Сумма по всем объектам налогообложения. Объект налогообложения

Налог представляет собой важную экономическую категорию. Она исторически связана с существованием и деятельностью государства. Сущность налога составляет изъятие в пользу общества установленной части от стоимости ВВП в форме обязательного взноса.

Терминология

Налог - индивидуально-безвозмездный обязательный платеж. Он взимается с граждан и организаций в виде отчуждения денежных средств, которые принадлежат им по праву хозяйственного ведения, собственности либо оперативного управления. Этот платеж необходим для финансового обеспечения функционирования государства и муниципальных образований. Сбор представляет собой обязательный взнос, который взимается с организаций и граждан, выступающий в качестве одного из условий совершения уполномоченными инстанциями и должностными лицами действий юридического характера. В их число, кроме прочего, включается предоставление прав и выдача лицензий.

Цели обязательных взносов и платежей

Сборы и налоги призваны:

Определение объекта налогообложения

Оно приведено в отраслевом Кодексе, в гл. 7. Объектом налогообложения является:

  • Имущество.
  • Реализация услуг/товаров/продукции.
  • Расход.
  • Доход.
  • Прочее обстоятельство, обладающее количественной, стоимостной или иной характеристикой, с наличием которого отраслевое законодательство связывает возникновение у субъекта обязанности совершать обязательное отчисление.

Согласно НК, объект налогообложения выступает в качестве неотъемлемого элемента взноса в бюджет. Он устанавливается в ч. 2 и положениями гл. 7 отраслевого Кодекса. Для каждого платежа должен быть предусмотрен свой объект налогообложения.

Классификация

В законодательстве описаны виды объектов налогообложения. Так, имуществом признаются все объекты гражданских прав (кроме вещных), касающихся материальных ценностей, согласно ГК. Товаром считается любая реализуемая или предназначенная для этого продукция. Для регулирования отношений, касающихся взимания таможенных платежей, к данной категории отнесено также прочее имущество, предусмотренное в ТК. Работой считается деятельность, результат которой имеет материальное выражение и может реализовываться для удовлетворения нужд граждан либо организаций. Услуга представляет собой активность, итог которой не имеет стоимостного показателя. Потребление результата осуществляется в ходе исполнения деятельности. Под реализацией, согласно Кодексу, признается:

  • Передача прав собственности на продукцию.
  • Оказание услуг.
  • Передача результата выполненной работы.

Указанные объекты налогообложения физических лиц и организаций могут иметь как на без-, так и возмездную основу. В последнем случае, в частности, имеется в виду, например, обмен продукцией, услугами или работой. Момент и место фактической реализации устанавливаются согласно ч. 2 Налогового кодекса.

Доход

В законодательстве нет четкого определения этого объекта налогообложения. В общем виде понятие сформулировано следующим образом:

Доход представляет собой экономическую выгоду. Она устанавливается в той мере, в которой может быть определена согласно порядку гл. 23 и 25 отраслевого Кодекса.

Доход может быть:

  • Валовым. Его составляют все поступления средств в пользу конкретного субъекта.
  • Уменьшенным на затраты, понесенные в связи с получением ("чистая прибыль").

Доходы также классифицируются на внереализационные и поступившие от реализации. Это разделение прямо приведено в Налоговом кодексе.

Исключения

Выше приведены основные объекты налогообложения РФ. Не относятся к этой категории:

Объект налогообложения и налоговая база

Эти две категории имеют тесную связь. Налоговая база представляет собой стоимостную или другую характеристику объекта налогообложения. Она выступает в качестве одного из основных элементов системы начисления обязательных платежей. Налоговые базы классифицируют в соответствии с:

  • Стоимостными показателями - величина дохода.
  • Физическими параметрами - объем полученного сырья.
  • Объемно-стоимостными показателями - количество реализованных услуг.

Исчисление

Его осуществляют налогоплательщики. Объект налогообложения учитывается в соответствующих документах. На основании этих данных, а также в соответствии с регистрами бухучета исчисление осуществляется по итогам каждого периода. В случае обнаружения в текущем периоде искажений (ошибок) при расчете налоговой базы, касающихся предыдущих циклов, осуществляется перерасчет. При невозможности определить конкретное время появления неточности корректировке подвергаются обязательства периода, в котором она выявлена.

Специфика расчета

Индивидуальные предприниматели выполняют исчисление налоговой базы в соответствии с данными учета расходов и доходов, а также хозяйственных операций согласно правилам, установленным Минфином и министерством по сборам и налогам. Гражданами расчет осуществляется на основании сведений о соответствующих доходах, полученных от организаций в установленных законом случаях, а также информации собственного учета. Последний выполняется в произвольной форме.

Способы установления

Их существует всего четыре. Налоговая база может устанавливаться прямым способом. Он предполагает учет документально и реально подтвержденных показателей. Косвенный способ основывается на установлении базы в сравнении с деятельностью остальных обязанных субъектов. В условном методе учитываются вторичные признаки условной величины дохода. При использовании паушального способа за основу берутся показатели суммы налога (условной).

Методы формирования

Они имеют особое значение в отчетной практике. Существует 2 метода формирования базы:

  • Накопительный. В рамках этого метода в качестве дохода признаются суммы, право на получение которых появилось в данном периоде. При этом не имеет значения, поступили ли они в действительности. Расходами признаются величины имущественных обязательств, которые возникли в отчетном периоде (в ходе исчисления подоходного налога с граждан).
  • Кассовый. Его называют также методом присвоения. При кассовом способе в качестве дохода признаются суммы, которые были реально получены в конкретном периоде налогоплательщиком. Соответственно, в качестве расхода, выступает реально уплаченные суммы.

Однократность

Все элементы, в том числе и объект налогообложения, формируют совокупность параметров, достаточных и необходимых для совершения обязательного отчисления. Чтобы признать платеж законным, недостаточно просто указать его в законодательстве. В нормах должны быть исчерпывающе установлены все его элементы: объект налогообложения, ставки, тарифы, субъекты, порядок и условия уплаты. В этом случае платеж будет считаться законным. При нечеткой формулировке того или другого понятия может иметь место неоднозначное толкование отраслевых норм. В итоге это становится причиной судебных споров и лишает налогоплательщиков надлежащим образом исполнять свои обязательства.

Периоды

Они представляют собой установленный промежуток времени относительно отдельных платежей, по завершению которого осуществляется исчисление налоговой базы и суммы, которая подлежит уплате. Периоды отражают частоту отчислений. Такой объект налогообложения, как акциз, предполагает ежемесячный платеж. Если предприятие использует вмененную систему, то взносы отправляются в бюджет раз в квартал. Если объектом налогообложения является доход граждан, то платеж совершается раз в год.

Важный момент

Налоговые периоды могут состоять из нескольких (или одного) более коротких отчетных промежутков. По их итогам отчисляются авансовые платежи. Однако для некоторых налогов отчетные периоды не предусмотрены. Например, это касается НДС, акцизов, обязательных платежей на игорный бизнес, добычу ископаемых. Вместе с этим для единого социального налога, отчислений по прибыли и имуществу организаций рассчитываются и выплачиваются с учетом авансовых отчислений по завершении отчетных периодов. На более короткие промежутки времени разбивают продолжительные циклы. К примеру, это применяется к календарному году. Такая мера обуславливается необходимостью обеспечить равномерное и регулярное поступление в бюджет установленных законом налоговых платежей на протяжении финансового года.

В заключение

В теории объект налогообложения формулируется по-разному. Некоторые авторы под этим термином понимают юридический факт, влекущий возникновение обязанности по уплате взносов в бюджет. Другие специалисты считают этот подход некорректным. Юридическим фактом, влекущим появление налоговых обязательств они считают наличие объекта - получение дохода или обладание имуществом на протяжении финансового периода.

Первым в советской финансово-правовой науке правовое определение объекта налогообложения предложил С.Д. Цыпкин. В своей работе "Правовое регулирование налоговых отношений в СССР" он отмечал, что в каждом законе о налоге, кроме указания на то, кто является плательщиком налога, указывается также, при наличии каких обстоятельств это лицо обязано платить налог. Позднее, он уточнил свое определение объекта налогообложения: "Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т.п., т.е. наличие объекта налогообложения". Ряд авторов придерживается точки зрения, согласно которой объект налогообложения - это отдельный предмет материального мира, выполняющий в ряде случаев функцию основания соответствующего налога, его масштаба. Подобной точки зрения на объект придерживается и Н.И. Химичева.

Она указывает, что в любом законе о налоге содержится "определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество...". Однако данное положение само по себе содержит некоторые противоречия. Например, вид деятельности юридического либо физического лица нельзя отнести к предметам материального мира, это скорее определенные фактические обстоятельства, находящие выражение в определенных юридических фактах: в совершении действий юридического и фактического характера. Невозможно начислить налог на какую-либо деятельность, она только может служить основанием для возникновения определенного налогового обязательства. Даже в том случае, если в роли объекта будет выступать, как считает Н.И. Химичева, материальный предмет, например имущество, то и последнее нельзя признать основанием для начисления налога. Таким основанием в случае с налогом на имущество является его стоимостное выражение (при взимании земельного налога - площади земельного участка). Правда, в стародавние времена были примеры начисления налога непосредственно на отдельный предмет материального мира, в частности, знаменитый налог Петра I на бороды. Но даже и приведенный пример не совсем корректен, поскольку этот вид обязательного платежа можно отнести к налогам с большой натяжкой: он не обладает многими присущими налогам признаками. Таким образом, наличие объекта обложения должно рассматриваться, прежде всего, как юридический факт, который порождает обязанность уплатить налог. Подобный подход к определению объекта обложения обусловлен своеобразием налоговых отношений, в которых тесно переплетены экономические и правовые начала и которые всегда выступают в форме правоотношений.

А последние могут возникать только при наличии определенного юридического факта, такого, например, как получение прибыли, производство и реализация подакцизного товара, совершение операций с ценными бумагами и т.д. Согласно ч. 1 ст. 38 НК РФ «объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Объект налогообложения отнесен ст. 17 Налогового кодекса РФ к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным. В отличие от ранее действовавшего Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в котором объекту налогообложения была посвящена единственная ст. 5, в НК РФ содержатся шесть статей (ст. 38-43 налогового кодекса РФ), в которых раскрывается понятие объекта налогообложения. В литературе по налоговому праву объекты налогообложения определяются как юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникают обязанности по уплате налогов.

Такие юридические факты должны отвечать определенным критериям, а именно: иметь стоимостную, количественную или физическую характеристику. К объектам, в частности, отнесены имущество, прибыль, доход, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Перечень объектов не является исчерпывающим. В актах законодательства о налогах и сборах могут содержаться иные, помимо перечисленных в ст.38 НК РФ, основания, с наличием которых у плательщика возникает обязанность по исчислению и уплате налога. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени. В целях налогообложения под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением имущественных прав.

Виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу, указаны в ст. 128 ГК РФ, а именно: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество. Объектами гражданских прав также являются: имущественные права, не отнесенные Налоговым кодексом РФ к имуществу; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Предназначенное для реализации или реализуемое (отчуждаемое на возмездной основе) любое имущество, в том числе имущественное право, признается товаром. Соответственно операции с товаром или их стоимость относятся к объектам налогообложения. НК РФ провел различие между работой и услугой. Оба эти понятия признаются деятельностью. Различие между ними заключается в результатах деятельности. Результаты работы материальны и могут быть реализованы в интересах организации или физических лиц. Услуга не имеет материального выражения и потребляется в процессе деятельности. В гражданском законодательстве работа выражает отношения в сфере подряда. Налоговый кодекс РФ относит прибыль и доход к объектам налогообложения, не указывая различий между этими понятиями. В налоговом праве под реализацией всегда понималось отчуждение в чью-либо пользу имущества или результатов выполненных работ, оказанных услуг. НК РФ признает реализацией возмездную передачу права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг организацией или индивидуальным предпринимателем другому лицу. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Переход права собственности в результате обмена товарами, работами или услугами также является реализацией.

Объект налогообложения органично связан с моментом реализации товаров, работ и услуг. В гражданском праве момент реализации определяется моментом исполнения обязательства по правилам гражданского законодательства. Налоговое право имеет специфику - момент реализации товаров (работ, услуг) зависит от учетной политики, принятой в организации. Имеется два метода учета объектов налогообложения - кассовый и накопительный. В зависимости от применяемого метода организация определяет момент возникновения объекта налогообложения. Кассовый метод учитывает момент получения средств и производства выплат в натуре. В соответствии с этим методом доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы. Этот метод учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме, например, получены в кассе наличными, переданы в собственность посредством оформления определенных документов и т.п. При накопительном методе доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности.

Оценка объекта налогообложения связана с понятием "налоговая база" и зависит от метода ее учета. Это иногда приводит к ошибочному пониманию гражданско-правовых отношений в конкретной налоговой ситуации и неверному применению норм законодательства о налогах и сборах. Пункт 3 ст.39 Налогового кодекса РФ содержит перечень операций и сделок, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, не создают объекта налогообложения. Отдельные положения этого пункта нашли отражение в действующем законодательстве о налогах в виде льгот, т.е. объектов, не подлежащих налогообложению. Особенность расположения в НК РФ операций и сделок, не признанных реализацией товаров (работ, услуг), заключается в том, что их указание в п.3 ст.39 Налогового кодекса РФ влечет исключение их из объектов обложения всеми налогами, налагаемыми на реализацию товаров (работ, услуг) как на объект, и не требует дублирования этих норм в специальной части Налогового кодекса РФ.

Не признается реализацией товаров изъятие имущества путем конфискации (ст. 243 ГК РФ) и наследование имущества (ст. 129 ГК РФ), а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных (ст.225 ГК РФ) и брошенных (ст. 226 ГК РФ) вещей, бесхозяйных животных, находки (ст. 227, 228 ГК РФ) и клада (ст. 233 ГК РФ). Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации прямо предусматривает условия наследования в полном товариществе (ст. 78), в обществе с ограниченной ответственностью (ст. 93) в кооперативе (статья 111). Размер исключаемой из налогообложения стоимости имущества в таких случаях определяется с учетом правил пп.5 п.3 ст.39 Налогового кодекса Российской Федерации. Вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) не облагаются налогом на прибыль (пп.4 п.3 ст.39 НК РФ).Передача имущества в размере первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества не признается реализацией (пп.6 п.3 ст.39 НК РФ) и, следовательно, не образует объекта налогообложения. Последующая передача имущества в размере первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (подп.5 п.3 ст.39) реализацией не признается.

Таким образом, можно сделать вывод, что объект налогообложения - это предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки по купле-продаже товаров, работ и услуг, различные формы накопленного богатства или имущества. Объектом налогообложения может являться также иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательно возникает обязанность по уплате налога.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т. д. Следует подчеркнуть неразрывную связь объекта обложения с всеобщим исходным источником налога - валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты обложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП. Вместе с тем объект обложения и источник уплаты конкретного налога не всегда совпадают, а, как правило, почти никогда.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта обложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т. д.).

Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли.

Объект налогообложения

Объекты налогообложения - юридические факты (действия, со­бытия, состояния), с которыми законодательство о налогах и сборах связывает обязанность налогоплательщика заплатить налог. К ним от­носятся совершение оборота по реализации товара, владение имуще­ством, совершение сделки купли-продажи, получение прибыли и др.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, с помощью которого законодатель может ар­гументировать возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения могут выступать опера­ции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных ус­луг) или иной объект, имеющий стоимостную, количественную или фи­зическую характеристики.

Из этого списка явствуют те правовые ограничения, которые зало­жены в отношении объектов налогообложения. В достаточно общем виде поименованы объекты налогообложения: имущество, доход, при­быль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ и оказанных услуг). Например, имущество может превратиться в довольно большой перечень объектов, поскольку он, согласно ГК РФ, является неограниченным.

Объекты по всем налогам определяются федеральным законодатель­ством независимо от уровня установления налоговых платежей.

Следует отличать объект от предмета налогообложения .

Предметы налогообложения - реальные вещи (земля, транспорт­ные средства, другое имущество) и нематериальные блага (государ­ственная символика, экономические показатели и т. п.), которые обо­сновывают взимание соответствующего налога. Отсюда следует, что этот элемент налогообложения обозначает признаки фактического, а не юридического характера. Так, например, предметом транспортного налога является транспортное средство, которое не порождает ника­ких налоговых последствий, объектом - владение этим транспортом.

Объект налогообложения также нельзя отождествлять с источни­ком налога. Источник налога - это резерв, используемый для уплаты налога. Существуют два источника - доход и капитал налогоплатель­щика.

Налоговая база

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Примером налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями - объем реали­зованных услуг, а с физическими показателями - объем добытого сы­рья. Налогооблагаемая база и порядок ее определения по всем нало­гам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогооб­ложения выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредствен­но выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сна­чала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым, определяя масш­таб налога.

Масштаб налога - установленная законом характеристика измере­ния предмета налога.

Масштаб налога определяется через стоимостные и физические ха­рактеристики . При измерении дохода в качестве масштаба выступает денежное выражение полученного дохода, акцизов на алкоголь - кре­пость напитков, транспортного налога - мощность двигателя, вес ав­томобиля или объем двигателя.

Единица налогообложения - единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении дохода единицей налога является рубль; при обложении акцизами алкогольных напитков - градусы; при исчисле­нии транспортного налога - лошадиная сила, тонна или куб. см.

На практике в Российской Федерации применяются следующие спо­собы определения налогооблагаемой базы:

прямой способ , основанный на реально и документально подтвер­жденных показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль организаций;

косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определе­нии налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. То есть при отсутствии сведений о до­ходах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;

условный способ (презумптивный ), который основан на определении налогооблагаемой базы с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (пример - налоговой базой у налогоплательщика, подпадающего под специальный налоговый режим, определенный гл. 26.3 НК РФ, является величина вмененного дохода).

Налоговая база, являясь существенным элементом налога, необхо­дима только для исчисления налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает при наличии соответствующего объекта налогообложения.

Налоговый период

Налоговый период - срок, в течение которого формируется нало­говая база и окончательно определяется размер налогового обязатель­ства.

Значимость налогового периода обусловлена следующими обстоя­тельствами :

1. он определяет промежуток времени, в котором у налогоплательщика возникает объект налогообложения, поэтому является неотъем­лемым элементом процедуры исчисления налога;

2. он необходим на стадии уплаты налога, поскольку с истечением налогового периода связывается срок уплаты налога;

3. он нейтрализует проблему многократного налогообложения, так как многим объектам (получение дохода, реализация товаров) свойственна повторяемость, протяженность во времени.

Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ, «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдель­ным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по ито­гам которых уплачиваются авансовые платежи». Отчетный период - срок, по окончании которого подводятся итоги, составляется отчет­ность и представляется в налоговую инспекцию, органы социальных внебюджетных фондов.

Налоговый и отчетный периоды могут совпадать (например, при рас­чете налога на добычу полезных ископаемых). В других случаях отчет­ность представляется несколько раз за налоговый период. Так, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налоговым пери­одом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев этого года.



Понятие «налоговый период», закрепленное в НК РФ , сведено лишь к сроку определения налоговой базы и исчислению подлежащей уплате суммы налога. Однако помимо этого налоговый период является :

1. ба­зой для определения по временному фактору налогового резидентства;

2. основой для определения круга соответствующих обязанностей у на­логоплательщика;

3. необходимым элементом в отношениях по налого­вому контролю и привлечению к ответственности.

Налоговая ставка

Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения. Сле­довательно, ставка налога есть норма налогового обложения. Относи­тельно данного элемента налога в ст. 53 Кодекса указано: «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на едини­цу измерения налоговой базы... Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом». Налоговые ставки можно классифицировать по следующим основаниям.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют :

твердые ставки , когда на каждую единицу налогообложения оп­ределен зафиксированный размер налога (например, 1500-7500 руб. за один игровой автомат);

процентные ставки , когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный процент налога (так, с каждого руб­ля прибыли предусмотрено 24% налога).

В зависимости от степени изменяемости ставок налога различа­ют :

общие, повышенные и пониженные ставки . Например, по налогу на доходы физических лиц ст. 224 НК РФ установлены следующие став­ки:

1. 13% (общая),

2. 30 и 35% (повышенные),

3. 9% (пониженная).

Налоговые льготы

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ «льготами по налогам и сборам призна­ются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщика­ми или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы зако­нодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить ин­дивидуального характера».

Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения разме­ра налогового обязательства налогоплательщика и для изменения срока платежа . При этом налогоплательщик может отказаться от использова­ния льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы относятся к факультативным элементам налогооб­ложения, т. е. они могут отсутствовать в законе о конкретном налоге.

По­рядок законотворчества в отношении льгот определен п. 3 ст. 56 НК РФ. Согласно положениям этой статьи, льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ; льготы по региональным (местным) налогам - НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах (нормативными правовыми актами представительных органов муници­пальных образований о налогах; законами городов федерального значе­ния Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

изъятия - это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложе­ния. Например, по налогу на доходы физических лиц изъятиями яв­ляются доходы, не подлежащие налогообложению, поименованные
в ст. 217 НК РФ (государственные пособия, пенсии, отдельные груп­пы компенсационных выплат и др.);

скидки - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Так, в случае налогообложения доходов физических лиц к скидкам относятся налоговые вычеты:

1. стандартные (ст. 218 НК РФ);

2. социальные (ст. 219 НК РФ);

3. имущественные (ст. 220 НК РФ);

4. профессиональные (ст. 221 НК РФ);

освобождения - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Существуют следующие фор­мы налоговых освобождений: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), возврат ранее уплаченного
налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, отсрочка
или рассрочка уплаченного налога, инвестици­онный налоговый кредит.

Снижение ставки налога означает уменьшение размера базовой став­ки налога в отношении отдельных видов деятельности, определенных категорий налогоплательщиков.

Вычет из налогового оклада (валового налога ) может быть частич­ным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобож­дение от уплаты налога на определенный период называется налого­выми каникулами.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет дру­гое наименование - налоговая амнистия. Примером может служить возврат налога на доходы физическим лицам в случае приобретения ими в собственность жилого дома (квартиры)..

Зачет ранее уплаченного налога предусматривается международны­ми соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Отсрочка уплаты налога - перенос предельного срока уплаты пол­ной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога - деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 Кодекса. Изменение срока уп­латы налога или сбора производится на период от одного до шести ме­сяцев. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в определенных случаях, предусмотренных НК РФ, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестици­онный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответству­ющих оснований предоставляется возможность в течение опреде­ленного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начис­ленных процентов. Такой кредит используется только в отношении налога на прибыль организации, а также региональных и местных на­логов. Срок действия кредитного договора составляет от одного года до пяти лет.

Введение

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы, за перевоз через реку, за право устраивать рынки, за убийство, за преступление. Во времена Екатерины II, указом была учреждена экспедиция о государственных доходах. 8 сентября 1802 года создано министерство финансов.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским условиям.

Основные понятия, сущность и содержание налогов

Что является объектом налогообложения

налог бюджет инновационный

Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 38) определяет понятие «объект налогообложения»: «Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». Данная формулировка уже вызвала в литературе критические замечания. Так, указывалось на недопустимость связывать обязанность по уплате налога с наличием стоимости реализованных товаров (работ, услуг). Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы. Однако имеются и другие спорные положения.

В учебной литературе по налоговому праву принято считать объекты налогообложения в качестве юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение (изменение, прекращение) налоговых прав и обязанностей. Строго говоря, ставится знак равенства между понятиями «объект обложения» (в том числе «прибыль», «доход», «имущество») и «юридический факт (основание)».

Например, прибыль как экономическая категория представляет собой разновидность имущества коммерческой организации. Поэтому прибыль (равно как доход и иное имущество) является объектом налогового права, т.е. тем, по поводу чего возникают налоговые права и обязанности. Юридические факты - это действия и события, с которыми нормативные правовые акты связывают какие-либо юридические последствия. Прибыль в этом качестве не является юридическим фактом. О юридическом факте можно говорить в случае ее (прибыли) получения. Здесь уже имеет место юридическое действие - получение прибыли. Сказанное в равной степени относится и к другим видам объектов обложения (например, доходу, имуществу и т.д.).

Содержащийся в п. 1 ст. 38 НК РФ перечень видов объектов обложения не является окончательным. С позиции закона могут быть иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики. Это, во-первых. Во-вторых, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Следовательно, правовой режим объекта обложения оказывает определенное влияние на конкретный налог, а потому коротко остановимся на характеристике отдельных видов объектов налогообложения.

Начнем с базовой категории «имущество». Пункт 2 ст. 38 НК РФ гласит, что под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Любопытно то, что ГК РФ (ст. 128 и др.) не дает определение общего понятия «имущество». Статья 128 к объектам гражданских прав относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Таким образом, в содержание понятия «имущество» помимо вещей могут выключаться также и имущественные права. Так, в п. 3 ст. 63 ГК РФ под имуществом ликвидируемого юридического лица, продаваемым с публичных торгов, понимаются и вещи, и имущественные права. Аналогичный смысл имеет термин «имущество», когда речь идет об ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Имущественные права как вид имущества возникают при заключении договора банковского счета и осуществлении безналичных расчетов.

В отличие от действующей редакции п. 2 ст. 38 НК РФ (в ред. Федерального закона №154-ФЗ) старая редакция не содержала фразу «за исключением имущественных прав». В итоге понятие имущества в налоговом законодательстве стало существенно отличаться от одноименного понятия в гражданском законодательстве, что само по себе вызывает некоторую настороженность, поскольку законодатель должен стремиться к терминологическому единству в российском законодательстве.

Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 38) относит к объектам налогообложения доход и прибыль. Определение дохода сформулировано в ст. 41 Кодекса: «…доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» настоящего Кодекса». Иначе говоря, категория дохода определяется через понятие «выгода».

В свою очередь, доходы подразделяются на доходы от реализации товара (работ, услуг) и внереализационные доходы. При этом доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Внереализационными признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ. Приблизительный перечень внереализационных доходов дан в ст. 250 НК РФ. В частности, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса.

Как видно, НК РФ содержит противоречивые положения. Если п. 2 ст. 38 исключает имущественные права из объектов налогообложения, то п. 8 ст. 250, напротив, включает их в состав внереализационных доходов.

Прибыль - следующий объект налогообложения. Статья 247 НК РФ определяет прибыль (для российских организаций) как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов. Таким образом, прибыль характеризуется через доход, а последний - через выгоду.

Прибыль бывает валовой, балансовой и чистой. Соответственно каждый вид прибыли обладает собственным режимом. Валовая прибыль есть валовой доход минус валовые расходы. Балансовая прибыль представляет собой валовую прибыль за вычетом соответствующих налогов, других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, а также производимых расходов, осуществляемых по действующему законодательству до налогообложения. Чистая прибыль коммерческой организации (после уплаты налогов) остается в распоряжении организации и по решению высшего органа управления перечисляется в резервы, направляется на формирование иных фондов, на другие цели.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В свете этого требования в судебной практике вставал вопрос о том, должны ли имущественные права в виде присужденных и признанных штрафов (пеней) относиться к объекту налогообложения по налогу на прибыль организации. Однако частноправовые интересы предприятия могут не совпадать с публичными интересами государства в части уплаты налогов и сборов. Не начисление процентов (штрафов, пени) уменьшает налогооблагаемую базу и соответственно приводит к сокращению налоговых поступлений. Именно эта проблема послужила предметом судебного разбирательства Конституционного Суда РФ (в настоящий момент этот вопрос регулирует, в частности, п. 3 ст. 250 НК РФ).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ №14-П, ст. 2 Закона об основах налоговой системы, ст. 247 НК РФ объектами налогообложения являются только полученные прибыль, доходы, а имущественные права (права требования), т.е. не полученные доходы в виде присужденных и признанных должником штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договора, объектами налогообложения не признаются. Поэтому, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, датой получения внереализационного дохода следует считать момент фактического получения сумм взысканных судом или добровольно признанных должником санкций. Ведь объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Вместе с тем подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ демонстрирует совершенно иной подход к этой проблеме.

Операции по реализации товаров (работ, услуг) - специфический объект налогообложения. В силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Именно операции по реализации товаров служат объектом НДС. Круг операций НДС очерчен ст. 146 НК РФ. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

К числу объектов относится и стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ «если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен».

Налоги, сборы, пошлины по-разному отражаются в составе цены. Одни из них входят в состав затрат предприятий; другие ограничивают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия (налог на прибыль); третьи представляют собой прямую надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы).

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Конституцией РБ определены и закреплены основные принципы налогов:

Власть вправе устанавливать налоги

Всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

Однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)

Очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)

Определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип - определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

Субъекты налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

Объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)

Ставка налога - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

  • Тема 2. История возникновения и развития налогов и сборов.
  • Возникновение и развитие налогов.
  • 2. Этапы становления и развития налогообложения в Европе и России. Связь налогов с государством. Генезис учения о налогах. Учение о налогах в работах зарубежных и российских экономистов.
  • 3. Становление и развитие налогов в России в период 1917-1991 гг.
  • Тема 3. Экономические теории налогов и налогообложения.
  • Тема 4. Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации.
  • 1. Налоговая политика и ее типы.
  • Налоги и бюджетный процесс
  • Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы.
  • 4. Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.
  • Тема 5. Общие условия установления налогов и сборов.
  • 1. Система налогов и сборов в рф.
  • 2. Элементы налога.
  • 3. Участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • 4. Налогоплательщики и налоговые агенты.
  • 5. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • Глава 4 нк рф содержит несколько норм, которые регулируют представительство.
  • 6. Права и обязанности налогоплательщика.
  • 7. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • 8. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).
  • Тема 6. Изменение срока уплаты налога и сбора. Налоговые льготы и санкции.
  • 1. Понятие о налоговых льготах и скидках.
  • 2. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора.
  • 3. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога.
  • 4. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога.
  • 5. Порядок и условия предоставления отсрочки или по уплате налога.
  • 6. Налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, целевой налоговый кредит, порядок и условия их предоставления.
  • 7. Прекращение действия отсрочки и рассрочки, других льгот.
  • 8. Санкции и их виды за нарушение налогового законодательства.
  • Тема 7. Налоговый механизм.
  • Составные части налогового механизма.
  • 2. Методы управления налогообложением.
  • Пропорциональный, прогрессивный и регрессивные методы
  • 3. Объекты налогообложения.
  • 3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов
  • 4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.
  • Специальные налоговые режимы.
  • Тема 8. Налоговое производство.
  • 1. Понятие налогового производства. Бухгалтерский и налоговый учет. Учетная политика.
  • 2. Учетно-налоговые регистры. Методы формирования налогооблагаемой базы.
  • Методы формирования налогооблагаемой базы
  • 3. Налоговые ставки.
  • 4. Способы выполнения обязательства. Неисполнение обязательства.
  • 5. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
  • Тема 9. Налоговые правонарушения и ответственность за нарушение налогового законодательства.
  • Тема 10. Организация налогового контроля.
  • Государственный реестр налогоплательщиков.
  • Налоговый контроль за расходами физического лица.
  • Действия налоговых органов по результатам проверки.
  • Налоговая тайна.
  • Тема 11. Органы управления и контроля в налоговой сфере.
  • 1. Налоговые органы в Российской Федерации. Права и обязанности налоговых органов. Обязанности должностных лиц налоговых органов.
  • 2. Полномочия таможенных органов.
  • Тема 12. Характеристика современного налогообложения в Российской Федерации и основные тенденции его развития.
  • Общая характеристика российской налоговой системы во втором тысячелетии.
  • Принципы, положенные в основу налоговой системы России.
  • Современные проблемы и тенденции налогообложения в России
  • Достоинства и недостатки налоговой системы России. Основные проблемы.
  • Доходная часть федерального бюджета рф
  • Совершенствование налоговой системы: возможности и альтернативы.
  • Тема 13. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
  • Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования.
  • Уровни налогового планирования.
  • Возможности минимизации налоговых платежей в рф. Основные принципы оптимизации налоговых платежей.
  • 3. Объекты налогообложения.

    Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

    Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

    Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

    Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

    3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов

    Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

      объект налогообложения;

      налоговая база;

      налоговый период;

      налоговая ставка;

      порядок исчисления налога;

      порядок и сроки уплаты налога.

    В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком

    4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.

    Порядок исчисления налога - это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. Обязанность исчислить сумму налога может быть также возложена на налоговый орган или третье лицо, выступающее в роли налогового агента.

    Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы изложены в ст. 54 НК РФ. Согласно положениям этой статьи налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета или на основе иных документально подтверждающих данных об объектах; индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций; физические лица как налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 311-313. НК РФ. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчеты налоговой базы.

    Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

    Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

    Российским законодательством предусмотрено применение различных систем и способов исчисления налога, а также их сочетаний.

    Для упорядочения процесса внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога - нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

    Налоговый оклад- это сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет – это основной элемент правильной уплаты налога. Уплату налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку .

    Существует пять способов взимания налогов:

      кадастровый, т.е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовый, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. При уплате платежа устанавливаются фиксированные сроки их взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока – к 15 сентября и 15 октября. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности – неустойчива и неэластична;

      уплата налога у источника дохода – налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того предприятия или учреждения, которое выплачивает налог субъекту налога. Здесь моменту получения дохода предшествует момент уплаты, это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

      уплата налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный сроков налоговый орган официальное заявление о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику заявление о его уплате. Способ недостаточно эффективен, поскольку создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций достаточно трудоемка;

      уплата налогов в момент расходования доходов характеризуется для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, ибо дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет;

      уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого или недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

    Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

      направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

      средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

      механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и т.д.);

      особенности контроля за уплатой налога.

    Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.