Однако, несмотря на негативную ситуацию в инвестиционном процессе в 2004 – 2005 годы, суммарный объем инвестиций в основной капитал за период 2000 – 2007 годов составил значительную величину – 1 225,4 млрд рублей.

Анализ структуры инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в автономном округе показывает, что инвестиционный процесс в автономном округе способствует закреплению моноотраслевого характера экономики: в 2007 году 65,7% инвестиций в основной капитал округа были осуществлены по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых » (таблица 1.15). На втором месте по объему инвестиций в основной капитал находится вид деятельности «транспорт и связь», в 2007 году его доля составила 17,8%. Важно отметить, что большая часть инвестиций в автономном округе по этому виду деятельности осуществляется в транспортную инфраструктуру нефтегазодобычи.

Таблица 1.14

Инвестиции в основной капитал в автономном округе,

2000 – 2007 годы

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Инвестиции в основной капитал ЯНАО, млрд рублей

Инвестиции в основной капитал в РФ, млрд рублей

Доля инвести - ций в основной капитал ЯНАО в инвестициях в основной капитал в РФ, %

Таблица 1.15

Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в автономном округе, 2005 – 2007 годы, в % к итогу

2005 год

2006 год

2007 год

Инвестиции в основной капитал – всего

в том числе по видам экономической деятельности:

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

финансовая деятельность

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Уральский Государственный Экономический Университет

Кафедра Государственных и муниципальных финансов

Новикова Наталья Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Региональной и муниципальной экономики, УрГЭУ.

Аннотация:

В данной статье рассматривается проблема социально – экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. Традиционно представлены основные виды экономической деятельности, исследовано экономическое развитие автономного округа. В статье обозначается из чего необходимо исходить для оценки перспектив развития округа.

This article deals with the problem of socio – economic development of Yamalo-Nenets Autonomous district. Traditionally, the main types of economic activity, investigated the economic development of the Autonomous region. The paper defines what it is necessary to proceed to an estimation of prospects of development of the district.

Ключевые слова:

показатели ВРП; прирост инвестиций; уровень заработной платы; величина прожиточного минимума; виды экономической деятельности; развитие округа.

indicators of GRP; investment growth; wage level; the subsistence level; the economic activities; the development of the district.

УДК 2964

Введение

Ямало-Ненецкий автономный округ, занимая 769,3 тыс. кв. км территории государства, относится к числу крупнейших субъектов Российской Федерации.

Территория округа расположена в экстремальном природном климате Крайнего Севера и Полярного круга, что значительно усложняет жизнедеятельность людей, оказывает непосредственное влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Актуальность

Актуальность темы исследования состоит в том, что Ямало-Ненецкий автономный округ имеет немалый вес в экономическом, технико-технологическом и социально-культурном развитии страны и обеспечивает ее энергетическую безопасность. Значимость сосредоточенных в регионе природных, и, в особенности, нефтегазовых ресурсов для экономики государства, обеспечения ее геополитических и коммерческих интересов очень велика.

Цель исследования

Комплексное изучение социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа.

Задачи исследования

Изучение уровня экономического развития округа, исследование всех экономических показателей по основным видам экономической деятельности ЯНАО, обозначение перспектив развития округа.

По данным Территориального органа государственной статистики Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году прирост объемов ВРП в сопоставимых ценах по отношению к 2015 году составил 0,3%. Столь незначительный прирост ВРП автономного округа связан с увеличением геополитической напряженности в 2015 году, снижением цен на нефть, пролонгацией действия экономических санкций в отношении России, ослаблением рубля и инфляцией. Данное положение привело к общему замедлению темпов роста российской экономики, что в свою очередь повлияло на темпы экономического развития автономного округа.

По показателю ВРП на душу населения (2 540,5 тыс. руб.) автономный округ занимает второе место в России после Ненецкого автономного округа и первое место в Уральском федеральном округе.

В 2016 году организациями и предприятиями инвестировано в этот сектор экономики автономного округа 715,9 млрд.руб., что в сопоставимых ценах выше уровня 2015 года на 12,5% (за 2014 год объем инвестиций составил 603,2 млрд. руб.). Основной вклад в прирост обеспечивается инвестициями топливно-энергетического комплекса, в первую очередь, за счет реализации крупнейших инвестиционных проектов, которые объединены в программу совместного освоения месторождений автономного округа и севера Красноярского края.

На современном этапе в автономном округе ведется активное жилищное строительство. Так, в 2016 году было введено в эксплуатацию 294 тыс. кв. м жилья, что на 10,2% выше уровня 2015 года.

В 2016 году отмечается стабильная ситуация на рынке труда. Начиная с 2010года в автономном округе отмечается постоянный рост занятых в экономике. В 2016году численность занятых в экономике, по предварительным данным, увеличилась к уровню 2015года на 0,8% и составила 380,7 тыс.человек, или более 80,0% трудовых ресурсов округа.

На начало 2016 года численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 2,4 тыс. человек, при этом количество вакансий превышает это значение более чем в 5 раз. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,73% (2014 год - 0,68%). Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) имеет положительную динамику (2014 год - 3,2%, 2015 год - 3,1%).

В АО отмечается достаточно высокий, по сравнению с другими регионами, средний уровень заработной платы. Заработная плата в автономном округе является основным источником денежных доходов населения, доля ее в доходах населения составляет более 70,0%. Так, по итогам 2016 года среднемесячная заработная плата в автономном округе на одного работника составила 74,4 тыс. руб., или 107,5% к уровню 2015 года (в 2015 году - 69,2 тыс. руб.).

Периодически проводимая индексация окладов работников бюджетной сферы, реализация Указа Президента России от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ № 597) улучшила ситуацию с уровнем оплаты труда в социальной сфере. В результате среднемесячная заработная плата работников здравоохранения достигла 63165,8 руб. (прирост по сравнению с 2015 годом на 9,7%), образования - 54371,9 руб. (прирост - 2,3%), культуры и спорта - 57886,5 руб. (прирост - 8,4%).

В 2016 году замечается более высокий рост потребительских цен (107,1%) по сравнению с ростом располагаемых денежных доходов населения (денежных доходов за вычетом обязательных платежей) (103,8%). Это обусловило снижение реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,1% к уровню 2015 года (96,9%).

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2016 году к уровню 2011 года составил 110,7%. Ожидается, что в 2017 году темпы инфляции замедлятся по сравнению с 2014 - 2016 годами, что позволит обеспечить в 2017 году прирост реальных денежных доходов населения к 2011 году в рамках целевого показателя, определенного Указом № 597 (увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза).

В 2016 году часть населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, составила 7,0%, что выше уровня 2015 года - 6,6%. Такой факт обусловлен ростом величины прожиточного минимума населения как следствие высокого роста потребительских цен в 2015 году.

Объем прожиточного минимума в январе - декабре 2016 года по автономному округу в среднем составил 13 617 руб. (112,6% к январю - декабрю 2015 года). В 2016 году среднегодовая численность населения - 539,8 тыс. человек, что ниже уровня 2015 года на 0,2%, снижение численности населения произошло за счет миграционного оттока (6068 человек).

В экономике автономного округа традиционно представлены основные виды экономической деятельности:

  • строительство;
  • промышленное производство;
  • торговля;
  • сельское и лесное хозяйство;
  • транспорт и связь.

Анализ показывает, что оборот организаций округа в 2016 году составил 2 558,1 млрд. руб., что на 18,7% выше показателя 2015 года.

Автономный округ,по объему промышленного производства на душу населения, занимает уверенное первое место среди регионов Уральского федерального округа и второе место после Ненецкого автономного округа среди субъектов РФ.

Индекс физического объема промышленного производства к 2015 году составил 104,1%. Индекс цен производителей промышленной продукции в отчетном периоде сложился на уровне 115,8% к 2015 году и на уровне 106,3% к декабрю 2015 года.

Ямало-Ненецкий автономный округ имеет существенный вес в экономическом, социально-культурном и технико-технологическом развитии страны и обеспечивает ее энергетическую безопасность. Значимость сосредоточенных в регионе природных, и, в особенности, нефтегазовых ресурсов для экономики России, обеспечения ее геополитических и коммерческих интересов так велика, что при оценке перспектив развития округа необходимо исходить как из долгосрочных интересов государства, так и регионального сообщества.

Заключение

По данным Территориального органа государственной статистики ЯНАО в 2016 году прирост объемов ВРП в сопоставимых ценах по отношению к 2015 году составил 0,3%.

В 2016 году предприятиями и организациями всех форм собственности инвестировано в реальный сектор экономики автономного округа 715,9 млрд руб., что в сопоставимых ценах выше уровня 2015 года на 12,5% (за 2014 год объем инвестиций составил 603,2 млрд. руб.).

Достигнутый в 2016 году темп прироста инвестиций (12,5%) позволяет ожидать, что в среднем за период 2015 - 2017 годов темп прироста инвестиций сложится не ниже целевого значения (12,0%).

В 2016 году отмечается стабильная ситуация на рынке труда.

В экономике АО традиционно представлены основные виды экономической деятельности:

строительство, промышленное производство;торговля, сельское и лесное хозяйство,транспорт и связь.

По объему промышленного производства на душу населения автономный округ занимает уверенное первое место среди регионов Уральского федерального округа и второе место после Ненецкого автономного округа среди субъектовРФ.

Значимость сосредоточенных в регионе природных, и, в особенности, нефтегазовых ресурсов для экономики России, обеспечения ее геополитических и коммерческих интересов так велика, что при оценке перспектив развития округа необходимо исходить как из долгосрочных интересов государства, так и регионального сообщества.

Библиографический список:


1. Бабич Т. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учебное пособие. -М.: Инфра-М., 2013. -516 с.
2. Вялков А.И. Основы региональной политики в здравоохранении [Текст]: учебное пособие. - М.: Издательский дом ГЕОТАР-МЕД, 2011. - 334 с.
3. Глембоцкая Г.Т. Теория и практика фармацевтического менеджмента. Цикл лекций. [Текст] - М.: ММА, 2013. - 118 с.
4. Дремова Н.Б. Маркетинговое планирование в фармации (практическое руководство по разработке плана маркетинга для фармацевтической организации).[Текст] - М.: Профессионал центр 2012. - 48 с.
5. Иневатова О.А., Прокофьева Е.П. Механизм управления развитием потребительского рынка региона в современных условиях [Текст] // Вестник ОГУ №13, 2012 - С. 210
6. Кетлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. [Текст] – М.: Вильямс, 2013.-316 с.
7. Кузнецова Л.В. Методика структурно-динамического моделирования емкости рынка и продуктов питания [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – №6. – С. 45-52
8. Косова И. В. Организация и экономика фармации. [Текст] - М.: Академия, 2012. -400 с.
9. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление [Текст] / Е.Г. Коваленко. СПб.: Питер, 2012. –288 с.
10. Кистанов В.В. Экономическая география России и стран ближнего зарубежья [Текст] / под ред. В.В.Кистанова, Н.В.Копылова. – М.: Высшая школа, 2011. – 551 с.

Рецензии:

24.01.2018, 12:45 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия : В статье Новиковой Н.В. и Шкарупило В.А сделана попытка комплексного изучения социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. Авторы использовали для этого некоторые статистические данные. Вместе с тем в статье не выявлены особенности именно социально-экономического развития ЯНАО. Малочисленные народы Севера даже не упоминаются. Нет характеристики социального капитала АО. Поэтому данная статья не рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.

ВВЕДЕНИЕ

Основное направление деятельности Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа - это обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения. Решение этой стратегически важной задачи сопряжено со структурной перестройкой экономики Ямало-Ненецкого автономного округа и требует мобилизации значительных инвестиционных ресурсов в условиях благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционная активность определяет систему стратегических целей и задач органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности, что необходимо для создания условий по привлечению инвестиций, в первую очередь, в приоритетные направления и отрасли производства и проекты жизнеобеспечения Ямало-Ненецкого автономного округа. Инвестиционная стратегия раскрывает совокупность правовых актов, правил, целей, задач, определяющих процесс привлечения и механизмы реализации инвестиционных ресурсов, направленных на активизацию инвестиционных процессов для решения задач, существенно улучшающих инвестиционный климат на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию инвестиционной деятельности автономного округа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы инвестиционной деятельности.

2. Провести анализ инвестиционной активности ЯНАО.

3. Предложить мероприятия по совершенствованию инвестиционной деятельности ЯНАО. Объект исследования - инвестиционная активность Ямало-Ненецкого Автономного Округа.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Социально-экономическое положения ЯНАО

Ямало-Ненецкий автономный округ занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится к числу крупнейших субъектов России.

Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал стремительному росту населения округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические температуры Крайнего Севера, ни слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет численность населения в регионе выросла в 8 с лишним раз, достигнув к 01 июля 2011 года 530,2 тыс. человек (0,38% населения России).

Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей более молодой возрастной структуры. Средний возраст жителей 33 года в последние годы ослабляет тенденцию к "старению" населения. Несмотря на то, что суровые условия Севера малопригодны для жизни пенсионеров, доля людей старше трудоспособного возраста увеличилась с 4,4% в 2000 году до 7,9% в 2009 году. В то же время доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 26% в 2000 году до 20,9% в 2009 году.

В национальном составе населения преобладают русские (59,0%). Украинцы составляют 13,1%, татары - 5,5%. Доля ненцев в национальной структуре постоянного населения составляет 5,2%, ханты - 1,6%, селькупов - 0,3%.

В регионе зарегистрировано более 360 общественных объединений. Более половины из них - профсоюзы и спортивные организации, остальные - ветеранские, национальные и молодежные организации. Кроме того, действует 70 религиозных объединений, представляющих православие, ислам, протестантизм и другие вероисповедания.

Из 36 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни.

Расселение населения в округе характеризуется высокой урбанизацией. Спрос и предложение рынка труда в городской и сельской местности имеют структурный дисбаланс. В городах много рабочих мест - мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 15% занятых в экономике округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. В среднем по округу потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных граждан более чем в два раза.

Уникальные месторождения углеводородов исторически закрепили за Ямалом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского газа, или пятая часть его мирового производства. Ямальская доля извлечения нефти и газового конденсата составляет около 8,0% общероссийской.

По объему промышленного производства на душу населения автономный округ занимает второе место в Уральском федеральном округе и третье место в России. Основу промышленного производства составляет добыча углеводородного сырья - газа, нефти и газового конденсата. На добычу полезных ископаемых приходится более 88% промышленного производства региона.

В целом значительная часть ресурсов, колоссальными запасами которых располагает территория автономного округа, не используется (или используется в недостаточной степени) в экономике региона.

Так, недра Полярного Урала, занимающего западную часть автономного округа, являются явным ресурсом, который позволит нарастить минерально-сырьевой потенциал региона и в перспективе радикально улучшит сырьевую базу промышленности Урала и всей страны, но для их промышленного освоения необходима дополнительная доразведка.

Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире - на 01 января 2011 года его поголовье достигло 660 тысяч голов. При этом оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Аналогичное значение имеет в округе и рыбодобыча. Фактически на Ямале добывается половина российского улова сиговых пород.

Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом. Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с увеличением объемов вылова и переработки, для чего потребуется решить проблему сохранения водных биоресурсов, наладить воспроизводство сиговых пород, ликвидировать браконьерство, достигшее промышленных масштабов.

Еще одним резервным биологическим ресурсом являются дикоросы. Перспективность создания производства на основе дикорастущих лечебных трав и ягод, обильно произрастающих вблизи многих населенных пунктов, требует организации соответствующей инфраструктуры (сбора, хранения, сбыта) и применения высоких технологий.

Территория автономного округа обладает значительными ресурсами деловой древесины, но становление деревообрабатывающей отрасли сопряжено с высокими расходами уже на стадии заготовки древесины. Вовлечение этого ресурса в хозяйственный оборот требует разработки комплексного проекта, учитывающего выбор оптимальных технологий заготовки и переработки, а также логистику и сбыт готовой продукции.

Таким образом, экономический потенциал развития территории автономного округа значителен, но его вовлечение в экономику региона сдерживается отсутствием единой транспортной системы и современных технологий. При этом в первую очередь востребовано именно развитие транспортной инфраструктуры, поскольку требует значительных ресурсных и временных затрат.

Для транспортировки основной продукции нефтегазового комплекса нефти, газа и газового конденсата принципиальное значение имеет трубопроводный транспорт. В округе действует одна из крупнейших в мире трубопроводных систем по транспортировке газа, но ее изношенность отрицательно сказывается на обеспечении безопасности производственных процессов, а также экологии. Высокая степень износа нефтепроводов, вкупе с их неразвитостью, равно как отсутствие единой системы транспорта газового конденсата, усугубляют системные проблемы отрасли.

Воздушный транспорт составляет основу межмуниципального и межпоселкового транспортного сообщения в округе, а в период распутицы является единственным способом доставки людей и грузов в большинство отдаленных и труднодоступных населенных пунктов. Наземная инфраструктура воздушного транспорта для обеспечения должного уровня безопасности и комфортности предоставляемых услуг также нуждается в обновлении и модернизации.

Существующее социально-экономическое положение автономного округа достаточно стабильно. Внушительный ресурсный и людской потенциал сохранят устойчивость региона даже при инерционном сценарии управления. Тем не менее темпы социально-экономического развития способны вырасти, если стимулировать эффективное использование региональных преимуществ и планомерно заниматься решением проблем, снижающих качество жизни населения в условиях Крайнего Севера.

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года принята в декабре 2011 года. Она представляет собой сбалансированный сценарий развития региона, направленный на улучшение качества жизни населения и повышение устойчивости экономики ЯНАО.

Главные ориентиры социально-экономического развития Ямала в целом совпадают с планами по развитию Арктической зоны России. Это - инновационная модернизация экономики и устойчивый экономический рост, обеспечение национальной безопасности и личной защищённости местного населения, укрепление роли и места Арктики в экономике РФ.

Существующее социально-экономическое положение автономного округа достаточно стабильно. Внушительный ресурсный и человеческий потенциал сохранят устойчивость региона даже при инерционном сценарии управления. Тем не менее, темпы социально-экономического развития способны вырасти, если стимулировать эффективное использование региональных преимуществ и планомерно заниматься решением проблем, снижающих качество жизни населения в условиях Крайнего Севера. Выбор активного (инновационного) сценария развития региона отвечает прогрессивным планам государства, согласуется с ожиданиями населения и целями делового сообщества. Поэтому за основу стратегического планирования принят активный сценарий развития.

Целью Стратегии является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.

Чтобы достичь этого, необходимо сосредоточиться на приоритетных направлениях социально-экономического развития ЯНАО:

  • 1. модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы;
  • 2. развитие экономического потенциала;
  • 3. сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций;
  • 4. охрана окружающей среды и оздоровление экологии;
  • 5. становление автономного округа международным форпостом развития Арктики.

Для решения каждой из намеченных задач в Стратегии предусмотрен комплекс мер, реализация которых станет основой для разработки региональных целевых программ и планов.

Развитие инфраструктуры и отраслей социальной сферы.

Социальная сфера подвергнется обширной модернизации с акцентом на возрождение сельских территорий, повышение устойчивости развития коренных малочисленных народов Севера и смягчение экологических проблем.

В целях повышения качества жизни граждан, развития экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления продолжится развитие информационно-коммуникационных технологий, в рамках которого предполагается:

подключение к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций посредством создания региональных сетей передачи данных;

предоставление гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

внедрение дистанционного образования, дистанционного консультирования и обслуживания пациентов;

внедрение универсальных электронных карт с целью предоставления и учёта мер социальной поддержки и других информационных сервисов и услуг.

Кроме того, к 2020 году в автономном округе будет создана сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Поддержка гармоничного развития топливно-энергетического комплекса.

Базовым сектором экономики региона на средне - и долгосрочный период останутся нефте- и газодобыча. В рамках сырьевой модели экономики это открывает новые возможности для социально-экономического роста округа, прежде всего, на основе диверсификации нефтегазодобычи и транспортировки углеводородов. Устойчивые темпы развития региональной экономики будут обеспечены за счёт реализации крупнейших инвестиционных проектов, объединённых в Программу комплексного освоения месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края. Согласно этой программе, освоение месторождений полуострова Ямал будет проходить путём создания трёх промышленных зон: Бованенковской, Тамбейской и Южной.

В настоящее время в экономике автономного округа преобладает добыча углеводородов. Так в 2011 г. Ямало-Ненецкому автономному округу было зарегистрировано 227 лицензий на право пользования недрами для геологического изучения и добычи углеводородного сырья, 187 - с правом пользования недрами для добычи углеводородов и геологического изучения или разведки и 40 - с правом геологического изучения недр. Лицензии выданы 60 предприятиям пользователям недр. В 2011 г. добыча углеводородного сырья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа производилась 32 предприятиями на 86 месторождениях и составила: по газу - 409 233,600 млн. куб. м, по нефти - 17 233,262 тыс. т, по конденсату - 8 461,929 тыс. т. К уровню добычи периода 2010 года добыча углеводородов в процентном соотношении по газу составила - 105%, по нефти - 94% и по конденсату - 110%.

Добыча нефти производилась 15 предприятиями на 54 месторождениях. Предприятиями "Газпром нефти" добыто более 10 704,340 тыс. т нефти, что составляет 62% от добытой нефти в целом по округу. Компанией "Роснефть" добыто - 5 050,147 тыс. т нефти - 29% добычи нефти по округу в целом. Доля остальных нефтедобывающих предприятий - 9% (1 478,775 тыс. т). Добыча газа производилась 32 предприятиями на 86 ямальских месторождениях. Суммарная добыча дочерних предприятий "Газпром" на 1.10.2011 г. составила 346 888,361 млн. куб. м газа, что составляет 85% всей добычи в округе. Доля остальных предприятий в общей добыче газа по округу - 15%, т.е., 62 345,239 млн. куб. м. Добычу газового конденсата осуществляют 17 предприятий на 23 месторождениях. Лидирующие позиции занимают предприятия ОАО "Газпром", на которые по состоянию на 01.10.2011 года приходится добыча 5507,256 тыс. т конденсата, что составляет 65,1% добычи по округу. Доля добытого конденсата предприятиями ОАО "НОВАТЭК" составила 24,6% (2082,915 тыс. т) добычи по округу, ЗАО "Роспан Интернешнл" - 5,9% (495,587 тыс. т), ОАО "НК "Роснефть" - 2,2% (182,470 тыс. т). Доля остальных предприятий в добыче конденсата по округу составила 2,3% или 193,701 тыс. т.

Что касается производства сжиженного природного газа (СПГ), как перспективного направления ямальского ТЭКа, то в 2010 году "НОВАТЭК" приступил к реализации проекта по созданию на полуострове Ямал нового российского центра по производству СПГ на базе Южно-Тамбейского месторождения, с последующим подключением к проекту месторождений Тамбейской группы. Это месторождение является крупнейшим на севере полуострова Ямал с запасами газа 1,3 трлн. куб. м. На сегодняшний день уже пробурено 55 поисковых и разведочных скважин, выполнено 1160 кв.км сейсморазведочных работ. Определены возможные мощности по производству СПГ с учетом ввода в разработку Южно-Тамбейского месторождения и очередность ввода их в эксплуатацию. Планируемый срок ввода в эксплуатацию первой очереди завода СПГ - 2016 год, второй - 2018 год. К этому моменту должно быть завершено обустройство и необходимый объем бурения для ввода месторождения в эксплуатацию. Кроме этого, потребуется создание танкерного флота ледокольного класса - до 20 судов вместимостью 140-160 тыс. куб. м. Круглогодичность отгрузок и поставок в арктических условиях будет обеспечиваться четырьмя ледоколами.

Общий инвестиционный потенциал проектов, реализуемых в топливно-энергетическом комплексе на территории округа до 2020 г., оценивается почти в 8 трлн. рублей. При этом реализация крупномасштабных инвестиционных проектов позволит создать несколько десятков тысяч рабочих мест.

Развитие агропромышленного комплекса.

В региональном агропромышленном комплексе планируется сохранить территориальные преимущества и национальный колорит, и перейти на качественно новый уровень развития. Для развития отрасли в период до 2020 г. на основе факторий и убойных комплексов будет создана сеть заготовительных пунктов, оснащённых современным морозильным оборудованием. В крупных населённых пунктах предполагается разместить предприятия по консервации пантов. Для выведения предприятий на уровень безубыточной деятельности предполагается технологическая модернизация производственных комплексов на основе инновационных технологий, а также строительство объектов энергетики, использующих ветер и попутный (природный) газ.

Развитие торговли и сферы потребительских услуг.

Для полноценного обеспечения населения округа продовольственными товарами необходимо повышать их качество и безопасность, стремиться к росту конкурентоспособности производимых и реализуемых на территории региона товаров, повышать качество заготовительной деятельности и её инфраструктуру. В планах - строительство магазинов, хлебопекарен, овощехранилищ, установка холодильных и морозильных ёмкостей.

Развитие новых, нетрадиционных отраслей экономики.

Диверсификация экономики ЯНАО будет обеспечена как посредством дальнейшего развития традиционных отраслей экономики, так и развитием новых сфер экономической деятельности. Уже созданы условия для реализации ряда проектов, которые объединены в инвестиционную стратегию округа. Она подразумевает выделение восьми кластеров нового экономического развития: городское развитие, развитие малого бизнеса и инноваций, транспорта, туризма, агропромышленного комплекса, развитие альтернативной энергетики, переработка углеводородов, добыча и переработка полезных ископаемых.

Приоритетные проекты инвестиционного развития региона, обеспечивающие формирование новых отраслей:

лесопереработка и производство деревянных каркасно-панельных домов;

изгородное оленеводство;

развитие ветро-дизельных электростанций в изолированной энергосистеме;

организация малых и средних производств по переработке полимеров и создание газохимического кластера;

искусственное разведение сиговых пород рыб;

внедрение безотходных технологий переработки продукции оленеводства и рыболовства;

развитие птицеводства и тепличных хозяйств в городах автономного округа;

развитие въездного туризма.

Одним из перспективных направлений является разработка технологий по добыче йода из обводнённых скважин, на которых прекращена добыча газа. Для развития въездного туризма будет создан международный туристско-рекреационный Центр (хаб) полярного туризма, который сможет удовлетворить спрос самых требовательных туристов благодаря щедрому разнообразию тематических маршрутов: культурно-познавательные, экстремальные, приключенческие, этнографические, оздоровительные, охотничьи, рыболовные, спортивные.

Помимо перечисленных, относительно масштабных для региональной экономики проектов, активная поддержка будет оказываться локальным инвестиционным проектам субъектов хозяйственной деятельности ЯНАО, в том числе представителям малого и среднего предпринимательства. Работа в этом направлении будет способствовать диверсификации экономики региона, развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест. Отдельное внимание будет уделено реализации на территории автономного округа инновационных проектов и внедрению новаторских технологий.

Сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций.

Политика развития человеческого потенциала в регионе будет опираться на партнёрство субъектов гражданского общества, бизнеса и органов управления. Стратегией предусматриваются качественно новые подходы и механизмы развития социального партнёрства, расширение форм общественного самоуправления, общественной самоорганизации граждан, повышение правовой культуры населения автономного округа.

Охрана окружающей среды и оздоровление экологии автономного округа.

Защита окружающей природной среды и оздоровление экологии ЯНАО требует реализации мероприятий по двум направлениям:

ликвидация последствий уже нанесённого экологического ущерба в ходе интенсивного промышленного освоения территории региона и эксплуатации крупнейших нефтяных и газовых месторождений;

принятие мер по недопущению загрязнения окружающей природной среды.

Становление ЯНАО международным форпостом развития Арктики.

Грамотное управление процессами устойчивого развития, гарантирующего стабильную привлекательность территории для жизни и инвестиций, создаст благоприятные условия для превращения региона в стратегический форпост Российской Федерации в Арктике.

Выполнению этой задачи будет способствовать:

организация опытного полигона для проведения испытаний техники и других механизмов в экстремальных северных условиях;

реализация мероприятий по позиционированию автономного округа как региона-лидера развития арктических широт;

формирование научного центра и развитие его региональной инфраструктуры;

развитие кластера сервисов;

разработка эффективного механизма привлечения инвестиций в регион;

создание информационных ресурсов, посвящённых становлению Ямала лидером арктической зоны;

строительство Арктического выставочного комплекса;

проведение в Салехарде летом 2015 года Международной выставки "ЭКСПО-Арктика 2015".

Пример современного мирового хозяйственного развития показывает, что для сохранения конкурентоспособности, необходимо переходить к экономике, базирующейся на генерации, распространении и использовании знаний. Исходя из этого, наиболее эффективным способом размещения ресурсов становятся инвестиции в капитал. Стратегия развития ЯНАО предусматривает стремительное наращивание инновационного потенциала региона.

Инфраструктура поддержки инновационных проектов предстанет в виде территориально-распределённого технопарка сетевого типа, подразделения которого (отраслевые технопарки, бизнес-инкубаторы и опытные полигоны) появятся в городах автономного округа. Его сердцевиной будет Центр трансферта технологий, который свяжет потенциальных потребителей в регионе с разработчиками по всему миру, организует эффективное взаимодействие с местными изобретателями и инноваторами. Продукты интеллектуального труда, после экспертного заключения, могут рассчитывать на комплексную помощь: от производства опытных образцов и их испытаний вплоть до дальнейшего патентования и коммерциализации разработок.

Опорой комплексному сопровождению инвестиционных планов станет НО "Фонд инновационного развития Ямало-Ненецкого автономного округа", который одновременно выступит площадкой становления полноценной финансово-инновационной инфраструктуры региона. Предполагается, что деятельность Инновационного фонда будет способствовать появлению инфраструктурного фундамента, необходимого для достижения передовых позиций автономного округа в арктическом макрорегионе.

Условием успешной реализации Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнёрства.

полуостров ямал автономный округ

СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития

Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года
Оглавление

Запасы месторождений твердых полезных ископаемых Полярного Урала автономного округа 19

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (далее - Стратегия) представляет сбалансированный сценарий развития региона, направленный на постоянное повышение уровня и качества жизни населения и устойчивое развитие экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ, округ, регион) на период до 2020 года.

Современное административно-территориальное устройство автономного округа включает в себя 14 административно территориальных единиц: 7 районов и 7 городов окружного значения. (Рисунок №1 «Административно-территориальное устройство автономного округа»).

Рисунок №1 «Административно-территориальное устройство автономного округа»

Наименование районов: 1 – Ямальский, 2 – Тазовский, 3 – Шурышкарский, 4 - Приуральский, 5 – Надымский, 6 – Пуровский, 7 - Красноселькупский.
Численность населения автономного округа на 1 января 2010 года составила 546,5 тыс. человек (0,38% населения России). За последние 50 лет, прошедших после переписи населения 1959 года, население автономного округа выросло более чем в 8 раз.

По сравнению с результатами Всероссийской переписи населения 2002 года население автономного округа на начало 2010 года увеличилось на 40 тыс. человек, или на 7,9%.

Миграция населения в автономном округе оказала основное влияние на демографические процессы в автономном округе в 70–80-е годы ХХ века в результате развития нефтяной и газовой промышленности и связанных с ними отраслей. Однако в последние десять лет при наличии достаточно интенсивных миграционных процессов миграционное сальдо остается незначительным и не оказывает заметного влияния на демографическую ситуацию.

Наибольшей миграционной подвижностью отличается население в трудоспособном возрасте (с 16 лет до 59 лет – мужчины, с 16 лет до 54 лет – женщины). На начало 2009 года в числе прибывших в автономный округ доля лиц в трудоспособном возрасте составила около 80,0%, в числе выбывших около 75%

Несмотря на то, что автономный округ является зоной абсолютно и экстремально дискомфортной для проживания, в числе прибывших мигрантов все еще наблюдается высокая доля лиц старше трудоспособного возраста, что создает дополнительную нагрузку на бюджет автономного округа.

В автономном округе достигнут высокий уровень урбанизации населения: так, на начало 2010 года доля городского населения в общей численности населения составила 84,9%. Современный уровень урбанизации достигнут еще в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

С середины 1990-х годов по настоящее время численность населения автономного округа увеличивается в основном за счет положительного естественного прироста населения.

Уровень рождаемости в автономном округе по многолетним данным всегда превышал общероссийский уровень. Уровень смертности населения автономного округа, в связи с более молодой, чем в России, структурой населения, ниже среднероссийского уровня в 2,6 раза. В числе умерших в автономном округе преобладают лица в трудоспособном возрасте. В структуре причин смертности первое место занимают болезни системы кровообращения (38,5%), второе – несчастные случаи, отравления и травмы (23,0%), третье – новообразования (14,9%).

Основным фактором формирования положительного баланса естественного движения населения является преобладание в структуре населения автономного округа лиц в возрасте 20 – 44 лет (более 43%). Средний возраст жителей автономного округа составляет 33 года.

В то же время, в последние годы в автономном округе наблюдается тенденция «старения» населения. За период с 2000 года в автономном округе существенно изменилось соотношение возрастных групп населения: доля населения старше трудоспособного увеличилась с 4,4% в 2000 году до 7,9% в 2009 году, доля населения моложе трудоспособного снизилась с 26 % в 2000 году до 20,9 % в 2009 году.

Национальный состав населения (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года): русские – 59%, украинцы – 13,1%, татары – 5,5%, ненцы – 5,2%, ханты – 1,6%, селькупы – 0,3%.

Численность коренных малочисленных народов Севера на Ямале составляет 36 тыс. человек, что выше уровня 1959 года более, чем на 78%. Около 40% (14,7 тыс. человек) представителей коренных малочисленных народов Севера ведут традиционный кочевой образ жизни.

По уровню денежных доходов на душу населения автономный округ в последние годы находится в первой пятерке среди субъектов Российской Федерации. Среднедушевые денежные доходы населения автономного округа в 2009 году составили 39,2 тыс. рублей в месяц, по сравнению с 2000 годом они возросли в 5,2 раза. Увеличение доходов населения в значительной степени обусловлено ростом номинальной заработной платы. Реальные располагаемые доходы населения с 2000 по 2009 год выросли на 115,4%.

Одной из острейших проблем социально-экономического развития автономного округа является значительная дифференциация населения по уровню доходов. Основной причиной дифференциации населения автономного округа по уровню доходов является отраслевая дифференциация по уровню начисленной заработной платы.

Уровень экономической активности населения в автономном округе традиционно высок. Так, в 2009 году уровень экономической активности населения автономного округа составил 75,2% и превысил общероссийский показатель (в Российской Федерации в 2009 году – 67,8%), что объясняется особенностями возрастной структуры населения автономного округа.

Численность занятых в экономике в автономном округе увеличилась с 313 тыс. человек в 2000 году до 366 тыс. человек в 2009 год или на 16,9%, при росте населения автономного округа за этот же период на 9,7%.

Одной из особенностей рынка труда автономного округа является наличие большой численности работающих вахтовым методом и проживающих за пределами автономного округа (свыше 15% занятых в экономике).