Социально-культурные мероприятия.

Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому в территориальных бюджетах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от  

Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с развитием и совершенствованием системы народного образования, финансированием науки и культуры, удовлетворением потребностей населения в медицинском обслуживании , осуществлением социального обеспечения населения и проведением социальной политики , необходимостью проведения государственной молодежной политики и финансовой поддержки средств массовой информации (табл. 6.1).  

Совокупность расходов на народное образование включает финансирование дошкольного образования, начального и общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, профессиональной подготовки кадров, высшего образования. Расходы на образование являются главной составляющей статьи расходов на социально-культурные мероприятия, их доля в 1997 г. составила 41,6% общего объема расходов этой статьи в консолидированном бюджете Российской Федерации , что по сравнению с 1996 г. меньше на 2,9%.  

При исчислении среднего расхода на социально-культурные мероприятия (просвещение, здравоохранение и т.д.) в расчете на душу населения общая сумма расходов на эти мероприятия делится на среднегодовую численность населения.  

Самое существенное изменение в структуре расходов государственного бюджета в 1997 г. по сравнению с 1996 г. наблюдалось по статьям расходов на социально-культурные мероприятия и между-  

РАСХОДЫ НА СОЦИАЛЬНО.КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ  

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение , социальную помощь , культуру и искусство, средства массовой информации . Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом  

Расходы на социально-культурные мероприятия за счет средств бюджета и внебюджетных фондов из них  

Объем М. б. характеризуется след, данными краевые и областные бюджеты в 1962 г. составили 4,1 млрд. руб., бюджеты городов республиканского подчинения и др. городов - 7,7 млрд., районные бюджеты - 4,5 млрд., поселковые бюджеты - 0,4 млрд., сельские бюджеты - 0,8 млрд. руб. В М. б. поступают доходы от местных предприятий и имуществ (отчисления от прибыли промышленных и др. предприятий и хозяйственных организаций местного подчинения, арендные доходы от коммунальных, с.-х. и др. имуществ местных Советов), а также местные налоги и сборы. Эти доходы составляют примерно 30% объема М. б. Кроме того, нек-рые государственные налоги и сборы непосредственно зачисляются в доходы М. б. им передаются также в порядке бюджетного регулирования (см.) крупные суммы отчислений от государственных доходов - налога с оборота, подоходного налога с колхозов, государственных налогов с населения, лесного дохода и др. Из М. б. финансируются промышленные, коммунальные, транспортные и др. предприятия и организации местного подчинения, различные с.-х. учреждения и мероприятия, широкая сеть социально-культурных учреждений (школ, детских садов, больниц и др.), местные органы государственной власти и т. д. Основное место в М. б. занимают расходы на социально-культурные мероприятия, достигающие почти 2/з их общего объема и более /з расходов государственного бюджета на эти цели на народное х-во ассигнования составляют 35% всех расходов М. б., на содержание исполнительных комитетов местных Советов, их отделов- 2,5%. М. б. являются финансовой базой местных Советов, способствуют проявлению их инициативы с целью развития местного х-ва, наиболее полного использования местных сырьевых и топливных ресурсов, расширения сети социально-культурных учреждений с учетом конкретных условий и потребностей. Система М. б. стимулирует выявление возможностей роста доходных источников, мобилизацию резервов в х-ве, эффективное и экономное использование бюджетных средств на местах. Местные Советы заинтересованы в выполнении и перевыполнении на своей территории планов поступлений общегосударственных доходов и налогов, от к-рых они получают крупные суммы отчислений.  

РАСХОДЫ НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ-см Финансирование социально-культурных мероприятий.  

По сравнению с 1950 г. расходы на финансирование х-ва возрастают более чем в 5 раз. Помимо бюджетных средств , на эту цель выделяются значительные банковские кредиты в 1963 г. - 36,4 млрд. леев. В расходах на народное х-во большой удельный вес занимают ассигнования на капитальные вложения в 1964 г. - 38,8 млрд. леев, в т. ч. 25,7 млрд. из средств государственного бюджета . Ок. 60% капиталовложений направляется в пром-сть, в первую очередь - в тяжелую. На просвещение, науку и культуру ассигнуется 37,5% всех расходов на социально-культурные мероприятия, на здравоохранение - 25,8, социальное страхование и обеспечение - 36,7%. Средства государственного социального страхования формируются за счет взносов государственных предприятий в размере от 6,5 до 15% фонда зарплаты. Бюджет государственного социального страхования находится в ведении профсоюзов.  

Расходы на социально-культурные мероприятия - 264  

Для расходной части бюджета характерны большие затраты на выплаты жалования государственным служащим (включая военнослужащих) в бюджете 1959 г.-9,7 млрд. шилл., или 24% всех расходов. На капиталовложения (в основном строительство шоссейных и железных дорог) выделено 6,8 млрд. шилл. на дотации государственным предприятиям - 2,8 млрд. шилл. А., взявшая на себя обязательство соблюдать нейтралитет, расходует сравнительно небольшие суммы на военные цели. Однако в последние годы военные ассигнования увеличиваются в 1956 г. (вместе с жалованьем военнослужащих)-0,5 млрд. шилл., в 1957 г.- 1,5 млрд. и в 1959 г. - 2,2 млрд. шилл. Расходы на социально-культурные мероприятия составляют ок. 5% расходов бюджета.  

Третье место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, на профессионатъно-техническое и среднее специальное образование - примерно 50%, на социальную политику - около 50%, культуру и искусство - более 20%.  

В современных условиях без усиления социальной ориентации государственного бюджета не обойтись. Государство должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения . Вместе с тем по мере перехода к рынку традиционный набор бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия (содержание школ, больниц, детских дошкольных учреждений и т.д.) будет пополняться новыми видами затрат . Например, для того чтобы у трудящихся в условиях свободных цен и высокой инфляции не снижался уровень жизни , в бюджете должны предусматриваться ассигнования на обеспечение индексации доходов работников с твердофиксированными  

Расходы на социально-культурные мероприятия из государсттенйс го бюджета и Других источников, i......................,.,.. - 1... 17  

Средства на социально-культурные мероприятия организаций и для учреждений, осуществляющих их в составе промышленности, планируют на основе показателей плана по развитию сети и континген-тов техникумов, школ, курсов подготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов, а также детских домов и садов. При этом используют данные, характеризующие их количество и деятельность, среднегодовой контингент, численность работников , ставки, нормы расходов на учебные затраты, питание и др., отчеты об исполнении смет и планов финансирования за прошлое время. В составе расходов на социально-культурные мероприятия значителен удельный вес заработной платы.  

В СССР за счет средств С. о. осуществляется пенсионное обеспечение по старости не-к-рых категорий трудящихся (напр., персональные пенсии), а также инвалидов войны, сирот и инвалидов от рождения трудоустройство инвалидов, их обучение и переквалификация содержание домов инвалидов пенсионное обеспечение семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава выдача пособий многодетным и одиноким матерям. Важной задачей С. о. является создание возможностей для возвращения к груду тех членов социалистич. об-ва, к-рые по тем или иным причинам потеряли способность к труду, и материальное обеспечение трудящихся при наступлении старости. Принятый пятой сессией Верховного Совета СССР в 1956 г. Закон о государственных пенсиях явился новой важной вехой в улучшении С. о. Широкие мероприятия в СССР проводятся по трудовому устройству инвалидов, их обучению и переобучению и по содержанию домов инвалидов. 90% инвалидов Отечественной войны и более 60% инвалидов труда занимаются сейчас общественно полезным трудом. Большую работу по определению и изучению условий труда инвалидов проводит Врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК). Из государственного бюджета СССР с каждым годом расходуются все более крупные денежные средства на С. о., что видно из след, данных (без пособий многодетным и одиноким матерям) в 1955г. - 2,6 млрд. руб,. в 1960 г. - 6, 5 млрд., в 1962 г. - 7,7 млрд. руб. В бюджете 1963 г. (план) расходы на С. о., социальное страхование и государственные пособия многодетным и одиноким матерям достигают 39% всех расходов на социально-культурные мероприятия против 23% в 1940 г. По утвержденному государственному бюджету СССР на 1964 г. ассигнования на государственное социальное страхование и С. о. предусмотрены в 12,7 млрд. руб. С. о. осуществляется рядом организаций и в первую очередь мин-вами

Cтраница 1


Социально-культурные мероприятия финансируются в основном через специализированные бюджетные фонды, к-рые получают бюджетные дотации и субсидии. Расходы на социальное страхование проходят по особому автономному фонду социального страхования.  

На социально-культурные мероприятия выделяется 40 % всех расходов государственного бюджета. Расходы на национальную народную армию составляют всего 2 % расходов бюджета.  

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства создается только в научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организациях, переведенных на новую систему экономического стимулирования и материального поощрения, за счет 40 - 50 % средств, поступающих в институт (организацию) согласно подпунктам а и б пункта 24 настоящего постановления или в соответствии с другими системами экономического стимулирования и материального поощрения.  

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства образуется в целях создания коллективной заинтересованности трудящихся в результатах своего труда и является источником увеличения их реальных доходов, идущих на повышение культурно-технического уровня. Он представляет собой часть общественных фондов потребления и стимулирует усилия коллектива на повышение эффективности производства. Этот фонд также создается из прибыли предприятия на тех же принципах и условиях, что и фонд материального поощрения. Средства его используются на удовлетворение первоочередных социальных нужд коллектива предприятия.  

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства образовывается в размере 50 % от величины ФМП.  

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства образуется за счет отчислений от прибыли по специальным нормативам, отдельно за каждый процент увеличения плановой прибыли по сравнению с предыдущим годом и за каждый плановый процент рентабельности. Средства этого фонда расходуются на строительство и капитальный ремонт жилых домов и культурно-бытовое обслуживание работников депо.  

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства предназначен для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, а также для улучшения культурно-бытового обслуживания рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятий. Этот фонд на предприятиях железнодорожного транспорта также образуется за счет отчислений от прибыли.  

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства может образовываться по особым нормативам по фондообразующим показателям (в таком же порядке, как и образование фонда материального поощрения), но чаще всего на практике размер этого фонда определяется в процентах к фонду материального поощрения.  

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в год перехода на новую систему формируется за счет средств из фонда строительно-монтажной организации, предусмотренных в финансовом плане (на период с момента перехода на новую систему) на проведение социалино-культур ных мероприятий: i строительство культурно-бытовых помещений и жилой площади и части отчислений от прибыли по дополнительным обязательствам.  

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства на предприятиях нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности составляет 40 - 50 % к фонду материального поощрения. Фактически фонды материального поощрения и социально-культурных мероприятий и жилищного строительства могут быть больше или меньше в зависимости от выполнения плана по объему реализованной продукции, росту производительности труда, удельному весу продукции высшей категории качества, а также плана по выпуску важнейших видов продукции в течение года.  

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства предназначен для удовлетворения первоочередных социальных нужд коллективов предприятий и расходуется на финансирование строительства и капитального ремонта жилых домов, стадионов, спортивных площадок, пионерских лагерей, приобретение путевок, медикаментов, проведение оздоровительных мероприятий, улучшение культурно-бытового и медицинского обслуживания. Этот фонд принадлежит к числу общественных фондов потребления.  

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства состоит полностью из прибыли.  

Фонд социально-культурных мероприятий г - жилишно-о строительства - поощрительный фонд предприятий, переведенных на НОВУЮ систему планирования и экономического стимулирования. Этот фонд образуется за счет отчислений от прибыли в установленных нормативах и расходуется: на строительство и капитальный ремонт жилых домов, клубов, домов отдыха, санаториев, пионерских лагерей, детских садов и других объектов культурно-бытового назначения; на улучшение культурно-бытового и медицинского обслуживания работников предприятия, физкультурные мероприятия и другие культурно-бытовые нужды. Для учета предназначен счет Л1 87 Фонды экономического стимулирования и специального назначения, субсчет № 2 Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Этот счет кредитуют на сумму отчислений от прибыли в фонд и при этом дебетуют счет № 80 Отвлеченные средства за счет прибыли. Отчисления от прибыли производятся один раз в год в размере 10 % суммы общей фактической прибыли за вычетом из нее платы за производственные основные фонды. Амортизационные отчисления зачисляются в фонд ежемесячно в размере до 30 % отчислений на полное восстановление основных средств. Выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества зачисляется в фонд по мере ее поступления.  

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы.

В структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы:

  • 1) традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого;
  • 2) элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой;
  • 3) массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Культурно-массовое мероприятие во всем его многообразии и всех разновидностях - необычайно сложное культурологическое явление. О его сложности можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет подходы к его организации варьировались неоднократно. Как получить максимальную отдачу от проведения культурно-массового мероприятия? Вполне естественно, что единой модели нет и быть не может. Но существует общая методологическая проблема: мы часто забываем, что в клубном деле не бывает мелочей. Каждый прием и каждая культурно-досуговая технология должны быть осмыслены всесторонне.

Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи.

В зависимости от целей и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

  • 1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные представления.
  • 2. Рекламно-коммерческие (ярмарки, презентации, распродажи и т.д.).
  • 3. Деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).
  • 4. Иные массовые мероприятия: к ним можно отнести свадьбы, банкеты и собрания по поводу различных юбилеев, торжеств.
  • - организация выставочной экспозиции нескольких десятков фирм с образцами их продукции и рекламой оказываемых ими услуг;
  • - проведение в ходе ярмарки презентации фирм, которая состоит в представлении фирмы или ее нового изделия;
  • - короткие выступления руководителей фирм и их ведущих специалистов, в которых гостям выставки или презентации предлагаются итоги и планы деятельности фирмы и ее продукции;
  • - проведение распродажи ярмарочных образцов и определенного количества изделий и продукции фирмы;
  • - дополнение деловой части ярмарки и презентации развлекательной программой, концертными выступлениями и угощением гостей.

К частным методикам социально-культурной деятельности относятся методики массовых, групповых и индивидуальных форм воздействия.

Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм социально-культурной деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов, ибо массовые формы являются самыми трудоемкими и сложными по организации и проведении

Массовые формы социально-культурной деятельности носят активный характер, являются эффективным способом формирования общественного мнения. В каждой массовой форме социально-культурной деятельности имеются 4 основных компонента методики; содержание, композиция, набор средств художественного воздействия, аудитория и ее расположение в пространстве.

Праздники связанны с массовостью, большим количеством людей. Массовые формы предполагают большое количество людей, одновременно и в одинаковой степени участвующих в воспитательных, развлекательных мероприятиях учреждения досуга.

Характерные особенности массовой аудитории:

  • - Состав массовой аудитории нестабилен, он меняется от мероприятия к мероприятию даже в течение одной акции.
  • - При значительном сходстве устремлений и интересов массовой аудитории, она состоит из людей, заметно отличающихся друг от друга. Даже сравнительно однородная аудитория (вечер старшеклассников, профессиональные праздники) объединяет людей разных вкусов, склонностей, интересов.
  • - В целом, фактор публичности благоприятен для формирующего воздействия, но налагает некоторые ограничения, так в содержании массовых форм приоритет должен отдаваться проблематике, тематике, которые затрагивают общие взгляд, чувства.

Организационно-методические черты массовых мероприятий: популярность изложения фактов, средства и приемы активизации аудитории должны иметь сильную эмоциональную окраску, тщательно разрабатываются эпизоды, которые построены на общих действиях, собравшихся, на ярком проявлении общих чувств.

Аудиторию массовых мероприятий надо целенаправленно формировать. Лишь в некоторых случаях (праздники, гуляния, ярмарки) приглашаются все.

Массовая форма имеет верхний и нижний предел в зависимости от формы мероприятия, (например: аудитория диспута должна быть многочисленной, чтобы были представлены различные точки зрения. Но собрав слишком большую аудиторию, можно сорвать диспут, каждый не выскажет свое мнение) Стабилизация массовой аудитории должна быть предметом постоянной заботы. Если мероприятие прошло сухо, формально, то на следующей встрече вы будете иметь вновь дело нестабильной аудиторией.

Формы организации массовой аудитории:

  • - лекции, доклады, информации; конференции;
  • - экскурсии, концерты, представления, диспуты;
  • - вечера отдыха, массовые праздники, шествия, демонстрации;
  • - массовые гуляния, карнавалы, аукционы;
  • - фестивали, дискотека, конкурсы, интеллектуально-игровые программы;
  • - шоу-программы.

Групповые формы работы.

Очевидное отличие групповых форм от массовых - численность, но это не главный признак. Точную грань провести сложно (лекция для 25 и беседа для 25 человек).

Признаки групповых форм работы:

  • - Состав отличается значительной однородностью (образование, возраст), общность интересов.
  • - важный показатель - индивидуальные особенности людей, главное их социально - психологическое отношение (симпатии и антипатии, лидерство)
  • - массовые формы создают благоприятные условия для проявления эмоций, то групповые формы работы направлены, прежде всего, на познавательные интересы, поисковые, творческие формы активности.
  • - групповые формы возникают, как правило, на основе профессиональных или возрастных интересов (имеет значение специфика местных условий);
  • - групповые формы дают возможность контакта каждого с каждым. Легче преодолевается барьер неуверенности в своих способностях.

Методика подготовки групповых форм социально-культурной деятельности характеризуется, прежде всего, особой непринужденностью атмосферы, общения друг с другом. При подготовке намеченной программы важно добиться соответствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения культуры, потому что методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, инвентаря, наличие материальных средств.

Методика подготовки групповых форм предполагает: изучение закономерностей творческого процесса в творческих коллективах и любительских объединений.

Методика групповых форм имеет структуру, которая соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный микроклимат, способствует, воспитанию участников коллектива позволяет обеспечить общую направленность содержания деятельности участников. При организации групповых форм работы необходимо учитывать: национальные, возрастные, профессиональные особенности.

В коллективе художественного творчества и любительских объединениях участники реализуют свои творческие возможности через совместную творческую и общественно- полезную деятельность. Публичные отчеты о результатах своего труда и возможность оценки его зрителями. Сочетание учебных, творческих и социальных задач способствует созданию "своей" психологической атмосферы в коллективе. Значительное место в деятельности таких коллективов занимает проведение концертов, фестивалей, конкурсов, смотров. Анализ деятельности творческих объединений показывает, что уровень содержания проводимых занятий у них значительно высок, они часто выступают как субъекты технологического процесса. В объединениях происходит взаимообмен знаниями, умениями, навыками участников.

Групповые формы организации:

  • - беседа, консультация, творческая встреча, викторина,
  • - клубные объединения, творческие коллективы;
  • - коллективы научно-технического творчества,
  • - кружки прикладного творчества.

Инициативные группы:

Клубная гостиная, музыкальный салон, деловые игры, аукцион.

Сочетание массовых и групповых форм работы:

Рациональное сочетание массовых и групповых форм работы способно не только расширить охват аудитории, но и обогатить воздействие на посетителей. Поочередное включение одних и тех же людей то в групповые, то в массовые формы работы могут идти в 2 основных вариантах:

"От группы к массе" Успех многих праздников, конкурсов, диспутов, концертов в решающей мере зависит от ярких эмоциональных реакций аудитории, от подготовки организаторов, участников самодеятельности.

Способ "от массы к группе" главная задача этого способа - стабилизировать заинтересованность группы и в дальнейшем включить их в активную жизнь учреждения.

Частная методика индивидуального воздействия в культурно-досуговых учреждениях предполагает: сознательное, целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. Поэтому необходимо учитывать:

  • - социальные, национальные особенности;
  • - психологические и эмоциональные черты;
  • - возрастные и демографические данные;
  • - образовательные и профессиональные качества личности.

Методика индивидуального воздействия на личность приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности.

Необходимым условием методики индивидуального воздействия является также создание в культурно-досуговых учреждениях условий для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей. Посетитель всегда должен найти в культурно-досуговых учреждениях то, что ему может быть интересно: общение с друзьями в уютной обстановке, бильярдные комнаты, игровые залы, кафе, читальный зал, компьютерный зал, тренажерный зал и (неорганизованный досуг). Одной из форм проведения индивидуальной работы является создание на базе культурно-досуговых учреждений информационно-справочного стола (график работы, подбор дежурных консультантов, журнал учета поступающих вопросов) В качестве консультантов могут выступать: юристы, психологи, педагоги, врачи, работники государственных органов (военкомат, отдел социального обеспечения) Значительное место в методике СКД занимают индивидуальные занятия, которые проводятся коллективах самодеятельного творчества, (кружки прикладного творчества - резьба, чеканка, вышивание)

Вывод: методика индивидуального воздействия состоит из следующих элементов:

Всестороннее изучение личности и определения основных форм.

Рассмотрим структуру анализа культурно-массового мероприятия:

  • 1. Представление мероприятия. Данный пункт содержит общую информацию о мероприятии: его наименование, порядковый номер, уровень, периодичность, категорию участников, форму проведения и т. п.
  • 2. Дата проведения мероприятия.

Этот параметр также анализируется с точки зрения своевременности действия. В случае тематического или календарного мероприятия, а также мероприятия, направленного на мемориализацию личности или знаменательного действия, помимо назначения самой даты здесь проводится анализ соответствия этой даты тематике культурно-массового мероприятия.

3. Время проведения мероприятия.

Здесь проводится анализ соответствия времени суток, выбранного для проведения мероприятия, с учетом его удобства для целевой аудитории и тематики мероприятия.

4. Цель проведения мероприятия.

Здесь описывается не только сама цель, но и дается анализ ее логичности и реалистичности, соответствие данной цели, тематике проводимого мероприятия. Также в этом пункте производится структурирование задач, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

5. Анализ структуры мероприятия.

Анализируется удачное использование формы культурно-массового мероприятия (фестиваль, смотр, конкурс, выставка, спектакль, концерт, лекторий, народный университет, тематический вечер, устный журнал, народное гуляние, обряды и ритуалы, вечер отдыха, дискотека, молодежный бал, карнавал, детский утренник, игровая программа и др.); органичность используемых форм в сочетании друг с другом; художественная выразительность и художественный уровень, оригинальность режиссерского решения, использование современных технических средств культурно-досуговой деятельности.

  • 6. Производственные показатели приоритетных направлений клубной деятельности. Данные показатели можно условно разделить на следующие:
    • а) Просвещение.

Оценка этого показателя содержит ответ на вопрос: использовались ли при подготовке мероприятия различные направления культурно-просветительской деятельности: эстетическое воспитание; патриотическое воспитание; нравственное, правовое, экологическое и т. д.?

б) Организация досуга.

Здесь следует указать, на какие категории населения направлено данное мероприятие (дети, пожилые, молодежь, инвалиды, участники военных действий, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т. д.).

в) Развитие жанров народного творчества.

Рассказывается, какие жанры народного творчества и их направления преимущественно использованы в построении культурно-массового мероприятия (театральное, фольклорное, музыкальное, хореографическое, любительское искусство и т. д.).

г) Сохранение традиционной народной культуры!

Здесь говорится о том, какой материал по сохранению традиционной народной культуры был использован для данного мероприятия (артефакты, былины, сказы, особая манера звукоизвлечения, инструменты, бытующие в данной местности, записи фольклорных экспедиций и т. д.).

7. Количественные показатели. Анализируются количественные показатели затраченных и привлеченных ресурсов (кадровых, финансовых, информационных) с точки зрения их взаимосвязи в периодическом изменении данного мероприятия.

В предлагаемой структуре анализа приводятся наиболее часто используемые показатели деятельности учреждений культуры клубного типа, хотя они могут варьироваться в зависимости от особенностей учета культурно-досуговой деятельности, принятого в муниципальных образованиях.

Количественные показатели лучше привести в виде таблицы.

Таблица 4. Количественные показатели культурно-массового мероприятия

Наименование показателя

Планируемое значение показателя

Фактическое значение показателя

Соотношение фактического и планируемого показателей,% (гр. 3/гр. 4 х 100%)

Соотношение фактического показателя с аналогичным предыдущего периода

Количество участников мероприятия. Из них:

Количество зрителей. Из них:

детей до 14 лет; молодежи; людей пожилого возраста

Бюджетные средства

Внебюджетные средства, полученные за счет предпринимательской деятельности

Целевые средства и пожертвования

8. Выводы и предложения. Это итоговое заключение о культурно-массовом мероприятии с соответствующими выводами о качестве его проведения и предложениями по усовершенствованию.

Анализ культурно-массового мероприятия, проведенный по данной форме, заменяет и детализирует простую справку о проведении мероприятия, на основании которой вносится запись в журнал учета массовых мероприятий учреждения культуры клубного типа. Анализирование культурно-массового мероприятия позволяет создать базу данных о проводимых однотипных мероприятиях. Это позволяет улучшить качество проводимых однотипных мероприятий, а также на основании имеющейся статистики более эффективно планировать творческие проекты.

Проведение анализа культурно-массового мероприятия - это функция методическая. В учреждениях культуры клубного типа с большой штатной численностью, таких как межпоселенческий (районный) Дом культуры или городской Дворец культуры в штатном расписании предусмотрена ставка методиста. В небольших по штатной численности учреждениях это должен выполнять специалист, ответственный за проведение культурно-массового мероприятия. Предложенная расширенная структура анализа позволяет дифференцированно анализировать, что значительно облегчает труд специалиста.

Социально-культурная деятельность - это процесс, который направлен на формирование условий для самоутверждения, развития и самореализации группы и личности в сфере досуга. При этом решается все многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени: с общением, созданием и усвоением и прочим. Менеджер принимает участие в формировании удовлетворительной среды и инициатив населения в области досуга, в решении задач религиозной, историко-культурной, экологической сферы, проблем семьи и детей, используя своеобразные формы и методы.

Признание и общественное положение действий в большей степени зависят от уровня разработанности теоретических основ, раскрывающих цели, предмет, функции, закономерности. Социально-культурная деятельность обладает своими, только ей присущими чертами. В первую очередь, она производится в досуговое (свободное) время, отличается добровольностью и инициативностью различных коллективов, активностью индивидуумов. Социально-культурная деятельность обуславливается региональными, национально-этническими традициями и особенностями. Она отличается многообразием видов, которое основывается на художественных, политических, познавательных, бытовых, профессиональных и других разных возрастов. Реализация осуществляется в неинституциональных и институциональных формах. Социально-культурная деятельность свободна от разного рода производственных, обучающих процессов, мотивации прибылью, бизнесом. При выборе досугового занятия, связанного с самореализацией, саморазвитием, удовольствием, общением, оздоровлением и прочим, учитываются потребности и

Социально-культурная деятельность характеризуется глубокой индивидуальной направленностью. Это связано с тем, что она несет черты, которые определяются общественно-политической и биологической структурой личности. Следует сказать, что рассматриваемая деятельность может быть как коллективной, так и индивидуальной. Для нее характерна целенаправленность. Цель, поставленная сознательно, приводит процесс в движение. Так, предварительная продуманность после определения задач, анализ той ситуации, в которой будет происходить действие, выбор средств и методов достижения определяют последовательность деятельности в общественно-культурной сфере.

При рассмотрении основных черт особенным образом выделяется развивающий, гуманитарный характер. Это связано с тем, что в своей основе деятельность обладает культурными целями.

Анализ сущности рассматриваемого организационного процесса отражает взаимодействие творческих, репродуктивных, а также смешанных (репродуктивно-творческих) элементов. Формирующая деятельность считается необходимым условием в существовании и развитии человека. Репродуктивность является неизбежной и обязательной во многих формах досуговых занятий,

Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.

Где и как этому учат

В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.

Выпускники вузов этой специальности работают в и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.