Нужны документы для возмещения ндс. Какие документы для возмещения ндс необходимо предоставить в ифнс? подтверждение экспорта товаров

Получив с суммой налога к возмещению, независимо от размера этой суммы (хоть 1 руб.), налоговый орган обязательно проведет камеральную проверку этой декларации (Пункт 1 ст. 176 НК РФ). При этом он вправе истребовать у вас документы, подтверждающие обоснованность вычета (Пункт 8 ст. 88 НК РФ), но какие именно - в НК РФ не уточняется. По мнению Минфина, это любые документы, которые подтверждают правомерность заявленного вычета, поскольку их перечень, установленный в ст. 172 НК РФ, не является закрытым (Письма Минфина России от 01.11.2011 N 03-07-08/302, от 17.08.2011 N 03-07-14/85).

Предупреждаем руководителя
Если организация предъявит даже копеечную к возмещению , нужно готовиться к тому, что инспекция затребует множество различных документов, в том числе не обязательно касающихся вычета. Среди них могут быть также документы о взаимоотношениях с контрагентами.

Воодушевленные такой позицией, на практике налоговики зачастую просят представить им "все на свете и топор", включая документы, не имеющие никакого отношения к НДС-вычету (например, сведения о работниках, доверенности на получение товара). Мало того, они заставляют бухгалтеров составлять различные аналитические записки, реестры сведений о поставщиках и покупателях, делать расшифровки отдельных строк декларации, давать письменные пояснения о причинах увеличения доли налоговых вычетов, об особенностях работы с контрагентами. Понятно, что налоговики стоят на страже бюджета и у них есть указание сверху бороться за каждую копейку, но какие-то рамки должны быть...
Мы решили разобраться, какие документы налоговики все-таки вправе затребовать, а что им можно не представлять, чем вы рискуете в этом случае и есть ли шансы оспорить их абсурдные требования.

Какие документы могут требовать по НК и что будет за их непредставление

Устанавливая право налогового органа истребовать подтверждающие вычет документы, ст. 88 НК отсылает нас к ст. 172 НК. То есть истребовать можно не какие угодно документы, а только те, которые прямо указаны в этой статье как необходимые для применения вычетов (Пункты 1, 9 ст. 172 НК РФ; Постановление ФАС МО от 15.09.2009 N КА-А40/9257-09):
- счета-фактуры поставщиков;
- первичные документы, подтверждающие оприходование товарно-материальных ценностей (к примеру, товарные накладные), акты о выполнении работ или оказании услуг;
- платежные документы, подтверждающие перечисление авансов;
- договоры с поставщиками, когда этими договорами предусмотрена уплата аванса.

Примечание
Причем речь необязательно идет о договоре как едином документе, подписанном обеими сторонами. В его роли могут выступать документы (например, письма), которыми обменивались стороны, где достаточно ясно выражено намерение заключить договор (Постановление ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу N А64-6563/2010).

Этот вывод подтверждается и арбитражной практикой. Суды считают, что не являются документами, обосновывающими правомерность НДС-вычета, в частности:
- регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов, главная книга или выписка из нее, данные по бухгалтерским счетам) (Постановления ФАС ВСО от 11.02.2010 по делу N А69-336/2009; 12 ААС от 15.09.2011 по делу N А12-5902/2011; ФАС ЗСО от 29.12.2009 по делу N А03-8504/2008), поскольку это не первичные, а сводные документы бухгалтерского учета, предназначенные для обобщения информации (Постановление ФАС ВСО от 02.12.2011 по делу N А33-739/2011);
- журналы регистрации (ныне - учета) полученных и выставленных счетов-фактур (Постановление ФАС ДВО от 26.10.2011 N Ф03-5163/2011; 12 ААС от 15.09.2011 по делу N А12-5902/2011);
- книга продаж (Постановления ФАС ВСО от 02.12.2011 по делу N А33-739/2011; ФАС СЗО от 21.12.2010 по делу N А56-23965/2010; ФАС ПО от 01.11.2011 по делу N А55-3313/2011; ФАС СКО от 25.03.2010 по делу N А53-14427/2009; 1 ААС от 14.02.2011 по делу N А43-19464/2010);
- книга покупок (Постановления ФАС СЗО от 21.12.2010 по делу N А56-23965/2010; ФАС МО от 14.12.2011 по делу N А41-23008/10). Правда, у некоторых судов есть и иное мнение (Постановление ФАС ЗСО от 07.12.2011 по делу N А67-2186/2011);
- путевые листы (Постановления ФАС ЗСО от 22.12.2010 по делу N А03-4565/2010; ФАС ПО от 29.10.2009 по делу N А12-762/2009);
- сертификаты соответствия и/или происхождения товаров (Постановления ФАС СЗО от 27.04.2011 по делу N А56-37986/2010; ФАС УО от 06.10.2009 N Ф09-7587/09-С3);
- маркетинговые отчеты, отчеты о проведении семинаров (Постановление ФАС МО от 04.08.2010 N КА-А40/8305-10);
- проектно-сметная документация (Постановление ФАС МО от 28.09.2010 N КА-А41/11160-10-П);
- справки о стоимости выполненных работ (Постановление ФАС СКО от 24.08.2009 по делу N А53-23163/2008);
- акты технического состояния, приказы на командировку, железнодорожные накладные, авансовые отчеты, отчеты о проделанной работе сотрудников (Постановление ФАС МО от 10.08.2010 N КА-А40/8479-10);
- разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешения на работу иностранных работников (Постановление ФАС МО от 15.09.2009 N КА-А40/9257-09);
- сведения о сотрудниках, табель учета рабочего времени (Постановление 9 ААС от 22.09.2010 N 09АП-21325/2010-АК, оставлено в силе Постановлением ФАС МО от 30.12.2010 N КА-А40/16643-10), должностные инструкции (Постановление ФАС ДВО от 30.09.2009 N Ф03-5056/2009).

Но понятно, что арбитражная практика инспекциям не указ, она не мешает им выставлять требования о представлении нереального количества документов. Вот получаете вы такое требование, и перед вами встает вопрос: исполнять его полностью либо пойти на принцип и дать только то, что касается заявленного вычета?
Напомним, что затребованные налоговиками документы нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Представляемые документы должны быть в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации (подписью предпринимателя) (Пункты 2, 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Если этот срок будет пропущен, налоговики могут:
- оштрафовать организацию (предпринимателя) за каждый непредставленный документ на 200 руб. (Пункт 1 ст. 126 НК РФ). Для руководителя фирмы штраф будет 300 - 500 руб. (Часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ);
- снять вычет, доначислить НДС и даже оштрафовать за неуплату налога. В этом случае штраф составит 20% от неуплаченной суммы (Пункт 1 ст. 122 НК РФ).

Выбираем вариант поведения

Вариант 1 - для бесконфликтных . Смириться с требованием, постараться за отведенный 10-дневный срок сделать копии всего, что запросили налоговики, и доставить бумаги в инспекцию либо отправить по почте.
Если вы понимаете, что по времени не укладываетесь, тогда не позднее следующего рабочего дня после получения требования не поленитесь и направьте в ИФНС в произвольной форме письмо с просьбой о продлении срока, обязательно указав в нем (Пункт 3 ст. 93 НК РФ):
- тот срок, в который вы предполагаете уложиться;
- причину, по которой документы не могут быть представлены своевременно. Ею может быть все тот же внушительный объем бумаг.
Письмо может выглядеть, например, так.

В течение 2 рабочих дней со дня получения такого заявления инспекция должна принять по нему решение, и не факт, что оно будет положительным (Пункт 3 ст. 93 НК РФ). Поэтому не ждите от них ответа, продолжайте копировать. Если ИФНС откажет вам в продлении срока, тогда в пределах отведенного вам времени вы дадите ей все, что успеете, а остальное донесете потом.
Если вас оштрафуют по ст. 126 НК РФ, то знайте: сам по себе значительный объем истребуемых документов суды обычно расценивают как смягчающее обстоятельство (Постановления ФАС МО от 03.04.2012 по делу N А40-89503/11-99-406; ФАС ЗСО от 01.09.2011 по делу N А45-22563/2010) и снижают штраф минимум в два раза (Подпункт 3 п. 1, п. 2 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).
А вкупе с заявлением о продлении срока (в удовлетворении которого инспекция вам отказала) значительный объем запрошенных бумаг некоторые суды (Постановления ФАС СЗО от 22.04.2011 по делу N А56-40217/2010; ФАС МО от 02.02.2011 N КА-А40/17596-10, от 08.12.2010 N КА-А40/14679-10) вообще считают обстоятельством, исключающим (!) вину налогоплательщика (Подпункт 4 п. 1 ст. 111 НК РФ). Так что приведенное нами заявление лучше подать в ИФНС.

Примечание
Одну столичную фирму оштрафовали как за непредставление документов только потому, что из-за гигантского объема запрошенных бумаг (более 37 000) часть из них она представила в несистематизированном виде (просто сложила все подряд в коробки). Поэтому у налоговиков, по их словам, видите ли, "не было возможности с ними ознакомиться". Естественно, суд организацию от штрафа освободил (Постановление ФАС МО от 27.03.2012 по делу N А40-93860/11-140-400).

Но знаете, что обидно? Даже если вы будете дневать и ночевать у ксерокса и все-таки представите в инспекцию абсолютно все истребуемые бумаги, это не гарантирует, что вам без проблем возместят НДС. Ведь чем больше у налоговиков документов, тем больше у них поводов к вам придраться.
Они запросто могут отказать в вычете из-за ошибок, допущенных при заполнении первички (к примеру, неверно указаны фамилии водителей или дата получения груза в ТТН (Постановления 15 ААС от 29.02.2012 N 15АП-146/2012, от 19.01.2012 N 15АП-13972/2011)), и даже из-за банальной опечатки (в акте сдачи-приемки услуг была указана улица Славная вместо Сплавная (Постановление 13 ААС от 27.02.2012 по делу N А56-37041/2011)). Отрадно, что хоть суды признают: отдельные ошибки в подтверждающих документах не должны влиять на применение НДС-вычета (Постановления 9 ААС от 11.03.2012 N 09АП-2640/2012-АК; 19 ААС от 13.07.2011 по делу N А14-3272/2010/110/24).
Но если вы уверены, что в ваших документах комар носа не подточит, тогда есть все шансы благополучно получить возмещение налога.
Вариант 2 - для принципиальных и решительных . Направить в инспекцию только те подтверждающие документы, которые напрямую касаются заявленного вычета. Вместе с ними следует приложить письмо о том, что поступившее в ваш адрес требование не соответствует НК РФ и нарушает ваши права и законные интересы, поскольку часть запрашиваемых документов не относится к предмету проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07). Тем самым вы дадите понять, что знаете свои права и готовы за себя постоять, в том числе и в суде.
Есть вероятность, что дальше они цепляться не будут. Но надеяться на это не надо. Наоборот, нужно настроиться на борьбу, так как, скорее всего, за таким вашим демаршем последуют все возможные негативные последствия, о которых мы сказали выше (отказ в вычете, доначисления НДС, штрафы по ст. ст. 122 и 126 НК РФ).

Правила борьбы

Шаг 1. Дожидаетесь вынесения и получения на руки сразу всех решений:
- об отказе в возмещении НДС;
- о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности либо по ст. 126 НК, либо по ст. 122 НК, либо по обеим статьям вместе.
Шаг 2. Обжалуете их в досудебном порядке в вышестоящий налоговый орган (УФНС). Это обязательная стадия для обоих видов названных решений (Пункт 5 ст. 101.2, п. 3 ст. 176 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 N 18421/10).
Шаг 3. Если решение, вынесенное вышестоящим управлением, вас не устраивает, обращаетесь в суд.

Кто-то может спросить: а почему бы сразу не пойти в суд признавать недействительным требование о представлении документов? Ведь это экономит кучу времени. Суд может зарубить требование (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@) в следующих ситуациях:
(или ) в нем не указаны наименования запрашиваемых документов и их количество (Постановления ФАС МО от 29.03.2012 по делу N А40-66634/11-129-286; ФАС ВСО от 18.01.2012 по делу N А78-4030/2011);
(или ) требование выставлено за рамками трехмесячного срока, отведенного на проведение камералки (Пункт 2 ст. 88 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09; Письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471);
(или ) какие-либо из требуемых документов ранее уже были представлены в ИФНС (Пункт 5 ст. 93 НК РФ) (например, ваша учетная политика на текущий год, если вы ведете раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций);
(или ) требование не вручено лично представителю организации (предпринимателю) либо не направлено заказным письмом с уведомлением (Пункт 1 ст. 93 НК РФ; Постановление ФАС ВВО от 10.02.2012 по делу N А17-1672/2011).
Так-то оно так. Но, во-первых, получив копию вашего искового заявления, налоговики могут быстренько выставить вам нормальное требование, к которому уже не придерешься. Во-вторых, если даже они пропустят трехмесячный срок, они могут отказать вам в вычете по какой-нибудь другой причине, зачастую надуманной. Например, сослаться на ваши связи с фирмами-"однодневками". А могут просто тянуть резину, не вынося никакого решения. И тогда вам придется еще раз идти в суд оспаривать их бездействие.
Да, и еще. От наших коллег, ранее работавших в налоговых инспекциях, мы достоверно знаем, что нередко строптивых налогоплательщиков, которые по суду все-таки добиваются возмещения своего кровного НДС, "камеральщики" в отместку просят включить в план выездных проверок.

На данный момент перечень необходимых документов для возврата НДС зависит от страны, куда экспортируется товар. Разберем ситуации на конкретных примерах.

Описание ситуаций:

1. Продажа товара в Казахстан (комплектующие для станков, производство Италия):

а. Какие документы для возмещения НДС необходимо собрать?

Когда собраны все документы, необходимые для возмещения НДС?

2. Продажа товара в Италию (комплектующие для станков, производство Италия):

а. Какие документы для возврата НДС необходимо собрать?

б. Какие листы, строки, столбцы заполняются в декларации по НДС:

Когда собраны все необходимые документы для возврата НДС?

Если документы не собраны или получен отказ в ФНС?

Документы, необходимые для возмещения НДС, в случае продажи товаров в Казахстан (страна, входящая в таможенный союз)

Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров в Республику Казахстан в настоящее время регулируется Протоколом от 11 декабря 2009 года «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе». Подтверждение экспорта товаров в ИФНС возможно при одновременном предоставлении с налоговой декларацией комплекта документов, перечисленных в п. 2 ст. 1 указанного Протокола:

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;

3) ваш экземпляр заявления покупателя о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме Приложения 1 к Протоколу;

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Сроки предоставления документов для подтверждения экспорта товаров составляют 180 календарных дней от даты отгрузки (передачи) товаров.

В декларации по НДС за тот квартал, в котором собран полный комплект документов для подтверждения экспорта товаров, заполняется раздел 4. В нем вы отражаете выручку от реализации товаров на экспорт и заявляете вычет. При заполнении указанного раздела используется строка с кодом, соответствующим вашему типу операций.

Код операции подбирается согласно Приложению 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденному Приказом Минфина РФ от 15 октября 2009 г. N 104н.

Налоговая база по экспортным операциям отражается в декларации по НДС за данный квартал в графе 2 разд. 4. Принятые к вычету суммы НДС отражаются в графе 3 разд. 4 декларации по НДС одновременно с налоговой базой по данной экспортной операции.

Если документы для возврата НДС в срок не собраны, заполняется раздел 6 Декларации за тот квартал, когда была отгрузка товара. То есть необходимо будет подать корректирующую декларацию с исчисленным налогом от экспортной выручки.

Указанный порядок исчисления НДС применяется налогоплательщиком также, если налоговый орган отказал в применении налоговой ставки 0%.

Порядок предоставления документов для возврата НДС при продаже товаров в Италию

При продаже товаров в Италию (как и в другие государства, не входящие в таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана), подтверждение экспорта товаров потребует предоставления в ИФНС одновременно с налоговой декларацией комплекта документов, перечисленных в п. 1 ст. 165 НК РФ:

1) контракт (копия контракта);

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара;

3) таможенная декларация (ее копия);

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Под возмещением НДС подразумевается процедура, в ходе которой можно вернуть данный налог. Этот процесс – частый предмет налоговых споров, ведь он включает в себя множество вопросов. Каким именно правильным способом можно вернуть НДС, следуя постановлениям налогового кодекса РФ, а также его основные особенности рассмотрим далее в статье.

Как происходит возмещение НДС?

Главным основанием для возврата НДС является факт того, что доля налоговых вычетов оказывается больше общей суммы НДС. Это касается суммы, подсчитанной по операциям, которые признаются объектом налогообложения (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налогоплательщик может осуществить возврат НДС в таких случаях:

  • если есть экспорт и подобные операции со ставкой 0%;
  • если есть превышение налоговых вычетов над начисленным НДС за конкретный отчётный период.

Следуя положениям ст. 176 НК РФ, ИП либо компания имеют право возместить НДС одним из следующих способов:

Сами же средства возмещаются посредством:

Процедура возмещения НДС происходит в несколько шагов:

  1. Первым делом необходимо подать в налоговую службу заявление-декларацию с указанием суммы НДС, предполагающуюся к возмещению.
  2. По истечению 90 дней (камеральная проверка) контролеры осуществляют полноценную проверку законности документов, связанных с возвратом НДС. Иногда проверка может закончиться гораздо раньше.
  3. При отсутствии нарушений, после последнего дня проверки, даётся 7 суток (не считая красных дней календаря), и налоговая служба выносит решение об удовлетворении в выплате НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).
  4. Если были обнаружены спорные моменты или ошибки, инспекцией оформляется акт камеральной проверки. На основании п. 3 ст. 176 НК РФ есть возможность на этот акт подать возражение.
  5. Сам акт проверки, сопутствующие материалы и в особенности возражения (ст. 101 НК РФ) рассматриваются руководителем (либо его заместителем) налоговой инспекции. После окончательного рассмотрения выносится решение о том, стоит привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности или нет.
  6. В одно время с действиями из 5 пункта принимается определённое решение:
  • о возврате (отказе) НДС в полном размере;
  • возврате (отказе) некоторой части суммы.

Если у налогоплательщика имеются недоимки, штрафы и т. д., то налоговой инстанцией производится зачёт некоторой части суммы в пользу погашения данных задолженностей.

Для возмещения суммы необходимо доказать факт правомерности этого процесса (ст. 172 НК РФ), иначе в обязательном порядке последует отказ. Этот шаг является самым главным в процессе возврата НДС.

Необходимые документы к возврату НДС

Прежде всего стоит отметить, что в Налоговом кодексе РФ не установлено какого-либо точного списка документации, которую налогоплательщику необходимо предоставить в одно время с предоставлением декларации. Тем не менее, налоговая инспекция имеет законное право их запросить. Это право было введено по причине того, что некоторые налогоплательщики пытаются возместить НДС, хотя не имеют на это законных оснований.

Обязанность предоставить документацию, которая подтверждает законность возмещаемого налога, возникает при получении налогоплательщиком соответствующего требования.

Чаще всего данное требование направляется при довольно большой сумме НДС к возмещению.

В составе Налогового кодекса и соответствующих статьях ничего не сказано о том, что нужно считать документами в данной конкретной ситуации, при возмещении НДС, и какие из них необходимо предоставлять. Тем не менее, следуя многим примерам из практики, зачастую, требуют предоставить:

  • первичные документы;
  • списки бухгалтерских учётов;
  • книги покупок/продаж;
  • договоры хозяйственного назначения;
  • платёжную документацию;
  • учредительную документацию.

Список этих бумаг не является единственным и обязательным, но, как уже было сказано, наиболее часто налоговая служба запрашивает именно такие бумаги. Эти документы могут меняться либо дополняться налоговой инспекцией, исходя из разновидности заявленного декларационного вычета.

Дабы избежать конфликтных ситуаций с налоговой службой (и ускорить процедуру), будет правильным предоставить эту документацию по первому запросу. Любая документация, которая никак не связана с законностью осуществления вычета, а также не имеет для того оснований, предоставляться не должна.

Налоговая служба, по своему усмотрению, иногда запрашивает список документации по окончании проверки (спустя 90 дней). Однако в законодательстве нет никакой информации о её продлении, а значит, требования в документации после официального окончания проверки являются незаконными, и нужно обращаться в суд.

Если налоговая служба усомнится в правомерности проведённой операции хозяйственного назначения, ставшей поводом при возврате НДС, могут поступить требования в предоставлении бумаг, подтверждающих законность этих действий.

Чтобы обезопасить себя от подобного рода ситуаций, будет целесообразно иметь специальную папку с документами на всех контрагентов. Она должна содержать в себе:

  • удостоверение о госрегистрации, постановке на учёт;
  • выписку из Единого Госреестра;
  • документ о привлечении к ответственности в случае отсутствия уплаты налогов;
  • учредительную документацию;
  • документацию, удостоверяющую наличие прав на подписание любых бумаг, участвующих в хозяйственной деятельности.

Не всегда есть возможность своевременно получить необходимые документы, так как на их предоставление налоговый орган выделяет 10 суток. Если нет возможности уложиться в данный срок, то сразу же после получения запроса о предоставлении документации в налоговую службу направляется письменное уведомление должностным лицам о невозможности достать указанные документы в срок. В уведомлении описываются причины задержки, с чем она связана, какие именно проблемы возникают в получении запрошенных налоговой службой документов, и дополнительно указываются сроки, в течение которых налогоплательщик сможет предоставить эти бумаги (п. 3 ст. 93 НК РФ).

По прошествии 2 суток с даты получения данного заявления должностное лицо налоговой службы назначает решение о продлении сроков предоставления документов или об отказе в этом.

Сроки возмещения НДС

Когда было дано утвердительное решение о выплате НДС, в казначейство подаётся конкретный приказ о выплате данной суммы (п. 8 ст. 176 НК РФ). В течение 5 суток казначейство производит платёж на счёт налогоплательщика. Выплата осуществляется в течение 3 месяцев и 12 суток с того дня, когда была подана декларация и обращение. Когда заявление так и не было подано до момента, когда налоговым органом было выдано решение о возврате НДС, срок перевода суммы увеличивается до 30 суток после того, как было получено данное заявление.

Если нарушались сроки выплаты суммы НДС, налоговый орган в праве начислить проценты за все просроченные дни, исходя из нынешней ставки Центробанка РФ. Помимо этого, проценты зачисляются даже при таких условиях, когда налогоплательщик получил отказ в выплате, но посредством суда смог оспорить решение налоговой инспекции. В этой ситуации проценты начисляются после окончания проверки, спустя 12 дней, учитывая красные дни календаря.

Возмещение НДС (видео)

В данном видеоролике обозначены порядок возмещения НДС, особенности процедуры, необходимая документация и т. д.

Чтобы воспользоваться правом о возмещении НДС необходимо каждый шаг этой процедуры пройти максимально подготовленным. Наибольшим весом в данной ситуации обладает наличие на руках всех необходимых документов, даже если требования их предоставления со стороны налогового органа не возникало.

Порядок возмещения НДС закреплен в статье 176 Налогового кодекса. В случае если по итогам прошедшего квартала сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по облагаемым НДС операциям, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику. Возмещение налога производится в форме зачета или возврата.

Нужен вычет - представь документы

По общему правилу, для возмещения налога в налоговый орган представляется соответствующая декларация. Налоговый орган проводит камеральную проверку этой декларации (ст. 176, 88 НК). В ходе камеральной проверки налоговики определяют обоснованность возмещения налога.

Нужно отметить, что Налоговый кодекс не устанавливает перечень документов, которые налогоплательщик должен представлять одновременно с декларацией. Однако налоговый орган вправе данные документы запросить у налогоплательщика на основании требования. Наличие данного права объясняется тем, что налогоплательщики в ряде случаев претендуют на возмещение НДС при отсутствии законных оснований.

Так, в статье 88 НК РФ сказано, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено в вышеупомянутой статье. А в пункте 8 той же статьи прямо предусмотрено, что налоговый орган имеет право требовать у налогоплательщика документы, подтверждающие (в соответствии со ст. 172 НК) правомерность применения налоговых вычетов.

При этом обязанность по представлению документов, подтверждающих обоснованность налога, заявленного к возмещению, возникает у налогоплательщика только после получения им требования о представлении документов (постановление ФАС Московского округа от 9 октября 2008 г. по делу № КА-А40/8835-08).

Как показывает практика, требование о подаче документов, подтверждающих обоснованность возмещения налога, направляется в ситуации, когда заявлена значительная сумма НДС к возмещению.

Есть мнение…

Конституционный Суд РФ в свое время в Определении № 266-О от 12 июля 2006 г. также подтвердил право налоговых органов на истребование документов в ходе камеральной проверки декларации по НДС. В частности, суд указал на то, что «Положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1–3 статьи 176 Налогового кодекса не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации… представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета. При том, что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов».

Поскольку налоговая инспекция все равно документы эти запросит, спокойнее «сыграть на опережение» и представить их вместе с декларацией. Это будет гораздо лучше, чем всей бухгалтерией исполнять как всегда неожиданное требование инспекции.

С «налогового» на русский

В Кодексе ничего не сказано о том, что подразумевается под «документами, подтверждающими правомерность применения налоговых вычетов». На практике налоговая инспекция направляет налогоплательщику требование, в котором, как правило, предлагает представить:

  • счета-фактуры,
  • первичные документы,
  • регистры бухгалтерского учета,
  • книгу покупок и книгу продаж,
  • хозяйственные договоры,
  • платежные документы,
  • учредительные документы.

Перечень документов может изменяться или дополняться налоговой инспекцией в зависимости от того, какой вычет заявлен в декларации (НДС, уплаченный на таможне, при выполнении СМР, или НДС, уплаченный налоговыми агентами, и пр.). Во избежание конфликта с налоговой инспекцией и для ускорения процесса возмещения НДС налогоплательщику целесообразно представить документы по запросу налоговой инспекции, за исключением тех, которые не имеют никакого отношения к правомерности применения вычета и не являются основанием для его применения.

Что можно не представлять

К «необязательным» документам следует отнести книги покупок и книги продаж. Дело в том, что данные регистры предназначены для регистрации счетов-фактур и не относятся к документам, подтверждающим право на налоговые вычеты. Значит, налоговые органы не вправе их истребовать при камеральной проверке. Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Так, в постановлениях ФАС Московского округа от 28 августа 2008 года № КА-А40/8044-08 и от 24 июня 2008 года № КА-А40/3059-08; ФАС Поволжского округа от 15 августа 2008 года по делу № А65-29899/07; ФАС Центрального округа от 16 июня 2009 года по делу № А48-5011/07-2-17; ФАС Северо-Западного округа от 16 декабря 2008 года по делу № А21-1658/2008; ФАС Поволжского округа от 2 июня 2009 года по делу № А65-11595/2008 суд встал на сторону налогоплательщиков. Арбитры указали, что налоговики не могут ни привлечь компании к ответственности за непредставление книг покупок (продаж), ни отказать в предоставлении налогового вычета.

Одновременно федеральные арбитражные суды Московского округа (см. постановление от 29 июля 2008 г. № КА-А40/6370-08) и Поволжского округа (см. постановление от 18 декабря 2008 г. по делу № А55-8651/2008) указали, что при проверке обоснованности применения вычетов налоговый орган вправе потребовать любые документы, подтверждающие вычеты, в том числе книги покупок и книги продаж, а не только те, что перечислены в статье 172 НК РФ. Судьи обосновали свою позицию тем, что при непредставлении книг покупок и продаж налоговый орган лишается возможности проверить достоверность расчетов, так как книги являются документами налогового учета, используемыми при составлении декларации по НДС.

Отказ в возмещении НДС в случае непредставления документов, которые не являются основанием для применения вычета, будет незаконным.

На это обстоятельство обращают внимание и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 7 ноября 2007 года № КА-А40/10955-07 указывает на то, что непредставление отчетов таможенных органов о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов. Как отмечает суд, статья 172 НК не связывает право налогоплательщика на возмещение НДС с обязательным представлением таких отчетов. ФАС Московского округа в постановлении от 30 января 2009 года по делу № КА-А40/12734-08 указал на то, что законодательство о налогах и сборах РФ не связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты с представлением справки по форме КС-3.

Инспекция припозднилась

Нередко налоговая инспекция выставляет организации требование на представление документов по истечении трех месяцев после подачи налоговой декларации.

Минфин в письме от 18 февраля 2009 года № 03-02-07/1-75 указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено продления камеральной налоговой проверки, следовательно, максимальный срок ее проведения равен трем месяцам со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета). Истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган вправе только в ходе ее проведения.

«Досье» на контрагента

Налоговая инспекция в ходе камеральной проверки также может запросить документы или пояснения, подтверждающие осмотрительность налогоплательщика, заявляющего НДС к возмещению. Такие документы или пояснения будут запрошены, если налоговая инспекция поставит под сомнение реальность хозяйственной операции, которая стала поводом для возмещения налога.

Для того чтобы снизить риск неблагоприятных последствий и отказ в возмещении НДС, налогоплательщик может заранее позаботиться о подтверждении своей осмотрительности и вести так называемые «досье» на каждого контрагента. Это «досье» может включать в себя:

  • копию свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет;
  • выписку из единого государственного реестра. Данная выписка может быть предоставлена налоговым органом по запросу налогоплательщика;
  • справку из налогового органа о привлечении контрагента к ответственности за неуплату налогов;
  • копию учредительных документов;
  • копию паспортных данных руководителя и главного бухгалтера;
  • документы, подтверждающие полномочия на подписание договоров, счетов-фактур и прочих документов, которые оформляются в процессе хозяйственной деятельности.

Отметим, что сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения налоговой тайной не являются (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Кроме того, при отсутствии признаков налогового правонарушения неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, и сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну (письмо МНС РФ № ШС-6-14/252 от 5 марта 2002 г.).

Следует учесть, что без доверенности от имени организации может действовать только руководитель. Полномочия прочих лиц на подписание документов должны подтверждаться доверенностями и приказами.

Компания не успевает

Бывает, что объем документов, запрашиваемых налоговиками, слишком велик. В этом случае организации, чтобы избежать отказа в возмещении НДС, стоит взять «тайм-аут».

Напомним, что документы, затребованные налоговым органом, налогоплательщик представляет в виде заверенных копий (п. 2 ст. 93 НК РФ) в течение 10 дней со дня вручения требования. Если компания не сможет в этот срок подготовить истребуемые документы, она в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет об этом должностных лиц налогового органа. В уведомлении указывается причина, а также проставляются сроки, в течение которых налогоплательщик может их досдать (п. 3 ст. 93 НК РФ).

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления либо продлить сроки, либо отказать в их продлении, о чем выносится отдельное решение.

Помните про партнеров

Любой компании следует иметь в виду, что при проведении контрольного мероприятия налоговая инспекция в первую очередь будет проверять ваших контрагентов. Так что ваше «налоговое счастье» будет зависеть и от своевременного представления документов партнерами. Примерная схема взаимодействия налогоплательщика, ИФНС и дальнейшее обжалование действий налоговиков приведена нами в конце этой статьи.

Возмещение в срок

Камеральная проверка декларации проводится в течение трех месяцев. По окончании проверки инспекция принимает решение либо о привлечении компании к ответственности за совершение налогового правонарушения, если вычеты признаны неправомерными, либо об отказе в привлечении.

Одновременно с этим решением принимается также решение о возмещении налога полностью (частично) или решение об отказе в возмещении налога полностью (частично). При отсутствии недоимки налог возвращается по заявлению налогоплательщика на банковский счет, либо налог может быть зачтен в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам.

Бюрократическое ускорение

До проведения камеральной проверки НДС можно возместить только в ускоренном порядке на основании статьи 176.1 НК. Эта статья введена Законом от 17 декабря 2009 года № 318-ФЗ и действует с 1 января 2010 года. Ускоренный порядок возмещения налога применяется к декларациям, предъявляемым с 1 квартала 2010 года. Применять ускоренный порядок возмещения НДС вправе:

  • организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных за предшествующие три календарных года, равна или превышает 10 млрд рублей. Кроме того, на момент подачи декларации по НДС и заявления о применении ускоренного порядка возмещения налога эти компании должны существовать не менее трех лет;
  • налогоплательщики, предоставившие банковскую гарантию на полную сумму налога, заявленного к возмещению. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 176.1 НК РФ.

Для возмещения НДС в ускоренном порядке налогоплательщик не позднее пяти дней с момента представления декларации подает в инспекцию соответствующее заявление. Решение о зачете или возврате заявленной суммы НДС принимается налоговым органом в течение пяти дней с момента подачи соответствующего заявления.

Если на момент вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке у налогоплательщика имеется задолженность по налогам (пеням, штрафам), то инспекция самостоятельно погашает ее за счет суммы налога, возмещаемой в ускоренном порядке.

Если по результатам камеральной проверки декларации возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о зачете (возврате) отменяется. Налогоплательщик в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязан вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке, а также уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Если налогоплательщик, который предоставил банковскую гарантию, не уплатил ранее возмещенную сумму налога, то на шестой день после получения плательщиком требования о возврате налоговый орган направляет в банк требование об уплате денежных средств по гарантии. При неуплате налогоплательщиком данных сумм, а также при невозможности уплаты данных сумм по банковской гарантии в связи с истечением ее срока действия, ранее возмещенный налог взыскивается в принудительном порядке за счет средств на счетах в банках или иного имущества налогоплательщика.

Если в возмещении отказали

В случае когда инспектора приняли решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности и решение об отказе в возмещении НДС полностью (частично), то их можно обжаловать в Управление ФНС по субъекту РФ. При этом решение об отказе в возмещении НДС в вышестоящий налоговый орган целесообразно обжаловать одновременно с решением о привлечении к налоговой ответственности.

Заметим, что решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в суд только после общения с УФНС. Другое дело решение об отказе в возмещении НДС. Его можно обжаловать непосредственно в суд, минуя стадию досудебного обжалования. Данное решение может быть обжаловано в суд отдельно от решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, в связи с отказом в возмещении НДС.

При обжаловании недостаточно просто указать на свое несогласие с принятым решением. Необходимо подробно описать фактические обстоятельства, которые стали поводом для подачи жалобы или иска. А самое главное – нужно привести мотивы своего несогласия с принятым решением. Мотивы несогласия необходимо обосновать ссылками на нормативные акты, письма Минфина или ФНС (если такие имеются), судебную практику. Обоснованность своей позиции также нужно подтвердить доказательствами. Такими доказательствами могут стать как документы, представленные ранее в налоговый орган, так и те бумаги, которые ранее не представлялись.

Светлана Гаврилова, консультант аудиторской фирмы