Фиксированный и плавающий валютный курс. Фиксированный валютный курс

Омский Государственный технический университет

Факультет автоматизации

Реферат

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему:

«Фиксированные валютные курсы»

Выполнил: студент

гр. № ЗИЭУ-410

Жованик Е. В.

Проверил: преподаватель

Федорова Л. Д.

Омск 2001г.

1. Введение ………………………………….…….……………....………. 3

2. Система фиксированных валютных курсов …………………...…. 4

3. Система фиксированных валютных курсов в современной макроэкономике………………………………………………………. 7

4. Россия и фиксированный валютный курс…………… 10

5. Заключение………....…..… 15

6. Список используемой литературы ………….….. 18


Введение

Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь.

Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система это форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Важным элементом валютной системы является валютный курс. Валютный курс необходим для взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом.

«Цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах называется валютным курсом . Внешне валютный курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной валюты в другую, которая определяется соотношением спроса и предложения на валютном рынке.

При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходили изменения в международной валютной системе. Появившись в XIX веке, МВС прошла 3 этапа эволюции:

1) «Золотой стандарт» или Парижская валютная система;

2) Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов;

«Золотой стандарт» существовал с 1879 по 1934 гг. (за исключением тех лет, которые пришлись на первую мировую войну). Эра золотого стандарта иногда ассоциируется с быстрой индустриализацией и экономическим процветанием. Начало золотого стандарта было положено Банком Англии в 1821 г. Юридически эта система была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег. По месту оформления соглашения эта система называется также как Парижская валютная система.

С конца второй мировой войны в середине 40-х годов и по 1971 г. преобладала так называемая Бреттон-Вудская система. А с 1971 г. действовала система «плавающих валютных курсов».

Система фиксированных валютных курсов

Система фиксированных валютных курсов была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года в городе Бреттон-Вудсе (США). Здесь также были основаны МВФ и МБРР.

Система была создана для восстановления обширной свободной торговли, установления стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов, а так же для возможности передачи в распоряжение государств ресурсов противодействия временным трудностям во внешнем балансе.

Бреттон-Вудская система базировалась на следующих принципах:

1) установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей валюты;

2) курс ведущей валюты фиксирован к золоту;

3) центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей (в рамках +/- 1%) валюте с помощью валютных интервенций;

4) изменения курсов валют осуществляются посредством официального понижения или повышения обменного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам (девальвации и ревальвации);

5) организационным звеном системы являются МВФ и МБРР. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов МВС, обеспечивает валютное сотрудничество стран.

Под давлением США (США обладали 70% от всего мирового запаса золота) в рамках Бреттон-Вудской системы утвердился долларовый стандарт – система основана на господстве доллара. Доллар – единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов. Было установлено золотое соотношение доллара США: 35 долл. за 1 тройскую унцию. США установили монопольную валютную гегемонию, оттеснив своего давнего конкурента – Великобританию.

Таким образом, национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами, и поэтому Бреттон-Вудская валютная система часто называется системой золотодолларового стандарта.

Валютные интервенции рассматривались как механизм самоадаптации второй МВС к изменяющимся внешним условиям, аналогично транспортировке золотых запасов для регулирования сальдо платежного баланса при золотом стандарте. Курсы валют можно было изменять лишь при возникновении фундаментальной несбалансированности баланса. Эти изменения валютных курсов в рамках твердых паритетов назывались ревальвацией и девальвацией валют.

Вторая МВС могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Однако к началу 70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы. Появляются и значительные проблемы с международной ликвидностью, так как по сравнению с увеличением объемов международной торговли добыча золота была невелика. Доверие к доллару как резервной валюте падает и из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образуются новые финансовые центры (Западная Европа и Япония), что приводит к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в мире. Отчетливо проявляется парадоксальность данной системы, основанной на внутреннем противоречии, известном как парадокс, или дилемма Триффена.

По дилемме Триффена, золотодолларовый стандарт должен совмещать два противоположных требования:

1) эмиссия доллара должна быть связана с изменением золотого запаса страны. Чрезмерная эмиссия, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото и со временем вызовет кризис доверия к ней;

2) ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания возрастающего количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна намного превосходить золотой запас страны.

Таким образом, возникла необходимость пересмотра основ существующей валютной системы. Ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между характером международных экономических отношений и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесценению (преимущественно доллара).

В 1967 году начался валютный кризис Бреттон-Вудской системы. Его причинами стали неустойчивость и противоречия экономики, замедление экономического роста. Усиление инфляции отрицательно влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавало условия для «курсовых перекосов». Нестабильность платежных балансов. Хронический дефицит балансов одних стран (особенно США, Великобритании) и активное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесценению национальных валют – доллара и отчасти фунта стерлингов, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.

Поскольку США покрывают дефицит своего платежного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается в иностранные банки, способствуя развитию ранка евродолларов. Этот колоссальный ранок долларов «без родины» сыграл двоякую роль в развитии кризиса Бреттон-Вудской системы. Вначале он поддерживал позиции американской валюты, поглощая избыток долларов, но в 70-х годах евродолларовые операции, ускоряя стихийное движение «горячих» денег между странами, обострили валютный кризис. Избыток долларов в виде лавины «горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от доллара.

это официально установленное соотношение между национальными валютами,
допускающее временное отклонение от него в одну или другую сторону не более чем на 2,25 % .
Плавающий валютный курс - это курс, свободно из-меняющийся под воздействием спроса и предложения.
Обменный курс хотя и представляет собой рыночный фено-мен, но, как правило, регулируется государством и централь-ным банком. Методы такого регулирования могут быть различными. От того, как устанавливается валютный курс, зависит, будет ли он жестко фиксированным к золоту или иностранной валюте либо окажется плавающим, т.е. обусловленным соотношением спроса и предложения. Между этими двумя крайними вариантами возможны многочисленные комбинации элементов плавающего и фиксированного курсов.
Способы регулирования валютного курса можно рассмотреть на примере эволюции мировой валютной системы.
Международная валютная система представляет собой набор правил и законов, которые регулируют обмен валюты од-. ной страны на валюту другой.
Цель этих правил - облегчить процессы международной торговли, движение капитала, чтобы все участники международных экономических отношений имели возможность получать максимальную пользу, обеспечивающую эффективность и процветание экономической системы.
На протяжении веков мировая экономика решала проблему обмена валют, используя привязанность национальных денежных систем к двум благородным металлам - золоту и серебру. Многие страны чеканили свои монеты из этих металлов, и обмен шел по весу (именно поэтому на картинах старинных мастеров менялы изображены с весами в руках). Когда монеты стали вытесняться бумажными деньгами, задача обмена нацио-нальных валют усложнилась.
Исторически первым способом регулирования обменного курса было установление фиксированного курса валюты. Этого требовала система золотого стандарта, о которой упоминалось в гл. 11. Эра золотого стандарта началась в 1821 г. После окончания наполеоновских войн Британская империя сделала фунт стерлингов конвертируемым в золото. Вскоре так поступили и другие страны, например Россия, США.
Золотой стандарт - механизм обмена национальных валют, основанный на установлении фиксированного веса золота, к которому приравнивалась бумажная денежная единица стра-ны, и обмене валют на основе соотношений размеров такого золотого обеспечения.
Основы теории мировой экономики 475
Юридически система золотого стандарта была оформлена на Парижской конференции в 1867 г. межгосударственным соглашением, признавшим золото единственной формой мировых денег.
Золотой стандарт имел три отличительные черты, или правила:
государство фиксирует цену золота, а следовательно, стоимость своей денежной единицы в золотом выражении;
государство поддерживает конвертируемость отечественной валюты в золото. Другими словами, государство обязано покупать и продавать национальную валюту за золото по первому требованию. Например, заплатив не-большие комиссионные, любой человек, пришедший в центральный банк, может обменять бумажные деньги в виде банкнот и чеков, выписанных для предъявления в банки, на золото, и это золото просто унести с собой;
государство придерживается политики золотого обеспечения или стопроцентного покрытия. Иначе говоря, у него есть запасы золота, по крайней мере равные по стоимости выпущенному в обращение количеству денег. Государство только тогда создает деньги, когда покупает золото у населения, а уничтожает их только тогда, когда продает золото населению.
Если каждая страна устанавливает золотое содержание своей денежной единицы, то различные национальные валюты будут иметь фиксированное соотношение между собой. Например, США приравнивают стоимость доллара к, скажем, 25 гранам золота (1 гран = 0,0648 г), а Великобритания приравнивает стоимость фунта стерлингов к 50 гранам золота. Это означает, что 1 ф. ст. = 2 дол. Таким образом, при системе золотого стандарта стоимость национальных валют была фиксирована не только к золоту, но и относительно друг друга.
Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика. М.: ЮНИТИ, 1997. С. 508, 532-533
Однако действие классической системы золотого стандарта приостановилось с началом первой мировой войны. Правительства воюющих стран были вынуждены резко увеличить свои расходы путем эмиссии необеспеченных золотом денег, что немедленно вызвало бурную инфляцию и сделало невозможным поддержание размена валют на золото.
Мировая валютная система восстановилась в 1922 г. после Генуэзской конференции, на которой было достигнуто соглашение золотодевизного стандарта. Предполагалось использование в международных расчетах заменителей золота (девиз), в качестве которых могли выступать некоторые национальные валюты стран с золотым стандартом. Фунт стерлингов и доллар США оспаривали лидерство в этой сфере.
В 1936 г. практически все развитые страны отказались от золотой обратимости валют. После Великой депрессии проводились активная протекционистская внешнеторговая политика и девальвация национальных валют - официальное уменьше-ние золотого содержания денежной единицы или понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, серебру либо иностранной валюте. Девальвация осуществлялась с целью получения преимуществ в области внешней торговли. Мы уже знаем, что снижение курса, т.е. удешевление национальной ва-
476 Раздел IV
люты, способствует расширению экспорта. Но когда подобным образом стали поступать все страны, эта политика получила образное название «разоряй соседа». Начались торговые войны, и последовал крах международной торговли, ухудшивший положение всех государств.
Во время второй мировой войны международные расчеты носили в основном клиринговый характер. Клиринг - это зачет взаимных требований и обязательств в торговой форме. Например, две страны, осуществляя взаимные поставки товаров, производят взаимное погашение расчетов. Предположим, страна А поставила стране В товаров на сумму 10 000 дол., а та ей - на сумму 12 000 дол. При этом 10 000 дол. взаимопогашаются, а 2000 дол. составляют долг страны А перед партнером.
Вторая мировая война близилась к окончанию, и возникла потребность в новом мировом валютном порядке. В июле 1944 г. представители 44 стран собрались в американском городке Бреттон-Вудсе, чтобы установить правила организации мировой торговли, валютно-финансовых и кредитных отношений. Памятуя об экономических бедствиях межвоенного периода, они рассчитывали создать такую международную валютную систему, которая благоприятствовала бы полной занятости и стабильности цен и одновременно позволяла поддерживать стабильные курсы национальных валют, не ограничивая мировую торговлю. В результате таких встреч были созданы Международный валютный фонд и Мировой банк.
Соглашение о создании МВФ первоначально подписали представители 29 стран, в настоящее время оно распространяется более чем на 150 стран. Основные задачи МВФ следующие: поддержание валютной стабильности, применение упорядоченных правил валютного обмена, противостояние девальвации валют из конкурентных соображений, установление многосторонней системы взаимных расчетов, исключение валютных ограничений и создание страховых резервов.
Высшим органом МВФ является Совет управляющих. Он состоит из представителей всех стран-участниц. Количество голосов, которым располагает каждая страна, зависит от размера ее взноса или квоты. Хотя Совет управляющих и имеет высшую власть в решении ключевых вопросов, он делегирует свои полномочия в повседневной деятельности Совету исполнительных директоров в составе 22 человек. Этот орган стремится разрешать вопросы путем достижения консенсуса, хотя сила каждого голоса также зависит от размера квоты соответствующей страны.
Когда Совет управляющих выбирает страну для вступления в МВФ, ей назначается квота, соотнесенная с размером ее национального дохода, денежными резервами, балансом внешней торговли и другими экономическими показателями.
Дэниэлс Д.Б., Радеба Л.Х. Международный бизнес:
внешняя среда и деловые операции.
М.: Дело Лтд, 1994. С. 256-257
Основы теории мировой экономики 477
Валютная система, созданная на этой конференции, получила название Бреттон-Вудсской системы. По своему характеру она была золотодевизной системой фиксированных валютных курсов. Каждая страна-участница устанавливала паритет своей валюты к золоту и доллару США. Такой паритет становился для страны ориентиром для соотнесения своей валюты с валютами остальных стран мира. Допускалось изменение курса валют в пределах 1 % паритета (в декабре 1971 г. этот показатель был увеличен до 2,25 %) в зависимости от условий спроса и предложения. Любые более значительные отклонения и официальные изменения самого паритета (путем девальвации или ее противоположности - ревальвации) требовали одобрения МВФ.
Благодаря прочности положения доллара США в 1940-1950-е гг. валюты стран-участниц выражались в золоте и долларах. К 1947 г. Соединенные Штаты Америки сосредоточили у себя 70 % официальных мировых золотых запасов. По этой причине правительства охотнее покупали и продавали доллары, а не золото. Подразумевалось, хотя и не было официально констатировано, что США будут при необходимости вы-купать доллары за золото, и поэтому было зафиксировано соотношение золота и доллара. Таким образом, доллар стал ориентиром для мировой валютной торговли.
В 1950-е - начале 1960-х гг. система фиксированных валютных курсов еще работала успешно, однако к середине 1960-х гг. она перестала полностью отвечать потребностям раз-вивающейся международной экономики. Страны не допускали изменения валютного курса до тех пор, пока не наступала кризисная ситуация. Это становилось все более очевидным, доллар, выступавший в роли мировой резервной валюты, оказывался все в более трудном положении. В августе 1971 г. США прекратили конвертировать доллары в золото по официальному курсу. Стремясь спасти систему фиксированных валютных курсов, члены МВФ договорились в декабре того же года расширить пределы колебаний курсов до 2,25 % в каждую сторону от паритета. Эта договоренность продержалась менее года. Бреттон-Вудсская система фиксированных валютных курсов рухнула.
В 1972 г. стало очевидно, что система фиксированных паритетов больше не отвечает интересам подавляющего большинства стран, и был создан Комитет по реформе международной валютной системы в составе 20 стран (так называемый «Коми-тет двадцати»), позже преобразованный во Временный комитет Совета управляющих МВФ. Ему предстояло выработать основ-
478 Раздел IV
ные принципы новой валютно-финансовой системы, которая отвечала бы потребностям стран в последней четверти XX в. В январе 1978 г. на Ямайке эти принципы были сформулированы, они действуют и сегодня, благодаря чему: а) страны могут по своему выбору использовать любую систему валютного курса - фиксированного или плавающего, установленного в одностороннем порядке или на основе многосторонних соглашений; б) МВФ вправе осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и их установлением; в) отменена официальная цена золота, оно перестало играть роль официального средства платежа между МВФ и его членами; г) созданы специальные права заимствования (SDR, или СДР), представляющие собой счетную единицу, образованную на основе «корзины», включающей доллары США, немецкие марки, японские йены, французские франки и британские фунты стерлингов. Эти конкретные доли были выбраны в соответствии с относительной важностью каждой из названных валют в мировой торговле и расчетах. СДР стали использоваться в качестве резервной валюты. По характеру современная валютная система представляет собой комбинацию фиксированных и плавающих валютных курсов, регулируемую как на двусторонней основе, путем соглашений между странами, так и на многосторонней - через механизмы МВФ.

Регулирование валютного курса является настолько важной проблемой, что многие исследователи и аналитики, следуя за М. Фридменом, в первую очередь анализируют именно режим валютного курса, т.е. механизм поддержания соотношения между обменным курсом валюты одной страны к валюте другой страны, а не сущности валютного курса как цены денег, в которой выражается покупательная способность одной валюты по сравнению с другой.

Следуя исторической логике развития мирового валютного рынка, эволюция режима валютного курса происходила одновременно с изменением роли золота на мировом валютном рынке. Трансформация золотомонетного стандарта в золотодевизный сразу после Первой мировой войны, который затем, в 1944 г., был закреплен Бреттон-вудской валютной системой, привела к полному прекращению расчетов между частными участниками внешнеэкономических связей с помощью золота. Ведущее положение в расчетах заняли национальные кредитные деньги (доллары США) со статусом международной резервной валюты. Одновременно был сохранен золотой стандарт.

В соответствии с кейнсианскими идеями, послужившими теоретической базой Бреттон-вудской системы, сторонниками усиления роли государства было признано необходимым использование золота для создания стабильной валютной системы. Это закреплено в Уставе МВФ, в соответствии с которым все страны - члены МВФ должны были выражать паритеты своих национальных валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (статья IV, раздел 1/а). Золото продолжало использоваться как международное платежное средство, и как резервное средство, и как эквивалент доллара.

Фиксированный режим валютного курса

По Бреттон-вудскому соглашению впервые был введен фиксированный режим валютных курсов, что допускало отклонение рыночных обменных курсов валют от официально заявленных паритетов в ту или другую сторону в очень небольших пределах (0,75-1%). Другими словами, впервые был создан механизм фиксированных валютных курсов, просуществовавший почти 30 лет и обеспечивший относительно длительную стабильность обменных курсов валют.

Как правило, страны - участницы Бреттон-вудского соглашения стремились поддерживать выбранный режим валютного курса. Но если наблюдаемое отклонение курса валюты от паритета отражало фундаментальные изменения в условиях обеспечения состояния долгосрочного равновесия экономики, то корректировалась основа обменного курса валюты, т.е. устанавливался новый паритетный обменный курс валюты.

К способам, с помощью которых правительство могло воздействовать на валютный курс в условиях фиксированного обменного курса, относились: во-первых, использование механизма валютных интервенций; во-вторых, осуществление девальвации и ревальвации своей валюты для поддержания ее паритета.

Фиксированность валютных курсов вовсе не означала их стабильность . Практически валюты всех стран были подвержены неожиданным скачкообразным изменениям в результате официальных девальваций и ревальваций.

К достоинствам системы фиксированных валютных курсов относится уменьшение риска и неопределенности, связанных с международной торговлей и финансами, что способствует расширению объемов взаимовыгодной торговли и финансовых операций.

Однако возможность поддержания фиксированного валютного курса зависит от двух взаимосвязанных условий:

  1. наличия достаточных резервов;
  2. случайного возникновения незначительных по своим размерам дефицитов или активов платежного баланса.

Большой и постоянный дефицит может свести на нет золотовалютные резервы страны. Валютная политика должна осуществляться во взаимосвязи с денежно-кредитной политикой. Поскольку инфляция способствует сокращению экспорта и росту импорта, она ведет к расходованию золотовалютных резервов и снижению курса валюты данной страны относительно валют других стран.

Плавающий валютный курс

Переход от Бреттон-вудской валютной системы, просуществовавшей с 1944-го по 1971 г., основанной формально на режиме фиксированных валютных курсов, к системе свободно колеблющихся или плавающих валютных курсов был осуществлен в середине 70-х годов. С переходом в 1976 г. к Ямайской валютной системе начался период усиления тенденций дерегулирования валютных отношений и ограничения государственного вмешательства в функционирование валютного рынка.

Переход к рыночному курсообразованию должен был обеспечить приспособление экономики отдельных стран к постоянно меняющимся условиям мирового рынка и автоматически поддерживать равновесие платежных балансов. Эта система получила название управляемых плавающих валютных курсов, поскольку государства часто вмешивались в функционирование валютных рынков для изменения международной стоимости своих валют и финансовых активов.

Достоинства и недостатки плавающих валютных курсов

Сторонники системы гибких валютных курсов считают, что она обладает несомненным достоинством: гибкие валютные курсы автоматически корректируются таким образом, что в конечном счете исчезают дефициты платежных балансов.

Однако возможно проявление ряда серьезных проблем. Во-первых, неопределенность в изменении валютного курса ведет к сокращению торговли и свертыванию внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, условия торговли страны могут ухудшаться при падении международной котировки ее валюты.

В-третьих, свободное колебание валютных курсов может оказывать депрессивное воздействие на отрасли, производящие товары на экспорт. С точки зрения государственного регулирования принятие гибких валютных курсов может затруднить использование налоговой и денежной политики для достижения полной занятости и стабильности цен.

Факторы, влияющие на выбор режима валютного курса

При выборе режима валютного курса принимается во внимание ряд факторов.

Макроэкономического характера - степень конвертируемости национальной валюты, уровень инфляции в стране, состояние ее платежного баланса, размеры золотовалютных резервов, масштабы миграции капиталов, темпы экономического роста, перспективы политического развития.

Конъюнктурного характера - состояние мирового валютного рынка, динамика цен на товары, являющиеся основными статьями экспорта данной страны.

Выбор режима валютного курса

Измененный в 1978 г. Устав МВФ предоставил странам-членам свободу выбора режима установления валютного курса. Возникли различные модификации систем регулирования обменных курсов.

Из 183 стран - членов МВФ (на конец 2001 г.) больше половины стран - 103 государства, на долю которых приходится 75% совокупного валового продукта, используют плавающие валютные курсы, из них валюта 55 государств находится в самостоятельном свободном плавании (США, Великобритания, Япония, Канада, Швейцария и др.). 48 стран осуществляют регулируемое плавание валют: Венгрия, Китай, Бразилия, некоторые страны СНГ (Армения, Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Молдова), Румыния и ряд других стран, к которым после августа 1998 г. присоединилась Россия. До введения евро (с 1 января 1999 г.) валюты государств-участниц Европейской валютной системы совместно "плавали" относительно других денежных единиц, а взаимные курсовые колебания ограничивались установленными пределами. Некоторые страны используют корректируемый валютный курс , т.е. автоматически изменяемый в соответствии со сменой определенного набора экономических параметров, например, при изменении уровня инфляции в данной стране и в стране - торговом партнере (Чили, Эквадор и др.).

Целый ряд стран использует управляемо плавающий валютный курс , т.е. курс, устанавливаемый и изменяемый центральным банком, а не валютным рынком. При изменении валютного курса принимается во внимание состояние макроэкономических показателей, таких, как состояние платежного баланса, объем международных резервов, темпы экономического роста. Управляемое плавание своей валюты используют как развитые страны (Норвегия, Швеция), так и развивающиеся (Алжир, Египет, Пакистан и др.) страны с переходной экономикой (Китай, Хорватия, Словения и др.).

В целом, учитывая степень вмешательства государства (в лице центрального банка) в механизм регулирования плавающего валютного курса, выделяют:

  1. "чистое плавание" - формирование валютного курса в стране без вмешательства центрального банка;
  2. "грязное плавание" - формирование валютного курса при активном участии центрального банка.

В 80 странах был установлен фиксированный режим денежных единиц. Ряд стран фиксировали свои валюты к одной из иностранных валют, например валюты 21 страны привязаны к доллару США (Аргентина, Барбадос, Либерия и др.). Зафиксирован к доллару курс восточнокарибского доллара, используемого восемью государствами Карибского бассейна: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия и Сент-Винсент, Гренадины. У 14 франкоязычных африканских стран курс их валют был зафиксирован к французскому франку: Бенин, Буркино-Фасо, Камерун и др. У отдельных стран для фиксации валютного курса выбран курс валюты стран, являющихся главными торговыми партнерами, например у Бутана - индийская рупия, у Лесото и Намибии - южноафриканский ранд. Некоторые страны фиксировали свои валюты по отношению к валютной корзине, например к СДР (Ливия, Мьянма, Сейшельские Острова). 19 стран - к различным валютным корзинам, составленным по усмотрению самих стран: Бангладеш, Бурунди, Кипр, Исландия, Непал, Таиланд, Чехия и др. Как разновидность фиксированного валютного курса применяется валютное управление ( currency board ), при котором выпуск национальной валюты полностью обеспечен запасами иностранной валюты. Валютное управление в разные периоды времени с различными модификациями использовало более 70 стран мира: Аргентина, Сингапур, Эстония, Литва и др.

Страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, может в любое время вернуться к плавающему курсу.

Гибкий режим валютного курса

Вполне допустимым считается, если фиксация устанавливается в определенных границах, т.е. возникает ограниченно гибкий курс к одной валюте. Например, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты определяют обменный курс своей национальной валюты как ограниченно гибкий по отношению к доллару США в пределах 7,25%. Разновидностью ограниченно гибкого курса является установленная временная целевая зона ( target zones), т.е. параметр , к которому необходимо стремиться. В отдельных случаях правительство может считать целесообразным временное поддержание несколько заниженного курса национальной валюты в интересах стимулирования экспорта и выравнивания диспропорций платежного баланса.

Модификацией стратегии целевой зоны является установление пределов колебания валютного курса, т.е. валютного коридора, который государство обязуется поддерживать. Такой режим валютного курса поддерживался в Чили с 1986-го по 1992 г. по отношению к доллару, в Израиле с 1986 г. - по отношению к корзине валют, состоящей из валют стран - основных торговых партнеров.

При установлении пределов колебаний курса национальной валюты учитывается возможность его поддержания. Чем шире валютный коридор, тем больше свобода маневра в макроэкономической сфере и тем реже возникает необходимость изменения его параметров. В случае, если валютный коридор имеет узкие пределы колебания курса, то необходима жесткая государственная политика для его сохранения. Иначе может достаточно часто возникать потребность пересмотра его границ, а это предполагает значительную автономию монетарных властей в области валютного регулирования. При изменении валютного коридора необязательно пересматриваются оба предела, в отдельных случаях возможна твердая фиксация, как правило, нижней границы, при изменении верхнего предела колебаний. Как это было, например, в Мексике, где нижняя граница была зафиксирована твердо, а верхняя граница ежедневно повышалась на заранее объявленную величину, позволяя мексиканскому песо постепенно удешевляться в интересах экспортеров.

Для регулирования пределов колебаний границ валютного коридора может устанавливаться определенное соотношение между валютным курсом и паритетом покупательной способности, при нарушении которого центральный банк проводит валютные интервенции для выравнивания курса. В случае сокращения валютных резервов до неприемлемых масштабов проводится изменение границ коридора. Как правило, введение валютного коридора оправдано, если в стране достигнута стабилизация основных макроэкономических показателей, но уровень инфляции продолжает оставаться высоким и это не позволяет осуществить переход либо к фиксации валютного курса, либо к свободному плавающему валютному курсу. Целью введения валютного коридора является сокращение темпов инфляции либо стабилизация реального валютного курса и выравнивание платежного баланса.

Иногда валютный коридор устанавливается по отношению к центральному паритету, который может пересматриваться через определенный период времени в связи с истощением валютных резервов или их увеличением. Поскольку центральный паритет как бы ползет, то такой механизм установления валютного курса называется ползучей фиксацией. Например, в Чили изменение центрального паритета в начале 90-х годов XX в. объявлялось ежемесячно, а процент изменения вычислялся как разность темпа инфляции в предыдущем месяце и прогнозируемой инфляции на ближайший год. Система ползучей фиксации валютного курса существовала в 80-е годы в Колумбии. Ползучая фиксация валютного курса придает валютному рынку некоторую определенность, позволяет избежать резких спекулятивных атак на валютный курс и вносит элемент дисциплины в денежное хозяйство. Однако эта политика неприемлема, если макроэкономические показатели требуют изменений валютного курса, например, в случае необходимости оказать поддержку национальным экспортерам. При режиме ограниченно гибкого валютного курса возрастает роль государства в процессе регулирования денежной политики для воздействия на валютный курс в необходимом направлении.

Режим валютного курса в странах с переходной экономикой

Для стран с переходной экономикой проблема выбора режима валютного курса должна учитывать необходимость решения внутренних задач. Это такие, например, как стабилизация финансовой системы и подъем национальной экономики в сочетании с расширением их участия во внешнеэкономических связях. Поэтому возможно изменение режима валютного курса при достижении определенных успехов. Известный американский экономист Джеффри Сакс рекомендует при осуществлении программы стабилизации и либерализации экономики принять режим фиксированного валютного курса, а после того как программа стабилизации начата, перейти к использованию системы плавающего курса.

На фоне валютных кризисов в Мексике в 1995 г., в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., в России в 1998 г., в Турции в 2001 г. и в Аргентине в 2002 г. призыв к возврату регулирующего механизма Бреттонвудской валютной системы находит свое практическое выражение . Это касается введения фиксированных валютных курсов в Малайзии, Индонезии как мере, способной защитить национальную экономику от возможности негативного внешнего воздействия.

В этих условиях для стран с переходной экономикой выбор режима валютного курса играет двоякую роль. С одной стороны, механизм валютного регулирования предполагает поддержание такого режима валютного курса, который будет выполнять роль "номинального якоря" для стабилизации кредитно-денежной политики. С другой стороны, он будет способствовать решению внешнеэкономических задач, таких, как поддержание конкурентоспособности отечественных товаров (чем обычно мотивируется привязка обменного курса к корзине валют основных торговых партнеров), уровня валютных резервов страны.

Ограничения в регулировании валютного курса

Вероятность кризисов в мировой финансовой системе заставляет искать способы и формы коллективного регулирования и повышения "прозрачности" мировых финансовых рынков, обеспечения открытости информации о состоянии валютного регулирования и банковского надзора.

Свобода стран в проведении курсовой политики имеет определенные ограничения, установленные МВФ. Это выражается в том, что страны - члены МВФ должны избегать такого манипулирования валютными курсами, которое противодействует долгосрочному движению капиталов, и наоборот, должны осуществлять валютную интервенцию для противодействия дезорганизующим краткосрочным колебаниям стоимости валютной единицы. Страны, осуществляющие интервенции, не должны получать несправедливые конкурентные преимущества по отношению к другим странам - членам МВФ. (Устав МВФ, приложение "С".)

Являет собой стоимость денежной единицы государства, которая выражена в национальной валюте другой страны. Валютный курс – это важный элемент валютной системы, поскольку с развитием мировой экономики и международных отношений требуется определенное измерение ценового соотношения валют различных государств.

Иным словам, валютным курсом называется курс, по которому одну валюту можно обменять на другую. Отправляясь в другое государство, граждане вынуждены приобретать местную валюту. Как и стоимость всякого актива, - это цена покупки данной валюты.

Банк Российской Федерации каждый день устанавливает в отношении рубля официальный курс для иностранных валют (или каждый месяц, но без обязательства покупки или продажи указанной валюты по установленному курсу). Это предопределено специальным Положением ЦБ от 18.04.06 г.

Для наглядности, если, к примеру, вам нужно ехать в Египет, и для американских долларов обменный курс составляет 1 к 6,5 египетских фунтов, это будет значить, что на каждый из долларов придется шесть с половиной фунтов. Стоит отметить, что идентичные активы обязаны продаваться по одной и той же стоимости в различных государствах, так как обменный курс призван поддерживать ценности, которые присущие одной валюте перед другой.

Определение курса валют

Валютный курс необходим для:

1. сравнения стоимости мировых и национальных рынков ценовых показателей различных государств, которые имеют выражение в иностранной или национальной валюте;
2. взаимного денежного обмена в результате торговых процессов (покупки-продажи товаров и услуг, а также при движении кредитов и капиталов);
3. систематического переоценивания счетов в иностранной валюте.

Устанавливаемый правительством фиксированный курс поддерживается как официальный обменный курс. Фиксированная стоимость устанавливается на главные мировые валюты (обычно, это американский доллар, евро, иены и пр.).

Чтобы поддерживать установленный курс обмена, центральному банку необходимо осуществлять покупку-продажу собственной валюты на валютном рынке в обмен на валюту привязки. К примеру, если установленная стоимость единицы национальной валюты приравнивается к 3 долларам США, то ЦБ обязан дать гарантию обеспечения рынка американскими долларами.

Таким образом, для того, чтобы иметь возможность поддерживать курс, центральному банку необходимо поддерживать достаточно высокий уровень резервов валюты. Валютными резервами называют зарезервированные объемы иностранной валюты, которые размещены в ЦБ. Центральный банк вправе использовать их в процессе поглощения или высвобождения дополнительных средств в отношении рынка.

В компетенцию центрального банка, в случае необходимости, входит официального курса.


Государство, а именно - и Центральный банк являются наиболее значимыми участниками рынка валют. Государство владеет разнообразными инструментами осуществления валютных интервенций. Кроме того, ему принадлежит право устанавливать режимы по определению курсов.

Существуют две противоположные государственные позиции касательно режима установки валютного курса. Они представляют собой следующее.

1. Жесткая фиксация обменного курса национальной валюты государством на определенном уровне. При этом государство в обязательном порядке должно обеспечивать экономическую стабильность. Такие фиксированные курсы весьма удобны для ведения бизнеса, поскольку они дают возможность для долгосрочного прогнозирования предпринимательской деятельности.
2. Свободное колебание валютного курса с позволения государства под воздействием спроса и предложения. В данном случае мы имеем дело с гибким или плавающим валютным курсом.

Отличие фиксированной ставки от плавающего валютного курса заключается в следующем. Определение плавающего курса на частном рынке происходит через призму спроса и предложения. Его нередко называют «самокорректирующимся», поскольку появляющиеся различия касательно спроса и предложения исправляются на рынке автоматически.

Необходимо подчеркнуть, что ни одна не в состоянии быть полностью плавающей или фиксированной. Давление рынка и при фиксированном режиме способно оказывать влияние на изменения обменного курса. Случается, что местная валюта начинает отражать собственное истинное значение против валюты ее привязки. В этом случае в результате фактического спроса и предложения может образоваться так называемый «черный ».

Бывает, что центральному банку приходится вынужденно проводить переоценку официального курса таким образом, чтобы он соответствовал неофициальному. Это делается для того чтобы уменьшить долю теневого валютного рынка в государстве.

Формирование валютного курса является многофакторным процессом. Среди существенных курсообразующих составляющих указывают ранообразные факторы:

1. Экономическое состояние государства:

Инфляционный темп;
покупательная денежная способность;
колебания процентных ставок в различных государствах;
платежный баланс;
активность валютных рынков и спекулятивного характера с валютой;
уровень использования нацвалюты в международных расчетах;
контроль за валютным курсом на государственном уровне.

2. Кредит доверия к валюте на рынках.

Вышеперечисленные факторы влияют на эффективность экспорта и импорта, общую производственную целесообразность определенной продукции, относительную выгоду развития некоторых экономических отраслей, а также уровень участия государства в разделении труда на международной арене.

Фиксированный валютный курс - это курс, устанавливаемый государством или несколькими государствами, а не механизмом конкуренции на валютном рынке. Фиксированный курс предполагает, что, например, Россия и Великобритания в соответствии с договоренностями поддерживают курс своих национальных валют в соотношении 1 фунт =10 руб. Однако спрос и предложение фунтов и рублей на межбанковских валютных рынках обоих государств подвержены воздействию множества динамических факторов. Поддержание же стабильного курса валют в данной ситуации невозможно без определенного вмешательства государства.

Предположим, спрос на фунты возрос от D до (рис. 38.4). Дефицит платежного баланса России составит объем британской валюты AQ в том случае, если российское правительство зафиксирует курс рубля на ранее отмеченном уровне.

Рис. 38.4.

Рассмотрим варианты ликвидации дефицита платежного баланса.

  • 1. Государство может воспользоваться имеющимися в запасе официальными резервами иностранной валюты. Это приведет к росту предложения фунтов (кривая S x на рис. 38.4) и к прежнему равновесию на уровне 1 фунт =10 руб. Использование валютных сбережений государства представляет собой удобное и весьма эффективное средство регулирования валютного курса, но лишь в том случае, если отрицательные и положительные сальдо платежного баланса возникают случайно и в небольших объемах.
  • 2. Фиксированный валютный курс может поддерживаться определенной торговой политикой государства. Например, если спрос на фунты возрос до уровня Dj (см. рис. 38.4), государство может устранить дефицит платежного баланса AQ путем ограничения импорта и стимулирования экспорта. Импорт может быть сокращен введением в действие торговых барьеров. Это приведет к падению спроса российских покупателей на фунты до уровня D 2 вследствие удорожания английских товаров. Одновременно с этим льготные условия для экспортного сектора экономики обеспечат дополнительный приток фунтов и увеличат их предложение на валютном рынке до уровня S 2 . Равновесие на валютном рынке вновь установится в прежнем соотношении: 1 фунт = 10 руб.

Подобные меры торговой политики имеют серьезные недостатки. Они приводят к сокращению объемов мировой торговли, поскольку введение Россией контроля над торговыми и финансовыми потоками может провоцировать адекватные меры со стороны Великобритании и других стран. Победителей в подобных “торговых войнах”, как правило, не оказывается.

3. Государство может ввести жесткий валютный контроль и ограничить импорт пределами стоимости экспорта. Это достигается концентрацией всей иностранной валюты у государства с последующим распределением ее ограниченного запаса между российскими импортерами. Таким образом, российское правительство “формирует” искусственный спрос на английские фунты в форме кривой D, в то время как реальный спрос отображает линия Di (см. рис. 38.4). Государство лишь ограничило английский импорт тем количеством фунтов, которое удалось выручить от российского экспорта.

Недостатки жесткого валютного контроля более чем очевидны: наносится удар по сложившимся механизмам международной торговли, основанным на специализации производства. Возникают проблемы, связанные с дискриминацией отдельных импортеров, ущемляются права национальных потребителей, желающих приобретать не только отечественные, но и импортные товары. Наконец, создаются благоприятные условия для возникновения “теневого” валютного рынка.

4. Наиболее непопулярными методами обеспечения фиксированного валютного курса являются механизмы внутреннего макроэкономического регулирования, среди которых ведущая роль принадлежит налогово-бюджетным и денежно-кредитным регуляторам. Так, например, рост налоговых ставок и политика “дорогих денег” могут обеспечить приток английских фунтов в Россию и покрыть дефицит ее платежного баланса. Это произойдет под действием двух факторов: а) падения темпов экономического роста в России, что приведет к относительному уменьшению потребительских расходов, в том числе на импортные товары; б) роста процентных ставок и обусловленного этим притока английских капиталов в Россию при одновременном сокращении российских инвестиций за рубежом. Для Великобритании низкие цены на российские товары и высокие процентные ставки в России означают выгодность российского импорта и финансовых инвестиций в российскую экономику. В итоге возрастет предложение фунтов на российском межбанковском валютном рынке. Таким образом, падение спроса на фунты в России при одновременном росте их предложения приведет валютный рынок к исходному состоянию равновесия, которое может быть показано точкой пересечения кривых D 2 и S 2 (см. рис. 38.4).

Однако отмеченные меры поддержания фиксированного валютного курса могут стать мощными факторами макроэкономической нестабильности, вызвав спад производства и вынужденную безработицу. В связи с этим едва ли целесообразно стремиться оптимизировать платежный баланс в условиях фиксированного курса, жертвуя при этом общей макроэкономической стабильностью.

Нетрудно обнаружить, что плавающие и фиксированные курсы валют имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Система гибких валютных курсов не спасает экономических субъектов от риска, а хозяйственные национальные системы от нестабильности, однако она обеспечивает наиболее рациональное использование мировых запасов ограниченных ресурсов. Система фиксированных валютных курсов, напротив, спасает экономических субъектов разных стран от неопределенности и риска, но применение протекционистских и других непопулярных мер валютного регулирования может привести к существенному ограничению объемов международной торговли. Мировая практика валютных отношений имеет опыт использования как системы фиксированных, так и системы гибких валютных курсов. Причем ни одна из названных систем не применялась на практике в “чистом” виде. В действительности речь может идти скорее о сочетании отдельных их элементов.