Государственный внешний долг рф. Проблемы управления внешним государственным долгом россии

Если просмотреть и проанализировать всю сложившуюся экономическую ситуацию и обстановку в мире, то, пожалуй, вряд ли можно найти и встретить такую страну, которая проводя различные и разнообразные экономические преобразования и реформы не прибегала к помощи внешних источников финансирования. Как утверждают эксперты, в каждой стране имеется определённый уровень и коэффициент расходов, когда собственными силами их покрыть не удаётся и не предвидится возможным, возникает и появляется бюджетный дефицит. К чему это приводит? В результате появляется 100% необходимость в привлечении дополнительных средств, которые вместе и будут составлять государственный долг. Если говорить на более понятном и доступном языке, это денежная величина, которую государство должно всем своим кредиторам под определённые договорные обязательства.

Согласно прогнозам аналитиков и экспертов этой области, долг России на 2017 год, а, если быть точнее, то к 2023 будет превышать доходы федерального бюджета. С чем это связано? Прежде всего, причина – это масштабы прироста государственного долга и расходов на её обслуживание. Если верить заявлениям Минфина, то большая
часть государственных активов, которые на этот момент времени готовятся к приватизации, будет реализована уже в среднесрочной перспективе. Иными словами, главным и ведущим источником финансирования дефицита федерального бюджета станут государственные заимствования, а, следовательно, госдолг будет постепенно расти и уже к 2030 году его уровень достигнет 18,2% ВВП.

Разница довольно ощутимая, ведь в 2013 год, эта цифра составляла всего лишь 12%.

Стоит отметить, что на протяжении всего этого периода бюджет по праву можно охарактеризовать и назвать дефицитным, причём его уровень из года в год будет колебаться и меняться, то есть не будет наблюдаться устойчивого уровня. Примерная цифра колебания составит около 1% ВВП.

Внешний, внутренний государственный долг.

На сегодняшний день существует несколько классификаций и разновидностей государственного долга. Это внутренний и внешний долг, причём у каждого из этих видов свои особенности, понятие и значимость.

  • Во-первых, внутренний долг. По своей сути, это понятие, которое представляет и предусматривает ту часть долга, которая касается и затрагивает внутренние займы и другие существующие долговые обязательства перед кредиторами-резидентами. Простым языком, это заем населения самому себе. Особенностью этой категории долга служит и является то, что он не оказывает никакого влияния на общий размер богатства и накопления нации, причём он является своего рода обязательным правилом, нежели исключением. Стоит отметить, что его существование является фактически незаметным, если, конечно же, сумма не становится слишком высокой. Из чего складывается внутренний государственный долг?

    1. Номинальной суммы по ценным бумагам РФ.
    2. Объёма основного долга по кредитам полученным РФ.
    3. Объёма основного долга по бюджетным кредитам и ссудам, которые были получены от бюджетов разных уровней.
    4. Объёма обязательства РФ по государственным обязательствам, представленный ею самой.

  • Во-вторых, это внешний государственный долг. Это та часть долга, которая касается внешних займов непосредственно перед кредиторами-нерезидентами. Как правило, эта разновидность долга включает в себя обязательства Правительства РФ, которые в основном выражаются в иностранной валюте. Согласно заявлением аналитиков, внешний долг является вполне нормальным явлением для страны, конечно же, если он не выходит за рамки, в противном случае, он становится очень опасной и серьёзной угрозой для всей экономики страны в целом. Иными словами, страна впадает в полную зависимость от кредиторов. Международный банк предоставляет следующую диагностику классификации внешнего долга.

    1. Менее 18% — низкий уровень по отношению к экспорту товаров и услуг.
    2. От 18 до 30% — умеренный долг.
    3. Выше 30% — угрожающий и опасный для экономики долг.


В результате можно смело утверждать, что внешний и внутренний государственный долг в совокупности и в целом представляют собой характеристику результативности всех кредитных операций, которые совершаются государством. Иными словами, его динамика является чётки отображением реальности существующей ситуации в экономике страны.

Управление государственным долгом, выбор правильной и эффективной долговой политики всегда являются крайне актуальными для любого государства. За последние годы ситуация на рынке международного ссудного капитала значительно изменилась. С 2014 года рынки капитала США и ЕС стали закрытыми для России, практически потерян доступ к рынкам еврооблигаций, а рынок синдицированного кредитования сузился и теперь доступен только ограниченному кругу наиболее надежных российских заемщиков. Тем самым, остро встал вопрос об управлении внешним государственным долгом России, ведь он является важным показателем экономики страны (особенно в отношении к ВВП), так как в процессе обслуживания долга происходит извлечение средств из федерального бюджета.

В статье 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации говорится о структуре внешнего долга России:

«Пункт 5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте».

Государственный внешний долг Российской Федерации состоит из текущих обязательств государства и долгов, которые Россия взяла на себя после распада Советского Союза. Погашение задолженности по внешнему долгу всегда было приоритетным для СССР, но после того как союз распался ситуация изменилась. Россия столкнулась с платежным дефицитом, серьезным экономическим кризисом и вследствие этого не могла выплачивать платежи по долговым обязательствам. Российская Федерация была вынуждена обратиться к своим кредиторам с просьбой об отсрочке платежей, и также заимствовать средства для решения проблем страны.

Быстрый рост объема государственного внешнего долга России и значительное увеличение расходов, связанных с его обслуживанием, остро обозначили вопрос об управлении внешним долгом. Эффективное управление долгом для любой страны является важным фактором для экономического роста, потому как обеспечивает устойчивое положение государства на рынке международного ссудного капитала и позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы, укрепляя статус государства как заемщика. К тому же кризис внешнего государственного долга страны негативно сказывается не только на ее экономическом положении, но и на политическом.

Внешний государственный долг Российской Федерации на начало 2017 года составляет 17% от ВВП страны, что является низким уровнем госдолга в сравнении с крупнейшими экономиками мира. Однако внешние инвестиции играют важную роль в развитии производства и инфраструктуры, поэтому необходимо научиться грамотно управлять международными кредитами.

Государство может прибегать к иностранным кредитам, с целью привлечения средств в самые разнообразные сферы экономики. Это может быть покрытие дефицита федерального бюджета, проведение реформ в здравоохранении, энергетике, образовании, улучшение инфраструктуры, строительство инвестиционных объектов и многое другое. При этом государственные органы власти решают к кому именно обратиться, с целью получения необходимых средств. Можно прибегнуть к межправительственным займам, когда страна напрямую занимает финансовые ресурсы у другого государства, также существуют международные финансовые организации, такие как Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и многие другие. В таблице №1 рассмотрена динамика изменения структуры государственного внешнего долга Российской Федерации за 2014-2017 гг.

Таблица №1. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014-2017 гг.

млн. долларов США

млн. долларов США

млн. долларов США

млн. долларов США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

членами Парижского клуба,

не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами -

не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами -

бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

внешний облигационный заем с погашением в 2015

внешний облигационный заем с погашением в 2017

внешний облигационный заем с погашением в 2018

внешний облигационный заем с погашением в 2019

внешний облигационный заем с погашением в 2020

внешний облигационный займ с погашением в 2021

внешний облигационный заем с погашением в 2022

внешний облигационный заем с погашением в 2023

внешний облигационный заем с погашением в 2026

внешний облигационный заем с погашением в 2028

внешний облигационный заем с погашением в 2030

внешний облигационный заем с погашением в 2042

внешний облигационный заем с погашением в 2043

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Таким образом, основную часть государственного внешнего долга Российской Федерации составляют внешние облигационные займы, которые занимают около 70% от общей доли внешнего долга. Пусть кредитные рейтинги суверенных еврооблигаций и оцениваются невысоко, однако вероятность их погашения своевременно и полностью является высокой, даже не в самой оптимистичной ситуации развития экономики Российской Федерации.

К тому же, одной из негативных особенностей структуры внешнего государственного долга Российской Федерации является то, что около 90% российских долговых обязательств приходятся на собственность нерезидентов. Внешние кредиторы владеют не только обязательствами Российской Федерации в иностранной валюте, но и большого количества государственных облигаций в рублях, относящихся уже к внутреннему долгу страны.

Российская Федерация совершенствует систему по управлению своей задолженностью перед иностранными кредиторами и для этого при необходимости прибегает к методам по ее управлению. Управление государственным долгом – это совокупность государственных мероприятий, которые осуществляются правительством, центральным банком, министерством финансов и другими экономическими органами, включающих в себя погашение внешних и внутренних займов, организацию выплат доходов, в качестве процентов по ним, изменение условий и сроков ранее выпушенных займов, размещение новых долговых обязательств.

Валютная, денежная, бюджетная и долговая политика страны тесно связаны друг с другом. Тем самым, государственный долг напрямую влияет на экономический рост, денежные потоки, инфляцию, объем инвестиций в экономику государства. От государственных заимствований зависят потоки ресурсов в экономике, воспроизводственные процессы, а также темпы экономического развития.

К основным проблемам управления государственным долгом на современном этапе можно отнести следующие:

1. система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;

2. принятие дефицитного бюджета влечет за собой увеличение внешних заимствований и ускорение роста государственного внешнего долга;

3. механизмы по управлению государственным долгом не дают возможности полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;

4. отсутствует законодательное разделение полномочий между ветвями государственных органов власти в области управления государственным долгом;

5. не разработана система долгосрочной взаимосвязи денежно-кредитной и валютной политики с политикой управления государственным долгом, уровнем денежной массы в обращении.

6. значительные расходы, связанные с подготовкой и организацией инвестиционных программ;

7. недостаточный контроль за ходом реализации проектов, что приводит неэффективности использования заимствованных ресурсов.

Всё вышеперечисленное требует внимания органов власти и незамедлительного реагирования на сложившуюся ситуацию. В этих условиях необходимо повысить эффективность управления государственным долгом, проводить регулярный контроль осуществления программ, под которые и были заимствованы средства.

В качестве первоочередных мер по решению проблем с управлением внешним долгом должны быть следующие:

1. совершенствование правовых основ по управлению государственным долгом;

2. оптимизация структуры государственного долга;

3. использование заимствованных средств наиболее оптимально и эффективно;

4. поиск средств для выплаты долга по внешним заимствованиям (возможно на основе рефинансирования текущих задолженностей);

5. сохранение величины внешнего государственного долга на уровне безопасном для экономики страны (через механизм реструктуризации, инновации, унификации, конверсии и др.);

6. нейтрализация нежелательных последствий государственного долга;

7. разработка общей информационной базы, в состав которой входила бы ежедневная информация обо всех операциях с внешним долгом;

8. создание единой централизованной системы анализа и управления рисками заимствований, а также стратегического планирования государственного долга.

Эффективное управление государственным долгом – это одна из основ макроэкономической стабильности государства. От него зависит состояние федерального бюджета, золотовалютные резервы страны, темпы инфляции и инвестиционный климат. В современной ситуации на мировом рынке грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики нашей страны.

Список литературы

1. Документы Министерства Финансов Российской Федерации / «Структура государственного внешнего долга Российской Федерации»

2. Коллективная монография «Актуальные проблемы бюджетно-налоговой политики современной России» / Под редакцией Л. В. Перекрестовой. – Волгоград: Радуга, 2015. – 272 с.

3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

4. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: учебное пособие / Т. В. Никитина, А. В. Репета-Турсунова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 115 с.

1

В статье дается понятие государственного долга Российской Федерации, рассмотрены формы государственного долга, структура государственного долга. Представлены основные кредиторы Российской Федерации. На основании чего сделан вывод, что основными кредиторами являются страны Евросоюза. Проведен анализ по погашению внешнего долга за период с 2012 по 2015 год в разрезе кредиторов. Сравниваются абсолютные показатели внешнего долга с аналогичным показателем в других странах. Акцент сделан на том, что объем государственного долга по отношению к ВВП в России значительно ниже, чем во многих европейских странах. На сегодняшний день большая часть внешнего долга приходится на российские компании, зарегистрированные за рубежом, а данный вид долга более свободно рефинансируется.

структура внешнего долга РФ

источники погашения внешнего долга РФ

формы государственного долга

государственный внешний долг

государственный долг

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Консультант-Плюс. (действующая редакция от 26.12.2014,с изм. от 01.03.2015)

2.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // "Российская газета", № 237, 25.12.1993.

3. Официальный сайт Министерства Финансов РФ http://www.minfin.ru/ru.

4.Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru.

5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 02.12.14 г. №308.

Государственный долг России определяют как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Рис.1. Формы государственного долга

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Основными кредиторами Российской Федерации являются страны Евросоюза - 82% от общей суммы долга. составляет 7% внешнего долга РФ. 10% внешнего долга Российской Федерации составляют задолженности перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, членами Парижского клуба, бывшими странами СЭВ. составляет 0,33 % от внешнего долга России.

Структура внешнего государственного долга Российской Федерации представлена в табл.1.

Таблица 1

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2015 года

2015г. млн. долларов США

млн. евро


Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Средний показатель внешнего долга Российской Федерации за 12 лет составляет 90,42 млрд. долларов США, а ВВП - 885,50 млрд. долларов. Бремя государственного долга для экономики РФ равно отношению величины долга к объёму ВВП, что составляет 10% за 12 лет, а за 2011 год 2%, что на 61% и 97,6%, соответственно, меньше чем в США.

Таблица 2

млн. долларов США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ

Согласно данным представленным в таблице 2 за истекшие внешний долг РФ сократился в 3 раза. Выплачена задолженность по кредитам Внешэкономбанка, представленным за счет средств Банка России. Задолженность же перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ составила к 2015г - 1022, 3 млн долл. Основными выплатами за этот год являлось погашение долга: членам Парижского клуба - 45 769,0 млн. долларов США и по облигациям внутреннего государственного валютного займа - 7 075,8 млн. долларов США (практически погашена). Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте увеличилась почти в 2 раза. А коммерческая задолженность бывшего СССР на 2015 год составляет всего 2,6% по сравнению с уровнем 2011 года.

Следует отметить, что внешний долг государственных предприятий и организаций также относятся к внешнему долгу государственного сектора. В связи с этим ЦБ РФ проводит детализированное аналитическое представление внешнего долга РФ, в котором представлены данные по внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении и внешнему долгу частного сектора.

По состоянию на начало июля 2014 года совокупная задолженность России составляла 720,926 млрд. долларов, что несколько ниже данного показателя на декабрь 2013 года, но выше аналогичного периода 2014года. На основании, представленном Центробанком можно констатировать, что задолженность выросла у нефинансового сектора, что же касается ЦБ РФ, он значительно снизил свои долги. Большую часть внешнего долга России составляют обязательства бывшего СССР. По ним за последние годы Парижскому клубу кредиторов было выплачено 40 млрд. долларов, а задолженность перед Лондонским клубом реструктурирована до 2030 года. В декабре 2013 года Россия погасила свои финансовые обязательства перед Финляндией, Чехией и Черногорией на общую сумму свыше 3,6 млрд. долларов.

В целом по абсолютным показателям внешний долг России - один из самых низких в Европе, а финансовые и экономические показатели дают возможность одномоментного погашения внешних обязательств.

Рис.2. Источники погашения внешнего долга

В условиях рыночной экономики необходима разработка и реализация стратегии сдерживания роста государственного долга, которая должна основываться на уменьшении стоимости его обслуживания и на согласовании динамики долга с темпами экономического роста.

Таблица 6

Сравнение государственного внешнего долга Российской Федерации

Млн. долл. США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России

Как показывает таблица 6, на начало 2014 года, объем государственного долга по отношению к ВВП в России составил 8,45 %, тогда как во многих странах данный показатель достигает 50-200 %. На октябрь 2015 общий объем внешнего долга РФ составил 521,610 миллиарда долларов (20% ВВП), но обязательства государства составляют 36 миллиардов долларов (2%). Если сравнивать данный показатель с аналогичным в США, то он превысил 100% ВВП. Некоторые международные авторитетные эксперты утверждают, что превышение данного показателя более чем на 85 % становится существенным препятствием для экономического роста. Рассматривая за весь анализируемый период динамику показателя государственного долга к ВВП, то можно заметить, что заметные изменения стали происходить в последние 2 года.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что внешний долг, с одной стороны, приводит к росту финансовых ресурсов государства, с другой - увеличивает финансовые риски в условиях экономического кризиса. Размеры суммарного внешнего долга и просроченной задолженности значительно влияют на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Кредитный рейтинг страны влияет и на условия предоставления кредитов. Таким образом, государства, имеющие высокий уровень просроченной задолженности, не имеют возможности доступа на мировые финансовые рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы Международного Валютного Фонда и группы Всемирного банка. При возникновении просроченной задолженности государство должно урегулировать вопросы выплаты внешнего долга. Большая часть внешнего долга находится в руках стран - членов Парижского клуба, а частного долга - в введенье банков, входящих в Лондонский клуб.

Поскольку государственные заимствования - важный источник покрытия бюджетного дефицита, в предкризисный период снижение государственного долга России было существенным образом связано со сравнительно благополучным состоянием государственных финансов.

Разразившейся финансовый кризис РФ, связанный с введением санкций со стороны западных стран, вызвал спекуляции на тему урегулирования внешнего долга. В действительности, большая часть российского внешнего долга составляет долг не западным банкам, а российским компаниям-учредителям или холдинговым компаниям, зарегистрированным за рубежом. Данный вид долгов свободно рефинансируются, таким образом, России валютный кризис не грозит.

Рецензенты:

Ахполова В.Б., д.э.н., доцент зав. кафедрой менеджмента ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Хубаев Т.А. д.э.н., профессор кафедры менеджмента Владикавказский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Лазарова Л.Б., Мамсурова Е.Т. ПРОБЛЕМА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23273 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

МОСКВА, 6 февраля. /ТАСС/. Отношение государственного долга РФ к ВВП может составить к концу 2017 года 14,7% ВВП, а на конец 2019 года увеличиться до 15,7% ВВП. Об этом говорится в опубликованных "Основных направления долговой политики Минфина на 2017-2019 гг.".

При этом доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета к концу 2017 года составит 4,5%, а к концу 2019 года увеличится до 5,4%, прогнозирует министерство. В ведомстве отметили, что государственный долг РФ по итогам 2016 года составил 11,1 трлн руб. или 13,2% ВВП.

В период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года государственный долг РФ вырос с 7,5 трлн руб. (10,6% ВВП) до 11,1 трлн руб. (13,2% ВВП), в среднем ежегодно увеличиваясь примерно на 1% ВВП. При этом средние темпы прироста государственного долга превышали темпы прироста ВВП страны.

Тем не менее к началу 2017 года общий объем долговой нагрузки по-прежнему находился в безопасных пределах - менее 15% ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением, указывает Минфин.

Согласно документу, чистые заимствования РФ в 2016 году составили 606,6 млрд руб. На внутренние заимствования пришлось 500 млрд руб., на внешние - 106,6 млрд руб.

Рост внутренних заимствований

Чистые внутренние заимствования РФ в 2019 году достигнут 1,1% ВВП и станут максимальными за всю историю современной России, подчеркивается в документе.

"Объемы чистых внешних заимствований, выраженных в ценных бумагах, примут отрицательные значения: минус 21,2 млрд руб. в 2017 году, минус 60,1 и минус 13,2 млрд руб. в 2018 и 2019 гг., соответственно. Что касается валовых внутренних заимствований, то они, напротив, возрастут с 1,2% ВВП в 2016 году до 1,7% в 2019 году. В этот год чистые внутренние заимствования достигнут 1,1% ВВП (против 0,6% ВВП в 2016 году). Данные значения станут максимальными за всю историю современной России", - говорится в документе.

При этом в Минфине отмечают тенденцию к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных с возможным ухудшением для Российской Федерации как суверенного заемщика финансовых условий заимствований и ростом долговой нагрузки. "При самом негативном сценарии речь может идти о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах и на приемлемых условиях", - предупреждают в Минфине.

В документе отмечается, что запланированные внутренние заимствования РФ на 2017-2019 гг. являются предельными с точки зрения текущей емкости рынка.

"Объемы предложения государственных ценных бумаг, запланированные на ближайшие три года, оцениваются как предельные с точки зрения текущей его емкости. Данное обстоятельство обуславливает особую важность успешного решения поставленных задач по диверсификации предлагаемых рынку долговых инструментов и расширению круга его участников", - сообщается в документе.

Внешние займы и проекты ЕБРР

Общий объем заимствований РФ у международных банков развития (МБР) в 2017-2019 годах не превысит 14,8 млрд руб.

"При сохранении нынешнего уровня геополитической напряженности в период 2017-2019 гг. общий объем заимствований (использования уже предоставленных кредитов) России у МБР не превысит в среднем $215,4 млн в год или 14,8 млрд руб.", - отмечается в документе.

В то же время министерство сообщило, что на 2017-2019 гг. заложило сокращение портфеля проектов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а основной рост будет обеспечен за счет привлечения средств по линии относительно недавно учрежденных международных банков развития - главным образом, Нового банка развития (НБР) БРИКС.

Минфин напомнил, что в настоящее время Россия является акционером семи банков развития: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), ЕБРР, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), НБР, Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР), Международного инвестиционного банка (МИБ) и Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС). В рамках сотрудничества с ними в качестве суверенного заемщика на различных стадиях подготовки и реализации находится порядка 20 проектов, предполагающих привлечение заемных ресурсов на общую сумму около $5 млрд.

"Однако из-за санкций ряд проектов не был вынесен на одобрение исполнительных органов этих банков и, как следствие, не вступил в силу. В результате доля обязательств по кредитам МБР в структуре государственного внешнего долга РФ к концу 2016 года составила менее 2%", - отмечается в документе.

Устойчивый спрос на гособлигации

Минфин прогнозирует устойчивый спрос на гособлигации в 2017-2019 гг., в частности, из-за структурного профицита ликвидности.

"В предстоящем периоде (2017-2019 гг. - прим. ред.) ожидается переход банковской системы к структурному дефициту ликвидности. Избыток свободных ресурсов, а также необходимость выполнения банками нормативов по краткосрочной ликвидности будут способствовать росту спроса на высококачественные финансовые активы с низким уровнем риска. Все эти факторы будут играть ключевую роль в формировании устойчивого спроса на государственные ценные бумаги", - отмечается в документе.

Структурный дефицит ликвидности банковского сектора возникает при устойчивой потребности у банков в получении ликвидности посредством операций с Банком России. Профицит является обратной ситуацией и выражается в потребности банков размещать средства у регулятора.

ОФЗ

Привлечение средств за счет эмиссии ОФЗ с привязкой к уровню инфляции (ОФЗ-ИН) не рассматривается в качестве значимого источника финансирования дефицита федерального бюджета.

При этом, по данным Минфина, основными инструментами исполнения программы государственных внутренних заимствований останутся ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) и ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). По сравнению с предыдущим периодом, роль инструментов с плавающей процентной ставкой будет возрастать.

"При относительно стабильной ситуации на рынке и тренде на снижение процентных ставок акцент будет делаться на размещении средне- и долгосрочных ОФЗ-ПД. Напротив, в периоды повышенной волатильности процентных ставок предпочтение будет отдаваться эмиссии "защитных" инструментов - ОФЗ-ПК, а также ОФЗ-ИН. Однако привлечение средств за счет эмиссии ОФЗ-ИН не рассматривается в качестве значимого источника финансирования дефицита федерального бюджета. Заимствования в этом инструменте будут ориентированы, прежде всего, на решение задачи создания адекватного ориентира по стоимости заимствований для корпоративных заемщиков и индикатора, отражающего инфляционные ожидания участников рынка",- говорится в документе Минфина.

Совокупная доля ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и ОФЗ с привязкой к уровню инфляции (ОФЗ-ИН) в общем объеме внутреннего госдолга не превысит 20-25%.

"Эмиссия облигаций с изменяющимся уровнем дохода (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН) станет одним из способов минимизации стоимости привлечения государством заемных средств на длительный срок в условиях, когда процентные ставки по инструментам с фиксированным доходом (ОФЗ-ПД) объективно завышены. Однако выпуск таких облигаций сопряжен для эмитента с риском роста стоимости обслуживания долга в будущем (процентный риск). Как следствие, объем эмиссии таких инструментов не может не быть ограничен", - отмечается в документе.

В Минфине исходят из того, что совокупная доля ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН в общем объеме государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, не превысит отметку в 20-25% объема государственного внутреннего долга. "В настоящее время данный показатель уже достиг 17%", - говорится в документе Минфина.

ОФЗ в юанях

Минфин РФ сообщил о заинтересованности российских и китайских банков в организации размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) в юанях.

"В настоящее время можно говорить о наличии заинтересованности как российских профессиональных участников фондового рынка, так и российских дочерних структур ряда китайских банков выступить организаторами такого размещения (размещения ОФЗ в юанях на Московской бирже - прим. ред.)", - отмечается в документе.

Минфин указывает, что в условиях сохраняющейся геополитической напряженности, выпуск на внутреннем рынке РФ ОФЗ в юанях, ориентированных не на "офшорных", а на внутренних инвесторов из КНР является наиболее перспективным.

Ранее сообщалось о планах Минфин РФ разместить в 2016 году ОФЗ в юанях на внутреннем рынке объемом до $1 млрд. Позже министерство скорректировало свои планы на 2017 год. Отмечается, что инфраструктура финансового рынка РФ полностью готова для такого размещения.

социально-экономические проблемы российского государства

Государственный долг Российской Федерации:

современное состояние

И.В. Хамалинский

Государственный долг является неотъемлемой частью финансовой системы государств мира, и его состояние оказывает влияние на экономику России. В статье рассмотрена эволюция управления государственным внешним долгом Российской Федерации, проведен анализ государственного долга Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный долг Российской Федерации, управление, структура, динамика государственного внешнего долга Российской Федерации

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2017. № 1 (26). С. 32-45.

Экономический климат государства определяется состоянием государственного бюджета, его профицитом, дефицитом или же сбалансированностью. Бюджет является одним из важных инструментов управления экономической ситуацией в стране . В случае дефицита мы сталкиваемся с его агрегированной характеристикой - государственным долгом. Государственный долг - весьма важная категория, его назначение - не только привлечение денежных средств, он также является регулятором денежного обращения, оказывает влияние на бюджетный процесс и воздействие на весь экономический процесс, а также является причиной развития международного сотрудничества.

Для последующего анализа государственного долга и его последствий необходимо сформулировать его определение. В.М.Федосов, С.Я.Сутормина, В.М.Огородник считают, что «государственный долг - это сумма задолженности по непогашенным внутренним государственным займам, а также сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным на определённую дату» .

Хамалинский Иван Владимирович - кандидат технических наук, профессор, научный сотрудник Международного института экономики и права. Адрес для коррепонденции: [email protected].

В России после распада СССР по причине перестроения всей экономической системы с административно-командной формы на рыночную в экономике возникли серьезные кризисные явления, в результате которых внешний долг начал неуклонно расти. Динамика внешнего долга РФ представлена в табл. 1.

Таблица 1. Динамика общего внешнего долга России

Сумма, млрд долл. США

Абсолютный прирост, Темп

млрд долл. США роста, %

29.8 119,5 5,6 103,1

43.9 120,6 56,0 121,8 157,8 150,4

97.5 118,1 90,7 114,2

Из данных табл. 1 видно, что внешний долг России в основном имел тенденцию к увеличению. Сокращался внешний долг России к началу 2000-2002 гг. Рост внешнего долга России продолжался до 2014 г., на тот момент он составлял 727,1 млрд долл. США, но в течение последующих годов долг постепенно снижался и к 01.01.2016 составил 518,5 млрд долл. США (большая часть которого - долги частных компаний и банков), что на 208,6 млрд долл. (или на 28,7%) меньше, чем на 01.01.2014.

Необходимо отметить, что большинство крупных и развитых стран имеют займы, в разы большие по сравнению с нашей страной. Например, в США этот показатель на сегодняшний день составляет более 18 трлн долл. США, а кредит Японии почти вдвое превышает валовый внутренний продукт (ВВП) этой страны.

С проблемой управления внешним долгом Российская Федерация столкнулась уже на этапе перехода к рыночным отношениям. Резкое увеличение общего государственного долга Российской Федерации с началом структурных реформ на всем экономическом пространстве было вызвано, прежде всего, принятием на себя государственного долга бывшего СССР в 1991-1993 гг. (табл. 2). По разным оценкам, расчетная величина задолженности СССР на конец 1991 г. оценивалась примерно в 96,6 млрд долл. США. Вместе с тем необходимо указать, что в структуре государственного долга СССР преобладала внутренняя задолженность, и лавинообразный рост внешнего долга пришелся на

Таблица 2. Эволюция управления государственным внешним долгом

С конца 1998 г. по 2001 г.

С 2008 г. по настоящее время

Интенсивное наращивание внешнего государственного долга

Принятие посткризисных мер и переход к политике постепенного сокращения внешних заимствований

Структуризация долговой политики и сокращение внешней долговой нагрузки с одновременным изменением структуры внешней задолженности

Реализация мер по стабилизации функционирования системы управления внешним долгом, поиск более эффективных системных рычагов и методов управления внешним долгом

последнее десятилетие XX в., когда Россия начала осуществлять крупномасштабные заимствования в иностранной валюте.

Первый этап характеризуется резким ростом внешних заимствований - при слабой координации многих принимаемых решений. При этом до середины 1996 г. управление государственным внешним долгом фактически сводилось к вопросам урегулирования долгов бывшего СССР перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Сама же система управления долгом во многом складывалась на основе доставшейся от СССР институциональной управленческой структуры, в которой ключевая роль принадлежала Внешэкономбанку СССР (ВЭБ), который длительное время выступал фактически единственным агентом Правительства РФ по вопросам привлечения внешнего долга. Отличительной особенностью этой системы являлось неиспользование современных рыночных механизмов долгового финансирования из-за отсутствия опыта работы с такими механизмами в новых условиях.

При этом в начале данного этапа имела место фактическая децентрализация управления внешними долговыми заимствованиями и распыление сферы ответственности за формирование внешнего долга. Позднее, ближе к середине 1990-х гг., был инициирован процесс формирования новых отношений в области управления совокупным государственным долгом. Прежде всего, это выразилось в создании фондового рынка для привлечения масштабных внутренних заимствований, что позволило несколько снизить зависимость страны от привлечения исключительно внешних долговых заимствований, зачастую проводившихся на невыгодных для России условиях .

Основной предпосылкой формирования этой системы явилось наличие в 1998 г. уже функционирующих, пусть и неустойчиво, но легитимных экономических и правовых механизмов управления государственным долгом. При этом основные функции управления совокупным государственным долгом оказались сконцентрированы уже у Минфина РФ. Также с этого времени все большее внимание стало уделяться координации действий государственных органов и повышению эффективности используемых для управления долгом методов и процедур.

Основной особенностью этого этапа является его переходный характер. Первоочередной целью проводимых на этом этапе мероприятий было устранение последствий кризиса и выработка стратегических ориентиров государственной долговой политики. Больше внимания стало уделяться вопросам контроля и стратегическому целеполаганию в области привлечения Российской Федерацией заемных средств.

1040,5 1127,32 966,45

I ■■ ■ 5348

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рим. в Дшимики нбъемивиивых вненанштаимствований Россииской Федерации в 2001-2007 гг. (млн долл. США).

Боктшитзначених дтиформированиа системы биравлснси инеш-нимдокхсм хмклопринятин в 1РН6 г. Оюнжсинуго кодекса РФ. В нем

Был ЧРТКО ОПрРНвЛеН ря. ПОНЯТОЙ ИСТруки0(ШрОВРНЫ О ШОВНЫ сни-

ститы системы ^равииниясоаусорственным долгом.

Иминнк вэтoаипсммбдaисят муре нaсgвсg[ичрниeпpирлeчeния нивках: хмкшиих эаимнасибини0, чво пртиело иммжению

общего внешнего долгового бремени Российской Федерации (рис. 1).

Общее снижение внешнего долгового бремени происходило на фоне роста доходов бюджета и наращивания золотовалютных резервов страны, что во многом определялось благоприятно складывающейся мировой экономической конъюнктурой.

Проведение активной долговой политики предполагает разнообразие методов не только привлечения, но и погашения государственного долга. Для этого могут использоваться не только традиционные инструменты и подходы, но и нестандартные решения, включающие в себя товарные поставки, принятие на себя определенных экономических, политических, экологических обязательств, достижение договоренностей о реструктуризации или досрочном погашении долга и т.д.

В наибольшей мере этот новый подход нашел свое отражение в расширении использования рыночных долговых инструментов, что повышало значимость развивающихся первичного и вторичного рынков государственных ценных бумаг. Этот новый подход основывается уже на регулировании всего процесса в целом, включая эмиссию долго-

вых инструментов, их размещение и движение на вторичном рынке. Прямым следствием расширения применения современных инструментов государственного долга стал пересмотр используемых подходов к управлению внешним долгом с расширением в нем доли рыночно-ори-ентированных рычагов и методов .

Четвертый этап при периодизации эволюции управления внешним долгом Российской Федерации следует рассматривать как логическое продолжение третьего. От предыдущего этапа его отделяет кризисная ситуация, возникшая в экономике России в связи с мировым финансовым кризисом в 2008 г. Кризис позволяет провести естественный водораздел для уже сложившейся системы управления внешним долгом. Ключевой характеристикой этого этапа является наличие серьезного противоречия в функционировании этой системы: с одной стороны, мы видим поддержание относительной стабильности отношений, определяющих порядок управления внешним долгом, но с другой стороны - налицо также сохранение диспропорций, которые при определенных условиях могут создавать серьезные угрозы для функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

Наблюдавшаяся в этот период стабильность проявлялась в устойчивости сложившихся процедур и процессов управления. Все агенты, задействованные в процессе привлечения и обслуживания государственного долга Российской Федерации, действовали тогда и действуют в настоящее время относительно слаженно и с соблюдением норм действующего законодательства. Стабильность проявляется также в предсказуемости и устойчивости отношений, сложившихся в области внешнего долга. Следует констатировать, что кризис 2008 г. не повлиял на способность России расплачиваться по своим обязательствам и не заставил резко изменить свою политику относительно объемов привлечения финансирования в иностранной валюте.

Таким образом, наличие государственного долга является вполне обычной ситуацией для активно развивающегося государства. Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений государства и не влияет отрицательно на международную репутацию страны.

Реалии последних лет не дают надежды на политическую и экономическую стабильность как внутри государства, так и в соседних странах, с которыми Россия имеет значительные экономические и политические отношения. Ухудшение внешнеэкономических условий,

связанное с введением санкций, на фоне начавшегося в предыдущие годы исчерпания традиционных источников экономического роста стали серьезным вызовом для российской экономической политики.

Государственный долг классифицируется на внутренний и внешний. Внутренний долг подразумевает, что средства, привлекаемые государством для выполнения государственных программ и заказов, заимствованы в национальной валюте. Государственный внешний долг России - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Рассмотрим последний вид долга более подробно (табл. 3).

Общий объем государственного внешнего долга по состоянию на 01.01.2016 равен 50,1 млрд долл., его доля в ВВП страны составляет 4,5%.

Данные табл. 3 свидетельствуют, что наибольший удельный вес в структуре государственного внешнего долга нашей страны занимают еврооблигационные займы, которые составляют около 72% от всей суммы государственного долга. Наименьшую долю занимает долг бывшим странам СЭВ - всего 0,8% от всей структуры долга. Россия полностью рассчиталась по долговым обязательствам со странами Парижского клуба кредиторов и по коммерческой задолженности бывшего СССР. Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что объем задолженности по всем показателям уменьшился.

В 2016 г. государственный долг России вырастет. Это будет происходить за счет заимствований на внутреннем рынке. Согласно материалам Министерства финансов РФ, в 2016 г. на внутреннем рынке планируют привлечь 1,24 трлн руб. Внешние заимствования будут составлять 7 млрд долл. Порядка 20% внешнего долга нашей страны номинировано в национальной валюте, т.е. с ростом курса доллара эта часть долга стала заметно меньше. Центральный банк России пришел на помощь российским структурам в деле выплаты внешних займов и готов помогать дальше.

До конца 2015 г. Россия выплатила :

♦ основной долг в объёме 85,233 млрд долл.;

♦ процент по долгу в объёме 16,3 млрд долл.

На 2016 г. запланированы следующие выплаты:

♦ основной долг в объёме 69,574 млрд долл.;

♦ процент по долгу в объёме 17,55 млрд долл.

Таблица 3. Структура и динамика государственного внешнего долга,

млрд долл.

На На На На На На На

Показатель 01.01. 01.01. 01.01. 01.01. 01.05. 01.01. 01.01.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Всего 37,6 39,95 35,83 50,77 54,9 54,36 50,1

Страны 0,999 0,78 0,55 0,33 0,11 0,046 0,021

Парижского клуба

Страны, не вошед- 1,82 1,72 1,48 1,096 1,026 0,887 0,840

шие в Парижский

Коммерческая 0,83 0,06 0,05 0,02 0,02 - -

задолженность

бывшего СССР

Международные 3,79 3,14 2,55 2,03 1,41 1,172 0,976

финансовые

организации

Еврооблигационные 26,24 30,46 29,18 34,91 40,04 39,275 35,888

Облигации внутрен- 1,78 1,77 0,02 0,01 0,05 0,006 0,005

него государствен-

ного валютного

Гарантии России 0,88 0,91 0,96 11,39 11,32 12,083 11,976

в иностранной

Бывшие страны 1,3 1,11 1,01 1,01 0,95 0,867 0, 422

Объем внешнего государственного долга РФ на 2016 г. составляет 49,363 млрд долл. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 01.01.2017 составляет в сумме 55,1 млрд долл., или 50,1 млрд евро.

Российское руководство на фоне непрекращающейся эскалации напряженности в отношениях с США сделало, казалось бы, весьма странный шаг: проспонсировало американскую экономику. По данным казначейства США, российские вложения в государственные облигации США составили по итогам августа 2016 г. 90,9 млрд долл. Поэтому

вопрос о надежности вложений как никогда актуален на сегодняшний день, потому что существует много мнений о развитии экономики США и влиянии на нее растущего государственного долга. Американское правительство наращивает государственный долг США, но данный факт не несет негативных последствий: долг растет, а экономика США не только не падает, а показывает рост и продолжает привлекать инвесторов со всего мира. Для того чтобы понять, насколько сильно влияет государственный долг на экономику, предлагаем рассмотреть его структуру и источник возникновения. Каждое государство имеет фонд денежных средств, формирующих бюджет, который должен быть сбалансирован. Однако может происходить дисбаланс в виде дефицита - ситуации, при которой расходы превышают доходы.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрен ряд источников покрытия дефицита, к которым относятся:

♦ увеличение доходов;

♦ снижение расходов;

♦ эмиссия денег;

♦ заимствования.

Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. И, в зависимости от экономической ситуации, применяется наилучший. Так, увеличение налогов означает, что государство забирает у частного сектора больше денег, лишая предпринимателей дополнительной прибыли, вследствие чего частный сектор создает меньше рабочих мест и медленнее наращивает производство, но если налоги расходуются на жизненно важные сферы, такие как образование, наука, медицина, развитие инфраструктуры, то большие налоги могут быть оправданы. Снижение расходов означает сокращение реализации различных программ и проектов, но такое сокращение имеет предел, ниже которого сокращать расходы нельзя. Эмиссия денег является шагом рискованным, к которому прибегают в исключительных случаях, т.к. рост денежной массы ослабляет экономику, увеличивая инфляцию. И, наконец, заемные средства. Государство может выпустить долговые ценные бумаги, а может взять кредит. Такая система, когда часть государственных расходов оплачивается за счет кредита, появилась еще в XIV в. Кредиторами могут выступать не только внутренние, но и иностранные инвесторы, банки и компании, а также государства.

Россия, с начала 2014 г. значительно сократившая свою долю в бумагах Казначейства США, весной возобновила инвестиции в гособлигации США. За период с мая по август 2015 г. вложения в американские облигации увеличились сразу на 23,4 млрд долл. и достигли 89,9 млрд

долл. Эксперты отмечают, что столь высокими темпами Россия не скупала казначейские облигации США даже в пред- и посткризисные годы. Так, в 2007 г. на приобретение бумаг США было направлено 24,2 млрд долл., в 2010 г. - 26,8 млрд долл., в 2011 г. - 10,2 млрд долл.

В результате Россия занимает 16-ю позицию в списке крупнейших стран - кредиторов США. Чтобы проанализировать надежность данных инвестиций, рассмотрим важные критерии экономики США, такие как объем ВВП, темп роста ВВП и объем ВВП на душу населения. ВВП - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года. ВВП не доход государства, но он показывает экономическую силу страны, при одинаковом ВВП доход стран может быть разный, в зависимости от величины налогов. Темп роста ВВП отображает ситуацию в экономике. ВВП в расчёте на душу населения определяет уровень экономического развития государства. На сегодняшний день ВВП США - 17,4 трлн долл. (22,3% мирового ВВП). Экономика США показывает стабильный рост: ВВП на душу населения 55 904 долл. (5-е место в мире). Одна из самых распространенных ошибок - судить о величине государственного долга по его абсолютному значению. Судить о величине долга можно, только сравнив его с доходами государства.

Крупнейшие иностранные кредиторы США - это Китай (1,26 трлн долл.) и Япония (1,22 трлн долл.). Также стоит отметить, что государственный долг США на 70% не является внешним долгом и номинирован в долларах США - первой в мире валюте по объёму валютных резервов и денежных операций. Благодаря этим и другим факторам вероятность дефолта США практически равна нолю, за исключением чисто технического дефолта. Таким образом, мы убедились, что Россия сделала инвестиции в экономику США - в надежные инструменты. Остается вопрос: а почему не в экономику России?

Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике, поскольку почти все страны в мире, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги . Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непо-

средственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Структура современного внутреннего долга России состоит из:

♦ государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);

♦ облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Рассмотрим данные по объему государственного долга с 2000 по 2016 г. (табл. 4).

Объем внутреннего государственного долга РФ всего составляет 7307,61 млрд руб., в том числе государственные гарантии РФ в валюте РФ - 1734,52 млрд руб. Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 01.01.2017 - 8 817 760 927,5 тыс. руб.

По представленным данным мы видим, что объем внутреннего долга нашей страны увеличился в период с 2000 по 2016 г. с 578,23 до 7307,61 млрд руб. С 2000 по 2007 г. скачки в показателях были сравнительно небольшими, а уже с 2008 г. видна большая разница. Такая ситуация объясняется финансовым кризисом, который начался в этот период. До кризиса 2008 г., т.е. в условиях устойчивого профицита федерального бюджета, внутренние заимствования составляли относительно небольшую величину . В период с 2009 по 2014 г. объем задолженности вырос более чем в 3 раза. Всего же за последние 7 лет внутренний рынок государственных ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, и доля облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом на начало 2014 г. составила порядка 60% от общего объема внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах. Также стоит отметить 2011 г., когда объем заемных средств, привлеченных на рынке ценных бумаг, оказался почти равным совокупному объему привлечения за 2 последующих года, и в последующей среднесрочной перспективе данная тенденция продолжила свой рост. Бурный скачок наблюдался еще в период с 2014 по 2015 г. (с 5722,24 до 7241,17 млрд руб.). Данное явление можно объяснить санкциями, которые были поставлены нашей стране, и после них Россия была обязана заняться процессом импортозамещения. С 2015 по 2016 г. показатели сильно не изменились, ситуация начала стабилизироваться.

Таблица 4. Объем государственного внутреннего долга РФ

(2000-2016 гг.)

По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд руб.

всего в том числе государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

01.01.2000 578,23 0,82

01.01.2001 557,42 1,02

01.01.2002 533,51 0,02

01.01.2003 679,91 8,62

01.01.2004 682,02 5,58

01.01.2005 778,47 12,93

01.01.2006 875,43 18,86

01.01.2007 1064,88 31,23

01.01.2008 1301,15 46,68

01.01.2009 1499,82 72,49

01.01.2010 2094,73 251,36

01.01.2011 2940,39 472,25

01.01.2012 4190,55 637,33

01.01.2013 4977,90 906,6

01.01.2014 5722,24 1289,85

01.01.2015 7241,17 1765,46

01.01.2016 7307,61 1734,52

Структура внутреннего долга России (в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) на 2016 г. по ОФЗ-ПД составила 245,569 млрд руб.; по ОФЗ-АД - 44,820 млрд руб. и по ГСО-ППС - 65 млрд руб.

Несколько лет назад наибольшая задолженность в структуре государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, приходилась на облигации федерального займа ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД. Это представляло собой результат улучшения внешнеэкономичекой конъюктуры и макроэкономических показателей, которые позволили правительству привлекать средства под более низкую доходность. Однако с перехо-

дом в острую фазу кризиса в структуре внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, начинают преобладать ОФЗ-ПД, на долю которых уже на начало 2011 г. приходилось 1338,59 млрд руб. Тенденция роста выпуска ОФЗ-ПД являлась наиболее целесообразной с точки зрения привлечения и размещения ресурсов. Что касается ОФЗ-АД, то с преобладанием ОФЗ-ПД их размещение заметно сократилось, и с 2010 по 2014 г. наблюдался рост на 182,42 млрд руб. В общем, такая структура долга, выраженного в ценных бумагах, дает понять, что объем задолженности по ценным бумагам занимает достаточно большую долю в общем объеме государственного долга. Рынок государственных ценных бумаг находится в кризисном состоянии, т.к. именно они занимают большую долю, и, соответственно, с каждый годом возрастают расходы на обслуживание.

После анализа государственного внутреннего долга можно сделать вывод, что величина внутреннего долга пару лет назад находилась на приемлемом уровне, а сейчас наблюдается устойчивый рост государственных заимствований (как и прогнозировалось), а это негативно сказывается на экономическом росте государства.

♦ основная задолженность приходится на внутренний, а не на внешний долг;

низкая доля внутреннего долга по отношению к ВВП. Данная ситуация требует постоянного контроля. В настоящий момент, за последние несколько лет, мы достигли пика в государственной задолженности и не должны допускать того, чтобы данная тенденция доминировала, иначе в ближайшем будущем это может привести к тяжелым экономическим последствиям.

Литература

1. Хамалинский И.В. Анализ эффективности экономики общественного сектора в современной России // Образование. Наука. Культура. Материалы VII Международной научно-практической конференции: сборник научных статей / Под ред. Б.В.Илькевича. М., 2015. С. 659-662.

2. Федосов В.М., Буряк Л.Д., Бутаков Д.Д. и др. Государственные финансы: Учеб. пособие / Под ред. В.М.Федосова, С.Я.Огородника, В.Н.Суторминой. Киев, 1991.

3. Романцова Т.В. Управление государственным долгом Российской Федерации: проблемы теории и практики. М., 2014.

4. Романцова Т.В. Методологические основы оценки эффективности государственных заимствований при первичном размещении и погашении обязательств на рынках ценных бумаг // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12, Ч. 3. С. 160-165.

5. Хамалинский И.В. Финансы общественного сектора России // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2015. № 18. С. 252-263.

6. Завгородняя В.В. Методологические подходы к определению стабильности финансовой системы // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 2, № 10. С. 115-117.

7. Давлетшин Д.Р. Анализ внутреннего государственного долга Российской Федерации // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 449-453.

Public debt of the Russian Federation: current status

Khamalinskiy Ivan - Candidate of Engeneering Sciences, professor, researcher, International Institute of Economics and Law, Russia

Address for correspondence: [email protected]

Public debt is an integral part of the financial system of the world"s states and its condition has an impact on the Russian economy. The article describes the evolution of the management of the public external debt of the Russian Federation. The analysis of the Russian Federation government debt was done.

Key words: public debt of the Russian Federation, management, structure, dynamics of the public external debt of the Russian Federation

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2017. N 1 (26). P. 32-45.