В финансовую систему российской федерации входят. Финансовая система России, её состав и структура

Финансовая система (ФС) – совокупность субъектов экономики, ведущим из которых является государство, и связывающим их отношения по поводу образования и использования финансовых ресурсов.

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая система РФ включает в себя:

1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

Основу экономической структуры РФ составляют экономические отношения, возникающие в нём. В этих отношениях участвуют 4-е субъекта: государство; регион, находящийся на самоуправлении; хозяйствующий субъект (т.е. фирма, корпорация, предприятие и т.п.); гражданин.

Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Финансовую систему можно рассматривать с позиции её функций или её институтов. С функциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность денежных отношений функционирующих в государстве. С институциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность финансовых учреждений (т.е. банки, биржи и т.п.).

§ Финансовая система РФ представляет собой 4-х блочную систему относительно самостоятельных компонентов (рис. 1).

К таким компонентам относятся:

§ государственные финансы;

§ территориальные финансы;

§ финансы хозяйствующих субъектов;

§ финансы граждан.

Где, – это двухсторонние финансовые связи и финансовые отношения, возникающие при 2-х противоположных денежных потоках.

Каждый компонент финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.


Существует два принципа построения финансовой системы:

1 .принцип демократического централизма;

2.принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение ит.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: Финансы предприятий, организаций; Страхование; Государственные финансы.

Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте - это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды - бюджетные, внебюджетные и т. д. В литературе встречается применение термина «финансовая система» и в другом значении - как системы финансовых органов, что вряд ли заслуживает поддержки, поскольку в этом случае одним и тем же термином обозначаются существенно различающиеся между собой понятия.

Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных
бюджетов муниципальных образований;
- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
- финансы предприятий, организаций, учреждений;
- финансы страхования;
- кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Подобное мнение содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки. Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано мнение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Другие представители этой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы байковский кредит, государственный кредит в нее включают2. В то же время ученые-экономисты отмечают целесообразность расширительного толкования понятия финансов (которого придерживаются авторы настоящего учебника), включая в них и банковский кредит.

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Современная финансовая система Российской Федерации формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, на банковский кредит. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначение.

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.

Внебюджетные целевые государственные имуниципальныефонды - новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.

В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее целесообразное использование. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе, распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их внутреннего неэффективного использования значительная часть этих фондов ликвидирована.

Финансы предприятий, организаций, учреждений-обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций^. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ).

Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и т. д.). Различают следующие формы страхования: а) имущественное и личное; б) социальное; в) медицинское. По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные. страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников. Согласно законодательству различают две формы кредита: а) государственный и муниципальный; б) банковский.

Под государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг (гл. 14 БК РФ). Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в формах выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный долг может быть использован для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т. д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит.

Банковский кредит - это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях - бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширился. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

финансовая система

Финансовая система -- это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

1. государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные;

2. финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);

3. страхование;

4. кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы -- государственных финансов -- относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне (на уровнях государственного управления), а местные финансы -- соответственно на местном уровне управления.

Звенья второй сферы (финансы хозяйствующих субъектов) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Страхование включает различные формы и виды страхования (добровольное, обязательное, личное, имущественное и т. д.).

Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. К финансовой системе страны относятся государственные финансовые институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.

Структура финансовой системы, сложившейся в РФ в результате рыночных преобразований 90-х гг., и система государственных финансовых органов представлены на рисунке 1 Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2007. - С. 26..

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

Краткая характеристика и роль отдельных структурных подразделений финансовой системы РФ рассматриваются ниже.

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формой государственного устройства. Исходя из этого в составе государственных финансов выделяются государственные финансы на федеральном уровне, включающие государственный (федеральный) бюджет РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов и государственный кредит и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне), включающие госбюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, управляют муниципальной собственностью и решают иные вопросы местного значения.

Рис. 2.

Как видно из схемы, приведенной на рисунке 2, государственные и местные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды) и государственный кредит.

Государственный (федеральный) бюджет Российской Федерации -- основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения.

С 1991 г. финансово-бюджетная система РФ претерпела существенные изменения. В соответствии с Законом РФ от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и рядом постановлений Правительства РФ бюджетная система России была перестроена.

В настоящее время она состоит из бюджетов трех уровней:

Ш федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Ш бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Ш местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Государственный (федеральный) бюджет на соответствующий год разрабатывается и утверждается в форме федерального закона; бюджеты субъектов Федерации (территориальные бюджеты) -- в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты -- в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований (в большинстве случаев утверждаются в форме решения).

Составным звеном государственных финансов являются государственные внебюджетные фонды. В нынешних рыночных условиях хозяйствования образованы следующие государственные внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются государственной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение -- финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Это есть государственная деятельность по получению денег в кредит, т. е. взаймы, от граждан, юридических лиц и других государств. Государственный кредит привлекается через размещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг. Госкредит -- это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Страхование как сфера финансовых отношений обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению. С 1991 г. наряду с государственными страховыми организациями страхование в стране осуществляют многочисленные акционерные страховые организации (было до трех тысяч организаций). Значительная часть из них маломощные и ненадежные. Ведущую роль на страховом рынке России занимает достаточно надежная государственная страховая компания Росгосстрах.

Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов -- предприятий (организаций) различных форм собственности. Хозяйствующие субъекты как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

Они выступают основой финансовой системы, где формируется основная часть доходов, которые впоследствии перераспределяются по различным каналам народнохозяйственного комплекса.

Пункт 1 ст. 48 ГК РФ гласит, что юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию его имущественной самостоятельности. Самостоятельность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем отражаются все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица.

Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.

Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:

Ш финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

Ш финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;

Ш финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Ш финансы общественных организаций (объединений).

Коммерческими организациями согласно ст. 50 ГК РФ являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме производственных кооперативов, хозяйственных товариществ и обществ, государственных предприятий, муниципальных унитарных предприятий.

Производственный кооператив -- это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном труде и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 03.01.2006 N 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 32. - Ст. 66..

Хозяйственные общества как коммерческие организации могут создаваться также в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; акционеры (участники акционерного общества) не отвечают по его обязательствам. Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации годовой бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Оно обязано публиковать в печати годовые бухгалтерские балансы, счет прибылей и убытков. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли согласно учредительным документам. Учредители не отвечают по его обязательствам. Они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Государственное предприятие основано на государственной собственности, ведет свою деятельность на основе коммерческого расчета.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Оно осуществляет свою деятельность на базе чужой собственности (государственной или муниципальной).

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Эти предприятия образуются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

На базе имущества, находящегося в федеральной или муниципальной собственности, по решению уполномоченного на то органа может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие). Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Основная производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия (казенного завода, казенного хозяйства, казенной фабрики) осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития. Взаимоотношения предприятия с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции (работ, услуг) строятся на договорной основе. Порядок распределения доходов определяется собственником его имущества.

Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям Там же. - Ст. 50..

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов и в других формах, предусмотренных законом.

Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Поскольку потребительское общество является некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не только за счет прибыли (хотя этот источник имеет важное значение), но и за счет паевых и вступительных взносов членов-пайщиков потребительского общества.

Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам, с учетом их социальной значимости, государственную поддержку.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Эти организации могут быть созданы только гражданами. Члены общественных и религиозных объединений не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе членские взносы.

Важную роль в системе общественных организаций играют профессиональные союзы -- массовые демократические организации, объединяющие трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Профессиональные союзы являются некоммерческими организациями. Финансы профсоюзов сохраняют все черты финансов некоммерческих организаций, но имеют и свою специфику.

К общественным организациям относят также благотворительные фонды. Благотворительным фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Структура предприятий и организаций в РФ по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций приведена в таблице 1 Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2007. - С. 39..

Таблица 1. Структура зарегистрированных предприятий и организаций по организационно-правовым формам (по данным единого государственного реестра предприятий и организаций)

Показатели

Всего предприятий и организаций

В том числе:

1. Коммерческие предприятия

государственные предприятия

муниципальные предприятия

частные, акционерные общества и товарищества

крестьянские (фермерские) хозяйства

производственные кооперативы

предприятия потребительской кооперации

предприятия общественных и религиозных объединений

другие предприятия и объединения

2. Некоммерческие организации

государственные

муниципальные

общественные

потребительские общества, учреждения потребительской кооперации

другие некоммерческие организации

3. Филиалы, представительства и другие обособленные подразделения

На 1 января 2005 г. из общего количества предприятий и организаций 4417,1 тыс. насчитывалось по формам собственности: государственных -- 159,2 тыс. (3,6%), муниципальных -- 248,2 тыс. (5,6%), частных -- 3499,2 тыс. (79,2%). На долю общественных и религиозных организаций (объединений) приходилось 5,7% и на предприятия прочих форм собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную -- 5,8% Там же. - С. 39..

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Первоначальное формирование финансовых ресурсов осуществляется в период создания предприятия путем образования уставного фонда. Источниками формирования уставного фонда могут быть: акционерный капитал; паевые взносы членов кооперативов; собственные средства учредителя; банковский кредит; бюджетные средства и др.

Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.

Кредитно-банковская система -- это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. Примером может служить накопление на счетах предприятий сумм амортизационных отчислений. Эти средства потребуются в момент реального обновления износившихся основных фондов. Накопленные денежные средства до момента их использования временно свободны. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.

Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом банки и иные кредитные организации. В ряде зарубежных стран и в России существует и развивается коммерческий кредит, предоставляемый одной хозяйственной организацией (поставщиком) другой организации (покупателю). В Российской Федерации в соответствии с ГК РФ в понятие коммерческого кредита включают: предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 03.01.2006 N 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 32. - Ст. 823.. Однако ведущие позиции сохраняются за банковским кредитованием.

В целях усиления воздействия государственных банков на экономическое развитие в стране в 1987 г. была проведена реорганизация банковской системы. Перестроены действующие и образованы новые специализированные банки: Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк, Госбанк.

Госбанк СССР осуществлял централизованное плановое управление денежно-кредитной системой страны и проводил единую денежно-кредитную политику государства, координировал деятельность всех банков, включая организацию расчетов между ними, осуществлял эмиссию ценных бумаг, регулирование денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета.

Промстройбанк стал проводить кредитные операции в промышленности, на транспорте, связи, в сфере материально-технического снабжения.

Агропромбанк был призван обслуживать организации и предприятия в агропромышленном комплексе.

Жилсоцбанк осуществлял кредитные операции в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании, социально-коммунальном хозяйстве, социально-культурном строительстве, в хозяйстве, подведомственном местным Советам народных депутатов, в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.

Сберегательный банк стал обеспечивать организацию сберегательного дела в стране, безналичные расчеты и кассовое обслуживание населения, кредитование потребительских нужд трудящихся.

Внешэкономбанк был призван кредитовать предприятия и объединения, непосредственно осуществляющие экспортно-импортные операции. Он участвовал в кредитовании совместных предприятий, контролировал исполнение сводного валютного плана, экономное использование валютных ресурсов, обеспечение и проведение расчетов по внешнеэкономическим операциям.

Основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство было образовано в 1993 г. и состояло (до 2004 г.) из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам. Территориальные органы Федерального казначейства находились в подчинении у своего вышестоящего органа, а Главное управление казначейства -- в подчинении у министра финансов РФ.

Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических и физических лиц, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

На Федеральную налоговую службу возложено осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету. В налоговой службе страны занято свыше 100 тыс. человек.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату. Счетная палата действует на основании Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Она не зависит от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ.

Таким образом, финансовая система РФ представляет собой сложную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет лежащие на нем функции, за счет чего достигается эффективность функционирования всей системы.

Рассмотрим, как происходит функционирование финансовой системы России во время мирового кризиса.

Объем международных резервов РФ по состоянию на 24 октября 2008 года составлял 484,7 млрд. долларов против 515,7 млрд. на 17 октября 2008 года, сообщил департамент внешних и общественных связей Банка России.

Таким образом, за неделю с 17 по 24 октября резервы снизились на 31 млрд. долларов, что является историческим рекордом снижения этого показателя.

Основными причинами снижения резервов в последнее время являются не только отток капитала и переоценка резервов из-за снижения курса евро, но и перечисление части средств международных резервов во Внешэкономбанк для поддержки российских компаний и банков в условиях глобального финансового кризиса.

Как сообщалось ранее, ВЭБ должен получить из международных резервов до 50 млрд. долларов на рефинансирование внешней задолженности российских эмитентов, а также из Фонда национального благосостояния, который также учитывается в международных резервах, 450 млрд. рублей на предоставление субординированных кредитов российским банкам и 175 млрд. рублей - для инвестирования на российском фондовом рынке.

В августе международные резервы РФ снизились на 14,264 млрд. долларов, в сентябре - на 25,57 млрд. долларов. С начала года до августа резервы неуклонно росли.

ЦБ РФ прогнозирует рост международных резервов в целом за 2008 год на 14,8% - до 547 млрд. долларов. Ранее планировалось, что международные резервы в 2008 году вырастут на 32,7% - до 632 млрд. долларов. Следовательно, ЦБ РФ сократил прогноз по росту резервов в текущем году на 85 млрд. долларов.

В начале текущего года объем резервов составлял 477,89 млрд долларов.

Международные резервы РФ сократились из-за турбулентности в мировой финансовой системе. В предыдущие недели на фоне банкротства Lehman Brothers и других финансовых институтов шла всеобщая распродажа любых возможных активов, в России в том числе, деньги выводились, в том числе и из российской экономики. Эта потеря также во многом связана с переоценкой той части резерва, который Россия хранит в евро и фунтах. К тому же средства пошли на поддержку российской экономики.

Сейчас мы наблюдаем переломный момент. Большинство представителей бизнеса поняли и осознали, что что-то происходит, но вот четкого понимания того, что же будет дальше, нет. Момент неопределенности характеризуется наибольшей осторожностью. Даже те, кто до последнего не верил в кризис, замерли в ожидании, заморозив крупные инвестиционные проекты и приостановив реализацию стратегий. Самое страшное, что ситуация развивается стремительно. То, что вчера еще казалось невероятным, сегодня уже будни. В таких условиях строить планы не может никто.

Экономика и ее реальные участники -- компании и предприятия -- активно питались кредитами. Бизнес финансировался и рефинансировал свои долги. Казалось, конца этому процессу не будет, но он настал. Доступ к капиталам фактически прекращен. Рассчитывать можно только на свои силы и деньги. А отдавать долги надо, причем часто по новым ставкам и в условиях гораздо худшей рыночной конъюнктуры. Сейчас уже есть возможность проследить за проявлениями кризиса в конкретных отраслях и попытаться спрогнозировать дальнейшую ситуацию.

Главное, что нужно понять и принять, -- это факт того, что возникающие проблемы связаны не только и не столько с финансовым кризисом. Первыми с проблемами столкнулись игроки, бизнес которых не был в достаточной мере эффективен изначально. В результате, когда время кредитного бума и постоянного доступа к деньгам прошло, они оказались под ударом первыми.

Компании, имеющие высокоэффективный бизнес, реализующие взвешенные стратегические программы и умеющие трезво оценивать обстановку, пострадали и пострадают гораздо меньше. Многие из них предугадали ситуацию, которая сложилась сейчас, и смогли вовремя совершить необходимые действия. Эти компании выживут и выйдут из кризисного времени, может быть, еще более окрепшими.

Корпоративное кредитование фактически остановилось еще в конце сентября. На рынке остались только фондируемые государством структуры -- Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Бизнес столкнулся с тем, что долгосрочные кредитные линии, которые считались незыблемыми, оказались закрыты. Получая средства от государства, госбанки делятся с другими финансовыми институтами -- частными. Но не в таких объемах, которые могут изменить общую ситуацию. Самые надежные заемщики могли и могут сейчас получить кредит, но ставки резко выросли -- с 10-12 до 20 и более процентов. Брать сегодня деньги на таких условиях могут только утопающие.

Самая реальная и страшная для банковской системы опасность сейчас -- паника среди населения. Если держатели единовременно придут в банки за вкладами, у множества из них попросту не будет средств для того чтобы разово закрыть такое количество счетов и выдать деньги. В 2004 году такое уже случалось. Следствием стало исчезновение с рынка Гута-Банка, который в итоге был куплен ВТБ.

В настоящее время можно констатировать, что последствия для банковской системы уже более масштабны, хотя бы в количественном плане. Банкротств пока не отмечалось, но тревожные события уже происходят. «КИТ Финанс» куплен РЖД и компанией «АЛРОСА», Внешэкономбанк приобрел Связь-банк. Число частных финансовых структур сокращается.

С ситуацией на финансовом рынке связаны и проблемы компаний, оказавшихся на острие кризиса. Тех, кто реализовывал рискованные стратегии, основывался не только на собственных и кредитных средствах, но и вышел на открытые рынки капитала. Инструменты, которые в 2006-2007 годах все называли более дешевыми, чем банковские кредиты, стали причиной больших проблем.

Еще в июне этого года был объявлен технический дефолт по облигациям одного из крупнейших экспортеров лесной продукции в Новосибирской области -- компании «Миннеско Новосибирск». 17 июня текущего года эмитент не смог выкупить облигации, предъявленные к оферте инвесторами, на сумму более 435 млн. рублей. Помимо этого, на день раньше (16 июня) компания также не выплатила и накопленный купонный доход в размере 33,667 млн. рублей. Эксперты связывают это с падением прибыли компании из-за повышения пошлин на экспорт круглого леса, так называемого кругляка. 8 октября появилась информация, что компания начала процедуру банкротства.

Сибирская группа компаний «АЛПИ», объединяющая активы в розничном и аграрном секторах, в конце августа допустила технический дефолт, когда к оферте досрочно был предъявлен почти весь выпуск -- на 1,44 млрд рублей. В сентябре она предложила держателям облигаций в индивидуальном порядке согласовать условия для поэтапной оплаты предъявленных к выкупу бумаг или продлить сроки их обращения на рынке. Российский монополист по производству олова -- ОАО «Новосибирский оловянный комбинат» -- 2 октября не смог выкупить предъявленные к оферте облигации второго выпуска на 346,89 млн. рублей.

Это только несколько случаев дефолтов -- те, что стали широко известны. Инвестиционные компании, часть бизнеса которых -- как раз организация привлечения капиталов на открытых рынках, предпочитают об этом не распространяться, но отрывочные сведения о том, что подобных прецедентов гораздо больше, и начались они не позднее весны этого года, есть. Просто большинство маскируются, чтобы не привлекать внимание. Например, под сделки слияний и поглощений.

Высшие федеральные чиновники уже признали кризис и начали активно действовать. Реанимационные меры в банковской области принимаются серьезные и решительные. Правда, касаются они только госбанков, что может сказаться на развитии не только финансового рынка, но и региональных экономик. Вторыми внимания удостоились нефтегазовые компании. Им были обещаны инвестиции со стороны государства. После этого речь дошла до строителей, девелоперов и ретейлеров. Здесь дело тоже сдвинулось с мертвой точки -- пакет мер по поддержке реального сектора экономики в недрах правительства уже готовится. Дойдет ли дело до реальных действий, пока неясно.

Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система РФ включает в себя: 1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления; 2) внебюджетные специальные фонды; 3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макро-уровне); 4) фонды страхования (имущественного и личного) и 5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микро-уровне. Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При

этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления

контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное

казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

Основное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Финансы предприятий, организаций, учреждений – обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственный (муниципальный) кредит – это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Еще по теме Финансовая система России, её состав и структура:

  1. 85 Федеральная налоговая служба России: задачи, состав и структура
  2. Федеральная налоговая служба России: задачи, состав и структура
  3. 5.ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА
  4. Финансовые ресурсы государства и предприятий, их состав и структура.
  5. Финансовая система России как совокупность различных сфер финансовых отношений.
  6. 1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой
  7. Финансовая система Понятие и структура финансовой системы

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Финансовая система (ФС) – совокупность субъектов экономики, ведущим из которых является государство, и связывающим их отношения по поводу образования и использования финансовых ресурсов.

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая система РФ включает в себя:

1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

Основу экономической структуры РФ составляют экономические отношения, возникающие в нём. В этих отношениях участвуют 4-е субъекта: государство; регион, находящийся на самоуправлении; хозяйствующий субъект (т.е. фирма, корпорация, предприятие и т.п.); гражданин.

Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Финансовую систему можно рассматривать с позиции её функций или её институтов. С функциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность денежных отношений функционирующих в государстве. С институциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность финансовых учреждений (т.е. банки, биржи и т.п.).

§ Финансовая система РФ представляет собой 4-х блочную систему относительно самостоятельных компонентов (рис. 1).

К таким компонентам относятся:

§ государственные финансы;

§ территориальные финансы;

§ финансы хозяйствующих субъектов;

§ финансы граждан.

Где, – это двухсторонние финансовые связи и финансовые отношения, возникающие при 2-х противоположных денежных потоках.

Каждый компонент финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.

Существует два принципа построения финансовой системы:

1 .принцип демократического централизма;

2.принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение ит.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: Финансы предприятий, организаций; Страхование; Государственные финансы.

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов.

Внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

Цель создания внебюджетных фондов - обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.

По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы: социальную и экономическую.

Внебюджетные фонды - это особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ и для них существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются:

· Пенсионный фонд РФ (образован в 1990 г.);

· Фонд социального страхования РФ (создан в 1990 г.);

· Фонд обязательного медицинского страхования (создан в 1991 г.);

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР - это свыше 130 тысяч социальных работников. Как государственный внебюджетный фонд РФ, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

Основными задачами Пенсионного Фонда являетсяаккумуляция основных взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.

Средства ПФ формируются за счет следующих источников:

· налоговые доходы;

· неналоговые доходы - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей – организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени, штрафы по взносам в ПФ РФ; доходы от размещения средств ПФ РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

· безвозмездные поступлениямежбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФ РФ; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов РФ.

Использование средств:

· выплата пенсий - по возрасту и инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет военнослужащим;

· выплату пособий – на детей в возрасте от полутора лет;

· одиноким матерям,

· лицам, пострадавшим от Чернобыльской АЭС;

· для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам

· финансирование программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей;

· пособия на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита

Вторым по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ.

(ФСС РФ) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Фонд социального страхования РФ создан для обеспечения гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, решению задач по оздоровлению работников и ряда в области социального страхования работников.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. № 822. Он призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, и управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства фонда социального страхования являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Фонда расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о фонде, в соответствии с бюджетом фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов фонда, утвержденными в установленном порядке.

Средства Фонда направляются на:

Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,

Единовременного пособия при рождении ребенка;

Ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года;

Социального пособия на погребение;

Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом;

Оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное питание, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения отдыха;

Частичное содержание санаториев-профилакториев,

Санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.

Участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования и т.д.

Средства Фонда образуются за счет:

Сумм единого социального налога, уплачиваемого работодателями;

Страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Прочих доходов.

Наибольшее количество доходов приходится на единый социальный налог- около 60%.

В расходах бюджета Фонда больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из Фонда идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в РФ», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (федеральный и территориальные) предназначены для получения бесплатной и общедоступной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, финансирования профилактических мероприятий и гарантирования оказания гражданам РФ медицинской помощи при наступлении страхового случая.

Система ФОМС включает в себя:

· Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования;

· Территориальные фонды ОМС

Источники средств ФОМС:

· налоговые доходы;

· неналоговые доходы;

· безвозмездные поступления.

Основные статьи расходования средств ФОМС:

· на финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования;

· финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ в области здравоохранения,

· обеспечения профессиональной подготовки медицинских кадров;

· развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

· оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

· финансирования медицинских учреждений, оказывющих помощь при социально значимых заболеваниях;

· оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения;

· на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС;

· на финансирование региональных целевых программ по охране материнства и детства в части мероприятий в рамках ОМС;

· расходы на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по ОМС

Ни одно правительство не может обойтись без внебюджетных фондов. Что они собой представляют, какова их структура и значение в рыночной экономике?

Под фондом понимают запас материальных, а чаще денежных средств, предназначенных для: отложенного или какого-либо другого специфического потребления.

Роль основного, главного фонда субъекта играет бюджет, а внебюджетные фонды - соответственно роль дополнительных финансовых ресурсов. Роль и значение их постоянно меняется в зависимости от социально-экономической конъюнктуры.

Исторически внебюджетные фонды возникли одновременно с образованием бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами.

При этом целью фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся общественное разделение труда, ограниченность жизненных ценностей, наличие товарно-денежных отношений. Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и любой другой собственности при господстве частной.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. № 1734-1.

Главная цель их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Форма функционирования внебюджетных фондов планомерность. Фонды всегда создаются для конкретных целей, а поэтому вне планирования существовать не могут.

Функции внебюджетных фондов аналогичны функциям всех финансовых категорий: основная - перераспределение финансовых потоков