Международное двойное налогообложение - двойное налогообложение на межгосударственном уровне. Международное двойное налогообложение

Международные налоговые отношения

1.2 Международное двойное налогообложение

Развивающаяся международная деятельность юридических и физических лиц основывается на международной подвижности капитала и охватывает различные социально-экономические сферы жизнедеятельности государств. Последствия этой деятельности - получение дохода, а значит и возникновение объекта, претендовать на налогообложение которого, в принципе, может любая страна, если такая деятельность в какой-либо степени охватывает территорию ее налоговой юрисдикции. Что в свою очередь, порождает вероятность многократного международного налогообложения, выражающегося в притязании на один и тот же объект Под «объектом» здесь понимается экономическое благо (доход, прибыль, имущество) или операция, выступающие в качестве объекта налогообложения. В данном случае указанный термин совпадает с определением объекта налогообложения, содержащегося в п. 1 ст. 38 НК РФ: «Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога». различных государств.

Международное двойное налогообложение характеризуется следующими чертами: одинаковостью субъектов налогообложения, то есть налогоплательщиков, одинаковостью объектов налогообложения, то есть источников дохода и самих доходов, подчиненностью субъектов и объектов налогообложения юрисдикции различных государства, единовременностью налогообложения. Отличия существуют только в правилах и методиках исчисления облагаемого дохода. Международное налоговое право не запрещает международное двойное налогообложение. Любая страна имеет исключительное право на своей территории взимать налоги, установленные налоговым законодательством.

Начиная с 1980-х годов, все развитые страны прикладывают значительные усилия по урегулированию международных налоговых отношений. Важнейшей проблемой международных налоговых отношений стали частые уклонения от уплаты налогов и различных налоговых нарушения. Усиление налогового контроля над деятельностью транснациональных организаций осуществляется путем заключения налоговых соглашений, и принятия соответствующих односторонних мер.

Налоговое законодательство любой страны включает в себя методы и правила, которые регулируют налоговые режимы своих резидентов, осуществляющих деятельность или получающих доходы за границей, а также иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Различные методы рассмотрения тех или иных вопросам налогообложения вызывают проблемы в формировании налоговой отчетности и приводят к двойному налогообложению.

Двойное налогообложение бывает экономическим и юридическим.

Экономическое двойное налогообложение подразумевает ситуацию, когда с один и тот же доход облагается налогом сначала как доход организации, а затем, при распределении прибыли, как доход акционера См., например, А.В.Перов. Налоги и международные соглашения России. -- М., 2000. С.213. . Обычно это проблема разрешается при разработке в налоговом законодательстве норм, разрешающим при расчете налоговых обязательств акционера засчитывать налог, уплаченным предприятием.

Двойное юридическое налогообложение - ситуация, когда доход налогоплательщика облагается одинаковыми видами налогов несколько раз за период. Такое двойное налогообложение может возникнуть и в случае, даже если деятельность осуществляется в пределах одной страны. Причиной могут являться противоречия в общегосударственном законодательстве и законодательстве на уровне регионов, а также органов местного самоуправления.

Эта ситуация часто случалась в Российской Федерации в 1990-е годы. Причиной тому были неконтролируемые федеральными властями полномочия регионов и местного самоуправления в сфере налогообложения. Решить такую проблему в пределах территорий одной страны можно путем приведения регионального и местного законодательства в соответствие с общегосударственным. Однако же в международных экономических отношениях двойное или многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основании законодательства суверенных государств, и устранение этой проблемы происходит на межгосударственном уровне путем согласования многочисленных вопросов.

Двойное налогообложение является проблемой не только налогоплательщиков, чье налоговое бремя на прядки увеличивается при последовательном обложении одного и того же дохода в разных странах, но и самих государств, которые стремятся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности отдельных предприятий. Без устранения двойного налогообложения налоговое бремя юридических и физических лиц может достичь таких размеров, что вся их деятельность в сфере международных отношений станет экономически неоправданной.

Для избежания двойного налогообложения могут применяться односторонние меры, такие как зачет налогов, уплаченных в другой стране или отмена обложения налогом доходов, полученных заграницей. Либо же заключаются международные налоговые соглашения, в том числе соглашения об избежании двойного налогообложения.

Однако применение государством односторонних мер зачастую приводит к неоправданным потерям бюджета, а так же махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. В этом случае заключение международных соглашений - оптимальное решение для обеих сторон. Подписав такие соглашения, государства идут на компромисс, определяя, какие виды налогов будут удерживаться с налогоплательщика на территории каждой из сторон соглашения.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения не предоставляют налоговых льгот и не освобождают от налогов, но они вносят целый ряд важнейших гарантий, в частности гарантий о стабильности режима налогообложения как минимум на 10-15 лет, гарантий соблюдения сторонами соглашения общепринятых международных правил и принципов в области налогообложения, гарантии закрепления принципа недискриминации в налоговой сфере, что так необходимо любому государству для привлечения иностранных инвестиций.

Главным элементом регулирования международных отношений в сфере двойного налогообложения являются налоговые юрисдикции. Выделяют три основных принципа, на которых строятся налоговые юрисдикции:

Принцип территориальности или территориальной привязки. Суть этого принципа состоит в том, что налогом облагаются только те доходы, которые связаны с деятельностью на территории данной страны. Доходы, получаемые юридическими и физическими лицами за пределами этой страны, не включаются в состав облагаемых налогами доходов.

Принцип резидентства. Любой налогоплательщик, который является резидентом, то есть постоянно проживает в стране, подлежит налогообложению по всем своим доходом, включая заграничные доходы. Статус резидента определяется нормами законодательства страны, которые различаются в применении к физическим и юридическим лицам.

Принцип гражданства. В главных своих характеристиках схож с принципом территориальности.

В современных условиях международное налогообложение юридических лиц вызывает особый интерес, так как деятельность многих организаций все чаще и чаще приобретает международный характер и осуществляется на территории разных стран. Особую важность для транснациональных компаний имеет перераспределение доходов предприятий между источниками расположенными, в различных государствах.

Международное налогообложение юридических лиц в основных своих чертах схоже с международным налогообложением физических лиц, отличие состоит лишь в специфике распознавания субъекта налогообложения, исчисления базы налогообложения и в некоторых нормах и правилах, которые действуют только для организаций.

Для международного налогообложения юридических лиц существуют некоторые сложности и проблемы в определении национальной привязки юридического лица - субъекта налогообложения; в порядке определения режима деятельности юридического лица на территории страны; связанные с определением источников дохода; связанные с учетам налогов, уплаченных за рубежом; в порядке определения налоговой базы по подоходному налогообложению при осуществлении внешнеэкономической деятельности между зависимыми друг от друга экономическими агентами.

Дело в том, что все юридические лица имеют место регистрации - основной юридический адрес, а в стране регистрации все юридические лица имеют статус налогового резидента, но статус резидента юридические лица могут получить и в той стране, которой они осуществляют свою деятельность. Для того чтобы привязать коммерческую деятельность к какой-либо территории используются такие режимы, как деятельность через собственное деловое учреждение, деятельность по контрактам, заключенных с местными организациями, деятельность через независимого агента. И, как правило, налоговая юрисдикция другого государства не распространяется на организацию, ведущую внешнюю торговлю.

Определить источник дохода организации можно по месту заключения сделки, по месту нахождения покупателя товара или потребителя услуги, по месту фактической передачи товара или по месту перехода права собственности на товар.

Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества включают в себя общие нормы и правила, а так же отдельные специальные статьи и положения, действие которых распространяется только на физические или только на юридические лица.

В соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенных Российской Федерацией, используются два основных механизма устранения двойного налогообложения:

1. Зачет налога, уплаченного в другом договаривающемся государстве при определении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания;

2. Освобождение от налогообложения доходов, налогообложение которых было произведено в стране-источнике.

В большинстве случаев соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества предусматривают применение зачетного метода.

Актуальные проблемы приобретения гражданства Российской Федерации

Российская конституция (ст. 62) и Закон РФ о гражданстве (ст. 3) допускают двойное гражданство...

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство...

Гражданство Российской Федерации

Двойное гражданство - это предусмотренная законом возможность для гражданина России иметь гражданство иностранного государства. Двойное гражданство есть такое государственно-правовое состояние...

Гражданство Российской Федерации

Законодательное и государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности

Изучая особенности финансирования нотариальной деятельности в Российской Федерации нами было замечено, что они определяются важностью нотариальной деятельности для нормального функционирования правового государства...

Индивидуальное предпринимательство

Правовой статус индивидуального предпринимателя в гражданском обороте равнозначен правовому статусу коммерческих организаций. Индивидуальный предприниматель имеет право заключать сделки от своего имени...

Исследование института гражданства Российской Федерации

Двойное гражданство возможно, например, при замужестве женщины за иностранца, либо когда родители ребёнка имеют разное гражданство. Частными стали случаи...

История развития налогового законодательства в России

Место и роль налогового права

Одним из недостатков российского налогового права справедливо называют отсутствие устойчивого научно разработанного понятийного аппарата. Например...

Налогообложение нотариуса. Нотариальное оформление сделок. Порядок признания иждивенцем наследодателя

Источником доходов частнопрактикующего нотариуса является плата клиентов за предоставленные им нотариальные услуги и услуги по оформлению документов. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой...

Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданство...

Юридическая природа и содержание института российского гражданства

Конституция Российской Федерации допускает для своих граждан право иметь гражданство иностранного государства...

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский Торгово-Экономический институт

Кафедра права и налогообложения

Курсовая работа

«Международное двойное налогообложение: проблемы и решения»

(дисциплина «Налоги и налогообложение»)

Дневная форма обучения

Специальность: 08.01.09

Учетно-экономический факультет IV курс

Выполнил Гаврилова А.Н.

Санкт-Петербург

Введение ………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Международное двойное налогообложение ……………………………….5

1.1. Понятие международного сотрудничества и международного налогообложения …………………………………………………………………………….5

1.2. Двойное налогообложение ……………………………………………………………7

1.3. Международные договоры и соглашения………………………………………….13

Глава 2. Пути решения проблемы двойного налогообложения в РФ ……………..23

2.1. Возврат налога ……………………………………………………………………… 25

2.2. Зачет налога…………………………………………………………………………….30

Заключение ………………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы ……………………………………………………37

Расчетная часть по основным налогам РФ

Введение

В настоящее время существует общее стремление стран к взаимовыгодному сотрудничеству на основе уважения интересов и прав друг друга, к осознанной защите общих целей в деле сохранения мира и недопущения новой мировой войны.

Среди основных барьеров, препятствующих такому сотрудничеству, в курсовой работе будет раскрыта проблема двойного налогообложения, возникающая в отношении лиц и организаций, осуществляющих свою деятельность в двух или более странах. В настоящее время особое внимание уделяется этой проблеме и рекомендуемый путь ее решения – заключение межгосударственных (или межправительственных) налоговых соглашений.

На путь заключения налоговых соглашений государства толкает, с одной стороны, желание обеспечить максимально благоприятные (налоговые) условия и тем самым упрочить конкурентные позиции своих резидентов, действующих в других странах, а с другой – стремление хотя бы в какой-то мере ограничить рост уклонения от налогов и «минимизировать» потери своих бюджетов по этой причине.

Данная работа ставит своей целью нахождение решения проблем, связанных с заключением и применением международных налоговых соглашений и устранением двойного налогообложения.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

Исследование теоретических основ системы урегулирования международного двойного налогообложения;

Выявление существенных закономерностей и общих подходов к выделению различных принципов, средств и методов избежания двойного налогообложения;

Изучение практики разрешения проблем двойного налогообложения на примере методов возврата и зачета налогов.

Объектом исследования является проблема международного двойного налогообложения, его причины и пути решения.

Явление двойного налогообложения само по себе уже проблема, причем международного характера. Налогоплательщик, вынужденный уплачивать аналогичный налог в двух или более странах, чувствует себя уязвимым перед налоговым законодательством, т.к. зачастую не знает как решить эту проблему. Все это вызывает у него осознание несправедливости налогообложения, что оказывает существенное влияние на его деловую активность.

Предметом моего исследования являются методы «борьбы» с двойным налогообложением непосредственно самого налогоплательщика. Рассматриваются такие методы как возврат и зачет налога. Освещено, как именно налогоплательщик должен действовать, чтобы добиться признания сбора налога только в одной стране, какие документы он должен предоставить в подтверждение уже единожды уплаченного налога.

Отдельного рассмотрения требует проблема двойного налогообложения дивидендов, полученных от иностранных компаний, компанией, применяющей упрощенную систему налогообложения (УСН). Иностранная компания, выплачивающая дивиденды, обязана исчислять налог на прибыль с суммы дивидендов. В связи с новшествами в российском налогом учете, организации, применяющие УСН, освобождаются от налога на прибыль, но в то же время обязаны уплачивать налог с полученных дивидендов. В то же время российские организации, переведенные на УСН, не имеют права производить зачет налога, уплаченного за границей.

Таким образом, если российская компания не предоставит документы, подтверждающие специальный режим налогообложения, сумма дивидендов может быть подвержена налогообложению в обеих странах.

ГЛАВА 1. Международное двойное налогообложение

1.1. Понятие международного сотрудничества и международного налогообложения

В налоговом праве каждой страны, кроме национального законодательства, можно выделить отношения, в которых каким-либо образом участвует иностранный элемент. Под такие отношения подпадают все ситуации, имеющие место на территории данной страны, но в которых либо объект налогообложения, либо налогоплательщик являются иностранными, а также действия национальных лиц на территории других стран.

Во многих государствах существуют налоговые правила, регулирующие налоговый режим для своих резидентов, работающих заграницей и иностранных лиц, действующих в стране. В разных странах существуют неодинаковые налоговые системы, однако в то же время должно существовать сходство и принципиальное взаимопонимание между ними.

Международное налогообложение – отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговая юрисдикция) и другие вопросы налогообложения. Они могут регулироваться в одно-, дву-, многостороннем порядке. Это регулирование необходимо применительно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства.

Односторонний порядок – издание законодательных актов, определяющих налоговые режимы как для иностранных юридических и физических лиц на территории страны, так и для ее юридических и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельность за рубежом; соглашения, дополняющие или заменяющие соответствующие нормы внутреннего законодательства. Особенно важное значение имеют соглашения, касающиеся налогов на доходы и капитал. Многие страны практически полностью охвачены сетью таких двусторонних соглашений (некоторые из них заключили между собой дополнительные соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах).

Цели международного сотрудничества.

Существуют две основных цели международного сотрудничества:

1) устранение двойного налогообложения;

2) устранение дискриминации налогоплательщиков.

Не менее важными являются и другие цели:

Гармонизация налоговых систем и налоговой политики;

Унификация фискальной политики и налогового законодательства;

Разрешение проблем двойного налогообложения;

Предотвращения уклонения от налогообложения;

Избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов;

Гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности.

Международная экономическая интеграция обусловила тенденции гармонизации налоговой политики и национального налогового права в зарубежных странах. «Гармонизация – это процесс приведения к соответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств».

Например, положение об унификации налогового законодательства стран – членов ЕС (Великобритания, Италия, Франция, Испания и др.) зафиксировано в Римском договоре в 1957 г. В процессе формирования единого рынка эти страны стремились унифицировать фискальную политику (сначала в рамках таможенного союза), затем разрешить проблемы двойного налогообложения, ликвидировать условия налоговой дискриминации.


1.2. Двойное налогообложение

Понятие двойного налогообложения

Международное двойное налогообложение - это обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени. В результате возникает идентичность налогового платежа, тождественность объекта и субъекта налогообложения и сроков уплаты налогов. Двойное (т. е. излишнее) налогообложение сдерживает деловую активность предпринимателя и способствует повышению цены на товары и услуги.

«Потенциальное двойное налогообложение возникает потому, что одна страна претендует на право налогообложения на основании факта проживания (гражданства) налогоплательщика, а другая – на основании места получения дохода. Двойное налогообложение может возникать, когда обе страны утверждают, что налогоплательщик является их резидентом, либо когда каждая из двух стран утверждает, что доход получен именно в ней. Страны обычно стараются предотвращать двойное налогообложение либо односторонним внутренним законодательством, либо путем двусторонних договоров о налогообложении с другими странами».

Доходы, извлекаемые в одной стране и затем переводимые в другую страну (предпринимательские прибыли, дивиденды, проценты и т. д.), обычно облагаются налогами в обеих этих странах в соответствии с их законодательством. В случае если налогообложение таких «международных» доходов не координируется налоговыми властями обеих стран, может возникнуть «избыточное» по сравнению с национальными законами (двойное) налогообложение. Это, в свою очередь, может привести к нежелательным изменениям в перемещении капиталов из одной страны в другую и общему снижению эффективности использования капиталов.

Обложение одного и того же лица аналогичными видами налога в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух или более государствах за один и тот же период. Крайне негативное явление, сдерживающее рост внешнеторговых связей.

Затрудняющее перемещение капиталов и лиц, препятствующее развитию интеграционных процессов, прежде всего в области экономики. Более того, корпорации и физические лица стремятся избавиться от излишнего налогового бремени, делая это настолько успешно, причем нередко вполне легальными способами, что вообще избегают какого-либо обложения.

В налоговой практике и теории различаются двойное экономическое и двойное юридическое налогообложения.

Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется про обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.

Под двойным юридическим налогообложением понимается ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период.

Международное двойное налогообложение не следует путать с кумуляцией налога - одновременным обложением одного и того же источника несколькими различными налогами - и с повторным обложением. Последнее имеет место, если налог взимается с объекта, который уже ранее был обложен в пользу казны.

Международное двойное налогообложение необходимо отличать от экономического двойного налогообложения, возникающего в случае обложения прибыли корпорации как самостоятельного налогоплательщика и взимания налога с распределенной ее части (дивидендов) на уровне акционеров. При экономическом двойном налогообложении нет идентичности объектов, субъектов, самих налогов. Однако оно может порождать двойное обложение на международном уровне при переводе компанией распределяемой прибыли в качестве дивидендов своим иностранным акционерам ввиду возможности взимания налога, как по месту источника дохода, так и в стране резиденства бенефициара.

Причины возникновения международного двойного налогообложения- коллизии налоговых законодательств двух или более стран в отношении прав на налогообложение пересекающих национальные границы товаров и услуг, доходов и капиталов, а также отдельный юридических и физических лиц. Коллизии проистекают из фискального суверенитета государства, в соответствии с которым публичная власть самостоятельно и в полном объеме устанавливает объекты налогообложения, круг своих налогоплательщиков, размеры налоговых отчислений и способы взимания налогов.

Основные критерии для определения пределов национальной налоговой юрисдикции - резиденство и территориальность. Первый означает, что налогообложению подлежат все доходы резидента данной страны, независимо от местонахождения их источников (неограниченная налоговая ответственность) , а нерезиденты облагаются налогами только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность). Второй критерий предусматривает, что налогообложению в данной стране подлежат все доходы, извлекаемые в пределах ее территории, независимо от места проживания налогоплательщика.

Различные экономические интересы и возможности побуждают одни страны строить свои налоговые отношения на основе критерия резиденства, другие же - на базе принципа территориальности. Такая специфика определения объекта «национального» обложения ведет к двойному налогообложению, когда налогоплательщик проживает не в том государтсве, откуда поступает доход. Международное двойное налогообложение может быть связано и с особенностью определения налогового субъекта, когда несколько государств считают его своим налогоплательщиком. Если в одной стране правила резиденства основываются на определенном отрезке времени проживания на территории этой страны, а в другой - на факте содержания постоянного жилища на ее территории, то индивид может оказаться одновременно резидентом обоих государств. Двойное резиденство возможно и в отношении юридических лиц, так как разные страны применяют самые различные критерии определения их резидентва - место фактического управления, местонахождение основной производственной деятельности, место инкорпорации (регистрации, учреждения) компании и т.д.

В устранении двойного налогообложения доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых многократно возрастает при последовательном обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом. Налоговое бремя юридических и физических лиц, действующих в сфере международных экономических отношений, без устранения двойного налогообложения ожжет достигать таких размеров, что всякое участие в международном разделении труда для них станет экономически неоправданным.

Для избежания международного двойного налогообложения либо применяются односторонние меры (зачет уплаченных за рубежом налогов, отмена обложения доходов из иностранных источников), либо заключаются международные налоговые соглашения.

Устранение двойного налогообложения возможно в одностороннем порядке. Для этого страна постоянного местопребывания налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает неттодонором той страны, где ее предприятие осуществляет экономическую деятельность.

Наиболее эффективное средство для устранения международного двойного налогообложения - заключение налоговых соглашений между заинтересованными странами. Современной договорной практике известно несколько методов, направленных на избежание международного двойного налогообложения.

· Обычный вычет. Он означает, что обе договаривающиеся страны могут облагать доход налогом, но одна страна должна вычесть из суммы своего налога тот, который уплачен на этот же доход в другой договаривающейся стране. Такой метод можно встретить в налоговых соглашениях с Швецией.

· Освобождение иностранных доходов от налогообложения. На это ориентируются Франция, Аргентина, Венесуэла и др. Согласно данному методу исключительное право на налог с определенного вида доходов принадлежит одной из договаривающихся стран. Договоры, в которых использован этот метод, перечисляют отдельные виды дохода, облагаемые в одной стране и освобождаемые от налога в другой.

Различают две формы освобождения. Во-первых, оно может быть полным, когда доход, полученный в одном государстве, не учитывается при исчислении налога в другом. Например, доход, полученный в стране-источнике, не учитывается при исчислении налога в стране резидентсва. Как правило, такое освобождение распространяется лишь на некоторые строго определенные доходы:

Прибыль от международных перевозок;

Вознаграждение государственных служащих;

Доходы от независимой деятельности, т.е. литераторов, юристов (при условии отсутствия постоянного представительства);

Доходы студентов.

Вторая форма - освобождение с последовательностью или «освобождение с прогрессией», в соответствии с которым с облагаемого дохода налог взимается так, как если бы освобожденный от уплаты налога доход все же был обложен в пользу фиска.

Двойное экономическое налогообложение – это ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия (уплачивается налог на прибыль), а затем оставшаяся чистая прибыль идет частично на выплату дивидендов, и еще раз облагается налогом доход акционера (уплачивается налог на доходы физических лиц). Может существовать в одной стране.

Также двойным экономическим налогообложением считается, когда налог, ранее уплаченный, входит в облагаемую базу по другому налогу. Другими словами, образуется ситуация «налог на налог». Например, налогом на добавленную стоимость облагается стоимость продукции, включающая акциз.

Двойное юридическое налогообложение – ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же дохода два и более раза за один период. Также может быть и в одной стране при несостыковке общегосударственного и регионального законодательств.

Международное двойное налогообложение - это обложение сопоста­вимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогопла­тельщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени.

Страны осуществляют свою юрисдикцию в правовом отношении на основании либо гражданства, либо территориальности. Двойное налогообложение возможно, когда одна страна претендует на право взимать налог на основании факта проживания (либо граж­данства) налогоплательщика, а другая - на основании места получе­ния дохода. Также двойное налогообложение может возникать, если обе страны считают конкретного налогоплательщика своим резидентом или каждая из двух стран полагает, что доход получен именно на ее территории.

Напротив, антиналогообложение - это невключение объекта или субъекта налогообложения в налоговую систему двух (или более) стран. Оно означает отсутствие или уменьшение налогообложения. В этом случае снижается интерес предпринимателя к участию в раз­витии национальной экономики.

Методы устранения двойного налогообложения следующие:

    распределительный метод (принцип освобождения). В соответ­ствии с этим методом государство А не облагает налогом доход, который по соглашению облагается в государстве Б. В договорах между сторонами перечислены соответствующие виды доходов и объектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию;

    налоговый зачет (налоговый кредит) означает, что государство А исчисляет взимаемый им с резидента налог на основе совокупно­го дохода, включая доход, полученный в государстве Б, но далее из собственного налога вычитает суммы налогов, уплаченных в другом государстве;

    налоговая скидка уменьшает облагаемую базу на сумму уплачен­ного за рубежом налога, т. е. уплаченный налог рассматривается как расход, вычитаемый из суммы подлежащих налогообложе­нию доходов.

При заключении договоров об избежании двойного налогообложе­ния договаривающиеся государства обычно устанавливают, что на­логообложению на территории другого государства подлежит только та прибыль иностранного юридического лица, которая получена че­рез находящееся там постоянное представительство, т. е. это поня­тие используется для определения налогового статуса (но не органи­зационно-правовой формы) иностранного юридического лица. Если предположить некое иностранное лицо, не имеющее в России подоб­ного налогового статуса, то доходы, полученные из источников на ее территории, при наличии соответствующего международного согла­шения обложению налогом в России не подлежат.

Постоянное представительство возникает при соблюдении несколь­ких общих условий (критериев). В РФ установлены три таких условия: наличие фиксированного места деятельности (офис, монтажный объект, площадка склада и др.); постоянство места деятельности (обычно 12 ме­сяцев); осуществление иностранным лицом деятельности в России.

Двойное экономическое налогообложение – это ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия (уплачивается налог на прибыль), а затем оставшаяся чистая прибыль идет частично на выплату дивидендов, и еще раз облагается налогом доход акционера (уплачивается налог на доходы физических лиц). Может существовать в одной стране.

Также двойным экономическим налогообложением считается, когда налог, ранее уплаченный, входит в облагаемую базу по другому налогу. Другими словами, образуется ситуация «налог на налог». Например, налогом на добавленную стоимость облагается стоимость продукции, включающая акциз.

Двойное юридическое налогообложение – ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же дохода два и более раза за один период. Также может быть и в одной стране при несостыковке общегосударственного и регионального законодательств.

Международное двойное налогообложение - это обложение сопоста­вимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогопла­тельщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени.

Страны осуществляют свою юрисдикцию в правовом отношении на основании либо гражданства, либо территориальности. Двойное налогообложение возможно, когда одна страна претендует на право взимать налог на основании факта проживания (либо граж­данства) налогоплательщика, а другая - на основании места получе­ния дохода. Также двойное налогообложение может возникать, если обе страны считают конкретного налогоплательщика своим резидентом или каждая из двух стран полагает, что доход получен именно на ее территории.

бсубъекта налогообложения в налоговую систему двух (или более) стран. Оно означает отсутствие или уменьшение налогообложения. В этом случае снижается интерес предпринимателя к участию в раз­витии национальной экономики.

Методы устранения двойного налогообложения следующие:

Распределительный метод (принцип освобождения). В соответ­ствии с этим методом государство А не облагает налогом доход, который по соглашению облагается в государстве Б. В договорах между сторонами перечислены соответствующие виды доходов и объектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию;

Налоговый зачет (налоговый кредит) означает, что государство А исчисляет взимаемый им с резидента налог на основе совокупно­го дохода, включая доход, полученный в государстве Б, но далее из собственного налога вычитает суммы налогов, уплаченных в другом государстве;

Налоговая скидка уменьшает облагаемую базу на сумму уплачен­ного за рубежом налога, т. е. уплаченный налог рассматривается как расход, вычитаемый из суммы подлежащих налогообложе­нию доходов.


При заключении договоров об избежании двойного налогообложе­ния договаривающиеся государства обычно устанавливают, что на­логообложению на территории другого государства подлежит только та прибыль иностранного юридического лица, которая получена че­рез находящееся там постоянное представительство, т. е. это поня­тие используется для определения налогового статуса (но не органи­зационно-правовой формы) иностранного юридического лица. Если предположить некое иностранное лицо, не имеющее в России подоб­ного налогового статуса, то доходы, полученные из источников на ее территории, при наличии соответствующего международного согла­шения обложению налогом в России не подлежат.

Постоянное представительство возникает при соблюдении несколь­ких общих условий (критериев). В РФ установлены три таких условия: наличие фиксированного места деятельности (офис, монтажный объект, площадка склада и др.); постоянство места деятельности (обычно 12 ме­сяцев); осуществление иностранным лицом деятельности в России.