Валютный рынок в рф регулирует и контролирует. В каких случаях появляются валютные операции

Валютное регулирование в РФ представляет собой огромный комплекс правовых мер, осуществляемых уполномоченными на это гос органами для достижения таких целей, как:

  • регулирование валютного курса рубля и поддержание валютного баланса;
  • защита прав собственности, как резидентов, так и нерезидентов государства на валютные ценности;
  • обеспечение установленного порядка и правил покупки и продажи валютных ценностей на внутреннем ;
  • упорядочивание международных расчётов;
  • установление адекватного режима взаимодействия государства с ;
  • обеспечение стабильной и эффективной работы органов валютного регулирования.

Валютное регулирование в РФ призваны осуществлять и Правительство государства. Данные органы при выполнении своих обязанностей руководствуются нормами закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

Центральный Банк России

Руководствуясь действующим законодательством Центральный Банк осуществляет валютное регулирование в РФ следующим образом:

  • издаёт нормативные акты, которые определяют порядок и правила осуществления любых валютных операций, правила выдачи соответствующих лицензий, формы учёта и отчётности. Данные нормативные акты обязательны для соблюдения на территории государства всеми его резидентами и нерезидентами;
  • осуществляет контроль над всеми субъектами

Несмотря на то, что Центральный Банк обеспечивает валютное регулирование и контроль, он также является активным оператором рынка. Самостоятельно осуществляя ЦБ РФ извлекает прибыль.

Правительство России

Руководствуясь Конституцией, федеральными законами и множественными указами, Президента Правительство страны обеспечивает валютное регулирование в РФ следующим образом:

  • издаёт нормативные акты, которые определяют порядок совершения операций с любыми драгоценными камнями и металлами, правила выдачи соответствующих лицензий и этапы формирования гос. фонда драгоценных металлов и камней. Кроме того, акты Правительства регламентируют порядок траты валютных средств на их финансирование и определяют правила предоставления для резидентов по экспорту либо импорту на срок свыше девяноста дней;
  • обеспечивает функционирование на уровне государства единой политики в сфере обращения драгоценных металлов и камней.

Некоторые оказывают косвенное влияние на область валютных взаимоотношений. Например, в целях защиты внутреннего рынка Правительство вправе вводить временные количественные ограничения при экспорте либо импорте.

Иные органы, обеспечивающие валютное регулирование

ЦБ и Правительство РФ - это основные органы валютного регулирования, но не единственные. Помимо них регуляционные функции в сфере валютных отношений осуществляют:

  • Федеральное Собрание, которое устанавливает порядок формирования гос. валютных резервов и издаёт федеральные законы, освещающие все вопросы сферы валютного регулирования;
  • Президент, который определяет правила экспорта и импорта драгоценных металлов, а также решает вопросы по предоставлению резидентам льгот на обязательную продажу вырученной от экспорта валюты;
  • Министерство финансов, которое обеспечивает единую валютную политику РФ и при участии Центрального Банка осуществляет регулирование рынка драгоценных металлов и камней;
  • Государственный таможенный комитет, который при участии ЦБ РФ устанавливает порядок экспорта, а также импорта любых валютных ценностей резидентами и нерезидентами государства.

Каждый из перечисленных органов обеспечивает валютное регулирование строго в пределах своих полномочий, руководствуясь соответствующими законодательными актами. Все они используют различные методы валютного регулирования - прямые (валютные ограничения) либо косвенные (валютные интервенции, режим валютного курса, девальвация или ревальвация). Их совместная работа призвана решать значимую для государства задачу - создание эффективного механизма обращения валютных ценностей с целью развития российской экономики.

Существует рыночное и государственное регулирование величины денежного курса.

Рыночное регулирование, основанное на конкурентной борьбе и действии законов цены, и еще спроса и предложения, исполняется стихийно.

Государственное регулирование ориентировано на преодоление неблагоприятных результатов рыночного регулирования денежных взаимоотношений и на достижение стабильного финансового подъема, баланса платежного равновесия, понижения подъема отсутствия работы и стагнации экономики в стране. Оно исполняется при помощи денежной политики - комплекса событий в области интернациональных денежных взаимоотношений, реализуемых согласно с текущими и стратегическими целями державы.

Составление денежной политики страны сильно зависит от установленного режима денежных курсов. Исходя из того, установлен в какой-нибудь стране режим зафиксированных либо плавающих курсов, используется всевозможный набор финансовых рычагов регенерации нарушенного баланса.

Юридически денежная политика оформляется денежным законодательством и денежными соглашениями меж странами. К мерам муниципального действия на значение денежного курса относятся:

  • денежные интервенции;
  • протекционистские меры.

Денежные интервенции - операции ЦБ на денежных рынках по купле-продаже государственной валютной единицы.

Задача денежных интервенций содержится в том, дабы удержать курс государственной валюты в конкретных пределах. Для того чтобы увеличить курс государственной валюты, ЦБ обязан сбывать заграничные валюты, скупая национальную. Этим убавляется спрос на зарубежную валюту, значит, возрастает курс государственной валюты. Дабы снизить курс государственной валюты, ЦБ сбывает национальную валюту, скупая заграничную.

Для интервенций, в большинстве случаев, применяются официальные денежные запасы, и перемена их значения сможет работать показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования денежных курсов. Официальные интервенции имеют все шансы проводиться различными способами - на биржах (на публике) либо на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров либо конкретно через операции с банками, на срок или же с немедленным исполнением.

Дисконтная политика - это перемена ЦБ учетной ставки, в т.ч. имея цель регулировки величины денежного курса методом действия на стоимость кредита на отечественном рынке и тем самым на интернациональное перемещение денег. В заключительные десятилетия ее значение для регулировки денежного курса равномерно убавляется.

Протекционистские меры - это меры, нацеленные на охрану своей экономики, при таком варианте государственной валюты. К ним относятся во-первых денежные лимитирования - законодательные или же административные воспрещения или же регламентации операций резидентов и нерезидентов с валютой или же иными денежными ценностями.

Возможно назвать последующие виды денежных ограничений :

  • денежная блокада;
  • запрет на свободную куплю-продажу заграничной валюты;
  • регулировка интернациональных платежей, перемещения капиталов, репатриации выгоды, перемещения золота и значимых бумаг;
  • сосредоточение в руках страны заграничной валюты и прочих денежных ценностей.

Страна довольно нередко манипулирует величиной денежного курса имея цель перемены критерий внешней торговли державы, используя эти способы денежного регулирования, как двойной валют, и .

Доктрина регулируемой валюты

Кейнсианская доктрина регулируемой валюты появилась под воздействием крупного финансового упадка 1929-1933 гг., когда появилась бедность идей неоклассической школы, выступавшей за вольную конкурентную борьбу и невмешательство страны в экономику. В противовес доктрины денежного курса, допускавшей вероятность автоматического его выравнивания, на базе кейнсианства была разработана доктрина регулируемой валюты, которая представлена 2-мя направлениями.

1-ое направление – доктрина подвижных паритетов или же маневрируемого стандарта, - создано И. Фишером и Дж. М. Кейнсом. Фишер предлагал стабилизировать покупательную способность наличных средств методом лавирования золотым паритетом валюты. В отличие от Фишера Кейнс оберегал гибкие паритеты применительно к неразменным кредитным и бумажным наличным средствами, потому что считал золотой стереотип пережитком прошедшего. Кейнс советовал снижать курс государственной валюты в целях действия на стоимости, экспорт, создание и занятость в стране, для борьбы за внешние рынки.

2-ое направление – доктрина курсов баланса или же нейтральных курсов – заменяет паритет покупательной возможности понятием «равновесие курса». Учитывая мнение западных экономистов, нейтральным считается денежный курс, подходящий состоянию баланса государственной экономики. 

Доктрина основных валют

Исторической основой зарождения данной доктрины появилось изменение пропорции сил во всем мире в выгоду Соединенных Штатов на базе усиления неравномерности становления государств. Адепты доктрины основных валют – американские экономисты Дж. Вильямс, А. Хансен, английские экономисты Р. Хоутри, Ф. Грэхем и др.

Суть этой доктрины содержится в желании доказать:

Потребность и неизбежность дробления валют на основные (бакс и фунт стерлингов), твердые (валюты других государств «категории 10» – марка ФРГ, французский франк и др.) и мягкие, либо «экзотические», валюты, не играющие интенсивной роли в МЭО;

Лидирующую роль бакса в противовес золоту (по их оценке, бакс «не хуже, а гораздо лучше золота»);

Потребность ориентации денежной политики всех государств на бакс и помощи его как резервной валюты, в том числе и раз это противоречит их государственным интересам.

Упадок Бреттон-Вудской системы обнажил бедность утверждений о преимуществах бакса над иными валютами. Американская оказалась настолько же нестабильной, как и иные национальные неразменные кредитные средства.

Доктрина плавающих денежных курсов

Адепты данной доктрины – предпочтительно экономисты неоклассического (монетаристского) направления. Суть этой доктрины состоит в обосновании последующих положительных сторон режима плавающих денежных курсов в сравнении с зафиксированными:

  • Автоматическое выравнивание платежного баланса;
  • Сдерживание денежной спекуляции, поскольку при плавающих денежных курсах она приобретает характер забавы с никаким эффектом: одни утрачивают то, собственно выигрывают другие;
  • Стимулирование мировой торговли;

Рынок валют лучше, чем правительство описывает курсовое соответствие валют.

Учитывая мнение монетаристов, денежный курс обязан непринужденно колебаться под действием рыночного спроса и предложения, а страна не может его регулировать.

Нормативная доктрина денежного курса

Эта доктрина оценивает денежный курс как вспомогательный инструмент регулировки экономики, предлагая режим гибкого курса, который контролируется государством. Такое название эта доктрина получила, так как ее авторы считают, собственно денежный курс обязан основываться на паритетах и соглашениях, установленных интернациональными органами.

На рынке валют государственная валюта обменивается на заграничные валюты. Стоимость валюты заграничной валюты, воплощенная в конкретном количестве валют государственной валюты, называется денежным курсом.

Как скоро стоимость единицы заграничной валюты из расчета на российскую подрастает, - заявляют о обесценивании (удешевлении) отечественной валюты. И напротив, в случае если стоимость единицы заграничной валюты, воплощенная в отечественной валюте, падает, заявляют о удорожании отечественной валюты.

Доктрины денежного курса ставят собственной целью проверить приспособление определения настоящего денежного курса и то, какие моменты отклоняют его от равновесного значения. На данном основании имеют все шансы строиться мониторинги денежных курсов как при решении незамедлительных денежных сделок, но и в отношении заслуги разных макроэкономических целей.

Наиболее безграничней доктриной денежного курса считается доктрина совместного макроэкономического баланса. Согласно с ней курс, характеризуемый балансом внутреннего и внешнего балансов, считается настоящим денежным курсом, подходящим фундаментальным финансовым закономерностям. Данная доктрина абстрагируется от кратковременных спекулятивных потрясений и устремляется принять к сведению все вполне вероятные направленности, характеризующие как внутренний, но и наружный финансовый баланс, что делает ее фактическое внедрение для моделирования денежного курса очень трудным, требует возведения больших эконометрических моделей для расчета любого компонента внутреннего и внешнего балансов. Частным случаем доктрине совместного баланса имеет возможность считаться подход к определению денежного курса исходя из убеждений платежного равновесия.

Согласно с ним денежный курс ориентируется исходя исключительно из баланса наружного равновесия. При всем при этом спрос на валюту считается предположительно одинаковым размеру импорта товаров и услуг, а ее предложение - размеру их экспорта. В долгосрочной возможности государств, имеющих долгий дефицит платежного равновесия, обязан падать, а государств, многократно имеющих положительное , - вырастать.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Теоретические основы. Сам термин "валютное регулирование" стал актуален для РФ в 1998 году, когда была отменена государственная валютная монополия. В этой связи все больше лиц, физических и юридических, начали сталкиваться в своей повседневной жизни с различными сторонами валютного законодательства. Согласно ему, а точнее ФЗ №173 от 10.12.2003г., под валютным регулированием понимается совокупность мероприятий, главной целью которых является установление норм

проведения валютных операций. К числу таких операций относят внешнеторговые, международное движение капитала и долговые отношения, операции с золотом и остальными валютными ценностями и другие. Необходимость законодательной основы этой категории объясняется тем, что валютное регулирование - это один из рычагов воздействия со стороны государства для достижения принципиально важных задач, а именно: поддержание сбалансированных денежных потоков внутри стран и за ее пределами, возможность эффективной работы банковской системы, защита отечественного рубля.

Органы валютного регулирования

В России есть два органа, осуществляющих валютное регулирование: Центральный Банк и Правительство РФ. Каждый из них действует в рамках исключительно своей юрисдикции. Однако меры, прописанные в законодательных актах для каждого органа, применимы и распространяются как на резидентов, так и на нерезидентов. Валютное регулирование ЦБ осуществляется посредством воздействия на валютный рынок и курс, этот процесс называется валютной интервенцией. Банк России, покупая или продавая иностранную валюту на главных валютных биржах, контролирует ее количество в обращении внутри страны, тем самым проводя валютную политику государства, направленную на укрепление отечественной валюты, либо, если это нужно, на ослабление позиций рубля относительно мировых валют. Непосредственно исполнителями выступают коммерческие банки. С помощью обменных пунктов осуществляются операции с иностранной валютой по купле-продаже банкнот. Надо сказать, что выдача лицензий КБ на осуществление операций, связанных с иностранной валютой, а также ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте - это исключительное право Центрального Банка.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Валютное регулирование - это нетарифный способ государственного воздействия на участников ВЭД. Главная цель всех форм регулирования - это поддержание положительного сальдо торгового баланса. Протекционистская политика ставит следующие задачи:

  • либерализация деятельности частных фирм и предприятий в условиях мирового рынка;
  • создание условий для превращения рубля в конвертируемую валюту;
  • реализация единой валютной политики ;
  • поддержание отечественного рубля и внутреннего рынка и др.

Операции, которые регламентируются валютным регулированием в сфере ВЭД - это прежде всего текущие операции, как, например, перевод в РФ и из РФ иностранной вылюты для оплаты работ, товаров и услуг. К ним также относят предоставление или получение финансовых кредитов в иностранной валюте и т.д.

Поиск

Валютное регулирование

Современные методы и элементы воздействия на внешнюю торговлю, используемые всеми государствами, представлены взаимодополняющими и взаимосвязанными рычагами, в том числе нетарифными ограничениями, таможенно-тарифным регулированием, валютно-кредитными средствами, стимулированием экспорта и т.д.

Самой несовершенной составной в механизме до настоящего времени остаются средства валютного воздействия и регулирования внешней торговли. Законодательные акты и организационные меры, принятые в последние годы, в значительной мере улучшили основы валютного регулирования государством внешнеторговых операций. В числе важнейших законодательных актов следует отметить:

  • Указ Президента РФ «О либерализации ВЭД» от 15.11.1991;
  • Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9.10.1992; «Новая редакция 2004 г.»;
  • Инструкция ЦБ РФ «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров»;
  • Письма ЦБ, Приказ ГТК «Об осуществлении валютного контроля при ввозе товаров на таможенную территорию РФ» от 14.11.1995;
  • Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 7.07.1995; ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Совокупность государственных мероприятий в сфере валютных, расчетных и кредитных отношений является валютной политикой. Валютная политика – составная часть (относительно самостоятельная) общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики России. Она направлена на решение главных задач страны:

  • поддержание равновесия платежного баланса;
  • сдерживание инфляции и безработицы;
  • обеспечение экономического роста страны.

В мировой практике сложились традиционные формы валютной политики. В России применяются следующие:

  • валютные ограничения;
  • регулирование режима валютного курса;
  • девизная политика в форме валютных интервенций;
  • управление золотовалютными резервами;
  • регулирование степени конвертируемости рубля.

Валютная политика оформляется валютным законодательством. Стратегическая валютная политика – совокупность мероприятий, направленных на:

  • укрепление валютно-финансового положения страны;
  • повышение ее платежеспособности и кредитоспособности;
  • приостановление бегства капитала за границу;
  • привлечение иностранного капитала;
  • противодействие «долларизации» экономики;
  • укрепление позиций российского рубля и переход к его конвертируемости.

Законодательством РФ оговорены:

  • принципы осуществления валютных операций;
  • полномочия и функции органов валютного регулирования;
  • права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • ответственность за нарушение валютного законодательства.

Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» определены понятия: валюта РФ и иностранная валюта; валютные ценности и т.д.

Важны понятия: мировая и национальная валютная система.

Мировая валютная система является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной международными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и международных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Национальная валютная система – это форма организации денежных отношений, которая охватывает не только внутреннее денежное обращение, но и сферу международных расчетов страны.

МВС включает в себя ряд элементов:

  • мировой денежный товар и международную ликвидность;
  • валютный курс;
  • валютные рынки;
  • международные валютно-финансовые организации;
  • международные договоренности.

Особое место в системе МВС и национальных системах занимает валютный курс. Курс рубля к иностранным валютам складывается на основе спроса и предложения на межбанковском рынке, при купле валюты коммерческими банками, на аукционах.

ЦБ РФ устанавливает предельную разницу курсов покупки и продажи валюты в коммерческих пунктах, а также пределы вывоза валюты за границу гражданами.

Одним из направлений по реализации валютной политики государства является создание Республиканского валютного фонда. В соответствии с Указом Президента РФ 1991 г. «О либерализации ВЭД» предприятия обязаны продавать государству 40% валютной выручки для формирования валютного резерва. Республиканский валютный фонд используется для:

  • погашения внешнего долга государства;
  • стабилизации курса рубля;
  • приобретения импорта первой необходимости.

После обязательной продажи 40%-й валютной выручки предприятия перечисляют средства в валютный фонд предприятия. Рублевый эквивалент инвалюты зачисляется на расчетный счет предприятия.

С июля 1992 г. норматив обязательной продажи валютной выручки составил 50% и обязательную продажу осуществляет не ЦБ России, а уполномоченные коммерческие банки. В последующие годы норматив изменялся, а в настоящее время отменена обязательная продажа части валютной выручки.

В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» российские коммерческие банки приобретают право совершать операции в инвалюте только после получения лицензии ЦБ РФ, отсюда их название «уполномоченные банки». Существует три вида таких лицензий на ведение валютных операций:

  • внутренняя;
  • внутренняя расширенная;
  • генеральная.

Внутренняя лицензия предусматривает самый ограниченный набор операций.

Расширенная лицензия (внутренняя с правом установления корреспондентских отношений с зарубежными банками) предусматривает право банка совершать все те же операции, что и внутренняя, и кроме того, устанавливать корреспондентские отношения с шестью иностранными банками с открытием счетов Ностро и Лоро.

Генеральная лицензия представляет наиболее широкий набор операций как в рублях, так и в инвалюте. Фактически это все банковские операции, разрешенные законодательством.

Расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ. Порядок приобретения и использования в РФ валюты России нерезидентами устанавливается ЦБ в соответствии с законодательством. Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и на цели, определяемые ЦБ. Сделки купли-продажи инвалюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи. ЦБ может устанавливать предел отклонений курса покупки инвалюты от курса ее продажи и проводить операции по покупке и продаже валюты.

Валютные операции:

  • операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности;
  • ввоз и вывоз из РФ валютных ценностей.

Курсы валют. Важным элементом валютной системы является валютный курс. Он необходим для:

  • взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов;
  • сравнения цен мировых и национальных рынков;
  • периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Валютный курс – «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ, Евро). Внешне валютный курс представляется как коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Как любая цена, валютный курс отклоняется от стоимостной основы под влиянием ряда факторов:

  • темпов инфляции;
  • состояния платежного баланса, разницы процентных ставок в разных странах;
  • деятельности валютных рынков и спекулятивных валютных операций;
  • степени использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах;
  • степени доверия к валюте и др.

С 1990 г. в России установлен дифференцированный курс рубля: официальный, коммерческий, специальный, биржевой. Коммерческий курс использовался во внешней торговле при обязательной продаже государству экспортной выручки предприятия. Его уровень был в 3 раза ниже официального курса.

Биржевой курс рубля появился в апреле 1991 г., когда начала функционировать валютная биржа Госбанка СССР. В тот период биржевой курс превышал коммерческий в 16 – 20 раз.

В период либерализации ВЭД осуществлен переход к единому рыночному курсу рубля, и с июля 1992 г. вместо множе- ства курсов введен единый официальный курс рубля к доллару. Курс рубля к другим конвертируемым валютам устанавливается через кросс-курсы этих валют к доллару.

В мировой практике сложились два метода котировки иностранной валюты к национальной: прямая и косвенная. Наиболее распространена прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте. По отношению к некоторым иностранным валютам, в связи с их малым масштабом, за единицу принимаются 100 единиц или 1000 единиц.

При косвенной котировке за единицу принята национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц. Косвенная котировка применяется в Великобритании, где эта традиция сложилась с тех пор, когда все валюты приравнивались к фунту стерлингов, на долю которого приходилось 80 % международных расчетов (1913 г.). С 1978 г. в США частично введена косвенная котировка относительно марки ФРГ, французского, швейцарского и бельгийского франков, итальянской лиры, японской иены, голландского гульдена. Для других валют в США сохранена прямая котировка.

В России принята прямая котировка. Различают курсы продавца и покупателя. Банки продают иностранную валюту дороже (курс продавца или курс продажи), чем покупают ее (курс покупателя или курс покупки). Разница между курсами продавца и покупателя – маржа – служит для покрытия расходов банка и страхования валютного риска.

Валютное регулирование и валютный контроль внешнеторговых операций

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование – регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Валютное регулирование осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительных органов, косвенное – с использованием экономических, в частности валютно-кредитных методов воздействия на поведение агентов рынка.

В России сформирован институциональный аспект валютной системы и национальные органы управления и регулирования. Руководство валютной политикой осуществляет президент, правительство, Государственная Дума. Они принимают законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию. Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, который выдает валютные лицензии, осуществляет контроль за валютными операциями.

Банк России осуществляет валютное регулирование путем валютных интервенций на главных валютных биржах и с помощью различных нормативных документов. Валютное регулирование осуществляют также Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю и другие учреждения. Конкретные исполнители валютного регулирования – уполномоченные коммерческие банки, имеющие сеть обменных пунктов для осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты на рубли с гражданами.

Валютное законодательство России регулирует операции в национальной и иностранной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т.д.). Валютное регулирование включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Валютная система незавершенная, но она продвигается по пути вхождения в мировое сообщество. Валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при выполнении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие лицензий, разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств перед государством и продажи инвалюты на внутреннем валютном рынке;
  • проверка полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органы валютного контроля – ЦБ, Правительство, ФТС. Агенты валютного контроля – уполномоченные банки, таможенные органы. Резиденты и нерезиденты обязаны:

1) вести учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям;

2) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию по валютным операциям.

Функции и полномочия таможенных органов РФ при осуществлении валютного контроля определяются ФТС в пределах компетенции таможенных органов и оговорены в ТК.

Валютный контроль за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров

Либерализация внешнеторгового режима предусматривает самостоятельность действий субъектов рыночных отношений при государственном контроле за их поведением при осуществлении поставок на внешний рынок. Основной задачей контроля государства является прежде всего своевременный возврат валютной выручки в Россию. Законодательные и нормативные акты, положенные в основу действий Центрального банка и ГТК, приняты в основном в период 1991 – 1995 гг. Основными из них являются:

1. Закон РФ от 9.10.1992 «О валютном регулировании и валютном контроле»; в настоящее время ФЗ 2004 г.

2. Указ Президента от 15.11.1991 «О либерализации ВЭД».

3. Закон РФ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

4. Инструкция ЦБ РФ от 12.10.1993 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» и др.

Законами определены принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, использования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Законами регламентированы общие понятия и правила: валютные ценности, валюта РФ и иностранная валюта, валютные операции, резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки и т.д. В законодательных актах и инструкциях отражен порядок обязательной продажи предприятиями части валютной выручки и формирования валютного фонда РФ.

Принятие указанных документов явилось первым реальным шагом по пути создания механизма контроля за репатриацией (возврат на родину) валютной выручки предприятиями-экспортерами. Схема контроля сложна, так как должна связать в единую цепочку всех субъектов сделки: «экспортер – таможня – банк». Введена контрольная документация, которая дает возможность проследить прохождение товаров через границу, а затем поступление валютной выручки в Россию. Банки при этом выполняют роль агентов валютного контроля.

Экспортный контроль государства, кроме того, обеспечивает пресечение деятельности недобросовестных предприятий- экспортеров, торговая практика которых приводит к введению в странах-импортерах антидемпинговых или иных ограничительных мер в отношении российских товаров.

Порядок осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров оговорен Инструкцией ЦБ РФ от 12.10.1993 и ГТК РФ от 12.10.1993.

В соответствии с «Инструкцией …» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Выполнение указанного положения осуществляется системой мер, регламентирующих действия экспортеров, органов и агентов валютного контроля, а именно:

1. По каждому заключенному экспортером контракту оформляется паспорт сделки (ПС), подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный счет в который должна поступать вся валютная выручка от импортера-нерезидента от экспорта товара по контракту.

2. С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за:

а) соответствие сведений условиям контракта;

б) зачисление выручки от экспорта на транзитный счет в Банк, куда представлен ПС.

3. С подписанием ПС Банк принимает данный контракт на обслуживание (контроль за поступлением валютной выручки). Основанием для отказа в подписании ПС для Банка являются условия:

  • несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;
  • несоответствие валютных операций контракта требованиям действующего законодательства РФ;
  • оформление ПС с нарушением требований;
  • наличие в контракте условий, являющихся основанием для зачисления валютной выручки на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту;
  • отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке РФ.

Таможенное оформление экспортных товаров производится в следующем порядке:

1) до предоставления товаров таможенным органам экспортер получает ксерокопию ПС (оригинал хранится в Банке);

2) таможенные органы принимают товары к таможенному оформлению только при предъявлении, наряду с обязательными документами, ксерокопий ПС и ГТД;

3) таможенные органы сверяют соответствие всех данных в документах: ПС, ГТД и др., всех подписей, печатей;

4) при соответствии всех документов, лицо таможенного органа подписывает копию ПС, ГТД и ставит личную номерную печать;

5) копия ГТД с подписью и личной печатью должностного лица передается экспортеру; 6) экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров представляет в Банк копию ГТД;

7) ФТС на основании ГТД составляет учетную карточку (УК), которая является основанием для ожидаемого поступления валютной выручки;

8) банк в соответствии с разработанной системой прохождения документов осуществляет контроль за поступлением валютной выручки.

ФТС РФ как орган валютного контроля, а также иные таможенные органы при осуществлении им функций агентов валютного контроля имеют право:

  • не производить выпуск товаров в случаях предоставления ПС, оформленного с нарушением требований инструкции;
  • запрашивать у экспортеров и Банков документы и информацию об осуществлении ими валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу товаров;
  • выполнять другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с законодательством.

Соответствующие разделы инструкции предусматривают ответственность Банков, экспортеров за нарушение указанных в документе требований.

Валютный контроль при импорте товаров

Банком России и ГТК от 26.07.1995 утверждена Инструкция «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары». Выход Инструкции является логическим продолжением проводимой работы по созданию в стране комплексной системы валютного контроля.

Действие Инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт», по которым:

  • расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта РФ;
  • хотя бы часть платежей будет выполнятся в иностранной валюте;
  • независимо от даты заключения сделки, если таможенное оформление товаров осуществляется после 1 января 1996г.

Действие Инструкции не распространяется на сделки, по которым:

  • расчеты осуществляются в валюте РФ;
  • не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (так называемые «товарообменные», «бартерные» и др.);
  • таможенное оформление товаров на территории РФ по контракту завершено до 1 января 1996 г.;
  • импорт товаров осуществляется в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием РФ;
  • осуществляется ввоз товаров из государств-участников СНГ.

С введением в действие инструкции по валютному контролю при экспорте и импорте расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов (по ввозу и вывозу товаров) осуществляются только через счета резидентов. Расчеты по сделкам, по которым оформлен ПС, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие ПС. Паспорт сделки – базовый документ валютного контроля, оформленный импортером (экспортером) в Банке и содержащий сведения о контракте по установленной форме.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки и выполнившие перевод инвалюты из России за приобретенные товары, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна уплаченной сумме или возвратить средства (в течение 90 дней). При невыполнении указанных требований импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере перечисленной инвалюты. Штраф производится в рублях по курсу к иностранной валюте.

Кроме ПС по каждой импортной сделке оформляется «Досье по импортной сделке» и «Карточка платежа». Досье – это подборка документов по контролю за обоснованностью платежей в инвалюте за импортные товары. Досье формируется Банком. Карточка платежа – документ, фиксирующий движение денежных средств.

Основные положения инструкции, обеспечивающие валютный контроль при импорте товаров:

1) импортер обязан обеспечить ввоз в РФ товаров, эквивалентных по стоимости уплаченным денежным средствам, или возврат средств при непоставке товара. Оплата производится только Банком импортера;

2) по каждому контракту оформляется ПС (только один) и подписывается уполномоченным Банком;

3) при предоставлении в Банк ПС импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за:

а) полное соответствие сведений в ПС и условий контракта;

б) поступление в РФ товаров в полном объеме и сроки, не превышающие 90 дней;

4) банк проверяет документы и подписывает ПС;

5) с подписанием ПС Банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и берет на себя обязательства по валютному контролю.

Большая роль в реализации функций валютного контроля принадлежит таможенным органам.

Таможенное оформление:

2. Банк после проверки всех документов исполняет оплату ввезенной партии товаров.

3. Между банками и ФТС установлена информационная связь.

4. По мере подписания ПС, но не реже одного раза в 10 календарных дней, Банк импортера направляет в ФТС электронные копии подписанных ПС.

Валютный контроль при бартерных сделках

После реализации двух важнейших направлений контроля экспортных и импортных торговых операций до конца 1996 г. оставались вне контроля внешнеторговые бартерные сделки. В период августа – ноября 1996 г. приняты важнейшие нормативные акты, регламентирующие это направление, а именно:

  • Указ Президента РФ от 18.01.1996 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;
  • Приказ ГТК «Об особенностях осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения внешнеторговых бартерных сделок».

Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами. К бартерным не относятся сделки, в которых используются денежные средства. Бартерные сделки совершаются в письменной форме путем заключения двухстороннего договора мены. Договор должен отвечать требованиям:

  • иметь номер и дату заключения;
  • оформлен в виде одного документа;
  • в договоре должны быть определены:

    1) номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара;

    2) перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, услуг;

    3) порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора.

Российские лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные законодательством РФ, обеспечить ввоз на таможенную территорию эквивалентных по стоимости товаров с подтверждением факта ввоза документами. При изменении условий договора применением расчетов в денежных платежах российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и контроля.

Основные процедуры валютного контроля при бартерных сделках в основном соответствуют аналогичным положениям при экспортных и импортных торговых сделках, а именно:

  • бартерные сделки экспорта товаров могут осуществляться только после оформления паспорта бартерной сделки;
  • таможенное оформление товаров осуществляется только при предоставлении паспорта бартерной сделки;
  • контроль за исполнением условий бартерной сделки осуществляют таможенные органы.

Заключение. Таким образом, валютный контроль при экспорте, импорте, бартерных сделках обеспечивает соблюдение как законности, так и целесообразности операций . Валютный контроль является частью, видом финансового контроля.

Источник - Внешнеэкономическая деятельность: курс лекций / В.М. Безуглая. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.- 80с.

Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в открытом обществе, противоречивостью и разноплановостью интересов участников валютного рынка. Рыночное регулирование безопасно лишь в узких пределах соответствия спроса и предложения валюты и его достижение тоже невозможно без государственного регулирования. Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в конечном счете государством в целях обеспечения развития экономики и национальной безопасности.

Посредством государственного регулирования устанавливаются и поддерживаются определенный валютный режим в стране, правила экспорта и импорта, покупки и продажи иностранной валюты, ее вывоза и ввоза из-за рубежа, механизм хождении внутри страны, формируется обменный курс национальной валюты, обеспечивается накопление золотовалютных резервов.

Валютное регулирование и контроль сосредоточиваются на обеспечении гарантий конвертируемости рубля, расширении использования его во внешнеторговом обороте, дедолларизации экономики, пресечении спекуляций на рубле, сглаживают резких краткосрочных колебаний спроса на иностранную валюту. Бизнесу нужны предсказуемая политика валютного режима и обменного курса, конвертируемая устойчивая валюта. Крепкая валюта - благо для всех, кроме спекулянтов, которым выгодна неопределенность, кризисность ситуации, скачки обменного курса, поскольку они не могут зарабатывать при стабильности валютного рынка.

О конвертируемости валюты свидетельствует возможность ее обмена на другие валюты. Режим конвертируемости определяется ст. VIII Учредительного соглашения Устава МВФ, которым на страны - члены МВФ налагаются обязательства. В соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 Россия пришла на себя эти обязательства. Рубль признан МВФ конвертируемым по текущим операциям, которые должны осуществляться без ограничений. Правительство РФ и Банк России реализуют и другие меры, вытекающие из международных обязательств, придерживаются рекомендаций МВФ 1 Согласно формальным требованиям МВФ валюта является конвертируемой, если отсутствуют ограничения на перевод капиталов. С 1 июня 2006 г. ограничения на перевод капитала отменены. Это означает, что: не ограничиваются расчеты с нерезидентами при получении российскими компаниями кредитов, отсрочек платежей за экспорт и импорт, покупку акций за рубежом; не ограничиваются расчеты при кредитовании, переводе средств за границу, продаже нерезидентам ценных бумаг. Выгоду получают прежде всего иностранные инвесторы, поскольку у них сокращаются издержки по инвестированию в России, так как отменены рублевые спецсчета нерезидентов для операций с ценными бумагами в России, резервирование ими средств в ЦБ РФ перед покупкой ценных бумаг. Поток «горячих» денег из-за рубежа расширит фондовый рынок, но такие деньги так же легко и уходят с рынка. .

Валютное регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. Экономические методы (ставки рефинансирования, интервенции на бирже и т.д.) непосредственно не затрагивают интересы конкретных участников рынка и ориентируют на добровольный выбор. Административные методы предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных игроков и включают прямые запреты на проведение тех или иных операций.

Государство осуществляет также валютный контроль, который призван обеспечивать соблюдение законов о валютном регулировании, т.е. определяет соответствие валютных операций нормативным актам, проверяет выполнение обязательств в иностранной валюте перед государством, обоснованность валютных платежей, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям. Объектами контроля служат права собственности на валютные ценности, функционирование валютного рынка, валютные счета и операции юридических и физических лиц.

Для государстве иного регулирования валютные операции подразделяются на текущие и капитальные. Текущие операции составляют внешнеторговые сделки по товарам и услугам, открытие счетов, покупка валюты. Капитальные операции включают долгосрочные инвестиции за рубеж или в Россию, предоставление и получение кредитов, операции с ценными бумагами между резидентами и нерезидентами, списание долгов и т.д.

Получаемая резидентами иностранная валюта зачисляется на их счета в уполномоченных банках, покупка и продажа ее, минуя уполномоченные банки, не допускается.

Экспортная выручка фиксируется уполномоченными банками и поступает на транзитные счета предприятий-экспортеров, которые обязаны в течение трех месяцев возвратить ее в Россию.

Во многих странах установлена обязательная продажа валютной выручки экспортерами как мера административного регулирования. При этом в 30 странах норма обязательной продажи составляет 100%. С ее помощью решаются макроэкономические задачи, предотвращается как отток валюты, так и рост долларизации. Особенно она важна для стран, выплачивающих большие долги. В России обязательная продажа экспортерами иностранной валюты за рубли отменена.

Для целей импорта валюта переводится за рубеж при предоставлении контракта, заключаемого с иностранным партнером.

Документом валютного контроля служит паспорт сделки, который заполняется при экспорте и импорте. Контролируется реальное соответствие внешнеторговых сделок договорным условиям.

Вывоз капитала из страны может быть легальным и нелегальным. Легальный отражается в статьях «Портфельные инвестиции», «Капитальные трансферты эмигрантов» платежного баланса, а нелегальный - в статьях «Непоступление экспортной выручки», «Непоступление товаров в счет погашения импортных авансов», «Чистые пропуски и ошибки».

Допустимым признается вывоз капитана в размере до 10% ВВП. Основные формы вывоза валюты из России - вы плоты по государственному долгу, перевод компаниями для организации бизнеса за рубежом, утечка финансовых средств через офшоры.

Причинами (факторами) вывоза капитала могут являться:

  • избыточные сбережения у предприятий и граждан;
  • неблагоприятные условия для вложения, сохранности капитала, в том числе узкие масштабы потребительского спроса;
  • криминальное происхождение капитала.

Закон о противодействии отмыванию денег, нажитых преступным путем, обязывает Правительство РФ утвердить и опубликовать список офшорных государств. Информация о переводе денег в такие страны должна представляться банками в Федеральную службу по финансовому мониторингу (если сумма сделки превышает 600 тыс. руб.). Опоку противодействуют приток через инвестиции и другие механизмы.

Для каждой страны, особенно с высокой далей внешней торговли в ВВП, важен курс национальной валюты, т.е. цена иностранной валюты, выраженная в национальной валюте. Валютный курс служит барометром состояния экономики, денежной единицы, платежного баланса.

Различают следующие модели курсообразования:

  1. жесткий фиксированный курс;
  2. управляемый курс;
  3. плавающий курс.

Первая модель предусматривает привязку валюты страны к другой твердой валюте. Подобная модель вводится для борьбы с инфляцией, контроля за наличностью; обеспечивает сбалансированность бюджета, устойчивость платежного баланса, наличие валютных резервов.

Третья модель квалифицируется как рыночное курсообразование.

В России валютный рынок пережил режим валютного коридора (вторая модель); с 6 июля 1995 г. введены пределы колебаний обменного курса с возможными отклонениями не более 15%. После 17 августа 1998 г. провозглашен переход к плавающему курсу.

Курс определяется на ММВБ как средневзвешенная величина операций коммерческих банков по покупке и продаже валюты.

Банки продают валюту клиентов и вне биржи, т.е. на межбанковском рынке, доля которого в валютных операциях повышается. Но биржа выполняет функции курсообразования, через нее проходит основная часть экспортно-импортных операций, оборота валютных активов страны.

На платежный баланс и валютный курс помимо спроса и предложения влияют денежная масса, валютные резервы, спекулятивное движение капитала, а также политическая ситуация и другие нерыночные факторы.

Банк России поэтому не отдает курсообразование полностью во власть рыночной стихии. Банк России в условиях функционирующего валютного режима не берет на себя обязательств по уровню курса, но решает задачу создания благоприятных условий для рубля на валютном рынке, обеспечения экономически обоснованной динамики курса, сглаживания ее в ту и другую сторону, пресечения угроз дестабилизации национальной валюты.

Рыночный курс, в том числе и с учетом воздействия на него Центрального банка, является номинальным курсом. Формируется и реальный курс, который отражает покупательную способность национальной денежной единицы в сравнении с валютами стран - торговых партнеров, разницу в производительности экономик и конкурентоспособности товаров на рынке. Ориентир на реальный курс означает приоритетность экономики как базы развития финансовой сферы, условие нормального развития. Инструментами изменения реального курса являются немонетарные меры: управление государственным бюджетом, снятие ограничений в торговле, сокращение внешнего долга и др.

Реальный курс можно определить по паритету покупательной способности (ППС), т.е. по отношению номинального ВВП в рублях к ВВП в долларовой оценке или по соотношению набора одной и той же корзины товаров и услуг в рублях и долларах. Расчет правильно отразит курс при нулевом сальдо торгового баланса и конвертируемости национальной валюты. При расчете по ППС курс рубля в 1999 г. составлял 7,2 руб./долл., в 2001 г. - 15 руб./долл.

Движение спекулятивного капитала при плавающем курсе отклоняет номинальный курс от реального, и интервенции Центрального банка частично компенсируют конъюнктурные колебания.

По ППС курс рубля прогнозируется надежнее, чем по спросу и предложению. Для этого используется динамика цен в России и США (соотношение цен свидетельствует о курсе). Используется и обратная зависимость: с повышением курса растут и цены, что обусловлено влиянием иных факторов (импорт и т.д.).

В последние годы курс рубля к доллару (девальвация) снижается медленнее, чем растет инфляция (рубли к товарной массе), следовательно, в реальном выражении рубль дорожает.

С рыночных позиций слабый рубль выгоден для экономики, для сбережений. Усиливается приток валюты; укрепляется экономика экспортно ориентированных предприятий, повышается конкурентоспособность обрабатывающей промышленности, инвестиционная активность. Экспортерам и производителям, у которых мала доля импортного сырья и комплектующих, выгоден низкий курс рубля, так как повышается конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке и падает конкурентоспособность иностранных фирм на внутреннем рынке России.

Удешевление рубля можно обеспечить следующими мерами:

1) уменьшением притока валюты в страну путем снижения или отмены нормы обязательной продажи валютной выручки экспортерами; одновременно это способствует снижению инфляции, так как Центральный банк сократит выброс денежной массы в обмен на доллары.

Эмиссия осуществляется при активном торговом сальдо, т.е. под реальную выручку за уже произведенную и поставленную продукцию, деньги экспортеров повышают инвестиционный и потребительский (через заработную плату) спрос. В результате рост М2 отстает от индекса потребительских цен, что и определяет резерв для замедления темпов роста инфляции, сочетание девальвации со снижением темпа инфляции.

2) выталкиванием валюты за рубеж (бегство от доллара) через инвестиции, погашение внешнего долга, инициирование спроса на валюту для наращивания импорта.

Если Центральный банк поддерживает доллар, а не рубль, то это означает, что он:

Последствиями девальвации становятся: парализация фондового рынка; возрастание угрозы банкротств предприятий и банков; удорожание государственного долга, номинированного в иностранной валюте; снижение уровня жизни населения (сокращение импорта дешевых товаров) и др. Надобность же в дешевом рубле для экспортеров преувеличивается: экспорт зависит больше не от обменного курса, а от мер США в отношении импорта в страну, от борьбы с ОПЕК на нефтяном рынке. Экспортеры - это еще не вся экономика.

Серьезность таких выводов заставляет Центральный банк не позволять рублю опуститься слишком низко.

Центральный банк объективно заинтересован в сильной национальной валюте; он отвечает за денежно-кредитную, а не экономическую политику. Сильный рубль обеспечивает рост валютных резервов. Правительству нужен сильный рубль для выплаты внешнего долга, увеличения инвестиций в экономику страны, стимулирования модернизации технологий.

Сильный рубль выгоден населению, так как сдерживает инфляцию, удешевляет импорт. Кроме того, необходимые отечественные товары не уходят за границу. Сильный рубль стимулирует приток иностранных инвестиций (импорт технологий и оборудования), уменьшает отток капитала. МВФ настаивает на укреплении рубля, чтобы доказать, что Россия не нуждается в кредитах и списании долгов.

В реальной жизни действуют факторы как повышающие, так и понижающие силу рубля.

Рубль укрепляют увеличение притока валюты извне, сброс наличной валюты населением. Спрос на рубли увеличивают и активное торговое сальдо, и приток валюты через инвестиционный капитал. Казалось бы, это весьма действенные факторы. Вместе с тем существуют факторы, противодействующие укреплению рубля.

  1. Правительству больше дивидендов приносит слабый рубль, внешний долг перестал быть политической проблемой, являясь вопросом техническим; поэтому рази уплаты внешнего долга нет необходимости укреплять рубль.
  2. Падает конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем рынке; встает задача защиты рынка таможенными пошлинами (конкретно по каждому товару), что не согласуется с требованиями ВТО.
  3. Расчет на модернизацию за счет импорта оборудования по мере укрепления рубля не оправдался, доля оборудования в импорте не выросла.

Стабильный курс - еще не признак того, что в экономике все нормально, если инфляция продолжает расти. Курс должен обеспечивать эффективность экспорта и не быть запретительным для импорта. Нужен предсказуемый обменный курс, чтобы для субъектов хозяйствования существовали четкие ориентиры при планировании доходов и расходов. Этому способствует политика стабильного курса рубля, т.е. курс не должен ни повышаться, ни понижаться.

Среди инструментов политики Центрального банка в отношении обменного курса первостепенное значение имеют валютные интервенции и валютные резервы. Валютные интервенции осуществляются при наличии в достаточных размерах валютных резервов.

Валютная интервенция - это продажа пли скупка Центральным банком иностранной валюты в целях понижения, повышения или стабилизации обменного курса. Для повышения курса рубля Центральный банк выбрасывает на рынок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает.

Валютные резервы необходимы для выполнения Банком России конституционных функций. Если валютные резервы тратятся на повышение курса рубля, то население, покупатели долларов выигрывают, так как можно закупить больше импортных товаров и дешевле их продать, т.е. возможно снижение цен. Сокращение валютных резервов в результате поддержания курса рубля или погашения внешнего государственного долга вызывает необходимость их пополнения. Центральный банк выбрасывает на рынок рубли для покупки валюты, в результате чего рубль дешевеет. В этом случае цены на импортные товары повышаются.

Если сальдо валютных операций на ММВБ равно нулю, то это означает, что резервы на поддержание рубля не используются и курс удерживается другими способами.

Валютные резервы нужны также для ослабления давления на валютный рынок, выплаты государственного долга, на случай падения цен на экспортные товары и снижения темпов экономического роста.

Валютные резервы растут в результате покупки валютной выручки у экспортеров, роста иностранных инвестиций, займов российских компаний за рубежом.

В настоящее время в России валютные резервы превышают 270 млрд. долл.

Валютные резервы Центрального банка в основном представлены в долларах и вложены в государственные ценные бумаги США под 3-4% годовых.

В совокупных валютных резервах мира доллар занимает 68%, евро - 12, иена - 15%. В мировой финансовой системе обращается 450 трлн. долл., а мировой ВВП составляет лишь 30 трлн. долл. По данным ФРС, выпущено 560 млрд. наличных долларов, из них 70% обращается за пределами США. Масса долларов всего мира образует гигантскую пирамиду ничем не обеспеченных денег (спекулятивный оборот фондового рынка служит, пожалуй, единственным реальным обеспечением доллара).

Россия входит в число стран с наиболее крупными валютными резервами.

Мощь доллара базируется на доверии инвесторов разных стран к экономике США; курс удерживается также эскалацией военно-политической напряженности в мире. Однако оснований для доверия становится все меньше.

Резервов должно быть достаточно на случай обмена на доллары максимально возможной суммы рублей, т.е. сумма резервов должна быть равноценна сумме предъявленных к обмену рублей. Критической массой резервов считается сумма, достаточная для нейтрализации спекулятивных атак на рубль. Другую их часть можно использовать с большей пользой в реальном секторе 2 Рост золотовалютных резервов (ЗВР) отражает усилия Банка России по сдерживанию падения доллара в условиях отсутствия нормальной стерилизации М2. По регламенту ЗВР инвестируются в государственные ценные бумаги с инвестиционным рейтингом не ниже А по шкале мировых агентств Fitch и Standard & Poor"s, а также хранятся на депозитах первоклассных зарубежных банков (в Германии размещены 25% ЗВР, номинированных в евро). Однако рейтинги понижаются, в связи с чем проблемы размещения ЗВР нарастают. .

Долларизация характерна не только для валютных резервов Центрального банка, но и для наличного денежного оборота; рубль оттеснен на всем постсоветском пространстве. Россия на втором месте (после США) по обороту наличных долларов. Отношение ввоза наличных долларов к сальдо торгового баланса составляет около 60%. Более 70% их суммы приобретают физические лица - резиденты и нерезиденты, т.е. в реальные инвестиции направляются небольшие суммы. Масштаб замещения рубля долларом настолько велик, что можно говорить о параллельной системе денежного обращения.

Раздробленность рублевого пространства диссонансом выглядит на фоне координации валютной политики развитых стран. Решения по курсу валют принимаются не отдельно взятой страной, а в рамках «большой семерки», международных финансовых организаций. Между США и Японией есть договоренность о курсе валют, и неудивительно: две самые крупные экономики взаимосвязаны, развитие одной невозможно в отрыве от другой.

В отличие от доллара или евро рубль, несмотря на признание конвертируемости, не является денежной единицей международных расчетов. Даже в рамках союзного государства Белоруссия - Россия не удается договориться о единой валюте. Для международного признания необходимо, чтобы:

  • экономика страны влияла на внешнюю торговлю и приток капитала;
  • страна проводила предсказуемую экономическую политику и защищала свою валюту от девальвации и потрясений;
  • валюта стала инструментом финансового рынка, использовалась в портфельных инвестициях.

Основу укрепления рубля составляет развитый внутренний рынок товаров. Главным товаром во внешней торговле России является нефть. Намечаемое открытие в Москве нефтяной биржи с торговлей за рубли должно стать важным шагом на пути при знания рубля в качестве международной денежной единицы.