Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность кредитных учреждений. Система нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения

Как и любой другой орган власти специальной компетенции, ЦБ РФ вправе издавать подзаконные акты двух видов:

    нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;

    ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.

Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются Положением "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в редакции от 18.04.2002), утвержденные приказом ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает следующие виды обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц нормативных правовых актов:

    указания;

    положения;

    инструкции.

Все эти формы являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления, а также всех юр. и физ. лиц. Правила подготовки нормативных актов ЦБ РФ устанавливаются ЦБ РФ самостоятельно. Нормативные акты ЦБ РФ вступают в силу по истечению 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ – Вестнике Банка России. Нормативные акты ЦБ РФ не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на правоотношения, существовавшие до вступления нормативного акта в силу. Нормативные акты ЦБ РФ должны быть зарегистрированы Минюстом в установленном порядке.

Нормативные правовые акты ЦБ РФ.

    носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юридической силы (законам);

    регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой;

    обязательны для исполнения широким кругом лиц (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц). В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;

    вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров;

    не имеют обратной силы;

    в большинстве своем должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

    не подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ нормативные правовые акты ЦБ РФ, устанавливающие:

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    прямые количественные ограничения;

    правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ;

    порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ;

    иные нормативные акты ЦБ РФ, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Минюсте РФ. По общему правилу нормативные правовые акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Кроме того, в соответствии с Положением ЦБ РФ от 18.07.2000 № 115-ГТ "О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России", ЦБ РФ также вправе принимать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов . Такие разъяснения не являются нормативными правовыми актами, однако "обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБ РФ".

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты ЦБ РФ , устанавливающие:

    курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

    правила бухучета и отчетности для ЦБ РФ;

    порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ, а также иные акты.

Нормативные акты ЦБ РФ в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.

Нормативные акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суде в установленном порядке.

ЦБ РФ возможно принятие подзаконных ненормативных правовых актов и в других формах. В настоящее время ненормативными правовыми актами, издаваемыми ЦБ РФ, являются :

    разъяснения;

  • телеграммы.

Таким образом, ненормативные правовые акты ЦБ РФ характеризуются следующими отличительными чертами:

    они, как правило, обязательны для исполнения лишь для тех лиц, кому непосредственно адресованы;

    не являются нормативными, следовательно, не создают новых норм права и не могут изменять или дополнять положения нормативных правовых актов;

    направлены на разрешение и разъяснение конкретных аспектов банковской деятельности.

Банковское право. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

18. Акты Центрального банка РФ в системе источников банковского права

Центральный банк РФ вправе издавать подзаконные акты двух видов:

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;

Ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.

Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются Положением «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (в ред. от 18.04.2002), утв. приказом ЦБР от 15.09.97 № 02-395.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает следующие виды нормативных правовых актов:

Указания;

Положения;

Инструкции.

Нормативные правовые акты ЦБ РФ:

Носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юридической силы (законам);

Регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой;

Обязательны для исполнения широким кругом лиц. В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;

Вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров;

Не имеют обратной силы;

В большинстве своем должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

Не подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ нормативные правовые акты ЦБ РФ, устанавливающие:

Курсы иностранных валют по отношению к рублю;

Изменение процентных ставок;

Размер резервных требований;

Размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

Прямые количественные ограничения;

Правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ;

Порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ;

Иные нормативные акты ЦБ РФ, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Минюсте РФ.

автора

5. Источники банковского права: основные правовые акты и отдельные положения, составляющие банковское право Конституция Российской Федерации Источниками банковского права являются прежде всего следующие положения Конституции РФ: п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74; ст. 75; п. «г» ст. 83;

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

Глава 2 Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) Нормативная база1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».2. Положение Банка России от 29 июля 1998 г. № 46-П «О территориальных

Из книги Банковское право автора

2. Место банковского права в системе российского права Вследствие того, что банки занимают одно из центральных мест в рыночной структуре России и являются связующим звеном между различными экономическими субъектами внутри страны и зарубежными партнерами, вопрос о месте

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

3. Предмет банковского права. Метод банковского права Предметом банковского права являютсяобщественные отношения, возникающие в связи с осуществлением банковской деятельности. Понятие «банковская деятельность» не имеет законодательного закрепления, поэтому можно

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

104. Функции Центрального банка РФ Функции Центрального банка России регламентируются Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. Эти функции таковы:1. Во взаимодействии с

автора Кановская Мария Борисовна

9. Место банковского права в системе российского права По поводу места банковского права в системе российского права существует несколько точек зрения.Одни специалисты данной сферы считают, что банковское право – это подотрасль финансового права.Другие полагают, что

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

14. Общая характеристика источников банковского права Источники банковского права – это совокупность официально определенных внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, то есть формы внешнего содержания

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

16. Подзаконные нормативные правовые акты как источник банковского права Правом издавать нормативные правовые акты подзаконного характера, регулирующие банковские правоотношения в РФ наделены: ?Президент Российской Федерации; ?федеральные органы исполнительной

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

47. Функции Центрального банка РФ Функции ЦБ РФ заключаются в следующем: ?разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; ?монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать наличное

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

48. Компетенция Центрального банка РФ Компетенция ЦБ РФ – это его полномочия (права, обязанности и предметы ведения), необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций. ЦБ РФ реализует пять направлений своей компетенции: ?как важнейший

автора Кановская Мария Борисовна

9. Правовой статус Центрального банка РФ Правовой статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в первую очередь Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Этот

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

10. Функции Центрального банка РФ Функции ЦБ РФ заключаются в следующем: разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать наличное

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

11. Компетенция Центрального банка РФ Компетенция ЦБ РФ – это его полномочия (права, обязанности и предметы ведения), необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций. ЦБ РФ реализует пять направлений своей компетенции: как важнейший

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Функции Центрального банка ЦБ – государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Значение: он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. Эталон – Банк Англии.

Из книги Деньги, банковский кредит и экономичские циклы автора Уэрта де Сото Хесус

Институт центрального банка Так началось длительное противостояние между защитниками свободы банковской деятельности и адептами центрального банка. Последние выдвинули следующие доводы против банковской школы и сторонников свободной банковской деятельности.Первый


Основную массу подзаконных нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, принимает Центральный банк РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции ЦБ РФ. Нормативные акты Банка России:
- обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц;
- не могут противоречить федеральным законам;
- вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров;
- не имеют обратной силы;
- должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Наиболее значимыми среди нормативных актов Банка России следует назвать Положение ЦБ РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ», Инструкцию ЦБ РФ от 23 марта 1999 г. № 79-И «О специальных счетах нерезидентов типа «С», Инструкцию ЦБ РФ от № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности», Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ», Инструкцию ЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ» и другие.

31. Конституционные основы банковской деятельности.
Конституция РФ содержит ряд важных для банковского права норм. Во-первых, она устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти. Регулирование банковской деятельности на уровне субъектов Федерации не допускается, поскольку согласно п. «ж» ст. 71 Конституции, установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в исключительном ведении РФ.
Во-вторых, Конституция РФ содержит нормы, регулирующие денежно-кредитную систему РФ в целом. Она устанавливает, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, при этом Конституция закрепляет принцип независимости Центрального банка РФ от других органов государственной власти при осуществлении им своей основной функции - защите и обеспечении устойчивости рубля.
Статья 103 Конституции РФ устанавливает основы назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ.
В-третьих, на конституционных нормах зиждется право граждан на предпринимательскую деятельность, в том числе путем предоставления банковских услуг. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Введение

Тема преддипломной практики - Развитие государственного регулирования банковской системы Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки - это одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей экономической формации. Актуальность выбора темы работы связана с видением автором проблем белорусских банков по формированию ресурсной базы и эффективному их размещению в условиях снижения уровня инфляции и ужесточения требований органов, регулирующих банковскую сферу. Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Цель преддипломной практики - изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.

Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в нашем сознании так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной роли не звучит с должной убедительностью. Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков - это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела.

При написании отчета использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников. А также вырезки из статей газет и журналов таких, как ""Национальная Экономическая Газета"", ""Вестник Ассоциации белорусских банков"".

В Республике Беларусь первые нормативные правовые акты, направленные на регулирование порядка создания деятельности банков были приняты лишь в 1990 г.: Закон "О Национальном банке Республики Беларусь" и Закон "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Впоследствии данные законы в связи с принятием Банковского кодекса Республики Беларусь (2000 г.) утратили силу.

Как сложному экономико-правовому явлению банковской деятельности свойственен дуализм функций: с одной стороны - это обеспечение деятельности субъектов хозяйствования (предпринимательства), а с другой - собственно хозяйственная (предпринимательская) деятельность.

Законодательство о банковской деятельности. Нормативные правовые акты, обеспечивающие регулирование отношений в сфере банковской деятельности могут быть разделены на две группы:

  • 1. Нормативные правовые акты, определяющие порядок создания и деятельности банков, а также порядок прекращения их деятельности (Банковский кодекс и иные нормативные правовые акты).
  • 2. Нормативные правовые акты, определяющие порядок совершения банковских операций (Банковский кодекс, иные нормативные правовые акты).

В соответствии со ст. 2 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК) Банковское законодательство Республики Беларусь - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.

К актам банковского законодательства относятся:

  • - законодательные акты Республики Беларусь;
  • - распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер;
  • - постановления Правительства Республики Беларусь;
  • - нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь;
  • - нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления на основании и во исполнение Банковского кодекса и иных законодательных актов Республики Беларусь.

Банковская система Республики Беларусь - это составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки.

В соответствии со ст. 7 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Правовой статус, цели и функции Национального банка Республики Беларусь определены главой 4 Банковского кодекса.

Согласно ст. 24 БК Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

  • - осуществляет эмиссию денег;
  • - регулирует денежное обращение;
  • - регулирует кредитные отношения;
  • - организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
  • - является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
  • - осуществляет валютное регулирование;
  • - организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные статьей 14 Банковского кодекса.

Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в форме акционерного общества или унитарного предприятия в порядке, установленном Банковским кодексом и иным законодательством Республики Беларусь. банк правовой коммерческий

Доктринальная классификация банков учитывает самые различные критерии, среди которых наиболее важными являются: виды осуществляемых банками операций, обслуживаемые банками отрасли, организационно-правовые формы и формы собственности. Учредительным документом банка является устав, утверждаемый в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы (акционерное общество или унитарное предприятие).

В уставе банка должны содержаться:

  • - наименование банка с учетом требований, установленных Банковским кодексом;
  • - указание на его организационно-правовую форму;
  • - сведения о месте нахождения банка (месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка);
  • - перечень банковских операций в соответствии с Банковским кодексом, а также видов деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) банком, если их указание предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;
  • - сведения о размере уставного фонда;
  • - сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
  • - иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Банк должен иметь наименование, соответствующее требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова "банк", а также на его организационно-правовую форму (акционерное общество или унитарное предприятие).

Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слово "банк", за исключением юридических лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковской деятельности. Уставный фонд банка формируется из вкладов (имущества) его учредителей (участников). Уставный фонд банка определяет минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Весь уставный фонд должен быть объявлен в белорусских рублях. Пересчет иностранной валюты в официальную денежную единицу Республики Беларусь осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату внесения денежного вклада в уставный фонд (дату поступления денежных средств для зачисления на временный счет в соответствии с частью второй статьи 76 Банковского кодекса).

Исследование зарубежного опыта нормативных документов, регулирующих банковскую деятельность

Банковская деятельность в странах с рыночной экономикой получила свое правовое выявления в многочисленных законодательных и нормативных актах различной юридической силы. Эти источники банковского права чрезвычайно различны по содержанию, форме и значению в правовом регулировании банковских правоотношений. С одной стороны, основой банковского законодательства в зарубежных странах является система уставных законов, то есть таких, которые определяют правовое положение банков (центрального и коммерческих банков), а с другой - эта группа законов и нормативных актов, регулирующих различные аспекты банковской деятельности, устанавливая режимы осуществление банковских операций на территории того или иного государства.

Для банковского права зарубежных стран характерно использование широкого спектра различных по юридической природе источников, определяется спецификой субъектов, объекта и методов банковского регулирования. Рассмотрим основные источники банковского права.

1 Национальное банковское законодательство, составляет систему нормативных актов, нормы которые регулируют банковские правоотношения. Это, прежде всего законы. В США действует развитая система законодательных актов, характеризуется тщательностью правовой регламентации всех сторон банковской деятельности. Это Закон о национальной валюте (1863), Закон о деятельности национальных банков (1864), Закон о Федеральной резервной системе (1913), Закон Еджа о международных банковских операциях (1919), Закон Макфеддена о деятельности иностранных банков (1927), законы о финансовой деятельности (1933, 1935), Закон об эмиссии ценных бумаг (1933), Закон о кредитовании собственников жилья (1933), Закон о банковских холдинговых компаниях (1956), законы о слиянии банков (1960, 1966, 1994), Закон о защите банков (1968), Закон об одинаковых кредитных возможностях (1974), Закон о правильном погашения кредита (1977), Закон о праве на финансовую тайну (1978), Закон Хорошая - Сен-Жермена о депозитных институтах (1982), Закон о Федеральной резервной системе США (1995) и др. Крупнейшим по объему законодательным актом, где значительную часть статей посвящено регулированию банковских сделок, является Единый торговый кодекс США (1962), который называют "кодексом банкиров".

Следует отметить, что законодательство США, регулируя банковскую деятельности, в течение полувека оставалось неизменным, т.е. характеризовалось стабильностью и консерватизмом правовых актов. Лишь в 70 и 80-х годах законодательные органы США пересмотрели правовые ограничения, ослабили административный контроль за банками и предоставили им возможность эффективно работать в условиях жесткой конкуренции. Некоторые изменения банковского законодательства в плане его либерализации были проведены и в последние годы. Для США характерно отсутствие единого банковского законодательства, правовое регулирование банковской деятельности осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов. Каждый штат вправе регулировать банковскую деятельность по своим собственным законам, и это находит отражение в банковском законодательстве страны.

К сравнению с законодательством США банковское законодательство Германии всегда отмечалось либерализацией правового регулирования в этой сфере. Среди банковских законов можно назвать Закон о Немецком Федеральном банке (в редакции от 16.07.1994 г), Закон о банках Федеративной республики Германии (1957), Закон о кредитной политике (1993), Закон о Немецком кооперативном банке (1975), Закон о Немецком компенсационном банке, Закон о сберегательных кассах, Закон об ипотечных банках (1990).

В Других европейских странах также действуют законы, определяющие правовое положение банков, например, во Франции - закон "Об Уставе банка Франции" (1993), "О деятельности и контроль за деятельностью кредитных учреждений" (1993). В Великобритании действует Закон о национализации (1946), законы о банковской деятельности (1979, 1987) и Закон о Банке Англии (1998), а правовое положение банков, действующих в формах и торговых обществ, регулируется законодательством о торговых товариществах. В Швейцарии деятельность банков, их регулирование и контроль определяются в соответствии с Федеральным банковским законом: О банках и сберегательных кассах (от 08.11.1934 г) и Закона "Швейцарский Национальный банк" (2003).

Законодательную основу современной банковской системы России было создано в 1990 г. с принятием законов "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности" Федеральный Закон "О Центральном банке Российской Федерации" от 27 июня 2002 предусматривает более четкое и детальное описание функций главного банка страны, дает право Центральному банку России издание нормативных актов, обязательных для выполнения всеми юридическими и физическими лицами и органами государственной власти Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" (2006 г.) определяет три основных принципа: либерализации я ведения банковской деятельности, усиление мер по обеспечению устойчивости банковской системы России.

В отличие от развитых стран Европы и США, где действует разветвленная система законов, в Японии незначительное количество законодательных актов регламентирует банковскую деятельность (в 1997 г. парламентом Японии принят то пакет законов по реформе банковской системы и новую редакцию Закона о банке Японии). В Японии банки в своей деятельности руководствуются устными распоряжениями Министерства финансов, которые не имеют силы с АКОН, однако банки должны их выполнять.

Важное место в иерархии источников банковского права занимают коммерческие (торговые) кодексы ведущих зарубежных стран (Германии, США, Франции, России, Швейцарии, Японии), в которых содержатся нормы, посвященные некоторым аспектам регулирования банковской деятельно.

Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации имеется значительное количество статей (кредит, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение ценностей в банке, банковская тайна и т.п.), которые регулируют банковские правоотношения. Во Французском Коммерческом кодексе и Немецком торговом положении содержатся нормы, касающиеся банковских операций.

Источниками правового регулирования банковской деятельности в зарубежных странах иногда выступают нормативные акты, издаваемые главами государств и органами исполнительной власти (постановления правительства, акты финансовых органов). В России, например, указы Президента Российской Федерации регулировали вопросы валютных отношений. Актами правительства часто вводятся валютные ограничения. Так, в 1971 г. в Швейцарии был принят акт, который и предоставил правительству возможность принимать меры по защите валютной системы страны без консультаций с парламентом.

Значительный по объему блок банковского законодательства составляют положения, инструкции, правила, выдаваемых банками, а также многочисленные формуляры, используемые в банковской практике для оформления банковских сделок, акты локального регулирования (например, уставы банков и их ассоциаций), правила обслуживания клиентов, о службах банк.

В качестве примера можно назвать Кодекс добросовестной банковской практики, принятый Британской банковской ассоциацией, Кодекс банковской деятельности Ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга, видим играют важную роль в регламентировании отношений банков с клиентами, в регулировании деятельности банковских учреждений. Существенное значение для банковского права составляют правовые обычаи и обычаи деловых кругов.

Международные конвенции и договора в сфере банковского права, ратифицированные парламентами стран, также относятся к источникам банковского права. Например, Женевские вексельные конвенции 1930 г. (Единый вексельный закон), Женевские чековые конвенции 1931 г. (Единый закон о чеках), Оттавская конвенция УНИДРУА 1988 (О международном факторинге), Маастрихтский договор 1992г., Амстердамский договор 1997г., Сорок рекомендаций Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) (Международный договор от 24 сентября 2003г.).

Международные обычаи, сформировавшиеся в межбанковской практике становятся объектами международной унификации в рамках Международной торговой палаты (МТП), являются актами неофициальной кодификации международных обычаев. В банковском праве к ним можно отнести Унифицированные правила МТП по инкассо в редакции 1995г., Унифицированные правила и обычаи МТП дня документарных аккредитивов в редакции 1993г., Унифицированные правила МТП по договорным гарантиям в редакции 1978г.

В сфере международной банковской деятельности важное место занимают международные банковские стандарты, которые разрабатывает Международная организация стандартизации (ISO) Стандарты собой совокупность технических требований к оформлению банковских документов, соблюдение которых имеет правовое значение, поскольку их используют в международной банковской практике.

В странах, принадлежащих к англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Канада и др.), где действует прецедентное право, важную роль в правовой регламентации банковской деятельности играет судебная и арбитражная практика, то есть решение судебных органов и арбитражей по конкретным делам с участием банков, а также прецеденты, создаваемые Судом.

Важным элементом правового регулирования банковской деятельности в различных странах являются нормативно-правовые акты международных организаций, применяемые на территории их государств-участников. Так, с образованием Международного валютного фонда (МВФ) 1944 г.

Международной валютно-кредитной организации, имеющей статус специализированного учреждения ООН, важнейшей источником правового регулирования банковской деятельности, особенно центральных эмиссионных банков, стал в МВФ - документ международно-правового характера. Устав МВФ играет важную роль в развитии международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроль за их соблюдением, регулированием порядка осуществления системы платежей при заключении международных валютных соглашений, межбанковских соглашений о порядке ведения расчетов и других вопросов Примером Европейского сотрудничества в сфере банковского регулирования является ЕС и Европейская Комиссия, наделены правом принятия нормативных актов, которые имеют юридически обязательный характер для государств - членов ЕС. Совокупность таких актов (регламенты, решения, директивы, регулирующие банковскую деятельность в рамках ЕС) получила название Европейского банковского законодательства. Для таких банковских директив следует отнести и: Директиву ЕС от 12 декабря 1977 г. "О Координацию законов, правил и административных положений, регулирующих организацию и ведение бизнеса кредитных организаций", Директиву ЕС от 17 апреля 1989 г. "О собственных средств кредитных организаций", Директиву ЕС от 15 мая 1994 г. "О схемах по защите вкладов в кредитных организациях", Директиву ЕС от 29 июня 1995 г. "Об улучшении надзора за кредитными организациями", Директиву ЕС от 14 июня 2006 г" Об учреждении и последующей деятельности кредитных учреждений ".

Важная роль в этом плане также принадлежит Европейскому центральному банку, который принимает нормативные документы, как: "Роль Евросистемы в сфере контроля за платежными системами" (июнь 2000 г.), "Стандарты контроля за системами розничных расчетов в евро" (июнь 2001 г.), "Достижения безопасности в системе расчетов электронными деньгами "(май 2003) и другие, которыми установлены базовые правовые принципы контроля за платежными системами стран еврозоны и основные функции центрального банка в сфере контроля банковского сектора.

Подводя итоги рассмотрения вопроса об источниках банковского права в зарубежных странах, можно сделать следующие выводы:

  • 1) в ведущих зарубежных странах сложилась и развивается разветвленная система банковского законодательства, которая состоит из правовых норм, которые традиционно принадлежат к нормам публичного и частного права;
  • 2) в банковском законодательстве зарубежных стран следует выделить две большие группы правовых норм: а) нормы, обеспечивающие стратегическое регулирование банковской деятельности, которые имеют стабильный и длительный и характер б) нормы, обеспечивающие оперативное регулирование и содержатся, как правило, в подзаконных нормативных актах
  • 3) для национальных систем банковского права характерно включение не только источников внутреннего государственного права, но и источников международного права: международных договоров, международных обычаев. Важным моментом, характеризующим банковское законодательство зарубежных стран, является тенденция к его сближению и унификации, особенно после создания ЕС и формирования Национального европейского права.

Таким образом, правовая регламентация банковской деятельности в зарубежных странах характеризуется множеством и разнообразием различных по юридической природе источников банковского права, высокоразвитой системой нормативных актов о банках и банковской деятельности, тщательностью их правовой регламентации и проникновением иностранных элементов в национальное банковское законодательства.

Что устанавливает положение Банка России 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
  • 128875 Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Содержание Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  • 113890 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Федеральный закон о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ. Понятия и определения закона об отмывании, связанные с легализацией доходов. Контроль, ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем.
  • 101301 Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Содержание Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
  • 98321 Полная стоимость кредита Полная стоимость кредита. Формула полной стоимости кредита. Порядок расчета полной стоимости кредита. Что входит в полную стоимость кредита.
  • 79168 Положение Банка России № 385-П Положение Банка России № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Что определяет положение Банка России № 385-П.
  • 72044 Инструкция Банка России № 139-И Инструкция Банка России № 139-И «Об обязательных нормативах банков». Что устанавливает инструкция Банка России № 139-И.
  • 46552 Положение Банка России № 283-П Положение Банка России № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери». Что определяет положение Банка России № 283-П.
  • 38883 Положение ЦБ РФ 266-П Положение № 266-П ЦБ РФ от 24 декабря 2004 года «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Положение 266-П ЦБ РФ регламентирует деятельность банков в сфере платежных карт.
  • 23846 Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» Федеральный закон "О национальной платежной системе" № 161-ФЗ (НПС). Устанавливает правовые и организационные основы НПС и ее субъектов, определяет порядок оказания платежных услуг.
  • 23282 Рекомендации ФАТФ Рекомендации ФАТФ для национальных законодательств. Содержание 40 рекомендаций ФАТФ. Основания для рекомендаций ФАТФ. Решения Совета безопасности ООН относительно рекомендаций ФАТФ.
  • 22681 Закон о потребительском кредитовании Суть закона о потребительском кредитовании. Важные положения закона.
  • 20028 Налоговый кодекс РФ Что устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации. Краткое содержание Налогового кодекса РФ.
  • 19913 Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях» Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях». Содержание и объяснение закона «О кредитных историях».
  • 17811 Закон о страховании вкладов Дата подписания закона о страховании банковских депозитов. Содержание закона о страховании вкладов.
  • 13538 Специальные рекомендации ФАТФ Девять рекомендаций ФАТФ. Рекомендации ФАТФ и международные соглашения. Обязательность специальных рекомендаций ФАТФ.
  • 11760 Валютное законодательство РФ Валютное законодательство Росийской Федерации (валютное законодательство РФ) - это Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003 года и принятые в соответствии с ним федеральные законы.
  • 10254 Системно значимая платежная система Требования к системно значимой платежной системе. Какие расчетные системы признаны системно значимыми.
  • 8252 Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Содержание закона об ипотеке (залоге недвижимости).
  • 7841