Законодательство в сфере государственной службы. Законодательство о государственной службе рф. Реестры должностей государственной службы

Введение. 3

1. История развития законодательства о государственной службе Российской Федерации 5

2. Конституционно-правовые основы государственной службы.. 10

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 28

Введение

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты , регламентирующие государственно-служебные отношения. Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.

Вспомогательный персонал Европейских сообществ могут выбрать, чтобы быть в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого они работают, законодательство государства-члена, к которому он был последним предметом или законодательством государства-члена, из которых они являются гражданами, в отношении иных, чем те, которые касаются семейных пособий положения, при условии, по регулируемым это система, используемая для этих сотрудников. Право выбора предоставляется только один раз и вступает в силу с момента начала работы.

Цель работы раскрыть тему “Законодательство о государственной службе”.

Задачи работы:

Изучить историю развития государственной службы в РФ.

Раскрыть конституционно-правовые основы государственной службы РФ.

Правовую основу государственной службы в РФ регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

Получить полный текст

Одним из первых актов советской власти был декрет отноября 1917г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Его издание объяснялось рядом причин, но, прежде всего идеей слома старого государственного аппарата и упразднения всякого чиновничества, полного объединения законодательных и управленческих функций в руках представительных учреждений. Система должностей и чинов была заменена партийно – государственной номенклатурой, просуществовавший весь советский период до начала перестройки в 1987г. В СССР выработкой кадровой политики занималась коммунистическая партия. Ее решение служили основой правового регулирования государственной службы.

Таким образом, Постановление дает право выбора законодательства для застрахованных лиц, которые. Лица, нанятые дипломатическими и консульскими представительствами, а также частная домашняя служба, нанятая сотрудниками этих учреждений, вспомогательный персонал Европейских сообществ. Лица, нанятые дипломатическими и консульскими представительствами. Лица, считающиеся слугами дипломатических и консульских миссий, впервые выбирают систему социального обеспечения в течение трех месяцев с даты найма в данном учреждении.

Затем один из этих экземпляров предоставляется работодателем работодателю, а два других экземпляра отправляются в назначенное учреждение в стране, законодательство которой оно выбрало. Члены вспомогательного персонала Европейских сообществ. Польский гражданин работает в качестве переводчика польским консульским учреждением в Норвегии.

В СССР не было закона о государственной службе, и о ее правовой регламентации говорилось очень мало. Порядок комплектования должностей государственных служащих был определен в конституциях, законах о советах министров и о местных советах народных депутатов, в правительственных постановлениях и ряде других правовых нормативных актах. В них были определены так же конкретные органы и должностные лица, правомочные решать вопросы комплектования должностей государственных служащих. Например, применялись временные правила о работе в госучреждениях и на предприятиях, утвержденные Декретом СНК РСФСР от 01.01.01г.; указы о введении классных чинов, рангов и специальных званий в некоторых отраслях управления: Единая номенклатура должностей, утвержденная Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967 г; Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932г. В основу организации работы с кадрами в СССР были положены принцип партийности и принцип номенклатуры должностей. Последний означал, что все должности государственных служащих делились по признаку старшинства на ряд групп (номенклатур), комплектование каждой из которых получалось определенному органу или должностному лицу. Цель этого деления состояла в том, чтобы весь объем работы по комплектованию должностей государственных служащих распределить между конкретными органами (должностными лицами) с учетом важности должностей, так как в номенклатуре должностей отражался уровень квалификации и профиль подготовки специалиста, который должен занимать должность согласно штатному расписанию.

Однако он может решить остаться в польском законодательстве - в соответствии с постановлением, предусмотренным в ст. 16 сек. 2 этого правила. Поэтому два или более государств-членов компетентные органы или органы, назначенные этими органами, могут по взаимному согласию соглашаться с исключениями из положений применимого законодательства, если это выгодно для отдельного лица или группы лиц. Такое соглашение может означать, что лицо будет охватываться законодательством одного государства-члена, независимо от того, что положения о применимом законодательстве указывают другое государство-член в качестве компетентного государства.

Существовал также перечень должностей (номенклатура), кандидатуры на которые утверждались партийными органами различного уровня. Право назначения руководителей хозяйственных, правоохранительных, военных, профсоюзных и иных ведомств и организаций было распределено между иерархическими структурами КПСС: номенклатура Политбюро, номенклатура Секретариата ЦК, номенклатура отделов ЦК, номенклатура обкомов (крайкомов), номенклатура райкомов. Подбор кадров осуществлялся через орготделы соответствующих комитетов КПСС.

В Польше учреждением, назначенным для заключения исключительных соглашений, является Институт социального страхования, филиал в Кельце. Основная цель и цель новой нормативной базы - усилить роль библиотеки в обществе как государственной службы. Подробные положения касаются регулирования территориальных публичных библиотек и их компетенции. В документе также отдельно излагается способ создания и прекращения деятельности публичных библиотек.

Виды должностей муниципальной службы

Новаторским аспектом нового Закона о библиотеках является Государственная библиотека библиотек Республики Молдова, которая будет создана и поддерживается Министерством культуры. В документе предлагается более точное и подробное регулирование полномочий центральных органов власти, в частности Министерства культуры и местных органов государственной власти в указанном районе.

В 1987г. начался и в декабре 1991г. закончился демонтаж партийно-государственной машины СССР. Но была разрушена лишь ее часть –партийная надстройка, а советский аппарат остался почти в том же виде, в котором пребывал десятилетия.

После распада СССР в России стала складываться многопартийность и кадровая политика еще не получила до сих пор четкого и официального выражения. Однако принцип номенклатуры, как одна из основ организации государственной службы, при принятии Конституции 1993г. был сохранен. Так, ст.83 установила компетенцию Президента по назначению на должность и освобождению от должности правомочных представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Закон также представляет новый подход к библиотечным услугам. Таким образом, по сравнению с действующим законом новый закон о библиотеке действует с новой концепцией - базовые библиотечные услуги, которые предоставляются бесплатно пользователям библиотеки.

Новинкой является профессиональная подготовка и постоянная подготовка специалистов библиотеки, их аттестация и деонтология. Закон прямо регулирует обязанность библиотек обеспечивать физический доступ и организовывать специальные службы для социальной интеграции инвалидов, положение, не содержащееся в Законе №. 286 из.

Реформа российской государственной службы неразрывно связана с осуществлением экономических, социальных, и политических преобразований. Это подтверждает и мировой опыт. Первое, что сделали после войны, например Австрия, Италия, ФРГ. Франция Финляндия, - провели реформу своих государственных служб. Рамочный закон о других странах Европы в 1964г., и в течение 2-3 лет они были конкретизированы законами о доходах и пенсиях государственных служащих, о порядке прохождения службы и др. Только проведя реформу государственной службы, эти страны приступили к экономическим реформам .

Еще одно новое положение касается обязательства планировать в бюджете библиотеки необходимые суммы и предназначенные для покупки библиотечных документов на языках меньшинств сообщества, которые обслуживает библиотека. Внедрение нового Закона о библиотеках будет обеспечено из государственного бюджета и местных бюджетов в рамках ресурсов, предусмотренных для развития библиотек. Учитывая, что вступление в силу состоится в течение 18 месяцев после его публикации, считается, что центральные и местные органы власти будут иметь время для разработки и утверждения соответствующих бюджетов в соответствии со всеми юридическими процедурами без необходимости дополнительных внеплановых расходов.

Цель реформирования государственной службы на первых порах (примерно до 2000 г.) состояла в том, чтобы создать государственный аппарат нового типа, способный работать в тех и будущих политических и экономических условиях, аппарат высокопрофессиональный, экономичный и дисциплинированный. Для этого и требовалось установить и соответствующий административно правовой статус государственных служащих.

Принципиально важная роль в правовом регулировании государственной службы принадлежит Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993г. Именно ею определены государственные должности РФ, предназначенные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. В Конституции определена также компетенция Президента, Совета Федераций и Государственной Думой по назначению на должности и освобождению от должностей государственных служащих.

Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. Под государственной службой в широком смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате).

Посредством государственной службы реализуются задачи и функции государственных органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые именуются государственными служащими, т. е. лицами, замещающими в установленном порядке ту или иную должность в государственном органе, на предприятии, в учреждении и иной государственной организации.

Под должностью понимается комплекс обязанностей и прав, а также ответственность, определяющие содержание деятельности служащего, его место и роль в системе государственных структур. Лицо, занимающее должность за вознаграждение, осуществляет различные должностные функции: управленческие (руководители органа, учреждения и т. п.), правоохранительные (сотрудник полиции и др.), социально-культурные (учитель, врач и др.), обслуживающие функции (делопроизводитель, секретарь и др.) и т. п. Государственная служба осуществляется профессионалами. Профессионализм обусловлен необходимостью и компетентного и преемственного осуществления деятельности государственных органов и иных структур.

Нормативные правовые акты регулирующие деятельность МВД России

3. О противодействии терроризму 6 марта 2006 года

5. О воинской обязанности и военной службе 28 марта 1998 года

Принципы государственной службы. Под принципами понимаются основополагающие идеи, на которых организуется и осуществляется государственная служба. Принципы сформулированы в законодательных и иных актах о службе:

1. Верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации .

7. Единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

8. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

9. Гласности в осуществлении государственной службы.

10. Ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

11. Внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства.

12. Стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Под прохождением государственной службы понимается система юридических факторов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений:

Прием (зачисление) на государственную службу;

Аттестация государственных служащих;

Перемещение по службе;

Стимулирование служебной деятельности служащих;

Ответственность государственных служащих;

Прекращение государственной службы.

Порядок прохождения государственной службы определяется законами и иными правовыми актами с учетом вида государственной службы, ее особенностей и категорий государственных должностей.

Прием (зачисление) на государственную службу. Право поступления на государственную службу, как правило, имеют граждане, достигшие возраста 18 лет. Должности государственных служащих замещаются в порядке назначения, выборов, конкурса, по контракту.

Назначение на должность производит компетентный государственный орган или должностное лицо путем издания соответствующего юридического акта (приказа и др.). С момента издания акта о назначении на должность на служащего возлагается осуществление должностных функций, обязанностей и прав. В порядке назначения замещается большинство должностей государственных служащих.

Выборы применяются при замещении ограниченного круга государственных должностей. Например, избрание Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России и иных должностных лиц. Суть этого способа замещения должностей состоит в выдвижении кандидатуры и акта избрания на должность.

Конкурс как способ замещения государственных должностей состоит в оценке профессиональных качеств среди подавших заявление об участии в конкурсе и избрании из них наиболее квалифицированных работников. Конкурс на замещение государственной должности проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации. По конкурсу замещаются некоторые категории должностей федеральных органов исполнительной власти и др.

Контрактная форма поступления на службу состоит в том, что орган (руководитель органа) заключает с гражданином в письменной форме контракт (договор, соглашение) на определенный: срок. В контракте указываются условия службы, обязанности: и права сторон. На основании контракта издается приказ о назначении гражданина на должность. Контрактная форма применяется, в частности, при поступлении на службу в органы внутренних дел, в Вооруженные Силы и др.

Получить полный текст

Для гражданина, впервые назначенного на государственную должность или назначенного на должность иной группы и вида, устанавливается испытательный срок . Продолжительность испытательного срока зависит от занимаемой должности. Так, по Положению о федеральной государственной службе устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев.

При признании неудовлетворительного результата испытания служащий может быть рекомендован для назначения на ранее занимаемую должность или, по согласованию с ним, на другую должность либо уволен с государственной службы.

В некоторых видах государственной службы (федеральная государственная служба, военная служба, служба в органах внутренних дел и др.) служащим, занимающим соответствующие должности, присваиваются классные чины, воинские или специальные звания и др.

Гражданин, поступающий на службу, знакомится с условиями службы, под которыми понимаются факторы, призванные обеспечивать благоприятные условия для труда и социальную защиту служащего. К таким факторам относятся внутренний распорядок в органе, продолжительность рабочего времени , заработная плата , отпуск, социальное страхование, льготы, гарантии и компенсации.

Гражданин, принятый в установленном порядке на службу, приобретает статус государственного служащего и субъекта государственно-властных служебных отношений. При исполнении обязанностей и реализации предоставленных прав служащий вступает в правовые, в том числе и административно-правовые, отношения с иными субъектами права как внутри органа, где он служит, так и во вне его.

Аттестация государственных служащих. В целях определения соответствия служащих предъявляемым требованиям проводится их аттестация. Она может быть очередной и внеочередной. Очередная аттестация проводится через определенные промежутки времени (как правило, не реже одного раза в три-четыре года). Внеочередная аттестация проводится в связи с возобновлением контракта, переводом на вышестоящую или иную должность, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда и др.

Порядок проведения аттестации регулируется нормами ряда законов, положений о службе, специальными положениями об аттестации служащих. Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, формируемой руководителем государственного органа. Главный итог аттестации - оценка работы служащего. При аттестации рассматриваются вопросы о соответствии или несоответствии служащего занимаемой должности, о возможности продвижения по службе, о материальном стимулировании служебной деятельности. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение с учетом рекомендации аттестационной комиссии.

Перемещение по службе. Законодательными и иными нормативными актами, регулирующими прохождение государственной службы, перемещение по службе производится на должность:

Вышестоящую - в порядке продвижения по службе с согласия работника

Равнозначную - с согласия служащего, при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования служащего с учетом его деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

Нижестоящую - при сокращении штатов или занимаемой должности при невозможности перемещения на равнозначную должность, с согласия служащего; по состоянию здоровья; по личной просьбе; по служебному несоответствию - в аттестационном порядке; в дисциплинарном порядке - в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка и др.

Стимулирование служебной деятельности. Законодательством о службе установлены различные виды стимулирования служебной деятельности. Стимулируя, побуждая к активной деятельности, руководители органов воспитывают у служащих инициативу, укрепляют служебную дисциплину. Стимулирование может носить моральный и материальный характер. К средствам стимулирования относятся льготы и меры поощрения.

Льготы - установленные законодательством преимущества, предоставляемые служащим тех или иных категорий в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Например, льготы могут быть по налогам, медицинскому обслуживанию, перевозкам и т. д. Льготы предоставляются федеральным государственным служащим, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и др.

Меры поощрения. За успехи в служебной деятельности к государственным служащим применяются меры поощрения. По содержанию меры поощрения могут быть моральными, материальными и смешанными.

К мерам поощрения, предусмотренным законодательством о труде, относятся: объявление благодарности, денежная премия, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета, на Доску почета.

Положениями о службе, предусматривающими особенности прохождения службы, кроме указанных предусматриваются и иные меры поощрения. Так, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные меры поощрения: награждение именным оружием, досрочное присвоение очередного специального звания, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания и др.

Получить полный текст

Служащие могут быть награждены государственными премиями, почетными знаками и иными мерами поощрения.

За выдающиеся заслуги перед государством к служащим могут быть применены государственные награды.

Ответственность государственных служащих. В зависимости от характера правонарушений, совершаемых государственными служащими, последние могут привлекаться к соответствующей юридической ответственности: дисциплинарной, материальной, административной и уголовной.

Дисциплинарная ответственность. Основанием привлечения служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок, т. е. виновное нарушение правил государственной службы, невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, упущение по службе - нарушение служебной дисциплины. Под служебной дисциплиной понимается соблюдение служащими установленных законами, другими нормативными актами, контрактом о службе, а также приказами руководителей порядка и правил при выполнении возложенных на служащих обязанностей и осуществлении имеющихся у них прав.

Отдельные категории государственных служащих в силу особого характера выполняемых ими обязанностей (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.) отвечают в дисциплинарном порядке также за проступки, не связанные с нарушением служебной дисциплины. Уставами и другими нормативными актами о дисциплине работников некоторых категорий предусматривается дисциплинарная ответственность за недостойное поведение в общественных и иных местах и не при исполнении служебных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание на государственного служащего может налагать орган или руководитель, имеющий право назначать служащего на государственную должность.

Виды взысканий и порядок их наложения определяются законодательством.

Дисциплинарными уставами, положениями о дисциплинарной ответственности и другими нормативными актами с учетом специфики прохождения государственной службы предусматриваются кроме вышеуказанных и иные виды взыскания.

Например, согласно ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел.

В учебных заведениях Министерства внутренних дел России кроме перечисленных видов взысканий на лиц переменного состава могут налагаться взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения.

В этом же Положении содержатся нормы, регламентирующие порядок наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников органов внутренних дел.

Материальная ответственность. Этот вид ответственности государственных служащих состоит в обязанности служащего, причинившего материальный ущерб физическому или юридическому лицу, возместить ущерб в порядке и размерах, предусмотренных законодательством. Материальная ответственность может быть ограниченной и полной.

При ограниченной материальной ответственности государственные служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка.

Полная материальная ответственность государственных служащих означает, что причиненный ущерб возмещается в полном размере. Она наступает в случаях, когда между служащими и органом, предприятием, учреждением, организацией заключен письменный договор о принятии на себя служащим полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества; имущество было получено служащим под отчет по разовой доверенности; ущерб причинен действиями служащего, содержащими признаки преступления; вследствие недостачи, умышленной порчи материалов, изделий и других предметов, выданных служащему в пользование; не при исполнении служебных обязанностей.

Возмещение ущерба может производиться в административном или судебном порядке. При наличии согласия служащего удержания из его заработка производятся по распоряжению руководителя органа, предприятия, учреждения, организации. При отсутствии согласия возмещение ущерба производится по иску органа, предприятия, учреждения, организации судом.

Согласно ст. 16 ГК Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом России или муниципальным образованием .

Административная ответственность. Рассматриваемая ответственность государственных служащих наступает за совершение ими административного правонарушения , связанного со служебной деятельностью. Служащие (руководители и иные должностные лица; привлекаются к ответственности за нарушение правил, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях если их соблюдение вменено служащим в обязанность. Служащие (руководители, должностные лица) могут, например, нести административную ответственность за нарушение или невыполнение предписаний Государственной автомобильной инспекции об устранении нарушений правил, нормативов и стандартов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения; за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности ; за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте и многие другие.

Получить полный текст

Уголовная ответственность. Государственные служащие несут уголовную ответственность за совершение должностных преступлении. В Уголовном кодексе содержатся составы этих преступлений: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение взятки , служебный подлог и др.

Прекращение государственной службы. Согласно законодательству служба может прекратиться в соответствии с личным заявлением служащего об увольнении с государственной службы. Кроме того, основаниями для прекращения государственной службы являются: истечение срока действия контракта; неизбрание (для выборных должностей) на новый срок; отставка; ликвидация должности, занимаемой служащим; служебное несоответствие; грубое нарушение либо систематическое нарушение служебной дисциплины и др.

Заключение

Государственная служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Принципы государственной службы:

1) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями и т. п.;

2) Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

3) Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

4) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе;

5) Профессионализм и компетентность гражданских служащих;

6) Стабильность государственной гражданской службы;

7) принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

8) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Существует ряд оснований, который позволяет нам классифицировать государственных служащих. Возможность классификации государственных служащих позволяет более точно определить место конкретного госслужащего в системе государственной службы Российской Федерации.

Высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые принимает госслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него.

Список использованной литературы

2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.№58-ФЗ;

3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 01.01.2001 г. №79-ФЗ.

4. Административное право. Курс лекций / под ред. . - М., 2008.

5. Бахрах, Д. Н., Россинский, Б. В., Старилов, право. - М., 2008.

7. Куракин, -правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы//Журнал российского права№7. - С.79-85.

8. Ноздрачев, в системе государственной службы в контексте административной реформы//Законодательство и экономика№12(260). - С.22-23.

9. Старилов, происходит с институтом российской государственной службы?//Журнал российского права.- 2010. - №9.- С.11.

10. Чиканова, регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики//Журнал российского права№4. - С.61-67.

11. http://imct. /gossluzhba/voen_sl/fed_norm_prav_akt_vs/index. php? SECTION_ID=2592

Атаманчук, государственной службы: история, теория. Закон, практика. - М., 2008.

Ноздрачев, в системе государственной службы в контексте административной реформы//Законодательство и экономика№12(260). - С.22-23.

Административное право России: учебник / А. П Алехин., ; Под ред. . - М. : Зерцало-М, 20с.

Чиканова, регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики//Журнал российского права№4. - С.61-67.

Информационно-аналитическиq ресурс "Государственное управление и местное самоуправление в РФ".Федеральные нормативные правовые акты по вопросам военной службы. Режим доступа:

http://imct. /gossluzhba/voen_sl/fed_norm_prav_akt_vs/index. php? SECTION_ID=2592

Административное право: Учебник для вузов / Под ред. , . - М.: Норма, 20с.

Бахрах, Д. Н., Россинский, Б. В., Старилов, право. - М., 2008.

Атаманчук, государственной службы: история, теория. Закон, практика. - М., 2008.

Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание / Под. Ред. . - М.: ИПК госслужбы,2008.-107с.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Курсовая >Право, юриспруденция


Введение 3

1. История развития законодательства о государственной службе Российской Федерации 5

2. Конституционно-правовые основы государственной службы 10

Нормативные правовые акты регулирующие деятельность МВД России 12

Федеральные нормативные правовые акты по вопросам военной службы 15

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Введение

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.

Цель работы раскрыть тему “Законодательство о государственной службе”.

Задачи работы:

Изучить историю развития государственной службы в РФ.

Раскрыть конституционно-правовые основы государственной службы РФ.

Правовую основу государственной службы в РФ регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

1.Конституция РФ. в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу.

2.ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ (в ред. от 25.12.2008г.). Данный ФЗ закон в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ "О системе государственной службы РФ" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ. Предметом регулирования данного ФЗ являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ.

3.ФЗ «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ (ред. от 01.12.2007). Данный ФЗ в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой РФ. Преобразования, происходящие в системе российского права, во многом связаны с осуществляемыми в нашей стране судебной, правовой и административной реформами. Кроме указанных нормативных актов, правовую основу государственной службы РФ также составляет ряд подзаконных нормативных актов:

1. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 года N 609 (в ред. от 23.10.2008г.).

2. Указ Президента РФ «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ» от 16 февраля 2005 года N 159.

3. Указ Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» от 1 февраля 2005 года N 110.

4. Указ Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» от 1 февраля 2005 года N 112.

1. История развития законодательства о государственной службе Российской Федерации

Россия, став в декабре 1991г. правопреемницей Советского Союза, унаследовала и то, что было накоплено в области кадровой работы. К правовым преобразованиям по вопросам государственной службы, как в центре, так и на местах она тогда еще была не готова. На первых порах приходилось руководствоваться ранее действовавшим законодательством СССР. Практика нового нормотворчества по вопросам государственной службы, как и всего российского законодательства, складывалось постепенно. Реформа государственной службы вызывалось потребностями, происходившими в стране преобразованиями. Россия встала на путь перехода к новой общественной системе, что предполагало изменения во всех сферах общественной жизни, а главное- коренную перестройку отношений собственности и системы власти. Поэтому и реформа государственной службы проходила и проходит как часть комплексного преобразования законодательства и государственного аппарата, ориентированных на защиту прав и свобод граждан в новом демократическом государстве.

Царская Россия имела детально разработанное законодательство о государственной службе. Его основу заложил Петр I, введя в 1722г. Табель о рангах – единую систему должностей и чинов. Этот документ, просуществовавший до ноября 1917г., имел глубокий смысл, способствуя упрочнению централизованного государства и упорядочению государственного управления, он четко определял положение человека в обществе и меру его ответственности перед государством. Во многом именно эта идея петровской Табели о рангах была использована при разработке в постсоветской период проекта общероссийского закона о государственной службе и последующих связанных с ним нормативно правовых актов. 1

Одним из первых актов советской власти был декрет от 10 (23) ноября 1917г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Его издание объяснялось рядом причин, но, прежде всего идеей слома старого государственного аппарата и упразднения всякого чиновничества, полного объединения законодательных и управленческих функций в руках представительных учреждений. Система должностей и чинов была заменена партийно – государственной номенклатурой, просуществовавший весь советский период до начала перестройки в 1987г. В СССР выработкой кадровой политики занималась коммунистическая партия. Ее решение служили основой правового регулирования государственной службы.

В СССР не было закона о государственной службе, и о ее правовой регламентации говорилось очень мало. Порядок комплектования должностей государственных служащих был определен в конституциях, законах о советах министров и о местных советах народных депутатов, в правительственных постановлениях и ряде других правовых нормативных актах. В них были определены так же конкретные органы и должностные лица, правомочные решать вопросы комплектования должностей государственных служащих. Например, применялись временные правила о работе в госучреждениях и на предприятиях, утвержденные Декретом СНК РСФСР от 12 декабря 1992г.; указы о введении классных чинов, рангов и специальных званий в некоторых отраслях управления: Единая номенклатура должностей, утвержденная Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967 г; Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932г. В основу организации работы с кадрами в СССР были положены принцип партийности и принцип номенклатуры должностей. Последний означал, что все должности государственных служащих делились по признаку старшинства на ряд групп (номенклатур), комплектование каждой из которых получалось определенному органу или должностному лицу. Цель этого деления состояла в том, чтобы весь объем работы по комплектованию должностей государственных служащих распределить между конкретными органами (должностными лицами) с учетом важности должностей, так как в номенклатуре должностей отражался уровень квалификации и профиль подготовки специалиста, который должен занимать должность согласно штатному расписанию.

Существовал также перечень должностей (номенклатура), кандидатуры на которые утверждались партийными органами различного уровня. Право назначения руководителей хозяйственных, правоохранительных, военных, профсоюзных и иных ведомств и организаций было распределено между иерархическими структурами КПСС: номенклатура Политбюро, номенклатура Секретариата ЦК, номенклатура отделов ЦК, номенклатура обкомов (крайкомов), номенклатура райкомов. Подбор кадров осуществлялся через орготделы соответствующих комитетов КПСС.

В 1987г. начался и в декабре 1991г. закончился демонтаж партийно-государственной машины СССР. Но была разрушена лишь ее часть –партийная надстройка, а советский аппарат остался почти в том же виде, в котором пребывал десятилетия.

После распада СССР в России стала складываться многопартийность и кадровая политика еще не получила до сих пор четкого и официального выражения. Однако принцип номенклатуры, как одна из основ организации государственной службы, при принятии Конституции 1993г. был сохранен. Так, ст.83 установила компетенцию Президента по назначению на должность и освобождению от должности правомочных представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Реформа российской государственной службы неразрывно связана с осуществлением экономических, социальных, и политических преобразований. Это подтверждает и мировой опыт. Первое, что сделали после войны, например Австрия, Италия, ФРГ. Франция Финляндия, - провели реформу своих государственных служб. Рамочный закон о других странах Европы в 1964г., и в течение 2-3 лет они были конкретизированы законами о доходах и пенсиях государственных служащих, о порядке прохождения службы и др. Только проведя реформу государственной службы, эти страны приступили к экономическим реформам.

Цель реформирования государственной службы на первых порах (примерно до 2000 г.) состояла в том, чтобы создать государственный аппарат нового типа, способный работать в тех и будущих политических и экономических условиях, аппарат высокопрофессиональный, экономичный и дисциплинированный. Для этого и требовалось установить и соответствующий административно правовой статус государственных служащих. 2

Принципиально важная роль в правовом регулировании государственной службы принадлежит Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993г. Именно ею определены государственные должности РФ, предназначенные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. В Конституции определена также компетенция Президента, Совета Федераций и Государственной Думой по назначению на должности и освобождению от должностей государственных служащих.

31 июля 1995г. впервые был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», который установил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения ими государственной службы. Основная цель Закона – создание правой единой общефедеральной базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Согласно Закону об основах государственной службы РФ к государственным служащим были отнесены только лица, замещавшие государственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях. Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назначения.

«А» - должности, устанавливаемые конституцией, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

«Б» - должности, устанавливаемые законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

«В» - должности, учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004г.) для законодательных и других нормативно-правовых актов, обеспечивал реализацию его положений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федераций. В период с 1995 по 2003г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государственной службы в РФ» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять практические меры по дальнейшему укреплению органов государственной власти, и, прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отвечающий современным требований по свой профессиональной подготовке, деловым и личностными качествами. Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдельных категорий государственных служащих. Однако ряд запланированных к принятию федеральных законов принят не был. Для практической организации и повседневного функционирования государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995г. «О государственных должностях РФ», от 3 сентября 1997г. «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы», от 9 апреля 1997г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (с изм. и доп.).

Указом Президента от 16 июля 2004г. «О мерах по совершенствованию государственного управления» утвержден состав Межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, образована при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Целями дальнейшего реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной систем государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и других реформ.

Президент страны в Послании Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005г. отметил: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И поэтому задачей номер один для нас по- прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению.»

Государственная служба в России (2)Реферат >> Государство и право

... государственной службы в субъектах. Важная особенность законодательства о государственной службе в субъектах РФ – учет положений федерального законодательства по вопросам государственной службы ...

  • Государственная служба в России (3)

    Реферат >> Государство и право

    Российской Федерации поступать на государственную службу , законодательство о государственной службе вместе с тем... федеральным законодательством о государственной службе . На замещение вакантной государственной должности государственной службы может быть...

  • Государственная служба в Российской Федерации

    Реферат >> Государство и право

    Более. Это уменьшило бы объем законодательства о государственной службе в целом по стране, упростило... системе государственной службы» . // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №24. – Ст. 2868. 4 Овсянко Д.М. Государственная служба ...