Налоговой санкцией является. Налоговые санкции - Налоги и налогообложение (Меденцов А.С.)

Налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение . Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде штрафов. Это единственный вид налоговых санкций, предусмотренный НК РФ (п. 1,2 ст. 114 НК РФ).

Взыскание недоимки и начисление пеней налоговыми санкциями не являются. Они представляют собой меры принуждения налогоплательщика. При этом пени образуют дополнительное обременение для нарушителя (ст. 75 НК РФ).

Особенности применения налоговых санкций

Конкретный размер штрафа определяется с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих налоговую ответственность. При наличии хотя бы одного размер штрафа должен быть уменьшен как минимум в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). Но с учетом характера совершенного правонарушения, наличия других смягчающих ответственность обстоятельств, материального положения налогоплательщика и т.д. суд может снизить сумму штрафа и более чем в 2 раза (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Кстати, если смягчающие обстоятельства были заявлены на стадии досудебного урегулирования и были учтены налоговым органом, то впоследствии они могут быть учтены и судьей. Никаких запретов на этот счет налоговое законодательство не содержит (Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692). Главное, чтобы был соблюден принцип соразмерности наказания за допущенное нарушение.

Вместе с тем при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, штраф увеличивается на 100%, т. е. опять же в 2 раза (п. 4 ст. 114 , п. 2 ст. 112 НК РФ). Увеличение штрафа возможно только в том случае, если лицо было привлечено к ответственности и после этого снова совершило аналогичное правонарушение в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа по первому правонарушению (п. 3 ст. 112 НК РФ , Письмо Минфина России от 24.07.2012 N 03-02-08/64 , Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 9141/08).

При совершении лицом нескольких налоговых правонарушений штраф будет взыскан отдельно за каждое из них. То есть более строгая мера при этом не поглощает менее строгую (п. 5 ст. 114 НК РФ).

Порядок уплаты недоимки, пеней и штрафа

Если организации (ИП) был выставлен штраф за налоговое правонарушение, в результате которого у нее образовалась задолженность по налогу, сбору, взносам, значит, сначала она должна будет уплатить сумму этой задолженности и пени, а затем уже сумму штрафа (

НАЛОГОВАЯ САНКЦИЯ - мера ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 114 НК). Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения. При совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100%. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта ( давности взыскания санкции). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если налогоплательщик (иное ) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК, за совершение данного налогового правонарушения. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки. В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ и арбитражным процессуальным законодательством РФ. Указанные применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ. Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ. Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве РФ.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "НАЛОГОВАЯ САНКЦИЯ" в других словарях:

    Налоговая санкция - мера ответственности за совершение налогового правонарушения … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Налоговая санкция Энциклопедия права

    Налоговая санкция - 1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения... Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146 ФЗ (ред. от 28.07.2012) … Официальная терминология

    Налоговая санкция - (англ. tax sanction) по законодательству РФ о налогах и сборах мера ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 114 НК РФ*). Н.с. устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных в гл … Большой юридический словарь

    Налоговая санкция - разновидность мер финансово правовой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа или в некоторых случаях пени, применяемой к банкам, в размерах, закрепленных НК РФ … Большой юридический словарь

    Налоговая пеня - штрафная санкция, налагаемая компетентными органами, за неуплату или неполную уплату налога, определяемая в виде процента от суммы налога, подлежащего уплате в соответствии с законодательством. По английски: Fine taxing См. также:… … Финансовый словарь

    НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - официальное заявление плательщика налога о полученных им за истекший период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. В соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998 1 О подоходном налоге с физических лиц (с… … Энциклопедия юриста

    Пеня Налоговая - санкция за неуплату в срок налога или несвоевременное исполнение других налоговых обязательств. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Прагматическая санкция 554 - законодательный акт, изданный византийским императором Юстинианом I после завоевания Византией владений остготов (См. Остготы) в Италии. П. с. определяла внутреннее устройство Италии, была направлена на восстановление социально… … Большая советская энциклопедия

    ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 554 - (от лат. pragmaticus изданный в торжественной формулировке, sanctio строжайшее постановление) законодательный акт, изданный византийским императором Юстинианом I после завоевания византийскими войсками королевства остготов в Италии. П. с.… … Советская историческая энциклопедия

Налоговые санкции

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше , чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 , размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Срок давности взыскания штрафов

1. Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

НК является одним из немногих, где содержится определение налоговой санкции.

Согласно ст.114 НК налоговая санкция – это мера налоговой ответственности.

НК урегулирован также и вопрос о порядке наложения налоговых санкций.

Закреплён общий принцип, согласно которому при наличии множественности налоговых правонарушений налоговые санкции складываются (более строгая санкция не поглощает менее строгую).

При наложении налоговых санкций учитывается наличие или отсутствие смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Перечень смягчающих обстоятельств в НК является открытым. Согласно ст.112 НК смягчающими обстоятельствами являются:

1) стечение тяжёлых личных или семейных обстоятельств

2) совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, служебной или иной зависимости.

Согласно подп.3 п.1 ст.112 НК суд может признать и иные, заслуживающие внимания обстоятельства, смягчающими.

В этом случае в силу ст.114 НК суд должен уменьшить размер налоговых санкций как минимум вдвое. При этом закон не ограничивает возможность суда произвести и более существенное уменьшение размера санкции (при наличии нескольких смягчающих обстоятельств или с учётом их особого характера).

Перечень отягчающих обстоятельств является закрытым. В ст.112 НК названо только одно такое обстоятельство – совершение налогового правонарушения лицом, ранее уже привлечённым к налоговой ответственности за аналогичное правонарушение. Размер ответственности в данном случае возрастает на 100% (т.е. может быть увеличен вдвое). Должно не истечь 12 месяцев с момента вынесения решения суда или налогового органа (налоговые санкции могут быть взысканы в судебном порядке (по решению суда), а также уплачены налогоплательщиком в добровольном порядке после ознакомления с решением налогового органа).

При применении этого положения возникают определённые сложности – неясно, какое правонарушение считать аналогичным?

Возможно несколько случаев:

1) полная аналогичность (тождественность) имеет место в том случае, если и совершённое ранее правонарушение и совершённое в настоящее время квалифицируются по одной статье НК, по одному и тому же её пункту. Например: неуплата налога

по п.1 ст.122 НК.

2) когда, например, повторное правонарушение квалифицируется не по п.1 статьи, а по следующему её пункту, предусматривающему отягчающие обстоятельства (например:

п.2 ст.122 НК) – считается, что аналогичность имеет место.

Иногда это ставится под сомнение (например: при применении ст.120 НК, содержащей формальный и материальный составы).

3) иногда аналогичность устанавливается и при квалификации правонарушений по различным статьям НК. Например: ст.122 и ст.123 НК. Аналогичность выражается в том, что в обоих случаях объективная сторона выражается в неуплате налога (неперечислении налога в бюджет). Различие состоит в том, что по ст.122 НК лицо выступает как налогоплательщик, по ст.123 лицо выступает как налоговый агент.

Аналогичность правонарушений признаётся в ряде случаев и когда объективные стороны правонарушений, предусмотренных различными статьями НК, по своей сути схожи, но одной из статей предусмотрено более серьёзное правонарушение (с дополнительными признаками) . Например: ст.116 и ст.117 устанавливают ответственность за непостановку на налоговый учёт и уклонение от постановки на налоговый учёт. В последнем случае несовершение активных действий по постановке на налоговый учёт сопряжено с тем, что налогоплательщик приступает к экономической деятельности. Это не препятствует признанию данных деяний аналогичными.

Иногда НК устанавливает отягчающие обстоятельства применительно к конкретной статье. Например, в ст.122 НК предусмотрена повышенная ответственность за умышленный характер правонарушения по неуплате налога. В сходной ст.123 НК умышленному характеру действий не придаётся такого значения. В этой части НК менее последователен.

При наложении налоговых санкций всегда должен учитываться вопрос:

1) о давности привлечения к налоговой ответственности

2) о давности наложения налоговой санкции.

Эти сроки являются пресекательными и не подлежат восстановлению.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности составляет 3 года и исчисляется с момента совершения налогового правонарушения (исключение составляют ст.120 и ст.122 НК, по которым срок давности исчисляется с момента завершения налогового периода по соответствующему налогу).

Срок давности взыскания налоговых санкций един в отношении всех правонарушений, также как и порядок его исчисления – 6 месяцев с момента составления соответствующего акта проверки. Однако при определённых обстоятельствах неправомерные действия налогового органа могут привести к фактическому сокращению срока взыскания налоговых санкций. Например: при проведении камеральной налоговой проверки, если налоговый орган выходит за пределы 3-месячного срока составления акта – это влечёт сокращение срока взыскания налоговых санкций. Так же следует поступать и в случаях, когда проводится выездная налоговая проверка (если налоговый орган нарушает срок, установленный ст.100 НК для составления акта проверки).

Налоговые санкции во всех случаях подлежат взысканию в судебном порядке. Налоговым органом должно быть заявлено в суд требование как в отношении физических лиц, так и в отношении организаций). В этом состоит отличие порядка взыскания налоговых санкций от порядка взыскания пени и недоимок по налогу.

Заявление от имени налогового органа должно направляться в суд в соответствии с требованиями ГПК и АПК о подведомственности и подсудности дел. Заявление о взыскании налоговых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей должно направляться в арбитражный суд, с физических лиц – в суд общей юрисдикции.

По тексту НК везде фигурирует понятие «исковое заявление». Однако в соответствии с АПК и ГПК по делам, вытекающим из публичных отношений, должны подаваться заявления – это не исковое производство.

Установление судебного порядка взыскания налоговых санкций не снимает с налогового органа обязанности применять меры по внесудебному урегулированию спора : налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговых санкций (такое предложение может быть направлено налогоплательщику в виде требования, а также может содержаться непосредственно в решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности). Если налогоплательщик добровольно произведёт уплату, дело является исчерпанным и нет необходимости в судебном рассмотрении данного дела в дальнейшем.

Сама по себе добровольная уплата налоговой санкции по требованию налогового органа не мешает налогоплательщику обжаловать данное решение налогового органа . В этом случае заявителем (инициатором налогового спора) выступает налогоплательщик.

Перечисленные правила привлечения к налоговой ответственности (наложения налоговых санкций) применяются не только к правонарушениям гл.16 НК, но и в отношении тех правонарушений, которые названы в гл.18 НК.

Эта ответственность отличается от ответственности, предусмотренной КоАП.

"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ
В ноябре прошлого года российские законодатели произвели "тихую революцию" в правовых отношениях между налогоплательщиком и государством, введя внесудебный порядок взыскания налогов, пеней и штрафов за налоговые правонарушения. Что означает данное нововведение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц?
Вступившим в силу 1 января 2006 г. Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон) к правомочиям налоговых органов было добавлено право наряду с недоимкой и пенями во внесудебном порядке взыскивать штрафы.
Еще недавно вселяющий оптимизм п. 7 ст. 114 НК РФ о том, что "налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке", был коренным образом изменен. С начала этого года штрафы в установленных случаях могут взыскиваться на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. С этой целью НК РФ предусмотрел новый специальный порядок "собирания" с налогоплательщиков штрафов.
Внесены изменения и в ст. 108 "Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения" НК РФ. Ранее п. 6 этой статьи гласил, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Согласно новой редакции этой нормы презумпция невиновности налогоплательщика действует до тех пор, пока налоговым органом не будет доказано обратное. Но вот кому налоговый орган будет доказывать виновность налогоплательщика - большой вопрос. Очевидно, что самому себе. А такое положение вещей, по сути дела, не оставляет налогоплательщикам надежды на принятие проверяющими объективного решения. Презумпция невиновности налогоплательщика в этом случае становится просто эфемерной.
Устанавливая новый порядок взыскания налогов, пеней и штрафов, Закон приравнял индивидуальных предпринимателей к юридическим лицам. Ранее индивидуальные предприниматели относились к физическим лицам, имевшим "иммунитет" при взыскании налогов, пеней и налоговых санкций: налоговые органы могли получить с них все перечисленное выше только через суд. С начала 2006 г. положение о том, что налоговые санкции взыскиваются в судебном порядке, распространяется лишь на физических лиц, не ведущих предпринимательскую деятельность.
Как скажутся указанные перемены на российском налогоплательщике, покажет время. Но уже сегодня ясно: государство не позволяет расслабиться своим подопечным. Как всегда, основной удар примет на себя малый бизнес, для которого изменения НК РФ, по нашему мнению, будут иметь неблагоприятные последствия. Рассмотрим новые правила НК РФ подробнее.
Новый порядок: плюсы и минусы
Новая редакция п. 1 ст. 45 НК РФ устанавливает возможность взыскания налога как с организации, так и с индивидуального предпринимателя. При этом в статье указывается, что порядок взыскания регламентируется соответственно ст. ст. 46 и 47 НК РФ.
Уже из названия ст. 46 "Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" НК РФ видно, что для индивидуальных предпринимателей и организаций законодатель устанавливает одинаковый порядок взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
По-прежнему в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента). Только теперь это касается всех субъектов предпринимательской деятельности. Это же правило распространяется и на взимание пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Налоги, сборы, пени и штрафы взыскиваются по решению налогового органа. В банк, где открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, направляется инкассовое поручение (распоряжение) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается по истечении срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Иначе такое решение считается недействительным и исполнению не подлежит, взыскать же с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающиеся к уплате суммы налога в этом случае налоговый орган может только через суд. Решение о подаче иска доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
На основании п. 8 ст. 46 НК РФ налоговые органы получают право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика (налогового агента) в банках. Эта норма также распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей.
Статья 46 НК РФ предусматривает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о таких счетах налоговый орган вправе взыскать налог, сбор, пени или штраф за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Таким образом, ст. 47 НК РФ, определяющая порядок взыскания налоговых санкций за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента), распространяет свое действие как на организации, так и на физических лиц, обладающих статусом индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика также принимает руководитель (его заместитель) налогового органа. В течение трех дней с момента вынесения такого решения судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, изложенных в ст. 47 НК РФ. Последовательность взыскания налога, сбора, пеней и штрафов осталась прежней. Единственным изменением стало указание в пп. 6 п. 5 ст. 47 НК РФ специально для индивидуальных предпринимателей, что в последнюю очередь налоги, сборы, пени и штрафы взыскиваются за счет другого имущества налогоплательщика (налогового агента). Однако на имущество, которое предназначено для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, налоговые санкции не распространяются. Перечень такого имущества определяется в соответствии с законодательством РФ.
В НК РФ включена новая ст. 103.1 "Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа". В соответствии с п. 1 данной статьи руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, если сумма налагаемого штрафа по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах не превышает 5000 руб. - для индивидуальных предпринимателей, 50 000 руб. - для организаций.
Понять приведенную норму закона можно двояко: либо взыскиваться бесспорно могут только штрафы, не превышающие 5000 и 50 000 руб., либо уплате подлежат все штрафы, даже те, размер которых превышает указанные цифры, и только часть их, превышающая соответственно 5000 и 50 000 руб., должна взиматься в судебном порядке.
Не проясняет ситуации и новая редакция п. 7 ст. 114 НК РФ, согласно которому налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном НК РФ, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает 5000 руб., на организацию - 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Когда по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, превышает 5000 руб., на организацию - 50 000 руб., а также когда к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В НК РФ установлен следующий порядок приведения в исполнение взыскания:
1) до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган предлагает налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции;
2) если налогоплательщик добровольно не уплатит сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании, решение о ее взыскании вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Несложно предположить, что данная законодательная новелла значительно облегчит работу налоговым органам. Вместо подготовки исковых заявлений и участия в судебных заседаниях теперь нужно лишь составить два документа: решение о привлечении лица к налоговой ответственности и решение о взыскании налоговой санкции. Это может привести к увеличению количества необоснованно взыскиваемых штрафов.
По смыслу гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ целый ряд самых распространенных и активно собираемых штрафов установлен законодателем в размере от 1000 до 15 000 руб. Причем налоговые органы налагают штрафы даже за нарушение срока хотя бы на один день. Таким образом, по одному или сразу нескольким решениям о привлечении лица к налоговой ответственности по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах на налогоплательщика может быть наложен целый "букет" штрафов, размер каждого из которых не будет превышать для индивидуальных предпринимателей 5000 руб., для организаций - 50 000 руб. В итоге общая сумма таких подлежащих взысканию во внесудебном порядке штрафов может оказаться весьма внушительной, а бесспорное взыскание ее сможет подорвать бизнес, особенно если он малый.
Представители малого бизнеса столкнутся с еще одной проблемой. Ранее налогоплательщики могли обращаться за признанием обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, только к суду (ст. 112 НК РФ). В соответствии с новой редакцией ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливает теперь либо суд, либо налоговый орган, рассматривающий дело.
С одной стороны, это плюс для налогоплательщика, который сможет уже при рассмотрении дела налоговым органом просить применить к нему смягчающие обстоятельства. Однако, когда вопрос о применении смягчающих обстоятельств должен решаться самим органом, накладывающим штраф, невольно задумаешься: заинтересованы ли его представители в уменьшении поступлений от санкций в бюджет? Намного лояльнее в этой ситуации к налогоплательщику мог бы быть суд... Ведь сложилась же судебная практика, в соответствии с которой, если смягчающих обстоятельств не менее двух, суды снижали размер налоговых санкций до 10% от заявленных. Однако вот незадача: возможно ли в данном случае судебное применение смягчающих обстоятельств?
Получается, что, если штраф взыскивается с налогоплательщика в бесспорном порядке, а налоговый орган при рассмотрении дела не принимает решения о применении к налогоплательщику смягчающих обстоятельств или снижает штрафные санкции, но далеко не так, как это сделал бы суд, правонарушитель должен обжаловать такое решение налогового органа.
Обжалование налоговых санкций
Решение о взыскании налоговой санкции может быть обжаловано как в вышестоящем налоговом органе, так и в суде. При этом в случае обжалования в вышестоящем налоговом органе исполнение решения о взыскании налоговой санкции приостанавливается. Выбрав такой способ обжалования ненормативного акта, налогоплательщик должен одновременно с подачей жалобы направить в налоговый орган, вынесший решение, ее копию (п. 6 ст. 103.1 НК РФ).
Налогоплательщик (налоговый агент), иное лицо, привлеченное к налоговой ответственности, могут воспользоваться правом, предоставленным им ст. 138 НК РФ. Одновременно с подачей жалобы в вышестоящий налоговый орган или после получения решения такого органа налогоплательщик вправе обратиться в суд в течение трех месяцев, установленных для судебного обжалования.
Заметим, что в п. 5 ст. 103.1 НК РФ законодатель ввел специальное правило о начале течения срока для судебного опротестования решения о взыскании налоговой санкции, обжалованного в вышестоящем налоговом органе. Так, срок для рассмотрения жалобы на указанное решение в арбитражном суде исчисляется со дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
В связи с внесенными Законом изменениями возникает еще один вопрос: с иском какого вида должен обратиться налогоплательщик в арбитражный суд при обжаловании решения налогового органа, если взыскание штрафа законно, но в решении налогового органа не установлены смягчающие обстоятельства или размер уменьшения штрафных санкций не удовлетворяет налогоплательщика?
При обжаловании актов налоговых органов налогоплательщики обычно подают заявление, руководствуясь нормами гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 198 АПК РФ устанавливает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на налогоплательщиков какие-либо обязанности, создают иные препятствия для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности.
Когда оспаривается сама законность наложения штрафа, т.е. наличие состава налогового правонарушения, иск налогоплательщика вполне укладывается в рамки гл. 24 АПК РФ. Не вызывает сомнения и возможность обжалования решения налогового органа о взыскании штрафа при условии, что в порядке производства по делу о налоговом правонарушении налогоплательщик указывал на наличие смягчающих обстоятельств, которые налоговый орган не применил. Другое дело, если, не оспаривая факт наложения штрафа, налогоплательщик не удовлетворен размером снижения штрафа при установлении налоговым органом смягчающих обстоятельств.
Вряд ли налогоплательщику удастся подать жалобу в порядке искового производства. Как он в этом случае сформулирует свои требования? По-видимому, ему придется доказывать суду, что не удовлетворившее его снижение штрафа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает другие препятствия для осуществления такой деятельности...
В случае обжалования в арбитражном суде решения о взыскании налоговой санкции его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством РФ. Это означает, что для судебного приостановления действия решения о взыскании налоговой санкции налогоплательщик вынужден заплатить, во-первых, государственную пошлину (100 руб. - для физических лиц, 2000 руб. - для организаций) за подачу заявления о признании решения государственного органа незаконным, во-вторых, 1000 руб. государственной пошлины за подачу заявления об обеспечении иска (ст. 333.21 НК РФ). Применение такой обеспечительной меры - право, но не обязанность суда, и для вынесения определения в пользу налогоплательщика суд должен располагать доказательствами обоснованности и необходимости применения обеспечительных мер. Бремя по предоставлению таких доказательств несет сам налогоплательщик.
Итак, выходит, что лицо, привлеченное к налоговой ответственности, теперь обязано заплатить государственную пошлину за то, чтобы в судебном порядке уменьшить размер штрафа. Прибавим к этому стоимость услуг юристов, к помощи которых придется прибегнуть, и сопоставим суммы возможных штрафов (1000, 5000 руб.) с расходами на их уменьшение. Согласитесь, далеко не каждый налогоплательщик пойдет теперь в суд. Такая "роскошь" окажется по карману только организациям, для которых экономический эффект от обращения в суд сможет перекрыть судебные расходы. В выигрыше окажутся бюджет и государственные органы - суды и налоговые инспекции, чей объем работы значительно уменьшится.
Не к этому ли стремился законодатель, совершая "тихую революцию"? Другой вопрос, как соотносится такой подход с приоритетом развития малого и среднего бизнеса, провозглашенным государственной властью в качестве одного из основных направлений экономического развития России.
А.В.Казакова
Заместитель директора
ООО "Бюро правовых экспертиз"
г. Пермь
О.П.Вилесова
Директор
ООО "Бюро правовых экспертиз"
г. Пермь
Подписано в печать
28.02.2006