RAB-тариф близко. Что это такое и почему это повлияет на жизнь миллионов украинцев

Ремир Эркинович, расскажите, пожалуйста, об истории метода RAB - как давно он применяется, насколько эффективен?

RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) — это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Впервые методика тарифообразования на основе регулируемой базы инвестированного капитала (RAB) была применена в Великобритании в конце 1980-х гг. в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, и RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. RAB-регулирование оказалось очень эффективным: энергокомпании в несколько раз снизили свои издержки, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Мировая практика показала, что регулирование тарифов на основе метода RAB имеет ряд преимуществ для компаний, поставляющих услуги, и потребителей перед действующей сейчас системой «затраты плюс». Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем теплоснабжения, водоснабжения и связи.

Насколько закономерен переход к новой методике тарифообразования? Решению каких задач послужит RAB-регулирование?

Переход на RAB-регулирование - это переход на новую инвестиционную стратегию. Применение метода доходности инвестированного капитала направлено на решение важнейших задач тарифного регулирования в теплоэнергетической отрасли - создания благоприятных условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в целях модернизации основных производственных фондов, повышения уровня надежности и качества реализуемых услуг, а также создания стимулов для сокращения операционных расходов регулируемых организаций. В числе преимуществ метода RAB - стимулирование привлечения инвестиций, повышение капитализации регулируемых организаций, повышение качества стратегического планирования деятельности организаций, экономическая мотивация снижения издержек.

Методика RAB, соответствующая передовому международному опыту в регулировании естественных монополий - это тарифная мотивация к снижению операционных расходов компаний и прозрачный контроль. Переход к системе RAB-метода обеспечит необходимое финансирование мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, в том числе их обновлению и модернизации, а также будет способствовать стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов.

Чем вызвана необходимость перехода на RAB-регулирование? Эксперты отмечают, что введение RAB - скорее вынужденная мера. Без срочных финансовых вливаний, которые способно принести RAB-регулирование, изношенные сети просто развалятся?

Действительно, одним из основных мотивов перехода на RAB-метод является необходимость модернизации сетевого комплекса, износ основных фондов. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг. В данной ситуации переход на RAB-регулирование входит в перечень приоритетных направлений.

Так же важным условием при переходе на долгосрочные методы регулирования является понятность тарифа для потребителя, особенно для инвестора, которому необходимы четкие и понятные ориентиры для прогнозирования доходов. Тарифы, утверждаемые на три-пять лет, учитывают не только возврат заемного капитала, но и доходы инвесторов.

Основной идеей формирования необходимой валовой выручки (НВВ) в Методе RAB является известный и обоснованный принцип, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий процентной норме, признаваемой участниками рынка справедливой, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода. При переходе к определению тарифов по Методу RAB компания начинает генерировать доход, напрямую связанный с затратами на создание ее активов, при этом инвестиционная привлекательность компании резко возрастет, а катастрофический разрыв между ее стоимостью и стоимостью активов, порождаемый действующей до сих пор методикой тарифообразования «затраты плюс», устраняется.

В областях, перешедших на RAB, объемы инвестиций действительно выросли, но и тариф весьма существенно подрос, значительно опередив уровень инфляции. Насколько безболезненно для потребителя пройдёт внедрение нового метода? Не придётся ли нам платить “новые” цены за “старое” качество услуг?

В процессе подготовки к внедрению в России нового метода регулирования тарифов RAB в ФСТ были утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, определены нормы доходности на инвестированный капитал. Правительство внесло поправки в законодательную базу «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ». Это обеспечило возможность широкого применения в России новой методики формирования тарифа. Утвержденные методические указания позволят устанавливать тарифы методом доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии.

Поскольку Правительством РФ предусмотрен переход организаций сферы теплоснабжения на метод доходности инвестированного капитала в 2010 году, важно учесть все нюансы и особенности новой методики, чтобы обеспечить корректный переход к долгосрочному тарифному регулированию, что особенно важно ввиду большой социальной значимости услуг для населения, а так же более сложной структуры затрат организаций сферы теплоснабжения.

Тариф, принимаемый на долгосрочный промежуток времени, должен зависеть от надежности и качества услуг. С этой целью планируется разработать методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие НВВ регулируемых организаций уровню надежности и качества реализуемых услуг. Понижающие коэффициенты будут применяться в случае несоответствия качества предоставляемых услуг уровню установленного тарифа, либо в случае предоставления со стороны компании недостоверных сведений о качестве услуг.

В случае несоответствия качества услуг сетевых компаний нормативам, потребители будут получать компенсацию, либо платить меньшую цену за услуги этих компаний.

Ремир Эркинович, хотелось бы узнать Ваше мнение о преимуществах долгосрочного тарифообразования. Кто, в конечном счёте, останется в выигрыше - потребитель, поставщик, инвестор?

Метод RAB разработан специально для повышения экономической эффективности деятельности субъектов электроэнергетики, к которым, в частности, относятся и организации производства и передачи тепловой энергии, и привлечения частных инвестиций на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры. Первые тарифы с применением метода доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии будут установлены в рамках реализации с 2011 г. пилотных проектов по долгосрочному тарифному регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала в сфере теплоснабжения.

Преимущества, ожидаемые от введения метода RAB:

Для региона: ввод новых мощностей и строительство сетей обеспечит возможность присоединения новых потребителей, а значит, будет создана база для развития абсолютно всех отраслей и организации новых рабочих мест. Развитая сетевая инфраструктура позволит открывать новые предприятия, расширить производственные мощности, строить комфортное жилье.

Для бизнеса: все финансовые вложения и акционеров компании, и инвесторов будут возмещены. К тому же вкладчик получит гарантированный доход. Процент этого дохода устанавливается органами государственного регулирования цен и тарифов при установлении уровня тарифа по методу RAB.

Для потребителей: при новой методике тарифообразования энергокомпания находит необходимые средства, которые, по согласованию с органами тарифного регулирования, уже сегодня готова вложить в наше комфортное будущее, а мы на протяжении всего времени пользования электрической энергией будем рассчитываться за нее по вполне приемлемой, установленной государством цене. А так же, повышается надежность и качество предоставляемых услуг за счет новых инвестиций.

Для компаний, предоставляющих услуги: появляется возможность привлечения дополнительных инвестиций. За счет гарантированного государством процента доходности на вложенный капитал у компании появляется источник дополнительных поступлений, которые будут направлены на дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры. С учетом того, что тариф устанавливается на 3-5 лет, компании смогут прогнозировать свои расходы и доходы сразу на несколько лет вперед. Появляется возможность планомерно снижать критичный процент износа оборудования.

Благодаря созданию резерва мощности, снижению тепловых потерь, улучшению качества теплоснабжения будет повышаться экономическая и энергетическая эффективность в сфере теплоснабжения потребителей.

Метод расчета тарифов инфраструктурных организаций, основанный на возврате сделанных вложений (RAB), позволяет запустить процесс инвестирования в распределительный сетевой комплекс без кратного роста тарифов для потребителей. В России RAB в настоящий момент находится на этапе практического внедрения. О том, оправдает ли RAB ожидания, можно будет судить в ближайшие годы. Однако метод уже пытаются внедрить и в других секторах энергетического рыка, в частности, рынке мощности.


Откуда RAB пришел


Система регулирования тарифов на основе возврата вложенных средств — RAB — довольно молодая: ей нет еще и двадцати лет. Однако она уже зарекомендовала себя как наиболее эффективный способ привлечения инвестиций в сети. RAB приходит и в Россию.

Метод расчета тарифов инфраструктурных организаций, основанный на возврате сделанных вложений, так называемый RAB-метод (от Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала), позволяет запустить процесс инвестирования в распределительный сетевой комплекс без кратного роста тарифов для потребителей.

История RAB началась в Великобритании в начале 1990-х годов. Система была разработана в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В Великобритании государство выделило 14 сопоставимых по размерам распределительных сетевых компаний. В антимонопольном законодательстве Великобритании существует запрет на юридическое объединение, разделение компаний и доминирование какой-либо структуры на рынке для поддержания возможности сравнительного анализа. Отметим, что аналогичные структурные преобразования уже завершены и в российском распределительном сетевом комплексе: созданы 11 сопоставимых по масштабам межрегиональных распределительных сетевых компаний.

Работа системы регулирования на основе RAB в Великобритании оказалась очень эффективной: регулируемые компании снизили свои издержки в несколько раз, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования, в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем водоснабжения и связи.

В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование для установления тарифов для монополий, и RAB "пришел" в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств.

Наиболее показательным с точки зрения привлечения инвестиций при переходе на RAB считается румынский опыт. В 2004 году Румыния привлекла к реформе систем регулирования распределительных (электрических и газовых) сетей итальянский концерн Enel и инвестиционный банк Credit Suisse. Реформа была проведена за несколько лет, в ходе ее были привлечены сотни миллионов долларов инвестиций. И в 2006 году на совместной конференции регулирующих органов стран Евросоюза, Восточной Европы и СНГ румынский опыт был признан самым успешным.

Российский путь


В России работа над новой моделью тарифного регулирования началась в профильных ведомствах, в первую очередь Минэкономразвития, совместно с Федеральной сетевой компанией, которая до середины 2008 года осуществляла стратегическое управление распределительными сетевыми компаниями, созданными в ходе реорганизации региональных "дочек" РАО "ЕЭС России". В 2003 году в план мероприятий по реформе электроэнергетики на 2003-2005 годы, подписанный тогдашним премьером РФ Михаилом Касьяновым, попал элемент новой системы: ведомствам поручили разработать порядок определения уровня доходности инвестированного капитала. До реального введения "продвинутой" системы оставалось 5 лет.

Система регулирования на основе международного опыта стала центральным элементом стратегии развития распределительного сетевого комплекса, разработанной ОАО ФСК ЕЭС, так как позволяла решить основную проблему — рост инвестиций в отрасль без кратного роста тарифов за счет более длительного срока возврата вложений.

В ноябре 2007 года был сделан первый шаг в сторону RAB — принят федеральный закон N 250, который позволил распредсетевым компаниям использовать независимую оценку активов для целей регулирования по методу доходности на вложенный капитал.

Запуск новой системы тарифного регулирования до момента реорганизации РАО "ЕЭС России" в середине 2008 года был принципиальным. Сотрудники ФСК ЕЭС проводили многочисленные совещания в Минэкономразвития, Минпромэнерго, Федеральной службе по тарифам, аппарате правительства. И в конце декабря 2007 года удалось достичь принципиальной договоренности о внедрении нового метода регулирования в отношении "четырех-пяти компаний с 1 июля 2008 года".

В 2008 году RAB получил дополнительную и очень весомую публичную поддержку со стороны председателя правительства Владимира Путина. Выступая 8 мая перед депутатами Государственной Думы, Владимир Путин заявил: "Считаю, что тарифное регулирование инфраструктуры должно строиться на следующих принципах. Во-первых, долгосрочные тарифы должны гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Во-вторых, нужно связать уровень тарифа с качеством оказываемых услуг, экономически стимулировать снижение издержек". К 2011 году долгосрочное тарифное регулирование будет введено в энергосетях во всех регионах страны. В перспективе практика долгосрочных тарифов будет распространена на всю инфраструктуру. "Мы с вами должны понять, что если не будет стабильности, не будет и развития в этом секторе экономики",— добавил Путин.

Спустя небольшой промежуток времени, в июне, Владимир Путин подписал в новой редакции постановление правительства об основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (постановление правительства N 109). Работа над проектом постановления велась больше двух лет, и оно является примером внедрения передового международного опыта в российскую систему регулирования. В соответствии со статьями новой редакции постановления, необходимая валовая выручка, посчитанная по методу RAB, включает в себя текущие расходы, доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала. В отличие от системы "затраты плюс" в выручку не включаются непосредственно инвестиционные расходы. Они включаются в базу инвестированного капитала и возвращаются инвестору в течение 35 лет. Все это время на них начисляется доход, который также включается в тариф. Этот механизм идентичен ипотеке — инвестиции осуществляются сейчас, а потребитель платит за них в течение длительного срока.

При установлении долгосрочных тарифов возможны существенные ошибки прогнозов инфляции, инвестиционных расходов и пр. Новая редакция постановления закрепила, что в случае, если прогноз на прошедший год оказался неверен, то после поступления фактических данных за прошедший год будет рассчитана скорректированная величина необходимой валовой выручки. Если выручка, полученная компанией, отличалась от нее, в следующем году будет произведена соответствующая компенсация. Такая корректировка тарифов будет осуществляться ежегодно.

За постановлением правительства последовал ряд нормативных документов: в частности, методика ФСТ по регулированию тарифов с применяем метода доходности инвестированного капитала и методика расчета ставок доходности.

Ставки доходности для вложенного ранее капитала на первый период регулирования были определены пониженные — в размере 6 и 9% на первый и второй год соответственно, и только на третий год — 12%. При этом ФСТ оставила право территориальным регулирующим органам при желании устанавливать более высокую ставку. Этим воспользовались в Пермской области, где уже во второй год регулирования ставка составит 12%.

У максимально быстрого перехода на новую систему тарифного регулирования существовали свои ограничения: "тарифное" состояние региона, острота типичных проблем (таких, как, например, большая величина перекрестного субсидирования), готовность территориальных органов регулирования к работе по новой системе.

В итоге в конце июля, администрации пяти субъектов РФ подписали соглашения с ФСТ, Федеральной сетевой компанией и холдингом МРСК (объединившим межрегиональные распределительные сетевые компании) о переходе на регулирование по методу доходности на вложенный капитал — Астраханской, Тверской, Белгородской, Оренбургской областей и Пермского края. Эти регионы и стали "пилотными" территориями для внедрения новой системы тарифного регулирования. Оценку стоимости базы активов для распределительных сетевых компаний проводила Deloitte & Touche.


Первые среди равных


Первой в RAB пошла Астраханская область. Правление Федеральной службы по тарифам на заседании 30 сентября приняло решение о введении RAB-тарифов для работающего в регионе филиала ОАО "МРСК Юга" — Астраханьэнерго.

"При использовании метода RAB необходимая валовая выручка сетевой организации устанавливается на долгосрочный период регулирования и обеспечивает покрытие экономически обоснованных расходов сетевой организации, возврат инвестированного капитала и получение дохода на инвестированный капитал",— сказала первый заместитель руководителя службы по тарифам Астраханской области Светлана Зайкова.

По ее словам, установление тарифов и параметров регулирования сроком на три года позволит привлечь инвестиции в сетевой комплекс Астраханской области с целью его реконструкции и модернизации. "А потребителям — получить надежное и бесперебойное электроснабжение",— добавила госпожа Зайкова.

Инвестпрограмма МРСК Юга на территории Астраханской области на 2009-2016 годы предусматривает реконструкцию 7 подстанций, городских сетей, а также реализацию мероприятий по снижению потерь электрической энергии в распределительных сетях.

За счет перехода на RAB уровень инвестиций в тарифах Астраханьэнерго к 2011 году вырастет в 4,3 раза по сравнению с уровнем 2008 года — до 1,3 млрд рублей. При этом рост конечного тарифа для потребителей не превысит уровни, установленные в прогнозе социально-экономического развития России на 2009-2011 годы. Это ограничение соблюдается в отношении всех регулируемых организаций.

В целом до 2011 года в распределительные сети Астраханской области планируется привлечь инвестиций на общую сумму 3,45 млрд рублей. Источниками, помимо тарифа, станут долгосрочные кредиты и другие виды заимствований.

Затем 7 октября, трехлетние RAB-тарифы получил филиал ОАО "МРСК Центра" — Тверьэнерго. Инвестиционная составляющая в тарифе Тверьэнерго к 2011 году вырастет почти в 7 раз — до 4,2 млрд рублей, а общая сумма инвестиций в распределительный сетевой комплекс составит 15,65 млрд рублей. Пик вложений придется на 2011 год — 7,4 млрд рублей. "Система RAB позволяет привлечь дополнительные средства для восстановления и развития энергетики области. Областная администрация смотрит на новую систему тарифообразования с оптимизмом, полностью ее поддерживает, что доказано тем, что мы приложили максимум усилий, чтобы попасть в "пилотный" проект",— говорит заместитель губернатора Тверской области Андрей Комягин.

Тарифы для Пермэнерго (филиал ОАО "МРСК Урала") были утверждены спустя неделю, 14 ноября. По словам исполняющего обязанности председателя РЭК Пермского края Павла Дорохова, необходимость привлечения инвестиций в электросетевой комплекс очевидна: износ электрических сетей составляет в настоящее время около 57%. "По нашим расчетам, использование RAB-метода в Пермском крае позволит в течение ближайших 8 лет привлечь инвестиции в развитие сетей в размере 40,5 млрд. рублей. При старом методе регулирования "затраты плюс" такие объемы инвестсредств были бы невозможны. Применение системы RAB-регулирования дает возможность, не перегружая тариф, получить необходимые средства",— сказал господин Дорохов.

С ним согласен и заместитель председателя правительства Пермского края Юрий Уткин. "Мы уверены, что система RAB — это достаточно прогрессивный метод, который позволит в среднесрочной перспективе снизить затраты в электроэнергетике, и соответствующим образом это будет позитивно влиять на тариф",— сказал господин Уткин.

Затем ФСТ взяла небольшую паузу — службе потребовалось принять порядок согласования предложений региональных энергетических комиссий о переходе на RAB. Очередное заседание правления ФСТ состоялось 25 ноября, тогда тарифы по новой системе были утверждены для еще двух предприятий — Ростовэнерго, филиала ОАО "МРСК Юга" и Курганэнерго, дочернего общества ОАО "МРСК Урала".

Ростовэнерго не попало в перечень "пилотов", но энергопотребление в Южном федеральном округе серьезно растет, что требует соответствующего развития инфраструктуры. Инвестпрограмма Ростовэнерго до 2012 года предусматривает ввод 1200 МВА трансформаторной мощности и более 3 тыс. км линий электропередачи. Инвестиции филиала, относимые на передачу электроэнергии, в период до 2011 года составят 12,11 млрд рублей.

RAB-тарифы "финализируются" решениями региональных энергокомиссий, которые следуют за решением правления Федеральной службы по тарифам.

Помимо распредсетевых компаний, входивших в холдинг РАО "ЕЭС Росиии" и консолидированных в межрегиональные распределительные сетевые компании, интерес к RAB имеют и коммунальные распределительные сети. Федеральная служба по тарифам получает множество обращений от независимых компаний, сообщают представители службы. Они рассматриваются на общих основаниях, преференций для компаний, входящих в МРСК, не делается.

Уже приняты решения по введению трехлетних тарифов на основе метода RAB для ОАО "Донэнерго" (Ростовская область), ОАО "ЭнергоКурган" (Курганская область). Соответствующее заседание правления ФСТ состоялось 25 ноября.

Донэнерго создано в 2000 году в результате объединения 18 самостоятельных предприятий коммунальной энергетики, входивших ранее в производственное объединение "Ростоблкоммунэнерго". "Донэнерго и Ростовэнерго, а также ведомственное электросетевое предприятие примут участие в пилотном проекте по переходу к тарифообразованию на основе RAB",— заявил руководитель региональной службы по тарифам Ростовской области Вадим Павлов.


Где ждать RAB


Ожидается утверждение RAB-тарифов и для распределительных сетей оставшихся двух "пилотов", по которым подписаны соответствующие соглашения — Белгородской и Оренбургской областей. По словам директора департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Владимира Горькова, RAB-регулирование позволит сетевикам привлечь капитал в необходимом объеме, а потребителю — оплачивать его не в течение одного года, как в настоящее время, а в длительный период. "Сетевые компании региона смогут направлять больше средств на строительство и реконструкцию электросетевых объектов. Это позволит избежать дефицита сетевых мощностей в регионе, повысить надежность и качество услуг по передаче электроэнергии, кроме того, увеличение инвестиционной программы сократит ремонтные и эксплуатационные расходы, а это приведет к замедлению темпа роста тарифа как для промышленных предприятий, так и для населения",— сказал Владимир Горьков.

Свои предложения о переводе распредсетевых компаний на RAB с 2009 года в Федеральную службу по тарифам подали еще 5 субъектов Российской Федерации: Липецкая, Рязанская, Тульская, Тюменская и Ленинградская области. Также была подана заявка на переход на RAB ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" (100% акций принадлежат ОАО "МРСК Урала"), которая осуществляет энергоснабжение потребителей Екатеринбурга.

"Благодаря методике RAB инвестор будет знать, что ему гарантирован доход на вложенный капитал. Но для нас как регуляторов привлекательность методики заключается еще и в ежегодном снижении операционных расходов сетевой компании, условно-постоянных затрат, а также их определении по методу сравнения аналогичных компаний (так называемый benchmarking)",— заявила первый заместитель председателя РЭК Свердловской области Надежда Запорожец.

Она отметила, что английская методика доходности на вложенный капитал имеет ряд отличий. "Главное заключается в порядке получения средств на инвестиции. В рамках сегодняшних методик при формировании тарифов мы учитываем средства на реализацию утвержденных инвестиционных программ: деньги на развитие поступают по мере оплаты потребителями продукции и услуг. По методу RAB инвестиции делаются большей частью за счет заемных средств и по мере оплаты услуг возвращаются инвесторам, принося доход на вложенный капитал в виде определенного процента. Тарифы, утверждаемые на три-пять лет, учитывают не только возврат заемного капитала, но и доходы инвесторов",— сказала госпожа Запорожец.

По плану, весь распределительный сетевой комплекс РФ к 2011 году должен получить тарифы, рассчитанные на основе метода RAB. На эти планы не влияет даже кризис, одним из последствий которого стало замедление инвестиционной активности в регионах. Энергетики корректируют свои инвестиционные программы, в том числе в части сроков подключения новых потребителей, но от планов по переходу на RAB отказываться не собираются.

Это же подтверждает и Федеральная служба по тарифам, которая 26 ноября заявила, что график введения метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала для распределительных сетевых компаний пересматриваться не будет. С 2010 года метод RAB, как ожидается, будет введен при установлении тарифов и Федеральной сетевой компании.

RAB считается перспективным для регулирования тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства и, в частности, на услуги по теплоснабжению. Кроме того, в последнее время стало известно о намерении использовать основы RAB в другой части электроэнергетической отрасли РФ — при определении цены заявки генерирующей компании, подаваемой на коммерческий отбор мощности в рамках рынка мощности.

Яна Милина



RAB — это система долгосрочного тарифного регулирования, направленная на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию сетевой инфраструктуры. Система дает регулируемым организациям стимул к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании, в отличие от системы "затраты плюс", по которой в России исторически устанавливаются тарифы инфраструктурных компаний. Кроме того, система RAB направлена на повышение качества услуг инфраструктурных организаций.

Аббревиатура RAB расшифровывается как Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала. В основе методики лежит такая система расчета тарифов, которая позволяет постепенно возвращать инвестированные средства, включая проценты на привлеченный капитал. При этом из-за долговременности возврата вложений удается удержать рост тарифа на приемлемом уровне.

Система RAB крайне привлекательна для инвесторов, которым гарантируется полный возврат вложенных средств и получение определенного гарантированного дохода. Рост инвестиционной привлекательности приводит и к росту рыночной стоимости регулируемых компаний.

В России новую систему решили использовать в отношении распределительного сетевого комплекса, который требует весьма серьезных инвестиций (средний износ — 70%). И если вопрос привлечения инвестиций в генерацию был решен за счет продажи активов новым собственникам, то в случае электросетей, которые остались под контролем государства, RAB стал лучшим механизмом для стратегического развития мощностей.

RAB-РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКУ

Студентка ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

экономический факультет, 4 курс, специальность «Финансы и кредит»

г. Пермь, ул.

e-mail: *****@***ru

В соответствии с принятой в 2009 г. Энергетической стратегией России на период до 2030 г. одним из основных векторов развития страны является создание инновационного и эффективного энергетического сектора, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам государства . В данной статье рассматривается, каким образом и за счет чего система RAB-регулирования решает поставленную задачу, привлекая инвестиции в электроэнергетику .

RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Как уже было отмечено, для России система RAB относительно новая. Она пришла на смену системе «затраты плюс», которая в условиях естественной монополизации сетевых компаний оказалась малоэффективной по ряду причин:

Монополия не заинтересована в снижении издержек и повышении качества оказываемых услуг;

Существование монополий оправдано в тех отраслях, где дублирование функций неэффективно (инфраструктура) или может повредить качеству услуг;

Источники инвестиций – только амортизация и прибыль текущего года;

Регулятор определяет «справедливый» размер прибыли;

Расходы и цены монополии тяжело контролировать, поскольку регуляторы не обладают достаточной информацией и не имеют необходимых ресурсов.

Новая парадигма регулирования – поставить монополию в такие условия, чтобы она вела себя как конкурентная компания. Но чтобы понять, за счет чего RAB решает названный ряд проблем, необходимо разобрать методику расчета тарифа в новой системе (рис. 1).

Государственное регулирование" href="/text/category/gosudarstvennoe_regulirovanie/" rel="bookmark">государственного регулирования тарифов (РЭК) инвестиционная программа , осуществляемая собственником.

База инвестированного капитала (рис.2) в новом периоде регулирования включает в себя:

    инвестиции, фактически осуществленные в течение прошедшего периода в рамках согласованной инвестиционной программы; базу инвестированного капитала, установленную на прошедший период регулирования, за минусом величины возврата (амортизации) капитала.

Рис.2. Формирование НВВ в системе RAB

В соответствии с действующим законодательством РФ период возврата нового инвестированного капитала RAB составляет 35 лет и первоначального - по результатам оценки на основе износа и остаточного периода службы активов.

Доход на капитал – это произведение базы инвестированного капитала на его доходность, т. е. сумма процентов по заемному капиталу и доходов акционеров в виде дивидендов. Норма доходности на инвестированный капитал должна быть обоснована и должна учитывать риски, связанные с финансовой деятельностью компании. Наиболее справедливо указанные факторы отражает метод расчета WACC (средневзвешенная стоимость капитала
), который задается следующим расчетом:

https://pandia.ru/text/78/094/images/image004_134.gif" width="653" height="76 src=">


Рис.3. Результат внедрения методики RAB в Великобритании

В середине 1990-х гг. на RAB перешли Канада, США, Австралия и многие страны Западной Европы, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 г. обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, после чего RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. Благодаря RAB-регулированию многим странам удалось сформировать тариф таким образом, что большей частью стала инвестиционная (рис.4).


Рис.4. Структура НВВ сетевых компаний за рубежом

15 сентября 2009 г. Правительство Российской Федерации рекомендовало администрациям регионов в 2010 г. перевести распределительные электросетевые компании на RAB-регулирование тарифов. В то же время Центра» приняло решение о переходе всех филиалов компании с 1 января 2010 г. к регулированию тарифов на основе методологии RAB. Три филиала Центра» - «Белгородэнерго», «Тверьэнерго» и «Липецкэнерго», «пилотные» проекты первой очереди - перешли на систему тарифообразования на основе RAB с 1 января 2009 г. Кроме филиалов МРСК Центра в 2009 г. на RAB также были переведены «Курганэнерго», «Пермьэнерго» (МРСК Урала), «Тулэнерго», «Рязаньэнерго» (МРСК Центра и Приволжья), «Астраханьэнерго» и «Ростовэнерго» (МРСК Юга) – «пилоты» второй очереди. По данным холдинга МРСК, переход на RAB «Белгородэнерго» позволил обеспечить прирост капитала на 29,1% в первый год внедрения регулирования против 20,6% в предшествующий период при росте тарифа на 24%. В 2009 г. были осуществлены инвестиции в размере 6,5 млрд руб., что почти в четыре раза больше показателя за прошлый год. Более существенный скачок тарифа при использовании RAB произошел в «Тверьэнерго», составив 312 коп./кВт. ч. – 145% от тарифа 2009 г. При этом увеличение тарифа связано с приростом инвестиционного капитала на 65%, в то время как операционные расходы увеличились лишь на 19%. Таким образом, RAB-регулирование действительно позволяет изменять соотношение операционной и инвестиционной частей в тарифе.

На сегодняшний день RAB-регулирование тарифов оценивается как достаточно перспективный и эффективный метод привлечения инвестиций в отрасль. Считаем, что основным недостатком системы является неизбежный рост тарифов сетевых компаний. С точки зрения потребителя, обеспечивать за свои средства инвестирование в отрасль несправедливо, так как получать услугу у другого поставщика с иной ценовой политикой не представляется возможным. Однако необходимо принимать во внимание тот фактор, что основным владельцем сетевых компаний и, соответственно, регулятором тарифа является государство, а источником государственных инвестиций обычно выступают налоги, которые уплачиваются в конечном итоге потребителями. При RAB-регулировании данный принцип сохраняется, т. е. при получении и оплате услуг часть средств напрямую (при регулирующем вмешательстве государства) превращается в инвестиционную составляющую, обеспечивающую прогрессирование отрасли. А развитая энергетическая инфраструктура непосредственно способствует развитию бизнеса и экономики в целом, являясь при этом стратегически важной составляющей жизнедеятельности государства и обеспечения его энергетической безопасности в международном масштабе.

Список литературы

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 г. N 1715-р//Консультант Плюс. 2010. О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000. Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Приказ ФСТ России от 01.01.01 г. . http://www. ***** http://www. *****/ru/rab-regul/ http://www. *****

RAB-REGULATION AS THE FUNDING SOURCE IN

ELECTRIC POWER INDUSTRY

According to Electric strategy of Russia the main line of country’s development is creating innovative and effective electric power industry. It should satisfy the requirements of expanding economy and foreign economic relations. This article covers principles and mechanism of RAB-regulation in case of fund raising.

В данной статье автор рассматривает основные принципы работы RAB-регулирования, выявляет сильные и слабые стороны новой системы, а также анализирует итоги и перспективы дальнейшего применения. Статья рекомендуется к публикации.

Доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела Пермского государственного университета, к. э.н.


RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Применение метода RAB–регулирования направлено на решение следующих задач: привлечение долгосрочных частных инвестиций в целях модернизации основных производственных фондов; повышение уровня надёжности и качества реализуемых услуг; создание стимулов для сокращения операционных расходов организации. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию


1. Федеральный закон от года 190–ФЗ «О теплоснабжении»; 2. Постановление Правительства РФ от года 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ»; 3. Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии с применением метода доходности инвестированного капитала, утверждённые Приказом ФСТ от года; 4. Постановление Правительства РФ от года 583 «О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов). ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Нормативная база RAB - регулирования


190-ФЗ «О теплоснабжении»: определены методы регулирования («Затраты+» и «RAB»); определены сроки установления тарифов методом RAB (при первом периоде регулирования – 3 года, последующие периоды – 5 лет); решение о выборе метода регулирования тарифов принимается органом регулирования с учётом предложения организации; выбор метода RAB-регулирования или отказ от него согласовывается с ФСТ России. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Основные положения по RAB – регулированию, предусмотренные в нормативно - правовых актах


Постановление 109 «О ценообразовании»: представлены основные особенности расчёта RAB- тарифов и их установления; указан перечень расходов, учитываемых при расчётах тарифов; определены особенности формирования всех показателей, применяемых при расчёте методом RAB. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию


Методические указания: утверждён алгоритм расчёта тарифов методом RAB; утверждены правила расчёта нормы доходности активов и размеров инвестированного капитала и ведения их учёта; утверждены правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию


Доход на инвести рова нный капитал Инвести рова нный капитал (RAB) Возврат инвестированного капитала (амортизация) Расходы, необходимые для поддержания капитала Необходимая валовая выручка Тариф ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Схема установления долгосрочных тарифов по методике RAB


Затраты +RAB Период регулирования1 год5 лет (3 года) Корректировки на объективные отклонения НетЕсть 6 видов ежегодных корректировок Регулирование операционных расходов Экономически обоснованные расходы На основе метода сравнения аналогов Стимулы снижать операционные расходы Экономия 2 года (при согласовании с РЭК) Экономия 5 лет остаётся в компании Источники для оплаты инвестиций Амортизация + прибыль текущего года Акционерный и заемный капитал, который будет оплачен потребителями через 35 лет Регулирование стоимости капитала Проценты по кредитам в фактическом объеме по фактической стоимости Нормативный метод. Фактическая стоимость капитала может отличатся Регулирование надежности и качества обслуживания потребителя НетИнвестпрограммы и НВВ привязаны к уровням надежности ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Сравнение методов регулирования тарифов «Затраты +» и «RAB»


Возможность привлечения дополнительных инвестиций повышение капитализации (развитие инфраструктуры) повышение качества стратегического планирования (прогнозирование расходов и доходов на несколько лет вперёд) возможность перераспределения валовой выручки экономическая мотивация снижения издержек возможность привлечения дополнительных инвестиций повышение капитализации (развитие инфраструктуры) повышение качества стратегического планирования (прогнозирование расходов и доходов на несколько лет вперёд) возможность перераспределения валовой выручки экономическая мотивация снижения издержек повышается надёжность и качество предоставляемых услуг за счёт новых инвестиций гарантированный доход на вложенный капитал Для компаний предоставляющих услуги Для компаний предоставляющих услуги Для потребителей Для бизнеса Благодаря созданию резерва мощности, снижению тепловых потерь, улучшению качества теплоснабжения будет повышаться экономическая и энергетическая эффективность в сфере теплоснабжения Для региона ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Преимущества метода RAB:


Необходимость разработки и согласования в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы; Необходимость проведения независимой оценки активов; Необходимость ведения учёта инвестированного капитала. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Сложности метода RAB:


Подача заявки в регулирующий орган для утверждения тарифа, рассчитанного методом RAB. Срок подачи заявки до 1 мая Подача заявки в регулирующий орган для утверждения тарифа, рассчитанного методом RAB. Срок подачи заявки до 1 мая Положительный ответ (согласованный с ФСТ Росии) Положительный ответ (согласованный с ФСТ Росии) Отрицательный ответ В течение 30 календарных дней предприятие вправе подать письменное заявление в ФСТ России (Постановление правительства РФ 583 от г) В течение 30 календарных дней предприятие вправе подать письменное заявление в ФСТ России (Постановление правительства РФ 583 от г) Решение, принятое по результатам рассмотрения Разногласий, оформляется приказом ФСТ России. Решение, принятое по результатам рассмотрения Разногласий, оформляется приказом ФСТ России. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Алгоритм действия предприятия:


Пермский филиал ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» г. Пермь, ул. Куйбышева д. 2 Тел./факс () ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Спасибо за внимание!

Пока Украина выходила из зимних праздников, "Урядовий кур"єр" 10 января опубликовал неприметный, но важный документ. Он будет влиять на жизнь и семейные бюджеты миллионов украинцев. И точно будет влиять на украинскую электроэнергетику.

Речь идет о публикации постановления Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которая вводит RAB-регулирование для распределительных компаний - облэнерго.

Переход облэнерго на RAB-регулирование несколько лет является темой острых споров между политиками и экспертами. Например, премьер Владимир Гройсман несколько раз подчеркивал, что по существующей методике вводить RAB-тариф недопустимо.

Что не так с этим RAB-ом? Почему Нацкомиссия на нем настаивает? Как это касается украинских олигархов? И почему об этом стоит знать украинцам, потребляющим электричество?

Что случилось?

Это означает, что государство завершило создание нормативной базы для перевода украинских энергокомпаний на так называемое RAB-регулирование. НКРЭКУ сможет ввести его со следующего квартала.

Журналисты и эксперты часто применяют другие подобные определения - RAB-тарифы или "стимулирующие" тарифы . Это одно и то же.

Как это повлияет на потребителей электроэнергии?

Напрямую - никак. Однако RAB-регулирование влияет на цену услуг ряда компаний.

RAB вводится для компаний, которые распределяют электроэнергию, то есть доставляют ее от производителя к потребителю. Потребителю они известны как облэнерго, именно они работают с населением.

Большинство этих компаний являются частными и принадлежат Ринату Ахметову, Игорю Коломойскому, братьям Суркисам, Константину Григоришину и группе VS Energy, которая принадлежит россиянам (Михаилу Воеводину, Евгению Гиннеру, Сергею Шаповалову и Александру Бабакову. Государство тоже имеет долю в ряде облэнерго, в некоторых - подавляющую.

Услуги таких компаний формируют часть счета за электроэнергию. Именно поэтому изменение методики оценки услуг таких компаний повлияет на квитанцию ​​каждого украинском.

Зачем нужны RAB-тарифы?

Распределительным компаниям нужно обновлять инфраструктуру. Речь идет об объектах, которые каждый так или иначе использует, когда потребляет электроэнергию: провода, опоры, трансформаторы.

Все это требует периодического ремонта, обновления и модернизации, восстановления после непогоды.

Среднее время эксплуатации распределительных электросетей в Украине превышает 40 лет. Инфраструктура изношена на 60-85%.

Нагрузка на электросети возрастает. Пользователи чувствуют это в виде низкого вольтажа и отключений электроэнергии.

Модернизация необходима была еще вчера. Для нее нужны суммы, измеряемые миллиардами гривен.

По словам чиновников НКРЭКУ, введение стимулирующего тарифообразования позволит владельцам облэнерго модернизировать инфраструктуру.

Регулятор утверждает, что RAB-тарифы позволят также заинтересовать инвесторов вкладывать средства в модернизацию инфраструктуры и покупку государственных долей облэнерго.

Допустим, что это нужно. Как они работают?

Аббревиатура RAB происходит от термина Regulatory Asset Base - регуляторная база активов. Отсюда происходят все другие термины, обозначающие то же: RAB-регулирование, RAB-тарифы или "стимулирующее тарифообразование".

Регуляторная база активов - это собственные мощности облэнерго, которые предприятие использует для распределения электроэнергии. Это столбы, трансформаторы, провода - все, что образует сетевую инфраструктуру.

По новым нормам, теперь облэнерго смогут гарантированно получать определенный уровень доходности, который будет высчитываться от стоимости активов. И здесь важно различать, что есть уже существующие активы в облэнерго, а есть те, которые они еще не создали - новые.

Постановление НКРЭКУ устанавливает для обоих одинаковый уровень доходности - 12,5%. Это означает, что в свои тарифы облэнерго ежегодно будут закладывать 12,5% стоимости своих активов - старых и новых.

Если еще проще - речь идет фактически о стоимости самих облэнерго. Например, если облэнерго стоит 1 млрд грн, то компания сможет заложить в тариф на распределение электроэнергии 125 млн грн.

А как облэнерго работают сейчас?

В Украине облэнерго и все монополисты, деятельность которых регулирует НКРЭКУ, работают по принципу "затраты+".

Тариф облэнерго утверждает НКРЭКУ. Комиссия использует данные о расходах, необходимых для осуществления деятельности монополиста.

Регулятор может не утвердить часть расходов облэнерго, если посчитает их необоснованными. К обоснованной сумме расходов комиссия добавляет несколько процентов "нормы прибыли".

Вроде все хорошо: регулятор проверяет, не закладывает ли монополист лишних расходов, следит, чтобы его прибыль не превышала нормативную и потребители не платили чрезмерно. Все довольны.

На самом деле картина несколько сложнее. Тарифообразование по схеме "затраты+" стимулирует облэнерго раздувать свои расходы.

Например, если утвержденная НКРЭКУ норма прибыли составляет 3%, то нормативная прибыль на расходы в размере 1 млрд грн составит 30 млн грн. С 2 млрд грн - 60 млн грн.

Итак, при сегодняшней модели тарифообразования облэнерго заинтересованы в раздувании расходов и не заинтересованы в уменьшении потерь электроэнергии в сетях. Ведь если эти потери будут уменьшены, то уменьшится и сумма, которую они получают как "норму прибыли".

Чем RAB лучше?

RAB-тарифы при правильном внедрение стимулируют облэнерго к сокращению расходов и модернизации сетей.

Если компания будет знать, что за следующие пять лет она заработает фиксированную сумму - процент стоимости ее активов, она будет заинтересована становиться более эффективной.

Опыт развитых стран свидетельствует о высокой эффективности стимулирующего регулирования.

Например, Великобритании удалось вдвое сократить расходы распределительных компаний и тарифы на передачу электроэнергии за 15 лет. В Румынии изношенность активов уменьшилась с 75% до 48% в течение 2004-2011 годов.

Кроме того, в развитых странах RAB-тарифы предоставляются с целью улучшения качества услуг: уменьшение количества отключений потребителей, улучшение качества электроэнергии.

Однако RAB - сложный инструмент. Для достижения таких результатов его нужно должным образом внедрить.

Допустим, что это так. Почему тогда вокруг решения НКРЭКУ столько шума?

Регулятор заложил в методику установления RAB-тарифов доходность для облэнерго на уровне 12,5% годовых и на новые инвестиции, и на старые активы.

Вероятно, процент доходности для обоих типов активов должен быть разным. Старые активы уже оплачены потребителями через тариф, а их поддержка стоит меньше, чем создание новых. Однако регулятор назначил одинаковую доходность для всех активов.

Такое решение переводит выплату 12,5% стоимости активов облэнерго на потребителя.

Если облэнерго оценено, например, в 9 млрд грн, было приватизировано несколько лет назад за 300 млн грн, и его владелец не вкладывал средства в модернизацию инфраструктуры, то назначение такой доходности не является обоснованным.

12,5% от 9 млрд грн будет составлять 1,125 млрд грн. Иными словами, владелец облэнерго получит более 1 млрд грн, не вложив никаких средств в инфраструктуру, которую он приватизировал по заниженным ценам.

Теперь о новых активах. Вероятно, 12,5% доходности на новые активы - это мало. Такой уровень доходности не будет способствовать привлечению средств инвесторов или кредитов для расширения или модернизации сетей.

Причина банальна: инвестору выгоднее положить эти деньги на депозит, ведь доходность депозита в Украине выше 12,5%.

Подождите, а кто оценивал облэнерго? Откуда эти 9 миллиардов?

Чем больше стоимость регуляторной базы активов, тем больше будет утвержден доход на эти активы.

Оценкой стоимости активов облэнерго занимается Фонд государственного имущества. Он утверждает методологию оценки. Методология определяет, сколько стоят распределительные компании, а следовательно - сколько дохода они будут получать.

В 2017 году чиновники фонда решили пересмотреть методологию оценки активов облэнерго. Одно изменение в формуле увеличило их стоимость вдвое, а значит - вдвое увеличились тарифы для потребителей.

"Введение RAB-тарифов повысит цену на электроэнергию", - сказал в 2016 году председатель НКРЭ Дмитрий Вовк. Тогда он прогнозировал, что рост составит 10%.

Собеседники на энергетическом рынке рассказывают, что рост может быть более существенным.

По подсчетам эксперта Андрея Геруса, тарифы облэнерго в результате введения RAB-тарифов вырастут втрое и суммарно составят до 30 млрд грн в год.

При этом рост тарифа не обязательно ляжет на плечи населения. Кроме населения, в Украине есть небытовые потребители: предприниматели, малый, средний, крупный бизнес, бюджетные учреждения и организации.

На кого возложат рост тарифа - определит комиссия. Возможно, поделят на всех.

Когда это вообще начнёт работать?

НКРЭКУ сможет утверждать RAB-тарифы для облэнерго с апреля 2018 года. При этом облэнерго должны соответствовать ряду критериев.

В частности, в них не должно быть задолженности перед ГП "Энергорынок". Кроме того, компаниям придется проводить общественные слушания по поводу утверждения RAB-тарифа.

Таким образом, регулятор будет решать, какие облэнерго получат новый тариф, а какие будут работать по схеме "затраты+".

Хорошо. Если модернизация нужна, но решение НКРЭКУ плохое, то как быть?

Разница между плохими и хорошими решениями часто заключается в деталях. В случае с RAB-тарифами речь идет прежде всего о нормативных процентах доходности на старую и новую базы активов.

Для старых активов их нужно существенно уменьшить. Для новых активов норму доходности следует увеличить. Насколько - это предмет дискуссии.

Увеличеные процентные ставки позволят смотивировать распределительные компании привлекать средства на модернизацию сетей и создание новых активов, потому что они будут приносить больше дохода.

Кроме того, важным моментом является контроль за использованием тарифных денег. Необходимы гарантии, что регулятор и правоохранительные органы действуют независимо и прозрачно, имеют достаточно полномочий для сбора информации.

Без этого облэнерго смогут продолжить вывод средств, полученных от RAB-стимулирования, и не обеспечат лучшего качества поставки электроэнергии потребителям.

Все облэнерго будут работать по RAB-тарифам?

Перейти на RAB-тариф захотят все, поскольку это принесет владельцам дополнительные средства. Однако пока планируется перевод только части частных компаний.

Среди критериев готовности - отсутствие долгов перед ГП "Энергорынок" или небольшая задолженность.

Утверждение RAB-тарифов для каждого облэнерго создает риски давления на владельцев и дискриминации компаний со стороны регулятора.