Кто относится к государственным служащим рф. Законодательная база российской федерации

отменен/утратил силу Редакция от 22.12.1993

УКАЗ Президента РФ от 22.12.93 N 2267 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ"

III. Федеральный государственный служащий

7. Федеральным государственным служащим (далее - государственный служащий) является гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном настоящим Положением, оплачиваемую государственную должность.

Должностное лицо, являющееся представителем государства в отношениях между гражданином и административными нормами, должно иметь объективный подход к проблемам, с которыми ему приходится иметь дело. Но это еще не все. Уровень развития компании, правильная подготовка должностного лица, прямое применение или соблюдение основных прав и свобод очевидны, в первую очередь, в прямой зависимости между должностным лицом и налогоплательщиком.

В цивилизованном государстве клерк знает, потому что он или она настолько образован, или потому, что именно так воспитывает его система, этот человек должен уважаться, и он может помочь тому, кто прикладывает нос к разделительному стеклу между двумя реальностями: административного права и реальности человека, ожидающего решения конкретной административной ситуации. Эта форма уважения к человеку - это выражение человеческого достоинства.

На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, за изъятиями, установленными настоящим Положением.

8. Государственный служащий обязан:

осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями;

исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных;

Основной принцип европейских конституций, особенно германского, уважение человеческого достоинства также является основой всех прав и свобод в верховенстве закона, это линия ссылок, на которую ссылаются другие основополагающие права. Когда человеческое достоинство соблюдается, человек - это человек, а не объект, независимо от расы, происхождения или других точек дискриминации.

Чтобы проиллюстрировать это, немецкий, итальянский, французский чиновник узнает, что его долг перед гражданином - уважать и защищать человеческое достоинство личности. Таким образом, строгий административный акт, который должно освободить должностное лицо гражданина, является центральным пунктом деятельности должностного лица, но его истинная цель - выполнение просьбы гражданина подтвердить административную действительность. Для сравнения, в Румынии государственный служащий работает на службе закона, он должен выполнять только закон, человек вторичен, иногда даже отсутствует.

поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных полномочий;

соблюдать нормы служебной этики и установленный в государственном органе служебный распорядок; не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной власти, а также приводящих к подрыву авторитета государственной службы.

В результате существует трезвый механизм при администрировании чисто административного правила. Итак, у нас есть две ситуации: с одной стороны, чиновник, который центрирует работу человека и по его просьбе, а с другой - чиновник, который стремится к строгому соблюдению закона. В первом случае целью должностного лица является разрешение проблемы гражданина перед ним. Таким образом, этот тип чиновника будет пытаться провести «переговоры» между законом и строгими ситуациями, представленными административной нормой, с одной стороны, и конкретной ситуацией, с которой налогоплательщик представляет ему, с другой.

9. Государственный служащий имеет право:

требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей государственной должности и создания организационно-технических условий для их исполнения;

принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;

Чиновник в так называемом «переговорном процессе» попытается сохранить существенные требования закона. «Переговоры» не подразумевают, что это нарушение закона, но знание его пределов, таким образом, интерпретируя закон. Но для правильного толкования должностное лицо должно быть очень хорошо подготовлено. Например, если закон требует, чтобы удостоверение личности идентифицировало гражданина и его удостоверение личности было украдено, он / она может аутентифицировать себя с его водительскими правами.

В этом случае чиновник делает толкование закона: что означает акт идентификации? Это может быть акт, который имеет идентифицирующие элементы: например, этот акт имеет фотографию владельца и является актом, выпущенным государственным органом. Должностное лицо не должно препятствовать необходимости удостоверения личности как единого и обязательного помещения, потому что не пластика в прямоугольной форме важна, но факт идентификации.

запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;

на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы и уровня квалификации;

В Румынии это не так. В нас акт идентичности является единственным актом идентификации, а суть административного акта, требуемого налогоплательщиком, заикается, а время и нервы всех вовлеченных сторон теряются. С другой стороны, должностное лицо обязано применять закон к конкретной ситуации, когда налогоплательщик не имеет возможности насильственно ввести конкретное положение человека в рамках правовой базы, имеющейся у него в распоряжении чиновника.

Риски в этой системе должны работать с ложными или ложными утверждениями, которые чиновник не может идентифицировать как ложные; также применяются различные законы в аналогичных, но не идентичных случаях. Что касается первого риска, то он может быть удален, если государственный служащий обучен или имеет необходимое оборудование для разграничения между ложным действием и реальным действием. Различное применение закона в аналогичных, но не идентичных случаях является характерным для этой формы введения, но оно не должно быть связано с веществом причины или ситуации, подлежащей разрешению, а только с определенными формами ее формы.

знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также требовать приобщения к личному делу своих объяснений;

требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений;

на выход в отставку.

То есть вы не можете выдать разрешение на строительство для заявителя, если у него нет всех необходимых документов, но вы можете принять файл для выдачи такого акта, если у него нет его удостоверения личности, вместо этого водительское удостоверение. Для того, чтобы новая административная система функционировала, требуется доверие к государственному служащему как в его интеллектуальных, так и в моральных способностях, и клерк может приобрести его, если он обучен. Разумеется, решительное наказание коррупции на этом уровне является принудительным решением, которое может наделить этим представителем государства.

10. Государственный служащий не вправе:

занимать другую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 31 настоящего Положения;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении хозяйствующим субъектом входит в его должностные обязанности в соответствии с актами законодательства Российской Федерации;

Победа такой модели заключается в том, что коррупция уменьшается, и интерес граждан эффективно выполняется, а именно за относительно короткое время, с максимальной уверенностью в решении проблемы, с которой она представлена. В таких системах сама административная организация хорошо структурирована, законы разрешительны, а подотчетность государственного служащего особенно важна для серьезной халатности и лишь вторична для коррупции.

С другой стороны, теперь у нас есть жесткий клерк, закрепленный в законе, который разрушает нервную систему и крадет время налогоплательщика. Часто в таких системах существует прецедент, ранее хорошо контролируемая централизованная система, которую мы должны разгадать. Административный закон по-прежнему является жестким, существует только случайное образование государственного служащего, он перехвачен системой. Каковы преимущества и риски такой строгой системы? Эта система обеспечивает большую объективность административного акта, а административная процедура имеет гораздо более точные средства идентификации, теоретически гарантирующие унитарное применение закона.

быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо ему непосредственно подчиненном, либо непосредственно подконтрольном;

использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;

На самом деле процедура обратная: конкретная ситуация, которая должна быть решена, представляется принудительно введенной в применяемое к ней правило. Вместо этого из-за плохой законности, слабого толкования и, следовательно, невозможности приспособить ее к конкретной ситуации из-за очевидной строгости закона коррупция увеличивается, увеличивается время, выделяемое на освобождение этих актов, которое, чтобы быть сокращенным, должно быть дополнительно оплачено, обманным путем, стресс гражданина и государственного должностного лица часто теряется на дороге между подачей заявления и освобождением акта, соблюдением основных прав и свобод, совершаются серьезные преступления, поэтому путь к достижению цели административного процесса является, следовательно, громоздким и трудным.

получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности в качестве государственного служащего;

получать в связи с исполнением должностных полномочий подарки, денежное и иное вознаграждение от юридических лиц и граждан;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации звания, ордена или другие знаки отличия иностранного государства;

В этих системах граждане чувствуют, что им манипулируют, и они быстро теряют терпение, призывая к «вниманию» к государственному служащему. Они обучаются в старой системе, даже если они больше не могут принадлежать этой системе. Эти боссы уничтожают не только административную организацию, но и подчиненных чиновников из-за отсутствия конкретных управленческих навыков, что также связано с отсутствием нормального общения с людьми. Эти недостатки могут быть решены путем запроса настоящих анонимных оценок начальства должностными лицами, с которыми они работают напрямую и учитываются при окончательной оценке, которая включает их профессиональную оценку даже на уровне 50%.

выезжать в командировку за границу за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Российской Федерации и иностранных государств;

принимать участие в забастовках, а также в иных действиях, нарушающих функционирование государственных органов;

Эти работы должны приниматься всерьез, поскольку качество административного акта также зависит от условий труда человека государственного служащего. Учитывая сравнительное исследование, должно быть ясно, что даже в западных странах это не все идеально, есть дискриминация, отчаяние, злоупотребления, но нет отталкивания, страха, который у вас есть в Румынии, когда вам нужно изменить тривиальный акт идентичности, когда вы начинаете паническую атаку только тогда, когда думаете, что наступает день, когда вам нужно подать заявку на приложение и все смежные действия, которые в большинстве случаев в соответствии с некоторыми правилами административной логики действительно бесполезны.

использовать должностные полномочия государственного служащего для пропаганды отношения к религии и выступать в качестве государственного служащего участником религиозных церемоний.

11. Государственный служащий обязан сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом Российской Федерации тайну, в том числе и после прекращения государственной службы.

С другой стороны, в Румынии, будучи государственным служащим, означает, что вы бог, перед которым все должны поклониться. Чиновник считает, что он оплачивается государством, на самом деле он слишком часто забывает тот факт, что без вклада государства, формирующего государство, ничего не будет. Только когда между гражданином и государственным служащим установлены правильные отношения, правильное административное право в Румынии будет работать, а коррупция больше не будет иметь того, что она кормит.

У вас есть информация о вышеупомянутой теме? Можете ли вы внести свой вклад в лучшее понимание предмета? Или «что, вы не знаете, есть ли у вас человек дома или нет?», «Или ваш человек убежал с другим?» Вы не знаете, как реагировать на такое отношение, и что в официальном учреждении румынского государства, правильно? Это тоже позор, люди вроде этого бреют тень на всех. Кей, извините, что случилось. А именно, их клиенты, население, в основном примитивны, не могут читать правила, соблюдать списки и требования. Но, к сожалению, большинству. Каждое учреждение имеет свой собственный формат или ни один, поиск и извлечение информации нестандартизированы, а предоставленная информация часто устарела и устарела. Очевидно, это не оправдывает их за их поведение. Вы должны были взять свое имя и подать жалобу внутренне как в учреждении, так и в прессе - они очень заинтересованы в таких «предметах». И да, с этим клерком, вероятно, ничего не случится, но будьте уверены, что каждый в этом офисе подумал бы дважды, прежде чем делать «шутки автобазы» в будущем. Но так, жизнь идет вперед, как в Румынии. На самом деле вам не нужно писать в вашем удостоверении личности «замуж» или «разведен» или что-то еще об этом. Именно такая бюрократическая мера специально предназначена для контроля над населением, поэтому государство может продемонстрировать «кто босс», а не решать какие-либо реальные проблемы. То, что нужно изменить в Румынии, - это те, которые ни Йоханнис, ни Понта не видят причин для изменения. Что касается румынских чиновников, проблема, к сожалению, не является редкостью для общественности. По крайней мере, их строгая проблема была у них. . Задача, которую вы поднимаете, настолько реальна, насколько это возможно.

Государственный служащий обязан сохранять в тайне ставшие ему известными в связи с исполнением должностных полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Государственный служащий имеет право давать показания или делать заявления в отношении информации, содержащей государственную, служебную или иную охраняемую законом Российской Федерации тайну, только в связи с возбужденным уголовным делом и в иных прямо предусмотренных законом случаях, письменно предупредив об этом руководителя государственного органа. При этом лица, получившие в указанном порядке информацию, содержащую государственную, служебную или иную охраняемую законом Российской Федерации тайну, несут ответственность за ее сохранность.

Государственный служащий не может использовать после прекращения государственной службы информацию, которая стала ему известна в связи с исполнением должностных полномочий и составляет государственную, служебную или иную охраняемую законом Российской Федерации тайну.

Государственный служащий при прекращении государственной службы обязан возвратить все документы, содержащие служебную информацию.

12. За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных настоящим Положением ограничений, связанных с государственной службой, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность.

Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим государственного служащего на должность, и предусматривает следующие виды взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, увольнение с государственной службы.

13. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, до решения в установленном порядке вопроса об ответственности, отстранен назначившим его руководителем от исполнения должностных обязанностей.

Порядок проведения при этом служебного расследования, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется актами законодательства Российской Федерации.

14. Государственный служащий несет ответственность за правомерность своих действий. При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

15. Государственному служащему гарантируются:

в период исполнения должности - денежное содержание и другие выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а в случаях оставления должности - сохранение денежного содержания и других выплат в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и настоящим Положением;

условия службы, обеспечивающие выполнение должностных полномочий;

ежегодный оплачиваемый отпуск с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно;

медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию, за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации;

переподготовка и повышение квалификации с сохранением на весь период обучения денежного содержания по занимаемой должности;

при увольнении в связи с сокращением штатов, ликвидацией или реорганизацией федерального государственного органа и другими не зависящими от государственного служащего причинами - переобучение (переквалификация) сроком от трех до шести месяцев с сохранением на этот период среднего заработка по ранее занимаемой должности и гарантией трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

пенсионное обеспечение;

государственное страхование на случаи смерти, причинения ущерба здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных полномочий, а также потери трудоспособности в период прохождения государственной службы или после ее прекращения, но наступившей в результате выполнения служебных обязанностей;

в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации;

денежная компенсация транспортных расходов или предоставление с учетом содержания и объема исполняемых должностных обязанностей служебного транспорта;

при направлении в служебную командировку - получение проездного документа, места в гостинице, возможности пользоваться транспортными средствами и средствами связи;

защита государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, оскорблений и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных полномочий.

16. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, классный чин и денежного поощрения по итогам службы за квартал и год. Денежное содержание выплачивается за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

Порядок назначения и размеры должностных окладов государственных служащих, надбавок к должностным окладам за особые условия службы, выслугу лет и классный чин устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению и другие, устанавливаемые в порядке и на условиях, определяемых актами законодательства Российской Федерации.

17. Государственному служащему возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи с приемом на государственную службу, переводом в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, служебными командировками, пользованием транспортом, на оплату жилья, а также другие компенсационные выплаты в соответствии с актами законодательства Российской Федерации.

18. Государственному служащему устанавливается оплачиваемый ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий государственных служащих законодательством Российской Федерации может быть установлен отпуск большей продолжительности.

Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск при стаже государственной службы:

от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;

от 10 до 15 лет - 10 календарных дней;

свыше 15 лет - 15 календарных дней.

Порядок и условия исчисления стажа, дающего право на получение указанного дополнительного отпуска, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Государственному служащему может быть предоставлен длительный отпуск без сохранения денежного содержания на срок не более одного года.

19. Государственные служащие, имеющие выслугу лет на государственной службе, - мужчины не менее 12,5 лет, женщины - 10 лет, имеют право выхода на пенсию досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию по старости.

Государственному служащему устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 80 процентов денежного содержания по должности, занимаемой на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право выхода на пенсию по старости.

Указанная пенсия подлежит периодическому пересмотру, исходя из увеличения денежного содержания государственных служащих по соответствующим должностям или исходя из повышения стоимости жизни в порядке индексации в соответствии с актами законодательства Российской Федерации.

Выплата пенсий за выслугу лет производится в пределах максимального размера пенсии по старости за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а в случае его превышения сумма превышения выплачивается за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

В случае смерти государственного служащего пенсионное обеспечение членов его семьи определяется в соответствии с актами законодательства Российской Федерации.

20. За образцовое выполнение государственным служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности предусматриваются: единовременное денежное поощрение, объявление благодарности с денежным поощрением, награждение ценным подарком, присвоение почетного звания, награждение орденами и медалями.

Единовременное денежное поощрение государственному служащему выплачивается в виде премий за исполнение служебных заданий особой важности или сложности, а также в виде денежного вознаграждения в связи с юбилеями с учетом выслуги лет на государственной службе. Государственному служащему при выходе в отставку по основаниям, указанным в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 33 настоящего Положения, выплачивается вознаграждение в размере 10 должностных окладов.

В юридической литературе неоднократно делались попытки определить понятие «государственный служащий». В результате большинство авторов пришли к выводу, что этот термин следует трактовать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле государственный служащий - это профессиональный работник любой государственной организации: органа, учреждения, предприятия, а в узком - это профессиональный работник органов государственной власти. На законодательном уровне определение понятия «государственный служащий» закреплено в ст. 1 Закона Украины «О государственной службе» через определение самой государственной службы. То есть государственный служащий - это лицо, которое осуществляет профессиональную деятельность, занимая должности в государственных органах и их аппарате, по практическому выполнению задач и функций государства и получает заработную плату за счет государственных средств. Таким образом, законодатель закрепил понятие «государственный служащий» в узком понимании.

Основными признаками государственного служащего являются:

Должность в государственных органах и их аппарате;

Профессиональная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства;

Получение за это заработной платы за счет государственных средств.

К государственным служащим не относятся лица, проходящие стажировку в государственных органах, поскольку они не занимают должностей в этих органах а только претендуют на них.

Важное практическое значение имеет вопрос момента возникновения статуса государственного служащего (с момента зачисления на должность или с момента принятия Присяги). Следует иметь в виду, что в действующем законодательстве о государственной службе он не решен. Пленум Верховного Суда Украины обобщая практику рассмотрения судами дел о коррупции и других действиях, связанных с коррупцией, установил, что статус государственного служащего лицо приобретает с момента зачисления на должность, независимо от того, приняло оно присягу или нет, предупреждено оно об ограничениях, предусмотренных для государственных служащих, или нет, присвоен ему ранг, или нет.

Круг государственных служащих довольно разнообразен и раз-нопланов. Всех государственных служащих можно классифицировать на различные виды в зависимости от:

Распределения государственной власти - государственные служащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

Характера государственной службы - гражданские и специализированные государственные служащие;

Объема должностных обязанностей - должностные лица и

лица, не являющиеся должностными.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль и степень участия государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на руководителей, специалистов и исполнителей. При этом следует отметить, что единого мнения по поводу данной классификации в юридической науке нет. Некоторые ученые, в частности Ю. М. Старилов, считают ее принципиально неверной и предлагают свою: а) публичные государственные служащие; б) служащие и представители технического персонала, находящиеся на государственной службе.

Руководитель - это государственный служащий, который занимает государственную должность, связанную с непосредственным осуществлением задач и функций государственных органов. К этой категории государственных служащих можно отнести: руководителей государственных органов и их заместителей; руководителей структурных подразделений государственных органов и их заместителей; лиц, наделенных полномочиями принимать решения и давать указания подчиненным им служащим.

Следует иметь в виду, что каждый руководитель несет персональную ответственность за:

Выполнение задач и функций государственного органа, подразделения и организацию деятельности подчиненных государственных служащих;

Соблюдение государственной и служебной дисциплины;

Соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности государственного органа;

Качество и эффективность государственной деятельности во вверенной ему сфере.

В юридической литературе выделяют непосредственного руководителя, руководителя высшего уровня и руководителя высшего ранга. Например, в министерстве руководитель отдела является непосредственным руководителем своих подчиненных (специалистов), руководитель департамента - непосредственным руководителем своих подчиненных (руководителей отделов) и руководителем высшего уровня их подчиненных (специалистов), заместитель министра - руководителем высшего ранга.

Непосредственным руководителем является лицо, которое принимает правовые решения относительно личных дел подчиненного ему государственного служащего. К его основным полномочиям и функциям относятся: предоставление очередного и внеочередного отпуска или отказ в предоставлении отпуска, а также разрешение на увольнение со службы; прием заявлений об увольнении, установлении факта несоответствия занимаемой должности; издание официальных документов; принятие решений относительно дисциплинарных дел; контроль за соблюдением ограничений, связанных с государственной службой; аттестация персонала; принятие решений по вопросам работы с персоналом (перевод на другую должность, в том числе в одном и том же государственном органе; перевод в другой государственный орган и др.).

Специалист - это государственный служащий, который имеет необходимое профессиональное образование и оказывает содействие выполнению задач и функций государственного органа в пределах занимаемой государственной должности. К этой категории относятся государственные служащие, наделенные полномочиями осуществлять государственные властные функции, но не имеющие права осуществлять служебные юридически-властные действия как средства управления людьми. Их полномочия связаны с подготовкой проектов решений, юридических актов, обработкой вопросов, требующих специальных знаний. Специалисты, кроме знаний теории государственного управления, владеют знаниями в сферах определенной профессиональной деятельности: экономики, финансов, медицины, торговли, экологии и т. д.

Исполнители - это служащие, служебная деятельность которых не связана с действиями, влекущими юридические последствия или влияющими на содержание решений государственного органа. Их правомочность определяется задачами обеспечения служебной деятельности руководителей и специалистов путем создания материальных, информационных, совещательных и других условий, необходимых для выполнения последними служебных функций. К ним можно отнести: секретаря-референта, инженера, деловода, бухгалтера, экономиста и др.

Чрезвычайно важным и сложным является вопрос разграничения понятий «государственный служащий» и «государственный политический деятель». Определение понятия и сущности государственного служащего приведено выше. Что же касается определения «государственный политический деятель», то действующее законодательство о государственной службе Украины его не предусматривает. В юридической науке по этому поводу высказываются различные мнения. Их обобщение дает возможность утверждать, что к этой категории следует отнести должности Президента Украины, народных депутатов, членов Кабинета Министров Украины, первых заместителей министров. К государственным политическим деятелям не могут быть отнесены депутаты местных советов и местные головы, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В этой связи следует подчеркнуть, что политический характер указанных должностей не сводится к факту обязательной принадлежности вышеупомянутых лиц к определенной политической партии (критерий необязательный, хотя и вполне возможный). Специфика статуса государственных политических деятелей проявляется в следующем:

а) особый порядок назначения (или избрания) на должности государственных политических деятелей, который регламентируется прежде всего Конституцией Украины;

б) специфический порядок увольнения с должностей указанных лиц и прекращения их полномочий;

в) особый вид ответственности - политической, которая носит

открытый публичный характер (отстранение от должности; объявление резолюции недоверия; отставка; неизбрание повторно Президента или народного депутата как опосредованное «привлечение к ответственности», процедура импичмента).

Государственный политический деятель - это лицо, которое приобрело данный статус в результате избрания народом Украины или назначения всенародно избранными носителями власти посредством особых процедур на определенный срок, принимает в пределах своих полномочий нормативные решения, руководствуется собственными политическими приоритетами и несет политическую ответственность за свою деятельность.

В юридической науке особое внимание уделяется выяснению сущности термина «должностное лицо». Определение понятия «должностное лицо» приводится в Законе «О государственной службе». В соответствии со ст. 2 Закона должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппаратов, другие государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. Такое определение представляется довольно неконкретным и нечетким. В административной науке должностным лицом в системе государственной службы считается служащий, который наделен государственно-властными полномочиями, имеет в подчинении других государственных служащих или распоряжается в административном порядке материальными и денежными ресурсами.

Определяющими критериями сущности должностного лица являются организационно-распорядительные и консультативно-совещательные функции. Как указано в постановлении Пленума

Верховного Суда Украины от 7 октября 1994 г. «О судебной практике в делах о взяточничестве», организационно-распорядительной функции - это «функции по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком роботы на предприятиях, в учреждениях или организациях...». Другими словами, это полномочия по непосредственному управлению людьми, участками работы, производственными или технологическими процессами. Эти полномочия проявляются в правах и обязанностях относительно подбора и расстановки кадров, приема и увольнения, в планировании деятельности предприятия, учреждения, организации и руководстве ими.

Определение консультативно-совещательных функций отсутствует как в законодательстве, так и в судебной практике. Исходя из лексического толкования слов «консультант» - специалист, дающий советы, «советник» - тот, кто дает установки как поступать, относительно Закона «О государственной службе» можно считать, что консультативно-совещательные функции - это полномочия по разработке проектов нормативно-правовых актов и решений, издаваемых должностными лицами, которые осуществляют организационно-распорядительные функции. Такие функции выполняют помощники, советники и секретари Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, членов правительства и др.